Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Сочинениярусский языкмоя любимая часть речи глаголкаждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и
  • Сочинения
  • Русский язык
  • Моя любимая часть речи глагол

Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.

Самой интересной и выразительной частью речи является, по-моему, глагол. Он мне нравится больше всего. Он и возник раньше других частей речи для обозначения действия. Видимо, для людей прадавних времён, когда зарождался язык, важно было передать именно поступок, деланье. Тогда же у глагола, должно быть, возникли и формы числа – единственное и множественное. Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники.

Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем. При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком.

Глагол заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо, даже три. Такой многоликий он в настоящем и будущем времени. 1-ое, 2-ое и 3-ье лица, соотносимые со словами я/мы, ты/вы, он, она, оно/они обеспечивают глаголу исполнение двух очень важных ролей-должностей в королевстве Лингвистика. Эти роли называются I и II cпряжения. Как начнёт глагол изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем временах, так сразу становится понятно, что он собой представляет в смысле спряжения (тематическая Е в окончании – у I спряжения, а если фигурирует И – имеем дело со II спряжением).

Дело осложняют подданные королевства, не пожелавшие подчиниться общему распределению ролей. Они полагали стать избранными, но стали лишь исключениями. А исключения никто не любит, особенно ученики, потому что эти глаголы-выскочки требуют, чтобы их постоянно не гнали, а держали в памяти, смотрели и видели, как их все ненавидят, что даже слышать о них не желают, хотя те и сами уже раскаялись; им давно надоело зависеть от дырявой памяти учеников, терпеть, что каждый вертит пальцем у виска, желая их обидеть и даже запретить дышать. Обидно то, что они не претендовали на первые роли – они лишь настояли на своём исключительном праве относиться ко II спряжению.

У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж различить мужской, женский и средний род ни для кого не составит труда: яблоко поспело, помидор созрел_, груша пожелтела.

Есть у глагола и вообще «спокойная», оставшаяся вне времён, лиц, родов начальная форма – инфинитив. У неё простая задача – обозначать действие: что делать? и что сделать? (по этим вопросам легко определяют вид глагола: если в вопросе есть приставка с – совершенный вид; если этой приставки нет – несовершенный вид). Вид имеет любой глагол.

А есть ещё интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека или называющих действие, происходящее само по себе (например: не сидится, знобит; светает, смеркается). Есть в этих глаголах какой-то налёт безответственности, но в то же время их любят писатели. Одним словом – моросило – можно передать настроение, описать пейзаж (добавив ещё одно слово – по-осеннему).

Данное сочинение – попытка порассуждать о глаголе самом по себе. А ведь он ещё живёт интересной многогранной жизнью в предложении, где у него масса синтаксических ролей.

Сочинение на тему Глагол

Русский язык состоит из множества различных частей речи и каждая из них играет свою роль. Они помогают людям правильно выразить свои мысли и эмоции. Также, они могут быть и самостоятельными, и зависимыми.

Но всё-таки я глагол люблю больше всего. Я считаю что именно глагол является самой красивой частью речи в русском языке. Именно глагол появился самым первым в русском языке. Мне кажется, что именно действие важно передать в первую очередь. Наверное также думали и люди в прошлом. Именно в те времена у глагола появились разные формы числа — единственное и множественные. Люди в те времени считали важным количество людей, исполняющие действие.

Также, глагол работает в разном времени. Эта часть речи может работать: в прошлом, настоящем и будущем. Пример: «Ученик не выполнил домашнее задание и поэтому получит двойку на уроке. Если же он не исправиться, его родителей придётся вызвать в школу»

Я считаю что глагол заслуживает особого места в русском языке, ведь без него было бы просто невозможно передать действие в письме. Эта форма речи выделяется ещё тем, что имеет лицо. Причём лицо может применяться и в прошлом времени, и в настоящем, и даже в будущем. Именно этим глагол заслуживает важное место в русском языке. Глаголы могут полностью изменяться и по времени, и по числу, и по лицу. Также, он может меняться и в спряжении.

Но в мире русского языка глаголы всегда притесняются. Их должны были сделать избранными, но они стали лишь исключениями. И их очень не любят ученики. Ведь исключения приходится долго учить. А ведь всего лишь нужно запомнить что эти слова относятся ко второму спряжению.

У глагола есть и неопределённая форма. Её называют инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на несколько вопросов: Что делать? Что сделать? Этот глагол очень легко определить, просто задав эти два вопроса. Также, инфинитивы разделяют на два вида: совершенные и несовершенные. Если у глагола есть приставка -с, то это совершенный вид. Если же всё иначе, то это глагол считается несовершенным.

У глаголов есть и безличный вид. Они передают состояние человека или показывают действия, которые происходят сами по себе. Пример: нагревается, замораживается, намокает. Эти глаголы очень любят использовать писатели для описания пейзажей. Сделать это очень легко с помощью глагола «моросило». Нужно просто добавить «по-осеннему». По-осеннему моросило — это уже полноценное описание погоды.

ОГЭ по русскому сочинение 15.1. Глагол — самая живая часть речи

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания писателя А.К. Югова: «Глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глаго­ла — выражать само действие!». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Основная часть речи в языке, отвечающая за обозначение действия, — это глагол. Без него нет событийности, нет ди­намики повествования.

Если из предложенного нам для анализа текста убрать глаголы, он потеряет всякую связность и смысл. Первое предложение без слов «помню» и «звали» превратится в на­бор из частицы, наречия и местоимения!

А сколько глаголов в последнем абзаце помогают рас­сказчику передать свою боль! Как много он хотел бы сде­лать, чтобы уменьшить муки совести! И эти стремления пе­реданы в предложении 55 именно глаголами. Они подчеркивают острое желание рассказчика искупить свою вину.

Да, писатель А.К. Югов не ошибался, говоря, что «в гла­голе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

Вариант 2

Мир, в котором мы живем и который изображается в произведениях, постоянно меняется, развивается, и именно глаголы помогают передать эти действия.

, Давайте проиллюстрируем широкий диапазон употребле­ния этой части речи, сгруппировав примеры, которых много в тексте В. Надыршина.

Итак, глаголы способны обозначать физические действия («метнулся», «отбросил»), перемещения в пространстве («скрылся», «вышел»), деятельность органов чувств («смотре­ли»), изменение состояния («остановился», «перевели»), речь («попросил», «отвечал», «сказал»). Стоит только убрать глаго­лы из текста или языка — и все застывает, теряет смысл.

Действительно, «глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать са­мо действие!».

Я абсолютно согласен с этим высказыванием писателя А.К. Югова.

Вариант 3

Можно ли представить себе связное повествование, в ко­тором никак не изображено движение, нет действий, дета­лей, описывающих происходящее? Разве что с трудом…

Глагол — «самая живая часть речи», как верно заметил писатель А.К. Югов. В этой части речи процесс представлен в грамматических формах времени, лица и наклонения, что делает его уникальным средством описания процессов и действий.

