Сочинение с использованием троп

Открытый урок в 11 классе источники богатства и выразительности русской речи. основные виды тропов и стилистических фигур. практическая работа. цели

Открытый урок в 11 классе

Источники богатства и выразительности
русской речи.

Основные виды тропов и стилистических
фигур.

Практическая работа.

  Цели урока:

познавательный аспект:
повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры,
определять их роль в тексте, готовить учащихся к ЕГЭ( задание 26);

развивающий аспект:
развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать,
сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию
критического, образного мышления; создавать условия для развития
коммуникативных навыков;

воспитательный аспект:
развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного
отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к
культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

       
Планируемые результаты

Личностные: мотивация учебной деятельности, осуществление
самооценки, воспитание культуры речи; повышение требовательности к своей речи;
воспитание бережного отношения к языку.

Регулятивные: умение оценивать результаты деятельности (своей-чужой),
анализировать собствен -ную работу, планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности
(этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: слушать
собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и
достаточной полнотой выражать свои мысли.

Предметные: организовать деятельность учащихся по применению  
полученных знаний на практике, систематизировать материал, полученный  на
предыдущих уроках

     Задачи:

Повторить термины

Скорректировать умение
находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,   
стилистических фигур и других средств выразительности;

Продолжать развивать
умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая, фронтальная.

Методы урока: частично — поисковый,
исследовательский.

Оборудование урока: компьютер,
презентация, тексты произведений для анализа, карточки

                                                  Ход
урока
:

1.Организационный момент.

2 Целеполагание.

3 Проверка дом. задания  ( в процессе урока)

4. Вступительное слово учителя. Запись эпиграфа в тетрадь.

Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог
родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность
языка
?!
Ответом на этот вопрос могут служить
слова
Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал
русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,
певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это
весь народ. Это его культура, его язык».

— Как вы понимаете  слова известного русского
писателя?

(А.Н. Толстой говорит о богатстве и красоте русского 
языка, отмечая в первую очередь культуру речи. Каждый человек должен уметь
правильно говорить, не допуская в речи ошибок).
         

 Издревле
слово имело великую силу. Очень давно люди понимали   значение слова так: что
сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова.
“Слово может все!” – говорили древние.

 
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему    сыну: “Будь
искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.

          
Об этом следует помнить каждому человеку.

       Каждый образованный человек,
безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседника.  В
XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели,
педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные
русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему
не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его
«модными»словами? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики
и литературы – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством общения.

 — Из всего сказанного можно ли сформулировать тему
урока? Запишите тему в тетрадях.

 — Каковы будут цели и
задачи урока?

 Повторить термины

Скорректировать умение
находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,   
стилистических фигур и других средств выразительности;

Продолжать развивать
умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

                                                                                                                                               
Слайд 1

— Какая проблема стоит
перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте
проблему в виде вопроса
: как
сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым,
величественным, выразительным

       –  Средства
выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.

   — Ребята, за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша
культура. В задания ЕГЭ по русскому языку, кроме проверки орфографической и 
пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка,
теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать
текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по
подготовке к ЕГЭ.

Орфоэпическая разминка. 
Г
рамотный человек должен правильно произносить слова. Я
предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание №  . На
столах у вас технологические карты  со словами. Ваша задача  правильно
расставить в них ударение.

У доски 1 уч.

Добыча, закупорить, договор, торты, баловаться,
черпать, жалюзи, свёкла. дефис, красивее, банты, водопровод, каталог, монолог,
звонишь, столяр, щавель, засветло, затемно, озлобить.

4 . Найдите 4 лишнее ( за каждый правильный
ответ- по 1 баллу)

1.     
В…лна, призн…вать, зак…ляться,
п…литический (политический)

2.     
Прибл…жаться, стр…ла,
разъед…нять, проб…раться. (пробираться)

3.     
Заг…рали, з…рница,
распол…гала, х…лода (холода)

4.     
Деш…вый, щ…тка, ш…колад,
скл…ниться. (склониться)

Ответы: 1-политический, 2- пробираться,3-
холода,4- склониться.

 ИТОГИ.

   Вопросы:

 — Для чего предназначен
язык художественной литературы ?

 -Что является вершиной литературного языка?

   Просмотр фрагмента из фильма  «Двенадцать стульев». 
Обсуждение.

  Физминутка

— На какие группы делятся изобразительно-выразительные
средства языка?

(тропы и стилистические фигуры).

—  Что такое троп? 

«Троп – это оборот речи, в
котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа
лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в
каком-либо отношении» (Розенталь Дитмар Эльяшевич, с. 355).

—  Для чего используются тропы?

 Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и
явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые
мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

 — 
Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к
фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. Записать их
На учительском столе таблички с названиями средств языка. (правильно  соотнести
эти названия с основной группой, прикреплять можно на магниты. В результате
получается  схема на доске).

— Что лежит в основе
стилистических фигур? Какова роль стилистических фигур?

