Сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему 10 класс

Сочинения русский язык фразеологизмы наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и
  • Сочинения
  • Русский язык
  • Фразеологизмы

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами, чтобы четко выразить свои мысли. Без этих словосочетаний, которые произносятся в определенном порядке, наша речь не была бы такой яркой и выразительной. Они нашли применение как в живой речи, так и при написании книг, статей и писем. Мы применяем их дома, в школе, на работе и в других общественных местах. «По горячим следам» (тут же), «в один голос» (вместе), «дать сдачи» (ответить на удар), «на краю света» (далеко), «как в воду глядел» (предвидел), «море по колено» (ничего не страшно). Эти и сотни других выражений сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Фразеологизмы настолько вжились в нашу речь, что мы порой не задумываемся, какие именно слова мы произносим и воспринимаем их как единое, целое. В момент произношения того или иного фразеологизма, мы четко знаем, что он означает целиком, а не каждое слово отдельно. К примеру, если мы говорим «играет с огнем», то это не означает буквальную игру с огнем. В голове у нас четко формируется мысль «рискует». Однако, чтобы можно было поставить знак равенства между этими понятиями, необходимо к слову «рискует» добавить эпитетов «сильно, отчаянно». Фразеологизмы более ярко выражают наши мысли, чувства и эмоции.

Многие из этих ярких сочетаний слов пришли к нам из глубины веков. Когда мы говорим «бить баклуши», то знаем, что это означает «бездельничать». А для того, чтобы ответить на вопрос, что такое эти «баклуши», нам приходится прибегать к справочнику. Узнав, что это заготовки для изготовления деревянных ложек, а также, что работа по их набиванию на Руси считалась самой легкой и доверялась самым молодым и неопытным, приходится потом самому домысливать, почему же с годами эта крылатая фраза приобрела несколько иной смысл.

Без фразеологизмов не обойтись, когда хотим добиться еще и эффекта от сказанных слов. Если мы доверчивому человеку скажем с интонацией «что ты тут уши развесил», мы тем самым можем «поставить его на место», предупредить, одернуть. Во всяком случае, эффект будет не таким, как если бы мы сказали «что ты всему веришь».

У многих фразеологизмов имеется большое количество синонимов. Например, у выражения «из огня да в полымя», означающего «попасть из одной неприятной ситуации в другую», есть большое количество синонимов. Вот лишь некоторые из них: «из одной печи в другую», «от дождя да под капель», «из хомута да в шлейку», « из попов да в дьяконы», «из короба да в крошни». Это говорит о том, насколько многогранен и разнообразен наш родной язык, а крылатые выражения придают ему яркий окрас.

Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.

То есть часто в них содержатся такие реалии, которые уже не реальны. Вот мы сейчас говорим, я слышал, мол, кто-то на проводе или не вешайте трубку. Так уже почти нет телефонов с проводами и трубками, которые можно было б «повесить». Но язык так уж быстро не меняется.

Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.

Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно). И то мы не создали ещё выражение.

Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.   

По-моему, фразеологизмы – это такие «хиты» в речи. Часто сейчас мы слышим какие-то модные выражения, обычно они пропадают через гол, но иногда сохраняются надолго. Это очень удачное, часто с юмором выражение, которое всем нравится, вот его и повторяют. Реклама сейчас тоже старается придумать такие выражения, чтобы у людей здоровье ассоциировалось с какими-то витаминами, например. Однако это делается нарочно, поэтому не работает!

Очень интересно изучать такие выражения в своём и в иностранных языках, раскрывать их смысл и историю «создания».

Также читают:

Картинка к сочинению Фразеологизмы

Фразеологизмы

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Моя любимая игрушка 4, 5 класс. Описание игрушки (4 варианта)

    У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.

  • Зурин и Гринев в романе Пушкина Капитанская дочка сочинение

    «Капитанская дочка» — возможно лучший роман А.С. Пушкина. Это произведение можно считать историческим, так как оно затрагивает такое событие, как «Пугачёвское восстание». Пушкин воссоздаёт атмосферу и обстановку

  • Сочинение Если бы я был депутатом

    Быть настоящим депутатом очень сложно. Это высокая честь и большая ответственность перед людьми. Каким должен быть настоящий депутат? Счастье и благополучие жителей должны быть для него на первом месте.

  • Сочинение Книга наш друг и советчик 7 класс

    Книга – это вечный спутник и лучший друг человека. С самого рождения ребенку читают книги родители, позже он читает их сам. И так продолжается день за днем, год за годом.

  • Сочинение на тему Киров — мой любимый город

    В этом сочинении я хотел бы рассказать о моём самом любимом городе, который носит название Киров. Этот довольно большой город расположен в европейской части России, в Предуралье, и в нём живёт больше 500 000 человек.

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Фразеологизмы

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами, чтобы четко выразить свои мысли. Без этих словосочетаний, которые произносятся в определенном порядке, наша речь не была бы такой яркой и выразительной. Они нашли применение как в живой речи, так и при написании книг, статей и писем. Мы применяем их дома, в школе, на работе и в других общественных местах. «По горячим следам» (тут же), «в один голос» (вместе), «дать сдачи» (ответить на удар), «на краю света» (далеко), «как в воду глядел» (предвидел), «море по колено» (ничего не страшно). Эти и сотни других выражений сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Фразеологизмы настолько вжились в нашу речь, что мы порой не задумываемся, какие именно слова мы произносим и воспринимаем их как единое, целое. В момент произношения того или иного фразеологизма, мы четко знаем, что он означает целиком, а не каждое слово отдельно. К примеру, если мы говорим «играет с огнем», то это не означает буквальную игру с огнем. В голове у нас четко формируется мысль «рискует». Однако, чтобы можно было поставить знак равенства между этими понятиями, необходимо к слову «рискует» добавить эпитетов «сильно, отчаянно». Фразеологизмы более ярко выражают наши мысли, чувства и эмоции.

Многие из этих ярких сочетаний слов пришли к нам из глубины веков. Когда мы говорим «бить баклуши», то знаем, что это означает «бездельничать». А для того, чтобы ответить на вопрос, что такое эти «баклуши», нам приходится прибегать к справочнику. Узнав, что это заготовки для изготовления деревянных ложек, а также, что работа по их набиванию на Руси считалась самой легкой и доверялась самым молодым и неопытным, приходится потом самому домысливать, почему же с годами эта крылатая фраза приобрела несколько иной смысл.

Без фразеологизмов не обойтись, когда хотим добиться еще и эффекта от сказанных слов. Если мы доверчивому человеку скажем с интонацией «что ты тут уши развесил», мы тем самым можем «поставить его на место», предупредить, одернуть. Во всяком случае, эффект будет не таким, как если бы мы сказали «что ты всему веришь».

У многих фразеологизмов имеется большое количество синонимов. Например, у выражения «из огня да в полымя», означающего «попасть из одной неприятной ситуации в другую», есть большое количество синонимов. Вот лишь некоторые из них: «из одной печи в другую», «от дождя да под капель», «из хомута да в шлейку», « из попов да в дьяконы», «из короба да в крошни». Это говорит о том, насколько многогранен и разнообразен наш родной язык, а крылатые выражения придают ему яркий окрас.

