Сочинение рассуждение век нынешний и век минувший в комедии горе от ума

646 слов комедия александра грибоедова горе от ума является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. оно принесло

(646 слов) Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. Оно принесло небывалую славу писателю. В нем автор подверг осмеянию устои и нравы светского общества той эпохи. Известно, что Грибоедов задумал написать произведение ещё в 1816 году, однако работу над его созданием он завершил лишь в 1824 году, ведь задача была непростой. Уникальность данного произведения обусловлена тем, что оно совмещает в себе признаки сразу трех литературных направлений. Кроме того, своеобразие пьесы обусловлено наличием в ней двух конфликтов: социального и любовного. Социальный конфликт выражен в противостоянии двух разных мировоззрений. Главным героем данного произведения является Александр Чацкий. Он выступает за прогресс, в отличие от окружающих. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». 

Автор наглядно изобразил борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Консерватизм представителей «века минувшего» заключается в закостенелости взглядов, невежестве, предрассудках и ограниченности. Особое значение писатель придаёт описанию «старого общества». События разворачиваются в доме богатого чиновника, которого звали Павел Фамусов. Именно фамусовское общество олицетворяет в произведении «век минувший». 

В образе Павла Фамусова Грибоедов воплотил малообразованного человека. К собственной работе герой относился пренебрежительно, несмотря на то, что он занимал высокое положение в обществе. Свои обязанности Фамусов выполнял спустя рукава, зато старательно пристраивал своих родственников.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку? 

Павел Фамусов является жадным и корыстным человеком. Героя интересуют лишь те вещи, которые ему могут принести выгоду. Также Фамусов был очень зависимым от общественного мнения. Для него было главным, чтобы окружающие одобрили его поступки. На людях герой «монашеским известен поведением», зато он проявляет свою истинную сущность, пока никто не видит. Так, он пристает к служанке и грубо ругает крепостных, а для дочери ищет мужа не по заслугам, а по размеру кошелька. Поэтому весьма не удивительно, что Фамусов старается держать вокруг себя людей, которые похожи на него самого. 

Полковник Скалозуб входит в окружение Павла Фамусова. Это очень ограниченный и глупый человек. Однако в представлении Фамусова Скалозуб является достойным женихом, ведь он богат, а его движение по карьерной лестнице успешно. Скалозуб проявляет знаки внимания дочери Фамусова. В данном союзе Фамусов видит выгоду, и это главное для него. Чувства для Фамусова не имеют никакого значения: «Кто беден, тот тебе не пара» — вот что он говорит Софье.

Молчалин также входит в окружение Павла Фамусова. Этот персонаж имеет низкий чин. Но ради достижения своих целей он готов прислуживать людям, которые занимают более высокое положение. Молчалин начинает ухаживать за Софьей из-за корыстных намерений. Он не питает к девушке никаких чувств. Молчалин является очень хитрым и лицемерным человеком. Но его поведение — это применение морали Фамусова в действии. Павел и его семья оказываются жертвами этой хищнической идеологии.

Старуха Хлестова — тоже яркий персонаж из фамусовского общества. Богатая дворянка не видит разницы между арапкой и собачкой. Для нее крепостные и людьми то не являются. Перед ней лебезят такие люди, как Молчалин, ведь она влиятельна.

Репетилов — достойное продолжение фамусовского общества. Он лишь повторяет модные сентенции о прогрессе, не понимая их. Сам же он женат на богатой девушке и живет за счет того, что так ругает.

Даже Софья является органичной частью фамусовского общества, ведь она беспринципно оклеветала человека, пытаясь ему отомстить. Она еще не завершила трансформацию, но уверенно идет по стопам своего отца.

Александр Чацкий является лишним человеком в этом обществе. Взгляды и убеждения этого персонажа существенно отличались от идеалов фамусовского общества. В образе Чацкого перед читателем предстаёт умный, рассудительный и порядочный человек. Обучение Александр проходил за границей. Когда герой вернулся на Родину, то столкнулся с представителями консервативного дворянства, которые не признавали прогресс и развитие. Разочаровавшись в окружении, главный герой решает покинуть дом Павла Фамусова. 

Образы помещиков олицетворяют в произведении испорченное общество, для которого выгода является главной жизненной ценностью. Читатель презирает фамусовское общество из-за его нечеловеческого отношения к крестьянам, галломании, невежества, подлости. Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал картину дворянского общества в своем произведении. Автор высмеял ложные человеческие ценности, продемонстрировал борьбу, которая происходит между новым и старым поколением. Именно такому бездушному обществу бросает вызов Александр Чацкий.

