Сочинение роль человека в биосфере

Инфоурок биология презентациипрезентация по биологии на тему роль человека в биосфере описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание

Инфоурок

Биология
ПрезентацииПрезентация по биологии на тему «Роль человека в биосфере»

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ.ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ.ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

    Описание слайда:

    РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ.

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 2 слайд

    РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Описание слайда:

    РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • 3 слайд

    Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не д

    Описание слайда:

    Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано?
    Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?
    После  вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?  

  • 4 слайд

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

    Описание слайда:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

  • 5 слайд

    СКАЗКА1. Филин обиделся и улетел в другой лес2. Мыши стали

    Описание слайда:

    СКАЗКА
    1. Филин обиделся и улетел в другой лес
    2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
    3. Пришлось мужику мириться с филином.
    4. Не стало пчёл — не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
    5. Худо стало мужику без мёда и молока.
    6. Не стало филина-расплодились мыши
    7. Мало стало травы — корова не даёт молока
    8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!».

  • 6 слайд

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Описание слайда:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • 7 слайд

    Сочинение роль человека в биосфере

  • 8 слайд

    Сочинение роль человека в биосфере

  • 9 слайд

    Сочинение роль человека в биосфере

  • 10 слайд

    ЦЕЛЬ:Выяснить, почему деятельность человека приводит к глобальным экологическ

    Описание слайда:

    ЦЕЛЬ:
    Выяснить, почему деятельность человека приводит к глобальным экологическим проблемам.

  • 11 слайд

    Сочинение роль человека в биосфере

  • 12 слайд

    Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не

    Описание слайда:

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей;
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она – твой давний добрый лекарь,
    Она – союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна,
    И помни истину простую:
    Нас много, а она одна.
    В. Шефнер

  • 13 слайд

    Проблемный вопрос: что является показателем хорошего самочувствия че

    Описание слайда:

    Проблемный вопрос:
    что является показателем хорошего самочувствия человека?

  • 14 слайд

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – это переход системы из одного устойчивого состояни

    Описание слайда:

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – это переход системы из одного устойчивого состояния в другое.

  • 15 слайд

    УРОВНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫМЕСТНЫЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МИРОВЫЕ

    Описание слайда:

    УРОВНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ
    МЕСТНЫЕ
    РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МИРОВЫЕ

  • 16 слайд

    Глобальная экологическая катастрофа – такое состояние географической среды на

    Описание слайда:

    Глобальная экологическая катастрофа – такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна

  • 17 слайд

    Глобальные проблемы: разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог.

    Описание слайда:

    Глобальные проблемы: разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог.

  • 18 слайд

    Нам жить в одной семье,Нам жить в одном кругу,Идти в одном строюЛететь в о

    Описание слайда:

    Нам жить в одной семье,
    Нам жить в одном кругу,
    Идти в одном строю
    Лететь в одном полете.
    Давайте сохраним
    Ромашку на лугу,
    Кувшинку на реке,
    И клюкву на болоте

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение роль человека в биосфере

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов

Сочинение роль человека в биосфере

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов

Сочинение роль человека в биосфере

  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Тема:
Антропогенное воздействие на биосферу

Похожие материалы

  • Проверочная по биологии на тему «Свойства живых организмов» (5 класс)

  • Презентация по биологии «Общая характеристика класса птиц»

  • Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класса на тему «Решение сложных задач и заданий по биологии»

  • Квест по биологии на тему: «Биология — система наук о природе» 5 класс

  • Презентация «Произведения искусства природы, от которых захватывает дух» к общелагерному конкурсу «Искусство природы»

  • Рабочий лист урока для 5 класса к теме :»Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты»

  • Технологическая карта урока для 5 класса :»Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты» (4 урок в теме По ступеням «лестницы жизни»)

  • Презентация «Мышечная система. Работа мышц»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448986 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Статья «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ. Информационные
материалы и методические указания к уроку».

Ноосфера. В процессе эволюции органического мира получило

исключительное значение развитие нервной системы животных и

в особенности мозга человека.

Человечество — часть биомассы биосферы — долгое время находилось

в зависимости от окружающей природы. С развитием же

мозга человек сам становится мощным фактором дальнейшей эволюции

на Земле. Этому содействовало постепенное овладение им

различными формами энергии, с увеличивающейся мощностью.

В связи с этим человечество внесло огромные изменения в строение

земной коры, способствуя биогенной миграции атомов. За время

своего существования человечество добыло каменного угля около

50 млрд. т, железа — 2 млрд. т и миллионы тонн других металлов.

Все большее и большее количество элементов вводится в миграцию

атомов биосферы деятельностью человека. Это имело место

особенно во время последней войны. Для ведения войны в течение

одного года необходимы были десятки миллионов тонн железа,

стали, цемента, нефти, сотни миллионов тонн угля.

Человек оказал непосредственное влияние на природу созданием

каналов, водохранилищ, увеличением ширины рек, изменением

их русла и т. д. Эти новообразования оказали влияние на

климат.

Деятельность человечества сказывается и на изменении состава

атмосферы. Населяющие Землю 3 млрд. человек при дыхании

ежегодно поглощают 1 100 ООО ООО т 0 2, выделяя 1 500 000 000 т

С 0 2, съедают органического вещества около 1 000 000 000 т. Сжигание

каменного угля, дров, торфа, нефти, горючих газов в промышленности

поглощает 3,5 млрд. т 0 2, выделяет 4 млрд. т СОг и

20 000 000 млрд. калорий тепловой энергии. Овладение атомной

энергией включает в биосферу значительное количество радиоактивных

излучений.

Человечество расселилось по всему земному шару. Развитие

социальной жизни человека значительно ускорило культурную

эволюцию. Эпоха палеолита длилась сотни тысяч лет, и всего несколько

тысячелетий прошло от каменного века до атомного. Человечество

стало главнейшей силой, изменяющей процессы в биб-

сфере. Акад. В. И. Вернадский в своем учении о биосфере полагает,

что в настоящее время человечество создает новую оболочку Земли —

н о о с ф е р у («разумная оболочка» Земли, или сфера разума).

Последствия нарушения природных закономерностей. Всемирная

история свидетельствует о том, что человечество до настоящего

времени не всегда разумно использует находящиеся в его распоряжении

виды энергии. Оно вело опустошительные войны. Неправильно

и даже преступно его отношение к природе. Отсутствие

планового хозяйства в условиях капиталистического общества

ускоряло процесс истощения природных ресурсов. Не зная многих

закономерностей природы, нарушая их, человек не представляет

губительных последствий своей «победы» над природой. «Не будем,

однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За

каждую такую победу она нам мстит» (Ф. Энг ель с ) .

Многие государства древнего мира: Малой Азии, Месопотамии,

а также Рим, Греция потеряли свое могущество, а иные (Хорезм,

страны Сирии, Северной Африки) и совсем исчезли в результате

хищнического отношения к почве. Истощение почв превращает

страну в пустыню. На иссушение, распыление их, эрозию, образование

оврагов, вызывающих падение урожаев, влияет истребление

лесов. Велика роль леса в природе н народном хозяйстве. Лес задерживает

ветры и испарением воды смягчает климат. Вместе с тем лес

замедляет таяние снега, увлажняя поля и поддерживая в реках

постоянный уровень воды. Вследствие этого весною не бывает наводнений.

В этом большое водоохранное значение леса. Особенно

полезны леса на горах. Переплетенные корни деревьев предохраняют

почву от размыва, предотвращают потоки и обвалы, на равнинах

препятствуют образованию оврагов.

