Сочинение русские народные наряды

Содержание статьи сочинение на тему почему я люблю сказки? 3, 5 класс волшебные сказки собственного сочинения на любую тему написать

Содержание статьи

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.

Видео на тему: Сочинение на тему сказка

Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

Урок
русского языка.

Подготовка
к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица».

Ход
урока.

1.Орг.
момент. Приветствие гостей.
(слайд 1)

2.
а) -Ребята, какой месяц сейчас идет? (февраль)

-Некоторыми
композиторами написаны музыкальные произведения для каждого из двенадцати
месяцев года. Например, у П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» для
февраля месяца написано произведение, которое называется «Ярмарка».                                                                               (слайд
2)

-Давайте послушаем
отрывок из «Ярмарки».

б)Беседа по
прослушанному произведению. Актуализация знаний.

-что вам
представилось?

-Какое настроение,
какие чувства пробудила в вас музыка?

-что такое
ярмарка? (временная торговая площадь, для распродажи сезонных товаров, обычно
веселая)                                                                            (слайд
3) 

-как вы думаете,
почему «Ярмарка» была написана для февраля? (В феврале организовывали ярмарки в
честь самого веселого и шумного народного праздника—Масленицы).

-что вы знаете про
Масленицу? (выслушиваются ответы учащихся).

Наводящие вопросы
учителя:

-что провожают и
встречают масленицей? (зиму и весну)

-какое самое
распространенное  угощение в этот праздник? (блины)

-что символизирует
блин? (солнце)

-сколько дней
длится Масленица? (7 дней—масленичная неделя)

-что по обычаю
делают в самый последний день Масленицы? (сжигают чучело)

Рассказ учителя.
Среди древнерусских праздников особо любимый русскими людьми праздник проводов
зимы— Масленица. Этот языческий праздник христианская церковь приурочила к
неделе перед Великим постом. Название Масленица пошло с празднования весны. В
это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было
достаточно сливочного масла. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу,
задобрить его. Так как Масленицу празднуют шумно, весело, с участием всех—и
старого, ималого и простолюдина, и знатного, то ее называют развеселая, честная,
широкая, объедуха. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и
веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом,
сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались в санях, запряженных
лошадьми, с ледяных гор, одевались в яркие наряды. В городах устраивались
шумные балаганы.

в) Знакомство с
репродукциями картин Б. Кустодиева. Постановка темы и цели урока.

Праздник
Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А
особенно любил Масленицу русский художник конца 19—начала 20 века Борис
Михайлович Кустодиев.     

Подготовка
к сочинению по картине Б.М. Кустодиева «Масленица».

                                                                     (слайд 10).

-Что изображено на
картине?  (народные гулянья)

-Какими словами
можно выразить настроение, которое вызывает у вас картина?

-Давайте попробуем
«погрузиться»  в картину,  вообразить, что мы стоим в центре ярмарочной
площади. Как мы еще можем почувствовать праздничное настроение? Какие органы
чувств нам помогут? ( уши, нос,..)

-Сейчас я попробую
оживить эту картину.(Дети слушают отрывок из мюзикла «Граф Орлов» «Масленица»).

— Что вы слышали? 
Что могли бы еще услышать?(Слышны звуки гармошки, песни. Повсюду слышны смех,
веселье. Торговцы звонкими голосами зазывают покупателей в торговые лавки.)

-А какие запахи вы
могли бы почувствовать? ( По всей округе разносится запах ароматных блинов,
пирогов и других сладостей).

Глядя
на эту картину, трудно себе представить, что она создавалась художником в
инвалидном кресле, когда он уже был неизлечимо болен. Парализованный, навсегда
прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир—это моя комната».
Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то,
что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому—это
было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

-Что бы вы
ответили сейчас художнику? (да, удалось)

-Давайте это
докажем в наших сочинениях.

— Какого типа
получится текст сочинения? (текст-описание).

-каких частей речи
будет больше всего в сочинении? (существительных и прилагательных).

          г)
Составление плана и анализ картины.

1 пункт плана   Б.М.
Кустодиев—мастер изображения русских праздников.

-Какие синонимы
можно подобрать к слову «художник»? (автор)

-Какие
прилагательные, эпитеты подходят к словам «художник», «Масленица»?

(известный,
русский, знаменитый,  широкая, развеселая,…)

Словарная
работа:   «Масленица»

                                   
автор

 (работа на
индивидуальных карточках).

Учащиеся
предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского
художника Б.М. Кустодиева «Масленица». В ней он красочно отобразил народные
гулянья на Масленице….)          

2 пункт плана Масленица
на картине художника.

Попробуем
описать картину.

-К какому жанру
живописи можно отнести картину? (пейзаж, городской пейзаж). С описания
городского пейзажа и начнем основную часть.

А)
городской пейзаж

-Чем примечательна
 по рельефу изображенная местность, что это за местность?

(холмистая местность,
подмосковный городок,…)

-Давно ли выпал
снег? (снег недавно прошел, т.к. он обильно лежит на деревьях, крышах домов,
большие сугробы,..)

-Запишите
несколько опорных слов, которые являются главными для описания пейзажа.
Попробуйте подобрать подходящие эпитеты к этим словам.

Городок                    
маленький, небольшой, заснеженный

Снег                          
пушистый, искрящийся, белый

Сугробы                   
большие, глубокие                                         (устно)

Дома                           невысокие,
бревенчатые, деревянные

Деревья (березки)    
высокие, молодые, раскидистые

Давайте запишем
самые сложные слова: небольшой, заснеженный, искрящийся,
бревенчатые, деревянные.

-Какие эпитеты
можно еще подобрать к заснеженному городу? (сказочный, волшебный)

-Перед вами
несколько предложений. Что вы можете про них сказать?

(
нераспространенные)

Задание.
Распространите предложения,            Раскинулся городок.

используя слова,
которые вы только что          Прошел снегопад.

 подбирали.    (устно)                     
                    Намело сугробы.

                                               
                               Лежит снег.

