Сочинение рассуждение по русскому языку 8 класс рыбченкова упр 73

Открытый урок русского языка в 8-м классе.подготовка к сочинению-рассуждению урок развития речи.цель урока: общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать

Открытый урок русского языка в 8-м классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Цель урока:

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек — сам творец своего счастья.

Задачи урока:

 1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

 2) уметь находить авторскую позицию;

 3) определять тему, идею и проблему текста;

 4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”,  карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.

— Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть. Слайд 2.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но  и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

         Сегодня на уроке мы попробуем  выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.

Слайд 4.

— Запишите число. Тема нашего урока — «Учимся писать сочинение – рассуждение».  

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

Слайд 5

— Я  предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

— Что такое счастье?

— Какие ассоциации возникают у вас?

 (Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).

— Все ассоциации, возникшие у вас, радостные.   (Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?

Слайд 6

— Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

    2. Успех, удача.

Слайд 7.

3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех!  (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Слайд 8

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

Слайд 9

— Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Слайд 10 

Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)

Слайд 11

2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!»

Слайд 12

3-4 абзац — «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»

Слайд 13

5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»

— О чём этот текст?

— Что такое счастье для героя рассказа?

— Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?

2.Формулировка проблемы

— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Слайд 14

— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

— Какие проблемы ставит перед читателями автор?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

 (1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)

— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15

Справка. Прокомментировать проблему – значит

— показать степень понимания текста;

— понять замысел автора;

— понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

— Почему эта проблема привлекла внимание автора?

— Кого особенно интересует эта проблема?

— На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

— Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

4. Формулировка авторской позиции

— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16

Справка.  Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

— Обратимся к тексту.

— Какова же авторская позиция?

— В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)

— Согласны ли вы с мнением автора?

— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

Слайд 18

 Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

Слайд 19

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

Слайд 20

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

— Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

(В.Г.Короленко «Парадокс», «Дети подземелья»)

— Счастливы ли вы?

-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

5. Чтение конца рассказа Бахмутова.

— У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Слайд 21

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

6. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной  добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь  сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

— В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

2. — С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).

— Действительно. «Счастье, что оно, словно птица — упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.

(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)

Это зря говорится,

что надо счастливым родиться,

нужно только,

чтоб сердце

не устало над счастьем трудиться…).

— Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IV . Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия.  Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  вам урок, чем понравился (ответы).

Домашнее задание.  Слайд 23

— Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.

V. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра:  «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.

Цели урока:

  • выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
  • усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

  • образовательные: расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске  (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась…
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

– Тезис.

– Аргументы (доказательства).

– Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (15.3). Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(2) Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду… — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(9) «Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином…

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился…

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул… — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

(По Д.Н.Мамину-Сибиряку)

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

1-й аргумент – из прочитанного текста. (В рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» повествуется о великодушном поступке Емели. Дед с собакой, направившись на охоту в лес, встретили оленя с теленком. Прицелившись, старик уже собирался стрелять, но олень-самка уводила его от своего малыша дальше и дальше. Когда дед увидел под кустом детеныша, он уже прицелился в него, но доброта в  сердце проснулась, и он, передумав убивать, опустил ружье.).

2-й аргумент – из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А.Шолохова «Судьба человека», В.Г.Короленко «Дети подземелья», Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», В.Г.Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы — пример проявления доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.2
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

  • Тезис (то, что вы хотите доказать).
  • Аргументация (на экзаменах по русскому языку требуемое количество примеров и фактов равно двум).
  • Заключение (Какой урок должен извлечь читатель? Обобщите свои мысли. Для большего эффекта можно призвать читателя к действию).

Этот план является универсальным для оформления сочинения-рассуждения.

Внимание! В пункте «тезис» может быть от 1 до 3 абзацев: вступление, расшифровка терминов, комментарий, актуальность. Если проблема выбрана не вами, а автором текста, то необходимо написать комментарий.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?
Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

«Сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» (задание 15.3). 8 класс.

«Сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» (задание 15.3). 8 класс.

Цель урока:

сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему.

Задачи:

формирование умения учащихся понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на тему, приводить аргументы;

— формирование навыков написания сочинения-рассуждения, обладающего всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

— усвоение учащимися морально-этического понятия «человечность»;

-развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.

Оборудование

: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока

Эпиграф: «Моя повесть …. есть факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности».

