Сочинение с антонимами синонимами и омонимами

Урок 56 контрольная работа 4 контрольный тест цель: проверить и оценить уровень учебных достижений десятиклассников из раздела стилистические

Урок
№ 56

КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 4

(КОНТРОЛЬНЫЙ
ТЕСТ)

Цель:
проверить и оценить уровень учебных достижений

десятиклассников
из раздела «Стилистические средства лек сикології и фразеологии», выяснить
возможные недо лекарства в ходе овладения языковым теорией; развивать

навыки
работы с тестовыми заданиями, навыки

самостоятельной
работы; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип
урока: урок проверки уровня учебных достижений учащихся.

ТЕЧЕНИЕ
УРОКА

И.
Организационный момент

ИИ.
Ознакомления десятиклассников

с
темой, целью и задачами урока

264
все уроки украинского языка в 10 классе. Академический уровень

III.
Мотивация учебной деятельности учащихся

Ознакомление
с критериями оценивания тестовых заданий по крытой и открытой форме. Проведение
инструктажа по выполнению их.

IV.
Выполнение тестовых заданий закрытой и открытой формы

Вариант
1


Задания 1-9 имеют по четыре варианта ответа, среди которых

только
один правильный. Нужно выбрать правильный вариант

ответы.

1.
В каком ряду все словосочетания являются фразеологизмами?

А
Ноги унести, быстро бежать, хватать дрожь;

Бы
ни пары из уст, комарика придушить, как кот наплакал;

В
стоять как пень, веселый человек, зуб на зуб не попадает;

Г
сидеть сложа руки, заботливо ухаживать, бежать сломя голову.

2.
Отметьте строку, в котором есть контекстуальные синонимы.

А
путь лежал на водоразделе Днепра и Буга, лежал высоко

и
ровно. Турчанская могила приземисто чапела над черневшим путем прибеленной
копной (С. Колесник).

Б
здесь было создано Кирилло-Мефодиевское общество, революционное крыло которого
возглавил Т. Г. Шевченко (из журнала).

В
Прошло несколько дней, как Озываймо не слышал и не видел волка.

Из
его владений по крайней мере сироманец исчез. Лесовичок на вить волноваться
начал-все-таки живое создание пропало

(А.
Давыдов).

Г
Было, как услышат хуторяне, что идет татарва, то прячутся

по
оврагам и котловинах (В. Стороженко).

3.
Выясните, какими лексическими единицами являются выделенные слова в ре ченні Зимой
веет метель, летом придет теплая погода

(П.
Воронько).

А
Омонимами;

Б
паронимами;

В
антонимами;

Г
синонимами.

4.
В каком ряду все словосочетания содержат омонимы?

А
Развернуть книгу — закрыть книгу, метить мелом — ми тити в сердце;

Б
песчаная коса — девичья коса, веселые люди — грустные люди;

В
материнская ласка-хищная ласка, маскарадный бал — вы сокой бал;

Стилистические
средства лексикологии и фразеологии 265

Г
плакать от счастья смеяться от счастья, написать письмо —

получить
письмо.

5.
В каком ряду все фразеологизмы составляют синонимический ряд?

А
зубы съесть, как муха в кипятке, как белка в колесе;

Бы
кривить душой, крутить хвостом, надевать овечью шкуру;

В
горло драть, криком кричать, мылить шею;

Г
лежать лежнем, дурака валять, брать на смех.

6.
В каком ряду фразеологизмы имеют значение молодой?

А
ни пары из уст, мало еще каши съел;

Б
молоко на губах, цыпленок желторотый;

В
воробья желтодзебе, наделать шуму;

Г
Нет ничего в голове, жуки в голове.

7.
Какими лексическими единицами являются выделенные слова: съезд пись менників —
конный заезд?

А
Синонимами;

Б
антонимами;

В
паронимами;

Г
омонимами.

8.
В какой строке фразеологизм имеет значение говорить что-то без содержательное?

А
глотать слова, открывать душу, сон рябой кобылы раскаиваться;

Бы
резать правду в глаза, бросать слова, разводить болтовню;

В
точить болтовню, во весь голос, не своим голосом;

Г
городить теревени, смаленого дуба плести, химины куры раз водить.

9.
Укажите строку синонимов к слову дискуссия.

А
говорение, болтовня, болтовня, угроза;

Б
пререкания, спор, словесный бой, обсуждение;

В
многословие, несогласие, упрек, упрек;

Г
болтовня, обвинение, потасовка, спор.


Задача 10-12 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых

два
правильных варианта. Нужно выбрать два правильных ва рианта ответа.

10.
Отметьте строки, в которых слова образуют синонимический ряд.

А
Заботиться, заботиться, беспокоиться, хлопотать;

Бы
любо, мило, весело, приятно;

В
горизонт, горизонт, небосвод, возвышенность;

Г
обильный, густой, буйный, роскошный;

Д
слаб, неслышен, добр, смирен.

266
все уроки украинского языка в 10 классе. Академический уровень

11.
Отметьте строки, куда входят фразеологизмы-синонимы к сло ва убежать.

А
Дремнуть наутек, задеть за живое, делать публику;

Бы
пятками накивать, дать драла, дать ногам знать;

В
дать лиха закаблукам, как горохом сыпать, еще придет коза

к
повозке;

Г
разводить бобы, сбежало за водой, разводить теревени;

Д
дать ногам волю, дать тягу, намазать пятки салом.

12.
Отметьте предложения, в которых употреблены слова-антонимы.

А
Остальные байдаков рассыпалась без строя, плывут — который

впереди,
А который где-то позади (г. Пригара).

Едва
взошло солнце, казаки сыпнули на берег (м. При гара).

В
тридцать весел взлет вверх одним взмахом, падает, не хлюпнув (М. Пригара).

Г
Байдак сидит в воде глубоко: семь десятков казаков в кож ном и груза много (Г.
Пригара).

Дина
летела по быстрине, как причудливые птицы (м. При гара).


Задание 13 предусматривает установление соответствия. К каждой строке,
обозначенной цифрой, нужно подобрать ответчик, обозначенный буквой. Каждая
цифра может использоваться только один раз.

13.
Установить соответствие между фразеологизмами и их значение ниями.

1
Красивый

2
отстать

3
Далеко

4
зря

А
У черта на болоте;

Бы
ни за цапову душу;

В
ни в сказке сказать, ни пером описать;

Г
класть зубы на полку;

Д
пасти задних.


Задача 14 требует самостоятельного решения.

