Сочинение рассуждение почему в языке появляются архаизмы

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. этим он и прекрасен. так

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.

Во-первых русский язык выделяется своим богатым словарным запасом. Ни в одной речи нельзя услышать столько синонимов. Многие иностранцы поражаются тем, что одно и то же слово, можно переименовать так, что его смысл не поменяется. Помимо этого, существуют уменьшительно-ласкательные суффиксы, которыми не может похвастаться ни одна нация в мире. Разве можно сказать на английском языке «кошечка», или «собачонка»? Конечно нет. Эта трансформация слов позволяет делать речь более универсальной.

Во-вторых, русский язык очень изменчив. Каждое новое поколение усовершенствует родную речь. Появляются такие выражения, которых раньше не существовало. Или наоборот, старые слова теряют свою силу и уже нигде не применяются. Например, слово – «бурак», уже нигде не употребляется, его заменило слово – «свекла». Или слово – «кочет», которое теперь именуется «петухом». Таких примеров очень много, достаточно открыть словарь и восхититься тем даром, которым обогатила нас природа.

В-третьих, писать на русском языке истинное удовольствие. Многие будут говорить, что все очень сложно, слишком много правил, знаков препинания и так далее. Это действительно так. Но, если упростить русский язык, как некоторые предлагают, то что тогда получится? Мы потеряем все богатство и разнообразие письменности. Этого наши предки нам не простят. Когда читаются стихи и произведения великих русских классиков, разве можно представить другой сценарий, где будут отброшены и упрощены выражения, которые несут глубокий смысл? Это уже будет не великий и могучий русский язык.

В заключении, хочется добавить. Я горжусь тем, что родился в стране с самым сложным и красивым языком. С его помощью можно писать стихи, петь песни, объясняться в любви. Да, это можно делать и на других языках, но только на русском это получится красивее всего. Русский человек, сможет выучить абсолютно любой язык мира и будет говорить на нем четко и без акцента. Что нельзя сказать об иностранцах. Никогда они не смогут говорить на русском языке чисто. Поэтому, берегите русский язык, не оскверняйте его, перестаньте заменять красивые русские слова, английскими «сленгами» — это ужасно. Любите родную речь так, как любите себя.

Сочинение 2

Русский язык – действительно «великий и могучий». Он – один из самых сложных языков в мире. Для примера его можно сравнить с английским языком. Если попробовать просклонять существительные и проспрягать глаголы на русском и английском, то видна огромная разница. Уйма синонимов, идеом и фразеологизмов, которые иногда не в состоянии понять иностранец. Ведь, чтобы понять или употребить фразеологизм «остаться у разбитого корыта», надо, как минимум, знать сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». И, конечно, многочисленные знаки препинания: запятые, кавычки, скобки и точка с запятой.

Правила правописания пытаются заучить все. Некоторые заучивать очень легко, например, правописание приставок, оканчивающихся на букву «з». И любимые исключения «уж, замуж, невтерпеж». Для запоминания придумывают стихи про глаголы и деревянные рамы в окнах со стеклянными стеклами: иначе запомнить многочисленные правила просто не получится.

Каждое время характеризуется своим русским языком. После революции исчезли из обихода многие слова: такие, как камер-юнкер, благовест и протоиерей – ведь этого больше не было в жизни социалистического государства. Зато появилось много новых: большевик и буденовец, ударник труда и стахановец. Для того и более позднего времени характерно появление слов-сокращений: домком и профком, КГБ и РСДРП. Появилось много изменений: полицейского стали называть милиционером, крестьянина – колхозником. И стихи тогда ценили другие, а главным поэтом революции долгое время считался Маяковский: под его ритмичные стихи хорошо было маршировать и детям, и взрослым. А по поэме «В. И. Ленин» долгое время в старших классах писали сочинение. В устной и письменной речи появилось большое количество лозунгов и призывов – коротких и весомых: ведь именно краткость тогда считалась сестрой таланта.

