Сочинение рассуждение по тексту бахмутова радуга

Поделиться ответы и задания для двух вариантов мониторинговой работы за 1 полугодие по русскому языку 9 класс в формате огэ

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания для двух вариантов мониторинговой работы за 1 полугодие по русскому языку 9 класс в формате ОГЭ 56 регион Оренбургская область, официальная дата проведения работы 27 ноября 2021 год.

  • Скачать задания 1 варианта

  • Скачать задания 2 варианта

  • Скачать ответы

  • Скачать аудио изложения

Мониторинговая работа за 1 полугодие в 9 классе в формате ОГЭ по русскому языку вариант 1

Мониторинговая работа за 1 полугодие в 9 классе в формате ОГЭ по русскому языку вариант 2

Текст изложения:

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Сжатое изложение:

Слово «мама» – особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. Материнская любовь окрыляет, придает силы. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь».

К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (98 слов)

Ответы и задания для 1 варианта:

2)Прочитайте текст. (1) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2) Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3) Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4) Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 простое двусоставное.
  • 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
  • 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
  • 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.

Ответ: 125

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

Ответ: 124567

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «радостно сообщил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: сообщил с радостью

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИВЕТСТВОВАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение. 2) НЕПРАВДА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ. 3) К ПРИСТАНИ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 3-го склонения пишется окончание -И. 4) НАВЗНИЧЬ – в кратком имени прилагательном с основой на шипящий пишется буква Ь. 5) БЕСКОНЕЧНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

Ответ: 35

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Чтобы избавиться от скуки, рассказчик посоветовал ребятам выбрать себе вожака. 2) Ребята считали Димку странным, потому что он не боялся змей. 3) По дороге к ребятам Димка увидел ядовитую змею. 4) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия. 5) Рассказчик считал, что мечтатель не может быть вожаком.

Ответ: 14

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек. 2) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. 3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль. 4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! 5) Он летел стрелой.

Ответ: 25

8)В предложениях 30–40 найдите слово с лексическим значением «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений». Выпишите это слово.

Ответ: обсерватория

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства: экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. Он научит их всех мечтать…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Ответы и задания для 2 варианта:

2)Прочитайте текст. 1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (2) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (3) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (4) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (5)Можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра);если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 простое односоставное.
  • 2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
  • 3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
  • 4) Предложение 4 сложносочинённое.
  • 5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

Ответ: 345

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Город Кировск (1) расположенный в центре горного массива Хибины (2) знаменит не только крупнейшими залежами апатитов (3) но и самым известным российским горнолыжным курортом. Местные жители шутят (4) что дети здесь встают на лыжи раньше (5) чем начинают ходить. Это неудивительно (6) так как повсюду (7) утрамбованные свирепыми северными буранами (8) снежные поля и обширные склоны Хибин. Всё словно создано для того (9) чтобы прокатиться на лыжах или сноуборде.

Ответ: 1234569

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: морская звезда

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-. 2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А. 3) БЛИЗКИЙ – в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-. 4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З. 5) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.

Ответ: 35

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Во время бурана на ребят напали волки. 2) Чтобы спастись от метели, ребята вырыли яму в снегу и спрятались там. 3) Мать рассердилась на сына за то беспокойство, которое он причинил ей. 4) Мать считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя настоящим мужчиной. 5) Бабушка рассказала герою повествования, что мама всю ночь искала его в метели.

Ответ: 245

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. 2)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой. 3)Но я даже не подал виду. 4)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. 5)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!

Ответ: 35

8)Лексический анализ. В предложениях 35–42 найдите антоним к слову «грубый». Выпишите этот антоним.

Ответ: ласковый

Тренировочные варианты ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс:

  • Пробное ОГЭ 2022 вариант №211018 по русскому языку 9 класс с ответами

  • Тренировочный вариант №210927 ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс 100 баллов с ответами

Задания и ответы для тренировочных вариантов по русскому языку 9 класс статград РУ2090501, РУ2090502 для подготовки к ОГЭ 2022, официальная дата проведения тренировочной работы №3 18 мая 2021 год.

Тренировочные варианты (РУ2090501-РУ2090502): скачать

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Тренировочная работа №3 статград по русскому языку 9 класс ОГЭ решать варианты РУ2090501 РУ2090502 онлайн

Текст изложения:

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на некоторое их однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображённых святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало художественной фантазии для того, чтобы по-разному изобразить известные библейские и евангельские сюжеты?

Недостаток фантазии здесь ни при чём. Дело в том, что средневековый художник, изображая фигуры, лица и ситуации, стремился вовсе не к оригинальности. Наоборот, он старался следовать уже созданным ранее произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме. Например, Николай Чудотворец на иконах всегда добродушен и с теплотой смотрит на зрителя. А вот лицо пророка Ильи по традиции изображалось суровым и непреклонным.

Чтобы облегчить труд художника, под началом церкви стали возникать специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. В них также приводились цитаты из Библии, которые следовало воспроизводить на той или иной иконе. Пособия снабжались подробными рисунками. Так возникли иконописные каноны – правила изображения святых, которыми и руководствовались средневековые художники.

