Сочинение рассуждение по картине васнецова три богатыря

Сочинение- описание по картине в. м. васнецова три богатыря. цель урока: учимся воспринимать содержание картины , е композицию, детали, выражать

Сочинение- описание по картине В. М. Васнецова «Три Богатыря».

Це$ль урока: учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

  2. «Вступительное слово учителя.

Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее в Ва$снецовском зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

« Они$ были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ними так, как их понимал и чувствовал.»

«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный ла$д, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

_ Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

— Назовите героев былин.

( Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

Рассматривание репродукции:

-Ваше впечатление от картины.

-Какие чувства $она у вас вызывает?

-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?

$-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

( Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.

На заставе был богат$ырь Илья,

Илья Муромец , сын Иванович

Из – под славного города из- под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

-Добрыня Никитич. Описание.

$

( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)

$И был на заставе Добрыня Никитич – млад,

Что Добрынюшка Никитич – млад

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

Что можно рассказать об Алёш$е Поповиче?

( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

И был там Алёша Попович- млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что$ из присна города, из Ростова,

Сын богатого попа ростовского.

— Как изображены богатыри?

( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

— Что почувствовали в их взглядах и позах?

( Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

— Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

( Чтобы показать$, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

— Как автор относится к своим героям$? Из чего это видно?

( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

— Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

( Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

— Какие краски использовал художник показать ст$епь, холмы?

( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богат$ыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

  1. Замысел художника.

Стихотворение Никитина:

Широка ты$, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

— Какие слова Никитина можно отнести к картине?

( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

« Стать за честь твою против недруга,

$

За тебя в нужде сложить голову.»

(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

— Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

( Прославля$ет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

— Такую картину мог создать какой человек?

( Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)

« Я ос$обенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» ( Л. Толстой.)

  1. Составление плана.

1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)

2. Основная часть:

А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

Б) Природа на картине.

В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.$

3. Заключение. Отношение художника к своим героям.

5. Лексико- орфографическая подготовка:

А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

Б ) Опорные слова:

Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, н$арядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

6.Писмо сочинения.

Работа ученика.

Одна из самых известных картин В. М. Васнецова – « Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

В цен$тре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- $кочевников.

Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот п$онесёт в бой.

Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.

Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на ка$ртину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

Картина «Богатыри» — это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

Дата:

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить  на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о  былинном герое по картине.

Ход урока

  1. Организационный момент

Построение. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

  1.  Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

—  Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. (смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию).

  1. Физкультминутка
  1.  Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение учащихся)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты  для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные

брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился  сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами  восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

 Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными  оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

 Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ: Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит  и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга щит  сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо  и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

 Вот что почувствовал я, рассматривая картину В. Васнецова  «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

  1. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…
  1. Подведение итогов урока

— Поччему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

  1. Домашнее задание

Найти и прочитать славянские мифы.

На знаменитой картине художника В. М. Васнецова изображены три богатыря, зорко смотрящих вдаль. Богатыри стерегут границы Руси. Эти могучие люди всегда готовы вступить в битву с врагами Руси. Для них это богатырский долг и они уверены в правоте своего дела. Богатыри на картине Васнецова серьёзные и в каком-то смысле даже хладнокровные, у них отважный грозный взгляд. Одного из богатырей зовут Добрыня Никитич, двух других – Илья Муромец и Алёша Попович. Богатыри готовы вступить в бой в любую минуту не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и способны даже умереть за Русь.
Героя былин – Илью Муромца – на картине мы видим в самом центре. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля является самым старшим и могучим богатырём. Одет он довольно просто – в простую кольчугу, грубую серую рукавицу и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также у Илии Муромца мы видим большое копьё, расположившееся в центре картины, этот богатырь легко справляется и с таким большим громоздким оружием. Илья Муромец зорко смотрит в сторону. Его взгляд очень серьёзен, а брови сильно нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и невероятно красив. Я думаю, что этот конь очень хорошо подходит своему хозяину.
Слева от Ильи Муромца на картине Васнецова «Три богатыря» изображён Добрыня Никитич – сын рязанского князя. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами – очевидно, что этот человек богат. Выражение лица у него довольно суровое. Нельзя не заметить бороду Добрыни Никитича – она длинна и выглядит ухоженно. Его конь невероятно красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, при этом она очень богата. Грива коня, словно женские волосы, развевается на ветру и отличается особой красотой. Если верить некоторым былинам, то коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг уже совсем близко.
Алёша Попович, самый молодой богатырь, родился в семье священника. Его кольчуга и шлем блестят. Алёша отличается от других богатырей своей худобой. Его взгляд лукав, глаза немного косят в сторону. Любимое оружие Алёши Поповича – лук. С собой у этого богатыря всегда есть гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Грива коня светла, красива и ухожена.
Я думаю, что Васнецов смог передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Художник показывает нам мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают большую площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки на картине изображены маленькими, а богатыри большими, это создаёт некий контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Сила, мудрость, молодость и удача – вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту.
Сюжет картины сказочный и символический, при этом зрителю знакома и понятна каждая деталь полотна, мы все знаем имена трех богатырей. Мы понимаем, что былина о трех богатырях относит нас к тому времени, когда над Русью нависло монголо-татарское иго. Но символичность картины состоит и в том, что она напоминает: в русской земле всегда было достаточно героев. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.

