Сочинение роль отца в моей семье

670 слов лев николаевич толстой является одним из самых ярких писателей золотого века в русской литературе. его произведения остаются актуальными

(670 слов) Лев Николаевич Толстой является одним из самых ярких писателей «золотого века» в русской литературе. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь в них автор затрагивает важные и вечные темы. Одной из них является тема семьи. Для самого писателя семья представляет высшую ценность. Именно поэтому положительные герои Толстого не бывают одинокими. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается тема семьи в роман-эпопее «Война и мир». Автор сосредоточил свое повествование вокруг трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Чтобы понять, какие качества он выше всего ставит в социальных институтах, нужно охарактеризовать оба семейства.

Илья Андреевич — глава семьи Ростовых. Человек с доброй и щедрой душой, который обожает свою супругу и детей. Также герой отличается своей душевной простотой, из-за чего он не способен вести хозяйство. Так, большая семья оказывается на грани разорения. Однако добрая душа Ростова не позволяет ему в чем-то отказать домочадцам. Герой ведёт роскошный образ жизни и безотказно оплачивает долги своего сына. Основной принцип этой семьи — дети должны почитать родителей, а родители должны уважать детей. Читателю нетрудно заметить, насколько отзывчивой и доброй является семья Ростовых. Ведь члены этой семьи всегда готовы протянуть руку помощи. Неудивительно, что у них много друзей. Именно эти люди вырастили и воспитали настоящих патриотов своей страны — Петю, Николая, Наташу. Верные своим убеждениям Ростовы достойны подражания. Безусловно, уважения заслуживает поистине благородный поступок Наташи Ростовой, когда главная героиня уговорила родителей увезти из осажденной Москвы не ценности, а раненых солдат. Ведь для Ростовых доброта превыше всего. Они готовы даже остаться без гроша в кармане, но при этом совершить благородный поступок. Наташа Ростова вообще является одной из самых любимых героинь писателя. Ведь это девушка с естественной и открытой душой. По мнению Толстого, героиня воплощает в себе идеал русской женщины. И главную роль в ее формировании сыграли родители. Таким образом, именно Ростовы олицетворяют представление автора об идеальной семье. Благодаря ее описанию, читатель понимает, насколько важен этот социальный институт в жизни каждого человека. 

Семья Болконских несколько отличается от семьи Ростовых. Мужчины в этом роду служат на военном поприще, а каждая женщина является талантливой и одухотворенной личностью. Болконские — это сильные люди, наделенные умом и волей. Глава этой семьи — Николай Андреевич, человек с достаточно резким характером. Однако и жестоким его назвать нельзя. Он строг, но справедлив. Николая почитают, уважают и даже немного побаиваются его собственные дети. Герой высоко ставит умных и образованных людей,  поэтому он всеми силами пытается привить детям эти качества. Андрей Болконский унаследовал от отца прекрасные качества: ум, благородство, гордость, решительность. На долю этого персонажа выпало немало испытаний и трудностей, которые привели к его духовному преображению. В конце своей жизни Болконский все же понял свое истинное предназначение и смысл жизни. Именно тогда герой осознал, что счастливым можно стать только тогда, когда с тобой рядом находятся родные и близкие люди. Сестра Болконского, Марья, будучи внешне непривлекательной, отличается прекрасной душой. Она верит в Бога и выполняет все его заветы: помогает бедным, сносит без ропота все обиды, держит себя скромно и все свое сердце отдает любви. Автор показывает, как эта хрупкая и романтичная девушка терпит все грубости отца, не переставая его искреннее любить. Она приносит в жертву семье свои желания и потребности и не просит ничего взамен. Таким образом, дети Николая унаследовала от него самые лучшие качества, но не переняли грубость и властность своего отца. Марья и Андрей Болконские способны развиваться духовно, потому что они способны на искреннюю и чистую любовь. 

Семья Курагиных является полной противоположностью двух рассмотренных семей. Князь Василий отличается алчной и лицемерной натурой. Для героя важнее всего деньги, власть и общественное положение. Он не любит семью и постоянно жалуется на детей, которые дорого ему обходятся. Но дети лишь являются точной копией отца. Ипполит, Анатоль и Элен, будучи внешне привлекательными людьми, являются пустыми и бесцельными внутренне. Они поглощены жаждой наживы, роскоши, признания, поэтому не имеют никаких духовных ценностей. В их доме мать завидует дочери, а сын разоряет отца. По мнению писателя, эта семья символизирует мир «светской черни». А Толстому до глубины души были неприятны такие люди. 

Можно утверждать, что тема семьи является одной из главных тем знаменитого произведения Льва Толстого. Автор мастерски показал, как воспитание героев влияет на их дальнейшее мироощущение, отношение к людям и духовным ценностям. 

Автор: Виктория Комарова



Семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Кроме этого, роль семьи обозначается и как гораздо более глубокая в плане формирования личности ребенка. Этот процесс начинается с самого момента рождения, когда ребенок выстраивает отношения с окружающими его людьми.

Как указывает в своей работе Н. А. Никулина, до сих пор, несмотря на большое число исследований, вопросы детерминации психического развития в семье остаются актуальными. Неоднократно предметом изучения выступал вопрос о роли семейного воспитания, стиля семейного воспитания, а также роли межличностных отношений в развитии ребенка. Влияние семьи определяется особенностями того, как сам ребенок воспринимает свою семью [4].

С момента рождения и на каждом возрастном этапе, в процессе восприятие у ребенка происходит образование образов семьи, которые носят динамический характер и уточняются, обобщаются по мере роста и развитие ребенка, по мере развития его способности понимать поведение другого человека, его эмоциональные реакции, по мере развития его самосознания и способности к рефлексии, способности давать оценку различным ситуациям.

«Образ семьи» представляет собой субъективную картину семьи, включающую самого субъекта и других членов семьи, представления о супружеском союзе и родственных связях, об отношениях между членами семьи [1].

А. П. Егорова под «образом семьи» понимают субъективное эмоционально-когнитивное образование, систему ожиданий относительно развития событий в семье, которое влияет на поведение в семье [2].

Образ семьи, который является результатом процесса восприятия, многогранен и чаще всего его описывают как структуру, содержащую в себе несколько компонентов: когнитивный компонент, эмоциональный компонент и деятельностный компонент. В когнитивный компонент входят представления ребенка о своей семье: о ее структуре, о членах семьи, о взаимоотношениях, существующих в семье; эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение ребенка к своей семье, к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам; деятельностный компонент включает в себя сформированные модели взаимоотношений с членами семьи.

В семье у ребенка идет постепенное накопление разнообразных впечатлений, возникают первые представления, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. В тоже время, в связи с разными причинами многое из жизни семьи оказываются недоступным для понимания и осмысления ребенком его адекватной оценки и часто остается воспринятым на уровне эмоций, поэтому в ряде исследований подчеркивается влияние семьи на эмоциональный компонент образа семьи.

Особенностью восприятия семьи у ребенка на дошкольном этапе является то, что для ребенка, особенно при условиях благоприятной семейной ситуации, родители выступают как объекты, с которыми устанавливается тесная эмоциональная связь. Для ребенка родители являются авторитетными фигурами, от которых в значительной степени зависит эмоциональное благополучие ребенка. Именно по тому, как дети отображают свою семью в рисунках, в рассказах, можно определить характер взаимоотношений семьи, выделить признаки как эмоционального благополучия, так и эмоционального неблагополучия.

В младшем школьном возрасте понимание семьи расширяется, формируются более глубокие представления о семье, которые отображаются в детских высказываниях, ответах на вопросы, характеристиках. В работе А. О. Колесовой приводятся результаты исследования представлений ребенка о своей семье, которое было проведено с помощью свободного сочинения. На его основе анализировалось, как дети воспринимают свою семью, какой они видят роль родителей в семье, как воспринимают взаимоотношения между членами семьи и место самого ребенка в семье [4].

