Сочинение роль луки в пьесе горького на дне 11 класс

Сочинения по литературе горький характеристика и образ луки в пьесе на дне лука одно из главных действующих лиц произведения
  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

Лука — одно из главных действующих лиц произведения Максима Горького «На дне». Он — противоречивая личность. Лука способен солгать, но в то же время, утешить и оказать собеседнику психологическую помощь. Несмотря на то, что его речи неправдоподобны, люди охотно его слушают и верят каждому его слову.

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника. Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами. Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно. Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру  в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование. Не без помощи  лжи,  старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки. Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Лука оптимист, он лучик света в темном царстве людей, «существующих» в приюте для бездомных.

Сочинение про Луку

Пожилой странник Лука является одним из главных действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне». В ночлежке он появляется время от времени. Это место для тех, кто отчаялся бороться, чьи мечты рухнули, кто потерял всякую надежду на светлое будущее, чья жизнь теперь превратилась в жалкое, нищенское существование.

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа. Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка. Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости. Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь. И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.  

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Вариант 3

Философские темы затрагивались периодически в произведениях многих известных литераторов. Одним из произведений, затрагивающих социальные и философские проблемы, стала пьеса М.Горького «На дне». 

Героями пьесы являются люди, не сумевшие устоять на «плаву» и оказавшиеся на самом дне.

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души. Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма. Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек.  Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Искренне пытаясь помочь людям, Лука не понимал, что не всегда «сладкая» ложь несет благо. Иногда разочарование от пустых обещаний и несбывшихся надежд оказывается губительным. Именно это произошло с актером, повесившимся в финале.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием. 

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным.  Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Шишкин

    Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин.

  • В чем опасность хлестаковщины сочинение 8 класс

    Что такое хлестаковщина? Что в это понятие хотел вложить сам автор и в чем ее опасность. Именно на эти вопросы предстоит ответить в данном сочинении.

  • Сочинение Взаимоотношения в семье

    Семья – очень важная часть в жизни каждого человека. Именно дома можно поделиться своими проблемами, получить поддержку.

  • Анализ произведения Тургенева Малиновая вода

    У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.

  • Сочинение Калиныч в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева образ характеристика

    Рассказ «Калиныч и Хорь» из цикла «Записки Охотника», в нем повествуется от лица охотника-автора который рассказывает свои наблюдения о быте и нраве жителей глубинки.

Лука — это один из героев пьесы Максима Горького «На дне». Это пожилой странник. У него нет своего дома, поэтому он вынужден скитаться по миру и останавливаться в ночлежках. Когда-то давно Лука работал сторожем у инженера в Томске, поэтому создается ощущение, будто бы за какое-то преступление Лука был сослан в Сибирь и сбежал с каторги.

Лука — человек светлый и добрый. Он подбадривает всех людей в ночлежке, который опустились на самое дно жизни. Умирающей Анне он говорит, что после смерти ее душа отправится в чистый, прекрасный мир. Проститутку Настю убеждает, что в ее жизни было место большой и светлой любви.

Однако, Лука не всегда говорит правду. Он не выступает против лжи, если это ложь во благо. Старец не упускает возможности солгать ради благих побуждений. Он говорит алкоголику Актеру, что в одном городе есть лечебница, где бесплатно лечат всех алкоголиков. Таким образом, Актеру нужно лишь накопить на билет. Он бросил на некоторое время пить, чтобы собрать средства. Хотя, такого города и такой больницы в реальности не существовало, но больной не догадывался об этом.

Лука часто рассказывал какие-то положительные истории, легенды, мифы. Он умеет красиво рассказывать. Его голос очаровывает.

Лука очень проницателен и мудр. Он продумывает каждый свой шаг. В жизни Лука многое видел и через много прошел. Странник считает, что его цель в жизни — утешать тех, кто в горе, поднимать дух тех, кто смирился. По этой причине все, что Лука делает, он делает от души. Он очень добрый, мягкий, ласковый.

Лука дарит счастье и надежду другим, хотя сам несчастлив. У него нет семьи, отношения с женщинами у него не сложились.

