Сочинение рецензия на литературное произведение план

Инфоурок другое презентациирецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: рецензия на

Инфоурок

Другое
ПрезентацииРецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм Цели: - продолжит...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм Цели: - продолжит

    Описание слайда:

    Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм
    Цели:
    — продолжить обучение написанию сочинения критического жанра;
    — повторить особенности написания аннотации, отзыва;
    — показать особенности рецензии как одного из видов разбора и оценки художественного или научно-популярного произведения.

  • 2 слайд

    Как говорить правильноАннотация НА… Отзыв О… Рецензия НА… Эссе … (по поводу…)

    Описание слайда:

    Как говорить правильно
    Аннотация НА…

    Отзыв О…

    Рецензия НА…

    Эссе … (по поводу…)

  • 3 слайд

    АННОТАЦИЯ (от лат. annotation «замечание») – краткое изложение содержания кн

    Описание слайда:

    АННОТАЦИЯ (от лат. annotation «замечание») – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Аннотация на книгу состоит из нескольких элементов, указанных на следующей схеме.

  • 4 слайд

    Аннотация

    Описание слайда:

    Аннотация

  • 5 слайд

    Текст 1 1. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 19

    Описание слайда:

    Текст 1
    1. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989.— 416 с.: ил.
    Словарь рассказывает об истории развития театра, эстрады, кино, телевидения, о творчестве выдающихся актеров, режиссеров, драматургов.
    Читатели узнают о различных профессиях, связанных с этими видами искусства, найдут практические рекомендации о том, как организовать школьную самодеятельность, вести работу в театральных кружках, кружках кинолюбителей и т.п. Задача словаря — помочь ученикам в выборе профессии.
    Для школьников среднего и старшего возраста.

  • 6 слайд

    Текст 2 2 . Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории / Пер. с нем

    Описание слайда:

    Текст 2
    2 . Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории / Пер. с нем. / Сост. С.В. Тураев. — М.: Дет. лит., 1976.— 221 с.: ил.
    Книга знакомит с творчеством немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822). В книгу вошли всемирно известные произведения: «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок» и другие, дающие юному читателю широкое представление о творчестве писателя в целом. Истории в этой книге разные — веселые и грустные, насмешливые и лирические, – и все они рассказывают о чем-то важном, заставляют задуматься о нем. Издание приурочено к двухсотлетию со дня рождения писателя.

  • 7 слайд

    Вопросы и задания1. Заинтересовали ли вас эти книги? Чем? 2. Назовите обязат

    Описание слайда:

    Вопросы и задания
    1. Заинтересовали ли вас эти книги? Чем?
    2. Назовите обязательные и факультативные элементы аннотаций.
    3. Соответствуют ли данные тексты схеме аннотации? Почему?
    4. Составьте аннотацию на сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Нужно ли для этого перечитывать (или читать) сказку? Почему вы так считаете?

  • 8 слайд

    Диктант-загадка Вопросы и задания: 1. Какая информация заинтересовала вас?

    Описание слайда:

    Диктант-загадка
    Вопросы и задания:
    1. Какая информация заинтересовала вас?
    2. Какой жанр вы считаете самым читаемым в мире и тиражируемым?
    З. Кто из писателей, работающих в данном жанре, является, на ваш взгляд, мастером?
    4. О ком идет речь в данном тексте? Почему вы так считаете?
    5. Какие слова наиболее употребительны и притягательны для читателей детективов? Какие заголовки частотны?
    6. Дополните текст диктанта, не забывая о редактировании: ведь автор книги — женщина.

  • 9 слайд

    Проверьте себяДля справок: Агата Кристи. Убийство под Рождество.

    Описание слайда:

    Проверьте себя
    Для справок: Агата Кристи. Убийство под Рождество.

  • 10 слайд

    Отзыв ОТЗЫВ — выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному

    Описание слайда:

    Отзыв
    ОТЗЫВ — выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

  • 11 слайд

    Элементы, включаемые в отзыв

    Описание слайда:

    Элементы, включаемые в отзыв

  • 12 слайд

    Вопросы и задания1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность

    Описание слайда:

    Вопросы и задания
    1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность.
    2. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку.
    3. Какие оценочные выражения выписаны?
    4. Прочитайте текст внимательно сами и найдите в нем обоснование впечатления: что в пьесах Чехова вызвало именно эти чувства у Бунина? Убедительны для вас эти аргументы?
    5. Только ли о драматургии Чехова идет речь в тексте?
    6. Как оценивается спектакль по пьесе?
    7. Согласны ли вы с мнением Бунина? Почему?
    8. Обратите внимание на схему отзыва, дополните отзыв Бунина необходимыми элементами.