Да, полотно, конечно, эпохальное, монументальное, помнится, когда я его впервые увидел, то все глядел, глядел… Сущее “завороженье”! Сочинение написать… что ж, попробуем.
Итак, на картине изображены три самых легендарных русских богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович (это ясно с первого же взгляда, без пояснений). Вкупе они являют силу и мощь несокрушимую, стоят втроем многотысячного воинства, да и порознь они – настоящие исполины. Самый могучий – это, конечно, Илья (у него уже почтенный возраст, но вся удаль – при нем). Смотрит через руку вдаль, а на руке – многопудовая палица, веса которой Илья, однако, будто не замечает (ни дать, ни взять – ветхая былинка); а как пустит ее в ход в бою, так “направо махнет – улица, налево – переулочек”. Добрынюшка тоже “не подарок” – плечом мог высаживать двери дубовые, рвать цепи кандальные, так что силушка действительно медвежья и супостату мало не покажется (махнет витязь мечом, так целого отряда, как не бывало). Алеша же Попович не столь атлетичен, но необычайно проворен и хитер и за счет этого также являет собой нешуточную “боевую единицу” (“он не так силен, да напуском смел”). Кони – под стать своим хозяевам. Бурушка-косматушка (“бурушка”, однако масти вороной) Ильи коренаст и кряжист, что твой першерон, может поначалу показаться, что он не очень-то приспособлен к быстрой и длительной скачке, однако это впечатление обманчиво – остальным двум Бурушка даст здесь фору, даже рыжему стройняге Алеши Поповича, который статен, сухопар и в беге стремителен, как крылатый Пегас (а вот как звали “Пегаса” – что-то в былинах не значится; по некоторым сведениям – Цезарем). Белеюшка Добрыни по своей “конёвой” стати занимает “промежуточное положение”.
Богатырская троица, видимо, совершает дозорный объезд границ, вот, они взошли на возвышение, откуда далеко видать, и очень вовремя взошли: там, вдалеке показался враг, сильный и многочисленный (“черной силушки черным черно, а й черным черно, как черна ворона”). Опасность нависла действительно нешуточная, даже тучи позади нахмурились почти до черноты, явственно указывая на то, что схватка предстоит прежаркая; слева-сзади Алеши – камень, похожий на тот, на который набредает витязь на другой картине Васнецова, набредает и видит одну только надпись “пряму ехати — живу не бывати” (другие надписи заросли мхом)… Едва ли на этом камне что-то написано, однако он, быть может, символизирует то, что выбора другого нет, как “пряму ехати”. “Широка Русь, да отступать некуда”. Холмы позади выглядят хмуро (перед лицом нависшей угрозы), но и величественно (“кто на Русь с мечом придет…”) и врагу и в это раз не светит…
А физиолог Павлов особо отметил точность изображения Васнецовым трех темпераментов, их иллюстрирует то, как богатыри реагируют на опасность. Илья успел в дороге расслабиться, быть может, даже чуть задремать, вон и ногу вынул из стремени… всматривается вдаль, не теряя спокойствия и не торопясь (враг еще далеко), просчитывает направление удара. (Флегматик). Добрыня же весь напружился в стременах, стремительно выхватывает клинок и готов без лишних раздумий ринуться в пекло (однако он сможет это сделать только по приказу главного (Ильи), который держит копье, как шлагбаум, упреждая Добрыню от преждевременного рывка). (Холерик). Взгляд Алеши – задорно-озорной, даже чуть насмешливый, он оценил ситуацию и уже прикинул, как обведет супостата вокруг пальца. Правой рукой касается висящей на боку домры и, быть может, предвкушает, как после побоища на привале “сбацает” друзьям победную или беззаботно-озорную песню. (Сангвиник).
Хочется “оживить” картину и поглядеть, как видео, предстоящие побоище и возвращение с победой в Киев-град, но… это уже не будет произведение живописи великого Васнецова.