I. Организационный момент урока.

II. Цели и задачи урока.

— Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему .

Задание. 15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй– из Вашего жизненного опыта.

III. Актуализация знаний. Слово учителя.

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис. Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

-Аргументы (доказательства).

-Вывод. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

2. Остановимся подробнее на этапах. (Слайды).

I. Вступление. Тезис.

По условию задания тезисом является сформулированное определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1. Понятийный

2. Синонимический

3. Описательный

4. Комбинированный

Комментарий.

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

II. Переход к рассуждению.

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
  • Попробуем объяснить данное определение.
  • Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента:

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны:

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
  • Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
  • Это определение можно доказать на таком примере.
  • В подтверждение приведу пример из жизни.

III. Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами : значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише :
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного
и т.д.

VI. Анализ текста. (Слайды).

1. Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Текст.

Человеческий коридор

(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.

(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос унего был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…

(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.

(А.И.Приставкин)

2.Справка. (Слайды).

Анатолий Игнатьевич Приставкин

(1931-2008) — русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.

3. Комментарий.

Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, — дети не видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – “Человеческий коридор”.

4. Выполнение заданий А 1-4, В 1-12. (Слайды).

А 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде.

— Кто проявил человечность? Почему автор пишет о них с уважением и благодарностью? —Подтвердите свои размышления цитатами из текста.

Описанные автором события происходят в сложное для страны время – в годы Великой Отечественной войны, в 1941 г. Это было самое сложное время, так как советская армия несла огромные человеческие потери, многие населенные пункты были оккупированы врагом. Многие эвакуировались в Сибирь, на Урал, в Азию. Но даже в этих тяжелых условиях люди не забывали о проявлении человечности, о доброте, сострадании и милосердии. Примером этому являются воспоминания рассказчика, который, будучи ещё ребенком, навсегда запомнил, как «какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. Человеческий коридор». Никогда рассказчик не забудет тех «больших и верных людей», а также «яркий свет вдали», когда детям «отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки», а в сердцах и душах ребятишек вместо страха появилась надежда и любовь.

А 2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 20?

1) эпитет; 3) олицетворение; 3) сравнение; 4) метафору

-В рассказе А.И.Приставкина «Человеческий коридор» из книги «Военное детство» мы видим блестящий пример умолчания

, являющегося смысловым и эмоциональным центром всего рассказа.

Писатель мог привести в рассказе размышления о том, сколько лишений уже перенесли беженцы, как они потеряли свои дома и своих близких, как наголодались в долгой дороге, сколько они простояли в очереди за порцией горячей каши, которой им теперь могло не хватить, потому что они уступили свою очередь детям, но он не написал об этом. Не написал он и о том, как ели эту кашу голодные дети. Он выбрал умолчание – и это потрясает до глубины души.

А 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью

(предложения 14, 27)

1) В ресторане была дорогая, изысканная пища.

2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане.

3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.

4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.

-В военные годы голод настигал и детей, и взрослых. Для детдомовских сирот еда была главной доминантой жизни. Контакт со взрослыми начинается с этого: не отнял, а накормил, значит, «хороший», можно довериться.

А 4. Укажите, в каком значении употребляется слово «слабый» (предложение 17).

1) не тугой, не плотный

2)некрепкий, ненасыщенный

3) отличающийся малой силой, мощностью

4) плохой, неискусный

Самостоятельная работа учащихся.

В 1. Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ ударением.

В 2. Из предложений 13-18 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В 4. В предложениях 2-9 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -О и –Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы». Выпишите найденное слово.

В5. Определите тип односоставного предложения 22.

В 6. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.

Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4) погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

В 7. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В 8. Замените словосочетание ОТ НЕДОСТАТКА КИСЛОРОДА(предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.

В 9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.

Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.

В 10. Среди предложений 8–13 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В 11. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВЫ.

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.

(Слайды).Ответы:

А1 2
А2 4
А3 3
А4 3
В1 вокзал, ресторан
В2 раздавали, вздергивает
В3 многотысячная
В4 медленно
В5 назывное
В6 1,4,5
В7 потом встал
В8 от кислородного недостатка
В9 3,4
В10 10,11,13
В11 было тепло, раздавали
В12 3

V. Работа по написаниюсочинения-рассуждения.

1.-Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? (

На заглавие: «Человеческий коридор», на ключевые слова во вступлении и в финале
).
«Почему рассказ назван «
Человеческий коридор
»?