  • 13 слайд

    Рецензия РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценк

    Описание слайда:

    Рецензия
    РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

  • 14 слайд

    Задачи рецензентаВыразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении

    Описание слайда:

    Задачи рецензента
    Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотре спектакля.
    Рассказать о своих впечатлениях — но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения.
    Рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях.
    Выразить меру общественного признания произведения.

  • 15 слайд

    Принципы рецензирования1. Читатель может сказать о прочитанной книге или прос

    Описание слайда:

    Принципы рецензирования
    1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.

  • 16 слайд

    2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки ре

    Описание слайда:

    2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.

    3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.

  • 17 слайд

    4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном поло

    Описание слайда:

    4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменит.

  • 18 слайд

    5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоцио

    Описание слайда:

    5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

  • 19 слайд

    Примерный план рецензии на литературное произведение1) Библиографическое опи

    Описание слайда:

    Примерный план рецензии
    на литературное произведение
    1) Библиографическое описание.
    2) Краткая характеристика творчества писателя – в связи с данным произведением.
    3) Творческий замысел автора книги.
    4) Смысл названия.
    5) Краткая информация о содержании.
    6) Критическая оценка произведения:
    особенности композиции,
    мастерство автора в изображении героев,
    индивидуальный стиль писателя,
    искусство иллюстратора книги.
    7) Основная мысль рецензии.
    8) Актуальность тематики произведения.

  • 20 слайд

    Обозрение, обзорРецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов

    Описание слайда:

    Обозрение, обзор
    Рецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов, объединенных по какому-либо признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлежность и т.п.), перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода, — нередко в сопоставлении с предшествующей литературой.

  • 21 слайд

    Знакомство с жанром рецензииВопросы и задания: Понравился ли вам рассказ «Ста

    Описание слайда:

    Знакомство с жанром рецензии
    Вопросы и задания:
    Понравился ли вам рассказ «Старый повар»?
    На что обращают внимание авторы предложенных рецензий?
    Как строят они свои рецензии?
    Можно ли сказать, что это внимательные и вдумчивые читатели?
    Как авторы рецензий используют цитаты, что этим достигается?
    Проанализируйте стиль работы, языковые особенности текстов рецензий.
    Сравните две рецензии на одно произведение. Какая из них, с вашей точки зрения, более удачная, или они обе достойны высокой оценки?

  • 22 слайд

    Эссе Эссе – способ

    Описание слайда:

    Эссе
    Эссе – способ рассказать о мире
    через себя и о себе с помощью мира.
    А.А. Эльяшевич

    Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984)
    Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987)

  • 23 слайд

    Особенности жанра

    Описание слайда:

    Особенности жанра

  • 24 слайд

    Особенности языка эссе

    Описание слайда:

    Особенности языка эссе

  • 25 слайд

    Эссе – это …Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просм

    Описание слайда:

    Эссе – это …
    Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
    Прочитан роман И.А. Гончарова «Обломов». Он не оценивается, не анализируется ни с содержательной стороны, ни с формальной. Обозначается и формулируется проблема, возникающая у читателя по ассоциации: «Халат три раза появляется на Обломове. Когда и почему?», «Обломовщина – это благо или зло для меня?»

  • 26 слайд

    Анализ эссе1. Определите тему предложенного эссе. 2. Докажите, что автору св

    Описание слайда:

    Анализ эссе
    1. Определите тему предложенного эссе.
    2. Докажите, что автору свойственен личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений.
    3. В чём, по-вашему мнению, проявляется свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями.
    4. В.В. Набокову свойственно свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики (приведите примеры из текста).
    5. Как автор создаёт атмосферу доверия к читателю, в чём проявляется разговорная интонация?

