Сочинение рассуждение про русский язык

Напишите сочинение по прочитанному тексту. сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. прокомментируйте сформулированную проблему. включите в комментарий два примера-иллюстрации

221309 or


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.

Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.

Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь.
(По В.А.Солоухину)*

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.

Домашнее задание

Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

Сочинение рассуждение про русский язык

20210413 vu tg sbscrb2

Материал предназначен для учителей и учеников. В нём рассматривается композиция сочинения в формате ЕГЭ 2020-2021, дается расшифровка каждого пункта плана, предлагаются варианты клише.

Сочинение рассуждение про русский язык

Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2021

ЭТО

КОНСТРУКТОР

1.Проблема .

Вопрос, который волнует автора.

Смотреть:

  • информацию о тексте (задание 22, 26) и об авторе текста;

  • ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста (они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём).

Сравнить начало и финал текста:

  • что изменилось в авторских рассуждениях о событии или явлении;

  • в герое, его поведении и/или мироощущении;

  • в ситуации, расстановке персонажей;

  • чем завершился конфликт (при его наличии);

  • место и время действия;

  • художественные детали , важные для «расшифровки» текста.

  • Ф.И.О. (автора) ставит проблему + сущ. в р.п..

  • В предложенном для анализа тексте Ф.И.О. (автор) задается вопросом: …? Для писателя очень важна проблема + сущ. в р.п..

  • Какими должны быть …? Этой проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).

  • В чём заключается …? Такова проблема, которую ставит Ф.И.О. (автора) .

  • С интересом прочитал предложенный для анализа текст. О чем же автор заставляет задуматься читателя? Конечно же, о том ,…

  • Что такое …? Как проявляется … в современном мире? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного публициста… Ф.И.О. (автора) .

2. Комментарий

сформулированной проблемы (два примера-иллюстрации из прочитанного текста,

важные для понимания проблемы исходного текста ).

Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы.

Запомните! В основе комментария — поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно!!!  В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора).

Алгоритм работы над комментарием:

  • выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;

  • отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;

  • выявить связь между примерами-иллюстрациями;

  • объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.

1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия

поставленной проблемы информация текста,

сопровождаемая пояснениями, интерпретациями.

Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

  • Размышляя над данной проблемой, автор в качестве примера приводит …, рассказывая о …

  • Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает….

  • Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. Ф.И.О. (автора) рассказывает о том, как …

  • В центре внимания автора — размышления …

  • Рассматривая данную проблему, писатель знакомит читателя с …, который …

  • Используя …, Ф.И.О. повествует …

Пояснение к 1-му примеру.

Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

  • Благодаря этому мы понимаем…

  • На мой взгляд, обращая взгляд читателя на …, писатель убеждает нас в том, что …, потому что …

2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

По мере развития авторской мысли мы видим , что…

  • В следующем эпизоде на первый план выходит…

  • Но автора поражают не только … Он пишет о том, что …

  • Публицист стремится донести до читателя мысль, что ….

  • Авторская взволнованность передается при помощи коротких и ёмких предложений (№ …). Использует он и такие яркие средства художественной выразительности, как … (предложения № …).

  • Продолжая размышлять о …, Ф.И.О. называет точную причину этого: «….». И у него есть конкретное предложение, что нужно делать, чтобы…

  • Раскрывая проблему дальше, публицист делится с читателем мыслями героя, подчеркивая особенность в поведении: «…..». И на еще одну психологическую деталь фокусирует взгляд читателя И.О. (автора):…

Пояснение ко 2-му примеру.

Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

  • Иными словами, произошедшие с …. события научили его ценить ..

  • Мне кажется, автор показывает, насколько сильной может быть …

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

Объяснение, с какой целью автор связал эпизоды.

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь.

Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме …., помогают понять всю глубину поднятой проблемы.

Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то,

Противопоставление:

  • С помощью противопоставления автор подчеркивает, что…

  • Однако из следующего эпизода становится понятно, что …

  • Совсем иначе ведет себя такой-то герой…

  • Поведению героя противопоставлены поступки..

