Сочинение с деепричастными оборотами и причастными оборотами

Урок русского языка в 7 классе. урок-повторение по теме деепричастие. составил:учитель русского языка и литературы высшей категории мобу сош

Урок
русского языка в 7 классе.

Урок-повторение
по теме « ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

Составил:учитель
русского языка и литературы

высшей
категории
МОБУ СОШ д.Золотоношка им.Я.Т.Ткаченко

 Почанин
Михаил Семенович

Урок
русского языка в 7 классе.

ТЕМА.Урок-повторение
по теме « ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

ЦЕЛЬ
УРОКА.
 Закрепление  и обобщение сведений о
деепричастии и деепричастном обороте, повторение орфограмм и пунктограмм 
деепричастия, развитие умений различать деепричастные и причастные обороты,
совершенствование навыков и умений конструировать предложения с деепричастными
оборотами, находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов,
определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастие,
конструировать предложения с деепричастными оборотами.

ОБОРУДОВАНИЕ.  Мультимедийный проектор,
презентация к уроку, репродукция  картины В.М.Васнецова «Аленушка» , тест для
проверки знаний по теме «Деепричастие».

                                        
ХОД УРОКА

1.    
Вступительное слово
учителя

Учитель. Ребята , сегодня  подведем итог изучению
темы «Деепричастие». Мы  вспомним все, чему научились в течение нескольких
уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, правило 
написания НЕ с деепричастиями; покажем, что умеет образовывать деепричастие от
глаголов и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным
употреблением деепричастий. А поможет нам в этом  замечательная картина Виктора
Михайловича Васнецова « Аленушка».Внимание! В течение урока вы должны «собирать»
деепричастия, которые помогут потом описать эту картину.

2.    
Работа с текстом

Учитель. Ухожу — уходя, говорю- говоря, читаю- читая.
Какая связь между этими словами?

  Правильно,
от глаголов образуются деепричастия.

 Давайте
же посмотрим, насколько мы научились образовывать  деепричастия. Выполним
упражнение.

ЗАДАНИЕ. 
Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация
предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.

image001          Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит
грустное впечатление,  заставляет  задуматься о горькой судьбе одинокого
человека.

         Уронила
голову на руки, отрешенно смотрит вдаль  бедная девушка. Переживания  сжимают
сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья,
превратились
  в плотную стену. Серое небо  навевает тревожные мысли,
окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо  чернеет,  пугает
неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку,  напоминают о
несбывшихся мечтах.

       
Кажется, что осенняя природа  чувствует настроение девушки, стремится
утешить печальную красавицу.

КЛЮЧ

      Картина
В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься
о горькой судьбе одинокого человека.

Уронив голову на
руки, отрешенно смотрит вдаль  бедная девушка. Переживания , сжимая сердце,
туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись  в плотную
стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, 
тоскливо  чернея,  пугает неизвестностью. Золотые листья окружают
Аленушку,  напоминая о несбывшихся  мечтах.

        Кажется,
что осенняя природа,  чувствуя  настроение девушки, стремится утешить печальную
красавицу.

3.    
Выборочно —
распределительный диктант

Учитель. Прочтем получившийся текст. Сравните
деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? Верно,
видом. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид
деепричастия.

ЗАДАНИЕ.
Заполните таблицу

Отражаясь
в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд,
облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в
раздумья.

Деепричастия совершенного вида (что сделав?)

Деепричастия несовершенного вида (что делая?)

КЛЮЧ

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

 пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь

4.Работа
по развитию речи

Учитель.
Мы очень
часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи,
потому что  это способствует повышению образности высказывания, но, к
сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки

Давайте 
попробуем исправить грамматические ошибки.

1.    
Глядя вдаль, у нее
возникают грустные мысли.

(Подсказка:
действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к
которому относится действие, выраженное глаголом — сказуемым)

КЛЮЧ

Глядя вдаль, она грустит.

2.Думая
о прошлом,  в ее воспоминании оживают счастливые дни.

(
Подсказка: действие, выраженное деепричастием , должно относиться к тому же
лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом- сказуемым)

КЛЮЧ

Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

3.Рассматривая
картину , чувствуется  отношение  художника     к одинокой  Аленушке.

(Пдсказка:
действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к
которому относится и действие, выраженное глаголом- сказуемым)

КЛЮЧ

Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой
Аленушке.

Распространите
предложения деепричастными  оборотами

        
Природа грустит.

        
Лес окружает Аленушку.

        
Темная вода успокаивает.

КЛЮЧ

Природа грустит, думая о  судьбе одинокой девушки. Лес окружает Аленушку,
ограждая ее от несправедливого мира. Темная вода успокаивает, растворяя печали
и заботы.

5.Работа 
у доски

Учитель.
Мы
продолжаем  «собирать» деепричастия, рассматривая картину В.М.Васнецова. Но
теперь я хочу вам предложить продемонстрировать уровень ваших знаний по  теме
«НЕ с деепричастиями». Выпишите в два столбика слитное и раздельное написание
слов: (не)видя, (не)веря, (не)доумевая, (не)находя, (не)замечая,  (не)стихая,
(не)навидя,  (не)дождавшись, (не)узнав,  (не)радуясь, (не)чувствуя,
(не)страшась,  (не)возмущаясь, (не)взлюбив, (не)припоминая.