  • 27 слайд

    «Два слова о театре»О чём можно написать в небольшом произведении, если оно н

    Описание слайда:

    «Два слова о театре»
    О чём можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Два слова о театре»?
    Как вы понимаете название эссе? Какой способ художественной выразительности использует М.И. Цветаева?
    Что показалось вам необычным, неожиданным в этом тексте?
    Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?
    Определите жанр этого текста, его характерные признаки.
    Какова была цель автора?
    Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
    Напишите собственное эссе о театре.

  • 28 слайд

    Выводы Аннотация – строгий текст научного стиля. Отзыв – научный стиль. Р

    Описание слайда:

    Выводы
    Аннотация – строгий текст научного стиля.

    Отзыв – научный стиль.

    Рецензия – публицистический стиль.

    Эссе – литературно-критический стиль.

  • 29 слайд

    Рефлексия Аннотация – это… Отзыв – это… Рецензия – это… Эссе – это… Особеннос

    Описание слайда:

    Рефлексия
    Аннотация – это…
    Отзыв – это…
    Рецензия – это…
    Эссе – это…
    Особенностями аннотации являются…
    Чтобы написать отзыв, нужно…
    В рецензии важно…
    Для эссе характерны…
    Аннотация, отзыв, рецензия, эссе – это жанры…

  • 30 слайд

    Домашнее задание Напишите рецензию на книгу, спектакль, кинофильм.

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Напишите рецензию на книгу, спектакль, кинофильм.
    Предлагаемые темы:
    «Слово о любимом писателе», «Мое отношение к …», «Любимые страницы», «Мое любимое стихотворение», «Размышления о …», «Книги в моей жизни».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение рецензия на литературное произведение план

  • Сейчас обучается 355 человек из 65 регионов

Сочинение рецензия на литературное произведение план

  • Сейчас обучается 91 человек из 44 регионов

Сочинение рецензия на литературное произведение план

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 214 человек из 53 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Сценарий праздничного утренника «Новый год» для 6 класса

  • Презентация к мероприятию «Памяти павших будьте достойны!»

  • Статья «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

  • Сценарий новогоднего праздника «В гости к нам бычок идёт!»

  • Сценарий внеклассного мероприятия «По страницам Конституции»

  • Урок по математике «Геометрические фигуры. Признаки и характеристики предметов»

  • Сценарий открытого мероприятия, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Памяти павших будьте достойны!»

  • Возможности и риски педагогической диагностики

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454311 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

метки: Произведение, Рецензия, Сочинение, Фильм, Литературный, Текст, Автор, Работа

Когда выходит новый фильм или книга, общество с нетерпением ждет отзыва критиков о произведении. Подобного рода статья называется рецензией. Почему-то многие считают: чтобы сочинить такую вещь, много ума не нужно. Это отнюдь не так. Каждая работа имеет определенные критерии, разновидности, а также план написания рецензии.

Что такое рецензия?

Слово «рецензия» было введено в обиход литературного языка в конце XVIII века и означало «осмотр». Сегодня рецензия – это жанр литературной критики, публикации и библиографии. По сути, это критическое сочинение, где можно найти краткий анализ и оценку определенного произведения. Неизменным признаком рецензии является наличие в публикации информации о том, какую роль занимает работа в современном мире.

Человек, который пишет рецензии, называется рецензентом, и его основная задача – дать достоверную и беспристрастную характеристику тому или иному произведению, чего, собственно, сложно достичь, если отсутствует план рецензии.

Типология рецензий

Рецензия пишется для разных видов творчества, именно поэтому специалисты предлагают три варианта их классификации. Во-первых, критические статьи различаются по объекту, то есть исходному произведению. Это могут быть музыкальные, литературные, театральные или товарные рецензии. Не стоит забывать и о фильмах.

Во-вторых, различаются по субъекту, то есть по тому, кто автор обзорной статьи. Это могут быть:

  • Экспертные оценки. Рецензии, написанные мастерами своего дела.
  • Потребительский отзыв. Работа, написанная потребителем продукта.
  • Рецензия на заказ. Подобного рода обзоры отличаются тем, что их «покупают» сами авторы произведений. Часто такие рецензии носят субъективный характер, хотя попадаются и редкие исключения.

В-третьих, рецензии отличаются по объему и числу анализируемых произведений. И все они составляются согласно тому, какой план рецензии выбрал автор для своей работы.