14.
Объяснить значение фразеологизмов, с двумя составить ре ния.

Росинки
во рту не иметь; обводить взглядом; не по карману; ми ряти взглядом; как по
писаному; стреляная птица.

Вариант
2


Задания 1-9 имеют по четыре варианта ответа, среди которых

только
один правильный. Нужно выбрать правильный вариант

ответы.

Стилистические
средства лексикологии и фразеологии 267

1.
В каком ряду все словосочетания являются фразеологизмами.

А
Сидеть сложа руки, заботливо ухаживать, бежать стрим голов;

Бы
ноги унести, быстро бежать, хватать дрожь;

В
ни пары из уст, комарика придушить, как кот наплакал;

Г
стоять как пень, веселый человек, зуб на зуб не попадает.

2.
Отметьте строку, в котором есть контекстуальные синонимы.

А
прошло несколько дней, как Озываймо не слышал и не видел волка.

Из
его владений по крайней мере сироманец исчез. Лесовичок на вить волноваться
начал-все-таки живое создание пропало

(А.
Давыдов).

Бы
было, как услышат хуторяне, что идет татарва, то прячутся

по
оврагам и котловинах (В. Стороженко).

В
путь лежал на водоразделе Днепра и Буга, лежал высоко

и
ровно. Турчанская могила приземисто чапела над черневшим путем прибеленной
копной (С. Колесник).

Г
Здесь было создано Кирилло-Мефодиевское общество, р цийне крыло которого
возглавил Т. Г. Шевченко (Из журнала).

3.
Выясните, какими лексическими единицами являются выделенные слова в ре ченні
Зимой веет метель, летом придет теплая погода

(П.
Воронько).

А
Синонимами;

Б
омонимами;

В
паронимами;

Г
антонимами.

4.
В каком ряду все словосочетания содержат омонимы?

А
песчаная коса-девичья коса, веселые люди-грустные люди;

Бы
развернуть книгу — закрыть книгу, метить мелом — ми тити в сердце;

В
плакать от счастья смеяться от счастья, написать письмо —

получить
письмо;

Г
материнская ласка-хищная ласка, маскарадный бал — вы сокой бал.

5.
В каком ряду все фразеологизмы составляют синонимический

ряд?

А
кривить душой, крутить хвостом, надевать овечью шкуру;

Бы
горло драть, криком кричать, мылить шею;

В
лежать лежнем, дурака валять, брать на смех;

Г
зубы съесть, как муха в кипятке, как белка в колесе.

268
все уроки украинского языка в 10 классе. Академический уровень

6.
В каком ряду фразеологизмы имеют значение молодой?

А
нет хорошего в голове, жуки в голове;

Б
воробей желтодзебе, наделать шуму;

В
молоко на губах, цыпленок желторотый;

Г
ни пары с уст, мало еще каши съел.

7.
Какими лексическими единицами являются выделенные слова: съезд пись менників —
конный заезд?

А
Антонимами;

Б
синонимами;

В
омонимах;

Г
паронимами.

8.
В какой строке фразеологизм имеет значение говорить что-то без содержательное?

А
городить теревени, смаленого дуба плести, химины куры

разводить;

Бы
глотать слова, открывать душу, сон рябой кобылы раскаиваться;

В
резать правду в глаза, бросать слова, разводить болтовню;

Г
точить болтовню, во весь голос, не своим голосом.

9.
Укажите строку синонимов к слову дискуссия.

А
многословие, несогласие, упрек, упрек;

Б
болтовня, обвинение, потасовка, спор;

В
говорение, болтовня, болтовня, угроза;

Г
пререкания, спор, словесный бой, обсуждение.


Задача 10-12 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых

два
правильных варианта. Нужно выбрать два правильных ва рианта ответа.

10.
Отметьте строки, в которых слова образуют синонимический ряд.

А
Горизонт, горизонт, небосвод, возвышенность;

Бы
слабый, неслышный, добрый, Смирный;

В
печься, заботиться, беспокоиться, хлопотать;

Г
обильный, густой, буйный, роскошный;

Д любо,
мило, весело, приятно.

11.
Отметьте строки, куда входят фразеологизмы-синонимы к сло ва убежать.

А
разводить бобы, сбегать за водой, разводить теревени;

Бы
дать ногам волю, дать тягу, намазать пятки салом;

В
дремнути наутек, задеть за живое, делать публику;

Г
пятками накивать, дать драла, дать ногам знать;

Д
дать лиха закаблукам, как горохом сыпать, еще придет

коза
до воза.

Стилистические
средства лексикологии и фразеологии 269

12.
Отметьте предложения, в которых употреблены слова-антонимы.

А
едва взошло солнце, казаки сыпнули на берег (м. При гара).

Б
тридцать весел взлета вверх одним взмахом, падает, не хлюпнув (М. Пригара).

В
Байдак сидит в воде глубоко: семь десятков казаков в кож ном и груза много (Г.
Пригара).

Гена
летела по быстрине, как диковинные птицы (м. При гара).

Д
Остальные байдаков рассыпалась без строя, плывут — который

впереди,
А который где-то позади (г. Пригара).

13.
Установить соответствие между фразеологизмами и их значение ниями.

1
отстать.

2
зря.

3
Красивый.

4
Далеко.

А
У черта на болоте;

Бы
ни за цапову душу;

В
ни в сказке сказать, ни пером описать;

Г
класть зубы на полку;

Д
пасти задних.

image001

image002

V.
Итог урока


Организованный сбор контрольных тетрадей.


Ответы на вопросы, возникшие у учащихся во время написания

контрольной
работы.

VII.
Домашнее задание


Индивидуальное задание по повторению изученного

Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).

Вариант 1.

Терминологический диктант

1.   Наука, которая изучает словарный состав языка -….

2.   Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение -…

3.   Слова одной части речи с противоположным лексическим значением -…

4.   Слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению -…

5.   Скрытое сравнение -…

6.   Неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ -…

7.   Образное использование прилагательных -…

8.   Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы -…

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В каком словосочетании вместо слова песчаный нужно употребить слово песочный?

1) песчаная почва

2) песчаный пляж

3) песчаное тесто

4) песчаный берег

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) большой камень 3) стальной гвоздь

2) золотое сердце 4) холодные руки

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) высокая мечта

2) холодная встреча

3) золотые клёны

4) горячий суп

4. Укажите лексическое значение слова инициалы.

