Сочинение рассуждение проблема образования и воспитания в комедии недоросль

Ярче всего в комедии фонвизина недоросль проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей стародума и простаковой. в пьесе они противопоставлены
  • Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
    Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
    Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.

  • В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.
    Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги. Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.
    Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его  мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

    Сочинение 2

    Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.
    Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.
    Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.
    Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.
    Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.
    Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и  папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

  • В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
    Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
    Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
    Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

    Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

    «Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма.  Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

  • Денис Иванович Фонвизин знаменит прежде всего как автор комедии «Недоросль». Это одно из самых значительных литературных произведений XVIII века. Основная тема пьесы — социально-политическая: описывается полное отсутствие меры и здравого смысла в поведении помещиков, поддерживаемых властью и бесправие крепостных («С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем»). Однако не менее важна тема воспитания и образования, тоже ярко изображенная в комедии. За основу для образа Митрофана Фонвизин взял распространенный тогда образ не закончившего обучение дворянского подростка. В те времена действовал указ Петра I о том, что все дворянские сыновья были обязаны до 20 лет учиться, а иначе им было запрещено жениться и идти на службу. Поэтому многие, и Митрофан в их числе, учились фиктивно, как говорил сам Фонвизин, “через воспитание разумели они одно питание”. Госпожа Простакова тоже не скрывает этого факта: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Также в пьесе упоминается, что Митрофан «летит в чины, лежа на боку», то есть по документам он служит, получая при этом звания и награды, а на самом деле даже не выходит из дома.
    Конечно же, образованные русские люди того времени, к которым относился и сам Фонвизин, настойчиво твердили, что всему русскому дворянству образование необходимо. В комедии положительные умные герои (Правдин и Стародум) говорили: “имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена”, “Золотой болван – все болван” – выражая ту точку зрения, что быть умным, образованным человеком важнее, чем богатым дворянином. Также они выражали свою точку зрения о настоящем дворянине и истинной системе ценностей.«не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить».
    Митрофан — ярчайшее проявление всех дурных дворянских качеств на тот момент. Но причина этого во многом кроется в его матери. Он перенял у нее все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Здесь все перевернуто вверх дном; во всем гнет и произвол, ложь и обман. Простакова – смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна. В ее роду неумение читать считается атрибутом истинного дворянского происхождения. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и невежду такого же, как собственная мать. Она души не чаяла в своем чаде, и в связи с этим сильно избаловала его: “Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань”.
    Учителя, нанятые Простаковой, тоже не давали недорослю ни хорошего образования, ни правильного примера поведения. Они были такими же недоучившимися, как и он сам. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “Не хочу учиться, хочу жениться” Вральман же — простой конюх, который тоже никогда ничего не заставляет и отпускал Митрофана, если тот очень «устал».
    Все последствия плохого воспитания прекрасно проявляются в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери (“Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…”), а Стародум подводит вполне резонный итог: «Вот злонравия достойные плоды!»
    В настоящее время эта проблема не менее актуальна, чем во времена Фонвизина, причем до нас она дошла почти без изменений. Сейчас многие богатые родители отправляют своих детей в престижные и дорогие частные школы, но образование там не всегда находится на должном уровне. Как следствие, дети проникаются нелюбовью к учебе. Родители же не всегда следят за своим поведением в присутствии детей, подавая им дурной пример. В то же время они души не чают в своих чадах и сильно их избаловывают. Таким образом, в наши дни мы видим определенное совпадение с ситуацией, описанной Фонвизиным. И также как 250 лет назад мы понимаем, что человека сильного, благородного в мыслях и поступках, настоящего гражданина делает желание и умение учиться , применять свои знания на практике, продуктивный труд на благо общества.
    Добавил: KaulleN

  • Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.
    Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать  очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.
    Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье.  И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля,  так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.
    Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же,  хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

    Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

    Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

  • Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
    «Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
    Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.

  • В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
    Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
    Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
    В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
    Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.

