Сочинение с многозначными словами

Предложения с многозначными словами примеры 1, 2, 3, 4, 5 класс предложения с многозначными словами примеры с рисунками для сравнения

предложения с многозначными словами примеры 1, 2, 3, 4, 5 класс

предложения с многозначными словами примеры с рисунками

для сравнения — предложения с однозначнмыи словами

2

Божья коровка

Ответы (7):

Share

6

Составим предложения со словами корень и время

Воспользуемся словарем, чтобы узнать, сколько значений у этих слов, а затем придумаем примеры:

У слова «время» в словаре Ожегова 10 значений:

1). Сколько времени вы уже состоите на учете?

2). Было решено назначить время Совещания директоров на 15-00 ч.

3). Самое время идти и попросить у нее прощение.

У слова «корень» 4 значения:

1). Куст выкопали и поставили в воду, чтобы корень не засох.

2). Выделить корень в слове нужно дугой.

3). Корень всех его мальчишеских бед был в нежелании наладить отношения с родителями.

Составим предложения и с однозначными словами:

1). Даша не могла еще отличить рояль от фортепиано.

2). Парта была ей еще велика, но она уже положила на нее тетрадь и собралась рисовать.

Share

2

Многозначные слова — это слова, имеющие два и более лексических значений. Многозначные слова могут быть не только существительными, но и глаголами или прилагательными. Примеры предложений с многозначными словами:

  • Часам к двенадцати вечера свет в окнах начал гаснуть.
  • Под утро звезды в небе начали гаснуть.
  • В школе мне задали перевести текст с немецкого на русский язык.
  • Я предложил старушке перевести ее через дорогу.
  • Старик был совсем глухой.
  • Я свернул в глухой переулок и тут же пожалел, что пошел этой дорогой.

Однозначные слова — имеют только одно значение. Кстати, в русском языке их чуть больше, чем многозначных за счет слов узкой направленности, терминов, имен собственных и слов, которые со временем растеряли свои другие значения.

Примеры предложений с однозначными словами:

  • В школе мы проходили суффиксы.
  • Троллейбус останавливался прямо возле моей школы.
  • Школу я окончил с золотой медалью.

А это предложения, где есть многозначные и однозначные слова:

  • На последней минуте наша команда успела забить решающий гол.
  • Самая короткая дорога вела через пустырь, но на мне была короткая юбка и туфли на высоком каблуке, поэтому я пошла в обход.

Share

1

Предложения с многозначными словами «ножка» и «хвост»:

  • «Ножка белого гриба без единой червоточинки».
  • «Стол покосился, потому что ножка одна прогнулась».
  • «Девочка уколола палец ножкой циркуля».
  • «У девушки маленькая миниатюрная ножка».

  • «Раздался дикий крик кота, опять ему кто-то прищемил хвост дверью».
  • «На хвост самолета нанесли цветные линии, соответствующие цветам флага страны».
  • «Мужчина вбежал на перрон, но увидел только хвост поезда».
  • «Девушек направили в хвост очереди к театральной кассе».

Предложения с однозначными словами «гипотенуза», «существительное», «пальто», «компьютер», «пятьсот», «сентябрь», «сувенир»:

  • «Длину гипотенузы мальчику вычислить так и не удалось».
  • «Несколько существительных Таня нашла в словаре, остальные придумала сама».
  • «Пальто дочери на следующий год будет ей уже мало».
  • «Компьютер вышел из строя, поэтому Леонид не закончил работу».
  • «Потерянные Машей пятьсот рублей, через час нашлись у двери».
  • «В прошлом году сентябрь был потеплее».
  • «В витрине магазина меня привлек сувенир в виде символа года».

Share

1

Составим предложения используя многозначные слова в разных лексических значениях:

Язык

Кошка шла, высунув язык.

У колокола тоже есть язык.

Русский язык самый красивый язык в мире.

Языки пламени раздувались ветром.

Рука

Рука человека способна совершать самые разные действия

Во многих событиях люди видели руку бога

У закона тоже есть своя карающая рука.

Молния.

Черная туча закрыла небо и сверкнула молния.

Молния на моей куртки была расстегнута.

Земля.

На моих ладонях осталась черная сухая земля.

Земля вращается вокруг солнца по орбите.

Теперь покажем примеры многозначных слов на рисунке:

Сочинение с многозначными словами

Кажется, что почти все слова русского языка являются многозначными, но на самом деле и однозначных слов очень много. И каких слов больше сказать трудно.

Примеры предложений с однозначными словами:

Арифметика: Нас учили арифметике в первом классе.

Аквалангист: Аквалангист нырнул в синее море.

Микроскоп: Мы смотрели на бактерий в микроскоп.

Бурундук: На пеньке в лесу сидел смешной бурундук.

Share

1

Многие слова русского языка имеют не по одному, а по два-три значения, некоторые даже по десятку и более.

Например, глагол идти имеет очень много значений.

По дороге идёт мальчик.

Поезд идёт быстро.

Трудно идти против воли большинства.

