Сочинение рассуждения на тему преступление и наказание явление нравственное или социальное

Сочинения про свободу и ответственность для огэ сочинение 1 что такое свобода вот проблема, которую ставит в тексте с.соловейчик.

Сочинения про свободу и ответственность для ОГЭ

Сочинение 1

Что такое свобода – вот проблема, которую ставит в тексте С.Соловейчик.

Отвечая на данный вопрос, автор приводит в пример не только свои личные мысли, но и рассуждения философов. Во-первых, он говорит о том, что свобода – «понятие бесконечное», потому что оно «принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения». Во-вторых, приводя в пример мнение философов, он дополняет свое мнение о многогранном значении слова «свобода». И все потому, что великие мыслители «пришли к выводу, что есть «свобода-от»» и «свобода-для». Думаю, что эти два понятия различаются в том, что свобода рассматривается как явление, зависящее от внешних причин, и как «внутренняя свобода человека». В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

Я не разделяю мнения С.Соловейчика, так как мне ближе трактовка этого философского термина, сформулированная в учебнике обществознания: « Свобода – это состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными и социальными…».

Таким образом, понятие свободы — явление очень спорное, как и все, что изучается наукой философией.

Сочинение 2

От чего зависит свобода людей? Вот вопрос, который ставит в тексте С. Соловейчик.

Раскрывая эту проблему, автор, во-первых, подчеркивает важность того состояния человека, когда он «свободен от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения». И все потому, что личность, переступившая через страх, не зависит от борьбы за свободу, она уже владеет ею, так как « не живет для свободы, а живет свободно».

Во-вторых, писатель уверен в том, что «свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Такого человека называют как угодно, но только не свободным». Уверен, что совесть не бывает личной, она для всех едина, поэтому именно она и является одним из важных элементов, от которых зависит свобода людей!

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют сделать вывод, что свобода человека не может быть абсолютной, она обязательно зависит от некоторых факторов. В этом и состоит позиция автора.

Я согласен с мнением писателя, потому что если бы у человека не было внутренней свободы и совести, то он бы не был по-настоящему независимым. Именно свобода и совесть дают людям возможность быть собой и отличать добро от зла.

Таким образом, свобода человека зависит от многих факторов, но основными являются совесть и внутренняя свобода!

Сочинение 3

Какого человека можно назвать свободным? Вот проблема, которую ставит в тексте С. Соловейчик.

Рассуждая над данным вопросом, писатель, говоря о свободе внешней и внутренней, утверждает, что вторая «доступна человеку во всех обстоятельствах». И именно она делает личность по-настоящему свободной. А все потому, что «он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений».

Свободный человек – «легкий человек»: он спокоен, думает по-своему, не проявляет откровенной лести и вызывающей дерзости. Не делает всего этого потому, что «ценит свободу каждого человека» и не существует ради свободы, а «живет свободно».

Позицию С.Соловейчика определить не сложно: свободными людьми можно назвать тех, кто не зависим «от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений», то есть «свободен внутренне».

Не могу не согласиться с автором, потому что, когда человек не зависит от стереотипов, не обращает внимания на общественное мнение и на все имеет свою точку зрения, тогда его можно назвать по-настоящему свободным.

Таким образом, «человек свободный – это человек, свободный внутренне».

ТЕКСТ

Что такое свобода?

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.

Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?

В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.

Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое.

Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее.

Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.

Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Сочинения про свободу и ответственность для ОГЭ

s1327526

Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №3: Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Свобода и ответственность в жизни человека. . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Свобода и ответственность в жизни человека.

Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода это не только преимущество выбора, но и ответственность. Человек не боится самой свободы, стремится к ней, а вот ответственность за свои поступки перед обществом, перед близкими людьми, перед своей совестью вызывает опасения. Вдруг сделаешь неправильный выбор, примешь неверное решение. Где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого.

Последствия почти любого поступка, действия или бездействия можно предугадать. При жизни человека в обществе они непременно коснуться, кого то, приведут к определенным событиям, вызовут ответную реакцию. Об этом нужно думать, чтобы вместо положительного результата на свои поступки не получить негатив. Может показаться, что это трудная работа обдумывать каждый свой шаг, но у каждого уже есть свой определенный жизненный опыт и в теории опыт других людей. Применяя эти знания, можно просчитать результат того или иного действия. Любой человек, пользуясь своей свободой, совершив необдуманный поступок, может навредить себе или другим. С сознанием о последствиях у человека и наступает ответственность.

Если человек действует по принуждению, в силу обстоятельств ограничен в своей свободе и совершает поступки во вред обществу, то он не несет ответственности за свои действия. Даже если он считает себя виновным или невиновным, но это уже моральный аспект. Люди признанные недееспособными по медицинским показаниям, несовершеннолетние дети тоже не отвечают за свои действия. Они имеют свободу выбора в своих поступках и словах, но ответственность за них несут другие люди.

