Сочинение рассуждение портрет пушкина

Ниже приводится сочинение-отзыв о поэме а. с. пушкина цыганы, которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на

Ниже приводится сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — великий русский писатель, поэт, основоположник современного русского литературного языка. Талант А. С. Пушкина признавали его современники, восхищаются им и сегодня. В разных городах России именем поэта названы улицы, библиотеки, парки. Дома, в которых когда-то жил писатель, стали музеями, посвященными его жизни и творчеству. Среди множества памятников Пушкину выделяют наиболее удачные работы скульпторов. Пушкин – это имя, которое каждый россиянин узнает в детстве, это писатель, чье творчество не теряет своей актуальности и через 200 лет: каждое поколение находит в произведениях писателя отражение своих чувств, эмоций, мыслей.

Над поэмой «Цыганы» А. С. Пушкин работал с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в усадьбе Михайловское (имении своей матери), куда поэт был сослан в июле того же года за увлечение атеистическими учениями. Поэма была написана под впечатлением от пребывания в Кишинёве, где Пушкин был в изгнании и где он познакомился с бытом кочевых цыган. Отрывки поэмы впервые были напечатаны в альманахе «Полярная звезда» в 1825 г., а годом позже – в альманахе «Северные цветы». Полный вариант поэмы «Цыганы» вышел отдельным изданием только в 1827 году.

В поэме говорится о юноше по имени Алеко, который решил оставить городскую суету, влюбился в молодую цыганку Земфиру и захотел кочевать с цыганами. Алеко хотел сбежать от «неволи душных городов» в «добровольное изгнанье» с любимой. Старый цыган – отец Земфиры, которого А. С. Пушкин именует просто «старик», позволяет молодому человеку жить вместе с табором. Однако после двух лет счастливой кочевой жизни Алеко стал подозревать, что Земфира влюбилась в другого. Юноша делится своими переживаниями с отцом девушки, на что тот предлагает Алеко не пытаться силой удержать любимую, рассказывает о расставании с матерью Земфиры — Мариулой, которая ушла с другими цыганами, бросив маленькую дочь. Алеко удивляется тому, что старик не пытался мстить изменнице. Застав Земфиру на свидании с молодым цыганом, Алеко закалывает ножом их обоих. Цыгане не хотят жить с убийцей, оставляют Алеко, говоря: «Ты для себя лишь хочешь воли». Сбежав от цивилизованного в дикий мир, Алеко не смог совладать со своими страстями, не смог принять образ мысли цыган.

В поэме «Цыганы» А. С. Пушкин затрагивает проблемы морального выбора, свободы и ее понимания, показывает, что жестокая месть любимому человеку не принесет счастья мстителю.



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

     

    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    (1799-1837)

    Уроки литературы в 10 классе[1]

     

    Учебно-методическое пособие
    для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
    студентов
    филологических факультетов вузов.

    Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

    Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

    Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

    УРОКИ 11-12
    Контрольное сочинение по

    творчеству А. С. Пушкина

    Цель:


    учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план, использовать предоставленную учителем информационную
    базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного
    произведения; формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

    Оборудование:
    таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений А. С. Пушкина, запись на доске.

    Тип уроков:
    урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты:
    учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений,
    уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя поэтический текст.

    ХОД УРОКОВ

    І. Организационный этап

    II. Актуализация опорных знаний

    Аналитическая беседа

    • Ознакомьтесь с двумя высказываниями (раздаточный материал) о лирике
    А. С. Пушкина, которые, возможно, пригодятся вам при написании сочинения (как и вопросы к этим высказываниям).

    Карточка № 1
    Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно
    превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола…

    Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт
    на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть
    небо, но им всегда проникнута земля.

    (В. Г. Белинский)

    • Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?

    • В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина? Можете ли вы доказать его утверждение на примере одного из изученных стихотворений?

    Карточка № 2
    Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё
    лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как
    поэт.

    (Н. В. Гоголь)

    • Какую сторону поэзии Пушкина подчёркивает Гоголь?

    • Можете ли вы доказать его мысль на примере одного из изученных стихотворений?

    III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

    Слово учителя


    — Н. В. Гоголь писал о А. С. Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его
    развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте,
    в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

    Воздействие поэзии Александра Сергеевича Пушкина на нас огромно. С годами оно становится всё более явным и заметным. Очень точно сказал об этом
    Ф. Абрамов: «Пушкин — отец наших душ…» Да, действительно, поэзия этого великого поэта служит познанию мира и познанию человеческой души, тем самым воспитывая
    читателя. Пушкин «воспитывает» наши души, обнажая в своей поэзии чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к её нравственным ценностям.

    Мы, живущие в XXI в., можем разниться по степени понимания его произведений, знания написанного им, и, тем не менее, мы всегда ощущаем всего Пушкина —
    в каждом стихотворении, в каждой строчке он весь. Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесённой, наслаждаемся
    любым письмом, им написанным. И это потому, что мы уже понимаем если не всё в Пушкине, то всего Пушкина.

