Сочинение рассуждение по произведению отцы и дети

Базаров и его родители и.с. тургенев биография романыотцы и дети исторический фон дворяне кирсановы две дуэли лицо трагическое спутники базарова

Базаров и его родители

И.С. Тургенев
Биография
Романы
«Отцы и дети»
Исторический фон
Дворяне Кирсановы
Две дуэли
«Лицо трагическое»
Спутники Базарова
Родители Базарова
Смерть Базарова
Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова.
Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.
Вопрос
Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.
Ответ
«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный
сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
— Наконец пожаловал, — проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. — Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся.
Он стал обнимать сына… «Енюшка, Енюша», — раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой
кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло.
Только слышались ее прерывистые всхлипывания
». (Гл. XX)
«— Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, — с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
— Итак, вы полагаете… — начал он.
— Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
— Как… как это было? — едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.
— Вы хотите знать, как мы встретились?
— Да… и вообще…
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы — и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
— Вы меня совершенно осчастливили
, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я
не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия;
но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду
лишней копейки не взял, ей-богу!
— Он бескорыстный, честный человек, — заметил Аркадий.
— Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын
простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» — Голос старика перервался. (Гл. XXI)
Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.
Вопрос
Что же собой представляют эти люди?
Ответ
Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в
Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».
«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, — обратился он опять к Аркадию, — да-с, да-с; много я на своем веку видал
видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной-
то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело — сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень
почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)
«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, — начал он, — мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. — Он вздохнул. — Много,
много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
— За который ты получил Владимира? — подхватил Базаров. — Знаем, знаем… Кстати, отчего ты его не носишь?
— Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)
Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом
бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.
«— Сколько у твоего отца душ? — спросил вдруг Аркадий.
— Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
— И все двадцать две, — с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)
«— Здесь есть мужичок, он страдает иктером…
— То есть желтухой?
— Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней.
Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)
Вопрос
В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?
Ответ
«… я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.
Василий Иванович вытащил из кармана новый желтый фуляр, который успел захватить, бегая в Аркадиеву комнату, и продолжал, помахивая им по воздуху:
— Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом
случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
— Да; вот я вижу у тебя — «Друг здравия» на тысяча восемьсот пятьдесят пятый год, — заметил Базаров.
— Мне его по знакомству старый товарищ высылает, — поспешно проговорил Василий Иванович, — но мы, например, и о френологии имеем понятие, — прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и
указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырехугольники, — нам и Шенлейн не остался безызвестен, и Радемахер.
— А в Радемахера еще верят в *** губернии? — спросил Базаров.
Василий Иванович закашлял.
— В губернии… Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли. И в мое время какой-нибудь гуморалист Гоффман, какой-нибудь Броун с его витализмом
казались очень смешны, а ведь тоже гремели когда-то. Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут.
— Скажу тебе в утешение, — промолвил Базаров, — что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся». (Гл. XX)
Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых,
революционных мер.
* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.
Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.
«Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные
приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое
воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого
жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак
нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об
устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать — и строго постилась; спала десять часов в сутки — и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни
одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно
двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, — а
потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и
сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против
воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу — и уже не входила ни во что: она охала,
отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала
какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном… Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!» (Гл. XX)
Вопрос
Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?
Ответ
Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для
его воспитания…»
Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать
сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).
Вопрос
Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?
Ответ
«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?»
«Он будет знаменит!» (Гл. XXI).
Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей
известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.
Вопрос
Как же Базаров относится к родителям?
Ответ
Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге!
Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)
Вопрос
Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?
Ответ
При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с
крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.
Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью
итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного
мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.
Вопрос
Легко ли Базарову перенести такое положение?
Ответ
Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он
огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего».
Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться
лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.
Вопрос
Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?
Ответ
Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное
чувство».
«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.
Литература
Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160
К содержанию

(615 слов) Иван Сергеевич Тургенев — один из выдающихся русских писателей девятнадцатого века. В своих произведениях Тургенев поднимал важные политические и общественные проблемы. Иван Тургенев придерживался позиции либералов. Он поддерживал тех, кто всем сердцем ненавидел крепостное право. В своих произведениях писатель всячески стремился разобраться во всех изменениях, происходящих в его родной стране, а также понять, каковы закономерности и последствия этих изменений. Так, целая историческая эпоха великой и могучей России изображена в знаменитом романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия романа, в первую очередь, указывает на вечный конфликт между поколениями. Это и есть основная проблема романа. Но она вовсе не единственная, поэтому очень интересно разобраться в многообразии вопросов, поставленных автором.

Начнем с основной проблемы — противостояния эпох. «Отцы» — это олицетворение поколения, живущего мыслями прошлого, а «дети» представляют собой демократически настроенную молодёжь, которая считает своим основным предназначением уничтожить консервативные мысли и старые устои. Таким образом, Тургенев в своём романе показал борьбу двух мировоззрений: представителей старого поколения — консервативно настроенную дворянскую интеллигенцию — и представителей нового поколения — революционно-демократическую интеллигенцию без наследных привилегий. Проблема «отцов и детей» в произведении — это не только проблема семейных отношений. В первую очередь, это разногласия новых и старых взглядов, от которых зависит дальнейшее существование страны. 

