Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.
Так зачем же нужна правильная речь?
Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.
Суть понятия
Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.
Составляющие грамотной речи
Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:
Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.
Как научиться делать это правильно?
Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:
Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.
Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.
Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение по прочитанному тексту (задание С2.2)
Автор: Д. И. Архарова
Краткое содержание пособия: аналитическое комментирование — это методический школьный
«вариант авторской концепции информационно-смысловогo анализа текста,
опирающегося на исследование информационно-логической и
композиционно-значимой структур письменного текста, что развивает идеи
совершенствования коммуникативно-речевых умений как социально значимых.
Пособие содержит авторские материалы, полезные при
выполнении задания С2.2: пошаговые алгоритмы, помогающие собрать
материал к сочинению в процессе аналитического комментирования
содержания исходного текста, а также написать творческую работу;
методические приемы, полезные на разных «шагах» предлагаемых алгоритмов;
примерные варианты практического выполнения каждого из предложенных
алгоритмов выполнения задания С2.2, а также упражнения, помогающие
самостоятельно потренироваться в подготовке к написанию сочинения, в
создании этого текста и в оценивании результатов проделанной работы по
системе КИМовских критериев (кроме тех, что ориентируются на орфографию и пунктуацию). Создание текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного тексту.
Не очень короткое вступление рекомендуем прочитать очень внимательно
В нем мы отвечаем на вопросы, которые вас интересуют.
1. Зачем выполнять на экзамене по русскому языку
непривычное задание С2.2 «Написание сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом прочитанного текста»?
Задание С2.2 на ГИА по русскому языку проверяет ваши умения:
— понимать информацию, которая содержится в небольшом
прочитанном вами художественном тексте (этот текст вам предложат на
экзамене);
— оформить результаты этого понимания в виде небольшого (50-60 слов), четко выстроенного сочинения-рассуждения.
2. Зачем этими умениями надо владеть?
Человек постоянно находится в процессе общения, обмена информацией.
Главное при этом — понимать эту информацию, т.е. понимать мысли, чувства
друг друга. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе, в частности к
выполнению задания С2.2, дает вам возможность целенаправленно, на
конкретном материале формировать и развивать умения понять чужую мысль и
правильно откликнуться на нее. Выполняя задание С2.2, вы эти важные для
жизни умения приобретаете, работая с художественным текстом. Надо же с
чего-то начинать!
3. Как понимать чужую мысль? Как оформлять свою ответную мысль в сочинении С2.2?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять суть тех оценочных
критериев (показателей), которым ваша работа должна в итоге
соответствовать.
Критерий С2К1 — понимание смысла фрагмента текста.
На экзамене будет предложен художественный текст; герой/герои
которого, участвуя в событиях (они составляют сюжет художественного
текста), к концу текста/сюжета испытывает определенное, неслучайное,
обусловленное цепочкой событий эмоциональное состояние. Оно может быть
названо в тексте прямо (герою грустно, весело и т.д.) или косвенно,
намеком. Тогда вы должны догадаться об этом состоянии, подобрать нужное
слово. Затем надо в тексте найти сюжетные обоснования, объясняющие это
эмоциональное состояние героя/героев — подчеркнуть карандашом нужны
слова, словосочетания, предложения. Эти сюжетные обоснования мы
используем в сочинении в качестве примеров.
Критерий С2К2 — наличие примеров-аргументов.
Сюжетные обоснования, которые вы найдете в тексте, в качестве цитат в
тексте сочинения использовать можно в ограниченном количестве, так как
слова в цитатах не включаются в число требуемых слов (не менее 50).
Кроме того, вашу работу в том случае, если из авторского текста вы
позаимствуете слишком много слов, посчитают несамостоятельной
(списанной). В итоге по данному критерию вы рискуете получить 0 баллов.
Поэтому сюжетные обоснования эмоционального состояния героя, названные в
конечном фрагменте прочитанного вами художественного текста, надо не
только пересказать своими словами, а обобщить, сделать похожими на
apгументы/ доводы.
Это обобщение может быть небольшим, скромным (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он смелый,
отзывчивый), а также может быть более широким (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он умеет
чувствовать боль другого, сопереживать не на словах, а на деле).
Эти обобщения обязательно надо оформить как рабочие записи.
Если вы научитесь выполнять действия, предусмотренные
оценочными критериями С2К1 и С2К2, то и текст прочитанный поймете, и
подготовите материал для написания сочинения.
Далее вы «собираете» воедино (как конструктор, как пазлы) сделанные заготовки воедино по схеме текста-рассуждения:
1. Основная мысль (это эмоциональное состояние героя/героев).
2. Обобщения, объясняющие эти состояния (достаточно двух, но реально их три).
3. Примеры — номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные
объяснения эмоционального состояния героя/героев, (см. предложения 2, 6, 8).
4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.
Эту схему надо очень хорошо запомнить.
«Собранный» вами текст должен содержать такие смысловые части:
определенное вами эмоциональное состояние героя/героев в конце текста +
ваши обобщенные аргументы + сюжетные объяснения этого состояния.
По критериям С2К3 и С2К4 будут проверять логичность и речевые качества вашего сочинения.