Автор: Виктория Комарова

Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» для итогового сочинения 2020-2021.

Аргументы на тему: Отцы и дети в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Спор «века нынешнего» и «века минувшего» вечен, потому что каждое новое поколение отличается от предыдущего привычками, нравами, ценностями и некоторыми особенностями культуры.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как раз показан такой конфликт. Александр Андреевич Чацкий, главный герой пьесы, человек «века нынешнего»: он целеустремлён, патриотичен, желает принести пользу, не готов мириться с дворянской вседозволенностью.

Во многом Чацкий напоминает человека моего поколения: молодые люди двадцать первого века, как и главный герой комедии, хотят быть услышанными, им досадно, когда их не понимают или не слушают.

С одной стороны, это можно посчитать юношеским максимализмом, который проявляется у любого человека в молодом возрасте, но с другой, – именно сейчас «век нынешний» становится более смелым, независимым от мнений и указаний от людей, которые старше, богаче или влиятельнее их. 

Александр Чацкий прекрасно чувствовал бы себя среди людей двадцать первого века. Он не терпит унижений и непонимания, готов бороться с произволом столько, сколько понадобится.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вышел в эпоху перемен, когда многое зависело от молодого поколения, потому что именно этим людям предстояло развивать страну, совершенствовать её и двигать вперёд. 

Во все времена важны такие люди, как Евгений Базаров, главный герой романа: он посвящал свою жизнь науке во благо общества, искренне хотел помочь России. Был патриотом, его волновала судьба Родины.

Однако, у Базарова допустил огромную ошибку: он не верил ни во что, кроме науки, ему казалось, что вера в Бога, искусство, любовь – это вовсе не серьёзно, они не приносят никакой пользы. 

Когда Евгений Базаров встречает Одинцову, он влюбляется в неё. Любовь делает его мягче, чувствительнее, к тому же ему становится понятно, что жизнь сложнее схемы. Однако главный герой до конца жизни сохраняет своё мировоззрение, и это достойно уважения. 

Базаров побеждён; побеждён не случайностями жизни, а самой идеей жизни. Он бунтует, отрицает красоту, чувства, всё то, чем живёт человеческая душа, и это отталкивает от героя, но его сила духа, страстное желание быть полезным, наоборот, привлекает и завораживает. 

В двадцать первом веке многие люди похожи на Базарова стремлением быть полезным, нужным для общества. Пытаюсь принести пользу этому миру, важно помнить, что духовный мир так же важен, как наука и развитие.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее великого писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» множество интересных героев, один из таких – Пьер Безухов. С самого начала мы понимаем, что он отличается от общества, в котором находится: в салоне Анны Павловны Шерер все поражаются его смелым высказываниям о том, что Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее. 

Однако, главный герой против войны. он считает, что любой конфликт можно решить, не применяя насилия. И в этом Пьер Безухов похож на самого Толстого: писатель упоминает в романе, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». 

Пьер Безухов похож и на человека двадцать первого века, в котором во многих странах человек и его жизнь первичны. Чем больше будет людей с убеждениями Безухова, тем чище и светлее будет наш мир, потому что ни один политический ил религиозный конфликт не стоит разрушений, голода и человеческих жизней.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Само название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» указывает на то, что главный герой – типичный представитель своей эпохи. И, конечно, такие герои встречаются всегда. Лермонтову удалось создать типичного представителя любого времени. Некоторые характера главного героя встречаются в каждом из нас.

Григорий Печорин – противоречивый герой.

С одной стороны, он холоден, безразличен, обо всём рассуждает трезво, без особых проявлений эмоций, но с другой стороны, из его разговоров становится понятно, что это лишь маска, он боится показать свои чувства: раньше он был настоящим, искренним, но люди подавили эту кристальность души. Герой говорит: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Печорин силён, стоек, но бывают ситуации, когда он становится похож на беззащитного ребёнка, которому нужна помощь и поддержка.

Главный герой любил лишь одну женщину, Веру, однако их союз оказался невозможным, потому что героиня уже была замужем. Он пытался быть вместе с ней, но не смог. Когда он пытается добраться до неё, его конь умирает от усталости. Григорий Печорин несчастен в любви.