Результаты этого исследования показали, что для детей семья, прежде всего, ассоциируется с местом, где ребенок чувствует поддержку и защиту. При описании семьи дети младшего школьного возраста чаще всего говорят о том, что семья — это место, где тебя любят, о тебе заботятся, где тебе помогают. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети пытаются определять семью по признаку родства, указывая, что семья — это группа людей, являющихся родственниками? и состав семьи включает не только родителей, братьев и сестер, но и бабушек и дедушек.

В младшем школьном возрасте уже сформировано понимание семьи как ценности и при благоприятной семейной ситуации дети пишут о том, что семья является ценностью, счастьем, что от того, какая у человека семья, зависит его благополучие. Представления у младших школьников о своей семье носят более дифференцированный характер. В этом возрасте дети, воспринимая своих родителей, способны выделять их черты, качества, характеризовать их как личность, охарактеризовать их с точки зрения роли, которую каждый родитель выполняет в семье.

А. В. Усачев считает, что представления детей, которые образованы в результате восприятия семейной ситуации, часто являются достаточно обобщенными в младшем школьном возрасте, но, вместе с тем дети уже в этом возрасте способны устанавливать причинно-следственные связи, понимать, какую роль играет каждый член семьи и отражать это в своей речи. Восприятие семьи очень сильно зависит в младшем школьном возрасте, как и в других возрастах, от эмоционального климата в семье. Неслучайно, рассматривая вопросы о влиянии стиля семейного воспитания, многие психологи отмечают существование данной взаимосвязи [5].

В благоприятной семейной ситуации происходит удовлетворение значимых для ребенка потребностей в общении, защите, внимании, любви. Это помогает ребенку чувствовать себя любимым, значимым и формирует ответные положительные чувства к родителям, которые формируют эту атмосферу. В случае неблагоприятного психологического климата в семье, преобладания таких стилей семейного воспитания как авторитарный, либеральный, у детей представления о родителях отражают особенности их поведения, особенности отношения к ребенку и часто приводят к развитию у ребенка негативных эмоциональных переживаний, таких как повышенная тревожность, страхи, эмоциональная неуравновешенность и так далее.

Восприятие семьи младшим школьником является целостным процессом, в котором ребенок, воспринимая разные аспекты семьи, формирует целостный ее образ. Этот образ сильно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его взаимоотношения с окружающими людьми, на его отношение к себе. Для младших школьников наиболее доступными к пониманию являются наиболее простые и поверхностные вещи во взаимоотношениях.

Дети младшего школьного возраста еще не могут достаточно глубоко проследить причинно-следственные связи, чтобы понять поведение родителей в той или иной ситуации. Именно поэтому в этом возрасте очень важно, чтобы родитель сам обладал достаточно высоким уровнем педагогической культуры, проявлял эмпатию, развивал свою способность к пониманию ребенка и к правильному реагированию на поведение ребенка в различных ситуациях. Поскольку, будучи взрослым и более опытным человеком, родитель может понимать причины поведения ребенка и давать такую обратную реакцию, которая поможет ребенку либо скорректировать свои действия, либо укрепиться в понимании правильности своих действий и развитии положительного отношения к себе.

В случае, если родители недостаточно владеют методами и приемами конструктивного взаимодействия с ребенком, если часто проявляют контроль, высокий уровень требований, то все это может негативным образом сказываться на эмоциональном самочувствии ребенка, обуславливать конфликты в семье, влиять на дальнейшее поведение ребенка, закрепляя разные формы нарушенного поведения. В семье формируется особый микромир, который является для ребенка фундаментом развития его личности, основой для его успешной социализации, овладения необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, понимание родителями всей значимости своей роли в воспитании ребенка на этом и других этапах его развития влияет на то, как складываются взаимоотношения и какой образ семьи, образ родителей формируется у ребенка. Именно поэтому очень важно изучать представления детей о своей семье для того, чтобы понимать, какие процессы, происходящие в семье, влияют на ребенка, каким образом это происходит и какие пути могут быть выбраны в случае неконструктивного взаимодействия и нарушения детско-родительских взаимоотношений.

Литература:

  1. Демидова Н. И. Особенности стихийно складывающегося «образа семьи» у старших дошкольников // Сборник работ молодых ученых МГЛУ. Выпуск VII / Сост. Н. М. Чалов. — М.: МГЛУ, 2011. — С. 60–66.
  2. Егорова А. П. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 32–37.
  3. Колесова А. О. Семья в восприятии детей младшего школьного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-vospriyatii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.11.2021).
  4. Никулина Н. А. Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-vnutrisemeynyh-otnosheniy-v-doshkolnom-detstve-1 (дата обращения: 04.11.2021).
  5. Усачева А. В. Восприятие межличностных отношений в семье детьми младшего школьного возраста: автореферат канд. псих. наук. − М, 2014. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, младший школьный возраст, член семьи, родитель, семейное воспитание, благоприятная семейная ситуация, когнитивный компонент, эмоциональное благополучие ребенка, эмоциональный компонент.

Сочинение на тему “Роль родительских наставлений в жизни человека”

Если в семье происходит что-то, что вас категорически не устраивает, то это свидетельствует о том, что в системе отношений между домочадцами есть какие-то нарушения. Какой-то сбой, что может касаться не только взрослых, но и детей.

Ведь детское поведение напоминает лакмусовую бумажку, демонстрирующую всему миру, что в семье имеются проблемы, и задача взрослых — успешно со всем этим разобраться.

Проблемы в семье отражаются на ребенке! Первое, что нужно сделать — это спросить себя: «Что я сделал неправильно?»

img 16209528288274 1 Советы психолога: как избежать … img 16209528288011 1 Как родительские проблемы отражаются на … img 16209528285330 1 Советы психолога: как избежать … img 16209528292672 1 Как родительские проблемы отражаются на …

Ведь ваше поведение так или иначе влияет на всех остальных.

Если вы начнете изменять себя, то изменится и микроклимат вашей семьи. Постепенно и муж перестанет грубить, и ребенок станет более послушным и начнет вести себя осознанно. А вы вдруг почувствуете в себе прилив заботы и нежности.

Со стороны будет казаться, что произошло настоящее чудо, однако вы будете знать, что это чудо сотворено вашими руками.

Как понять, что доверие ребёнка утрачено

«У моей дочери совсем испортился характер. Она замкнулась в себе, почти перестала рассказывать о своей жизни, делиться мыслями и впечатлениями. Приходит домой, закрывается в комнате и не пускает. Ещё просит стучаться, когда захожу, а у нас дома это вообще не принято. На вопросы, где была и что делала, может ответить резко или вообще не ответить. Я списываю это на подростковый возраст, но всё же переживаю и за неё, и за наши отношения. Раньше-то жили душа в душу, она меня даже лучшей подругой называла. Не хочется, чтобы она совсем отдалилась от семьи. Как вернуть доверие ребёнка? Для меня это очень важно».

— Татьяна, мама 13-летней Василины.

Увы, часто родители не замечают первых признаков потери доверия в семье. Им кажется, что у ребёнка просто испортился характер, или он переживает подростковый кризис. В результате родители не считают нужным менять своё поведение, а пытаются «исправить» детей всё теми же наказаниями или долгими лекциями об их поведении. Или просто смиряются с тем, что им «достался» такой недоверчивый ребёнок. В результате дети ещё сильнее чувствуют одиночество, становятся замкнутыми и совсем перестают верить взрослым.