Многомудрый Литрекон очень любит сюжетную живопись, где есть не только кусты и деревья, реки и озера, но и интересные герои, находящиеся в действии, рассказывающие свою неповторимую историю. Поэтому он с удовольствием написал сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри» в двух вариантах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(307 слов) Виктор Васнецов — талантливый русский художник, который направил свою фантазию на изображение сказочных сюжетов. Многие сказки, которые мы так любим, имеют иллюстрации, автором которых является именно Васнецов. Нам известно большинство его работ, но одна из них особенно западает в душу. Это картина «Богатыри».

Виктор Васнецов, БогатыриНа репродукции полотна изображены три богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они сидят на конях и смотрят вдаль, как будто ждут приближения врага. В левом углу расположен Добрыня. У него белый конь с красной уздечкой. Герой напряжен, он достает меч из ножен, будто скоро будет бой. У него красный щит, серая металлическая кольчуга, продолговатый шлем, зеленые сапоги. Борода у него русая. Взор суров. Рядом с ним на коне восседает Илья Муромец. Он крепче на вид и старше. Он явно лидер, ведь следит за приближением врага. На его руке, застывшей в воздухе, небрежно болтается палица, как будто она совсем легкая! Вот какая сила у богатыря! Поперек седла лежит копье. Под тяжестью седока черный конь с длинной гривой наклонил голову. Илья одет в красные шаровары, бежевые сапоги, металлическую кольчугу и железный шлем. Рядом с ним стоит Алеша Попович. Он выглядет отрешенно, как будто грядущий бой его не касается. Быть может, он думает о невесте или матери. Он совсем еще молод, у него даже бороды нет. Лошадь у него бурая с золотистой гривой. Сам он красиво одет: красные сапоги и нарукавники, рельефная кольчуга. В руках он держит лук. Его конь тянется к траве. Поле, на котором стоят богатыри, окрашено темными осенними красками: желтой, темно-зеленой, серо-коричневой. Небо окрашено в серый цвет туч. На заднем плане виднеются темно-зеленые холмы. Картина производит впечатление, будто скоро начнется бой.

Мне очень понравилась картина Васнецова «Богатыри», потому что сказочные герои на ней кажутся настоящими, живыми. Пейзаж тоже говорит с нами: он намекает на то, что скоро богатыри проверят себя в битве с врагом. Поэтому интересно смотреть на это полотно.

План сочинения-описания по картине Васнецова «Богатыри»:

  1. Вступление: особенности творчества художника;
  2. Основная часть: описание картины «Богатыри»;
  3. Заключение: мое мнение о полотне.

Вариант 2

(346 слов) Художник Виктор Васнецов известен своими сказочными полотнами, где главными героями стали персонажи русских народных сказок. Благодаря нему мы можем представить, как выглядели колдуньи, царевичи, мистические существа и богатыри. Всем известна его картина, на которой изображено три самых знаменитых богатыря.