Отличие поговорок и фразеологических оборотов

Суть поговорки заключается в ее смысловой ценности, в той информации, которую она несет. Например, поговорка «кто посеет ветер — пожнет бурю» интерпретируется как предостережение тем, кто вносит раздор в отношения между людьми, а поговорка «первый парень на деревне, а деревня в два двора» обличает тех, кто любит похвалиться.

Писать сочинения с фразеологизмами на любую тему начинают с пятого класса средней школы. Сначала педагог объясняет и приводит примеры, затем в устной форме приглашает всех желающих самостоятельно вспомнить необычную последовательность слов, которая подходит под определение фразеологизма.

Фразеологические обороты — это неизменяемое, устойчивое сочетание слов, которое в другом порядке невозможно воспроизвести. Приведем примеры: подать рукой, поставить в тупик, без сучка, без задоринки, взять ноги в руки, в подметки не годится и так далее.

Список можно продолжать бесконечно. Написать небольшое сочинение с фразеологизмами на любую тему — задача на первый взгляд простая, однако маниакальное стремление в каждом предложении вставлять подобные обороты делает его несколько примитивным. Вот приблизительный образец подобного опуса.

Теория

Это определённые обороты речи, которые закреплены и устойчиво зафиксированы при употреблении. Особенностью данного, как правило, неизменяемого сочетания слов является индивидуальное значение целого выражения. Эти выражения непросто переводить на другие языки, а иностранцам невозможно их понять, если не знать их значения. Почему?

Давайте рассмотрим на предложение: «Он встал как вкопанный, разинул рот, развесил уши и хлопал глазами, вылупившись, как баран на новые ворота». Это предложение состоит из нескольких фразеологизмов. А теперь обратите внимание на значение каждого отдельного слова в этом высказывании, оно не совпадает со значением определенного выражения. В этом заключается сложность, необычность и… яркая эмоциональная окраска фразеологизма.

Сочинение с 10 фразеологизмами на любую тему

«Обычно я сплю без задних ног, но сегодня пришлось встать ни свет ни заря. Бить баклуши нельзя — день предстоит трудный, но интересный. Наш классный руководитель взял нас на абордаж и ныне нам предстоит свернуть горы — подняться на Красную горку, чтобы встречать восход солнца. Почти все одноклассники дали добро на поход, и, наконец, наша группа взяла быка за рога. Учитель был на взводе и шли мы (куда только Макар телят ни гонял!), казалось, бесконечно. Наконец достигнув высоты, мы встали встречать солнышко. Впечатление от восхода было так сильно, что началось столпотворение. На всю катушку ребята кричали «Ура!», радовались и прыгали от счастья».

Это пример, как пишется мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему. В противовес ему обычные сочинения долго прорабатываются. Если необходимо сделать анализ какого-нибудь произведения, то вначале находят фабулу, расставляют акценты, пишут план и так далее.

Творения школьников на свободную тему зачастую бывают интереснее, так как они не загоняют автора в рамки, а наматывают сюжет по ходу мысли. Бывает, что вначале ребята сочинения с фразеологизмами на любую тему пишут об одном, в середине и конце опуса забывают про основной сюжет, и их внимание акцентируется лишь на пикантных оборотах.

School Life

I believe that school time is an important part of everyone`s life. People spend eleven years at the school. Practically every day pupils go there and spend most part of their day at school. So the school may be considered as the second home, while teachers and classmates become a so-called second family. Я считаю, что школьное время является важной частью жизни каждого человека. Люди проводят одиннадцать лет в школе. Практически каждый день школьники идут туда и проводят большую часть своего времени в школе. Таким образом, школа может рассматриваться как второй дом, а учителя и одноклассники становятся так называемой второй семьей.
At school children not only acquire useful professional knowledge which helps them in their future life and career, but also finds true friends. At school, there is always a specific atmosphere. All schools try to make the educational process more interesting. There are different interactive lessons, some tasks where pupils can demonstrate their creativity. Besides, school is a place, where children can not only study but also have fun. Numerous concerts, parties, sports contests as well as excursions are organized at school. Children can demonstrate their talents and improve some skills. What important is that at school children learn to work in a team and bear a number of responsibilities. All these skills are absolutely vital for their future life. В школе дети не только приобретают полезные профессиональные знания, которые помогают им в их будущей жизни и карьере, но и находят верных друзей. В школе всегда существует специфическая атмосфера. Все школы стараются сделать образовательный процесс более интересным. Существуют различные интерактивные уроки, некоторые задания, в которых учащиеся могут продемонстрировать свои творческие способности. Кроме того, школа-это место, где дети могут не только учиться, но и веселиться. Многочисленные концерты, вечеринки, спортивные конкурсы, а также экскурсии организовываются школой. Дети могут продемонстрировать свои таланты и улучшить некоторые навыки. Важно то, что в школе дети учатся работать в команде и нести ряд обязанностей. Все эти навыки совершенно необходимы для их будущей жизни.
It is important to mention that some traits of character are formed at school. School life influences pupils` habits and preferences. During the school time, children tend to develop in terms of their personality. Moreover, everyone knows that school time is associated with the first love. It is a great time which everyone remembers with warmth. Важно отметить, что некоторые черты характера формируются в школе. Школьная жизнь влияет на привычки и предпочтения учащихся. В школьное время развиваются как личности. Кроме того, всем известно, что школьное время ассоциируется с первой любовью. Это прекрасное время, которое все вспоминают с теплотой.

Источник: https://1hello.ru/leksika/school-life.html

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Ответы

Когда мы прикусываем язык не много больно? А от чего же это? Дело в том что язык человека очень чуствительный,и по этому нам не много больно,а точнее нашему яыку
Что же значит выражение «Прикусить Язык» а оно значит,то,что Мы должны молчать о секрете либо о чем то еще. Прикусить язык-молчать или же хранить чей-то секрет или что то иное.

впервые сочинения тукая были опубликованы в 1904 году. они появились на страницах рукописного издания «аль-гаср аль-джадид» («новый век»). тогда же юный переводит на татарский язык басни крылова и стихи кольцова. в творчестве тукая нашли отражение и революционные события 1905 года. он активно печатал стихи соответствующего содержания в издании «фикер».

осенью 1907 года тукай приехал в казань, полный решимости полностью посвятить себя творчеству. молодой талантливый автор смог быстро войти в круги, сблизившись с молодежью, которая объединилась вокруг газеты «аль-ислах» («реформа»). в этот период произведения тукая печатают сатирические издания «яшен» («молния») и «ялт-юлт» («зарница»).

в течение последующих лет тукай все чаще обращается к очеркам, в его публицистике оптимизм постепенно сменяется трезвыми оценками сельской реальности того времени, стремлением отразить резкие социальные контрасты. в это время поэтом были также написаны такие стихотворные произведения, как «осенние ветры», «гнет», «надежды народа…».

в период 1911-1912 годов здоровье тукая резко ухудшилось. однако он отправился путешествовать, сначала посетив астрахань. гостя у поэта сагита рамиева, познакомился с сосланным за революционную деятельность азербайджанским общественным деятелем и писателем нариманом наримановым. затем тукай решается посетить уфу и петербург, где встретится с муллануром вахитовым, который в будущем станет революционером.