Хищническое истребление лесов привело к тому, что, например,

во Франции в XVIII веке было 17 млн. га леса, в XIX же веке

осталось 8 млн. га. Сжигающий поля ветер — сирокко появился

в Италии в результате уничтожения лесов в Апеннинах. Бурные

потоки, льющиеся с гор, обвалы стали опустошать поля на равнине,

Наводнения, смыв почвы и иссушение ее— последствия

истребления лесов — сказываются во всех странах.

Приведенные примеры и наблюдаемые факты говорят о необходимости

охраны и возобновления лесов. Наряду с этим требуется

охрана чистоты вод и воздуха.

Некоторые промышленные предприятия используют воду, спуская

в реки и озера отходы, ядовитые и вредные для животных и

здоровья человека. Во многих водоемах из-за этого не могут жить

рыбы, растения и животные. При устройстве плотин на реках

иногда не учитывают того, что уже миллионы лет против течения

рек идут к их истокам стаи ценных видов рыб для нереста. В своем

упорном стремлении они разбиваются о преграды. Прекращается

воспроизводство рыбных богатств.

Заводы и фабрики задымляют атмосферу и выбрасывают в нее

вредные газы и мельчайшие частицы ядовитых веществ. Гари и пыли

в крупных городах оседает ежегодно болёе 400 т на 1 кв. км.

Испытание атомных бомб и безответственное отношение к отходам

производств, основанных на атомной энергии, приводят к заражению

повышенной радиоактивностью воздуха, вод и почв.

Радиоактивность передается цепью питания как в океане, так и на

суше. Радиоактивностью в первую очередь заражается планктон.

У рыб в связи с питанием планктоном наиболее радиоактивными

оказываются печень, почки, кишечник. Рыбоядные птицы переносят

радиоактивность на берег. При гниении отбросов она передается

и бактериям. Чрезмерно повышенная радиоактивность воздуха,

воды и почв и накопление ее в различных живых организмах могут

привести к массовому появлению нежизнеспособных, больных особей

и к уродствам как среди растений и животных, так и среди

людей.

Использованная
литература:

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой — прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению.

Труд — сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом — формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей.

Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.

Сочинение Роль труда в жизни человека

Труд – неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Даже самому ленивому приходиться трудиться, ведь иначе жизнь встанет на месте и перестанет двигаться.

Труд – это не только физическая нагрузка, работа на заводе, в полях, строительство и тому подобное. Можно трудиться и умственно, например, в школе. Все люди трудятся. Мы делаем домашние задания, записываем конспекты, контрольные, читаем, учимся чему-то новому и будем учиться в университете и дальше, всю жизнь. Трудимся мы и в отношениях с окружающими, пытаемся поддерживать дружбу, взаимопонимание в семье и в любви. Самый сложный труд — это работа над собой. Над своими мыслями, своим поведением, своим телом.

Вся наша жизненная система построена на работе. Мы стали людьми именно потому что научились работать. Если вспомнить уроки, на которых нам рассказывали о происхождении человека, то перед глазами сразу возникают изображения копья и разных ножей, выточенных из камня, и называются они «Первые в мире орудия труда». Сейчас же за свой труд люди получают зарплату, чтобы потом заплатить за это кому-то другому. Своеобразная взаимовыручка. Человек трудящийся в офисе работает на благо компании, получает деньги за свой труд, а потом платит за труд таксиста, что доставляет его до дома, продавцу, который помогает приобрести товар, сантехнику за ремонт труб, воспитателям в детский сад, за присмотр своей дочки и многим другим. Так мы и существуем. Благодаря совместному труду, помогаем друг другу и всей планете.

Более глобальный взнос в развитие общества вносят ученые, работая умом. Благодаря им мы теперь знаем, как выглядит наша планета из космоса, можем передвигаться на собственном транспорте, пользоваться интернетом, электричеством и газом, лечиться от различных заболеваний, от которых раньше не было спасения, и множеством других вещей.

На тему труда есть много поговорок, придуманных еще нашими далёкими предками. В нашей стране говорят: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Что потрудился, то и поел», «Труд человека кормит, а лень портит». И вот, допустим, в Англии: «Без пчёл не будет меда, без работы не будет денег», «С одного удара дуба не свалишь», «Ленивый человек – брат нищего».

Все народы мира слагают рассказы, сказки и пословицы о важности труда. Все учат своих детей работать, быть терпеливыми и уважать не только свои старания, но и чужие. Потому что труд – основа жизни, и без него мы все никогда бы не стали теми, кем являемся сейчас.

Виды труда

Трудовая деятельность человека также бывает разной. Она отличается по сложности, характеру тех действий, которые выполняет человек, по содержанию того, что делает человек. Самая простая градация – деление труда на интеллектуальный и физический. Но и внутри данной градации также возможно дробление. Так, высокоинтеллектуальный труд можно разделить на низкоинтеллектуальный и высокоинтеллектуальный. В данном случае можно привести много примеров. Например, дворник – это работа, связанная с физическим трудом, когда человек убирает улицы, создаёт чистоту и порядок. В то время как врач или инженер – это люди интеллектуального труда, создающие нечто, используя, прежде всего, свои знания, а также умения и навыки. Но речь не идёт о том, чей труд более важен. Если у нас не будет дворников, если никто не будет убирать улицы, разве наша жизнь будет комфортной и её можно будет назвать человеческой? Любой труд человека важен и необходим. Главное – это понимать, как много вы можете сделать и что именно вы можете сделать.

Помимо деления труда на интеллектуальный и физический, можно привести и некоторые другие классификации труда. Так, труд можно разделить на добровольный и принудительный. Ваши мама с папой наверняка работают где-то, но делают они это добровольно, для того, чтобы иметь возможность содержать семью и жить достойно. Однако, к сожалению, даже в современном мире нередки случаи, когда людей в бедных странах принуждают к труду помимо их воли, а они не имеют права отказаться. По сути труд рабов на плантациях являлся ярчайшим примером принудительного труда.

Также важно знать о том, что труд можно классифицировать как коллективный или индивидуальный. Допустим, если учёный в одиночку сделал некое открытие, такой труд является индивидуальным. Если же над проектом трудился целый научный коллектив, и вместе они пришли к какому-то результату, такой труд будет являться коллективным.

Аргументы на тему: Труд

В. Распутин «Красный день»

Герой рассказа В. Распутина «Красный день» привык к труду с малолетства, ведь матери больше помочь никто не мог, кроме детей. Труд для него – необходимость, которую он ощущает как обыденность. После того как мальчик натаскал воды в баню вместо матери-банщицы, причем сделал это тайно, чтобы она не могла отказаться от помощи, мать расплакалась, высоко оценив этот поступок. Именно такие люди, которые с детства при деле, и смогли возродить из руин огромную страну в период послевоенной разрухи.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Бабушка дает внуку задание: насобирать ягод на продажу. Рассказчик, попав под влияния друзей, съедает ягоды и идет с ними на речку. А бабушке отдает туесок, набитый травой, с ягодами лишь сверху (посоветовал один из приятелей). Герой мучается из-за обмана, который раскрывается при продаже ягод. Бабушка срамит и обличает внука, но подарок из города все же привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться надо добросовестно.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор».

Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.