В своих исследованиях он идёт за учителем.

Письма идут долго.

Старинные часы ещё идут.

На улице идёт дождь.

Дорога идёт полем.

Из трубы идёт дым.

Сегодня в школе идут экзамены.

На костюм идёт три метра ткани.

Это платье вам идёт.

Устаревшие модели одежды идут за бесценок.

Гвоздь не идёт в стену.

Из-за дождя картошка идёт в ботву.

Этот фильм уже нигде не идёт.

Макулатура идёт в переработку.

Старик был глухой и внимательно следил за губами собеседника.

Заблудившись, мы свернули в какой-то глухой переулок.

Глухая ночь опустилась на спящее село.

В телефонной трубке раздался глухой голос.

Share

1

Давайте сначала приведем примеры предложений с многозначными словами (словами, которые могут иметь более одного значения):

1.Пример, который нам задали решить сегодня по математике на дом был очень простой.

2.На работе намечался простой из-за нехватки деталей для сборки стульев.


1.С помощью строительного крана возводят высотные дома и другие сооружения.

2.Кран на кухне стал протекать, нужно вызвать сантехника.


А теперь примеры предложений с однозначными словами:

1.Яблоко было спелым и румяным.

2.Мама на обед приготовила борщ.

3.Расписание движения поездов можно посмотреть на табло в главном зале вокзала.

Share

1

Бабушка длинной косой косила траву (инструмент и прическа). Мальчик держал в руках кисть (для рисования и виноградная). На столе лежали листы (бумаги и растения). В пакете лежали луковицы (часть растения семейства лилейных, например, тюльпана или репчатый лук).

Однозначные: На обед была камбала. Валенки снова вошли а моду.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

 Заславская средняя
общеобразовательная школа

Открытый урок по русскому языку в 5
классе.

Тема урока «Однозначные и
многозначные слова»

               Составитель
урока 

               Зонова Любовь
Викторовна              учитель русского языка

и литературы

Заславск, 2020г.

Тема урока «Однозначные и многозначные
слова»

Цель
урока: формирование понятий «однозначное» и «многозначное» слово.

Задачи
урока:

Образовательные:


повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;


усвоить материал об однозначных и многозначных словах;


усвоить понятие «словарная статья».

2) Развивающие:


закрепить умение определять лексическое значение слова по его лексическому
значению;


сформировать умение пользоваться словарём;


сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;


сформировать умение определять лексическое значение однозначность и
многозначность слова по толковому словарю.

3)
Воспитательные:


воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому
языку, любовь к книге;


воспитать культуру умственного труда.

Оборудование
урока:

Учебник;

Толковый
словарь;

Раздаточный
материал;

Презентация.

План
урока:

1.Повторение
изученного материала о лексическом значении слова:

устный
опрос.

2.
Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:


введение в тему;


самостоятельная формулировка основных понятий;


анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

3.
Формирование умений:


составление словосочетаний с многозначными словами.

4.
Итоги. Оценивание.

Ход
урока:

Слово
учителя.

Сегодняшний
урок я бы хотела начать с притчи:
Родители выбрали
для сына лучшую школу. Утром дед повел туда внука. Когда они вошли во двор, их
окружили дети.
— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и
внука. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
— В эту школу ты не пойдешь,  я сам найду тебе хорошую школу.

Дед  пошел искать. Он заходил в разные
школы, но везде было одно и то же. Наконец, он вошел в крохотный дворик
маленькой школы, и устало прислонился к ограде.

— Дедушка, вам плохо, принести воды? —
послышался голосок.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.

Дед поздоровался с детьми и сказал:
— Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука. Ведь по ученикам и о школе
узнают.

Прочитав притчу, я задумалась, а какая
наша школа? Какие в ней ученики?  Зайдя на школьную территорию, я сразу
услышала, что со мной здороваются ребята, один из них предложил помочь донести
сумку с тетрадками, и я поняла, что у нас хорошая школа и хорошие ученики!

Ученики из притчи были остры на язык,
когда обзывали дедушку, острым взглядом они осматривали его внешность. У
дедушки был острый подбородок, видимо поэтому, дети посчитали его смешным. От
острых насмешек ребят, дед испытал острую боль в груди, и не захотел оставаться
в этой школе.

Ребята, что необычного показалось вам в
моем рассказе? (часто употреблялось слово острый)

Назовите
лексическое значение слова острый? Сколько лексических значений
имеет слово острый?

 —
Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют одно и несколько
значений.  Вариант: однозначные и многозначные слова).

—  Чему мы должны сегодня научиться?

Давайте поставим цели урока.
1) познакомиться с однозначными и многозначными словами;
2) уметь различать однозначные и многозначные слова, различать
значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить
в толковом словаре.

Метод
«Фруктовый сад»

 У
вас на парте лежат яблочки разного цвета (зеленые — легко справлюсь со всеми
заданиями; желтые- возможно возникнут трудности; красные — понадобится помощь
товарищей, учителя)


Подумайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Выберите то яблочко, которое
отражает ваши ожидания. А какие  значения слова яблоко вам известны? (
фрукт, глазное яблоко, попал в яблочко, адамово яблоко, яблочко от яблони не
далеко падает)

    I.           
Повторение изученного.

1.     Беседа:

-Чтобы
познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что мы
изучали на предыдущем уроке.