Печорин – дворянин, однако ему вовсе не понятно «водяное общество», в котором все лицемерят, ему скучно среди этих людей.

И.А. Гончаров «Обломов»

В нашем мире важны не только целеустремлённые, трудолюбивые люди, но и спокойные, размеренные, но зато добрые и открытые.

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» ленив, пассивен, большую часть жизни он проводит на диване. Когда он влюбляется, то на какое-то время у него появляется желание что-то делать, однако даже любовь не смогла заставить Обломова трудиться постоянно. 

Настоящий писатель всегда наделяет героя как положительными, так и отрицательными качествами, он никогда никого не очерняет и не идеализирует.

Да, Обломов ленив, медлителен, он не стремится быть образованным и в обществе чувствует себя некомфортно. Но зато Илья Ильич добрый, у него хрустальная, прозрачная душа.

Это видел Штольц, лучший друг главного героя, подчёркивая, что «таких людей мало, они редки». 

«Сон Обломова» помогает лучше понять характер главного героя. В этой главе жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на жизнь. В детстве Обломов видел, что никто ни о чём не волнуется, всё спокойно и умиротворённо. Обломовка – это идиллия для Ильи Ильича, он стремится к этой жизни.

Когда Илья Ильич встретил Ольгу Ильинскую, он на какое-то время ожил: стал читать, гулять в саду, старался привести его в порядок. Но через какое-то время духовный подъём сменился сомнением, сожалением, грустью обоих, осознанием невозможности счастья, потому что всё-таки Обломовка была мечтой главного героя.

Ильинская старалась изменить его, пробудить, но Илье Ильичу это было не особо нужно. Ему было хорошо, когда он спал до полудня, ничем не занимался. Обломов отказался от активной жизни, но при этом он сохранил самое главное в себе: доброту, прозрачность души, а эти качества не менее трудолюбия важны в человеке.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

К сожалению, не все люди двадцать первого века честны. Можно сказать, что в какой-то степени общество раскололось на таких, как Александр Чацкий из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», которые хотят служить «делу, а не лицам», и на героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Писатель иронизирует над вороватыми, циничными чиновниками, для которых главное в жизни – это деньги и выгода. . Многие из них служат не людям и государству, а себе, неспроста в канцелярских комнатах часто пишут «какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком». Кроме того, они пользуются своей властью в личных корыстных целях.  

Например, Коробочка была накопительницей. Она не особо охотно тратила свои сбережения, всё бережно хранила у себя как главную ценность. Когда она продала мёртвых душ Чичикову, она не думала о том, насколько это гуманно, она боялась лишь о том, не продешевила ли она. 

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», мужики-правдоискатели, путешествуют, чтобы понять, «кому живётся весело, вольготно на Руси». По дороге они встречают совершенно разных людей, узнают их судьбы, переживания, проблемы. Так Некрасов создаёт портрет людей того времени.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду.

Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

Эпопея двадцать первого века Джоан Роулинг «Гарри Поттер» поразила мир. Через волшебный мир знаменитая английская писательница отразила современную реальность.

Гарри Поттер – настоящий герой нашего времени: он смел, бесстрашен, стремится к справедливости и правде, никогда не предаёт близких людей. Более того, он именно тот, кто способен победить зло, и именно этого от него все ждут, в том числе и само зло, которое изображено в книге через абсолютно реального персонажа, Лорда Волан-де-Морта.

Однако, эпопея отражает современное поколение не только через главного героя, а через весь мир поттерианы в целом. В «Гарри Поттере» мир разделён на маглов и магов.

Это метафора: в реальной жизни роли поделились также.

Маги – люди, которые созидают, двигаются вперёд, развиваются, совершенствуют свои умения и применяют их, а маглы – это те, которые не верят в возможность лучшей жизни, а поэтому не хотят меняться. 

Смотри также:

  • Цитаты
  • Темы
  • Литература
  • 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

Конфликт «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«…Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца…»

Проблема отношений между представителя различных поколений волновала человечество всегда и волнует и сейчас, оставаясь одним из самых актуальных вопросов современного общества.

На тему о том, как выстроить взаимоотношения отцам с детьми или детям с отцами, написано множество книг. Существует и художественные литературные произведения, в основе сюжета которых лежит конфликт поколений.

Одним из таких произведений является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В комедии автор раскрывает проблему таким образом, что она выходит далеко за пределы семейного очага.