Задания и ответы из 1 варианта:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)К концу XII века на Руси насчитывались сотни больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения начали создавать за много веков до этого на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и с владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и центры крупных княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)А северный город Белоозеро был включён в список городов лишь в виде исключения: изначально Белоозеро было крупным поселением, которое не имело укреплений.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
  • 2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 4) Грамматическая основа в первой части предложения 4 – центры называли.
  • 5) В предложении 5 три грамматические основы.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старик молча вывел Ивашку (1) боявшегося даже поднять на него глаза (2) через (3) расшатанную ветром (4) калитку (5) махнул рукой (6) и отпустил его восвояси (7) так и не дав ему ни одного тычка (8) и (9) даже не сказав вдогонку ни одного слова.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «посмотреть с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ДВОРНЯЖКА – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости / звонкости согласный звук, проверяется формой слова дворняжек. 2) ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением близость. 3) ПРОМОКНУТЬ (салфеткой) – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) ДЕРЁТСЯ – в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется. 5) ОТГУЛ – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Посёлок в тайге был очень большим, размером с целый город.
  • 2) Несмотря на молодой возраст телефонистки, её все уважали, потому что она была способна на время прекращать разлуку.
  • 3) Телефонистка не послушала «старшую» коллегу и всё равно постаралась помочь геологу: несколько раз перепроверила что-то, а потом даже отперла уже закрытую почту и нашла там письмо.
  • 4) Жена геолога забыла про его день рождения и ушла на встречу с друзьями.
  • 5) Телефонистка даже не оглянулась, когда геолог её поблагодарил: наверное, просто не услышала.

7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Вечером с самолёта посёлок светился крохотной точкой, мигал своими маленькими блестящими глазками в бескрайнем таёжном море. 2) В этот поздний час маленькие оконца почты были уже заставлены табличками «Закрыто». 3) А вот таблички «Телеграф» и «Переговорный пункт» гордо и призывно красовались на самом видном месте, всем своим видом показывая, что бодрствуют. 4) И люди бросятся в застеклённую кабину и будут говорить лишь самые главные, заранее отрепетированные слова в минуты, скупо отпущенные для междугороднего разговора. 5) Где-то за тридевять земель телефон разрывался понапрасну, находясь на грани сердечного приступа и рискуя голосовыми связками.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 антоним к слову МАЛЕНЬКИЙ (предложение 1). Напишите этот антоним.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя Алексея Николаевича Толстого: «Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего…» Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?..» Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова НЕРАВНОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение — рассуждение на тему «В чём проявляется неравнодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Задания и ответы из 2 варианта:

Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)В музыке звуки соотносятся друг с другом по нескольким параметрам, отличаясь не только по высоте, но и по длительности. (2)Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке, так как мелодия изменится. (3)Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называют ритмом. (4)Ритм – яркое выразительное средство музыки: часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. (5)Например, по ритму мы можем отличить марш от вальса, мазурку от польки, так как для каждого из этих жанров характерны определённые ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

2)Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 2) Первая часть предложения 2 – односоставное безличное предложение. 3) Грамматическая основа предложения 3 – последовательность называют. 4) В первой части предложения 4 составное именное сказуемое. 5) В предложении 5 две грамматические основы.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. В то время великий учёный уже был стар и поступал так (1) как поступало большинство стариков (2) он отстаивал те нормы русской речи (3) какие существовали во времена его детства и юности. А потом наступила новая эпоха (4) и прежние юноши стали отцами и дедами (5) и пришла их очередь возмущаться словами (6) которые ввела в обиход молодёжь (7) «даровитый» (8) «отчётливый» (9) «голосование» и «общественность».

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «крик журавля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (Морковка) ПО-КОРЕЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 2) НАВЗНИЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь. 3) ПОДРОСЛА – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) НИЧЕМ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И. 5) ПОМАЖЬ – в форме повелительного наклонения на конце глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В такой поздний час никто, кроме геолога, не ждал звонка и в переговорном пункте было непривычно пусто. 2) Звонившие по телефону всё время спрашивали у собеседника, слышит ли он их, потому что связь была очень плохая. 3) «Старшая» коллега телефонистки сразу вошла в положение и потратила много своего времени, чтобы помочь геологу, потому что день рождения – очень важный праздник для любого человека. 4) Жена геолога не брала трубку, потому что её не было дома: она уехала в командировку. 5) Геолог давно не заходил на почту за письмами, потому что был далеко в тайге.

7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Иногда свет в кабине не загорался, и, сочувственно вздохнув, телефонистка не называла номер кабины и город, а приглашала к своему окошку, словно вынося тем самым какой-то страшный приговор. 2) Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. 3) Дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждал. 4) Телефонистка, сидевшая за стеклянной перегородкой, всё делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. 5) Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, будто писала контрольную.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 синонимы к слову НЕБОЛЬШОЙ (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Николая Михайловича Карамзина: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? И правда, что она такого особенного сделала? Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. Вот и всё». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем дóрог близкий человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Другие тренировочные варианты ОГЭ статград по русскому языку 9 класс:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Русский язык 9 класс варианты РЯ2090901 РЯ2090902 статград ответы и задания ОГЭ 2021

Метки: заданияогэ 2022ответырусский язык 9 классстатград

Диагностическая работа №1 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс задания и ответы для вариантов РЯ2190201 и РЯ2190202. Официальная дата проведения работы: 02.12.2021 (2 декабря 2021 год).