Б)
праздник.

-Кто являются
главными участниками праздника? (люди, дети)

-Какими синонимами
мы можем заменить эти слова?  (горожане, народ, детвора,
ребята…)

-Опишите действия
людей на переднем, заднем плане, чем они увлечены?

(На переднем
плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и
прохаживаются нарядно одетые горожане. Возле театра большое скопление людей.
Наверное, все хотят попасть на долгожданное представление. Возле театра
раскинулась веселая ярмарка с разноцветными шарами, пирогами и блинами. Вдали
на холме мы видим большую церковь, а возле нее играют дети. Они катаются на
санках  с горки, играют в снежки…)

                                   
прохаживаются

люди                          
катаются на лошадях

                                   
беседуют

                                    толпятся
                                     играют

дети                             катаются 
на санках

                                   
веселятся

-какая часть речи
часто употребляется для описания действий людей?  (глаголы)

-какие орфограммы
встречаются в этих глаголах? ( безуд.гл., ться-тся, глас. В прист.)

-С помощью каких
художественных средств художник передает праздничное настроение?

( с помощью
красок, света, изображения погоды)

В)
Художественные средства для изображения Масленицы
.(работа
с опорными карточками)

— Какие цвета
использовал художник для написания картины? Что можно сказать про погоду? Какое
настроение она создает?

-Ответьте на эти
вопросы, выбирая подходящие эпитеты на опорных карточках.

              погода     
        -солнечная, ясная, морозная, теплая.

              небо         
          -хмурое, ясное, изумрудно-голубое, синее, облачное.

              настроение    
 -печальное, хорошее, задорное, грустное, веселое, радостное

             
цвета                -яркие, тусклые, бледные, сочные, насыщенные

              Шары               
-разноцветные, воздушные

             Снег                  
-белый, ослепительный, подтаявший

 (Кустодиев для
написания картины использовал яркие, праздничные цвета. Мы видим желтые стены
домов,  чистый белый снег, изумрудно-голубое небо, разноцветные шары и пестрые
наряды горожан. Ясная погода создает хорошее настроение. Все говорит о том, что
у людей праздник).

3 пункт плана Заключение
(Мои впечатления).

-Что можно отразить
в заключительной части сочинения? (свое отношение к этому произведению
искусства)

-Какое впечатление
произвела  на вас эта картина?

 ( Картина
Кустодиева  мне очень понравилась. Художнику удалось показать свою любовь к
русским праздникам. Его работа вызывает чувства радости и создает бодрое и
праздничное настроение

Русский мир и Европейская цивилизация

Сочинение ученицы 11 класса, ученицы Радьковской школы Прохоровского района Белгородской области, участницы областного конкурса юнкоров «Свой голос».

В последнее время в западной и в либеральной отечественной публицистике много пишут о русском варварстве на фоне европейской цивилизованности. Но если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь народов, полистать героические страницы истории русского народа, то возникает совсем другая картина.

Например, в русском языческом пантеоне никогда не было бога войны, в то время как среди европейских народов понятие о воинственном божестве доминировало, весь эпос построен вокруг войн и завоеваний.

Русский человек после победы над иноверцами никогда не стремился насильственно обратить их в свою веру. В былине «Илья Муромец и Идолище» русский богатырь освобождает Царьград от поганого Идолища, но отказывается быть воеводою города и возвращается на родину.

В древнерусской литературе отсутствует тема обогащения при завоеваниях, разбоях, в то время как сюжеты на эту тему распространены в западноевропейской литературе.

Герои «Песни о Нибелунгах» одержимы поиском зарытого клада — золота Рейна.

Главный герой древней английской поэмы «Беовульф» погибает, «насытив зренье игрой самоцветов и блеском золота… В обмен на богатства жизнь положил я».

Ни одному из героев русского эпоса не приходит в голову жизнь положить в обмен на богатства. Более того, Илья Муромец не способен принять откуп, предлагаемый разбойниками, — «золотой казны, платья цветного и коней добрых сколько надобно». Он, не сомневаясь, отвергает путь, где «богату быть», но добровольно испытывает дорогу, где «убиту быть».

И не только в эпосе, но и в легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках русского народа долг личной или родовой чести не имеет ничего общего с долгом личной или родовой мести. Понятие мести как таковое вообще отсутствует в русском фольклоре, оно как бы изначально не заложено в «генетическом коде» народа, а русский воин всегда был воином-освободителем.

И в этом — отличие русского человека от западноевропейского.

Русский историк и философ Иван Ильин писал: «Европа не знает нас… потому что ей чуждо славянорусское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением и лишь потом умом и волею. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости».

Русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности.

Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними.

Русский человек всегда наслаждался естественной свободой своего пространства… Он всегда «удивлялся» другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей».

О милосердии и справедливости русского человека свидетельствует добрососедское отношение к народам присоединённых территорий. Русский народ не творил таких злодеяний, как просвещённые европейцы на завоёванных землях. В национальной психологии было некое сдерживающее нравственное начало. От природы сильный, выносливый, динамичный народ был наделён удивительной выживаемостью. На силе духа основывались и знаменитое русское долготерпение, и терпимость к другим.

Под непрерывными нашествиями со всех сторон, в невероятно суровых климатических условиях русский народ колонизировал огромные территории, не истребив, не поработив, не ограбив и не перекрестив насильно ни один народ.

Колониальная политика западноевропейских народов искоренила аборигенов трёх материков, превратила в рабов население огромной Африки и неизменно метрополии богатели за счёт колоний.

Русский народ, ведя не только оборонительные войны, присоединяя, как и все большие народы, большие территории, нигде не обращался с завоёванными, как европейцы. От европейских завоеваний лучше жилось европейским народам, ограбление колоний обогащало метрополии.

Русский народ не грабил ни Сибирь, ни Среднюю Азию, ни Кавказ, ни Прибалтику. Россия сохранила каждый народ, в неё вошедший. Она была их защитницей, обеспечивала им право на землю, собственность, на веру, обычаи, культуру.