-Назовите ключевые слова («Человеческий коридор», «страдая от голода», «больших и верных людей», «отвалили по целой порции жизни»).

-Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

В таких жестоких условиях дети получали уроки вечных ценностей: человечности, нравственности, добра, справедливости, сострадания.

2.ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и комментируем его.

(Слайды). а) -Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (В виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).

-Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. Самостоятельная работа учащихся. (

Первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья — в виде прямого заявления проблемы).

б) -Прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста А.И.Приставкина, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением словачеловечность

и примерами-аргументами из указанного текста (и вашего жизненного опыта); в тексте названо несколько отличительных признаков слова
человечность
, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста.

Объясняя смысл слова человечность

, избегайте такой формулировки:
человечность — это когда … ;
в)- Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие
(человечность)
, б) назвать более широкое понятие
(
например,
проявление)
, в) указать отличительный признак
(
например,
проявление чего…);
г) (Слайды).Другие варианты определения слова
человечность
:

  • Человечность

    – гуманность, человеческое отношение к окружающим.(
    Толковый словарь русского языка Ушакова).

  • Человечность

    – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
    (Философский словарь).

  • Человечность

    — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество.

(Словарь русских синонимов).

  • Челове́чность

    — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Человек — социальное существо, то человечность — это требуемое поведение в социуме.

д) -Сформулируйте тезис.

Самостоятельная работа учащихся. (Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому.) (Слайды).

е) -Итак, тезис сформулирован, теперь необходимо его прокомментировать.

Что входит в комментарий? Попробуйте ответить на вопросы:

  • Насколько актуально то, о чём пишет автор?
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

-Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому необходимо передать идеи автора своими словами. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, как действуют герои, а комментируя, мы говорим о том, что стремится донести до нас автор.

ж) Самостоятельная работа учащихся. Комментарий.
(К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляю по отношению к другим равнодушие, черствость, эгоизм. Такого быть не должно!
) (Слайды). -Логически свяжите эту часть сочинения с последующей. Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.)

з) Самостоятельная работа учащихся. Вступление.(Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляю по отношению к другим равнодушие, черствость, эгоизм. Такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.( 33 слова)).

(Слайды).

и) -Проверим по критериям оценивания.

Самостоятельная работа учащихся.

С3К1 Толкование значения слова. (Слайды).

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его –
1 б.
Экзаменуемый дал неверное определение или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует –
0 б.
3.ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.

(Слайды).

Аргумент 1.(
Клише:обратимся к тексту А.Приставкина. В нём повествуется о…; во-первых, в отрывке из рассказа
…) . Самостоятельная работа учащихся
Аргумент 1. (Во-первых, в отрывке из рассказа «Человеческий коридор» (из повести «Ночевала тучка золотая») А.И. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из Москвы, уступив им свою очередь за едой. Война не убила в людях человечности, милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. Зло не всесильно, оно не способно сломить всех. В таких жестоких условиях колонисты получали уроки вечных ценностей: нравственности, добра, справедливости, сострадания. В этом отрывке звучит мотив доверия к жизни, к ее нравственным основам. (57 слов)).
(Слайды).

4. ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.

(Слайды). Аргумент 2. а) -Выберете аргумент, подтверждающий тезис ( должен подходить к примеру из текста).

Проявления человечности в повседневной жизни.

(Слайды).

  • Помощь нуждающимся. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
  • Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
  • Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
  • Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
  • Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.

Вариант. Крылатые выражения о человечности .

  • Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни. ( Георгий Александров)
  • Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. ( Конфуций )
  • Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

(Василий Сухомлинский)

  • Любовь, надежда, страх и вера, вместе взятые, составляют человечность. Это знаки, приметы и свойства человечности. (Роберт Браунинг)
  • Человечность – это осмысленное чувство, только воспитание его развивает и укрепляет.( Клод Адриан Гельвеций)
  • Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. (Жан-Жак Руссо)

б) -В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (Л.Толстой «Чем люди живы», М.Шолохов » Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстой «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», А. Платонов «Песчаная учительница», Ч. Ай, А. Адамович «Партизаны», В. Быков «Сотников» и др.) (Слайды).

-Почему рассказ М.Шолохова подходит к теме сочинения?

в) Самостоятельная работа учащихся Аргумент 2. ( Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности, великодушия и сострадания.( 34 слова)).

(Слайды).