Проблема нигилизма тоже является одной из главных в книге. Писатель в романе позволяет проследить читателю, как появляется новый тип человека, чем он отличается от старого типа. Представителям нового поколения присущи прогрессивные идеи, решительные и твёрдые взгляды и убеждения. Ведь они призваны разрушить старое. Ярким представителем нового прогрессивного поколения является Евгений Базаров. Он — «нигилист», отрицающий старые порядки. Антиподом Евгения Базарова является Павел Кирсанов. Это потомственный дворянин, типичный приверженец старого уклада жизни. Свой смысл жизни этот персонаж видит в следовании патриархальным законам. Евгений Базаров, приехав погостить к приятелю в его родовое гнездо, оказывается чужим в окружающей его обстановке. Ведь в произведении он является единственным настоящим представителем «нового» поколения. Нельзя увидеть в романе героя вместе с его товарищами и единомышленниками. На протяжении всего произведения Базаров пребывает во враждебной ему обстановке. Это говорит о том, что убеждения Евгения чужды большинству и самой России. Именно это он признал сам перед смертью в прощальной исповеди Анне Одинцовой.

Одна из главных мыслей «Отцов и детей» состоит в том, что у каждого есть право выбора, что важнее: просто наблюдать за происходящим и бездействовать или всеми силами бороться за новое, прогрессивное и светлое будущее. В своём произведении Тургенев остро поставил проблему нравственного выбора. Евгений не прав, но он хотя бы стремится сделать свою страну лучше, в отличие от многих консерваторов вроде Анны, которых волнует лишь собственный комфорт.

Проблема преемственности поколений — еще один важный вопрос, поставленный писателем. По мнению Тургенева, прошлое отрицать категорически нельзя. Ведь благодаря прошлому опыту строится будущее. Автор настаивает на необходимости преемственности поколений. Автор оставляет Евгения, отрицающего эту необходимость, несчастным и одиноким, так как он отрёкся от опыта предков. В то же время Тургенев в романе призывает осознанно воспринимать все перемены и не отрекаться от будущего. Павел Кирсанов представляет собой другую крайность — человека, который не принимал изменения и противился новому. Его финал тоже незавиден: он оказывается в одиночестве и дистанцируется от семьи брата, чтобы не мешать его счастью.

Также Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» не оставил без внимания и проблему вечных человеческих ценностей. Писателя всегда интересовали и волновали такие незаменимых категории, как: дружба, любовь, отношение к природе, к стране, великое искусство. Тургенев любил в своих произведениях проверять человека великими чувствами. Однако не все его герои оказались способными пройти данную проверку.  Примером этого может служить Евгений Базаров, который сломался под натиском чувства. 

Можно утверждать, что известный роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» имеет поучительную и воспитательную цель. Но в произведении Тургенев не высказывает своего мнения, а лишь подталкивает читателя к правильному и осознанному решению. В многообразии поставленных проблем каждый из нас должен разобраться сам и найти свою сторону.

Автор: Виктория Комарова

(719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

Автор: Виктория Комарова

Цель урока:

  • создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства;
  • выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.

Задачи:

  • Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
  • Развивающая: развивать умение анализировать текст, отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-е годы XIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
  • Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.). Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И.Тютчев

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.

Оборудование:

  • текст романа
  • тетради по литературе
  • мультимедийная презентация к уроку
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время — могучее, лихое племя, богатыри — не вы!» — восклицал герой Лермонтова.

Поколение — это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений — процесс всегда непростой.

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.

Эту проблему — конфликт поколений — мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

И.С.Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю.В.Лебедев)

В письме к А.А.Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»

Д.И.Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Д.Д.Минаев — писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа —

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

* * *

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам —

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей — отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

— Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей — отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!

Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева — Н.П.Кирсановым, П.П.Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

— Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П.Кирсановых?

/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие — смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.

Николай Петрович — дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.

Павел Петрович — человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович — это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.

И вот в доме Кирсановых появляется новый человек — Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.

— Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? /Базаров — сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

— Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]

УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.

— А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/

— Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./

— А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/

— Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./

Вызвать критическое отношение к герою — было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.

Прочитаем эту сцену. [2]

РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА

— Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/

— Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.

— А как об этом говорит Тургенев? — /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.

Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.

— Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/

— А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

— А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/

— Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/

-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./

— Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался позади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./

— Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

— А что такое конфликт? Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.

— Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.

Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

— Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/

— Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича — бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

— Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.

— В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

— Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».

Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

— А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/

— Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.

Одна из целей нашего урока — выявить сильные и слабые стороны конфликта, а также научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.

— А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./

— Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.

— Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?

— Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.

— Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.

— Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/

— Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.

Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».

Подведение итогов урока.

— Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)

— Как вы считаете, на чьей стороне автор?

Сам И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса.

Действительно, смена поколений — процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна.

«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель

«Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель

«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/

Итог урока

Учитель: И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями. И завершить наш урок хочется строками из стихотворения Эдуарда Асадова:

Сегодня я слово хочу сказать

Всем тем, кому золотых семнадцать,

Кому окрыленных, веселых двадцать,

Кому удивительных двадцать пять.

По-моему, это пустой разговор,

Когда утверждают, что есть на свете

Какой-то нелепый, извечный спор,

В котором воюют отцы и дети.

И вы хулителям всех мастей

Не верьте. Нет никакой на свете

Нелепой проблемы «отцов и детей»,

Есть близкие люди: отцы и дети!

Идите ж навстречу ветрам событий,

И пусть вам всю жизнь поют соловьи.

Красивой мечты вам, друзья мои!

Счастливых дорог и больших открытий!

Выставление и комментирование оценок.

Задание на дом: Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С.Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»

Список литературы

  1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
  2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты — отчетливо проговорил Базаров».
  3. Глава 10, с.166.
  4. Глава 10, с.168.
  5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека».
  6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, — Санкт- Петербург, СМИО Пресс, — 2000 год, с.191. с. 45-46.
  7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …».

  • Сочинение рассуждение по произведению гранатовый браслет
  • Сочинение рассуждение по островскому гроза
  • Сочинение рассуждение по пословицам отражение духовно нравственных идеалов в русских пословицах
  • Сочинение рассуждение по отрывку из повести железникова чучело 6 класс
  • Сочинение рассуждение по повести бедная лиза карамзина