В наше время тоже постепенно исчезают многие слова и выражения: теперь уже никто не употребляет в разговоре слова красногвардеец и милиционер – вернулись старые дореволюционные слова. Но совершенно забыли «давеча» и «ководнясь», хотя слово «намедни» звучит с экрана телевизоров в названии популярной передачи. Не услышать и слова «чу», замечательного русского слова, которое коротко и сильно предлагает прислушаться. И говорят, и пишут в книгах уже совсем другим языком. Вау, гаджет, виджет, тренд, бренд и многое другое постепенно вытеснило русские слова из обихода. И в наше время уже не услышишь удивительных имен Рэма – революция – электрификация мира — и Даздраперма – да здравствует Первое мая, так популярных при социализме. Да и мальчиков перестали называть Владленами и Марленами в честь классиков марксизма-ленинизма: сейчас — другое время и другие ценности.

Замечено, что начитанный человек свободно говорит по-русски. Ведь перед тем, как печатать книгу, ее тщательно проверяет корректор и редактор. Сейчас, когда читают все меньше, правильный русский язык находится в стадии деградации, хотя молодежь так не считает. Не зря при найме на работу в объявлении стали писать то, чего не писали раньше: грамотный русский приветствуется.  Ведь многие в наше время говорят и пишут с ошибками, потому что сейчас главное – быстрее, а не грамотнее донести информацию: быстрее отослать SMS, быстрее обсудить шокирующую новость на шоу, быстрее выложить статью в интернет. И никого не трогает, что в SMS нет ни заглавных букв, ни знаков препинания, перенос слов осуществляется не по правилам, а статья пестрит ошибками. Особенно не дается склонение сложных числительных.  И, ладно бы, только детям.

Поэтому, людям, хорошо знающим русский, сейчас – очень страшно. Это, в основном, люди, находящиеся в возрасте. А многим молодым – интересно и весело. Так весело, что просто «вау!».

Сочинение про Русский язык

Язык является основополагающей частью ментальности любой нации, с помощью языка осуществляется не только связь и общение между людьми, но и в каждом языке отражаются особенности культуры и свойства народа, где язык выступает ключевым фактором в определении национальной принадлежности.

Красота и богатство словообразований в русском языке поистине велика. Русский язык является основополагающим базисом русской культуры и быта и является достоянием многовековой культуры российского народа и этноса. Повсеместно русский язык выступает в качестве средства передачи народного достояния культурного русского наследия от поколения к поколению.

Мир наполнен многообразием языковых форм, каждая из которых обладает своей отличительной уникальностью. Русский язык символизирует язык высокой и духовной культуры, о чем свидетельствуют выдающиеся русские произведения мировой литературы. Для общепризнанных гениев, таких как Александр Сергеевич Пушкин и Антон Павлович Чехов и многих других, русский язык являлся родным и составлял базисный набор лексических единиц, зафиксированных в словаре. Благодаря гибкости русского языка, наши выдающиеся гении смогли произвести на свет бесценные произведения, которые спустя века поражают своей изящностью, глубиной раскрытия эмоциольного сопереживания и возможностью живого восприятия происходящих в произведениях событий.

Словарь русского языка обладает достаточно внушительным объемом гибкости смысловых значений. Самым популяризованным выглядит пример по абсолютному рекорду используемых Пушкиным А.С. количествам слов – около 23 тысяч слов (исходя из «Словаря языка Пушкина А.С.»).

Возможности русского языка поистине необъятны. Мало кто задумывается, но есть общепринятая истина — в течение всей жизни от самого раннего детства до глубокой старости человечество ежедневно пополняет свой словарный запас, однако есть большая вероятность что полученные жизненные знания в многообразии форм и изречений не составят даже половину речевых возможностей русского языка. Благодаря разнообразию словоформ и значений, русский язык позволяет передавать мельчайшие оттенки смыслов, в деталях создавая красочные образы, предельно корректно и доступно выражать мысли каждого человека не зависимо от пола и принадлежности. Умение владеть русским языком не только культурно насыщает человека, но и делает его причастным к выдающимся и непоколебимым достояниям русской культуры.

