Сочинение рассуждение по тексту уродина

Напишите сочинение по прочитанному тексту. сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. прокомментируйте сформулированную проблему. включите в комментарий два примера-иллюстрации

221309 or


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.

Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.

Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь.
(По В.А.Солоухину)*

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.

Домашнее задание

Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

  Здесь представлены новые учебные пособия для подготовки учащихся к ЕГЭ 2021 по русскому языку.  Авторы: Драбкина Светлана Владмировна, Субботин Дмитрий Игоревич.

Новая книга

Драбкина. Субботин. Готовимся к ЕГЭ

Новая книга. Авторы: Драбкина С.В., Субботин Д.И.

  12+. Новинка января 2021!   Книга: «Драбкина. Субботин. ЕГЭ 2021. Русский язык. Ответы. Тесты. Готовимся к итоговой аттестации». Рецензенты: Сотрудники кафедры филологического образования МИОО профессор — И.В. Труфанова, доцент -Д.А. Хаустова. Ред-р: Д.П. Локтионов.  Худ: Е.Ю. Воробьёва. Книга  — оптимальный банк заданий, по русскому языку, для подготовки учащихся. Ступени методических рекомендаций подготовки к экзамену. Тесты и задания с алгоритмами их выполнения. Учебное пособие. Новая книга серии: ЕГЭ. Русский язык — Москва. Издательство: Интеллект-Центр, 2021. ISBN:  978-5-907339-12-5/ Страниц — 338. Масса: 500 гр. Размеры: 289x199x18 мм. 

26 заданий от экспертов и разработчиков КИМов! Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ.

Выпускники! Совершенствуйте орфографическую и пунктуационную грамотность, повышайте свою речевую культуру!

  Аннотация: «Драбкина. Субботин. Готовимся к ЕГЭ».  Сборник содержит пошаговую систему успешной подготовки к экзамену ЕГЭ по русскому языку. На основе анализа прошедшей аттестации, знакомит с оптимальным содержанием тренировочных экзаменационных заданий, с образцами сочинениями — рассуждениями и алгоритмом их правильного выполнения, которым нужно следовать для получения высшего балла. Издание поможет выпускникам систематизировать знания, необходимые для сдачи ЕГЭ. Предлагаемая интенсивная методика подготовки, придаст уверенность и избавит от страха и волнений перед испытанием.

Все для тренинга в одной книге — просто, легко и доступно!

 Книга представляет необходимые, заполненные, нормативные документы и необходимый теоретический материал в сжатой  форме. Эта информация позволит лучше ориентироваться на экзамене.

  • рекомендуемое время выполнения заданий каждой части;
  • правила заполнения абитуриентами бланков всех частей: А, В, С
  • структура КИМ;
  • система ответов, проверки заданий А, В, С;
  • последовательность необходимых действий, выбора правильного ответа, в виде алгоритмов;

 Проводится анализ типично — досадных ошибок, которые допускают при выполнении заданий части А, В и С. Даются методические советы и правила выполнения заданий А, В и рекомендации, по написанию сочинения-рассуждения части С.

 Сочинения о революции.
Сочинения на тему: «Революция» 

  • критерии оценивания экспертами сочинения;
  • написание примерного плана сочинения-рассуждения;
  • алгоритм подготовки экзаменационного эссе;
  • анализ типичных ошибок, классификация речевых и грамматических ошибок;
  • словарик клишированных фраз;
  • перечень проблем;
  • образцы сочинений-рассуждений;

 Пять тренировочных тестов, с методическими указаниями, позволят закрепить знания и, самостоятельно, под­готовиться к ЕГЭ по русскому языку. Сборник адресован школьникам старших классов и абитуриентам.

Краткое содержание

Официальные документы. ЕГЭ по русскому языку и специфика проведения экзамена. Краткое содержание: 

  • Правила заполнения бланков.
  • Разбор заданий части А и алгоритмы решения…………………………………………………………………………24
  • Разбор заданий части В и алгоритмы решения…………………………………………………………………………177
  • Рекомендации выполнения заданий части С. …………………………. 244-270
  • Тесты №1-5 …………………………………………………………………….273-306
  • Ответы к тестам и заданиям……315 — 346

Варианты заданий

 Книга содержит 5 тренировочных тестов, включающих 30 заданий из части 1 (A1-A30). Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Один вариант — не правильный. Все варианты заданий имеют расширенный разбор и алгоритмы решения
  Подробно описывается, что нужно знать и требуется от учащегося: краткое описание правил русского языка для выполнения заданий. Приводятся списки слов, из методического письма ФИПИ, которые часто используются для составления заданий.