из-за проблем со здоровьем вынужденно едет в троицк, а затем – в казахстан. вернувшись в казань, несмотря на плохое самочувствие, тукай не перестает писать до самой смерти.

сердце двадцатишестилетнего татарского поэта остановилось (2) 15 апреля 1913 года. максим горький тогда писал, что умер «от голода и чахотки». в некрологах, которые публиковали казанские газеты, говорилось о том, что в лице габдуллы тукая татары «потеряли величайшего национального поэта».

похоронили в казани, его могила находится на татарском кладбище ново-татарской слободы

Источник

Библейские и исторические сюжеты

В Библии многие знакомятся с такими выражениями, как «иерихонская труба», «поцелуй Иуды», «земля Обетованная» и так далее. Из истории к нам пришло выражение «потемкинские деревни». Когда в конце XVIII века Екатерина II захотела увидеть владения в Крыму, Георгий Потемкин разослал во все пункты следования императрицы указания срочно навести должный порядок. В народе позже разошлись слухи, что вместо настоящих поселков выстроили декорации, перевозимые с места на место. Также Екатерину II встречали не коренные обитатели, а празднично одетые люди, прибывшие издалека.

Хорошо разбираясь в истории создания подобных словосочетаний, имеет смысл написать сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему, так как авторский переосмысленный текст — это всегда актуально и интересно.

Бить баклуши

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками» и возникло выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, несерьезным делом. Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши».

Водить за нос

Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:

— Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.

Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:

— Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.

— Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.

Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:

— А ты сделал домашнюю работу?

— У нас сегодня нет домашней работы.

Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:

— Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.

Мать спросила: — Почему?

После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:

— Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.

— Обещаю. Прости меня, пожалуйста.

После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.

Заячья душа

Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:

— Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.

Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:

— Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!

Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:

— Ребятам в школе не говори, пожалуйста!

Набрал воды в рот

Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.

Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:

— Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.

Мальчики разом закричали:

— Иди и сам находи очки. Нам некогда!

— Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.

Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:

— Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.

Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:

— Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.

После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.

Еле ноги унесли

Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:

— Ты не знаешь, где Миша?

— Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.

— Ну ладно. Начнем урок. Запишем новую тему.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:

— Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.

— Хорошо, что все кончилось благополучно. Иди садись. Продолжаем урок.

Засучив рукава

Коля и Вера сидят за одной партой. Однажды они писали сочинение. Вера, посмотрев на тетрадь Коли, сказала:

— Ой, какой у тебя ужасный почерк. Буквы-то все кривые.

— Лучше на свой почерк посмотри. – сказал Коля шепотом.

Вера очень обиделась. Когда закончили сочинение, все показали учительнице Анастасии Ивановне. Посмотрев на тетрадь Коли, учительница сказала:

— Коля, пожалуйста, работай засучив рукава. А то тут ничего не разберешь. Вот, посмотри на почерк Веры. Как красиво и аккуратно.

Вернувшись к парте, Коля сказал Вере:

— Извини, что нагрубил. И вправду у тебя очень красивый почерк.

— Спасибо, — сказала Вера.

После этого Коля стал стараться сделать буквы аккуратными. И у него получилось. Он всегда участвовал в конкурсах по чистописанию и получал грамоты и дипломы.

Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Такие устойчивые сочетания называют фразеологическими оборотами.

Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» — выражение, оборот речи, «логос» — понятие, учение.

Фразеология – это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Среди фразеологизмов есть группа сочетаний, которая называется устойчивой. Они воспринимаются нами как нечто целое, которое все можно заменить синонимом, отдельные слова, входящие в него синонимами заменить нельзя.

Красный уголок – помещение в учреждении, где проводится культурно-просветительская работа.

Красная строка – первая строка абзаца.

Первый блин комом – неудачное начало.

Человек с длинным языком – болтливый человек.

Легендарная личность – необыкновенная личность.

Для того, чтобы знать, когда и где лучше употреблять то или иное выражение, необходимо отчетливо представлять его смысловое значение, эмоциональную окраску и тот образ, который лежит в основе этого выражения. Все это можно выяснить только в том случае, если обратиться к истории происхождения данного фразеологизма.

Дело в том, что все фразеологизмы первоначально возникали для обозначения каких-либо совершенно конкретных событий, явлений, фактов. Затем в силу различных причин эти выражения начали употребляться переносно, для обозначения других, но в чем-то схожих с первыми. В этом случае само выражение, изменяя свое первоначальное значение, сохраняет в себе элемент более или менее скрытого сравнения. Это придает ему особую образность и выразительность.

В этом учебном году я занималась в кружке «Русская фразеология». На занятиях кружка мы изучаем историю происхождения фразеологизмов, составляем связные тексты, используя устойчивые сочетания слов, готовим рисунки. Особенно заинтересовала меня история происхождения фразеологических оборотов:

Бить баклуши

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками» и возникло выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, несерьезным делом. Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши».

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Знать назубок

Выражение возникло от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет. Если на ней не оставалось вмят сссссссс ины, значит, она подлинная. Поддельная, фальшивая монета внутри полая или отлита из мягкого олова или свинца. На таком изделии «зубок» человека тотчас же оставлял след.

Теперь это выражение употребляется в значении: превосходно выучить что-либо: стихотворение, рассказ, актерскую роль, отлично в чем-нибудь разбираться.

Так каждый фразеологический оборот имеет свою интересную историю возникновения.

На занятиях кружка мы еще составляем связные тексты, пишем небольшие сочинения с фразеологизмами. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

Доклад-сообщение 6 класс

Фразеологизмами можно называть некие выражения, которые людям оставляют их предки. Язык не имеющий фразеологизмов, так же не имеет и души. Именно благодаря фразеологизмам, язык может выражать силу духа и уникальность той или иной нации. У каждой страны существует свой язык, который несет историю данной нации. Сегодня существует около 7 тысяч языков.

Конечно давно приняты основные языки, среди которых и русский язык. Около 250-275 тысяч людей говорят на русском языке. Многие граждане США и Европы так же изучают русский для работы или просто. Сегодня очень много безграмотных людей, которые и общаются безграмотно, не могут правильно выражать свои мысли.

Фразеологизмы – это сочетание слов, которые в итоге образуют единый смысл. Если фразеологизм разделить на отдельные слова, то его смысл в корне изменится. Поэтому именно фразеологизмы очень сильно усложняют и так не легкий для изучения русский язык. Иностранцы, изучающие наш язык, и даже уже зная его на хорошем уровне из-за услышанных фразеологизмов начинают теряться в языке. Уникальность фразеологизмов в том, что их смысл заложен еще в древние времена, каждый фразеологизм имеет историю, поэтому взять и легко заменить какую-то его часть нельзя. Например, это тоже самое, что «кот наплакал» заменит на «собака наплакала». Теряется смысл выражения.

