Сочинение рассуждение роль экономики в жизни общества

Автор на чтение 18 мин. просмотров 2 опубликовано 20.03.2021 язык является важным средством, с помощью которого формулируют и формируют культурные

На чтение 18 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Язык является важным средством, с помощью которого формулируют и формируют культурные значения. Через словарный запас люди воспринимают знания о себе и об окружающем мире.

Понимание отдельных слов помогает в понимании целого. Еще в Древней Греции развивалось искусство гладкой и красивой речи, то есть красноречия. Оно даже преподавалось в европейских школах до середины 18 века.

Формирование психики человека происходит, прежде всего, через речь. Ее нарушения вызывают ужасные последствия. Отмечается также тесная связь речи с мышлением. Это улица с двусторонним движением. Низкий интеллект вызывает задержку развития речи, но и задержка развития речи является причиной снижения уровня интеллектуальной деятельности. Под влиянием организованной речевой науки происходит увеличение количества интеллекта.

В языке отражается культура народа, обычаи, связь с предками. Иностранные языки иногда нам кажутся смешными или слишком грубыми, а иногда такими красивыми и певучими, что их хочется слушать, даже не понимая слов. Но, когда мы начинаем изучать другой язык, мир окрашивается для нас новыми красками. Понимание иностранного языка позволяет нам понять родной язык лучше, со всеми его оттенками.

Школа – это то, что нам обязательно нужно пройти. Именно она ввела нас в мир слов. Благодаря обучению, мы научились мыслить и запоминать.

Чем была бы наша жизнь без речи? Это просто молчание, шум деревьев, журчание воды, шелест ветра. Как смогли бы мы сказать о своей любви, о нежности, о своих мыслях?

2 сочинение

Философ Ноам Хомский считает будто язык и грамматика заложены в людях и имеют свою биологическую основу. Было выявлено около 500 генов, связанных с вербальным интеллектом. Без некоторых из них нет языка, или нет различий в речевых звуках, то есть правильного слуха.

Я хочу сказать, что роль языка неоднозначна. Это не только средство общения и сотрудничества, но также и мошенничество и обе функции неразделимы: отделение зерна от плевел в коммуникациях, вероятно, играет роль избирательного воздействия на человеческий интеллект и является одной из причин его роста в течение тысячелетий.

К примеру, военный кодекс (словарь приказов для военных, которым они пользуются для профессионального общения) составляет порядка 300 слов. Кодировка со слишком большим количеством слов не будет эффективной. Информация должна передаваться быстро, и не должно быть никакой двусмысленности, допускающей неправильное толкование. Человеческие языки использовались как кодекс, с помощью которого охотники племени обмениваются информацией и координируют свои действия в охоте и войне. Откуда взялись остальные тысячи слов и почему?

Языки превратились в монстров с словарным запасом порядка 500 000 слов и выше, как в случае с английским и русским языками. Что случилось? По мнению многих, язык развивался и стал оружием в области внутренней борьбы. Он не просто служит для обмена информацией, это не просто средство общения, подлинная информация, слишком ценна, чтобы ее можно было передать первому встречному человеку. Вот почему человеческие языки дают ей замаскированный вид. Куски реальной информации кодируются и размываются тысячами слов, которые делают невозможным непосредственное усвоение. Из средств общения язык стал средством контроля. Высокая вербальность вовсе не означает высокую мораль;скорее, как-то — наоборот, тем выше вероятность мошенничества, а не эффективная передача информации.

Сложность человеческой речи достигла уровня, на котором политик может говорить два часа, вообще ничего не говоря и в то же время его слушатели мигают одновременно и прислушиваются. Это цель речи.

Есть писатели и журналисты, которые лучше политиков — они могут писать бессмысленные тонны слов и вызывать энтузиазм у своих адресатов, которые являются их жертвами, потому что цель, по мнению эволюционных психологов, тривиальна – подавить и в каком-то смысле охмурить читателя, заставить его размышлять над кучей не нужных слов.