Перечислим признаки, по которым можно легко понять, что доверительные отношения с ребёнком нарушены:

ребёнок постоянно закрывается в комнате и категорически запрещает вам туда заходить;

перестал разговаривать с вами, рассказывать о себе;

не знакомит со своими друзьями, перестал приглашать их в гости;

огрызается в ответ на безобидные вопросы;

на вопрос «как дела» отвечает односложно;

сам перестаёт задавать вопросы и о чём-то просить;

не рассказывает о проблемах, у него всегда «всё нормально»;

о неудачах в учёбе вы узнаёте от учителей, а не от ребёнка.

Если изначально не удалось выстроить доверительные отношения с ребенком, то, возможно, эти признаки все время сопровождают вас. В этом случае также может помочь поведенческая терапия или консультация психолога.

Психологические проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми

Для выздоровления детей с психосоматическими реакциями и болезнями необходимо выяснить, в чем причина проблем во взаимоотношениях родителей и детей, в чем причина их внутреннего конфликта. Многие родители поначалу не желают признавать, что у ребенка имеются серьезные психологические трудности. Они считают его маленьким, не понимающим взрослой жизни, а значит, и не имеющим собственных желаний и переживаний. Они ищут причину болезни во внешних обстоятельствах (например, плохая экология), порой обвиняют врачей в неграмотном лечении и не понимают, что на здоровье самое большое влияние оказывают семейные отношения и домашняя атмосфера. Свое же повышение артериального давления и сердечный приступ связывают с сильными эмоциями и стрессами.

Такое расхождение во взглядах на причины взрослых и детских болезней связано опять же с недооценкой личности ребенка и недостаточным вниманием к нему.

Если у взрослых болит голова, то они требуют сочувствия и тишины. Но не обращают внимания на подобные жалобы ребенка и продолжают конфликтовать друг с другом, не беспокоясь о том, что ребенок слышит крик и все те нелицеприятные слова, которые они произносят. При этом родители могут любить ребенка и в определенной мере заботиться о нем. В таких ситуациях проблема заключается не в отсутствии родительской любви, а в неумении строить отношения с дочерью или сыном так, чтобы не травмировать их психику, а способствовать развитию личности, сохранению здоровья. Психосоматические болезни возникают чаще в результате многократно повторяющихся ситуаций, которые остаются родителями незамеченными и воспринимаются как нечто обыденное, т.е. нормальное. Важно понять, что если ребенок все время болеет, значит, в семье что-то не так и надо начать исправлять ошибки.

Наиболее частыми причинами психосоматики у детей являются неправильно выстроенные семейные отношения родителей и детей: воспитание по принципу Золушки, кумира семьи или с гиперопека. Родители не используют при этом разнообразные методы воздействия на ребенка, а сосредоточены на небольшом числе однотипных. Например, при типе воспитания «Золушка» ребенок лишен любви и тепла. Особенности отношений ребенка и родителей в этом случае заключаются в том, что малышу уделяют внимание только в случаях контроля, критики, сравнения с другими детьми, обвинений. В таких семьях детей часто подвергают наказаниям, в том числе физическим. Они растут подавленными, с комплексом неполноценности. Такие дети наиболее подвержены психосоматическим болезням.

img 16209528306162 1 12 советов для воспитания детей в эпоху … img 16209528306016 1 Конфликты между детьми в семье: что … img 16209528317757 1 Советы психолога: как избежать … img 16209528326579 1 Почему родители считают возможным не …

Если отношения в семье между детьми и родителями выстроены таким образом, что взрослые воспитывают в семье кумира, то многое ему позволяют, во всем видят проявления его гениальности. Ребенок растет избалованным, стремится всегда и везде быть лидером, но не способен дружить со сверстниками, нести ответственность за свои действия. Везде ему хочется выделиться и быть самым лучшим, как в семье, однако все оказывается иначе, и ребенок уязвлен, страдает от несоответствия желаемого и действительного.

Если семейные отношения между родителями детьми предполагают гиперопеку, то взрослые лишают ребенка самостоятельности и постоянно держат под своим контролем. Ребенок живет в подавленном эмоциональном состоянии и страдает от многих болезней.

Если психологическая проблема отношений родителей и детей лежит в гипоопеке, то ребенок не получает родительской заботы и предоставлен сам себе. Недостаток положительных эмоций, ласки и общения трансформируются в болезнь как средство привлечения внимания.

В психологии отношений родителей и детей выявление ошибок в выборе методов воспитания и использование разных психолого-педагогических приемов помогают исправить ситуацию. Для гармоничного развития ребенку необходимы поощрения, похвала и приемлемые виды критики, наказания, разумные запреты и ограничения, возможность проявить самостоятельность и выразить свое мнение, поддержка родителей. Чем больше приемов используют родители в воспитании своих детей в разных ситуациях, тем более адаптивному поведению они могут их научить.

Роль родительских наставления в жизни человека по произведению Островского «Гроза»

Роль родителей в жизни сложно переоценить. Ведь они с самого нашего рождения окружали нас добротой, заботой и лаской. В детстве они помогали нам в сложных ситуациях, поддерживали и давали жизненные советы. И сейчас продолжают это делать. Те наставления, которые дали нам наши родители и сформировали наш характер, особенности. В каждом из нас есть отпечаток наших родителей. Наставление-это настоятельный совет, поучение. Оно передает некий опыт от старшего поколения к младшему.

Но не всегда данный опыт оказывает хорошее влияние на человека. Да, есть множество примеров, когда наставления родителей помогают их чаду преодолеть жизненные трудности и несмотря ни на что остаться человеком. Таким примером является совет отца Гриневу в произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, где старший Гринев дает своему сыну наставление “Береги честь смолоду” и руководствуясь данным советом, Петр смог выдержать все испытания.

Но есть и примеры, где наставления родителей сыграли с их детьми злую шутку. Ярким примеров является произведение Островского “Гроза”. Кабанова задавила личности своих детей, заставив их приспособиться под данный уклад жизни. Тихон не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании.

Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг». Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя. Но из-за его воспитания он не способен возразить матери. Поэтому Тихон ищет утешение в пьянстве. Кабаниха своим нравоучением убила личность в Тихоне. Варвара, сестра Тихона, в отличие от брата сумела приспособиться к данному укладу жизни. Научилась обманывать свою мать. Живет по принципу: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Жена Тихона, Катерина, не способна на обман: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Она сильная, решительная личность, которая не смогла ужиться с порядками домостроя и покончила жизнь самоубийством.

Для нее это было проще, чем каждый день слушать нравоучения и терпеть самодурство Кабанихи. Таким образом, мы можем сделать вывод, что родительские наставления могут по-разному влиять на характер человека. В каких-то случаях они помогают найти ориентир в жизни. А в других слишком консервативные нравоучения подавляют личность. Проблема отцов и детей всегда была актуальной и будет таковой еще очень долгое время. Ведь между старшим и младшим поколениями всегда были и будут противоречия. Но для сохранения хороших отношений всегда нужно с пониманием относиться к мнению близких тебе людей.

Нужно прислушиваться к наставлениям родителей, ведь у них за плечами большой опыт. Но главное необходимо помнить. что окончательный выбор всегда стоит за тобой.

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит. Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.

Урок. Технологическая карта урока литературы.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Федорюк Лидия Владимировна

Вам представлена разработка технологической карты урока литературы в 6 классе по теме «Поучения Владимира Мономаха». В контексте урока предложены задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, что должно являться основой любого современного урока.

Скачать:

Вложение Размер
uchitel.docx 44.26 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Федорюк Лидия Владимировна, учитель МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре

Федорюк Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

«Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы.

