Сочинение рассуждение по словам горького наша литература наша гордость

Автор: шиян наталья николаевна организация: моу майская школа населенный пункт: республика крым, джанкойский район, с. майское урок русского языка

Автор: Шиян Наталья Николаевна

Организация: МОУ «Майская школа»

Населенный пункт: Республика Крым, Джанкойский район, с. Майское

Урок русского языка № ______ Класс _ 9 __ Дата _________

Тема. Подготовка к сочинению- рассуждению в формате ОГЭ ( задание 9.3.) .

Планируемые результаты:

Предметные:

– владеть умениями определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчиненных предложениях, определять средства связи придаточного и главного;

– владеть умениями строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

– владеть умением пунктуационно оформлять сложноподчиненные предложения

Метапредметные:

познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные:

– владение навыками монологического выступления;

– владение умением добиваться результата при ограниченном времени;

– осуществление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения — здоровьесбережение; проблемное обучение; развивающее обучение; поэтапного формирования умственных действий;

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок рефлексии. Творческая мастерская «Книга знаний».

Форма урока: комбинированный урок: пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.

Оборудование урока: ноутбук, телевизор, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Н. Островский

Ход урока

  1. Организационный этап.

– Ребята, улыбнитесь мне

Я знаю — все получится.

Тогда и хмурый день в окне

с улыбкой жить научится. Эмоциональный настрой на урок.

(Обратите внимание на смайлики на парте, на какие знаки препинания они похожи).

Проверка домашнего задания (взаимопроверка). Вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий писатель? Оценивание. Зачитываем 2-3 ответа.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

-А кто знает, какую знаменательную дату празднует сегодня весь мир?

— Я могу вам подсказать.

(День писателя). Просмотр видеопрезентации «Писатели-юбиляры». (2-3 минуты).

-Что создает писатель? (Книги, произведения, стихотворения). А нас с вами можно назвать писателями? Когда мы становимся писателями? ( При подготовке к ГИА в формате ОГЭ задание 9.3, когда пишем сочинение-рассуждение 3 часть).

— Какой же неизгладимый след оставили писатели своим наследникам? Конечно же – это книги.

-Какую ассоциацию вызывает у нас слово писатель? — Книга.

Давайте и мы сегодня попробуем себя в творческой деятельности. Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю создать свою книгу, которая поможет вам добиться успеха во время проведения ОГЭ по русскому языку. Вы будете сегодня не только писателями, творцами, но и критиками, экспертами, корректорами.

— Давайте вместе придумаем название для нашей книги. (Знаний…). Я предлагаю вам вместе со мной сегодня на уроке написать книгу знаний, а начнем мы с формулировки темы урока. Именно тема урока и станет названием первой главы.

-Вы, наверное, догадались, о чем у нас сегодня на уроке будет идти речь?

Подготовка к сочинению — рассуждению в формате ОГЭ (задание 9.3.) .

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Прежде чем написать первую страницу нашей книги знаний, предлагаю выполнить следующее задание. Давайте составим проспект (план) на пути к сокровищнице знаний. И определим цели и задачи нашего урока. (Вспоминаем шпаргалку, которая была на доске).

1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;

2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;

3.Работать над лексическим значением слов и понятий;

4.Строить рассуждения, исследовать лингвистические объекты

5.Анализировать проделанную работу.

3.Актуализация опорных знаний.

Работа с эпиграфом. Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и

изумительно радостный труд.

Н. Островский

Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Н. Островского.

  • Для того чтобы создать вторую страницу нашей книги знаний, нужно отправиться в лингвистический лабиринт.

Лингвистический лабиринт. Найдите соответствие.

1) рассуждение

2) декламация

3) аргумент

4) тема (тезис)

5) беллетристика

6)вступление

7)заключение

8)доказательство

а) доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, описания, примеры, аналогии и т. п.);

в) словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли;

г) повествовательная художественная литература;

(книги для лёгкого чтения, обычно малохудожественные);

д) умение читать выразительно произведения поэзии;

е) это мысль, которую нужно доказать;

з) факты, которые подтверждают правильность тезиса;

и) подведение итогов рассуждения;

ж) вводная часть, которая будет раскрыта в основной части.

Вывод: сочинение-рассуждение состоит из четкой структуры.

Организует работу оценочного характера.

Прием «Мой вклад в урок»

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный.

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный.

«–» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный.

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный

Учитель создает проблемную ситуацию.

Давайте выясним сегодня на уроке и ответим на вопрос, каким образом творчество влияет на человека?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, создадим следующую страницу нашей книги знаний.

4.Обобщение и систематизация знаний

Следующая страница нашей книги посвящена толкованию значения выражения или словосочетания.

— Давайте вспомним задание 9.3.из сборника тренировочных вариантов по русскому языку 2020 года. И.П. Цыбулько вариант №2 и прочитаем первую часть задания.

(Работа над критерием 1: толкование слова. Приём «На подступах к сочинению».)

9.3. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как книги влияют на человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

— Прежде чем приступить к чтению текста на ОГЭ, нужно заострить внимание на том значении слова

или выражении, которое просят объяснить.

Выполняем задание у доски. (На доске слово ДРАГОЦЕННЫЙ).

Лексическая и орфографическая разминка.

Подберите синонимы, антонимы, определяемое существительное, подчеркиваем изученные орфограммы.

1.Драгоценный — дорогой, дорогостоящий, (бес)ценный, полезный; важный, дорогого стоит, желанный, бесценный, ненаглядный, милый, многоценный, неоцененный, неоценимый, любимый, любезный сердцу, родной, любезный, дражайший, на дороге не валяется, милый сердцу, дорогой сердцу, разлюбезный, родимый (человек, вещь, доклад, вклад, друг, книга).