От теории к практике

Поднаторев немного в теории, можно переходить к вопросу с практической стороны. В рецензии главное – оценить все хорошее и плохое, что есть в произведении, а это требует высокого профессионального уровня. Чтобы было немного понятнее, стоит посмотреть стандартный план рецензии на книгу:

3 стр., 1399 слов

Примерный план работы

… ознакомление с рецензией на курсовую работу; 9) защита курсовой работы. Выбор темы определяется объемом знаний по конституционному праву … федеральный университет им. М.К. Аммосова ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра конституционного и муниципального права КУРСОВАЯ РАБОТА «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ … и возможное применение рекомендаций и теоретических выводов, сделанных в работе, в практической деятельности …

  1. Библиографические характеристики. Здесь необходимо указать название книги, ее автора и дату выпуска, а также двумя–тремя предложениями передать содержание.
  2. Непосредственно отзыв. То есть нужно описать собственные впечатления о прочитанном.
  3. Критика. текста. Нужно дать характеристику названию. Проанализировать содержание, соответствие жанру. Написать, как автор отображает героев, и не забыть упомянуть о стилистических особенностях исполнителя.
  4. Собственно, оценка. Необходимо обоснованно оценить актуальность произведения и сделать выводы.

Совет

Когда перед глазами есть план рецензии, работать намного проще, но не стоит пренебрегать и несколькими полезными советами.

В рецензии необходимо обратить внимание на то, соответствуют ли диалоги действующих лиц заявленному жанру. Также можно написать, насколько сюжет был занимательным. Не нужно упускать из виду тональность, то есть «равномерность» текста. Непременно стоит отметить грамматику и художественные изыски автора, это будет хорошим стимулом для его дальнейшей работы. Вполне допустимо описать собственные эмоции, которые были навеяны произведением. Такой прием сделает работу «сильнее», чем готовый план рецензии. Произведение стоит наполнить подробным изложением своих мыслей, а вот о коротких возгласах восхищения нужно забыть – для рецензии книги они не подходят.

Практический пример

Используя план рецензии и советы, можно попробовать написать отзыв на литературное произведение. Возьмем, к примеру, работу Акутагавы Рюноске «В чаще».

«Произведение Акутагавы Рюноске «В чаще» увидело мир в 1922 году в Японии. В нем автор рассказывает о совершенном преступлении и четырех версиях того, как это произошло.

На первый взгляд кажется, что в истории нет ничего занимательного. Переворачиваешь первую страницу, читаешь показания первого свидетеля, потом второго, третьего. Ничего особенного. Не скучно, конечно, однако не шедевр. Но когда подходит очередь для показаний истинного преступника, внутри сознания происходит странный взрыв. Все четыре версии вдруг собираются в одной точке, и приходит понимание того, почему герои поступили именно так.

Только после прочтения работы Акутагавы понятно, что она носит отнюдь не детективный характер. Ведь автору не нужно искать преступника, он показывает субъективность человеческого поведения. Но тем не менее текст не лишен пищи для размышления. Чьи показания можно считать достоверными? Человеческие качества и положение в обществе играют не последнюю роль в даче показаний. Текст написан простым и понятным художественным стилем. Не теряет своей равномерности при «каждой даче показаний».

Это произведение было написано на основе сказаний XIII века. В 1992 году новелла получила признание, а история была положена в основу фильма «Расёмон». С актуальностью работы сложно спорить. В любое время произведение «В чаще» будет рассказывать своим читателям о том, что у каждого человека есть собственный взгляд на проблему».

О фильме

Но одними книгами не заканчивается мир современных развлечений. Ежедневно во всем мире выходит по одной киноленте разного метража, к которым нужно написать рецензию.

31 стр., 15370 слов

Произведения мирискусников как источники для изучения истории …

… произведения в рамках изучения истории и культуры Петербурга. В свою очередь, правильно организованная работа с произведениями будет способствовать всестороннему развитию мышления учащихся. Цель работы: изучить роль художественного объединения «Мир искусства» в культуре …

План рецензии на фильм немного отличается от «книжного варианта»:

  1. Так как киноиндустрия более востребована, чем литература, то без неординарного заглавия рецензию не заметят.
  2. Факты. Для начала стоит упомянуть основные факты о фильме. Если для книги нужно было указывать автора и дату выхода, то для фильма необходимо написать о режиссере, жанре, актерах (только имена основных героев) и, конечно же, названии и дате выхода.
  3. Краткий пересказ сюжета.
  4. Дополнительный сюжет. Собственно, здесь стоит написать о моментах в фильме, которые «зацепили». Высказать собственные эмоции и ощущения.
  5. Технический вопрос. В рецензии необходимо указать о том, как был снят фильм, какие были декорации, спецэффекты, костюмы и во сколько обошлось это удовольствие.
  6. Выводы. Для кого предназначен этот фильм и к чему побуждает.
  7. Призыв. Выводы можно дополнить призывом к действию. То есть можно сказать, что фильм будет интересен и полезен для всех (или определенного контингента).