Быть свободным и ответственным трудно. Как человек распорядится своей свободой в выборе. Как распланирует свою жизнь. Всегда проще поступиться личной свободой и жить спокойно за спиной сильного и надежного человека. Но иногда жизненные ситуации вынуждают к принятию самостоятельных, сознательных решений, человек будет свободен в их выборе, и должен сознавать, что вся ответственность за полученный результат лежит на нем.

Автор этого высказывания поднял очень важную проблему, насущную на протяжении всей человеческой истории. Человек, в силу своей двойственной биосоциальной природы, не всегда способен найти баланс между двумя этими проявлениями его социальной жизни.

По мнению того, кто это сказал, между свободой и ответственностью связь лежит самая прямая и непосредственная: последнее является следствием первого. Если человек волен делать свободный выбор, то и отвечать за него — тоже его обязанность.

Я совершенно согласен с этим и считаю: готовность встретить последствия своих решений должна диктоваться человеку в первую очередь его совестью, а во вторую – словом закона. Подтверждением этому служит немало примеров из литературы и общественной жизни.

Катерина Кабанова, главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», как никто понимает, что содеянные поступки требуют ответа. Совершив непростительный для замужней женщины 19 века поступок, полюбив другого мужчину, она не может найти себе прощения и, находясь в безвыходной ситуации, бросается в реку. Конечно, не одна только совесть дала ей силы совершить это, однако она явилась мощным катализатором к осознанию всей неправоты поступка. Катерина не может избежать ответственности и прекрасно это понимает, а потому сама объявляет себе самый строгий приговор.

Вторым примером может послужить то, с чем каждый день сталкивается множество граждан – преступления, и обязанность за возложение ответственности за такие деяния лежит уже на плечах закона. Ежедневно люди ступают по неверной тропе и совершают аморальные, антигуманные действия, нарушая общественный порядок, нормы права и законы государства. За это они, будучи пойманными, привлекаются к административной, гражданской или уголовной ответственности, а наказанием служит им лишение свободы, именно той, которой они так фривольно и небрежно распорядились, нарушив границы свободы окружающих.

Связь ответственности и свободы нельзя отрицать, нельзя её забывать. Во все времена литераторы, общественные деятели, просветители обращали внимание людей на эту проблему, говоря, что неизбежно за выбором следует обязанность вынести бремя ответственности за него.

Что такое свобода? Этот вопрос люди, кажется, задавали себе и друг другу всегда. Уж очень он важный. Основополагающий.

Сначала о свободе говорили в узком или буквальном смысле. Вот есть неволя, есть цепи и веревки, а есть жизнь без них. Хочешь – идешь на все четыре стороны, не хочешь – возвращаешься домой, хочешь – трудишься, нет – ленишься.

И чем сложнее становилось общество, многограннее отношения людей, наконец, чем больше человек узнавал о мире вокруг и своем месте в нем, тем сложнее становилось и понятие свободы. В конце концов, рассуждения о природе этого понятия привели людей к другому, не менее сложному суждению об ответственности.

Даже когда человек лишен свободы передвигаться или свободы говорить, у него всегда остается свобода выбора. Смириться или бороться, терпеть или умереть. И за каждым таким выбором непременно наступает ответственность. Ведь любой выбор, сделанный в рамках свободы, ведет ко вполне определенным последствиям. И вот уже за них человек несет ответственность.

Не всегда легко просчитать, к чему может привести то или иное действие (или даже бездействие) человека. Но это совсем не значит, что думать и пытаться заглянуть на шаг или два вперед не нужно. В конечном итоге свобода – это не возможность делать то, что захочется, без оглядки на других. Люди, живые существа, сама природа находятся во взаимосвязи. И поступки каждого обязательно затрагивают кого-то, оказывают влияние, вынуждают к ответным действиям, провоцируют на реакцию. И обо всем этом приходится думать, чтобы хорошие намерения не заканчивались плачевно.

Впрочем, это только на первый взгляд может показаться, что постоянно думать над каждым словом и шагом – дело невероятно трудоемкое. На практике же у каждого человека есть немалый опыт, который составляют и его прошлые поступки, и теоретические знания об опыте других людей. Этот багаж информации позволяет очень быстро просчитывать, чем может закончиться то или иное действие. Начиная от самых очевидных последствий и заканчивая непредвиденными рисками, которые можно назвать фатальным стечением обстоятельств. Да, выходит, что пользуясь свободой, любой человек постоянно рискует причинить вред – себе или другим. По неосторожности, незнанию или просто потому, что кто-то где-то оказался в неподходящем месте в неподходящее время. Но именно это осознание всех возможных последствий и делает каждый выбор человека ответственным.