— Что
такое лексическое значение слова?

— Как
объяснить лексическое значение слова?


Назовите лексическое значение слова медведь.

— Как
узнать значение незнакомого нам слова?

Молодцы!

Работа
по теме урока

2.Объяснение
учителя:

— Ребята,
откройте сто первую страницу учебника. Прочитайте определение выделенное
зеленым цветом, выберите слова, которые необходимо вставить в пропуски.

В нашем языке есть
слова, которые имеют одно лексическое значение, их называют ……(однозначными);
есть и другие, они имеют несколько лексических значений, их называют….. (многозначными).

Разминка: Я читаю загадки, вы говорите отгадку и определяете
однозначное это слово, или многозначное. Готовы?

Есть она у
чемодана

И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
 

Летом зеленел
на грядке,

Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист)

Есть на доме
и вагоне,

А в отеле можно снять,
И набрать на телефоне,
И на сцене исполнять.
(номер)

Не боится
бегемота,

Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)
 

Кто на птичий
двор нагрянет

Поживиться петушком
И охотника обманет,
Но не сладит с грибником?
(лисичка)

На полу она –
о, ужас! –

Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)

Из стекла или фарфора,

А вокруг нее приборы.

Она – столовая посуда

И нужна она повсюду.  (тарелка)

Ребята,
посмотрите в учебник, на полях справа изображена тарелка, скажите, какое
лексическое значение имеет это слово ( тарелка из которой едят, ударный
музыкальный инструмент, телевизионная антенна, летающая тарелка)

На
летающей тарелке мы отправимся в гости к лунатикам.

Физкультминутка.

Какое
слово встречается в песне? (Звезда) Как вы думаете, это однозначное, или
многозначное слово? Где мы можем это проверить? (В толковом словаре)

2.    
Работа со словарем.(в группах) Найдите в словаре значение слово звезда

Первичное закрепление

Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока, сумели мы ее
достичь? (вешаем соответствующее яблочко)

3.    
Какое слово называется однозначным? (если в словарной статье
определено только одно значение слова
)

4.    
Многозначным называется слово, если… (в словарной статье
несколько лексических значений )
Как обозначаются несколько лексических
значений? (цифрами 1, 2 и так далее)

Ребята,
многозначными могут быть не только имена существительные — лист, молния, мышка,
гребень, но и прилагательные (признаки предметов) ЗОЛОТОЙ-кольцо, сердце, руки,
а также глаголы (действия предметов)

ИДТИ
— человек, дождь, время.

Игра
«Найди пару»
 

Назови
каждый предмет.

Соедини
линиями предметы, которые назвал одинаковым словом. Какой предмет остался без
пары? (морковь) Почему?

Молодцы

2.Предлагаю
вам тесты  двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для
тех, кто уверен в себе.


  В тесте №1 уже имеются вопросы и  есть часть ответа,  вам надо
подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.


  В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.


  Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

(
Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).

Тест
№1

1.    
Подчеркни однозначное слово.

 Пурга,
корень, лисичка   ………….

2.    
Подчеркни многозначное слово.

Снеговик,
земля, буква     ……….

3.    
Отметь +,  многозначные слова:

 —
имеют одно значение;

 —
имеют много значений;

 —
имеют одинаковые корни.

 4)
 Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .


однокоренные;


однозначные;


многозначные.

Тест
№2


 Закончите  предложения: 

1.Раздел 
науки  о  языке,   в  котором  изучаются 
значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое
слово имеет……значение

3.Смысл, 
который  подразумевает  говорящий  при произнесении
слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова, 
которые  имеют  одно  лексическое  значение,
называются……….. (однозначными);

5.Слова, 
которые  имеют  два  или  более  лексических 
значений, называются………… (многозначными).

(Правильные
ответы на доске или слайде)

 Работа
в группах:
 найдите многозначные слова, подчеркните.

Ребёнок протянул маленькую ручку и поднял тяжёлый чемодан. А он
говорит, что у этого певца тяжёлый характер. Я достала из портфеля ручку и
расписалась. За окнами – седая зима. А в капкане лежал волчий хвост. Старушка
покачала седой головой. К концу дня у Серёжи появился волчий аппетит.

Работа
с презентацией.