В этом произведении конфликт «отцов и детей» строится не только между членами одной семьи и дома, но и вытекает в противоборство глобального масштаба.

Таким образом, писатель рисует «век минувший» и «век нынешний», у каждого из которых есть свои представители, со своим уникальным образом мыслей и складом ума. Но для начала следует разобрать конфликт в рамках семьи.

Ни для кого не секрет, что установки и принципы жизни родителей напрямую зависят на жизнь и развитие их детей. И это не всегда идет им на благо. В комедии читатель знакомится с Фамусовым и его дочерью Софьей. Софья росла под опекой отца и в постоянном окружении его приближенных, условно называемых «Фамусовским обществом».

Фамусов – личность пустая, бездушная, корыстная. Он большой охотник за чинами и богатствами, как и все представители его поколения. Герой желает своей дочери богатого супруга, рассчитывая получать от этого собственную выгоду:

«…Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…».

Фамусов говорит дочери:

«Кто беден, тот тебе не пара».

Тем самым он учит Софью разглядывать в молодых людях не внутренний мир, а размер кошелька. Кроме того, горе-отцу не нравится увлечение Софьи книгами. Фамусов открыто заявляет свое отношение ко всякому просвещению:

«Забрать все книги бы да сжечь…».

Именно страсть и охота молодого поколения ко всякому виду просвещения явилась причиной для конфликта «отцов и детей», вышедшего за грани семьи. Молодой человек Чацкий представляет собой «век нынешний». Он образован, начитан, имеет богатый внутренний мир и совсем не мечтает о чинах и о праздном богатстве. Он говорит:

«Служить бы рад, да прислуживаться тошно!»

Такие взгляды далеки Фамусову и его обществу, а потому осмеяны. Осмеян и сам Чацкий, увы, побежденный в этом конфликте «отцов и детей».

В комедии Грибоедова автор раскрывает конфликт «отцов и детей» с различных сторон. С одной стороны это недопонимания в отношениях между детьми и их родителями, а с другой это противоборство, даже война между новыми и старыми взглядами на жизнь всего общества.

Сочинение на тему «Отцы и дети в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Сочинение на тему «Отцы и дети в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”»

Проблема отцов и детей – одна из важнейших в русской классической литературе.

Столкновение “веков нынешнего и минувшего”. А. С. Грибоедов эту тему раскрыл в комедии “Горе от ума”, А.Н. Островский в драме “Гроза”, ее отголоски можно встретить у Пушкина и многих других русских классиков. Писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения.

Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Современники И. С.

Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая – упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Но роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Вечен ли конфликт отцов и детей? Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама – самая добрая и красивая, а папа – самый сильный и умный. Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением.

Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется.

Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века – показано в романе И.

С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки – это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. В основном писатель говорит о столкновении идей, о житейской ситуации, близкой любому человеку: о взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к своим родителям: с одной стороны, он признается, что любит их, с другой – презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения.

Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами, как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме.

Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества – проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами.

Проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева – это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и.

Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете, Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

При всем этом, именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего “Енюшеньку”, не знают, чем накормить и куда посадить сыночка.

Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова “одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался”. А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей.

Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты. В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: ” Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать…

” Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное. Любовь смягчает взаимоотношения родителей с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами…

Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она не так не глубока. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности – родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе.

Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Молодым всегда кажется, что родители – “люди отставные, и их песенка спета”, что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки.

Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но должно оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

Как стало ясно в конце произведения, все реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ.

Более того, в письме к Одинцовой герой не забыл упомянуть своих стариков, умоляя приглядывать за ними.

Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Писатели показывают, что в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга.

Но если те и другие будут помнить, что они – это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь – крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее.

Аргументы на тему: Отцы и дети в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Проблема взаимоотношения отцов и детей волновала писателей разных эпох. Каждый по-своему раскрывает эту тему, приходит к определенному выводу. Одним из авторов, размышляющих об этом, стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» он отразил преемственность поколений, отношение между веком «нынешним» и веком «минувшим».