6.Грамматический
кроссворд

Впиши
в клетки деепричастия
 

1

2

3

2

3

По горизонтали                                                      

1.Орхидея,
холодея

2.Прощая,провал 

  3.
Пряча,
удача                                                                                  

По
вертикали

1.Хлопая,
хлорка

2.Локоть,
лопоча 

 3.Диван,
думая

КЛЮЧ

х

о

л

о

д

е

я

л

о

у

о

п

м

п

р

о

щ

а

я

а

ч

я

п

р

я

ч

а

7.ИГРА
« Тайна старой крепости»

ЗАДАНИЕ.
Отыщите  деепричастия

image002

а

н

д

п

а

у

а

д

м

в

е

а

а

я

я

ь

с

я

КЛЮЧ

Надеясь,
напав, думая, упав,   давая, надевая, ваяя.

8.
ИГРА «Странные соответствия»

Образуйте
деепричастия от  существительных,  заменив одну букву

сев-__________________

вол-__________________

лак-
__________________

стол-___________________

век-_____________________

КЛЮЧ

Сев-
сея, вол- воя, лак- лая, стол- стоя, век- вея.

9.Проверка
умений различать причастные и деепричастные обороты

ЗАДАНИЕ.
 Расставьте знаки препинания,  укажите предложения  с причастными и
деепричастными оборотами

1.    
Женщина сидящая за прялкой
всегда символизировала уют и покой.

2.    
Вытягивая  нить она
размышляла о своей судьбе.

3.    
Макошь  являясь  великой
богиней Земли  в то же время была покровительницей прядения и ткачества.

4.    
Выражение «связать свою
судьбу»  употребляемое нами в современной речи восходит к тем далеким временам.

5.    
Прялка  сопровождая
женщину почти повсюду становилась ее молчаливой спутницей.

6.    
Собираясь на посиделки 
девушки  брали рукоделие с собой.

7.    
Начать веселье не завершив
работы считалось немыслимым делом.

8.    
Нелегкий повседневный труд
женщины  трудящейся за прялкой был своего рода священнодействием.

КЛЮЧ

1.Женщина, 
сидящая за прялкой , всегда символизировала уют и покой.

2.    
Вытягивая  нить , она
размышляла о своей судьбе.

3.    
Макошь,  являясь  великой
богиней Земли ,  в то же время была покровительницей прядения и ткачества.

4.    
Выражение «связать свою
судьбу» , употребляемое нами в современной речи , восходит к тем далеким
временам.

5.    
Прялка ,  сопровождая
женщину почти повсюду , становилась ее молчаливой спутницей.

6.    
Собираясь на посиделки  ,
девушки  брали рукоделие с собой.

7.    
Начать веселье , не
завершив работы , считалось немыслимым делом.

8.    
Нелегкий повседневный труд
женщины, трудящейся за прялкой , был своего рода священнодействием.

10.ТЕСТ для проверки знаний

1. Деепричастие
-______________ часть речи, которая обозначает    _________________,
объединяет признаки____________ и _______________ .

2.
Деепричастие – отвечает на вопросы: _____________________________.

3.
Назовите признаки глагола у деепричастий:_________________________.

4.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола ___________
времени с помощью суффиксов ________________  .

5.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы ____________________
с  помощью суффиксов _________________________.

6.
Морфологические признаки деепричастия __________________________.

7.
Деепричастия образуются при помощи суффиксов- ___________________.

8.
Синтаксическая роль деепричастий в предложении- ___________________.

9.
Назовите признаки наречия у деепричастий: ______________ и _______________.

10.
Деепричастным оборотом  называется ___________________________.

11.
Деепричастный оборот может стоять     ____________________________.

10.Подведение
итогов урока

Учитель. Ребята, сегодня мы вспомнили
понятие деепричастие. Показали, что умеем образовывать деепричастия от
глаголов, определять вид деепричастия, исправлять грамматические ошибки,
связанные с неправильным употреблением деепричастий.  Кроме того , мы вспомнили
тему «НЕ с деепричастиями». А еще познакомились с удивительной картиной 
Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».

11.
Домашнее задание

Учитель. Я думаю, что это знакомое с
детства полотно стало вам еще ближе. Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний
разговор и деепричастия, которые мы «собирали», выполняя различные задания на
уроке, и написать сочинение, которое можете начать словами: «Глядя на картину
В.М.Васнецова «Аленушка»…»

Тема урока: Понятие о деепричастном обороте.

Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно выделять деепричастный оборот, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.

Планируемые результаты

-личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;

-регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;

-познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации;

-коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока.

1 Мотивирование к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2 Актуализация знаний.

Игра «Да», «Нет»

3 Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над деепричастием, но и познакомимся с новой темой. «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Запись в тетрадь.

Цель. Что должны сделать на уроке, какие навыки отработать, чему научиться? (Формулируют обучающиеся).