И. Гончаров «Обломов»

Для Штольца – героя романа И. Гончарова «Обломов» — главное — труд. Но для Андрея труд — не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него — это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: «взмахнул волшебной палочкой» — и «все готово»), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

Цитаты о труде

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. В. Г. Белинский

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.
Эзоп

Труд — источник всякого богатства. Он первое основное условие всей человеческой жизни — и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Ф. Энгельс

Главный элемент реальности — труд, и еще верный признак реальности — полезная деятельность. Н. Г. Чернышевский

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величествен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа. М. Горький

Труд — наилучшее лекарство.
А. Франс

Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния.
Ч. Диккенс

Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда. Н. А. Островский

Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность жизнь — рабство! М. Горький

Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды.
Вольтер

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. Л. Н. Толстой

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни. Л. Н. Толстой

Всякий труд, выполняемый честно, полезен, а следовательно, достоин уважения. Стендаль

Только труд дает душевное здоровье — упорный, бодрый труд. А. И. Герцен

Труд — это источник радостей, всего лучшего в мире. М. Горький

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека. Ф. Вольтер

Труд — это написано на красном знамени революции. Труд — священный труд, дающий людям жить, воспитывающий ум, и волю, и сердце. А. Блок

Поделиться

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

   Зачастую, все успехи и неудачи человека приписывают к судьбе. Судьба в какой-то степени стала решающим фактором человеческой жизни. «Как получится- значит так и будет». Люди часто не прилагают ни усилий, ни стараний для изменений в жизни, а ждут подарка судьбы. Это заблуждающееся мнение. я считаю, что человек играет главную, двигающую роль в своей судьбе. Все зависит от человека, от его желаний, стремлений, взглядов на жизнь, цели и рвений. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта
   В произведении Александра Грина «Зеленая лампа» рассказывается о человеке, оказавшегося  на «дне» жизни. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив оказался сиротой. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Иву приходилось работать и углекопом , и матросом, и слугой в трактире, а в 22 года он заболел воспалением легких, и после выписки из больницы, решил попытать счастье в Лондоне. Но конкуренция и безработица показала ему, что найти работу не так просто. так и началась скитальческая жизнь в Лондоне. Но к счастью, ему удалось встретить человека, который решил «поиграть» с ним. Стильтон предложил ему десять фунтов с условием, что тот снимет комнату , и каждый день в определенное время будет зажигать лампу. Стильтон посчитал его «дураком», согласившегося на подобную чепуху, и думал, что от скуки Ив сопьется, и вернется к прошлой жизни. Но Ив вместо того, чтобы проводить жизнь впустую, начал само развиваться. Однажды, прочитав книгу по анатомии, Ив загорелся этим предметом и решил стать врачом. Неутомимое желание, цель и рвение сделали этого человека прекрасным хирургом. На данном примере мы видим, как человек имеющий здравый взгляд в жизни, благодаря желанию и цели, из «человека со дна» дошел до уважаемого врача.
   В заключение, хочется сказать что роль человека в собственной судьбе велика, ведь только  сам человек, способен управлять своей жизнью, менять ее , и при желании достигать своих целей

Здравствуйте, Анна!
Ваше сочинение соответствует выбранному направлению, верно подобран литературный пример, коммуникативная задача решена.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 ( соответствие теме) + 1 балл

К 2 (наличие литературного аргумента)+ 1 балл

Не увлекайтесь пересказом!

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Сочинение соответствует логике и композиции, но есть логические недочеты.
Не совсем понятен смысл следующего предложения.Не может судьба стать решающим фактором, т.к. человек создает свою судьбу, в которой происходят события.

Судьба в какой-то степени стала решающим фактором человеческой жизни.

Лучше: Большую роль в человеческой жизни  играют факторы, определяющие судьбу.

В произведении сначала автор называет героя по имени, поэтому все понятно. Бродягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Лучше предложение перестроить, чтобы не было недосказанности.

Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив оказался сиротой.

Лучше: Ив приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Он оказался сиротой.

К4 ( речь)+ 1 балл

Несмотря на речевые недочеты, смысл сочинения понятен.

Речевая шероховатость+ лексическая несочетаемость

Это заблуждающееся мнение. я считаю, что человек играет главную, двигающую роль в своей судьбе.

Лучше: Это ошибочное мнение

Лучше: движущая роль

Речевой повтор

В произведении Александра Грина «Зеленая лампа» рассказывается о человеке, оказавшегося  на «дне» жизни.

Лучше: был сиротой

Бедность синтаксической конструкции.

Но конкуренция и безработица показала ему, что найти работу не так просто. так и началась скитальческая жизнь в Лондоне. Но к счастью, ему удалось встретить человека, который решил «поиграть» с ним. Стильтон предложил ему десять фунтов с условием, что тот снимет комнату , и каждый день в определенное время будет зажигать лампу.

Лучше заменить союз «но» союзом «и»

Речевая шероховатость

Но конкуренция и безработица показала ему, что найти работу не так просто.

Мне думается, что лучше все-таки перестроить предложение таким образом: Оказалось, что в условиях конкуренции и безработицы найти работу очень сложно.

Чрезмерное употребление местоимений, которые затрудняют понимание текста.

Но конкуренция и безработица показала ему, что найти работу не так просто. так и началась скитальческая жизнь в Лондоне. Но к счастью, ему удалось встретить человека, который решил «поиграть» с ним. Стильтон предложил ему десять фунтов с условием, что тот снимет комнату , и каждый день в определенное время будет зажигать лампу. Стильтон посчитал его «дураком», согласившегося на подобную чепуху, и думал, что от скуки Ив сопьется, и вернется к прошлой жизни.

Лучше перестроить предложения: Но, к счастью, главному герою удалось встретить человека, который решает «поиграть» с ним. Стильтон предложил десять фунтов с условием,что снимет комнату Иву.

Лексическая несочетаемость

Однажды, прочитав книгу по анатомии, Ив загорелся этим предметом и решил стать врачом.

Анатомия — это наука, а не предмет.

Лучше: увлекся наукой

Лексическая несочетаемость

На данном примере мы видим, как человек имеющий здравый взгляд в жизни, благодаря желанию и цели, из «человека со дна» дошел до уважаемого врача.

Лучше: дослужился

К5 (грамотность) + 0 баллов

Орфография

Предложение нужно было начать с прописной буквы. Вы могли не обратить на это внимание, но старайтесь проверять работу перед отправкой на проверку.

я считаю, что человек играет главную, двигающую роль в своей судьбе.

Правильно: Я

Но конкуренция и безработица показала ему, что найти работу не так просто.

Правильно: показали

Предложение нужно было начать с прописной буквы

так и началась скитальческая жизнь в Лондоне.

Правильно: Так

Но Ив вместо того, чтобы проводить жизнь впустую, начал само развиваться.

Правильно: саморазвиваться

Пунктуация

Запятая не нужна

Зачастую, все успехи и неудачи человека приписывают к судьбе.

Пропуск запятых

Судьба в какой-то степени стала решающим фактором человеческой жизни.

Пропуск запятой

«Как получится- значит так и будет».

Пропущена точка в конце предложения

Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта

Пропуск запятой

Иву приходилось работать и углекопом , и матросом, и слугой в трактире, а в 22 года он заболел воспалением легких, и после выписки из больницы, решил попытать счастье в Лондоне.

Пропуск запятой

Но к счастью, ему удалось встретить человека, который решил «поиграть» с ним.

Пропуск запятой

На данном примере мы видим, как человек имеющий здравый взгляд в жизни, благодаря желанию и цели, из «человека со дна» дошел до уважаемого врача.

Лишние запятые +пропуск запятых ( перед союзом что)+(при желании) лучше все — таки обособить+ нет точки в конце предложения.