1) иноземцы, племенные люди

2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо

3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

4) промежуток, расстояние между чем-нибудь

5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

заставить вставать — заставить стульями

1) однозначными 3) антонимами 2) синонимами 4) омонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) п…ркет 3) д…кумент

2) к…нфета 4) лес…руб

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) карикатурный 3) мизерный

2) маленький 4) миниатюрный

8. Укажите синоним к слову лавка.

1) лагерь 3) лазарет

2) кровать 4) скамейка

9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет.

1) Зал освещали хрустальные люстры.

2) Зелёные вершины деревьев о чём-то тихо шептались.

3) В её карих глазах пряталась усмешка.

4) Раскрылись шёлковые лепестки нашей розы.

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) тяжёлый — большой

2) поздний — ранний

3) минус — плюс

4) жёсткий — мягкий

11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) Синонимы — это слова близкие по лексическому значению.

2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

4) Лексика — это слова, близкие по значению.

12. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?

1) ключ к шифру 2) гаечный ключ 3) в оптимистическом ключе 4) действовать в едином ключе

13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) бархатный голос, пустая тарелка

2) пустая тарелка, бархатное платье

3) бархатное платье, пустая голова

4) пустая голова, бархатный голос

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) брошюра — небольшая книжка.

2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба.

3) лексикон — запас слов человека.

4) витязь — храбрый воин, богатырь.

15. Укажите антоним к слову лёгкий.

1) сильный

2) светлый

3) трудный

4) тяжеловесный

16. Укажите многозначное слово.

1) шляпка 2) диалог 3) берёза 4) фломастер

17. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) доч…, товарищ…, вериш…, задач…
2) стрич…, свеж…, много задач…, помощ…
3) улыбаеш…ся, стереч…, наотмаш…, ветош…
4) колюч…, брош…, грач…, отвечаеш…

18. В каком ряду в окончании пишется буква е?

1) о новосель…, в ущель…, о жаловань…, о помощ…
2) в кушань…, в солень…, в акварел…, в столиц…
3) на гулянь…, на подворь…, о молодёж…, о самолёт…
4) в плать…, на взморь…, в захолусть…, о президент…

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) думать—размышлять

2) гордость — скромность

3) друг — товарищ

4) караулить — сторожить

20. Укажите антоним к слову гигантский.

1) огромный 2) маленький 3) большой 4) безразмерный

Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).

Вариант 2.

Терминологический диктант

1.   Наука, которая изучает словарный состав языка -….

2.   Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение -…

3.   Слова одной части речи с противоположным лексическим значением -…

4.   Слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению -…

5.   Скрытое сравнение -…

6.   Неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ -…

7.   Образное использование прилагательных -…

8.   Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы -…

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В каком словосочетании вместо слова добрый нужно употребить добротный?

1) доброе изделие 3) добрый гном

2) доброе дело 4) добрая половина

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) детские игрушки 3) яркое солнце

2)  глухая ночь 4) деревянный стол

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) железная дисциплина 3) богатое воображение

2) тяжёлый разговор 4) чистые руки

4. Укажите лексическое значение слова косоворотка.

1) страдающий косоглазием человек

2) мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающаяся сбоку

3) склон горы, холма

4) лесное травянистое растение со съедобными красными ягодами

5. У кажите, как называются выделенные в словосочетании слова:

Набирать очки — надевать очки.

1) омонимами 3) антонимами

2) однозначными 4) синонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) к…стюм 3) ф…нетика

2) впеч…тление 4) ш…колад

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) оберегать 3) охранять

2) ограничивать 4) ограждать

8. Укажите синоним к слову жалеть.

1) сочувствовать   3) жалкий

2) возвышать   4) жаловать

9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет.

1)У окна оставили большой деревянный стол.

2)Серебряные седины украшали его виски.

3)Мы ловили рыбу на речной отмели.

4)Март – первый весенний месяц.

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) весна — осень

2) встреча — разлука

3) тёмный — каштановый

4) говорить — молчать

11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) Омонимы — это слова, близкие по значению.

2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

3) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.

4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

12. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная хватка

2) железная воля 4) железное правило

13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) бронзовая статуэтка, волчий аппетит

2) волчий аппетит, бронзовый загар

3) бронзовый загар, волчий след

4) волчий след, бронзовая статуэтка

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) маяк — башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2) омут — глубокая яма на дне реки или озера.

3) озимь — всходы, посевы озимых культур.

4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина.

15. Укажите антоним к слову беспринципность.

1) законность

2) нравственность

3) принципиальность

4) ответственность

16. Укажите многозначное слово.

1) газета 2) тетрадь 3) операция 4) стол

17.В  каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) мыш…, камыш…, поёш…, груш…
2) мелоч…, убереч…, кусач…, из-за туч…
3) умываеш…ся, спряч…, роскош…, напроч…
4) пригож…, вещ…, врач…, купаеш…ся

18. В каком ряду в окончании пишется буква и?

1) в тетрад…, в реч…, в имен…, в практик…
2) на площад…, на знамен…, в модел…, по истори…
3) об информаци…, о зрени…, в тетрадк…, о новелл…
4) в имени…, в сомнени…, в решен…, о Марь…

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) сострадание — сочувствие

2) совесть — стыд

3) душистый — пахучий

4) великий — ничтожный

20. Укажите антоним к слову утро.

1) солнце

2) ночь

3) поздно

4) вечер

              Ключи:

              Терминологический диктант

1.   Наука, которая изучает словарный состав языка (лексикология).

2.   Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение (синонимы).

3.   Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).

4.   Слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению (омонимы).

5.   Скрытое сравнение (метафора).

6.   Неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (олицетворение).

7.   Образное использование прилагательных (эпитет).