Дополнение/ уточнение:

  • Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде…

  • Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то ( для публицистики)…

  • Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде…

Выделение:

Автор текста фиксирует внимание…

Объяснение:

Автор объясняет это тем, что..

Подтверждение:

В подтверждении этих мыслей автор…

3. Позиция автора.

Ответ на вопрос , который волнует автора .

Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Советы

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

  • Автор прямо не высказывает свою позицию, но обращает внимание читателя на…, и тем самым убеждает нас, что …

  • Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении + цитата(для публицистических текстов).

  • Авторская позиция теперь становится предельно ясна.

  • Автор убежден:…

4. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.

Аргументация собственного мнения.

Запомните! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором .

Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис.

Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому).

  • Я разделяю мнение Ф.И.О. В подтверждение своих мыслей и позиции автора хочу обратиться к произведениям классиков русской литературы. Вспомним героя…(аргументация к сочинению может быть любой: прочитанная книга по литературе, истории и др., просмотренный фильм, произведение искусства и т.)

  • С автором сложно не согласиться. Действительно, всё чаще в средствах массовой информации, Интернете, а иногда и в книгах можно заметить …. Ещё Ф.И.О. в известной книге «…» описал проблему ……

  • Я совершенно согласен с мыслью автора: именно …. Подтверждением этой мудрости для меня служит, например, такая русская пословица: «…».

5. Заключение.

Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом.

Приемы, используемые в заключении:

  • Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).

  • Призыв , обращение к читателю.

  • Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).

  • Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.

  • Цитата , содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.

  • Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.

  • Завершая размышления над текстом Ф.И.О., отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему….

  • В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о…

  • Таким образом, мы убедились, что … заставляют человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и , как следствие, быстро повзрослеть.

  • Подводя итоги, хочется сказать, что…( быть грамотным сегодня – задача номер один каждого выпускника школы), потому что …(знание литературных норм языка позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей).

  • В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут бороться с этой проблемой, …(читать книги, усердно учиться и повышать уровень грамотности).

  • Таким образом, мы приходим к выводу:..

  • В заключение мне хочется сказать, что поднятая автором проблема будет актуальна всегда:…

125731 5fec4f0bcbe06

-75%

Сохранить у себя:

Сочинение рассуждение про русский язык Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку) (29.52 KB)

icon visionoff

icon visionon

Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов».
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина».

Предмет:
русский язык

Тип
урока: задание открытия свежих познаний.

УМК
«Русский язык. 2 класс»

Цели:
уточнение представлений о значительных симптомах гласных и
согласных звуков; становление умения следить за
произношением текстов и проводить их
звуковой тест классифицировать имеющиеся у ребят познания о
звуках и буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их;
развивать устную и письменную
речь студентов, креативные возможности, формируя на
уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость;
обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и
выражениями;

 Задачки урока:

Образовательная: 

зафиксировать умение предопределять звуки
и буковки.

Развивающая:

развивать
мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и
обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной
памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по
формированию речевой работы студента.

Воспитательная:

прививать опрятность в
ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности
коллектива; внимание к предмету российского языка ;
культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание,
активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.

Технологии:

проблемно-ориентированного
обучения;
информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества. 

Способы изучения:

исследовательский,
частично-поисковый, способ проблемного изучения,
дедуктивный, приятный, словесный, одобрение. 

Способы изучения: 

Демонстрация Power
Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к
физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы
с словами для
работы студентов. Башковитый лексика Цветные карандаши.

Тема:
Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов». Проект
«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина».

Цель:
развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел
художника, передавать своё отно¬шение к картине.

Формируемые
УУД: п. — осознанное и произвольное по¬строение речевого высказывания в устной
и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими норма¬ми родного языка; р. —
составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и
его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив
в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваи¬ваемого
содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.

Оборудование:
портрет В.А. Серова, репродукция картины «Мика Морозов».