Литературу критикуют одинаково

Как видим, рецензия фильма отличается от рецензии книги, но лишь в том плане, что это разные произведения искусства. В одном задействовано слово, а в другом – видеозапись. Если говорить о литературных произведениях, то план рецензии на рассказ и книгу будет практически неотличим.

В нем также необходимо будет указать название рассказа, автора и дату выхода. Написать несколько предложений о том, о чём повествуется в произведении. Немного информации о своих впечатлениях от прочитанного. Проанализировать текст и сделать выводы.

Единственное, в чем можно найти отличительную черту, так это в том, что в рецензии рассказа будет актуально обсудить соответствие названия произведению. Причем подкрепить выводы цитатами из текста. Этот прием используется потому, что в таких произведениях его намного меньше, чем в полноценных романах. Значит, выдержки из текста найти значительно легче.

Кроме того, давно сложилось мнение о том, что названия романов подходят книгам априори, даже подтверждать это не стоит, а вот с рассказами всегда возникают споры.

Послесловие

Что такое рецензия? Как писать план книги и хороший обзор–отзыв? В школе, институте или профессиональной деятельности рано или поздно можно столкнуться с подобным заданием. И лучше быть готовым заранее, чем торопливо искать осколки разбросанной по Сети информации.

Каждому рецензенту нужно помнить: не стоит скупиться на эмоции, похвалу или критику. Автор должен видеть объективную оценку своего произведения, чтобы знать, над чем предстоит работать. А потребитель должен понимать, какие эмоции его ожидают и чем будет интересна та или иная работа.

Рецензия – не просто критика книги, это профессиональный обзор произведения, от которого напрямую зависит, будет интересна работа потребителю или «утонет», так и не дождавшись славы.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.

Задания 7 класс | критерии 7 класс

Задания 8 класс | критерии 8 класс

Задания 9 класс | критерии 9 класс

Задания 10 класс | критерии 10 класс

Задания 11 класс | критерии 11 класс

Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?

2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.

3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?

4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?

5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?

6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?

7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.

Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

(1020 слов) Рассмотрим знаменитое произведение древнерусской литературы, которое является частью истории древней Руси — «Слово о полку Игореве». В «Слове» очень много интересного — например, тайны, которые заключены в этом произведении, не дают покоя и по сей день специалистам, пытающимся их разгадать. Кроме того, примечателен тот факт, что произведение было обнаружено лишь в первой половине XVIII века, и на тот момент возраст «Cлова» составлял около 700-800 лет. Однако никаких упоминаний о нем не было ни в летописях, и нигде вообще не встречалось информации о нем.

«Слово о полку Игореве» — это патриотическое литературное произведение, за основу которого при его написании было взято реальное историческое событие — поход князя Игоря против половцев. Автор произведения неизвестен. Своим сочинением он будто призывает читателей хранить свою землю и защищать ее от любых посягательств из вне.

Несмотря на давность событий и тогдашний уровень развития грамотности на Руси, в поэме очень тщательно проработаны образы главных героев — к примеру, Святослав показан. как опытный воин, который является патриотом, а его младшие братья Игорь и Всеволод показаны как смелые и горячие парни. Рассмотрим тщательнее их образы, чтобы понять, что влияет на выбор героев в разных ситуациях.

Начнем с Игоря. Он князь, как и любой человек, Игорь не лишен отрицательных черт личности, но и положительные качества ему не чужды. он — мужественный человек, который привык идти к намеченной цели до конца. В произведении он игнорирует даже дурные знамения, которые предвещают неудачу в походе, разгром его дружины. Но он уважает народ, любит землю, на которой родился и рос, а теперь на ней правит.

