Сочинение с диалектными словами 6 класс

Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. почему именно русский? ответ очень прост, русский язык

Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский? Ответ очень прост, русский язык – это единственный в мире язык, слова в котором могут пополняться снова и снова. Из многих выражений и придуманных слов и пополняется наш язык, наша культура, ведь многое, что было популярно у наших бабушек и дедушек переходит и в нашу разговорную лексику, и наши внуки тоже будут говорить нашими фразами.
Русский язык очень сложный, но это не делает его менее привлекательным. Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык. Главное учиться быть грамотным человеком, не стоит кричать на весь свет, что он слишком сложен и что придумали слишком много дурацких правил.
Следует помнить, что язык, на котором мы говорим, это дар наших предков и не учение языка – это равноценно забыть о родных, не принять их культуру, стать чужим среди своих. Особенно печально это слышать от маленького, еще растущего поколения. Они ведь еще не знают, что познав его, можно открыть для себя новый мир. в русском языке существует множество слов синонимов, поэтому составлять стихи не составит никого труда, подбирая нужное слово смысл его не поменяется. Очень забавно узнавать новые слова, ведь слово означающий один предмет или действие по звучанию может ассоциироваться совершенно с другим предметом.
Полюбив язык, он откроет для тебя множество возможностей, все это я проверила на своем личном опыте. Прочитав большое количество книг, уже не вспоминаешь о правилах, и свободно пишешь предложения, не делая никаких ошибок. Вот что значит – богатый русский язык. Так что лучше беречь свой язык смолоду.

Сочинение рассуждение Русский язык необыкновенно богат 6 класс

Мы часто слышим утверждение, что русский язык очень богат. Но так ли это? Давайте разберемся.
Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.
Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.
Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.
В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.

Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение

Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.
Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.
Русский язык- это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия. Для меня самый красивым языком на свете является русский язык.
Более 145 миллионов человек на земле считают русский язык своим родным языков. Также русский язык является государственный языком в России и в нескольких странах бывшего СССР. На русском языке говорят и за пределами нашей страны; его учат в зарубежных вузах: в Америки, Великобритании , Франции, Германие, Люксембурге. На русском языке заключаются межнациональные договоры, проводят международные встречи. Многие студенты из других стран пытаются посетить нашу страну, чтобы услышит такой родной и красивый русский язык. Как сказал когда-то один великий человек,я перефразирую-«есть на свете много языков, все они созданы для разных дел… А русский язык создан для жизни и размышлений». Я не спорю все языки заслуживают уважения. Но больше всего каждый человек должен любить и уважать свой родной язык, язык на котором он говорит с рождения, на котором мыслит и решает.
И как после этого мы можем не гордиться нашим родным языком? Мы должны им гордится. Это наша прямая обязанность и честь. Я горжусь тем,что я говорю и пишу именно на русском языке. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен ценить и любить свой родной язык; не загрязнять его иностранными словами, некрасивыми оборотами и диалектами; неправильной фонетикой. Следить за своей речью, относиться к языку с уважением и заботой. Говорить чётко, ярко, утончённо, как позволяет нам делать русский язык. Любите свой язык- он великий наш русский язык. Задача нас, людей говорящих на русском языке-сохранить и преумножить красоту русского языка для будущих поколений. Это наша цель на многие года и столетия вперёд.
Русский язык богат и живописен. Он могучий и живописный.

Сочинение номер 4. Богатство русского языка.

Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А.С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
Язык – это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, одном из немногих, существует разделение глаголов на лица. Этого нет в английском и многих других языках мира. В фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Изучением этих подъязыков занимается множество, русских и зарубежных, ученых. Все они восхищаются богатством нашего языка, его неистощимыми возможностями.
В современном мире мы разговариваем и пишем с помощью языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Только в этом четверостишии мы находим два диалектных слова (драченами, дежка) и два слова, связанных с обозначением деревенского быта (точеные печурки, паз). Остальные строфы этого стихотворения также пестрят яркими диалектными словами. Этим произведением Есенин еще раз доказал богатство не только литературного, но и народного, «деревенского» языка.
Известно, что русский язык – один из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Им трудно объять всю лексику русского языка, освоить тонкости грамматического строя, научится правильно выстраивать предложения. Но, тем не менее, количество иностранцев, изучающих наш язык, не уменьшается. Это во многом связано с нашей великой классической литературой. Жители других стран стремятся прочитать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского на языке оригинала.
Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин. Слово.