Ход
урока

I.
Организационный момент

II.
Проверка домашнего задания

— 
Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова.

— 
Какие чувства он у вас вызывает?

— 
Назовите падеж выделенных прилагательных.

— 
Назовите части речи в первых двух строках.

III.
Работа по теме урока

1.
Работа по учебнику                            

Упр.
21 (с. 13).

— 
Прочитайте текст.

— 
Определите тему и главную мысль текста.

— 
Объясните смысл слов мастер портретной живописи, ми¬ровое искусство.

— 
Удалось ли вам представить мальчика? Благодаря чему вам это удалось? (Благодаря
большому количеству имён прилага¬тельных в основной части.)

— 
Определите тип текста. (Описание.)

— 
Расскажите, каким вы представили себе мальчика.

2.
Рассказ учителя о В.А. Серове

Валентин
Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 г. Его отец Александр
Николаевич Серов был известным компози¬тором и выдающимся музыкальным критиком,
мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же
ри¬совать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались
петербургские знаменитости.

Заметив
страсть сына к рисованию, мать поехала в Париж к знакомому художнику И.Е.
Репину, и Валентин стал брать у него уроки.

В
1880 г. Серов поступил в Императорскую Академию худо¬жеств.

Созданный
в 1901 г. замечательный детский портрет «Мика Морозов» принадлежит к числу
шедевров в творчестве Валентина Александровича Серова. Хранится картина в
Государственной Третьяковской галерее в Москве.

IV.
Физкультминутка

V.
Продолжение работы по теме урока

Работа
по учебнику

Упр.
22 (с. 13).

— 
Рассмотрите картину «Мика Морозов» в «Картинной гале¬рее» учебника.

(Далее
беседа по вопросам и заданиям упражнения, написа¬ние сочинения на черновике.)

— 
Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго от¬носился к выбору слов в
своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его
произведения считаются классическими и люди читают их по сей день. Вам
предстоит проанализировать употребление им имён прилагательных в «Сказке о
рыбаке и рыбке».

— 
Откройте учебник на с. 28. Прочитайте план работы.

— 
Определитесь с тем, как вы будете выполнять работу -в паре или индивидуально.

 (Учащиеся
выбирают форму работы, обсуждают проект, рас¬пределяют работу. На выполнение
проекта отводится два-три дня.)

Выполнить
проект.

VI.
Рефлексия

(Чтение
и анализ нескольких сочинений.)

— 
Оцените свою работу на уроке.

VII.
Подведение итогов урока


 С творчеством какого художника вы познакомились сего¬дня на уроке?

— 
Что вы узнали о нём?

— 
Что можно сказать о человеке, так точно изобразившем чувства ребёнка?


Захотелось ли вам больше узнать о творчестве В.А. Серова?

Домашнее
задание

Переписать
сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В.А. Серова. Упр. 21
(с. 13) — выполнить грамматические разборы.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

основная
общеобразовательная школа

Бельговского сельского поселения

МАСТЕР — КЛАСС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ПО ТЕМЕ: «ПИШЕМ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

 ( ОГЭ ЧАСТЬ 3 9.2)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Глухова Марина Прокопьевна

2019 – 2020 учебный год

Мастер-класс на тему:  «Сочинение-рассуждение на основе
прочитанного текста».

 9 класс

Цели занятия:


обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах
речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;


развивающие: развитие образного и логического мышления,
чувства языка, аналитических и творческих
способностей учащихся;


воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции, а также раскрывать на примере текста тему милосердия;
формировать у учащихся чувство  ответственности за свои поступки, милосердия. 

Ход занятия.

I.      
Вступительное слово
учителя. Мотивация.

Сегодня
нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем
не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные
на предыдущих уроках, но  и будем готовиться к сочинению-рассуждению по
прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты,
как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей,
содержат материал для раздумий и обсуждений.
— Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому
языку. Из каких трех частей она состоит? (изложение, тестовая часть и
сочинение-рассуждение)

Какая часть работы вызывает
у вас наибольшие затруднения? Почему? (Сочинение, потому что легче
воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно
сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые
примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно
цельным).