  1. (Негативное влияние отцов на своих детей). Родители сильно влияют на мировоззрение своих детей. Нравственные принципы ребенка складываются на основе того мировоззренческих парадигм общества, которым он окружен. К сожалению, иногда это приводит к возникновению отрицательных черт характера. Так, Софья росла в окружении фамусовского общества. Его образуют пустые, безнравственные люди, чья жизнь сводится к «обедам, ужинам и танцам». Они оценивают человека по его состоянию, сам Фамусов говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Безусловно, нельзя сказать, что Софья полностью следует всем «законам» фамусовского общества: вопреки наставлениям отца она влюбляется в бедного слугу Молчалина, считая его романтическим идеалом. Однако в героине отразились черты характера её отца. Вспомним, что фамилия Фамусова – говорящая. Она происходит от латинского слова, означающего «молву». Именно Софья распустила слух о сумасшествии Чацкого. Именно в этом проявилось её сходство с отцом – бездумная молва, сплетни. Таким образом, поведение личности, её взгляды на жизнь во многом зависят от воспитания, полученного в детстве. К сожалению, у безнравственных, пустословных отцов вырастают дети, подобные им.
  2. (Причина конфликта отцов и детей) Часто между разными поколениями возникает непонимание. В комедии Грибоедова «Горе от ума» консерватизм отцов противопоставляется принципам молодых энтузиастов. В пьесе происходит конфликт века нынешнего и века минувшего. Фамусов (главный представитель века минувшего) живёт по старым традициям своих предков. Для него примером поведения является дядя Максим Петрович, который ради продвижения по службе «сгибался вперегиб». В обществе Фамусова «процветает» карьеризм, правит бал солдафонство. Люди, которые его составляют, пренебрежительно относятся к образованию, даже считают, что науки опасны и вредны. Против общества обывателей выступает молодое поколение, которое представляет Чацкий. Герой распространяет идеи нового века, не приемлет традиции прошлой эпохи. Он не стремится к высокому чину, заявляя, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться», не боится высказывать своё мнение, свободно мыслить. Из-за этого происходит неразрешимый конфликт: уходящее поколение не способно изменить свои взгляды на жизнь, придерживается устаревших правил. Однако представители века нынешнего бунтуют против традиций своих предков. Значит, причиной возникновения конфликта между отцами и детьми является столкновение разных жизненных позиций.
  3. (В чём выражается преемственность поколений? Стоит ли во всем следовать родительским наставлениям?) Для многих детей слова родителей стали законом. Они бездумно следуют заветам отцов, не размышляя о правильности их наставлений. Так, герой пьесы «Горе от ума» Молчалин беспрекословно соблюдает отцовские правила: «угождать всем людям без изъятья», не сметь своего «сужденья произнесть». Это тихий, услужливый человек, который всегда готов подстраиваться под вышестоящих господ. Он врет, терпит жестокое с собой отношение ради получения чина. Так, Молчалин обманывает Софью, встречаясь с ней «по должности». А во время гнева Фамусова он хранит смиренное молчание, не смеет произнести ни слова. Наставления отца определили мировоззрение молодого человека: он не способен свободно выражать своё мнение, считает необходимым унижаться перед людьми высшего сословия. Таким образом, преемственность поколений выражается в соблюдении детьми отцовских заветов. Но слепое подражание может негативно повлиять на будущее представителей новой эпохи. Необходимо уметь различать гуманные наставления и безнравственные советы, уничтожающие человеческую личность.

Анастасия Сметанова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».

Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями.

Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова» «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений | источник

«Уроки французского» — В.Г. Распутин

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» поднимается большое количество социальных проблем, поэтому произведение является актуальным и на сегодняшний день. Те поступки, которые совершают герои рассказа, могут найти отражение и в современном обществе.

Учительница Лидия Михайловна, видя, что живущий вдалеке от своей матери мальчик-рассказчик голодает, бескорыстно помогает ему. Героиня не только подтягивает знания рассказчика по французскому языку, прививая ему любовь к школьному предмету, но и помогает в материальном плане.

Сначала Лидия Михайловна кормит мальчика-рассказчика после индивидуальных занятий, а затем, когда он отказывается от «подачек» учительницы, она начинает играть с ним в «замеряшки», преследуя цель дать мальчику денег на пропитание.

Поступок Лидии Михайловны совершенно бескорыстен, она искренне хочет помочь мальчику, несмотря на тяжелое положение в стране, которое не могло не сказываться и на самой главной героине.

На то, что Лидия Михайловна, которую уволили за игру в «замеряшки» с учеником, была искренна в своих намерениях, указывает то, что Лидия Михайловна не держит на рассказчика зла и даже отправляет ему яблоки, которые мальчик никогда не ел.