  • В своем произведении «Недоросль» Денис Иванович поднимает много социальных проблем, которые можно было встретить в русских семьях конца восемнадцатого века. Самыми острыми проблемами в этом произведении стали две: проблема воспитания и проблема образования.
    На протяжении всех действий комедии мы видим жизнь помещичьей семьи Простаковых и их родственников. Верховодит в семействе мать Простакова. Ее мнение не обсуждается, ее побаивается муж. Их сын Митрофанушка ленивый и недалекий подросток. Он хочет только играть, есть, пить и жениться.
    С самого начала пьесы становится понятно отношение Простаковой к учебе. Она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан для ее сына. Тришка пытается защищаться, говорит, что надо было кафтан у портного заказывать. Простакова его ругает, что он сам должен кафтан шить и учиться этому не надо.
    Мать обожает сына, но не видит пользы от наук. Она ругает учителей Цыфиркина и Кутейкина за то, что они перегружают Митрофанушку науками. Когда приходит время заниматься, Митрофанушка старается увильнуть от занятий всеми возможными способами. У него нет желания учиться. Когда матушка хочет показать образованность сына Стародуму, она просит учителей дать сыну задание. Митрофанушка же требует от Цыфиркина давать задания по пройденному материалу. Учитель говорит Митрофанушке о том, что нельзя повторять только старый материал, толку от этого мало. Но даже задачи по пройденному материалу Митрофанушка решить не старается. Простакова заявляет, что задания глупые, нечего ребенку ломать над ними голову. Она даже не может понять, что без решения таких задач ее сын в будущем не сможет вести хозяйство. Потом приходит очередь Кутейкина заниматься с Митрофанушкой чтением. Простакова снова мешает учителю, в чем ее активно поддерживает Вральман.
    Вральман в прошлом служил кучером, а в семью Простаковых попал учителем французского языка и других наук. Произошло это из-за необразованности Простаковых, которые не смогли понять уровень знаний этого человека. Вральман конфликтует с Цыфиркиным и Кутейкиным. Он сам не способен ничему полезному научить Митрофанушку и им мешает. В разговоре между собой учителя выказывают недовольство Адамом Адамовичем. Только они начинают занятия, он приходит и срывает их. Вральман постоянно напоминает о вреде учебы для здоровья. В разговоре с ним Простакова жалуется на то, что стало слишком много умных людей. Вральман же советует ей не заставлять Митрофанушку учиться, убеждает в том, что необразованных людей намного больше и Митрофанушке лучше общаться с ними.
    В противоположность этим персонажам в комедии есть образованные люди. Это учителя Цыфиркин и Кутейкин, чиновник Правдин, Стародум и его племянница, Милон. Эти персонажи понимают ценность образования, они видят всю недалекость семейства Простаковых и Скотинина. Им неприятна их необразованность и грубое поведение.
    Учителя Цыфиркин и Кутейкин прекрасно понимают, что не могут обучить Митрофанушку своим наукам. Они жалуются друг другу на глупость ученика и козни Вральмана. В конце концов, они даже затевают драку с Вральманом, чтобы отомстить ему за его козни в обучении.
    Стародум тоже ценит образованность, воспитанность и честность. Ему противно само общение с Простаковыми.
    Вторая проблема, которую Фонвизин поднял в этой комедии, это проблема воспитания. Простаковы невоспитанны. Мать Простакова привыкла всеми командовать, бить слуг за любую провинность. У нее все вокруг виноваты, только сыночек непогрешим. Ее брат Скотинин тоже не отличается хорошими манерами, да и хорошим отношением к людям. Он готов силой взять Софью в жены. Он ценит свиней больше людей.
    Когда Простаковы узнают о возвращении дяди Софьи, они пугаются. Простакова старается заискивать перед Стародумом, но только демонстрирует свою невоспитанность и глупость. Ради выгоды сына она готова идти на преступление. Сын Простаковых Митрофанушка никого не любит и не уважает. Он издевается над отцом, руководит действиями матери, а в конце комедии отталкивает ее. Он дает матери понять, что они с отцом ему надоели, он ими не дорожит.
    На мой взгляд, Фонвизин пытается донести до читателя мысль о том, что только образованный и воспитанный человек достоин уважения, и ценен для общества.