Обратимся за примерами к рассказу В. Надыршина.

Глаголы в нем сообщают о том, что повествование идет о событии, случившемся в прошлом («звали», «жил», «переве­ли», «положили»). Будущий диалог героев рассказа угадыва­ется по глаголу повелительного наклонения «проходи»: в са­мом деле, не сидели же мальчишки в квартире молча?

Кроме того, глаголы будущего времени «простит», «пой­мет», «выслушает» в предложениях 57-59 свидетельствуют о том, что рассказчик еще не потерял надежду искупить вину. Именно в этих глаголах заключен основной смысл данных предложений.

Действительно, глагол — практически незаменимая в языке часть речи.

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой

Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как гово­рится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрыл­ся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтраш­него дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там по­слушать или чего еще… — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(18) — Тебе чего?

(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — на­смешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(22) —А ты-то при чем?

(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят… (26)Пройти-то можно?

(27)— Проходи…

(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки… (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) — Давай только не сегодня!

(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры…

(34) — Ну, раз так, то пойдем…

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я ви­жу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…

(55)…Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавлен­ное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает… (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину )

Похожие материалы:

  • ОГЭ русский язык сочинение 15.3. Что такое целеустремлённость? — —
  • Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое зависть? — —
  • Пример сочинения 15.3 ОГЭ русский язык. Что такое предательство? — —
  • Сочинение по русскому ОГЭ 9 класс 15.3. Что такое малодушие? — —
  • Сочинение-рассуждение 9 класс огэ 15.3. Что такое милосердие? — —
  • Сочинение по русскому ОГЭ 15.3. Что такое обида? — —
  • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое открытие? — —
  • ОГЭ русский язык сочинение 15.3. Что такое подвиг? — —
  • Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое предательство? — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Вариант 2

Многим из нас знакомо выражение: «Глаголом жги сердца людей». Это цитата из стихотворения «Пророк» пера русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Конечно же, в данном случае слово «глагол» употребляется в смысле «слово», да и в былые времена «глаголить» означало «говорить». В своём сочинении я хочу сузить это понятие, поэтически воспетое Пушкиным-пророком, и признаться в любви глаголу не как слову, а как к части речи, которую изучают в школьной программе.

Пожалуй, это одна из главных частей речи любого языка, без которой не построить фразы, не выразить мысли. В этом вопросе глагол идёт в паре с именем существительным – как основа любого выражения. Если цветистые определения и дополнения, а также обстоятельства для понимания сути в предложении можно опустить, то редкое предложение обходится без глагола. Глагол помогает понять, что «хочет» существительное, наделяет предмет или живое существо каким-нибудь действием. Дай подлежащему-существительному и сказуемому-глаголу друг друга, и сразу станет ясно, о чём идёт речь.

Русский язык гибок и непредсказуем, он позволяет говорящим и пишущим выстраивать свои фразы так, как им вздумается, выводя глагол то на первые позиции в предложении, подвинув подлежащее, то, наоборот, уступив ему место в начале. В отличие от существительного, у глагола нет рода, зато есть своя уникальная «черта характера» — время, с помощью которого говорящему, слушателю или читателю легко ориентироваться, где происходило, происходит или будет происходить действие. А вот другая характеристика – спряжение – это чисто грамматический ориентир, помогающий пишущему правильно изобразить глагол на бумаге. Для этого филологи построили для глаголов правила, но есть в русском языке глаголы-индивидуумы, которым общие правила не писаны, это так называемые неправильные глаголы, для них какой-то поэтически одарённый учитель придумал зарифмованный стишок – чтобы этих неправильных «товарищей» легче было запомнить и правильно написать. Наверное, его знает каждый.

Глагол, как и другие части речи любого языка, подвержён влиянию времени. В наши дни какие только слова не изобретаются – и неологизмы, продиктованные новыми разработками, и сленговые выражения. Это понятно, но вот всё-таки хочется, чтобы каждый используемый в речи глагол имел культурную оболочку и был приятен человеческому слуху и глазу. Давайте глаголить чистоплотно!

Другие сочинения: ← Чему учат сказки?↑ по русскому языкуРечевой этикет →

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой.

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления.

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается);
  • Инфинитивом (искать);
  • Причастиями (написанный, сверкающий);
  • Деепричастиями (нарисовав).

Особенности

Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Морфологические признаки глагола
  • 2. Неопределенная форма глагола
  • 3. Формы глагола
  • 4. Как определить наклонение глагола?
  • 5. Переходность глагола
  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Русский язык состоит из многих частей речи. Здесь есть и имя существительное, и имя прилагательное, и наречие, и причастие , и местоимение, и еще много других частей речи. Казалось бы, ничего страшного не случится, если одну из частей речи убрать. Зачем нам, например, глаголы? Но, на самом деле, глаголы очень важны. Ведь они обозначают все действия, которые происходят с нами в жизни.

Без глаголов невозможно будет общение друг с другом. Ведь вы не сможете рассказать друг другу, что вы делали, чем занимались, что видели и где бывали. Все это без обычного глагола невозможно. Нельзя будет попросить о помощи, ведь даже слово «помоги» уже является глаголом. Так же дело обстоит с художественными произведениями. Любой рассказ. любая повесть, любой роман основан на действии, которое происходит с главными героями. А как же описать эти действия без применения глагола? Как видим, глагол невозможно выкинуть из нашей речи, поскольку он является одной из важнейших ее частей

Похожие материалы:

  • Сочинение на тему: Прекрасное и безобразное в нашей жизни — .
  • Сочинение на тему: Экология природы и экология души — .
  • Сочинение на тему: Береги окружающую среду — .
  • Сочинение на тему: Почему важно заниматься спортом — .
  • Сочинение на тему: Цените каждую минутку жизни! — .
  • Сочинения
  • Русский язык
  • Моя любимая часть речи глагол

Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.

Самой интересной и выразительной частью речи является, по-моему, глагол. Он мне нравится больше всего. Он и возник раньше других частей речи для обозначения действия. Видимо, для людей прадавних времён, когда зарождался язык, важно было передать именно поступок, деланье. Тогда же у глагола, должно быть, возникли и формы числа – единственное и множественное. Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники.

Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем. При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком.

Глагол заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо, даже три. Такой многоликий он в настоящем и будущем времени. 1-ое, 2-ое и 3-ье лица, соотносимые со словами я/мы, ты/вы, он, она, оно/они обеспечивают глаголу исполнение двух очень важных ролей-должностей в королевстве Лингвистика. Эти роли называются I и II cпряжения. Как начнёт глагол изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем временах, так сразу становится понятно, что он собой представляет в смысле спряжения (тематическая Е в окончании – у I спряжения, а если фигурирует И – имеем дело со II спряжением). 