Ребята,
скажите пожалуйста, значение какого слова нам будет понять легче, того что
имеет одно лексическое значение или несколько? (одно) Как же нам удается
догадаться, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?
(слайд) (слова — соседи)

Давайте
составим словосочетания со словом язык 
в
рабочих листах (слайд)

Слово и его
лексическое значение (слайд)

Выпишите
многозначные слова (слайд)

Попробуй разберись
(слайд)

Рефлексия 
Ребята, заканчивается наш урок, нам необходимо подвести
итоги. Если вам на уроке было все понятно, возьмите зеленое яблочко, если
возникли затруднения – желтое, а если тема урока вам не понятна, то возьмите
красное яблочко. Послушайте пожалуйста притчу:

 Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с
фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый
сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота
подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на
крыльцо, а там — корзина с помоями. Человек взял корзину, помои вылил,  корзину
вычистил до блеска, насобирал в нее самых больших, спелых и вкусных яблок и
пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я
достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему
корзину с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Ребята, я хочу, чтобы вы были богаты знаниями, добротой и
пониманием и делились этим с окружающими! А теперь возьмите свои яблочки
определенного цвета и заполните нашу корзину. Спасибо за урок!

Урок русского языка в 5 в классе

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование:  Учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Н. М. Шанского, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
•Школьные толковые словари русского языка
•компьютер
•карточки

Дидактические цели урока:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Методические задачи:

-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;

Комментарий:Урок «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе является обучающим уроком. Урок проводится с использованием информационно- коммуникационных и игровых технологий, создаёт условия для творческого самовыражения школьников, формирования интереса и любви к русскому языку у обучающихся. Урок учитывает психо-физические особенности развития пятиклассников, построен на привлечении занимательного учебного материала, обеспечивает планирование ожидаемых результатов обучения, вырабатывает у детей навыки самооценки. Проверка знаний в форме творческих заданий и проблемных вопросов даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому применению приобретённых знаний. 

Цель:осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.

Задачи:

  • формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;

  • пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям. 

Планируемые результаты ( УУД)

Предметные: изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре , находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Сегодня необычный урок для вас и для меня. Не стесняйтесь, отвечайте,  работайте так,  как работаете всегда. Желаю вам успехов, надеюсь на понимание и сотрудничество. Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

Сегодня мы снова отправляемся в мир родного языка, где будем продолжать разгадывать его тайны.

— Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним один из советов по обогащению речи, данный М. Горьким ( упр.336, №3, читают наизусть)

— Попробуем и мы с вами  с помощью понятных слов давать правильные, точные ответы.

1. Разминка-повторение

— Назовите одним словом и запишите название предмета:

(Слайд 2)

— Дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.

— Помещение со специальным оборудованием, мебелью в школе.

— Запас слов и выражений человека.

— Круглая площадка в цирке.

— Жилище птицы.

— Ребята, куда в случае затруднения нам надо обратиться, чтобы узнать ЛЗ слова?

— Найдите в вашем школьном толковом словаре, как называется дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.( Слайд 3)

III. Изучение нового учебного  материала.

 Первичное осознание материала. Постановка учебной проблемы

               — Откройте учебники на стр. 153

Наблюдение на стр. 153, п. 65 ( учащиеся делают самостоятельные выводы по новой теме)

— Рассмотрим рисунки. Подберите словосочетания к рисункам

— Что у них общего? ( Названы одним словом)

— Чем различаются? ( Обозначают разное)

— Сколько значений имеет слово кисть?

— Как называются слова, которые имеют несколько ( много) ЛЗ?

— Какие из записанных нами в начале урока слов являются многозначными?          В  случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. (Работа в группах)     (Арена, гнездо, кабинет)

— У каких слов одно значение? ( Тарантас, лексикон)

— Как  называются слова с одним значением? (Однозначные слова)

— Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слайд 4)

— Какою будет цель урока? ( Научиться различать однозначные и многозначные слова; учиться находить общее в значении многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями)

 2) Выполним упр.338 (Работа в парах, I в — выписывает однозначные слова, II- многозначные; проверка ( однозначные: айсберг, изморозь, кроссворд, ретивый, шарада)

 3. А сейчас послушайте стихотворение»Ключ» (Слайд 5)

Им крутят гайки и болты,
Ключом часы заводишь ты.
Ключ — в кармане от двери.
Ключ — он бьёт из-под земли.
Ключ к познаниям — важный самый.
Ключ — у папы к сердцу мамы.
Сдают » под ключ » — то всё готово.
Ключ — замечательное слово!

— О чём это стихотворение? (О ключе)

— Сколько значений у этого слова?

— О каких значениях слова «ключ» идёт речь?

— Что помогло определить значения этого слова? (Слова-соседи)

— Перед вами словарная статья. (Слайд 6)

— Как значения многозначного слова записаны в словарной статье?

(Вывод: разные ЛЗ помещаются в одной и той же статье и нумеруются подряд).

— Как узнать одно- или многозначное слово? ( Заглянуть в Толковый словарь) 

— Как  определить значение многозначного слова? ( Обращать внимание на текст)

6. Релаксация (под музыку звуков природы). (Слайд 7)

А сейчас закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Насладимся свежестью лесного воздуха и необыкновенной тишиной. Но тихо только на первый взгляд. Прислушаетесь и поймёте, что природа не спит, она продолжает жить своей размеренной жизнью: вот где-то скрипнуло старое дерево, с лапы ели под тяжестью соскользнул пласт снега и ухнул в сугроб, гулко на всё лесное царство раздаётся стук дятла, добывающего себе еду, на снегу переговариваются синички, нашедшие семена какого-то дерева. Как хорошо в лесу! Сразу забывается все плохое. Хочется дружить, любить всё окружающее, хочется творить… Откройте глаза…

              — Сняли напряжение, мы полны сил и уверенности в себе.