Сегодня мы будем готовиться
к написанию сочинения-рассуждения 9.2. Для этого вспомним все этапы работы над
сочинением-рассуждением 9.2, вспомним, как строится данный текст, основные
понятия, необходимые для работы (типы речи, рассуждение, тема, тезис,
аргументы, вывод; критерии оценивания текста сочинения 9.2)

 В этом году, ребята, вам всем
предстоит сдать экзамен по русскому языку в форме ОГЭ. Мы с вами уже знакомы со
структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит? (изложение,
тестовая часть и сочинение-рассуждение)

Какая часть работы вызывает
у вас наибольшие затруднения? Почему? (Сочинение, потому что легче
воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно
сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые
примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно
цельным).

Действительно,
наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание Части 3. 9.2.  Поэтому
данное занятие посвящено подготовке к выполнению этого очень непростого
задания: «Сочинение на основе прочитанного текста». (Слайд №1)


Что необходимо знать и уметь, чтобы работа была успешной?

 Во-первых,
основные этапы работы с текстом.

Во-вторых,
выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.

II. Чтение эпиграфа к уроку. (Слайд №2)

            Чтобы научиться писать,

            надо писать!

                             Д.Лихачев

Не надо бояться данного вида работы, ведь даже у известных
людей не всегда получалось писать школьные сочинения.

Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил
«2».

М. Зощенко получил «2» за выпускное  сочинение.

В. Катаев, написав сочинение за  племянницу на тему «Что
хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус  одинокий», получил «3».

Каким должен быть объём
сочинения?

            Минимальное
количество слов в сочинении  должно быть 70. Строго следуйте минимальному
пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70
слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит
70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет
равняться всего 1.  При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и
частицы считаются отдельно.  Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как
одно слово.

Какие же типичные ошибки
допускают ученики?

С2К1

Понимание смысла
фрагмента текста.

1.
Неумение определять  основную  мысль исходного текста, в результате чего
отклонение от ответа на вопрос.

2.
Несформированность важного коммуникативного умения – умения создавать
собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного
текста.

С2К2

Наличие примеров- аргументов.

1.
Отсутствие доказательств или недостаточная аргументация.

2.
Аргументы из прочитанного текста не соответствуют тезису, который они могли бы
проиллюстрировать.

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения.

1.
Полное отсутствие разделения  сочинения на абзацы.

2.
Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава
смысловой  части.

3.
Неоправданное включение предложения или нескольких  предложений в  смысловую
часть текста.

С2К4

Композиционная  стройность.

1.
Несоразмерность частей композиции.

2.
Затянутое вступление.

3.
Недостаточный объём основной части.

4.
Слишком большой объём заключения.

5.
Отсутствие какой-либо композиционной части.

6.
Недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одной темы
на другую, с одного объекта на другой).

Учитель. Как вы думаете, какой тип речи мы будем
использовать, создавая сочинение. (Рассуждение).

Учитель. Что такое рассуждение?

(Рассуждение – это тип речи, в котором автор
размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить связи между
явлениями, и приходит  к какому-либо выводу, суждению.

Основная коммуникативная цель  рассуждения – убедить,
объяснить.)

КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ (слайд № 3)

1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете
рассуждения.

2. Основная часть:

   приведение аргументов

  
как последовательность доказательства тезиса.

3. Заключение (вывод).

Ребята, давайте вдумчиво и
не спеша прочитаем текст Н.Морозова «Странная вещь – книга». Слайд 4

(1) Странная вещь –
книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

(3) Да, странная это
вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие
предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете,
закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось?
(7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе
какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не
захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с
людьми, с природой?

(9) Книга… (10) Это ведь
кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно
перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и
потери.

(12) В общем, с помощью
книги мы самосовершенствуемся.

1.      Подготовка к сочинению-рассуждению.