Учитель уточняет цели урока. (Использование компьютера).

Построение плана действий.

4 Первичное закрепление с проговориванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал. Составьте опорный конспект.

5 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Задание 1. Самостоятельная работа. Упр. 157.

Проверка.

Задание 2. Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.

           Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.

Задание 3. Творческая работа.

Запишите небольшой текст, а если не получится, то 2, 3 предложения на тему «Школьная жизнь», используя деепричастия или деепричастные обороты.

6. Физкультминутка.

Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.

— Чем объединены эти предложения? (Тема – школа).

7 Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

-Задание 1. Преобразуйте предложения с причастными оборотами в предложения с деепричастными оборотами.

       Мальчик, проигравший две партии в шахматы, очень огорчился. Молодой художник, нарисовавший картину, показал ее профессору. Мальчик, увлекшийся чтением, не заметил, как наступил вечер. Ребята, искупавшиеся в реке, загорали на солнце.

-Задание 2. Преобразуйте сложноподчиненные предложения в предложения с деепричастными оборотами.

           Когда подошли к опушке леса, мы решили отдохнуть. Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что увидела мое упрямство. Мы спешили домой, потому что боялись надвигающегося дождя.

Проверка.

Задание 2.  Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.

                         Ручьи журчат и извиваются,

                         И меж собой перекликаются,

                         В долину гулкую спешат.

                         И разыгравшиеся воды

                         Под беломраморные своды

                         С веселым грохотом летят.

 8 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ребята, это было последнее наше задание к уроку. А теперь сделаем некоторые выводы и подведем итог.

Первое: деепричастные обороты украшают речь, делают ее более эмоциональной, яркой.

Второе: предложения с причастными оборотами могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

Третье: предложения с однородными сказуемыми могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

Четвертое: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения также преобразуются в предложения с деепричастными оборотами.         

                 Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Пролетел и наш урок, школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь, не медля и не торопясь,

Говорили, улыбаясь, отвечали, не теряясь.

В работе приняли участие. Скажем спасибо Деепричастию.

Вопросы. Оценки. Комментирование учителя.

Задание на дом.

Тест «Проверь себя!» Готовимся к ОГЭ. Проверка работ в парах.

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте .

Стиснув до побеления губы,(1) зыркая из подлобья,(2) Жека пытался отнять портреты,(3) а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу- началась детская игра «А ну-ка,(5)отними!»…

Ответ:______________

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при одиночном деепричастии.

Смеясь,(1) он нас заставлял смеяться,(2)но это был не стихийный смех,(3) а веселье,(4) запросто организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины,(5) оно служило ей,(6) как в геометрии,(7) доказательством от обратного.

Ответ:______________

Найдите деепричастие или деепричастный оборот, подчеркните их

  1. Змея, шурша листвой дубовой,

Зашевелилася в дупле.

И в лес пошла, блестя лиловой

Пятнистойкожей на земле.

  1. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь

Тест «Проверь себя!» Готовимся к ОГЭ. Проверка работ в парах.

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте .

Стиснув до побеления губы,(1) зыркая из подлобья,(2) Жека пытался отнять портреты,(3) а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу- началась детская игра «А ну-ка,(5)отними!»…

Ответ:______________

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при одиночном деепричастии.

Смеясь,(1) он нас заставлял смеяться,(2)но это был не стихийный смех,(3) а веселье,(4) запросто организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины,(5) оно служило ей,(6) как в геометрии,(7) доказательством от обратного.

Ответ:______________

Найдите деепричастие или деепричастный оборот, подчеркните их

  1. Змея, шурша листвой дубовой,

Зашевелилася в дупле.

И в лес пошла, блестя лиловой

Пятнистойкожей на земле.

  1. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь

Автор:
Самый Зелёный
·

2020 год был самым удачным для тех, кто должен сдавать ОГЭ, ведь экзамен попросту отменили… и тем самым доказали, что без него вполне можно обойтись. А в этом году девятиклассникам тоже достанется кусок звезды с неба: нужно будет сдавать только обязательные экзамены – русский язык и математику. ОГЭ по русскому языку 2021 пройдет для Вас удачно, если Вы перестанете волноваться и начнете планомерно готовиться. Стандартизированный экзамен не потребует от Вас гениальности. Нужно всего лишь знать необходимые правила и выработать навык решения заданий. 

Как и когда проходит?

Даты

Допуском к ОГЭ будет итоговое собеседование, которое пройдет 10 марта и 17 мая. Если эпидемиологическая обстановка не позволит провести очное собеседование, оно будет дистанционным. Но пока надежды на дистанционную форму мало, глобальное бедствие потихоньку отменяют.

ОГЭ пройдет 28 мая 2021 года. Досрочного периода нет, но для тех, кто не смог попасть на экзамен в мае, есть резервные дни в июне. А пересдача будет в сентябре. Тут уж дистанционный вариант будет невозможен.

Порядок написания

Собеседование на ОГЭ по русскому включает четыре задания:

  1. Чтение текста вслух;
  2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации (предложенной цитаты);
  3. Монолог по теме;
  4. Диалог по теме.

