Использован учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 2 страница 6
Прочитайте пословицы о языке и речи. Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицы и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.
Сочинение по пословице «В доброй беседе всяк ума копит» для 4 класса
Мы постоянно разговариваем друг с другом, беседуем. Мы делимся своим мнением, рассуждаем, просто что-то сообщаем товарищам.
Общение с другими людьми — важная часть развития человека. Именно в беседе человек имеет возможность не просто что-то узнать, но высказать своё мнение и отношение к услышанному.
Когда человек говорит ерунду, это не даёт ничего ни ему, ни его собеседнику. Это напрасная трата времени.
Но когда человек начинает рассуждать и возникает обмен мнениями, может быть спор, то эта беседа несомненно несёт огромную пользу.
Люди говорили, что в спорах рождается истина. Ведь как бы не был умён один человек, не имея возможности сравнивать свой опыт с чужим, он непременно ошибётся. Сделает неправильный вывод.
Избежать этого и способен честный и принципиальный обмен мнениями. Только такую беседу я бы назвала доброй, ведь только такой разговор помогает человеку что-то понять, стать умнее.
Вот и получается, что права та пословица, которая утверждает, что в доброй беседе каждый копит ума.
Сочинение по пословице «Умные речи приятно и слушать» для 4 класса
Как часто мы сталкиваемся с болтовнёй. С пустыми разговорами, от которых нет пользы ни уму, ни сердцу.
Мы даром тратим своё бесценное время и даже не задумываемся о том, что что-то теряем. Что-то очень важное.
Бывает так, что встретишь человека и он начинает вести бесконечный монолог о чём-то малозначительном. О пустяках. И при этом думает, что говорит по делу и по существу.
Но его невозможно слушать и хочется быстрее уйти под любым предлогом.
Наверное, каждый из нас оказывался в такой ситуации, а в нашем классе я лично знаю пару человек, разговаривать с которыми очень тяжело по этой самой причине.
Но есть и другие собеседники. От них ты постоянно узнаёшь что-то новое, интересное, увлекательное. Их рассказы несут полезную информацию, их не хочется прерывать.
Такие речи мне очень приятно слушать, потому что они умные. А умную речь приятно и слушать.
Сочинение по пословице «Сперва подумай, а потом скажи» для 4 класса
В моём доме живёт очень интересный мальчик. Мы все считаем его большим оригиналом.
Дело в том, что Сергей любит говорит не думая.
Он постоянно убеждён в том, что может сделать всё, даже не учась этому. Он пытался сам починить телефон, он переустанавливал программу на компьютере, он хотел сколотить двухэтажный скворечник.
Если Сергея спросить, может ли он достать Луну с неба, он обязательно ответит утвердительно. И лишь потом наморщит лоб и скажет, что сделает это не сегодня.
Сколько раз мы просили его о чём-то, и Сергей тут же обещал свою помощь. Но либо не приходил, либо убегал.
Мне кажется, что мальчик уверен, что если он хоть секунду промедлит с ответом, то Земля перевернётся. Поэтому он так спешит соглашаться или что-то утверждать.
Много раз над ним смеялись, но ему, как с гуся вода.
Я не знала раньше этой замечательной пословицы, но теперь обязательно посоветую ему при встрече сперва подумать, а потом сказать.
Сочинение по пословице «По речам узнают человека» для 4 класса
Когда я с кем-то знакомлюсь, встречаю кого-то в первый раз, я всегда внимательно слушаю что и как он говорит. По речи человека можно много понять о нём самом. Можно составить своё впечатление о человеке и решить, стоит ли с ним общаться дальше.
Если человек говорит ни о чём, перемежает речь словами-паразитами, не может связать двух слов, значит это не очень умный человек. С ним становится неинтересно уже через пару фраз.
Умного человека тоже можно узнать с первых фраз. Если человек грамотно строит предложения, если он правильно и чётко выражает свои мысли, то его интересно слушать и сразу становится понятно, что такой человек заслуживает моего внимания.
Но не только об уме человека можно судить по его речи.
По ним можно легко отличить хвастуна, обманщика, зазнайку. Если человек неумеренно восхваляет самого себя, он хвастун. Если он убедительно рассказывает о том, чего не может быть в принципе, он обманщик. Если он цедит слова через зубы, он зазнайка.
С такими людьми у меня разговор короткий. И пусть они потом удивляются тому, что я не стала с ними общаться, хотя совсем их не знаю.
Я узнала о них достаточно по их речам.
Сочинение по пословице «Что на уме, то и на языке» для 4 класса
Очень хорошо, когда человек умеет думать, когда он грамотно излагает свои мысли, когда его слушать не скучно и интересно.
Очень хорошо, когда человек умеет поддержать разговор и знает много любопытных вещей.
Но даже эти явные достоинства могут стать недостатками, если человек говорит не думая.
Никогда нельзя торопиться высказывать то или иное мнение, даже если уверен в его справедливости. Это часто оказывается смешным, а иногда обидным.
Не думая можно обидеть человека, не думая можно рассказать чужую тайну, не думая можно наобещать того, чего не в силах выполнить.
А в итоге, лишиться друзей, прослыть обманщиком или предателем.