Необычное синтаксическое
построение с целью усиления выразительности, в котором главное – сделать
впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым.

 «Стилистические фигуры усиливают выразительность
высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь
специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр. 361). Эти средства можно назвать выразительными.

       Фигура (лат.
«figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она
не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное
назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким,
выразительным, наглядным и подчеркнутым.

           Фигуры делят на
семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические
(параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание,
риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

Проверяем, правильно ли распределены тропы и
стилистические фигуры на доске.

Работа с
текстом. Выполнение задания: работа в парах.

Будем искать тропы в
конкретных предложениях. Перед вами на парте  текст. Прочитайте его. Дети
первой группы должны найти в тексте и подчеркнуть метафоры и перифразы, дети
второй группы – гиперболы и литоты, дети третьей группы – эпитеты и
олицетворения.

Подчеркните в тексте
 и подпишите указанные тропы.
(Дети
самостоятельно работают с текстом).

С детства и до глубокой
старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Он, «обогащаясь
ежеминутно», является орудием познания окружающего мира.  Гибкий,
живописный язык служит средством общения. Однако современные люди, засоряя свою
речь, нарушают единство языковой формы и речевого содержания.
Язык просит бережного, ответственного отношения. Мы не должны забывать ни на
секунду, ни на минуту о том, что надо беречь наше средство общения для будущих
поколений. Ведь красивая речь – это королева слова и мысли.

Проверка

Метафоры: орудие познания окружающего мира, засоряя речь, речь – это
королева.

Перифраза: средство общения.

Гиперболы: обогащаясь ежеминутно.

Литота: не забывать ни на секунду, ни на минуту.

Эпитеты: глубокая старость, гибкий, живописный язык, красивая речь.

Олицетворения: язык просит.

Задание. Соотнесите тропы и их определения.   (Фронтальная работа).

1)
метафора

а)
перенос значения с одного явления на другое по смежности

2)
метонимия

б) 
сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д.
какого-либо предмета

3)
перафраза

в) 
употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо
отношении двух предметов или явлений

4)
ирония

г) 
замена названия лица, предмета или явления описанием их     существенных
признаков или указанием

на
их характерные черты

5)
литота

д) 
употребление слова или выражения в смысле, обратном

     
буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а,
3-г, 4-д, 5-б.

Задание.  Соотнесите  тропы.

1) 
эпифора

а) 
расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их
эмоционально-смысловой значимости

 2)
антитеза

б) 
пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте
или ситуации

3)
эллипсис

в) 
повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4)
градация

г) 
одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5)
параллелизм

д) 
усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий,
мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г. 

II.
Тренировочные задания

1.  Какая стилистическая фигура используется в
следующем предложении: «В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут»
(А.С.Пушкин):

1.       
градация

2.       
инверсия

3.       
синтаксический параллелизм

4.       
эпифора.

2. Какой троп используется в строчке «Там припомнят
кремлевского горца» (О. Мандельштам):

1.       
перифраз

2.       
метафора

3.       
олицетворение

4.       
сравнение

3. Какой троп используется в строчке «Горит костер
рябины красной» (М.Цветаева):

1.       
гипербола

2.       
олицетворение

3.       
метафора

4.       
сравнение

4.Какая стилистическая фигура используется в следующем
предложении «Есть тоска веселая» (С.Есенин)

1.       
эллипсис

2.       
оксюморон

3.       
градация

4.       
умолчание

5. Какая стилистическая фигура используется в
следующем тексте:

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень
хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая» (Е.Гришковец).

1.       
парцелляция

2.       
градация

3.       
анафора

4.       
эллипсис

6. Какая стилистическая фигура используется в
следующем тексте:

«О времена! О нравы! (Цицерон).

1.       
градация

2.       
оксюморон

3.       
риторическое восклицание

4.       
антитеза

7. Какой троп используется в строчке: «И пишет боярин
всю ночь напролет, Письмо его местию дышит» (А.К.Толстой).

1.       
эпитет

2.       
гипербола

3.       
метонимия

4.       
сравнение.

8. Какой троп используется в строчке «Мужики – за
топоры» (А.К.Толстой)

1.       
градация

2.       
оксюморон

3.       
эллипсис

4.       
инверсия.

   
III.
Прежде чем приступить к работе с художественным текстом

поговорить о  Всероссийской общественно-государственной  инициативе
«Горячее сердце».Этот  Проекте  Фонда социально-культурных
инициатива, который  реализуется с ноября 2013 года.

Горячее сердце
– это пример героических и отважных поступков, готовность бескорыстно прийти на
помощь нуждающимся, это пример преодоления мужественных и  трудных жизненных
ситуаций, пример социально значимых волонтёрских и добровольческих инициатив и
проектов.

Трудно
представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать
добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям.

«доброе дело» – это
дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали,
делать должно, правильно.

Я
надеюсь, что вы будете нести людям добро делами, поступками.

Татаринова Екатерин 
родилась в 2000 году.

