сочинение по тексту по русскому языку егэ 2015 примеры по тексту Egerus. ru
02.09.2018 9:57:02
2018-09-02 09:57:02
Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного.
Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке.
Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» .
Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня.
Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу.
Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.
Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле.
Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол.
Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын.
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы.
Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется.
Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места.
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным.
Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач.
Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить.
Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации.
Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Дмитрий Быков о В. Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко.
Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём.
Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова.
Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин.
Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча.
Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка.
Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном.
Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались.
Михаил Осипович Гершензон: Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём.
Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания.
Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека.
Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно.
Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем.
Борис Петрович ЕкимоВ: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка.
Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит.
Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость.
Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось.
Д. Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг.
Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю.
Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его. Рассказывать ли.
Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить.
Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным.
Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время.
Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны.
Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово.
Галина Георгиевна Туз: «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!».
Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета.
Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных.
Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку.
Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров.
Любовь Фёдоровна Воронкова: — Ты варенье любишь? — Какое? — Ну вишнёвое, например.
Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом.
Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина.
А. Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать.
Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению.
Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его.
Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри.
Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину».
Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые.
Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства.
Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят, « красиво жить не запретишь».
Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы.
Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал. (Тарас Шевченко)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире..
Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем.
Г. Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней.
Константин Георгиевич Паустовский: . Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.
Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг.
Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик. Овсянский остров напоминал.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом.
Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М. В. Ломоносова.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который..
И. Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота..
Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный.
Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого.
Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня.
Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно.
А. Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем.
Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше..
Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек.
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы.
Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного.
Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке.
Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» .
Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня.
Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу.
Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.
Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле.
Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол.
Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын.
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы.
Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется.
Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места.
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным.
Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач.
Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить.
Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации.
Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Дмитрий Быков о В. Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко.
Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём.
Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова.
Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин.
Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча.
Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка.
Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном.
Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались.
Михаил Осипович Гершензон: Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём.
Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания.
Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека.
Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно.
Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем.
Борис Петрович ЕкимоВ: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка.
Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит.
Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость.
Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось.
Д. Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг.
Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю.
Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его. Рассказывать ли.
Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить.
Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным.
Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время.
Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны.
Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово.
Галина Георгиевна Туз: «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!».
Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета.
Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных.
Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку.
Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров.
Любовь Фёдоровна Воронкова: — Ты варенье любишь? — Какое? — Ну вишнёвое, например.
Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом.
Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина.
А. Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать.
Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению.
Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его.
Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри.
Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину».
Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые.
Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства.
Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят, « красиво жить не запретишь».
Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы.
Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал. (Тарас Шевченко)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире..
Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем.
Г. Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней.
Константин Георгиевич Паустовский: . Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.
Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг.
Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик. Овсянский остров напоминал.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом.
Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М. В. Ломоносова.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который..
И. Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота..
Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный.
Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого.
Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня.
Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно.
А. Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем.
Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше..
Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек.
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным.
Порой мы спотыкались о тонкий ствол.
Vopvet. ru
09.11.2020 6:25:43
2020-11-09 06:25:43
Интерактивные технологии в образовании
- Разделы | Вопросы теории | Коллекция текстов | Методические разработки | Примеры сочинений
Сочинение-рассуждение по тексту Куприна А. Проблема силы материнской любви.
Материнская любовь… На что способна женщина ради своих детей? Все ли может простить материнское сердце? Можно ли его обмануть?
Дата публикации: 2018-07-14 22:42
Сочинение-рассуждение по тексту Львова С. Проблема нравственного воспитания.
Передо мной текст С. Львова, в котором, на мой взгляд, автора волнует вопрос нравственного воспитания человека.
Дата публикации: 2018-07-14 21:01
Сочинение-рассуждение по тексту Олеши Ю.
Передо мной фрагмент из текста Ю. Олеши. В данном тексте автор говорит о природе — «прекрасных кустах шиповника», «обаятельных утках, «румяном закате» — и поднимает проблему понимания красоты окружающего мира.