`

Русский язык

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на Северном море

    Море и всё, что с ним связано – любимая тема Айвазовского. Причём, всегда на его полотнах разворачивается какая-то трагедия. Он не рисует спокойное море.

  • Сочинение на тему Каким должен быть герой нашего времени?

    Герой этот, если уж он герой, должен защищать, как всегда, слабых… Но раз время наше, то он должен это делать в сети, наверное.

  • Сочинение Профессия учитель

    Путь учителя и его профессия в истории чрезвычайно интересны. Это профессия, как и все остальные и связана с предоставлением высококвалифицированной, систематической и особо сложной работы

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис — утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей… 

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом…

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …

В этом легко убедиться, обратившись к…

Например… 

Допустим…

По свидетельству (кого-либо)…

Предположим…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Сочинение рассуждение почему в языке появляются архаизмы

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к.  это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». — 2001. — № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
  4. Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

Сочинение рассуждение почему в языке появляются архаизмы

20210413 vu tg sbscrb2

Толковый словарь (распечатка на урок)

Архаизмы – устаревшие названия тех предметов или явлений, существующих и в наше время, но с современным названием. Н., ланиты – щеки, око – глаз, нощь – ночь.

Бразда – то же, что борозда, длинная канавка на поверхности почвы для посадки в нее растений.

Вежа – башня.

Вещий – предвидящий будущее.

Десница – правая рука (в прямом и переносном смысле).

Инда – «так что», «так что даже».

Историзмы – устаревшие слова, обозначающие исчезнувшие из обихода предметы или явления. Н., уезд – часть губернии, боярин – крупный землевладелец.

Кибитка – повозка.

Кольчуга – кольчатый доспех; доспех, сплетенный из железных колец.

Купец – человек, занимающийся торговлей в городе.

Кушак – элемент мужской одежды, широкий пояс.

Латы – металлические доспехи.

Лепота – красота, великолепие.

Локоть – мера длины, равная приблизительно 47 см. Не используется с XIX века.

Неологизмы – новые слова.

Облучок – край повозки, специальная дощечка для ямщика.

Просинец – январь.

Рать – войско.

Сукно – шерстяная ткань.

Тулуп – шуба.

Уста – губы.

Хазары – тюркоязычный кочевой народ.

Холоп – раб; крестьянин, слуга.

Чело – лоб.

Челобитная – письменное прошение, при котором «челом били» — кланялись.

Ямщик – возница, кучер.

Сочинение рассуждение почему в языке появляются архаизмы

Согласовано:

Учитель: Сулейменова Ш. Е.

____________________________

Методист: Зинковец И. А.

____________________________

Поурочный план.

Предмет: русский язык.

Тема: устаревшие слова. Работа со словарём.

Школа: КГУ ШГ №6

Класс: 4 «В»

Дата: 01.10.2018 г.

Практикантка: Распутько Александра.

Цель урока:

  1. раскрытие понятий «архаизм», «историзм» и «неологизм», обогащение словарного запаса учеников;

  2. развитие у школьников орфографической зоркости, умения строить предложения и правильно оформлять их на письме, умения работать со словарём;

  3. воспитание любви к русскому языку, умения слушать и слышать одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Приемы и формы работы: беседа, игра.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, толковый словарь, карточки для игры, рисунки, картина.

Используемая литература: «Русский язык»: Учебник для 4 кл. ОШ / С. А. Никитина, Л. П. Якунина, Т. А. Кульгильдинова, — 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждут большие дела, поэтому не будем терять ни минуты – время нам сегодня еще как понадобится! Присаживайтесь, пожалуйста.

Руки? — НА МЕСТЕ

Ноги? — НА МЕСТЕ

Локти? — У КРАЯ

Спина? — ПРЯМАЯ

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Минутка чистописания.

  1. Я тетрадь свою открою
    И наклонно положу.
    Я, друзья, от вас не скрою
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

  1. Первое октября

  2. Классная работа

  3. ушуш укук усув

  4. Словарная работа.

  5. Видит око, да зуб неймёт.