2. (Ничтожный, бросовый, дешёвый, неважный, ненужный, бесполезный, ординарный, противный).

3.Запишите словосочетания (укажите тип подчинительной связи).

— С какой целью, я задала вам это задание?

( Это задания демоверсии ОГЭ (5.Орфографический анализ, 8.лексический анализ,

4.синтаксический анализ).

Что такое драгоценные книги? Сформулируйте тезис к сочинению-рассуждению.

(это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.)

Физминутка ( 2 минуты)

— Четвертая страница нашей книги знаний посвящена исследовательской деятельности. Вам предстоит исследовать фрагмент текста М. Горького.

Погружаемся в мир литературы.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

— А на этой странице нашей книги, мы сами попробуем стать писателями и творцами.

Работа в группах «Дорожка к пониманию фрагмента текста М. Горького

Внимательно прочитайте текст М. Горького

(1)Я стал усердно искать книги, находил их и почти каждый вечер читал. (2)Это были хорошие вечера; в мастерской тихо, как ночью, над столами висят стеклянные шары – белые, холодные звёзды, их лучи освещают лохматые и лысые головы, приникшие к столам; я вижу спокойные, задумчивые лица, иногда раздаётся возглас похвалы автору книги или герою. (З)Люди внимательны и кротки, не похожи на себя; я очень люблю их в эти часы, и они тоже относятся ко мне хорошо, я чувствовал себя на месте.

– (4)С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют, – сказал однажды Ситанов.
(5) Трудно было доставать книги, но я всё-таки как-то ухитрялся и доставал их, выпрашивая всюду, как милостыню. (6)Однажды брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, её могучее влияние на людей.
(7)Помню, уже с первых строк «Демона» Ситанов заглянул в книгу, потом – в лицо мне, положил кисть на стол и, сунув длинные руки в колени, закачался, улыбаясь. (8)Под ним заскрипел стул.

– (9)Тише, братцы, – сказал Ларионыч и, тоже бросив работу, подошёл к столу Ситанова, за которым я читал. (10)Поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слёзы навёртывались на глаза.

(11)И ещё более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне. (12)Когда я закончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.
(13)Читай, читай, сказал Жихарев, наклоняя мою голову над книгой.

(14)Я закончил читать, он взял книгу, посмотрел на титул и, сунув под мышку себе, объявил:
– Это надо ещё раз прочитать! (15)3автра опять прочитаешь. (16)Книгу я спрячу.

(17)Отошёл, запер Лермонтова в ящик своего стола и принялся за работу.

(18)В мастерской было тихо, люди осторожно расходились к своим столам.

(19)Ситанов и Жихарев вышли на двор, и я пошёл с ними. (20)Там, глядя на звёзды, Ситанов сказал:
Кочующие караваны.
В пространстве брошенных светил… – этого не выдумаешь!
– (21)Я никаких слов не помню, – заметил Жихарев, вздрагивая на остром холоде. – (22)Ничего не помню, а его – вижу! (23)Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть? (24)Ведь жалко его, а?

– (25)Жалко, – согласился Ситанов.

– (26)Вот что значит – человек! – памятно воскликнул Жихарев.

(По М. Горькому*)

* Максим Горький (1868-1936) – выдающийся русский советский писатель и драматург.

  • Задание для 1 группы

— Как этот фрагмент связан со словом «книга»?. Сформулируйте вступление к сочинению.

— Попробуйте дать название этому фрагменту текста, чтобы в нём отразилась тема и идея текста

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

  • Задание для 2 группы

Аргументы + примеры.

1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или №4 предложения). В предложении № 6 говорится о могучем влиянии книги на человека.

  • Задание для 3 группы

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ, литературы и т.п.).

— В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.

— Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Абзацное членение. — Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

Давайте оценим свою деятельность. (В листах оценивания).

В колонку взамооценивания поставьте оценки друг другу в своих группах.

Защита мини-проектов.

  • А эта страница книги знаний состоит из облака ваших мыслей. Составляем кластер.
  • Как влияют книги на человека? Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 56,2 КБ

Опубликовано: 02.04.2021

В школе ученикам обязательно задают сочинение Родина. Как правило, пишут его в 9 и 11 классах. Назвать эту работу сложной, конечно же нельзя. Правда, иногда при ее выполнении все-таки возникают определенные затруднения. В такой ситуации на помощь придут образцы итоговых сочинений Что значит любить Родину и аргументы к ним.

Сочинение на тему Родина

Говоря о Родине, каждый из нас вспоминает то место, где появился на свет и рос. Именно там прошли наши ранние годы, молодость, все буквально пропитано нежными чувствами и яркими воспоминаниями. Это наша малая Родина. Тут хорошо знакомые улицы и места, люди, в конце концов. Все это остается в нашем сердце на всю жизнь. В сочинении на тему Родина хочу упомянуть, что с ней ассоциируются как первые достижения, так и разочарования, материнская поддержка и любовь. Естественно, что равнодушным она не может оставить никого. Она вызывает невероятно теплые, приятные чувства. Поэтому даже если волей судьбы мы оказываемся далеко от малой Родины, мы все равно о ней продолжаем помнить.

В итоговом сочинении Родина нельзя не сказать, что это и люди, которые нас окружают. Причем неважно, знакомы они нам или нет. Всех без исключения объединяет одно — Родина. Мы являемся частью одного народа. Нас объединяет культура и язык. Когда человек находится в другом государстве, скучает по Отчизне, несказанно радуется, когда встречает соотечественника и слышит такой родной и знакомый язык. Кажется, что повстречал давнего товарища.

Любовь к Родине, что значит любить Родину?