Сравнивая образ Лидии Михайловны и современных людей, можно сказать о том, что в нашем обществе есть люди, подобные Лидии Михайловне. Они способны увидеть проблемы окружающих людей, поддержать их, от чистого сердца помочь им, даже если ради этого придется чем-то пожертвовать.

Но сравнение героев рассказа В.Г. Распутина с современниками можно построить и по другим нравственным качествам.

Директор школы Василий Андреевич, увидев игру Лидии Михайловны и рассказчика в «замеряшки», даже не выслушал учительницу, не дал ей возможности объяснить свой поступок, сразу же назвав Лидию Михайловну преступницей.

Василий Андреевич, отличающийся своим деспотичным руководством школой, уволил Лидию Михайловну, лишив школу хорошего педагога, который не только отлично знал свой предмет, но и поддерживал школьников. К сожалению, таких равнодушных и жестоких людей, подобных Василию Андреевичу, в современном мире много.

Если бы описанная в рассказе ситуация произошла бы в современной реальности, многие бы люди оценили ее поверхностно, не вдаваясь в подробности и не желая отвечать на вопрос, почему учительница совершила такой поступок. Многие современные люди забывают о том, что человеком нужно оставаться в любой жизненной ситуации.

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь.

Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Популярные сегодня темы

«Моцарт и Сальери» входят в сборник маленьких трагедий А.С. Пушкина. Маленькими они являются из-за того, что читатель видит только кульминацию событий. Автор намеренно отодвигает на второй план предысторию

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.

«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль

Человеку свойственно наполнять свою жизнь тем, что приносит ему радость. Счастье личности во многом сформировано взаимоотношениями — любовью, дружбой.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки Французского» был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

Особенности конфликтов пьесы

Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план.

Как сказал , данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума.

И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.

Примеры похожих учебных работ

Грибоедов А. С. Горе от ума, Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием …

… вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась. 9 класс Сочинение на тему любовный конфликт в комедии горе от ума Конфликт (от … он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург. Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался …

Чацкий – передовой человек своего времени (по пьесе Горе от ума)

… времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников. Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возрасту он …

Чем вызвано заблуждение софьи в отношении молчалина

… становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного … Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин …

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова

… против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к …

Чацкий — странный человек (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

… великодушны: К несчастью ближнего вы так неравнодушны Чацкий – человек новых взглядов Ах, боже мой! Он карбонари! … отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в …

В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы — столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.
“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества — Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне…”
Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он — носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.
Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”. Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”.
Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.
На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким — это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин — молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник — Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума…
Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз — умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели — теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.
Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.
Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” — “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.
Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий — революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.
Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”. Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.
Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий — насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?
Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.
“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. «“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

Название: Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 01:25:35 07 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 68
Комментариев: 14
Оценило: 2 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Каковы Источники Исторической Памяти Сочинение
Курсовая работа: Механизм формирования государства
Курсовая работа: Франсиско Гойя «Семья короля Карла IV». Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа: Разработка обучающей программы, поддерживающей изучение темы «Структуры данных»
Дипломная работа по теме Кондоминиум как форма собственности
Почему Не Удалось Предотвратить Распад Союза Эссе
Реферат: SkinHeads — История борьбы
Реферат На Тему Глаза Человека
Реферат по теме ‘Лишний человек’ в произведениях русских писателей 19 века
Местное Самоуправление Как Институт Гражданского Общества Эссе
Сочинение Про Хлеб На Лезгинском Языке
Реферат На Тему Совершенствование Подсистемы «Управление Персоналом» Автоматизированной Системы Управления «Белаз»
Реферат: Employee Assistance Programs Essay Research Paper Implementing
Контрольная Работа На Тему Лінейна Балансова Модель І Її Використання В Економічних Розрахунках
Реферат: Россия и ВТО 2
Большой Реферат Беловежская Пуща
Реферат: Хранение на товарном складе
Смысл Заглавия Пьесы Гроза Сочинение
Курсовая работа по теме Машина для уплотнения балласта железнодорожного пути
Реферат На Тему Секреты Общения
Реферат: Про сутність поняття «стратегічна конкурентоспроможність»
Сочинение: Философская лирика Ф. И. Тютчева
Реферат: Ответственность в международном праве

Век “нынешний” и век “минувший” в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Свежо предание, а верится с трудом.