Россия никогда не была националистическим государством, она принадлежала одновременно всем, в ней живущим. Русский народ имел только одно «преимущество» — нести бремя государственного строительства. В результате было создано уникальное в мировой истории государство, которое русский народ защищал своей кровью, не щадя жизни.

Именно потому, что на его долю выпали такие страдания и колоссальные жертвы, мой народ принял, как свою собственную боль, страдания других народов под гнётом гитлеровских фашистов. И после освобождения родной страны с таким же самопожертвованием, с такой же энергией освободил пол-Европы.

Вот какой был героизм! Вот какой силы духа людей рождает русская земля! И думается мне, что на такой подвиг даже великий народ может решиться один раз в века.

Патриотизм, который продемонстрировал русский солдат на полях Великой Отечественной войны — это патриотизм высочайшей пробы, которого не знала ни мировая, ни отечественная история. И я никогда не соглашусь с высказываниями в прессе о русском «варварстве» и европейской «добродетельности».

Я горжусь, что такими красивыми, стойкими, мужественными и выносливыми были наши предки, наши героические предки, а мы — их потомки!

Анна Жданова.

Анализ существующих программ по литературному чтению в начальной школе с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.

Первая группа — программы, охватывающие весь (или почти весь) период литературного образования в школе. К ним относятся программа «Инновационная школа» (1–4 класс – авторы-составители Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова, 5–9 классы — авторы-составители: Г.С. Меркин (программа для 5-9 классов), С.А. Зинин (программа для 9 класса), 10–11 класс — авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Вторая группа — программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы — программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы — программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.

Рассмотрим курс литературного чтения УМК «Школа России», «Школа 21 век» и «Инновационная начальная школа».

Курс литературного чтения, который разработан Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой и др. в УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя. Авторы программы рекомендуют педагогу сконцентрировать внимание начинающего читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на отношении автора к героям и окружающему миру, на нравственных проблемах, которые волнуют писателя.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания. Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений.

Учащиеся 1 класса изучают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака», учатся сравнивать сказки на одну тему, а также сравнивать литературную и народную сказки после знакомств со сказками Пушкина А. С. При знакомстве с загадками, небылицами, потешками учатся сочинять свои загадки и небылицы. При изучении народных песенок дети обращаются не только к русским песенкам, но и к английским.

Во втором классе значительно расширяется круг чтения и изучаемых теоретических понятий. В работе с пословицами русского народа учатся сочинять свои пословицы. Продолжают знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества – потешки, прибаутки, считалки и небылицы, а также рассматривают русские народные песни. Русские народные сказки — «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». На примере знакомства с зарубежными сказками учащиеся сравнивают героев зарубежных и русских сказок.

В 3 классе русские народные песни рассматривается в их разнообразии (лирические, шуточные, о природе). Вводится термин «докучные сказки». Изучаются художественные особенности волшебных сказок: лексика, построение (композиция). Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности учащихся — инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, сочинение сказки или продолжения сказки.

На четвертом году обучения учащиеся знакомятся с таким жанром устного народного творчества как былина. В разделе «Летописи. Былины. Жития» Представлены два теста об Илье Муромце «Три поездки Ильи Муромца» и «Ильины три поездочки» (стихотворный вариант). Кроме того, в разделе авторы учебника поместили такие, примыкающие к фольклору, произведения как летопись и житие. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» и Житие Сергея Радонежского.

Содержание учебников курса «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. В структуру курса интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого, уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности.

Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе.

В первом классе учащиеся начинают изучать произведения устного творчества: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы, вырабатывают умение различать эти жанры.

В разделах «Читаем сказки, загадки, скороговорки» и «Читаем сказки, пословицы, считалки» ребята читают русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», знакомятся с понятиями сказка, рассказ, пословица, песня, скороговорка, учатся отличать сказку авторскую от народной, сказки о животных и волшебной сказки. Для этого в программу включены для ознакомления отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, сказки В. Сутеева «Кораблик», «Палочка-выручалочка», В. Бианки «Лис и мышонок», М. Пляцковского «Урок дружбы» и др. В основном на этом году обучения в программу включены сказки о животных. Они более понятны для ребят этого возраста. Пословицы и загадки включены в каждый раздел учебника и отражают его тему.

Во втором классе происходит более осознанное изучение терминов устного народного творчества, фольклора, продолжается работа с теми жанрами фольклора, которые были в программе первого класса, происходит значительного расширение круга чтения произведений. Изучаются русские народные сказки «У страха глаза велики», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Хаврошечка», а также народная сказка «Снегурочка» в сопоставлении с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка», сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Это дает возможность детям увидеть истоки народной сказки в литературной авторской сказке. На втором году обучения происходит знакомство с былинами («Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три поездки Ильи Муромца»), а также расширяется география сказок. В круг чтения добавляются сказки народов России – татарская народная сказка «Три сестры» и зарубежные сказки – народные английские, норвежские, украинские, и авторские сказки зарубежных писателей (Братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро). Продолжается изучение народных песен, колыбельных на сопоставлении народных вариантов и авторских («Спи, младенец мой прекрасный…» М. Лермонтова). Малые жанры фольклора – загадки, пословицы мы видим в каждом разделе учебника, вводится понятие заклички.

В третьем классе продолжается изучение жанров фольклора. Дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки), обращается внимание на художественные особенности построения сказки (присказки). В раздел «Былины» включено четыре произведения этого жанра — «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микул», в изучении которых учащиеся получают первые представления о литературных приемах.

В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира, сравнение произведений фольклора, использование их в речи, а также выполнением работ творческого характера. Дается более развернутая характеристика основных жанров фольклора, вводятся новые понятия – легенда, историческая песня и т.д. Разделом «Сказки, легенды, былины, героическая песня» начинается учебник четвертого класса. Русские народные сказки — «Марья Моревна» и «Иван-царевич и Серый волк» продолжают знакомить с миром волшебных сказок.