«Слушай , сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притчи Соломоновы)

6 класс. Меркин Г.С. «Литература». 6 класс. – Москва, «Русское слово», 2013 год

Тип урока, место в структуре курса

«Открытие» новых знаний. Один из 3 уроков, отведённых на изучение произведений древнерусской литературы

организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания учащимися роли родительских наставлений в становлении человека

Обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении;

научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

совершенствовать умение работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения;

содействовать развитию коммуникативных умений через учебный диалог и работу в группах;

обеспечить развитие мотивации к изучению обозначенной на урок темы

1)выявлять историческую основу произведения; 2)формулировать тему и художественную идею произведения; 3)анализировать литературное произведение; 4)понимать связь произведения древнерусской литературы с эпохой написания и с современностью;

5)владеть литературоведческой терминологией (жанр – поучение) ( ПРЕДМЕТНЫЕ)

1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; 2)выделять главное в прочитанном; 3)готовить слайдовую презентацию; 4)выразительно читать текст; 5)самостоятельно формулировать выводы ( МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)

1)осознавать значение семейных традиций в жизни человека, эстетическую ценность произведений древнерусской литературы;

2)осваивать новые виды деятельности; 3)использовать для решения познавательных задач различные источники информации ( ЛИЧНОСТНЫЕ)

Обучающие и развивающие компоненты и задания

Контроль результатов учебной деятельности

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, создание комфортной обстановки начала урока

Эмоциональная , психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Каждое утро, провожая вас в школу, прежде чем сказать вам доброе слово «до свидания», мама, папа , бабушка или дедушка говорят вам особые слов, к которым , к сожалению, не всегда прислушиваются дети.

(Хорошо веди себя»,

«Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.)

Хорошо ! Молодцы! Назовите это одним словом, продолжив начало высказывания:

Родители дают вам … (совет), подберите к нему синонимы (наставление, указание).

А что значит дать совет, указание, наставление? Это научить кого-то правильно действовать, поступать

Позволю себе напомнить и мой совет: «Слушайте учителя и одноклассников с особым вниманием, стараясь не пропустить ни словечка, это поможет вам не только лучше и легче понять их, но и усвоить учебный материал. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Высказывают свои мысли, учатся строить предложения

подбирают синонимы, демонстрируя свой словарный запас

Отвечают на вопрос, высказывая свои мысли.

Демонстрируют готовность к уроку

Л: положительно относятся к учению; желают приобретать новые знания, умения

П: осознают познавательную задачу

Р: планируют необходимые действия

К : самостоятельно формулируют свои мысли

Оценочный лист деятельности

(учащиеся самостоятельно его заполняют в процессе урока)

и проблемное учебное действие:

организовать актуализацию знаний;

мотивировать к пробному учебному действию, определению темы урока

Воспроизведение ранее прочитанного, установление связи старого и нового знания

Дома вы самостоятельно прочитали фрагмент «Поучения» Владимира Мономаха.

Послушайте , пожалуйста, адыгейскую притчу, сопоставьте её содержание с «Поучениями», что их объединяет

Притча: У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: «Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь». Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь: с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: «Мама, неужели отец был мне врагом. Почему он дал мне такой наказ?». На что мать ответила: «Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ- никогда не здоровайся первым — означает : вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ — каждый вечер кушай сладкое -означает : проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ — каждое утро надевай новую обувь — означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою

одежду». Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке, и этот наказ передал своим детям.

Является ли слово наказ синонимом к ключевым словам?

Попробуйте сформулировать тему урока: о чём сегодня пойдёт разговор?

Учитель предлагает записать тему урока словами из Притчи Соломона

«Слушай , сын мой, наставление отца твоего…»

Прочитайте 1 абзац «Поучения» и выберите слова, которыми можно было бы записать тему урока

Роль родительского наставления в жизни человека

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли добрыми, умными и счастливыми людьми. Мать и отец стараются дать своим детям как можно больше тепла и заботы, стремятся обеспечить их всем необходимым, чтобы детям всегда было комфортно и уютно в этой непростой жизни.

Взрослея, ребенок начинает понимать, что родители не всегда смогут оградить его от жизненных невзгод, как бы им этого не хотелось.

Подросток буквально захлебывается волнами противоречивых чувств и в этот непростой момент жизни на помощь снова приходят мудрые родительские наставления

Каждый из родителей стремится к тому, чтобы их дитя получило в этой жизни больше, чем когда-то в детстве доставалось им. Поэтому делает для этого все возможное и даже невозможное. Отдает последние копейки на образование, часто отказывая себе в элементарных вещах.

Если дети по достоинству ценят эти родительские порывы, если они остаются благодарными, мать и отец могут с уверенностью сказать, что вырастили хорошего человека. Пусть им пришлось нелегко, но все эти лишения стоили того.

В произведении А. С. Пушкина отец Петруши Гринева учит своего отпрыска добру и чести, наставляя

Поэтому вырастает и становится порядочным и честным человеком.

Но бывает и по-другому. Отец в детстве так же учит Чичикова бережливости с той лишь разницей, что речь идет не о чести и совести, а о деньгах. Поэтому уже взрослый Чичиков, вобрав в себя отцовский наказ, бережет копейку, да еще как.

За деньгами и наживой этот прилежный ученик не видит чужой беды и горя.

Сколько таких бездушных Чичиковых встречаем и мы в наше время. Кто-то же их вырастил и научил хватать и брать, не думая о других. Возможно, их родители и говорили правильные и умные слова, а делали все по-другому, несправедливо обращаясь с теми, кто с их точки зрения не соответствовал их статусу. Все эти противоречия происходили на глазах у детей.

Вот и выросли новые Чичиковы.

Родительское наставление подобно благословению имеет великую силу. Если бы все родители учили детей жить честно и справедливо, уважать людей, независимо от их материального положения, относиться к окружающей природе и братьям нашим меньшим с добротой и беречь их, насколько легче и прекраснее могла бы стать наша жизнь.

  • С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.  Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.  Историческая – расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях… И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу.  Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.  Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.  Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.  Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помошники.  Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книги – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!

  • Книги играют очень важную роль в нашей жизни. Нет ни одной семьи, в доме которой не было бы книг. Почему так много людей увлечены чтением книг? Ответ прост – мир книг полон чудес.
    Из книг мы узнаем много интересного. Они помогают нам в самообразовании, и они дают нам лучший совет о том, как решить жизненные проблемы. И так здорово побывать в волшебном мире книг!
    Есть большое количество авторов и литературных персонажей, которые известны во всем мире. Что касается меня, я особенно люблю “Алису в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла, а “Приключения Тома Сойера” Марка Твена я могу перечитывать еще и еще. Такого рода книги делают чтение более увлекательным.
    Книги учат нас быть добрыми и умными, отважными и честными. По-моему, ни один компьютер не может заменить живого и богатого языка наших любимых книг!
    Говоря о книгах, Максим Горький, талантливый русский писатель, однажды сказал следующее: “Они расширили мир для меня… Моя жизнь стала счастливее, она стала богаче… Книги дают нам знания, а знания делают нас лучше”. Эти слова – лучшее описание роли книг в нашей жизни, не так ли?
    У нас дома немало книг, они расположе­ны на нескольких полках в четыре ряда. На полках первого ряда стоят папины книги: тех­нические справочники (нужны для папиной работы) и военно-исторические романы (это папино увлечение ещё с молодости). Во втором ряду расположились мамины книжки: фран­цузские романы, книги по домоводству и вы­шивке. На полках третьего ряда стоят мои книги: учебники, художественная литерату­ра (программные произведения по литературе и фантастика), разные словари (англо-русские, орфографический, толковый и другие) и не­сколько справочников по компьютерным играм и программам. Книги сестры находятся в чет­вёртом ряду: тоже учебники и литература, книги по искусству (по живописи и скульпту­ре, которыми она давно интересуется). У каждого члена семьи есть свои люби­мые книги — те, которыми он чаще других пользуется. Конечно, это справочники. О них я и расскажу. Книга, которую чаще всего чи­тает папа, — «Энциклопедический словарь». В нём объясняются многие термины, геогра­фические названия, даются краткие справ­ки о жизни и деятельности многих известных деятелей политики, науки и искусства.