Виктор Васнецов, БогатыриНа картине Васнецова «Богатыри» нарисованы Илья Муромец и его товарищи — Добрыня Никитич и Алеша Попович. В центре полотна мы видим самого могучего и сильного воина — Илью. Он поднес руку к глазам, чтобы лучше видеть предполагаемого врага. Судя по насупленным бровям и суровому выражению лица, он нашел того, кого искал. Одет он по-военному, на нем металлическая кольчуга, заостренный шлем, красные шаровары, коричневые сапоги. На руке висит палица, а ведь она очень тяжелая. По этой детали мы понимаем, какой силой наделен герой. Он уже седой, зато опытный и мудрый. Другой рукой он придерживает длинное копье. Даже ратному коню тяжело от такой ноши, он чуть преклонил голову, чтобы отдохнуть. Конь этот вороной, с белым задним копытом и белой полосой на лбу. Слева находится Добрыня. У него конь белый, с высоко поднятой головой. Он напряжен, как и хозяин. На лице Добрыни застыла строгость. Он ожидает врага, поэтому обнажил меч, готов к схватке. У него красный щит и такого же цвета уздечка для коня. На нем металлические доспехи и заостренный шлем. Также выделяются зеленые сапоги и синяя окантовка на рукаве. Справа от Ильи стоит Алеша. Он задумчив и спокоен. Поза у него расслабленная. В руках он держит лук. Конь передает настроение хозяина — тянется к траве. Конь бурый, с белой полосой на лбу. Грива у него отливает золотом, как сухая трава в поле. Нарукавники и сапоги у героя красные, доспехи богатые и красивые, шлем длинный. Герои сидят на конях в поле, которое уже порядком выцвело от солнца. Много сухой желтой травы, зелень темная и насыщенная. За спинами у бойцов высятся пригорки и бледнеет небо. Оно тучное, серое, дождевое. Даже русская природа предсказывает своим защитникам встречу с врагом.

Мне очень понравилась картина Васнецова «Богатыри», потому что герои выглядят выразительно и красиво, на них хочется любоваться. Их вид внушает уверенность в том, что Русь в безопасности. Ведь ее всегда будут охранять такие храбрые витязи.

План сочинения-описания по картине Васнецова «Богатыри»:

  1. Вступление: особенности творчества художника;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Богатыри»;
  3. Заключение: мое впечатление о полотне.

Сочинения о литературных героях – это всегда рассуждения от имени чтеца, в которых следует избегать как назидания, так и повторения сказанного уже много раз. Немного оригинальности, умение подметить не самый очевидный слой произведения, и такое эссе встанет в очередь за хорошей отметкой. Многомудрый Литрекон представляет свое краткое сочинение-рассуждение на эту тему. Для каждого класса оно свое.

Для 1 класса: Илья Муромец

(152 слова) В былинном эпосе этот герой один из ведущих, и его путь достоин не одной экранизации. История о том, как крестьянский сын возглавляет войско обороны Древней Руси — это настоящий современный бестселлер. А если учесть, что будущий богатырь до 33 лет был парализован, и вовсе хочется в подробностях узнать, а что там дальше?

Меня в произведениях об Илье Муромце впечатлила особенно его встреча с Соловьем-разбойником. Оба персонажа колоритны, и финал этого соперничества далеко не предсказуем с самого начала. Считаю, что Илья Муромец, образ которого имеет исторические прототипы, до сих пор считается одним из главных символов древней русской культуры. Он очень хорошо прописан, а легендарная картина Васнецова «Три богатыря» визуализирует образы защитников русской земли как нельзя лучше.

Отрадно, что и мы, современные дети, не оказались далеки от произведений, написанных очень давно, да еще по событиям, которым так много столетий. Мультфильмы о богатырях не испортили впечатление от эпоса, а сделали его более понятным и близким.

Для 2 класса: Гадкий утенок

(178 слов) Если бы во времена Ганса Христина Андерсона существовал сторителлинг, он явно бы преуспел в нем. Потому что датский писатель не только изящно владел словом, он умел создавать истории, понятные любому читателю. В «Гадком утенке» поднимается тема, которая не стала менее острой через десятилетия. Она помогает понять тех, к кому мир не особенно приветлив. Или помогает именно тем, кто чувствует себя таким же гадким утенком.

Каждый ребенок, который не может найти друзей или слышит насмешки в свой адрес, имеет надежду. Он верит, что в нем тоже может быть тот самый прекрасный лебедь, только время еще не пришло. А еще эта сказка помогает рассмотреть людей, которые берут на себя право решать за других. Птичий двор в «Гадком утенке» — это метафора человеческого общества. И если кажется, что невозможно противостоять порядкам, которые там сложились, финал сказки вселяет уверенность в лучшем будущем. Он же показывает, насколько могут заблуждаться окружающие.

