Сочинение с фразеологизмом не разлей вода

Главная страница фразеологизмы значение и происхождение фразеологизма не разлей водаавтор: мария знобищевафилолог, кандидат филологических наук, поэт, член союза

Главная страница » Фразеологизмы » Значение и происхождение фразеологизма «Не разлей вода»

Автор: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:17.04.2021

Фразеологизм «не разлей вода» не нуждается в пояснении. А вот иллюстрацию к нему увидеть хочется. О ком или о чём так говорили изначально? И как раньше разливали водой врагов? Читайте в статье.

Значение фразеологизма

Чаще всего выражение «не разлей вода» относится к друзьям. Это отношения тесной связи, близости между людьми, их нерасторжимого единства. Те, кого не разлить водой, всюду находятся вместе.

У них одинаковые взгляды и вкусы, привычки и предпочтения. Если такие люди ссорятся, перемирие наступает быстро. Они притягиваются друг другу, как магниты. Им легче существовать вместе, чем по отдельности.

В качестве примера можно вспомнить Чука и Гека из повести Аркадия Гайдара. Братья играли вместе, творили проказы, иногда не соглашались друг с другом, но долго быть порознь не могли.

Образцовые друзья встречаются и в жизни. Особенно если речь идёт о дружбе, проверенной временем, расстоянием и другими испытаниями.

Что означает, как понять выражение «Водой не разольешь»?

  • Если верить исторической справке, откуда именно произошел фразеологизм «Водой не разольешь» и что он стал означать в конечном итоге, то становится понятным, что это — определение крепкой, проверенной годами и испытаниями, дружбы.
  • И вода здесь – просто аллегория, которую вовсе не обязательно применять для проверки неразлучных, дружных людей. Закадычными друзьями можно назвать не только чужих по крови, но родных и близких по духу людей.


Значение фразеологизма

Происхождение фразеологизма

Символически вода в данном выражении воспринимается как синоним испытаний.

Сказать точно, существовала ли традиция разливать водой приятелей для проверки дружбы, невозможно. Во всяком случае, в письменных источниках она не отражена. Да и выглядит это нефункционально, непрактично.

Водой обычно разливали дерущихся в конце ярмарки деревенских мужиков, испытывавших силу в кулачном бою.

Когда разгорячённые битвой противники теряли контроль над ситуацией, остудить их пыл могло только это испытанное средство. Кстати, к нему же прибегали для предотвращения кровопролитий во время поединка быков.

Разлучить, «разлить» водой врагов можно, а вот настоящих друзей – нет. От такой «проверки» они, скорее, наоборот ещё крепче возьмутся за руки, стараясь пережить трудности вместе.

«Водой не разольешь»: краткое значение, объяснение фразеологизма

  • Конечно, нельзя быть уверенным в истинности происхождения идиомы «Водой не разольешь». Но от этого ее смысловое значение нисколько не теряется, при ее упоминании всем сразу становится понятно, что речь идет о крепкой дружбе.
  • Понятие о ней существовало еще в самой далекой древности – стоит только вспомнить эпос о закадычных друзьях Касторе и Поллуксе. Поэтому не стоит удивляться тому, что ставшее крылатым словосочетание «Водой не разольешь» до сих пор используется современниками, ведь дружба – основа основ существования человека в социуме.

Синонимы

Альтернативой выражению служат такие идиомы, как «сладкая парочка», «ходить как Шерочка с Машерочкой», «два друга – Мороз и Вьюга», «два сапога пара», «одного поля ягоды», «одним миром мазаны», «одним лыком шиты», «сладкая парочка», «куда ниточка, туда и иголочка».

Среди иностранных аналогов интерес представляют английские поговорки: «быть как рука и перчатка», «соединённые в ребре» (буквальный перевод). Вот такое кожное и костное родство, буквальное прорастание друг в друга.

Как видите, подлинное братство ценится у всех народов. Настоящих друзей не разделить ни временем, ни расстоянием, ни огнём, ни водой, ни медными трубами.

Как составить предложение с фразеологизмом «Водой не разольешь»?

  • Ваня и Петя стали дружить еще с детского сада, и теперь, через много лет, их водой не разольешь.
  • Говорят, что женской дружбы не бывает, но это вовсе не так – Света и Галя, например, будто сиамские близнецы, всегда вместе, их водой не разольешь.

Узнайте также о происхождении и значении таких фразеологизмов:

  • «Без царя в голове»
  • «Без году неделя»
  • «Сидеть, сложа руки»
  • «В семье не без урода»
  • «Мастер на все руки»

Другие фразеологизмы

Делать из мухи слона

Сильно преувеличивать, сгущать краски, излишне переживать по незначительным причинам.