“Горе от ума” одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.
“Горе от ума” — плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.
Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни — века “нынешнего” и века “минувшего”. Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года — пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.
В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го, “минувшего” века. Век “минувший” и является идеалом фамусовского общества, ведь Фамусов — убежденный крепостник. Он готов из — за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян, ненавидит просвещение, пресмыкается перед начальством, выслуживаясь как может для получения нового чина. Он преклоняется перед дядей, который “на золоте едал”, служил при дворе самой Екатерины, ходил “весь в орденах”. Разумеется, что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству, а выслуживаясь перед императрицей. И этой гнусности он старательно учит молодежь:
Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому он принадлежит; хвастая тем, что московские девицы “верхние выводят нотки”; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, “особенно из иностранных”.
В следующей “оде” Фвмусова — хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве:
Вот например, у нас уж исстари ведется,

Душ тысячки две родовых — тот и жених!

Приезд Чацкого встревожил Фамусова: от него жди только неприятностей. Фамусов обращается к календарю. Это для него священнодействие. Принявшись за перечисление грядущих дел, он приходит в благодушное настроение. В самом деле, предстоит обед с форелями, погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича, крестины у докторши. Вот она, жизнь русского дворянства: сон, еда, развлечения, опять еда и снова сон.
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб — “и золотой мешок и метит в генералы” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд, его образ карикатурен. Но это не так: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века “минувшего”, но в более грубой форме. Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград, которые для военного, по его мнению, более доступны:
Довольно счастлив я в товарищах моих,

Чацкий характеризует Скалозуба так:
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.
На мой взгляд, Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место. Люди Фамусовского круга — эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях. Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. “Ведь только здесь еще и дорожат дворянством”, — говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство фамусовых.
Свои разоблачения, он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом, быстро определяет суть предмета. Для друзей и для врагов, Чацкий был не просто умным, а “вольнодумцем”, принадлежащим к передовому кругу людей. Думы, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени. В Петербург Чацкий попадает тогда, когда том зарождается движение “либералистов”. В этой обстановке, по — моему складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи. Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность: мы узнаем про его связь с министрами. Полагаю, он успел побывать даже в деревне, ведь Фамусов утверждает, что он там “наблажил”. Можно предположить, что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам, возможно, кое — какие хозяйственные реформы. Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств, вражды к барским нравам и крепостному праву в целом. Думаю, не ошибусь, предположив, что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально — исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века, обстоятельства формирования декабризма. Именно декабристское понимание чести и долга, общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — заявляет Чацкий подобно Грибоедову.
Так же, как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободы и независимость личности. Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи “о судьях”. Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии, и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов.
Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное для дворянской среды, вызывают резкий протест Чацкого:
Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком — нибудь с душой;

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос: кого же имел в виду герой под словом “мы”? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем. То, что Чацкий не одинок в своих взглядах, понимает и Фамусов. “Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений!” — восклицает он. У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни. Он верит в наступление новой эры. Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову:
Свежо предание, а верится с трудом.

Еще совсем недавно “прямой был век покорности и страха”. Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: “Чацкий неизбежен при смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.”

Название: Век «нынешний» и век «минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 20:55:44 04 июня 2001 Похожие работы
Просмотров: 20416
Комментариев: 19
Оценило: 45 человек
Средний балл: 4.1
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Век «нынешний» и век «минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Курсовая работа по теме Порядок составления бухгалтерского баланса
Реферат по теме Государственный бюджет в мировой экономике
Особенности Становления Многопартийной Системы В России Эссе
Реферат: Понятие коммерческой деятельности. Изучение и прогнозирование потребительского спроса
Реферат На Тему British Education
Оценивание Сочинение Огэ По Русскому
Реферат Бронхиальная Астма У Детей Ее Формы Профилактика Течение Лечение
Контрольная работа по теме Исследование системы управления подводного аппарата по вертикальной координате
Критерии Декабрьского Сочинения По Русскому
Реферат: Курс отечественной политэкономии середины XIX-начала XX в. о методе экономического исследования
Сочинение По Роману Тургенева Накануне
Курсовая работа: Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в кондитерском производстве
Курсовая работа по теме Организация социальной защиты инвалидов
Реферат: Конкуренция и конкурентоспособность
по Страхованию 8
Реферат: Углеграфитовые материалы
Книги Собрание Сочинений В Одном Томе
Примеры Названия Диссертации На Тему Монашества
Курсовая Работа На Тему Разработка Комплекса Маркетинга Фирмы
Сравнительный анализ изменений в основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг
Доклад: Бангладеш
Реферат: Хорошо для бизнеса, хорошо для общества, или этика бизнеса
Реферат: Консультирование компьютерной зависимости.