  6. Неймёт – не может поймать. О том, что находится совсем рядом, но недостижимо. Аналогично «Близок локоть, да не укусишь».

  7. Актуализация знаний.

  8. Фронтальный опрос:

  9. — Что такое лексика? (это словарный состав языка)

  10. — Что такое лексическое значение слова? (это то, что слово обозначает)

  11. — Какие слова называют многозначными? (это слово, имеющее несколько лексических значений, одно значение – прямое, остальные — переносные)

  12. — А какие — однозначными? (это слово с одним лексическим значением)

  13. — Какие слова вызвали у вас затруднения в пословице? Почему? Какие слова мы называем устаревшими? Почему?

  14. Целеполагание.

  15. Сегодня мы найдем ответы на такие вопросы:

  1. Какие слова называются устаревшими?

  2. Какими бывают устаревшие слова?

  3. Почему устаревают слова?

  1. А сначала мы послушаем поучительную историю.

  2. — Сегодня мы немного порисуем! – сказал учитель, входя в класс. Маша и Паша очень обрадовались. — Вам нужно создать иллюстрацию к строкам Александра Сергеевича Пушкина:

  3. «Бразды пушистые взрывая, 
    Летит кибитка удалая. 
    Ямщик сидит на облучке 
    В тулупе, в красном кушаке

  4. — Вот вам мольберт, рисуйте! А я потом приду и проверю.

  5. — Отлично! – обрадовалась Маша, подходя к мольберту. – Что рисовать для начала?

  6. — Рисуй кибитку. Кажется, она тут самая важная, — посоветовал Паша.

  7. — А это что? – осведомилась Маша. – И как оно выглядит?

  8. — Ну у тебя и вопросы. – вздохнул Паша. – Откуда я-то знаю? А что такое бразды, ямщик, облучок, тулуп, кушак?!

  9. — Знаешь, что, давай рассуждать логически. Тогда наверняка мы нарисуем что-то похожее. Какие у нас первые строки?

  10. «Бразды пушистые взрывая, 
    Летит кибитка удалая…»

  11. — Вот, о кибитке сказано. Летит. Значит, это такой летательный аппарат.

  12. — Видно, инопланетный, — подхватила Маша, — мы же такого не знаем.

  13. — Но кибитка не только летит, но еще и взрывает. Значит, бомбами бросается или лазерными лучами стреляет! Нарисуем и то, и это. Ах, да. Кто такие бразды?

  14. — Наверное, это какие-то звери, — предположила Маша. – Написано же – пушистые! Судя по названию, какая-то помесь бобров с дроздами, и пушистые, конечно.

  15. — Отлично! – подытожил Паша. – Что у нас дальше?

  16. «Ямщик сидит на облучке 
    В тулупе, в красном кушаке…»

  17. — Видимо, какой-то мужчина в чем-то красном, кто там знает, в чем.

  18. — А слово облучок похоже на обруч. Так и нарисуем!

  19. — А ямщик – это наверняка тот, кто копает ямы, поэтому нарисуем его с лопатой.

  20. Ну, вот и все. Картина готова! Правда, когда учитель ее увидел, он почему-то начал немного заикаться:

  21. — Ч-ч-что это такое? – наконец спросил он.

  22. — Ну, это кибитка летит, взрывая пушистые бразды, — объясняет Паша. – А вон там – ямщик с лопатой. Неужели Александр Сергеевич имел в виду что-то другое?

  23. Маша тем временем просто всхлипывала:

  24. — Мне браздов жалко! Бедные бразды!

  25. Конечно, ребят попросили переделать иллюстрацию.

  26. — Но мы же не знали, что обозначают все эти слова! – говорит Маша. – Ими давно уже никто не пользуется!

  27. — И вообще, — возмущенно поддержал Паша, — когда вы в последний раз видели кибитку и кушак?!

  28. Этап формирования новых знаний.

  29. — В чем же дело? А дело в том, что слова во многом очень похожи на людей. В языке, например, постоянно появляются новые слова: некоторые приезжают к нам из заграницы, а некоторые рождаются в русском языке. Но бывают и слова, которые просто состарились.