Семь пятниц на неделе

Непостоянство и переменчивость человека.

Бить баклуши

Бездельничать, праздно проводить время.

Танталовы муки

Желание, которое кажется осуществимым, но никогда не может быть исполнено.
Все фразеологизмы

Примеры предложений с фразеологизмом «Водой не разольешь»

  • Антон Чехов в своем произведении «В овраге» писал: «Я его насквозь вижу, все дела его знаю вот как свои пять пальцев, мамаша, и он это чувствует и все за мной ходит, не отстает, и нас теперь водой не разольешь».
  • Борис Пастернак (цитата из «Доктора Живаго): «Я знаю, какая дурь лезет тебе в голову… Мальчик никогда не видал меня. Завтра присмотрится, водой не разольешь».


Данный фразеологизм использовали многие писатели в своих произведениях

Интересные тесты

Тест: сможете ли вы выжить в дикой природе?

Смело в поход? Или лучше посидеть дома?

Тест на знание животных

Отгадайте что-за зверь на фото?

Помните ли вы какие города изображены на российских купюрах?

Хорошо ли вы помните вид купюр, которыми пользуетесь ежедневно?

Тест на знание пословиц

Оцените насколько хорошо вы знаете пословицы русского языка.
Все тесты

Происхождение

Вполне можно представить такую картину: в селе мужики выясняют отношения, собираясь стенку на стенку или один на один. Допустим, забава переходит какие-то разумные пределы, и смутьянов окатывают холодной водой, чтобы те утихомирились слегка. Можно себе такое представить? Легко. Но источники настаивают на другой версии событий, которая и дала языку замечательный фразеологизм. В деревнях, когда какие-то животные сходились в битве, разнять их могла только холодная вода. В народе считалось, что настоящие друзья легко и свободно пройдут эту проверку на прочность. Другими словами, их дружбу водой не разольешь, по крайней мере, просто так.

Так что можно восстановить логику развития событий. Изначально были животные, сцепившиеся не на шутку, а потом уже люди. Потому что молодые парни очень напоминают бычков и довольно легко переходят в режим боя, особенно в те далекие времена, о которых у нас речь.

Проходить красной нитью

Есть две версии происхождения этого выражения, и обе связаны с воровством казённого имущества. В первом случае фразеологизм относят к временам, когда в Голландии в XVII в. воровали паруса на флоте. Чтобы предотвратить хищения, было принято решение в парусину вплетать красную нить. Это позволяло отличать казённую ткань. Вторая версия также связана с флотом, но только английским. Там тоже воровали… канаты. И с той же целью в них вплетали красную нить так, чтобы её невозможно было убрать. Сегодня это выражение используется, когда говорят о главной мысли чего-либо.

Почему дружба все-таки размывается?

Нельзя говорить о крепкой дружбе и не сказать хотя бы пару слов о том, почему она исчезает. У каждого, наверное, такое бывало: дружили вы с человеком, а потом что-то ломалось во взаимодействии, и все. Душевность куда-то пропадала, тепло испарялось. Интересно же хотя бы подумать над тем, почему еще вчера «грандиозное сооружение» сегодня лежит в руинах.

  • Ситуационная дружба. Друзей объединяет нечто внешнее, как правило, пространство физическое (стены учебного заведения или больницы), когда условия меняются, выясняется, что именно этот фактор был решающим. Вспомните, сколько друзей остается обычно со школы или вуза – единицы.
  • Дружба как контакт или связь. Здесь все просто. Можно было бы назвать это «псевдодружбой». Взаимоотношения создает выгода. Как только она пропадает – вся структура валится.
  • Разница в развитии, интересах. Но чаще всегда бывает, наверное, так: один пошел вперед, другой остался на месте. И это сплошь и рядом. А потом люди ломают голову и думают: «Боже мой, мы же так хорошо дружили, что же пошло не так?». А вот то самое.

Вообще, соответствовать человеку, если он развивается довольно трудно, но зато это залог действительно прочных отношений. Есть, конечно, один вопрос, который мы оставили за бортом, но мы хотим, чтобы о нем читатель поразмышлял самостоятельно: дружба – это понятие возрастное или нет? Напоминаем, что рассматривали мы сегодня фразеологизм «водой не разольешь».

Дать добро

Появился этот фразеологизм благодаря военно-морскому флоту. В дореволюционной русской азбуке буква «Д» называлась «добро». Морской же флаг под этой буквой говорил: «Согласен, разрешаю». Поэтому название буквы и значение флага слились в одно выражение: «Дать добро». В широкую речевую практику оно вошло после фильма «Белое солнце пустыни»: «Таможня даёт добро».