  • В наше время не все родители хорошо следят за воспитанием своих детей. Такие случаи были и в восемнадцатом веке. Яркий пример, показывающий проблемы воспитания детей в ту эпоху, – произведение Ф.И.Фонвизина «Недоросль».
    Я бы хотела выяснить, почему же существуют такие грубые и некультурные дети? Зависит ли их существование от их воспитания, от родителей?
    По-моему, это напрямую зависит от родителей.
    Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Это грубая, жадная, невежественная, эгоистичная женщина. Кажется, что она совсем утратила человеческий облик. Она совсем не умеет ценить труд людей, которые работают на нее. Даже человеку, который годится ей в матери, который ухаживает за ее сыном, эта женщина отплачивает постоянными упреками и пощечинами. Своих слуг она вообще ни за кого не считает. Я не понимаю, как мать и в первую очередь женщина может так относиться к людям. Не удивительно, что ее сын мало отличается от нее самой.
    Не проходило ни одного утра, чтобы она не разругалась с Еремеевной, Тришкой или с мужем.
    Отец Митрофана – господин Простаков – и вовсе не участвовал в воспитании своего сына. Митрофан унаследовал все качества своей матушки. Он был невоспитанный и наглый, как и его мать. И разговаривал он очень грубо не только со слугами, но и с собственными родителями. Разве такое поведение приемлемо для ребенка, у которого еще не до конца устоялись нормы поведения в обществе!?
    Госпожа Простакова была безграмотная и часто называла науки «дурацкими». Благодаря этому и Митрофан испытывал особую нелюбовь к всяческим наукам.
    Вероятнее всего, Митрофан не изначально по своей натуре был именно таким. На него негативно влияла обстановка, окружающая его ежедневно. Обстановка постоянных ссор и криков, в которой развивающемуся ребенку вообще категорически запрещено находиться.
    Прочитав данное произведение, я могу смело сделать вывод, что в плохом поведении детей в большей степени виновны их родители. Именно они ежедневно показывают пример своим детям. Показывают, как себя нужно вести, как нужно общаться с людьми, относиться к ним. Но и сам ребенок непосредственно должен следить за собой, своим поведением и поступками. Ведь именно ему самому в будущем придется находиться в обществе и самому отвечать не только за свои поступки, но и поступки своих будущих детей!

  • Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писателей наиболее прогрессивного «сатирического направления» литературы XVIII века.
    Вершиной творчества драматурга явилась комедия «Недоросль». Одной из центральных проблем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых людей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем.
    По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как «через воспитание разумели они одно питание»,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нарисованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества.
    Бесчеловечное обращение героини не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясывается, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещичьей усадьбе. «После того, как мы все отняли у крестьян,— сетует помещица,— отнять больше нечего». Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами.
    Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить «жестокосердечную помещицу». Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой также терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видит вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась… », — бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей. Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен.
    Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он, как скряга.
    Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать.
    Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Скотинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать смеха и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.
    Так писатель заставлял читателя задуматься о важной проблеме отсутствия должного воспитания, которое могло привести к появлению целого поколения невежественных людей, чьи представления о жизни строились по глубоко аморальным и ложным представлениям о жизни. Написанная более двухсот лет назад, комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, решаемые Фонвизиным, также остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему.

  • Конспект урока: «Проблема воспитания  в комедии Д.И.Фонвизина
    «Недоросль».

    Основной конфликт и проблематика».

    Учитель: Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка
    и литературы.

    Предмет: Литература.

    Класс: 8

    Тип урока: освоение новых знаний.

    Цели урока:

    ·  Обучающая — знакомство с жанром комедии;
    выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с
    эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от
    них.

    ·  Развивающая — создание условий для формирования
    умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою
    точку зрения, решать проблемную ситуацию.

    ·  Воспитательная — воспитание стремления быть
    по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть
    и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Основной метод: проблемный метод с аналитической беседой.

    Формы:
    коллективная , индивидуальная, групповая.

    Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

    Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.

    Оформление доски: запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

    Эпиграф: 
    Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,

    а гроза духа, оскорбленного
    позором общества». 
    В. Г. Белинский. 
     

    1.Организационный
    момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

       «Я рада, мои любезные друзья, видеть
    вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе
    образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего
    ума и плоды  благородного воспитания».    

    — Возможно, так поприветствовал бы вас,
    молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин –
    удивительный  писатель 
    XVIII века.
    Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином».

    2. Проверка домашнего задания

    1) Краткие
    сведения о Д.И.Фонвизине
    (выступление учащегося, задание заранее выдано)

    Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился
    в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете,
    учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на
    философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся
    переводами.

    Он рано увлекся театром. Впервые
    попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия,
    произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

    Будущий драматург рано проявил
    живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность,
    юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны,
    то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».

    В 1762 году Фонвизин переехал в
    Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769
    г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за
    работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины
    Второй.

    Первое оригинальное
    произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия,
    которая пользовалась шумным успехом.

       Комедия «Недоросль» была завершена в
    1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием
    кошельков».

    2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в
    тетрадях.