    IV. Работа над темой урока

    1. Самостоятельное ознакомление с памятками
    «Как писать сочинение по литературе»,
    «Советы по стилистике»,
    «Требования к написанию сочинения»

    (раздаточный материал)

    Как писать сочинение по литературе

    1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.

    2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Подберите эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).

    3. Поразмышляйте:

    а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;

    б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;

    в) какие доказательства приведёте.

    4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в неё свои предварительные идеи.

    5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:

    а) цитаты из текста (они должны быть не более двух-трёх предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши
    мысли, а не повторять их;

    б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);

    в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).

    6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).

    7. Продумайте сразу вступление и заключение (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно
    (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.

    8. Ещё раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите её с тем, что задумали писать.

    9. Напишите вступление.

    10. Мысленно зачеркните первые 2–3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.

    11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно поразмышлять, какие факторы затрудняют
    подход к теме (доказательство от противного).

    12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.

    13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.

    14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.

    15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте
    по словарю.

    16. Обратите внимание на знаки препинания, особенно выделительные. Мысленно объясните те из них, в которых сомневаетесь.

    17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишут без кавычек, фамилию автора в эпиграфе — без скобок и точки в конце. Стихи «в столбик»
    цитируются без кавычек.

    (По Л. Л. Соколовой)

    Советы по стилистике

    Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях
    и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.

    Повторение в соседних предложениях однокоренных слов делает речь монотонной и бедной. Такое повторение (тавтология) особенно часто встречается
    в письменных творческих работах учащихся, даже в одном предложении: «таким образом, в образе…»; «организовал подпольную организацию»; «язык является
    общественным явлением»; «черты характера, характеризующие…»; «показывая это, автор показывает…»; «среди помещичьей среды»; «имел большое
    имение» и т. п.

    Тот же недостаток — у рядом стоящих разных слов, имеющих одно значение: «целиком и полностью»; «молодой юноша»; «будущая перспектива»; «заранее
    предвидел»; «народный фольклор» и т. п.

    Избегайте таких повторений, используйте синонимы, например, при анализе стихотворений А. С. Пушкина:

    Cинонимы при анализе стихотворений А. С. Пушкина

    А. С. Пушкин

    изображает (описывает, воссоздаёт…)

    Он

    повествует (говорит, рассказывает…)

    Автор

    раскрывает (отмечает, выделяет…)

    Художник

    воспроизводит (рисует, даёт набросок…)

    Поэт

    воспевает (прославляет, поднимает…)

    Писатель

    разоблачает (высмеивает, иронизирует…)

    Друг декабристов

    чувствует (радуется, волнуется…)

    Классик

    знает (понимает, догадывается…)

    Мастер слова

    видит (замечает, выделяет…)

    Любимец народа

    вдохновляет (утверждает, воодушевляет…)

    Творец

    мыслит (думает, размышляет…)

    Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по
    смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи:

    «Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший
    полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода
    превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной,
    дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле
    оставляет учитель делами своих учеников».
    (И. А. Фогельсон)

    Требования к написанию сочинения

    Приступая к написанию сочинения, необходимо:

    1) продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

    2) подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки (подобрать справочную и критическую
    литературу; ознакомиться с ней; подобрать цитаты; сделать выписки.
    Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать);

    3) определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении (сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что
    я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?).
    Предполагается прямой ответ на вопрос темы);

    4) определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.);

    5) составить план, соблюдая последовательность развития мысли.
    Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов.
    Выделить вступление и заключение (обратите внимание на соразмерность частей:
    вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги);

    6) возможно использование эпиграфа (высказывания, цитаты) характеризующего основное содержание сочинения;

    7) последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать
    логически обобщающий вывод из частных фактов;

    8) цитировать точно, без излишеств, к месту;

    9) стилистически грамотно оформить работу.
    Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи (напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы,
    проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме);

    10) перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.
    (По А. И. Грищенко)

    2. Беседа по ранее предложенным
    и дома отработанным темам сочинения

    Комментарий.


    Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся подобрать цитаты, говорит о возможных путях раскрытия той или
    иной темы.

