Сочинение рассуждение по роману мастер и маргарита м а булгакова

649 слов мистический роман михаила булгакова мастер и маргарита остается популярным долгое время не только из-за увлекательного и запутанного сюжета,

(649 слов) Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» остается популярным долгое время не только из-за увлекательного и запутанного сюжета, но и благодаря множеству важных тем, которые затрагиваются на страницах произведения. Через своих героев писатель говорит о вере, любви, предательстве, пороках человечества, всепрощении и, конечно, творчестве. В основном, безусловно, литературном. В романе автор показывает три совершенно разных стороны искусства: деятелей общества МАССОЛИТ, поэта Ивана Бездомного и загадочного Мастера. Проанализируем все грани творчества.

Авторы МАССОЛИТА едва ли имеют прямое отношение к настоящему творчеству. Они больше увлечены интригами и попытками бесплатно заполучить путевки и квартиры. Даже таблички на дверях комнат в доме Грибоедова — месте, где работают массолитовцы — называются следующим образом: “Квартирный вопрос”, “Рыбно-дачная секция”, “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года”. Несложно догадаться, какими делами там на самом деле занимаются такие “творцы”. К слову, фамилии у них тоже говорящие: Богохульский, Подложная, Павианов и многие другие. Во главе объединения значительное время находился “несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах”, для которого наибольшую ценность также представляли материальные блага. Берлиоз был достаточно образованным, умел красиво выражаться и казался интеллигентной личностью, успешно использующей полученные знания для достижения нужных целей. Но, несмотря на это, именно он устранял неугодных власти литераторов. Среди тех, кто попал к директору МАССОЛИТа в немилость, был и сам Мастер. Причина жестоких гонений — роман, в котором рассказывается о прокуроре Иудеи Понтии Пилате и его встрече с проповедником Иешуа Га-Ноцри. Казалось бы, ничего примечательного, но Михаил Александрович резко выступал против всего, что хоть как-то затрагивало веру в Бога и Иисуса Христа, который угадывался в образе добродетельного и мудрого Иешуа. Этому “безверию” настойчиво учил Берлиоз и своего протеже — бездарного поэта Ивана Понырева (Бездомного), лишая начинающего литератора желания творить вне установленных рамок, так, как того требует душа. Впрочем, молодому человеку повезло гораздо больше, чем скоропостижно скончавшемуся наставнику. Иван временно пребывает в психиатрической лечебнице, а затем через некоторое время становится профессором Института истории и философии и даже заводит жену.

Жизненный путь Бездомного — пример того, как человек, который не понимает своего истинного предназначения и слепо идет за другими, находит, наконец, собственное место в мире. Символично то, что ближе к концу произведения Иван отказывается от творческого псевдонима, освобождаясь от прежних заблуждений. Но преображения бы не случилось без случайного знакомства с тем, кто олицетворяет настоящее искусство в романе — безымянным Мастером. 

Гонимый порочным обществом, один из главных героев не может обрести покой. Труд всей его жизни сначала отказываются принимать издательства, а после публикации подвергают жестокой критике. В один момент негативные чувства настолько сильно переполняют Мастера, что у того случается нервный срыв, в ходе которого он сжигает драгоценную рукопись. Далее — клиника для душевнобольных, отчаяние и безысходность. Спастись удается с помощью возлюбленной Маргариты и демонических сил. Финал для персонажа можно назвать относительно счастливым — после всех пережитых горестей он уходит в Вечность, где волен творить столько, сколько захочется. И больше не получит осуждений и ненависти со стороны людей. Но ради счастья приходится расстаться с жизнью и примкнуть ко мраку. Через образ страдающего Мастера Булгаков дает понять, что в этом мире за смелость писать то, о чем на самом деле думаешь, приходится очень дорого платить. Произведение героя интересное, серьезное, но в нем содержатся мысли, которые не нравятся властям. Искренность и свободомыслие — все это, по мнению высших чинов, является вредным для общества, недопустимым. А значит, подлежащим уничтожению.

“Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим…” — так рассуждает Мастер о тех, кто критиковал его. 

Он понимает, что люди просто боятся высказаться иначе. И все же гениального автора вознаграждают за попытку сохранить нравственную чистоту. Причем делает это повелитель Тьмы, а не кто-то более “светлый”, как можно было бы ожидать.

Таким образом, Михаил Булгаков показал на конкретных примерах, какими бывают творцы. Для кого-то важны деньги и звания, для кого-то — возможность донести правильные идеи. А кому-то придется пройти долгий путь, прежде чем удастся отыскать свое призвание. Но в финале книги жизни каждый из них получит по заслугам.

Автор: Инна Колокольникова

Заключительный
урок-обобщение по роману Булгакова

«Мастер и
Маргарита».

Цели и
задачи урока:
выяснить, что учащиеся знают об особенностях
композиции романа, как через главных героев романа автор пытается современникам
преподнести уроки нравственности и поставить вопросы о смысле человеческой
жизни, об ответственности за содеянное, о необходимости жить творчески, а не
обременять землю.

совершенствовать
у учащихся умения и навыки художественного анализа текста, устной
монологической речи, ведения диалога;

— создать
условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать
и аргументировать её;

— на
примере творчества М. А. Булгакова воспитывать интерес к художественной
литературе.

Учащиеся
должны продемонстрировать умение видеть главное, делать выводы, решать
проблемную ситуацию; пересказывать
и комментировать отдельные фрагменты романа в контексте целого;
уметь
работать в группе.

Оборудование: листы с
цитатами из романа, слайд-презентация, четыре видеоотрывка из телефильма
«Мастер и Маргарита» (2005г.), онлайн-тестирование, интерактивная доска,
смартфоны)

Тип урока: урок-обобщение
(групповая форма урока).

Ход урока.

Орг.момент: Деление
на группы. Разобрать цитаты. Занять столы. – 1,5 мин.

1. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1) Роман
«Мастер и Маргарита» — главный в творчестве Булгакова. Он писал его до самой
смерти. Сделал множество редакций. И до сих пор существует проблема, какую же
редакцию считать окончательной. Появление его в известном журнале, даже в
урезанном виде произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик
критиков. Им предстояло оценить нечто необычное, не имевшее аналогов в
современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения,
ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его
творчество начали лишь в восьмидесятые годы 20 века. Роман вызывал и вызывает
острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы
и удивляет своей неисчерпаемостью. (Слайд 2) В основе романа –
осмысление устоев общества 30-х годов двадцатого века, попытка разобраться в
противоречивом времени.  Основные проблемы, поднятые автором в романе: Что
такое истина? Художник и общество. Человек и власть.

1 мин.

2. Актуализация
знаний

(Слайд 3) Что вы
можете сказать о композиции романа? (роман в романе, которые не похожи друг на
друга)

0,5 мин.