4)  — Составим  со словами » земля», «число», «язык» словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком ЛЗ употреблено слово. ( Работа в группах)

5)    Многие поэты используют многозначность слова в загадках. Послушайте  и определите, в каких значениях используются загаданные слова (Форма ответа фронтальная)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)  (Слайд 8)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)   (Слайд 9)

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист)   (Слайд 10)

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.
(марка) (Слайд 11)

— Как вы думаете, есть ли общее между разными значениями многозначных слов? Докажите на примере слова » ключ»… (Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные между собой).

7)   Выполнение упражнения 339 (устно)

— Какой вывод можно сделать?

IV. Закрепление знаний, умений, навыков

8) Дифференцированное задание по группам:

а) упр.341 (устно), (доп.: найдите в с/с слова, в которых звуков больше, чем букв     ( свежие., бельё.); слова, в которых все согласные звонкие (обои, бельё, розы)

б) найдите в классе предметы, названия которых — многозначное слово. Докажите. (Доска, ручка, ножка, лампа, окно, стол, стена, потолок…) — 2 группы посильнее

9) Контроль (карточки)  — Предлагаю проверить себя, выполнив тест. Задания лежат перед вами.

Тест.

1.  Отметьте многозначное слово:

     А. Поземка

     Б. Маяк

     В. Иголка.

2. Отметьте однозначное слово:

     А. Змей

     Б. Земля

     В. Айсберг

3.  Укажите верное утверждение.

     А. Есть однозначные и многозначные слова

     Б. Все слова только многозначные

     В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно.

—  Проверьте себя: 1-В, 2-В, 3-А, 4 — полотно. (Слайд 12). Поставьте себе на полях оценку: «5»- всё правильно.

8) -Запишем предложение ( из упр. 340)  и сделаем синтаксический разбор  ( у доски, в тетрадях)

— Устно придумайте предложения  с другими значениями  слова «полотно». (В группах) (Слайд 13)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка

ПОЛОТНО, ср. 1) Гладкая льняная ткань особого переплетения (обычно белая). 2) а) Любой большой кусок ткани; полотнище. б) Плоская, широкая часть чего-л. в) Холст для писания картин (обычно масляной краской). 3) а) Картина художника (обычно на холсте). б) Литературное или музыкальное произведение, изображающее широкую картину чего-л. 4) Створка, один из щитов ворот, дверей и т.п.; полотнище. 5) а) Проезжая поверхность дороги или моста. б) Пути железной дороги. 6) Лента, полоса, составляющая часть какого-л. механизма. 7) То же, что: полотнище (4))

 v. Рефлексия ( Слайд 14)

— Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

— Выполнили ли мы её?

Я узнал…

 Теперь я могу…

Мне понравилось…

Кто вам помогал обрести новые знания?

Кому было легко? Трудно?

Теперь я могу…

Мне понравилось…

—  Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова» (Работа в группах)

— Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующим критериям:

красный кружок — мне было комфортно на уроке, я не допускал ошибок, «5»

зелёный — на уроке была благоприятная обстановка, но я допустил 1-2 ошибки, «4»

жёлтый — думаю, я не до конца осмыслил материал урока, «3»

 (Слайд 15)

VI. Домашнее задание: (по выбору)

1) упр. 345 ( сочинение-рассуждение)

2) упр. 346,

3) нарисовать рисунки, с помощью которых можно объяснить значения многозначного слова.

Объявление оценок

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

 (Слайд 16)

— Дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.

— Помещение со специальным оборудованием, мебелью в школе.

— Запас слов и выражений человека.

— Круглая площадка в цирке.

— Жилище птицы.

Тест.

1.  Отметьте многозначное слово:

     А. Поземка

     Б. Маяк

     В. Иголка.

2. Отметьте однозначное слово:

     А. Змей

     Б. Земля

     В. Айсберг

3.  Укажите верное утверждение.

     А. Есть однозначные и многозначные слова

     Б. Все слова только многозначные

     В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно. _________________________

Тест.

1.  Отметьте многозначное слово:

     А. Поземка

     Б. Маяк

     В. Иголка.

2. Отметьте однозначное слово:

     А. Змей

     Б. Земля

     В. Айсберг

3.  Укажите верное утверждение.

     А. Есть однозначные и многозначные слова

     Б. Все слова только многозначные

     В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно. _________________________

Урок русского языка в 5 в классе

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Учебник: «Русский язык для 5 класса» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методы и приёмы:

  • мини-исследование;

  • лингвистические игры;

  • карточки

  • самооценка.