Так давайте всегда думать о том, что мы говорим. Это простое правило поможет уберечь нас от многих неприятных моментов.
Сочинение по пословице «Язык мой — друг мой»
Про язык народ придумал множество прекрасных пословиц, которые подчёркивают важность речи для успешного общения между людьми.
Мы говорим, что язык до Киева доведёт, подразумевая, что умение спрашивать всегда поможет отыскать верную дорогу.
Мы говорим, что язык — наш враг, подразумевая, что излишняя болтливость и невоздержанность в речах может стать причиной беды.
Но есть и обратная пословица, которая мне нравится гораздо больше: язык мой — друг мой. Это значит, что правильно поставленный вопрос, умение поддержать и вести беседу, могут стать великолепным помощником для достижения своих целей. Помогут человеку обрести друзей и поддержку.
Чтобы язык стал нашим другом надо совсем немного: овладеть принципами грамотной и вежливой речи, уметь чётко выразить своё мнение, уметь говорить главное, быть кратким и понятным.
Я очень хочу сделать язык своим другом, потому что это принесёт мне успех в жизни. Я в этом уверена. Не зря все успешные люди всегда были прекрасными ораторами.
Автор Лариса Зотова На чтение 7 мин Просмотров 7.2к.
Обновлено
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Когда просыпается внутренний голос?». Проблема рассматривается на примере произведений классической и современной литературы.
Вариант 1
Внутренний голос – это понятие всего скорее психологическое. Чаще всего человек ведет диалог с самим собой, когда попадает в сложную жизненную ситуацию. Он пытается разобраться в обстоятельствах, сам задает вопросы, и сам же на них отвечает. Человек словно отстраняется от ситуации, а внутренний голос дает ответы, оценивая ситуацию со стороны. Такие диалоги помогают разобраться в себе и влияют на принятие решения. Это можно подтвердить примерами из художественной литературы.
Л. Н. Толстой всегда пристально наблюдает за внутренними движениями своих героев. В романе «Анна Каренина» есть эпизод, показывающий состояние героини накануне самоубийства. Она поссорилась с Вронским, он уехал. Анна остается одна. Ей овладевает страх одиночества, отчаяние. Она не знает, что делать, мысли путаются в ее голове. «Неужели все кончено? Что будет, если он не приедет?» — один за другим задает она себе вопросы, которые тревожат ее в этот момент. Ей не хочется верить в то, что им придется расстаться. Она с нетерпением ожидает возвращения Вронского. Она пытается представить, что сейчас делает Алексей, получил ли он ее записку. Анна готова молить его о прощении, но уже в следующий момент, выехав из дома, она упрекает себя, что опустилась до мольбы, унижения. «Разве я не могу прожить без него?» — размышляет она. В ее сознании происходит бурный, наполненный смятениями и эмоциями диалог. В то же время она замечает разные ненужные мелочи: запах краски, улыбки девушек, играющие дети. Все это рождает ассоциации в ее сознании с любовью, сыном. Встреча с Кити и Долли возбудила в ней воспоминания. Она решает ехать к Вронскому. Ее лихорадочное сознание мешает ей адекватно воспринимать действительность. Автор передает душевное смятение Анны, ее мысли мечутся. Читая эти строки, ощущаешь это физически. Героиня не может найти себе места, ей нужно куда-то ехать. Она должна как-то успокоиться, принять решение. Она должна избавиться от того, что ее беспокоит. Вспомнив несчастный случай в день ее встречи с Вронским, Анна принимает решение покончить с собой и бросается по поезд. В этот момент героиня не видела другого выхода. Внутренний диалог обнажил те жизненные противоречия, с которыми столкнулась героиня и которые она не смогла преодолеть.
Софья Сергеевна, героиня повести А. Лиханова «Высшая мера», ведет беседу с собой по дороге домой. Она потрясена гибелью единственного внука Игорька. Героиня пытается проследить путь, который привел к трагическому событию. Она пытается разобраться в себе, в отношениях с детьми. Она вспоминает всю свою жизнь от начала до конца. Ее внутренний голос задает ей вопросы, на которые очень сложно найти ответ. Как жить после того, что случилось? Неправильно, когда умирают люди моложе тебя. Почему возможна такая несправедливость? Всю дорогу Софья Сергеевна пытается найти причину случившегося. Она прокручивает и анализирует все события. Внутренний голос помогает ей прийти к неутешительному выводу, что человек умирает, если он не нужен близким. Внук почувствовал себя ненужным родителям, бабушке и умер. С этим грузом теперь придется доживать жизнь. Героиня отстранилась от себя. Ее разум разделился на Софью Сергеевну, мать и бабушку, и постороннюю умудренную годами женщину. Так происходит, когда в жизни человека происходит большое горе. Кажется, что выдержать его невозможно, и мозг, таким образом, защищается от тяжелых переживаний.
Оба примера объединены трагедией самоубийства. В первом примере внутренний диалог происходит в душе самоубийцы, во втором – в душе человека, оставшегося в живых и пытающегося осознать случившееся.