    Этапы работы по анализу темы

    1. Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
    2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
    3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
    4. Продумывание заключения и вступления.
    3. Консультация учителя: обращение к записи на доске

    Опорная лексика, лексические обороты
    и синтаксические конструкции для творческой работы

    Со значением личностного отношения

    Эмоционально-оценочного значения

    Для рассказа о художественном своеобразии

    Я вижу… (слышу, полагаю, думаю…)

    Перед моими глазами встаёт…

    Часто наблюдается…

    Одно из интересных…

    На мой взгляд…

    Можно заметить…

    Как хочется…

    Люблю перечитывать…

    Не знаю лучше…

    Хотелось бы думать…

    Гимн любви,

    символ веры,

    жизнеутверждение,
    оптимизм,
    солнце поэзии,
    верность друзьям,
    «древо смерти»,
    пафос,
    открытие прекрасного,
    пушкинская вера,
    проникновенный лиризм,
    романтический взгляд

    Идейно-художественное значение,
    художественные средства,
    аргументы,
    исходная тема,
    контрастные интонации,
    строфика,
    многообразие рифмы,
    величавый стиль,
    чёткий ритмический рисунок,
    народная лексика

    Синтаксические конструкции

    Эмоционально-оценочные

    Аналитические

    Когда я впервые внимательно прочёл…
    Стихотворение… — одно из любимейших, потому что…
    Оно полно Солнца, Любви, Радости…
    Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…
    В каждой строке чувствуется…
    Так постепенно поэт переходит к…

    Среди других произведений этих лет…
    Это стихотворение — исповедь…
    Первые строки…
    Но уже в следующей строфе…
    Резкая смена интонации ведёт…
    Что означают эти слова?
    Не случайно поэт…
    Своеобразие этих строк в том…

    4. Составление планов (самостоятельно),
    написание черновых вариантов сочинений

    5. Чтение нескольких черновых вариантов
    сочинений, их обсуждение,
    редактирование, рецензирование учителем

    6. Написание творческих работ

    V. Домашнее задание

    Индивидуальные опережающие задания


    а) Подготовить «Литературные визитки» (2–3 учащихся) о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущих
    классах). См. «Лермонтов в Петербурге (Из путеводителя «По лермонтовским местам»)» на сайте «К уроку литературы».
    б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова
    «Нет, я не Байрон…», «Желание»,
    «Смерть поэта» (4 учащихся).

    _______________

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее:

    • хорошее знание текста художественных произведений, включённых в программу;
    • знание литературно-критических работ, посвящённых данным произведениям и их авторам;
    • знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
    • знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
    • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
    • владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
    • умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
    • наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
    • владение языковой и стилистической грамотностью.

    Виды тем по литературе

    Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

    Различают следующие виды тем:

    • проблемные;
    • сопоставительные;
    • обзорные;
    • темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя;
    • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений);
    • анализ эпизода;
    • сочинение по цитате;
    • смешанные;
    • свободные.

    Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера.

    Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не
    отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательное соответствие с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

    Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

    Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определённым формулировкой.

    В формулировку таких тем обычно включают несколько объектов, соединённых союзом и. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем
    объектам исследования, заявленным в формулировке.

    Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений,
    вытекающих из сравнения.

    Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (т.е. пересказ).
    Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае
    в тему включают сопоставительные элементы.

    Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные
    особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

    Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки
    «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть
    особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т. п. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность
    этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного
    видения путём анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.

    Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те
    его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если
    цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать цитаты согласно
    теме и проблеме), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

    Безусловно, бóльшая часть тем сочетает элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и
    сопоставительность, поэтому предполагает разносторонний подход.

    Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход —
    обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберёте как ведущий.

    Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основную часть, заключение.

    Учтите некоторые рекомендации:

    • вступление:

    чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы,
    и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на
    эти вопросы, и их определения, свидетельствующие о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте
    вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуют эпоху создания произведения или само произведение, если тема сочинения
    предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;

    • основная часть: главное её содержание — это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете
    читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая;

    • заключение: задача этой части — подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали
    во вступлении. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

    Критерии оценивания сочинения

    Оценка «5» (пять)

    ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного
    произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей,
    написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим
    и уместным.
    Фактические ошибки отсутствуют.
    Допускается наличие 1–2 речевых недочётов.

    Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала,
    хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное
    в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности
    изложения мыслей.
    Допускаются 1–2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочётов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

    Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность её раскрытия
    или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость
    аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна.
    Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3–4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочёты.

    Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание
    художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей.
    Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощённого синтаксиса.
    Сочинение, в котором имеется более 8–9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается
    на «2» (два).

    Образец сочинения

    «ВОСЛЕД РАДИЩЕВУ ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ…»
    (ПО СТРАНИЦАМ ИЗУЧЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА)

    Наиболее яркие стихи Пушкина, на мой взгляд,— это ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что
    он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские
    темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В политическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского
    «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Вольность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

    У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы,
    от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть
    свободу миру, на тронах поразить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды
    в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:

    Владыки! вам венец и трон
    Даёт Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.

    Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее
    сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд,
    ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, проложившее путь декабристским идеям.

    «К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817—1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина.
    Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением.
    Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как
    утренний туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

    Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более
    прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

    Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. В творчестве Пушкина, конечно, не могли не
    отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия.

    В 1827 году Пушкин создаёт горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабристам. Вдохновлённый
    подвигом жён декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца
    своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадёт ваш скорбный труд
    и дум высокое стремленье».

    Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась
    в неё извне, а рождалась в ней самой. Поэт создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

    Следующий урок: Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого
    пути. >>>

    Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


    1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
    105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

    Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
    образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
    с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
    Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

     

    Пушкинская эпоха.
    Восстание 14 декабря 1825 года
    на сайте «К уроку литературы»


     

    Фефилова Г.
    Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
    (главы из книги)

     

    вернуться в начало

     

    «Татьяны милый идеал» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…

    Ф. М. Достоевский

    Как много за свою жизнь человек прочитывает книг! Но по истечении времени из памяти стираются события, имена и фамилии героев, остается общее впечатление от прочитанных произведений. Однако существуют какие-то нити в подсознании, потянув за которые шаг за шагом вспоминаешь свои мысли по поводу прочитанного, особо заинтересовавшие детаи, яркие образы героев. К числу литературных персонажей, которых невозможно забыть и к которым нельзя отнестись равнодушно, относится пушкинская Татьяна Ларина — «милый идеал» поэта.

    Слово «идеал» обозначает совершенство, совершенный образец чего-либо, конечную цель стремлений. Понятно, что идеальных людей нет и не может быть. Человек — существо отчасти порочное. Но к идеалу можно стремиться, постоянно совершенствуя себя.

    У каждого есть свое представление об идеале. Для Пушкина таким совершенством является его героиня — Татьяна Ларина, которая для многих читателей романа тоже стала любимой героиней.

    Александр Сергеевич не случайно назвал свою героиню простонародным именем. Пушкину дорога в человеке близость его к народным основам жизни.

    Автора в его героине привлекает не внешняя, а внутренняя красота:

    Ни красотой сестры своей Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей.

    Пушкин далее рисует психологический портрет Татьяны, в котором перед нами раскрывается ее богатый внутренний мир как результат ее постоянной работы над собой:

    Тиха, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

    Татьяна — самобытная натура, поэтому она непонятна окружающим. Татьяна тоскует от одиночества, наталкиваясь на непонимание. Белинский прав, сравнивая Татьяну с «редким, прекрасным цветком, случайно выосшим в расселине дикой скалы». Никто из окружающих ее людей: ни Скотинины, ни Гвоздины, ни тетушки, ни сестра Ольга — не могут заинтересовать ее. Их интересы и идеалы настолько мелки и ничтожны, что Татьяна, не разделяя их, остается одинока. Духовный мир пушкинской идеальной героини не соответствует представлениям провинциального и светского общества.

    Любовь к природе подчеркивают романтичность, мечтательность и поэтичность Татьяны:

    Она любила на балконе Предупреждать зари восход…

    Любовь к книгам, деревенской тишине также отличает Татьяну от окружающих ее людей. Сердце Татьяны доброе, душа широкая, натура искренняя и благородная.

    Описание зимы, простонародной старины и святочных гаданий объясняет особенности характера Татьяны, за что и любит ее автор, а именно: за патриархальность, за уважение старинных русских традиций:

    Татьяна перила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.

    Характер Татьяны в полной мере раскрывается в ее любви к Онегину. Увидев Евгения, она сразу же полюбила его, и этому первому чувству пушкинская героиня останется верна на всю жизнь. Мечтательная Татьяна, наделенная пылким воображением, узнала в Онегине свой идеал, который сложился в ее представлении из сентиментальных романов. Татьяна решается писать Онегину.

    В ее признании раскрываются искренность, сердечность, красота чувства, а также простота, доверчивость, незнание обмана, стремление видеть в людях благородство:

    Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…

    Онегин не разглядел самого главного в характере Татьяны — ее верности и преданности, того, что такие натуры любят лишь один раз в жизни.

    Когда Онегин уедет из деревни, Татьяна, познакомившись с книгами, которые он читал, поймет, что Онегин далек от ее идеала:

    Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?

    Татьяна разгадала Онегина, но не разлюбила его. И вот мать решает везти ее в Москву «на ярманку невест». И здесь Пушкин раскроет нам прекрасную душу его «Татьяны милой»:

    Прости, веселая природа; Меняю милый, тихий свет На шум блистательных сует…

    В Москве Татьяне «нехорошо на новоселье», «ей душно здесь». Она опять одинока среди этих зал и гостиных, в которых светских людей занимает «такой бессвязный, пошлый вздор». Татьяна в мечтах

    Стремится к жизни полевой… К своим цветам, к своим романам… Туда, где он являлся ей.

    Как мы видим, Татьяна продолжает любить Онегина, хотя им не суждено быть вместе. Когда Онегин встречает Татьяну в петербургском свете, он ошеломлен ее «перерождением»:

    Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?

    И опять в Татьяне, уже светской даме, Пушкин выделяет те черты, которые восхищают его в людях: это простота, естественность, утонченность, отсутствие всего того, что «зовется vulgar».