Что значит любить Родину, в сочинении сказать довольно сложно. Объяснению данное чувство попросту не поддается. Оно является неизмеримым. Любовь в данном случае весьма многогранна и даже многолика. Ее проявления заметны повсеместны. Это может быть любовь к тем местам, где ты родился и живешь, к окружающей природе, к какой-то конкретной улочке.

Личное счастье или благополучие Родины являются неразрывными. В сочинении я хочу сказать, что мы должны оберегать ее, изучать и уважать историю, придерживаться традиций, с уважением относиться к законам того общества, в котором проживаем. Язык, на котором мы говорим, должен вызывать гордость. Следует научиться видеть красоту родной природы и все эти навыки передавать следующим поколениям. Именно этими словами, я считаю, следует закончить сочинение рассуждение. Надеюсь, мне удалось объяснить, в чем проявляется любовь к Родине.

Родина сочинение рассуждение

Приступая к итоговому сочинению Родина скажу, что у каждого свое понимание данного слова. Правда, при этом оно ассоциируется именно с отчим домом. Это слово способно вызвать весьма разнообразные эмоции, но является чем-то невероятно близким, теплым и радостным.

Кто-то считает, что Родина ограничивается лишь семьей и теми людьми, которые его окружают. Для других это уже целый город, отдельное государство. Каждый из нас, по сути, способен переехать на постоянное место жительства в другое государство. Только вот Родину при этом все равно выбрать не удастся. Забыть, стереть из памяти то место, где ты появился на свет, прожил первые годы, сформировался как личность попросту невозможно. Естественно, что при этом все люди, хоть иногда, но хотят вернуться туда, где были прожиты столь важные жизненные моменты — на свою Родину.

В сочинении на тему любовь к Родине следует сказать, что это чувство следует прививать детям с самых ранних лет, чуть ли не с рождения. Ведь именно она играет в нашей жизни немалую роль, обладает особым значением. Вряд ли под этим понятием кроется лишь определенное государство. Речь идет о духовной привязанность к конкретному месту, где человек обретает спокойствие, чувствует максимальный комфорт.

Образы Родины для сочинения можно взять из многих литературных произведений. О ней сложено немало стихотворений и песен, рассказов и романов. При этом мнение каждого из нас о ней отличается. Скажу в сочинении, честно служить Родине – это явное проявление патриотизма. Немало людей в военное время отдавали за нее собственные жизни, защищая и оберегая родную землю.

Подводя итоги в сочинении скажу, что для всех нас Родина является святым. Невозможно найти человека, не испытывавшего теплых и нежных чувств к определенному уголку, где ему тепло и уютно. Именно он и называется Родиной.

Сочинение родина 9 — 11 класс

Про любовь к Родине сочинение мне будет написать несложно. Я считаю, что мы неразрывно с ней связаны в течение всей жизни. Люди берут на себя ответственность за собственную семью, трудовую деятельность и поступки. Правда, отвечать следует далеко не только лишь за то, что касается непосредственно нас самих. Есть и гораздо масштабнее ответственность, которая является для всех единой, общей. Исходя из этого стоит задуматься, должны ли люди брать ответственность за свою Родину. Я считаю, что каждый человек обязан выполнять собственный долг, чтобы улучшить жизнь в целом. Нельзя относиться с безразличием к своей Отчизне, отрекаться от нее, искать врагов в лице своих соотечественников. Следует быть единым целым, одним народом, делающем все для блага своей страны.

Яркие примеры проявления любви к родной земле можно найти в истории. Речь идет о военном времени. Тогда люди брали на себя ответственность не только за близких, но и незнакомых людей, за Родину как таковую. Сейчас же, когда у нас мирное небо над головой, немало людей покидают Отчизну, не чувствуют с ней неразрывной связи. Правда, как только возникают сложности, они вновь возвращаются на Родину. Ведь именно здесь все до боли знакомо, такое родное и милое сердцу, появляется душевное спокойствие, уверенность в собственных силах и возможностях. Этими словами, как по мне, нужно закончить итоговое сочинение любовь к Родине. Возможно, она неуловима, незаметна, но присутствует в сердце каждого человека.

Краткое сочинение Родина

Пишем краткое сочинение Родина.
Я считаю, что именно она является главной человеческой ценностью. Выбрать ее не представляется возможным. Тем не менее мы должны любить ее и охранять, чтобы потом передать по наследству следующим поколениям.

Нельзя считать, что под Родиной подразумевается исключительно страна, в которой человек был рожден. Это и достояние всего народа. К нему можно отнести язык, менталитет, культуру, устоявшиеся обычаи. Естественно, что в семьях, где чтят эти ценности, можно услышать народные, невероятно красивые песни. Там отмечают народные праздники и явно чувствуется дух народа. Такие люди постоянно познают собственное государство, знакомятся с различными достопримечательностями, изучая все уголки родной страны.

Правда, это вовсе не значит, что люди, живущие за рубежом, не любят собственную Родину. Нежные и теплые чувства к ней на протяжении всей жизни остаются в их сердцах. Тем более, что даже за границей, где диаспора представителей нашей Родины довольно большая, люди между собой начинают объединяться и поддерживают те традиции, которые для них являются родными.

Родину можно назвать самым главным даром, который нужно ценить. Мне очень радостно, что посчастливилось родиться именно в России. Мне хочется поддерживать те традиции, которые возникли еще у наших предков.

МКОУ «Больше-Желтоуховская СОШ»

Рабочая программа

факультативного курса «Практикум по русскому языку» (подготовка
к ОГЭ) для 9 класса

на 2021/2022 учебный год

Разработала программу

Учитель русского языка и литературы

Дронова Татьяна Ивановна

2021

                                                     
Пояснительная записка

   Рабочая
программа факультатива по русскому языку в 9 классе составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

Цель
курса
: повышение
орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи,
обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по
русскому языку.