Это произведение давно стало классикой, только на его основе (на созвучии сюжетов) написано много других историй. Надеюсь, люди не забудут той красивой, немного грустной и пугающей печальными подробностями, датской сказки, которую придумал великий Андерсен.

Для 3 класса: Кот в сапогах

(205 слов) Любую историю, написанную давным-давно, можно рассказать на новый лад. Например, многим очевидно, что история кота в сапогах совершенно современна. Она рассказывает о таких людях (хоть в книге героем стал кот), которые никогда не унывают, не отчаиваются, и благодаря этому становятся победителями даже в гиблом деле. А еще эта книга о том, что если у тебя хороший друг, помощник, советник — это большая удача.

Кот смог обхитрить даже знатных людей. Он умел вызвать доверие, умел и «заболтать». Но ведь намерения у него были благородные: он хотел помочь своему хозяину, и справился с этим. А ведь вначале мало кто верил в кота. И как же верить, если в наследство достается не дом, не мельница, и даже не осел, а всего лишь кот? Мне кажется, эта сказка еще и о том, что не нужно судить об окружающих с первого взгляда. Что мельница и дом еще не гарантируют счастья, а такой верный друг поможет человеку обрести еще больше.

Я думаю, что героем сделали именно кота, потому что в одном облике этих животных чувствуется какая-то природная хитрость. К тому же коты действительно умеют влюблять в себя людей, очаровывать. Никакое другое животное, пожалуй, не справляется с этим так ловко. Сказка Шарля Перро – мудрая и интересная, и она совсем не устарела.

Для 4 класса: Буратино

(222 слова) Этот персонаж появляется еще в дошкольном детстве каждого ребенка. Через книгу, через фильм или мультик. Но восприниматься он может по-разному. Так как это главный герой, читатель ему сочувствует, переживает за него. Кажется, что над героем нависает опасность, и хочется помочь ему хотя бы просто прочтением книги. И хоть понятно, что, скорее всего, все закончится хорошо, переживания остаются вплоть до последней страницы.

Буратино – необычный мальчик. Наверное, всем (или почти всем) необычным людям трудно приходится в этом мире. Они хотят, чтобы их воспринимали так же, как и всех, но мир словно выдвигает им условия, испытывает. Кто-то замыкается, а кто-то проявляет смелость, мужество, изворотливость и идет вперед к своей цели. Буратино из последних. Как бы не пытались его провести, он не теряет контроля над собой, выкручивается, находит правильное решение.

Такие люди, что очень важно, часто спасают не только себя, но и других. И история Буратино, освободившего героев театра, тому пример. Красивые, умные, благородные, воспитанные могут не найти возможности спасти себя, обрести счастье. Дело не в высоком интеллекте, не в образовании, а в отсутствии отчаяния, в желании попробовать, как бы страшно ни было. Для меня Буратино именно такой герой. Даже немного обидно, когда над ним смеются, несерьезно относятся. Ведь именно этот смешливый мальчишка (хоть и немного наглый, конечно) смог приструнить тех, кто был всемогущественен. На всякую силу найдется другая сила, Буратино это доказал.

Для 5 класса: Руслан

(215 слов) Руслан – смелый, отважный воин. Пушкин описывает его красавцем, статным и белокурым. Уже эти описания помогают читателю сопереживать герою, болеть за него. И многим кажется, что с такими точно ничего плохого случиться не может. Но в жизни бывает, что именно сильным и смелым предстоит пройти самые тяжелые испытания. Злой Черномор крадет Людмилу, дочь Владимира, чем бросает воину вызов. А ведь бороться со злом всегда тяжело – оно играет не по правилам.

Владимир обещает, что отдаст дочь за того, кто ее спасет. И не один Руслан отправляется на поиски Людмилы, но это его мало смущает. Он знает, что сила за ним, что прекрасную девушку спасти должен именно он. Хоть само наличие соперников мотивирует Руслана быть быстрее и осторожнее. Как показывает дальнейший сюжет, соперники сворачивают с пути. Наверное, так бывает и в жизни. Значит, не так дорога им была Людмила. А, возможно, не так сильна их верность правителю.

