(659 слов) Многие хотят верить в сказку. Когда мы раскрываем книгу, знакомимся с сюжетом сказки и словно оказываемся в ином, волшебном мире, наполненном красками, звуками, чудесами, чистотой, ясностью и влекущей простотой. Такие произведения вызывают многозначные суждения, разные точки зрения: одни считают, что в этих творениях есть врачующий поток эмоций и чувств, другие уверены, что в них слишком много ненужной сентиментальности, фантастики, что слишком далеки они от реальности.
В условиях современности, где в мире преобладают практичность и прагматичность, наблюдается большой дефицит чувств и эмоций, благородных качеств, таких как доброта, сострадание, доверчивость, не до сантиментов и излишней чувствительности. Читатели, кажется, еще больше отдалились бы от старинных романтичных историй. Но в реальной жизни все обстоит иначе. Именно такая упрощенная практичность современности и приводит к появлению чего-то более интересного, чудесного, возвышенного, чем наша житейская реальность.
Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» и есть одно из таких прекрасных шедевров. Мы не перестаем ее читать, хоть в нынешнее время отношения между людьми намного изменились, стали другими нравы, мода, обычаи, но все так же между молодыми людьми возникают любовные чувства и вспыхивает страсть. И только от них самих зависит, будет ли любовь взаимной и счастливой или же окажется несчастной, губительной.
Содержание произведения «Бедная Лиза» — незатейливая, банальная история, которая слишком идеализирована, чтобы быть в реальной жизни. Словно в сказке, здесь нет слишком заметных граней различий между слоями общества, и возникает любовь между абсолютно разными по социальному положению людьми. Повесть имеет говорящее само за себя название. Лиза, бедная, юная крестьянка влюбляется в молодого человека из дворянского сословия и всецело отдается вспыхнувшему чувству, не задумываясь о последствиях.
Бедной девушка становится не только в социальном, но и в нравственном плане. Прекрасное чистое чувство – любовь, в итоге приводит к трагической развязке – гибели юной героини. Повесть создана Карамзиным в сентиментализме, очень много описаний чувств и эмоций героев, но произведение очень далеко от реальности. В нем мы видим, как реальная жизнь может воздействовать на людей.
Ветреный молодой человек, слабохарактерный и подверженный влиянию дурных привычек Эраст влюбился в Лизу. Он вел себя благородно, ухаживал за Лизой, и девушка его тоже полюбила. Слишком доверяя ему, она под влиянием любовной страсти отдалась Эрасту и, преступив законы нравственности, особо чтимые в крестьянской среде, стала его любовницей. Спустя время чувства Эраста к Лизе охладели. К сожалению, Лиза сама своей доверчивостью способствовала этому, дозволяя любимому слишком много. Девушка наскучила ему. Отправившись воевать, Эраст проигрывает все свои сбережения и, чтобы поправить свое состояние, решает сочетаться браком с богатой дамой. А Лиза, не пережив предательства, утопилась. Она совершила уход из жизни вопреки нравственным и религиозным законам.
Писатель не осуждает девушку и воздерживается от комментариев, от высказывания своей авторской точки зрения. Девушка оставила больную мать, понимая, что та не сможет жить без нее. Эраст тоже мог предположить, что Лиза, отвергнутая им, так поступит. И его оправдывает мучившее его всю жизнь чувство вины. Но автор осторожно выражает девушке-крестьянке сочувствие за то, что она не имеет законных прав на защиту в обществе и никакого уважения и сострадания в глазах высшего света. Для них она никто, человек второго сорта. Соблазнение крестьянки не служило причиной для скандала и поводом для порицания соблазнителя обществом. С девушкой благородного сословия, так бы не поступили. Это все понимал Эраст, потому и оказался столь безответственным.
Карамзин поднимает в своей повести проблему законной крестьянской защиты, и самая главная мысль произведения: «И крестьянки любить умеют!» То есть они тоже нуждаются в честном к ним отношении и в защите общества и закона.