Характеристика фразеологизмов следующая. Фразеологизм в предложении бывает исключительно как один член предложения. Так же существуют синонимы и антонимы для фразеологизмов. Данные словосочетания могут раскрыть многие стороны жизнедеятельности людей, например, работа, личный характер, сильные и слабые стороны. В.И. Даль сформировал отдельный словарь, в котором можно найти все фразеологизмы, употребляемые в русском языке. Автор показывает их правильное правописание и соответственно правильное значение и в какой сфере употреблять тот или иной фразеологизм.

Большая часть фразеологизмов родились конкретно в самом языке и были переданы предыдущими поколениями. Так же множество словосочетаний появилось в быту, то есть в разговорно-бытовой речи. Частое употребление фразеологизма, может выйти из обихода, если фраза устарела. Очень много словосочетаний пришли из профессий. Например, «приведем к общему знаменателю» эту фразу принесли в речь ученые. Кроме профессий, также довольно много фразеологизмов принесли в русский зык сказки. Всем известное выражение «по щучьему велению» или фраза «молочные реки». Так же много фразеологизмов пришло из книг из так называемой книжной речи. Множество старославянских выражений пришли после прихода христианства. Библия внесла в русскую речь множество фраз, которые надежно закрепились в речи. Известными являются «запретный плод» и око за око и. т. д.

К сожалению, невозможно полностью узнать откуда появился тот или иной фразеологизм. Можно всего лишь предположить место и способ появления фразеологизмов. Достоверно можно только говорить об авторских фразеологизмах.

Заячья душа

Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:

— Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.

Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:

— Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!

Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:

— Ребятам в школе не говори, пожалуйста!

— Ладно, домой пошли.

School Life

I believe that school time is an important part of everyone`s life. People spend eleven years at the school. Practically every day pupils go there and spend most part of their day at school. So the school may be considered as the second home, while teachers and classmates become a so-called second family. Я считаю, что школьное время является важной частью жизни каждого человека. Люди проводят одиннадцать лет в школе. Практически каждый день школьники идут туда и проводят большую часть своего времени в школе. Таким образом, школа может рассматриваться как второй дом, а учителя и одноклассники становятся так называемой второй семьей.
At school children not only acquire useful professional knowledge which helps them in their future life and career, but also finds true friends. At school, there is always a specific atmosphere. All schools try to make the educational process more interesting. There are different interactive lessons, some tasks where pupils can demonstrate their creativity. Besides, school is a place, where children can not only study but also have fun. Numerous concerts, parties, sports contests as well as excursions are organized at school. Children can demonstrate their talents and improve some skills. What important is that at school children learn to work in a team and bear a number of responsibilities. All these skills are absolutely vital for their future life. В школе дети не только приобретают полезные профессиональные знания, которые помогают им в их будущей жизни и карьере, но и находят верных друзей. В школе всегда существует специфическая атмосфера. Все школы стараются сделать образовательный процесс более интересным. Существуют различные интерактивные уроки, некоторые задания, в которых учащиеся могут продемонстрировать свои творческие способности. Кроме того, школа-это место, где дети могут не только учиться, но и веселиться. Многочисленные концерты, вечеринки, спортивные конкурсы, а также экскурсии организовываются школой. Дети могут продемонстрировать свои таланты и улучшить некоторые навыки. Важно то, что в школе дети учатся работать в команде и нести ряд обязанностей. Все эти навыки совершенно необходимы для их будущей жизни.
It is important to mention that some traits of character are formed at school. School life influences pupils` habits and preferences. During the school time, children tend to develop in terms of their personality. Moreover, everyone knows that school time is associated with the first love. It is a great time which everyone remembers with warmth. Важно отметить, что некоторые черты характера формируются в школе. Школьная жизнь влияет на привычки и предпочтения учащихся. В школьное время развиваются как личности. Кроме того, всем известно, что школьное время ассоциируется с первой любовью. Это прекрасное время, которое все вспоминают с теплотой.

Источник: https://1hello.ru/leksika/school-life.html

Набрал воды в рот

Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.

Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:

— Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.

Мальчики разом закричали:

— Иди и сам находи очки. Нам некогда!

— Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.

Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:

— Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.

Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:

— Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.

После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.

Популярные сочинения

  • Анализ эпизода со смертью Базарова в романе Отцы и дети
    Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был выпущен после отмены крепостного права и произвел фурор в обществе. В книге повествуется о событиях, предшествующих отмене крепостного права
  • Сочинение Пиковая дама рассуждение по повести Пушкина
    Произведение «Пиковая дама» рассказывает о любителях карточных игр. В основу повести легли реальные события. Голицин являлся другом Пушкина, и любил играть в карточные игры
  • Сочинение на тему Моя собака (Описание собаки)
    Год назад, после долгих уговоров мои родители все таки согласились и взяли мне щенка. Он был совсем маленьким и мало что умел делать. Папа предложил имя для нового члена семьи – Грей.

Еле ноги унесли

Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:

— Ты не знаешь, где Миша?

Коля ответил:

— Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.

— Ну ладно. Начнем урок. Запишем новую тему.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:

— Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.

— Хорошо, что все кончилось благополучно. Иди садись. Продолжаем урок.

Написать сочинение с фразеологизмами

Мормулетка

ГИА по русскому языку 9 класс….. я в шоооооооооке!

Темы для сочинения-рассуждения по русскому языку 9 класс ГИА 2014 год Читать далее →

Марина

ЕГЭ по русскому языку

Уже совсем скоро замученные экзаменами выпускники узнают свои результаты ЕГЭ. А хотите проверить свои знания? Тогда вот вам задания (ответы в самом низу) Внимание! к сожалению, ответы оказались неверными.

Радует, что мы то знаем как правильно Самое грустное, что миссия этого сайта — ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ!!!!!!https://www.4egena100.ru/rus-ege.html ЕГЭ по русскому языку части А, В, C. Примеры сочинений A1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) кухОнный 2) докУмент 3) обОстришь 4) тОрты Читать далее →

Водить за нос

Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:

— Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.

Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:

— Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.

Ваня сказал:

— Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.

Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:

— А ты сделал домашнюю работу?

— У нас сегодня нет домашней работы.

Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:

— Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.

Мать спросила: — Почему?

— Не знаю.

После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:

— Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.

— Обещаю. Прости меня, пожалуйста.

После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.

Как написать сочинение. Школьный помощник

Школьный помощник это помощь учащимся в освоении школьных предметов по русскому языку и литературе.

Это не словарь и не учебник, а скорее небольшой сборник статей, советов и решений о том, как подготовиться к выполнению письменных и устных работ: как написать определенную форму сочинения, как правильно писать изложение, диктант, как легче выучить стихотворение, небольшой рассказ и другая помощь в подготовке к школьным заданиям.

Как написать сочинение правильно и красиво?

Перед уроком можно просмотреть свой план пересказа и быстро просмотреть текст рассказа, чтобы вспомнить его.

Самые распространенные ошибки

При пересказе следи за тем, чтобы: • не путать события в рассказе, ведь они происходили в определенной последовательности; • не придумывать то, чего в рассказе не было, не перевирать имена и названия; • не пересказывать какую-то часть текста слишком подробно, а другую, наоборот, слишком кратко;

• правильно использовать значения слов, строить предложения по правилам русского языка, не нарушать порядок слов и не повторять много раз одни и те же слова.

Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. Как писать сочинение?