Тема урока: Диалектные слова.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

в процессе выполнения заданий познакомить обучающихся с диалектными словами, сферой их употребления;

предоставить обучающимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.

развивать монологическую речь обучающихся, образное мышление, языковое чутье, устную и письменную речь, творческие способности, память, орфографические навыки.

воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.

Основные понятия: диалектные слова, диалектизмы, диалекты.

Этапы урока

1.Настрой на внимание.

2.Мотивация к учебной деятельности.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

6. Реализация проекта.

7.Первичное закрепление во внешней речи.

8. Самостоятельная работа в группах.

9. Включение в систему знаний и повторение.

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «Родные слова».

1) Вопросы:

— О чем грустит поэт?

— Все ли слова вам были понятны?

— Можете ли вы, не пользуясь толковым словарем, объяснить значение непонятных слов?

— Как поэт относится к непонятным для вас словам? Зачем использует?

— Зачем нужно сохранять «милые с детства слова»?

1) Задает вопросы:

— Почему внук не понял бабушку?

— А вам все ли слова из диалога были понятны?

— Почему?

— Назовите и запишите общеупотребительные слова.

— Какие слова использует бабушка? (Записывает).

— Можете ли вы сказать, как они называются и для чего нужны?

— Вам необходимо найти ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.

1) Вопросы:

— Все ли русские люди живут в одинаковых географических условиях?

— Отражается ли это на их жизни, языке?

2) Сообщает:

— В национальном русском языке имеется два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Помимо общеупотребительных слов (понятных всем людям), употребляются еще, как вам кажется, какие?

3) Задание:

— Найдите в параграфе учебника, как правильно они называются. Сформулируйте тему урока.

1) Запись темы (на экране).

2) Запись терминов (на экране): диалектизмы, диалекты.

1)Вопрос:

— Какие вы знаете диалектные слова?

2)Задание по таблице (на экране) (смотри ниже приложение 1).

1) Задание:

— Найдите в «Толковом словаре» С.И.Ожегова диалектные слова, обратив внимание на помету, запишите их в тетрадь, рядом напишите соответствующее общеупотребительное, добавьте помету к диалектному слову.

2) Проверяет.

— Какая помета показывает, что данное слово диалектное?

3) Слово учителя:

— Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: книги, открытки, диски… А можно ли собирать слова? Как вы думаете? Знаете ли вы людей, которые собирают слова?

1) Слово учителя:

— Послушайте рассказ о В.И.Дале, человеке, всю свою жизнь собиравшем слова. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

(На экране показывает портрет В. Даля).

2) Обобщает.

3) Вопросы:

— О каком таком чудесном словаре говорится в стихотворении?

— Хочется ли вам познакомиться с ним поближе?

(Показывает четырехтомный словарь В.Даля).

— Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению в речи диалектных слов, к их сохранению?

4) Задание:

— Найдите в тексте (на экране отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Крестьянские дети») диалектное слово, объясните значение по толковому словарю.

5) Проверка.

6) Задание для самостоятельной работы в группах:

— Найдите в отрывках из стихотворений диалектные слова, выпишите их, рядом напишите общеупотребительное, объясните их значение. С какой целью они употребляются в художественной литературе?

7) Проверяет работу.

8) Обобщает ответы.

1) Задание:

— Дополните начало предложений (на экране):

Я узнал ….

Я понял ….

Я хочу узнать ….

Мне понравилось ….

Меня удивило ….

2) Заключительное слово учителя о важности сохранения диалектных слов.

3) Выставление оценок.

Задание на выбор:

1) Сочинение – миниатюра.

Самое доброе слово.

Загадка слова (например, шаньга).

