Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие
Урок 33. Рассказы о животных
Г. Скребицкий. «Пушок»
Учебные задачи:
• учить определять жанр и тему прослушанного произведения;
• учить выражать свое отношение к героям и их поступкам;
• учить сравнивать стихи и рассказы о природе.
Учебные умения:
• правильно называть произведение, определять тему и жанр (самостоятельно делать модель обложки);
• выражать свое отношение к героям;
• рассказывать о героях и их поступках.
Учебный материал: рассказ Г. Скребицкого «Пушок»; книжка-самоделка — Г. Скребицкий. «Мать»; 1-2 книги Г. Скребицкого (большеформатные, иллюстрированные).
Г. Скребицкий
Пушок
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конем, и вез в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие веревки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повез санки с ежом домой. Везу — вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.
Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как ее расправляли на деревянной рогатине.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись в ящичке, и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замерз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своем несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча — его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая теплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо — зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озера. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это — зверек? Какой? Из-под темных листьев показалась знакомая мордочка и черные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принес домой.
Комментарии к уроку
1. Работа с рассказом Г. Скребицкого «Пушок»: слушание, беседа:
— Почему так назвали ежика?
— Как дети относились к ежу?
— Что произошло с Пушком?
2. Моделирование обложки под руководством учителя по этапам с самопроверкой каждой операции.
3. Повторное слушание и работа с текстом: составление схематического плана:
4. Рассказывание по плану.
5. Работа с учебником: рассматривание иллюстрации, упражнение в чтении.
6. Выполнение заданий в тетради.
7. Повторение.
• Игра «Вспомни и назови». Учитель читает отрывок из знакомого рассказа Скребицкого «Мать». Дети слушают, вспоминают и называют рассказ (Скребицкий. «Мать».).
• Обобщение (работа с моделями):
— Что общего в этих моделях? (Тема о животных.)
— Назовите рассказы. (Скребицкий. «Мать»; Скребицкий. «Пушок».)
— Что пишет Скребицкий? (Рассказы.)
— О ком или о чем? (О животных.)
— Какие рассказы Скребицкого о животных вы знаете? (Дети называют рассказы.)
8. Работа по рубрике учебника «Книжная полка».
9. Рекомендация: найти в домашней или школьной библиотеке книги о животных и принести их в класс.