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К3:
— оно будет тематически цельным, так как вы не подмените тему и основную мысль;
— оно будет связным, так как каждое последующее предложение будет
связано по смыслу (и оформлено грамматически) с предыдущим предложением
на основе цепных связей или с основной мыслью на основе параллельных
связей;
— оно будет логически последовательным в изложении собранного
материала, так как каждая часть текста-рассуждения (схему см. выше)
будет выделена в ОТДЕЛЬНЫЙ АБЗАЦ (основная мысль + l-й аргумент с
примерами + 2-й аргумент с примерами + 3-й аргумент с примерами + вывод =
5 абзацев).
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К4: оно будет композиционно стройным.
Во-первых, в нем будет сохранена и очевидна для всех схема текста-рассуждения.
Во-вторых, в нем будут представлены три традиционные композиционные
части: вступление (это основная мысль), основная часть (3 абзаца с
аргументами и примерами), заключение (вывод).
Когда вы после работы по подготовке сочинения в соответствии с
оценочными критериями С2К 1 и С2К2 «соберете» текст
сочинения-рассуждения, вы получите его черновой вариант.
Проверьте его по критериям С2КЗ и С2К4, а также на наличие
орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических
ошибок. Внесите нужные исправления.
Затем перепишите на чистовик.
Вы убедились, что при работе с сочинениями С2.2, на основе анализа
прочитанного текста вы приобретаете важные и нужные умения?
Вы убедились, что существует определенный порядок (алгоритм) этой
работы, который упорядочивает ваши усилия и этим облегчает ваш труд?
Важное предуведомление для последующей работы
Материал книжки, которую вы держите в руках, построен так. В ней
даны 4 «пошаговых» алгоритма (4 модели нужных действий), каждый из
которых помогает в освоении приемов создания текста сочинения С2.2.
Попробуйте поработать по всем методикам и выберите ту, которая покажется вам наиболее результативной.
Мы думаем, что вы согласитесь с мыслью о том, что подготовка к
государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе вам по
плечу.
Тексты для самостоятельной работы над сочинением С2.2 (фрагмент)
Последний раздел нашей книжки содержит художественные тексты, по
каждому из которых вы можете писать сочинение на тему, связанную с
анализом прочитанного текста.
Каждый текст сопровождается рекомендациями о том, какая методика предпочтительнее при работе с ним.
Текст: Куст сирени
1. Прочитать текст, подчеркнуть сюжетные объяснения эмоционального состояния героев.
(1)Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье.
(2)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Военной
инженерной академии. (3)Сегодня он сдавал профессору последнюю, самую
трудную практическую работу — съемку местности …
(4)До сих пор все экзамены проходили благополучно, и только жене
Алмазова было известно, каких страшных трудов это стоило, ведь он три
раза проваливался на вступительных экзаменах.
(5)Прошло несколько минут. (6)Потом Верочка осторожно заговорила:
(7)- Коля, как твоя работа? (8)Плохо? (9)Давай вместе обсудим все.
(10)- Все кончено. (11)Теперь я поеду обратно в полк с позором. (12)И все из-за пятна!
(13)- Какое пятно, Коля?
(14)- Обыкновенное пятно, я вчера до трех часов не ложился, нужно
было закончить чертеж. (15)Чертеж получился прекрасный, все говорят.
(16)Ну, вчера я устал, руки дрожали, и посадил пятно. (17)Густое зеленое
пятно. (18)Стал чистить его, оно еще больше стало. (19)Я думал, думал и
решил на том месте нарисовать несколько кустов. (20)Показываю сегодня
профессору чертеж, а он спрашивает: (21)«Откуда у вас здесь, молодой
человек, кусты появились?» (22)Мне нужно было бы правду сказать, а я
говорю: (23)«Здесь действительно кусты растут».
(24)А он возражает: (25)«Я эту местность знаю, кустов там нет».
(26)Мы заспорили. (27)Профессор и предложил: (28)«Если вы так уверенно
говорите, то завтра поедем вместе и посмотрим, есть там кусты или нет».
(29)Муж и жена долго молчали. (30)Вдруг Верочка энергично встала с кpecлa и сказала:
(31)- Нам надо сейчас же ехать! (32)Если там нет кустов, то нужно их посадить немедленно.
(ЗЗ)Они поехали к садовнику.
(34)Сначала садовник отказался продавать и сажать ночью, но когда
Верочка рассказала ему, как у нее возникла мысль посадить кусты,
садовник улыбнулся и согласился.
(35)У садовника были только кусты сирени. (36)Пришлось сажать их.
(37)На следующий день Алмазов вернулся домой радостный и счастливый.
(38)- Хорошо! (39)Прекрасно! — крикнул он жене еще за десять шагов до двери.
(40)Мы подъехали с профессором к кустам, он с удивлением долго
смотрел на сирень, даже листочек сорвал и попробовал. (41)А потом он
извинился передо мной: (42)«Наверное, я начинаю стареть, если я забыл
про эти кустики». (4З)Мне даже неудобно стало».
(44)Алмазов и Верочка были счастливы. (45)Верочка сказала мужу:
(46)- Сирень теперь навсегда станет моим любимым цветком.
По А.И.Куприну 332 словa
2. Сделайте вспомогательные (рабочие) записи по 4 «шагу» алгоритма:
формулировки обобщенных аргументов, объясняющих содержание 44 — 46
предложений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Напишите черновой вариант сочинения, проверьте по критериям, внесите нужные изменения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Перепишите на чистовик в отдельную тетрадь.
Работа над содержанием
сочинения-рассуждения.
Текст.