Как только человек начинает поступать не по своей воле, лишенный свободы, ответственность за совершенное ложиться уже не на его плечи. Так, человек, которого преступник угрозами заставляет нарушить закон, не будет считаться ответственным перед обществом за то, что он сделал в результате принуждения. С моральной точки зрения все, конечно, несколько сложнее. В одинаковой ситуации разные люди могут по-разному оценить меру своей ответственности. Кто-то будет винить себя, даже если его оправдает закон, а кто-то будет спокойно спать по ночам, даже если его ситуация будет казаться другим спорной.

В любом случае, перед судом ли, другими людьми или своей совестью держит человек ответ, сама эта связь ответственности и свободы наполняет последнюю глубоким смыслом. Возможно, именно поэтому цена свободы всегда была так высока. Люди отдавали за нее жизни и жертвовали здоровьем, мечтали о ней и закладывали ее в фундамент целых идеологий. В рассуждениях о ней возникло право, был создан закон и придуман порядок, на котором теперь основывается любое государство. Связь свободы и ответственности нашла свое отражение в религиях и нормах морали. Она – залог прочности общества людей и гарантия его будущего.

Сочинения про свободу и ответственность для ОГЭ

Свобода внутренне противоречива: с одной стороны – это отсутствие внешнего принуждения; с другой – свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому свобода и ответственность всегда идут рука об руку.

Сочинения Свобода и ответственность

Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение, то есть ответственность за свои поступки и их последствия. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Свобода и ответственность» для учащихся выпускных классов.

Что такое свобода и ответственность – сочинение

Свобода – это объективная независимость человека. Я думаю, свобода заключается во внутреннем состоянии человека, при котором человеку нечего скрывать. Свободный человек легко выходит за рамки стереотипов и предрассудков и способен сделать самостоятельный выбор.

Безусловно, границы у свободы есть. Марк Туллий Цицерон однажды сказал, что «мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Действительно, свобода одного человека ограничена свободой другого человека.

Свободный, независимый человек всегда непринужденно руководствуется нравственными принципами и норами права. Свобода выбора всегда подразумевает ответственность за свои предпочтения. Даже если человек независим в своем выборе, он обязан предусмотреть последствия принятого решения.

Однако, не нужно бояться ответственности, ведь именно она является мотивацией, внутренним побуждением личности к действиям, отражая внутреннюю силу человека, его решимость и мужество.

Для меня, нести ответственность – значит отвечать за свои поступки. Дело в том, что человек не всегда способен учесть все нюансы и предугадать последствия своего выбора, в связи с чем необходимо принять свою ошибку. Нужно принять тот факт, что ты принял неверное решение, и, конечно, предпринять соответствующие меры, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Я думаю, в первую очередь, мы ответственны сами перед собой, потому что только мы знаем все тонкости нашего выбора, которые могут повлиять на дальнейшие обстоятельства. Помимо того, мы всегда ответственны перед обществом, в котором мы находимся.

Так, например, я как ученица гимназии ответственна за нарушения устава и правил гимназии, обязана соблюдать моральные нормы и все законы нашего государства. Я полагаю, на выбор человека влияет его воспитание, нравственные идеалы и морально-этические принципы (кодекс чести, например), нормы права, а также уровень стресса и уровень развития общества.

К сожалению, в моей жизни был неприятный опыт последствий нравственного выбора. На первый взгляд, это была обыденная ситуация из жизни, но впоследствии оказалось, что я очень обидела человека.

Но я переоценила ситуацию, и я крайне сожалею о случившемся, поэтому всегда нужно анализировать свой выбор и сложившиеся обстоятельства и сделать правильные выводы, чтобы впредь такого не совершать.

Сочинение на тему Свобода и ответственность

Декларация, в которой указаны права человека и гражданина общества, содержит пояснение свободы человека, как возможности делать все, что другому не способно нанести вреда.

Из этого следует, что ограничение осуществления естественных прав человека происходит теми рамками, что являются гарантом обеспечения других членов общества пользования аналогичными правами. Определение данных пределов входит в компетенцию исключительно закона.

Если выразиться проще, то понятие свобода подразумевает наличие шанса на беспрепятственное достижение результатов и беспрепятственное действие.

Ответственность выступает в качестве субъективной обязанности, предусматривающей несение ответственности за поступки и собственные действия, включая их последствии.

Подробно рассматривая два вышеописанных понятия, можно заявить, что “свобода” большинством людей будет разъясняться по-своему, ведь на это непосредственное влияние имеют ценности человека.