Лука — это своеобразный стержень ночлежки. Именно на нем и держится этот коллектив таких разных людей. Лука всем нравится, так как не говорит людям жесткую правду, а охраняет их от злобы мира, дает им сказку, мечту. Все внимательно его слушают. Никто не обижает его и не конфликтует с ним. Лука человек миролюбивый.

С уходом Луки и коллектив портится. Старец покинул ночлежку, когда ее хозяин был убит в драке. Предположительно, Лука ушел на Украину за новой и счастливой жизнью. После его ухода все стало другим. Актер снова стал пить и покончил жизнь самоубийством, когда понял, что такой больницы нет и в помине.

Лука — это образ доброго человека, вселяющего во всех надежду на светлое и прекрасное будущее, которого у них, увы, скорее всего не будет в жизни никогда.

Сочинение 2

Лука является главным героем произведения На дне. Написанное автором Максимом Горьковым. Читатели которые знакомятся с данным персонажем, могут сами заметить насколько он является противоречивым персонажем. На протяжении всего произведения Лука по большинству своему предпочитает солгать нежели сказать истинную правду. Но в тот же самый момент он таким образом пытается помочь другому человеку, оказать своего рода помощь в психологическом плане. Он является человеком который, рассказывает и ведёт речи достаточно неправдоподобные, но несмотря на сказанное все герои произведения с большим интересом и удовольствием слушаю то что он рассказывает.

Максим Горький не раскрывает его биографию, он лишь упоминает о том, что этот персонаж уже на протяжении многих лет путешествует по свету. Вместо того чтобы создать свой дом, он путешествует по свету и останавливается жить во временных помещениях, как их еще называют ночлежки. Его возраст автор раскрывает сразу, называя его пожилым человеком. Во времена его жизни, ночлежки были очень популярны среди людей, у которых не было места, где бы они могли остаться или жить. Так именно и поступал главный персонаж произведения, ему ничего не оставалось кроме как целыми днями путешествовать, а свою ночь проводить под одной крышей с людьми у которых не было дома, в ночлежке.

Лука это старик у которого не было ничего из имущества, однако несмотря на все трудности и преграды жизни, он не потерял жизненного оптимизма и доброты по отношению к людям. Он является сострадательным персонажем с мягким характером. Этому человеку ничего не остается кроме как быть очень религиозным, ведь вся жизни человека оставшихся без дома и имущества, к тому же не имеющего семьи, основывается на вере в Христа. Таким образом у человека появляется надежда на будущее, пусть даже и порой мечтам не суждено сбыться. Во время разговора с другими людьми, он проявляет себя как спокойный человек, который умеет вдумчиво и правильно объяснить свои мысли. Свою жизнь он ведёт последовательно и степенно. Жизнь потрепавшая старика к достаточно зрелому возрасту, даровала ему знания психологии. Таким образом, он мог общаться с другими людьми, исходя из знаний психолога, а также знаний оратора.

Его знания и достоинства можно хорошо увидеть, и оценить в сценах когда он общается с людьми, которые живут в домах которые предназначены для бездомных людей. Однако несмотря на свои знания, ему часто приходится говорить не правду, так как он понимает что многие люди не способны вынести всей той правды, которая существует в жизни.

Характеристика 3

Драма М. Горького «На дне» была принята зрителями как «пьеса-буревестник», так как в ней отражен дореволюционный период России. Автор хотел показать мир нищеты и страдания людей «дна». Он изображает ночлежку, где живут люди разных судеб и характеров: рабочий Клещ и его больная жена Анна, вор Васька Пепел, Настя, Барон, Сатин и другие. Все они смирились со своим трагическим положением на дне жизни. Однако всё меняется с приходом странника Луки. В каждом из ночлежников он видит светлые стороны личности, находит для них слова утешения. Приход Луки можно сравнить с наступлением революции, ведь в жизни ночлежников тоже происходят изменения.