Таким образом, внутренний голос появляется те моменты, когда человек потрясен происшедшим. Не верится в то, что произошло. В то же время делается попытка найти виновных, найти причины, которые привели к трагедии. Люди находятся в стрессовой ситуации. То, что с ними происходит, вышло за пределы разумного. Человек сам не в состоянии справиться, тогда на помощь приходит внутренний голос.
2 вариант
Внутренний голос появляется в разных случаях. Он сопровождает особое внутреннее состояние человека, когда тот чем-то встревожен, взволнован. Человек, стоящий перед выбором, сомневающийся в чем-то ведет внутренний диалог с самим собой. Размышления о смысле жизни, о своем месте в ней, о своем внутреннем мире и причинах своих поступков сопровождает внутренний голос. Этот диалог нередко приводит человека к личностным изменениям, к принятию каких-то важных жизненных решений. Это подтверждают литературные примеры.
Внутренний голос нередко находит выражение в дневниковых записях. Главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляют собой страницы из дневника главного героя Григория Александровича Печорина. Они раскрывают перед нами внутренний мир человека, его диалог с самим собой. Героя беспокоят сложные философские вопросы: «Зачем жил? Для какой цели родился?». Он чувствует в себе большие силы и думает, что, вероятно, и цель его рождения была великая. Трагедия его жизни в том, что он не смог понять своего предназначения. Герой понимает, что играет в судьбах людей разрушительную роль. Его любовь никому не принесла счастья. Печорин, походя, вносит разлад в судьбы людей. Этот факт не радует его, но он ничего не может с этим сделать. Печорин является яркой личностью, но очень эгоистичной. Он говорит о том, что ни для кого ничем не жертвовал. Внутренний голос, слышный в дневнике героя, помогает понять противоречивость его характера. Печорин признается, что в нем словно сосуществуют два человека. Один совершает поступки, действует, другой анализирует и судит эти действия. Печорин, при всех своих недостатках, человек мыслящий, неравнодушный. Белинский говорил, что в пороках Печорина поблескивает что-то великое. Внутренний голос Печорина сопровождает его на протяжении всей его сознательной жизни. Сознание заставляет человека размышлять об окружающем мире и своем месте в нем. Он пытается найти ответы, ведя диалог с внутренним голосом.
Раскрывая образы главных героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстой использует прием внутреннего диалога. Андрей Болконский, попав на войну, часто разговаривает с собой. Он размышляет о передвижениях войск, о будущем ходе военных действий. Думает он и том, ради чего приехал на войну. «Как же выразится мой Тулон?» — задает герой себе вопрос. Когда он побежал со знаменем впереди батальона, то подумал, что это и есть его путь к славе. В следующий момент он упал и увидел над собой высокое небо. Говоря с собой, князь удивляется, что не знал прежде этого высокого неба. Сделав это открытие, он приблизился к пониманию счастья. Болконский вернулся с войны, его жена умерла при родах. Он находится в подавленном состоянии. Старый дуб, встреченный им на дороге, кажется ему единомышленником. В беседе с собой он приходит к выводу, что его жизнь кончена. Вы другой день, найдя дуб в зеленом наряде, помолодевшим, Болконский тоже оживает. Внутренние диалоги помогают писателям показать, что происходит в душе героя. В реальной жизни люди часто ведут беседы со своим внутренним голосом. Благодаря этому, приходит осознание того, что происходит в душе, в окружающем мире. Разговор со своим внутренним голосом происходит в минуты, когда человек находится на распутье. Он приводит к принятию решения, необязательно правильного, но успокаивающего душу.
Таким образом, можно сделать вывод, что в жизни человека бывают сложные периоды. Ему сложно принять решение, не с кем посоветоваться. Он обращается к своему внутреннему голосу, чтобы найти выход, понять что-то о себе.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» опубликованы в разделе «Банк аргументов». Они помогут написать собственное оригинальное сочинение.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо менÑ
ЧÑо Ñакое наÑÑоÑÑее иÑкÑÑÑÑво? ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ оно повлиÑÑÑ Ð½Ð° ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей? Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо подлинное иÑкÑÑÑÑво-ÑÑо Ñо, ÑÑо ÑпоÑобно заÑÑагиваÑÑ Ð´ÑÑÑ, оживлÑÑÑ ÐµÐµ, а Ñакже ÑÑоÑмÑлиÑоваÑÑ Ð½Ð°Ñи нÑавÑÑвеннÑе оÑиенÑиÑÑ. РпÑавилÑноÑÑи Ñакой ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐ±ÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ñ
ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа.