8.   Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы (Омонимы)

1 вариант

1- 3

2 -2

3 -4

4- 3

5- 4

6 -1

7 -1

8 -4

9- 4

10 -1

11- 4

12-2

13-4

14-2

15-1

16-1

17-3

18-4

19-2

20-2

2 вариант

1-1

2-2

3-4

4-2

5-1

6-2

7-2

8-1

9-2

10-3

11-1

12-1

13-2

14-4

15-3

16-3

17-3

18-2

19-4

20-2


Подборка по базе: Титульный лист для практической работы.docx, вся работа по криминалистике.doc, Сводный отчет по лабораторным работам.pdf, Практическая работа (36) (1).doc, Письменная работа — 2021-12-25T215016.415.docx, роль прокурора в гражском процессе курсовая .rtf, Практическая работа.doc.docx, Практическая работа по дисциплине Общая физическая подготовка.do, Практическая работа Статистические гипотезы МОиД (1).pdf, Лабораторная работа по дисциплине Правоведение (1).docx


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СИНОНИМАМИ, АНТОНИМАМИ, ОМОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МДК.01.02 РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Обучающаяся НК – 32 группы __________ Колесникова Алевтина Сергеевна

11 мая 2021 год

Оценка выполнения курсовой работы _________________________________

Руководитель ________________________________Суркова Наталья Львовна

11 мая 2021 год

Серпухов, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретическая основа формирования лексикографической компетенции младших школьников 6

1.1 Понятие речи и её развитии 6

1.2 Лексикология как раздел науки о языке 10

1.3 Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы 13

Глава 2. Практические аспекты формирования лексикографической компетенции младших школьников при изучении синонимов, антонимов и омонимов 19

2.1 Работа по объяснению значений слов 19

2.2 Особенности изучения синонимов, антонимов и омонимов в курсе русского языка начальной школы 23

2.3 Методика работы с синонимами, антонимами и омонимами в младших классах 28

Заключение 35

Список литературы 37
Где отсылки к конспектам?

Конспект урока, иллюстрирующий ….., представлен в Приложении 1

Можно найти более полные системы упражнений

Система упражнений, иллюстрирующая работу над синонимами в … классе/ классах, представлена в Приложении 2

Приложения нумеруют по порядку упоминания, т.е. конспекты могут быть во 2, а упражнения в 1

ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена теме «Организация работы с синонимами, антонимами, омонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе».

Перед педагогом стоит важная задача – обогащать и активизировать словарь детей. Богатство словаря – это как признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придаётся в школе очень большое значение.

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Обогащение словаря учащихся – одна из главных задач обучения языку, условия успешного речевого развития и усвоения знаний. К сожалению, на уроках в классе, общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении.

Скудный словарный запас младшего школьника не способствует успешной работе в области орфографии. Известно, что грамотность письма, связана с умением учащихся проверять орфограммы, для чего чаще всего необходимо проверять однокоренные слова. Без понимания значения слова, ребенок не может полноценно справиться с этой задачей. Следует также отметить, что многие отвлечённые слова и понятия школьники употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Младшие школьники должны получить представление о том, что неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно.

В методике проблеме формирования словаря всегда уделялось большое внимание. Еще К.Д. Ушинский указывал на значимость развития у детей «дара слова», связанного, в том числе, и с развитием словаря.

На протяжении многих лет методика накапливала опыт лексической работы в начальной школе. В настоящее время для учителя имеется целая система лексических упражнений с синонимами, антонимами, многозначными словами и т.д. Современные программы и учебники уже содержат достаточно разнообразный дидактический материал, позволяющий решать лексические задачи. Современные образовательные задачи требуют от учителя реализации коммуникативного подхода в обучении речи и языку. Одним из основных компонентов коммуникативной компетенции учащихся является лексический компонент, который включает систему лексических умений, необходимых для решения коммуникативно-речевых задач.

Лексические упражнения проводятся на уроках русского языка и важное место занимает работа над синонимами и антонимами. Овладение лексическими богатствами языка невозможно без изучения синонимических антонимических средств. Именно поэтому я считаю данную тему актуальной.

Целями курсовой работы являются теоретическое и практическое изучение работы с синонимами, антонимами и омонимами на уроках русского языка и чтения у младших школьников.

Объектом исследования являются особенности изучения работы с синонимами, антонимами и омонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Предметом исследования являются лингвистические и методические подходы к изучению лексической многозначности и омонимии на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности работы с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе.

2. Выявить лингвистические и методические подходы к изучению лексической многозначности и омонимии на уроках русского языка в начальной школе.

3. Проанализировать особенности организации работы над системными отношениями в лексике русского языка по программе «Школа России».

4. Изучить понятия лексики на уроках русского языка в начальной школе (на примере образовательных систем «Школа России»).

5. Рассмотреть формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе использования словарей синонимов и антонимов в условиях реализации ФГОС НОО.

6. Проанализировать работу с синонимами и антонимами на уроках русского языка как основа совершенствования речевой культуры младших школьников.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по данной теме, синтез, наблюдение, описание.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, 1 главу «Теоретическая основа работы по проблеме исследования», 2 главу «Практические аспекты формирования лексикографической компетенции младших школьников при изучении синонимов, антонимов и омонимов», заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. ПОНЯТИЕ РЕЧИ И ЕЁ РАЗВИТИИ

Ссылки в этом пункте? Или это твои изыскания?

Речь – главное средство человеческого общения. Без неё человек не имел бы способности получать и передавать большое количество информации, в особенности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

  1. Младенческий возраст – от 1 месяца до 1 года – гуление, лепетание.
  2. Ранний возраст – от 1 года до 3 лет – овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная.
  3. Дошкольный возраст – от 3 – х лет до 6 – 7 лет – возникновение монологической, контекстной речи; возникновение форм внутренней речи.
  4. Младший школьный возраст – от 6 – 7 до 10 – 12 лет – понимание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятие о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.
  5. Подростковый возраст – от 10 – 12 до 16 лет – овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи.
  6. Юношеский возраст – от 16 – 17 до 20 – 21 года – улучшение культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием появления и становления речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием становления речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что – то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Ясность, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), о том, чтобы речь детей была по – настоящему содержательной.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы – это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

???

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.

К сожалению, эти цели далеко не всегда могут быть определены с такой же конкретностью и точностью, как, скажем, в грамматике, где программа указывает точную дозировку теоретического и практического материала по каждой теме. Поэтому очень важно выяснить, что именно входит в методическое понятие «работа по развитию речи учащихся».

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью.

Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология (с фразеологией и стилистикой), морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на логику,) литературоведение и на сравнительно молодую лингвистическую науку – лингвистику сложного синтаксического целого.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливает связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

Таким образом, речь – это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

    1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Ссылки в квадратных скобках

Лексикология 1 — раздел языкознания, изучающий лексику (словарный состав) языка и слово как единицу лексики. Одной из основных задач лексикологии является исследование значений слов и фразеологизмов, изучение многозначности, омонимии, синонимии, антонимии и других отношений между значениями слов. В сферу ведения лексикологии входят также изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке (их принято называть носителями языка). В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная и т. д.), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика).

Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно – политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики — слово.