    Сатира — обличающая, бичующая ирония.

    Драма — род литературных произведений,
    построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения
    на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического
    содержания (в отличие от комедии и трагедии).

    Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно
    в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой
    и т. д.

    Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются
    человеческие пороки.

    Недоросль — молодые людикоторые не
    получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до
    службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

    Слово учителя:

    По сюжету и по названию
    «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина,
    вырастив его «недорослем». Проблема воспитания — центральная в произведениях
    эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы:
    речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан — тот самый
    недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет,
    откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

    3. Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация. Работа
    над проблематикой пьесы. 

    — Посмотрите небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)

    —  Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои?  Нет ли
    среди нас потомков Митрофана и его матери?

    —  Произведение
    «Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого
    представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия
    Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

    —  В чем секрет неувядаемости комедии?

    Проблемный вопрос:  

    — Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России?
    (на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

    Постановка цели
    урока.
       

    Обратимся
    к теме нашего урока.  Какие ключевые слова есть в названии нашего
    урока? (воспитание, гражданин)

    — Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.

     «Воспитание»: ребенок, родители, семья, учителя, взросление,
    формирование человека, развитие…

    «Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

    Как вы понимаете слово  воспитание

       Воспитание — планомерное воздействие на умственное
    и физическое развитие детей, формирование их морального облика
    привитием им необходимых правил поведения.

    — 
    Какая проблема
    затронута
    в комедии « Недоросль»?
    (Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

     —  Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы
    хотели бы сегодня  получить ответы?

    Каковы  цели нашего занятия?

    —  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

    —  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал
    настоящим гражданином.  

     — Кто является настоящим гражданином?

    4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний

      1)  Начнем нашу работу, как говорит один из героев
    комедии, «с задов», то есть с повторения.

    XVIII в. имел для России особое
    значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

    Велики были
    достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие
    Россию  вровень с европейскими государствами:

    1) в 1721
    г. учреждается Петербургская Академия наук;

    2) в 1755
    г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

    3) в 1757
    г. основана Академия художеств.

    Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного
    человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и
    Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло
    новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

    Понятие «классицизм» в переводе с
    латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в
    искусстве Древней Греции и Рима.

    Искусство классицизма проповедовало идеи
    гражданственности, идеи просвещения.

    Принципы классицизма:

    1.     
    Основа всего – разум.
    Прекрасно лишь то, что разумно.

    2.     
    Главная задача –
    укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

    3.     
    Высшее достоинство
    человека – исполнение долга, служение государству.

    4.     
    Наследование античности
    как образцу.

     Комедия «Недоросль»
    является классицистической комедией:

    герои делятся на положительных и
    отрицательных;

    – герои наделены
    «говорящими» фамилиями;

    – положительные герои
    являются воплощением идеи гражданского служения государству;

    Комедия «Недоросль» — блистательное сатирическое произведение
    для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие
    пороки.

     — Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.

    Что же  такое сатира? Комедия?

    Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид
    комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или
    несовершенства человеческой жизни.

    Комедия — это жанр драмы, в котором
    высмеиваются человеческие пороки.

    — Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад
    и  вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных
    персонажей.

    2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

    —   Почему комедия так названа? «Недоросль»?
    Понравилась ли она?

    —   Почему Митрофана называют недорослем?

     Недорослями тогда называли всех дворянских
    подростков до 15-16 лет.

    Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до
    20 лет,
    чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в
    домашних условиях для поступления на службу.

    —  Какие
    качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

    Понаблюдаем за героями комедии и ответим на
    этот вопрос.

    — Каким вы представляете Митрофана?

    (Митрофан – характер комический.  Полное
    незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и
    сообразительность).

    — Как героя воспитывала мать?

    Какое
    воздействие оказывала на Митрофана мать
    ?

    3) Групповая работа (решение проблемы)

    Задание на карточке.

    1 группа.

    —  Давайте посмотрим, в какой
    семье
    воспитывается Митрофан.

    —  Обращаясь к тексту, покажите на
    примерах,  как  Простакова ведет себя со своими  близкими: с мужем, братом,  с
    учителями Митрофанушки, со слугами.

    —  Что это за женщина?