Дело осложняют подданные королевства, не пожелавшие подчиниться общему распределению ролей. Они полагали стать избранными, но стали лишь исключениями. А исключения никто не любит, особенно ученики, потому что эти глаголы-выскочки требуют, чтобы их постоянно не гнали, а держали в памяти, смотрели и видели, как их все ненавидят, что даже слышать о них не желают, хотя те и сами уже раскаялись; им  давно надоело зависеть от дырявой памяти учеников, терпеть, что каждый вертит пальцем у виска, желая их обидеть и даже запретить дышать. Обидно то, что они не претендовали на первые роли – они лишь настояли на своём исключительном праве относиться ко II спряжению.

У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж различить мужской, женский и средний род ни для кого не составит труда: яблоко поспело, помидор созрел_, груша пожелтела.

Есть у глагола и вообще «спокойная», оставшаяся вне времён, лиц, родов начальная форма – инфинитив. У неё простая задача – обозначать действие: что делать? и что сделать? (по этим вопросам легко определяют вид глагола: если в вопросе есть приставка с – совершенный вид; если этой приставки нет – несовершенный вид). Вид имеет любой глагол.

А есть  ещё интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека или называющих действие, происходящее само по себе  (например: не сидится, знобит;  светает, смеркается). Есть в этих глаголах какой-то налёт безответственности, но в то же время их любят писатели. Одним словом – моросило – можно передать настроение, описать  пейзаж (добавив ещё одно слово – по-осеннему).

Данное сочинение – попытка порассуждать о глаголе самом по себе. А ведь он ещё живёт интересной многогранной жизнью в предложении, где у него масса синтаксических ролей.

Сочинение на тему Глагол

Русский язык состоит из множества различных частей речи и каждая из них играет свою роль. Они помогают людям правильно выразить свои мысли и эмоции. Также, они могут быть и самостоятельными, и зависимыми.

Но всё-таки я глагол люблю больше всего. Я считаю что именно глагол является самой красивой частью речи в русском языке. Именно глагол появился самым первым в русском языке. Мне кажется, что именно действие важно передать в первую очередь. Наверное также думали и люди в прошлом. Именно в те времена у глагола появились разные формы числа — единственное и множественные. Люди в те времени считали важным количество людей, исполняющие действие.

Также, глагол работает в разном времени. Эта часть речи может работать: в прошлом, настоящем и будущем. Пример: «Ученик не выполнил домашнее задание и поэтому получит двойку на уроке. Если же он не исправиться, его родителей придётся вызвать в школу»

Я считаю что глагол заслуживает особого места в русском языке, ведь без него было бы просто невозможно передать действие в письме. Эта форма речи выделяется ещё тем, что имеет лицо. Причём лицо может применяться и в прошлом времени, и в настоящем, и даже в будущем. Именно этим глагол заслуживает важное место в русском языке. Глаголы могут полностью изменяться и по времени, и по числу, и по лицу. Также, он может меняться и в спряжении.

Но в мире русского языка глаголы всегда притесняются. Их должны были сделать избранными, но они стали лишь исключениями. И их очень не любят ученики. Ведь исключения приходится долго учить. А ведь всего лишь нужно запомнить что эти слова относятся ко второму спряжению.

У глагола есть и неопределённая форма. Её называют инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на несколько вопросов: Что делать? Что сделать? Этот глагол очень легко определить, просто задав эти два вопроса. Также, инфинитивы разделяют на два вида: совершенные и несовершенные. Если у глагола есть приставка -с, то это совершенный вид. Если же всё иначе, то это глагол считается несовершенным.

У глаголов есть и безличный вид. Они передают состояние человека или показывают действия, которые происходят сами по себе. Пример: нагревается, замораживается, намокает. Эти глаголы очень любят использовать писатели для описания пейзажей. Сделать это очень легко с помощью глагола «моросило». Нужно просто добавить «по-осеннему». По-осеннему моросило — это уже полноценное описание погоды.

Также читают:

Картинка к сочинению Моя любимая часть речи глагол

Моя любимая часть речи глагол

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Русская зима. Лигачево Юона 6, 7 класс

    В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый

  • Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина

    В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» капитан Миронов является второстепенным персонажем. Образ этого персонажа олицетворяет собой честность и порядочность, которая должна быть у каждого сына Отечества.

  • Серебрякова

    Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути

  • Сочинение по картине Кот ученый Мавриной

    Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

  • Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся Куприна сочинение

    Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Моя любимая часть речи глагол

Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.

Самой интересной и выразительной частью речи является, по-моему, глагол. Он мне нравится больше всего. Он и возник раньше других частей речи для обозначения действия. Видимо, для людей прадавних времён, когда зарождался язык, важно было передать именно поступок, деланье. Тогда же у глагола, должно быть, возникли и формы числа – единственное и множественное. Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники.

Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем. При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком.

Глагол заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо, даже три. Такой многоликий он в настоящем и будущем времени. 1-ое, 2-ое и 3-ье лица, соотносимые со словами я/мы, ты/вы, он, она, оно/они обеспечивают глаголу исполнение двух очень важных ролей-должностей в королевстве Лингвистика. Эти роли называются I и II cпряжения. Как начнёт глагол изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем временах, так сразу становится понятно, что он собой представляет в смысле спряжения (тематическая Е в окончании – у I спряжения, а если фигурирует И – имеем дело со II спряжением).

Дело осложняют подданные королевства, не пожелавшие подчиниться общему распределению ролей. Они полагали стать избранными, но стали лишь исключениями. А исключения никто не любит, особенно ученики, потому что эти глаголы-выскочки требуют, чтобы их постоянно не гнали, а держали в памяти, смотрели и видели, как их все ненавидят, что даже слышать о них не желают, хотя те и сами уже раскаялись; им давно надоело зависеть от дырявой памяти учеников, терпеть, что каждый вертит пальцем у виска, желая их обидеть и даже запретить дышать. Обидно то, что они не претендовали на первые роли – они лишь настояли на своём исключительном праве относиться ко II спряжению.

У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж различить мужской, женский и средний род ни для кого не составит труда: яблоко поспело, помидор созрел_, груша пожелтела.

Есть у глагола и вообще «спокойная», оставшаяся вне времён, лиц, родов начальная форма – инфинитив. У неё простая задача – обозначать действие: что делать? и что сделать? (по этим вопросам легко определяют вид глагола: если в вопросе есть приставка с – совершенный вид; если этой приставки нет – несовершенный вид). Вид имеет любой глагол.

А есть ещё интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека или называющих действие, происходящее само по себе (например: не сидится, знобит; светает, смеркается). Есть в этих глаголах какой-то налёт безответственности, но в то же время их любят писатели. Одним словом – моросило – можно передать настроение, описать пейзаж (добавив ещё одно слово – по-осеннему).

Данное сочинение – попытка порассуждать о глаголе самом по себе. А ведь он ещё живёт интересной многогранной жизнью в предложении, где у него масса синтаксических ролей.

Сочинение на тему Глагол

Русский язык состоит из множества различных частей речи и каждая из них играет свою роль. Они помогают людям правильно выразить свои мысли и эмоции. Также, они могут быть и самостоятельными, и зависимыми.