9 июля 2013 года в посёлке Ленинское Шабалинского
района Кировской области загорелись хозяйственные постройки в жилом
двухквартирном доме. Как потом

установило следствие, причиной пожара стала
неисправная электропроводка. Огненное чрезвычайное происшествие собрало всех
соседей. Однако только Катя,

находившаяся среди них, заметила стоящего почти в
самом огненном пекле испуганного 5-летнего мальчика – сына хозяйки этого дома.
Не думая о смертельной опасности, школьница кинулась его спасать. Подбежав к
малышу, она схватила его на  руки и вынесла из огня
.

Поразмышляйте над словами  Омар Хайяма: 

      Если я гореть не
буду, 
       Если ты гореть не будешь, 
      То кто тогда согреет мир?


Назовите фигуры речи (анафора, риторический вопрос)


Есть ли в художественной литературе герои с горячим сердцем? (Соколов,
Данко…)


Обратите внимание на  следующий текст.


Из какого произведения  (Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»)

— 
О ком идет речь?  О Данко.

  
IV.
Слушаем чтение текста.(26 задание ЕГЭ)

        Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул (сравнение) 
Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь
(
олицетвори.) и вырвал из нее свое сердце (олицетвор.)
и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало
так ярко, как солнце, и ярче солнца
(сравнение),
и весь лес замолчал (олицетвор.), освещенный этим факелом
великой
любви (метафора) к людям, а тьма разлетелась (олицетвор.)
от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой
(эпитеты) зев болота
(метафора). Люди же,
изумленные, (эпитет) стали
как камни
(сравнение)… 

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое
место,
высоко держа горящее сердце и освещая им путь
людям. (Метафора)

      И вот вдруг лес расступился (олицетвор.) 
перед ним,
расступился и остался сзади, плотный и немой (эпитет),
а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света (метафора)
и чистого
воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло
солнце, вздыхала степь
, блестела трава (олиц) в брильянтах дождя
и золотом сверкала река (
сравнение)
Был вечер, и от лучей заката река казалась красной,
как та кровь, что била горячей струей (сравнение)  из разорванной груди (эпитет) Данко.

Кинул взор
вперед себя на
ширь степи гордый
смельчак
Данко… А потом упал и —
умер.

Люди же, радостные и полные надежд (эпитет), не заметили смерти его и не видали, что еще пылает
рядом с трупом Данко его смелое сердце ( эпитет). Только один
осторожный человек
заметил это и, боясь чего-то, наступил на
гордое сердце
ногой… И вот
оно, рассыпавшись в искры, угасло...

Вывод: это и есть горячее сердце, достойное
восхищения: умереть, спасая других.

 Задание:

1.Определите  
средства  выразительности
  (учитель называет, учащиеся определяют…)

 Разорвал грудь, вырвал
сердце, лес расступился,  Кинул взор, оно
угасло…олицетворение

пылает
сердце, гордое сердце,
воздуха, промытого дождем,
в брильянтах дождя, кровь…метафора

расступился – повтор

плотный и немой, ширь степи, гордый смельчак, осторожный, гордое сердце… эпитет 

лес, плотный и немой; 
Люди же, радостные и полные надежд — инверсия

2. Работа с орфограммами:

1-в: разорванный, освещенный (н-нн)

2-в: расспупился, рассыпалось, вздыхала степь (з-с в приставках)

3-в: Чередование гласной
в корне слова (блестела)

3.  Максим Горький 
использует широко употребляет разнообразные
синтаксические средства выразительности: такой приём, как
(А)_____ (предложение 7 «расступился»), и троп (Б)_____ (предложения
10,12).Придают особую эмоциональность тексту (В)_____ («пылает сердце», «в
брильянтах дождя»). В предложении 7
применяется такой троп, как (Б)_____ («лес расступился»).

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) эпитет

4) ирония

5) лексический повтор

6) парцелляция

7) олицетворение

8) метафоры

9) восклицательные
предложения

Запишите в ответ цифры,
расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

2. Самостоятельная работа
(элементы сочинения-рассуждения: проблема,
комментарий…)

Проблема

Комментарий

Составление диаманты (снижение напряжения, рефлексия, обобщение, формирование
интереса к предмету)

Задание: Отразите свои
мысли, впечатления, затруднения в диаманте, выберите формулировку темы:
«Выразительные средства языка», «Речь», «Язык»

— Что собой представляет диаманта? Это стихотворная
форма из семи строк. Первая и последняя из которых – понятие с противоположным
значением. (устаревшее название камня – диамант-бриллиант. Царственный камень).

                            
Диаманта

                               
Речь
 Красивая, живая (необычная, богатая, волшебная)

Обогащающаяся, описывающая,
оживляющая

Красота, выразительность,
гибкость, вместительность

Оскудевающая, шокирующая,
омертвевшая

Примитивная, невыразительная

Словесный мусор

Сделаем выводКакое
значение имеют средства выразительности в тексте?

1. 
Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение
автора, все его мысли и чувства.