За выполнение этих заданий школьник получает «зачет» и допуск к ОГЭ.

ОГЭ по русскому в 2021 включает девять заданий:

  1. Сжатое изложение – необходимо прослушать текст и сократить его так, чтобы не потерять главную мысль. 

Текст воспроизведут два раза. В первое прочтение нужно составить его план, чтобы сохранить абзацное членение. Также под пунктами плана можно написать, о чем там говорится в целом. Подсказка: абзацев обычно бывает три. 

Во время второго прочтения план каждого абзаца нужно расширить. Главное, от чего нужно избавиться и что даже не стоит записывать в черновике – вводные слова, повторы, риторические вопросы, пояснения и рассуждения. Также рекомендуется превращать прямую речь в косвенную и упрощать предложения. В целом, нужно оставить только то, что относится к развитию действия.

  1. Синтаксический анализ – нужно найти правильную грамматическую основу для нескольких предложений из текста.
  2. Пунктуационный анализ – правильно расставить запятые, здесь нужно помнить, как ставятся знаки препинания в сложных предложениях, с причастными или деепричастными оборотами, а также в предложениях с однородными членами.
  3. Синтаксический анализ – здесь нужно вспомнить о видах связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание), изменить вид связи в приведенном примере с одного на другой.
  4. Орфографический анализ – не нужно искать правильное написание слова (они все написаны верно), требуется найти объяснение правила, по которому слово так пишется.
  5. Анализ содержания – необходимо выбрать предложения, отражающие основные мысли текста.
  6. Анализ средств выразительности – среди приведенных предложений выбрать то, где встречается определенное средство выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизм, сравнение).
  7. Лексический анализ – найти в тексте синоним или антоним к выделенному слову.
  8. Сочинение – подробнее о нем ниже.

Правила проведения

Собеседование длится около 15 минут, на подготовку дается 1-2 минуты.

ОГЭ длится 3 часа 55 минут, в начале проходит изложение (запись включают два раза, она длится 2-2,5 минуты), после написания которого ученик сам распределяет время на оставшиеся восемь заданий (семь с кратким ответом и одно сочинение).

Начинается экзамен, как правило, в 9.00. Сдаете Вы его в своей школе. Все ребята рассаживаются в шахматном порядке за 15 минут до экзамена. В 9 утра выдаются все документы для заполнения. Вы вписываете свои данные под руководством учителя. Документы собираются на столе. В 9.15 начинается экзамен, и организаторы пишут на доске точные временные координаты: когда начало, когда конец экзамена. За полчаса до финала они напоминают о том, что пора сдавать. В ходе работы, гаджеты, разумеется, нужно отложить в сторону, пока Вас не выгнали восвояси.

Виды и темы сочинений

Сочинение 9 пишется по тексту из художественной литературы. Предлагается три вида тем для сочинения. Стоит выбирать только ту, в которой Вы уверены на сто процентов. Объем и другие важные подробности отражены в критериях оценки сочинения на ОГЭ.

  1. 9.1 – филологическая тема. Приводится какое-нибудь высказывание на тему русского языка, которое нужно прокомментировать с опорой на текст. Например, в демонстрационной версии за 2021 год предлагалось трактовать роль знаков препинания. Нужно использовать два примера из текста.
  2. 9.2 – смысловая тема. Нужно прокомментировать какой-то фрагмент текста, выделить его основную мысль и доказать ее еще двумя примерами из текста. Например, в демонстрационном варианте предлагается отрывок, говорящий о бесстрашии и героизме маленького героя, значит, нужно найти два проявления этих качеств.
  3. 9.3 – тема по объяснению слов. Здесь комментировать надо не целое предложение, а одно слово. Чаще всего эти слова связаны с нравственностью. Например, в демонстрационной версии нужно прокомментировать значение слова «смелость». В этом сочинении один пример должен быть из текста, а второй – из личного опыта (настоящие или придуманные случаи из обыденной жизни или СМИ, аргументы из литературы или кино, биографии известных людей). Любые аргументы и определения понятий Вы можете найти на нашем сайте.

О том, как научиться писать сочинение на ОГЭ по русскому языку 2021, Многомудрый Литрекон рассказал вот здесь.

Примеры сочинений ОГЭ 

9.1

(199 слов) Известный лингвист И. Н. Горелов говорил: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Я понимаю это высказывания так: писатели могут с помощью слов создавать удивительные истории, рисовать живые картины. Владение словом – талант, с помощью которого можно в одной фразе выразить все чувства и мысли.

В предложении 7 таким ярким словом стало «поскуливали». Оно рисует объемную картину: совсем еще маленькие, слепые щенки чувствуют опасность (ведь их собираются топить) и тихонько поскуливают. Они так малы, что не умеют лаять, в этом поскуливании выражаются страх и покорность судьбе. Это чувство передалось и мальчику, он не может отнять жизнь у щенков, поэтому решил их спасти. 