Когда я пью чай, ко
мне входит моя Лиза, в шубке, в шапочке и с нотами, уже совсем готовая, чтобы
идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой и
немножко похожа на мою жену в молодости. (4) Она нежно целует меня в висок и в руку
и говорит:
(5) Здравствуйте,
папочка. (6) Ты здоров?
(7) В детстве она очень любила мороженое, и
мне часто приходилось водить её в кондитерскую. (8) Мороженое для неё было
мерилом всего прекрасного.(9) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила:
(10) «Ты, папа, сливочный». (11) Один пальчик назывался у неё фисташковым,
другой – сливочным, третий – малиновым. (12) Когда по утрам она приходила ко
мне здороваться, я сажал её к себе на колени и, целуя её пальчики, приговаривал:
(13) Сливочный…фисташковый…лимонный…
(14) И теперь, по
старой памяти, я целую
пальцы Лизы и
бормочу: « фисташковый…сливочный…лимонный…», но выходит у меня совсем не то. (15)
Я холоден, как мороженое, и мне стыдно.
(16) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю,
точно в висок жалит меня пчела, напряжённо улыбаюсь и отворачиваю своё лицо.
(17) С тех пор, как я страдаю бессонницей, в моём мозгу гвоздём сидит вопрос:
дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею
оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах
заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать,
но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: (18)
«Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья… (19) Заложи всё это, тебе нужны
деньги…»? (20) Отчего она, видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству,
стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого
удовольствия заниматься музыкой?
(21) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни
жертв, храни меня Бог, — мне не это нужно.
(22) Кстати, вспоминаю я и про своего сына, варшавского офицера. (23)
Это умный, честный и трезвый человек. (24) Но мне мало этого. (25) Я думаю,
если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты,
когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь
другому, а сам нанялся бы в работники. (26) Подобные мысли о детях отравляют
меня. (27) К чему они? (28) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей
за то, что они не герои, может только узкий или озлобленный человек. (29) Но
довольно об этом.
(А. П. Чехов)
Закончите начатые утверждения.
1.
Тема текста – это то, (о чём говорится в
тексте)
2.
Основная мысль текста – это то, (ради
чего создаётся произведение)
3.
Суть рассуждения в (объяснении
какого-либо утверждения (тезиса)
Продолжите.
Композиция
сочинения-рассуждения представлена так:
Вступление.1.
2.
Основная часть.
А) Тезис.
Б) Аргументы.
3.
Заключение.
Ответить
на вопросы:
1.
Какие чувства испытали, прослушав фрагмент?
Тоску, сострадание,
горечь, боль.
Анализ текста через
ряд вопросов.
Цель:
анализ текста через ряд вопросов.
1.
Кто главный герой текста?( Пожилой
человек, старик, как он говорит о себе).
2.
Что делает? (Размышляет о детях, о своём отношении к ним).
3.
Какова тема текста? ( Отношения между
родителями и детьми).
4.
Какова основная мысль текста?( А. П.
Чехов убеждает читателя в том, что дети должны быть внимательны к родителям,
заботиться о них. Трагичность состояния героя обусловлена отсутствием участия
со стороны детей).
В2.
Выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Говорит, приходила,
касается, видит, заложи, похвалить, заниматься, водить.
Касается, заложи,
заниматься.
Выписать цифры, на месте которых стоит НН.
Мороже(1)ое, лимо(2)ый,
мали(3)овый, обыкнове(4)ых, озлобле(5)ый,
бессо(6)ицей, сливоч(7)ый, напряжё(8)о.
2, 4, 5, 6, 8
Соотнеси предложения из текста А. П. Чехова с характеристиками. Например,
1 А, 2 В и т.д.
1. (7) В детстве она
очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую.
2. (4) Она нежно
целует меня в висок и руку и говорит.
3. (19) Заложи всё
это, тебе нужны деньги…
4. (18) Отец, вот мои
часы, браслеты, серёжки, платья…
5. (9) Если ей
хотелось похвалить меня, то она говорила…
А) Простое предложение, осложнённое
обращением и однородными членами.
Б) Сложносочинённое предложение.
В) Простое предложение, осложнённое
однородными членами.
Г) Бессоюзное сложное предложение.
Д) Сложноподчинённое предложение.
1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Д
Редактор
Цель:
совершенствовать навыки по культуре
речи.
Исправь
ошибки, допущенные в сочинении-рассуждении.
Родители(1-) это самые близкие люди для
каждого человека. Именно взаимоотношения
с родными играет(2 играют) значение (3 роль,
значительную роль).
Последняя цитата из фрагмента текста звучит так: « Подобные
мысли о детях отравляют меня. К чему они?» Попробуем разобраться в финале.
Надо задумываться и о родителях(4 ,) которые
выростили (5 вырастили) и воспитали.
Во-первых(6 ,) герой рассказа заостряет внимание на том, что
мало иметь хорошую работу, приличный заработок, достойное место в обществе.
Во-вторых, в мире всё взаимосвязано,
особенно когда речь идёт об отношениях с близкими.
«Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», — некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о его вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование — но сущность его не ускользнёт от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова, которые, как пар, выходят изо рта человека и растворяются — а на самом деле бережно хранятся — где-то в пространстве и времени, «скажут» о человеке всё.
Нам нечасто приходится задумываться о сущности понятия «слово». Разве что в то время, когда учим своих детей говорить. Иногда такая необходимость возникает достаточно неожиданно, как, например, у меня в связи с сессией дочери. Филологический факультет, тот же, который когда-то закончила я сама… И вот мы уже вдвоём листаем учебники по языковедению, которые удалось достать, и пишем ответы на вопросы.