Ð Ñомане «Ðбломов» Ð.Ð.ÐонÑаÑова на Ð¼Ð¾Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей повлиÑли взаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐлÑи Ðбломова и ÐлÑги ÐлÑинÑкой. ÐÑ
иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð»Ñбви заÑодилаÑÑ ÑпонÑанно. ÐоÑле знакомÑÑва Ñ ÐлÑинÑкой ÐлÑÑ ÐлÑÐ¸Ñ ÑÑановиÑÑÑ Ð´ÑÑгим Ñеловеком: живÑм, акÑивнÑм, Ñано вÑÑаеÑ, кÑаÑиво одеваеÑÑÑ. Рнем вÑе ÑаÑÑвело. Ðднако ÐлÑга влÑблена не в Ñамого Ðбломова, а в ÑозданнÑй в ее голове идеал. ÐеÑой ÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ Ñакой жизни, коÑоÑÑÑ Ð½Ð°Ð²ÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ ÐлÑинÑкаÑ. ÐлÑга не пÑинÑла его Ñаким, какой он еÑÑÑ: мÑгкий, ленивÑй, апаÑиÑнÑй. Ðна Ñ
оÑела ÑоздаÑÑ Ñвой идеал мÑжÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð· Ñого, кÑо Ñже ÑоÑÑоÑлÑÑ ÐºÐ°Ðº лиÑноÑÑÑ. ÐеÑÐ¾Ð¸Ð½Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ не пÑÑалаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑбиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñаким, видела в нем дÑÑгого Ñеловека, а Ñакже не понимала Ðбломова. ÐÐ»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑо ÑÑало поводом задÑмаÑÑÑÑ: нÑжно ли менÑÑÑ Ð»Ñдей, еÑли изнаÑалÑно Ñеловек не понÑавилÑÑ Ñаким, какой он еÑÑÑ? ÐÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ñевиден: Ð½ÐµÑ Ð¸ еÑе Ñаз неÑ. ÐÑди не менÑÑÑÑÑ.
ÐÑÑгим пÑоизведением, повлиÑвÑим на Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ Ð¼Ð¾Ñ Ð´ÑÑÑ, ÑÑал Ñоман-ÑÐ¿Ð¾Ð¿ÐµÑ «Ðойна и миѻ Ð.Ð.ТолÑÑого. Ðолодой кнÑÐ·Ñ ÐндÑей ÐолконÑкий наÑ
одилÑÑ Ð² веÑном поиÑке ÑебÑ. Ðн не знал, заÑем он Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð¸ к ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑемиÑÑÑ. ÐножеÑÑво ÑазоÑаÑований в жизни делали ÐолконÑкого ÑилÑнее: ÑмеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ñ, падение идеалов, измена ÐаÑаÑи. РвÑе ÑÑи Ð½ÐµÐ²Ð·Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñивели его к Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑкого. Ð¥ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑбовÑ-ÑÑо иÑÑинное оÑнование и ÑÐµÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ каждого. ÐндÑей ÐолконÑкий понÑл ÑÑо, пÑоÑÑил и полÑбил даже вÑагов ÑвоиÑ
. ÐÐµÐ½Ñ ÑÑо заÑÑавило задÑмаÑÑÑÑ. ÐейÑÑвиÑелÑно, Ñ
ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой ÑÐ°Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, единение лÑдей дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом без ÑазлиÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°, возÑаÑÑа, ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñак далее.
Таким обÑазом, Ñила иÑкÑÑÑÑва ÑпоÑобна не ÑолÑко повлиÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей, но и пеÑевеÑнÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐаÑиÑ. Ð ÑвоÑм ÑоÑинении Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑалиÑÑ Ð¾ÑвеÑиÑÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, какое пÑоизведение иÑкÑÑÑÑва повлиÑло на ваÑ. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1-ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме +1 балл
СооÑвеÑÑÑвие Ñеме можно заÑÑиÑаÑÑ ÑÑловно. РекомендаÑиÑ: внимаÑелÑнее оÑноÑиÑеÑÑ Ðº Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинениÑ. У Ð²Ð°Ñ Ñема дана вопÑоÑиÑелÑнÑм пÑедложением -какое пÑоизведение иÑкÑÑÑÑва повлиÑло на ваÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей? ÐÑ Ð½Ð°ÑинаеÑе ÑабоÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑа, коÑоÑÑй не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ñеме- ÑÑо Ñакое наÑÑоÑÑее иÑкÑÑÑÑво? СледÑÑÑий вопÑÐ¾Ñ Ð·Ð²ÑÑÐ¸Ñ Ñак, Ñловно Ð²Ñ ÑомневаеÑеÑÑ Ð² пÑавилÑноÑÑи ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинениÑ: ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ оно повлиÑÑÑ…? Ðа бÑдÑÑее ÑÑÑиÑе, ÑÑо Ñже на ÑÑом ÑÑапе можно бÑло обнÑлиÑÑ Ð1 и не пÑодолжаÑÑ Ð¿ÑовеÑÐºÑ ÑоÑинениÑ.
Ð2-налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа+1 балл
ÐÐ°Ð·Ð²Ð°Ð½Ñ Ð´Ð²Ð° пÑоизведениÑ, Ñделана попÑÑка пÑоанализиÑоваÑÑ Ð¸Ñ
, неплоÑ
о звÑÑÐ°Ñ Ð²ÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо именно извлекли Ð²Ñ Ð¸Ð· ÑÑиÑ
Ñоманов.