Впервые учащиеся приступают к изучению произведений жанра легенды: «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». В учебник также включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. Вводятся героические и исторические песни, изучение их особенностей (народный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Изучается по учебнику героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», а для самостоятельного чтения рекомендуются народная песня-слава «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».

В конце первой части – раздел «Мифы народов мира», в котором представлены древнегреческие (Арион, Дедал и Икар), славянские (Ярило-Солнце) и древнеиндийские (Творение) мифы.

Еще одна программа, которая используется в начальной школе «Начальная инновационная школа» (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова). Программа построена по концентрическому принципу. Содержательное ядро курса заключено в системообразующих понятиях, охватывающих весь период обучения литературному чтению в 1 – 4 классах: человек, люди, семья, общество, мир вокруг, природа; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, предательство; учение, чтение, класс, школа; дружба, честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю, Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд и др. В каждый из этих разделов вводится тематически подобранный текст фольклорного произведения. Важной методологической основой курса «Литературное чтение» является утверждение единства урочной и внеурочной деятельности. В материалах к каждой теме, начиная со 2 класса, приводится раздел «Внеурочная работа».

1 класс. Название и содержание тематических блоков учебника отражают специфику миропонимания учеников 1 класса: «Я и моя семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (отрывок), сказка, народная сказка, пословица, басня. «Я и моя страна» (сказка «Откуда в Гжели синий цвет), «Я и мои друзья» (русская народная сказка «Гуси-лебеди» (отрывок), удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».), «Я и мои дела» (татарская народная сказка «О кривой берёзе»), «Я и природа» (алтайская народная сказка «Две одёжки»).

2 класс. В этом году произойдёт важнейший перелом в сознании: от я к мы. Этот переход отражается в изменении и расширении тематических блоков: «Мы играем» (Пословицы об игре, небылицы, считалки, скороговорки, заклички, приговорки, загадки (народные и авторские), «У нас в школе» (частушки, школьные частушки, сербская народная сказка «Век живи – век учись», «У нас дома» (русские народные сказки «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик»), «Наша природа» (Загадки о природе; пословицы; русские народные сказки «Лиса и Волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», аварская народная сказка «Кукушка и птицы»), «Времена года» (Загадки, заклички, Русская народная сказка «Про глухаря», Русская народная сказка «Снегурочка», Русская народная сказка «Мужик и медведь»); «Мы трудимся» (башкирская народная сказка «Ленивая девочка», Словенская народная сказка «Три сына»), «Наше Отечество» (Пословицы о Родине).

3 класс. Произведения, включённые в содержание программы для 3 класса, способствуют выработке обобщённых представлений школьников об обществе, стране, мире, космосе: «Дети и взрослые» (Русская народная сказка «Дочь-семилетка», русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)), «Дружба всего сильней» (Русская народная сказка «Зимовье зверей»; сравнение зарубежных и отечественных сказок на примере сказки братьев Гримм «Соломинка, уголёк и боб» и сказки Древнего Египта «Лев и мышь»), «Делу время, а потехе час» (Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь», русские народные песни-приговорки), «Мир природы» (Русская народная сказка «Два Мороза», чукотская народная сказка «Лисичка»), «Славные страницы российской истории» (Русская народная сказка «Никита Кожемяка», Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудоюдо»), «Вселенная» (чувашская народная сказка «Мост Азамат», Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»). Происходит развитие представлений о литературоведческих понятиях, изученных ранее.

4 класс – завершающий этап начального литературного образования. С одной стороны, предполагается подведение итогов четырёхлетнего изучения предмета, с другой – целый ряд включённых материалов позволяет подготовить плавный переход от курса «Литературное чтение» к курсу «Литература». При этом выделяются следующие тематические блоки: «Наши любимые сказки» (русские народные сказки «Шабарша», «Сивка Бурка», «Солдатская шинель»), «Наша семья» (Русская народная сказка «Две сестры»; шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома»), «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша природа», «Мир вокруг нас», «Наша страна». Кроме того, в учебник 4 класса включены небольшие статьи, в которых содержатся сведения об авторах, их произведениях, важных событиях в истории страны или интересных явлениях в природе. Этот структурный элемент также выполняет пропедевтическую функцию и способствует подготовке школьников к изучению курса литературы в 5 классе.

Таким образом, все учебники литературного чтения для начальной школы построены с учетом возрастных особенностей. Фольклор изучается практически во всех классах, начинает изучаться с самых маленьких жанров, таких как поговорки, скороговорки и т.д. С каждым годом происходит наращение фольклорного материала. Он дается как самостоятельно, так и в сравнение с авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.

Проанализировав программы начального звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию. С одной стороны, это дает позитивный эффект — позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в начальной и средней ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.

Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений. Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах. Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.

  • Дружба народов – величие России.
    Наша Родина – Россия или как ее ещё называют Российская Федерация. Россия  – это страна, в которой мы родились и живем. Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов. Россия – это место, где живут близкие и дорогие  мне люди: мама, папа, бабушка, дедушка.  Именно люди-главное богатство нашей страны. Издавна  Россию населяли  разные народы: русские, мордва, чуваши, марийцы, татары и многие  другие. Они все говорят на русском языке, но сохраняют свой родной язык и традиции.  В нашей школе много разных национальностей: русские, татары, узбеки, цыгане, молдаване,  чуваши, грузины, азербайджанцы, но мы все живем в согласии и помогаем друг другу. Мы знакомимся с обычаями и традициями  друг друга, вместе отмечаем праздники, поддерживаем друг друга в трудную минуту. Ведь  главным в жизни всего человечества является дружба народов, сплоченность. Русская народная пословица  гласит: « Если дружба велика – будет Родина крепка». И этому есть прямое подтверждение – Великая Отечественная война, которая стала  тяжёлым испытанием для всех.  Но наша страна смогла защитить себя от врага, ведь весь народ поднялся на защиту Отечества.  Русские и украинцы, узбеки и казахи, татары и чуваши, -все помогали друг другу, не давали погибнуть. Вместе объединились против общего врага – фашизма. И победили. Если все  народы будут дружить между собой, будут  ценить человеческую жизнь, то не будет войн и междоусобиц. Только если мы все будем держаться  вместе,  то в России будет  мир и счастье, а наша сплоченность спасет нашу Родину от любой беды.
    «Дружба народов -величие России»
    Юдин Егор Александрович
    5 класс, МОУ Новоуренская средняя школа
    89276327683
    Юдина Юлия Анатольевна