Для начала нужно дать характеристику слова как языковой единицы.
Любой носитель языка может выделить в своём либо чужом потоке речи отдельные слова — филологического образования для этого не нужно. В то же время ни одно из определений, данных лингвистами, не учитывает всех нюансов этого понятия. Некоторые учёные считают, что охарактеризовать его при помощи слова невозможно, что понятие слова не совместимо с нашим представлением о конкретной единице языка. Слова очень разные в пределах одного языка, а что уж говорить о сравнении слов, которые относятся к разным языкам (сравните: школа, учиться, и, для, ку-ку,
англ. a, the).
Но ведь надо же дать ответ, и мы выбираем самое подходящее — «звук либо комплекс звуков, за которыми закреплено определённое лексическое значение», — и радостно начинаем заполнять белое поле, стараясь не думать о том, что определение неточное, оно подходит и для морфем, и для предложений. И почему в украинском «залізниця» — это одно слово, а «железная дорога» — два? И что же тогда говорить об английском «вставать» — to get up? Сколько здесь слов: одно, два, а может, три? Прекрасно, и это только начало!Возникновение языка…
Опять несколько учебников — и версии, версии, версии…
Помню, как когда-то в школе я очень ждала, когда нам начнут преподавать биологию. Дело в том, что я была уверена: именно на этом уроке нам объяснят тайну жизни, ну как же ещё может начинаться такой предмет! Разница между жизнью и смертью для меня была совершенно непостижимой. Как и большинство детей, я не могла сформулировать вопрос так, чтобы меня поняли. Самой большой загадкой была работа сердца. Почему оно стучит? Что заставляет его работать? Конечно, тогда я не нашла ответа. Но биология всё должна была прояснить. И вот наконец-то первый урок… К сожалению, мне не удастся заинтриговать читателя: все на этом уроке были и сами всё слышали.
Разочарование, подобное тому, детскому, я испытала, разбирая некоторые гипотезы о возникновении языка.Но оставим тему экзаменов, ведь и в обычной жизни есть над чем поразмыслить. Самые обыкновенные слова, которые мы ежедневно употребляем, иногда можно увидеть в совершенно ином свете. Возьмём хотя бы звукоподражательные слова. Наша речь имеет такое свойство: своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных она характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. В словах «квакать», «жужжать», «мяукать», «кукушка», «хохот», «топот» звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяукает кошка, мычит корова и так далее. Если изучающему русский язык известно значение слов «лягушка», «кошка» и «корова», то о смысле приведённых сказуемых он догадается по одной звуковой форме, так как слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Как здесь не вспомнить об аллитерации — повторении одинаковых или однородных согласных, которые придают особую выразительность сказанному. Так, в поговорке «От топота копыт пыль по полю летит» звукоподражательным является слово «топот»: звуками «т», «п», «т» передаётся идея слухового ощущения; в слове «копыто», взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному «к». А вот другой пример использования слова «топот», но уже из украинской литературы:
Наступ потвор. Впертість убивць.
Тупіт чобіт.
Ближчає. Дужчає. Глибшає. Тяжчає.
(Н. Бажан)
Повторением согласных «п», «т», «б», «ж», «ш» создаётся выразительный звуковой образ печально известного марша немецкой армии.
И раз уж мы затронули украинскую речь, позвольте дать несколько примеров из фразеологии, которые я очень люблю приводить своим ученикам. Для начала ответьте на вопрос: что нужно делать, чтобы о тебе сказали, что ты ведёшь себя, «як чумацька воша»? На самом деле всё очень просто — важничать. Вот ещё один фразеологизм, который не так легко сразу понять. Какое качество человека имеется в виду, если мы говорим о нём, что он «коту хвоста вузлом зав’яже»? Он ещё «з вареної крашанки курча висидить», «з-під стоячого підошву випоре», в него «і в ступі не влучиш». Теперь понятно, что речь идёт о сообразительном человеке. В противовес ему человек бестолковый — «ні цоб ні цабе»; если всё совсем плохо — «шкандибає на голову», если просто легкомысленный — «в нього цвіркуни в голові тріщать».
Но будем серьёзнее. Существует множество понятий, которые мы привычно выражаем словами, но не способны осмыслить, представить. Создатель, бесконечность, любовь, рай, ад — первое, что приходит в голову из этого ряда. Думаю, что эти слова ещё ждут нашего понимания. Когда-то обновлённый человек увидит всё иначе, шире. Ну а пока — имеем то, что имеем.Мне очень нравится афоризм Сократа, о котором я вначале вспоминала. Но, на мой взгляд, он не приемлем для филолога. Заговорить? Да пожалуйста! Словами можно играть, манипулировать, за ними удобно прятаться. Их можно затаскать так, что пользоваться ими будет неловко и банально. Вспомните образцы сочинений старшеклассниц из «Тома Сойера» Марка Твена. Сам автор охарактеризовал их так: «Одним из признаков, которым отличались эти сочинения, была сознательная, любовно взлелеянная меланхоличность; кроме того, расточительный и безудержный наплыв „высоких слов“, дальше — глупая манера лепить куда только можно особенно „яркие“ выражения и обороты, замусоливая их по самое никуда; а особенно бросалась в глаза и тягостно поражала назойливая и невыносимо убогая мораль, которая каждый раз помахивала своим куцым хвостом в конце каждого такого произведения».