Лука – главный герой пьесы, ведь именно с его образом связан вопрос, волнующий всех читателей: «Что лучше – истина или сострадание?» Он является странником шестидесяти лет, который проповедует те истины, в которые верит сам. Автор пишет, что «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Герой мало говорит о своём прошлом, возможно, он вернулся после каторги. Его имя имеет два значения: первое означает евангельский апостол, второе – «лукавый». Неспроста автор дал этому персонажу такое имя. Некоторые ассоциируют его с библейскими образами и находят в нем образ Иисуса Христа. Лука представляется перед читателями в роли праведника, он несет людям мудрость и правду. Но в то же время значение «лукавый» даёт понять, что герой не хочет противостоять действительности. Лука не всегда говорит правду, так как считает, что правда может погубить человека и отнять веру в себя, поэтому он утешает всех в ночлежке. Отношение М. Горького к главному герою неоднозначно: иногда он осуждает старика, считает его отрицательным персонажем, так как Лука вселяет людям надежду и в самый ответственный момент просто исчезает, но порой герой выступает в роли добродушного праведника, который стремится только помочь обитателям ночлежки. Читателям следует самим решить кем является Лука, и стоит ли разделять мнение о том, что утешительная ложь лучше, чем горькая правда.

С одной стороны, люди нуждаются в сострадании, которую несет Лука. С другой стороны, столкнувшись с действительностью, надежды могут оказаться пустыми, тогда люди могут начать страдать еще сильнее, и не каждый сможет с этим справиться. Примером может стать поступок актера, ведь в конце пьесы он совершил самоубийство. По этой причине не стоит ни судить, ни хвалить Луку.

`

Лука в произведении На дне

Популярные сочинения

  • Как мы однажды вылепили снежную бабу сочинение

    Зима замечательная пора года. Она радует нас новогодними праздниками, замысловатыми узорами на окнах, катанием на коньках, лыжах и ледянках, и, конечно же, белым пушистым снегом

  • Анализ рассказа Судьба человека Шолохова

    В основу произведения М. А. Шолохова «Судьба человека» лег рассказ, услышанный писателем в ожидании парома от случайного знакомого. Впоследствии Шолохов очень жалел, что не узнал его имени.

  • Сочинение Скотинин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ)

    Одним из отрицательных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является Тарас Скотинин. Он был не молодым дворянином, небогатым помещиком и братом госпожи Простаковой.

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Характеристика и образ Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Лука — одно из главных действующих лиц произведения Максима Горького «На дне». Он — противоречивая личность. Лука способен солгать, но в то же время, утешить и оказать собеседнику психологическую помощь. Несмотря на то, что его речи неправдоподобны, люди охотно его слушают и верят каждому его слову.

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника. Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами. Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно. Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование. Не без помощи лжи, старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки. Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Лука оптимист, он лучик света в темном царстве людей, «существующих» в приюте для бездомных.

Сочинение про Луку

Пожилой странник Лука является одним из главных действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне». В ночлежке он появляется время от времени. Это место для тех, кто отчаялся бороться, чьи мечты рухнули, кто потерял всякую надежду на светлое будущее, чья жизнь теперь превратилась в жалкое, нищенское существование.

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа. Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка. Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости. Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь. И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Вариант 3

Философские темы затрагивались периодически в произведениях многих известных литераторов. Одним из произведений, затрагивающих социальные и философские проблемы, стала пьеса М.Горького «На дне».

Героями пьесы являются люди, не сумевшие устоять на «плаву» и оказавшиеся на самом дне.

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души. Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма. Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек. Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Искренне пытаясь помочь людям, Лука не понимал, что не всегда «сладкая» ложь несет благо. Иногда разочарование от пустых обещаний и несбывшихся надежд оказывается губительным. Именно это произошло с актером, повесившимся в финале.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием.

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным. Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

harakteristika i obraz luki v pese na dne

Популярные сегодня темы

На сегодняшний день в мире существуют такие виды транспорта: воздушный, сухопутный, железнодорожный и водяной. Воздушный – это различные самолёты, вертолёты, воздушные шары и многое другое.

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова.