Прежде чем писать
сочинение, нам нужно разобрать текст, понять его. Для этого заполним таблицу
(работа в парах) слайды 8-10.

Алгоритм
действий

Результат
работы с текстом

1. Определите тему (о чём?).

Книга

2. Выделите ключевые слова, которые
помогают понять смысл текста.

Глаголы: пересмотреть,
перерабатываем, сопоставляем,

самосовершенствуемся

Имена существительные: книга,
струнка, дума, опыт.

3. Опираясь на ключевые слова,
сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение,
сформулировав тезис.

Книга заставляет нас переосмыслить
отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём
характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт,
становимся лучше.

4. Подумайте, как можно начать своё
сочинение.

Варианты вступлений:

1) Передо мной фрагмент текста (ФИО).
О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о…
(называем тему)

2) Автор (ФИО), заканчивая своё
рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что
такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст
и что хотел сказать автор).

3) Можно начать с какой-то интересной
цитаты, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса.

1) Книга… Что дает она
человечеству? Давайте найдём ответ на данный вопрос.

2) Передо мной текст Н.Морозова.
Автор рассуждает о значении книги в нашей жизни, утверждая, что она
воспитывает нас, помогает «самосовершенствоваться».

3) Прочитав текст Н.Морозова, я
вспомнила слова Цицерона: «Комната без книг подобна телу без души».
Удивительно точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам
фрагмента.

5. Аргументы.

 Найдите в тексте предложения,
подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами.
Назовите номер предложения или процитируйте предложения.

Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения
является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий
ситуации и его подтверждение примером из текста
.

Мне показалась интересной мысль о
том, что после прочтения книги «человек захочет что-то пересмотреть в своем
характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8

6. Завершая сочинение, выразите своё
отношение к теме, предложенной автором.

Варианты заключений:

1) В заключение можно сделать вывод:

(пишем какой)

2) Размышляя над вопросом о том, что
(допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение,
сформулировав вывод)

1) Думаю, мы доказали, что книга
важна для человека, потому что она учит его, делает добрее, помогает ему
перенять жизненный опыт.

2) В заключение можно сделать
вывод, что книга является не только источником знаний, но и воспитателем души
человека.

7. Проверьте композицию сочинения:
ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

Следует обратить внимание на скрепы
между всеми частями сочинения.

8. Проверьте логичность построения,
найдите и исправьте ошибки.

Практическая часть

Учитель. Прослушайте текст из экзаменационной работы (он
распечатан и находится перед вами) и попробуйте, кто-то,  пользуясь шаблоном, а
кто-то уже самостоятельно,  создать своё вступление к сочинению.

Грамотность.

      Перед
тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех
видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при
необходимости откорректируйте его.

 Про почерк.

 Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2)  будет
проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение
АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без
труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква.

Текст 1.2. из Открытого банка заданий ФИПИ 

 (1)Я
не любила эту куклу.

(2)Её
рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что
доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями
восхищались мною.

– (4)Кто
из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я
была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью,
именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я
была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь,
украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых
собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно
стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с
самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в
общем строю: «замыкающая».

– (10)Не
огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на
моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень
любила.

(12)Царство
игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
(13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для
подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда
– очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов,
повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала,
повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что
хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но
вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым
лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз
куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться
заморской игрушке.

(20)Но
она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её
невзлюбила.

(21)Мама
нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь
наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:

– (24)С
бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро,
ни на зло.

– (26)На
зло отвечают, – возразила я.

– (27)Чем?

– (28)Подчиняются.

– (29)Это
оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно
сказала мама.

(32)Она,
похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками.
(33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С
появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно
задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я.
(38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как
человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только
Ларисой.(По А. Алексину)*

 .

15.2 Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны,
безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с
окружающими подобным образом»
.

Требования

1. раскрыть смысл
высказывания, т.е. объяснить, как ВЫ поняли цитату;

3. в доказательство
привести не менее 2 примеров из текста;

4. объём сочинения не
менее 70 слов.