Как часто мы забываем, что лаконичность — признак совершенства. Не зря редакторы любят повторять, что полностью отредактированный текст — это афоризм.
Наши давние предки пользовались очень небольшим количеством слов. Но с каким же благоговением они к ним относились! Одна из теорий возникновения такого фольклорного жанра, как загадка, утверждает, что своим появлением она обязана табу: люди не осмеливались называть определённые предметы или явления, чтобы не вызывать их дух, не осмеливались тревожить. Поэтому о них говорилось метафорически. Для нас загадка — это сжатое, аллегоричное описание событий, явлений, которые нужно разгадать. Мы лишь улыбаемся, когда слышим, что предки не называли существо, на которое шли охотиться, «чтобы оно не услышало», и не задумываемся: может, в чём-то они были умнее нас. Мы обращаемся к Богу, употребляя при этом обыкновенные слова, и не только верим, но и знаем, что нас слышат, — то есть осознаём эту важную функцию слова. В то же время сами не считаем нужным следить за тем, что говорим. Мы призываем Господа в свидетели своим «ей-Богу», и делаем это не только тогда, когда говорим правду. А уж произносить имя Творца всуе нам «Сам Бог велел». Если бы человек всегда мог помнить, что судить его будут как раз по тем словам, которыми он судил других, что своими словами он фактически творит себе суд, — он был бы несколько осторожней.
Древо нашего языка очень разрослось, переплелось с другими растущими вблизи деревьями. Но для выполнения основного задания человека — для спасения души — необходимо не так уж и много. В конце концов, можно обойтись двумя словами: «Господи, помилуй».
На человеке лежит огромная ответственность за пользование таким непостижимым словом. Конечно, филологу чаще, чем другим, приходится задумываться над сущностью этого понятия, поэтому мне очень хочется быть лаконичной, выдержанной, осторожной со словами. Старательно примерять их ещё до использования, а не сгребать в кучу перед исповедью, с досадой отмечая, что куча эта совсем не отличается от своих старших сестричек. И знаете, что в этой ситуации успокаивает встревоженную совесть? Правильно, слова.
В данном случае — слова Шекспира: «Мне легче научить двадцать человек, как правильно поступать, чем быть одним из этих двадцати и следовать своим же поучениям».
(727 слов) Главным литературным достижением Александра Сергеевича Грибоедова является комедия «Горе от ума«. Работу над ее созданием писатель завершил в 1824 году. В пьесе автор отобразил борьбу представителей консервативного и прогрессивного дворянства. Александр Сергеевич вместе с читателем смеётся над порядками светского общества начала девятнадцатого столетия. Создание данной комедии является очень смелым шагом в этот период. Само название произведения уже отражает его идею. Главный герой испытывает горе от своего ума. Из-за того, что Чацкий имел собственное мнение и был сторонником прогресса, его отвергло общество. В произведении автор показал противостояние представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Московское аристократическое общество, представленное в пьесе, составляют Фамусов и его окружение — полковник Скалозуб, секретарь Молчалин, а также внесценические и второстепенные персонажи. Только Александр Чацкий противостоит этому большому лагерю.
Главный персонаж произведения жил за границей на протяжении трех лет. Когда он возвращается в столицу, то начинается конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Главный герой рос и воспитывался вместе с дочерью Павла Фамусова Софьей. Со временем дружба переросла в юношескую влюблённость. Чувства Александра к Софье до сих пор не остыли. Однажды персонаж принял решение уехать за границу, чтобы «ума искать». Софья за это время забыла его и теперь любит Молчалина, который живёт в их доме. Однако главный герой комедии даже не догадывается об этом. Постепенно любовный конфликт превращается в социальный, когда Александр, отстаивая свои взгляды и убеждения, вступает в противостояние с фамусовским обществом. Они обсуждают вопросы семейных ценностей, воспитания, крепостной зависимости, службы, просвещения, чинопочитания и взяточничества.
Рассмотрим все противоречия между этими двумя сторонами подробнее. Итак, главная причина споров героев — это разные жизненные ценности. «Кто беден, тот тебе не пара» — говорит Фамусов, который в этой простой фразе выразил все то, чем живет его окружение. Богатство и почет — вот самые важные составляющие бытия фамусовского общества. Без них человек — уже не человек, а «осел» или «чурбан» — именно так Фамусов называет крестьян. Из-за этих специфических ценностей московское дворянство одобряет крепостное право, ведь на нем зиждется их благосостояние. Совсем другие взгляды у Чацкого. Для него важнее всего моральные и духовные ценности: любовь, патриотизм, просвещение. «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед» — говорит он Софье, которую искренне любит. Для него на первом месте чувства, а не выгода. Ему противопоставлен Молчалин, который делает карьеру, используя привязанность Софьи.
Отношение к крепостному праву у фамусовского общества одобрительное: Хлестова сравнивает собаку и арапку, не видя особой разницы, и все ей поддакивают. Но Чацкий возмущен таким отношением к людям. Он выступает против крепостного права:
Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали : вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!