Лексика непосредственно обращена к действительности, поэтому она очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов. Возникновение новых реалий (предметов и явлений), исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений. Лексические единицы не исчезают внезапно. Они могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Новые слова (неологизмы), сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство новизны. Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования. Изменения в лексическом составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать.

В лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления. Например, в речи студентов часто можно услышать слова, относящиеся к студенческому жаргону, люди одной профессии употребляют специфичную для этой профессии специальную лексику — термины и профессионализмы. В речи человека, владеющего литературным языком, могут проявляться черты одного из русских диалектов (сами диалекты, или говоры, изучает наука диалектология). Такие вкрапления квалифицируются как диалектизмы. В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» или «низкому» стилю, могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).

Предметом нашего изучения является лексика современного русского литературного языка. Хронологические границы понятия «современный» определяются неоднозначно. В широком смысле современным считается язык от Пушкина до наших дней, в узком — его нижняя граница отодвинута до середины XX века.

Разъяснения требует также определение «литературный». Литературный язык нельзя путать с языком литературы. Понятие «русский литературный язык» противопоставлено понятию «национальный (общенародный) русский язык». В национальную (общенародную) лексику включаются все перечисленные выше словарные пласты (в том числе говоры, просторечие, жаргон). Основу литературного языка составляет литературная лексика и фразеология, за его рамками остаются просторечие, жаргоны, диалектные слова. Литературный язык отличается нормированностью и кодифицированностью, то есть письменной узаконенностью этой нормы, которая зафиксирована в нормативных словарях и справочниках. Особенность литературного языка вообще и его лексики в частности состоит в том, что он не закреплен за какой-либо ограниченной (территориально, социально, профессионально) группой людей или ситуацией общения. Поэтому литературный язык является не просто одной из составных частей национального языка, а высшей формой его существования.

В словаре носителей языка различают активный и пассивный словарный запас. К активному словарному запасу относятся слова, которые мы знаем и употребляем. К пассивному — слова, которые мы знаем, но не употребляем в своей речи.

При всем разнообразии и многочисленности состава, проницаемости, подвижности, внутренней неоднородности лексического уровня языка он представляет собой хорошо организованную систему. В понятие «системность лексики» включаются два взаимосвязанных аспекта. Во – первых, лексика входит в общую систему языка, соотносится с фонетикой, морфемикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Во – вторых, системность присуща лексике и с точки зрения ее внутренней организации. Слова объединяются в различные группы в зависимости от своего значения. Так, могут быть выделены объединения слов, основанные на смысловых сходствах и различиях — антонимические пары, синонимические ряды. Сложную микросистему представляет собой многозначное слово. На основании общего смыслового компонента слова объединяются в группы: например, слова озеро, река, ручей, канал, пруд и т. д. образуют группу слов с общим значением «водоем».

Таким образом, значения слов образуют систему в пределах одного слова (многозначность), в пределах словарного состава в целом (синонимия, антонимия), в пределах всей системы языка (связи лексики с другими уровнями языка). Спецификой же лексического уровня языка являются обращенность лексики к действительности (социальность), проницаемость образуемой словами системы, ее подвижность, связанная с этим невозможность точного исчисления лексических единиц.

    1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

Слово — основная значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (то есть при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится 80 тысяч слов и фразеологических выражений; в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» (Большом академическом) — одном из самых значительных по словнику словарей русского литературного языка — собрано и объяснено более 120 тысяч слов.

Нельзя забывать и того, что большая часть слов (особенно — общеупотребительных) обладают многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова указано пять основных значений слова рука и приведены 62 фразеологизма, в которых слово рука использовано в фразеологически связанных значениях. Многозначность слов добавляет еще многие тысячи значений, то есть, по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии. Ссылка

Во-первых, обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладевать словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8—10 новых словарных единиц (в том числе на уроках родного языка — примерно 4—6 слов).

Во-вторых, уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя: Оформление и ссылка

  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.;
  • усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
  • усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
  • усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

По – иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

В – третьих, это активизация словаря, то есть перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного 2 ??? в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

В – четвертых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся [8, с. 59].

Естественно, что все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

В понимание многозначных слов, которых в русском языке много, необходимо погружать детей как можно раньше. Поэтому в начальной школе обучающиеся по программе «Школа России» знакомятся с миром многозначных слов в первом классе, рассматривая картинки и иллюстрации. Младшие школьники узнают слово как основную номинативную единицу языка, учатся определять в процессе анализа текста синонимы, омонимы, сама терминология не вводится. Многозначность слова и способы разграничения многозначных и омонимичных слов изучаются позже. В учебнике для 1-го класса изучение многозначных слов начинается с упражнения №16, в котором предлагается рассмотреть картинки, где изображены грач, карандаш, колокольчик, кисть. Нужно найти сходство между многозначными словами, а также обратиться к Толковому словарю и определить значение, также в учебнике предлагается сравнить многозначные и однозначные слова.

Выполнение подобных упражнений дает возможность учителю выявить уровень понимания школьниками сути лексической многозначности. Понятие «омонимы» в начальном курсе русского языка УМК «Школа России» вводится лишь в первой части учебника для учащихся третьего класса: «Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения». Ссылка В четвёртом классе ученикам предлагается опять вернуться к данной теме и повторить материал, пройденный в течение трёх лет. Так, в первой части учебника русского языка Ссылка для 4-го класса, в разделе «Слово в языке и речи», в упражнении № 69 предлагается рассмотреть рисунки и назвать по ним слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы, а также составить и записать одно предложение по любому из этих рисунков.

Огромную роль в данном разделе играют картинки, т. к. наглядность для детей в младшем школьном возрасте очень важна. Благодаря наглядности детям легко воспринимать и запоминать сложный для них учебный материал. В упражнении № 70 Ссылка находится чёткая и ясная для детского понимания схема, в которой отображены три понятия, чаще всего не различающиеся в детском сознании, это антонимы, синонимы и омонимы. В данном упражнении хорошо видны отличия между ними, т. к. информация представлена в виде схемы.