<glav>Другие темы:</glav>← Семейная реликвия↑ На свободную темуВ чем смысл жизни? → `

Роль языка в жизни человека

rol-yazyka-v-zhizni-cheloveka-5-6-7-8-9-11-klass.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Летом Пластова (5 класс)

    Картина Аркадия Александровича Пластова «Летом» написана в 1954 году. Художник изобразил жанровую сцену в пейзаже. Холст, написанный маслом, имеет форму горизонтального прямоугольника

  • Умение прощать — Сочинение рассуждение

    В современном мире очень часто такое нужное чувство и умение как прощать забывается. Поколение поменялось, поэтому поменялось и представление о благотворительности, прощении и других моральных качествах

  • Кино в нашей жизни — сочинение

    Всё люди смотрят кино. Но далеко немногие задаются вопросом: какую роль кино играет в нашей жизни? Этот вопрос достаточно сложный, но я все же постараюсь на него ответить.

необходимости, чтобы найти свое место в нем. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами.

Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелегкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял ее соответственно.

Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твердое слово “борьба”, и мягкое, нежное – “любовь”, и доброе, успокаивающее – “сочувствие”, теплое, ласковое – “мама”.

Язык в жизни человека« Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 9Краткое содержание рассказа Дойла “Знатный холостяк” »

Язык- это своеобразная совокупность звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Язык- это важный инструмент человеческого взаимодействия и общения. Благодаря языку мы можем выражать свои мысли в материальной речевой форме.В Язык не только средство для общения, это еще и историческая память каждого народа. В каждом языке находит свое отображение духовная культура, многовековая история каждой нации. язык общение символ

Язык представляет собой социальное явление, ведь вне социальных отношений им овладеть невозможно. Человек не обладает даром речи с момента рождения.В Ведь маленький ребенок начинает разговаривать только тогда, когда ему удается научиться повторять фонетические звуки, которые издают окружающие его люди, и благодаря умению мыслить, он предает им правильное значение.

Возникновение языка

На первых стадиях своего возникновения язык представлял собой нечленораздельные звуки издаваемые первобытными людьми и сопровождался активной жестикуляцией. Позже, с появлением человека разумного, язык обретает членораздельную форму, благодаря его умению абстрактно мыслить.

Благодаря языку первобытные люди начали обмениваться опытом, планировать свои совместные действия. Членораздельный язык вывел древних людей на новую стадию их эволюционного развития, и стал еще одним фактором, который смог вывести человека на более высший уровень от остальных биологических видов.

Также в этот период языку предается мистическая окраска, древние люди верили, что определенные слова имеют магические свойства, которые помогают остановить надвигающееся природное бедствие: так появляются первые магические заклинания.

Язык как средство человеческого общения

Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал когда-то Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен. Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова язык.

Развитие языка и развитие общества

Развития языка неразрывно связано с развитием общества. Язык это живой организм, который поддается влиянию исторических, политических и социальных изменений в жизни общественности.

Под влиянием времени, некоторые слова отмирают и навсегда уходят из обихода, взамен им в язык приходят новые слова, которые максимально соответствуют требованиям времени.В Язык — это, безусловно, огромный дар для человечества. Поэтому, надо ценить его, стараться не засорять ненормативной лексикой и словами- паразитами, ведь этим самым мы причиняем огромный вред в первую очередь многовековой культуре нашего народа и своей личности.

Язык. Его функции. Общение

Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. язык общество общение

Язык — явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов — кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает правила. Существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.

Основные функции языка осознаются его носителями на интуитивном уровне. Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его функционирования в речи.

Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь. Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям. Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, его поведение, культуру. Под явным или неявным воздействием литературного языка, его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ее успешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь человека, как он освоил родной язык.

Неосознанная потребность личности в грамотности, навязываемой сверху, демократизируя речевое поведение, стала основой речевой вседозволенности, привела к тому, что современная языковая жизнь общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров. Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике как механизм, обеспечивающий речевую деятельность. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека — существа мыслящего, думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего, убеждающего.

Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Среди них — познание окружающего мира, познание самого себя и как результат познания — корректировка своего поведения.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Сегодня мы…

·                   Выясним, для чего нам язык.

·                   Узнаем, какие функции выполняет язык.

·                   Осознаем, насколько ценен язык для общества.

Есть известная история об Эзопе.

Вы наверняка помните, что Эзоп – это легендарный античный баснописец. Сюжеты его басен можно встретить в творчестве Лафонтена и Крылова. Эзоп славился находчивостью и остроумием.