Но всё-таки я глагол люблю больше всего. Я считаю что именно глагол является самой красивой частью речи в русском языке. Именно глагол появился самым первым в русском языке. Мне кажется, что именно действие важно передать в первую очередь. Наверное также думали и люди в прошлом. Именно в те времена у глагола появились разные формы числа — единственное и множественные. Люди в те времени считали важным количество людей, исполняющие действие.

Также, глагол работает в разном времени. Эта часть речи может работать: в прошлом, настоящем и будущем. Пример: «Ученик не выполнил домашнее задание и поэтому получит двойку на уроке. Если же он не исправиться, его родителей придётся вызвать в школу»

Я считаю что глагол заслуживает особого места в русском языке, ведь без него было бы просто невозможно передать действие в письме. Эта форма речи выделяется ещё тем, что имеет лицо. Причём лицо может применяться и в прошлом времени, и в настоящем, и даже в будущем. Именно этим глагол заслуживает важное место в русском языке. Глаголы могут полностью изменяться и по времени, и по числу, и по лицу. Также, он может меняться и в спряжении.

Но в мире русского языка глаголы всегда притесняются. Их должны были сделать избранными, но они стали лишь исключениями. И их очень не любят ученики. Ведь исключения приходится долго учить. А ведь всего лишь нужно запомнить что эти слова относятся ко второму спряжению.

У глагола есть и неопределённая форма. Её называют инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на несколько вопросов: Что делать? Что сделать? Этот глагол очень легко определить, просто задав эти два вопроса. Также, инфинитивы разделяют на два вида: совершенные и несовершенные. Если у глагола есть приставка -с, то это совершенный вид. Если же всё иначе, то это глагол считается несовершенным.

У глаголов есть и безличный вид. Они передают состояние человека или показывают действия, которые происходят сами по себе. Пример: нагревается, замораживается, намокает. Эти глаголы очень любят использовать писатели для описания пейзажей. Сделать это очень легко с помощью глагола «моросило». Нужно просто добавить «по-осеннему». По-осеннему моросило — это уже полноценное описание погоды.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Роль глагола в нашей речи

Вариант 1 «В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть.», — писал В. Г. Белинский.

Глагол — это ёмкая часть речи. В чём же её сила? Она необыкновенна уже только лишь потому, что обозначает действие. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения многочисленных действий, которые совершает человек во всех аспектах его деятельности: трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др., а также отражает различные явления природы. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.

В предложенном тексте можно найти множество глаголов, иллюстрирующих частотность употребления этой части речи. Например, текст … («…») включает (количество) слов, из которых (количество) — это глаголы: «…», «…».

Кроме выражения значения действия, глагол придаёт речи образность, эмоционально окрашивает её, помогая лучше понять смысл текста. Так, в предложении … глаголы «…», «…», «…» конкретизируют оттенки значения, уточняя действие (или состояние) героя (или явления).

Не зря лингвист В. В. Виноградов говорил, что глагол — это ёмкая категория русского языка. Безусловно, глагол — это самая живая, многоликая и удивительная часть речи.

Вариант 2 Вспоминая строчки А. С. Пушкина из стихотворения «Пророк» «. глаголом жги сердца людей», понимаешь важность и значимость глагола как части речи. Хотя поэт под словом «глагол» понимал слово, в современной речи глагол актуален для обозначения любого действия.

Это средство обогащения русского языка. В русском языке он может не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени.

По частоте употребления глагол стоит на втором месте после существительного. Глагол — это ёмкая часть речи, он обозначает действие или состояние и выражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа, наклонения. В предложении выполняет функцию сказуемого.

Давайте обратимся к тексту, который содержит глаголы: «. », «. ». Выражая значения действия, глагол эмоционально окрашивает нашу речь, помогая нам лучше понять смысл, все оттенки значения.

Глагол может присоединять к себе различные приставки и суффиксы. Так, в тексте в предложении … глаголы используются с приставками «…», с суффиксами «…». Они уточняют данное действие, передавая его оттенки.

Итак, глагол — это удивительная часть речи, обладающая огромным потенциалом для выражения различных действий.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и др.) Соотношения грамматических форм глагола отличается особой сложностью: глаголу свойственны различные типы грамматических форм – неопределенная форма (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы — причастия и деепричастия.

Их грамматические признаки различны: инфинитив, деепричастие неизменяемы, у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа, падежа, одушевленности, как у прилагательных, . спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют морфологический признак рода, в настоящем будущем времени и повелительном наклонении — морфологический признак лица, в условном и повелительном наклонении у них нет морфологического признака времени. 1. Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив. Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать — перех., спать — неперех. ), возвратности (мыть — мыться) и вида (решать — несов. вид, решить — сов. вид).

Формальными показателями инфинитива являются формообразующие суффиксы — ть (чита-ть), — ти (нес-ти), — чь или Ш (пе-чь или печь-Ш). Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится), сказуемым (Быть грозе великой!), дополнением (Все просили ее спеть), определением (У меня возникло непреодолимое желание поспать), обстоятельством (Я пошел пройтись).

2. Спрягаемые формы (дышу, буду дышать, дыши, дышал бы и т. п.) — это формы наклонений, времен, лиц; именно эти формы в наиболее отчетливом виде представляют грамматические свойства глагола как части речи. В предложении спрягаемые глагольные формы используются как простое глагольное сказуемое (Гаврик глубоко и редко дышал… (Кат.)).

3. Причастия (дышащий, дышавший) — это особые склоняемые формы глагола, сочетающие глагольные морфологические свойства (вид, залог, время) с грамматическими признаками прилагательных (изменяемость по родам, числам и падежам, синтаксическая роль согласованного определения или именной части составного сказуемого).

4. Деепричастие (дыша) — особая неизменяемая форма глагола, сочетающая глагольные признаки вида и залога с грамматическими свойствами наречия. Все указанные формы (например, формы глагола читать: читал, читаю, читай, читающий, читая и т. п.), заметно различающиеся с грамматической точки зрения, тем не менее объединяются в одно слово благодаря тому, что

1) они имеют одно и то же лексическое значение;

2) у них наблюдается полное или частичное совпадение морфемного состава основы;

3) сохраняется общность морфологического признака вида (совершенного или несовершенного);

4) наблюдается одинаковая грамматическая сочетаемость, например способность подчинять один и те же грамматические классы слов и их грамматических форм: громко читать, громко читал, громко читающий. ромко читая; читать [читал, читающий, читая) книгу (ср. с совершенно иной сочетаемостью у близкого по своему лексическому значению отглагольного имени чтение: громкое чтение; чтение книги).

Спряжение глагола

Лексико-грамматические разряды глаголов

Выделяются лексико-грамматические разряды глаголов переходных и непереходных, возвратных и невозвратных, личных и безличных. Переходность способность глагола управлять существительным со значением объекта в В.п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое. Грамматическая особенность переходных глаголов — наличие форм страдательного залога — как не изучаемых в школьной грамматике личных форм (Книга читается мною), так и изучаемых причастных (читаемая мною книга). Возвратные и невозвратные глаголы различаются наличиемотсутствием специального возвратного словообразовательного постфикса – ся-сь.