Повесть Николая Карамзина – это, конечно же, любовная история. Она вымышлена, очень оторвана от реальности, слишком сентиментальна. Но она оставляет свой след в душе читателя, остается в его сердце проникновенной историей чистой, светлой и беззащитной любви.
Произведение имеет поучительный смысл, хотя не предполагает конкретных ответов на затронутые в нем вопросы. Проходит все больше времени, меняются законы общества, обычаи, мнения света и каждый читатель по-разному высказывает свое мнение о поступках героев – глупых, безответственных или невинных, слишком поспешных. Но однозначно можно утверждать то, что эта книга о любви, она для тех, кто любит или когда-то любил. Ведь в жизнь каждого человека рано или поздно приходит это трепетное чувство.
Нравственные проблемы в повести
Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Андреева Елена Олеговна
Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.
Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.
Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»? Смысл в том, что г-н Карамзин, уступая требованиям эпохи и художественного стиля (сентиментализм) попытался привлечь внимание к «простому человеку». Идя следом за французскими просветителями (Руссо, например) он попытался показать, насколько хорош, честен, светел человек из народа, живущий «естественной» жизнью, проявляющий естественные чувства и насколько испорчен, непригляден человек из высшего общества, но «испорченный цивилизацией
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Это повесть полюбилась читателям своей простотой. История о бедной девушке крестьянке и о её безответной любви к дворянину трогает до глубины души. Каждый, кто читал это произведение, будто знал этих людей, эту местность. Симонов монастырь, березовая роща, пруд – все это было узнаваемо, поэтому и сама повесть читалась легко. Вся история была настолько точно передана автором, что в её достоверности ни у кого не возникало сомнения.
– Как проявляются в повести черты сентиментализма? ерои переживают новое для них обоих чувство любви – нежно и трогательно. Они страдают, плачут, расстаются: «Лиза рыдала – Эраст плакал…» Автор очень подробно описывает состояние души несчастной Лизы, когда она провожала Эраста на войну: «…оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Все произведение пронизывают лирические отступления.
– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
– В чем смысл заглавия? «бедная» в названии выражает отношение к главной героине: наивная деревенская девушка, она всем сердцем полюбила Эраста.
3. Вызов. Аналитическая беседа с учащимися.
Сегодня мы подготовимся к сочинению. Посмотрите на тему урока.
Давайте вместе проанализируем каждое слово в этом предложении.
Как вы понимаете слово «проблема»? Дайте определение.
ПРОБЛЕМА — (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Проблема — (от греч. problema — задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Что такое нравственность?
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
1.Внутренние — духовные и душевные — качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
А как вы понимаете данное сочетание слов: «нравственные проблемы»?
Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности — определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.
Вывод: Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.
Какие нравственные проблемы вы выделите в повести Карамзина?
- проблема ответственности человека за свои поступки
- проблема уважительного отношения к чувствам других людей
- проблема сословного эгоизма, превосходства
- проблема сострадания и т.д.
Но ведь автор никогда не создает произведение просто так, без цели, согласны? Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?
Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?
- урок доброты и сострадания
- урок ответственности за свои поступки
- урок бережного отношения к чувствам других людей
- урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
- урок осторожности, предусмотрительности и т.д.
4. Физминутка
Определите тему этого произведения?
В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.
Определите идею этого произведения?
«И крестьянки любит умеют»
Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?
Вывод: Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.
5. Составление плана сочинения.
Коллективное обсуждение, разъяснение пунктов плана, примеры, аргументы.
Вступление
1) Что такое нравственность? (по словарю)
2) Нравственность в моем понимании.
Основная часть
3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?
4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)
Заключение
1) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?
Какие нравственные уроки дает нам автор?
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
Сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Текст, начинающийся словами «Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. »
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
«Бедная Лиза» — повесть, написанная Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году. Это произведение считается образцом сентименталистского направления в литературе. В нём автор, отходя от традиций классицизма, обратил внимание на духовный мир простого человека, обыкновенной деревенской девушки, а также отвёл значительную роль описаниям природы, явления которой соответствуют событиям душевной жизни героини.