Для окружения Фамусова превыше всего было общественное мнение. Поэтому вся их жизнь строится на двойных стандартах: одни напоказ, другие под тенью тайны. Так, Фамусов старается читать мораль Софье, однако это понятие ему самому неизвестно. Он пристает к служанке, пока никто не видит, хотя «монашеским известен поведеньем». «Грех не беда, молва не хороша», — один из главных жизненных принципов Фамусова. А вот Чацкий равнодушен к мнению окружения, он во всем противоречит ему, потому что опирается на логику и честность:
Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы?
Отношение фамусовского общества к службе тоже весьма своебразное: «Подписано, и с плеч долой!» — говорит Фамусов о своих обязанностях, которым он совсем не уделяет внимания. Он советует Александру послужить и приводит в пример Максима Петровича, который вовремя поскользнулся и получил выгодное место. Но, по мнению Александра Чацкого, умение «прислуживаться» является унизительным. Фамусов же искреннее восхищается этой способностью и сам становится ее жертвой. Ведь Молчалин обманул его дочь, «прислуживаясь» и идя по стопам Максима Петровича.
Расходятся герои и в обсуждении просвещения. Чацкий является сторонником образования и развития. Он пытается привнести в общество что-то новое, однако его не понимают. Дворянство никогда не приемлет его взглядов, потому что оно невежественно, а меняться и трудиться не хочет. Фамусов проявляет нетерпимость к учености и призывает сжечь книги:
«уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».
Достойно внимания и отношение Чацкого к галломании.
Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев.
Но Фамусов и его окружение помешаны на французиках из Бордо и их моде. Они говорят на иностранном языке (помеси французского с нижегородским), копируют одежду и стиль, меню и повадки, как будто живут не в России. Это слепое подражание чужестранцам возмущает патриота Чацкого.
Таким образом, в произведении «Горе от ума» Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал борьбу между представителями «века минувшего» и «века нынешнего».
Критерий оценки | Фамусовское общество | Александр Чацкий |
Отношение к службе | «подписано, так с плеч долой». «Как станешь представлять к крестишкули, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!» | «Служить бы рад, прислуживаться тошно» |
Отношение к галломании | «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба Старинный, верный член до гроба?..» | Воскреснем ли когда от чужевластья мод? |
Отношение к просвещению | «Ученье — вот чума, ученость – вот причина…» | «В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар! » |
Отношение к общественному мнению | «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!..» | «Зачем же мнения чужие только святы?» |
Отношение к авторитету прошлого | Вот то‑то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя… | «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» «А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…» |
Автор: Виктория Комарова
Сочинение на тему Каким должен быть учитель
Я считаю, что быть учителем — это настоящее призвание. Далеко, не каждый человек сможет освоить такую сложную, ответственную и гуманную профессию, как учитель. Попробую рассказать, каким должен быть учитель в моем представлении.
Настоящий учитель должен любить свою работу. Если с утра вам не хочется идти в школу, вы не любите детей, вам не интересен свой предмет, то такая профессия не для вас. Учитель должен с душой относиться к своему делу и работа должна доставлять ему удовольствие и быть в радость.
Учитель, должен быть добрым и отзывчивым. К такому учителю хочется ходить не только на занятия, но и просто так, чтобы поговорить, раскрыться и поделиться самым откровенным. Я знаю, что есть такие учителя, которые являются для тебя не только педагогами, но и наставниками, примерами для подражания и отличными советчиками.
Так же учитель должен любить свой предмет и по максимуму им владеть. Ведь он доносит свои знания до детей и очень важно, чтобы они дошли до детских умов максимально доступно и интересно. От того, на сколько увлеченно учитель ведет свой урок, зависит вся атмосфера в классе. Ученики всегда чувствуют с каким настроем ведется урок, старается ли учитель. Поэтому очень важно, чтобы человек занимался своим делом. Ведь если учитель грамотно и увлекательно преподносит свой материал, то он заинтересовывает детей и, возможно, многие пойдут по его стопам и займутся этим направлением.
Важно, чтобы учитель понимал молодежь. Бывает, что крайне сложно найти язык со старшим поколением учителей, так как они не понимают увлечения и интересы детей. А ведь время не стоит на месте и если учитель хочет быть на одной волне со своими учениками и чувствовать их, то ему важно учитывать многие нюансы и особенности поведения детей.
Быть достойным учителем — эта целая наука, которую освоить дано не каждому.
Сочинение-рассуждение Настоящий учитель
Я считаю, что педагог должен располагать единым комплексом качеств, ведь именно ему предстоит не только базово дать знания ученикам, но и помочь в становлении их личности, формировании гуманного отношения. Учитель, он же наставник, и его поведение – пример для многих. Поскольку зачастую его образ бережно хранится в памяти каждого взрослого человека.
В нынешнее время учителю крайне важно быть не только образованным, но и сдержанным вне зависимости от обстоятельств. Ведь педагог, которым будут управлять эмоции, скорее всего не сможет показать достойный пример подрастающему поколению. Немаловажным качеством, которым должен обладать учитель является добродушность – именно этому стоит научить своих школьников, особенно в то время, когда подростки все чаще проявляют агрессивность по отношению ко всему окружающему. Лояльность – еще одно качество, которым, по – моему мнению, должен обладать педагог. Не менее важно, умение находить подход к любому ребенку индивидуально, будь то озорной шалун или наоборот тихий спокойный замкнутый ребенок.
Требовательный, человек, а именно учитель, должен обладать таким качеством, поскольку каждый ученик обязан следовать уставу, прописанному в школе. Подчиняется этому уставу и педагог. Требовательным он должен быть не только по отношению к своим учащимся, но и к самому себе.