Черномор попытался физически уничтожить Руслана, вряд ли бы другие воины выдержали это. Он несколько дней носил его по воздуху, но сильный телом и духом богатырь смог выдержать это дикое испытание. Наверное, так случилось, потому что тогда на Руси сложно было жить спокойно. На русские земли всегда находились охотники: то половцы, то печенеги, то хазары. Живи бы герои книги в другое время, возможно, не хватило бы у них сил выдержать все испытания. 

Для 6 класса: Дубровский

(256 слов) Многие герои Пушкина отнюдь не идеальны. Вначале повествования они предстают людьми, легко относящимися к деньгам, не утруждающими себя душевными порывами, тягой к самосовершенствованию. Дубровский из таких персонажей. Он появляется в третьей главе, и вряд ли такой образ может понравиться читателю. Дубровский не знает цены деньгам, ведь его с лихвой обеспечивает отец. Он играет в карты, удовлетворяет все свои прихоти, мало думает о том, что делать и как жить дальше.

Но беда, случившаяся с его отцом, меняет настроения сына. Владимир все бросает, отправляется на помощь родителю. Стоит напомнить, что в отчем доме его, сына, не было уже больше 10 лет. И уже в этих новых обстоятельствах от прежнего повесы ничего не остается. Точнее, остаются решительность, кураж, способность на многое ради благой цели. Хоть многие его действия могут показаться чрезмерными, они очень ярко характеризуют героя. Чего стоит один поджог дома, своего отчего дома, лишь бы тот не достался Троекурову. Сложно говорить, правильно ли сделал Владимир, но душа его настаивала только на таком решении, и понять его точно можно.

Также можно понять и мотивы, согласно которым Дубровский становится «благородным разбойником». Я не оправдываю его пути, мне кажется, у него были и другие варианты. Но я могу понять захлестнувшую его обиду. И, опять же, выступая против дворянства, главный герой заслуживает одобрение крестьян. Он грабит не всех, а только тех, кто унижает, растаптывает простой люд, кто возомнил себя вершителями судеб. Это ставит читателя на сторону героя, по крайней мере, его принципы не шатаются в зависимости от ситуации. И это очень важная характеристика Дубровского. Поэтому мне больше всего понравился именно этот герой.

Для 7 класса: Кавказский пленник

(272 слова) Это произведение Льва Николаевича Толстого во многом автобиографично. Известно, что сам писатель во времена своей службы на Кавказе попал в плен к татарам. Офицер Жилин, один из главных героев произведения, бедный дворянин, отправляется навестить свою мать. Вот почему он покидает гарнизон. И по дороге он оказывается плененным татарами. Жилина увозят в аул, надевают на него колодки, закрывают в сарае, а утром и вовсе продают. Жилин неожиданно подружился с дочкой хозяина, Диной. Он лепит для нее глиняных куколок, развлекает девочку, а та, по доброте душевной, подкармливает пленника. 

И вот там, в плену, Жилин встречается с Костылиным, до этого предавшим его. Собственно, не оказался бы Жилин в плену, если бы не Костылин, бросивший его, да еще и прихвативший ружье. Но Костылина и самого через какое-то время настигает та же участь. Теперь они друзья по несчастью. И книга показывает, что простить можно и предательство, потому что жить без прощения – путь в никуда. Великодушие Жилина помогло ему в итоге обрести свободу.

Первый побег был неудачным, и все могло окончиться трагически. Но та самая Дина, рискуя многим, помогает Жилину сбежать. Бежать ему приходится в колодках, что почти невозможно, но смелому и упрямому герою удается побег. Костылин же отказывается бежать, остается ждать выкупа.

О чем для меня эта история? О том, что никогда не нужно сдаваться. А еще о том, что даже на территории врага могут быть люди, настоящие, человечные. Еще эта история о том, что нельзя переставать верить людям, но при этом рассчитывать лучше всегда только на себя. Жилин боролся не только за свою жизнь, но другого все же не спасешь против его воли. Мне очень понравился этот герой, потому что он смелый, находчивый и добрый.