На чтение 5 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»

Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого. Александр Андреевич Чацкий показан А. С. Грибоедовым как передовой человек “века нынешнего”. Он зло высмеивает пороки московского общества, характерным представителем которого является Фамусов. Приехав в Москву, Чацкий открывает для себя, что люди живут по старым законам “матушки Екатерины” и являются ярыми сторонниками существующего режима. Он категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, и превосходно понимает свою несовместимость с этим миром, “веком минувшим”. Он независим, имеет свою точку зрения на все, что его окружает, а также, в отличие от фамусовского общества, негативно относится к крепостному праву, которое калечит судьбы и души людей. Из-за этих убеждений его холодно и неприязненно встречают в Москве, “дичатся, как чужого”. На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контраст во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, “век нынешний”, “век минувший”, иностранцев, просвещение, народ, нравы. Александр Андреевич — умный, серьезный, образованный человек (“он славно пишет, славно переводит”, “он малый с головой”). Он презирает низкопоклонство, лживость, притворство. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает защитником прошлого, вызывают гнев и ярость у Чацкого. Рассказывая о своем идеале, воплощенном в Максиме Петровиче (вельможе времени Екатерины), который не видел ничего зазорного и постыдного в лести и низкопоклонстве, Фамусов убеждает Чацкого учиться на этом примере. Это возмущает Чацкого, так как он стремится служить делу, а не лицам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. В ответ Фамусову и всему его окружению звучит страстный монолог, в котором грибоедовский герой сопоставляет “век нынешний” и “век минувший”, старается говорить конкретно и в то же время твердо отстаивает свои жизненные принципы.
Эпоха Екатерины, которая так по сердцу Фамусову, в глазах Чацкого является “веком покорности и страха”. Он утверждает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих “смешить народ, отважно жертвовать затылком”, а причину объясняет следующим:
Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Приводя примеры жестокого обращения дворян с крепостными, Александр Андреевич протестует против царящего в стране беззакония, осуждает помещиков-крепостников, один из которых обменивает своих верных слуг на “борзые три собаки”, а они “в часы вина и драки и честь и жизнь его не раз спасали”. А другой барин продает актеров своего театра, крепостных “Амуров и Зефиров”, поодиночке из-за того, что “должников не согласил к отсрочке”.
Уже в этом обнаруживается несовместимость взглядов Чацкого с взглядами не только Фамусова, но и всего представленного в комедии московского дворянства. Для примера можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, “созвездие маневров и мазурки”. Этот человек глуп, он “слова умного не выговорил сроду”, рассуждает только о “фрунте и рядах”. А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею не служили.
Все окружающие относятся к нему с иронией. Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”.
Мечта этого человека — стать генералом, что очень возможно, так как “вакансии как раз открыты”:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Молчалин, еще один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а когда погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. “Вот он на цыпочках и небогат словами”, — говорит о нем Чацкий. Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, — лишь маска, которая служит для достиженияжизненной цели, а именно, — блестящей карьеры, чинов, богатства. Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”. Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. “Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”, — презрительно бросает Чацкий. Молча-лин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя — Хозяйку, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Низкопоклонство и угодничество вышестоящим — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. “С тех пор как числюсь по архивам, три награжденья получил”, — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: “умеренность и аккуратность”.
Внутренний мир Чацкого, его взгляды на жизнь вступают в противоречие с сутью фамусовского общества. Этот человек не вписывается в него, поэтому неудивительно, что его в конце комедии объявляют сумасшедшим. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему “веку минувшему”:
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Главный герой покидает дом Фамусова. В этом обществе ему нет места.
Гончаров в статье “Мильон терзаний” так сказал об этом: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение рассмотрите картину шишкина на севере диком прочитайте стихотворение лермонтова сосна
  • Сочинение рассуждение 4 класс 1 четверть перспектива
  • Сочинение рассуждение базаров лицо трагическое
  • Сочинение рассказ барышня крестьянка
  • Сочинение рассказ магазин все для счастья