  • С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была. Историческая – расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях… И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу. Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное. Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации. Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помошники. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книги – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!

  • Книга в жизни моей семьи
    Я многое  люблю, мне многое нравится, и даже иногда получается  то, чего я раньше не хотел делать, и  впоследствии меня очень увлекает…
    Я люблю сильно раскачиваться на качелях, маме моей это никогда не нравилось. Если качаюсь я, она переживает за меня, если на качелях сидит она, ей боязно, и она говорит, что кружится голова. Мне же это доставляет большое удовольствие, и я представляю себя на корабле среди волн. Все, что связано с морем, кораблями, путешествиями, мне очень-очень нравиться.
    Когда мне было шесть или семь лет, я впервые побывал в Военно-Морском музее на стрелке Васильевского острова. Сколько впечатлений! До сих пор помню, как, вглядываясь в экспонаты, у меня в голове, словно пчелы, выпущенные на волю, рождалась масса вопросов. В тот день я, наверное, очень сильно утомил добрую женщину-экскурсовода и своих родителей. В дальнейшем мы совершали еще много  экскурсий и на крейсер «Аврору», и на подводную лодку Д-2 «Народоволец» на Шкиперском протоке,  в музей «Кронштадтская крепость», музей флота в Выборге.  Мое любопытство и интерес ко всему, что связано с морем и флотом многократно усилился. Морские бои, знаменитые адмиралы и судостроители – вот мой самый большой интерес на сегодня.  Я очень рад, что живу в Санкт-Петербурге – Родине русского флота. Но сколько неизведанного и загадочного еще во всем этом.
    Мама правильно когда-то сказала, что, хоть я и не очень люблю читать книги, много разгадок можно найти самому,  занимаясь чтением, и  подарила мне книгу «История Российского флота». Читать эту книгу мне было непросто, очень многое я не совсем понимал, но отступать не хотелось. Мама посоветовала обратиться в библиотеку, и мне школьный библиотекарь подбирала мне книги, которые были написаны более простым детским языком. Я постепенно увлекся и чтением.  Так я узнал, что  со времен Киевской Руси история нашего флота была тесно связана с Балтийским, Черным и Каспийским морями. Древний водный путь с Балтики в Черное море— «из варяг в греки» — сыграл выдающуюся роль в развитии торговли, межгосударственных связей, судостроения, а в целом — в социальном и политическом прогрессе молодой русской нации. В XIII—XVII веках центр русской государственности сложился в глубине континента, удобные выходы к морям были потеряны, и только благодаря плаваниям по рекам — внутренним водным путям — сохранялась преемственность традиций судостроения. Но в это же время наши предки освоили берега Северного Ледовитого океана. Русские «лодьи» плавали по Белому и Баренцеву морям и в XVII веке вышли в Тихий океан. Гению Петра Великого Россия обязана созданием сильного регулярного военно-морского флота. Флот обеспечил России не только прочное закрепление на берегах Балтики, но и выход к берегам Черного моря, а в последующем и освоение благодатного Приморья на Дальнем Востоке и незамерзающих берегов Северного Ледовитого океана.  Современный флот тоже не стоит на месте, множество научных разработок внедряются для совершенствования кораблей и оснащения.
    Книги сейчас для меня – это не только возможность узнать  больше о моем увлечении, ответить на вопросы.  Книги сейчас для меня – друзья, с ними интересно жить, я люблю читать книги по истории и естествознанию, фантастику, приключения, мне нравятся классики. Я по-прежнему обращаюсь в библиотеку, меня там хорошо знают и всегда помогут с выбором, знают мою слабость, что я могу брать одну и ту же книгу по нескольку раз, знают, что я люблю экземпляры не новые, хрустящие, а наоборот, которые побывали уже у многих людей (сам не знаю почему). Я много чего люблю…

  • Первое знакомство с книгой произошло еще в детстве. Тогда моё внимание больше привлекали яркие картинки, а не содержание. Но уже тогда мне было приятно держать её в руках, перелистывать страницы и просить родителей купить новую книгу.
    Со временем я стал читать, впитывая в себя, как губка, запоминая каждый рассказ и историю. Огромное значение в моей жизни сыграла классическая литература. В сборниках произведений Чехова, нашлось многое, что помогло мне понять жизнь, её оборотную сторону. Читая лирику Пушкина, Есенина, Блока, заученную уже наизусть, я обретаю гармонию, ощущаю душевное равновесие.
    Я считаю, что произведения являются неотъемлемой частью моей жизни, благодаря каждому из них я обрел бесценный опыт. Лирика привила мне любовь к поэзии, миру, словотворчеству. Фантастика позволяет мечтать, стремиться к чему-то новому, неизведанному людьми. Научная литература развивает мое мышление, передает огромный багаж знаний через каждую страницу. Слова имеют огромную силу, а правильно подобранные принесут любой необходимый вам результат.
    Также читать нужно для того, чтобы понимать самого себя, кем ты являешься, чего хочешь добиться. Книги социализируют. Ни для кого не секрет, что начитанный человек интересный собеседник, такому не составит труда найти друзей, хорошую работу. На данный момент моя самая любимая это «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, которая многому меня научила, и была прочитана мною не раз.
    Исходя из того, что написано выше, можно с уверенностью сказать, что книги играют огромную роль для каждого из нас, я не исключение. Они никогда не выйдут из моды и не потеряют для меня актуальность. Хочется, чтобы также было для каждого. Возможно, тогда бы все мы изменили себя, мир в лучшую сторону, а наша жизнь станет лучше и ярче.

    Сочинение рассуждение Книга в моей жизни

    Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению. И вот, ровно в 5 лет я начал читать, это не было чем-то особенным, поскольку мой брат первый раз прочёл текст на три месяца раньше. Но, несмотря на это, я всё также люблю читать, за всё прожитое время у меня скопилось огромное количество книг, все они лежат в большом шкафу, и все их я постоянно перечитываю и добавляю туда еще больше новых книжек, сейчас тут чуть ли не библиотека, их действительно много.

  • В нашей семье книги окружали меня с самого раннего детства. Сначала это были сказки, которые мама или бабушка читала нам с братом перед сном, потом мы уже и сами научились читать. Мама и папа постоянно подсовывали нам ту или иную книжку, так они помогали нам с выбором чтения и развивали в нас чувство прекрасного, расширяя наш кругозор. Где, как не в книге можно так расстраиваться, радоваться или сопереживать вместе с ее героями? Благодаря хорошей книге поднималось настроение, с ней можно было избежать одиночества. Она давала ответ на сложные вопросы и помогала определить правильный выход из различных, достаточно сложных жизненных ситуаций.
    Книга – настоящий и преданный друг, она становится родной, и у каждого человека есть именно та, своя единственная любимая, или сразу несколько книг. К ним можно обратиться за помощью, когда трудно, или когда просто грустно. Во время чтения таких книг мы получаем истинное наслаждение и удовольствие. Некоторые прочитываются не по одному разу, и с каждым прочтением находишь что-то новое.
    Часто вспоминаю мнению великого русского писателя Алексея Толстого, а он писал, что хорошая книга сродни беседе с умным собеседником. Я с этим согласна на все сто процентов. Огромной удачей считается вовремя прочитать именно ту книгу, где ты можешь как пообщаться с ее героями, попутешествовать вместе с ними, что-то им посоветовать, получить от них важную для себя совет или ответ на вопрос. Такие книги способны изменить твою жизнь или мировоззрение.
    Каждому возрасту присущи свои любимые книги. Детство связано с прочтением сказок и басен, но если родители не привили в этом юном возрасте любви к чтению, то они так и останутся самыми любимыми и единственными. Вспомните сказки поучительно характера великого А. С. Пушкина, в которых есть добро, что побеждает зло. И мы их любим и помним наизусть, но в них мы не найдем ответов на различные вопросы, которые будут возникать в дальнейшем, уже взрослой жизни. Поэтому у любого человека должно быть еще что-то в запаснике любимых книг, кроме детских сказок.
    Моей любимой книгой стала повесть «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. Спросите, почему все же сказка? Она, скорее всего – печальная повесть о детях и взрослых. Мне кажется, что автор хотел адресовать это произведение взрослым и донести до них вложен смысл, который свидетельствует о том, что только из хорошего семени может вырасти такое же дерево. Я ее часто перечитываю, ведь автор, очень мною любимый, был не только писателем, но и летчиком, а людям такой профессии можно доверять. Он рассуждал в своем сочинении о наиболее важных и вечных на все времена вопрос, в книге объясняется, что такое добро и зло, красота и равнодушие, дружба и любовь, верность и ответственность людей за поступки.