Ответы.

 В содержании  книги  «Драбкина. Субботин. ЕГЭ русский язык» есть ответы. Они содержатся на последних страницах и даны на все задания и тесты. Ответы, на задания части А1-30, В4-7, даны в таблицах цифрами. Ответы заданий В1-3, записаны словами. Готовые решения необходимы для организации полноценного, самостоятельного, тренинга. Они позволят, не только проверить себя, но и сделать процесс подготовки эффективным.

Учи правила! Решай и проверяй ответы — приобретай теоретические навыки!

Популярные книги

Драбкина. Сочинение по литературе. ЕГЭ по русскому языку.

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочинение по литературе

ЕГЭ 2021. Итоговое сочинение. Драбкина. Субботин.

   12+   Новинка января 2021!    Книга:  «Итоговое сочинение. Драбкина».  Популярные книги серии: «Драбкина. Сочинение по литературе. ЕГЭ по русскому языку». Издательство: Интеллект-Центр 2020. ISBN: 978-5-907157-74-3 страниц: 80 стр.

   Аннотация: «Допуск к ЕГЭ 2021. Итоговое сочинение. Драбкина. Субботин».Для учащихся 10-11 классов. Предлагаемое пособие предназначено научить писать итоговое сочинение. Представлен необходимый материал: рекомендации по написанию сочинения; тематические блоки с образцами сочинений; критерии проверок;

ЕГЭ по русскому языку 2020. Драбкина. Учимся писать сочинение

Русский язык. ЕГЭ. Единый государственный экзамен. Учимся писать сочинение

Подробный алгоритм написания и анализ типичных ошибок!  Образцы готовых сочинений части С!

Купить: «Драбкина. Субботин. 2020 ЕГЭ. Русский язык. Сочинения.»  Ответы. (часть С): алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся. Авторы: Драбкина С.В., Субботин Д.И. Издательство М.: Интеллект- Центр, 2020 год.   ISBN: 978-5-907157-78-1

Аннотация: «ЕГЭ по русскому языку 2020. Драбкина. Учимся писать сочинение».  Представлена пошаговая система подготовки к выполнению 27-го задания ЕГЭ по русскому языку — к написанию сочинения рассуждения. Дан подробный анализ задания, приведены практические советы по написанию каждой из частей экзаменационной работы: определению проблемы и авторской позиции, созданию текстового комментария, формулировке собственного мнения и аргументов к тезису как литературных, так и основанных на жизненном материале — все в соответствии с критериями 2021 года демоверсии ЕГЭ по русскому языку.

Представлен анализ типичных ошибок, Примеры экзаменационных работ.

  Сборник предлагает пошаговую и поэтапную подготовку к написанию сочинения — рассуждения, для выполнения заданий, части «С», с ключами — ответами. Даёт методические советы по всем экзаменационным заданиям. Объясняет, как правильно написать сочинение — рассуждение по тексту, формулировать и комментировать проблему, определять позицию автора, выражать и приводить аргументы защиты своей точки зрения. Содержит клишированные фразы, для ввода комментариев в сочинение рассуждение. Образцы работ, по многим темам, с оценкой по критериям и перечня наиболее часто встречающихся проблем. И, много рекомендаций, как избежать типичных ошибок. Цель учебника — помочь ученику, самостоятельно подготовиться к экзамену и получить 23 балла.
  Для получения высшего балла вам надо научиться работать самостоятельно. Внимательно изучить предложенный материал, соблюдая последовательность, пошагово освоить его.

План сочинения — рассуждения.