Ð3-логика и композиÑÐ¸Ñ +1 балл
ÐомпозиÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²ÑÑÑпление, оÑновнÑÑ ÑаÑÑÑ Ð¸ заклÑÑение, ÐÐ: вÑÑÑпление не ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ñеме ÑоÑинениÑ; в нÑм надо бÑло назваÑÑ Ð¿Ñоизведение: повлиÑл Ñоман ÐонÑаÑова «Ðбломов», а в оÑновной ÑаÑÑи ÑаÑÑказаÑÑ, как именно и поÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ñл, ÑÑо изменилоÑÑ Ð² ваÑем миÑовоззÑении поÑле пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑого пÑоизведениÑ.ÐаклÑÑение Ñоже не вполне ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ ÑезиÑÑ, оно оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкое, ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· одного пÑедложениÑ, вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ ÑазмÑÑÑе.
Ð4-ÑеÑÑ +1 балл
подлинное иÑкÑÑÑÑво-ÑÑо Ñо, ÑÑо ÑпоÑобно заÑÑагиваÑÑ Ð´ÑÑÑ, оживлÑÑÑ ÐµÐµ, а Ñакже ÑÑоÑмÑлиÑоваÑÑ Ð½Ð°Ñи нÑавÑÑвеннÑе оÑиенÑиÑÑ.
Ðадо бÑло напиÑаÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑказаÑелÑного меÑÑÐ¾Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¢Ð, Ñак как ÐÐТРÐÐÐÐÐТЬ Ð ÐÐÐÐÐЯТЬ ÐУШУ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ÑÐ°Ð·Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ñ ÑмнÑм Ñеловеком; иÑкÑÑÑÑво не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¡Ð¤ÐÐ ÐУÐÐÐ ÐÐÐТЬ оÑиенÑиÑÑ, оно Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¡Ð¤ÐÐ ÐÐÐ ÐÐÐТЬ.
Ð Ñомане «Ðбломов» Ð.Ð.ÐонÑаÑова на Ð¼Ð¾Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей повлиÑли взаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐлÑи Ðбломова и ÐлÑги ÐлÑинÑкой.
ÐаÑÑÑен поÑÑдок Ñлов в пÑедложении.Следовало пÑимеÑно Ñак: Роман Ð.Ð.ÐонÑаÑова повлиÑл на Ð¼Ð¾Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей, оÑобÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² ÑÑом ÑÑгÑали Ñакие геÑои, как ÐлÑÑ ÐлÑÐ¸Ñ Ðбломов и ÐлÑга ÐлÑинÑкаÑ.
ÐÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ Ð»Ñбви заÑодилаÑÑ ÑпонÑанно. ÐоÑле знакомÑÑва Ñ ÐлÑинÑкой ÐлÑÑ ÐлÑÐ¸Ñ ÑÑановиÑÑÑ Ð´ÑÑгим Ñеловеком: живÑм, акÑивнÑм, Ñано вÑÑаеÑ, кÑаÑиво одеваеÑÑÑ. Рнем вÑе ÑаÑÑвело. Ðднако ÐлÑга влÑблена не в Ñамого Ðбломова, а в ÑозданнÑй в ее голове идеал.
Ðе иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð»Ñбви заÑодилаÑÑ, а лÑбовÑ; живÑм ÑÑановиÑÑÑ— а до ÑÑого каким бÑл? Ð²Ñ Ð¿ÐµÑеÑиÑлÑеÑе одноÑоднÑе ÑленÑ, коÑоÑÑе ÑвлÑÑÑÑÑ ÑазнÑми ÑаÑÑÑми ÑеÑи- ÑÑо оÑибка;
ÑÑо именно в нÑм ÑаÑÑвело? (неÑдаÑÐ½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑаÑоÑа); влÑблена в ÑозданнÑй ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð» — Ñак пÑавилÑнее.
ÐеÑой ÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ Ñакой жизни, коÑоÑÑÑ Ð½Ð°Ð²ÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ ÐлÑинÑкаÑ. ÐлÑга не пÑинÑла его Ñаким, какой он еÑÑÑ: мÑгкий, ленивÑй, апаÑиÑнÑй. Ðна Ñ Ð¾Ñела ÑоздаÑÑ Ñвой идеал мÑжÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð· Ñого, кÑо Ñже ÑоÑÑоÑлÑÑ ÐºÐ°Ðº лиÑноÑÑÑ. ÐеÑÐ¾Ð¸Ð½Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ не пÑÑалаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑбиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñаким, видела в нем дÑÑгого Ñеловека, а Ñакже не понимала Ðбломова. ÐÐ»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑо ÑÑало поводом задÑмаÑÑÑÑ: нÑжно ли менÑÑÑ Ð»Ñдей, еÑли изнаÑалÑно Ñеловек не понÑавилÑÑ Ñаким, какой он еÑÑÑ? ÐÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ñевиден: Ð½ÐµÑ Ð¸ еÑе Ñаз неÑ. ÐÑди не менÑÑÑÑÑ.
ÑÑÑал- Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ иÑполÑзоваÑÑ Ð² пÑоÑедÑем вÑемени; повÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ и Ñого же Ñлова-ÑавÑологиÑ: Ñакой, Ñаким, Ñаким; нÑжно ли менÑÑÑ Ð»Ñдей…- пÑедложение звÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð²ÑÑмÑÑленно, Ñо еÑÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ ли менÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ за дÑÑгим- ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¸ÑаÑÑ Ñак: можно ли измениÑÑ Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¸ миÑовоззÑение Ñеловека?ÐÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ñевиден:лÑди не менÑÑÑÑÑ.