    
2.  В нашем исследовании рассмотрены    средства  художественной
выразительности, использованные автором в стихотворениях, определена   их 
функциональная роль.

    
3.   Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие
как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно
разнообразны. И знать их весьма полезно

    
4.  Мы, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей
духовности, нашей культуры.

 5. Средство
выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой,
художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою
картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление,
возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что
хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников
слова, вы много теряете.

Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний и
стать усердными тружениками науки в стенах  лучших вузов страны. Это принесёт
свои добрые плоды.

VI. Рефлексия

       1. Беседа учителя с классом

  –  Какую цель мы перед собой ставили в начале урока?
(Вспомнить тропы и стилистические фигуры). Удалось нам это?

      — Какой делают нашу речь тропы и фигуры?

(Красивая, живая, богатая, певучая, эмоциональная )

2. Слово учителя

Итак, тропы и
стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму красивым,
правильным речевым содержанием. Немецкий учёный, публицист, поэт и
философ   Иоганн Гердер сказал: «Язык — это сосуд, в котором отливаются,
сохраняются и передаются идеи и представления народа». (1744-1803). Хотелось
бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали
вам образно выражать свои мысли. Ведь   красивая речь выделяет человека из
безликой толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности
современного человека.  Так стремитесь же  неустанно к постижению
языка,  чтобы знать  в полной мере его богатейшие возможности, чтобы
не нарушать сложившегося веками единства языковой формы и
речевого содержания.

Слова с рожденья всех нас
окружают.

Они и ранить могут и
любить

И красоту мгновений
отразить.

Понять помогут, могут
подтолкнуть,

Помогут выбрать верный в
жизни путь.

И на слово, прошу вас,
мне поверьте,

Что слово – это дар!
Дарить слова умейте.

Спасибо за
урок!

Выставление отмето

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тренировочный вариант №25824966 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Скачать тренировочный вариант

Скачать ответы

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25824966

Ответы для варианта:

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, дождя или тумана, парящих в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в спектр. Данное явление вызвано дисперсией. Наблюдателю кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам) исходит разноцветное свечение (при этом источник яркого света всегда должен находиться за спиной наблюдателя). Радуга представляет собой каустику, возникающую при преломлении и отражении (внутри капли) плоскопараллельного пучка света на сферической капле.

Чаще всего наблюдается первичная радуга, при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40-42°. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов— снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50-53°. Небо между двумя радугами обычно имеет заметно более тёмный оттенок. Также возможно наблюдение радуги и более высоких порядков, но уже, преимущественно, в лабораторных условиях. В яркую лунную ночь можно наблюдать и радугу от Луны.

Поскольку человеческое зрение устроено […], что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза— «палочки»— не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга (в её восприятие включаются цветовые рецепторы — «колбочки»).

Задание 1 № 38834 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.
  • 2) В предложениях используется обычный порядок слов — прямой, по цели высказывания все предложения повествовательные.
  • 3) В тексте отсутствуют глаголы во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи.
  • 4) Лексика приведенного отрывка состоит из нескольких пластов: слова широкого употребления (радуга, свет, капля), термины (дисперсия), общенаучная лексика (рецепторы, радиус, атмосфера).
  • 5) Важнейшей чертой текста является общедоступность, он рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем.

Правильный ответ: 1234

Задание 2 № 38835 Самостоятельно подберите простое местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.

Правильный ответ: так

Задание 3 № 38836 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОРЯДОК 1) В систематике животных и растений группа близко родственных семейств (научн.). Несколько порядков образуют класс. 2) Строй, системы управления, режим. Я голосую за порядок. 3) только ед. Состояние благоустройства и налаженности, последовательность, правильность в расположении чего нибудь, в ходе дел. В комнате полный порядок. Восстановить порядок. 4) только ед. Способ, метод, путь в осуществлении чего-нибудь. Порядок комплектования. Порядок распределения по группам.

Правильный ответ: 3

Задание 4 № 1 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. облилАсь дозвонЯтся нАживший налитА начАв

Правильный ответ: наживший

Задание 5 № 306 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Среди ДОВЕРЧИВЫХ людей нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость. Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. Руководство определило ЖЁСТКИЕ сроки для реализации проекта. ЖЕСТОКАЯ, почти невыносимая боль пронзила его тело. Проблема была что ни на есть ЖИТЕЙСКАЯ, немудрёная, но хлопотная.

Правильный ответ: доверительный

Задание 6 № 13798 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступил назад, если бы только захотел себя спасти и не завершить того дела, ради которого он пришёл.

Правильный ответ: назад

Задание 7 № 18206 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИДЯ по бульвару ПРИВЕДШИЙ к успеху несколько ДЖИНСОВ бежит намного БЫСТРЕЕ на ДВУХСОТ третьем километре.