Задачи
курса:

-обобщать и
систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка,
совершенствовать грамотность учащихся;

-способствовать развитию
творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

-формировать навыки,
обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа адресована
учащимся 9 класса ,33 учебные недели.

Планируемые результаты учебного предмета.

Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения факультативного курса «Практикум по русскому
языку»

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1)владение всеми видами речевой деятельности;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
совместного выполнения какого-либо задания;

3)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и
его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

Планируемые
результаты освоения факультативного курса

В ходе
занятий учащиеся должны:

·        
овладеть
комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции
9-классников;

·        
научиться
грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии
текста;

·        
владеть
формами обработки информации исходного текста;

·        
работать
с тестовыми заданиями: самостоятельно понимать формулировку задания  и вникать
в её смысл;

·        
четко
соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

·        
самостоятельно
ограничивать   временные рамки на выполнение заданий;

·        
уметь
работать с бланками экзаменационной работы;

·        
быть
готовыми сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

       На каждом
занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

           Содержание
факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у
учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности
и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию
творческих работ.

           Важнейшим
направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области
правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы,
которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с
обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с
разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ
словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения.
Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и
уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы,
языковые нормы и языковые ошибки).

Первая
часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых
жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

·        
умение точно определять
круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

·        
умение адекватно
воспринимать авторский замысел;

·        
умение вычленять главное в
информации;

·        
умение сокращать текст
разными способами;

·        
умение правильно, точно и лаконично
излагать содержание текста;

·        
умение находить и уместно
использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

  
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего 
научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную
информацию.         Главная информация – то содержание, без которого будет
неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить 
воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему,
проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в
определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного
текста.

  
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания
с кратким открытым ответом.

     
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления,
проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения
орфографическими и речевыми нормами.

   
Третья часть работы ОГЭ – сочинение на лингвистическую тему. Сочинение на
лингвистическую тему проверяет, прежде всего, предметные результаты освоения
программы по русскому языку:

 —
усвоение основ знаний о русском языке;

 —
освоение базовых понятий лексикологии, грамматики;

 —
овладение основными нормами русского литературного языка;

 —
сформированность функциональной правописной грамотности;

 —
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения. 

  
Это задание проверяет также коммуникативную компетенцию школьников, в
частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи
рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.
Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной,
а часто и в профессиональной  деятельности.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с
содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.

Раздел 2.Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для
проведения письменного экзамена в 9 классе.

 Раздел 3. Сжатое изложение.
Основные приѐмы компрессии текста. Алгоритм написания изложения. Приемы работы,
направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана.
Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к
изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого
изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приѐмов сжатия текста:
исключение, обобщение, упрощение.

Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии
оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся
формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

 Раздел 5.Сочинение-рассуждение по
тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис.
Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

 Раздел 6. Сочинение-рассуждение
на заданную тему. Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить
аргумент по содержанию исходного текста. Как аргументировать, опираясь на
жизненный опыт. Вывод в сочинении.

 Раздел 7. Работа с заданиями
2-й части. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология».
Выразительно-изобразительные средства языка. Правописание корней. Правописание
приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа
предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки
препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном
и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами
связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел 8. Итоговое занятие занятиеРекомендации
учителя по проведению ОГЭ. Практическое занятие.

                                                      Тематическое
планирование

Наименование разделов

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1. Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с
содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ.

1 час

Работа с инструкцией по выполнению ОГЭ.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения
письменного экзамена в 9 классе.

1 час

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

3. Сжатое изложение.

6 часов

Работа с текстом, создание текста, анализ готовых работ,
редактирование.

4. Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка
тезисов, аргументы и выводы.

5 часов

Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по
текстам

5. Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка
тезисов, аргументы и выводы

5 часов

Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по
текстам

6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Структура,
формулировка тезисов, аргументы и выводы.

5 часов

Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по
текстам

7. Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

9 часов

Работа с тестом, заполнение бланков, выполнение тренировочных
упражнений, повторение теоретического материала

8. Итоговое занятие.

1 час

Рекомендации учителя по проведению ОГЭ. Практическое занятие.

Всего:

33 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАИНЕ

Тема
занятия

Характеристика основных       видов учебной деятельности
учащихся.

Дата
проведения

1

Вводное
занятие.

Знакомятся с  целями и задачами факультатива, его содержанием,
работают с  инструкцией по выполнению ОГЭ.

2

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения
письменного экзамена в 9 классе.

Работают с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

3

Работа над сжатым изложением.

Знакомятся с особенностями сжатого изложения,

с основными приемами компрессии текста, отрабатывают приемы
сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

4

Работа над сжатым изложением.

Знакомятся с особенностями сжатого изложения, приемами
компрессии текста, отрабатывают приемы сжатия текста (исключение, обобщение,
упрощение).

5

Работа над сжатым изложением.

Знакомятся с особенностями сжатого изложения, приемами
компрессии текста, отрабатывают приемы сжатия текста (исключение, обобщение,
упрощение).

6

Работа над сжатым изложением.

Знакомятся
с алгоритмом написания сжатого изложения, разбирают текст, составляют план,
выделяют микротемы, выполняют абзацное членение текста.

7

Работа над сжатым изложением.

Знакомятся
с алгоритмом написания сжатого изложения, разбирают текст, составляют план,
выделяют микротемы, выполняют абзацное членение текста.

8

Работа над сжатым изложением.

Знакомятся
с алгоритмом написания сжатого изложения, разбирают текст, составляют план,
выделяют микротемы, выполняют абзацное членение текста.