Работа в группах

1. Вы работали над
романом и знаете, что жанр автором определен как фантастический, но сюжетные
линии разные: (философская – Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, любовная – Мастер и
Маргарита, мистическая – Воланд и его свита, сатирическая – Москва и москвичи).
(Слайд 4)

(Слайд 5) По тем
цитатам, которые вы выбрали и по которым объединились в группы, определите, с
образами каких героев будет работать ваша группа.

1-я группа. «Москва и москвичи»;
2-я
группа.
«Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри»;
3-я
группа.
«Воланд и его свита»;
4-я
группа.
«Мастер и Маргарита»

(Проблемная ситуация:
определяют, поясняют, о ком цитата, и разбирают таблицы)
На ответ по 1 минуте.

1-я группа.

Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из
бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные
люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

2-я группа.

Он шёл в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий
философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них
не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого
их спор был особенно интересен и нескончаем.

3-я группа.

Что
бы делало твое 
добро, если бы не существовало зла?

4-я группа.

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

5 мин.

2. Предлагаю
поучаствовать в видеоопросе. (анализ видеофрагментов, знание текста романа)

Слайд 6

Видеовопрос
«Коровьев и Бегемот в Массолите» (см. Видеоматериалы) Объясните смысл
видеофрагмента. Что имели в виду Коровьев и Бегемот, когда говорили, что
настоящему писателю удостоверение не нужно? За что они наказывают посетителей
ресторана «Грибоедов» (писательского дома)?

Слайд 7

Видеовопрос «Сон
Пилата». (см. Видеоматериалы)

Проясните суть
разговора между Пилатом и Иешуа, объясните, что за конфликт протекает между
ними.

Слайд 8

Видеовопрос
«Мастер и Маргарита» (см. Видеоматериалы)

Опираясь на
видеофрагмент, расскажите, ради чего Маргарита продала душу дьяволу? Почему
Маргарита, имея право только на одну просьбу, просит освободить Фриду, а не
вернуть Мастера?

Слайд 9

Видеовопрос
«Воланд и его свита» (см. Видеоматериалы)

Каково же
осмысление темы зла у Булгакова? Можно ли в этом мире обойтись без зла, без
Воланда? За какие пороки наказывает москвичей свита Воланда? Что
могущественнее: добро или зло?

9 мин. Видео

4 мин. Обсуждение
в группах

По 2 мин на ответ.
Итого: 8 минут

3.
Онлайн-тестирование (слайд 10)  
https://forms.gle/hWVGnksNpxALX1Ha9

Группой отвечают
на вопросы. Затем на интерактивной доске ответы.

5 мин.

Или

4. Блиц-опрос:

Вам было
задано на дом подготовить по одному вопросу по содержанию романа. Предлагаю
каждой группе, посовещавшись и выбрав, задать вопрос одной из групп на выбор
(один вопрос – один ответ). Оцените ответ (карточки разного цвета – красный —
5, синий – 4, зеленый – 3)

5 мин.

(Примерные
вопросы:

 Как
получилось, что на балу у нечистой силы, в оркестре играли величайшие
музыканты: они грешники?

Что
требовали зрители на сеансе в Варьете и в конце концов получили?

Как
известно, москвичей испортил «квартирный вопрос». Кто претендовал на жилплощадь
Мастера?

Вид
одежды, который не полагается носить котам?

Настоящее
имя Ивана Бездомного?

Чего
боялась Банга, собака прокуратора Понтия Пилата?)

5. Подведение
итогов урока:

Подводя
итог изучению романа, хочу предложить вам прочитать несколько отзывов о романе.
Роман не оставляет равнодушным. Каждый имеет право на свое мнение. (слайд 11)

Многим не нравится роман «Мастер и Маргарита»,
потому что здесь зло не дьявол, а люди?

Гениальный роман! и Булгаков -гений! И содержание его романа
сводится не только к рассуждениям о зле, дьяволе и низменных потребностях
людей. Там обозначено множество проблем человечества, сущность людей, отношение
к религии и много чего еще. Не все способны оценить значимость этого
произведения. Я несколько раз перечитывала и открывала для себя с каждым разом
много нового. Надо быть морально готовым воспринимать сюжет романа. Это Вам не
Донцова, Куликова и иже с ними….

Многие не воспринимают целиком это произведение, потому что
не могут и не хотят увидеть в нем себя и » свое.

Одна из самых любимых моих книг. а зло, как и добро, не
бывает абсолютным. Как нет чисто белого, и чисто чёрного — тоже нет. Мир
состоит из оттенков и полутонов… и рай, и ад — в душе человека. Мы всё носим
в себе.

Рефлексия: Я
предлагаю вам изложить сложные идеи романа, ваши чувства и представления в
нескольких словах, используя всего 5 строк — синквейн. При выполнении
творческого задания опирайтесь на памятку (раздаточный материал).

(Слайд
12) Карточка
Синквейн — это пятистрочная строфа.
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и
обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и
определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк:
• 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
• 2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
• 3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
• 4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к
ней;
• 5-я строка — синоним ключевого слова (существительное).
Тематика синквейна:
1-я группа.
«Москва и москвичи.»;
2-я группа. «Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат»;
3-я группа. «Воланд и его свита»;
4-я группа. «Мастер и Маргарита».

(Слайд 13)

Вывод: Булгаков
считал, что человеку нужно плодотворное существование при любых условиях, иначе
жизнь прожита зря, смысл жизни в том, чтобы реализовать свой талант на пользу
обществу. Булгаков знал цену свободе, творчеству, добру, именно поэтому роман
является «вечным».

Роман
«Мастер и Маргарита» — роман об ответственности человека за всё добро и зло,
которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или
к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Делая свой
собственный выбор, помните: (слайд 14) «Каждому дано будет по его вере».

Спасибо
за урок и за активную работу.

Все без исключения произведения Булгакова оставляют после прочтения неизгладимое впечатление. Настоящим же литературным шедевром по праву можно назвать Мастер и Маргарита. В этом романе поднимается сразу несколько важных тем. Он окутан мистикой и характерным для автора сарказмом, критикой. Неудивительно, что многим школьникам кажется сложно написать по роману Мастер и Маргарита сочинение. Чтобы легко выполнить эту работу на ЕГЭ, не лишним будет изучить работы других учеников 11 класса. Тем более, что темы сочинений Мастер и Маргарита могут быть весьма разнообразными.

Сочинение на тему Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита – это самое любимое мое произведение. Я перечитывала его неоднократно и каждый раз открывала в нем для себя что-то новое. Ведь несмотря на довольно простой слог, автор настолько закрутил сюжет, вплел сразу несколько сюжетных линий, что не сразу понимаешь суть всего что он хотел сказать.

Любовь в романе Мастер и Маргарита в сочинении стоит рассмотреть максимально подробно. Ведь мне именно эта тема в произведении мне кажется ключевой. Через призму отношений двух главных героев были продемонстрированы все остальные сюжетные линии.