Таким образом, я предполагаю, что человек, который призван быть учителем должен быть толерантным, лояльным, требовательным, добродушным, гуманным, уметь грамотно и четко формулировать свою речь и мысли. Ведь именно на плечи педагога ложиться величайшая задача по воспитанию, образованию и становлению учеников, именно от него зависит, как проявит себя подрастающее поколение в социуме.
Сочинение Хороший учитель.
Мне кажется, учитель должен быть умным, добрым и отзывчивым: кормить кошечек и собачек, помогать нам, выполнить то, что нам тяжело. Она должна учить детей считать, писать и читать. А еще я бы хотела, чтобы моя учительница была моим другом, чтобы ему можно было все рассказать и поделиться своими переживаниями. Учитель должен любить свой класс и всех своих учеников, даже самых плохих и вредных.
Очень важно, чтобы учитель был хорошим, красивым, улыбающимся и умным. Ведь учитель очень важная и тяжелая работа.
Вариант 4
Учитель-профессия, которая кажется, никогда не встанет в разряд невостребованных. Меняются школьные программы, требования и авторы учебников, вводятся новые предметы, а данная профессия как имела высокую важность в обществе, так и не понижает своей планки.
Учитель каждый день окружен сотнями детей, которые на него смотрят, уважают и стараются в чем-то подражать, поэтому пример, который подаёт учитель должен вписываться в рамки высокой культуры, разумных помыслов и действий.
Учителю необходимо знать и обладать навыками психологии, которые помогут выстраивать продуктивную работу с учениками каждый урок изо дня в день на протяжении всего учебного года. Учитель никогда не должен срываться даже на поведение самого отъявленного хулигана, срываться — значит уподобляться низкому. Ученики бывают разные спокойные и тихие, задиры и провокаторы педагогу следует нивелировать поведение каждого.
Учителю необходимо следить за развивающимися тенденциями во многих областях знаний, быть современным, использовать на уроках современные технологии и методы преподавания, чтобы соответствовать интересам нового поколения учеников.
Если коротко структурировать черты, которыми необходимо обладать учителю, то получится:
- Уважение к школьникам;
- Гуманность;
- Психическое и физическое здоровье;
- Интеллигентность;
- Высокая социальная активность и обязательность;
- Готовность к систематическому саморазвитию.
За учебный год каждому школьнику нужно усвоить курс по предмету. Так как дети все разные, то учитель должен разделить свое внимание на всех, что-то разъяснить, подсказать, направить. Разумеется, к каждому найти подход не так и легко, но учитель на то и учитель и он не должен выделять из класса «любимчиков». Учителю нужно заинтересовать школьников своим предметом, донести его суть. К такому учителю ребята будут рады идти, будут проявлять уважение и задания выполнять с охотой.
В общем профессия учителя это большая ответственность за каждую вверенную ему маленькую жизнь, чтобы наполнить эту жизнь высоким интеллектуальным и нравственным развитием, за которое благодарные ученики всегда скажут спасибо.
Сочинение 5
Когда ты только пришел в школу, хочется, чтобы учитель был добрым, как мама, чтобы с ним было интересно, как с воспитателем в детском саду. Потом добавляется желание видеть его справедливым, способным понять твои поступки и настроения. Наконец наступает время, когда ты начинаешь оценивать не только его знания, талант преподавателя, но и человеческие качества. Это последнее хорошо понимаешь, когда уже расстаешься с ним.
Мне повезло узнать об этом гораздо раньше. В том году мой старший брат пошел в шестой класс, и в первое же воскресенье сентября учитель географии Юрий Иванович повел ребят в поход. Потом такие путешествия стали частью моей жизни, потому что брат разрешал пойти с ним за продуктами для очередной вылазки, узнать, у кого из соседей можно одолжить топор или еще что-нибудь такое же интересное.
Юрий Иванович много лет занимался спортивным туризмом, выполнил норматив мастера спорта, участвуя в маршрутах различной категории сложности, он объехал и обошел почти всю нашу страну, любил и восхищался ею, любил природу и все живое. В походы он водил обычно ребят постарше, но зачислил в свою небольшую команду двух шестиклассников — моего брата и его друга.
Юрий Иванович возил мальчишек и девчонок в свой домик за городом, в «избушку», как он его называл. Учил ребят тщательно готовиться к маршруту (даже самому простому), растапливать печку, разводить костер, топить в котелке снег для чая. Зимой они бродили по лесу на лыжах, в теплое время ловили рыбу, собирали грибы, запасали на зиму дрова.
В новогодние каникулы состоялась поездка в Горную Шорию — необыкновенной красоты местность на стыке Алтая, Саян и Кузнецкого Алатау. Наших мальчишек Юрий Иванович включил в состав команды. Вся семья готовилась к этому событию, но накануне брат сказал, что из-за хронического заболевания его не берут в поход.
Оказалось, что один из педагогов, сопровождавших школьников, отказался взять брата в свою группу, узнав о его серьезной болезни. Родители были удручены, поскольку возлагали большие надежды на эту поездку и считали, что горный таежный воздух — лучшее лекарство. Братишка держался изо всех сил, чтобы не расплакаться. Я ничем не мог помочь ему.
Поздно вечером раздался телефонный звонок, мама молча слушала, лицо ее выражало то изумление, то радость, то облегчение, то даже восхищение. Это позвонил Юрий Иванович, попросил маму приготовить все лекарства, которые принимал брат при обострении болезни, написать инструкцию: что, сколько и в каких случаях пить. А еще он сказал, что берет мальчиков под свою личную ответственность и чтобы мама не беспокоилась.