9

Работа над сочинением на лингвистическую тему.15.1

Знакомятся со структурой, формулировкой тезисов, подбирают аргументы
и пишут выводы. Анализируют тексты, пишут сочинения по текстам.

10

Работа
над сочинением на лингвистическую тему.15.1

Знакомятся со структурой, формулировкой тезисов, подбирают аргументы
и пишут выводы. Анализируют тексты, пишут сочинения по текстам.

11

Работа
над сочинением на лингвистическую тему.15.1

Знакомятся со структурой, формулировкой тезисов, подбирают аргументы
и пишут выводы. Анализируют тексты, пишут сочинения по текстам.

12

Работа
над сочинением на лингвистическую тему.15.1

Знакомятся со структурой, формулировкой тезисов, подбирают аргументы
и пишут выводы. Анализируют тексты, пишут сочинения по текстам.

13

Работа
над сочинением на лингвистическую тему.15.1

Знакомятся со структурой, формулировкой тезисов, подбирают аргументы
и пишут выводы. Анализируют тексты, пишут сочинения по текстам.

14

Работа над сочинением-рассуждением по тексту.15.2

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

15

Работа над сочинением-рассуждением по тексту.15.2

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

16

Работа над сочинением-рассуждением по тексту.15.2

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

17

Работа над сочинением-рассуждением по тексту.15.2

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

18

Работа над сочинением-рассуждением по тексту.15.2

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

19

Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему.15.3

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

20

Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему.15.3

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

21

Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему.15.3

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

22

Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему.15.3

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

23

Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему.15.3

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют
тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по текстам.

24

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, заполняют бланки, выполняют тренировочные
упражнения, повторяют теоретический материала.

25

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

26

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

27

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

28

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

29

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют
теоретический материала.

30

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами,  выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

31

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

32

Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения,
повторяют теоретический материала.

33.

Итоговое занятие.

Слушают рекомендации учителя по проведению ОГЭ.

                                  Программно-методическое
обеспечение

1.     
ОГЭ-2019. Русский язык:
типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько.  – М.:
Национальное образование, 2019

2.      http://www.fipi.ru –
Федеральный институт педагогических измерений

3.      http://www.proshkolu.ru –
методические материалы к урокам, презентации.

4.      http://www.repetitor.1c.ru –
Тесты по орфографии и пунктуации в режиме онлайн

5.      http://капканы-егэ.рф –
справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с тестами.

Пример итогового сочинения на тему: «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»

Гордость — это положительное или отрицательное чувство? На мой взгляд, гордость — это чувство, выражающееся в наличии собственного достоинства и самоуважения, однако часто оно перерастает в гордыню. Я считаю, что нельзя сказать, положительное это чувство или отрицательное, ведь когда испытываешь гордость, начинаешь осознавать собственную ценность, а это является огромной мотивацией для любого человека. Однако если оно перерастает в высокомерие, то людей начинает отталкивать тот факт, что кто-то возвышает себя над остальными. Стоит рассмотреть это на примере художественной литературы.

В прекрасном произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Григорий Печорин, красивый и статный молодой офицер, осознающий, как он прекрасен. Молодой человек был горд, люди восхищались им, и это отравило его душу. Григорий стал высокомерным, начал причинять боль людям, которые им дорожили: проигнорировал Максима Максимыча, который любил его всем сердцем, ради собственной прихоти лишил Бэлу семьи и будущего, из-за него погиб Грушницкий, а Мери подверглась душевным терзаниям и насмешкам со стороны общества. Гордость переросла в гордыню, и это навредило как самому герою, так и окружавшим его людям. Григорий не был счастлив, его тяготило общество, ведь он считал, что он выше его. И потому гордость в данном случае — отрицательное чувство.

А в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» это чувство является положительным. Главный герой произведения Чацкий отличается от остальных умом, сообразительностью, умением бороться и идти против старых правил. Он осознаёт своё превосходство над другими, однако его гордость является обоснованной. Именно она помогала герою двигаться дальше в борьбе со светским обществом. И хоть его «битва» была проиграна, определённые результаты она принесла: общество осознало, что кроме лести и зависти есть такие понятия, как доброта и самоуважение. В данной ситуации гордость является опорой всех остальных качеств человека, и поэтому это положительное чувство.

На основе примеров из художественной литературы можно сделать вывод, что данное чувство неоднозначно. Всё зависит от того, как дальше оно будет развиваться: станет гордыней и разрушит жизнь человека и окружающих его людей или же будет опорой всех остальных качеств человека. И потому очень важно знать границу между «хорошо» и «плохо», дабы не совершить ошибку.

Сочинение “Что такое гордость?”

Подготовка к сочинению «Что такое гордость?» предполагает рассмотрение понятия гордости с приведением конкретных аргументов из литературы.

Введение

Гордость – это способность увидеть собственные преимущества. Человек гордый всегда поступает в соответствии со своими жизненными принципами, не давая другим людям подчинить себя и не сворачивая с самостоятельно заданного пути. Гордый человек в любой жизненной ситуации будет защищать свою честь. Понятие гордости сплетается воедино с понятием чувства собственного достоинства.

Первый аргумент

Приведем аргумент из литературы. Главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» владеет чувством собственного достоинства, так как уверено идет по лично выбранному жизненному пути. Придерживаясь отцовского наставления «Береги честь смолоду», Петр Гринев не позволяет другим людям подчинить себя. Герой отказывается присягать Пугачеву на верность. Для Гринева смерть намного лучше предательства Родины, ведь предательство Родины – это предательство самого себя. Петр Гринев не может поступить неправильно, ведь перейти на сторону восставших означало самостоятельно опозорить себя. Гордость Гринева защищает его от неправильных поступков, главного героя нельзя назвать ведомым человеком, который ради спасения своей жизни готов пойти против самого себя. Чувство собственного достоинства выделяет Петра Гринева из окружающих, поэтому Пугачев освобождает его от казни.