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации – прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

Самые приятные для меня страницы в части про контрабандистов. Мне нравится очень знакомство главного героя с той самой девушкой. Нравится её описание, манера разговора…

Современная жизнь уже с трудом представляется нам без интернета. С помощью него люди узнают новости, находят полезную информацию, общаются, создают бизнес, изучают что-то новое

Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Лука – персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

После убийства Пепла – хозяина ночлежки Костылева – Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Пьеса Максима Горького “На дне” затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них – это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним – воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества – отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное – после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

Образ и характеристика Луки в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

Вопрос Почему Мертвые души- поэма? появился и волнует читателей с момента выпуска произведения в 1842 году.

С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистический рассказ, в котором поднимаются вопросы социального неравенства в обществе посредством детского восприятия.

Речь пойдет о второстепенном персонаже – генерале Андрее Карловиче. Это типичный представитель губернатора Екатерининской эпохи, в котором очень четко отражаются такие качества

Когда-то телевиденье считалось необычайным чудом, которое всецело поглотило зрителей. Для того чтобы узнать последние новости, посмотреть новый фильм или программу люди бросали все свои дела и усаживались у голубых экранов.

Сочинение на тему “Значение образа Луки в пьесе Горького “На дне”

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это был сложный период в истории России. Он заставил людей задуматься о жизни и о своем месте в ней. Горького, как и каждого талантливого писателя, волновали острые социальные вопросы. Можно сказать, что он выводил их на глубокий философский уровень. Он имел свой взгляд на все происходящее в стране.

В советский период сложная и противоречивая авторская позиция была упрощена в угоду времени. Неоднозначные философские идеи Горького вырывались из контекста, превращались в лозунги. Все это говорит о том, что настоящий смысл этого произведения начал постигаться совсем недавно, когда героев перестали делить на положительных и отрицательных.

Важно заметить, что образ «странного человека» Луки до последних десятилетий тоже трактовался однобоко. Его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти, в искушении людей своей ложью. Но это не так. Лука пытается смягчить души очерствевших «босяков».

В костылевской ночлежке люди жестоки друг к другу. Жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей. Ночлежники издеваются над Настей и ее мечтой о большой любви, не дают покоя умирающей Анне, обрывают надежды Клеща выбраться из нищеты. В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Лука утешает людей, насколько можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно бывших баронов, актеров, рабочих, потерявших работу, «потомственных» воров. И Лука прибегает ко лжи, как к обезболивающему средству. Обитателям ночлежки он дарит иллюзии, пробуждает в их душах давно забытые светлые чувства. Интересно, что Лука очень тонко чувствует людей, знает, что для каждого из них важнее всего. Он безошибочно находит нужные струны в душе каждого ночлежника. Анне странник обещает покой и отдых на том свете, Актеру рассказывает про бесплатную лечебницу для алкоголиков, Ваське Пеплу советует уехать в Сибирь и начать там новую жизнь.

Зачем всё-таки лжёт Лука? Этот человек просто не очерствел душой. Сатин говорит о Луке обитателям ночлежки: « Он врал… Но это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает – он творит добро: утешает перед смертью бедную Анну, пытается усовестить Василису. Именно благодаря Луке Васька Пепел не убивает Костылева, когда Сатин прямо толкает его на это страшное преступление. Странник советует Василию отправиться в Сибирь, потому что чувствует, что конфликт Пепла с Костылевыми зашёл уже слишком далеко. Лука не просто врет Актеру – он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!». Актер умирает не из-за иллюзий, навязанных ему Лукой, а от их крушения. Этот человек не смог поверить, прежде всего, в себя. Актер не понял, что он сам способен справиться со своей бедой. Своим рассказом о лечебнице Лука просто хотел поддержать этого человека.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Лука не просто утешитель – он философски обосновывает свою позицию. Одним из важнейших моментов пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль заключается в том, что спасти человека может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!».

Так почему же Лука не «научил добру» обитателей ночлежки? Почему после его исчезновения их жизнь покатилась под откос с еще большей скоростью? Я считаю, что позиция Луки во многом неправильная. Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающему, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, за его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки состоит в том, что человек достоин жалости: именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческие чувства.