НЕЛЬЗЯ!!!

1. Пересказывать,
переписывать исходный текст или рассуждать не по тексту.  

Этап 1. Знакомство с
высказыванием

1)Внимательно прочитайте
фразу, которую вам предлагают прокомментировать.

2)Выделите ключевые (главные) 
слова.

Этап 2. Определение
основной  мысли и значения в тексте данного высказывания

1) Подумайте, почему
выбрана именно эта фраза (фразы).

— какова тема/проблема
текста? Если вы сомневаетесь, то не пишите в сочинении: «Тема текста — ….».
Мягко обойдите этот острый угол при помощи фраз «автор рассуждает о… », «автор
показывает, как …» и т.д.

Например:

  • Автор
    рассуждает  о душевных качествах девочки.
  • Автор
    показывает, как  в ребенке формируется жестокость, жажда власти,
    желание повелевать».

Этап 3.
  Составляем  / пишем план сочинения

Стандартный вариант
(шаблон) плана:

  1. 1.Введение
    (цитата + комментарий)
  2. 2.Аргумент
    1
  3. 3.Аргумент
    2
  4. 4.Вывод

Важно!!! В сочинении
должно быть 4 абзаца, т.е. каждый пункт плана – это отдельный абзац. За
нарушение абзацного членения текста снижают баллы.

Этап 3. Часть 1.

Введение (цитата +
комментарий)

В комментарии нужно
раскрыть смысл фразы, это легко сделать при помощи ключевых слов, которые
выделили ранее. Также обязательно нужно назвать фамилию автора. (Если не
хватает слов, то пишите имя, отчество и фамилию автора полностью, к объему
сочинения прибавится 2 словаJ).

Итак,
в комментарии вы прописываете, какую проблему ставит автор, как он ее
раскрывает, какие качества героев показывает и !важно! как ВЫ это
оцениваете или к этому относитесь.

Далее
плавно переходим к аргументам. Можно использовать шаблонную фразу «Свои
слова (эту мысль) я докажу примерами из текста».

Этап 3. Часть 2.  Аргумент 1, 2

Приводим
аргументы из текста, и указываем их роль в тексте. То есть, вы выбираете
2 самых ярких эпизода  и указываете, как они характеризуют героя (героев),
как ведет себя герой в разных обстоятельствах, о чем это говорит  и т.п.

Этап 3. Часть 3. Делаем
вывод

Заключение должно
перекликаться с вступлением. То есть можно повторить еще раз основную мысль
фрагмента, но другими словами.

 Вывод можно
начать, использую стандартные фразы:

Таким образом, …

Итак, …

 Можно сделать вывод…

Этап 4. Пишем
сочинение.

Ребята, я вам еще раз
напоминаю, что во время экзамена  необходимо написать сочинение на черновик, затем
перечитать.  Потом отложите и займитесь другими заданиями. Потом еще раз
вернитесь, перечитайте, исправьте ошибки и только тогда переписывайте на
экзаменационный бланк.

Помните!!!

Грамотность.

      Перед
тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех
видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при
необходимости откорректируйте его.

 Про почерк.

 Помните, что задания уровня Части 3 (9.1, 9.2, 9.3)  будет
проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение
АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без
труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква.

Русский язык

Почему следует учить

Поскольку он является государственным, говорить на нем должны уметь представители разных этносов, невзирая на регион, район, республику или автономную область. Часто у россиян, для которых он является родным, возникает сомнение в обязательности обучения: может, правда, не надо уделять ему столь большое внимание, а постараться выучить побольше иностранных наречий?

Изучение русского языка

Потратив на них время, человек получает немало пользы:

  1. Знакомится с другими культурами.
  2. Развивается.
  3. Повышает собственный кругозор.
  4. Становится более образованным.

Несмотря на важность таких аргументов, грамотно выражать свои мысли на языке великих ученых и мыслителей просто необходимо!

В мини-сочинении ученики приводят свои доводы, почему важно его изучать. Каждый имеет собственное мнение, поэтому рассуждения все разные.