В заключение, хочется сказать что роль человека в собственной судьбе велика, ведь только  сам человек, способен управлять своей жизнью, менять ее , и при желании достигать своих целей

Грамматика
Неуместное употребление предлога

Зачастую, все успехи и неудачи человека приписывают к судьбе

Не следует начинать цитату без вводящих слов, на экзамене могут снять балл.

«Как получится- значит так и будет».

Нарушение согласования

Все зависит от человека, от его желаний, стремлений, взглядов на жизнь, цели и рвений.

Правильно: целей

Нарушение согласования

В произведении Александра Грина «Зеленая лампа» рассказывается о человеке, оказавшегося на «дне» жизни.

Правильно: оказавшемся

Нарушение согласования

Стильтон посчитал его «дураком», согласившегося на подобную чепуху, и думал, что от скуки Ив сопьется, и вернется к прошлой жизни.

Правильно: согласившимся

Употребление лишнего предлога

На данном примере мы видим, как человек имеющий здравый взгляд в жизни, благодаря желанию и цели, из «человека со дна» дошел до уважаемого врача.

Правильно: человек дна

Таким образом, Анна, вы получаете «зачет», но обратите пристальное внимание на грамотность, поработайте над речью и логикой. Удачи вам!

Биосфера Земли – это подвижная динамическая система, которая постоянно обменивается с другими геологическими оболочками как химическими элементами, так и энергией. Круговорот веществ в биосфере носит непрерывный характер и происходит при участии живых организмов. Его еще называют биогеохимическим циклом.

История открытия

Изучение глобальных природных циклов началось в первой половине XIX века. В 1809 году знаменитый французский естествоиспытатель Ламарк кратко описал концепцию биосферы.

В середине XIX столетия известные химики Буссенго и Либих сформулировали основные принципы круговорота веществ. В 1875 году австрийский геолог Зюсс впервые ввел в научный обиход термин «биосфера».

Основоположником учения о биосфере и биогеохимических циклах считается выдающийся российский ученый Владимир Вернадский. Он первый указал на неразрывную связь между живой и неживой природой и оценил ключевую роль организмов в преобразовании облика планеты.

Ученый предположил, что биологический оборот вещества – это главный фактор миграции химических элементов.

Виды круговоротов

Химические вещества, которые доступны для живых организмов в биосфере, ограничены. Поэтому только цикличность процессов позволяет жизни непрерывно существовать и развиваться на протяжении миллиарда лет.

Различают три круговорота:

  • биологический;
  • геологический;
  • антропогенный.

После появления первых живых организмов на планете запустился биологический круговорот – его еще называют малым. Он представляет собой непрерывный процесс превращения элементов и веществ.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Совокупность биологических и геологических процессов составляет биогеохимический цикл.

Значение и суть циклов

Биогеохимический цикл – это сложный комплекс перемещения различных веществ в биосфере и других геологических оболочках. Такие циклы обеспечивают постоянство биосферы, дают возможность для ее саморегуляции.

Любой подобный цикл не замкнут полностью – обратимость основных химических элементов составляет примерно 95%. Несбалансированный круговорот веществ – одна основных особенностей подобных циклов, которая имеет планетарное значение.

Солнце – главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ. Это основная движущая сила биогеохимических циклов.

Большой круговорот перераспределяет элементы между биосферой и глубокими слоями планеты. Он связан с вулканической активностью, перемещением огромных воздушных и водных масс, процессами разрушения пород.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Растения-автотрофы, используя энергию фотосинтеза, превращают неорганические соединения в органические, которые затем используют консументы и деструкторы. Биологический круговорот приводит к перемещению и перераспределению огромного количества химических веществ.

За миллиарды лет эволюции живые организмы существенно изменили облик планеты. Они насытили атмосферу кислородом и азотом, создали огромные осадочные отложения, изменили ландшафты, образовали почву.

Резервный и обменный фонды

В биологическом круговороте веществ участвуют 30-40 элементов периодической системы. Некоторые из них, включая углерод, азот, кислород, нужны организмам в значительных количествах, другие – в самых минимальных.

Необходимые вещества практически никогда не бывают распределены в природе равномерно, нередко они находятся в малопригодной форме. Элементы, участвующие в процессе круговорота веществ, могут быть в составе одного из двух фондов:

Первый обладает значительной массой, но практически не связан с биосферой. Второй – имеет меньший объем, но непосредственно связан с живыми организмами и энергично взаимодействует с ними. Газообразные вещества имеют резервный фонд в воде и атмосфере, а элементы осадочного цикла – в коре.

Редуценты и их функции

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Обменный фонд элементов, из которого обеспечивают свои потребности большинство организмов, может пополняться двумя путями:

  • при первичной экскреции;
  • при разложении останков редуцентами.

Второй путь пополнения обменного фонда особенно важен для биоценозов степей, лесов, пастбищ. Поэтому грибы и бактерии, включаясь в круговорот веществ, выполняют важнейшую работу.

Важнейшие циклы

В биогеохимическом цикле участвуют многие химические элементы. Самыми важными из них считаются: круговорот кислорода, азота, углерода, водорода, серы, фосфора, а также некоторых металлов.

Первые четыре элемента требуются в особенно больших количествах – из них строятся большинство биологических молекул.

Не менее важен круговорот серы и круговорот фосфора – эти элементы включены в состав белков, ДНК и АТФ.

Вода

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Ежегодно в цикл вовлекается около 500 тыс. куб. км воды. Схема ее круговорота замкнута, в ее состав входит нескольких этапов:

  • испарение воды;
  • выпадение в виде осадков;
  • перенос в реки и другие водоемы.

Вода не только необходима для метаболизма, с ее помощью осуществляется растворение и перенос элементов и соединений. Для круговорота воды характерна высокая скорость обновления.

Углерод

Углерод – настоящая основа жизни на планете. В схему его круговорота в природе вовлечены все биологические объекты.

Основным резервуаром этого элемента является углекислый газ воздуха. В процессе фотосинтеза автотрофы продуцируют из него углеводы, которыми питаются другие организмы. Можно сказать, что растения – это движущая сила данного цикла в биосфере. Автотрофы замыкают круг, возвращая в процессе дыхания CO2 в атмосферу.

Углекислый газ из атмосферы – это обменный фонд углерода для водорослей и наземных растений. Ученые подсчитали, что живые организмы за восемь лет прогоняют через себя весь углерод воздуха.

Значительный запас этого элемента скрыт в виде угля, нефти, газа, осадочных пород. В его круговороте велика роль антропогенного фактора. За последние десятилетия благодаря нашей деятельности в атмосферу попали миллионы тонн углерода.

Азот

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Главным резервным фондом свободного азота в биосфере является атмосфера, где он содержится в газообразном состоянии. В таком виде он недоступен для растений, которые могут усваивать его только в виде ионов или сложных соединений. Ключевую роль в круговороте азота в природе играют микроорганизмы, которые улавливают этот элемент из воздуха, а затем нитрифицируют его.

  • Растения поглощают нитраты, превращая их в аминокислоты, затем они передаются по пищевой цепочке.
  • Без бактерий, улавливающих азот из воздуха, жизнь на планете практически прекратиться.
  • В последние время на круговорот азота все большее влияние оказывает человек.

Сера

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Резервуаром элемента являются сульфиды горных пород. Ключевую роль в схеме круговорота серы в природе играют микроорганизмы, которые превращают серные соединения в сульфаты. Это единственная форма, пригодная для усвоения растениями. В дальнейшем элемент следуют по пищевой цепи.