Но ночлежников может спасти только самоуважение и вера в собственные силы. Ни того, ни другого у них нет, поэтому они могут лишь размышлять на тему человека, свободы и правды. Ночлежники задумались над смыслом своего существования, но на реальные действия и глобальные перемены они уже не способны. Поэтому пьеса заканчивается пьяной гульбой босяков и, как завершающий аккорд, сообщением о самоубийстве Актера. Я считаю, что смерть этого персонажа стала своеобразным символом краха маленьких надежд на лучшую жизнь обитателей ночлежки.

Лука в пьесе “На дне” Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

illjustracija Luka Na dne Gorkij Hudozhnik S Gonkov
Лука и другие
обитатели ночлежки.
Художник С. Гонков

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы “На дне” М. Горького.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”

Образ и характеристика Луки в пьесе “На дне”: описание, биография, история жизни

Возраст Луки – 60 лет:
“. странник, 60 лет. “

О внешности Луки известно следующее:
“. Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. ”
“. Гляди – какой я? Лысый… “

Лука является странником, бездомным человеком:
“. Проходящий… странствующий…”
“. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…”

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
“. Вот – новый постоялец…”

Он является интересным, любопытным человеком:
“. Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…”
“. Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…”

Лука – человечный старик:
“. а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…”

Он является ласковым, мягким человеком:
“. на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…”

Лука – добрый человек:
“. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. “

Лука – жалостливый человек:
“. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. “

“. Он… жалостливый был…”

Лука любит петь песни:
“. Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…”
“. А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою. “

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много “мяли”, то есть он пережил много трудностей:
“. Мяли много, оттого и мягок…”

Лука – странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
“. Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. “

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
“. Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…”

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
“. Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. “

“. Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…” (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
“Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!” (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
“. Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. ” (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше – в Украину:
“. Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. “

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!”

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

“. Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их.
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи “Драматургия Горького”)

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе “На дне” Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Характеристика и образ Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех. Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях». Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых — что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы. Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация — попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», — внушает он). Развязка — крушение всех иллюзий — связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка. Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», — говорит Актер Сатину. — «Дурак, дважды убить нельзя», — восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику — где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,— житье ваше — о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», — скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но — они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку. Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер — Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»). Приласкал Лука смертельно больную Анну — и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека — «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», — обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» — синонимы): «Любить — живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны. «Хорошие мужики! Не пожалей я их — они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма — добру не научит, а человек — научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение — люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька — вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену — но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний. Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков. Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом — и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи. Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса. И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду. Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»— и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует — удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, — вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Четвертое действие пьесы — это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека». Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека — жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства. А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

«Хороший был старичок!» (Настя);
«Он жалостливый был…» (Клещ);
«Старик хорош был… закон душе имел. »;
«Не обижай человека — вот закон» (Татарин).

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» — А — для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю. Свои размышления над проблемой, что лучше — безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины». Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя. И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам. Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

Сочинение на тему “Значение образа Луки в пьесе Горького “На дне”

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это был сложный период в истории России. Он заставил людей задуматься о жизни и о своем месте в ней. Горького, как и каждого талантливого писателя, волновали острые социальные вопросы. Можно сказать, что он выводил их на глубокий философский уровень. Он имел свой взгляд на все происходящее в стране.

В советский период сложная и противоречивая авторская позиция была упрощена в угоду времени. Неоднозначные философские идеи Горького вырывались из контекста, превращались в лозунги. Все это говорит о том, что настоящий смысл этого произведения начал постигаться совсем недавно, когда героев перестали делить на положительных и отрицательных.

Важно заметить, что образ «странного человека» Луки до последних десятилетий тоже трактовался однобоко. Его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти, в искушении людей своей ложью. Но это не так. Лука пытается смягчить души очерствевших «босяков».