    Онегин полюбил Татьяну. Она верит в искренность его чувства и со свойственной ей откровенностью говорит:

    Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

    Онегин увидел в Татьяне ее нравственную красоту: она все еще любит его и будет любить всегда, а верность супружескому долгу говорит о ее порядочности, честности и благородстве. Отношениям главных героев дальше развиваться некуда. Вот почему роман «без конца» все же воспринимается законченным.

    Татьяна — любимая героиня Пушкина. Вместе с ней автор на протяжении всего романа переживал ее волнения и печали, ее надежды и тревоги. Сколько раз Пушкин признавался в любви к своей идеальной героине:

    Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!

    Или:

    Татьяна, милая Татьяна С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Погибнешь, милая…

    В. Г. Белинский справедливо написал о Татьяне: «Она не только героиня романа, но и прекрасная русская девушка, воплощение самого возвышенного, что есть в человеке». И с этим высказыванием трудно не согласиться. Татьяна — воплощение лучших черт русского национального характера.

    Популярные сочинения

    • Сочинение по картине В лесу осенью Левитана 5, 7, 8 класс
      Картина замечательного русского художника Исаака Левитана «В лесу осенью», написанная им в 1894 году, является одной из самых интересных и знаменитых картин автора.
    • Сочинение по рассказу Капитанская дочка Пушкина
      Роман Капитанская дочка основан на реальных исторических событиях. Времена Пугачёва были тяжёлыми, болезненными и страшными для простых людей
    • Сочинение на тему На перемене
      Многие ученики, от мала до велика, не любят ходить в школу: процесс непрерывного получения новых знаний порой кажется учащимся достаточно утомительным. Именно поэтому на протяжении каждого занятия многие ученики
    • Автор: А. С. Пушкин
    • Произведение: Евгений Онегин
    • Это сочинение списано 105 451 раз

    Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины.

    Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили.

    При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно сказки няни, русская природа, старинные обычаи, которые соблюдались в семье, сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожа на других девушек: она верит снам, карточным гаданиям, преданьям старины. Но было что-то такое, что отличало её от всех остальных, что делало её в собственной семье чужой. К родителям она не ласкалась, с детьми почти не играла и рукоделием не занималась. Но была очень мечтательной, жила особой внутренней жизнью. В ней нет кокетства и притворства. Большую роль в жизни Татьяны играли книги. Именно они сформировали её душевные качества и внутренний мир. Пытливая от природы, она ищет ответы на интересующие её вопросы у матери, отца, няни. Но ответов не получает. Их она пытается найти в книгах. О жизни и любви Татьяна судит по прочитанным романам. В них она видит другую жизнь, отличающуюся от жизни её круга. Она думает, что всё это не придумано автором, а существует. И героиня уверена, что ей тоже предстоит встретить таких людей и пожить такой жизнью. Неудивительно, что, встретив Онегина, отличающегося от всех ей знакомых молодых людей, Татьяна принимает его за героя романа и влюбляется. Вообще, Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворённая. Привлекает в Татьяне её открытость и прямота. Хотя во все времена не принято было девушке первой признаваться в любви, но осуждать за это Татьяну трудно. Ведь она это делает, потому что невинная и искренняя натура.

    Трудно не заметить постоянство характера Татьяны. Это качество присуще ей с детства. Но и став знатной дамой, героиня мало меняется. Все изменения только внешние. В душе она остаётся всё той же «милой Татьяной». И в столице со своим душевным благородством, простотой и глубиной чувств она остаётся внутренне одинокой. Но своим нравственным убеждениям героиня не изменяет. Это чётко видно в её ответе Онегину. Да, она с тоской вспоминает о прошлом и прямо признаётся в любви к Онегину. Но она уже не прежняя Татьяна и поэтому решительно отказывается от счастья: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

    Главные качества Татьяны — душевное благородство, искренность, чувство долга. Проходит время, всё меняется в мире: мода, увлечения, общественные законы — но в чести всегда будут такие качества, которые делают Татьяну Ларину милой и привлекательной.

    Образ Татьяны не теряет своей свежести и чистоты и в наше время. Современных девушек образ героини учит верности, нравственной чистоте, женственности, красоте помыслов и поступков.

    Посмотрите эти сочинения

    • Почему Онегин обречен на одиночество? (сочинение) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • Взаимоотношения Евгения Онегина и Татьяны Лариной (сочинение) «Евгений Онегин» — широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление — дать образ героя времени, портрет своего современника — человека XIX столетия. Портрет Онегина — это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Образ Онегина в романе «Евгений Онегин» Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин» Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Евгений Онегин как «энциклопедия русской жизни» (сочинение) «Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором «отразился век и современный человек». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Сравнительная характеристика «Татьяна и Ольга Ларины» (таблица) Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина (сочинение) Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах «Евгений Онегин», где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Сочинение-рассуждение на тему «Татьяна – милый идеал Пушкина» Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица) Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Сходство и различия Онегина и Ленского Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Духовные искания Евгения Онегина (сочинение) Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери» Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение) А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]

    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

    Вариант 1. Кратко для 8 класса

    Примерный план сочинения:
    1. Информация о картине и ее создателе
    2. Сюжет. Описание главного героя
    3. Природа, как средство выражения чувств
    4. Краски картины
    5. Мое мнение о полотне

    Картина «Осенние дожди. Пушкин.» была написана русским художником Виктором Ефимовичем Попковым в 1974 году. Известно, что она осталась незаконченной по причине трагической смерти мастера. Идея создания полотна возникла, скорее всего, во время посещения поселка Михайловского, где много лет тому назад находилась усадьба, родовое гнездо поэта.