  • В России живут разные народы: русские, татары, чуваши, баш­киры и многие другие.
    Россия — многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом или нацией на­зывают общность людей, сложившуюся в тече­ние длительного времени на определённой тер­ритории, обладающую своим особенным язы­ком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек на­следует от своих родителей.
    Познакомимся с особенностями разных на­родов, населяющих Россию. Самый многочис­ленный народ — русские. Из почти ста пяти­десяти миллионов жителей России на их долю приходится почти 3/4. Вместе с украинцами и белорусами русских относят к славянским на­родам. В прошлом они оседло жили на лес­ных равнинах и занимались в основном сель­ским хозяйством: выращивали хлеб, огородные растения, разводили домашних животных. Ха­рактер жизни крестьянина-земледельца опреде­лил весь уклад славян.
    Ближайшие соседи России — государства Украина и Белоруссия. И в России издавна живут украинцы и белорусы. Славянские на­роды многому научились друг у друга.
    Встреча гостей хлебом-сольюВместе со славянскими народами на берегах Волги и её притоков живут и другие народы, исконная родина которых — степь. Это тата­ры, башкиры.

  • Россия – удивительная по многонациональности страна. Кроме русских здесь проживает более 180 других национальностей! Чаще всего это украинцы, татары, башкиры, а еще чеченцы, чуваши и армяне.
    К тому же множество русских людей может заявить о своих прочих корнях: у кого-то они, например, польские, у другого – болгарские, у третьего – казахские. Так же и «чистый татарин» вызывает много вопросов. А все потому, что понятие «чистота кровей» в современном мире, как считаю и я, и множество ученых – очень условное. Да наверное и в любом мире и обществе. Человек всегда рождается от смешения народов.
    Каждая семья нашей многонациональной страны – это сокровищница народных традиций и обычаев, созданных историей. От украинского борща и русских пельменей до башкирского кузикмяка и молочного якутского соломата. От удобного и свободного расшитого русского сарафана до нарядной татарской рубашки и шаровар, от длинного платья и кафтанчика кавказской красавицы до эскимосской теплой дошки и унт.
    И конечно, каждый народ знаменит своими сказками и легендами, песнями и танцами, свадебными обрядами – еще одним творением общей истории! Например, меня покоряют шумные кавказские свадьбы, в которых участвует весь аул или поселок. Настоящая кавказская свадьба с бубнами, с барабанами, стрельбой в воздух! А еврейская, наоборот, скромна, степенна, хоть и музыкальна тоже, как любая свадьба.
    Наша общая история – это победа в Великой Отечественной, множество еще пройденных бок о бог войн: от Крымской до японской. Это и труд по восстановлению страны в конце 1940-х годов прошлого века, это и пережитый вместе кризис 90-х годов, это и встреченный вместе научно-технический прогресс прошлого столетия. Общими руками всех народов России построено все производство в стране, корабли и ракеты, подлодки и дороги.
    Живя в большой стране среди многих национальностей важно помнить – все мы являемся людьми-собратьями. Важно уважать людей других национальностей – они не хуже нас самих, а в некоторых случаях могут показать себя и лучше. Лично я считаю, что Бог каждого из нас послал на Землю со своей особой миссией. Вряд ли эта миссия – затевать свары и межнациональные ссоры, оскорблять людей по этническому признаку. Так и нечего тратить на это время.

  • Колбасина Кирилла.
    Сочинение на тему:
    Почему люди разных национальностей должны жить дружно?
    Почему люди разных национальностей должны жить дружно? Да потому!!! Потому что они прежде всего люди. И не важно, что они говорят на разных языках, что у них разные религии, обычаи, они выглядят по-разному, несмотря на свою непохожесть, люди стремятся к одному и тому же, хотят радоваться, веселиться, влюбляться, жениться, рожать детей, прожить долгую и счастливую жизнь до глубокой старости.
    Мы такие разные, но все-таки мы вместе. Ведь у дружбы нет национальности.
    Пашкиной Анастасии.
    Сочинение на тему:
    Почему люди разных национальностей должны жить дружно?
    Наша страна – Россия, очень большая. Она объединяет много народов разных национальностей. Каждая нация имеет свой язык и историю. Несмотря на это, все люди должны жить дружно. Тогда в стране никогда не будет войны. Люди будут жить в мире и все будут счастливы.
    Шевцовой Миллены.
    Сочинение на тему:
    Почему люди разных национальностей должны жить дружно?
    Мы, люди, живем на одной планете Земля! Дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем, смотрим на звезды и на луну. Нашей дружбой мы узнаем о традициях и обычаях разных национальностей. Когда в другом городе или стране случается беда, то никто не смотрит на национальность, люди просто помогают друг другу. Русские, китайцы, армяне, татары, и все другие люди, не важно какая национальность, мы дружим, работаем и обмениваемся опытом, знаниями, поэтому: Народы мира! Люди всей планеты! Будем жить дружно!
    Кучерова Дмитрия.
    Сочинение на тему:
    Почему люди разных национальностей должны жить дружно?
    В нашей стране живут люди разных национальностей. Чтобы был мир и не было войны мы должны жить дружно, понимать других людей, принимать их вероисповедание. Мы, русские люди, доброжелательны и гостеприимны. Россия открыта для всех!
    Борисенко Никиты.
    Сочинение на тему:
    Почему люди разных национальностей должны жить дружно?
    Наша большая Земля населена множеством разных народов. Каждый человек принадлежит к какой-нибудь нации. Имеет одну национальность. Один- русский, другой- татарин, третий- грузин. Так как все страны очень многонациональны, то происходят многочисленные конфликты, которые приводят к войнам и терроризму. Поэтому люди разных национальностей должны жить дружно.
    Необходимо проявлять любовь к человеку и всему живому. Народы должны помогать и поддерживать друг друга, выступать за укрепление мира. Главная сила людей разных национальностей в единстве и дружбе.