В повести автор затрагивает множество важных тем, таких как любовь, неравенство людей в обществе, предательство любимого человека. В ней Карамзин обращает внимание не столько на внешние события, сколько на то, как переживает их Лиза, главная героиня.
Характеристика главных героев повести «Бедная лиза» Николая Карамзина
Характеристика образа Лизы
Лиза — молодая и красивая девушка, жившая со своей матерью. После смерти отца семейства они едва сводили концы с концами, и Лиза, не жалея себя, бралась за любую работу: «ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Она любила своих родителей, всячески поддерживала мать, здоровье которой после потери мужа слабело с каждым днём.
Лиза обладала душой ранимой, чувствительной и непорочной. Встретив Эраста, она без остатка отдалась нахлынувшим чувствам («Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала», ««Он меня любит!» — думала она и восхищалась сею мыслию»). Узнав, что к ней сватается богатый жених, она не могла найти себе места.
Лишившись невинности, Лиза не могла смириться со случившимся («Мне казалось, что я умираю, что душа мои… Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?»). После того вечера их отношения с Эрастом изменились, поскольку для Эраста имели значение именно платонические отношения. Лиза быстро почувствовала, что её возлюбленный охладел к ней, и это стало для неё ударом. «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою», — так выражала она свою тревогу.
Женитьба Эраста и вовсе поразила её так сильно, что больше жить на этом свете Лиза не могла: ««Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!..»
Эраст
Несмотря на то, как поступил Эраст с Лизой, нельзя назвать его жестоким человеком. Ему, несомненно, были свойственны положительные душевные качества, но, в то же время, он был человеком ветреным и ненадёжным. Так описывает его автор: «к, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
В Лизе его привлекала душевная чистота, безгрешная любовь была для него в новинку. Получив от неё то, что получал и от других девушек, он потерял к ней интерес: «платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».
Эраст — человек, для которого в жизни огромное значение имели новые впечатления. Вероятно, в начале их с Лизой встреч он верил в то, что она стала любовью всей его жизни, видел своё будущее с ней. Его обещания были даны от чистого сердца, но, увы, не были исполнены.
Мать Лизы
Мать Лизы, как и её дочь, была способна на искреннюю, бескорыстную любовь. Смерть мужа заставила её впасть в глубочайшую тоску, разрушающую её изнутри. Дочь стала её единственной отрадой, мать от души желала ей наилучшего будущего, гордилась ею и была благодарна за весь труд.
Также хотелось бы отметить, что мать Лизы — женщина честная: когда Эраст покупал у неё плоды труда Лизы и хотел заплатить как можно больше, старушка не брала больше, чем стоил товар.
Искренность Лизы, её доброта и невинность — заслуга матери, подавшей дочери правильный пример.
«И крестьянки любить умеют!», — эта, пожалуй, самая известная цитата из повести и выражает идею автора. На примере Лизы автор показывает всю гамму чувств, которую испытывает самая обычная девушка из деревни, будучи влюблённой. Главное достижение «Бедной Лизы» состоит в том, что Карамзин позволил читателям-современникам понять, что душевные качества человека не зависят от знатности его происхождения.
Автор
Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которой он узнал от Эраста. Он хороший и честный человек, умеющий чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автора образа выступает образ несчастной девушки, с пониманием и симпатией относящейся к Эрасту. Он не осуждает молодежь, а посещает могилу Лизы из самых лучших побуждений.
Анюта
Молодая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта — честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать деньги матери и объяснить причину своего поступка. Смущенная безумной речью Лизы, ее внезапным броском в реку, Анюта не смогла помочь тонущей соседке и с криком побежала в деревню о помощи.
Отец Лизы
При жизни он был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил работать, чему научил свою дочь. Он был любящим мужем и заботливым отцом, с его смертью сильно пострадала его семья.
Конспект
урока по русской литературе в 9 классе.
1.
Тема
урока: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют»
2.
Тип
урока: комбинированный.
1)
раскрыть
идейно — художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
2)
формировать
умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать
устную речь.
3)
воспитывать
чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное
отношение к окружающему миру.