2) Составить кроссворд по теме урока.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают.

Отвечают.

Инсценирование диалога (индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

— Бабушка, где Люба?

— По батожья ушла.

— По что?

— Ну, по столбцы!

— По что?

— Ну, по петушки!

— По что, по что?!

— По стебни.

— Не понимаю, бабушка!

— Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

— Чего принести, бабушка?

— Бураков.

-А это что такое?

— Ну, у нас так свеклу называют.

Отвечают.

— Щавель, свекла.

Запись в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни, бурак. (Самопроверка).

— Старинные, старорусские, немодные, так говорят в деревне и др.

Отвечают, объясняют.

-Те, которые понятны жителям определенной местности.

Выполняют самостоятельно.

Отвечают. (Самопроверка).

Запись темы в тетрадях.

Чтение правила и теоретического материала учебника вслух.

Запись в тетрадях, объяснение значения.

Отвечают.

Самостоятельно анализируют таблицу, делают выводы вслух.

Рассказ учащихся о значении слов туес и кулига (индивидуальное домашнее задание).

Работают в группах:

1, 2 группа – Б

3,4 группа – К

(Например: бирюк, бахилы, колча …..)

Зачитывают слова, объясняют.

Отвечают.

Рассказ учащегося о В.И.Дале (подготовленное задание).

Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Я.Маршака «Словарь» подготовленным учеником.

Отвечают.

Высказывают свое мнение.

Работа с художественными текстами.

Выполняют самостоятельно (вестимо). Отвечают. (Самопроверка).

Самостоятельная работа в группах (исследование).

У каждой группы на листочке текст.

1 группа

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

2 группа

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за заслонкою –

Шелуха сырых яиц.

3 группа

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

4 группа

Кто ловит пиявок на лаве,

Где мамка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску…

Каждая группа работает со словарями, выполняет задание.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, приводит примеры диалектных слов, объясняя их значение.

(Например:

Дежка – деревянная кадка, в которой месят тесто.

Пожня – луг во время сенокоса.

Махотка – крынка, горшок.

И т. д.)

Думают, отвечают в форме текста.

Приложение 1 (к этапу 7 урока)

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

Дом

Слабый

Свекла

Говорить

Красивый

Изба

Слабый

Свекла

Баить

Баской

Туес

Кулига

Хата

Кволый

Бурак

Гутарить

Личманистый

Конспект
урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: Профессионализмы.

Цель урока: дать знания о лексике
ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах

Задачи:
предметные: 
формировать практическое
умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы
метапредметныесовершенствование разных видов речевой
деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и
друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие
мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной
обстановки на уроке.

личностные: воспитывать внимание к
окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к
предмету.

Тип урока: урок открытия нового
знания
Форма занятия: ролевая игра
Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами продолжаем
путешествие по увлекательной стране «Лексика». Мы уже побывали в гостях у
«Общеупотребительных слов» и «Диалектизмов».. Давайте вспомним какие слова
называются общеупотребительными,какие диалектными?

(Примерные ответы учащихся: Слова, которые известны
всем людям, называются общеупотребительными. К ним можно отнести такие слова
как вода, солнце, розовый, думать. Диалектизмы — это слова, употребляемые
жителями той или иной местности. Например, гай, зубарь, балка и др..)
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Я вижу, что материал усвоен
вами прекрасно. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
II.Актуализация познавательной деятельности
(На слайде красным высвечивается сообщение-просьба о помощи)

В городе “Профессионализмы” объявлена тревога! Кто-то украл все слова города и
поэтому жители не могут продолжить работать! Нужна команда лучших детективов
для решения проблемы! Выезжайте как можно скорее.
Учитель: Ребята, нужно помочь жителям города! Нам предстоит узнать
какие слова называются профессионализмами. Почему они так названы, когда и кем
употребляются.Нас ждет интересная работа! Вперед! Запишите в своих дневниках
(тетрадях) число и тему нашего супер задания.