  • Сочинение на тему
    «Мой народ. Моя республика. Моя страна»
    Мы живем в прекрасной и загадочной стране – Якутия. Здесь живут в мире и согласии около 950 000 людей разных национальностей.
    Как известно,  у всякого народа – свой язык, свои обычаи и традиции, своя культура. Язык – это душа народа. А якутский язык – по своему уникален своей многогранностью, поэтичностью, средствами выразительности. На этом языке воспевали родную страну выдающиеся писатели, основатели якутской литературы Платон Алексеевич Ойунский, Николай Денисович Неустроев, Алексей Елисеевич Кулаковский. На многих языках переведен бесценный мировой шедевр эпос-олонхо «Нюргун Боотур – Стремительный».  Сыны якутского народа в своих произведениях призывают всех быть патриотами своей страны, любить свою Родину, жить во благо процветания республики. Поистине удивительно проникновенны произведения А. Е. Кулаковского, в которых автор повествует будущее своей страны и народа  через века, затрагивая проблемы вредного воздействия цивилизации на окружающую среду, проблемы воспитания современной молодежи. «Письмо якутской интеллигенции» писателя актуально во все времена, особенно сейчас, во время глобальных перемен, в век информатизации, отдаления молодежи от своей культуры.
    Мы по праву гордимся основателями нашей республики – молодежью того поколения, так страстно боровшейся в начале 20-го века  за свободу и справедливость, за автономию и независимость Якутии. Под руководством выдающегося революционера,  целеустремленного политика М. К. Аммосова, в результате упорного труда в 1922 году Якутия стала автономной республикой.
    Город Якутск, столица северного края, со дня основания в 1632 году, служит опорной базой для исследования Дальнего Востока.  Сейчас Якутск – крупный индустриальный, культурный и научный город. Наша столица – это город, который удивляет гостей республики и разных стран своей красотой и неповторимостью.
    Россия – самое большое по территории государство. Якутия является ее частичкой. Они друг с другом тесно связаны узами дружбы много веков.
    Во всем мире известны исследовательскими проектными работами, открытиями  научные институты  республики – институт гуманитарных исследований,  мерзлотоведения,   технических проблем Севера и другие.  Есть гильдия молодых ученых, творчески работающих во благо развития республики.
    В  России ведется государственная политика по реализации программ по поддержке талантливой молодежи, многодетных семей, спорта и туризма, формирования основ здорового образа жизни, развития села и многие другие.
    Таким образом, наше государство заботится о нас, о нашем светлом будущем.
    Я люблю свой народ и горжусь, что  я родилась в Якутии.
    Бравина Айкуо,
    ученица 10 класса
    МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова»