Правильный ответ: двести

Задание 8 № 10242 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правильный ответ: 97452

Задание 9 № 30105 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) регламент, морской, бензин 2) горение, постелить, беседа 3) наслаждение, лесник, полоскать (бельё) 4) логичный, пировать, скрепите (листы) 5) истощение, батарея, соприкасаться

Правильный ответ: 34

Задание 10 № 28383 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..вратить, пр..ступить (к занятиям), пр..образиться 2) нера..чётливый, ра..плескать, бе..честный 3) интер..ер, кинос..ёмка, раз..ярённый 4) меж..нститутский, без..мянный, из..скать 5) пр..страстие, пр..мелькаться, пр..строиться

Правильный ответ: 25

Задание 11 № 36112 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) запечатл..вать, здоровь..це 2) попроб..вать, издавн.. 3) объезд..ик, дрессиров..ик 4) картофел..на, навязч..вый 5) стар..нький, им..нной (список)

Правильный ответ: 45

Задание 12 № 30014 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сия..шь, закле..вший 2) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся 3) налад..шь, скле..нный 4) представ..шься, независ..мый 5) онеме..шь, ожида..мый

Правильный ответ: 245

Задание 13 № 4408 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (Не)смотря на дождливую погоду, дети прекрасно себя чувствовали на даче. Ничуть (не)занимательный рассказ. Манера, отнюдь (не)свойственная актёру. Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель. (Не)выученный вовремя урок.

Правильный ответ: не смотря

Задание 14 № 4292 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (И)ТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО(ЖЕ) самое мгновение, как только вы вошли. ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке. ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном. Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора. (ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.

Правильный ответ: чтобы тотчас

Задание 15 № 5569 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Старообрядцы сдержа(1)о посовещались, и один из них, пригибаясь, подошёл к печи и положил на колени Яшкина круглый каравай хлеба, кусок варё(2)ого мяса, две луковицы и берестя(3)ое лукошко с солью, сдела(4)ое в виде пенала.

Правильный ответ: 14

Задание 16 № 1239 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду. 2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них. 3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью. 4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем. 5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.

Правильный ответ: 45

Задание 17 № 6355 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Аркадий встал и быстро удалился (1) как бы испугавшись (2) слов (3) сорвавшихся (4) у него с языка.

Правильный ответ: 13

Задание 18 № 1770 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). «Не спится(1)няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». — «Что(2) Таня(3) что с тобой?» – «Мне скучно, Поговорим о старине». — «О чем же(4) Таня? Я(5) бывало(6) Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц; А нынче всё мне тёмно(7) Таня: Что знала, то забыла. Да, Пришла худая череда! Зашибло…» – «Расскажи мне(8) няня(9) Про ваши старые года: Была ты (10)влюблена тогда?» —

Правильный ответ: 123456789

Задание 19 № 822 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

Правильный ответ: 2

Задание 20 № 12770 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он заявил (1) что желает переговорить с ней (2) и (3) когда получил уклончивый, даже дерзкий ответ (4) что она не хочет с ним говорить (5) то ему пришла в голову давно задуманная мысль (6) о которой он заявлял Конятовскому, Полиектову и другим.

Правильный ответ: 12456

Задание 21 № 28367 Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Лосиный Остров— один из первых национальных парков в России, он образован 24 августа 1983 года. (2)Национальный парк— это категория особо охраняемых природных территорий, нацеленная на сохранение природных и культурных ландшафтов, редких видов и эталонных экосистем с их использованием в рекреационных и просветительских целях. (3)Лосиный Остров, являясь мозаикой природных и преобразованных человеком экосистем, позволяет существовать на этой, по сути дела, замкнутой территории видам с очень разными жизненными потребностями. (4)В историческом плане национальный парк— это удивительное сочетание культурных ландшафтов, сохранивших черты разных эпох. (5)В окрестностях Лосиного Острова люди селились издавна и охотно, однако сам Лосиный Остров начал обживаться сравнительно поздно: места здесь были болотистые и неудобные для жизни. (6)С XIV в., когда набеги Орды согнали население Руси на север, когда Русь начала собираться вокруг Москвы, в Лосином Острове начали селиться плотно; пик заселения пришёлся на XV– XVI вв. (7)В XVI–XVII вв. здесь находились царские охотничьи угодья.

Правильный ответ: 24

Задание 22 № 18957 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Алексей Максимов в глубине души недолюбливал своего товарища Зеленина. 2) Зеленин вынужден был отправиться на работу в небольшой посёлок, потому что место судового врача, которое он хотел получить, было отдано другому человеку. 3) Зеленин по происхождению из интеллигентной семьи, у его отца есть связи в обществе, однако Александр не хочет воспользоваться этим, чтобы избежать отправки в глухой посёлок. 4) Максимов считает своего друга Александра настоящим героем из-за того, что тот намерен покинуть город и уехать в небольшой посёлок. 5) Владик Карпов поразил своих друзей неожиданным возвращением.