  • Сегодня трудно даже представить мир без книги. Нам прививают любовь к чтению с раннего детства, книга способна раскрывать перед нами тайны жизни, давать полезные советы, помогать разбираться в себе и находить свой жизненный путь.
    Важнейшим предназначением книги является сохранение знаний, которые копятся веками, эти знания передаются следующему и следующему поколению – такая цепь бесконечна и её путь существует, пока в нашей жизни есть книга. Книга всегда помогала человечеству делать новые открытия в области науки, учёные опирались на уже существующие факты и делали с учётом их новые открытия. Знания, получаемые из книг, помогают нам двигаться вперёд, покоряя новые вершины, благодаря книге нам не нужно открывать то, что уже ранее было открыто.
    Благодаря книге человек развивается и совершенствуется. Ведь для понимания смысла, который вложил в произведение автор, нужно читать внимательно и вдумчиво, анализируя всю полученную информацию. Если нам удаётся понять ту идею, которую хотел донести до читателя автор, то перед нами открывается яркий мир неповторимых событий, душевных переживаний и важных открытий. Любая книга способна оставить после прочтения яркие впечатления и дать человеку чего-то новое.
    Книгу всегда приписывали к святыне, ещё до того, как была изобретена печать, книги писались от руки, а обложки книг украшали драгоценными камнями. Самой главной книгой считается Библия – это древняя сокровищница мудрости, дошедшая до нас ещё с древних времён. Принципы жизни, которые были изложены в ней, актуальны по сей день.
    Любимых книг у меня очень много, но особенно хочется выделить таких авторов как Михаил Булгаков и Сергей Александрович Есенин. Мне очень нравится перечитывать великие произведения Булгакова и читать стихотворения Есенина, каждый раз я перечитываю этих авторов с огромным удовольствием.
    В моей жизни книга играет очень большую роль. Книга – это вечный наставник и учитель, мало кто сможет поспорить с таким утверждением. Книгу я считаю своим ценным другом. Общаясь с таким мудрым другом, я становлюсь более мудрым, взрослым, добрым и человечным. К любимой книге приятно возвращаться снова и снова. Перечитывая книгу, я всегда наслаждаюсь её обществом и получаю бесценные знания. Книга представляет собой не только надёжного и вечного друга, но и мудрого советчика, всегда готового прийти на помощь.
    Мне очень хочется, чтобы современные школьники больше читали, ведь сегодня различные технические инновации отнимают у нас очень много времени, в результате на чтение его остаётся не так много, как хотелось бы.

  • Мини-сочинения про «Книгу»

    1 вариант. Что может быть интереснее , чем чтение хорошей книги? Читая, ты попадаешь в таинственный мир, переносишься в прошлое или будущее. Книга…такое простое слово, но как много оно в себе заключает.Именно из книг мы узнаём ответы на интересующие нас вопросы. Прочитав ту или иную книгу, мы иногда меняем свой взгляд на окружающий мир, и это правильно – только в поиске можно обрести свое истинное «я». Очень жаль, что на сегодняшний момент такие привычные друзья детства как книги заменены различными интернет-технологиями, электронными играми. Книг много, они учат нас наукам, помогают ориентироваться в жизни. Я люблю читать книги, это помогает в учебе.
    2 вариант. Кем бы вы ни были, вы должны читать и ценить книги. Огромный, прекрасный мир жизни страны и сверстников открывается в книгах. Книги для нас самые большие друзья. Многие книги имеют скрытый, но поучительный смысл. Именно читая книги, можно глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, оценить великий русский язык. Книга – самое лучшее “лекарство” от скуки, какая бы она ни была. Таким образом, книга может направить нас на правильный путь, помочь избежать ошибок, а также заменить нам друзей. Ведь в каждой книге разный смысл, разные чувства. Поэтому мы найдём книгу, которая заинтересует, заденет мысли и чувства, которая станет нашим другом и советчиком.

  • Нам часто приходится слышать, что мы читаем не так много, как наши родители, бабушки и дедушки в нашем возрасте. Наверное, это так. Я и мои сверстники все больше проводим время в Интернете. В нем масса интересных вещей. А еще там собранно практически все то, что когда-то кем-то было написано или сказано. Но если хорошенько подумать: откуда все там взялось? Как появилось? Безграмотный, ничего не знающий человек, не смог бы все это придумать, составить. Такое возможно лишь в том случае, если он сам много читал, учил, узнавал. А основательные знания можно получить только из книг. Не зря ведь говорят: “Книга – самый мудрый учитель”.
    Я даже не могу вспомнить, когда произошло мое знакомство с книгой. Наверняка тогда, когда моими единственными словами были только “мама” и “папа”. Мне, как и всем детям читали сказки: “Колобок”, “Репка”, “Курочка ряба”, “Гуси-лебеди”. И мне это нравилось! Всем детям нравится, когда им читают.
    Сейчас каждый из нас сам выбирает, что ему читать – не нужно дожидаться, когда освободятся родители. А это значит, что в любую минуту можно нырнуть в совершенно иное измерение. Просто берешь, открываешь книгу – и ты уже там! Есть хорошее выражение: “Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт”. И не важно, сделана она по старинке – из бумаги или её странички светятся с монитора компьютера. Главное, что с ней перед тобой открывается маленькое окошко в большой мир. Хорошая книга, как верный друг, который дарит тебе знания. Причем делают это по-доброму и не навязчиво.
    Вот, например, учебники – старшие приятели. Поэзия Пушкина или Некрасова – друзья-романтики. Книги Анатолия Рыбакова – друзья-герои, свято верящие в справедливость. Фантастические повести Кира Булычева – друзья-исследователи, для которых дружба дороже всех приключений…
    Любая книга – новый друг со своим характером, взглядом на жизнь. Думаю, чем больше хороших друзей, тем лучше. Мне с ними интересно.

  • Книги в нашей семье

    У нас дома немало книг, они расположе­ны на нескольких полках в четыре ряда. На полках первого ряда стоят папины книги: тех­нические справочники (нужны для папиной работы) и военно-исторические романы (это папино увлечение ещё с молодости). Во втором ряду расположились мамины книжки: фран­цузские романы, книги по домоводству и вы­шивке. На полках третьего ряда стоят мои книги: учебники, художественная литерату­ра (программные произведения по литературе и фантастика), разные словари (англо-русские, орфографический, толковый и другие) и не­сколько справочников по компьютерным играм и программам. Книги сестры находятся в чет­вёртом ряду: тоже учебники и литература, книги по искусству (по живописи и скульпту­ре, которыми она давно интересуется).
    У каждого члена семьи есть свои люби­мые книги — те, которыми он чаще других пользуется. Конечно, это справочники. О них я и расскажу. Книга, которую чаще всего чи­тает папа, — «Энциклопедический словарь». В нём объясняются многие термины, геогра­фические названия, даются краткие справ­ки о жизни и деятельности многих известных деятелей политики, науки и искусства.
    Наиболее популярная книга у мамы — «Домоводство», которая помогает маме в веде­нии домашнего хозяйства. Она содержит ре­цепты блюд, ценные советы по стирке, шитью, уходу за жилищем и одеждой и так далее.