Сера скапливается в океанах, куда попадает с речными стоками.

В последние годы на круговорот серы все большее влияние оказывает деятельность человека. Это происходит потому, что выбросы предприятий принимают все более угрожающие масштабы.

Фосфор

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Резервуаром этого элемента служат отложения и горные породы. Он может усваиваться растениями исключительно в виде ионов PO34+. Дальше он потребляется животными.

Круговорот фосфора в природе имеет одну особенность. Соединения элемента, попав в океан, опускаются на дно и превращаются в осадочные породы. Следовательно, круговорот фосфора в биосфере постоянно уменьшается.

Кислород

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Круговорот кислорода в биосфере начинается с молекул хлорофилла, где он появляется в качестве побочного продукта реакции фотолиза. Затем растения выделяют газ в атмосферу, где он расходуется на процессы дыхания и окисления. Весь кислород воздуха имеет биогенное происхождение. Его природным резервуаром служит вода.

В последние столетия на круговорот кислорода в природе активно влияет человек. Он сжигает большое количество этого газа при использовании ископаемого топлива.

Свинец

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Существуют строгие нормы содержания свинца в воде, пище и воздухе. Их превышение грозит серьезным отравлением, в том числе и с летальным исходом. Опасны и многочисленные сложные вещества, содержащие этот металл.

Ртуть

Это тяжелый и очень ядовитый металл, который не относится к биогенным элементам. В земной коре этот элемент встречается довольно редко, хотя и в очень концентрированной форме. В биосферу ртуть может попадать в газообразной форме или в виде растворов.

В небольших количествах этот металл входит в состав нефти.

Из-за высокой токсичности ртути за ее оборотом осуществляется жесткий контроль.

Железо

Железо является одним из самых распространенных химических элементов в природе. В чистом виде оно практически не встречается, чаще всего этот металл находят в виде сульфидов, оксидов или силикатов.

Железо – самый популярный и используемый металл, велико и его биологическое значение. Он входит в состав дыхательных ферментов, которые осуществляют перенос кислорода к тканям. У человека и других животных к ним относится гемоглобин. Он обладает способностью обратимо связываться с кислородом.

Происхождение железа – наглядный пример воздействия живых организмов на неорганическое вещество. Большинство существующих месторождений железа – продукт жизнедеятельности железобактерий. Эти организмы окисляют металл до гидроксида, получая при этом энергию.

Скорость биогеохимических процессов

В природе все круговороты веществ протекают с разной скоростью. На нее влияет множество факторов. Например, форма нахождения элемента, активность его взаимодействия, роль в метаболических процессах и многое другое.

Круговорот кислорода занимает примерно 2 тыс. лет. За этот срок весь газ из атмосферы проходит через живое вещество. Скорость круговорота воды может достигать 2 млн лет, причем время обновления сильно зависит от ее местонахождения (грунт, ледники или атмосфера). Еще больше времени занимают циклы более редких элементов. Например, круговорот фосфора занимает многие миллионы лет.

Основа существования биосферы: экология для «чайников»

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Стандартной биологии для обучении в вузах явно недостаточно. Поэтому минобр решил сделать все возможное, чтобы запутать умы и без того запутанных студентов и ввести качественно новый предмет – биология с основами экологии. Учебник для вузов по этому предмету не то чтобы очень сложный для понимания, но некоторые понятия все же требуют нашего вмешательства и разъяснения. Например, это касается такого явления как биогеохимический круговорот…

Основа существования биосферы

Основу стабильного существования биосферы обеспечивает множество компонентов, а не какой-то один. Все эти компоненты неразрывно связаны друг с другом. И то, как они сотрудничают, влияет на общую стабильность системы и непрерывное превращение энергии.

В основе существования биосферы лежит круговорот. А вот круговорот чего – это уже другой вопрос.

Круговоротов существует множество, все они отличаются и по масштабу, и по качеству протекающих в них явлений (к примеру, круговорот углерода, воды, азота).

Но в каждом из них обязательно принимают участие ВСЕ компоненты биосферы, так как все эти компоненты входят в состав одного общего биогеохимического круговорота.

Биогеохимический круговорот – это обмен веществ и превращение энергии между разными компонентами биосферы, связанные с деятельностью ее организмов. Заказать шпаргалки на экзамены вы можете прямо по ссылке. Обращайтесь!

Круговорот энергии

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Энергия тоже постоянно перерождается

Энергия – это основная движущая сила биогеохимического круговорота. Она непрерывна, позволяя так же непрерывно происходить всем остальным процессам и обеспечивать живым веществам деятельность.

Чтобы в организме поддерживалась жизнедеятельность, им необходимо энергия, которая может существовать в нескольких формах в природе:

  • Механическая,
  • Тепловая,
  • Химическая,
  • Электрическая,
  • Световая,
  • Атомная и пр.

Преобразование энергии – это ее переход из одной формы в другую (например, из механической в электрическую и т.д.).

Такой переход одной формы энергии в другую действует четко по законам сохранения энергии, согласно которому:

Энергия может превращаться из одной формы в другую, но не может быть создана или уничтожена.

Основным источником энергии является, конечно же, солнце, а точнее – его энергия. Именно она способствует нагреванию атмосферы и гидросферы, что способствует движению воздушных масс, океанических течений, испарению воды, таянию снегов.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Солнечная энергия дает толчок если не всем, то очень многим процессам

Зеленые растения и прочие представители автотрофных организмов преобразуют солнечную энергию в энергию химических связей – так происходит Его Величество Фотосинтез. Вот почему у многих авторов именно фотосинтез выступает как основа существования энергетики биосферы.

Основная часть этой энергии тратится самими растениями для поддержания своей жизнедеятельности. Меньшую часть растение передает по пищевой цепочке животным, которые затем преобразуют эту энергию в другие ее виды (световую, электрическую, тепловую). Какая-то часть солнечной энергии может накапливаться и в виде природных запасов (горючие сланцы, уголь, торф).

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Вот как выглядит поток энергии в биосфере

Так что можно утверждать, что как такового круговорота энергии в биосфере не происходит, происходит лишь ее перерождение из одной формы в другую.

Круговорот воды

Вода – это наша альфа и омега. В среднем все живые тела на 80% состоят из этого вещества, а наша планета на две трети покрыта Мировым океаном.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Вот так распределяется вода на нашей планете

Вот так распределяется вода на нашей планете

Вода испаряется с поверхности морей и океанов под воздействием солнечных лучей. Эти испарения переносятся ветром на материки, где испарения в виде осадков выпадают на землю.

Выпадая в жидком виде, вода сразу становится доступной живым организмам или же стекает к рекам и грунтовым водам, возвращаясь обратно в океаны. Если же вода выпадает в виде связанных осадков (снег и лед), то некоторое время она будет недоступной для организмов.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
В таком виде происходит круговорот воды

В таком виде происходит круговорот воды

Из почвы вода поглощается растениями, частично расходуясь на фотосинтез, а частично испаряясь с поверхности листьев. К животным вода поступает в виде еды и пищи, а выходит из их организмов при дыхании, выделении пота и в составе других продуктов жизнедеятельности.

Круговорот углерода

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Так выглядит в природе круговорот углерода

Углерод – необходимый химический элемент органических веществ любых классов.

Львиная доля круговорота этого вещества в круговороте принадлежит растениям. Именно они в процессе фотосинтеза  способствуют ассимиляции углекислого газа атмосферы и гидросферы растениями и цианобактериями, образуя углеводы.