Приключения товарища Сухова: как снимался первый советский «истерн» Подробнее

Мальчик для битья

Выражение имеет литературные корни. Мы его можем встретить в романе Марка Твена «Принц и нищий». В XV–XVIII вв. при маленьких принцах находились специальные мальчики-пажи для побоев, которых ругали за провинности и плохую учёбу будущего короля. В чём был смысл такого наказания? Дело в том, что принц был очень привязан к своему пажу, и подразумевалось, что при каждом ударе, наносимом мальчику, принц должен был испытывать чувство вины. Это выражение употребляют, когда хотят подчеркнуть, что злость срывают на другом человеке.

Исключительность обстоятельств

В других случаях такое противопоставление может быть почти не выражено или практически не подразумеваться, высказывание может быть направлено на подчеркивание исключительности обстоятельств: «Конференция была посвящена подростковому заиканию, и Светлана Николаевна чувствовала себя как рыба в воде». Предложение, конечно, подразумевает, что в других областях субъект чувствует себя менее комфортно, однако логический акцент делается не на этом противопоставлении, а, скорее, на том, чтобы выделить ситуацию из всех прочих, а не сравнить ее с противоположной (Светлана Николаевна может быть прекрасным специалистом и в других смежных областях, однако именно подростковое заикание – ее конек).

Тем не менее именно в силу большой инерции семы «хорошо» в этом фразеологизме его следует осторожно употреблять в подобных целях, так как у слушающих или читающих может возникнуть ложное понимание смысла (Светлана Николаевна в других областях ничего не смыслит).

Языковая игра

Итак, что означает «как рыба в воде», вполне понятно из самого выражения и контекста его употребления. Интересным представляется то, как носители языка обыгрывают этот фразеологизм.

Большие возможности для языковой игры дает «буквализация» значения. Например, ирония и юмор чувствуются в заключительной реплике следующего диалога:

— Ну, как, купили сомика?

— Купили. Он уже в новом аквариуме.

— Все нормально?

— Ну… Чувствует себя как рыба в воде.

Здесь буквально поняты оба компонента, в других случаях может быть так употреблен один из них. Например, в следующем примере прямое значение слова «вода» меняет значение фразеологизма на противоположное.

— Скорее домой! Под таким ливнем без зонта… Чувствую себя как рыба в воде!

Синонимы и антонимы

Большинство фразеологизмов имеют синонимы и антонимы. Не является исключением и «как рыба в воде». Синоним, наиболее часто встречающийся в словарях, — «как сыр в масле», а антоним – «не в своей тарелке». Разумеется, если говорить о лексических единицах, а не об идиоматических выражениях, то их можно назвать гораздо больше. Так, среди синонимов можно вспомнить следующие: непринужденно, свободно, вольготно, удобно, комфортно, уверенно, уютно. А среди антонимов, соответственно, слова, противоположные по значению.

В целом одновременное конкретное и легко переносимое на разные ситуации значение фразеологизма «как рыба в воде» позволяет использовать его в текстах самых разных жанров, и его употребление по силам и начинающим авторам, и школьникам.

Значение

Если многие идиомы разных языков только вводят нас в заблуждение своей образностью, ничего не подсказывая ни самими словами, которые входят в их состав, ни их сочетанием, то выражение, о котором идет речь в этой статье, можно понимать буквально.

Значение фразеологизма «как рыба в воде» отражает то, что кто-то себя чувствует уверенно и естественно. Чаще всего под этим выражением подразумевается, что кто-то чувствует себя настолько уверенно, будто ситуация (место, время, коллектив) – это естественная среда его обитания. То есть выражение действительно можно понять буквально: кому-то настолько удобно, насколько может быть удобно рыбе в воде.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Тема: Лексика
и фразеология. Лексическое значение слова.

            Однозначные и многозначные слова

Цели:

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе
науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить
знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их
лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений
определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться
фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение
к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока –комбинированный

                                                    
ХОД УРОКА.

1.       Организационный момент (2 мин.)

2.      Проверка домашнего задания (20мин) 

3.      Переход к новой теме  (40 мин)

4.      Закрепление урока (15 мин)

 Слово
учителя

 Прежде чем начать новый урок,
ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета
русский язык?

Ответ:
Слово.

 Сегодня мы с вами
отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.

Тема нашего урокапутешествия –
Лексика и Фразеология
.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова                                                                                                     
Напомним, что лексика – ? (это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный
состав языка отражается в словарях.)

 У вас есть возможность
посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете
узнать, выполнив разные задания.