Скачать варианты РЯ2190201-РЯ2190202

Все ответы (решения) и задания (без водяного знака): скачать

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Тренировочные варианты статград РЯ2190201 РЯ2190202 ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс:

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Солнечное затмение – астрономическое явление, во время которого земля, луна и солнце выстраиваются в одну линию. (2)Когда оно наступает, Луна закрывает (затмевает) полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. (3)На протяжении тысячелетий людям казалось, что солнечные затмения – это божья кара, внушающая страх и благоговейный трепет. (4)Если бы полные солнечные затмения были видимы в каждой местности достаточно часто, к ним привыкли бы так же быстро, как и к изменениям фазы Луны. (5)Но далеко не каждому поколению местных жителей удаётся увидеть их хотя бы раз, потому что встречаются они довольно редко.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

  • 1) В первой части предложения 1 составное именное сказуемое.
  • 2) Грамматическая основа во второй части предложения 2 – Солнце закрывает.
  • 3) Первая часть предложения 3 является односоставным безличным предложением.
  • 4) Предложение 4 сложноподчинённое, содержит две грамматические основы.
  • 5) Сказуемое в первой части предложения 5 составное именное.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ожидая сестру у ворот старенького (1) но очень уютного домика (2) скрытого от посторонних глаз (3) густо сплетёнными ветвями деревьев (4) Ольга напевала весёлую песенку (5) и несколько раз бросала насторожённые взгляды в сторону (6) растущего у забора (7) куста (8) из которого доносились непонятные звуки.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «Мишина книжка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) СТАРИННЫЕ (часы) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
  • 2) СЛОЖИТЬ (в сумку) – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
  • 3) ГОРЯЧО – в суффиксе наречия после шипящего согласного под ударением пишется буква О.
  • 4) ОДОМАШНИВАНИЕ – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
  • 5) ПОМНЯТ (о войне) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание ЯТ.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Торговка не заметила, как подошёл Гаврик, и потому продолжала торговаться с покупателями.
  • 2) Гаврик понимал, что он и дедушка полностью зависят от торговки.
  • 3) Из уважения к торговке Гаврик снял шапку.
  • 4) Гаврик с дедушкой жили бедно, но мальчик всё равно решил не унижаться перед торговкой.
  • 5) Гаврик и дедушка наконец расплатились с долгом и теперь не были ничего должны торговке.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) «Где бычки?» – закричала вдруг торговка, делаясь от гнева красной, как свёкла.
  • 2) Конечно, нельзя сказать, что бычки были крупные, но уж во всяком случае и не такая мелочь, как кричала торговка.
  • 3) Её руки мелькали так быстро, что Гаврик не успевал следить за счётом.
  • 4) «Мадам Стороженко, – наконец с большим трудом выговорил мальчик, смотря на торговку, как кролик на удава, – мадам Стороженко…»
  • 5) Скажите спасибо, что даю за такую рвань по тридцать.

8)Найдите в предложениях 80–83 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя и общественного деятеля А.Н. Толстого: «Дивной вязью народ плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он мог бы ей сказать, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать-двадцать, – но стоило ли унижаться? В мальчике вдруг заговорила рыбацкая гордость. Он вытер рукавом слёзы, щипавшие облупленный носик, вскинул на плечо лёгкий садок и пошёл куда глаза глядят своей цепкой, черноморской походочкой».

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания ЗАВИСИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависимое положение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения. (2)Эти программы проводятся под девизом «Нация в опасности – дети перестают читать!». (3)Но ведь и мы должны понять: отказ от чтения говорит о том, что и в нашем доме беда и что наша российская нация тоже в опасности. (4)Срочно надо создавать национальную программу поддержки чтения в России, повышая общее количество читающих детей и взрослых. (5)Нам нужно сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание литературы в школе.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

  • 1) Грамматическая основа предложения 1 – создаются.
  • 2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
  • 3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 5) Предложение 5 является односоставным безличным.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. С растрёпанными волосами (1) с глазами (2) которые светились счастьем (3) и озорством (4) она ворвалась в наш дом неожиданно (5) заставив (6) находившиеся в доме (7) вещи (8) ожить.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «сумка из кожи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ОТПЕЧАТОК – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т. 2) ПЕРЕТЕРЕТЬ (с сахаром) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. 3) ПРИЛЕЧЬ (на кровать) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ (шкаф) – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, буква И заменяется на букву Ы. 5) НЕЛЕПОСТЬ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) На улице было очень холодно, поэтому мадам Стороженко была тепло одета. 2) Торговка была подслеповата и не смогла сразу разглядеть бычков. 3) Мадам Стороженко раньше давала за бычков больше денег. 4) Бычки действительно были некрупные, но назвать их «мелочью» тоже было нельзя. 5) Гаврик с дедушкой жили в нищете, и поэтому мальчик решил, что никуда не уйдёт, пока не уговорит торговку купить бычков за бо́ льшую цену.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Знакомая торговка сидела на детской скамеечке под парусиновым зонтиком великанши, окружённая корзинами, из которых на покупателей, призывно поблёскивая на солнце, смотрели различные товары.
  • 2) Она запустила в садок пятерню и проворно вытащила несколько бычков; посмотрела на них вскользь и уставилась на Гаврика круглыми глазами, чёрными и синими, как виноград «изабелла».
  • 3) Мальчик в тоске переступил с ноги на ногу и скромно улыбнулся, желая превратить неприятный разговор в шутку.
  • 4) Но вместо этого он вдруг заискивающе улыбнулся и посмотрел на свои ботинки, которые не разваливались только потому, что сочувствовали своему несчастному хозяину.
  • 5) Он вытер рукавом слёзы, вскинул на плечо садок и пошёл куда глаза глядят своей лёгкой, черноморской походочкой.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 72–80 разговорное слово с лексическим значением «негодная вещь, хлам». Напишите это слово.

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского прозаика, драматурга и поэта Н.В. Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Текст изложения

Достоинство – вот качество, по которому можно безошибочно определить хорошего человека. Одно правило должно быть у каждого в цели жизни, в принципах жизни, в поведении: надо прожить жизнь с достоинством, так, чтобы не стыдно было вспомнить и не зазорно было рассказать о прожитом детям и внукам.