Когда же живой организм дышит, происходит обратный процесс – образуется углекислый газ из углерода органических соединений.

Так что циркуляции углерода в биосфере способствуют всего лишь 2 казалось бы естественных и таких незаметных процесса – дыхание и фотосинтез.

Круговорот азота

Главный источник азота в биосфере – атмосферный азот в форме газа. В небольшом объеме азот и кислородный воздух связывается в нитраты в процессе образования грозовых разрядов.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Разряды молнии помогают молекулам азота связываться с нитратами

А вот схема круговорота азота в биосфере:

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология
Отсюда становится ясно, что главным связующим звеном азота с биосферой являются азотофиксирующие бактерии, которые живут в почве

Отсюда становится ясно, что главным связующим звеном азота с биосферой являются азотофиксирующие бактерии, которые живут в почве.

Когда азот становится частью органических соединений (от процессов жизнедеятельности животных или растений), он поступает в почву в виде аммиачных соединений, которые окисляются и становятся нитратами и нитритами, после чего снова используются животными и растениями.

Вот, пожалуй, самое основное, что вам нужно знать об основах биосферы и о биогеохимическом круговороте. Для понимания этого вполне хватит, чтобы сдать зачет или небольшой экзамен.

А если вам вдруг понадобится написать сложный реферат или контрольную работы на тему Основы экологии, наши авторы не только помогут с подбором актуальной и полезной информации, но и грамотно оформят работу согласно требованиям вашего учебного заведения! 

Круговорот веществ в биосфере, геологический и биохимический виды, значение живых организмов

Длительное существование жизни на Земле возможно благодаря постоянному круговороту веществ в биосфере. Все элементы, которые есть на планете, находятся в ограниченном количестве. Использование всех запасов привело бы к исчезновению всего живого. Поэтому в природе существуют механизмы, обеспечивающие перемещение химических соединений из живого к неживой природе и обратно.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Виды круговоротов веществ

Неоднократное использование существующих элементов способствует постоянству жизненных процессов при достаточном количестве энергетических ресурсов. Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ в биосфере — Солнце.

Выделяют три круговорота: геологический, биогеохимический и антропогенный (появился после возникновения человечества).

Геологический

Геологический или большой круговорот веществ функционирует благодаря внешним и внутренним геологическим процессам.

Эндогенные (глубинные) процессы происходят под воздействием внутренней энергии планеты. Ее источником служит радиоактивность, а также ряд биохимических реакций при формировании минералов и др. К глубинным процессам относят: перемещение земной коры, землетрясения, возникновение магматических расплавов, преобразования твердых пород.

Экзогенные процессы вызваны влиянием солнечной энергии. Основные из них: разрушение и изменение минеральных и органических пород, перенос этих остатков на другие участки земли, формирование осадочных пород. Экзогенные процессы также включают деятельность живой природы и человека.

Континенты, впадины океанического дна — результат влияния эндогенных факторов, а незначительные изменения существующего рельефа сформировались под действием экзогенных процессов (холмы, овраги, дюны). По сути, деятельность эндогенных и экзогенных факторов направлена друг на друга. Эндогенные отвечают за создание крупных форм рельефа, а экзогенные сглаживают их.

Силикатный расплав земной коры (магма) после выветривания переходит в осадочные породы. Проходя через подвижныеслои земной коры, они опускаются вглубь земного шара, где плавятся и обращаются в магму. Она снова извергается на поверхность и, после застывания, превращается в магматические породы.

Так, большой круговорот обеспечивает постоянный обмен вещества между биосферой и глубинами Земли.

Биохимический

Биогеохимический или малый круговорот осуществляется благодаря взаимодействию всего живого. Отличие от геологического состоит в том, что малый ограничен границами биосферы.

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, БиологияБиохимический круговорот в биосфере

Благодаря солнечной энергии здесь идет важный процесс — фотосинтез. При этом органические вещества продуцируются автотрофами, путем синтеза из неорганических. Далее они поглощаются гетеротрофами. После, отмершие тела животных и растений минерализуются (превращаются в неорганические продукты). Полученные неорганические вещества снова используются автотрофными организмами.

Малый круговорот веществ делится на две составляющие:

  • Резервный фонд — та доля веществ, что еще не используется живыми особями;
  • обменный фонд — небольшая доля вещества, задействованная в обменных процессах.

Резервный фонд делится на 2 вида:

  • Газового типа — это резервный фонд воздушной и водной среды (задействованы следующие элементы: C, O, N);
  • осадочного типа — резервный фонд, что находится в твердой оболочке земли (задействованы следующие элементы: P, Ca, Fe).

Интенсивные обменные процессы возможны при достаточном поступлении воды и оптимальном температурном режиме. Поэтому в тропических широтах круговорот протекает быстрее, чем в северных.

Какую функцию выполняет круговорот веществ в биосфере?

Единство биосферы поддерживается круговоротом вещества и энергии. Постоянное их взаимодействие поддерживает жизнь на всей планете. Углерод — один из незаменимых элементов живых существ. Круговорот углерода поддерживается за счет деятельности представителей растительного мира.

Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы. Назад возвращается CO2 в процессе дыхания.

Азот — важный элемент, структурная часть ДНК, АТФ, белков. Он в большей мере представлен молекулярным азотом, и в таком виде не усваивается растениями. Круговороту азота способствуют бактерии и цианобактерии.

Они могут переводить молекулы N в соединения, которые доступны для растений. После гибели органика поддается действию сапрогенных бактерий и расщепляется до аммиака.

Часть которого подымается в верхние слои атмосферы и вместе с диоксидом углерода удерживает тепло планеты.

Функция и значение живых организмов

Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, БиологияЖивые организмы в круговороте веществ

Все живое участвует в круговороте веществ, при этом усваивая одни вещества и выделяя другие. Существует ряд функций, которые выполняют живые организмы.

  1. Энергетическая
  2. Газовая
  3. Концетрационная
  4. Окислительно-востановительная
  5. Деструктивная
  6. Транспортная
  7. Средообразующая

Роль редуцентов в круговороте веществ

Редуценты в процессе круговорота веществ возвращают минералы и водные ресурсы в почву, при этом они становятся доступными для автотрофных организмов. Таким образом, вся живая природа не может существовать без редуцентов. Типичными представителями редуцентов являются грибы и бактерии.

Значение бактерий

Бактерии в круговороте веществ в биосфере играют огромную роль. Значимость микроорганизмов определяется, главным образом, их широкой распространённостью, быстрыми обменными процессами.

Бактерии разлагают органические соединения отмерших растений и освобождают в биосферу углерод. Также бактерии способны осуществлять химические реакции, недоступные для других живых существ (азотфиксирующие бактерии).

Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

Они превращают органические соединения в неорганические, которые становятся источником питания для растений. Также некоторые грибы участвуют в почвообразовании. Накопившаяся органика в теле гриба после его отмирания превращается в перегной.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (1

Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы добавить в закладки Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере, Биология

Наша планета окружена тремя оболочками. Круговорот веществ – это многократное участие веществ в процессах, протекающих в различных оболочках Земли. 

Этот процесс – явление непрерывное, циклическое. Круговорот веществ сопровождается превращением, потерями, закономерными перераспределениями органических и неорганических веществ. 

В процессе круговорота образуется живое вещество из неорганических соединений, впоследствии органика распадается на неорганические компоненты.