Город
— Лексическое значение слова.
(Слайд)

 Что такое лексическое
значение слова?
 (Лексическое
значение слова то, что слово обозначает)


В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова?
 (Толкование лексического
значения слова можно найти в толковом словаре)

Задание № 1

Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

1. Совокупность букв, принятых в данной письменности,
располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)

2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений,
требующее ответа. (Вопрос)

4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим
изображением. (Глобус)

5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности
каждого ученика. (Журнал)

7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании
уроков. (Звонок)

8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом.
(Карандаш)

9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
(Линейка)

10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.
(Мел)

11. График, содержащий сведения о времени, месте и
последовательности проведения уроков. (Расписание)

12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

Город
Бухта Многозначности
(Слайд)

Задание 2. Одно к трём.

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
(Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова,
имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

Найдите общее определение к каждой «тройке» среди
прилагательных, данных ниже.

1. Подушка, характер, требования (мягкий)

2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)

3. Старик, вопрос, воображение. (больной)

4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)

5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (-
главный)

6. Знаток, город, перемена. (большой)

7. Дуб, держава, талант. (– могучий)

Прилагательные:

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

Остановка Омонимы(Слайд)

Задание 3.

— Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы –
это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково
произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.)Определите
омонимы:

1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

2. Бывает русая, бывает острая (Коса)

.3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

Остановка Антонимы(Слайд)

Задание4

-Что такое антонимы? (Антонимы –
это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое
значение.)
 Подберите сказочные антонимы:

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

7.Собачья конура. (Кошкин дом)

8.Солнечный принц. (Снежная королева)

9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

Остановка Синонимы (Слайд)

Задание 5. Синонимы.

Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же
части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками
лексического значения.)

Закончите
предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В
театре за актом следует акт,

А
между ними нужен… (антракт)

На
время дело прекратив,

Вдруг
объявили … (перерыв)

В
поле пахарь устал слишком,

Нужно
сделать … (передышку)

После
урока непременно

Нужна
ребятам … (перемена)

Ответ:
Эти слова называются синонимы.

Итоги
раздела Лексика

 Ребята, наше путешествие по
стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?

Ответ:
Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.

Отправляемся
в следующий город:

Город
Фразеологизмы
(Слайд)

-Что
называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.
Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

Вот
мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Ответьте
на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое
кольцо – золотые руки.

Железная
деталь – железный характер.

Медвежья
услуга – медвежья шкура.

Волчий
хвост – волчий взгляд.

Черный
цвет – черные мысли.

 А теперь нам необходимо
отправляться дальше.

Закончи
фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь
картинкой- подсказкой:

Хитер как…

Белая…

Труслив как…

… лапчатый

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Упрям как …

Голоден как…

А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте
угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:

Рис. 1- как две капли воды.

Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.

Рис.3 – море по колено.

Рис.4 – мухи не обидит.

Рис.5 – водить занос.

Рис.6 – сесть на шею.

Рис. 7 – плясать под чужую дудку.

Рис. 8 – витать в облаках.

Рис. 9 – не разлей вода.

Конечная остановка -Кроссворд.

1.Слова
,употребляемые только в данной местности.

2.Окончание
,невыраженное звуком в устной речи и буквой в письменной речи

3.Словарь,
объясняющий лексическое значение слова

4.Омоним
к слову молния разряд

5.Разные
слова, которые обозначают одно и тоже

6.Согласные
звуки, состоящие из других языков

7.Слова,противоположные
по значению

Закрепление
урока.

 Ребята, наше сегодняшнее
путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.


По каким странам мы сегодня путешествовали?


Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика?
 (Словарный состав языка)


Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране?
 (Устойчивые выражения и
сочетания)

— А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая
Рыленкова: (Слайд)

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

— Спасибо, ребята, что вы принимали активное участие на этом уроке.
До свидания!

Домашнее
задание:
составить
кроссворд с фразеологизмами, стр.24,упр.31.

Комментиравание
оценок.

Литература:

Учебник для 6 класса (авторы: Сабитова З. К., Павленко В. К.);

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80
000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., — М.: ООО «ИТИ Технологии»,
2003;

Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова,
З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990;

Журнал «Русский язык в казахстанской школе» № 3 (27) май/июнь 2010
г. — Алматы;

Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского
языка. -М.: Просвещение,1988;

Косолапкова А. А. Дидактические игры при изучении темы
“Лексика”//РЯШ,1990. — №6;

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского
языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989;

Лозинская Т. П. Русский язык-это интересно! Книга для учителя. —
М.: “Московский Лицей”, Брянск: “Курсив”,1997;

Альденова С. А. Занимательные грамматические рассказы. Кызылорда,
2011 – 64 с

интернет-ресурсы.