Формулировка задания одинакова и сама подсказывает план сочинения — рассуждения:

  1. Формулируем проблему из размышлений автора исходного текста, находящихся в центре его внимания.
  2. Комментируем проблему. Пояснение автором проблемы, привлекающей внимание читателя, и своё объяснение.
  3. Определение позиции автора по данной проблеме.
  4. Высказывание собственного мнения. Согласие или несогласие с автором, на которое приводится два аргумента.
  5. Первый аргумент — доказательство своей справедливости, на основе жизненных или прочитанных впечатлений. (Желательно из классики).
  6. Второй аргумент. Доказательство своей справедливости из собственного опыта.
  7. Краткий вывод — заключение.

План сочинения соответствует содержанию пособия:»ЕГЭ по русскому языку. Часть С. Драбкина. Субботин». В конце книги даны тексты для самостоятельной работы, готовые сочинения, ключи к текстам для самостоятельного написания сочинения, ОТВЕТЫ.

Драбкина: Русский язык ЕГЭ. 20 тестов ЕГЭ — 20 ступеней к успеху

20 ступеней к успеху

  12+   Новинка октября 2020!  Книга: «20 тестов. ЕГЭ 2020. Русский язык». Автор: Драбкина С.В., Субботин Д.И. Редактор: Локтионов Д. П. Учебный материал разработан, совместно с ФИПИ. Содержит справочный материал и ответы. Популярные книги серии: «Готовимся к ЕГЭ». Издательство: «Интеллект-Центр». Страниц: 314. Тираж: 30000 экз. Переплёт: мягкий. ISBN: 978-5-907033-69-6 , 978-5-907157-77-4. Создано: 09.10.2020

 Аннотация: Драбкина: Русский язык ЕГЭ. 20 тестов ЕГЭ — 21 ступеней к успеху». В пособии представлен комплекс теоретического материала с алгоритмом правильного выполнения экзаменационных заданий. Уникальная система с пошаговой подготовкой, с комментариями и образцами последовательности действий. Первые десять вариантов тестов составлены Светланой Владимировной Драбкиной, с 11-20 варианты написаны Дмитрием Игоревичем Субботиным. Сборник поможет учащимся, самим, без репетитора, подготовиться и усовершенствовать свои знания русского языка. Произведён разбор типичных ошибок. Содержание: теоретический материал; методические рекомендации; тренировочные задания с ответами;

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Счастье-та эмоция,которую мы чаще всего испытываем ,когда всё хорошо.Очень трудно радоваться окружающим вещам,когда в твоей жизни наступает «черная полоса».Быть счастливым всегда невозможно.Как без чёрного не было бы белого,так без грусти не было бы счастья.Так что же значит обрести счастье?По моему мнению,это значит суметь после тяжёлого периода не сломиться и снова начать видеть прекрасное,радоваться мелочам.Как же это сделать?Я считаю,что только в согласии с собой и окружающим миром можно обрести счастье.
Ярким примером этого является главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».В начале произведения Родион Раскольников с трудом переносит свое унизительное положение — нищету.Герой не принимает себя и критикует общество.В это время в его жизни происходит переломный момент.Подтверждая свою теорию,Родион убивает старуху-процентщицу.Герой проходит через череду тяжёлых жизненный выборов.Это дает ему возможность посмотреть на жизнь с другой стороны.Герой переосмысляет свою роль в этом мире.В конце произведения Раскольников раскаивается и приходит к вере в бога.Уже в тюрьме герой принимает себя и окружающий мир,обретает счастье.
Другой пример — Илья Ильич Обломов из одноименного произведения И.Гончарова.Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.Ему лень.Нелюбовь к себе делает его несчастным.И даже когда герой влюбляется в Ольгу,его радость не длится долго.Он все ещё не уверен в себе и не хочет меняться.Его стимул к переменам угасает и он возвращается к своему обычному образу жизни.Видя это,Олга оставляет его.Герой снова одинок и несчастен.В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.
Итак,обрести счастье можно, обретя духовное равновесие,любя себя и окружающих.  

Здравствуйте, Дарья!

На мой взгляд, тема сочинения не соответствует тематическим направлением этого года. Сочинение проверяю только потому, что вы слишком долго ждали проверки, не хочется вас разочаровывать.

Вам удалось выстроить рассуждение в соответствии с требованиями. Вместе с тем анализ литературных произведений выполнен на поверхностном уровне.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Дарья, исходя из вашего комментария литературных произведений, можно сделать вывод о том, что тексты вы не читали, даже в кратком содержании. Вероятно, вы пересказываете чей-то пересказ, отсюда наивное толкование жизненных коллизий, описанных в романах.