Дата публикации: 2013-06-26 10:22
Сочинение-рассуждение по тексту Павловой Л.
Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному. Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.
Дата публикации: 2015-06-02 20:27
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К.
В данном тексте К. Паустовский раскрывает проблему человеческой взаимопомощи. Эта проблема, несомненно, является высоконравственной и весьма актуальной в нынешнее время, когда дружбу и уважение можно купить так же, как стиральную машину: быстро, без проблем и за умеренную плату. Автор в качестве примера бескорыстия и подлинного желания помочь другому рассказывает об Аркадии Гайдаре.
Дата публикации: 2015-06-02 19:39
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К. «Гибель экспедиции Скотта»
Вспоминается известное высказывание русского писателя А. А. Бестужева-Марлинского: «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг». Передо мной текст К. Г. Паустовского, который также посвящён проблеме мужества и героизма.
Дата публикации: 2015-06-02 20:38
Сочинение-рассуждение по тексту Соловейчика С.
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности. Несомненно, эта проблема относится к категории нравственных.
Дата публикации: 2016-11-12 18:25
Сочинение-рассуждение по тексту Сологуба Ф. Проблема долга перед Родиной.
Может ли человек руководствоваться в жизни только личными интересами? Всякий ли готов смело встать на защиту своего Отечества?
Дата публикации: 2018-07-14 22:56
Сочинение-рассуждение по тексту Тендрякова В.
Передо мной фрагмент из романа В. Тендрякова «Покушение на миражи». В этом тексте, на мой взгляд, писатель поднимает проблему взаимопонимания между разными поколениями.
Дата публикации: 2015-06-02 21:07
Сочинение-рассуждение по тексту Трифонова Ю.
Автор рассказывает «взволновавшую всю школу» историю о том, как когда-то давно, когда он учился в школе, ребята-ученики поднялись защищать крысу, которую хотели разрезать для опытов. Вся школа словно бы разделилась на два лагеря, решая судьбу крысы.
Сочинение-рассуждение по тексту Павловой Л.
Сочинение-рассуждение по тексту Куприна А. Проблема силы материнской любви.
Материнская любовь… На что способна женщина ради своих детей? Все ли может простить материнское сердце? Можно ли его обмануть?
Дата публикации: 2018-07-14 22:42
Сочинение-рассуждение по тексту Львова С. Проблема нравственного воспитания.
Передо мной текст С. Львова, в котором, на мой взгляд, автора волнует вопрос нравственного воспитания человека.
Дата публикации: 2018-07-14 21:01
Сочинение-рассуждение по тексту Олеши Ю.
Передо мной фрагмент из текста Ю. Олеши. В данном тексте автор говорит о природе — «прекрасных кустах шиповника», «обаятельных утках, «румяном закате» — и поднимает проблему понимания красоты окружающего мира.
Дата публикации: 2013-06-26 10:22
Сочинение-рассуждение по тексту Павловой Л.
Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному. Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.
Дата публикации: 2015-06-02 20:27
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К.
В данном тексте К. Паустовский раскрывает проблему человеческой взаимопомощи. Эта проблема, несомненно, является высоконравственной и весьма актуальной в нынешнее время, когда дружбу и уважение можно купить так же, как стиральную машину: быстро, без проблем и за умеренную плату. Автор в качестве примера бескорыстия и подлинного желания помочь другому рассказывает об Аркадии Гайдаре.
Дата публикации: 2015-06-02 19:39
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского К. «Гибель экспедиции Скотта»
Вспоминается известное высказывание русского писателя А. А. Бестужева-Марлинского: «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг». Передо мной текст К. Г. Паустовского, который также посвящён проблеме мужества и героизма.
Дата публикации: 2015-06-02 20:38
Сочинение-рассуждение по тексту Соловейчика С.
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности. Несомненно, эта проблема относится к категории нравственных.