Любовь между Мастером и Маргаритой всепоглощающая, искренняя и вечная. Она не подвластна времени, и не может угаснуть даже под действием злых сил. Маргарита искренне восхищается романом своего возлюбленного, несмотря на то, что его никто не соглашается печатать. Она готова лишиться всех благ и жить с мастером в его каморке. Правда, это далеко не все, что указывает на их чувства.

Маргарита готова даже пойти на соглашение с самим дьяволом, в качестве которого в этом произведении выступает Воланд. Она становится королевой его бала, вынуждена общаться с нечистью, но все это она делает лишь ради того, чтобы быть рядом со своим любимым. Маргарита добивается своего и навечно остается в компании своего Мастера.

Вот такая любовь, как описана в книге, пожалуй, сейчас не встречается. Именно она и вызывает особые эмоции. Ведь на данный момент вряд ли получится найти человека, который бы смог пойти на такие же жертвы и поступки, как Маргарита, лишь бы быть рядом со своим возлюбленным.

Сочинение по роману Мастер и Маргарита

В одном сочинении на тему Мастер и Маргарита попросту невозможно описать все те впечатления, которые вызвал во мне это восхитительный роман. В нем невероятный интерес вызывает абсолютно все.

Все события разворачиваются вокруг главных персонажей – Мастера и Маргариты. Они невероятно сильно любят друг друга, и несмотря ни на что хотят быть вместе. Мастер при этом является писателем, который написал роман о Понтии Пилате. Это судья, которому пришлось выносить приговор самому Иешуа. За счет же того, что Мастер в своем романе затронул именно религиозную тему, печатать его в сталинское время отказывались.

Булгаков удивительным образом высмеивает те порядки и нравы, которые были характерны для того периода. Люди верили в чудеса, показываемые Воландом, но при этом жили без веры в сердце. Они с радостью переодевались в предоставленные им наряды, бросались за летящими в зал деньгами, а в итоге оказались без всего.

Особый же интерес у меня вызвали такие персонажи, как кот Бегемот и Коровьев. Действительно, они личности весьма незаурядные. Отдельного же внимания заслуживает при этом кот, сам ездящий на общественном транспорте с примусом и при употреблении пищи использующий вилку. Увидеть такое зрелище в реальности попросту невозможно. Зато у Булгакова изобразить это получилось идеально.

Именно демоническая тема в сочинении по роману Мастер и Маргарита, заслуживает особого внимания. Через образы нечисти автор смог передать немало интересной информации. Например, во время беседы с Бездомным и Берлиозом Воланд насмехается над своими собеседниками. Ведь те абсолютно точно ему рассказывают, чем будут заниматься вечером. Одна лишь фраза при этом меняет дальнейший ход событий, а именно «Аннушка уже разлила масло». Действительно ведь, никто из нас достоверно не знает, какие сюрпризы нам готовит судьба. А в произведении Булгакова таких «сюрпризов» невероятно много. Поэтому читать его безумно интересно. Ведь это поистине захватывающий и неординарный роман, который даже сейчас продолжает оставаться актуальным.

Сочинение Мастер и Маргарита 11 класс

В своем сочинении рассуждении Мастер и Маргарита я хочу затронуть одну из самых сложных тем, для осознания которой мне пришлось прочитать роман далеко не один раз. Речь пойдет о романе Мастера, в котором рассказывается о Понтии Пилате.

Это уже пожилой человек, вынужденный судить других людей и выносить им приговоры. Он мучается от головных болей и не расстается со своим псом. Только лишь верный питомец может немного утолить его боль, когда суровый судья поглаживает собаку.

К нему на суд попадает Иешуа. Это сын Божий, праведный, честный и добрый человек. Стоит отметить, что именно добрым человеком он и называет Понтия Пилата, несмотря на его профессию и явную суровость. Он говорит, что все без исключения люди добрые.

Общение Понтия Пилата и Иешуа вызывает бурю эмоций. Видно, что даже сам судья становится благосклонным к подсудимому, видит в нем приятного собеседника и весьма образованного человека. Правда, судья все равно выносит ему суровый приговор, и Иешуа распяли на кресте.

Из всего сказанного становится ясно, что в романе присутствуют явные религиозные мотивы. Они просматриваются и во многих других моментах. Например, встреча добра и зла, на которой решается дальнейшая судьба Мастера и Маргариты. Их души не слишком чисты, чтобы попасть в рай, но и не столь запятнаны, чтобы оказаться в аду. Поэтому их обрекают на вечный покой. По сути, им другого то и не нужно. Ведь там они смогут быть все время вместе и никто не помешает их общему счастью. На этом мне бы и хотелось закончить свое сочинение по литературе Мастер и Маргарита.

Мастер и Маргарита сочинение ЕГЭ

Начиная писать сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита хочется сказать прежде всего о том, что его прочтение далось мне довольно сложно. Уж слишком много здесь сюжетных линий и скрытых подтекстов. Да и мистикой при этом все невероятно окутано. Поэтому подобрать аргументы к сочинению Мастер и Маргарита было также тяжело.

В этом романе затрагиваются сразу три основные темы. Показывается земная жизнь, религиозная часть, и наконец демоническая. Автор показал обычных людей, которые жили в сталинское время, познакомил читателя как с главными, так и второстепенными персонажами. У каждого из них есть свои убеждения, не всегда верные. Также через роман Мастер и Маргарита Булгаков показал суд над Иешуа. Самой же интересной частью произведения, по моему мнению, является демоническая. Чего только стоит показанное Воландом представление. Что уж говорить об устраиваемом им бале.

На нем больше всего мне запомнился момент с Фридой. Она задушила своего ребенка платком и после этого платок у нее оказывался вновь и вновь. Маргарите стало ее настолько жаль, что она даже готова была отказаться от своего желания, лишь бы прекратить страдания Фриды. Благо, Воланд в тот момент оказался снисходительным и выполнил просьбу королевы бала, не лишив главной цели.

У каждого из гостей на балу была своя, уникальная история. Немало из них ужасали, пугали Маргариту, но она стойко выдержала испытания и за это была вознаграждена. Она вновь воссоединилась со своим возлюбленным. Теперь уже ничто не сможет помешать их счастью. Они навеки останутся вместе. На столь положительной ноте, пожалуй, я закончу сочинение по Булгакову Мастер и Маргарита.

Мастер и Маргарита мини сочинение

В своем Мини сочинении Мастер и Маргарита расскажу о самых запоминающихся персонажах этого произведения. Для меня такими стали именно представители нечисти. Среди них Воланд, кот Бегемот и Коровьев. Первый из них невероятно уверен в себе, рассудителен. Это дьявол, которому нравится наказывать людей за их же пороки. Он высмеивает каждого из персонажей, озвучивает их недостатки.

Кот Бегемот и Коровьев – та еще парочка. Они ходят по ресторанам, морочат людям головы, но всегда остаются в выигрыше. Поймать их, и тем более наказать — не удается.