Далее ученик видит замечание о том, что антонимы, синонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи. В упражнении 71 Ссылка предлагается работа со словарём омонимов, а вот в 72 Ссылка задание уже более интересное и развёрнутое, т. к. в нём даны пословицы, в которых употреблены синонимы, антонимы и омонимы. Авторы учебника предлагают разбить все эти пословицы на три группы в зависимости от того, какие слова употреблены в них. После этого задания ученики не только закрепят свои знания, но и узнают много новых пословиц, благодаря которым речь детей станет более яркой и образной (Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей и т. д.). Таким образом, в учебно-методическом комплексе «Школа России» тема многозначности и омонимии в начальной школе раскрывается на протяжении всех четырёх лет. В лингвистике поддерживается необходимость выделения среди омонимов Ссылка: 1) «слов, которые имеют одинаковое звучание, но разный состав фонем и предлагают назвать их омофонами: пруд – прут; 2) слов, у которых произношение и состав фонем совпадают в одной или нескольких формах, и предлагают назвать такие слова омофорами: три (числительное) – три (повелительное наклонение от глагола “тереть”); 3) слов, у которых совпадает написание, но отличается произношение: мукА – мУка». Для того чтобы детям было легче ориентироваться в данной теме, в конце каждого учебника приведен толковый словарь омонимов.

При изучении темы «Омонимы», обучающиеся актуализируют знания о многозначных словах. Благодаря активной работе с иллюстрацией, что, бесспорно, эффективно, обучающиеся понимают, что слова-омонимы – это совершенно разные слова по лексическому значению, а многозначные слова схожи по лексическому значению. Ученики соотносят иллюстрацию со словом и параллельно работают с толковым словарём. В этот момент учителю необходимо обратить внимание детей на то, что разграничение омонимии и многозначности отражено в толковых словарях очень чётко.

Развитие речи ребёнка на уроках русского языка – один из насущных вопросов в начальной школе. Современные педагоги и методисты обращаются к опыту великих классиков. Так, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Изучение лексики на уроках русского языка способствует обогащению, активизации и уточнению словарного запаса младших школьников. Знание лексических норм даёт возможность учащимся начальной школы пополнять свой словарный запас и совершенствовать речевые навыки. Роль изучения многозначности и омонимии младшими школьниками высока, т. к. ученик, зная особенности многообразия значений слова, подготавливает себя к дальнейшему обучению в среднем звене. Эффективными методами изучения многозначности и омонимии, как показал проведённый эксперимент, являются их лексикографический и контекстуальный анализ, работа с иллюстративным материалом.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы формирования лексикографической компетенции младших школьников, можно сделать определённые выводы. ПО ВСЕМ ПУНКТАМ ВЫВОДЫ СДЕЛАЙ

В учебно – образовательном Без пробелов процессе обучаемые получают сведения о лексике как системе. Слова, взаимодействуя в языке, вступают друг с другом в различные отношения, такие как парадигматические, синтагматические, ассоциативные и др. С этих позиций изучаются синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова.

Наиболее общим понятием на этом этапе для учащихся является понятие лексического значения слова, с которым в методике связаны термины «толкование значения слова», или «семантизация слова». Лексическое значение слова усваивается разными способами: с помощью подбора синонимов, антонимов, выделения родового понятия, соотношения слова с предметом, введения слова в контекст, использования толкового словаря.

На этой основе младший школьник учатся понимать зависимость написания слова от его лексического значения и значения морфем. Среди приемов толкования слов используются обращение к толковым словарям, подбор синонимов, антонимов.

Глава 2 с новой страницы

  1   2   3

Индивидуальные коррекционные планы учителя-логопеда.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Планирование индивидуальных занятий

(НЧП, обусл. ФФНР)                                                    

для учащейся 2 «В» класса Ющенко Ксении

п/п

Тема, содержание работы

Количество

занятий

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

1

Деление слов на слоги.

1

2

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

3

Слоговой состав слова.

1

4

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

2

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи

5

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

2

6

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

2

7

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

2

8

Дифференциация предлогов и приставок.

2

9

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

3

10

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

3

Восполнение пробелов в формировании связной речи

11

Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.

2

12

Заучивать наизусть рифмованные фразы.

2

13

Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы.

2

14

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить.

2

15

Развитие навыков построения связного высказывания:

— установление последовательности событий;

— совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

3

Учитель-логопед __________________________________________________

Планирование индивидуальных занятий

(НЧП, обусл. ОНР)                                                    

для учащегося 2 «А» класса Кениг Егора

п/п

Тема, содержание работы

Количество

занятий

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

1

2

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

3

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

1

4

Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.

2

5

Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

1

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи

6

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

1

7

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

2

8

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

2

9

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

2

Восполнение пробелов в формировании связной речи

10

Развитие навыков построения связного высказывания:

— установление последовательности событий;

— совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

2

11

Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы.

3

12

Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.

2

13

Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.

3

Учитель-логопед __________________________________________________

Планирование индивидуальных занятий

(НЧП, обусл. ОНР)                                                    

для учащегося 2 «Б» класса Атаева Башира

п/п

Тема, содержание работы

Количество

занятий

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

1

2

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

3

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

1

4

Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.

2

5

Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

1

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи

6

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

1

7

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

2

8

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

3

9

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

2

Восполнение пробелов в формировании связной речи

10

Развитие навыков построения связного высказывания:

— установление последовательности событий;

— совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

3

11

Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы.

3

12

Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.

4

13

Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.

3

Учитель-логопед __________________________________________________

Учитель:
Черницова
И.В.

Тема: Синонимы,
антонимы, омонимы.

Цель: способствовать
закреплению умения определять
слова-синонимы,
слова-антонимы, слова-омонимы.

Знания: углубление
представлений о синонимах, антонимах, омонимах.

Умения: распознавать
синонимы, антонимы, омонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Корректировать
обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Личностные:
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем; развитие способности
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:
контролировать и оценивать учебные действия; принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их
осуществления и ставить новые учебные задачи; самостоятельно планировать свои
действия для решения задачи. выполнять учебные действия. понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно решать
познавательные задачи.

Коммуникативные:
слушать
и слышать собеседника, вести диалог. Ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения. Понимать необходимость ориентироваться на позицию
партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные

Межпредметные
связи:

литературное чтение.

Учитель:
учебник по русскому языку (В.П. Канакина) 4 класс, 1 часть, мультимедийная презентация,
мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Ученик:
учебник по русскому языку (В.П. Канакина) 4 класс, 1 часть, тетрадь, ручка,
карандаш, линейка.

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.
Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Личностные:

ориентация
на развитие навыков сотрудничества с учителем
.

Мотивация
к деятельности.

Здравствуйте, ребята

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Как вы думаете, для чего я прочитала это стихотворение?

Правильно. Как мы должны сегодня работать?

Правильно ребята!

Посмотрите на свои парты, Всё ли готово к уроку?
Есть ли учебник и тетрадь? Пенал?

Вот теперь вы готовы получать новые знания.

Здравствуйте.