Дата публикации: 2016-11-12 18:25
Сочинение-рассуждение по тексту Сологуба Ф. Проблема долга перед Родиной.
Может ли человек руководствоваться в жизни только личными интересами? Всякий ли готов смело встать на защиту своего Отечества?
Дата публикации: 2018-07-14 22:56
Сочинение-рассуждение по тексту Тендрякова В.
Передо мной фрагмент из романа В. Тендрякова «Покушение на миражи». В этом тексте, на мой взгляд, писатель поднимает проблему взаимопонимания между разными поколениями.
Дата публикации: 2015-06-02 21:07
Сочинение-рассуждение по тексту Трифонова Ю.
Автор рассказывает «взволновавшую всю школу» историю о том, как когда-то давно, когда он учился в школе, ребята-ученики поднялись защищать крысу, которую хотели разрезать для опытов. Вся школа словно бы разделилась на два лагеря, решая судьбу крысы.
Передо мной фрагмент из текста Ю. Олеши. В данном тексте автор говорит о природе — «прекрасных кустах шиповника», «обаятельных утках, «румяном закате» — и поднимает проблему понимания красоты окружающего мира.
Интерактивные технологии в образовании
Передо мной фрагмент из текста Ю.
Saharina. ru
29.04.2018 15:57:10
2018-04-29 15:57:10
Источники:
Https://egerus. ru/composition/getComposition. html? compositionid=35
Https://vopvet. ru/index/teksti_egeh_po_russkomu_jazyku_sochinenija/0-11
Https://saharina. ru/metod/ege/essays/?page=2
17/11/2021 | № 41 | |
1. | Автор | Попова |
2. | Должность | Учитель |
3. | Название | Конспект |
4. | Учебный | Русский |
5. | Класс | 9 |
6. | Тема | Подготовка к сочинению-рассуждению |
7. | Тип | Урок |
8. | Форма | Урок-практикум |
9. | Цель | Расширить представление |
10. | Задачи | Образовательные: учить применять полученные теоретические знания Развивающие: развивать речевые навыки учащихся; развивать умение разграничивать развивать умение извлекать развивать умение строить Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; воспитывать воспитывать |
11. | Планируемые | Предметные: Обучающиеся получат Метапредметные: Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: понимают информацию и интегрируют её в имеющийся знаний. Коммуникативные: Личностные: Положительное отношение к учению, осознанная |
12. | Оборудование | УМК, |
Ход урока
1.Оргмомент
2.Работа по теме урока
В этом году вам предстоит
сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных
экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Знаю,
что вы серьёзно к нему готовитесь. Наш урок сегодня – это тоже один из способов
подготовки к ОГЭ.
Постановка учебной задачи
Используя какой тип речи, вы
будете писать сочинение? Вспомним структуру рассуждения.
І. Тезис.
ІІ. Доказательство:
1) Аргумент 1.
2) Аргумент 2.
ІІІ. Вывод.
— Сформулируйте общую тему,
на которую пишем сочинение на экзамене.
(на лингвистическую).
— Сочинение мы пишем по
тексту. Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение.
Чтение текста.
(1) Он нёс меня на себе
восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих
пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на
руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5) Я всё
это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего
не могу понять. (7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай,
моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне
кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её
понять.
(8) Нам тогда было по
тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли
рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг
приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как
вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня
на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного
горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс
меня на себе.
– (14) Серёнь, брось
меня! – шептал я сухими губами.
– (15) Нет! – хрипел друг.
(16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17) Свистят
пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей
жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19) У меня
от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я
умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21) Скажи ей, что я её
любил.
(22) Серёжка, сдувая с лица
капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не
соображал, что я говорю. (23) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша,
сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24) А на следующий день,
когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил
передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался посмешищем всей школы.
(26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я,
от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до
болезненности.