(В наше время не так трудно встретить пример человечности, доброго отношения к людям. На юго-востоке Украины идет настоящая война. С бомбежками, жертвами, голодом и беженцами. Россия помогает жителям Донбасса. Постоянно отправляются гуманитарные конвои с медицинскими препаратами, продуктами и всем необходимым. Казалось бы, все необходимое за нас делает государство. Но в средствах массовой информации постоянно рассказывают о людях, добровольно оказывающих помощь. Все помогают по-разному. Кто-то дает приют целым семьям беженцев, кто-то принимает в семью осиротевшего ребенка, а кто-то отправляет целый грузовик с обогревательными приборами.).

г) -Критерий оценивания.

Самостоятельная работа учащихся

С3К2 Наличие примеров-аргументов (Слайды).

  • Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или

    экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста –
    3 б.

  • Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
  • Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
  • Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.

ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД

. (
Клише:Таким образом,…….
) (Слайды).

а) Самостоятельная работа учащихся. Вывод.(Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Мы должны помнить, что главное в жизни – оставаться Человеком с большой буквы в любой ситуации, так как человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием к другим людям.(27 слов)). (Слайды).

Всего в сочинении 151слово (минимальный объём — не менее 70 слов).б) -Критерий оценивания.

(Слайды). Самостоятельная работа учащихся

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста –2б.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста –
1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста –
0 б
.

в) -В сочинении должно быть как минимум 3 абзаца!

В данной работе получилось 4 абзаца: 1. Объяснение смысла предложений из текста. 2. Аргумент 1. 3. Аргумент 2. 4. Вывод.

VI. Итоги урока. — Чему был посвящен урок?

— Какие?

VII. Домашнее задание.

Написать 2 аргумент, повторить теоретический материал.

Ссылки:

  1. …сочинения-рассуждения в рамках подготовки кОГЭ…

infourok.rupodgotovka…napisaniyu_sochineniya…oge…

  1. https://fb.ru/article/166868/nochevala-tuchka-zolotaya-pristavkin-analiz-povesti-nochevala-tuchka-zolotaya
  2. https://www.fipi.ru (Проект демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-9 2020 г.)
  3. Что такоечеловечность? (Сочинение по демоверсии2015…

капканы-егэ.рфСочинения2015годаЗадание 15.3Что такоечеловечность

Вводные слова для сочинения-рассуждения

Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

I часть. Введение

  1. Автор данного текста говорит о проблеме …
  2. Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
  3. Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
  4. Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
  5. Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

III часть. Заключение

  1. Невозможно не согласится с автором в том, что…
  2. Проблема …. очень важна для нашего поколения.
  3. Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

Внимание! В аргументации клише и вводные слова будут не совсем уместны, так как в зависимости от темы, они меняются.

Функции вводных слов.

Применение конструкций вводными словами

Используя вводными выражения говорящий может выразить практически любую свою эмоцию и показать отношение к предмету или объекту. Итак, для чего используются вводные фразы в письмах и в разговоре на английском языке:

  1. Для указания на положительное отношение

Например,

Doubtless, you can take this exam . – Несомненно, ты можешь сдать этот экзамен

  1. Для выражения собственного мнения

Например,

I am convinced, there are not people who can speak English, there are people who don’t want. – Я убежден, в том, что нет людей, которые не могут говорить на английском, есть люди, которые не хотят.

  1. Для отражения эмоции

К примеру,

Unfortunately, I can not visit my sick friend today. – К несчастью, я не могу навестить моего больного друга сегодня.

  1. Для демонстрации несогласия

Например,

Actually, it is not difficult to study 15 new English words every day. – На самом деле, не трудно выучить пятнадцать новых слов на английском каждый день.

  1. Для указания времени
After после
All of a sudden вдруг
At the present time в настоящее время
At the same time/ In the meantime в то же время
At this instant в этот момент
Before перед, прежде
By the time к тому времени
Eventually в конечном счете
In due time в срок
Later позже
Meanwhile тем временем, между тем
Now сейчас
Occasionally время от времени
Once однажды
Shortly вскоре
Since начиная с, с тех пор
Sooner or later рано или поздно
Then затем
Until до
Until now до сих пор
Up to the present time до настоящего времени
When когда

К примеру,

Until now it was easy to do laboratory work, but the final stages are more difficult that I thought. – До сих пор было просто выполнять лабораторную, но завершающие этапы оказались труднее, чем я думал.