  30. Да-да, слова тоже стареют и выходят на пенсию, ведь лексика языка очень изменчива. А все потому, что язык должен успевать за временем. Поэтому словам-«пенсионерам» приходится «подвинуться», чтобы дать место новым словам.

  31. Кто мне скажет, старые слова исчезают из языка вовсе? Или где-то все-таки они хранятся и ждут своего часа?

  32. Слова постоянно устаревают. При этом они не исчезают из языка. Например, если мы захотим найти слово «купец», чтобы воспользоваться им, мы поймем, что оно никуда не делось и все так же осталось в лексике, просто мы больше не пользуемся им каждый день. Устаревшие слова выходят из обихода, значит мы не употребляем их в повседневной современной речи.

  33. Представьте, что у языка есть два чемодана – «слова на каждый день» и «слова про запас». Когда слово устаревает, оно просто перемещается из современной лексики в тот багаж, который у языка хранится «про запас».

  34. Этап закрепления ЗУН.

  35. Перед упражнениями назначить «консультанта» — один ученик, который будет помогать одноклассникам находить значение слов в «толковом словаре» — на листе с архаизмами и их толкованием, которые встретятся ученикам на этом уроке и в домашнем задании. «Консультант» будет помогать тогда, когда ученикам попадется слово, лексическое значение которого они еще не знают.

  36. Упражнение 96, стр. 38.

  37. — чтение текста

  38. — объяснение значения устаревших слов купец, локоть, сукно

  39. Работа с правилом, стр. 38.

  40. Устаревшими называют слова, которые больше не употребляются в повседневной жизни. Устаревшие слова делятся на историзмы (слова, обозначающие исчезнувшие из обихода предметы или явления) и архаизмы (устаревшие названия предметов или явлений, которые в современном мире называются синонимично). Новые слова – неологизмы.

  41. Чтобы различить историзмы и архаизмы, нужно задать два вопроса:

  1. Сейчас есть такой предмет (явление)?

  2. У слова есть современный синоним?

  1. Упражнение 98, стр. 39. Работа по обогащению словарного запаса.

  2. — чтение

  3. — нахождение устаревших слов

  4. — поиск их лексических значений в толковом словаре

  5. Физминутка.

  6. Взрываем пушистые бразды. 

  7. Этап закрепления ЗУН.

  8. Упражнение 99, стр. 39. Работа по обогащению словарного запаса. (дополнительное упражнение, если останется время)

  9. Задание «Знатоки старины»

  1. На доске карточки с современными синонимами архаизмов:

  1. Палец — Перст

  2. Битва — Брань

  3. Речь — Глагол

  4. Можно — Льзя

  5. Парикмахер — Брадобрей

  6. Красота — Лепота

  1. По одному подходят ученики, выбирают архаизм и ищут пару

  2. Класс предлагает словосочетание с данным архаизмом, после записывает

  1. Этап информирования о Д/З.

  2. Упражнение 100, стр. 39. Разбить слова на два столбика – устаревшие и новые слова. Слова, отмеченные значком (с), найти в толковом словаре и выписать его значение. Обратить внимание на приписку (устар.) в словаре.

  3. Подведение итогов.

  4. О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что такое лексика? Какие слова мы называем устаревшими? Почему слова устаревают? Как называются устаревшие слова, которые в современной речи мы заменяем синонимами? Как называются новые слова?

  5. Рефлексия.

  6. Каждый кратко говорит о том, чему научился на уроке и что понравилось.

150300 5a27dc749ae6c

-75%

Сохранить у себя:

Сочинение рассуждение почему в языке появляются архаизмы Поурочный план на тему: «Устаревшие слова. Работа со словарем». (23.49 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Сочинение рассуждение поэзия и жизнь в балладе жуковского светлана
  • Сочинение рассуждение почему человек должен быть милосердным
  • Сочинение рассуждение почему малину назвали малиной
  • Сочинение рассуждение про любовь к родине
  • Сочинение рассуждение про добро