Лингвистическая тема связана с языком. Обычно такие сочинения раскрывают смысл высказывания известного человека об определенном лексическом/грамматическом явлении (например, об актуальности неологизмов, о средствах выразительности). Но иногда в задании обозначена только тема (допустим, «Роль тире»). Тогда нужно вспомнить теорию из конкретного раздела лингвистики (в данном случае – правила пунктуации).

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение:

Структура сочинения

  • Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);
  • Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);
  • Заключение (выводы).

Рассуждение можно вести в одном из трех форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.

Готовая работа может выглядеть следующим образом:

  • 1 абзац. Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2-3 предложения);
  • 2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);
  • 3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;
  • 4 абзац. Записываются выводы.

Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.

В устной речи мы используем паузы, чтобы выделить определенные фрагменты фразы, а на письме с этой же целью применяются запятые. Что будет, если их совсем убрать или перепутать местами? Смысл предложения в таком случае может измениться до неузнаваемости. Попробуем доказать.

Большинству из нас известна лингвистическая загадка «казнить нельзя помиловать». От того, куда будет поставлена запятая, в прямом смысле зависит жизнь человека. Поставим после «казнить» – станем свидетелями трагедии, поставим после «нельзя» — спасем от смерти. Этот пример нагляднее всего демонстрирует актуальность использования запятых в письменной речи.

Иногда запятые почти не влияют на смысл предложения, но позволяют сделать его более понятным и выразительным. Так же, как в устной речи мы самое важное и главное выделяем голосом, так же и на письме эта благодарная роль отведена запятым.

Рассмотрим такое предложение: «Удивительно, насколько прекрасно начало дня, когда солнце только поднимается над горизонтом, похожее на спелый апельсин».

Если убрать из этого предложения все запятые, то читателю придется несколько раз пробежаться по нему глазами, чтобы из набора слов получился осмысленный текст.

Запятые в письменной речи необходимы, чтобы правильно передавать смысл высказывания и облегчать прочтение. Они дают возможность определить, в каком месте сделать паузу, а также обозначают конец простого предложения в составе сложного.

Засучив рукава

Коля и Вера сидят за одной партой. Однажды они писали сочинение. Вера, посмотрев на тетрадь Коли, сказала:

— Ой, какой у тебя ужасный почерк. Буквы-то все кривые.

— Лучше на свой почерк посмотри. – сказал Коля шепотом.

Вера очень обиделась. Когда закончили сочинение, все показали учительнице Анастасии Ивановне. Посмотрев на тетрадь Коли, учительница сказала:

— Коля, пожалуйста, работай засучив рукава. А то тут ничего не разберешь. Вот, посмотри на почерк Веры. Как красиво и аккуратно.

Вернувшись к парте, Коля сказал Вере:

— Извини, что нагрубил. И вправду у тебя очень красивый почерк.

— Спасибо, — сказала Вера.

После этого Коля стал стараться сделать буквы аккуратными. И у него получилось. Он всегда участвовал в конкурсах по чистописанию и получал грамоты и дипломы.

Новый год — на носу!

До Нового года рукой подать! Дни можно по пальцам пересчитать! В это время в воздухе витает дух праздника, будоражит запах мандаринов, радует повсюду мигание гирлянд, на стёклах окон некоторых жителей замерли весёлые снежинки. Все — от мала до велика — ждут не дождутся сюрпризов, подарков и, конечно же, маленькой зимней передышки в виде каникул для детей и нерабочей недели для взрослых.

Подготовка к празднованию идёт полным ходом! Кто-то приготовил заветные коробочки с подарками, которые он приподнесёт близким и друзьям от всей души, и уже потирает руки от нетерпения… А кто-то, наоборот, усиленно ломает голову над решением вопроса: что же подарить и как поздравить родных? Не составит труда определить таких людей на улице. Они, как правило, носятся по магазинам и супермаркетам сломя голову в поисках чего-то особенного.

Маленькие детки вне себя от радости: катаются с горок в своё удовольствие на санках, салазках и даже без них. На улице холодно, ветренно, снежно, щёки и нос краснеют и мёрзнут, а детворе хоть бы что!

Это особая пора для каждого человека: хоть забот полон рот и сложа руки сидеть не приходится, но душа радуется от этих хлопот, совсем как в далёком детстве, в предвкушении Нового года и Рождества…

Положа руку на сердце

Коля учится в 6 классе. Его маму зовут Ольга Ивановна. Однажды мама уехала в город полечиться. Коля остался с папой. Папа работал охранником магазина. И Коля остался дома один. Решил позвонить маме. Позвонил. Они поговорили, поболтали. Наконец, мама спросила: — Ответь, положа руку на сердце, ты делал уроки?

— Ну, конечно. – соврал Коля.

— Вот и молодец. Веди себя хорошо. Я скоро вернусь. Пока. – сказала мама и положила трубку. Коле стал не по себе, что он наврал маме. Хотел сделать уроки, но лень поборола труд. И Коля как ни в чем не бывало пошел спать. Так день за днем он не стал делать уроки. Вскоре его классная руководительница сказала: — Сидоров, вы так скоро двоечником станете. Пусть после обеда ваша мать придет сюда. Я хочу поговорить.

— А ее нет. Она в городе. – сказал Коля.

— В 12 часов приехала моя сестра и сказала, что твоя мать тоже приехала.

Коля обрадовался. Но подумал, что обманул ее, стало грустно. Пришел домой чернее тучи. Сказал маме, что учительница зовет ее к себе. Мама сказала:

— Не успела приехать, как зовут в школу. Что ты натворил?

Коля замолчал. Мать ушла. Коля с тяжелым сердцем ждал ее. Вот открылась дверь. Вошла мать. Позвала сына и сказала:

— Ну, сынок. Как тебе не стыдно? Ты же говорил мне, что делаешь уроки. Я от тебя такого не ожидала.

— Извини. – сказал Коля и пошел в комнату. С того дня он хотел сделать маме приятное. Мыл посуду, делал уроки, помогал по дому. Так он сгладил свою вину. Но самое главное, что он стал отличником. Мама этому очень обрадовалась.

Рассуждение

Нередко можно услышать от людей фразу о том, что школьные годы самые лучшие в жизни человека. Мы не придаём значение этим словам, воспринимая их как аксиому, хотя истинный смысл этих слов доходит до человека спустя долгие годы после окончания школы. Те, кто сейчас сидит за школьной скамьёй, и вовсе готовы спорить с авторами этого утверждения. Но далеко не все, а только те, кто воспринимает школьную жизнь как скучный процесс изучения тем, решения задач и выполнения контрольных заданий. А ведь она не ограничивается только этим! Школа – это огромный живой организм, который «питается» не только уроками и оценками, но и «дышит» различными школьными историями, взаимоотношениями учеников и учителей, радостями и печалями каждого отдельного ученика.