Невозвратными являются как переходные (брать, рисовать, говорить), так и непереходные (дышать, лежать, разговаривать) глаголы, не имеющие в своем составе постфикса– ся-сь. Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся: учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без — ся (готовить — готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др. ). Обычно возвратные глаголы являются непереходными — за редким исключением: бояться, стесняться маму. Все возвратные глаголы не имеют форм страдательного залога. Личные глаголы обозначают действия, у которых есть производитель, и могут выступать как сказуемые двусоставных предложений (Я болею). Они имеют полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм.

Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя (Смеркается), или действие, которое мыслится как происходящее помимо воли субъекта (Мне нездоровится). Это состояния природы (Вечереет), человека (Меня знобит) или субъективная оценка ситуации (Хочется этому верить). Безличные глаголы не могут быть сказуемыми двусоставных предложений и выступают как главный член односоставного безличного предложения. Безличные глаголы имеют ограниченное количество форм: . в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении безличная форма совпадает с формой среднего рода ед. числа: светало (бы); . в настоящем будущем времени изъявительного наклонения безличная форма совпадает с формой 3 лица ед. числа: светает, будет светать; . в повелительном наклонении безличная форма совпадает с формой 2 лица ед. числа: Светай пораньше, я бы и вставал пораньше (переносное употребление повелительного наклонения в значении условного).

Большинство безличных глаголов имеет также форму инфинитива, но отдельные безличные глаголы не имеют даже ее, например: Следует сделать задание заранее (глагол следовать в инфинитиве не имеет значения долженствования). В безличной форме могут выступать и личные глаголы (ср.: Волна смыла лодку. — Волной смыло лодку.). Это происходит в том случае, когда для говорящего важнее само действие, чем его производитель. Вид глагола Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени. Все глаголы имеют видовую характеристику — относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ).

Глаголы СВ отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть).

Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень, листья пожелтели и опали.). Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия (С ним так бывает: остановится и задумается). Глаголы НСВ отвечают на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия (читать) действия, достигшего определенного предела (худеть).

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ (читать, менять, кричать). Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку (читать — пере-читать), приставку и суффикс (менять — с-мен-и-ть) или суффикс — ну — со значением однократности (кричать — крик-ну-ть). Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например: летать — у-летать. Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару: делать — сделать, читать — прочитать. Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить — сказать. В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения (разрйзать — разрезбть).

Страницы: 1 2

Лингвистическое сочинение о роли повелительного и условного наклонений глагола

Лингвистическое сочинение о роли

повелительного и условного наклонений глагола

(Материалы презентации )

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста :
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Важной задачей сочинения на теоретическом уровне

является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания
.
Обратите внимание!

Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как

он понимает эти слова!

Всякое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью. То, о чём рассказывается в предложении, может подаваться

q как реально происходящее (Друг увлечённо

рассказывает
о путешествии в Крым),
q как желаемое (Я с удовольствием

съездил бы
в Крым),
q как обязательное для исполнения
(
Съезди
в Крым непременно!).
Все эти смысловые различия выражаются при помощи форм наклонения.

В русском языке три наклонения:

• изъявительное — выражает действие, которое реально существует, существовало или будет существовать; глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1,2 и 3) и числа (единственного или множественного);

• условное — выражает действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым (купил бы, прочитал бы);

оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и частицы
бы;
• повелительное выражает волю говорящего, т. е. действие, которое не является реальным,.; оно образуется от основы настоящего или простого будущего времени при помощи суффикса — и — (лови, прочти)

или нулевого суффикса-
летай, отрежь
), множественное число образуется путем добавления к форме единственного числа повелительного наклонения суффикса — те
(ловите, прочтите),
также повелительное наклонение может образовываться путём прибавления к глаголам в изъяснительном наклонении настоящего времени частиц
пусть, пускай.
Формы условного наклонения глагола обозначают желательное или возможное действие при каких-либо условиях или действие, в котором говорящий сомневается и только предполагает его.

1. Оттенок желательности: Я наказал бы его за непослушание

.

2. Оттенок условного, возможного действия: Он приехал бы, если б смог

.

3. Оттенок опасения, сомнения, предположения: Не наделал бы этот старик глупостей.

Побудительные предложения со сказуемым в форме условного наклонения в основном выражают желание, чтобы конкретное лицо совершило определенное действие или испытало то или иное состояние.

В художественной литературе и в разговорной речи широко распространены высказывания в форме условного наклонения, выражающие совет.

Сходил бы ты в кино. Научила бы ты его жизни!

Сходство условного и повелительного наклонений

Побудительные предложения в форме условного наклонения в основном употребляются тогда, когда нужно, чтобы конкретное лицо (говорящий, собеседник, 3-е лицо) совершило определенное действие.

Предложения с формой повелительного наклонения также могут выражать это значение. Следовательно, в том и другом случаях эти выражения бывают близкими, почти тождественными:

Отдохни немножко

и
Отдохнул бы ты немножко
Принеси-ка книгу

и
Принёс бы ты книгу.
Условное наклонение

Если побуждение к действию, выраженное с помощью повелительного наклонения ( «поезжай») – это программа действий, предписываемая адресату, то побуждение к действию, выраженное с помощью форм условного наклонения, – это совет, просьба:

Учитель — родителям:

– Саша перестал готовиться к урокам. Вы бы поговорили с ним по душам.

Учитель – ученику:

– Ты остался бы после уроков позаниматься. Мне хочется тебе помочь.

При помощи формы условного наклонения говорящий выражает просьбу, считая, что исполнение предлагаемого действия изменит ситуацию в лучшую сторону.

Употребление условного наклонения в побудительном значении выполняет функцию повелительного наклонения, выражая такой смысл, обозначать который с помощью последнего невозможно.

Таким образом, при помощи условного наклонения, т. е. формы, показывающей содержание речи мыслимым предположительно, можно передавать реально несуществующее, но возможное (при наличии определенных условий) или желаемое.