Например, в глазах поэтов свобода виделась всегда по-своему, а главам государств свойственна собственная точка зрения. Также с разными “мудрецами” можно как соглашаться, так и поспорить.

Ответственность, по мнению большинства людей, расценивается так же, как процитировано выше. Однако большинству людей, окрыленных свободой, свойственно забывать об ответственности, либо они просто не готовы пойти на определенные ограничения своей свободы, поэтому стремятся изолировать себя от общества.

Хотя не всегда это оправдано, так как человек считается существом биосоциальным, и общение является для него простой человеческой потребностью.

Мечтая о свободе, важно, конечно же, не забывать об ответственности. Люди разумные давно живут в цивилизованном обществе, и пусть даже в нем господствуют зачастую негуманные законы, и нас многие вещи не устраивают в том обществе, где нам приходиться жить, необходимо менять что-то, начав с себя.

Важно перестать бояться ответственности, так как она является аналогом решимости, мужества, чести и гордости, поэтому способна придавать силы.

Взаимосвязь свободы и ответственности

Что такое свобода? Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, желаниями и целями, основываясь на объективную необходимость в этих действиях. Индивид имеет право на свободную деятельность, но он должен нести за неё ответственность, т.е. отвечать за свои поступки и их последствия.

Проблема взаимосвязи свободы и ответственности очень актуальна в современном обществе. Люди часто совершают поступки, исходя из своих интересов в какой-то определённый период времени, и не задумываются об их последствиях. Таких людей называют безответственными, т.е. не осознающими своей ответственности.

Мне кажется, что свобода и ответственность неотделимые друг от друга понятия, и одно «вытекает» из другого.

Человек должен понимать, что совершая действие, каким бы оно ни было, он обязан отвечать за это действие и его последствия. В доказательство своих мыслей хочу обратиться к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

В этом произведении лис открыл главному герою, маленькому принцу, очень важный секрет. Он заключается в том, что приручив кого-то, человек несёт за него ответственность: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Действительно, когда ребёнок просит родителей купить ему щенка, он не понимает, что за ним надо будет ухаживать. Когда малыш наиграется с щенком, который был для него лишь новой игрушкой, собаку, которая уже привязалась к людям в этой семье, выкидывают на улицу. Так поступают безответственные люди.

Возвращаясь к сказке Антуана де Сент-Экзюпери, стоит заметить, что маленький принц был очень ответственным. Он ухаживал за своей розой и понимал, что он за неё в ответе. Примером к этой проблеме может быть простая бытовая ситуация, которая, наверное, была с каждым.

Например, когда мама поздно возвращается с работы и просит свою дочь помочь ей с приготовлением ужина. Если ребёнок пообещал приготовить еду, то на него возлагается ответственность, и, не сделав это, он подводит свою маму.

Или, когда родители отпускают своего ребёнка гулять, то говорят ему, как стоит себя вести, что можно и нельзя делать. Ребёнок, пообещав следовать указаниям родителей, становится ответственным перед родителями за свои следующие действия.

Таким образом, свобода и ответственность тесно связаны между собой. Человек свободен в своих действиях, но в любом случае он несёт за них ответственность перед самим собой или перед тем, кому он пообещал что-либо.

К сожалению, люди не всегда понимают всю серьёзность этих двух понятий. Из-за этого случаются различные не самые приятные в своём исходе ситуации.

Эссе Свобода означает ответственность

Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода – это не только преимущество выбора, но и ответственность.

Человек не боится самой свободы, стремится к ней, а вот ответственность за свои поступки перед обществом, перед близкими людьми, перед своей совестью вызывает опасения. Вдруг сделаешь неправильный выбор, примешь неверное решение. Где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого.

Последствия почти любого поступка, действия или бездействия можно предугадать. При жизни человека в обществе они непременно коснуться, кого то, приведут к определенным событиям, вызовут ответную реакцию. Об этом нужно думать, чтобы вместо положительного результата на свои поступки не получить негатив.

Может показаться, что это трудная работа обдумывать каждый свой шаг, но у каждого уже есть свой определенный жизненный опыт и в теории опыт других людей. Применяя эти знания, можно просчитать результат того или иного действия.

Любой человек, пользуясь своей свободой, совершив необдуманный поступок, может навредить себе или другим. С сознанием о последствиях у человека и наступает ответственность.

Если человек действует по принуждению, в силу обстоятельств ограничен в своей свободе и совершает поступки во вред обществу, то он не несет ответственности за свои действия. Даже если он считает себя виновным или невиновным, но это уже моральный аспект.

Люди признанные недееспособными по медицинским показаниям, несовершеннолетние дети тоже не отвечают за свои действия. Они имеют свободу выбора в своих поступках и словах, но ответственность за них несут другие люди.