Конечно, это была замечательная поездка и, конечно, никто не заболел. О Юрии Ивановиче мы вспоминаем с уважением и восхищением. А когда кто-то сказал, что это был поступок настоящего педагога, мама ответила: «Нет, это поступок настоящего мужчины». Этот момент я отчетливо запомнил, потому что именно тогда понял, каким должен быть настоящий учитель.
Каким должен быть учитель
Несколько интересных сочинений
Предложена уникальная возможность продолжить роман. Вариантов может быть несколько.
Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.
Раньше люди очень много мечтали. Мечтали летать как птицы, быстро передвигаться или просто облегчить свою жизнь. Но проходило время, и мечты превращались в реальность.
Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики
Лучшие сочинения про учителя и преподавателя
Рано или поздно каждый учитель начинает оценивать себя в профессии, размышляет о своей работе, успехах и неудачах, взлетах и падениях. Нет возрастных границ у таких размышлений: оценка и понимание себя как профессионала свойственна как молодым педагогам, так и педагогам со стажем. Часто такие размышления «выливаются» в эссе, заметки о педагогической работе: «Я иду на урок», «Моя педагогическая философия», «Профессия учитель» и др.
Сейчас эссе учителя все больше популярно в различного рода конкурсах профессионального мастерства, проходящих как очно, так и дистанционно. Также эссе может использоваться при приеме на работу для оценки мышления, жизненных позиций и понимания себя и своего пути в профессии соискателем.
Как написать эссе учителя?
Эссе — это краткий очерк, в котором автор в свободной форме описывает свои размышления и оценки на заданную тему, в нашем случае о педагогической профессии, о своей работе, о школе и учениках, об образовании в России. В эссе четко выражена позиция автора, его мировоззрение, чувства, мысли.
Можно сказать, что эссе с точки зрения структуры, представляет собой набор тезисов, высказываний, которые подкрепляются примерами и по которым дается пояснение, суждение, авторская оценка. Начинается эссе с вступления, в конце пишется заключение.
Не нужно бояться писать эссе
Многие учителя бояться писать эссе и не столько потому что им нечего сказать или не хочется открыть свою душу: просто кажется, что не владеешь слогом, не получится выразить мысль и т.д. Однако эссе наиболее «простой» вид произведения:
- Эссе всегда небольшое по форме.
- В эссе можно и нужно высказывать свою личную позицию, эссе всегда субъективно и не претендует на истину в высшей инстанции.
- В эссе нет никаких формальных «рамок» и ограничений «Писать нужно только так».
- Эссе ориентировано на диалог с читателем, то есть зачастую используется разговорный стиль.
Примеры готовых эссе учителя
На этой странице вы найдете более двухсот различных эссе учителей и педагогов: учителей начальных классов, математики, английского языка, педагогов дополнительного образования и других. Почитайте их, посмотрите, как они пишутся, о чем говорят авторы, и у вас получится написать свое эссе учителя.
Печать в сборнике эссе
В 2012 году наш сайт выпустил печатный сборник эссе «Я — учитель», написанных пользователями сайта. Объем сборника — около 300 страниц. Со всеми произведениями, вошедшими в сборник, вы можете ознакомиться на страницах этого раздела.
Летом 2014 года также планируется прием произведений и выпуск печатного сборника педагогических эссе «Я — учитель», «Моя педагогическая философия» и подобных.
Сочинение про учителя
Сочинение про учителя – это сочинение публицистического стиля о роли учителя в жизни общества. Автор сочинения про учителя подчеркивает, что во все времена учитель был и остается не просто хранителем знания, но и примером для подражания. Сочинение про учителя У современного человека должно быть хорошее образование и широкий кругозор.
Надо много знать и постоянно развиваться. Если человек состоялся как личность, он сознательно работает над собой.
Однако в жизни не бывает так легко, как в сказке: “Как родился, так и в дело сгодился…”.
То первобытное существо, которое когда-то вручило каменный топор своему молодому сородичу, и было первым учителем, давшим возможность приобщиться к собственному опыту.
На процессе передачи знаний и опыта стоит современная цивилизация. Самые суперсовременные технологии не заменят живого общения учителя и ученика: заметить искру зарождающегося интереса, поддержать ее способен только человек. Благородство профессии учителя в том, что он передает
Сведения по преподаваемым предметам, безусловно, важны – они находят практическое применение в жизни.
Но не менее ценными являются интерес к окружающей жизни, широта кругозора, внутренняя порядочность, которые воспитываются на личном примере. Настоящий учитель щедр и в процессе общения дарит своим воспитанникам то, что нельзя осязать, видеть, слышать, но без чего невозможно движение вперед, – умение учиться, строить себя по кирпичику, увеличивая свой потенциал. Такие качества востребованы в любой профессии, в учительской – в очень большой степени. …Если человека научили думать и делиться своими мыслями с окружающими; если ему не только вложили в голову набор знаний, но и научили эти знания добывать; если привили радость от понимания мысли, созданной человечеством, и желание разделить собственную радость с теми, кого это так же живо интересует, – значит, личность состоялась, светильник зажжен…
Впереди – целая жизнь!
Достойно несите по ней огонь знания, дарите его людям во имя торжества идеалов истины, добра и красоты!