Чтобы школьная жизнь приносила всем нам радость, нужно воспринимать её не как обязанность, а как часть своей жизни. Согласитесь, в школе рядом с нами сидят за партой наши одноклассники, многие из них находятся в числе наших друзей, а значит, у нас немало общих тем для общения. А сколько смешных ситуаций случалось внутри нашего класса, и вспомнить трудно. Изо всех сил разнообразить нашу школьную жизнь старается наша классная «мама». Классная – в смысле «мама» нашего класса, а также она у нас классная по характеру. Вместе с ней мы настоящая команда, готовая вступить в схватку интеллекта в любой олимпиаде или конкурсе, навести порядок в нашей общей школьной и пришкольной «квартире», захватив с собой родителей, отправиться в поход на природу. И чем больше таких объединяющих мероприятий, тем больше каждый из нас понимает, что школьная жизнь удалась. В общем-то, если задуматься, то пока ты учишься в школе, твоя жизнь – это в основном школьная жизнь, а домашние «ночёвки» и каникулы не в счёт. Естественно, такой образ жизни требует дисциплины, отдачи сил: уроки делать не хочется и гораздо приятнее отдыхать, но всё-таки возвращаться к строгим правилам школьной жизни после летнего отдыха всё равно здорово: там тебя ждут твои друзья, там можно получить много новых знаний, которые пригодятся тебе в жизни.

Школьная жизнь… Говорят, она быстро проходит. Не успеешь оглянуться, а на носу выпускной. Кто-то проживёт её скучно, а кому-то она принесёт массу ярких событий и воспоминаний в будущем. Это зависит от каждого из нас. Ежедневная, такая незаметная школьная жизнь отсчитывает недели, месяцы, годы. Какая же она короткая, школьная жизнь! В своём произведении «Как закалялась сталь» Островский рассуждал о жизни вообще, а я хочу процитировать его фразу в контексте школьной жизни: «…прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Другие темы: ← Мой товарищ↑ На свободную темуРепортаж →

`

Помчался на всех парусах

В понедельник был урок истории. Ваня забыл книгу у бабушки. Он сказал Вите:

— Витяй, пойдем к моей бабушке, пожалуйста!

— Конечно. А если беда будет, я тебя спасу. Я буду тебе как телохранитель.

— Большое спасибо. Пошли.

И они пошли. В это время на улице было много злых собак. Коля возвращался из дома Миши, у которого дом находился близко от школы. Вдруг одна собака, увидев Ваню и Витю, подняла большой лай. А наш телохранитель Витя сбежал. Коля, увидев это, взял палку и направился к лающей собаке. И она перестала лаять. Все собаки вдруг присмирели и ушли кто куда. Ваня сказал:

— Спасибо за помощь. А теперь бежим, смотри учительница Анна Федоровна идет.

И они помчались на всех парусах. Коля и Ваня опередили учительницу на пять минут до урока. Витя сказал Ване:

— Извини. Никакой я не телохранитель.

— Ничего. Вся жизнь впереди. Может и станешь им, если будешь хорошо учиться.

И они пожали друг другу руки. А урок истории прошел отлично. Все ребята получили пятерки.

Теория

Это определённые обороты речи, которые закреплены и устойчиво зафиксированы при употреблении. Особенностью данного, как правило, неизменяемого сочетания слов является индивидуальное значение целого выражения. Эти выражения непросто переводить на другие языки, а иностранцам невозможно их понять, если не знать их значения. Почему?

Давайте рассмотрим на предложение: «Он встал как вкопанный, разинул рот, развесил уши и хлопал глазами, вылупившись, как баран на новые ворота». Это предложение состоит из нескольких фразеологизмов. А теперь обратите внимание на значение каждого отдельного слова в этом высказывании, оно не совпадает со значением определенного выражения. В этом заключается сложность, необычность и… яркая эмоциональная окраска фразеологизма.

Вариант 3

Помниться мне мой давнишний разговор с дедом. Этот разговор он начал, когда мне было 10 лет. Как обычно я приехал на летние каникулы к нему в далекое провинциальное село. И однажды за столом он мне задал совсем необычный для меня вопрос. Вась, а у тебя есть товарищи? Спросил он меня невзначай. Я посмотрел на него и спросил кто такой товарищ? Немного поразмыслив, и не поняв суть вопроса, я ему сказал, что товарищей у меня нет, есть только друзья. Дедушка нахмурил брови, ухмыльнулся и начал свои рассказ.

Когда я был молодым, у меня был товарищ. Звали его Егор. Мы вместе с ним учились в школе, а потом и в училище. На протяжении многих лет мы общались и помогали друг другу. Мы жили в одном селе, на одной улице. Ходили в соседнее село в школу. Так же как все ребята ходили дружно гулять, играли в игры, ходили на рыбалку и в походы. Я тут же перебил дела и сказал, что у меня есть такой же друг. Он живет в соседнем подъезде.

Дедушка ухмыльнулся, выслушал меня и продолжил свой рассказ. Хочу сказать тебе внучек, говорил дед, что не каждый товарищ может стать другом. Так случилось и у меня. Мы дружили, гуляли, общались, иногда он меня выручал по школе, а иногда я его, но близкими друзьями мы так и не стали. Дак вот главное отличие, продолжал дедушка друга от товарища, что настоящий друг будет присутствовать в твоей жизни постоянно, а товарищ это человек будет в твоей жизни по определенным жизненным ситуациям. Например, ты будешь учиться в институте, и у тебя будет товарищ по институту. А друг это человек в твоей жизни, который будет присутствовать независимо от обстоятельств. В друзьях люди нуждаются, но и товарищи тоже нужны, продолжал дед. Во многих случаях товарищей объединяет работа в одном коллективе, соседство. А друзей объединяет личные интересы и привязанность к друг другу. По смыслу друг важнее чем товарищ.

Я смотрел на него и слушал. Для себя я вынес очень положительный урок, оказывается нельзя каждого друга называть другом, кто-то из них оказывается просто товарищем. Надо учиться разграничивать эти два понятия. Этот разговор я долго прокручивал в своей голове, и до сих пор он в моей памяти. На сегодняшний день, в моей жизни присутствуют товарищи и друзья.

Другие темы: ← Звездное небо↑ На свободную темуШкольная жизнь (с фразеологизмами) →

`

Фразеологизмы являются неоспоримыми достояниями национального языка. Присутствие емких, образных, а зачастую и ироничных выражений делает речевую культуру бесподобной, обогащает общение между людьми. В частности, русский язык пестрит огромным количеством фразеологизмов, поговорок и пословиц.

Чем же отличаются эти, казалось бы, несвязанные друг с другом слова, от других словосочетаний и поговорок, почему задание написать сочинение с фразеологизмами на любую тему — это излюбленный прием учителей русского языка?

Отличие поговорок и фразеологических оборотов

Суть поговорки заключается в ее смысловой ценности, в той информации, которую она несет. Например, поговорка «кто посеет ветер — пожнет бурю» интерпретируется как предостережение тем, кто вносит раздор в отношения между людьми, а поговорка «первый парень на деревне, а деревня в два двора» обличает тех, кто любит похвалиться.

Писать сочинения с фразеологизмами на любую тему начинают с пятого класса средней школы. Сначала педагог объясняет и приводит примеры, затем в устной форме приглашает всех желающих самостоятельно вспомнить необычную последовательность слов, которая подходит под определение фразеологизма.