Быть свободным и ответственным трудно. Как человек распорядится своей свободой в выборе. Как распланирует свою жизнь. Всегда проще поступиться личной свободой и жить спокойно за спиной сильного и надежного человека.

Но иногда жизненные ситуации вынуждают к принятию самостоятельных, сознательных решений, человек будет свободен в их выборе, и должен сознавать, что вся ответственность за полученный результат лежит на нем.

Рассуждение, почему свобода — значит ответственность

Свобода и ответственность – очень важные категории человеческой жизни. Проблема взаимодействия свободы и ответственности стоит неразрешенной очень давно, примерно всю историю общественной мысли.

У многих философов и мыслителей были разные идеи на этот счет, но к чему-то одному прийти так и не удалось. А главный вопрос в этой связи такой: является ли человек свободным, особенно когда он ответственнен?

Большинство мыслителей сходятся к тому, что ответственность и есть свобода человека. Имеется в виду, что человек берет на себя ответственность за свое поведение, за свои поступки и в этом он свободен перед самим собой, так и перед всем обществом. Он готов быть вольным и поступать так, как ему охота, и готов ответить за свою волю, за выбор, который он сделал.

Ответственность и свобода не одно и тоже, но обе категории наполняют друг друга смыслом. Ответственность не является волей, как свобода, а является сознательным осуществлением определенных требований.

Ответственность основывает личную позицию человека, которая может быть отлична от того, что общество считает нормальным. И да, в этом и есть некоторая свобода, плыть против реки или идти против ветра, но чувствовать свободу, а не обременность.

Читайте также: Красота спасет мир – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

В любом случае, перед судом ли, другими людьми или своей совестью держит человек ответ, сама эта связь ответственности и свободы наполняет последнюю глубоким смыслом. Возможно, именно поэтому цена свободы всегда была так высока.

Люди отдавали за нее жизни и жертвовали здоровьем, мечтали о ней и закладывали ее в фундамент целых идеологий. В рассуждениях о ней возникло право, был создан закон и придуман порядок, на котором теперь основывается любое государство.

Связь свободы и ответственности нашла свое отражение в религиях и нормах морали. Она – залог прочности общества людей и гарантия его будущего.

Что может толкнуть человека на преступление? Я считаю, на такой поступок человека могут побудить разные чувства и эмоции, например, эгоизм, цинизм, бессердечие, честолюбие, скука. Под их действием человек готов пойти на безнравственный поступок.

В художественной литературе есть много примеров того, как человек совершает преступление под влиянием этих чувств. Григорий Александрович Печорин — главный герой произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – яркий тому пример. В романе автор показал моменты жизни героя, лишнего для своей эпохи.

«Лишним человеком» принято характеризовать образованного, интеллигентного, талантливого человека из высшего общества, но неприкаянного, отчаянного, без чувства нужности. Такой человек не может найти себя, реализовать собственные способности, тратит время в пустую, не может найти смысл в жизни. Поэтому общество не принимает его. Из-за этого, человек становится бездушным, жестоким, эгоистичным, все положительные черты затуманиваются. В силу обстоятельств, «лишний человек» не боится играть с судьбой, но такие шутки рискованны, и результат может быть непредсказуем.

Григорий – образованный, интеллигентный, талантливый, начитанный, разносторонне развитый молодой человек. Но вопреки своим способностям, герой не может найти себе цель и место в жизни. Все свои богатые духовные силы он растрачивает не по назначению: тратит время на бессмысленные споры, развлечения, играет с чувствами княжны Мери, по его вине убивают Бэлу, из-за его руки погибает Грушницкий. Печорин несчастен и обрекает на несчастье всех, кого встречает.

В главе «Бэла» мы можем наблюдать эгоизм Печорина и его безразличие к судьбе девушки. Молодые люди полюбили друг друга, но вот Григорию быстро наскучило это высокое чувство, и он утратил интерес к красавице. Для него все эти чувства были потехой. Ради развлечения он похитил девушку, не предусматривая дальнейшего поворота событий и не задумываясь о чувствах Бэлы. Она была для Григория просто игрушкой, которую он использовал. В итоге, из-за своего эгоизма и безрассудства, главный герой стал причиной трагической гибели Бэлы. Но даже её смерть не повлияла на Печорина, на похоронах девушки он не проронил слезы, а даже рассмеялся, когда его попытался утешить Максим Максимович. Он совершил нравственное преступление.