Преподаватель русского языка и литературы

БПОУ УР «Ижевский торгово-экономический техникум»

Тема: Лексика и фразеология.

Цель
урока
: повторить, углубить и обобщить знания по лексике
и фразеологии как о разделах лингвистики; показать разнообразие и богатство лексического
и фразеологического строя русского языка.

Задачи:

Образовательная:
совершенствовать навыки пользования лексическим строем
и фразеологическим богатством русского языка в устной и письменной речи;
обогащать лексический и фразеологический словарь обучающихся.

Развивающая: создать    условия      для    развития     умений       и навыков использования
лексического состава русского языка и фразеологизмов в речи; развивать
мыслительную деятельность и творческие способности.

Воспитательная:
воспитывать уважение к языку; повышать культуру речи.

Тип занятия: урок – практикум.

Форма работы: использование элементов сингапурской технологии.

Оборудование:
мультимедийная система, раздаточный материал
(карточки, сигнальные карточки), фразеологический словарь русского языка.

Структура урока

I.   
         Оргмомент.

II.                       
Словарная работа. Работа в группах по
теме занятия.

III.                   
Закрепление теоретического материала
на практике.

IV.                    
 Работа по совершенствованию культуры
речи.

V.
          Проверка усвоения материала.

VI.                    
Итоги занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

I.                     
Оргмомент: каждый
из студентов подходит к столу преподавателя (где представлены карточки с
цифрами (1,2,3,4,5) – в зависимости от того, сколько групп предполагается) и
выбирает цифру, который ему выпадает. Преподаватель сразу рассаживает
участников за столы (на столе стоит флажок определенного цвета) по ранжированию
(1,2,3,4,5 за каждым столом). Так формируются команды.
Управление группой: использование
технологии «Мэнэдж мэт» — по карточке определить номера каждого из
участника группы.

Далее
работа строится по технологии «Конерс»-углы
(это и
есть четыре стола с флажками разного цвета), которые каждая команда должна
пройти за определенное время
. На каждом столе (конерсе) лежат
словосочетания или слово

Нам не дано // предугадать, // как слово наше / /отзовется…

При этом
преподаватель говорит о том, что студенты при смене по часовой стрелке конерса
должны собрать с каждого угла словосочетания, которые в дальнейшем им
понадобятся.

Каждая группа составляет
с данным словосочетанием простое распространенное предложение. Определяет,
какой частью речи являются выделенные слова или словосочетания. Озвучивают.
В данном случае используем Финк-Райт-Раунд Робин (подумай-запиши-обсуди в
команде).

Смена конерсов – участник под №1 забирает со стола слово

II.              
Словарная работа. По технологии Таймд-Раунд
Робин
(работа в группе на время)

Даны
карточки, на которых представлены фразеологизмы, объединенные в соответствии… с
чем? По какому принципу?  Каждый участник предлагает свои версии по своей
карточке, а затем обсуждение в группе:

1) Встал не с той ноги, не разлей вода, ни жив ни
мертв, ни зги не видно, ничего не попишешь, не покладая рук, ни кола ни двора,
не в духе, быть или не быть.
По
использованию и правописанию не и ни.

2) Семеро одного не ждут, седьмая вода на киселе,
семь раз отмерь – один раз отрежь, до седьмого пота.
Фразеологизмы с числительным 7.

3) Хлеб всему голова, бить баклуши, тертый калач,
ободрать как липку.
Исконно русские
фразеологизмы

4) живой труп,
власть тьмы, плоды просвещения, человек в футляре, дворянское гнездо.
Источник – художественная литература.

5) Без труда не
выловишь и рыбку из пруда, взялся за гуж – не говори, что не дюж, где родился,
там и пригодился.
Пословицы и
поговорки

Озвучить выводы.

Смена конерсов – участник под №2 забирает со стола слово

III.        
Закрепление теоретического материала на
практике.

Задание №1.   Технология
Таймд-Пэа-Шэа

На
листочках участники группы под номерами (например) 1,3 и 5 представляет
определение, что такое лексика, а под номерами (например) 2,4 — 
фразеология.

1.     Затем 1,3,5 обучают участников 2 и 4.

2.     Меняются ролями: 2 и 4 обучают 1,3,5.

Задание
№2.  Технология Эй Ар Гайд

Узнай
фразеологизмы
по картинкам и вспомни их значение. (Картинки
представлены на экране)

1.   Жить припеваючи – жить без забот, без проблем.

2.  
Заруби себе на носу –
запомни.

3.  
Делить шкуру неубитого
медведя — спорить, делить то, что еще не смогли получить (добиться).

4.  
Белая ворона — значит быть не
таким как все, выделяться среди остальных.