Чтобы мы
настроились на урок и проверили готовность к нему.

Активно,
не шуметь, слушать друг друга, отвечать на вопросы учителя.

1
мин

II.
Актуализация знаний

Регулятивные
УУД:

Применение
и сохранение учебной задачи.

Личностные
УУД:

Формирование
учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Коммуникативные
УУД:

Планирование
учеников сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование диалогической
и монологической речи.

Познавательные
УУД:

Умение
классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Открываем тетради по русскому языку. Отступили 2
строчки от предыдущей работы. На 3 строчке посередине записали число,
классная работа. Сегодня 2 октября. Посмотрите еще раз на доску, чтоб не
ошибиться.

Записываем словарные слова. На обратной стороне
доски работает Соня. Остальные работают в тетрадях. Пишем аккуратно. С
красной строки, в строчку. Ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

Багаж, горизонт, календарь, хозяйство, пожалуйста,
человек, прекрасный.

А теперь проверим словарную работу, выполненную
Соней у доски.

Посмотрите, допустила ли Соня ошибки?

В каких словах?

Какие ошибки?

Исправляйте правильно, аккуратно. Зачеркните ручкой и
сверху напишите.

Соня, садись на место.

Ребята, проверьте свою работу. Если вы допустили
ошибки, исправьте их.

У кого нет ни одной ошибки?

У кого 1 ошибка?

В каком слове допустили ошибку?

У кого 2 ошибки?

В каких словах ошибки?

Отложите ручки. Посмотрите на слайд.

*на слайде*

Ярко горят на снегу кисти рябин.

Вика, что ты видишь на слайде?

Прочитай предложение.

Вспомните, какие бывают слова по количеству лексических
значений?

Есть ли в предложении однозначные слова? Вова,
назови их.

В каком лексическом значении употребляются слова
«снег», «рябин».

Каким является это лексическое значение?

Есть ли в предложении многозначные слова? Катя,
назови их.

Какое лексическое значение слова «кисти» в этом
предложении?

Какое лексическое значение слова «горят» в этом
предложении?

Каким является данное лексическое значение?

Хорошо, молодцы.

Так какими бывают слова по количеству лексических
значений?

Какие слова называются однозначными?

Какие слова называются многозначными?

Вспомните, что такое переносное значение слова?

Второе
октября.

Классная
работа.

Багаж;
горизонт; календарь; хозяйство; пожалуйста;
человек, прекрасный.

Да

*называют
ошибки*

*исправляют ошибки*

*поднимают руку*

*называют слово с ошибкой*

*называют слова с ошибками*

Ярко
горят на снегу кисти рябин.

Предложение

*Вика читает*

Однозначные и многозначные слова.

Да.

Однозначные слова «снег», «рябин».

Снег – осадки, белые пушинки, хлопья,
представляющие кристаллики льда.

Рябина – дерево.

Прямым значением.

Многозначное слово «кисти», «горят».

В этом предложении слово «кисти» употребляется
в значении: плоды рябины.

В этом предложении слово «горят» употребляется
в значении: светиться, излучаться.

Переносным значением.

Однозначные и многозначные слова.

Однозначными называются слова, которые имеют
одно значение.

Многозначными
называются слова, которые

имеют
несколько значений.

Переносное
значение – это значение, которое возникает на основе похожести предметов по
признаку или функции.

 10
мин

III.
Постановка учебной задачи

Познавательные:

Формулируют
познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным
критериям

Регулятивные:

Планировать
своё действие с поставленной задачей;

Для того чтобы определить тему
нашего урока
, посмотрите на слайд.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Вика, что на слайде?

Вика, прочитай
стихотворение. Остальные внимательно слушают.

Что вы можете сказать
о лексических значениях слов:
зябнет, дрожит, стынет,
мерзнет.

Как в русском языке
называются такие слова?

Верно.

Посмотрите на
следующий слайд. Я загадаю загадку, которая представлена на слайде, а вы ее
отгадайте.

*на слайде*

Бывает он и
в холод, 

Бывает он и в зной, 
Бывает он и добрый, 
Бывает он и злой. 
В открытые окна 
Нежданно влетит, 
То что-то прошепчет, 
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится. 
Примчится опять, 
То вздумает по морю 
Волны гонять.. .

Соня,
назови отгадку.

Верно.

Что
вы можете сказать о лексических значениях слов в парах:

холод-зной, добрый-злой, загудит-притихнет, умчится-примчится.

Как в русском языке называются такие слова?

Верно.

Посмотрите на слайд.
Отгадайте следующую загадку.

*на слайде*

Летом
по лугу гуляет, а на девичьем плече просто отдыхает.

Никита, назови
отгадку.

Отгадкой является
одно слово «коса» или два слова «коса»?

Что между этими
словами общего?

Что между этими
словами разного?

Как называются такие
слова?

Все, верно.

Стихотворение

 *читает на слайде*

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Слова близкие по значению.

Слова, близкие по значению, называются
синонимами.

Это ветер.

Слова, противоположные по значению.

Слова-антонимы.

Это коса.

Два слова «коса».

Они одинаково пишутся и произносятся.

Они разные по значению.

Слова, которые произносятся одинаково,
но имеют абсолютно разные значения, называются омонимами.

5
мин

IV. Этап
построения проекта коррекции выявленных затруднений

Регулятивные
УУД

Принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в
сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные
задачи.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Какова
цель сегодняшнего урока?

Какой
план нашего урока?

Тема
сегодняшнего урока «Синонимы. Антонимы. Омонимы».

Продолжить
формировать умения и различать,

какие
слова называются синонимами, антонимами, омонимами.

План:

1.      Закрепить знания о синонимах.

2.      Закрепить знания о антонимах.

3.      Закрепить знания о омонимах.

1
мин

V. Этап
реализации построенного проекта и обобщения затруднений во внешней речи

Регулятивные
УУД:

Принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные
УУД:

Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание.

Откройте учебник на странице 47. Давайте посмотрим,
правильно ли мы вспомнили, какие слова называются синонимами, антонимами,
омонимами.

Рассмотрите схему.

image001

Диана,
прочитай, какие слова называются синонимами?

Даша,
назови слова-синонимы.

Хорошо.

Скажите, ребята, а
для чего в языке нужны слова, близкие по лексическому значению?

Все, верно.

Митя, прочитай, какие слова называются антонимами?

Саша,
назови слова-антонимы.

Андрей, прочитай, какие слова называются
омонимами?

Борис,
назови слова-омонимы.