ÐÑÑгим пÑоизведением, повлиÑвÑим на Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ Ð¼Ð¾Ñ Ð´ÑÑÑ, ÑÑал Ñоман-ÑÐ¿Ð¾Ð¿ÐµÑ «Ðойна и миѻ Ð.Ð.ТолÑÑого. Ðолодой кнÑÐ·Ñ ÐндÑей ÐолконÑкий Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð² веÑном поиÑке ÑебÑ. Ðн не знал, заÑем он Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð¸ к ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑемиÑÑÑ. ÐножеÑÑво ÑазоÑаÑований в жизни делали ÐолконÑкого ÑилÑнее: ÑмеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ñ, падение идеалов, измена ÐаÑаÑи. РвÑе ÑÑи Ð½ÐµÐ²Ð·Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñивели его к Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑкого. Ð¥ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑбовÑ-ÑÑо иÑÑинное оÑнование и ÑÐµÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ каждого. ÐндÑей ÐолконÑкий понÑл ÑÑо, пÑоÑÑил и полÑбил даже вÑагов ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ .
и Ð¼Ð¾Ñ Ð´ÑÑÑ-лиÑние Ñлова; наÑ
одилÑÑ Ð² веÑном поиÑке ÑебÑ-заменим на ÐСÐÐРСÐÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐЧÐÐÐÐ; ÐолконÑкий знал, ÑÑо живÑÑ Ñади Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑоÑлавиÑÑÑÑ Ð¸ Ñем поÑадоваÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ
; навÑÑд ли ÑазоÑаÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ñеловека ÑилÑнее, Ñем более нелÑÐ·Ñ ÑмеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑнеÑÑи к ÑазоÑаÑованиÑм; падение идеалов-непÑавилÑное ÑловоÑоÑеÑание; Ð½ÐµÐ²Ð·Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñивели к Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑкого (Ñего?)- недоконÑенное по ÑмÑÑÐ»Ñ Ð¿Ñедложение;Ð¥ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑбовÑ-ÑÑо иÑÑинное оÑнование и ÑÐµÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ каждого.Ðо-пеÑвÑÑ
, ÑÑо Ñакое иÑÑинное оÑнование? ÐелÑÐ·Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð·Ð° вÑеÑ
, ÑÑо Ñ
ÑиÑÑианÑÑво-ÑÐµÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ каждого. ÐолконÑкий, конеÑно, пÑоÑÑил немоÑного ÐнаÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑÑагина, но полÑбил ли он его?
РвÑе ÑÑи Ð½ÐµÐ²Ð·Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñивели его к Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑкого. Ð¥ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑбовÑ-ÑÑо иÑÑинное оÑнование и ÑÐµÐ»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ каждого. ÐндÑей ÐолконÑкий понÑл ÑÑо, пÑоÑÑил и полÑбил даже вÑагов ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ . ÐÐµÐ½Ñ ÑÑо заÑÑавило задÑмаÑÑÑÑ. ÐейÑÑвиÑелÑно, Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой ÑÐ°Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, единение лÑдей дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом без ÑазлиÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°, возÑаÑÑа, ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñак далее.
ТавÑологиÑ.
ÐндÑей ÐолконÑкий понÑл ÑÑо, пÑоÑÑил и полÑбил даже вÑагов ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ . ÐÐµÐ½Ñ ÑÑо заÑÑавило задÑмаÑÑÑÑ. ÐейÑÑвиÑелÑно, Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой ÑÐ°Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, единение лÑдей дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом без ÑазлиÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°, возÑаÑÑа, ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñак далее.
Ðад Ñем задÑмаÑÑÑÑ?
ÐейÑÑвиÑелÑно, Ñ
ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой ÑÐ°Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, единение лÑдей дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом без ÑазлиÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°, возÑаÑÑа, ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñак далее.
Таким обÑазом, Ñила иÑкÑÑÑÑва ÑпоÑобна не ÑолÑко повлиÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей, но и пеÑевеÑнÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека.
Ðак Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ ÐÐ ÐÐСТÐÐÐЯТЬ СÐÐÐРжизнÑ, единение лÑдей? Ðе ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² иÑоговом ÑоÑинении пиÑаÑÑ Ð¾ ÑелигиознÑÑ ÑÑвÑÑÐ²Ð°Ñ , пÑедпоÑÑениÑÑ , ÑÑо некоÑÑекÑно, Ñак как Ð²Ñ Ð½Ðµ заÑиÑаеÑе диплом на ÑелигиознÑÑ Ñемх..Ñила иÑкÑÑÑÑва ÑпоÑобна не ÑолÑко повлиÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей, но и пеÑевеÑнÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека. (Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог, Ð²Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑе о Ñиле иÑкÑÑÑÑва, а в Ñеме звÑÑал вопÑоÑ-Ðакое пÑоизведение иÑкÑÑÑÑва…?) ÐÑ Ð½Ðµ показали конкÑеÑно, как ÑÑи книги изменили ваÑи взглÑдÑ
Ð5-гÑамоÑноÑÑÑ +1 балл
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑибок неÑ
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑибок неÑ.