В предложении 49 слово «окрыленный» также скрывает множество оттенков смысла. Это метафора, ведь человек не может летать. Однако надежда на спасение щенят как будто подарила мальчику крылья, доставила ему счастье. Если человека радует возможность помочь другим, он заслуживает большого уважения. В одном метком слове выражается целая гамма чувств – надежда, счастье и воодушевление.

Мастерство владения слова заключается в том, чтобы уметь отразить чувства и эмоции, которые не каждый человек может сформулировать, но каждый испытывал хоть раз. В слове действительно заключается великая сила. 

9.2

(151 слово) Смысл предложения из текста А. Никольской я понимаю так: Вадимка получил последнюю надежду на то, чтобы спасти щенят от смерти, ведь мальчик просто не может убить живое существо.

Вся горечь от возложенной на него матерью обязанности выражается в предложении: «Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!». Они не могли убежать, даже не могли залаять, лишь тихонько скулили. Бедные, беспомощные щенята, которых нужно убить – от этой ситуации действительно разрывается сердце.

Мать заставила Вадимку идти топить щенков, женщины из сельпо посмеялись над мальчиком и разошлись – надежды практически не было. Ее подарил колхозный ветеринар Николай Егорыч, сказав, что охотник может взять щенков и спасти их от гибели. И эта возможность настолько обрадовала Вадимку, что у него будто выросли крылья.

Позиция мальчика вызывает уважение, ведь он искренне переживает за щенят, понимает их беспомощность и не хочет обижать слабых. Хоть герой еще маленький, но он уже умеет брать на себя ответственность за себя и за других.

9.3

(162 слова) Доброта – это открытое отношение к миру и людям, желание сделать для них что-то хорошее, помочь им. Добрый человек озаряет все окружающее его, даже если не осознает этого.

Эти качества в полной мере характеризуют Вадимку, героя текста А. Никольской. Он с добротой относится к щенкам, переживает за их судьбу, поэтому не может лишить их жизни. Переживания мальчика отражены в предложениях 8-9. Причем доброта Вадимки активная, он не просто жалеет щенков, но и пытается их спасти.

Доброта подкупает кого угодно. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» главный герой Жилин вел себя со всеми вежливо и по-доброму. Попав в плен, он не замкнулся в себе, хорошо относился к Дине, дочери своих «хозяев», делал для нее куколок. За это она носила ему молоко и лепешки, а потом даже помогла сбежать. На доброту люди откликаются добром.

Доброта – самое важное качество в нашем мире. Когда человек думает не только о себе, но и о других, он сам становится лучше. Это позволяет ему сохранить человечность.

Подготовка 

Для подготовки к ОГЭ по русскому языку не надо слишком многого, ведь в девятом классе задания относительно простые.

Устный этап

Тут самое главное для Вас – больше читать вслух. Так можно достигнуть нескольких целей. Во-первых, у Вас не будет кома в горле от волнения на собеседовании, так как Вы будете уверены в своем навыке. Во-вторых, Вы расширите свой словарный запас, Вам будет не страшно на монологе и диалоге. Отличный психологический прием – представить, что Вы разговариваете с каким-нибудь своим знакомым или родственником. Вряд ли у экзаменатора есть цель Вас завалить, ведь он с Вами в одной лодке: при отрицательных результатах на экзаменах руководство школы и учителей по головке не погладят.

Самый простой совет для подготовки к чтению – учитесь ставить логическое ударение (выделяйте голосом главные слова в предложении) и делайте небольшие паузы на месте знаков препинания.

Письменный этап

Для подготовки к этому этапу Вам нужно приобрести или самостоятельно составить справочник всех необходимых правил (правописание слов, расстановка запятых, синтаксические средства выразительности, тропы). Кроме того, необходимо как можно больше «прорешивать» разнообразных вариантов, ведь задания однотипные. Сделав их много раз, Вы легко справитесь с настоящим экзаменом.

Для успешного написания сочинения Вам понадобится составить список различных нравственных терминов (для задания 9.3), а также практика. Кроме того, аргументы для сочинения 9.3 помогут привести знания разной литературы. Не стоит забрасывать чтение, готовясь к русскому (особенно если Вы собираетесь идти в 10 класс, а значит – потом сдавать итоговое сочинение и ЕГЭ).

Вот программа домашней подготовки.

Список литературы

Для сочинения 9.3 стоит обратить внимание на классическую литературу. Как было сказано выше, сочинения 9.3 направлены на толкования разных нравственных категорий. Вся классическая литература в той или иной мере рассуждает о нравственности. Вам точно помогут следующие книги, в которых можно найти разные нравственные категории (ссылки ведут на подробные краткие содержания):

  1. А. С. Грибоедов «Горе от ума» – зло, зависть, честь, достоинство, обман, измена, ум, глупость;
  2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – любовь, долг, честь, измена, храбрость, достоинство, обман, жестокость, милосердие;
  3. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» – любовь, измена, доброта, потеря, счастье, горе;
  4. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» – доброта, скука, любовь, взаимовыручка, дружба, честь, достоинство, эгоизм, самопожертвование;
  5. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» – свобода, доброта, скука, любовь, измена, ревность, самопожертвование, достоинство, эгоизм, судьба, ум, глупость;
  6. М. А. Шолохов «Судьба человека» – честь, жестокость, милосердие, любовь, храбрость, достоинство.