5.  
Воду мутить — вносить неразбериху,
      умышленно запутывать что-либо ясное.

6.   Наврать с три короба – очень много наговорить,
пообещать.

7.   Сесть в лужу – ставить себя в нелепое, глупое положение.

8.  
Одна нога здесь, другая там –
очень быстро сбегать, сходить куда-либо. Задание №3.  

Соедини
слова из одного столбика со словами из другого так, чтобы получился
фразеологизм. Поясни его значение. 

Ариаднина                     бочка

Троянский                      меч

Дамоклов                        нить

Гомерический                чулок

Прометеев                     
труд

Синий                             хохот

Мамаево                        огонь

Диогенова                     Сизифов

конь                               побоище

Смена конерсов – участник под №3 забирает со стола слово

IV.           
Работа по совершенствованию культуры
речи. Так называемый Клок Баддис или тот же Синк-Райт-Раунд Робин

1.    
Работа в подгруппах. 

Задание
№1. 
 

Вспомнить
как можно больше фразеологизмов с названиями животных.

Побеждает
та команда, что последней называет фразеологизм.

Задание
№2. 
 

Определить
литературный источник возникновения фразеологизма:

блоху
подковать (Н.С.Лесков «Левша»; человек в футляре (А.П.Чехов

«Человек в футляре»); на
деревню дедушке (А.П.Чехов «Ванька»); темное царство (А.Н.Островский «Гроза»);
быть или не быть (У.Шекспир «Гамлет»); рыцарь печального образа (М.Сервантес
«Дон-Кихот»).

Задание
№3. 
 

Исправьте
ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть
каждой ошибки.

1.  
Наша группа успешно закончила полугодие,
проделав сизифов труд.
(Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм
нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)

2.  
Ему   воскуряли дифирамбы. (Смешанные части двух фразеологизмов:
воскурять фимиам и петь дифирамбы.)

3.  
Мы идем в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во
фразеологизм « в ногу со временем слова «свой».)

4.  
Решение задачи привело в тупик. (Нарушение
воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)

5.  
Нам не удалось одержать реванш над командой
из другой школы.
 

(Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять
реванш.)

6.  
Затея лопнула, как карточный домик. (Смешение двух
фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как
мыльный пузырь».)

7.  
Он    работал,    опустив     рукава.      (Нарушение         целостности

фразеологического оборота «работать спустя рукава».)

Смена конерсов – участник под №4 забирает со стола слово

V. Проверка усвоения
материала.

Использование технологий
«Микс ПЭА-ШЭА».

Двигаясь под музыку, каждый
участник группы перемешивается с другими, и после остановки музыки — создают с
рядом стоящим человеком пару (но главное условие цвета карточек в паре не
должно совпадать).

Преподаватель называет
цифру, кто отвечает и задает вопросы (примерные вопросы ниже). Если ответчик
назвал правильный ответ (а преподаватель озвучивает это позже), то от человека
в паре получает цвет карточки другой группы. Поэтому у всех должно быть
N-ое количество карточек.

Впоследствии каждый участник
должен принести в свою группу карточку другого цвета (так преподаватель может
оценить участие всех).

1.   Что такое
фразеологизмы?

2.   Назовите разряды
фразеологических единиц.

3.   Найди фразеологизм:

А) спрятать нос

Б) вымыть нос

В) повесить нос

Г) сломать нос

4.   Что обозначает фразеологизм:

Сьесть собаку

5.   Назови антоним к
фразеологизму «Бить баклуши».

6.   Найдите
фразеологический синоним к устойчивому словосочетанию:

 Витать в облаках

1)  Набрать в рот воды

2)  Ума палата

3)  Строить воздушные замки

4)  Всего ничего

7.  
Укажите предложение с фразеологизмом: А) А сейчас он то ли жив,
то ли мёртв.

Б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

В) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

Г) Так он и стоял, ни жив, ни мёртв, до заката.

8.   Закончи фразеологизм
«ящик…»:

А) с золотом

Б) Пандоры

В) Ариадны.

VI. Итоги занятия. Рефлексия (Синк-Райт-Раунд-Робин (Подумай—запиши, обсуди в команде)

Преподаватель
предлагает группе представить фразу из собранных по углам словосочетаний Нам
не дано// предугадать,// как слово наше //отзовется…


Чьи слова? Будет ли это фразеологизм? Домашнее задание: это наша следующая
тема. Подготовьте наизусть данное стихотворение.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

  • Пришло долгожданное лето.
  • Лето. Солнце. Ветер.

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

60dc1597b6ae8025003628

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Запоминаем!