Среди многообразия причин выделяются главные, которые почти у всех совпадают:

Пушкин

  1. Является родным для большинства граждан России.
  2. Имеет официальный статус — на нем говорят представители всех национальностей.
  3. На нем говорили и сочиняли великие писатели — А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин и многие другие.
  4. Сложный для изучения и одновременно самый красивый и благозвучный.
  5. Служит для чтения, общения и получения образования.

Жизнь не стоит на месте, а постоянно развивается. Вместе с ней приходят новые слова — неологизмы, выражающие современные понятия. Чтобы сделать речь ярче и выразительнее, приходится употреблять особую лексику, именуемую жаргонной или сленговой, а также термины, пришедшие из-за рубежа.

Какую бы стилистическую окраску ни несли такие слова, они являются неотъемлемой частью прекрасного и могучего русского языка!

Средство общения

Когда предстоит работа над сочинением «Зачем нужен русский язык», первое, о чем сразу задумываешься — это неизбежность его знания. Все люди общаются между собой, устанавливают контакты. Дети к нему приобщаются с пеленок, слыша речь родителей. Впоследствии они изучают его в школе, чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли. Посредством языка передаются разные эмоции человека. Все это доносится окружающим. Всем, живущим на своей Родине, в России, как и любому человеку другой страны, в первую очередь требуется общение.

Страны Балтии

На нем говорят на постсоветском пространстве — в странах Прибалтики и СНГ. Но в последнее время многие отказываются признавать его 2-м государственным из-за политических убеждений. Совершаются попытки исключить его из сферы образования и запретить употреблять в речи.

Таким образом, ставится цель искоренить все «русское» и в первую очередь язык. Подобная тенденция в дальнейшем не позволит читать и цитировать известных классиков литературы, многочисленных поэтов и писателей, которых он вдохновлял создавать гениальные произведения.

Задача нынешнего поколения — сохранить его престиж и чистоту, чтобы все большее число людей на планете хотели его изучать.

Передача культурных традиций

Работая над темой сочинения «Зачем я учу русский язык» нужно непременно указать, что он является самым богатым из всех, имеющихся в мире. Неслучайно произведения А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и других классиков известны далеко за пределами Отечества.

Русская культура

Исторически сложилось — посредством языка новые поколения узнают о культуре своих предков, что они считали для себя наиболее значимым и какие существовали эталоны. К. Паустовский сказал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». С этим невозможно не согласиться. Все это ученики черпают на уроках и потом кратко выражают свои суждения в эссе. Без языка нельзя распознать генетический фонд предков, познать особенности и раскрыть загадки русской души.

Сейчас дети не пишут письма друзьям, как это делали их мамы и папы. На смену пришли интернет и социальные сети, где молодое поколение высказывает личную позицию по многим вещам. Письмо — важная составляющая, которому обучают на протяжении всех лет учебы в школе.

Позволяет достигать успехов

Владея русской речью на должном уровне, можно продвинуться по служебной лестнице и достичь высот в профессии. В сочинение про русский язык в 5 классе необходимо внести, что неграмотный человек, имеющий в лексиконе нецензурные слова, не займет руководящий пост, а значит, не продвинется в карьере. Правильно построенные предложения — показатель обширных знаний, начитанности и широты души.

Прекрасно владеющие родным языком носители — это большей частью культурные люди, располагающие к общению, им доверяют и их уважают.

Успех в делах

Необходимо бережно относиться к благозвучному и гибкому русскому языку, не засорять его, потому что это неоценимое богатство всего народа!

Сочинение на тему: «Зачем нужно изучать русский язык?» — рассуждение о важности знаний

Поделиться

  • Сочинение рассуждение размышление на тему что лучше книга или компьютер
  • Сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания нины сергеевны валгиной имя прилагательное
  • Сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания нет тропа более блистательного сообщающего
  • Сочинение рассуждение почему люди совершают преступления
  • Сочинение рассуждение почему важно уметь прощать