Виды деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Оборудование:

-Учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией  Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. Т. Тростенцова.
•Школьные толковые словари русского языка
•компьютер
•мультимедийный проектор
•презентация «Однозначные и многозначные слова»
•карточки

Дидактические цели урока:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Методические задачи:

-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;

Комментарий: Урок «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе является обучающим уроком. Урок проводится с использованием информационно- коммуникационных и игровых технологий, создаёт условия для творческого самовыражения школьников, формирования интереса и любви к русскому языку у обучающихся. Урок учитывает психо-физические особенности развития пятиклассников, построен на привлечении занимательного учебного материала, обеспечивает планирование ожидаемых результатов обучения, вырабатывает у детей навыки самооценки. Проверка знаний в форме творческих заданий и проблемных вопросов даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому применению приобретённых знаний.

Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.

Задачи:

  • формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;

  • пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать; прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.

Планируемые результаты ( УУД)

Предметные: изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре , находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Сегодня необычный урок для вас и для меня. Не стесняйтесь, отвечайте, работайте так, как работаете всегда. Желаю вам успехов, надеюсь на понимание и сотрудничество. Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

Сегодня мы снова отправляемся в мир русского языка, где будем продолжать разгадывать его тайны.

— Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним один из советов по обогащению речи, данный М. Горьким ( упр.336, №3)

— Попробуем и мы с вами с помощью понятных слов давать правильные, точные ответы.

1. Разминка-повторение

— Назовите одним словом и запишите название предмета:

(Слайд 2)

— Помещение со специальным оборудованием, мебелью в школе.( Кабинет)

— Ледяная площадка для катания на коньках. ( Каток) 

— Круглая площадка в цирке.(Арена)

— Жилище птицы.(гнездо)

— Ребята, куда в случае затруднения нам надо обратиться, чтобы узнать ЛЗ слова?

-(Слайд 3 Словари)

III. Изучение нового учебного материала.

Первичное осознание материала. Постановка учебной проблемы

Наблюдение на стр. 153, п. 65 (учащиеся делают самостоятельные выводы по новой теме)

— Рассмотрим рисунки на слайде (Слайд 4). Подберите словосочетания к рисункам (другие рисунки)

— Что у них общего? ( Названы одним словом)

— Чем различаются? ( Обозначают разное)

— Сколько значений имеет слово кисть?

— Как называются слова, которые имеют несколько ( много) ЛЗ?

— Какие из записанных нами в начале урока слов являются многозначными? В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. (Работа в группах) (Арена, гнездо, кабинет)

— У каких слов одно значение? ( Тарантас, лексикон)

— Как называются слова с одним значением? (Однозначные слова)

— Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слайд 5)

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? ( Научиться различать однозначные и многозначные слова; учиться находить общее в значении многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями)

— открываем учебники на стр.154 упр.338.

2) (Работа в парах, I в — выписывает однозначные слова, II- многозначные; проверка (однозначные: айсберг, изморозь, кроссворд, ретивый, шарада)

3. А сейчас послушайте стихотворение «Ключ» (Слайд 6)

Им крутят гайки и болты,
Ключом часы заводишь ты.
Ключ — в кармане от двери.
Ключ — он бьёт из-под земли.
Ключ к познаниям — важный самый.
Ключ — у папы к сердцу мамы.
Сдают «под ключ» — то всё готово.
Ключ — замечательное слово!

(распечатать)

— О чём это стихотворение? (О ключе)

— Сколько значений у этого слова? (7)

— О каких значениях слова «ключ» идёт речь?

— А как вы определили значение этого слова? (Слова-соседи)

— Перед вами словарная статья. (Слайд 6) (распечатать)

— Как значения многозначного слова записаны в словарной статье?

(Вывод: разные ЛЗ помещаются в одной и той же статье и нумеруются подряд).

— Как узнать однозначное это слово или многозначное? ( Заглянуть в Толковый словарь)

— А определить значение многозначного слова? ( Обращать внимание на текст)

6. Физкультминутка

Слайд

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. 

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

— Ребята, услышали ли вы многозначные слова? Давайте их назовем.

4) — а сейчас мы с вами составим со словами » земля», «число», «язык» словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком ЛЗ употреблено слово. ( Работа в группах рядами)

5) Многие поэты используют многозначность слова в загадках. Послушайте и определите, в каких значениях используются загаданные слова (Форма ответа фронтальная)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка) (Слайд 8)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук) (Слайд 9)

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист) (Слайд 10)

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.
(марка) (Слайд 11)

— Как вы думаете, есть ли общее между разными значениями многозначных слов? Докажите на примере слова » ключ»… (Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные между собой).

7) Выполнение упражнения 339 (устно)

— Какой вывод можно сделать?

IV. Закрепление знаний, умений, навыков

8) Дифференцированное задание по группам:

а) упр.341 (устно), (доп.: найдите в с/с слова, в которых звуков больше, чем букв ( свежие., бельё.); слова, в которых все согласные звонкие (обои, бельё, розы)

б) найдите в классе предметы, названия которых — многозначное слово. Докажите. (Доска, ручка, ножка, лампа, окно, стол, стена, потолок…) — 2 группы посильнее

9) Контроль (карточки) — Предлагаю проверить себя, выполнив тест. Задания лежат перед вами.