Самая яркая негативная черта Игоря — это корысть, но не к богатству и роскоши, а к воинской славе, которую он стремится добиться всеми силами, не считаясь ни с чем — даже с благополучием любимого народа. То есть, князь является героем с эгоистичной натурой — он тщеславен, жаждая личной славы, порой не видит, что его действия приводят к ухудшению жизни его народа. К примеру, своим неудачным походом он разворошил своеобразное осиное гнездо — после этого набеги половцев на Русь стали явлением частым.

Рассматривая князя с этой стороны, тем не менее, его трудно назвать отрицательным персонажем. скорее, он человек несдержанный, который все же хочет улучшить жизнь своего народа, но ошибается в своих действиях. Ведь он хочет не только прославиться сам, но желает принести славу и своему народу, чтобы и народ был прославлен и слыл в легендах.

Всеволод — это младший брат князя Игоря, который представлен нам как человек смелый и отважный, и на этом неоднократно заостряется внимание. Кроме того, это был надежный и очень сильный человек с мощным телосложением, что подтверждается археологическими раскопками, а точнее — найденными останками Всеволода Святославовича. У него было прозвище Буй-Тур, а на Руси в ту пору турами называли быков — особо сильных и выносливых. Помимо этого, Всеволод описывается как человек, который был отличным военным стратегом, он хорошо разбирался в боях той поры, и его нельзя было победить.

С Игорем он дружил, несмотря на то, что в ту пору среди князей-братьев особо теплых отношений не было, скорее, наоборот, а подчас и братоубийственные войны за власть имели место быть. Но не у них.

Кроме того, Всеволод не превратился в бездушную машину для убийств, несмотря на то, что военные походы, битвы сильно сказались на нем. Он, как и все люди — любит, сожалеет, в общем, не утратил чувствительности.
Святослав, князь киевский, — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Он критикует ошибочные действия своих младших братьев, ведь они, напав на половцев, лишь сделали хуже.

То есть, Святослав представлен нам как человек, который трезво смотрит на жизнь, просчитывает все свои действия, и для которого благополучие своей Отчизны превыше личного благополучия и славы. Князь не только критикует братьев, дает оценку и своим поступкам, аналитически мыслит и четко действует по своему плану, который он всегда тщательно выверяет и просчитывает до мелочей.

Вероятно, автор произведения хотел показать этого князя как эталон правителя Киевской Руси, ведь он мудрый и рассудительный, добрый и смелый. Это именно он предложил князьям объединиться, чтобы держать оборону от врагов сообща. Ему не по нраву деяния Игоря, но, тем не менее, он ему помогает в меру возможностей.

Ярославна — это жена Игоря. Нам она показана, как верная и любящая супруга, преданно ждущая своего мужа с войны, и которая очень сильно тоскует по нему. Она по-княжески властна и милосердна, как истинная княгиня. а ее привычка повелевать проявляется в ее обращении к силам природы, чтобы они помогли ее мужу бежать из плена.

Княгиня в своих просьбах кидается в крайности — то просит и умоляет, то требует и повелевает силам стихий. Из такого поведения становится видно, что она обладает страстным и темпераментным характером, и она готова на любые жертвы, чтобы добиться своей любви — в этом она подобна мужу. Свой знаменитый плач Ярославна произносит со стены крепости, что было символично в те времена. Появление женщины на стене крепости в древней Руси означало, что она готова броситься с нее, предпочитая смерть пленению и рабству.

Ярославна — очень яркий и значимый образ в произведении, автором он раскрыт детально и глубоко. Княгиня заслуживает восхищение и уважение, ее усилия не прошли даром — любимый муж вернулся из плена.

Автор древнерусского литературного памятника неизвестный, но он имеет свой образ, а его авторская позиция схожа с позицией киевского князя Святослава. Автор равняет свое произведение с творчеством легендарного и знаменитого в ту пору слепого певца Бояна. Он пишет кратко, но интересно, события складываются в захватывающий сюжет.

Древнерусский поэт — тоже патриот, и он сопереживает героям своего произведения, однако он прямолинеен и оценивает их действия беспристрастно и односложно — так, некоторые поступки Игоря он восхваляет, а некоторые — осуждает, к примеру, поход на половцев.

Но он же раскрывает перед читателями степень осознания героями своих ошибок и глубину их раскаяния за собственные деяния. Он часто цитирует «Золотое Слово» Святослава, чтобы при его помощи поучать читателей, которыми должны были стать потомки тех людей, которые описываются в произведении.