Фразеологические обороты — это неизменяемое, устойчивое сочетание слов, которое в другом порядке невозможно воспроизвести. Приведем примеры: подать рукой, поставить в тупик, без сучка, без задоринки, взять ноги в руки, в подметки не годится и так далее.

Список можно продолжать бесконечно. Написать небольшое сочинение с фразеологизмами на любую тему — задача на первый взгляд простая, однако маниакальное стремление в каждом предложении вставлять подобные обороты делает его несколько примитивным. Вот приблизительный образец подобного опуса.

Сочинение на тему мой любимый фразеологизм

Погожий солнечный день, такие дни обыкновенно бывают в конце апреля, когда солнце обливает целой рекой тепла только что распустившиеся слабые листочки. Всю эту картину с глубокомысленным видом наблюдала Мариэта Олеговна Выдропуржская, завтра ей исполнялось ровно восемьдесят лет, она автоматически становилась старейшим работником образования в области, и по этому торжественному поводу “ГАРАНО” организовывало праздник, отличительной особенностью этого торжества было присутствие самого…. (Страшно сказать!) самого губернатора…. Всё это радовало и одновременно пугало Мариэту Олеговну, ведь за весь свой многолетний стаж (не будем называть цифру, разумеется, из уважения к Мариэте Олеговне) из высокопоставленного начальства в живую она видела лишь старшего заместителя научного руководителя курсов повышения квалификации областного университета, который к тому же был слеп на один глаз и говорил со стойким грузинским акцентом. Ну да, что вспоминать прошлое, «Когда уже всё в прошлом»- отозвался странный голос в голове Мариэты Олеговны, действительно предстоит торжественное мероприятия, на котором она будет главной звездой, правда, она мало представляла, что будет происходить на этом торжестве «педагогического опыта», разве что на фуршете будет селёдка с варёной картошкой – её любимое блюдо, это её обещала завхоз, уверив, что на вечере будет «самая сочная селёдка, посыпанная свежим зелёным хрустящим лучком, спрыснутая ароматным маслом». Да что завхоз, за два дня к ней подошла, а вернее снизошла сама директриса, крепко пожала руку, поинтересовалась здоровьем: «Что сердечко пошаливает, ну ничего, ничего. Вы у нас крепкая. Вот к пятому числу путёвку в санаторий выправим. В «Трудоспособный Ленинец». Да. Да. И, пожалуйста, оденьтесь понаряднее. Ох, милая, ну всё мне пора, пора, пора». И уходя, смеясь, вульгарно добавила: «Вы ещё всех нас переживёте», и постучала по деревянному косяку «Тьфу, Тьфу. Тьфу.». Одним словом предстояло что-то феерическое… Наконец настал день торжеств. Программа обещала быть незабываемой, «А ты забыла!» -крикнул в этот раз голос в голове Мариэты Олеговны, изумившись повторной галлюцинации она решила стойко не обращать на это никакого внимания. Тем временем, Мариэта Олеговна как всякая порядочная дама, истратила всю свою пенсию на наряд и макияж , который по словам учительницы пения :получился боевым, напористым, с каскадом, одним словом, как сейчас носят», это слегка успокоило Мариэту Олеговну, но лёгкое волнение всё будоражило её воображение, засыпая новыми вопросами: «Что делать? Улыбаться или быть серьёзной? Накинуть шаль или одеть жакет?» – примерно так думала Мариэта Олеговна все те три часа, которые она просидела, пока в актовым зале делались приготовления, и не будем лукавить ведь губернатор лицо занятое и он конечно же опоздал всего на час, ну на два … с половиной. И вот, приехал губернатор. Мариэта Олеговна встречала его с караваем, директриса держала соль, под руку губернатора вёл мэр. Губернатор с видом воодушевлённого проповедника произнёс речь о пользе долгожительства и педагогики, подарил Мариэте Олеговне брошь-бабочку скрепив подарок поцелуем и в сопровождении мэра пошёл в конференц-зал, где собрался весь бамонт этого города, если там таковой, конечно имелся. Школьное крыльцо быстро пустело, кто-то выхватил каравай из рук Мариэты Олеговны, Директриса немного замешкалась, но быстро трёхочковой передачей вручила кому-то солонку и побежал догонять гостей. Когда почти уже все вошли, какой-то сердобольный человек догодался, что губернатор будет произносить первый тост за здоровье юбилярши и её всё-таки надо привести. Два крепких молодчика подхватили под обе руки Мариэту Олеговну, которая стояла к этому времени около трёх минут с открытом ртом и невротично хлопавшим левым глазом, и посадили на почётное место через десять стульев от губернатора. Первое что бросилось в глаза Мариэте Олеговне это обилие селёдки и картошки, но немного в другом виде, чем представляла себе это почтенная именинница, кругом стояла сельдь под шубой и картошка фри в остром кетчупе – два любимых блюда губернатора. Произнесли тост в честь юбилярши, выпили, Мариэте Олеговне стало плохо, через полчаса она попросилась выйти, её исчезновения никто не заметил. Мариэта Олеговна стояла и смотрела на цветущую вишню, солнце светило, время медленно сочилось по капли, «Капли!!!»- неистово крикнул в третий раз голос в голове, Мариэта Олеговны только сейчас она вспомнила, что не пила сердечных капель с утра. Давление ударило в темечко, окно поплыло… Через три дня были назначены торжественные похороны старейшего работника образования области – Мариэты Олеговны Выдропуржской.

Сочинение с 10 фразеологизмами на любую тему

«Обычно я сплю без задних ног, но сегодня пришлось встать ни свет ни заря. Бить баклуши нельзя — день предстоит трудный, но интересный. Наш классный руководитель взял нас на абордаж и ныне нам предстоит свернуть горы — подняться на Красную горку, чтобы встречать восход солнца. Почти все одноклассники дали добро на поход, и, наконец, наша группа взяла быка за рога. Учитель был на взводе и шли мы (куда только Макар телят ни гонял!), казалось, бесконечно. Наконец достигнув высоты, мы встали встречать солнышко. Впечатление от восхода было так сильно, что началось столпотворение. На всю катушку ребята кричали «Ура!», радовались и прыгали от счастья».

Это пример, как пишется мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему. В противовес ему обычные сочинения долго прорабатываются. Если необходимо сделать анализ какого-нибудь произведения, то вначале находят фабулу, расставляют акценты, пишут план и так далее.

Творения школьников на свободную тему зачастую бывают интереснее, так как они не загоняют автора в рамки, а наматывают сюжет по ходу мысли. Бывает, что вначале ребята сочинения с фразеологизмами на любую тему пишут об одном, в середине и конце опуса забывают про основной сюжет, и их внимание акцентируется лишь на пикантных оборотах.

Сочинение: Крылатые выражения в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(338 слов) Одним из самых знаменитых произведений А.С.Грибоедова по праву считается, написанная в начале 19 века комедия “Горе от ума”, которая быстро разлетелась на цитаты. Сейчас уже трудно представить свою речь без таких афоризмов как “Счастливые часов не наблюдают”, “А судьи кто?” или “Где ж лучше жить? Где нас нет.” Предполагается, что по количеству крылатых выражений и фраз, “вышедших” из литературного произведения, “Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы.