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Агеевская средняя общеобразовательная школа №3» п. Центральный
    Суворовского района Тульской области.
    Конкурсное сочинение на тему:
    «Семейные традиции и обычаи народов мира».
    Автор: Бахтибаева Эльвина,  ученица 10 класса
    Учитель: Кириллова Татьяна Николаевна
    2014 год
    «Обычаи и традиции народов мира» – выражение, похожее на название энциклопедии, и все же меня сразу привлекла эта тема. Почему? Я родилась и выросла в необычной семье. Трудно даже объяснить, какой я национальности. По паспорту понятно – русская, но Бахтибаева Эльвина Олтинбековна, да еще родившаяся в киргизском городе Майлуу – Суу? И киргизской крови во мне тоже нет. Папина мама – крымская татарка, в годы Великой Отечественной войны ее семья была выслана в Казахстан. Его отец – чистокровный казах. Такие браки встречаются крайне редко, так как в странах Средней Азии обычно стараются выбрать невесту своей веры и своей национальности. Но в нашей семье женятся по любви и живут счастливо. Родители моей мамы – украинец и русская. Их судьбы сложились  очень необычно: детьми в возрасте 5-7 лет они попали  во время войны в Узбекистан, жили в соседних домах. Потом дедушка остался без родителей и оказался в детдоме. Они случайно встретились через много лет и поженились, родили восьмерых детей, моя мама шестая. Папа в своей семье  младший – восьмой ребенок.  Из Средней Азии в Россию  мы переехали пять лет назад. У меня родственники по всему свету: папины родные вернулись кто  в Казахстан, кто в Крым, мамины близкие все переехали в Россию, кроме бабушки и ее младшего сына. Они живут в Узбекистане, потому что там похоронен мой дед. Оставшись в 42 года вдовой, бабушка никуда не уезжала от родной могилы. Сейчас ей 75 лет, а моему дяде – 38.  Два года назад я была на его свадьбе, куда съехались все наши родственники (как мне кажется, человек 40, если не больше), а  всего гостей было около пятисот. Женился он на узбечке. Я не могу сказать, насколько верно соблюдались на этой свадьбе узбекские традиции, ведь мамин брат – русский. Невеста была в белом платье и фате, жених  – в строгом костюме. Кольца, свадебные машины, ЗАГС– все как в России. Только гости – узбеки были в  национальных костюмах, у каждой узбечки 40 косичек (не больше и не меньше). Я тоже была в национальном костюме. Наряд таков: на женщинах шаровары, платья нижнее и верхнее, причем оба из дорогой материи и ярких цветов, очень много украшений, нарядные вышитые пояса с серебряными узорными бляхами и пряжками. На лицо накладывают специальную косметику. Мне усьмой (сок растения) накрасили брови, подвели так, что они сошлись на переносице – это считается очень красиво. Кстати, знаете, почему у узбечек такие густые, мягкие, шелковистые волосы? Они моют их «катыком» – напитком, похожим на наш кефир.  А вечером играли музыканты. Дутар, кобуз, дойра, карнай – необычные названия и  столь же удивительные мелодии: сочетание звуков трубы, барабанов, струнных инструментов. И все же больше всего меня поразило совсем другое. Молодая жена встала после свадьбы в 5 часов утра и начала чистить огромные казаны, убираться, мыть пол… Так воспитаны узбекские девушки. Кстати, до свадьбы носить платок не обязательно, а вот после свадьбы никто не должен видеть женщину без платка. Хоть и готовят дочь к замужеству, обучают женским видам рукоделья и ведению хозяйства, первые две  недели родители невесты носят завтрак, обед и ужин родным жениха – это тоже  традиция. Я и моя старшая сестра говорим на русском языке, но  понимаем казахский, киргизский, узбекский, татарский. Я с удовольствием общаюсь с родными. Меня привлекают многие узбекские традиции. Здесь очень почтительно относятся к старшим. Они служат примером для молодежи, и даже первого ребенка обычно отдают на воспитание бабушке с дедушкой, как и мою сестру Аню. Это похоже на русскую посло-вицу: «Воспитай старшего ребенка, остальные сами вырастут». Дети дружны и послушны. Кстати, в республиках Средней Азии нет  понятия «планирование семьи»- там заботятся об увеличении численности населения страны. Нравственной основой этого народа  является взаимовыручка: если семья испытывает нужду, то вся родня и соседи приходят на помощь. Знаменитое восточное гостеприимство – это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков. “Гостеприимство – выше мужества,”- гласила старинная пословица. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять плохо – тяжкий позор не только для семьи, но и для всего рода. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу. Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения. Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздоро
    ваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладони. Если во время еды вам нужно взять рукой или передать какой-либо предмет, используйте только правую руку. Любая трапеза здесь начинается и заканчивается чаепитием. Вначале на стол подают сладости, выпечку, сухофрукты и орешки, фрукты и овощи, салаты, затем идут закуски, и лишь в конце – плов или другая “тяжелая пища”. Обязательно на столе присутствуют горячие лепешки, которые ни в коем случае не должны переворачиваться. Разламывать их надо только двумя руками, одной – грех. Уронить кусок лепешки на землю или просто положить её туда, даже завернутую в ткань или бумагу, также считается плохой приметой.
    Узбекский народ любит и умеет праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники – любое праздничное мероприятие в Узбекистане проходит весело, при большом количестве гостей, с обилием наивкуснейших национальных блюд,  под звуки национальных инструментов и с зажигатель-ными танцами. Наш любимый праздник – Навруз (в Киргизии – Наврооз), отмечаемый 21 марта как всенародный. Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны – праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. В этот день богатые люди обязательно должны зарезать барана и раздать бедным. На улицах в огромных казанах мужчины готовят плов и всех угощают. По старинному обычаю, каждый должен выполнить три условия. Во-первых, посадить цветы и не менее трех саженцев деревьев. Во-вторых, настроить себя на добрые дела и радость. Помириться с тем, с кем был в ссоре.  И в-третьих, стремиться жить по-новому, честно и достойно. Мне нравится этот обычай, и я готова выполнить эти условия, а вы?
    Нельзя умолчать, что из Киргизии мои родственники не хотели уезжать, и причиной отъезда стали напряженные межнациональные отношения.  Как жаль, что не все могут жить так же дружно, как моя огромная многонациональная семья. Мы общаемся с родными по телефону и по скайпу, посылаем друг другу подарки, случается, помогаем материально. Я очень рада, что у меня есть возможность узнать о разных народах не из справочников, а съездив в гости в Киргизию, Узбекистан, Казахстан, в Крым, Екатеринбург. В дальнейшем я обязательно буду путешествовать, ведь наша планета такая удивительная, так много разных мест, интересных  людей и обычаев!
    На фотографиях – мои родственники, дом дяди, фрагменты нашего быта.

  • С древнейших времен и до наших дней множество народов проживало и
    проживает на территории России: русские, мордва, татары, башкиры, чуваши,
    марийцы, удмурты, якуты и другие народы и конечно же мой народ –
    чеченский. В последние годы именно эти народы переживают рост
    самосознания, качественно нового подхода к своим национальным традициям,
    вероисповеданию, развитию языков и восстановлению обычаев. Я родился и
    в настоящее время проживаю вЧечне, городе Грозном. В нашей школе мы
    изучаем государственный ­ русский язык и национальный – чеченский. Это
    нам уже говорит о том, что мой народ и Россия – едины!
    Россия ­ страна многонациональная, а потому вопросы мирного
    сосуществования людей, придерживающихся разных культурных традиций,
    всегда были и будут для нее актуальными. Главное, что мы должны усвоить:
    наша сила ­ в единстве. «Жить нам всем вместе, жить нам красиво – в единой
    России, в сильной России!». Особенно это заметно в настоящее время, когда
    даже на бытовом уровне: свадьбы между людьми разных национальностей,
    дружба семьями, говорит о том, что единожды объединившись, мы уже
    никогда не разбежимся по своим национальным квартирам.
    Дружба народов показала свою силу и крепость во время Отечественной
    войны против фашистской Германии. Когда необходимо было защитить
    Родину от врагов, люди разных национальностей не жалели своих жизней во
    имя ее свободы. Беспримерный подвиг русского народа объединил людей всех
    национальностей и вероисповеданий. Народ заплатил за свободу своей Родины
    и за свободу Европы миллионами граждан своей страны.
    Ценою великих жертв была достигнута победа над Германией.
    Народы России с энтузиазмом стали восстанавливать разрушенные города и
    села, хозяйство страны. В дружной семье народов страна быстро залечила
    раны и в 1961 году стала первооткрывательницей космоса.
    Стремление помогать друг другу в тяжелых ситуациях присуще
    только людям, объединенным общими помыслами и идеями. Сильная Россия