Запись числа, темы урока.
III Изучение нового материала

Учитель:Скажите, ребята, почему город
назван “Профессионализмы”? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете
подобрать?
(Примерные ответы учеников:Город занимается изучением профессий.
Однокоренные слова:профессия, профессиональный, профессионал.)

Учитель:Какие профессии вы знаете?
(Учащиеся перечисляют известные им профессии).

Учитель:Давайте сделаем первую запись
в наших дневниках. Профессионализмы- слова, связанные с особенностями работы
людей той или иной профессии, специальности. Прочитаем параграф 23 в нашем
учебнике.
Учитель: Отлично! Теперь мы знаем почему город так назван! Но
нельзя расслабляться! Давайте посмотрим какие улики остались на месте
преступления.
IV.Закрепление изученного материала

Задание №1. Юные сыщики, перед вами стоит
непростая задача! Вспомните кем работают ваши родители и какие предметы
характерны для их профессии! (3 минуты)
(Примерные ответы учеников : Учитель, врач, строитель, водитель, повар. Для
учителя- доска, мел, учебник, класс.
Для врача- укол, таблетки, халат, градусник.
Для строителя- кирпич, кран, каска, цемент.
Для водителя- машина, колесо, насос, бензин.
Для повара- кастрюля, половник, вилка, специи.)

Учитель: Вы большие молодцы!
Задание №1 выполнено! Вы хорошо знаете профессии ваших родителей. А у нас
появилось второе задание.
Задание №2. Из предложенных предложений выберите только то, в
котором есть профессионализмы. Определите представителям какой профессии
принадлежат эти слова. (2 минуты)
а) Старый шкаф стоял на своём месте- в углу террасы.
б)Фонетика- раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
в)Дом был деревянный.
г) Крышу покрыли шифером.

Ответ:Б. Учителю русского языка.
Учитель: Конечно, вы правы! Еще одно задание пройдено успешно!Но на
этом наши испытания не закончены.
Задание №3.В городе “Профессионализмы” мы нашли словари разных
работников. Помогите определить какой профессии принадлежат эти слова. (3
минуты)
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение — (альпинист).
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера — (корреспондент)
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон — (администратор).
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара — (экспедитор).

Учитель: Вижу, что вы хорошо знаете
профессии людей. Вы- настоящие сыщики. Но у нас осталось последнее задание.
Задание №4. О ваших успехах говорит весь город. Злодей, укравший
слова, напуган. Он подкинул украденные слова на страницы ваших учебников. Но
они все перепутались. Теперь вам необходимо определить профессии людей,
изображенных на странице 61 (упр. 112), и выписать слова, которые характерны
для их профессии. (5 минут)
Ответы учащихся:
Фотограф: зум, кадр, пиксель, вспышка
Художник: палитра, акварель, мольберт, гуаш
Столяр: шрифт, фтулка, зубило,наждак
Музыкант: форте, октава, гамма, аккорд.

Учитель: Потрясающе! Наше детективное
агентство выполнило просьбу жителей города “Профессионализмы”. Теперь в словах
и профессиях полный порядок, а это значит, что мы можем оценить свою работу и
вспомнить что же нового мы сегодня узнали.
V. Подведение итогов урока (5 минут)
-Какие слова называются профессионализмами?
— Как эти слова помечены в Толковых словарях?
— Являются ли профессионализмы общеупотребительной лексикой?
— Вспомните что такое синонимы, антонимы?
Учитель: Мы сегодня отлично поработали! Наше детективное агентство
теперь знают все! А это значит, что впереди нас ждут новые дела!
VI. Рефлексия (3 минуты)
Учитель: 
На доске записано начало предложений. Вам нужно дополнить их,
анализируя свою работу на уроке.
1. Работой на уроке я…

2. Мне понравилось…

3. Для меня урок был…

4. Я научился…

VII. Домашнее задание.
Параграф 23, упражнения 113,116.

Предмет: Русский язык Класс: 6 «а», «д» классы
Дата: 08.10.21 Учитель: Емельянов С.В.
Тема
урока: Диалектизмы (интегрированный урок).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: дать понятие диалектных
слов;
познакомить
с диалектными словами русского поозерья (на примере записи сказки
«Лиса-голосница»);
развивать умение
определять лексическое значение диалектных слов;

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I

Организационный момент (1 минута)

Включает в деловой ритм.