Откройте учебник на странице 48. Даша,
прочитай материал рубрики «Обратите внимание!».

Синонимы – это слова, которые произносятся
и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение

Родина, Отечество. Чудесный, сказочный.
Шалить, баловаться. Договор, соглашение.

Чтобы наша речь была богатой и
разнообразной.

Антонимы – это слова, которые имеют
противоположные значения.

Молодость-старость.

Встречать-провожать.

Омонимы – это слова разные по значению,
но одинаковые по звучанию и написанию.

Лук (растение), лук (оружие).

Киви (птица), киви (фрукт).

*читают
в учебнике*

image002

3
мин

VI.
Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные
УУД

Принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные
УУД:

осознанно
и произвольно строить речевое высказывание.

Найдите
упражнение 72. Диана, прочитай задание.

image003

Катя,
прочитай и объясни смысл первой пословицы.

Полина,
прочитай и объясни смысл второй пословицы.

Никита,
прочитай и объясни смысл третьей пословицы.

Вероника,
прочитай и объясни смысл четвертой пословицы.

Соня,
прочитай и объясни смысл пятой пословицы.

Даша,
прочитай и объясни смысл шестой пословицы.

Захар,
прочитай и объясни смысл седьмой пословицы.

Молодцы,
а теперь назовите предложения, где употреблены синонимы. Назовите синонимы.

С
красной строки, запишите предложения, где употреблены синонимы.  Надпишите
сверху букву «с.».

Назовите
предложения, где употреблены антонимы.

После
точки с большой буквы, запишите предложения, где употреблены антонимы.
Надпишите сверху буквы «ан.».

Молодцы,
а теперь назовите предложения, где употреблены омонимы.

После
точки с большой буквы, запишите предложения, где употреблены омонимы. Надпишите
сверху над омонимами буквы «ом.»

Ребята, а какие значения имеют слова «мир»?

Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей.

А давайте посмотрим в словаре омонимов правы мы или
нет. Откройте учебник на странице 156.

Посмотрите, как расположены слова в словаре
омонимов?

А есть ли в словаре омонимов слова «мир»?

А какие есть?

Найдите на странице 48 упражнение 71.

Маша,
прочитай задание.

Борис, прочитай пару слов: «бор».

Найдем
значение пары слов в словаре омонимов.

Какое
значение имеет первое слово бор?

Какое
значение имеет второе слово бор?

Настя, прочитай следующую пару слов: «гранат».

Найдем
значение пары слов в словаре омонимов.

Какое
значение имеет первое слово гранат?

Какое
значение имеет второе слово гранат?

Придумайте предложения с омонимами: «гранат1 и
гранат2». Запишите предложения в тетрадь. Вам дается на работу 2 минуты.

Даша, прочитай свои предложения. Андрей, прочитай свои
предложения.

Хорошо, молодцы.

*читает
в учебнике*

Прочитайте.
Объясните смысл пословиц.

image004

image005

image006

image007

image008

image009

image010

image011

image012

image013

Мир –
это противоположное войне. Мир – Земля.

Каждый
омоним дается под своим порядковым номером.

Нет.

*читают
слова в словаре омонимов*

Прочитайте.
Найдите эти слова в словаре омонимов учебника.

image014

image015

Мама очистила
гранат от кожуры.

Подвеска
из граната прекрасно переливалась на солнце.

12
мин

VII.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Личностные
УУД:

Развитие
способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные
УУД:

Сохранять
цель и учебную задачу.

Самостоятельно
планировать свои действия для решения задачи.

Выполнять
учебные

Познавательные
УУД:

Самостоятельно
решать познавательную задачу.

*На
каждый парту учитель выдает листочки*.

На партах у каждого
из вас лежат листочки. Подпишите свою фамилию и имя на карточках.

Максим, прочитай первое задание.

Кому не понятно задание?

Саша, прочитай второе задание.

Кому не понятно задание?

Тогда можете приступать к выполнению
заданий на карточке. На работу вам дается 5 минут.

Задание №1. 

Определить, в каком ряду даны только синонимы.
Отметьте их знаком +.

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная
  2. Ранняя, короткая, тёплая
  3. Длинная, поздняя, золотая
  4. Красивая, очаровательная,
    великолепная
  5. Грустная, печальная,
    тоскливая.

Задание
№2.

Найдите
антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах.

Стройный
в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка.
Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и
радостно.

Посмотрите на слайд и проверьте правильность работы.

image016

У кого возникли трудности?

Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки,
поставьте на полях карандашом себе «5», у кого одна ошибка, поставьте на
полях «4», у кого две и больше ошибок, допишите слова, которые пропустили.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились.

Задание №1. 

Определить, в каком ряду даны только синонимы.
Отметьте их знаком +.

Задание
№2.

Найдите
антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах.

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная
    +
  2. Ранняя, короткая, тёплая
  3. Длинная, поздняя, золотая
  4. Красивая, очаровательная,
    великолепная +
  5. Грустная, печальная,
    тоскливая. +

Стройный
в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная
травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет.
Песни и тишина. Грустно и радостно.

6
мин

VIII.Рефлексия
деятельности

Регулятивные
УУД:

понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях

неуспеха.

Скажите, какие слова называются синонимами?

Какие слова называются антонимами?

Какие слова называются омонимами?

Какую цель мы сегодня поставили в начале уроке?

Достигли ли мы ее? Докажите.

Устно, закончите фразу:

Я знаю…

Я понимаю…

Сегодня я узнал (а)…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я не понял(а)

А теперь откройте дневники и запишите домашнее
задание страница … упражнение …

Найдите его в учебнике. Прочитайте задание.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?

Всем
спасибо за работу, готовьтесь к следующему уроку.

Синонимы – это слова, которые произносятся
и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Антонимы – это слова, которые имеют
противоположные значения.

Омонимы – это слова разные по значению,
но одинаковые по звучанию и написанию.

Продолжить
формировать умения и различать,

какие
слова называются синонимами, антонимами, омонимами.

Достигли,
потому что мы
продолжили
формировать умения и различать, какие слова называются синонимами,
антонимами, омонимами.

2
мин

Подпись учителя____________________________________                            Подпись
методиста _________________________________

  • Сочинение с аргументами бедная лиза
  • Сочинение русское слово чтение корнями связано со словом почтение сочинение
  • Сочинение рядовой федосеев телефонист появился на батарее сочинение
  • Сочинение русские традиции и обычаи
  • Сочинение русский язык самый богатый язык в мире