  • Сочинение ученицы 7-х класса Меньшиковой Натальи на тему: «Книги в моей жизни».
    Испокон веков человек стремился к знаниям, хотел постичь настоящее и будущее. Недаром на протяжении многих столетий его волновала идея «машины времени», разработанная
    Г. Уэлсом в романе, который так и называется – «Машина времени».
    И в наши дни у нас есть своя «машина времени» – это книги. И прежде всего и больше всего художественная литература. Звучат с её страниц и, как живые, доходят до нас и споры древних греков, и плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», и страдания короля Лира.
    «Литература – учебник жизни», – говорил Горький. И часто она выполняет эту роль в прямом смысле слова.
    С первой любовью и дружбой, горестями и радостями человек сначала встречается на страницах книг, а потом уже и в жизни. И от того, чего молодой человек успеет начитаться, что успеет почерпнуть из книг, будет во многом зависеть его будущее.
    Книги – это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале это «малютки» с множеством цветных картинок, сказок, загадок, они помогают ребёнку мыслить, а потом произносить первые слова. Малыш растёт, и взрослеют его книги.
    Мы узнаём, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озёра. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу. Мы познаём мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето. Узнаём, что такое тундра и тайга, какое поле самое большое; где живут животные, какие они; сколько звёзд на небе; почему в космос летают на ракете; «чем пахнут ремёсла» – книга даёт нам ответы на тысячи «почему».
    Книга – это чудесный мир превращений, и через этот мир  мы «видим»  чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаёмся всю жизнь. … Как раньше были необходимы для современников Радищева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова «Путешествие из Петербурга в Москву», «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и «Кому на Руси жить хорошо», так и для нас полезны и поучительны эти замечательные произведения.
    Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого  ты привык искать ответы на  вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
    Моё знакомство с Чеховым произошло в раннем детстве, когда мама прочитала мне      «Каштанку». Меня до слёз взволновала судьба собаки, потерявшей своего хозяина, и я уже не могла равнодушно относиться к тому, что мальчишки мучают кошек, стреляют из рогаток по воробьям… Я тут же начинала представлять себе, как больно и обидно этим беззащитным существам, как страдают они. И я ввязывалась в драки, защищая ни в чём не повинных животных и птиц.
    Читая Чехова, я представляю его неким рыцарем без страха и упрёка, который отважно борется с тем, что вредит России.
    Я с детства влюблена в историю России. Вереницей проходили передо мной ратоборцы и хранители Русской земли, о которых я читала в исторических книгах. Героический Александр Невский, суровый Данила Галицкий, хитрый Иван Калита, победитель татар Дмитрий Донской, собиратель России Иван III, великий Пётр и другие. Мне кажется, что без знаний о них и о других исторических деятелях моё представление о Родине было бы плоским, как нескончаемые выжженные степи.
    Быть может, долго бы я ещё не прониклась интересом и любовью к истории, если бы не роман Василия Григорьевича Яна «Батый». Я прочитала его на одном дыхании и долго ещё жила в мире битв и пожаров, видела леса, в которых прятались народные мстители, и юрту Батыя. И ещё я поняла, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Когда-то Максим Горький высказал интересную мысль: «Любите книгу… Она научит вас уважать человека и самих себя». Я согласна с писателем, книга – это маленькая тайна, проникнуть в которую может лишь преданный читатель. Именно книги учат уважительному отношению и к себе, и к другим.
    Книги – мои лучшие друзья. О чём только не узнаёшь из них!
    Помню, какое сильное впечатление произвёл на меня рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала». Мне ещё долго потом вспоминался полковник в белых перчатках, который бил солдата за то, что тот недостаточно жестоко истязал товарища.
    Самое любимое моё произведение – это повесть А. С. Грина «Алые паруса».
    С самого начала повествования читатель попадает в необыкновенный мир, созданный воображением писателя. А. С. Грин развивает мысль о том, что людям необходима вера в сказку.
    Маленькая мечтательница Ассоль живёт в нехитром мире среди игрушек, созданных её отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у неё) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать».
    Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему тесно и душно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «…Грей шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
    Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателей в красивую сказку, но каждый понимает – надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для её воплощения в жизнь.
    В часы тяжёлых раздумий, когда жизнь, окружающая тебя, кажется пошлой и пустой, необходимы поддержка, добрые и твёрдые слова друга. И лучшим другом будут в этом случае книги. Они раскрывают перед человеком его собственную красоту и благородство, они согревают, делая действительность красивее и лучше, будят желание верить людям и наперекор всему, что ты часто видишь в жизни, добиваться цели.
    Книги играли,  и, думаю, будут играть в моей жизни огромную роль.

  • Сегодня трудно даже представить мир без книги. Нам прививают любовь к чтению с раннего детства, книга способна раскрывать перед нами тайны жизни, давать полезные советы, помогать разбираться в себе и находить свой жизненный путь.
    Важнейшим предназначением книги является сохранение знаний, которые копятся веками, эти знания передаются следующему и следующему поколению – такая цепь бесконечна и её путь существует, пока в нашей жизни есть книга. Книга всегда помогала человечеству делать новые открытия в области науки, учёные опирались на уже существующие факты и делали с учётом их новые открытия. Знания, получаемые из книг, помогают нам двигаться вперёд, покоряя новые вершины, благодаря книге нам не нужно открывать то, что уже ранее было открыто.
    Благодаря книге человек развивается и совершенствуется. Ведь для понимания смысла, который вложил в произведение автор, нужно читать внимательно и вдумчиво, анализируя всю полученную информацию. Если нам удаётся понять ту идею, которую хотел донести до читателя автор, то перед нами открывается яркий мир неповторимых событий, душевных переживаний и важных открытий. Любая книга способна оставить после прочтения яркие впечатления и дать человеку чего-то новое.
    Книгу всегда приписывали к святыне, ещё до того, как была изобретена печать, книги писались от руки, а обложки книг украшали драгоценными камнями. Самой главной книгой считается Библия – это древняя сокровищница мудрости, дошедшая до нас ещё с древних времён. Принципы жизни, которые были изложены в ней, актуальны по сей день.
    Любимых книг у меня очень много, но особенно хочется выделить таких авторов как Михаил Булгаков и Сергей Александрович Есенин. Мне очень нравится перечитывать великие произведения Булгакова и читать стихотворения Есенина, каждый раз я перечитываю этих авторов с огромным удовольствием.
    В моей жизни книга играет очень большую роль. Книга – это вечный наставник и учитель, мало кто сможет поспорить с таким утверждением. Книгу я считаю своим ценным другом. Общаясь с таким мудрым другом, я становлюсь более мудрым, взрослым, добрым и человечным. К любимой книге приятно возвращаться снова и снова. Перечитывая книгу, я всегда наслаждаюсь её обществом и получаю бесценные знания. Книга представляет собой не только надёжного и вечного друга, но и мудрого советчика, всегда готового прийти на помощь.
    Мне очень хочется, чтобы современные школьники больше читали, ведь сегодня различные технические инновации отнимают у нас очень много времени, в результате на чтение его остаётся не так много, как хотелось бы.