В главе «Княжна Мери» причиной для преступления Печорина выступает скука, эгоизм, бессердечие, равнодушие к судьбе людей, встречающихся на его пути. Печорин с первой встречи вызывает интерес у Мери, но долго играет с чувствами «жертвы» и дразнит её, чтобы подогреть интерес. Его план выигрышный – девушка влюбляется в Григория, но ему все это не нужно – чувства его не искренны. Он влюбляет Мери в себя от скуки, для получения новых эмоций, а не из-за настоящих чувств. Герой готов жертвовать судьбами людей ради своего угождения и развлечения. Эгоистично играя на чувствах девушки, безразлично играя с её судьбой, Печорин совершает нравственное преступление.

Грушницкий, друг главного героя романа, встретив молодых людей, дает трещину в их отношениях – он безответно влюбляется в Мери. Печорин решает вызвать друга на дуэль, где убивает его. Григорий совершает преступление, потому что в нем нет никаких человеческих чувств. Он холоден как к смерти друга, так и к чувствам девушки. Он равнодушен к людям, их жизням и судьбам, неспособен к настоящей любви и дружбе. Все, на что он способен, это получать удовольствие от страданий людей и рушить их судьбы.

Очень важно оставаться человеком. На примере Печорина мы можем увидеть весь ужас процветающего в обществе цинизма и эгоизма. Григорий Александрович живет без цели в жизни, его разум гложет скука. Эгоизм, честолюбие, безразличие к судьбам людей и скука подвигли героя на преступления. Я думаю, чтобы эти чувства не овладели человеком, нужно воспитывать в себе любовь к людям, милосердие, сострадание, поставить цель в жизни и определить для себя нравственные ориентиры.

Здравствуйте, Арина!

Вы сумели выстроить сочинение, соответствующее заданным параметрам, в аргументации использовали примеры из литературного произведения.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Рассуждение выстроено с опорой на литературный материал, наблюдается фрагментарное заимствование фраз из интернет-источников.

Роман «Герой нашего времени» вами понят поверхностно.

Все, на что он способен, это получать удовольствие от страданий людей и рушить их судьбы.

Это далеко не так. Образ Печорина гораздо глубже, а в вашей интерпретации он просто похож на какого-то сказочного злодея.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Обоснование: в сочинении представлены фрагменты, не относящиеся к теме и не раскрывающие тезис. В частности, таким фрагментом является третий абзац, посвященный описанию образа «лишнего» человека. Этот абзац выбивается из композиционной схемы сочинения, являясь отступлением от темы.

4 абзац также не раскрывает тезис о причинах, толкающих людей на преступления. Абзац выпадает из общей логики рассуждения.

Но даже её смерть не повлияла на Печорина, на похоронах девушки он не проронил слезы, а даже рассмеялся, когда его попытался утешить Максим Максимович. Он совершил нравственное преступление.

Из этого предложения следует, что нравственное преступление совершил Максим Максимович.

Седьмой абзац также выпадает из логики рассуждения.

Печорин решает вызвать друга на дуэль, где убивает его.

Кто кого убивает, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль — непонятно. Нет последовательности в изложении мыслей и фактов.

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевых ошибок много, но они не затрудняют существенно восприятие мысли.

Ошибки

Я считаю, на такой поступок человека могут побудить разные чувства и эмоции, например, эгоизм, цинизм, бессердечие, честолюбие, скука.

Нарушение точности речи. Эгоизм и цинизм — это не чувства и не эмоции.

Под их действием человек готов пойти на безнравственный поступок.

Неоправданное расширение сочетаемости слова. Можно находиться под действием лекарств, но нельзя пойти на поступок под действием скуки. Вы исказили устойчивое сочетание «находиться под действием эмоций».

В романе автор показал моменты жизни героя, лишнего для своей эпохи.

Речевая несочетаемость.

В романе автор показал моменты жизни героя, лишнего для своей эпохи.

Речевая неточность. В романе описывается судьба персонажа, а не «моменты жизни».

«Лишним человеком» принято характеризовать образованного, интеллигентного, талантливого человека из высшего общества, но неприкаянного, отчаянного, без чувства нужности.

Кем принято, когда? Непонятно. Характеризовать — значит дать характеристику, слово сюда не подходит, нужно вместо этого слова использовать глагол «называть». Чувство нужности — что это такое? Это явление, не описанное в психологии — науке, изучающей чувства.

Из-за этого, человек становится бездушным, жестоким, эгоистичным, все положительные черты затуманиваются.

Затуманиться — стать неясным. В данном контексте слово неуместно. Правильно: положительные черты искажаются.

В силу обстоятельств, «лишний человек» не боится играть с судьбой, но такие шутки рискованны, и результат может быть непредсказуем.

Предлог «в силу» употреблен некорректно: не боится играть в силу обстоятельств — слова не сочетаются друг с другом по смыслу. О каких «таких» шутках идет речь? Непонятно.