Круговорот веществ в биосфере происходит при участии живых организмов, которые преобразуют и передают энергию по пищевой цепочке. Биологический круговорот осуществляется по трофическим цепям (сетям) экосистемы и подчиняется закону Линдемана. В этом круговороте участие принимают все химические элементы, из них выделяют самые необходимые:

  • Углерод. Основным его источником является углекислота. Именно она необходима для его переработки в органическое вещество. В процессе фотосинтеза, поглощенная зелеными растениями углекислота перерабатывается в сахар, а благодаря другим процессам биосинтеза преобразуется в липиды, протеиды и тому подобное. Именно эти вещества являются источником питания для растений. 
  • Азот. В атмосфере содержится около 78% азота, однако он находится в том состоянии, в котором не может использоваться большинством живых организмов. Для того чтобы, организмы смогли им воспользоваться, азот должен быть зафиксирован в виде химических соединений. Фиксация протекает при вулканической активности, грозовых разрядах или же сгорании метеоритов, но основная фиксация происходит за счет микроорганизмов, обитающих на корнях высших растений, реже на листьях. 
  • Кислород. Главная составляющая живой природы. В тканях живых организмов содержится около 62,8% кислорода и 19%углерода. Круговорот кислорода усложняется тем фактором, что он может образовывать большое количество различных химических соединений. При определенном содержании кислорода, он может быть губителен для клеток аэробных организмов. Луи Пастер доказал, что ни один анаэробный организм не выживет при концентрации кислорода превышающей 1%. Круговорот этого вещества происходит между живыми организмами и атмосферой. Процесс продуцирования и выделения кислорода растениями при фотосинтезе противоположен процессу потребления и выделения углекислого газа при дыхании. 

Эволюция биосферы

Биосфера – это весьма сложный комплекс, состоящий из массы элементов, взаимодействующих друг с другом на протяжении миллиардов лет. В планетарной биосфере различают материковую и  океаническую биосферы, отличающиеся   биологическими,  физическими  и  другими  условиями. Целостный характер биосферы определяется совокупностью живого вещества планеты.

В состав биологической оболочки входят лишь самые нижние слои атмосферы. Жизнь в них не может протекать без связи с литосферой и гидросферой. Распространение жизни в атмосфере ограничивается тропосферой.

Основные изменения биосфера претерпела с момента появления человека. Протяженности биосферы  составляет порядка 3000 км,  теоретически ее размеры могут быть более протяженными. 

Возникновение жизни, согласно одной из теорий, происходило в условиях первобытной Земли, под воздействием специфических физико-химических процессов. Проблема происхождения жизни является одним из актуальных вопросов. Снижение температуры способствовало формированию водной оболочки планеты.

Эволюция Земли включает 4 этапа.

  1. В ходе первого этапа происходило формирование земной коры, атмосферы и гидросферы. Возник первичный круговорот веществ. Первичная атмосфера состояла из метана, аммиака, пара, углекислого газа, сероводорода, практически не содержала кислорода и озона.
  2. Второй этап – химическая эволюция, в ходе которой происходили процессы синтеза и накопления простых органических соединений.
  3. Третий этап – возникновение жизни. Ему предшествовало появление первоначальных белковых молекул, из которых, впоследствии строились микроскопические живые организмы. Завоевание суши организмами привело к резкому росту биомассы живой материи. 
  4. Появление человека и преобразование его в биосоциальное существо, изменяющее биосферу.

Возникновению жизни предшествовало накопление в Мировом океане органических веществ, образованных без участия живых организмов. Продуценты синтезировали органические вещества из неорганических молекул.

Появление фотосинтезирующих растений привело к формированию кислородной атмосферы. Органическое вещество стало служить пищей гетеротрофным организмам.

В силурийском периоде палеозойской эры живые организмы начали осваивать сушу. Каждый возникающий вид, занимал определенную нишу в биосфере. Ограничивали область распространения жизни слишком высокие или низкие температуры.

Увеличение численности населения может в ближайшее время привести к обострению продовольственной проблемы. Человек вышел за пределы возможностей биосферы и активно преобразовывает ее.

  • В настоящее время, ученые сделали возможной количественную оценку степени воздействия эволюции на строение биосферы, ее массу и продуктивность.
  • С появлением человека, как биосоциального существа, возникла ноосфера, которая не может быть охвачена ни одной естественной наукой, здесь имеет место взаимодействие естественных и общественных наук. 
  • Разумная деятельность человека стала главным фактором, обусловливающим развитие современной биосферы. 
  • Смотри также:

«Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ». Урок с использованием ИКТ

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, с простейшими циклами миграции атомов и веществ.
  2. Научить школьников использовать полученные знания о процессах, происходящих в биосфере, для обоснования мероприятий по охране природы.
  3. Продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к деятельности человека, наносящей ущерб природной среде.
  • Ход урока
  • На доске эпиграф:
  1. “Ах, эта среда обитания! Все связаны между собой Обменом, цепями питания,
  2. Составом, структурой, судьбой”.

1. Актуализация знаний: учитель
обращает внимание учащихся на эпиграф и
организует фронтальную беседу о биосфере как
среде обитания живых организмов, основных
свойствах живого вещества, роли живых организмов
в биосфере, функциях живого вещества в ней
(содержание беседы зависит от пройденного в
данной теме материала).

2. Изучение новой темы на основе
обобщения материала (рассказ учителя):

Учитель: Главная функция биосферы заключается
в обеспечении круговорота химических элементов,
который выражается в циркуляции веществ между
атмосферой, почвой, гидросферой и живыми
организмами.

В природе существует теснейшая
взаимосвязь между всеми живыми организмами:
зелеными растениями, животными, бактериями,
грибами.

Эта взаимосвязь реализуется через
потоки вещества и энергии и может быть
представлена в виде схемы (учитель демонстрирует
слайд №2 приложения 1).

Круговорот веществ в биосфере поддерживается
постоянным потоком энергии. Единственный
источник внешней энергии на Земле – это
излучение Солнца. Энергия, проходящая через
биосферу нашей планеты, образует именно поток, а
не круговорот!

Каждый живой организм получает энергию Солнца
в прямом или измененном виде, а затем выделяет ее
в окружающую среду или передает другим живым
организмам. В обобщенной схеме энергия проходит
сквозь живую оболочку и выделяется в среду в уже
“отработанном” виде, в виде тепла, которое не
может быть вновь усвоено живыми организмами.

Основную роль потребителей солнечной энергии
выполняют зеленые растения, которые способны
непосредственно усваивать световую энергию
Солнца.

Если для круговорота веществ достаточно того
запаса вещества, который имеется в биосфере, то
поток энергии требует непрерывного поступления
энергии извне – наша биосфера – открытая
система.

Чтобы нагляднее представить себе роль энергии
и вещества в жизненных процессах, сравним их с
колесом мельницы, которое вращается под напором
падающей с плотины воды.

Колесо крутится,
оставаясь на месте, и символизирует собой запас
вещества в биосфере: его столько же сегодня,
сколько было вчера, и завтра, не убавится и не
прибавится. Но чтобы колесо вертелось, необходим
постоянный приток нового количества воды. Поток
воды бежит мимо колеса, вращая его.

Так и поток
энергии “крутит” колесо жизни на нашей планете,
и его движение дает стимул “вращательному”
движению вещества в биосфере.

Вместе с круговоротом веществ в биосфере
осуществляется и круговорот (миграция) атомов
конкретных химических элементов. Они переходят
из организма в организм, затем — в неживую
природу и снова в организм (учитель
демонстрирует слайд №3 приложения 1).