Второй аргумент

Продолжая рассуждение о гордости, можно привести в пример «Песню про купца Калашникова», написанную М. Ю. Лермонтовым. Главный герой купец Калашников защищает осрамленную честь своей жены Алены Дмитриевны. Калашников не может мириться с безнравственным поступком Кирибеевича, ведь этот поступок затронул его семью. То, что главный герой, не задумываясь, идет на защиту чести своей семьи, говорит о гордости купца Калашникова. Это человек с чувством собственного достоинства.

Заключение

Гордость – это понимание своих достоинств и защита своей чести. Гордый человек не нарушает свои жизненные принципы и не позволяет делать это другим людям.

Сочинение Гордость и гордыня: в чем отличие? (итоговое)

Вопреки общему корню в словах «гордость» и «гордыня», они означают совершенно разные понятия. Слово «гордость» означает уважать самого себя, осознавать свои достоинства.

«Гордыня» означает чрезмерное высокомерие, которое строится на самолюбии и эгоизме. Человек, коему присуща гордость будет относится так же уважительно к окружающим, как и к себе. А вот человек горделивый будет всегда считать, что он такой один единственный и никого на свете лучше нету.

Гордыня сопоставляется с неприятной чертой, а именно, эгоизмом, владелец которого думает только о своей выгоде и не учитывает чужого мнения. Такой человек считает, что все его внутренние качества положительны, хотя зачастую это противоречит реальности. Гордый человек замечает свои личные достоинства и недостатки, не принижая других людей. Степень эгоизма и определяет понятие гордости и гордыни.

Данная проблема тревожит многих писателей в их произведениях. Они наглядно показывают их различие. Возьмём к примеру. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий – гордый персонаж, знающий свои сильные стороны. У Чацкого хорошее образование, которое позволяет ему чувствовать гордость за него. А вот общество Фамуса является напротив, примером гордыни. Они стараются добиться выгодного положения в обществе, чтобы хвалиться своими достижениями перед всеми. Фамусов и ему подобные гордятся собой, хотя их достижения сложно назвать честными и заслуженными. Они возомнили себя вершиной, которую не удастся покорить никому.

Также, примером может являться «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, который наглядно сопоставил гордыню и гордость. Пётр Гринёв не желает изменять Родине и вследствие этого, отказывается от предложения Пугачёва. Алексей Швабрин же, выбирает иной путь. Он желает показать всем свое превосходство с помощью приближенности к Пугачеву и принимает его условия. Гринёв и Швабрин поступают по-разному, оказавшись перед одним выбором: Алексей выбирает путь высокомерия и эгоизма, а Пётр – чести и достоинства. Пугачёв принимает отказ на службу от Гринёва и это является примером поступка гордого человека. Ведь он мог выбрать службу разбойнику, признать его царствование и точно остался бы в живых. Но это не для него. Он скорее умрёт, чем пойдёт на службу к самозванцу. Пётр не изменяет своим взглядам даже смотря смерти в глаза. Гринев в свою очередь остался жив, ибо из-за его щедрости и твёрдости характера, Пугачёв помиловал его. В заключение, можно сделать вывод, что гордость является чувством собственного достоинства, которое подкреплено моральными ценностями и принципами человека.

Эти два явления абсолютно противоположны друг другу. Гордыня — это неоправданное высокомерие и алчное желание показать свое превосходство остальным, а гордость — это наличие рассудка, здравого смысла, умения оценивать и сопоставлять. Гордость связана с объективной оценкой своего достоинства.

2 вариант

Эти два понятия часто бросают нам вызов, а мы уж сами решаем – давать им пропуск в нашу жизнь или нет. Они имеют общий корень «горд», но сила удара по самому себе и окружающим – разная. Как отличить гордость от гордыни? А главное – как увидеть тонкую грань между ними и не попасть в ловушку?

Гордость на начальных этапах своего развития выглядит вполне безобидной, но не стоит ее недооценивать. Она хоть и неопытная еще, но способна существенно подпортить отношения с окружающими. Где ее начало? К примеру, повысили голос на близкого человека. Четко осознаем, что мы неправы, а подойти извиниться зачастую не хотим – гордость нам внушает, что это крайнее унижение. Но мы можем ее переубедить, приложив достаточно усилий. Если над гордостью не работать, она охотно начнет работать над нами, а именно – над разрушением нашей личности.

У гордости есть строгая надзирательница, за ней пристально наблюдает – гордыня. Она чувствует свою власть и превосходство над гордостью, и яро указывает ей, что делать. Каково главное отличие между ними? Сорняк гордости можно сразу выдернуть, а гордыня прорастает большим корнем, чтобы его убрать нужно много сил и терпения. Гордость – она слаба и мала, пойти против гордыни не может, а властная повелительница сильна настолько, что рушит все на своем пути. Она никого не замечает, ее превозношению нет предела. Нужна помощь? Руки не подаст. Гордость чаще всего возникает из эгоизма, тщеславия, самолюбия и излишнего упрямства, гордыня – это итог постоянного погружения в эти состояния, некая трясина, из которой почти не выбраться. Что гордость, что гордыня отдаляют нас от душевной простоты, от любви друг к другу, поддержки и помощи. Гордыня – ошибочная мнимость совершенства, неприступности. Если гордость еще можно напугать, то гордыня не из пугливых, нужно вооружиться твердым решением ее победить.