    К Тришке: мошенник, вор, скот,
    воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

    К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты
    не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…

    Ты еще, старая ведьма, разревелась…

    Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а
    милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв.
    6 );

    Мужу :  Я холопам потакать не намерена.
    Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

       Все сама управляюсь, батюшка: то
    дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

    .К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до
    рожи, до рожи…( д.З, яв.З  — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай
    додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до
    смерти!  (д.5, яв.2)

    К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

    Вывод:    Простакова — полновластная
    хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее
    согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со
    слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

     Муж у нее под каблуком,  она им помыкает.
    Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится
    неуважительно,  кормит плохо.

    2 группа. 

    —  Но как эта «презлая
    фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте
    комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая,
    безрассудная, животная?

    ( Заступается за сына, ругает
    учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить
    Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

    (  То, как она им любуется… 
    «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно
    ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

    —   В чем она видит благо, счастье
    для своего сына? Каков её идеал?

     (Её идеал – батюшка, который
    «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и —  сохранить», для этого хочет
    женить на Софье Митрофана.

    —    Как Простакова относится к образованию?
    Для чего она нанимает учителей?

    “Без наук люди живут и жили”- говорит
    помещица.
    Она
    присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что
    Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.

    При решении задачи о деньгах она
    советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не
    делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)

    Простакова о географии: “…Да
    извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4,
    яв.8)

    —   Почему же Митрофан ничему
    не научился
    ?  На кого похож?

    Выводы: Простакова   —  невежественная,
    необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к
    людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

    Она  уродует его характер, воспитывает в
    нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится
    похожим на мать.

    Сама она невежественная, безграмотная
    женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает
    образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

    3 группа.

    Герои — антиподы Митрофана.

    Кто они? Прочитайте высказывания
    Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

              
    Глупому сыну
    не в помощь богатство.

              
    Имей сердце,
    имей душу, и будешь человек во всякое время.

              
    Невежда без
    души – зверь.

              
    Золотой болван
    – всё болван.

              
    Наличные
    деньги — не наличные достоинства.

    —    Кто Милон по роду занятий? Какой
    он офицер
    ? Что мы узнаем о нем?

    —   Какие качества он ценит в
    человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      (
    дейст.4 явл.  6 ).     

     Вывод:  Милон любит Родину, он честен,
    справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер.
    Он образец настоящего гражданина  Отечества.

    4. Подведение итогов.  Рефлексия.

    Фонвизин обращается к вам,
    молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование,
    верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

    — На какие вопросы вы получили
    ответы на нашем занятии? 

    — Кого можно назвать настоящим
    гражданином своего Отечества?

    — Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я
    задумался…»

     —
    Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану
    доверить будущее России? Почему?

    Выводы: Митрофан,
    воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

    Не
    уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну,
    следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может
    быть истинным гражданином.

    5. Домашнее
    задание

         Напишите  мини-сочинение 
    «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт:
    комедия «Недоросль» Фонвизина).

    Используем
    фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному
    примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», «
    трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»   

     Выставление оценок

    Инфоурок

    Литература
    ПрезентацииПрезентация к уроку литературы «Подготовка к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

    Презентация к уроку литературы Подготовка к сочинению по комедии Д.Фонвизина...

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • 1 слайд

      Презентация к уроку литературы Подготовка к сочинению по комедии Д.Фонвизина

      Описание слайда:

      Презентация к уроку литературы
      Подготовка к сочинению по комедии Д.Фонвизина «Недоросль»
      Подготовила
      Михалёва Инна Ивановна
      Учитель русского языка и литературы
      ГБОУ школы № 482
      Выборгского района
      Г.Санкт-Петербург

    • 2 слайд

      «Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь

      Описание слайда:

      «Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

    • 3 слайд

      Что должно отражать сочинение: 1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды,

      Описание слайда:

      Что должно отражать сочинение:

      1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды, цитаты).

      2.Понимание текста (тезис, доказательство, вывод).

      3.Понимание авторской позиции (она заключается в выводах).

    • 4 слайд

      ТЕМА СОЧИНЕНИЯ  Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонви

      Описание слайда:

      ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

       Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

    • 5 слайд

      Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль . Гражданин – лицо, принадле

      Описание слайда:

      Лексическая работа.

      Л.: гражданин, недоросль .

      Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

    • 6 слайд

      Что значит быть истинным гражданином? Любить Родину, трудиться на её благо

      Описание слайда:

      Что значит быть истинным гражданином?

      Любить Родину,
      трудиться на её благо,
      быть честным, справедливым, умным,
      подчинять свои интересы общественным.