Также мое внимание привлекла Маргарита. Это отчаянная женщина, которая ради своего любимого готова даже на самые безумные поступки. Она нагишом летает на метле, заключает договор с дьяволом, становится королевой на его балу и принимает всех гостей, невзирая на то, что они вызывают у нее явное отвращение.

Весь роман поделен на несколько отдельных частей, но при этом все равно является единым целым. Все сюжетные линии искусно переплетены между собой и при прочтении произведения буквально захватывает дух.

Рассмотрев примеры сочинений Мастер и Маргарита, можно выбрать для себя подходящую тему и приступать к работе. Справиться при этом с ней будет намного легче. Главное, не забыть высказать собственное мнение по поводу романа.

Тема лекции:

«Любовь и судьба Мастера.

Образ Маргариты в романе М.А.
Булгакова «Мастер и Маргарита»

Работу выполнила:

Анистратенко Людмила
Александровна,

преподаватель русского языка
и литературы

г. Светлоград, 2021г.

Любовь и судьба Мастера.

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»

Цель: рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова, тройственный образ      Маргариты
в романе.

Задачи :

1.     
выяснить авторскую позицию по отношению к главным
героям произведения – Мастеру и Маргарите;

2.     
светлый образ Маргариты в романе;

3.     
выявить переплетение в произведении любви и судьбы
героев;

4.     
продолжить формирование умения анализировать текст,
аргументированно доказывать собственное мнение;

5.     
развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

6.     
воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви,

          воспитывать
художественный вкус.

Тип урока: урок-беседа, лекция – рассуждение.

Методические приёмы: работа с текстом, беседа по
вопросам.

Оборудование: презентация преподавателя,
ноутбук, проектор, учебники, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”,
раздаточный материал, репродукции картин
.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

М.А.  Булгаков.

Ход лекции.

1.     
Организационный момент.

2.     
Введение в тему.

    Фрагмент из
кинофильма «Мастер и Маргарита» — первая встреча Мастера и Маргариты.

— Из какого художественного
произведения вы просмотрели фрагмент?

-Кто является
автором произведения?

       Роман
«Мастер и Маргарита» по праву считается вершиной творчества М. А. Булгакова.
Это произведение уникально хотя бы потому, что пока ни один критик до конца не
раскрыл его подлинный творческий замысел. «Мастер и Маргарита» — один из самых
загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются
исследователи. (Слайд 1)

     Давайте
прочитаем эпиграф к нашей лекции:

«За мной,
читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да
отрежут лгуну его гнусный язык. За мной. Мой читатель, и только за мной, и я
покажу тебе такую любовь!» (19 глава)- (Слайд 2)

3.     
Сообщение темы и цели.

     Сегодня речь пойдет
о любви, о Мастере и той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге
сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Да, действительно, они из романа М.А.
Булгакова «Мастер и Маргарита», одной из ведущих тем которого является тема
любви и судьбы между главными героями: Мастером и Маргаритой. –

    -Какие цели мы
поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 3)

Чтобы убедиться,
что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные
пары, известные по произведениям русской классики.

Мы еще вернемся к этому
вопросу в конце лекции, а пока «Мастер и Маргарита».

· 
Евгений Онегин и Татьяна;

· 
Ленский и Ольга;

· 
Болконский и Ростова;

· 
Безухов и Ростова;

· 
Булгаков и Елена Шиловская

· 
Раскольников и С. Мармеладова

· 
Илья Обломов и Ольга Ильинская

· 
Евгений Базаров и Анна Одинцова и т.д. (Слайд 4)

4.     
Изучение темы.

а) Как вошла
Маргарита в жизнь Мастера.

    Маргариту часто
считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века».

-Как Маргарита
вошла в жизнь Мастера?

-Какую цветовую
гамму использовал автор?

-Кто из писателей большое
внимание уделял цвету?

(Сообщение
студента – характеристика желтого цвета)

   Действительно,
Булгаков использует традиции предшественников.

  Герой
произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший    цвет. Но словно под
гипнозом, он следует за желтым знаком.

— Что вносит в
описание такая цветовая гамма?

     Цветовая
гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма,
которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед
нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу
обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

 -Кто же такая эта
Маргарита?

-Что мы узнаем из
ее предыстории?

Любовь Мастера и
Маргариты была не с первого взгляда, но в последствии настоящей и вечной! И
среди многочисленных пороков общества именно любовь – это светлая единственная
сторона темного общества. Этой любви трудно выжить в грязном мире и без
покровителей ей не прожить, и у нее они есть – свита Волонда.

б) Характеристика
Маргариты.
(Слайд 5)

       Маргарита
Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.

Замужем, но
бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк
в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей
нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена
интересными людьми.

— Боги, боги мои!
Что же нужно было этой женщине!.. — восклицает автор.

-Она испытывала
потребность любить?

 Маргарита
Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что
он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу.

Испытывала потребность
любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не
виданное одиночество»

Как ваше отчество?

Я – одиночество…

 — Одиночество? Была
одинока?!  А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж,
который обожал ее?

    По-видимому,
М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у
нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу.

Внешне ОНА: благополучная,
богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.

Она призналась
Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и
что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была
пуста”.

Мы понимаем, что
Маргарита называется Булгаковым женщиной цвета луны не случайно, а по
назначению.

image001image002Луна-это

image003

               мистика (ведьма)     реальное(возлюбленная)    возвышенное(королева)

в) Задание для
групп 3 (группы)

Образ,
характеристика, описание внешности и характера в цитатах из произведения.

1.     
Полное имя героини
Маргарита Николаевна. Фамилия героини не указана в романе: «…Возлюбленную
его звали Маргаритою Николаевной…»

Возраст
Маргариты
— 30 лет: «

…Бездетная
тридцатилетняя Маргарита…»

 Маргарита —
красивая женщина:

«…меня
поразила не столько ее красота…»

 «…Она была
красива и умна…»

«…привлеченный
ее красотою и одиночеством…»

 «…Какая
красивая…»

2.     
О внешности Маргариты известно следущее:

«…на черном
ее весеннем пальто…»

 «…свою
руку в черной перчатке с раструбом…»

 «…туфли с
черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…»

«…развившуюся
прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…»

«…короткие
завитые волосы…»

 «…парикмахерская
завивка…»

«…черная
сумочка лежала рядом с нею на скамейке…»

 «…кусая
белыми зубами мясо, Маргарита…»

 «…тонкие с
остро отточенными ногтями пальцы…»

«…Ощипанные
по краям в ниточку пинцетом брови…»

3.     
Маргарита хорошо одевается:

 «…мужчина
покосился на хорошо одетую женщину…»

У Маргариты
один глаз косит:
«…женщине, в глазах которой всегда
горел какой‑то непонятный огонечек…» «…косящей на один глаз
ведьме…»

 У Маргариты
низкий голос:
«…прозвучал ее голос, низкий довольно‑таки, но со
срывами.