Для 8 класса: Тарас Бульба

(295 слов) Повесть «Тарас Бульба» — большое произведение. Дело не в объеме, а в том, какую мысль хотел заложить Гоголь в основу книги. Одно из главных событий в истории Украины – борьба за независимость, за собственную государственность, является не простым фоном разворачивающихся в книге событий. Это и есть герой произведения, влияющий на судьбы всех остальных лиц, прописанных в повести.

Тарас Бульба – гетман, очень целеустремленный человек, упрямый даже слишком. Гоголь описывает его как личность, не готовую к компромиссам. В своем желании увидеть сына Тарас не только сам идет на риск, но еще и уговаривает куда более боязливого человека, Янкеля, провести его под кирпичами в Польшу. Это дело было очень рискованным для всех. Умение воздействовать на других, убеждать – признак также сильного человека.

Бульба ценит дружбу и товарищество, для него это неоспоримые идеалы. Он умеет переживать за тех, кто оказался в беде, он искренне опечален судьбой товарищей.

Но более этого ценит он и семейные узы. Можно только представить, что испытывает он, видя, как его сына Остапа ведут на казнь. И он же не боится взглянуть на это, хотя есть возможность просто не видеть. Тарас теряется в толпе, чтобы увидеть самое страшное, что только может быть для отца. Он переживает это горе, но острое чувство мести уже не может уйти из души Тараса.

За погубленного сына он готов мстить, и преуспевает в этом, хоть звучит это очень страшно. При всем этом мы должны трезво смотреть на личность Тараса. За независимость родного края, за погубленного сына он мстит, не видя границ. Он не жалеет ни женщин, ни детей. Он заходит очень далеко, но считает, что должен быть верен собственным принципам. А значит, эта история далеко не так однозначна. Мне понравился этот герой, потому что он верен своим убеждениям и силен. В наши просвещенные и гуманные времена он стал бы лидером без жестокости и насилия.

Для 9 класса: Герой нашего времени

(303 слова) Известно, что «Героя нашего времени» авторства Михаила Лермонтова, возможно, и не было бы, не прочитай Михаил Юрьевич «Евгения Онегина». Он вдохновился идеями старшего товарища, решил создать уже для своих современников нечто подобное. У людей творческих существует такая концепция: копируй у великих, и если ты талантлив, получишь нечто совершенно уникальное. Так и получилось в случае с «Героем нашего времени».

Тему произведения можно заключить в емкое «поиск смысла жизни». Так или иначе, но это в один момент становится актуальным для каждого. Произведение является психологически-социальным романом, в котором соединены и повесть, и очерки, и рассказ, и новелла. Это, безусловное, великое достижение Лермонтова как литератора.

Григорий Печорин, центральный персонаж книги, словно слепок своего эпохи, голос поколения. Он умен, дальновиден, вот только эти качества не приносят ему счастья. Потому что остальные, не ставя себя на нравственную высоту, умеют любить и чувствовать, сострадать и отдаваться печали. Печорин же холоден, циничен, расчетлив, он не поддается эмоциям.

Важен и контекст произведения – так называемое безвременье. Лермонтов жестко утверждает на страницах романа, что тому виной государство. Оно истребляет лучшие, не угодные властителям умы, которые могли бы изменить устаревший уклад. А те, кто остаются, ни на какие изменения, ни на какой прогресс не способны. И это все на контрасте с загубленными декабристами, которых сменило потерянное поколение. Ему, новому поколению, служение родине уже не кажется такой незыблемой святостью. А еще оно оказывается пресыщенным светской жизнью.

Книга Лермонтова отзывается и в сердце современного читателя, ведь она всегда – предупреждение. Можно быть умным, образованным, воспитанным, но совершенно потерянным. Вот почему Печорин рассматривается как «лишний человек». И это жесткое определение все же довольно точно. 

Удивительно, что со времени написания книги прошло так много десятилетий, а она не рассматривается как литературная летопись давно ушедшей эпохи. В ней каждый может усмотреть аналогии с сегодняшним днем. И каждый же может найти в Печорине часть себя. Если, конечно, будет с собой честен.