Оттенки побудительных значений (условное и повелительное наклонения)

Приказ, просьба, требование, совет, распоряжение, поручение, разрешение, согласие, запрет, предложение, приглашение, призыв, предостережение, предупреждение, мольба, уговаривание, убеждение и т. п.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

Текст

(1)«Если бы только она мне приказала, я избил бы всех ребят в нашем классе! (2)Я бы прошел на руках от раздевалки до спортзала на четвертом этаже. (3)Нет, это ерунда, это легко. (4)Я бы лучше прошел с закрытыми глазами по карнизу четвертого этажа. (5)Если бы только она приказала!» (6)В записке, оставленной в тетради и случайно прочитанной Женей, не было ни обращений, ни посвящений. (7)Но она шестым чувством педагога сразу догадалась, о ком писал Дима Воронов. (8)Конечно же, о своей однокласснице Танечке! (9)Женя ясно представила себе Диму Воронова, высоченного, плечистого девятиклассника с чуть плакатной внешностью. (10)Малыши таскались за ним как завороженные. (11)Они на всю школу хвастались Димиными мускулами и сочиняли легенды о его подвигах. (12)Когда Дима играл в волейбол, они со всех сторон обступали площадку и так шумно «болели», что не было слышно свистков судьи… (13)Однажды на катке Женя видела, как Дима Гулливером возвышался среди облепивших его малышей. (14)Это было смешно и трогательно. (15)Он учил пятиклассников играть в хоккей, строго и придирчиво командовал ими. (16)А потом она видела, как Дима растирал руки малышу, потерявшему варежки, и приговаривал: «Не плачь, сейчас согреемся!» (17)Женя ясно представила себе и хрупкую близорукую девушку с первой парты, Танечку. (18)Она была некрасива, а когда надевала очки, черты ее лица становились просто неуловимы. (19)Женя вспомнила, как на новогоднем балу кто-то из юношей пустил злую шутку по поводу неказистой Таниной внешности

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

(20)Дима тогда вплотную подошел к шутнику и с лицом, не предвещавшим ничего доброго, сказал: (21)- Вот уж не думал, что ты такой балбес! (22)Твое счастье, что дуэли запрещены. (23)Шёл бы ты отсюда! (24)И целый вечер танцевал с Танечкой. (25)»Ну рыцарь!» — мысленно восхищалась Женя. (26)Она вспомнила, что Дима и Танечка часто оставались в школе после уроков заниматься геометрией, с которой Танечка была не в ладах. (27), очень напоминавшая Жене классную даму былых времен, относилась к этим занятиям скептически. (28)Заметив как-то в уже опустевшей раздевалке одиноко висевшее Танино пальто, а на полке Димину шапку, Алевтина Георгиевна усмехнулась: (29)- Занимаются? (30)Ничего из этой так называемой «взаимопомощи» не получится. (31)Их просто нужно учить порознь! (32)Поймите, задачи, которые решают мои юноши, девушкам вовсе не по плечу!

(33)А Женя с придирчивостью учителя русского языка и литературы подумала: «Не по плечуТак, конечно, говорят, а все же странное выражение: плечами, что ли, решают задачи? (35)Сказала бы уж лучше «не по уму»…»

(36)А математичка продолжала:

(37)- Да и влюблённость эта…(38) Загрузили бы вы его общественной работой — и все как рукой сняло бы. (39)Поверьте моему опыту. (40)Опыту Алевтины Георгиевны Женя не поверила, но и своего опыта у нее тоже не было. (41)Однако она решила поговорить с Димкой после уроков о том, что избивать ради Танечки своих товарищей или ходить с закрытыми глазами по карнизу четвертого этажа просто нельзя…. (По )

Получить полный текст

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста :
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Задание для самостоятельной работы

(1)«Если бы

только она мне
приказала,
я
быизбил
всех ребят в нашем классе!

(2)Я бы прошел

на руках от раздевалки до спортзала на четвертом этаже.

(16)А потом она видела, как Дима растирал руки малышу, потерявшему варежки, и приговаривал: «Не плачь,

сейчас согреемся!»

(23) Шёл бы

ты отсюда!

(32) Поймите,

задачи, которые решают мои юноши, девушкам вовсе не по плечу!

(35) Сказала бы

уж лучше «не по уму».

(38) Загрузили бы

вы его общественной работой — и все бы как рукой сняло.

(39)Поверьте

моему опыту.

— Какие действия переданы этими глаголами?

— В каком случае возможны эти действия?

— Напишите сочинение-рассуждение о роли данных глаголов.

Пишем сочинение

С этой мыслью нельзя не согласиться. Действительно, глаголы в условном и повелительном наклонениях обозначают действия, возможные или желаемые при определенных условиях или обстоятельствах.

Так, в предложении 16 глагол повелительного наклонения («не плачь») выражает просьбу Димки, побуждая малыша совершить указанное действие. Но оно возможно лишь в том случае, если мальчишка согреется и успокоится.

И в предложении 23 глагол условного наклонения «шёл бы

(ты)» также содержит побуждение к действию. В скрытой форме Дима порекомендовал своему однокласснику не напрашиваться на неприятности, однако неизвестно, осуществит ли этот совет подросток, обидевший Таню.

Эти примеры помогают понять, что глаголы в повелительном и условном наклонениях обозначают не реальные действия, а требуемые, желаемые или возможные, которые, однако, могут и не совершиться.

В русском языке лишь в изъявительном наклонении глаголы выражают реально существующие действия, а в условном и повелительном – только такие, которые могут совершиться при определённых обстоятельствах или желании собеседника.

Например, в предложении 1 действие «избил бы» может осуществиться только при условии, что Диме прикажут это сделать, а выполнение настоятельной просьбы Алевтины Георгиевны («Поверьте моему опыту») всё-таки зависит от того, захочет ли Женя последовать её совету.

Значит, прав был выдающийся русский лингвист , утверждавший, что «сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Известно, что любое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью. Только в изъявительном наклонении действие подаётся как реально происходящее, а в условном и повелительном — как возможное, желаемое или обязательное для исполнения.

Например, глагол в условном наклонении «загрузили бы» передаёт желание учительницы математики отвлечь Диму от посторонних мыслей, поэтому она настоятельно советует Жене: «Поверьте

моему опыту». Однако эти действия не совершены, они лишь мыслятся.

Поэтому прав был известный лингвист утверждавший, что что «сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Литература

1. Кулькова сослагательного наклонения в современном русском языке. М., 1986

2. Из записок по русской грамматике. – М., Т. 1–2.

3. Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. . – М., 1981.

4. Современный русский язык /, , . – М., 1987.

5. Современный русский язык. Учебное пособие-справочник по русскому языку для студентов факультетов русской филологии педвузов и университетов /Под ред. . – Т., 1995.

Многозначность глагола

Значение и употребление в речи некоторых глаголов заставляет задуматься даже носителей русского языка, что уж говорить об иностранцах, которые порой не в состоянии понять смысл, казалось бы, очевидного предложения. Все дело в многозначности глаголов. Например, у слова «ломать» пять словарных значений, у слова «стоять» – девять, а у слова «брать» – двенадцать. Язык постоянно развивается, аккумулируя удачные слова и значения. Из первичного значения слова появляются вторичные и крепко входят в речь, делая ее цветастой и образной.

Например, можно пилить ветки, а можно – мужа; упасть в лужу или в чужих глазах; хлопать в ладоши или дверью; собрать доказательства или урожай; бить копытом или баклуши; держать яблоко, экзамен или слово; сойти с поезда или с ума; попасть в рай или на деньги; родить ребенка или мысли; порой убегает собака, а порой – молоко или время.

Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола -определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?», называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделать?», называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

  • возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов «-сь» и «-ся» (Лена умывается, я греюсь);
  • невозвратные глаголы излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме » –ить» (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание «-ить» (дорожить, крутить, дарить).