г) Работа с
произведением Ивана Тургенев — «Путь к любви».
(Слайд
11)

  Ребята, вспомните
стихотворение в прозе Ивана Тургенев — «Путь к любви». Перед вами распечатки со
стихотворением. (Чтение стихотворения)  

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все:
ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение.

Да, все чувства… исключая одного: благодарности.

Благодарность — долг; всякий честный человек плотит свои долги…
но любовь — не деньги.

-О чем это
стихотворение?

-Была ли любовь у
Маргариты к мужу?

-Какое чувство
было к мужу у Маргариты?

    Все чувства
могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие,
благоговение, дружба, страх, — даже презрение. Да, все чувства… исключая
одного: благодарности.

  
Благодарность —
долг; всякий честной человек плотит
свои долги… но любовь — не деньги.

 По-видимому, так
же сложилась судьба Маргариты Николаевны.

Внешне благополучная,
богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она
призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее
нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее
была пуста”.

Булгаков рассказывает
о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.

Историю Мастера и
Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.

д) Прототипы Маргариты
в произведении «Мастер и Маргарита»
(Слайд 6)

-Кто же послужил
прототипом Маргариты Николаевны?

    Но прототипом «королевы
Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного
сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь
Маргариты с двумя французскими королевами — Маргарита Наваррская и Маргарита
Валуа (Мария Медичи). Первая — та самая «Королева Марго», жена Генриха IV,
свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие
упоминается по дороге на Великий бал Сатаны.      

Воспетая гением
Александра Дюма-отца королева не оставила потомства, поэтому Булгаков ввел в
образ героини черты Маргариты Наваррской (1492 – 1549) – автора знаменитого
сборника новелл «Гептамерон» (1559). И Маргарита из драмы Гёте
«Фауст». Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах. Но главный прототип
Маргариты — третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская.

Сообщение учащегося
о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде, чем стать супругой Булгакова была
женой крупного военачальника…

Кстати, главная
героиня экранизированного произведения «Мастер и Маргарита» Анна Ковальчук
имеет внешнее сходство с Еленой Сергеевной Шиловской.  

                     
Три лучших экранизации романа.

·        
«Мастер и Маргарита», Польша, 1989 (Роль Маргариты
исполняет Анна Дымна, режиссер: Мацей Войтышко.)

·        
«Мастер и Маргарит», Россия, 1994 (Режиссёр –Юрий
Кара. Роль Маргариты исполняет Анастасия Вертинская)

·        
«Мастер и Маргарита», Россия, 2005 (Режиссёр –
Владимир Бортко, Роль Маргариты исполнила Анна Ковальчук)

Значит, чтобы так
описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

(Сообщение о Елене
Сергеевне Шиловской)

5. Практическая
часть.

а) Путь к
любви.
(Слайд 7)

Подруга.

-Как изменилась
жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

Она приходила в
подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше)
и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его,
сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого
романа.

Одиночество кончилось.
Она стала подругой Мастера. Маргарита стала надежной подругой не только в дни
вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела,
побледнела, перестала смеяться. Она винит себя во всём, что случилось с Мастером,
так как она внушила ему веру в успех его романа. Но всеми действиями показывала
решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти
от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним.

Итак, возлюбленная
по Булгакову – это подруга.

-Но только ли
подруга?

Ведьма. (Слайд 8)

   Ведьмой её нетрудно
представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, если задеть её за
живое, да и королевой чувствует себя почти каждая особа женского пола.

-Вспомните, на что
идет Маргарита ради спасения Мастера?

Становится
ведьмой, продав душу дьяволу

Значит,
возлюбленная, по мнению Булгакова, это и ведьма.

-Какие детали
указывают на это?

Маргарита слегка
косит, что свойственно юным ведьмам.

— Попытайтесь
охарактеризовать разговор героев, опираясь на текст романа и просмотренный
эпизод.

— О чём этот разговор?
(Высказывание учащихся)

— Можно ли по
этому разговору догадаться о силе вспыхнувшего чувства, о том, что Маргарита
продаст душу дьяволу ради любимого? (Высказывание учащихся)

— И, тем не менее,
в главе есть такие строки, которые говорят о роковой любви, предопределённой
самой судьбой. Найдите их и прочитайте. (гл.13, с. 133 «Любовь выскочила перед нами…
Так поражает финский нож!»)  (Слайд 18)

-Проследим, как
развивалось это роковое чувство? Обратимся к рассказу Мастера.

(гл.13 «Она приходила…я
шёл ей открывать» «…в первые дни своей

связи… созданы
друг для друга навек»)

— В этом описании
много важных деталей. На какие же детали обращает наше внимание писатель?

(эмоциональное
состояние; туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными
пряжками).

-О чём говорит эта
деталь? Только ли о том, что он запомнил эти туфли? Или ещё о чём-то? (Туфли
дорогие.) (Влюблённый замечает и помнит всё, что связано с любимой женщиной.

— Найдите ещё
детали, которые говорят о благосостоянии Маргариты.

(Чёрный шёлк).

— А может она на
последние деньги купила туфли, шёлковое платье?

 -Где и как у
Булгакова об этом сказано?

(гл.19. Многие
женщины всё что угодно отдали бы за то, чтобы променять

свою жизнь на
жизнь М.Н. …Маргарита Николаевна никогда не

нуждалась…)

— А есть ли
детали, говорящие о нищете жилища Мастера (две комнаты в подвале особнячка,
красная потёртая мебель, закопченный потолок, печка)

 -Детали контрастные:
дама в дорогих туфлях спускается в бедный подвал.

Художественный
пересказ отрывка «Погром в квартире Латунского»

   — Как ведет
себя Маргарита в этом эпизоде?

    (В ней
просыпается ярость, она мстит.)

Вывод:

настоящей ведьмой
Маргарита стала ради встречи с Мастером. И при этом, она становится милосердной
при виде испуганного ребенка. Также по Булгакову возлюбленная – это королева,
ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. Королевой Маргарита была для
Мастера, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.
(Слайд 19)

Королева. (Слайд 9)

 Посмотрим на
Маргариту в роли королевы. Такой ее увидел режиссер В.В. Бортко.

    — Вспомните,
что в переводе с латинского обозначает Маргарита?

    Жемчужина. Много
лет она лежала на дне, где царит…тьма, а ей нужен …свет.

-Но, чтобы его увидеть,
она должна… пройти определённый путь — Путь лабиринта

-Какая связь между
Воландом и лабиринтом?

 Он подвергнет её испытаниям.

-Любой лабиринт
имеет вход и прежде, чем войти в него нужно переступить… порог.

-Порог… Это
граница. Граница между тьмой и светом. Известным и неизвестным.

Его порог должна
переступить Маргарита, которая будет блуждать, но обязательно должна найти
выход

-Если исходить из
определения, что такое «лабиринт», что должна будет преодолеть Маргарита?