    • 7 слайд

      Недоросль – В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия

      Описание слайда:

      Недоросль –

      В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

      Глуповатый юноша – недоучка.

      В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль — лодырь, бездельник.

    • 8 слайд

      Особенности комедии как драматического произведения. Следует ли считать, что

      Описание слайда:

      Особенности комедии как драматического произведения.
      Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма?
      Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?
      О чём заботилась Простакова, воспитывая сына?
      Митрофан на уроке. Чему учился Митрофан на уроке?
      Каков итог воспитания?

    • 9 слайд

      План сочинения I Вступление. 1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник

      Описание слайда:

      План сочинения

      I Вступление.

      1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник великой русской комедии.
      2. Острые социальные вопросы в комедии «Недоросль».

      II. Главная часть сочинения.

      Какую идею проводит автор через своего героя?

      III. Актуальность воспитания в наши дни.

    • 10 слайд

      Речевые клише : Автор поднимает проблему… Одной из проблем, поднятых автором

      Описание слайда:

      Речевые клише :

      Автор поднимает проблему…
      Одной из проблем, поднятых автором, является…
      Автор задается вопросом….
      Автор заставляет нас задуматься о том…
      Автор считает…
      Автор полагает…
      Автор хочет донести до читателя мысль…
      Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
      Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
      эпизод ( сцена )…
      Эту мысль можно доказать на примере…

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

    Проверен экспертом

    Общая информация

    Учебник:
    «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    Тема:
    Недоросль. Комедия в пяти действиях. (В сокращении)

    Похожие материалы

    • Конспект урока по литературе 8 класс «В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

    • Конспект урока на тему: «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина». 6 класс.

    • Творческая работа учащегося 5 класса на региональный конкурс творческих работ учащихся 5-8 классов «Моя Ясная Поляна»

    • Преемственные связи в зарубежных романах

    • Литературная викторина по сказке А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

    • Презентация по литературе «Технология смыслового чтения при дистанционной работе с детьми ОВЗ»

    • Презентация. «Литературные курановские чтения по рассказу Ю.Куранова «Кулачка»

    • Презентация. «Задачи чтения в рамках ФГОС второго поколения» (из опыта работы)

    • Не нашли то что искали?

      Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

      5448986 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

    • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

    • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

    • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

    • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

    Автор:
    Guru
    ·
    Опубликовано
    · Обновлено

    (696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.

    Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.

    Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.

    В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.

    При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.

    Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.

    Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.

    Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.

    Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.

    Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.

    В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Апр
    23 2014

    Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

    Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной комедии “Недоросль” он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостнического строя при Екатерине II. Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно красноречивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин. Неограниченный произвол помещичьей власти в коме-дйи “Недоросль” изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что “Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения”.
    Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии: “Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучреж-денном государстве терпимо быть не может”, “презренной фурией” называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: “А ты, скот, подойди поближе”, “А ты разве девка, собачья ты дочь?
    Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?” Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова “прибить до смерти” своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим &copy A L L S o c h. r u безвольным мужем, Простакова называет его то “рохлей”, то “уродом”. Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну — шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке.
    Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми”, “Не учись этой дурацкой науке”. Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-’ нимает учителей, просит Мйтрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению.
    “Без наук люди живут и жили”, — уверены Простаковы. Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и “мастерски обдирает”. Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи.
    Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям. Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони, поскольку эти люди сами не считают нужным скрывать их. Они считают, что их власть безгранична и непререкаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превращает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет самих помещиков.
    Положительные образы представителей передового дво-рмнетии (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, человечны. Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью.
    Стародум требует ограничения произвола царя и помещиков, резко выступая против “двора”, где “по прямой дороге почти никто не ездит” и где “водятся премелкие души”. Отношение Старо дума к крепостничеству выражено в словах: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: “Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды.
    Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола помещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.
    Таким образом, мы видим что Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.
    Предыдущие Сочинения: Смерть Мармеладова
    Следующие Сочинения: Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Передовые люди в комедии (образ Стародума)
    Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    Решение задания ЕГЭ и выводы по теме Фонвизин «Недоросль»
    «НЕДОРОСЛЬ»
    «Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин
    «Недоросль»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  • Сочинение рассуждение проблема человека в пьесе на дне
  • Сочинение рассуждение про школу
  • Сочинение рассуждение про счастье
  • Сочинение рассуждение про чацкого с цитатами
  • Сочинение рассуждение про фразеологизмы