  1. Для структурирования мыслей
First and foremost/ first of all в первую очередь
Firstly/ foremost во-первых
In the first place прежде всего
Primarily прежде всего
Secondly во-вторых
The first/ second reason for первая/ вторая причина
To begin with для начала, начнем с

Например,

Firstly, I would like to discuss the problems related to reproductive health. – Во-первых, я бы хотел обсудить проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем.

  1. Для указания причины и условия

К примеру,

I will say you my secret, on the condition you should never say to someone about it. – Я скажу тебе свой секрет, при условии, что ты не должна сказать кому-либо о нем.

  1. Для вывода или заключения
Summing it up подводя итог
So, to sum it up итак, подводя итог
To crown it all в довершении всего
With this in mind с учетом вышесказанного
In conclusion/ Finally в заключение
As a result как результат
Accordingly исходя из этого
Hence следовательно
For this reason по этой причине
In the final analysis/ in the long run в конечном итоге
All things considered приняв всё во внимание
In summary в итоге
After all в конце концов

Например,

All things considered, I can say that smoking should be banned in public places. – Принимая всё во внимание, я могу сказать, что курение должно быть запрещено в публичных местах.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

  • тезис;
  • аргументация;
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях. Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался. Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке. Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему. И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

https://youtu.be/ZRMAg8aYcjE

Итог

Для того, чтобы набрать высокий балл за сочинение – самое высоко оцениваемое задание, необходимо подготовиться к нему

заранее. Напишите несколько сочинений до экзамена, чтобы быть уверенным в своем успехе. Личные примеры отлично помогают
сосредоточиться
в нужный момент.

Вводные слова в английском языке (introductory words) применяются для того, чтобы устная или письменная речь стала более яркой. Таких слов в английском языке, как и в русском, имеется большое количество. Такие приемы используются в устной речи при возникновении пауз или приданию предложениям благозвучия, а в письме – для написания красивого и эмоционального эссе или письма.

Вводные слова названы так, поскольку они употребляются в начале конструкции предложения. Они не несут никакой смысловой и грамматической нагрузки. Вводные фразы на английском придают экспрессивность разговору, но, если их отбросить, смысл разговора никак не изменится.

When the weather is fine we can go to the sea or friends and at last stay at home. – Когда погода хорошая, мы можем поехать к морю или к друзьям, или, наконец, остаться дома. (наконец = и еще)

Также рассматриваемая конструкция может стоять в конце предложения. В этом случае говорят о «завершающих словах». Они помогают не только выразить отношение говорящего к разговору или событиям, речь о которых идет, но и направить диалог в нужное русло.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.

Тема урока : Cочинение -рассуждение.

Цель урока:

совершенствование умений ученика подбирать материал для сочинения, создавать собственный письменный текст публицистического стиля, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: презентация.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Назовите типы речи. На какие вопросы они отвечают?

-На какой вопрос будет отвечать наше сочинение? (Почему?)

-По какому плану оно строится? (Тезис, доказательства и вывод).

-Какие средства выражения синтаксической связи вам известны?( окончания, предлоги, союзы, союзные слова, порядок слов в простом предложении, интонация).

3.Мотивация учебной деятельности. Определение задач урока.

Создание проблемной ситуации (На доске записано предложение, которое не завершено, так как нет знака конца предложения:

Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ СТРАНОЙ

Предлагаю учащимся прочитать это предложение, интонационно оформив, записать его, дать устный комментарий, почему выбрали тот или иной вариант интонационного завершения и поставить соответствующее логическое ударение).

Определяем задачу: научиться аргументированно выражать своё мнение по проблеме.

4.Подбор материала для сочинения.

Почему мы можем гордиться своей страной?

Используя знания по географии, истории России, искусству, приведите аргументы.

5.Сообщения учащихся.

-Российская Федерация занимает 1/8 часть Земли. Она расположена одновременно в двух частях света: Европе и Азии.

-Российская Федерация – крупнейшая в мире по площади страна, более

17075,4 тыс. кв. километров.

-Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам природного газа. Имеет много других полезных ископаемых.

— Россия одержала победу в Великой Отечественной войне, спасла мир от фашизма, освободила многие страны Западной Европы.

6.Слово учителя ( с использованием презентации).

Слайд №1. Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, возникший в 1764 году как частное собрание императрицы Екатерины II, а в 1852 году открытый для публики.

Слайд №2.Портреты балерин Анны Павловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой. Русская школа балета оказала влияние на развитие мирового балета.