· 
Найти дорогу;                                    

· 
Пройти испытания;                   

· 
Преодолеть испытания          

-Давайте отправимся
в путь вместе с Маргаритой, чтобы раскрыть тайну…Как вы думаете какую…?  Тайну
её души.

 (Просмотр видеофрагмента
«Маргарита на балу у Воланда»)-
(Слайд 10)

В этих эпизодах мы
увидели Анну Ковальчук в роли Маргариты.

   Главная задача
Маргариты всех одарить вниманием и любовью.   «Если кто-нибудь не
понравился…нужно полюбить его, полюбить, королева».  

Эти слова
Коровьева перекликаются со словами Иешуа: «Все люди добры». Снова становится
очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости
Маргариты- великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты
ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания
Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно
забывает о награде.

«Только бы выбраться
отсюда- думает Маргарита, — а там дойду до реки и утоплюсь». Когда же наконец
Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает:
«Я очень повеселилась на балу, так что, если бы он продолжался еще, я охотно бы
подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц».
 (Слайд 10)

И наконец, когда
ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду. И это тоже
по-королевски, сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо
надежду.

Итак, Воланд не
ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул. В сцене бала реализуется
одна из главных мыслей романа: страдание очищают человека, и всякий, в ком
проснулось раскаянье, заслуживает прощения. И когда, наконец, князь тьмы готов
выполнить ее сокровенное желание, она нем просит, а приказывает, как королева.
«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!» Так кто же
сильнее в любви из двух возлюбленных?

Ради возлюбленного
Маргарита идет даже против Бога, хотя в последствии и заслуживает прощение от его
– даруется вечный покой, а не ад.

 Итак, образ Маргариты
складывается из трех составляющих.

МАРГАРИТА

                                     
подруга              ведьма        королева

 Это подруга, ведьма и королева одновременно.

Именно Маргарита
спасает не только Мастера, но и его творение – рукопись книги.

Сатана не мог не
восхищаться и не оценить Маргариту.

Воланд решает
щедро наградить героиню за ее преданность и верность.

Лишь благодаря
Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем
произведении фразу: «Рукописи не горят!»

Такой ее видел
Булгаков.

б) Творческое
задание.

· 
Портрет Маргариты.

А я предлагаю вам
посмотреть на Маргариту в живописи (домашнее задание)

   Портрет
Маргариты. Как представлен образ Маргариты в живописи.

 Какие работы вам
понравились?

· 
Инсценированное сокращенного фрагмента

Инсценированное сокращенного
фрагмента   на современный лад

Учитель: Ваши одноклассники
помогут вам в этом.

Автор: Она шла по
Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает,
как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень
отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы!
Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное,
никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому
желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…

И вообразите,
внезапно заговорила она.

Маргарита:
Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы
вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я
люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы
люблю.

Автор: Тут я
пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои
цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она,
усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

-Вернемся к нашему
уроку. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли
среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

Ярославна – в ней
есть что-то от ведьмы, она заклинает силы природы; Маша Миронова- в ней смелость,
решительность и самоотверженность; Сонечка Мармеладова – последовала за
возлюбленным нам каторгу и спасла его душу.

Безусловно, в
русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной
любви, но булгаковская пара познала все леденящий душу страх и психиатрическую
больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь,
таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает
мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За
мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»  

6. Подведение итогов.

Что воплощает в романе Маргарита?

 (Абсолютную
любовь, идеал, стоящий выше всего, — даже выше христианского идеала спасения
души.)

Настоящая любовь
всегда жертвенна. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько
пишут поэты. Настоящей любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у
болезни любимых, спасают от смерти.

— Как вы считаете,
возможна ли в наши дни такая любовь?

(Мнения учащихся)

   Мастер и
Маргарита вместе. Им дарован покой, а не тьма.

Дарован покой и
Булгакову- мастер, Елене Сергеевне- Маргарита.

 Роман настолько
автобиографичен, что Елена Сергеевна для себя писала в своем дневнике: «Я люблю
роман бесконечно».

   Последнее, что
слышал угасающий Мастер, это клятву жены:

«Я даю тебе честное
слово, что я перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать».

А он ответил:
«Чтобы знали, чтобы знали». Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга,
на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков.

Часто, делясь
воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Если
многие считают, что у меня была трагическая жизнь, я отвечу — нет: это была
самая светлая жизнь, какую может выбрать себе самая счастливая. Счастливее
женщины, какой я тогда была, не было». (Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.
«Советский писатель». 1988. с.390) – ВОТ ОНА – НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ.

а) Близ-опрос
по произведению «Мастер и Маргарита»

·   
Что было в руках у Маргариты в тот момент, когда её
увидел Мастер?

(отвратительные
желтые цветы)

·   
Какие первые слова сказала Маргарита Мастеру?

(нравятся ли вам
мои цветы)

·   
Какого цвета было на Маргарите пальто, когда она
впервые увидела Маргариту?

(черное)

·   
Что больше всего поразило Мастера в момент первой
встречи с Маргаритой?

(одиночество в
глазах)

·   
Какие цветы любил Мастер?

(розы)

·   
Чем больше всего гордился Мастер в своей квартире?

(раковиной с водой)

·   
Кем был Мастер по образованию?

 (историк)

·   
Почему Маргарита в тот день вышла с желтыми
цветами?

(чтобы он её нашел,
иначе она бы отравилась, потому что жизнь её была пуста)

·   
Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

(5 языков:
английский, немецкий, латынь, греческий)

·   
Какое событие изменило жизнь Мастера?

(он выиграл
100тысяч рублей)

·   
Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на
скамейке в Александровском саду, решила её дальнейшую судьбу?

(«Ах, право,
дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет)

·   
Как Мастер называл время работы над романом?

(«золотым веком)

7.     
Обобщение по теме.

     Трудно, наверное,
поспорить с тем, что для настоящей любви быт – не помеха. Быт в любви – не
главное. Ей даже нравилось готовить, вытирать пыль. Ведь все более чем
прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности
быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых
неблагоприятных, говорит большая литература. Ведь истинная ценность любви
неизмеримо выше бытовой стороны нашей жизни.

Есть книги, к
которым невольно возвращаешься… И даже не важно, понравилось тебе произведение
или нет, только что перевернул последнюю страницу или много лет назад. Главное,
что в ней есть что-то особенное. Одна из таких книг – бессмертный роман Михаила
Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

В России нет,
пожалуй, ни одного человека, который с 1966 года, когда это произведение
впервые увидело свет спустя 26 лет после смерти своего создателя, не прочел бы
это творение. Первому из читателей своего вечного романа, пришедшему на могилу
автора, Булгаков завещал половину гонорара. И одному из московских журналистов
вдова писателя, Елена Сергеевна, прямо на кладбище вручила пухлый конверт с
деньгами…

     Хочу закончить
лекцию цитатой из романа «Мастер и Маргарита»

«… тот, кто
любит, должен разделять участь того, кого он любит»- и это прекрасно.