Так , говоря о судьбе Раскольникова, вы рисуете его жизненный путь в странной логике: чтобы обрести счастье, ему пришлось убить старуху. Такое понимание идейного содержания произведения является ошибочным и не опирается на сюжет: во-первых, Достоевский не указывает на то, что Раскольников раскаялся, во-вторых, счастье он обрел в любви к Соне и благодаря ей (вы ничего не пишете про это).

Говоря о судьбе Обломова, вы тоже не углубляетесь в сюжет, рассуждаете поверхностно, не опираясь на текст. Вы утверждаете, что в браке с Агафьей Пшеницыной герой не обрел счастья, но это не так: он по-своему любил эту женщину, был с ней счастлив.

Дарья, поскольку итоговое сочинение является аттестационной работой по литературе, следует опираться на прочитанные тексты, стараться анализировать их на уровне, достойном выпускника школы.

Нелюбовь к себе делает его несчастным.

Фактическая неточность: в тексте нет указаний на то, что Обломов не любил себя, скорее наоборот.

Видя это,Олга оставляет его.

Фактическая неточность: Обломов сам написал Ольге о разрыве отношений.

В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.

Неточность.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Ошибки

В это время в его жизни происходит переломный момент.Подтверждая свою теорию,Родион убивает старуху-процентщицу.

В этом месте требуется хотя бы минимальное пояснение: что за теория, почему из-за нее нужно кого-то убивать. Иначе получается логический скачок, мысли изложены непоследовательно.

Счастье-та эмоция,которую мы чаще всего испытываем ,когда всё хорошо.Очень трудно радоваться окружающим вещам,когда в твоей жизни наступает «черная полоса»

Вы путаете понятия «счастье» и «радость», это не синонимы, не одно и то же. Счастья не бывает от вещей (как вы пишете). Счастье — гораздо более сильная эмоция, чем ощущение, что «всё хорошо».

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

В конце произведения Раскольников раскаивается и приходит к вере в бога.

Раскольников ничего не знал о произведении и не мог раскаяться в его конце. Корректно писать так: в конце произведения читатель узнает, что Раскольников…

Уже в тюрьме герой принимает себя и окружающий мир,обретает счастье.

Корректнее говорить о каторге, а не о тюрьме.

Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.

На что указывает местоимение ЭТО? На окружение? На Обломова? Непонятно.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4

Ошибки

Орфография

Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.

не делает.

Пунктуация

Его стимул к переменам угасает ЗПТ и он возвращается к своему обычному образу жизни.

Пропущена запятая на границе грамматических основ.

Грамматика

Герой проходит через череду тяжёлых жизненный выборов.

Нарушение согласования. Выборов (каких?) жизненных.

В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.

Не находит (чего?) счастьЯ

Общий вывод по работе

Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако оно довольно слабое с точки зрения глубины содержания. Думаю, на самом экзамене вы сможете выстроить более глубокое рассуждение.

Удачи!

Сегодня, 1 декабря, выпускники этого года по всей стране пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным условием для допуска к ГИА. Этому событию педагог Римма Раппопорт посвятила публикацию , где разобрала распространенные ошибки из школьных сочинений, которые ничего кроме раздражения не вызывают. А ещё — дала советы, как же писать эту работу так, чтобы радовать учителя. Сохраните в закладки и покажите своим детям — пригодится!

Как научиться писать сочинение?

Фото: из архива Риммы Раппопорт

Римма Раппопорт — учительница русского языка и литературы из Санкт-Петербурга, методист, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги». Ведет популярный блог на «Яндекс. Дзен».

В детских сочинениях попадаются разнообразные, порой забавные ошибки. За возможность посмеяться я ученикам всегда благодарна, но регулярно встречаются в сочинениях ошибки и ходы, которые чудовищно раздражают. О них и расскажу.

5 самых противных ошибок в сочинениях

1. В таком-то году такой-то писатель написал великий роман такой-то…

Вы только что прочитали типичное начало сочинения. Прелесть такого вступления в том, что его можно использовать примерно всегда. Достоевский, Толстой, Тургенев… какая разница? Главное, чтобы роман был великим, а этого добра у нас в школьной программе навалом.