Однако достоинство требует от каждого из нас многого: доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, стремления быть правдивым, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, уметь постоянно чем-то жертвовать. Брат, который берёт с собой гулять маленькую сестрёнку, жертвует частью развлечений и временем, ведь за младшими нужно следить. Отец, который извиняется перед сыном, признавая свою ошибку, жертвует гордостью ради справедливости. Это и есть та цена, которую платит в жизни достойный человек.

Почему же так важно прожить жизнь с достоинством? Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно уважать. Кропотливая и изысканная работа эволюции не должна пройти даром. Необходимо сохранить основное качество, которое уже много веков отличает человека от его малоразвитых предков. Именно поэтому нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

Другие тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

16.09.2021 Русский язык 9 класс РУ2190101 РУ2190102 работа статград варианты и ответы

Метки: диагностическая работазаданияогэ 2022ответырусский язык 9 классстатград

В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.

Каким будет ОГЭ 2022 года

Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.

ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:

  1. устной (февральское собеседование);
  2. письменной (собственно, сам экзамен).

Изложение на ОГЭ 2022 года по русскому языку

Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:

  • Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
  • Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
  • Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.

Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.

Задание №1 – изложение

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:

Изложение ОГЭ в 2022 году - задание №1

В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.

Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:

  1. При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
  2. При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
  3. Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
  4. После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
  5. Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.

Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

Критерии оценивания изложения

Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.

Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:

  • изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
  • каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
  • в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).

Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Содержание изложения 2
К-2 Сжатие исходного текста 3
К-3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.

Приемы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

  • исключение;
  • обобщение;
  • замена.

Как писать изложение на ОГЭ 2022 по русскому языку

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений;
  • связанных одной мыслью, частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  2. Найти в них общее.
  3. Объединить эти факты на основе общего.
  4. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения — простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи — косвенной;
  • части текста — одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  2. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Видео-урок

Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года
  • Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане

Прошлым летом я целый месяц провел у бабушки в деревне. Мы с друзьями купались, ходили в лес за грибами, бегали по глубоким лужам после дождя.
Я очень люблю летний дождь: он очень теплый и ласковый. В тот день, о котором я хочу рассказать, не было ливня, шел солнечный грибной дождик. Мы с ребятами встречали утро на реке — ловили рыбу. Было еще рано, вокруг стояла сонная тишина. Внезапный дождик заплясал по гладкой поверхности озера, как будто рыбы там стало видимо-невидимо. А трава сразу засеребрилась, словно кто-то рассыпал вокруг драгоценные камушки. И тут мой друг обернулся назад, удивленно распахнул глаза и раскрыл рот, молча указывая рукой на что-то необыкновенное. Мы все опустили удочки и повернулись в сторону полей. А там… Огромная, разноцветная, почти прозрачная в утренних лучах солнца стояла радуга. Она была совсем близко, и мы с ребятами, не выдержав, побежали к этому чуду. Но, конечно же, не смогли даже немного приблизиться к радуге. Тогда мы остановились и долго любовались этим необыкновенным явлением природы. А затем потихоньку пошли назад.
Мне кажется, я никогда не смогу забыть это чудесное утро, подарившее мне веру в настоящие чудеса.

Описание радугиРадуга — очень интересное природное явление, которое нечасто можно наблюдать в небе. Оно возникает, когда одновременно идёт дождь и светит солнце. При этом нужно стоять спиной к солнцу и лицом к дождю.Когда смотришь на радугу, она зачаровывает своим удивительным, загадочным видом. Разноцветный мост вдоль неба кажется фантастическим, нереальным, заставляя поверить в сказку. Глядя на это чудо природы, которое всегда возникает внезапно, мы застываем в немом восхищении.Радугу можно увидеть и в капле воды, когда на неё под определённым углом светит солнце. Это красивое явление можно воссоздать и в домашних условиях. Есть несколько способов, как это сделать. Проще всего получить радугу с помощью солнечного света. Для проведения эксперимента понадобятся такие предметы: ёмкость с водой, лист белой бумаги, зеркало, фонарик. Преломление света в воде разбивает его на цвета и отражает их на белом листе. В результате мы наблюдаем спектр — полосы красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов. Их всего семь и они называются основными. В реальности же их сменяют тысячи оттенков, они непрерывны и плавно переходят из одного в другой.Сделать радугу можно и без использования солнечного света, то есть в темноте. Но тогда цветной спектр выглядит менее ярко. Чтобы продемонстрировать появление радуги, достаточно ограничиться и одним предметом — CD-диском. В этом случае не требуется даже вода. Если менять угол наклона CD-диска, возникают очень красивые эффекты. Можно получить как радужную полоску, так и целый круг.Любо и весело смотреть на радугу. Когда хмурая, ненастная погода сменяется солнечной, а перед взором возникает яркий разноцветный мост — радуется и стар, и млад. Не зря в украинском языке радугу называют «веселка». Иногда можно заметить две или несколько разноцветных дуг, которые наблюдаются на фоне облака, если оно расположено напротив солнца. При этом красный цвет мы видим с внешней стороны радуги, а фиолетовый — с внутренней.Образ радуги нашёл широкое отражение в устном народном творчестве, литературе, поэзии и живописи. Множество песен, стихотворений, закличек, загадок и пословиц посвящено этому восхитительному оптическому явлению. А сколько связано с ним народных примет и суеверий! Вот лишь некоторые из них, самые благоприятные и многообещающие. Кто пройдёт под радугой, его жизнь обновит свои краски, станет ярче, насыщенней. Радуга, упирающаяся концами в землю, указывает на места, где будет хороший урожай или спрятаны сокровища — «горшок золота». Вода, из которой «растёт» разноцветный полукруг, обладает целебными свойствами. Она подарит долгожданного ребёнка женщине, считавшейся бесплодной, и выздоровление тяжело больному. Человек, увидевший радугу зимой, непременно будет очень счастлив, так как удача будет сопутствовать ему во всех начинаниях.Не только в Древнем Египте, но и у древних ариев-праславян бога солнца звали Ра. Если верить преданиям, он вывозил солнце на небесный свод на своей колеснице. Возможно, именно отсюда и пошло такое название радуги — дуга бога Ра. Во многих культурах это явление служит символом преображения, небесной славы, трона Бога, границы между мирами. Согласно Библии, этот мост между небом и землёй был создан Богом как знак обещания никогда больше не насылать на людей потоп и символ прощения человечества.В условиях современного города довольно редко удаётся повстречать на своём пути семицветную небесную дорожку. Так давайте будем верить в радость и красоту, подаренную самой природой — в радугу. Если вам посчастливилось наблюдать это изумительное зрелище, порадуйтесь ему от всей души и вдоволь налюбуйтесь. ты могла еще поискать в интернете