Тест.

1. Отметьте многозначное слово:

А. Поземка

Б. Маяк

В. Иголка.

2. Отметьте однозначное слово:

А. Змей

Б. Земля

В. Айсберг

3. Укажите верное утверждение.

А. Есть однозначные и многозначные слова

Б. Все слова только многозначные

В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно.

— Проверьте себя: 1-В, 2-В, 3-А, 4 — полотно. (Слайд 12). Поставьте себе на полях оценку: «5»- всё правильно.

8) -Запишем предложение ( из упр. 340) и сделаем синтаксический разбор ( у доски, в тетрадях)

— Устно придумайте предложения с другими значениями слова «полотно». (В группах) (Слайд 13)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка

( ПОЛОТНО, ср. 1) Гладкая льняная ткань особого переплетения (обычно белая). 2) а) Любой большой кусок ткани; полотнище. б) Плоская, широкая часть чего-л. в) Холст для писания картин (обычно масляной краской). 3) а) Картина художника (обычно на холсте). б) Литературное или музыкальное произведение, изображающее широкую картину чего-л. 4) Створка, один из щитов ворот, дверей и т.п.; полотнище. 5) а) Проезжая поверхность дороги или моста. б) Пути железной дороги. 6) Лента, полоса, составляющая часть какого-л. механизма. 7) То же, что: полотнище (4))

v. Рефлексия ( Слайд 14)

— Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

— Выполнили ли мы её?

Я узнал…

Теперь я могу…

Мне понравилось…

Кто вам помогал обрести новые знания?

Кому было легко? Трудно?

Теперь я могу…

Мне понравилось…

— Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова» (Работа в группах)

— Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующим критериям:

красный кружок — мне было комфортно на уроке, я не допускал ошибок, «5»

зелёный — на уроке была благоприятная обстановка, но я допустил 1-2 ошибки, «4»

жёлтый — думаю, я не до конца осмыслил материал урока, «3»

(Слайд 15)

VI. Домашнее задание: (по выбору)

1) упр. 345 ( сочинение-рассуждение)

2) упр. 346,

3) нарисовать рисунки, с помощью которых можно объяснить значения многозначного слова.

Объявление оценок

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

(Слайд 16)

Литература:

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык. 5 класс. – М. «Просвещение», 2015г.

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – Москва, «ВАКО», 2011;

  • Л.А.Тростенцова и др. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 5 класс». – Москва, «Экзамен», 20011;

  • С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное. – Москва, Азбуковник, 2001.

Физкультминутка

1

Слайд 19

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

Индивидуальный лист с заданиями

Задание 1.

Лингвистическая задачка. Отгадай слово по его лексическому значению. Запиши слова в 2 столбика

1.Здание, в котором живёт король. ( Дворец) .Многозначное

2.Помещение для стоянки автомобилей. ( Гараж) .Однозначное

3.Твёрдая набойка на подошве обуви под пяткой.(Каблук). Однозначное

4.Ледяная площадка для катания на коньках. ( Каток) Многозначное

5.Единица времени, в 60 раз меньшая, чем час. (Секунда) Многозначное

6.Безбилетный пассажир. ( Заяц) Многозначное

7.Детеныш коровы. ( Телёнок). Однозначное

Задание 2.

«Найди пару»

Задание 3.

Составь словосочетания, доказывающие многозначность выделенных слов.

Образец: лист железа, лист берёзы, лист бумаги.

1.В.Варить сталь, кисть винограда, иглы сосны.

  1. В. Птичья клетказвезда экрана, тяжёлый камень.

Задание 4.

Выполни тест.

Отметьте крестиком или галочкой многозначные слова.

1. пароход

кровать

игла

изморось

5. каникулы

сувенир

описка

билет

2. каток

велосипед

портфель

паровоз

6. кровать

подарок

дверь

звезда.

3. козырек

миска

копилка

перчатка

7. тетрадь

космос

кнопка

карандаш

4. тетрадь

космос

рогатка

карандаш

8.ёрш

пенал

буква

книга

Проведение исследования

Работаем в парах.

1 ряд – Исследует слов о кисть;

2 ряд – исследует слово корень;

3 ряд – исследует слово ручка.

Работать будем по плану:

   Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.

 Перечисли известные тебе значения слова (устно)

     Проверь свои знания о толковании этого слова с определением по словарю ( С. И. Ожегова)

Составь словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.

     Сделай вывод (устно).

  1. Группа людей, определяющая призовые места, присуждающая премии и награды на конкурсах и состязаниях (жюри);

  2. Стебель растения в самом начале его развития (росток);

  3. Ровная земная поверхность (равнина);

  4. Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце (загар);

  5. Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца (заря);

Примеры рефлексии


8.«Пейзаж».
 Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

15. «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

23. «Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный — восторженное;

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

42. «Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

99769974 199769974 2

99769974 399769974 4

43.Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

46. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

47.Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

99769974 5 З99769974 6 АЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ

49.«Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

99769974 7

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

99769974 8

Мясорубка – информацию переработаю.