    В центре картины, на крыльце, прислонившись плечом к колонне, спиной к нам стоит Александр Сергеевич Пушкин. Взгляд поэта устремлен вдаль. Он в задумчивости стоит под крышей, наблюдая за капризами природы. Полы фрака развеваются на ветру.

    Мы знаем, что Александр Сергеевич любил осень, делясь своими ощущениями об этом немного грустном времени года: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…я снова счастлив, молод…я снова жизни полон…».

    Идет дождь. Лестница мокрая, на ней есть лужи. Перед крыльцом мы видим террасы, которые ведут вниз. С обеих сторон растут высокие деревья, покрытые золотистой, осенней листвой. Она еще не облетела, поэтому признаку можно догадаться, что сейчас самое начало осени. Вдали виднеется река, в которой отражается по-осеннему мрачное, серое небо. Минорные краски, выбранные автором, подчеркивают тоску, которую испытываем мы все с уходом теплого, ласкового лета.

    В картине чувствуется истинная любовь художника к родной природе. Именно она является источником вдохновения мастеров кисти и слова. Полотно занимает достойное место в собрании художественных произведений Третьяковской галереи. Оно символизирует незавершенность творчества и внезапность кончины автора.

    При взгляде на картину мне становится грустно. Ведь я знаю о печальном конце жизни великого Пушкина, а также о преждевременной гибели создателя полотна. Возможно, он предчувствовал трагедию и частично отобразил непонятную ему печаль в сюжете и подобранных красках.

    Вариант 2. Маленькое сочинение Осенние дожди своими словами

    Виктор Ефимович Попков – талантливый российский художник. Несмотря на недолгую жизнь (1932 г.- 1974 г.), он оставил множество прекрасных работ. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее, зарубежных коллекциях.

    Виктор Попков родился в Москве в большой рабочей семье. Только благодаря поддержке матери, начал посещать студию изобразительного искусства. В детском возрасте Попков поставил перед собой главную цель – стать профессиональным художником. Он смог реализовать мечту после окончания Московского художественного института.

    Живопись Попкова выделяется насыщенностью цветов, строгостью линий, философским взглядом на жизнь. Не является исключением работа «Осенние дожди. Пушкин» (1974г.), написанная под впечатлением от посещения усадьбы Пушкиных в Михайловском. Невероятно, но судьбы великих людей похожи: оба погибли нелепо и неожиданно.

    Великий русский поэт любил русскую природу, часто посвящал ей произведения. Особенно его привлекали яркие осенние краски, ведь осень – идеальная пора для умиротворения, философских раздумий и творческих планов. Такой важный момент запечатлел художник на картине «Осенние дожди. Пушкин».

    На переднем плане изображен молодой человек в черном фраке. Он стоит на крыльце господского дома с белыми колоннами, скрестив руки на груди, взгляд устремлен вдаль. В фигуре угадывается облик Александра Сергеевича Пушкина. Поэт очарован чудесным пейзажем, открывающимся перед его очами. Возможно, он именно сейчас испытывает вдохновение.

    Осень на картине – не менее значимый образ. На ее наступление указывают желтые, оранжевые тона. Вдали виднеются зеленые поля, хотя на ступенях террасы лежат опавшие листья, стоят лужи. Холодный дождь вернется вновь: на мрачном небе появились серые тучи. На картине есть детали, указывающие на одиночество – это белая лошадь и покинутая садовая скамейка.

    Полотно, пронизанное грустью и спокойствием, хочется рассматривать бесконечно. Талант В.Е. Попкова помог ему передать личные переживания от места, глубоко поразившего воображение художника.



    Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

    План сочинения:

    Виктор Попков — советский художник и график. Расцвет его творчества приходится на вторую половину 20 века. Попкова называют мастером лаконичность цветовых решений, одним из основоположников «сурового стиля» в живописи. Его представители изображали будничную жизнь и людей вне их социального разделения. Попков выделялся среди мрачноватой живописи приверженцев «сурового стиля» особой выразительностью и философским началом своих полотен.