К непостоянным признакам относятся следующие.

1. Род:

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая);
  • средний (уходило, приготовленное).

2. Лицо:

  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).

3. Время:

  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).

4. Число:

  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).

5. Наклонение:

  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).

Роль глагола в речи важна необычайно, без него наша речь немыслима. Существительные дают предметам, идеям и событиям имена, прилагательные описывают их свойства. А глаголы, подобно живой воде, вдыхают жизнь в окружающих их словам, связывают их в законченное, полноценное предложение, наполняя его движением и активностью. Они придают мыслям эмоциональную окраску, показывают протекающие процессы не в застывшем виде, а в их развитии, помогают понять природу взаимоотношений между объектами бытия.

История слова «глагол»

Прародителями термина «глагол» были старославянские слова «глагол» – речь, слово; «глаголишь» — ведешь речь, многословишь, молвишь; «глаголивый» – беседливый, разговорчивый. Глаголицей именовалась древняя азбука славян. Еще во времена Пушкина слово «глагол» буквально переводилось как «речь», «слово», о чем свидетельствует известный призыв поэта «глаголом жечь сердца». Постепенно старое значение вышло из употребления, и сегодня под словом «глагол» понимается часть речи.

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Какую роль выполняет глагол в нашей речи

Глаголами называются слова, которые обозначают состояние объекта или действие и отвечают на вопросы «что сделать?», «что делать?» (съесть, идти). При помощи глаголов говорящий может выразить не только процесс или состояние, но и признаки (листья желтеют), отношение (люблю родителей), количество (утроили доходы), время действия (завтра уезжаю).

Это самая богатая смыслами и формами часть речи в русском языке. Глагол с помощью приставок и суффиксов образует целое семейство слов, которые способны тонко отражать смысловые и эмоциональные нюансы действительности, это можно увидеть на примере слова бежать: сбежать – пробежать – убегут – оббежать – избежал – отбегали – прибежать – забежала — разбежался.

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Грамматическое значение

Грамматическая роль глагола в речи заключается в отражении динамической природы явлений, предметов, живых существ, он может характеризовать:

• состояние объекта (лежать, быть, переживать);

• физическое действие (работать, бить, молотить);

• процессы, происходящие с объектом (молодеть, расти, толстеть);

• движение (идти, плыть, лететь);

• отношения (уважать, ненавидеть, завидовать);

• эмоции (восторгаться, робеть, грустить);

• состояние природы (холодает, темнеет).

Грамматические формы глагола:

1. Инфинитив (остановиться, дышать).

2. Личные формы (я танцую — ты танцуешь — мы танцуем — они танцуют).

3. Родовые формы (он упал – она упала – оно упало – они упали).

4. Причастия (придуманный, влюбленная).

5. Деепричастия (принимая, начиная).

6. Безличная форма, обозначают процессы, которые происходят без действующего объекта (сверкало, приготовлено, светало).

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола —определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?», называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделать?», называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

  • возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов «-сь» и «-ся» (Лена умывается, я греюсь);
  • невозвратные глаголы излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме » –ить» (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание «-ить» (дорожить, крутить, дарить).

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

К непостоянным признакам относятся следующие.

1. Род:

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая);
  • средний (уходило, приготовленное).

2. Лицо:

  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).

3. Время:

  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).

4. Число:

  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).

5. Наклонение:

  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Синтаксическое значение

Глагол занимает важнейшее место в русском синтаксисе. Прежде всего, он является сказуемым, которое в связке с подлежащим описывает многообразие действий и состояний объектов. Но синтаксическая роль глагола в речи значительно шире, он может быть:

• сказуемым (я (что сделал?) смастерил скворечник);

• дополнением (я очень люблю (что?) мастерить скворечники);

• обстоятельством (я пошел к друзьям (зачем?) мастерить скворечники):

• несогласованным определением (я обожаю одно хобби – (какое?) мастерить скворечники);

• подлежащим: ((что?) мастерить скворечники – мое хобби).

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Стилистика

В глаголе заключены громадные стилистические возможности. Использование глаголов в речи многообразно и зависит от ситуации, они могут сделать мысль предельно ясной или экспрессивной, холодной или обжигающей, неспешной или стремительной. Они помогают доходчиво и живописно формулировать сложнейшие процессы, состояния людей, их эмоции и потребности.

1. Деловой стиль. Официальные бумаги характеризуются строгой, емкой и сухой стилистикой. На первое место выходят шаблонность, описательность, именной вид речи. Глаголы часто вытесняются громоздкими отглагольными существительными. В деловых бумагах совсем мало глаголов, примерно 60 штук на 1000 слов, в научных работах этот показатель равен 90 слов, а в публицистическом и художественном стилях — 150 глаголов и больше.

2. Научный стиль насыщен абстрактными понятиями, точными определениями, характеризуется сдержанностью и логичностью. Цель научных работ – описывать и раскрывать закономерности и разнообразные феномены, поэтому выбор глаголов негласно регламентирован научным сообществом в пользу слов с отвлеченной, абстрактной семантикой: иметь, быть, являться.

3. Публицистический стиль многообразен: в него входят и бульварные газеты, и серьезные аналитические издания, и статьи в тематических журналах. Публицистике свойственен событийный, повествовательный способ изложения. Стилистическая окраска и количество глаголов зависит от типа издания. Так, в узкоспециализированном тексте, испещренном сложными существительными-понятиями, количество глаголов может быть минимально. А в статье, посвященной жизни телезвезды, глаголы выйдут на первый план.

4. Разговорный стиль имеет невообразимое число градаций и полутонов, его эмоциональное и смысловое содержание зависит от ситуации и темперамента говорящего. Глаголы в разговорной речи помогают облечь чувства, желания и состояния в слова, донести их до другого.

5. Художественный стиль наиболее полно раскрывает роль глагола в речи и его потенциал. В руках мастеров слова глагол превращается в магический инструмент, способный образно и конкретно выразить самые сложные вещи. В художественной литературе глаголы часто встречаются в переносных смыслах, кроме того, все великие писатели искусно используют богатую синонимичность глаголов, тщательно выискивая самое верное слово, идеально описывающее ситуацию или героя.

Сочинение роль глагола в русском языке 5 класс

Многозначность глагола

Значение и употребление в речи некоторых глаголов заставляет задуматься даже носителей русского языка, что уж говорить об иностранцах, которые порой не в состоянии понять смысл, казалось бы, очевидного предложения. Все дело в многозначности глаголов. Например, у слова «ломать» пять словарных значений, у слова «стоять» – девять, а у слова «брать» – двенадцать. Язык постоянно развивается, аккумулируя удачные слова и значения. Из первичного значения слова появляются вторичные и крепко входят в речь, делая ее цветастой и образной.

Например, можно пилить ветки, а можно – мужа; упасть в лужу или в чужих глазах; хлопать в ладоши или дверью; собрать доказательства или урожай; бить копытом или баклуши; держать яблоко, экзамен или слово; сойти с поезда или с ума; попасть в рай или на деньги; родить ребенка или мысли; порой убегает собака, а порой – молоко или время.