Слушают учителя,
размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку.

Л: осознает мотивы
деятельности;

МП: готовность к
целеполаганию и формулировке или восприятию учебной задачи;

П: готовность к
ориентировочным действиям)

II

Проверка домашнего задания (4 минуты)

— Что изучает лексика?

— Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

—  Приведите примеры многозначных слов.

— Как называются слова, известные всему народу?

— Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на
русском языке?

Один учащийся сдает
тетрадь для проверки на стол, другой читает с места и комментирует.

Л: осознает мотивы
деятельности;

МП: готовность к
целеполаганию и формулировке или восприятию учебной задачи;

П: готовность к
ориентировочным действиям)

III

Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)

— А сейчас послушаем стихотворение.

Бабушка и внук.

— Бабушка, где Люба? — По батожъя ушла. —
По что? — Ну, по столбцы. — По что? — Ну, по петушки! — По что, по что? — По
стебни! — Не понимаю, бабушка.

—  Ах, батюшка ,какой ты
бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для
борща.

—  Чего принести, бабушка? —
Бураков. — А что это такое?

— Ну, у нас так свёклу называют.

— Как вы думаете, почему внук не
понял бабушку? (использовала непонятные слова)

Один ученик выходит
к доске и пишет слова. Воспроизведение изученного, установление преемственных
связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях.

Л: осознает методы
познания, осуществляет поиск, владеет смысловым чтением; 

МП: выражает
положительное отношение к процессу познания, может ответить на вопрос «что я
хотел бы усвоить?», способен к волевому усилию для сознательного усвоения
знаний;

П: Умение видеть и
исправлять грамматические ошибки, в том числе в употреблении местоимений.

IV

Постановка цели и задач урока (2 минуты)

Ребята, глядя на
эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.

— Какие
цели поставим перед собой?

Формулируют тему
урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение
учебной задачи.

Л: осознает мотивы
деятельности;

МП: целеполагание и
формулировка или восприятие учебной задачи;

П: готовность к
ориентировочным действиям

V

Первичное усвоение новых знаний (5 минут)

— А как вы думаете, как
они называются? (незнакомые, необщеупотребительные, старые)

— Русские люди живут в
разных географических условиях: одни в горах, другие в пустыне, третьи в
лесной местности. Это наложило отпечаток на их жизнь, язык.  Многие люди
всю жизнь ни на один день не покидали своего места жительства. Пользовались
словами, которые были понятны только им. Есть слова общеупотребительные —
понятные всякому человеку, а есть местные -их знают и понимают только жители
одного края. Эти слова называются местными, или диалектными.

— В русском языке
различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или
севернорусское наречие), южнорусские диалекты (или южнорусское наречие),
среднерусские диалекты (или среднерусские говоры).

 Русские народные
говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями
располагаются среднерусские говоры.

Читают. Анализируют. Отвечают на
вопросы. Включаются в активную работу с учебником.

 Л: включенность
обучающихся в осмысление новых знаний на основе волевой саморегуляции,
способность к волевому усилию; 

МП: направленность
на обсуждение, выделение, моделирование нового языкового явления на уровне
алгоритма, схемы, таблицы и т.п.;

П: способность
осмыслить лингвистические термины, правила, определения на уровне обобщений в
ситуации «учитель-ученик», ситуаций из жизненного опыта обучающихся, ситуаций
из художественных произведений (межпредметная координация).

VI

Первичная проверка понимания (7 минут)

Особенности диалектной речи.

Диалекты существуют только в устной
форме, поэтому более подвижны, имеют много вариантов.

Нет специально разработанных норм. Развиваются не по
правилам, а по обычаям.

Нет стилей. Используются для
обиходно-бытового общения. Говоры распространены в местном фольклоре, в
художественных произведениях. Используется сельским населением старшего
поколения.

Выполняют
упражнения.