Клише и шаблоны

Для собеседования можно выделить следующие клише, которые помогут построить монолог:

Описание фотографии: 

  • «Передо мной интересная/красивая/завораживающая/приятная/неприятная/некрасивая, отталкивающая фотография»;
  • «На ней изображен/Героями фотографии стали/Мы видим на фотографии/Давайте рассмотрим фотографию внимательнее»;
  • «На переднем плане/На заднем плане»;
  • «На их лицах отражается счастье/радость/воодушевление/печаль/грусть/усталость»;
  • «Я думаю, что эта фотография выражает чувство восторга/радости/грусти от…»
  • «Мне нравится/Не нравится фото, потому что..»

Рассказ по теме:

  • «Я хочу рассказать об одном событии, которые запомнил(а) на всю жизнь/Самое запоминающееся событие в моей жизни – это…/Я люблю… (событие – встречи, походы, праздники), но один из них запомнился мне больше всего»;
  • «Это событие произошло…»;
  • «Я отправился(лась) туда с…»;
  • «Я готовился(лась) заранее: (выполненные действия)»;
  • «И вот наступил долгожданный день. Я сделал(а)… (выполненные действия)»
  • «Больше всего мне понравилось…»
  • «Меньше всего мне понравилось»
  • «Я хотел(а) бы еще раз принять участие в таком мероприятии»

Рассуждение по теме:

  • «Мне предложили порассуждать на интересную/актуальную/неоднозначную тему (название темы)»;
  • «Я думаю, что/Моя точка зрения состоит в том, что/Я считаю, что… (ответ на вопросы), потому что…»;
  • «Таким образом, (основа темы – интернет, музыка, искусство, доброта) – это…»

Для сочинения можно выделить следующие клише, которые помогут построить структуру текста:

9.1

  • Вступление – «Известный лингивист/филолог/ученый (ФИО) сказал… (цитата). Я понимаю это так:..», «Я понимаю цитату лингивиста/филолога/ученого (ФИО) так:…».
  • Аргументы – «Эти мысли подтверждаются примерами из текста», «Первый пример, подтверждающий эту мысль…», «Во втором примере мысль ученого выражается так:…»
  • Заключение – «Таким образом, высказывание о том, что (основная мысль цитаты) соответствует действительности, потому что…(немного дополнительной информации)», «В заключении/завершении/итоге хочется сказать, что… (переписать свое объяснение цитаты другими словами)».

9.2

  • Вступление – «Отрывок из текста (автор текста) рассказывает о/подчеркивает… (одним словом или выражением, о чем там)», «В отрывке говорится о…»;
  • Аргументы – «Подтверждение мы находим в предложении…», «В доказательство этой мысли приведем предложение…», «В качестве второго примера», «Эта же мысль выражена в..»;
  • Заключение – «Таким образом, высказывание о том, что (основная мысль отрывка) соответствует действительности, потому что…(немного дополнительной информации)», «В заключении/завершении/итоге хочется сказать, что… (переписать свое объяснение фрагмента другими словами)».

9.3

  • Вступление – «(Нравственная категория из задания) – это… (ее толкование)», «С давних имен мы сталкиваемся с… (нравственная категория из задания)», «Что такое… (нравственная категория из задания)? Я понимаю это как…»;
  • Аргументы – «Проявление (нравственная категория из задания) мы находим в предложении»; «(Нравственная категория из задания) встречается и в жизни/кино/литературе/истории. Пример этому – …»;
  • Заключение – «Таким образом, (нравственная категория из задания) действительно важна/встречается (если о плохом) в жизни», «Нужно бороться с (нравственная категория из задания, если о плохом), потому что…», «Нужно поддерживать (нравственная категория из задания) в людях, потому что…».

Еще больше клише на ОГЭ по русскому языку Вы найдете в подборке.

Критерии оценки 

Оценивание ОГЭ по русскому языку проходит по четким критериям. Точную таблицу баллов Вы можете посмотреть здесь. Предлагаем Вам интерпретацию требований, баллов и оценок за устную часть, изложение и сочинение. В устной части несколько заданий – чтение, пересказ, монолог, диалог. 

  • В чтении можно получить за соответствие интонации и темпа по 1 баллу. Если что-то не соответствует – баллы снимаются.
  • В пересказе нужно обязательно сохранить микротемы (1 балл), если они упущены или добавлены – 0. Не должно быть фактических ошибок (1 балл). Нужно включить предложенное высказывание (1 балл), если получилось неуместно и нелогично – 0 баллов. Цитировать нужно без ошибок (1 балл).
  • Оба задания оцениваются в общем по критериям грамматики (без ошибок – 1 балл), орфоэпии (максимум одна ошибка – 1 балл), речи (не более трех ошибок – 1 балл). Нельзя искажать слова (1 балл), если хоть одно искажение, то получите 0.
  • В монологе должна быть решена коммуникативная задача – должен прозвучать ответ на поставленный вопрос, высказывание должно быть от десяти предложений, в нем не должно быть ни одной фактической ошибки. Тогда Вы получите 1 балл. Если какое-то из условий не соблюдено – 0. За учет условий речевой ситуации получите 1 балл. Обращайте внимание на речь: она должна быть последовательная, без ошибок логики (1 балл).
  • В диалоге нужно также решить коммуникативную задачу – ответить на все вопросы (1 балл). Не нужно отвечать односложно или вообще молчать, иначе будет 0 баллов. За учет условий речевой ситуации получите 1 балл.