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово «упасть» нейтрально по стилю, слово «шмякнуться» или «грохнуться» относится к разговорному стилю (просторечному), «низвергнуться» или»рухнуть» – к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи. Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение. Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья,

Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ой, привет, ребята! Какое сейчас прекрасное время года –
нежная зелень, первые цветы.

И я сейчас… вам… стихотворение…

image001

Вот вредина этот Вирус! Он на какое-то время лишил меня
возможности произносить одну из частей речи. А какую – догадайтесь. Она
встречается почти во всех предложениях, которые мы говорим или пишем. Однако
русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал целое стихотворение, которое я
читала. И в нём ни разу не встречается эта часть речи. Посмотрите на тот
отрывок, который я успела прочесть.

Ну что, вы догадались, какой части речи здесь нет?

Ну а если вы ещё не поняли, я предлагаю послушать моё маленькое
стихотворение:

Сижу, грущу и скучаю.

Смотрю, улыбаюсь, встречаю.

Читаем, рисуем, играем,

Поём, веселимся, мечтаем!

Оно состоит только из слов этой части речи. Ну, если не
считать союза «и». Теперь, конечно, вы все догадались, о какой части речи я
говорила. Это глагол.

Вы знаете, глагол очень деятельная часть речи. Предполагают
даже, что именно глаголы были первыми словами, которые появились в языке
древних людей. Ведь человеческая речь возникла для того, чтобы древние люди
могли договориться о том, как вместе охотиться, защищаться от врагов,
обустраивать свой быт.

image002

Но вернёмся к современности.

Итак, что это за часть речи? Давайте вспомним, что обозначают
глаголы.

Да, действительно, глаголы обозначают действия
предметов, например, «скачет мяч», «мяукает кошка». Но глаголы могут обозначать
не только действия, но и, например, чьё-то душевное состояние. Человек или,
допустим, сказочное существо может радоваться, тревожиться, смущаться, удивляться
и многое-многое другое.

А на какие вопросы отвечают глаголы?

Глаголы, стоящие в неопределённой форме, отвечают на вопросы
что делать? и что сделать?

Мы с тобой сейчас повторили основные признаки глагола. Глагол
– это часть речи, которая обозначает действие предмета (или состояние) и
отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А сейчас я предлагаю тебе, Вирус, и ребятам попрактиковаться
в нахождении глаголов. Посмотрите на эти предложения. В них есть омонимы,
то есть одинаковые по написанию, но разные по значению слова. Среди этих
омонимов надо найти глаголы.

image003

Но для того, чтобы всё получилось, необходимо помнить, что
обозначают глаголы и на какие вопросы они отвечают.

За окном визжала пила, а в кухне кошка молоко пила.

Ира, возьми три тряпочки и три ими испачканные стены.

Коля, достань с полки клей и клей им
бумажные фонарики.

Враг хотел на нас напасть, но мы
предотвратили эту напасть.

Ну, Вирус, ты нашёл в этих предложениях
глаголы-омонимы?

В первом предложении омонимами являются слова
«пила». В первой части предложения «пила» обозначает предмет и отвечает на
вопрос что? Значит, это имя существительное. А во второй части слово
«пила» обозначает действие, которое выполняла кошка, и отвечает на вопрос что
делала
? То есть это глагол.

Второе предложение. Здесь омонимы – слова
«три». Сначала слово «три» обозначает количество предметов и отвечает на вопрос
сколько? Это числительное.

Потом это слово обозначает действие и
отвечает на вопрос что делай? И, естественно, это глагол.

Слово «клей» в начале следующего предложения
обозначает предмет и отвечает на вопрос что?, а дальше это же слово
обозначает действие и, как и в предыдущем предложении, отвечает на вопрос что
делай?
Это глагол.

И последнее предложение.

Враг хотел что сделать? Напасть. Это
действие обозначено глаголом.  Мы предотвратили что? Напасть. Здесь слово «напасть»
является именем существительным.

image004

Вирус просто молодец! Он отлично справился с
этим нелёгким заданием.

А вы знаете, ребята, Вирус очень любит
прогулки на свежем воздухе. И вот как-то раз он гулял в лесу и попал в грозу.

image005

Вот как Вирус описал то, что там увидел:

Горела молния, гремел гром и лил проливной
дождь. Молния попала в старый пень, и тот стал сверкать, как факел.

Как вы думаете, все ли глаголы Вирус
употребил верно? Кто догадался, что здесь не так?

Ну конечно, молния не горит, а сверкает.
Ведь слово «гореть» чаще всего обозначает, что какой-то предмет
подвергается воздействию огня. Это в прямом значении. Есть и переносное
значение слова «гореть». Например, говорят так – «горят щёки», то есть они покраснели.
Или «горят глаза», то есть блестят.

image006

И ещё много других значений. Но в рассказе
Вируса это слово надо было использовать в прямом значении во втором
предложении. Не молния должна гореть, а пень. А вот про молнию лучше сказать,
что она не горела, а сверкала. То есть она ярко блеснула, потом
исчезла, потом опять ненадолго появилась. Прямое значение слова «сверкать»
– ярко сиять переливчатым светом.

Кстати, глаголы «гОреть»
и «свЕркать» – словарные. Написание первого слова,
«гореть», надо запомнить. Го-реть.

А вот к слову «сверкать» можно даже
подобрать проверочное слово – посве́ркивать, то есть сверкать время от
времени.

А вы знаете, какое чудесное стихотворение
про дождь написала Ирина Митюшина?!

Солнце светит сквозь дождинки! А дождинки,
как слезинки,

И сверкают, и горят! Хмурить брови не велят!

Видите, в этих строках тоже есть глаголы «сверкают»
и «горят»? Только слово «горят» здесь дано в переносном значении.

А какие ещё глаголы можно найти в этих
строчках? Отыщите их, ребята, и посчитайте, сколько всего здесь глаголов.

Ну что, вы все глаголы отыскали?

Что делает? светит,
что делают? сверкают, что делают? горят, что делать? хмурить,
что делают? не велят.

image007

Всего пять глаголов.

Вот мы и вспомнили основные признаки
глагола.

Глаголы
обозначают действие или состояние предмета и в неопределённой форме отвечают на
вопросы что делать? что сделать?

А ещё, ребята, постарайтесь запомнить
написание слов «гОреть» и «свЕркать».

image008

Ну а мы с Вирусом пойдём читать толковый
словарь. Знаете, как здорово узнавать значения новых незнакомых слов! Я очень
люблю это занятие.

Пока, ребята! До новых встреч!  

  • Сочинение роль иностранного языка в современном мире на английском
  • Сочинение роль сложноподчиненных предложений в речи
  • Сочинение роль луки в пьесе горького на дне 11 класс
  • Сочинение роль музыки в жизни моей семьи
  • Сочинение родник в мелколесье