Делают выводы.
Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Записывают текст, осуществляют взаимопроверку.

Л:
осознание ценности знания с акцентом на умственные операции (сопоставлять,
устанавливать причинно-следственные связи и т.п.);

МП:
направленность на составление плана последовательности действий в логике
способов действий с учебным материалом (убедительно, ложно, истинно,
существенно, несущественно);

П:
объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания
алгоритма;
уметь находить пробл. зону – обл. неизвестность.

VII

Динамическая пауза (2 минуты)

ФМ для снятия утомления плечевого пояса и рук:

И.п.
— сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6 —
8 раз,

затем
руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VIII

Первичное закрепление (5 минут)

 —
Перед вами на раздаточном материале сказка, которая называется
«Лиса-голосница». Давайте прочтем сказку и попытаемся понять ее.

Диалектизмы
– это слова, употребляемые только жителями определенной местности.

В
словарях диалектные слова помечаются «обл.» – областное.

Понева – шерстяная юбка
замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей
клетчатой) с богато украшенным подолом (обл., юж.).

Задание
2. Найдите значение этих слов в толковом словаре и выпишите их значение.

Буряк
(свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить), кушак (пояс), баской (красивый),
голицы (рукавицы), кочет (петух), балка (овраг).

Выписывают слова.
Дают характеристику каждому слову.

Л:
осознание ценности знания, удовлетворения своих потребностей и запросов.

МП:
соотнесение способов деятельности с эталоном (образцом) для оценки и
активизации знаний.

IX

Рефлексия. Подведение итогов занятия (5
минут)

-Сегодня на уроке я научился…

-Своей работой на уроке я …

-Урок заставил меня задуматься о …

-А особенно мне удалось …

-Я понял, что

Учащиеся оценивают
работу товарищей, выбирают лучшую сказку по каждому из вариантов, проводят
самоанализ.

Л:
осознание ценности знания, удовлетворения своих потребностей и запросов.

МП:
соотнесение способов деятельности с эталоном (образцом) для оценки и
активизации универсальных способов деятельности.

X

Домашнее задание (2 минуты)

§23, выполните письменно упражнение №116.

Внимательно слушают
инструктаж по выполнению задания.

Тип урока:
обобщающий урок в форме игры

Класс:
6

Цель урока:

Повторение и обобщение изученного
материала по теме «Лексика. Фразеология»

 в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умение применять полученные
знания на практике;

— закрепить понятие о лексикологии и
фразеологии как разделах русского языка.

Развивающие:

— развивать творческое мышление,
активность учащихся;

— развивать умение работать в группах.

— совершенствовать коммуникативные речевые
умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

— привить любовь к слову, повысить интерес
к изучению русского языка;

— воспитывать бережное отношение к родному
языку.

 Оборудование:

проектор,
компьютер, экран

Ход урока:

I.
Организационный  момент.

Сообщение  учителем
целей и задач урока. Заранее разделить класс на 2 команды, назначить  капитанов
команд. Каждая команда выбирает название и придумывает девиз. Приготовить жетоны,
музыкальное сопровождение.

Ход
урока

(Звучит первый
куплет песни В. Шаинского)

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в
стороне

Никого, никого.

Пусть не решить
нам всех проблем,

Не решить всех
проблем.

Пусть станет
радостнее всем,

Веселей станет
всем.

Учитель.
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не простой урок, а  урок-КВН.  (Участники
приветствуют друг друга).
Открывает  наш Клуб весёлых и находчивых конкурс
Теоретическая разминка.

 (Вопросы задаются двум командам  (на
столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ
команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

 1
конкурс  « Теоретическая разминка»

1)
Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение,
употребление  и происхождение слов?  

2)
Как называется раздел русского  языка, изучающий лексическое значение,
употребление и происхождение фразеологизмов?  

1)
Какие слова называются диалектными?

2) Какие слова называются
профессиональными?        

1) Какие слова называются
общеупотребительными?

2) Какие слова называются
заимствованными?

1)Чем объяснить,
что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

2)Чем объяснить  появление
новых слов, как они называются?