    В современной жизни всё больше вещей доверено компьютерам. Они стремительно ворвались в нашу жизнь, сильно упростив её. Стоит нажать клавишу – и ты уже попал на интересующую тебя страницу в интернете и нашёл нужную информацию. Казалось бы, книги в нашем веке уже являются чем-то абсолютно бесполезным. Но так ли это на самом деле?
    Лично я считаю, что книги будут жить вечно! Никакие компьютеры и телевизоры не смогут заменить человеку счастливые часы общения с книгой.
    Книги стали для меня настоящими друзьями. Они всегда дают мне нужный совет и делают жизнь духовно богаче. Книга способна развеять сомнения, тревогу, обиду, подобно настоящему верному другу, который никогда не придаст и не обманет. Она избавляет нас от всего недоброго, мелочного.
    Многие считают, что намного проще посмотреть фильм, снятый по мотивам книги, чем прочитать подлинное произведение. Иногда мне тоже так кажется, но всё же в фильме может не оказаться запомнившегося нам смешного и остроумного выражения, интересного эпизода, который заставит поразмышлять и представить что-то своё.
    Читая, я побывала в удивительной стране, где нежно любят друг друга знаменитые герои – Ромео и Джульетта; вместе с Оводом боролась за освобождение Италии, а с героями Жюля Верна я отправилась в путешествие на воздушном шаре и опускалась в морские глубины…
    Благодаря книжкам В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского мы учимся видеть невероятную красоту природы, любить животных и птиц, познавать великую тайну окружающего нас мира.
    Большинство произведений художественной литературы посвящены человеку, они помогают нам разобраться в том, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в дружбе, какими мы должны быть, а какими быть не должны, помогают нам найти своё место среди людей.
    К подобным выводам и раздумьям подводит нас книга – наш самый верный, умный и близкий друг.

    Сочинение ученицы 7-х класса Меньшиковой Натальи на тему: «Книги в моей жизни».
    Испокон веков человек стремился к знаниям, хотел постичь настоящее и будущее. Недаром на протяжении многих столетий его волновала идея «машины времени», разработанная
    Г. Уэлсом в романе, который так и называется – «Машина времени».
    И в наши дни у нас есть своя «машина времени» – это книги. И прежде всего и больше всего художественная литература. Звучат с её страниц и, как живые, доходят до нас и споры древних греков, и плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», и страдания короля Лира.
    «Литература – учебник жизни», – говорил Горький. И часто она выполняет эту роль в прямом смысле слова.
    С первой любовью и дружбой, горестями и радостями человек сначала встречается на страницах книг, а потом уже и в жизни. И от того, чего молодой человек успеет начитаться, что успеет почерпнуть из книг, будет во многом зависеть его будущее.
    Книги – это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале это «малютки» с множеством цветных картинок, сказок, загадок, они помогают ребёнку мыслить, а потом произносить первые слова. Малыш растёт, и взрослеют его книги.
    Мы узнаём, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озёра. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу. Мы познаём мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето. Узнаём, что такое тундра и тайга, какое поле самое большое; где живут животные, какие они; сколько звёзд на небе; почему в космос летают на ракете; «чем пахнут ремёсла» – книга даёт нам ответы на тысячи «почему».
    Книга – это чудесный мир превращений, и через этот мир  мы «видим»  чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаёмся всю жизнь. … Как раньше были необходимы для современников Радищева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова «Путешествие из Петербурга в Москву», «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и «Кому на Руси жить хорошо», так и для нас полезны и поучительны эти замечательные произведения.
    Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого  ты привык искать ответы на  вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
    Моё знакомство с Чеховым произошло в раннем детстве, когда мама прочитала мне      «Каштанку». Меня до слёз взволновала судьба собаки, потерявшей своего хозяина, и я уже не могла равнодушно относиться к тому, что мальчишки мучают кошек, стреляют из рогаток по воробьям… Я тут же начинала представлять себе, как больно и обидно этим беззащитным существам, как страдают они. И я ввязывалась в драки, защищая ни в чём не повинных животных и птиц.
    Читая Чехова, я представляю его неким рыцарем без страха и упрёка, который отважно борется с тем, что вредит России.
    Я с детства влюблена в историю России. Вереницей проходили передо мной ратоборцы и хранители Русской земли, о которых я читала в исторических книгах. Героический Александр Невский, суровый Данила Галицкий, хитрый Иван Калита, победитель татар Дмитрий Донской, собиратель России Иван III, великий Пётр и другие. Мне кажется, что без знаний о них и о других исторических деятелях моё представление о Родине было бы плоским, как нескончаемые выжженные степи.
    Быть может, долго бы я ещё не прониклась интересом и любовью к истории, если бы не роман Василия Григорьевича Яна «Батый». Я прочитала его на одном дыхании и долго ещё жила в мире битв и пожаров, видела леса, в которых прятались народные мстители, и юрту Батыя. И ещё я поняла, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Когда-то Максим Горький высказал интересную мысль: «Любите книгу… Она научит вас уважать человека и самих себя». Я согласна с писателем, книга – это маленькая тайна, проникнуть в которую может лишь преданный читатель. Именно книги учат уважительному отношению и к себе, и к другим.
    Книги – мои лучшие друзья. О чём только не узнаёшь из них!
    Помню, какое сильное впечатление произвёл на меня рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала». Мне ещё долго потом вспоминался полковник в белых перчатках, который бил солдата за то, что тот недостаточно жестоко истязал товарища.
    Самое любимое моё произведение – это повесть А. С. Грина «Алые паруса».
    С самого начала повествования читатель попадает в необыкновенный мир, созданный воображением писателя. А. С. Грин развивает мысль о том, что людям необходима вера в сказку.
    Маленькая мечтательница Ассоль живёт в нехитром мире среди игрушек, созданных её отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у неё) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать».
    Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему тесно и душно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «…Грей шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
    Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателей в красивую сказку, но каждый понимает – надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для её воплощения в жизнь.
    В часы тяжёлых раздумий, когда жизнь, окружающая тебя, кажется пошлой и пустой, необходимы поддержка, добрые и твёрдые слова друга. И лучшим другом будут в этом случае книги. Они раскрывают перед человеком его собственную красоту и благородство, они согревают, делая действительность красивее и лучше, будят желание верить людям и наперекор всему, что ты часто видишь в жизни, добиваться цели.
    Книги играли,  и, думаю, будут играть в моей жизни огромную роль.

    Книга – это лучший друг человека. Ее никогда не заменит телевизор, компьютер и прочие предметы развлечения. На протяжении многих столетий люди узнают много интересного и поучительно из книг, они учатся при помощи книг. Но, такое плодотворное действие печатные издания оказывают только в том случае, когда происходит настоящее взаимоотношение между книгой и человеком. Только в том случае, когда вы будете с достоинством ценить все то, что преподает бумажный источник, вам удастся получить от него необходимые, нужные знания.
    Каждая книга, как и отдельный человек, является индивидуальной личностью. В ней скрыт тайный смысл написанного. Научные книги просвещают нас во многих вещах, кулинарные издания учат вкусно готовить, а литературные книги дарят нам возможность поверить в сказку и на мгновение окунуться в чудеса фантастики, теплого любовного романа или осенней мелодрамы. Только книга способна вызвать в нас столько эмоций и переживаний. Ни один фильм, ни одно театральное и музыкальное представление не имеет такого влияния. А почему?
    Потому что, оказавшись с книгой один на один, нам никто не мешает, не вмешивается в процесс восприятия текста и его смысла. Вчитываясь в слова книги, мы не прослушиваем их чужим голосом с чужой интонацией. Мы воспринимаем все, как есть, как кажется именно нам. Только поэтому, книга может ранить и затронуть до глубины души. Она может вызвать в нас вихрь самых необычных эмоций. Мы можем плакать над печатными страницами, можем взахлеб смеяться от тех историй, которые представлены читателю.
    Многие книги имеют поучительный смысл и открывают нам глаза на жизнь, на окружающий нас мир. И при помощи этого, человек действительно перерождается, очищается и начинает свою жизнь с нового листа, с новыми эмоциями и свежими мыслями в голове.

  • Сочинение роль музыки в моей жизни 4 класс
  • Сочинение роль песни в жизни человека
  • Сочинение роль общения в моей жизни
  • Сочинение роль интонации в русском языке
  • Сочинение роль мамы в моей жизни сочинение