Нельзя ставить запятую между подлежащим и сказуемым.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

  • Смеркалось. Вечерело.
  • Жара. Июль.
  • Как хорошо!

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

  • Девочка гуляет.
  • Заяц скачет.
  • Дождь закончился.

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

  • Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

    Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

    Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

  • Кто? — мы. Подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

    Мы (что делали?) играли — сказуемое.

    Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

  • Существительным — самый частый вариант.

    Девочка пришла в школу с опозданием.

  • Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

    Я (личное) прислушался к разговору;

    Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня дождливо).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

  • Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

  • Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

Чем может быть выражено сказуемое

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

Примеры простых глагольных сказуемых:

  • Мужчина шел через дорогу.
  • Петр казался нервным.
  • Мама сидела у окна.

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

Примеры составных глагольных сказуемых:

  • Ты должен оставить эту нелепую затею.
  • Я люблю рисовать.
  • Гость собирался уйти после трех.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

  • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
  • Малина — это ягода.
  • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

  • существительным (Владимир — преподаватель),
  • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
  • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
  • числительным (Я была первой в очереди),
  • местоимением (Дом стал моим),
  • наречием (Завтра будет тепло),
  • причастием (Договор был подписан),
  • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
  • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

  • Я хотел бы стать врачом.
  • Они собирались начать учиться.

Запоминаем!

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом, то между ними можно поставить тире. Например: Мой брат — студент. Любить — значит заботиться.

60dc1597c769d155280815

В каком порядке выделять грамматическую основу

Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

60dc1597db072660300828

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания для тренировочных вариантов статград РЯ2090801, РЯ2090802 диагностической работы №3 по русскому языку 9 класс по теме « Текст. Средства выразительности. Лексика», официальная дата проведения работы: 17.02.2021 (17 февраля 2021 год).

Ссылка для скачивания вариантов (РЯ2090801-РЯ2090802): скачать задания

Ссылка для скачивания ответов и критериев: скачать

Диагностическая работа №3 по русскому языку 9 класс статград решать варианты РЯ2090801-РЯ2090802 онлайн:

Сложные задания и ответы с варианта РЯ2090801:

1)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Елена Станиславовна чувствовала свою вину за гибель птицы, но из-за грубых слов Коли так и не извинилась перед ним. 2) Домашние не решались сразу сообщить Коле плохую новость. 3) Как Коля и поручил, птице перевязывали лапку и кормили рыбой. 4) Приехав, Коля внимательно дослушал марш, который играла Неля, до конца. 5) Пока Коля был в лагере, птица жила в большой комнате, где было много свежего воздуха, необходимого для её выздоровления.

Ответ: 12

2)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. 2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. 3) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься! 4) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. 5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

Ответ: 25

3)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам. 2) «Ты видишь..!» – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. 3) В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру… 4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой. 5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.

Ответ: 24

4)Найдите в тексте синоним к слову ЖАЖДАТЬ (предложение 28). Напишите этот синоним.

Ответ: хотела

5)В предложениях 18–23 найдите слово с лексическим значением «беспорядок». Напишите это слово.

Ответ: хаос

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь. 2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик. 3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева. 4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя. 5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая.

Ответ: 24

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. 2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. 3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок. 4) «Просто рай», – произнесла учительница упавшим под конец голосом. 5) Носится по всей квартире, словно ракета.

Ответ: 125

8)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Наступила мёртвая тишина. 2) Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. 3) «Ну, вы тут не очень», – зазвучал надтреснутый голос Мордатенкова. 4) «Вот то-то и оно!» – хрипел голос в кепочке. 5) У меня душа горит на этих подлецов!

9)В предложениях 8–22 найдите слово с лексическим значением «грубый, некультурный человек». Напишите это слово.

10)Найдите в тексте синоним к слову ЗАХВАТИТЬ (предложение 91). Выпишите этот синоним.

11)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ерёмкины действительно боролись за правду, а не отстаивали свои личные интересы. 2) После письма Оли в стройуправлении решили, что Анна Ильинична не имеет к дому строителей никакого отношения. 3) Коля обещал дворовым ребятам вести переписку с Олей и выполнять её просьбы. 4) Оля помогала Анне Ильиничне и забирала её детей к себе. 5) Семья Анны Ильиничны ютилась в маленькой комнате при кухне.

12)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Сердце у меня за неё болит. 2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. 3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. 4) Это просто дикая несправедливость. 5) И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.

13)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются! 2) Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. 3) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут. 4) И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи. 5) Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну?

14)Найдите в тексте синонимы к слову ЧЕПУХА (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

15)Найдите в тексте антонимы к слову ПРАВДА (предложение 34). Напишите один из этих антонимов.