Правильный ответ: 124

Задание 26 № 19046 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, оторый Вы анализировали, выполняя задания 22−25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. «Персонажи повести Василия Аксёнова “Коллеги”, с которыми мы знакомимся в предложенном фрагменте,— трое товарищей. Показывая, что, несмотря на разные жизненные взгляды, ребята сохраняют между собой дружеские отношения, автор использует такой приём, как (А) (предложения 9−10, 50), такой троп, как (Б) (“жизнь, сложенная из полированных словесных булыжников” в предложении 50, “мы все— звенья одной цепи” в предложении 61), а также такие приёмы, как (В) (предложения 81−82) и (Г)(“просто” в предложении 86)».

Правильный ответ: 2485

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку 11 класс:

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок развития речи.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.

Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.

Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя. Слайд № 1.

Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.

Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.

Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя. Слайд № 2.

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде. Чтение определения. Слайд № 3.

Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.

В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом». Чтение направлений. Осмысление.

Слайд № 4.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?

Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».

Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Слово учителя. Слайд № 5.

Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?

Чтение. Осмысление.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.

Слово учителя. Слайд № 6.

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?

Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.

В значениях:

— форма материи;

— продолжительность;

— промежуток;

— момент;

— пора;

— период;

— эпоха;

— срок;

— грамматическая категория. Предполагаемый ответ: многозначное.

Работа со словарём: анализ, сравнение. Слово учителя. Слайд № 7.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.

Слово учителя. Слайд № 8.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени. Учащиеся объясняют. Слово учителя. Слайд № 9.

Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде. Учащиеся читают.

Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?

Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?

Предполагаемый ответ: «Человек и время».

Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».

V. Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слово учителя. Слайды № 10, 11.

Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина. Учащиеся слушают. Слово учителя. Слайд № 12.

Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.

1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?

2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?

3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?

4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека? Предположительные ответы:

1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.

Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.

3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры. Слово учителя. Слайд № 13.

Сделаем вывод из наших рассуждений:

Время проверяет наше право назваться Человеком.

Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик. Запись учащимися 1 тезиса. Слово учителя. Слайд № 14.

Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.

Слово учителя. Слайд № 15.

Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?

К уроку вы по группам перечитывали эти произведения. Чтение пунктов памятки 4, 5.

Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.

Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Сообщение подготовленного ученика.

Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».

О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?

Просмотр видеосюжета.

Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.

Слово учителя. Слайд № 19.

ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.

Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 20.

Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем. Предположительные ответы учащихся: Андрей Соколов во время войны полностью лишился семьи, родного крова, достойно прошёл немецкий концлагерь, но сердце его не очерствело. После войны он усыновляет беспризорника Ванюшку. Слайд № 21.

Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук. Просмотр видеосюжета. Слово учителя. Слайд № 22.

Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем. Запись 2-го тезиса сочинения учащимися.

Слайд № 23.

Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.

Слово учителя. Слайд № 24.

В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».

Сообщение подготовленного ученика. Поработаем с текстом романа. Слайд № 25.

Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).

Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.

Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?

Чтение учащихся.

Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.

Слово учителя. Слайд №26

Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 27.

Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.

Слово учителя. Слайд № 28.

Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»? Предполагаемые ответы учащихся.

Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.

Слово учителя.

Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.

Слово учителя. Слайд № 29.

Вернёмся к алгоритму написания сочинения.

Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».

Слайд № 30.

Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.

Просмотр видеосюжета.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.

Слово учителя. Слайд № 31

Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе. Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения. Слово учителя. Слайд № 32

Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения? Ответы учащихся.

Слово учителя. Слайд № 33

Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?

В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.

Ответы учащихся.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания

Слово учителя. Слайд № 34.

Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».

Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:

1). Что значит родиться не в своё время?

2). Что значит жить, опережая время?

3). Что значит «быть с веком наравне»?

4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?

5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?

6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).

7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.

VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд № 35.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Учащиеся заканчивают высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…

3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Конспект открытого урока по развитию речи

Тема: метафора как
средство речевой выразительности.

Цель обучающая:
научить учащихся создавать выразительную речь с помощью

различных тропов: сравнений и метафор.

Цель развивающая:
развивать творческие способности учащихся.

Цель воспитательная: внимательно и бережно относиться к слову, прививать любовь к русскому
языку.

Задачи:

1) установить зависимость метафоры от
сравнения;

2) создать алгоритм рождения метафоры;

3) выявить взаимосвязь метафоры и художественного
образа;

4) научиться находить метафоры в
художественном произведении;

5) включать метафоры в свои работы.

Тип урока: комбинированный

Метод
обучения: частично-поисковый.

Оборудование: 1)
доска;

                           2) презентация;

                           3) на столах
оформленные букеты-композиции.

Оформление
доски:

Тема: метафора как средство речевой
выразительности.

(Слайд
3)

Учитель. Сегодня
на уроке развития речи мы должны вспомнить, какую речь можно назвать хорошей?
Правильно, хорошей речью можно назвать такую, которая обладает следующими
качествами:

  • богатством,
  • точностью,
  • чистотой,
  • уместностью,
  • логичностью,
  • выразительностью.

 Люди с давних времён искали средства, которые
давали бы им возможность сделать свою речь образцом ораторского искусства.

                                                        (Слайд
4)

Блиц-опрос. (Отвечаем
сразу, без подготовки.)