Как известно, Эзоп был рабом. И вот однажды хозяин приказал ему приготовить самое лучшее на свете блюдо. Эзоп приготовил и принёс язык. В другой раз Эзоп должен был приготовить самое худшее на свете блюдо. И снова он приготовил и принёс язык.

image001.jpg

И нет, он вовсе не издевался. Он пояснил, что язык – одновременно и худшее, и лучшее в мире. При помощи языка мы ссоримся и миримся, сплетничаем и благодарим. И никто не стал бы спорить с тем, что язык крайне важен.

Как мы можем выразить свои мысли?

Человечество придумало множество систем знаков.

Даже наша мимика – это система условных знаков. Но ведь проще всего выразить мысли словами! Да, систем знаков множество. Но язык остаётся самой совершенной из них.

Язык прежде всего – это средство общения. Основная функция языка – коммуникативная, то есть, функция общения. У этой функции могут быть разные оттенки. Например, язык позволяет нам передавать информацию друг другу.

Язык также помогает людям взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Предположим, что вы встретили одноклассницу во время дождя. Вы произносите что-то вроде «Ну и дождь сегодня». Сообщается ли при этом какая-то новая информация? Нет, ведь одноклассница сама видит, что сегодня дождь. Но эта фраза позволяет наладить контакт, удостоверяет, что люди знакомы друг с другом.

Но при помощи языка можно передать и эмоции. Например, вы можете сказать, что вы злы, рассержены, разгневаны, возмущены и так далее. Конечно, животные тоже могут выражать эмоции при помощи мимики и поведения. Но язык позволяет нам выразить целую гамму разнообразнейших чувств и их оттенков. Животные на такое неспособны.

Язык еще и позволяет нам воздействовать на окружающий мир. Например, мы можем услышать от матери вот такое распоряжение:

– Немедленно оторвись от компьютера и убери в своей комнате!

И придется немного преобразить окружающий мир.

Вообще, язык является одним из признаков человека.

Считается, конечно, что у птиц и животных тоже есть свой язык – особая система сигналов. А некоторые обезьяны даже могли выучить несколько слов и использовать их по ситуации! Однако лишь человек может выразить при помощи языка мысли, чувства и сложные понятия.

И именно язык объединяет людей. Недаром люди, которые понимают друг друга, восклицают: «Мы говорим на одном языке». Язык и общество неотделимы друг от друга: именно в обществе язык возникает, функционирует и развивается. Считается, что язык – социальное явление.

Мы овладеваем языком только среди людей. Причем, в ранние годы жизни. В истории человечества было довольно много случаев, когда детей воспитывали животные – волки, собаки или обезьяны. Но такие современные маугли после возвращения их в общество так и не могли овладеть языком в полной мере.

Даже если они начинали употреблять отдельные слова – их языковой запас оставался очень скудным. А большей частью они вообще издавали звуки, которые присущи животным.

Кроме всего прочего, язык – это еще и средство познания окружающего мира. Язык позволяет нам дать определения предметам, которые нас окружают. В детстве мир познаётся именно через язык: предметы вокруг нас постепенно обретают имена.

При этом развитие мышления очень тесно связано с развитием языка.

Мы мыслим при помощи слов. Но есть и обратная связь. При помощи языка мы можем выразить свои мысли вслух.

На самом деле, ученые так и не выяснили, что первично: мышление или язык.

Дело в том, что никто еще не смог отыскать никаких свидетельств мышления без речи. Мы осознаём все образы и понятия только когда они переведены в речевую форму. Так, если мы думаем о книге, у нас появляются выраженные словами мысли: «Интересная книга» или «Надо почитать».

А если мы видим кого-то, кто подходит для фотографии, в мозгу мгновенно вспыхивает: «Скорее, скорее, сейчас сфотографирую!»

Ну, а если мы думаем о чем-то, что не выражается словами – значит, это уж какие-то совсем непонятные вещи.

Однажды ученые провели эксперимент, который позволил выявить связь между речью и мышлением. Участникам эксперимента предлагали решить сложную задачу. Сделать это нужно было молча.

При решении задачи участники не говорили ничего – и все же аппаратура фиксировала напряжение голосового аппарата. То есть, участники все равно проговаривали про себя решение задачи, и речевой аппарат помогал мышлению!

Итак, язык тесно связан с мышлением. И неудивительно, что очень часто связное, ясное мышление отождествляется с грамотной, правильной речью. Поэтому если мы будем развивать речь – это поможет и развитию мышления.

Какие же еще функции есть у языка? Ну, например номинативная. Иначе говоря, язык позволяет нам дать названия предметам, которые нас окружают.