1)
способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;
2)
способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
3) развивать
навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
1)
закрепить
знания о биографии Н.М. Карамзина;
2)
представить
повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
3)
обобщить
и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике
героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза».
4.
Оборудование:
презентация, «Литература. 9 класс. Учебник — хрестоматия для 9 кл. татар.
сред. общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов,
Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. –
Казань: Магариф, 2008. – 367 с.
2. Изучение новой
темы (20 мин.)
3. Выполнение
тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)
4. Итоги урока (7
мин.)
5. Запись
домашнего задания (1 мин.).
№
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Примечания
I.
Организационный
момент
–
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
–
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича
Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная
Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.
Сейчас
вы просмотрите фильм.
—
Как вы думаете, почему я взяла этот ролик для просмотра?
–
Да, действительно, любовь удивительна. Она умеет прощать предательство,
измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств –
равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Николая
Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».
̶
Здравствуйте!
Ученики
внимательно слушают учителя.
—
Хотели показать, что любовь бывает разной, но каждый человек мечтает именно о
той, которая представлена в ролике. И Лиза мечтала быть счастливой, родить
детей, вместе с Эрастом встретить старость. Но, к сожалению, ее мечтам не
суждено было сбыться.
II.
Изучение
новой темы
– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой
известной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она
занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц
потрясли литературный мир.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е. Осетрова: «Бедная
Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а
«чувствительной» душе».
–Как вы понимаете слова Е. Осетрова?
Работа над названием произведения.
–Подумайте, почему повесть названа именем Лизы?
–Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой
смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? Он хочет показать, что она не
имеющая достаточных средств к существованию?
–Что Лизу сделало бедной, несчастной?
Риторический вопрос учителя: Любовь… А почему? Почему
любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование?
В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.
– Прежде чем перейти к анализу повести, расскажите её сюжет
(восстановите цепь событий).
Ученики
внимательно слушают учителя.
–Так
как произведение относится к сентиментализму, оно прежде всего стремится
представить человеческую душу, а не внешние события (действия героев).
– Она
главный герой, с ней связана основная мысль повести.
– Нет,
слово бедная использована в другом смысле. Автор хочет подчеркнуть несчастную
судьбу главной героини повести.
– Любовь.
– Умирает
Лизин отец, мать тяжело переносит утрату мужа. Семья обнищала. Лиза работает
день и ночь: собирает ягоды и цветы и продает их в городе. Там она знакомится
с молодым человеком – Эрастом. Поражённый её невинной красотой, он приходит к
ней в гости, где очаровывает её мать своими манерами, обхождением и добротой.
С этого дня начинаются свидания Лизы и Эраста.
Сначала
свидания носили характер «любовь-дружба», они проводили счастливые невинные
вечера, ночи… Но когда мать Лизы начала настаивать, чтобы дочь вышла замуж за
богатого крестьянина, их отношения переменились. Лиза полностью отдалась
любовному чувству, а Эраст воспользовался её доверчивостью и неопытностью.
Постепенно
чувства Эраста начинают угасать, и он говорит Лизе, что должен идти на войну.
А на самом деле он, отягчённый долгами, решает жениться на богатой пожилой
вдове. Когда Лиза обнаруживает обман, она решает, что ей нельзя жить и заканчивает
жизнь самоубийством.
III.
Выполнение
тренировочных заданий и упражнений
Работа
на осмысление содержания произведения. В форме игры с сердечком «Я тебя
люблю».
Блиц
— опрос:
1.
В каком году написано произведение?
2.
Каков жанр произведения «Бедная Лиза»?
3.
Где происходят события в повести?
4.
Кто главные герои повести?
5.
Каково социальное положение Лизы и Эраста?
6.
От чьего лица ведется повествование?
7.
Чем занималась Лиза целыми днями?
8.
А почему Лизе пришлось работать?
9.
Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста?
10.
Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы?
11.
Что случилось с главной героиней?
12.
Какие слова из повести стали афоризмом?
13. Возле
какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения
Карамзина?
14.
Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?
15. Стакан
какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной мамы?
16.
Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
Подведение
итогов.