ÐÑаммаÑика
ÐлÑга не пÑинÑла его Ñаким, какой он еÑÑÑ: мÑгкий, ленивÑй, апаÑиÑнÑй.
Ñаким, каким он бÑл: мÑгким, ленивÑм, апаÑиÑнÑм( обобÑаÑÑее Ñлово и одноÑоднÑе ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑоÑÑÑ Ð² одном и Ñом же падеже).
ÐÑак, ÐаÑиÑ, Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе за ÑÐ²Ð¾Ñ ÑоÑинение»Ð·Ð°ÑÑÑ». РекомендÑÑ Ð²Ð°Ð¼ ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ Ñвои ÑеÑевÑе оÑибки и недоÑÑÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑкаÑÑ Ð¸Ñ
в бÑдÑÑем. ÐбÑаÑиÑе внимание на Ñе замеÑаниÑ, коÑоÑÑе ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ð½Ñ Ð¿Ð¾ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑооÑвеÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñеме. Ðе ÑÑ
одиÑе Ð¾Ñ Ð·Ð°Ñвленной ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð¸ во вÑÑÑплении, ни в заклÑÑении. ÐнализиÑÑÑ Ð¿Ñоизведение, делайÑе вÑвод ( он Ñоже должен бÑÑÑ ÑвÑзан Ñ Ñемой ÑоÑинениÑ).
УÑпеÑ
ов!
Темы со всех регионов страны. 15 апреля 2021 г.
Забвению не подлежит
101. Какого человека можно по праву назвать героем?
102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
104. Только ли добрые дела не подлежат забвению?
105. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
107. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
108. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
113. Этот день изменил судьбу России…
Я и другие
201. Как найти своё место в обществе?
202. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
204. В чём польза и опасность компромисса?
205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
206. Что труднее: подчиняться или подчинять?
207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
210. Может ли отдельная личность изменить общество?
212. Что мешает доверию между людьми?
213. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
Время перемен
301. Что должно оставаться неизменным в любое время?
302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
306. Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
310. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
Разговор с собой
401. Почему люди обманывают себя?
402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
405. Что значит быть совестливым человеком?
406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
410. Помогает ли разговор с собой понять других людей?
411. Чем опасна завышенная самооценка?
412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
505. Что для Вас является жизненным успехом?
506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
507. Можно ли судить о поколении по его кумирам?
508. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
509. Каково отношение современного человека к природе?
510. Кого можно считать героем нашего времени?
511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?
512 .С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
101. Какого человека можно по праву назвать героем?
207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?
→ Сочинения по этим темам.
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
210. Может ли отдельная личность изменить общество?
309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
405. Что значит быть совестливым человеком?
503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
105. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
212. Что мешает доверию между людьми?
307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
401. Почему люди обманывают себя?
502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
Уральский федеральный округ
112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
201. Как найти своё место в обществе?
304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
104. Только ли добрые дела не подлежат забвению?
206. Что труднее: подчиняться или подчинять?
303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
510. Кого можно считать героем нашего времени?
Омская область
107. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
202. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
306. Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
411. Чем опасна завышенная самооценка?
508. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Иркутская область
106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
204. В чём польза и опасность компромисса?
302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
113. Этот день изменил судьбу России…
203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
507. Можно ли судить о поколении по его кумирам?
Магаданская область
111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
310. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
505. Что для Вас является жизненным успехом?
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
509. Каково отношение современного человека к природе?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
108. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
213. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
301. Что должно оставаться неизменным в любое время?
410. Помогает ли разговор с собой понять других людей?
512 .С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
→ Как выглядит задание: temi-15apr2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года
Направление «Время перемен»
Официальный комментарий:
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Словарная работа:
ВРЕМЯ–фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.
ПЕРЕМЕНЫ–действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.
Синонимы к словосочетанию «время перемен»:
глобальные перемены, великие перемены, серьѐзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена. переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век.
Рекомендуемая литература:
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Ионыч»
- А.А. Блок «Двенадцать»
- В.В. Маяковский «А вы могли бы?»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Е. Замятин «Мы»
- А. И. Солженицын «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»
- В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета»
- Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
- Б. Васильев «А зори здесь тихие … »
- В. Астафьев «Пастух и пастушка»
- А.Н. Толстой «Русский характер»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- М. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»
- В. Кондратьев «Сашка»
- Б. Пастернак «Доктор Живаго»
- В. Распутин «Прощание с Матёрой»
- Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
- Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»
«Слово о полку Игореве». Кто может изменить мир? Оставшийся неизвестным автор «Слова о полку Игореве», размышляя о стране, обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. Создатель «Слова…» до описания предстоящей битвы войска Игоря вспоминает времена правления князя Олега. Он отмечает, что в это время князья постоянно враждовали друг с другом. Из-за этой междоусобицы они становились уязвимыми для внешнего врага. Однако те кровавые события не идут ни в какое сравнение с нынешней битвой.На всей Руси скажутся последствия поражения князя Игоря. Об этом скорбит сама природа. «Слово…» -это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова…» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Пришло время перемен, и русским князьям пора объединиться, поскольку лишь так можно победить врага и дать своей родине мира и благоденствия. Голос истинного патриота звучит в этом призыве.