В костылевской ночлежке люди жестоки друг к другу. Жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей. Ночлежники издеваются над Настей и ее мечтой о большой любви, не дают покоя умирающей Анне, обрывают надежды Клеща выбраться из нищеты. В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Лука утешает людей, насколько можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно бывших баронов, актеров, рабочих, потерявших работу, «потомственных» воров. И Лука прибегает ко лжи, как к обезболивающему средству. Обитателям ночлежки он дарит иллюзии, пробуждает в их душах давно забытые светлые чувства. Интересно, что Лука очень тонко чувствует людей, знает, что для каждого из них важнее всего. Он безошибочно находит нужные струны в душе каждого ночлежника. Анне странник обещает покой и отдых на том свете, Актеру рассказывает про бесплатную лечебницу для алкоголиков, Ваське Пеплу советует уехать в Сибирь и начать там новую жизнь.

Зачем всё-таки лжёт Лука? Этот человек просто не очерствел душой. Сатин говорит о Луке обитателям ночлежки: « Он врал… Но это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает – он творит добро: утешает перед смертью бедную Анну, пытается усовестить Василису. Именно благодаря Луке Васька Пепел не убивает Костылева, когда Сатин прямо толкает его на это страшное преступление. Странник советует Василию отправиться в Сибирь, потому что чувствует, что конфликт Пепла с Костылевыми зашёл уже слишком далеко. Лука не просто врет Актеру – он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!». Актер умирает не из-за иллюзий, навязанных ему Лукой, а от их крушения. Этот человек не смог поверить, прежде всего, в себя. Актер не понял, что он сам способен справиться со своей бедой. Своим рассказом о лечебнице Лука просто хотел поддержать этого человека.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Лука не просто утешитель – он философски обосновывает свою позицию. Одним из важнейших моментов пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль заключается в том, что спасти человека может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!».

Так почему же Лука не «научил добру» обитателей ночлежки? Почему после его исчезновения их жизнь покатилась под откос с еще большей скоростью? Я считаю, что позиция Луки во многом неправильная. Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающему, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, за его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки состоит в том, что человек достоин жалости: именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческие чувства.

Но ночлежников может спасти только самоуважение и вера в собственные силы. Ни того, ни другого у них нет, поэтому они могут лишь размышлять на тему человека, свободы и правды. Ночлежники задумались над смыслом своего существования, но на реальные действия и глобальные перемены они уже не способны. Поэтому пьеса заканчивается пьяной гульбой босяков и, как завершающий аккорд, сообщением о самоубийстве Актера. Я считаю, что смерть этого персонажа стала своеобразным символом краха маленьких надежд на лучшую жизнь обитателей ночлежки.

Развитие сюжета пьесы «На дне» концентрируется на образе Луки. Это один из центральных персонажей. Его появление является завязкой произведения. Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.

Кто такой Лука?

Сочинение роль луки в пьесе горького на дне 11 класс

Лука. Иллюстрация

О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил, что: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Автор выбрал имя для этого персонажа не случайно. С одной стороны это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта».

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Возраст 60 лет
Внешность Лысый старичок, ходит с палкой в руках и котомкой за спиной
Род деятельности Странник
Черты характера Добрый, мягкий, человечный, отзывчивый, внимательный, любопытный, ласковый, жалостливый, умный и проницательный
Увлечения Любит петь песни
Отношение окружающих Многим Лука нравился за то, что он не говорил им в лицо суровую правду
Отношение к окружающим Любит и уважает всех людей
Мечты Мечтает помочь всем нуждающимся
Отношение автора Неоднозначное. Наделил его и пороками, и достоинствами.

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Сочинение роль луки в пьесе горького на дне 11 класс

Спектакль «На дне» в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства, он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.


Введение

образ луки

Лука

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости.  С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.


Даниил Романович | Просмотров: 10.2k | Оценить:

  • Сочинение роль музыки в жизни моей семьи
  • Сочинение родник в мелколесье
  • Сочинение рождение моей сестренки
  • Сочинение речь как форма существования языка качество хорошей речи
  • Сочинение рецензия на текст забавная свита