Вообще, вступительная фраза, не имеющая отношения непосредственно к теме сочинения и позволяющая начать издалека, сильно переоценена.

Мой совет: все необязательные предложения, которые можно заполнить чем угодно, лучше нещадно выбрасывать.

2. Автор рассуждает о проблеме.

Спасибо ЕГЭ: теперь у нас авторы только о проблемах и рассуждают, в крайнем случае тему затрагивают. А больше ничего не успевают: проблем-то выше крыши. Такой подход чудовищно упрощает художественный текст.

На уровне темы-проблемы ещё кое-как можно говорить о публицистике, но не идти глубже при разборе литературного произведения — значит ничего в нём не понять. Всё живое и прекрасное, что делает с человеком литература, она делает средствами куда менее заметными и куда более изящными, чем прямое рассуждение о проблемах.

В противном случае можно было бы некоторые романы дальше названия не читать: и так понятно, какие проблемы занимают Толстого в «Войне и мире» или Тургенева в «Отцах и детях».

3. Автор хотел показать нам.

Чего только не показывает нам (именно нам, для нас же писалось) автор! Создаётся впечатление, что писателей занимают не их герои, не попытка, высказываясь, найти ответы на экзистенциальные вопросы, а суровая необходимость пронести сквозь века мораль, адресованную персонально Васе Пупкину из 10-го «Б».

Вот бы вместо бессмысленной игры «Угадай, что хотел сказать автор» видеть в сочинениях анализ текста и стремление отыскать ответы на те самые экзистенциальные вопросы вместе с писателем.

Как научиться писать сочинение?

Фото: olia danilevich, Pexels

4. Одни люди думают так, а другие так.

«Что такое счастье? Все люди понимают это по-разному». Мысль глубокая — не хуже утверждения, что кто-то любит кофе с сахаром, а кто-то — без. Одно дело — сравнить точки зрения противопоставленных друг другу героев. И совсем другое — поведать учителю, что мир делится приблизительно пополам и у всех в нём всё по-своему.

Так что этот ход надежнее пропустить и сразу перейти к более содержательным размышлениям.

5. Мне очень понравился роман такой-то, он заставил меня о многом задуматься.

В большинстве случаев такое мощное эмоциональное заключение свидетельствует о двух вещах: ребёнок понял, что сочинение пора завершать, ребёнок думает, что учитель ждёт именно такой «позитивной» реакции на прочитанное (скорее всего, не такое уж прочитанное) произведение.

Я, к слову, не жду. Мне вообще непонятно, зачем отвлекаться от основного текста и перескакивать на искусственные оценочные суждения. Учитель же по самому сочинению и по его качеству увидит, понравилась ли ученику книга. Если она ученику никак, это точно бросится в глаза. Один из верных признаков «никака» — громкие фразы о сильном впечатлении, произведённом книгой.

А что не так со штампом «заставляет задуматься»? Разве не заставляет? Беда в том, что задуматься заставляет любой текст, даже этикетка на освежителе воздуха. Тут как с «понравилось/не понравилось» в конце сочинения. Жанр сочинения вообще предполагает, что ученик задумается и распишет свои мысли на несколько страниц.

Поверьте, если ребёнок задумался, учитель не пройдёт мимо. Сообщать об этом дополнительно не нужно.

Как научиться писать сочинение?

Как же тогда не раздражать и даже радовать учителя литературы своим сочинением?

  • Быть ближе к тексту, но не перебарщивать с пересказом.
  • Уместно цитировать не ради самого факта цитирования.
  • Уходить от громкости и пафоса в сторону вдумчивости и конкретики.
  • Относиться к сочинению как к поиску, движению, а не конструктору.

Ну или хотя бы не списывать.

Источник: блог Риммы Раппопорт.

  • Сочинение рассуждение по тексту солоухина до сих пор я не знаю
  • Сочинение рассуждение по тексту чехова у широкой степной дороги
  • Сочинение рассуждение по тексту кривина пробочное воспитание
  • Сочинение рассуждение по тексту леонова воспаленное состояние
  • Сочинение рассуждение по тексту кривина два камня