Главенствующую роль в этом процессе играет вся
масса живых организмов Земли (учитель
демонстрирует слайд №4 приложения 1).“Живое
вещество, – писал В.И. Вернадский, – охватывает и
перестраивает химические процессы биосферы.
Живое вещество есть самая мощная геологическая
сила, растущая с ходом времени”.

Положение о круговороте атомов является одним
из основных законов геохимии биосферы. Этот
закон сводится к следующему: в сфере атомы
участвуют в биологических круговоротах, в ходе
которых они поглощаются живым веществом и
заряжаются энергией, затем покидают живое
вещество, отдавая накопленную энергию во внешнюю
среду. ( Выделенные жирным шрифтом фразы ребята
конспектируют).

В целом за определенный промежуток времени
одно то же количество вещества биосферы
совершает множество циклов. При этом различают
два основных типа круговорота веществ: большой
(геологический) и малый (биологический) (учитель
демонстрирует слайд №6 приложения 1).Мы
подробнее рассмотрим биологический круговорот
наиболее типичных биофильных химических
элементов.

3. Самостоятельная работа в группах.

Учитель предлагает классу разбиться на малые
группы, каждая из которых получает задание для
самостоятельной работы: в памяти компьютеров
сохранена папка с файлами, содержащими список
терминов (приложение 2) и заготовки
схем круговоротов веществ (приложение
3, приложение 4) для задания (см.
слайд №7 приложения 1).

C помощью программы Paint учащимся необходимо
восстановить схемы круговоротов данных
элементов, вписав необходимые термины из списка приложения 2, стрелками показать
последовательность происходящих процессов и
оформить получившиеся схемы рисунками.

Учитель знакомит учащихся с критериями оценки
работы:

  • Правильность выбора компонентов круговорота;
  • Правильная последовательность происходящих процессов;
  • Творческий подход к оформлению работы;

Учитель демонстрирует через проектор модели
круговоротов азота и углерода с компакт-диска
Открытая биология. Версия 2,5. При необходимости
производится повтор демонстраций.

  • Правильность выполнения работ проверяется во
    время обсуждения, при сравнении полученных схем
    со слайдами презентации (учитель демонстрирует
    слайды № 8 и 9 приложения 1).
  • Затем учащиеся формируют новые группы, в ходе
    работы которых происходит взаимообмен
    полученной информацией.
  • 4. Изучение нового на основе обобщения
    изученного ранее материала
    (беседа):

Учитель: Все процессы природы находятся в
закономерной связи и развитии. Любое нарушение
этих связей, разрыв их порождают негативные
явления, с которыми сталкивается как отдельный
человек, так и все общество в целом.

С появлением человечества возникло сложное
взаимодействие общества и природы, одним из
проявлений которого является сдвиг в биосфере в
сторону возникновения особых биогеоценозов
антропогенного характера.

С помощью проектора демонстрируется
видеофрагмент, посвященный прерыванию
круговоротов при сборе урожая в агроценозе –
одной из причин неустойчивости этого сообщества.
Учитель обращает внимание на то, что возврат
биогенных элементов приходится компенсировать
внесением минеральных или органических
удобрений.

Изменения, которые ранее производил человек,
сводились к тому, что он брал (часто хищнически) у
биосферы средства к существованию, но возвращал
то, что могло быть использовано другими
организмами в цепях питания. Биологические
круговороты тотчас же включали результаты
деятельности человека в свои циклы.

В настоящее время в связи с ростом
народонаселения и технической революцией
воздействие человека на биосферу стало
необычайно сильным, качественно отличным от
прежнего. Е.Б.Новиком это воздействие названо
антибиогенным комплексом.

С помощью проектора демонстрируется
видеофрагмент, посвященный аварии на
Чернобыльской АЭС.

Антропогенное воздействие явилось причиной
колоссальных сдвигов в биосфере.

(Учитель демонстрирует слайд №10 приложения
1, глядя на схему, учащиеся дополняют её
конкретными примерами. Возможны выступления
ребят с подготовленными сообщениями, например о
влиянии человека на круговорот углерода и т.п.).

Учитель: Назовите термины, которыми можно
описать последствия негативного воздействия
человека на глобальные биогенные круговороты.

Предполагаемые ответы: кислотные дожди,
глобальное потепление, эвтрофикация водоемов и
т.д.

5. Общие выводы урока (формулируются
учащимися).

(Возможен вариант задания, который имеет смысл
применить при недостатке времени – заполнение
пропусков в тексте, который содержится в кейсе
задания (приложение 5)):

  1. Количество вещества, вовлекаемого в биосферные процессы, остается постоянным на протяжении целых геологических периодов.
  2. В биосфере совершается многократный круговорот входящих в состав живых организмов веществ, атомов химических элементов и превращение энергии.
  3. .В биосферу извне постоянно вливается поток солнечной энергии.
  4. Биосферные круговороты возможны, так как живое вещество в биосфере постоянно выполняет следующие биогеохимические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную.
  5. В глобальном круговороте веществ непосредственное участие принимают зеленые растения, животные, грибы, бактерии.
  6. Круговорот веществ и атомов химических элементов, превращение энергии осуществляются за счет таких процессов, как фотосинтез, дыхание, горение, брожение.
  7. Влияние человека на процессы, протекающие в биосфере, все время возрастает, что требует регуляции его взаимоотношений с окружающей природой. Охрана природы – насущная потребность современности.

Учитель: (демонстрируя слайд № 11 приложения
1, под звучащую тревожную музыку).

Биосфера функционирует как гигантская хорошо
отлаженная экосистема, где организмы не только
приспосабливаются к среде, но и сами создают и
поддерживают на Земле условия, благоприятные для
жизни.

Совершая гигантский биологический
круговорот веществ в биосфере, жизнь
поддерживает стабильные условия для своего
существования и существования в ней человека.

Это обязывает человека иначе, более разумно
относится к своей деятельности в биосфере.

Домашнее задание:

  1. Учебник А.А.Каменского “Биология. Введение в общую биологию и экологию” § 6.3, записи в тетради, ответы на вопросы в конце параграфа.
  2. Мини-сочинение рассуждение (по желанию учащихся):?

Верите ли вы в то, что человечеству удастся
сохранить биосферу для будущих поколений? Если
“да”, то в каком виде она будет сохранена? Почему
вы так думаете? Если “нет”, то почему и каковы
перспективы будущего человечества?

Использованные материалы.

Литература:

  1. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс. Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.- М.:ВАКО, 2006.
  3. Пономарева И.Н. Экология – М.: Вентана-Графф, 2001.

Электронные носители:

  1. Биология, химия, экология. Электронное учебное издание. ООО “Физикон” 2005,ООО “Дрофа” 2005.CD-ROM.
  2. Открытая биология. Версия 2,5.Полный интерактивный курс биологии. “Физикон”. “Новый Диск”. CD-ROM.
  3. 1С: Школа. Экология .10-11 классы. Учебное пособие. ЗАО “1С”, 2004 ООО “Дрофа”, 2004. CD-ROM.
  4. Экология. Учебное электронное издание. МИЭМ,2004. CD-ROM.
  5. Учитель биологии и экологии МОУ “Селковская СОШ” Сергиево-Посадского района Московской области Ерёмина Л.А.

6.03.2008

  • Сочинение роль россии в первой мировой войне
  • Сочинение роль символики в раскрытии идейного замысла двенадцати сочинение
  • Сочинение роль семьи в воспитании детей
  • Сочинение роль отца в моей семье
  • Сочинение роль музыки в моей жизни 4 класс