    Художник много путешествовал по стране. Осенью 1973 года, когда он находился в селе Михайловском, у него родился замысел картины «Осенние дожди». Первоначально полотно называлось «Осенние дожди. Пушкин». Художник начал писать картину в родовом имении Пушкиных, чувствуя, что здесь великий поэт во всём незримо присутствует. Художника вдохновлял витающий здесь дух Пушкина. Эту работу мастера можно назвать пейзажем с элементами авто портретного жанра, так как художник старался передать в ней собственное мироощущение.

    На полотне изображен осенний пейзаж, крыльцо дома и прислонившийся к колонне поэт, который любуется красотой осеннего пейзажа. Ветряная осенняя погода, золото листвы и необозримые дали вдохновляют стихотворца.

    Передний план картины занимают огромные серо-белые колонны высокого крыльца усадебного дома и силуэт человека в чёрном фраке. В фигуре человека легко узнаётся Пушкин. На краешке террасы и возле ног поэта лежат опавшие листья, говоря о начале золотой поры листопада. Тёмная фигура Пушкина противопоставлена золотистой листве сада. Такой контраст указывает, что силуэт на полотне занимает особое место. Он – главное. На что нужно обратить внимание, чтобы понять замысел картины.

    Мокрые, широкие ступени лестницы уводят взгляд зрителя в яркий осенний пейзаж Пушкин стоит на фоне осени. Поэт и осень – два значимых образа, создающих лирическое, проникновенное настроение картины. Мрачное небо в серых тучах подчёркивает неспокойность разгулявшейся стихии. Оранжево-сизые дали, бесцветные река и озеро вдали – всё передаёт настроение дождливой и ветряной погоды.

    Несколько деталей на картине подчёркивают одиночество поэта. Это мокрая, всеми покинутая садовая скамейка внизу лестницы, лужа на террасе, маленький силуэт белой лошади вдали. Край пушкинского фрака приподнял холодный ветер. Но поэт словно не замечает непогоды. Он очарован осенними далями. Для автора полотна здесь величие осени и величие гения слились воедино.

    Картина выполнена в жёлтых, оранжевых, синевато-зелёных и серых тонах. В ней присутствуют также очень тёмные оттенки, говорящие о смутной печали и одиночестве поэта. Однако общее настроение картины нельзя назвать мрачным. Художник передал возвышенность вдохновения поэта.

    В картине чувствуется родство поэта и самого художника с осенью и стихией. Замысел автора в том, чтобы сделать попытку заглянуть во внутренний мир поэта. Живописец увидел образ Пушкина одухотворённым, изящным, спокойным и гармоничным. Лишь предчувствие скорой гибели чувствуется в лёгкой тревожности цветовой гаммы картины. Художник также хотел показать глубокую взаимосвязь природы и творческого вдохновения.

    Полотно понравилось мне своей пронзительной грустью и одновременно вселенским спокойствием. Картина наполнена безграничным русским простором. Художник объединил в ней тайную власть красоты природы и поэзии над нашими душами.

    Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

    Ксавье де Местр
    Портрет Н. О. Пушкиной. 1802-1805 гг. Кость, акварель, гуашь

    Среди удивительных сокровищ коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина есть небольшого размера экспонат — миниатюрный портрет «прекрасной креолки» Надежды Осиповны Пушкиной, матери поэта. Миниатюра на тонкой пластине слоновой кости выполнена в 1800-е годы модным в ту пору художником-дилетантом графом Франсуа Ксавье де Местром. На русский манер звали его Ксаверием Ксаверьевичем, привечали в гостеприимных московских и петербургских домах, восхищались его стихотворными импровизациями, читали его прозаическое сочинение, толковали о нем и удивлялись необыкновенной фантазии автора.

    Книга эта — «Путешествие вокруг моей комнаты» — названа была так не случайно: молодой лейтенант сардинской армии из-за участия в дуэли вынужден был в 1794 году провести 42 дня безвыходно в одном из покоев Туринской крепости. Стараниями старшего брата Ксавье де Местра Жозефа книга была напечатана в том же 1794 году и стала настолько популярна, что уже в 1802 году в «Привилегированной типографии Кряжева, Готье и Мея» был напечатан и ее перевод на русский язык, выполненный Кряжевым.

    В этом повествовании нет строгого сюжета, нет драматических коллизий, а есть свободное течение мысли просвещенного, ироничного и исполненного жажды жизни молодого человека, прекрасно осведомленного о новейших течениях в современной ему литературе. Несомненно, что на него оказал влияние Лоренс Стерн, автор романов «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Оттенок самоиронии и даже попытка пародировать жанр традиционного путешествия отличает это прозаическое произведение Ксавье де Местра от многих модных в ту пору «Путешествий» тем, что предметом описания становятся не прекрасные пейзажи, а стены комнаты и предметы, ее наполняющие: кресло, диван, стол, гравюры, всяческие мелочи, возможные маршруты движения… Но все это не имело бы глубокого смысла, если бы автор не был в душе философом, и читателя не увлекали бы его рассуждения о человеке, о сложностях взаимодействия его души и тела: «Моя душа же открыта ко всем сортам идей, вкусов и сентиментов; она вбирает так жадно все, что ей представляется. И почему ей отказываться от радостей, которые разбросаны на трудной дороге жизни? Они так редки, так редко посеяны, что нужно быть безумцем, чтобы их не остановить, свернуть даже со своей дороги, чтобы подобрать те их них, которые находятся в зоне нашей досягаемости. По мне так нет ничего более привлекательного, чем преследовать идеи, как охотник преследует дичь, не помечая дороги».