Все свои богатые духовные силы он растрачивает не по назначению: тратит время на бессмысленные споры, развлечения, играет с чувствами княжны Мери, по его вине убивают Бэлу, из-за его руки погибает Грушницкий.

Свои — лишнее слово, повтор «растрачивает — тратит», погибать ОТ чьей-то руки.

Герой готов жертвовать судьбами людей ради своего угождения и развлечения.

Правильно: ради того, чтобы угодить себе и развлечься.

Грушницкий, друг главного героя романа, встретив молодых людей, дает трещину в их отношениях – он безответно влюбляется в Мери.

Каких молодых людей встретил Грушницкий? И откуда он взялся —  в предыдущем абзаце мы узнали, что он погиб от руки Печорина?
Дает трещину в их отношениях — несочетаемость. Правильно: внес разлад в их отношения.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 6

Ошибки

Орфография

Такой человек не может найти себя, реализовать собственные способности, тратит время в пустую, не может найти смысл в жизни.

ВПУСТУЮ (наречие).

Пунктуация

Из-за этого, человек становится бездушным, жестоким, эгоистичным, все положительные черты затуманиваются.

Лишняя запятая.

Все, на что он способен, ТИРЕ это получать удовольствие от страданий людей и рушить их судьбы.

Пропущено тире.

Грамматика

Я считаю, на такой поступок человека могут побудить разные чувства и эмоции, например, эгоизм, цинизм, бессердечие, честолюбие, скука.

Правильно: побудить К чему-то (не НА что-то).

В главе «Княжна Мери» причиной для преступления Печорина выступает скука, эгоизм, бессердечие, равнодушие к судьбе людей, встречающихся на его пути.

ВыступаЮТ

Эгоистично играя на чувствах девушки, безразлично играя с её судьбой

играя С чувствами или играя ЧУВСТВАМИ

Общий вывод по работе

Итак, Арина, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой рассуждения и речью.

Удачи!

В 2021 году одним из направлений итогового сочинения названо «Преступление и наказание — вечная тема». Оно вызывает затруднения у многих школьников. В статье разберем некоторые теоретические моменты, а также произведения художественной литературы, которые необходимо прочитать перед написанием сочинения. 

«Преступление и наказание»: суть направления

Итоговое сочинение «Преступление и наказание» предлагает порассуждать над темой с нравственной и социальной точки зрения. Требуется соотнести направление с терминами «закон», «совесть», «стыд», «ответственность», «раскаяние».Темы сочинения позволяют порассуждать над поступками с правовой и этической точки зрения. Вопросы тематического направления — ответственность за сделанный выбор, последствия для окружающих, возмездие. По словам экспертов ФИПИ, основным источником выступает одноименный роман Федора Михайловича Достоевского.

Направление делят на несколько аспектов. Среди них: 

  • правонарушение как социальное явление;
  • правонарушение как нравственное явление;
  • ответственность человека за свои поступки;
  • последствия для окружающих и самого преступника;
  • совесть, муки, угрызения совести;
  • раскаяние, чувство вины;
  • возмездие за совершенные поступки.

Для написания сочинения необходимо изучить теорию. Преступление — противоправный поступок, опасный для личности, общества, государства. За ним следует уголовное наказание, предусмотренное законом. Бездействием называется отсутствие действий, предусмотренных нормами права в определенных ситуациях. Проступок — противоправное деяние, имеющее меньшую опасность по сравнению с преступлением. Синонимами считаются слова: «правонарушение», «преступное деяние», «беззаконие», «злодеяние», «злодейство», «грех», «ошибка». В качестве эпитетов используются слова «умышленное», «неосторожное», «тяжкое», «страшное», «чудовищное», «серьезное», «опасное». Наказанием называют последствия, наступающие после совершения злодеяния. Им бывает: 

  • введение санкций со стороны государства. Например: ограничение свободы, увольнение с работы;
  • реакция общества, связанная с нарушением нравственных законов — осуждение и отчуждение;
  • «внутренний суд», то есть осознание человеком своих ошибок — раскаяние, самонаказание, самобичевание. 

Аргументы для написания сочинения

VlZOCayWmAR O7MSdogU5EopXa1lqDzQ0MlK4Lk9iYxBAFRKZ8BmWNYZf g6uRGWdGXmlxZF2 fXdBCBibRE03LtU8YR59Yf 27gHc6fzyH899 6S3RoVBNGnyct NSkMQXsOwbfАргументы стоит искать в следующих произведениях: 

  • А. С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»;
  • М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»;
  • Л. Н. Толстой — «Воскресение», «Крейцерова соната», «Война и мир»;
  • Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»;
  • Н. С. Лесков — «Человек на часах», «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • А. П. Чехов — «Драма на охоте», «Пари»;
  • М. Горький — «Старуха Изергиль»;
  • Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба», «Портрет»;
  • М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»;
  • В. В. Быков — «Сотников»;
  • М. А. Шолохов — «Тихий Дон», «Родинка»;
  • В. Г. Распутин — «Живи и помни»;
  • В. П. Астафьев — «Людочка»;
  • К. Г. Паустовский — «Старый повар», «Телеграмма»;
  • О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем»;
  • У. Шекспир — «Отелло»;
  • Р. Брэдбери — «Вельд», «И грянул гром».