Объем изложения должен быть не менее 70 слов, но и не более 90 слов. Максимум за сочинение – 7 баллов

  • Максимальная оценка за содержание – 2 балла, для этого нужно отразить все микротемы (все 3 абзаца). Если одна упущена или добавлена – 1 балл, если больше – 0. 
  • Максимальный балл за сжатие – 3, он ставится, если все микротемы сжаты. Если только две – 2 балла. Одна – 1 балл. Ничего не сжато – 0.
  • За максимальную цельность и связность Вы получите 2 балла, если нет ошибок логики и выделены все абзацы. Если одна логическая ошибка или выделено два абзаца из трех – 1 балл. Если еще хуже – 0.

Объем сочинения – не менее 70 слов. Максимум за сочинение – 19 баллов.

  1. За ответ на вопрос задания Вы получите 2 балла, если докажите тезис на теоретическом уровне без фактических ошибок. 1 балл – если допустите одну фактическую ошибку. И 0, если фактических ошибок больше или тезис доказан вне контекста, на бытовом уровне.
  2. За примеры-аргументы получите 3 балла, если приведете 2 примера из текста, указав их роль (а в 9.3 – один из текста, а один из опыта). Если роль в тексте не указана или указана у одного аргумента – 2 балла. Если только один аргумент – 1 балл. Если оба аргумента не из текста или их нет – 0.
  3. Цельность, связность и последовательность оцениваются также, как и в изложении. 
  4. Максимум за композицию – 2 балла, если нет ошибок в построении. Одна ошибка в построении текста – 1 балл. Более одной – 0.
  5. За орфографию максимум – 2 балла, если не больше одной ошибки. Из-за двух-трех ошибок балл снижается до 1. Более четырех ошибок – 0.
  6. Максимум за пунктуацию – 2 балла, если не более 2 ошибок. За 3-4 уже будет 1 балл. Если больше – 0.
  7. Максимальный балл за грамматику – 2, если не более 2 ошибок. За 3-4 снижается до 1 балла. Если больше пяти ошибок – 0.
  8. Максимум за речь – 2 балла, если не более 2 ошибок. За 3-4 уже будет 1 балл. Если больше – 0.
  9. Максимальный балл за фактическую точность – 2, если ни одной ошибки. Одна ошибка – 1 балл. Если больше двух – 0.

Приучайте себя проверять выполненные задания на ОГЭ по русскому языку по критериям. Тогда на самом экзамене у Вас все будет под контролем.

Результаты и апелляция 

Если результаты экзамена Вас не удовлетворили, Вы можете подать апелляцию.

Апелляция ОГЭ по русскому языку в 2021 году может быть подана в двух случаях:

  • Если Вы считаете, что в ходе экзамена были нарушения – нужно подать апелляцию сразу, не выходя из места проведения экзамена. Рассматривать обращения будут два рабочих дня.
  • Если Вы считаете, что оценка занижена – нужно обратиться к директору своей школы ли председателю конфликтной комиссии, а потом составить заявление на специальном бланке. У Вас есть два дня после оглашения результатов, а рассматривать апелляцию буду четыре рабочих дня.

Помните, апелляцию по результатам экзамена нужно подавать только тогда, когда Вы полностью в себе уверены. Работу перепроверят полностью, выставят новые баллы, итоговый результат может быть даже ниже, чем в первый раз.

Теперь Вы все знаете о проведении экзамена по русскому языку в 9 классе. И пускай ОГЭ 2021 пройдет для Вас без сучка, без задоринки! 

Автор: Мария Копусова

Метки: 9 классапелляциядаты экзаменакритерииОГЭ по русскому языкурасписание ОГЭэкзамен

Читайте также:

ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(индивидуально-групповых занятий)

для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы

основного общего образования

Разработчик:

Хафизова Гульсесек Мунировна

Учитель русского языка и литературы первой категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа ИГЗ по предмету «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, авторской программой Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. — М.: Просвещение, 2012).