МБОУ Приаргунская средняя общеобразовательная школа
Краевая заочная олимпиада школьников
«НЕБОЛИТ»
Сочинение
«РАДУГА ЖИЗНИ»
Работу выполнили: учащиеся 7 «А» класса
МБОУ Приаргунской СОШ
Руководитель: учитель русского языка и литературы Баженова Наталья  Сергеевна
Ах, надо же было
Такому случиться:
Семь перьев в пути
Обронила жар – птица.
А ветер нашёл их,
Присвистнул: «Откуда?
Кто здесь потерял
Семицветное чудо?»
Собрал, разложил
В вышине полукругом
И вспыхнуло…ЧУДО
Ярко над лугом.
А.Берестов
Прошёл тёплый летний дождик, а последние капли ещё  звонко стучат по лужицам. Выглянуло солнце. Потянулось. Расправило свои лучики в вышине. И, о ЧУДО!   Появилась на огромном голубом небосводе разноцветная красавица – радуга-дуга. Всеми семью цветами разлилась по земле, расцветила и раскрасила всё на своём пути: поля, луга, реки, леса, дорожки.
Выбежали ребята на улицу, залюбовались такой красой. Будто кусочек жизни подарила радуга всему живому на земле. Закричали, заспорили:
–  Радуга! Радуга жизни!
– А из каких семи цветов состоит эта самая радуга жизни?
– Да,  из  самых дорогих и обычных. Красный – это семья. Оранжевый – это друзья.  Жёлтый – это здоровье.  Зелёный – это  увлечения.  Голубой – это школа. Синий – это  хорошее настроение. Фиолетовый – это  просто счастье.
Семья это то, что ты приобретаешь с первых дней жизни. Ты должен её любить, защищать и не позорить.
МАХАТАДЗЕ СОФЬЯ
Семья – это самое ценное, что есть у каждого человека. Человеку было бы очень одиноко, если бы у него не было семьи.  Все члены этой семьи заботятся друг о друге, помогают всем, кому нужна помощь, спрашивают совета.
БАЛЫШЕВА АЛИНА
Папа всегда поднимет настроение, если оно грустное. Мама всегда любит и помогает в трудную минуту. Сестра добрая и весёлая, без неё было бы скучно! Брат хочет узнать много нового, и я помогаю ему, чем смогу.
ТЕРЕНТЬЕВА КАТЯ
Со своими близкими мы стараемся проводить как можно больше времени: отмечаем праздники, путешествуем, смотрим фильмы, делаем совместную работу, решаем все накопившиеся проблемы.
РЮМКИНА ИРА
Друзья – это особый близкий круг людей, который с возрастом постепенно возрастает. И всё – таки хорошо иметь такого друга, который поддержит в трудную минуту, всегда тебя поймёт.
АЛЮКОВ КИРИЛЛ
Только настоящие друзья, если ссорятся, то обязательно мирятся! Когда их пути расходятся в разные стороны, то они обязательно вновь находят друг друга, пусть даже через многие годы. Один мой знакомый говорил: «Друзья определяются временем!»
БАЛЫШЕВА АЛИНА
Друзья – это люди, с которыми я общаюсь каждый день. Они могут быть одноклассниками, могут жить со мной в одном дворе, на одной улице, в одном доме, но всегда принимать меня таким, какой я есть на самом деле. С ними можно путешествовать, ходить друг другу в гости, играть, гулять.
ЛИХАНОВ РОДИОН
Верные друзья  очень дружно живут, делятся своими секретами.
РЮМКИНА ИРА
«Относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам». Будешь следовать этой пословице, тогда у тебя будет много добрых и верных друзей. А с друзьями по жизни  идти веселей!
Здоровье есть у каждого человека, а больше всего у того, который занимается спортом.
ЛИТВИНЦЕВА ТАНЯ
Спорт помогает укреплять здоровье. Когда человек занимается спортом, он становится сильным духом, целеустремлённым, выносливым, бодрым. А быть здоровым – это хорошо!
АЛЮКОВ КИРИЛЛ
По утрам я делаю зарядку и становлюсь бодрой на весь день. Без спортивных кружков я не смогла бы жить! Я хожу на туристический кружок,  и мне очень нравится.
ПОПОВА  ИРА
Чтобы никогда не болеть, надо не только делать по утрам зарядку, заниматься спортом, но и есть обязательно только самую полезную пищу, а самое главное,  не курить и не пить!
ТЕРЕНТЬЕВА КАТЯ
Спорт – это занятие любым видом спорта, это жизнь без вредных привычек!
КИСЕЛЁВ ЮРА
Спорт – это жизнь!  Его девиз: «Быстрее, выше, сильнее!» А ещё можно добавить – воспитаннее и умнее.
КОРЕНЕВ ВИТАЛИЙ
Ведь если человек здоровый, он сможет долго жить и радоваться каждым минутам жизни.
БАЛЫШЕВА АЛИНА
Здоровье не купишь и не продашь, ты должен беречь его смолоду!
МАХАТАДЗЕ СОФЬЯ
Увлечение – это то, что человеку нравится, когда ему хочется чего-то,  и он делает это что-то с большим удовольствием и старанием, для себя для других людей от всего сердца и души.
МАХАТАДЗЕ СОФЬЯ
У ребят нашего класса очень много увлечений. Но все мы увлекаемся спортом! Мальчики ходят на хоккей и всегда выигрывают в различных соревнованиях. Девочки увлекаются хореографией и выступают на школьных концертах. А больше всего мы любим, когда с нами наши  весёлые спортивные и самые любимые – это родители. Когда нужна их взрослая помощь, они всегда с нами.
КАБАНОВА КАТЯ
Игры, соревнования,  творческие дела проверяют сплочённость команды. Победы и поражения как  в спорте, так и в обычной нашей жизни  – постоянные вещи, которые заставляют двигаться вперёд к победе!
БАЛЫШЕВА АЛИНА
Путешествие – настоящая захватывающая жизнь, которая полна многих интересных моментов и, главное, познания самой этой жизни.
ПЕРЕГОНЦЕВ ДЕНИС
Когда идёшь в поход, можно насладиться красотой природы и почувствовать аромат травы и цветов.  Можно путешествовать по разным странам, можно узнавать, как живут разные народы мира.
МИЛЮХИНА ДАША
Ребята нашего класса любят путешествовать, петь, танцевать, сочинять стихи. У нас много хорошистов и отличников. Все любят учиться. А на каникулах мы скучаем по школе и друг другу.
ЖИГАЛИНА ЛЕНА
Учёба – это серьёзное постижение науки. Без науки мы – никуда! «Идти в науки – терпеть муки». «Без муки нет и науки».
ПОПОВА  ИРА
Работа и учёба – это своеобразное хобби, которое приносит доход умственный и материальный и радует в жизни.
АЛЮКОВ КИРИЛЛ
Самое лучшее настроение – это счастливое настроение, и оно зависит от самого человека. Человек должен всего добиться в жизни сам!
ВИННИКОВ ВЛАД
Настроение бывает разным: хорошим и плохим. Но самое главное, когда оно особенно счастливое! А будет оно таковым, когда есть радуга в жизни!
МАХАТАДЗЕ СОФЬЯ и учащиеся 7»А» класса