Слайд №3. Портреты А.Пушкина, Л.Толстого, А.Чехова.

Россия дала миру выдающихся писателей.

Слайд №4. Портреты И.Бунина, М.Шолохова, Б.Пастернака, А.Солженицына, И.Бродского. Эти писатели и поэты стали лауреатами Нобелевской премии в области литературы.

Слайд №5.Портрет Ю.А.Гагарина. 12 апреля 1961 года первый космонавт планеты совершил полёт в космос.

7.Работа с текстом упражнения 73 в учебнике «Русский язык.8 класс»

(Учебник для общеобразовательных организаций ,авт. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская,А.Г.Нарушевич,М., «Просвещение»,2014) — развитие умений создавать собственный текст публицистического стиля, рассуждение. Текст представляет фрагмент из романа Б.Васильева «Вам привет от бабы Леры»).

Определяем проблему текста ( любовь к Родине начинается с уважения к её истории). Высказать своё мнение по проблеме.

8.Работа учащихся по написанию сочинения –рассуждения .

9.Итог урока.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Чем можно гордиться в России?

Россия -великая страна. Её площадь равна 17,4 млн.кв.км, а население-более 144 млн.человек.

У России великая история. Во время Второй Мировой войны СССР освободил европейские страны от фашизма.

Россия — культурная страна. Она подарила миру выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов.

Россия занимает первое место в мире по залежам природных ресурсов.

Всё это доказывает, что Россия –великая страна.

Я горжусь своей страной!

(Щеглова В.)

Я горжусь своей страной!

С детства родители мне говорили, что наша родина –сильная страна.

Россия имеет богатую и славную историю.

Особую гордость вызывают наши великие писатели А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский и другие, творения которых переведены на разные языки мира.

Гордимся мы и нашими спортсменами, победителями и призёрами Олимпийских игр, показывающими высокие результаты.

М.В.Ломоносов, Д.Менделеев, А.Попов. Имена этих учёных известны всему миру.

Вызывают гордость выдающиеся музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея…

Я горжусь своей страной и буду доказывать это делом.

(Панасенко Н.)

Я горжусь своей страной, потому что у неё очень богатая история.

Мне повезло, что я родилась в прекрасной стране-России, а моя малая родина — Крым. Я горжусь своей страной!

Я могу смело назвать себя патриотом, потому что люблю свою страну, и Родина для меня не пустое место, а то, чем я горжусь и дорожу.

Дорожу людьми, с которыми живу рядом.

Дорожу местами, где побывала.

Я люблю свою страну до глубины души, горжусь своей страной. И гордиться есть чем.

Россия- самая большая страна в мире, страна с безумно красивой природой.

Многие поэты писали о великой России.

Я горжусь великим русским народом, очень смелым и отважным, очень ценю своих предков, свою историю.

Я очень горжусь выдающимися людьми России, которые стали известны на весь мир.

Россия для меня была, есть и будет страной, которой я буду гордиться всегда.

(Салтковская Е.)

Я горжусь своей страной!

Наша страна занимает 1-е место по площади.

Россия подарила миру много известных композиторов, учёных, музыкантов, писателей, космонавтов.

А ещё в России достаточно могучая военная техника: танки, самолёты, вертолёты, ракеты, корабли.

Мы также гордимся нашим Президентом Владимиром Путиным.

В нашей стране развитая экономика, и никаким санкциям нас не сломить.

Мы самый дружный народ. Мы гордимся своей страной.

(Внуков В.)

Я горжусь своей страной!

В России так много мест, которыми можно гордиться, восхищаться.

Российская культура . Ею тоже нужно гордиться.

А русские люди! Русский народ толерантен и принимает людей разных национальностей. Это достойно уважения.

Россия известна и своей захватывающей историей. А любовь к Родине , по мнению Б.Васильева, начинается с уважения к её истории. Я согласна с этим мнением. Каждый параграф по «Истории России» даёт понять, что Россия –могучая и сильная страна, которой можно гордиться.

(Стасёк В.)

  • Сочинение рассуждение по рассказу станционный смотритель
  • Сочинение рассуждение по рассказу размазня
  • Сочинение рассуждение по роману а с пушкина дубровский
  • Сочинение рассуждение по роману дубровский 6 класс по плану
  • Сочинение рассуждение по роману дубровский 6 класс по литературе