Сложные задания и ответы с варианта РЯ2090802:

1)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчица сама приносила Юльке афиши, потому что Юлька не могла ходить. 2) В городе, где жила рассказчица, все передвигались на лошадях. 3) Во времена детства рассказчицы ещё не было летательных аппаратов и почти никто не верил в то, что люди смогут летать. 4) Юлька не увидела полёт Древницкого, потому что опоздала. 5) Когда Юлька встала, мама Юльки не успела подхватить её, Юлька упала на землю.

Ответ: 13

2)Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, словно собирается упасть, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам! 2) И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы! 3) Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза. 4) Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда! 5) А тут вдруг этот смельчак на глазах у всех опрокидывает все принятые понятия и летит.

Ответ: 35

3)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) В обыкновенной, всамделишной жизни летать было невозможно. 2) Те, кто тогда это видел, навсегда запомнили чувство, которое охватило сердце, когда шар взлетел к облакам, – чувство чуда. 3) Мы идём в Ботанический сад всей семьёй. 4) Она качается, словно травинка, и делает всего несколько неверных шагов. 5) Древницкий докажет вам это, взлетев, как птица!

Ответ: 45

4)Найдите в предложениях 40–48 антоним к слову ПОТОМ (см. предложение 47). Напишите этот антоним.

Ответ: сперва

5)Замените разговорное слово ГРОХНУЛАСЬ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: упала

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама добиралась до дачи не меньше суток, пересаживаясь с поезда на поезд. 2) Мама не выпустила Мишу на улицу, потому что он был болен и должен был лежать в постели. 3) Мама Миши нигде не работала, а днями напролёт сидела дома. 4) Миша всегда вёл себя очень хорошо, и его маму даже ни разу не вызывали в школу. 5) Когда Миша лежал на кровати и думал о маме, в его душе зародилось чувство вины.

Ответ: 125

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой. … 2) Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. 3) Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня. 4) Он был погружён в какой-то тяжёлый, вязкий туман, и звуки за окном мешались с тревожными, рваными и сумбурными снами. 5) Она терпеливо работала, штопала, шила, а он стыдился ходить с ней по улице, «как маленький».

Ответ: 34

8)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки. 2) Он пойдёт по длинной дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах. 3) Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности». 4) Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. 5) Она поздно приходит с фабрики домой, весь день крутится, как белка в колесе.

9)Найдите в предложениях 38–48 синоним к слову УБИВАТЬСЯ (предложение 31). Выпишите синоним.

10)В предложениях 33–39 найдите слово с лексическим значением «исполненный внутреннего сияния». Напишите это слово.

11)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчица назвала Нину трусихой перед всем классом, и поэтому подруги поссорились. 2) Подобранная Ниной ворона молчала до конца урока, и никто не заметил её присутствия. 3) Рассказчица подверглась самому сильному наказанию: стояла в столовой без передника. 4) Нина принесла в класс ворону, потому что ей стало жаль бедную птицу. 5) Нина простила свою подругу после того, как подруга взяла вину Нины на себя.

12)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Оставлять ворону на улице в таком состоянии было просто опасно, и потому было решено отнести её в класс. 2) Мы снова присмирели, предчувствуя грозу. 3) Сидевшая в кабинете женщина подняла на меня свои сердитые, маленькие глазки с вопросительным недоумением. 4) С моей подругой Ниной мы были просто не разлей вода, но пришло время, когда мы всё же очень сильно поссорились. 5) Я предвидела, что ей это всё равно не пройдёт даром и однажды её выведут на чистую воду

13)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Стойко удержавшись от слёз, я быстро сняла передник, сделала классной даме условный поклон и вышла из комнаты. 2) И, не откладывая в долгий ящик своего решения, направилась прямо к начальнице. 3) Лицо моё горело, словно в огне. 4) Ах, Нина, чувствуешь ли ты, как я страдаю? 5) «Я пришла сказать, – начала я дрожащим, как у готового расплакаться ребёнка, голосом, – что… что… ворону принесла я».

14)В предложениях 8–17 найдите слово с лексическим значением «разоблачать, раскрывать кого-либо». Напишите это слово.

15)Найдите в тексте синонимы к слову ТРЕПЕТ (предложение 52). Напишите один из этих синонимов.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс:

27.01.2021 Русский язык 9 класс варианты РУ2090301 РУ2090302 ответы и задания статград ОГЭ

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами

  • Сочинение с элементами рассуждения какие обстоятельства заставили дубровского стать разбойником
  • Сочинение с эпиграфом на тему осень
  • Сочинение садко 7 класс былина кратко
  • Сочинение с фразеологизмом водить за нос
  • Сочинение с чередующимися гласными в корне слова 6 класс