Разберем несколько афоризмов, появляющихся по мере прочтения произведения. В первом действии служанка Лиза обращается к Софье, когда та сидит при свете дня с горящей свечей: “Смотрите на часы, взгляните-ка в окно: валит народ по улицам давно; а в доме стук, ходьба, метут и убираю”. Именно в этом диалоге Софья произносит фразу, которая впоследствии станет одной из самых узнаваемых: “Счастливые часов не наблюдают”. Её суть предельно ясна: когда человек влюблен или же занят делом, которое приносит ему истинное удовольствие, то время просто перестает для него существовать.

Далее поговорим о Чацком — одном из главных героев произведения, представителя “нового поколения”, единственного, кто видит, насколько прогнило “фамусовское общество”. В диалоге между Фамусовым, Скалозубом и Чацким, во втором действии комедии перед знаменитым монологом, Александр Андреевич отмечает, что “Дома новы́, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.” Таким упреком он еще раз пытался показать Павлу Афанасьевичу, что мир будет расти, изменяться, а его окружение, их манеры, нравы и мировоззрение так никогда и не изменятся. Этот же смысл и остался в основе данного афоризма.

Молчалин является антиподом Чацкого. Данный персонаж является собирательным образом человека, жизненной целью которых является только достижение власти, богатства и статуса. Классика вечна, даже спустя века, мы нередко сталкиваемся с такими Молчалинами в своей жизни, поэтому еще со времен Грибоедова в языке закрепился афоризм, являющийся фразой Александра Андреевича, обращенной к Софье, когда раскрывается, что Молчалин не любит её, а лишь “угождает хозяину”: “Молчалины блаженствуют на свете!”

Мы разобрали несколько, на мой взгляд, самых ярких афоризмов из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. Это поистине гениальное произведение, которое и по сей день не теряет своей актуальности.

Автор: Дарья Гогия

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Библейские и исторические сюжеты

В Библии многие знакомятся с такими выражениями, как «иерихонская труба», «поцелуй Иуды», «земля Обетованная» и так далее. Из истории к нам пришло выражение «потемкинские деревни». Когда в конце XVIII века Екатерина II захотела увидеть владения в Крыму, Георгий Потемкин разослал во все пункты следования императрицы указания срочно навести должный порядок. В народе позже разошлись слухи, что вместо настоящих поселков выстроили декорации, перевозимые с места на место. Также Екатерину II встречали не коренные обитатели, а празднично одетые люди, прибывшие издалека.

Хорошо разбираясь в истории создания подобных словосочетаний, имеет смысл написать сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему, так как авторский переосмысленный текст — это всегда актуально и интересно.

Популярные сочинения

  • Сочинение Семейная мысль в романе Война и мир Льва Толстого
    Лев Николаевич Толстой очень детально раскрывает семейную мысль в своём романе. Писатель даёт понять, что общество состоит из маленьких семей, которые составляют великий народ
  • Почему нужно заниматься спортом — сочинение-рассуждение
    Я считаю, что заниматься спортом нужно по нескольким причинам. Конечно, самое главное надо это делать для себя, своего здоровья, потому что пока молодой о нем не задумываешься
  • Сочинение на тему На перемене
    Многие ученики, от мала до велика, не любят ходить в школу: процесс непрерывного получения новых знаний порой кажется учащимся достаточно утомительным. Именно поэтому на протяжении каждого занятия многие ученики

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами, чтобы четко выразить свои мысли. Без этих словосочетаний, которые произносятся в определенном порядке, наша речь не была бы такой яркой и выразительной. Они нашли применение как в живой речи, так и при написании книг, статей и писем. Мы применяем их дома, в школе, на работе и в других общественных местах. «По горячим следам» (тут же), «в один голос» (вместе), «дать сдачи» (ответить на удар), «на краю света» (далеко), «как в воду глядел» (предвидел), «море по колено» (ничего не страшно). Эти и сотни других выражений сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Фразеологизмы настолько вжились в нашу речь, что мы порой не задумываемся, какие именно слова мы произносим и воспринимаем их как единое, целое. В момент произношения того или иного фразеологизма, мы четко знаем, что он означает целиком, а не каждое слово отдельно. К примеру, если мы говорим «играет с огнем», то это не означает буквальную игру с огнем. В голове у нас четко формируется мысль «рискует». Однако, чтобы можно было поставить знак равенства между этими понятиями, необходимо к слову «рискует» добавить эпитетов «сильно, отчаянно». Фразеологизмы более ярко выражают наши мысли, чувства и эмоции.

Многие из этих ярких сочетаний слов пришли к нам из глубины веков. Когда мы говорим «бить баклуши», то знаем, что это означает «бездельничать». А для того, чтобы ответить на вопрос, что такое эти «баклуши», нам приходится прибегать к справочнику. Узнав, что это заготовки для изготовления деревянных ложек, а также, что работа по их набиванию на Руси считалась самой легкой и доверялась самым молодым и неопытным, приходится потом самому домысливать, почему же с годами эта крылатая фраза приобрела несколько иной смысл.

Без фразеологизмов не обойтись, когда хотим добиться еще и эффекта от сказанных слов. Если мы доверчивому человеку скажем с интонацией «что ты тут уши развесил», мы тем самым можем «поставить его на место», предупредить, одернуть. Во всяком случае, эффект будет не таким, как если бы мы сказали «что ты всему веришь».

У многих фразеологизмов имеется большое количество синонимов. Например, у выражения «из огня да в полымя», означающего «попасть из одной неприятной ситуации в другую», есть большое количество синонимов. Вот лишь некоторые из них: «из одной печи в другую», «от дождя да под капель», «из хомута да в шлейку», « из попов да в дьяконы», «из короба да в крошни». Это говорит о том, насколько многогранен и разнообразен наш родной язык, а крылатые выражения придают ему яркий окрас.

Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.

То есть часто в них содержатся такие реалии, которые уже не реальны. Вот мы сейчас говорим, я слышал, мол, кто-то на проводе или не вешайте трубку. Так уже почти нет телефонов с проводами и трубками, которые можно было б «повесить». Но язык так уж быстро не меняется.

Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.

Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно). И то мы не создали ещё выражение.

Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.   

По-моему, фразеологизмы – это такие «хиты» в речи. Часто сейчас мы слышим какие-то модные выражения, обычно они пропадают через гол, но иногда сохраняются надолго. Это очень удачное, часто с юмором выражение, которое всем нравится, вот его и повторяют. Реклама сейчас тоже старается придумать такие выражения, чтобы у людей здоровье ассоциировалось с какими-то витаминами, например. Однако это делается нарочно, поэтому не работает!

Очень интересно изучать такие выражения в своём и в иностранных языках, раскрывать их смысл и историю «создания».

Картинка к сочинению Фразеологизмы

Предыдущая

СочиненияСочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь рассуждение 5 класс

Следующая

СочиненияСочинение на тему Россия моя родина

  • Сочинение с жаргонизмами 6 класс
  • Сочинение с изобразительно выразительными средствами языка
  • Сочинение с желтым цветом
  • Сочинение с годами меня все чаще тянет к пушкинским стихам по тексту гранина
  • Сочинение с вступлением основной частью и заключением на тему