99769974 9

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

99769974 10

На чтение 4 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Немного теории

Однозначных слов меньше. К ним относятся:

  • различные термины – двоеточие, гастрит, килограмм;
  • имена собственные – Волга, Елена, Пенза;
  • вновь появившиеся в языке – брифинг, пиццерия, гаджет;
  • обладающие узкопредметным значением существительные – бинокль, троллейбус, дыня.

Имеющие более одного значения – этомногозначные слова русского языка, примеры которых мы разберём подробнее. Их гораздо больше и понять, какой смысл вкладывает в них говорящий, можно только в контексте фразы. Если открыть толковый словарь, можно увидеть, что одному и тому же понятию принадлежит несколько описаний или статей, пронумерованных цифрами. Например, у слова «брать» можно обнаружить 14 значений, а у «идти» – 26.

Многозначными могут быть абсолютно любые части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Исключение составляют числительные. Знакомство с названной темой дети начинают в 4-м классе, где их учат различать омонимы и многозначные слова в русском языке.1995830.jpg

Определения

  • Однозначное слово — то, которое имеет только одно лексическое значение.
  • Многозначное слово имеет несколько лексических значений.

Многозначные слова: примеры в русском языке, 5 класс

В более старшем возрасте учащиеся постигают, что такое прямое, а также переносное значение слова. Предмет, явление или его признак, наиболее часто связываемое с конкретным понятием и употребляемое в различных контекстах, – это первый вариант. Широко используемых значений также может быть более одного. Например, слово “хлеб”. Его рассматривают в двух аспектах:

  • Как зерно. В этом году будет отличный урожай хлеба.
  • Как изделие. Магазин был закрыт, поэтому за столом ели вчерашний хлеб.

При переносном частичка прямого значения переходит на другой предмет или явление на основе какого-либо сходства. Например, слово “отец”. Означает человека, который воспитывает сына или дочь. Когда же отцом родным называют командира части, то предполагается, что родительской заботой тот окружает солдат-срочников. И в этом случае мы имеем дело с переносным значением.

Рассмотрим другие примеры в предлагаемой таблице:

Прямое значение Переносное значение
1. Серебряный Серебряный перстень Серебряный призёр
2. Глубокое Глубокое озеро Глубокое чувство
3. Облако Дождевое облако Облако пыли
4. Ветер Сильный ветер Ветер в голове
5. Тратить Тратить деньги Тратить нервы
6. Чихать Чихать при простуде Чихать на людей

Однозначные и многозначные слова: 2 класс

Лексическое значение у слова может быть единственным (такие слова называются однозначными, например: скальпель, тире, тесть, попрыгунья, большущий и др.), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова (в этом случае мы имеем дело с многозначными словами). Большинство слов в русском языке многозначны.

Многозначность, или полисемия (от греч. poly — много, sema — знак), — наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, которые обычно возникают в результате развития первичного значения этого слова.

Например, слово земля в современном русском языке имеет следующие значения:

  • название планеты, третьей от Солнца. Земля вращается вокруг своей оси;
  • суша. Мореплаватели достигли наконец земли;
  • почва, верхний слой земной коры. Обработка земли;
  • рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав земной коры. Смешать землю с песком;
  • страна, государство. Заморские земли;
  • территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо владении, пользовании. Помещичьи земли.

В слове можно выделить основное, прямое лексическое значение — то первоначальное значение, которое имеет слово в момент своего возникновения. В процессе употребления в различных контекстах слова могут приобретать другие значения, которые наслаиваются на прямое лексическое значение, — это переносные, вторичные лексические значения. Длительное употребление слова в переносном значении приводит к тому, что слово становится многозначным.

Многозначность возникает разными путями. Новое значение может образоваться путем переноса названия по сходству (внешнему или внутреннему). Такой тип переноса называется метафорой (от греч. metaphora — перенос). Например: иголка швейная — иголка хвойная, колокольчик (металлический) — колокольчик (цветок), быстрый бег — быстрый ум, крыло птицы — крыло самолета. Метафора — одно из наиболее распространенных выразительных средств языка (тропов), так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых разных чертах.

Троп (от греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Примеры тропов — метафора, эпитет, олицетворение и др.

Перенос названия, основанный на внутренней или внешней связи между предметами или между действием и предметом, — перенос по смежности, т.е. но связи, соприкасанию вещей в пространстве или во времени, называется метонимией (от греч. metonymia — переименование), например: класс (помещение для занятий) — класс (коллектив учащихся), деревянный стол – диетический стол, переход улицы здесь запрещен — остановиться возле перехода, литровая байка — банка молока.

Тест: многозначные и однозначные слова

mnogoznachnye.jpg

  • Сочинение с моралью у сильного всегда бессильный виноват
  • Сочинение с медицинскими фразеологизмами
  • Сочинение с использованием приема чужое слово
  • Сочинение с иноязычными словами
  • Сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему 10 класс