В древнеиндийском эпосе «Ромаяна» мы находим выражение «лук семицветный Громовника». Громовник – верховный бог, царь царей Индра. Древним грекам радуга представлялась посредницей между небом и землей, то есть между богами и людьми. Они отожествляли радугу с прекрасной Иридой и изображали ее одетой из шелка, который пересекались всеми семи цветами . Непременным атрибутом Ириды были золотые крылья. Они символизировали ее непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно.
Арабы же полагали что радуга – это лук бога света Кузаха. После изнурительной борьбы с силами тьмы, которые стремились не допустить появление солнца на небе, Кузах неизменно выходил победителем и вешал радугу лук на облака. Славяне издревле считали радугу после обильного дождя вестницей победы, одержанной богом Перуном над духом зла.


Для возникновения радуги недостаточно только грома и молний. Если небо затянуто тучами, а на земле нет тени радугу не увидеть. И только когда через толщи туч пробивается солнце, создаются условия для ее появления. Прекрасная! Изменчивая и неуловимая!


Объяснить появление радуги на небе с теоретической точки зрения не представляет особой сложности. Это элементарная оптика.Как же дождь и солнце рисуют радугу!?

Как известно, свет состоит из сочетания нескольких цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого и фиолетового. Белый свет, проходящий через призму, на другой стороне отражается всеми цветами радуги. Но для того чтобы понять что такое радуга, необходимо разобраться в том, что происходит внутри призмы и как белый свет излучает столько цветов.

Призма – это трехгранник, обычно из прозрачного стекла или пластика. Призма «рисует» мини-радугу за счет разложения сложного света в спектр, когда узкая полоска белого света попадает на одну из граней треугольника. Рассеивание света в призме происходит за счет так называемого «коэффициента преломления» стекла. Каждый материал имеет свой отличительный коэффициент преломления. Когда свет проходит через материал (например, свет, движущийся по воздуху и попадающий в стеклянную призму), разница показателей преломления воздуха и стекла заставляют свет гнуться. Угол изгиба отличается от длины волны света. И поскольку белый свет проходит через две плоскости призмы, разные цвета гнуться (преломляются) и появляется нечто вроде радуги. Саму же радугу создают капли дождя, выступающие в качестве крошечных призм. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. Во время этого процесса происходит разложения света в спектр, точно также как это происходит в прозрачной трехгранной призме. Угол между лучом входящего света и лучом выходящего света составляет 42 градуса для красного цвета и 40 градусов для фиолетового. За счет разницы углов изгиба на небе появляется округлый обод, т.е. радуга. Иногда могут появиться сразу две радуги. Вторая радуга может образоваться, потому что в некоторых каплях дождя может происходить сразу двойное отражение. Для того чтобы одновременно происходило два отражения, необходимы капли определенного размера.Основной процесс появления радуги заключается в преломлении (рефракции) или «изгибе» света. Свет гнется, а точнее меняет свое направление, когда передвигается из одной среды в другую. Радуга появляется за счет того, что свет перемещается с разной скоростью в разные среды.