(27) Зачем он рассказал им
про мой привет? (28) Может быть, он просто изложил все подробности того случая,
не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29) А может быть, ему
хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего
тщедушного актёрства? (30) Не знаю!
(31) Он нёс меня восемь
километров по залитой солнечным зноем дороге. (32) Но я до сих пор не знаю:
спас он меня или предал.
(33) Шрам на ноге почти
полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34) И когда
мне говорят: «Вам такой-то передал привет, я цепенею от ужаса, и по моей спине
пробегают мурашки».
(По М. Худякову)
— Какова тема этого текста?
О дружбе.
О детстве.
О предательстве друга.
Об обиде, которая перешла в
боль.
О ране, которая может быть
сделана словом…
— Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?
Проблема противоречивости
человеческих поступков.
Проблема бережного отношения
к чувствам людей.
Проблема предательства.
Проблема влияния детства на
формирование характера человека.
Проблема взаимоотношения
подростков.
— Актуальны ли они в наше время?
— О чём автор нас заставляет
задуматься?
— А писать сочинение мы будем
писать на следующую тему: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения
самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко.
— Через какие языковые
средства М.Г. Худяков раскрывает тему и главную проблему текста?
— Работаем с инструкцией «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему».
Шаг 1: Знакомимся с высказыванием
— Внимательно прочитайте
высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2: Определяем основную мысль высказывания
— Выясните, о каких свойствах
языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
(О богатстве, точности
русской речи, выразительности). (О роли в русском языке эпитетов, метафор,
сравнений и т.п.)
Шаг 3: Оформляем вступление
— Во вступлении необходимо:
• сформулировать позицию
автора высказывания;
• выразить своё
отношение к ней.
Помните, что вступление
должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
В.Г. Короленко писал: «
Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и
оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с
помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский
писатель В.Г. Короленко утверждал, что русский язык обладает всеми средствами
для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Я полностью согласен с
автором высказывания.
или:
В высказывании В.Г. Короленко
моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти
слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения автора.
Проверка написанных учащимися вступлений.
Шаг 4: Пишем основную часть
— Основную часть можно начать
следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к
словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского
писателя … (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах
из текста…
Попытаемся раскрыть значение
тезиса на примерах, взятых из текста …
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Пример основной части сочинения:
Обратимся к тексту Худякова,
русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует
большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного
героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую
же задачу выполняет и фразеологизм «по спине пробегают мурашки» из этого
предложения.
Шаг 5: Пишем заключение
— В заключительной части
сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении
говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Пример вывода к сочинению:
Таким образом, приведённые
примеры подтверждают мысль В.Г. Короленко о том, что в русском языке можно
найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков
чувств.
или:
Таким образом, чтобы точно
передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в
русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают
речь эмоциональной и выразительной.
Пример сочинения 1:
В. Г. Короленко писал: «
Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и
оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.
Обратимся к тексту
Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель
использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние
главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор
кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм « по спине пробегают
мурашки» из этого предложения.
Таким образом, чтобы точно
передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в
русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают
речь эмоциональной и выразительной.
(97 слов)
Пример сочинения 2:
В высказывании В.Г.
Короленко моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно
найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения
автора.
Докажем эту мысль на
примерах текста Худякова. В предложении 12 имя существительное в творительном
падеже «с ужасом» является ярким сравнением, передающим боль физическую,
показывающим состояние героя в тот момент, когда он поранился осколком бутылки.
А в предложении 32 автор использует антоним «спас-предал», который позволяет
более точно выразить мысль, раскрыть душевное состояние героя, который, спустя
годы, не может разобраться в собственных чувствах, ведь душевная рана до сих
пор свежа.
Таким образом, приведённые
примеры подтверждают мысль В.Г. Короленко о том, что в русском языке можно
найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков
чувств.
(125 слов)
Домашнее задание:
1.
Отредактировать сочинения,
написанные в классе.
2.
Написать сочинение