Называя слова, мы создаём картину мира. Слова – своего рода холст и краски для этой картины.

Мир, в котором нет никаких названий, для нас попросту не существует. Вспомните, чем занялся Робинзон Крузо, который оказался на необитаемом острове. Он дал названия рекам, горам и бухтам. А потом и дикарю, которого назвал Пятницей.

Если мы встречаем что-то, с чем мы раньше не сталкивались, мы срочно ищем для этого слово.

А еще язык позволяет нам накапливать и передавать знания.

Жизнь языка гораздо длиннее, чем жизнь человека. Языки часто переживают целые народы и даже цивилизации.

Именно поэтому в языках отражена память многих поколений людей. При помощи памятников словесности мы можем узнать, как жили наши предки, постигнуть их мудрость, познакомиться с их опытом и со всей их историей.

Особенно интересны в этом плане так называемые мёртвые языки. Так называются языки, на которых больше никто не разговаривает. Например, латинский, старославянский, санскрит и так далее.

Но при этом на мёртвых языках сведения всё же сохраняются – в письменной форме. Мы можем многое узнать о быте и истории народов при помощи этих языков.

Языки еще и позволяют различать нации и народы. Вспомним, как печально закончилась легенда о Вавилонской башне. Действительно – язык может и разъединять. Он даже может стать непреодолимым барьером при общении!

Но в разнообразии языков есть и определённая прелесть.

Ведь в каждом языке отображается менталитет нации. У каждого языка свои особенности. И они объясняются историей и характером народа, которому принадлежит этот язык.

Наконец, язык позволяет нам создавать произведения искусства. Кино, театр, литература… все эти виды искусства немыслимы без языка.

Какие же функции языка можно выделить?

·                   Основной для каждого языка является коммуникативная функция – язык как средство общения.

·                   Важной является функция номинативная – называние предметов.

·                   Язык позволяет нам познавать окружающий мир.

·                   Он служит для накопления и передачи знаний.

Это – основные функции.

·                   Но, кроме этого – в каждом языке еще и отображается менталитет нации.

·                   Язык также выполняет важную культурную функцию.

ГлавнаяКоллекция «Revolution»Иностранные языки и языкознаниеРоль языка в жизни общества

Возникновение языка — своеобразной совокупности звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Его характеристика как средства человеческого общения. Развитие языка, неразрывно связанное с развитием общества, его основные функции.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.08.2014
Размер файла 14,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/rol-yazyka-v-zhizni-cheloveka-5-6-7-8-9-11-klass
  • https://lit.ukrtvory.ru/yazyk-v-zhizni-cheloveka/
  • https://studwood.ru/1349706/literatura/rol_yazyka_v_zhizni_obschestva
  • https://videouroki.net/video/1-rol-yazyka-v-obshchestve.html
  • https://revolution.allbest.ru/languages/00455121_0.html

Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Культура и цивилизация»

ПЛАН

1. Введение.
2. Причины зарождения цивилизации.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой.
3.1. Понятия «цивилизация» и «культура».
3.2. Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности.
4. Концепция В.С. Степина
5. Техногенная цивилизация.
6. Список используемой литературы.
1. Введение

Проблема соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.
Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена «цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.
Сложность анализа проблемы заключается и в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Вот втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».
Отдельные авторы обращают внимание на ту или иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).
2. Причины зарождения цивилизации

Русский ученый Лев Мечников считал важной причиной зарождения цивилизаций географическую среду и прежде всего реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности. Понятие цивилизации, по его мнению, является одним из самых сложных, поскольку охватывает собой совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком. Оно определяет сумму идей, технических приемов, которыми пользуется человек; выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно заключает в себе состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.
Целостное понимание смысла цивилизации, как и культуры возможно на стыке наук. Именно по этому пути пошли французские ученые. Так, французский историк Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» писал, то в каждой цивилизации есть разные слои культуры, различающейся в зависимости от своего социального или исторического происхождения, и что их комбинации, взаимовлияния ведут к синтезу новых структур.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой

История и логика развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить ряд этапов. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации, противостоят тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, а также дописьменному состоянию общества и культуры, по мнению Г. М. Бонгард-Левина.
В то же время культура и цивилизация – понятия, которые выступают в единстве своего бытия и не противоречат друг другу в культурах древних цивилизаций – в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Вавилоне, Ассирии, культурах майя, инков и ацтеков. Но уже в античной культуре мы наблюдаем нарушение этой целостности. Так, мы больше говорим о культуре античной Греции и о цивилизации Древнего Рима. Приоритет духовного в культуре Греции и материально-технического в цивилизации Древнего Рима наилучшим образом характеризуют культуру обеих стран. Сила культа искусства, науки и религии, полноты знания, заключенного в гнозисе и других формах духовой культуры античной Греции была заменена культом силы, который главенствовал в Древнем Риме. Несмотря на сохранившиеся и видоизмененные традиции классического античного мира и созданной им культуры. В античной Греции составные духовной культуры (миф, искусство, религия, философия, наука) рассматривались как естественные составные части космической упорядоченности мира, которую они познают и приумножают.
В средневековье, где господствовала теоцентрическая картина мира, и человеческое бытие рассматривалось как творение Божие, культура и цивилизация были единым органическим целым. Но уже в эпоху Возрождения культура стала больше соотноситься с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Хотя понимание этого процесса возникло не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым, культура и процесс цивилизованного развития протекали одновременно.
3.1 Понятия «цивилизация» и «культура»

Собственно, термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживается их несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории.
Впервые слово «цивилизация», пожалуй, встречается в «Друге людей» Мирабо (1756 г.). Религия, по его мнению, является главной «пружиной цивилизации», ибо она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает сердце и, в конечном счете совершенствует человека. А цивилизация лишь улучшает нравы, воспитывает учтивость, вежливость, распространяет знания, чтобы человек соблюдал правила приличия и следит за тем, чтобы они играли роль законов общения. Но все это лишь маски добродетели. Цивилизация, считал Мирабо, ничего не дает обществу, если она «не дает ему основы и формы добродетели».
Именно это несовпадение культуры и цивилизации отмечали в своей концепции О. Шпенглер, Н. Бердяев и другие мыслители, считавшие, что цивилизация – это «смерть духа культуры». В рамках их концепций культура символична, но не реалистична. Между тем, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, к самой жизни, практике. На этих путях совершается переход культуры к уровню цивилизации, которая стремится осуществлять жизнь, реализуя «культ жизни вне ее смысла», подменяя цель жизни «средствами жизни, орудиями жизни». Н. Бердяев обращает внимание на то, что в цивилизации направленность на достижение материального блага более очевидна, чем в культуре, где доминирует духовное начало. Более осторожен в своих прогнозах А. Тойнби, полагая, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, ибо на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.
Трактовка культуры прежде всего как «духовной наполненности» цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина. Цивилизация, понимаемая как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства, включает в себя не только красочную палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет какому-либо народу, но и все минусы общественного бытия на данном историческом этапе.
3.2 Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности

Цивилизации различаются по господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет – на «открытые» и «закрытые». Или интровертные (чья творческая энергия обращена «вовнутрь») и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов. В рамках этого подхода строит свою концепцию «Третьей волны» Э. Тоффлер.
Специфика культурного развития остается как бы «за рамками» такой типологизации, в лучшем случае играя роль внешнего фактора. Все культурное многообразие загоняется в жесткие ступени поступательного развития человечества. И если на Земле еще существуют народы, жизнь и духовная культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, а главный запрет – это запрет на изменения, то такая культура оценивается как примитивная (африканская или малых народов Севера – ненцы, чукчи, эвенки и др.). Эти народы могут вызывать лишь высокомерный или «экзотический» интерес у развитых цивилизаций. Такой взгляд приводит к катастрофическим последствиям как для данных народов, зачастую насильственно вовлекаемых в цивилизационные процессы, так и для мировой культуры в целом, так как источники обогащения культуры – во взаимодействии и синтезе культур, индивидуально неповторимых и своеобразных.
Современный этап междисциплинарных исследований наиболее адекватно выражен в концепции многолинейной эволюции, автором которой является американский ученый Дж. Стюарт, обобщивший существующие параллели в развитии культур в сходных географических условиях и выдвинувший идею культурной экологии.
4. Концепция В.С.Степина