    Свобода движения мысли автора буквально завораживает, а фантазия не дает читателю возможности предположить, как будет пролегать маршрут путешественника на следующей странице: «Огонек, книги, перо; какие вам еще требуются ресурсы против скуки! И какое удовольствие забыть эти книги и эти перья, чтобы пошевелить огонь в камине, пустившись по волнам каких-нибудь приятных воспоминаний о просто прохожей или размышлений о новейших открытиях немецкого профессора Канта в области метафизики, или порифмовать немного для забавы друзей!»

    Даже если бы граф оставил по себе только эту книгу, он был бы достоин внимания и памяти потомков, но, будучи сардинцем, Ксавье де Местр не смирился с завоеванием его страны наполеоновской армией, и, приглашенный Багратионом в качестве офицера, имеющего опыт в ведении военных действий в горах, поступает на службу в русскую армию в ставку Суворова, вместе с армией которого участвует в швейцарском походе.

    Новый поворот в его судьбе связан с опалой Суворова, и он, в это время уже капитан русской армии, выходит в отставку. Вот тогда, чтобы прокормить семью сестры и добыть средства к существованию себе, он и открывает в Москве художественную мастерскую и дает уроки живописи, которой был увлечен и серьезно занимался еще в юные годы в школе художника Луи Гринже. Манера его письма нравится, он становится популярен как художник, его принимают во многих салонах Москвы и Петербурга. По свидетельству сестры Пушкина Ольги Сергеевны, Ксавье де Местр читал у Пушкиных свои стихи, чем, возможно, растревожил поэтический дар брата. По воспоминаниям современников, обладал он и даром импровизации; в «Египетских ночах», возможно, мы найдем некоторые его черты в импровизаторе.

    И. И. Хаберцеттель с ориг. Фогельштейна
    Портрет графа Жозеф Мари де Местра. 1810-1817 гг. Бумага, карандаш

    Еще один поворот невероятно яркой судьбы графа связан с музейной деятельностью — стараниями старшего брата Жозефа де Местра, сардинского посланника в России, Ксавье был назначен директором «Морского музеума», где много споспешествовал каталогизации книжного собрания и систематизации коллекции.

    За несколько лет он проходит путь от капитана до полковника и в 1810 году становится офицером свиты императора. Еще два года, с 1810 по 1812-й, воюет на Кавказе, а с началом Отечественной войны в составе 3-й армии участвует в боях под Кобрином и в освобождении Данцига. По окончании военных действий граф Ксавье де Местр уже генерал-майор, награжденный орденами Св. Владимира третьей степени, Св. Анны второй степени, золотой шпагой и орденом Св. Анны первой степени.

    Война не отвратила его от занятий литературным трудом, он продолжает писать, и в 1815 году в Париже выходят его новеллы на французском языке «Пленники Кавказа» и «Юная сибирячка» (в русском переводе «Параша сибирячка»).

    Оставив военную службу в чине генерал-майора, жил граф то в Москве, то в Петербурге, пока не обосновался в столице, где в 1813 году женился на фрейлине императрицы Софье Ивановне Загряжской, тетке Натальи Николаевны Гончаровой.

    Ксавье де Местр прожил долгую жизнь, полную резких поворотов судьбы, взлетов и падений, блестящих догадок и научных открытий, но в историю вошел прежде всего как литератор, который не только путешествовал по своей комнате, но и познакомил читающую публику Европы с Кавказом и Сибирью, с французскими версиями басен Крылова и русских народных песен. Его литературный дар ценили В. И. Даль и А. Ф. Вельтман.

    Так сложилось, что последние месяцы своей долгой жизни, а прожил он 89 лет, граф был окружен заботой Н. Н. Ланской, на даче которой в Стрельне и опочил. Покоится граф Франсуа Ксавье де Местр — сардинский дворянин, художник-дилетант, генерал-майор русской императорской армии, участник наполеоновских войн, член Туринской академии, поэт и талантливый новеллист, брат Жозефа де Местра — на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

    Поделиться текущей страницей в соцсетях:

  • Сочинение рассуждение по фрагменту из романа васильева вам привет от бабы леры
  • Сочинение рассуждение по тексту шмелева
  • Сочинение рассуждение по фрагменту статьи формановской личное имя и традиция
  • Сочинение рассуждение по художественному тексту 10 класс
  • Сочинение рассуждение по тексту яковлева про маму