Основная цель ИГЗ по русскому языку в 7 классе — преодоление трудностей в изучении отдельных тем по русскому языку, дополнительная работа по основным темам, изучаемым в 7 классе; работа над орфографической, пунктуационной грамотностью; работа по развитию речи учащихся; написание сочинений публицистического стиля. Задачи:

  • ликвидировать пробелы знаний у учащихся,

  • закрепление умений и навыков учащихся и корректировка знаний (образоват елъная)

  • осознанное применение знаний и умений для развития навыков грамотного письма (развивающая)

  • преодоление учащимися неуверенности в себе, воспитание осознанной потребности писать и говорить правильно (воспитательная)

Цель индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 7 классе:

• закрепить круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации;

• выработать у обучающихся на этой основе прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

• обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА учебного предмета

Курс русского языка в 7 классе является естественным продолжением курса русского языка в 5-6 классах. Завершая изучение лексики, словообразования и морфологии, он готовит учащихся к восприятию синтаксиса и пунктуации. Однако известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности в освоении материала, связанного с темами « Причастие» и «Деепричастие»; нужно учесть, что если темы курса 5-6 класса («существительное», «прилагательное», «глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, то с некоторыми темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе последующих классов, поэтому данный курс программы предполагает обращение к попутному повторению изученного с целью отработки умений и навыков.

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане основной школы ИГЗ в 7 классе по русскому языку предоставлены в количестве одного часа в неделю, всего 34 часа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка в 7 классе обучающийся должен

знать/понимать

  • определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • основные нормы русского литературного языка;

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в разных сферах общения;

уметь

  • — производить морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • — составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • — соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительно — изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации:

  • по орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

  • по пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

  • по связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

  • совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

СОДЕРЖАНИЕ

Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор

Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор.     Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.

Деепричастие

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на –о и –е,  не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.                                                                             

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.                                                                           

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Союз

Союз   как   служебная   часть   речи.   Синтаксическая   роль союзов  в  предложении.   Простые   и   составные  союзы.   Союзы   сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Причастие 12 ч

1

Правописание ъ и ь.

2

Склонение причастий

3

Признаки глагола у прилагательного.

4

Правописание суффиксов причастий

5

Понятие причастного оборота

6-7

Знаки препинания при причастном обороте

8

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

9

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

10

Одна и две Н в прилагательном и причастии. Отглагольное прилагательное.

11

Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий.

12

Слитное и раздельное написание Не с причастиями.

Деепричастие 6 ч

13

Употребление причастий и причастных оборотов в речи. Нахождение причастий и причастных оборотов в тексте.

14

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

15

Правописание частицы «не» с глаголом и деепричастием.

16

Понятие деепричастного оборота.

17

Отличие деепричастий от наречий.

18

Нахождение деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие 6 ч

19

Слитное и раздельное написание Не с наречиями на о-е

20

Буквы Е-И в приставках Не и Ни отрицательных наречий.

21

Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е

22

Буквы О-А на конце наречий.

23

Дефис между частями слова в наречиях.

24

Отличие наречий от кратких прилагательных

Предлог 4 ч

25

Производный предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

26

Правописание предлогов «навстречу», «ввиду»

27

Правописание предлогов «в продолжение, в течение, вследствие »

28

Правописание производных предлогов.

Союз 2 ч

29

Слитное написание союза тоже

30

Слитное написание союза чтобы

Частица 4 ч

31-32

Отрицательные частицы Не и Ни.

33

Различение частицы Не и приставки Не.

34

Частица Ни, приставка Ни, союз ни-ни

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

Определения основных изученных в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Уметь:

Раздел «Речь»

  • Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.

  • Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно- научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

  • Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

  • Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

  • по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

  • по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется прави­лам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользовать­ся орфографическим словарем;

  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

  • пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.

2 794

Осложненное предложение – что это такое

Сочинение с деепричастными оборотами и причастными оборотами

Автор: Алексей Морозов

Дата: 27.01.2021

Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:

  1. Однородные члены.
  2. Обращения.
  3. Вводные слова.
  4. Вставные конструкции.
  5. Обособленные члены предложения.

Разбираю каждый из пяти осложнителей

У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.

Однородные члены

Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:

  1. Мама и папа пьют чай – однородные подлежащие «мама» и «папа».
  2. Я танцую, пою песни и играю на гитаре – сказуемые «танцую», «пою», «играю».
  3. Дедушка читает книги и журналы, но не газеты – дополнения «книги», «газеты», «журналы».
  4. Пейте лекарство вечером, днем или утром – обстоятельства времени «вечером», «днем», «утром».
  5. Мы увидели итальянский, российский и американский флаг – определения «итальянский», «российский», «американский».

Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.

Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».

Обращения

Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».

Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.

Вводные слова

Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».

Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.

Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.

Вставные конструкции

Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».

Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.

Обособленные члены

Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.

Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.

Прямая речь ничего не осложняет

Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.

Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».

Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.

Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе

Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.

Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».

Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).

Что отмечать на схеме осложненного предложения

Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.

Но.

Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.

Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.

Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:

Предложение, осложненное обращением и однородными сказуемыми

Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.

Схема предложения с деепричастным оборотом

Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».

Схема предложения с обобщением

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.

Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.

Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:

  1. Курсы для подготовки к ВПР по русскому.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ОГЭ.

Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.

Спасибо.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Сочинение с деепричастными оборотами и причастными оборотами

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

  • Сочинение с заимствованными словами 8 класс
  • Сочинение рыцари в современном мире
  • Сочинение с диалектными словами 6 класс
  • Сочинение русская литература xviii века
  • Сочинение русский народ и его огромный внутренний потенциал в повести очарованный странник