Итак, изгиб луча света попадает в прозрачную призму. Одна сторона световой волны немного медленнее другой, поэтому луч проходит сквозь границу воздуха и стекла под разным углом (по сути дела пучок света отражается от поверхности призмы). Свет снова поворачивается, когда выходит из призмы, потому что одна сторона света двигается быстрее другой.Помимо процесса изгиба света как такового, призма разделяет белый свет на его составляющие цвета. Каждый цвет белого света имеет свою характерную частоту, благодаря чему цвета двигаются с разной скоростью, проходя через призму.

Цвет, медленно преломляющийся в стекле, гнется больше, попадая из воздуха в призму, потому что в разной среде цвет движется с разной скоростью. Цвет, двигающийся быстрее в стекле, ослабевает не значительно, поэтому гнется не так сильно. За счет этого все цвета радуги, из которых состоит белый свет, разделяются по частоте, проходя через стекло. Если стекло дважды преломляет свет, как это происходит в призме, человек намного лучше видит все разделенные цвета белого света. Это называется рассеиванием.Капли дождя могут преломлять и рассеивать свет также как это происходит внутри призмы. При определенных условиях в результате такого преломления света на небе появляется радуга.Каждая капля по своему уникальна: капля имеет совершенно иной размер и консистенцию по сравнению со стеклянной призмой. Когда белый солнечный свет проникает в несколько капель дождя под определенным углом, на небе появляются красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета, т.е. радуга. Замыкают радугу красный и фиолетовый цвета видимого светового спектра.

Когда свет проходит по воздуху в каплю воды, составляющие цвета белого света начинают рассеиваться, при чем скорость движения каждого цвета зависит от их частоты. Фиолетовый цвет, отражающийся в капле, преломляется под тупым углом, а красный – под острым. С правой стороны капли некоторый свет выходит на воздух, а оставшийся отражается назад. Немного отраженного света выходит с левой стороны капли, и вновь происходит преломление, когда свет движется к воздуху.

Таким образом каждая капля рассеивает белый солнечный свет на его составляющие цвета. Но почему мы видим широкие цветные ленты, словно каждая дождливая область рассеивает только один определенный цвет? Это потому что мы видим только тот цвет, который исходит из каждой капли. Когда к примеру капля А рассеивает белый свет, под определенным углом выходит только один красный свет, видимый для нашего глаза. Другие цветовые лучи преломляются под другим углом, поэтому мы их не видим. Солнечный свет одинаково проникает в падающие капли, поэтому все ближайшие капли излучают красный свет.Скорость движения капли Б по небу немного ниже, поэтому она уже не сможет излучать красный цвет. Но поскольку все остальные цвета имеют меньшую волну, то капля Б в данном случае будет излучать оранжевый цвет и все остальные цвета радуги по убыванию. Последним замкнет радугу фиолетовый цвет с наименьшей волной свечения. Если посмотреть на радугу сверху, то можно увидеть целый круг, состоящий из семи тонких кругов разного цвета. С земли же нам видно только арку радуги, появляющейся на горизонте. Иногда на небе появляется сразу две радуги, одна из которых имеет четкое очертания, другая же похожа на размытое отражение первой. Неяркая радуга образуется по такому же принципу, как и четкая, однако в этом случае свет отражается от поверхности внутри капли не один раз, а дважды. В результате такого двойного отражения, свет выходит из капли под другим углом, поэтому вторая радуга кажется немного выше. Если хорошенечко приглядеться, можно заметить, что цвета во второй радуге отражаются в обратном порядке по сравнению с первой радугой. В результате такого преломления света и рассеивания лучей появляется радуга. Привычный для нас солнечный свет и вода вместе создают новое произведение искусства, подаренное нам матушкой природой.

Блестящая яркими, великолепными красками, радуга поражала поэтическую фантазию первобытных народов. Она то протягивается над землей, то сверкает в самом саде Ирии, где на ней отдыхают райские птицы и крылатые души.

За радугой был признан особый, божественный характер, как и за всеми светилами, поэтому как в природе радуга находится на грани между грозой и солнечным светом, так и в народных сказаниях она находится в связи с богом грома и молний Перуном и светлой богиней Ладой, одно из наименований которой, между прочим, Перуница-громовержца. В преданиях радуга сравнивается с самыми разнообразными предметами.


Славяне издревле верят, что радуга «пьет» воду из озер, рек и морей: подобно змею, опустив свое жало в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами. Легенда рисует трех божеств, один из которых держит радугу и подымает ею воду из реки, другой творит из этой воды облака, а третий, разрывая их, вызывает дождь. Это как бы триединое воплощение Перуна.

У западных славян есть поверье, что ведьма может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.

Существуют и такие поверья: радуга — мост между небом и землей; или пояс богини Лады; или путь на тот свет, по ней души умерших приходят иногда на грешную землю. Это символ изобилия, и если радуга долго не появлялась, следует ждать голода, неурожая.