Вывод — все важные персонажи в поэме тщательно проработаны, и мы можем вследствие этого понять, что служит для них мотивацией в разных ситуациях. За ними интересно наблюдать, ведь их образы многогранны и неоднозначны. они — как настоящие люди, имеют и положительные, и негативные черты, у них свои истории жизни и судьбы.

При ознакомлении с литературным памятником «Слово о полку Игореве» мы соприкасаемся с той эпохой — с особенностями древнерусского языка, с нравами и традициями царившими тогда, с событиями, происходившими на землях Древней Руси, со всем тем, из чего состоит наша история — история России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год).

 2.Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи­на; под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008)

3.  С учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях)

.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Содержание тем учебного курса

Литература XIX века

 Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли. 

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непороч­ны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность-  — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика оТургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с при­ветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка…».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужа­сам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной…».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя.духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Из литературы народов России. КостаХетагуров.Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Введение

 Литература первой половины XIX века

1-2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).Выявление уровня литературного развития учащихся

2

 А.С.Пушкин

3

 А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике,поэмах,прозе и драматургии.

1

4

 Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

1

5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .

1

6

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

7-8

 Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

2

9-10

 Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

2

11

 Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»Человек и история в поэме.Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

12

 Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник ».

1

13

 Социально-философские проблемы в поэме. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1

14

 Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

1

М. Ю. Лермонтов.

15

 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта

1

16

 Молитва как жанр в творчестве поэта.  «Молитва» 

1

17

 Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

1

18

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущении поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношении «Выхожу один я на дорогу…»

1

19-20

 ВЧ Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

2

21

 Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1

 Н. В. Гоголь.

22-23

 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

2

24

 «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях»

1

25

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

26

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

27

ВЧ2Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

28

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

1

29

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

1

 И.А. Гончаров

30-31

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов» ,Обрыв». Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проблематика

2

32

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

1

33

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

1

34

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

35

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. « Отец русского театра».

1

36

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

37

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

1

38

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1

39

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

1

 И.С. Тургенев.

40

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

41

Расцвет русского романа.   И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

1

42

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

43

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

44

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

45

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

1

46

 Зачётная работа за первое полугодие

1

 Ф.И.Тютчев

47

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

1

48

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

1

49

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»)

1

 А. А. Фет.

50

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…» и др.

1

51

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

52

ВЧ А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо ре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

1

Н.А. Некрасов.

53

 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний  страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»

1

54

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»»

1

55

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др.

1

56

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

1

57

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

58

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

59-60

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к сочинению по творчеству Н. А. Некрасова

2

61

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

 М. Е. С а л т ы к о в — Щ е д р и н.

62

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

63-64

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина  «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиции романа. Образы градоначальников

2

 Л.Н.Толстой

65

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

66

ВЧ Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1

67

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

1

68-69

Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

2

70-71

Духовные искания  Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

2

72

Женские образы в романе «Война и мир».

1

73

Семья Ростовых и семья Болконских.

1

74

Тема народа в романе «Война и мир».

1

75

Кутузов и Наполеон.

1

76-77

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Художественные особен­ности романа.

2

78

Анализ эпи­зода эпи­ческого произведе­ния «Петя Ростов в отряде Денисова.

1

 Ф. М. Достоевский

79

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

80

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

1

81

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1

82

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

1

83

«Двойники» Раскольникова

1

84

 Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

1

 Н. С. Л е с к о в.

85

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

1

86-87

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

2

88

 ВЧ Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

 А.П.Чехов.

89-90

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

2

91-92

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

2

93

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

94

Особенности драматургии А. П. Чехова

1

95-96

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

2

97

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

98

Зачетная работа за второе полугодие

1

 Зарубежная литература

99

  ВЧ К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

1

100

     ВЧ    «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». ВЧ   Г. Ибсен. «Кукольный дом».

1

101

  ВЧ А. Рембо «Пьяный корабль»

1

102

Итоговый урок

1

  • Сочинение русская культура связующая нить поколений
  • Сочинение репортаж со спортивного мероприятия
  • Сочинение рассуждение я думал ты мне чушь какую нибудь поручишь думал
  • Сочинение русские праздники как часть культуры народа для 6 класса кратко
  • Сочинение рассуждение я поднял ящичек посадил туда ежа и с торжеством принес домой