Чтобы исключить вероятность очутиться в плену у гордыни, следует прогнать гордость, иначе она будет выстраивать лестницу и активно приближать нас к состоянию полнейшего безразличия и сердечной черствости – гордыни. Если есть возможность кому-то в чем-либо уступить, необходимо это сделать, даже если потребуется пойти в параллель с принципами, иногда и их следует пересмотреть. Не нужно ярко выражать свое непокорство и излишнюю самоуверенность, прислушаться к чужой точке зрения – нередко имеет смысл.

Сочинение с примерами из литературы

Гордость и гордыня. Эти слова так похожи, но смысл, заключённый в них, совершенно разный. Что же отличает эти два понятия?

Максим Горький в своей пьесе «На дне» высказал гениальную мысль: «Человек – это звучит гордо». С классиком нельзя не согласиться, ведь гордость – это неотъемлемое качество сильной самодостаточной личности. Оно заключается в чувстве собственного достоинства, умении защищать и отстаивать свои права и взгляды. Гордый человек никогда не позволит обидеть себя, он всегда имеет свое мнение. Настоящая личность ставит перед собой цель, к которой постоянно стремится, занимается саморазвитием, потому что ей важно ощущать собственную значимость. Такие люди, как правило, добиваются в жизни успеха и помогают это делать другим.

Человек, у которого развито чувство гордости, никогда не станет подлецом. У него нет миллиона друзей, зато он всегда уверен в том, что рядом с ним честные и преданные люди. Ведь гордость и ложь — понятия несовместимые. Никогда уважающий себя человек не позволит себе и своим близким обманывать других, предавать, поступать подло. Он не превратится в безвольного слабака, которым можно манипулировать. Сильная личность всегда самостоятельно строит свою судьбу.

Если вы не защищаете свои интересы, идете на поводу у других, успеха в жизни вам просто не достичь. Всегда найдутся те, кто воспользуются вашей слабостью. Безвольному человеку никогда не стать лидером, он всегда будет исполнителем чужой воли. Поэтому развивать в себе чувство гордости крайне важно.

Иногда случается так, что гордость перерастает в гордыню. Человек начинает ощущать собственное превосходство перед другими людьми и кичиться этим. Гордыня бывает обоснованная и необоснованная. Первая возникает, когда у личности есть ряд достижений, вторая зарождается на пустом месте, когда человек считает себя умнее или красивее других. Не зря в христианстве гордыню называют одним из смертных грехов. Она может повлечь за собою много бед. От горделивого человека всегда можно ждать унижения и насмешки. Он слишком много себе позволяет, преувеличивая свои возможности и таланты. Например, Гитлер возомнил, что может за короткое время завоевать весь мир. Гордыня одного человека привела к гибели миллионов людей!

В произведениях русской литературы есть множество примеров губительного действия гордыни на человека. Ведь гордец заставляет страдать других, но при этом остаётся несчастным сам. Достаточно вспомнить скитания Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или неприкаянное существование Ларры из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Поэтому всегда помните о том, что гордость – это прекрасное качество, которое делает вас человеком. Но, позволив росткам гордыни поселиться душе и сердце, вы можете погубить собственную жизнь и сделать несчастными других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Гордость и гордыня (отличие)

Популярные сегодня темы

Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.

Однажды Муравей залез на верхушку березы, но обратно слезать не спешил. Он хорошо знал, что все ходы в муравейнике закроются, как обычно, с заходом солнца. Муравей сидел на сухом березовом листике

Война в поэме описана через её героев, офицеров и солдат. Твардовский был на фронте корреспондентом. Он придумал образ Василия Тёркина. В нём каждый может узнать себя. Он также, как и остальные борется с фашистами

«Легенда о Данко» — одна из частей новеллы «Старуха Изергиль», написанная Максимом Горьким. Главным персонажем этой истории является сильный и смелый человек с бесконечной любовью ко всем окружающим – Данко

В начале произведения повествуется о бабушке некоего Вани, которая отличалась необычайной мудростью, выверенностью, приветливостью и рассудительностью. Все ею несказанно восхищались и чтили как человека

Диагностическая работа №1 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс задания и ответы для вариантов РЯ2190201 и РЯ2190202. Официальная дата проведения работы: 02.12.2021 (2 декабря 2021 год).

Скачать варианты РЯ2190201-РЯ2190202

Все ответы (решения) и задания (без водяного знака): скачать

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Тренировочные варианты статград РЯ2190201 РЯ2190202 ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс:

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Солнечное затмение – астрономическое явление, во время которого земля, луна и солнце выстраиваются в одну линию. (2)Когда оно наступает, Луна закрывает (затмевает) полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. (3)На протяжении тысячелетий людям казалось, что солнечные затмения – это божья кара, внушающая страх и благоговейный трепет. (4)Если бы полные солнечные затмения были видимы в каждой местности достаточно часто, к ним привыкли бы так же быстро, как и к изменениям фазы Луны. (5)Но далеко не каждому поколению местных жителей удаётся увидеть их хотя бы раз, потому что встречаются они довольно редко.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