(Слайд 11)

Наш лекция подошел
к концу, желаю вам такой любви, которая бы приносила только радость!

-Как вы думаете,
мы выполнили задачу, которую ставили в начале урока?

Музыка из экранизации
фильма «Мастер и Маргарита»

Музыка из
кинофильма «Мастер и Маргарита» — Sator arepo tenet opera rotas.

8.     
Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение,
ответить на вопрос

 «Возможна ли такая
«настоящая», верная, вечная любовь в наше время»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Роман с
ведьмой. История любви Елены и Михаила Булгаковых.

У Михаила Булгакова
было много любопытных привычек. Одна из них — наблюдать за людьми. Для этого он
любил ходить в рестораны. Там писатель находил интересного для себя человека и
разглядывая его, пытался понять, что тот из себя представляет, и чем занимается
в обычной жизни. У окружающих создавалось впечатление, что Булгаков видит
незнакомцев насквозь. Когда Михаил Афанасьевич впервые встретил Елену
Шиловскую, то точно так же с первого взгляда понял, что перед ним не просто женщина,
а его судьба. 4 октября 1932 года они стали законными супругами, однако свое
счастье паре пришлось построить на несчастье других.

Смертная
тоска

     Елена
Булгакова, в девичестве Нюренберг, принадлежала к той редкой породе женщин,
которые становятся центром внимания, где бы они ни появлялись. Однако несмотря
на все свои достоинства, изящная, умная и образованная девушка до 25 лет
находилась в статусе незамужней дамы. Когда Елене было всего девятнадцать, к
ней посватался поручик Бокшанский, Нюренберг уговорила его жениться на своей
старшей сестре Ольге, лишь 1918 году «искусная сваха» сама стала женой. С
военным офицером Юрием Неёловым она познакомилась на похоронах его отца,
известного актера Мамонта Дальского. Юрий поведал своей новой знакомой трагичную
и ужасную историю гибели артиста — мужчина упал под колеса трамвая. Позже этот
эпизод появится на страницах «Мастера и Маргариты». А сама Елена станет
прототипом главной героини знаменитого романа.

      В конце 1918
года Неёлов и Нюренберг поженились, но этот брак длился всего несколько лет и затрещал
по швам, когда Юрий поступил в 16-ю армию, где обязанности начальника штаба
исполнял Евгений Шиловский. Последний хоть и был человеком чести, однако в
делах любовных дал слабину: закрыл глаза на принципы и увел Елену Сергеевну из
семьи. Пара расписалась 1921 году, в этом же году на свет появился их старший
сын Евгений, а спустя пять лет младший — Сергей. Увы, Шиловскую не радовал ни
любящий муж, ни дети, ни достаток. Она часто писала письма своей сестре, где
рассказывала о переживаниях, душевных муках и банальной скуке. Супруг почти все
время был на работе, мальчиками занималась няня, хозяйство вела домработница, а
Елена откровенно не знала, чем себя развлечь. Тихая семейная жизнь и светские
развлечения сводили ее с ума.

Мака и
Любан

    До встречи с
Еленой Михаил Афанасьевич был женат дважды. Его первой избранницей стала
Татьяна Лаппа. Девушка готова была родить ему наследника, однако писатель
оказался не готов к отцовству и настоял на аборте. К сожалению, прерванной
беременностью жертвы ради мужа не ограничились. Татьяна прошла вместе с ним непростой
путь: период, когда он работал военным врачом, время зависимости от морфия и
невероятной бедности. В апреле 1924 года супруги развелись, поскольку писатель
поддался новой страсти в лице Любови Белозерской.

     Со своей второй
женой Михаил Афанасьевич познакомился в особняке в Денежном переулке, где
проходила встреча «сменовеховцев» с журналистами и писателями. Булгаков был
одет сдержанно, но на его ногах красовались лакированные ботинки с ярко-желтым
верхом, Белозерская прозвала их «цыплячьими» и заявила об этом при знакомстве с
писателем. На что тот ответил: «Если бы нарядная и надушенная дама знала, с
каким трудом мне эти ботинки достались, она бы не смеялась». Тогда Любовь
поняла, что этого с виду строгого и сильного мужчину легко обидеть.

Михаил
Булгаков.

     Трижды женат.
Кого любил и бросал Михаил Булгаков

Вторая встреча «надушенной
дамы» и Михаила Афанасьевича состоялась абсолютно случайно на улице. В короткой
беседе Белозерская рассказала ему, что находится в стадии развода и переехала к
родственникам. Она дала свой новый адрес писателю, и с тех пор он стал часто
заходить к ней в гости, а однажды сделал предложение руки и сердца.
Поженившись, они скитались по съемным комнатам, пока наконец-то не обосновались
на Большой Пироговской, в особняке купцов Решетниковых. Булгаков называл жену
Любаня, Любинька и дорогой Любан, а она его Мака. Прозвище писатель придумал
себе сам, вспомнив однажды детское стихотворение про злую обезьяну, у которой
было три сына: Мика, Мака и Микуха. «Любаня», как и ее предшественница,
помогала своему гению творить, однако постепенно чувства между супругами стали
угасать (не без помощи Елены Шиловской). В октябре 1932 году они приняли
решение расстаться.

Ведьма!

     Елена Шиловская
начала интересоваться Булгаковым, прочитав «Роковые яйца» и «Белую гвардию». В
феврале 1929 года на масленичную неделю знакомые позвали ее на блины. Идти она
не хотела, но увидев список приглашенных, среди которых стояло имя писателя,
поменяла свое мнение. Там они и встретились. Позднее Шиловская признавалась,
что для нее это была необычайно «быстрая любовь на всю жизнь». Чувства
оказались взаимны, хотя первое время новоиспеченные знакомые пытались просто
дружить. Однажды, получив небольшой аванс, Михаил Афанасьевич позвал Елену Сергеевну
выпить с ним по кружке пива, из закуски было только сваренное яйцо. Уже тогда
Елена понимала, что рядом с этим человеком ее ждет совсем другая жизнь, о
соболях, французских духах и бутербродах с икрой придется забыть. Но это совсем
не пугало Шиловскую, ей было интересно и весело. Булгаков любил розыгрыши и
умел пошутить.

     От Садовой до
«Голгофы». Юмор и мистика булгаковских мест Москвы

Спустя три месяца
после знакомства Михаил Афанасьевич впервые рассказал Елене о своей задумке написать
роман «Мастер и Маргарита». Дело было на Патриарших прудах. Познакомив
Шиловскую с сюжетом, он повел ее в какую-то странную квартиру. А на все вопросы
таинственно отвечал, приложив палец к губам: «Тссс». Там их встретили старик и
молодой человек. Вместе с этой компанией влюбленные сидели у камина за шикарно
накрытым столом, и вдруг пожилой мужчина обратился к Елене Сергеевне: «Можно
вас поцеловать?» Та согласилась, он поцеловал, а потом заявил: «Ведьма».
Булгаков лишь воскликнул: «Как он угадал!»