Распределим аргументы по темам, к которым они подходят: 

Вопросы

В каких произведениях искать аргументы

Какие чувства могут заставить человека пойти на нарушение закона? 

Что толкает человека на беззаконие? 

Каковы причины преступлений? 

Почему люди совершают преступные деяния? 

Н. С. Лесков — «Леди Макбет Мценского уезда»

А. И. Куприн — «Суламифь»

А. Н. Островский — «Бесприданница»

А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

Л. Н. Толстой — «Война и мир»

М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»

М. Горький — «Старуха Изергиль»

У. Шекспир — «Отелло»

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание»

А. И. Куприн — «Чудесный доктор»

Н. С. Лесков — «Человек на часах» 

Р. Брэдбери — «Вельд»

О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем»                            

Оправдывает ли высокая цель совершенное во имя ее преступление? 

Можно ли оправдывать противоправные действия? 

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

Н. С. Лесков — «Человек на часах» 

М. Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова»    

Что может остановить человека, задумавшего совершить злодеяние? 

А. П. Чехов — «Пари»

А. И. Куприн — «Чудесный доктор»    

В чем проявляется ответственность человека за совершенный поступок?

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

А. С. Пушкин — «Капитанская дочка» 

В. Г. Распутин — «Живи и помни»   

Может ли человек совершить преступление против самого себя? 

Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза» 

Л. Н. Толстой — «Анна Каренина» 

А. Н. Островский — «Гроза» 

В. Г. Распутин — «Живи и помни» 

А. П. Чехов — «Пари»

Н. В. Гоголь — «Портрет»       

Муки совести или решение суда — какое наказание сильнее? 

Как влияет злодеяние на душу человека?

В чем заключается опасность преступления для души человека? 

Что такое наказание? 

Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза»

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»

К. Г. Паустовский — «Старый повар»      

Как должно общество относиться к совершившим преступление? 

М. Горький — «Старуха Изергиль»

А. С. Пушкин — «Капитанская дочка»

Н. С. Лесков — «Человек на часах»

В. Г. Распутин — «Живи и помни»     

Может ли преступник вызвать сострадание? 

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступникам? 

Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» 

Теперь вы знаете, на какие произведения обратить внимание для итогового сочинения «Преступление и наказание». Обязательно прочитайте их перед написанием работы! А если вы хотите дополнительно изучить произведения, подготовиться к экзамену по русскому или литературе, записывайтесь на курсы «Уникум» при РУДН. Вашими учителями будут опытные преподаватели вуза и эксперты ЕГЭ. Они помогут набрать высокие баллы на экзамене.

Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!

Итоговое сочинение 2021

Подробности
Создано 08.11.2021

Автор: Денис Гусев

Сочинение рассуждения на тему преступление и наказание явление нравственное или социальное

1 декабря 2021 года учащимся 11 класса предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение как допуск к ГИА по одной из выбранных тем.

·         ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)

·         Сочинение должно быть написано самостоятельно

Направления, темы и аргументы для итогового                                сочинения 2021-2022:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?

 2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?

3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?

 4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?

6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?

8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?

9. Как путешествия помогают познавать себя?

10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

 Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?

2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?

3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?

4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?

5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?

7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

 9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?

10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

 Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?

2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?

3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?

4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?

 5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?

6. Почему люди становятся преступниками?

7. Что сильнее: закон или совесть?

 8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?

9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»

10. Легко ли всегда поступать по совести?

 Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

 1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?

 2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

 3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

 4. Почему людям нравится смотреть фильмы?

 5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?

 6. Как искусство может изменить человека?

7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?

 8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?

 9. Может ли человечество существовать без искусства?

10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

 Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

 2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?

 3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?

 4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

 5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?

 6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

 8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?

9. Что значит честно служить Родине?

10. Может ли человек обрести счастье на чужбине? 

Приказ №579 Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) 01.12.2021

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

  • Сочинение резюме на английском
  • Сочинение рассуждение я сказала смелый повторила агния
  • Сочинение рассуждение я гордился тем что со мной рядом шел настоящий мужчина
  • Сочинение рассуждение школьные каникулы замечательная пора
  • Сочинение рассуждение я будущий воспитатель