Д. И. Фонвизин «Недоросль». Для чего нужны перемены? Ответ на этот вопрос дают герои комедии «Недоросль». Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой –это осуждение
безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин указывает на то, что пришло время перемен и высшие человеческие начала должны стать главными для всех. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажает недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона. В комедии автор не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность в Просвещенном государстве. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль обязаны стать основой обновленного дворянства и привнести идеи перемен в государстве.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Почему люди боятся перемен?
Причина ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы молодого человека справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять свои привилегии и потрудиться, чтобы завоевать новое, достойное положение в обществе. Отмена осуждаемого Чацким крепостного права разорила бы их, ведь никто из «фамусовского общества» никогда не работал да и не хотел. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Не менее сложно развивать отечественную культуру, отказавшись от бессмысленных иностранных заимствований. Герои пьесы, никогда не возьмут на себя ответственность за перемены, ведь для этого нужно приложить титанические усилия, без которых, впрочем, нет прогресса.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Почему так сложно изменить себя? Ответ можно найти в романе «Евгений Онегин». Мировоззрение главного героя сформировалось под влиянием легкомысленного и инфантильного общества, развращенного праздностью и богатством. Надо сказать, что герой умен и он чувствует, что его образ жизни нужно менять. Он презирал свое окружение и решил начать все заново в деревне, где не было тлетворного влияния высшего света. Первые дни прошли в упоении от новых впечатлений, но потом герой охладел и к ним. Оказалось, что попытки изменить себя требовали не только переезда, но и каждодневного труда. Развитие нужно было подкреплять работой над собой. Лишь любовь к Татьяне смогла изменить его. Но признание и понимание были запоздалыми.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Что и как может изменить действительность? Тему бессмысленного кровопролитного бунта, возникшего из-за острого желания социальных перемен, раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении. В ходе наступления Емельяна Пугачева погибали мирные люди, среди них Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, его жена Василиса Егоровна. Пострадали города, пострадал народ, чьи интересы, казалось бы, и должен был защищать самозванец. Трагична и сама личность предводителя восстания. Емельян Иванович сравнивает себя с гордой птицей, которая предпочла бы короткую, но красочную жизнь долгой, но скудной. Сам он человек, не лишенный нравственных ценностей, знающий цену чести. Гринев лишился бы жизни, если бы не память Пугачева о подаренном ему Петром заячьем тулупе. Возлюбленная Петра Андреевича непременно пострадала бы от рук Швабрина, если бы вовремя не вмешался тот, кому Алексей Иваныч дал присягу вопреки интересам Родины… Трагедия «русского бунта» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» обусловлена противоречивостью целей и средств, с помощью которых та может быть достигнута. Борясь за справедливое государственное устройство без жестокости, крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева лишь усугубило ситуацию: погибло множество ни в чем не повинных людей, были разрушены целые города, страна узнала новых изменников. Будучи гуманистом по своей сути, Пушкин выступает против идеи разрешения государственных перемен кровавым, вооруженным путем.
А.Н. Островский «Гроза». Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — это произведение не только о семейной драме. В центре повествования автора конфликт двух эпох: патриархального уклада крепостников и молодого смелого поколения, готового жить по-новому. Катерина, главная героиня произведения, противостоит не только придиркам деспотичной свекрови, но и всему закостенелому домостроевскому укладу «темного царства». Героиня честна и не может чувствовать себя свободно, если приходится лгать и лицемерить для того чтобы быть угодной. Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор передает и настроение общества, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Замыслу автора соответствует и название произведения. Эта мощная природная стихия олицетворяет грядущий крах удушливой атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях и предрассудках. Не зря первым героем, с которым мы встречаемся в пьесе, является рассудительный механик-самоучка Кулигин, одним из желаний которого является изобретение громоотвода. И именно он говорит о «жестоких нравах», царящих в городе.
А.П. Чехов «Вишневый сад». Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь произносили громкие речи о необходимости перемен, но реальных шагов для спасения недвижимости не предпринимали. Герои не осознавали, что времена изменились, не понимали того, что должны меняться и они сами. Все предложения Лопахина, человека нового времени, не были восприняты серьезно. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет».
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются лишь с помощью инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив гипофиз человека псу. Однако выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора —вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор оборвал эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.
Виктор Гюго «Отверженные». Может ли человек изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности к переменам. Например, главный герой романа «Отверженные» твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ сказал, что украденное является подарком, и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан смог построить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого.
Афоризмы и высказывания известных людей:
Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней.
М.А. Булгаков
Если вы заметили, что вы на стороне большинства -это верный признак того, что пора меняться. М. Твен
Изменение порождает изменения. Ч. Диккенс
Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Б. Окуджава
Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами –поэтому и считаем, что они переменились. Б. Паскаль
Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир. В. Вествуд
Мы наслаждаемся красотой бабочки, но редко понимаем все те изменения, через которые она прошла для достижения этой красоты. М. Энджелоу
Любые перемены несут с собой новые возможности. Д. Уэлч
Великие перевороты не совершаются в один день. Э.Л. Войнич