Концепция В. С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества – традиционном и техногенном, исходит из признания того, что тип цивилизации, их стратегии определяются прежде всего культурой. Различия в западноевропейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и прочее. Без понимания специфики этих факторов, повлиявших на ту или иную цивилизацию, картина современного мира не будет целостной.
Таким образом, культура играет фундаментальную роль в развитии общества и цивилизации, является генератором глубоких социально-экономических и духовных трансформаций. Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология. Во много определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе развития цивилизации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. В отличие от цивилизации, культура, с одной стороны, сохраняет, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией историческую целостность каждого народа и этноса.
Интеграционные процессы и универсализация образа жизни разных народов и государств наблюдаются в периоды постепенного эволюционного развития локальных цивилизаций. На пути диалога культур, результатом которых является нахождения точек пересечения и взаимообогащения, а также общих координат, ценностных ориентиров при толерантном отношении к уникальности и самобытности другой культуры.
Этнокультурная ценность той или иной цивилизации, по мнению М. Вебера, вырастает из системы ценностей, которая является ядром культуры. По существу, ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий устойчивость социального организма, защищающий его от воздействий импульсов других культур, особенно если они несут угрозу существованию. Именно шкала ценностей (ядро культуры) обеспечивает и адаптацию к окружающей культурной и цивилизационной среде.
Таким образом, культура как органическое целое, существующее в гармонии с человеком на протяжении многих веков и тысячелетий, содержит в себе такую уникальную информацию о человеческом обществе и о человеке, без которой человек не может существовать. Эта информация и служит внутренним источником развития общества и самого человека, несмотря на то, что современная техногенная цивилизация направлена совсем на другие цели и сверхзадачи.
Однако культура может оказаться не в состоянии ответить на внешний вызов, брошенный ей цивилизацией, имеющей другую траекторию развития, нежели культура – обустройство горизонтальной оси обитания человека, а не устремленность его к высотам духовного развития личности, созданной по Образу и подобию. Низведение оси человеческого развития только к горизонтали неизбежно приводит к гибели как самой культуры, так и человека.
Иногда цивилизацию рассматривают в качестве «универсального кода» культуры, как основу стиля и жизнедеятельности человека – носителя данной цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется в переломные моменты истории общественного развития. Эти процессы можно наблюдать, например, в позднеантичное врем, в эпоху Возрождения, Новое время, а также и в современную эпоху. Переходные периоды характеризуются не только разрушением целостности образа жизни с ее ценностно-ориентационным духовным ядром, без которого человек не может существовать, и который все еще сохраняется уходящей культурой. Эта «ломка» осуществляется столь болезненно в каждый исторический период.
Общее и особенное в культуре и цивилизации проявляется также и тогда, когда мы пытаемся определить существование традиционных и нетрадиционных (а, порой, и мнимых) духовных ценностей, которые выдаются за «абсолютно новые». Этот вопрос достаточно острый и дискуссионный, поскольку в нем фокусируются многие современные и будущие проблемы человеческого бытия. Именно духовная культура благодаря традиционным механизмам закрепления и передачи особо важной для человека информации содержит в себе истинные духовные ценности, воплощенные в лучших классических творениях мирового искусства.
Осмысление всех этих вопросов являлось преимущественным вектором культурного бытия человека в древних цивилизациях и культурах прошлых веков. Однако современная техногенная цивилизация, по сравнению с традиционными культурами, не только не решает, но нередко даже не ставит эти «вечные» вопросы человеческого бытия в центр внимания. Вынося их на периферию научного знания и мировоззрения и превращая в маргинальные. На каких духовных основаниях должен строиться в современной цивилизации «новый тип» отношений между народами в условиях глобализации? Человечество, лишенное своего многообразия, которое позволяют сохранить ей локальные национальные культуры, лишается своего подлинного выбора, а сам мир в будущем может лишиться смысла своей истории в ее единстве и многообразии.
Намерение создать в теории некую метакультуру уже не в перспективе, а в реальности оборачивается стремление политиков создать глобальную мировую цивилизацию. И хотя метакультуру рассматривают как некое единое пространство по накоплению общечеловеческих ценностей, которые будут способствовать выживанию и развитию человечества как единого целого, но наша культурно-историческая память хранит многие мифы, среди которых известный миф о Вавилонской башне. Хорошо известно, чем обернулась для ее строителей эта история.
5. Техногенная цивилизация