В некоторых местах верили, что радуга — блестящее коромысло, с помощью которого Лада Перуница черпает из моря-океана воду, а потом орошает ею поля и нивы. Это чудное коромысло хранится на небе, а по ночам — в созвездии Большой Медведицы. Загадки про радугу тоже сохранили уподобление ее коромыслу и ведрам с водой: «Два моря на дуге висят», «Разноцветное коромысло над рекою повисло».

Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии верили, что «если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга „пьет воду”, на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину». Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка. «Если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики».

В Болгарии известно также представление о том, что радуга — это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя». Вместе с тем радугу называют и «поясом самовил». У сербов и хорватов говорят, что Бог с помощью радуги показывает женщинам, как надо ткать и какие цвета употреблять.


В Древней Индии радуга — это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме “радужное тело” — это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.

В исламе радуга состоит из четырех цветов — красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям. В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю. Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах. У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца. В скандинавской мифологии “Биврёст” (“трясущаяся дорога”, “дрожащий путь”) — радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится. В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий. Она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.По представлениям древних, радуга соединяла небо и землю, поэтому с оформлением олимпийской мифологии Ирида считалась посредницей между богами и людьми. В отличие от Гермеса, Ирида выполняла приказания Зевса и Геры, не проявляя собственной инициативы.тКаноническое изображение Ириды — крылатая дева (обычно сидящая рядом с Герой), держащая в руках сосуд с водой, которым она доставляла воду облакам.




Согласно Библии радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда больше не насылать на людей потоп. В талмудической традиции радуга была создана Богом на шестой день творения. У греков радуга — проявление богини Ирис. В средневековых христианских изображениях Христос в день Страшного Суда является восседающим на радуге. Радуга также ассоциируется с девой Марией, посредником между Богом и людьми. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней.
Так в Китае в радуге различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство ин и янь. На основе аристотелевской триады христианский Запад видит в ней только три (символ Троицы) основных цвета: синий (небесная природа Христа), красный (страсти Христа) и зеленый (миссия Христа на земле).
Радуга — это образ мирного небесного огня, в отличие от молнии как выражения гнева небесных сил. Появление радуги после грозы, на фоне умиротворенной природы, вместе с солнцем, позволяло трактовать ее как символ мира. В Библии радуга выступает (в эпизоде с Ноевым ковчегом) как знак того, что вода более не будет потопом; в целом она рассматривается как символ завета, заключенного между Яхве и людьми. Полусфера радуги считалась сферой (вторая половина которой якобы погружена в океан), что
подчеркивало божественное совершенство этого природного явления. Согласно распространенному толкованию, красный цвет радуги олицетворяет гнев Божий, желтый — щедрость, зеленый — надежду, синий — умиротворение природных сил, фиолетовый — величие.


На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.
Листва мерцает, словно изумруд,
Отсветы радуги видны и там и тут,
Лес в сказку погрузился и затих,
Он хочет задержать чудесный миг.
Наукой всё для нас давно объяснено,
Но до конца понять природу не дано.
Завидев радугу в небесной синеве,
Мечтаем мы, что это символы извне.
Восторг уносит нас в заоблачный полёт,
Быть может, там разгадка чуда ждёт.
Нам светит радуга, свежа и хороша,
От ярких красок счастьем светятся глаза.

На картине художника Н.Н. Дубовского «Радуга» в первую очередь в глаза бросается человек в лодке, который смотрит на прекрасную радугу. От полотна веет теплом, морской свежестью и лёгкостью. Сюжет картины с первого взгляда довольно прост. На ней изображено спокойное море, лодка, мужчина и радуга. Приковывают взгляд и густые облака.
Но не всё так просто как кажется с первого взгляда. Радуга изображена художником не как семицветная полоса, а как большой белый луч. Именно такая радуга вызвала особый интерес у моряка, который наверняка повидал в жизни многое, но подобное видел нечасто. Он остановился и специально привстал. Видно, что это явление его завораживает. Зрителю не показано лицо моряка, но можно предположить, как он улыбается и думает о прекрасном…
Художник очень точно подобрал цвета для изображения картины. Море показано немного тёмным, видно, что недавно прошёл дождь. На картине нет ярких красок, возможно именно поэтому она выглядит очень реалистично. Тихие, спокойные волны переданы художником так точно, что в целом картина напоминает мне фотографию.
Небо уже светлеет, но с левой стороны картины ещё видны тучи. Кажется, что дождь там ещё не закончился. В главной виновнице картины – радуге – с трудом проглядываются яркие цвета, в ней нет типичного красного, оранжевого или жёлтого цвета, радуга здесь нежная и светлая.
Радуга заканчивается на очень интересном месте – это маленький клочок суши. Возможно, с тех мест приплыл и моряк. На нём мы видим белую свободную рубаху и коричневые штаны. Он заплыл не очень далеко на своей деревянной лодке. А когда появилась радуга – он просто встал и наслаждался красотой природы.
Художник хотел показать нам красоту окружающего мира, окружающей природы. Радуга – это маленькое явление природы, но и она может вызывать тысячи улыбок. Николай Никанорович Дубовский умел мастерски изображать на своих полотнах жизни обычных людей. Каждая его картина проникнута особым смыслом, который нужно уметь уловить, и его картина «Радуга» не стала исключением!

  • Сочинение рассуждение по тексту бакланова в конце жизни гете сказал
  • Сочинение рассуждение по роману мастер и маргарита м а булгакова
  • Сочинение рассуждение по тексту астафьева музыка
  • Сочинение рассуждение по роману дубровский для 6 класса по литературе
  • Сочинение рассуждение по тексту астафьева последний поклон