  1. Дайте название науки об ораторском
    искусстве.
  2. Назовите автора «Риторики»
  3. Как называется учения Аристотеля о структуре
    стиха?
  4. 3 часть «Поэтики» содержит учение об отборе
    слов, о тропах и фигурах. Что такое троп? (Это слова или выражения,
    создающие художественную выразительность речи)

Учитель. Какие тропы вы знаете? (Сравнения,
эпитеты, метафоры, олицетворение, гипербола и т.д.)

(Слайд
5)

Аристотель считал: «А всего важнее быть
искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это признак
таланта, потому что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство».

Как вы считаете, ребята, какой будет цель
нашего урока? Правильно, мы должны разобраться, что такое метафора.

II. Создание
метафор.

(Слайд
6)

Учитель.  Предлагаю провести такую игру: «На свете всё на всё похоже». Каждая
команда должна сравнить следующие предметы:

                       1 команда – месяц

2 команда – луну

3 команда – солнце

4 команда – звезды

Учитель. А теперь прочитаем, что у вас получилось. Очень интересные сравнения.

Что нужно было
сделать, чтобы сравнить предметы? (Увидеть, представить.)

Действительно, сравнение возникает только на основе
жизненного опыта. Вы сравнили

облака с барашками или лошадками, а вот в
фольклоре племен майя облака сравниваются с пушистыми кроликами (белыми или
серыми). Ребята, я хочу вам открыть секрет, что метафора рождается на основе
сравнения,  

Существует такое определение: метафора – это
скрытое сравнение.

Что такое сравнение мы с вами знаем, а также
умеем сравнивать различные предметы.

А что означает слово «скрытое»? Давайте
обратимся к поэтическому примеру.

      Месяц рогом облако бодает.        
 (С. Есенин)

На кого похож месяц? Как вы это определили?
Почему автор не привел прямого сравнения, а мы его поняли? А зачем он скрыл сравнение,
то есть указал только второй план, чтобы мы с вами догадались? Правильно, поэт
создал художественный образ, и мы представили месяц живым и веселым, нам стало
интересно читать.

 (Слайд 7)

Итак, определим алгоритм рождения метафоры:

1.     
Мы видим или слышим.

2.     
Мы чувствуем.

3.     
Мы сравниваем.

4.      Мы убираем первый план.

(Слайд 8)

Метафора (греч. metaphora – перенос) –
перенос названия одного предмета на другой на основании его сходства,
позволяющий в краткой форме создать емкий образ. Это скрытое сравнение, когда
называется только второй план.

Метафора – это способ передать новое через
известное.

Образные метафоры – это иносказательное
обозначение предметов или действий. С их помощью можно легко донести информацию
до любого неподготовленного человека, заинтересовать его, привлечь его
внимание.

Это инструмент, который следует освоить
каждому пишущему, для этого надо научиться придумывать собственные метафоры.

Задание. А сейчас
на основе уже найденных вами сравнений давайте создадим предложения с метафорой
по алгоритму.

(Ученики читают составленные предложения).

Учитель. Ребята, у
вас получились очень красивые предложения. Это произошло потому, что метафора
помогла вам создать художественный образ. Для его создания мы заставили
работать мысль, воображение, следовательно, приложили духовное усилие, что само
по себе благотворно для каждого человека, так как развивает способность к
творчеству.

К этому приему прибегают и мастера стиха и
прозы, ведь метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу
читателя.

(Слайд
9)

Задание.
Определите, как были созданы следующие метафоры?

В саду горит костер рябины красной, но
никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти.

Тихо льется с клёнов листьев медь.

Облетел головы моей куст.

Гаснут красные крылья заката.

Задрожало зеркало затона.

Улыбнулись сонные березки.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым
языком.

Учитель. Мы сейчас
исследовали метафору, в которой подразумеваемый предмет выделен с достаточной отчетливостью.
Но существуют и более сложные метафоры. К таким относится развернутая метафора,
которая по размеру равна всему художественному произведению:

(Слайд
10)

                         Там, где капустные
грядки

                          Красной зарёй
поливает восход,

                          Клененочек
маленький матке

                          Зелёное вымя
сосёт.

Итак, всякая метафора рассчитана на
небуквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать
создаваемый ею образ. Тогда достигается эмоциональный эффект. А создатель
должен помнить, что основное условие создания метафоры – это новизна и
неожиданность, которые приводят в движение воображение и ум.                                           

(Слайд
11)

А виртуозный мастер поэтического слова С.А.
Есенин в статье «Ключи Марии» писал:

«В нашем языке есть
много слов, которые «как семь коров тощих пожрали семь коров тучных», они
запирают в себе целый ряд других слов, выражая иногда весьма длинное и сложное
определение мысли. На этом построена почти и вся наша образность, слагая два
противоположных явления через сходственность в движении, она родила метафору».