     Разрыв с Шиловским
дался Елене Сергеевне нелегко. Муж был благородным человеком и безумно ее
любил. Какое-то время она даже хотела отказаться от связи с Булгаковым,
пообещав, что не примет от него ни одного письма, не подойдет к телефону, если
он будет звонить, и не выйдет на улицу в одиночестве, чтобы случайно с ним не
встретиться. Разлука длилась долгих 20 месяцев. Но когда они вновь столкнулись
друг с другом, писатель сказал ей: «Я не могу без тебя жить». А потом добавил:
«Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Елена поклялась выполнить
просьбу, хотя в тот момент она казалась ей преждевременной и далекой от
реальности — Булгакову тогда не было и сорока. В тот же день Шиловская
попросила мужа отпустить ее.

Последняя
воля

    Спустя несколько
лет после клятвы, которую Шиловская дала супругу, он то и дело напоминал о ней.
А в 1939 стал поднимать тему своей смерти в компании друзей, правда, в комичной
манере: «Ну, вот пришел мой последний год» или «Да, вам всем хорошо, вы будете
жить, а я скоро умру». Обычно все собравшиеся воспринимали это как шутку, в то
время писатель выглядел здоровым и полным сил. Но именно в 1939 году Булгаков
действительно заболел нефросклерозом. Естественно, как врач он прекрасно
понимал, какой финал его ожидает, к тому же лучшие доктора Москвы подтверждали
его опасения. Однако супруга после очередного визита какого-нибудь светила
медицины пыталась успокоить мужа и внушить ему надежду, что он сможет победить
болезнь, поскольку Булгаков очень любил жизнь и не хотел умирать. Будучи больным
человеком, писатель диктовал Шиловской и правил вместе с ней «Мастера и
Маргариту».

    Адреса Мастера
и Маргариты: зачем Юрий Кара «переселял» героев Булгакова?

В конце болезни
Михаил Афанасьевич почти потерял способность говорить. За несколько дней до
смерти, когда Елена Сергеевна сидела у изголовья его кровати, супруг дал
понять, что ему что-то нужно. Она предложила лекарство, воду, а потом
догадалась, что муж просит «Мастера и Маргариту». Когда они поняли друг друга,
Михаил Афанасьевич очень обрадовался и с большим трудом произнес еле понятное:
«Чтобы знали, чтобы знали». Шиловская сделала все, чтобы это и другие ранее
неизданные произведения мужа увидели свет. Уже после смерти Булгакова она
писала лично Сталину, но тогда это не помогло сдвинуть дело с мертвой точки.
Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь с седьмой попытки вдовы. Она ликовала,
потому что боялась умереть, не исполнив желание мужа. Своего супруга Елена
Булгакова пережила на 30 лет и была похоронена рядом с ним на Новодевичьем кладбище.

    Камень с
могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова

Надгробный камень
на могиле Михаила Афанасьевича Булгакова и Елены Сергеевны Булгаковой.
Новодевичье кладбище.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     
https://www.literaturus.ru/2015/12/Margarita-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html

2.     
https://fb.ru/article/174955/istoriya-lyubvi-mastera-i-margarityi-v-romane-bulgakova

3.     
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. —
М., 1988.

4.     
      Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и
Маргарита»: Очерк творческой истории. — М., 1991.

5.     
      Соколов Борис. Энциклопедия булгаковская. —
М., 1997.

6.     
Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь…»: По
роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова // Литература в школе. — 2002. — №7.
— с.28-31.

7.     
Соколов Б.В. Роман Булгакова М.А. «Мастер и
Маргарита»: Очерки творческой истории. — М.: Наука, 1991. — 175с.

8.     
Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами
жизни Михаила Булгакова. // Новый мир. — 1997. — №10. — с.177.

9.     
Маранцман В.Г. проблемный анализ романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». 11 класс// Литература в школе. – 2002 г. о – п №5. – с.
40-42. – № 7. – с. 23-27. – 2003 г. – № 1. – с. 27-32

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.
(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27) – Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31)- Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32)- Раз один – то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! (34)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат.
(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, – это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, – это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
(По М.А. Булгакову.)
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
Комментарий педагога:
Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
Исходный текст для написания сочинения:
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
No related posts.

Сочинение по тексту З. Прилепина.
Что есть красота? Понятие ли отвлеченное, оторванное от реальности? Или же это какая-то конкретная вещь, которую можно использовать по мере необходимости? Именно этими вопросами озадачивает читателей известный писатель и  публицист З.Прилепин, поднимая проблему понимания человеком подлинной красоты.
Автор размышляет о положении красоты в мире, обращаясь к прошлому, когда это понятие охватывало прекрасные поступки, человечность, добро. Тогда, вообще, это считалось центром мироздания, к которому стремились страстные и честные сердца. Но в последнее время, с сожалением отмечает писатель, люди научились использовать красоту в качестве источника комфорта, сделали «служанкой», основное предназначение которой – скрасить пошлость и обыденность мира.
Автор выражает свою точку зрения однозначно: «Красота неконкретна. Ее нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости». Он считает, что царство имиджа, комфорта и гламура в современном мире мешает раскрыться истинной красоте.
С мнением писателя нельзя не согласиться. Действительно, сегодня многие материализуют прекрасное, делают доступным, а потом и вовсе перекраивают на свой лад, оставляя лишь «приклеенную улыбку и стеклянные глаза». А ведь этим человечество делает себя несчастным, умышленно отгораживаясь от подлинной красоты.
Истинно прекрасное рождает в душе человека чувство радости, окрыляет его, заставляет по-другому взглянуть на мир. Так, герой романа Дж. Лондона «Мартин Иден», встретив свою любовь, осознает, что красота людей, окружавших его ранее, была ложной. Мартин понимает, что ругань, спиртное, вызывающе одетые девушки – это вовсе не то, что могло бы быть привлекательным. Осмысливая это, герой начинает работать над собой, чтобы когда-нибудь достигнуть того самого центра мироздания.
А вот герой повести А. И. Куприна «Олеся» находит истинную красоту в загадочной девушке из лесной глуши, которая была неграмотной и необщительной, но уровень ее культуры несравним с культурой обычных деревенских жителей. Она искренна, чиста, добра, и в этом заключается ее прелесть,  красота, которая покорила героя и завоевала его сердце.
Таким образом, именно «красота спасет мир», а человек, в свою очередь, должен обожествлять ее и ценить, а никак не делать своей «служанкой». (305 слов)

  • Сочинение рассуждение по роману дубровский для 6 класса по литературе
  • Сочинение рассуждение по тексту астафьева последний поклон
  • Сочинение рассуждение по творчеству горького
  • Сочинение рассуждение по словам горького наша литература наша гордость
  • Сочинение рассуждение по роману отцы и дети 10 класс