1)Какие сочетания
слов называются фразеологизмами?

2) Какие слова называются
историзмами, архаизмами?

  2
конкурс  «Бумеранг».
  Быстро извлечь из памяти нужное слово
(устно).

а)   Устаревшие
слова замените синонимами

1.стезя –
дорога                                                    2. льзя — можно

чело –
лоб                                                              уста — губы

ланиты –
щеки                                                      очи — глаза

внимать –
слушать                                               кика — кичиться

брадобрей –
парикмахер                                      кокошник – женский  головной убор

сюртук – мужская
одежда в талию                     брань — битва

с длинными
полами                                              десница — правая рука

денница – утренняя
заря

б)
Замените заимствованные слова русскими:

1) брошюра –
небольшая книжечка                                         

2) финал –
завершение, конец

1) инструкция –
указание                                                                 

2) антракт —
перерыв                                                        

1) шоссе – дорога                                  
                                    

2) контролировать
— проверять

1) агрессивный –
враждебный                                  

2) анонс –
предварительное объявление

1) аккомпанемент –
музыкальное сопровождение             

2) директор –
руководитель учреждения

1) колоссальный –
очень большой, огромный (успех)        

2)стабильный –
прочный, постоянный

3 конкурс  «Эрудит». Для
капитанов команд. (Можно использовать помощь команды).

 Учитель.
Угадайте  слово по его лексическому значению

1) Сосуд особого
устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или
нагревания (термос);

2) Начальный
момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

1) Красная строка,
отступ в начале строки (абзац);

2) Тот, кто любит
своё отчество, предан народу, родине (патриот).

1)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.).

2)
Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.).

4 конкурс 
«Знатоки фразеологии»

а)
Замените одним словом следующие фразеологизмы:

1.мозолить глаза –
надоедать                                           
  2. точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать                                                 бить
баклуши — бездельничать

намять бока – бить                                                       держать
язык за зубами — молчать

хоть глаз выколи – темно                                                 
  яблоку негде  упасть – тесно

не в бровь, а в
глаз – метко                                          
      с три короба – много

б) Подбери
синонимы — фразеологизмы к данным фразеологизмам:

1)Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.

2)Видимо — невидимо
с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет.

5 конкурс
«Лицедеи».

Передайте значение фразеологизмов с
помощью жестов.
(По 3 участника от каждой команды
вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при
помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать
показанный фразеологизм)

Задания на карточках:

1.сесть в
калошу                                                                     2. 
водить за нос

дело в
шляпе                                                                         
льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать
руки

реветь в три
ручья                                                                 лить
крокодиловы слёзы

воды в рот
набрал                                                                  прикусить
язык

зарубить на носу                                                                   
стоять на задних лапках

 6 конкурс  «Перевертыши».
(Каждый  участник достает карточки с заданиями  из конверта). Заменить в
словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в
переносном значении.

1. Железный гвоздь; румяная девочка;
сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш.

2. Загорелась дача; гаснет свеча; собака
воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.

IV. Итоги
урока

Подводим итоги
конкурсов,  награждение, выставляем оценки.

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

 Есть дневные слова, –

 В
них весеннего неба сквозит синева.

 Есть
слова – словно раны, слова – словно суд, –

 С
ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 Словом
можно убить, словом можно спасти,

 Словом
можно полки за собой повести.

 Словом
можно продать, и предать, и купить,

 Слово
можно в разящий свинец перелить.

 Но
слова всем словам в языке у нас есть:

 Слава,
Родина, Верность, Свобода и Честь.

 Пусть
разменной монетой не служат они, –

 Золотым
эталоном их в сердце храни!

 И
не делай их слугами в мелком быту –

 Береги
изначальную их чистоту.

  • Сочинение русская литература xviii века
  • Сочинение русский народ и его огромный внутренний потенциал в повести очарованный странник
  • Сочинение русский язык 5 класс ладыженская 1 часть упр 162
  • Сочинение русский язык тургенев
  • Сочинение россия спортивная страна