(Слайд 12)

Учитель. Я хотела бы, чтобы вы понаблюдали,
как разные поэты создают метафоры, поэтому я подобрала для вас стихи. А чтобы
определить их тему прошу отгадать следующую загадку:            
Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

Правильно, это рябина – одно из самых любимых. Почитаемых
и поэтичных деревьев

в России.

(Слайд 13)

Задание. Определите
метафоры в этих стихах.

1.Нежно гладит куст рябины.

 Осень влажною рукой:

 Ягод красные рубины

 И багряных листьев рой.

2. Ты красива, рябина, высока и
стройна,    

Никому не невеста, никому не жена.

И осенней порою свой меняешь наряд,

Твои бусины–гроздья, как кораллы, горят.

3.Рябина – маячок и пульс осенних дней.

Сквозь тонкий лед стекла оконного проема,

Среди кривых зеркал витрин и фонарей

Виднеется одна, изящна и знакома.

4.Раскроет веки дождь, и побежит вдоль
зданий,

Роняя сотни стрел в промозглой пелене –

Согрет ненастный день рябиновым дыханьем,

И алый маячок горит в моем окне…

5. Красною кистью
рябина зажглась,

 Падали листья, я
родилась.

6. В желтой позолоте
заблудилась осень,

Гроздьями сережек
тешится рябина,

Красками играет
спелых ягод цвет.

Позабудь невзгоды, ты
еще любима,

Ну, а в нашей жизни
просто счастья нет!

7. Поставь рябиновую
ветвь

На стол в стакане.

И в темноте дрожащий
свет

Не перестанет

Струиться от её плодов,

Мерцать тревожно…

О, как хотелось и для
слов

Того же!

Чтоб мысль, родившая
строку,

Хранила чувство

И повторялось на веку

Тысячеустно…

Пусть слово излучает
свет,

Во тьму не канет.

Поставь рябиновую
ветвь

На стол в стакане.

  III. Написание сочинений-миниатюр с включением в текст средств.
художественной выразительности: метафор, сравнений, эпитетов.                 

Учитель. Перед
вами на столах стоят небольшие букеты. Они приготовлены для того, чтобы вы их
рассмотрели и выбрали тот, который вам понравился больше других. Не спешите,
приглядитесь повнимательнее и пересядьте за те столы, на которых стоят
выбранные вами букеты. А теперь выполните следующие задания:

1.     
Составьте ряд сравнений для букетов, которые стоят
перед вами (можно с эпитетами), стараясь найти нетрадиционные, новые сравнения.

2.     
Поделитесь своими находками в группах

3.     
Напишите сочинение-миниатюру с использованием
метафор на заданную тему.

      (Возможно
написание стихов).

Одна моя ученица написала стихотворение, которое мне очень хочется сегодня
прочитать:        
Капли крови
блестели в снегу.

Поднимаю глаза и вижу:

Это грозди замерзших рябин.

Капли падают в снег с вершин…

Я вернусь к вам зимой на лыжах…

                                               
(Слайд 15)

IV. Самостоятельная
творческая работа учащихся.

Учитель предлагает учащимся по желанию
почитать свои работы. (Чтение и обсуждение сочинений учащихся по
желанию).

(Слайд
16)

  Домашнее задание.  Дописать (для тех,
кто не успел на уроке) или усовершенствовать тексты сочинений.

Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

виды художественных приемов в литературе

В контексте слово — это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В художественном тексте имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство — это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

художественный прием основанный на преувеличении

Не только в литературной, но и в устной, разговорной речи мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

художественные приемы в литературе

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них — метафоры. Это способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы — устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце — «колокольчик фарфоровый в желтом Китае» — Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово «метафора» означает в переводе с греческого «перенос». В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора — одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

приемы художественной выразительности в литературе

Метонимия — это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит «переименование», то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: «Я две тарелки съел». Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха — это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает «соотнесение». Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части — целое, и наоборот. Например: «По сообщениям Москвы».

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной авторской позиции.

В переводе с греческого этот термин означает «приложенное, приложение», то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон — это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение — троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: «точно», «как будто», «похоже», «словно». Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

как называется художественный прием

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе — «преувеличение») — одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

художественные приемы в литературе список

Литота (в переводе — «простота») — противоположность гиперболе — чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого «рву мясо». Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает «притворство», «насмешка». Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор — одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее «настроение», «нрав». В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).

художественные приемы в стихах

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур — фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности — парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи — что это такое?

Само слово «фигура» с латыни переводится как «внешний вид, очертание, образ». Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: риторические восклицания, вопросы, обращения.

Что такое «троп»?

«Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?» — спросите вы. Термином «троп» объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово «троп» означает «оборот». От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии «выразительность» для речи художественной — способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация — это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс — намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись — это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс — в переводе с французского означает «созвучие». Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация — от греческого «буква». Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание — передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

  • Сочинение с ошибками для исправления учеником
  • Сочинение с неологизмами 6 класс
  • Сочинение с николаем максимычем путохиным приключилась беда сочинение
  • Сочинение с использованием пословиц и поговорок 7 класс
  • Сочинение с крылатыми фразами 5 класс