Процессы, происходящие в современной техногенной цивилизации, сопровождаются быстрой сменой системы ценностей, господствовавших в культуре столетия и даже тысячелетия. Европейская цивилизация достигла не только высот технического совершенства в различных сферах человеческого бытия, создав комфортные условия существования современному человеку. Но в то же время техногенный характер цивилизации привел к непредвиденным результатам и прежде всего к утрате человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной цивилизации, основанной на активном участии человека в формировании условий его среды обитания, и восточной культуры, основанной преимущественно на созерцательном к ней отношении, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия техники над человеком? Предвидя происходящие сегодня в мире процессы, Бертран Рассел предостерегал: «Наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели».
Абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре привела к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породила одну из важнейших проблем современной цивилизации – экологическую. В отличие от Запада, на Востоке человек не противопоставлял себя природе, а жил в согласии с ней. Первые две исторически обусловленные культурные парадигмы позволили сформировать и особое понимание человеческой деятельности. С позиции западноевропейской культуры деятельность человека рассматривается направленной преимущественно вовне, на преобразование природы и всего окружающего мира, а не на самого человека. В восточных культурах традиционно доминировало стремление к духовному совершенствованию человека.
В современной техногенной цивилизации важнейшей характеристикой является технико-экономическая результативность преобразования внешнего мира, порожденная подобной западной традицией. Доминирование протестантской этики, рационализма и прагматизма, ориентация на автономию личности, ее юридических прав и свобод в гражданском обществе, унификация образа и стиля жизни в рамках общей глобализации, которую обслуживают средства массовой информации и массовой культуры.
Однако по мере глобализации многих сторон жизни современного человека все более заметны знаки и противоположной тенденции. Это выражено в стремлении сохранить уникальность национальных культур и, прежде всего, национального языка. С осознанием происходящих процессов в современном обществе может произойти изменение приоритетов в шкале культурных ценностей. Созидание иного отношения к природе, формирование экологической и, в целом, духовной культуры, основанной на традиционных нравственных ценностях.
Целостное осознание проблем, происходящих в современной культуре и цивилизации, возможно на стыке междисциплинарных подходов в науке, в выработке новой методологии исследования, обогащенной разработками в области смежных дисциплин, но также во взаимном движении науки и религии навстречу друг другу. Сознательность и ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, пагубно отражающихся на жизни людей отдельных регионов и всей планеты.
Актуальность рассматриваемых проблем, касающихся культуры и цивилизации, очевидна и затрагивает не только интересы ученых, но и поставлена самой жизнью. Современное человечество, обремененное духовным кризисом, в конце второго и начале третьего тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора между традиционными ценностями и «новой духовностью», которые должны составить ядро новой цивилизации.
Оба понятия – культура и цивилизация характеризуют определенный тип общественно-исторического устройства и присущие ему характеристики, но каждое понятие делает это преимущественно со своей стороны. Культура – со стороны духовного опыта отношений человека к богу, природе, социуму, самому себе, а цивилизация преимущественно – с материально-технической стороны. Различие их кроется также в том, что в культуре главным, регулирующим все общественные отношения началом, является мораль, оформленная в рамках традиционных религий, которые возникают на более поздних этапах исторического развития человечества, чем ранние формы религиозно-мифологических верований. В то время как в цивилизации регулирующим началом отношений в обществе выступает право, возникающее значительно позже моральных норм, заключающих в себе некое абсолютное знание о назначении человека и его месте в мире. Право менее всего содержит в себе элементы абсолютного первоначала и всегда относительно может регулировать и защитить интересы большинства, как и отдельной личности, поскольку слишком очевидна его связь и зависимость от власти имущих. Не случайно античная богиня правосудия изображалась с закрытыми очами.
Очень важно иметь истинное, а не искаженное представление о том, что заключено и отражено в научных понятиях, которыми мы так часто пользуемся. Наш язык не вправе искажать суть того, что несет в себе слово, ибо в противном случае нам вряд ли удастся постичь объективные жизненные реалии и вступить с ними в истинные взаимоотношения.
6. Список используемой литературы

1. Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993 г.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древние цивилизации. – М, 1989 г.
3. Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация. – М., 1992 г.
4. Лотман Ю. М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987 г.

  • Сочинение рассуждение русский язык как развивающееся явление
  • Сочинение рассуждение роман дубровский
  • Сочинение рассуждение роль учителя в жизни человека
  • Сочинение рассуждение роль луки в пьесе на дне
  • Сочинение рассуждение пушкин выстрел