  • 1) В первой части предложения 1 составное именное сказуемое.
  • 2) Грамматическая основа во второй части предложения 2 – Солнце закрывает.
  • 3) Первая часть предложения 3 является односоставным безличным предложением.
  • 4) Предложение 4 сложноподчинённое, содержит две грамматические основы.
  • 5) Сказуемое в первой части предложения 5 составное именное.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ожидая сестру у ворот старенького (1) но очень уютного домика (2) скрытого от посторонних глаз (3) густо сплетёнными ветвями деревьев (4) Ольга напевала весёлую песенку (5) и несколько раз бросала насторожённые взгляды в сторону (6) растущего у забора (7) куста (8) из которого доносились непонятные звуки.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «Мишина книжка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) СТАРИННЫЕ (часы) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
  • 2) СЛОЖИТЬ (в сумку) – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
  • 3) ГОРЯЧО – в суффиксе наречия после шипящего согласного под ударением пишется буква О.
  • 4) ОДОМАШНИВАНИЕ – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
  • 5) ПОМНЯТ (о войне) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание ЯТ.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Торговка не заметила, как подошёл Гаврик, и потому продолжала торговаться с покупателями.
  • 2) Гаврик понимал, что он и дедушка полностью зависят от торговки.
  • 3) Из уважения к торговке Гаврик снял шапку.
  • 4) Гаврик с дедушкой жили бедно, но мальчик всё равно решил не унижаться перед торговкой.
  • 5) Гаврик и дедушка наконец расплатились с долгом и теперь не были ничего должны торговке.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) «Где бычки?» – закричала вдруг торговка, делаясь от гнева красной, как свёкла.
  • 2) Конечно, нельзя сказать, что бычки были крупные, но уж во всяком случае и не такая мелочь, как кричала торговка.
  • 3) Её руки мелькали так быстро, что Гаврик не успевал следить за счётом.
  • 4) «Мадам Стороженко, – наконец с большим трудом выговорил мальчик, смотря на торговку, как кролик на удава, – мадам Стороженко…»
  • 5) Скажите спасибо, что даю за такую рвань по тридцать.

8)Найдите в предложениях 80–83 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя и общественного деятеля А.Н. Толстого: «Дивной вязью народ плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он мог бы ей сказать, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать-двадцать, – но стоило ли унижаться? В мальчике вдруг заговорила рыбацкая гордость. Он вытер рукавом слёзы, щипавшие облупленный носик, вскинул на плечо лёгкий садок и пошёл куда глаза глядят своей цепкой, черноморской походочкой».

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания ЗАВИСИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависимое положение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения. (2)Эти программы проводятся под девизом «Нация в опасности – дети перестают читать!». (3)Но ведь и мы должны понять: отказ от чтения говорит о том, что и в нашем доме беда и что наша российская нация тоже в опасности. (4)Срочно надо создавать национальную программу поддержки чтения в России, повышая общее количество читающих детей и взрослых. (5)Нам нужно сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание литературы в школе.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

  • 1) Грамматическая основа предложения 1 – создаются.
  • 2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
  • 3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 5) Предложение 5 является односоставным безличным.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. С растрёпанными волосами (1) с глазами (2) которые светились счастьем (3) и озорством (4) она ворвалась в наш дом неожиданно (5) заставив (6) находившиеся в доме (7) вещи (8) ожить.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «сумка из кожи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ОТПЕЧАТОК – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т. 2) ПЕРЕТЕРЕТЬ (с сахаром) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. 3) ПРИЛЕЧЬ (на кровать) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ (шкаф) – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, буква И заменяется на букву Ы. 5) НЕЛЕПОСТЬ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) На улице было очень холодно, поэтому мадам Стороженко была тепло одета. 2) Торговка была подслеповата и не смогла сразу разглядеть бычков. 3) Мадам Стороженко раньше давала за бычков больше денег. 4) Бычки действительно были некрупные, но назвать их «мелочью» тоже было нельзя. 5) Гаврик с дедушкой жили в нищете, и поэтому мальчик решил, что никуда не уйдёт, пока не уговорит торговку купить бычков за бо́ льшую цену.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Знакомая торговка сидела на детской скамеечке под парусиновым зонтиком великанши, окружённая корзинами, из которых на покупателей, призывно поблёскивая на солнце, смотрели различные товары.
  • 2) Она запустила в садок пятерню и проворно вытащила несколько бычков; посмотрела на них вскользь и уставилась на Гаврика круглыми глазами, чёрными и синими, как виноград «изабелла».
  • 3) Мальчик в тоске переступил с ноги на ногу и скромно улыбнулся, желая превратить неприятный разговор в шутку.
  • 4) Но вместо этого он вдруг заискивающе улыбнулся и посмотрел на свои ботинки, которые не разваливались только потому, что сочувствовали своему несчастному хозяину.
  • 5) Он вытер рукавом слёзы, вскинул на плечо садок и пошёл куда глаза глядят своей лёгкой, черноморской походочкой.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 72–80 разговорное слово с лексическим значением «негодная вещь, хлам». Напишите это слово.

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского прозаика, драматурга и поэта Н.В. Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Текст изложения

Достоинство – вот качество, по которому можно безошибочно определить хорошего человека. Одно правило должно быть у каждого в цели жизни, в принципах жизни, в поведении: надо прожить жизнь с достоинством, так, чтобы не стыдно было вспомнить и не зазорно было рассказать о прожитом детям и внукам.

Однако достоинство требует от каждого из нас многого: доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, стремления быть правдивым, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, уметь постоянно чем-то жертвовать. Брат, который берёт с собой гулять маленькую сестрёнку, жертвует частью развлечений и временем, ведь за младшими нужно следить. Отец, который извиняется перед сыном, признавая свою ошибку, жертвует гордостью ради справедливости. Это и есть та цена, которую платит в жизни достойный человек.

Почему же так важно прожить жизнь с достоинством? Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно уважать. Кропотливая и изысканная работа эволюции не должна пройти даром. Необходимо сохранить основное качество, которое уже много веков отличает человека от его малоразвитых предков. Именно поэтому нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

Другие тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

16.09.2021 Русский язык 9 класс РУ2190101 РУ2190102 работа статград варианты и ответы

Метки: диагностическая работазаданияогэ 2022ответырусский язык 9 классстатград

  • Сочинение рассуждение по роману отцы и дети 10 класс
  • Сочинение рассуждение по роману обломов 10 класс
  • Сочинение рассуждение по русскому языку 8 класс рыбченкова упр 73
  • Сочинение рассуждение по станционному смотрителю
  • Сочинение рассуждение по рассказу станционный смотритель