  • по численности населения (самые крупные — Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, и ма­ленькие — Сан-Марино, Науру, Ватикан)-,
    по плотности населения (с наибольшей плотно­стью — Монако, Сингапур, и с низкой плотно­стью — Монголия, Намибия, Исландия);
    по географическому положению (приморские (в том числе островные и полуостровные) — Франция, Сомали, Япония, и внутриконтинентальные — Монголия, Нигер, Швейцария, Боливия);
    по формам правления (республики — Китай, Бразилия, Судан, Украина, и монархии — Норвегия, Великобритания, Япония, Марокко, Саудовская Аравия);
    по национальному составу (однонациональные — Польша, Япония, двунациональные — Канада, Бельгия, многонациональные — Индия, Россия, США, Нигерия и др.).
    по преобладанию видов хозяйственной деятель­ности (аграрные (с высокой долей сельского хозяй­ства) — Непал, Руанда; индустриальные (с высо­кой долей промышленности) — Чехия, Белоруссия; постиндустриальные (с высокой долей сферы услуг) — США, Франция, Германия).
    Города мира
    В современном мире города играют главную роль в культурной, хозяйственной и политической жиз­ни людей. Города различаются, прежде всего, по
    числу жителей. Крупными считаются города с на­селением более 100 тыс. чел. Таких городов в мире около 4000.
    В настоящее время наблюдается быстрый рост чи­сла городов и их жителей. За последние 20 лет число горожан выросло почти на 1 млрд чел. Число городов-миллионеров достигло 300, среди них 20 городов населением более 10 млн чел.
    Увеличивается и площадь территории некоторых городов, многие города «срастаются» между собой, образуя агломерации. Крупнейшая по числу жи­телей агломерация мира — Токио в Японии (более 30 млн чел.). Крупными агломерациями являются Мехико, Сеул, Дели, Бомбей (Мумбай), Шанхай, Пекин, Сан-Паулу, Нью-Йорк, а также Москва, Париж, Лондон.
    Главный город каждой страны — его столица. Роль столицы предполагает размещение в городе пра­вительственных учреждений, банков, высокого уров­ня организации сферы услуг и развития транспорта.

  • Есть такой международный праздник — День Толерантности, он отмечается 16 ноября. К этому дню школам Москвы была разнарядка провести со школьниками занятия на тему «Многонациональное государство — наше преимущество». В одних школах провели круглые столы, в других — классные часы, в третьих устроили конкурсы самодеятельности. Оформляли стенды, рисовали цветки толерантности и ладошки вокруг земного шара, читали стихи с воздушными шарами в руках с надписями «За мир».
    Школа, где учится мой сын, приняла участие в районном конкурсе-фестивале «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!», прошедшем в рамках дня толерантности и недели борьбы с экстремизмом и провели конкурс плакатов «Мы — многонациональная страна», в котором приняли участие ребята 5-7 классов. В старших же классах никаких круглых столов проводить не стали, просто всем задали на дом написать сочинение на тему «Многонациональное государство — наше преимущество».
    Получившееся сочинение больше похоже на доклад, его можно читать на классных часах, посвященных одноименной теме. Разумеется, своими словами, а если политическая обстановка в мире изменится (хотелось бы этого), последний абзац нужно изменить.
    Многообразие национальностей – наше преимущество
    Мы живем в России, самой большой стране в мире, которую населяют разные народы – русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей. Вряд ли найдется среди нас хотя бы один человек, который никогда в жизни не встречался с представителями не своей национальности. «… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие», — написал в предвыборной статье президент России В.В.Путин.
    Жить в многонациональной стране и легко, и сложно. Во времена СССР граждан страны воспитывали в духе интернационализма, и когда началась Великая отечественная война, все люди, от мала до велика, встали на борьбу с захватчиков. Благодаря усилиям всех народов Советского Союза была одержана победа, и снова люди увидели мирное небо над головой. Однако после распада СССР стали возникать национальные конфликты, в некоторых из республик появились силы, выступающие за отделение от России, началась Чеченская война. Не обошло стремление отделиться и русских. У некоторых людей в свое время весьма популярен был лозунг «Россия для русских».
    Народы нашей страны должны жить в мире. Мы и сейчас время от времени узнаем из новостей, что между людьми иногда вспыхивают национальные конфликты. У нас не всегда вызывает симпатию образ мышления и привычки представителей других национальностей, тем не менее, наши российские проблемы мы должны решать сообща, уважать культуру и традиции других народов, их историю, религию и обычаи. Каждый народ неповторим, у каждого — свой духовный уклад, и это создает неповторимость национальных искусств и ремесел. Живя в одной большой дружной стране, мы способны взаимно обогащать свои культуры. Единообразие в искусстве утомляет, рождает равнодушие, поэтому, чем шире будет культурный обмен между разными народами, тем богаче станет современная культура. Так, невозможно представить литературу России без произведений дагестанского поэта Расула Гамзатова, татарского поэта Мусы Джалиля, чукотского писателя Юрия Рытхэу, абхазского писателя Дмитрия Гулиа.
    В последнее время ситуация в мире становится все более напряженной. Существуют силы, пытающиеся ослабить Россию, расколоть наше государство на множество мелких стран. В этих условиях сплочение всего народа является единственным средством противостоять недружелюбных действиям политиков США и Евросоюза. Наша сила в единстве, только когда мы дружны, нам не страшны санкции, наветы и угрозы извне.
    Национальные танцы — прекрасный вид искусства для культурного обмена между разными народами. Для тех, кто хочет проникнуться атмосферой Кавказа, подойдет дагестанская лезгинка, ведь для овладения этим танцем нужно только желание и хорошее настроение. А также доброе, открытое сердце — для человека с таким сердцем возможно все.

  • Сочинение русская изба 6 класс по плану
  • Сочинение роман отцы и дети кратко
  • Сочинение роман дубровского и марии
  • Сочинение ромео и джульетта 7 класс литература
  • Сочинение романа война и мир на тему смысл названия романа