Вы
увидели, что повесть начинается с описания московских окрестностей.
Как
вы думаете, какова роль пейзажа в начале повести?
– Найдите
приметы сентиментализма в повести.
–
Когда два человека встречаются, какие-то события и детали кажутся им
символичными и судьбоносными. Давайте поищем их – эти знаки, заставившие
встретиться двух влюблённых.
–
Символичным является слово – ландыш. Напишите к нему 5-7 слов — ассоциаций.
– Какое
слово вы считаете наиболее значимым?
Чистота – это знак души. Это слово очень часто повторяется в тексте.
Подтвердите
это примерами из текста.
–
Но на последнем свидании слово «чистый» употребляется в последний раз. Дальше
оно исчезает. С чем это связано?
– Эраст
и Лиза… могли ли они остаться вместе в конце повести и жить долго и
счастливо, как это полагается в настоящей идиллии?
III. Сопоставительная
характеристика героев.
Давайте проведём
сопоставительную характеристику героев, чтобы точно выяснить, могли ли они
быть вместе.
1
группа — Лиза, 2 группа — Эраст.
1.
Характеристика
героев до встречи.
2.
Отношение
автора к героям.
3.
Отношение
Лизы к Эрасту, отношение Эраста к Лизе.
— В 1792
году.
—
повесть.
— в
Москве.
— Лиза и
Эраст.
— Лиза –
крестьянка, Эраст –
богатый
дворянин.
—
Повествование ведется от первого лица, от лица автора.
— Ткала
холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, собирала ягоды и продавала их.
— отец
Лизы умер, Лиза с матерью обедняли, и чтобы содержать себя и маму, ей
приходилось работать.
—
Ландыши.
— 100
рублей.
— Она
утопилась в пруду.
— И
крестьянки любить умеют.
—
Симонов монастырь.
— В Москве.
—
Молока.
— По
соображениям выгоды.
– Подготавливает
к восприятию повести, показывает, на каком фоне будут происходить события,
настраивает на возвышенный, чувствительный тон.
–
Культ чувства, в центре частная жизнь простых людей с их богатым внутренним
миром, разнообразными переживаниями; воспевается идиллическая жизнь человека
на лоне природы.
– нежный, хрупкий, белоснежный
красивый, чистый, невинный
ангельский.
–Чистый.
–Чистые
источники; чистые радости; чистый пруд; чисты и непорочны объятия
– Эта
чистота и непорочность относилась не только к реке, пруду, ландышам, но и по
отношению к Лизе. А вместе с последним свиданием для Эраста Лизины объятия
перестали казаться такими же чистыми, как раньше…
– Скорее
всего, нет, между ними слишком большая разница: он богатый дворянин, она –
бедная крестьянка. Слишком сильны сословные традиции и общественные
предрассудки, которые бы не дали молодым жить счастливо
Ученики
разделяются на группы, составляют по плану характеристику героев.
См.
приложение №1.
IV.
Итоги
урока
– Могут
ли деньги Эраста компенсировать всё то, что отдала ему Лиза?
– Каково
психологическое состояние героини в эти минуты?
– Какова
основная мысль повести?
– Нет,
ведь Лиза не хотела брать даже рубля за ландыши. А Эраст даёт ей сто рублей.
Он знал, что она их не возьмёт, поэтому положил их в её карман
–Она
унижена, оскорблена, раздавлена обманом и предательством. Она жила одной
любовью, её любовь разбита, чистота запятнана, надежды умерли, белый свет
померк. Чем ей теперь жить?Чистый ландыш растоптан в грязи
– «И
крестьянки умеют любить» – на весь мир провозгласил Н.М.Карамзин. Это было
принципиально новое утверждение, ведь раньше считалось, что способность к
высоким чувствам – это привилегия людей светского общества. На примере любви
матери Лизы и самой Лизы Н.М.Карамзин убедил всех, что «и крестьянки любить
умеют».
V.Запись
домашнего задания
Написать сочинение «Мое отношение к Лизе и Эрасту».
Ученики
записывают домашнее задание в дневники.
Приложение
№1.