Для 10 класса: Война и мир

(370 слов) Андрей Болконский – мой любимый герой романа «Война и мир». Это один из самых важных образов в русской литературе. В ней есть много более героических, ярких и успешных персонажей, но он описан Толстым так ясно, четко, а еще и красиво, что уж точно сложно забыть. Наверное, потому так волнуешься, глядя в первый раз экранизацию «Войны и мира» именно по поводу роли Андрея: справится ли актер, удастся ли ему не разрушить тот образ, что сложился у читателя еще в школьные годы.

Князь Андрей проходит большой путь. Он меняется на протяжении всей книги. Он — человек рефлексирующий, задающий себе вопросы. Но в начале повествования он более категоричен. И совсем другого человека видим мы в самой пронзительной главе – смерть князя воспринимается читателем, который только знакомится с книгой, едва ли не как личное переживание. Трудно поверить, что писатель «убьет» героя, за которым так интересно наблюдать. Но так выходит, что смерть – тоже мощный инструмент передачи образа, характера. И Андрей, который прощает Наташу, и умирает с любовью в глазах и на устах, кажется еще более прекрасным, одухотворенным, достойным стать любимым литературным героем.

Вспоминая Андрея, мы воспроизводим в памяти его благородный образ: выправка, манеры, взгляд, отношение к людям. Он оказывается не просто хорошим другом: он — человек, который внимателен по-настоящему, который готов отдавать свои чувства тому, кто их достоин. Его дружба с Пьером – особая линия в романе. И то, как деликатно вел себя Пьер на протяжении всей этой истории, то, как он не переставал быть другом Андрею даже после его смерти, — эти факты многое говорят и о Болконском, и о Безухове.

Наверное, не стоит так сожалеть, что автор не дал князю шансов, что тот умер и даже не в конце книги. Толстой показал, каких людей уносит война. Он дал читателю возможность прочувствовать губительность любой «дележки интересов». В конечном итоге, люди на войне гибнут не за родину, а за тех, кто поставил свои идеи господства выше других. А точнее, из-за тех, кто взял на себя такое бесчеловечное право. Война не выбирает, кого оставить героем при жизни, а кому пополнить черные списки. Оружие не умеет понимать, кто достоин жить, а кому не повезет прямо сейчас. Можно только представить, какой была бы судьба страны, если бы таких людей, как князь Болконский, не уносили раньше времени в мир иной чужие кровавые амбиции.

Для 11 класса: Мастер и Маргарита

(332 слова) Мой любимый герой из романа «Мастер и Маргарита» — Воланд. Это необычное мистическое существо, которое взбаламутило жизнь советской столицы и показало истинный облик людей, обитающих в ней. Именно Воланд соединяет две сюжетные линии воедино и придает роману уникальности. Его цитаты считаются самыми известными, его образ — самым колоритным.

Меня в нем привлекают такие черты, как уверенность в себе, спокойствие и мудрость. Воланд никогда не суетится, никогда не делает лишних шагов. Все его действия продуманы и направлены на конкретные цели. Он видит других героев такими, какие они есть, его не обмануть внешним лоском. Каждая его реплика — афоризм. Кому, как не Сатане, здраво судить о людях?

Воланд оживляет сюжет книги, делает его интригующим и нетривиальным. Проделки его компании добавляют в роман много юмора. Каждое приключение героев обличает недостаток советской власти. Сам же Воланд открыто иронизирует над главным интересом пролетариата, равнодушного к материальным благам. Он говорит, что современных людей испортил квартирный вопрос. Одна эта реплика — уже издевательство над официальной идеологией, возвышающей бедность и пропагандирующей отсутствие частной собственности. И вот главным приоритетом советских граждан становится… нет, не мировая революция, а недвижимость. И так с каждым словом Воланда. 

Особенно покоряет читателя доброта абсолютного зла. Именно Воланд, а не его коллеги из райских кущ, спускается в самые недры жизни и помогает людям. Он вызволил Мастера, подарил ему и Маргарите вечный покой. Он восстановил справедливость, выселив Магарыча и обличив взяточника Никанора Ивановича. Воланд приносит с собой неудобную правду, которую тщится скрыть советская пропаганда. С его помощью мы узнаем о Москве и москвичах больше, чем от них самих. И в этом вся разница: инфернальная сила пользуется ложью для игр с людьми, зная об их зависимости от иллюзий. А вот сами жертвы игр становятся марионетками многослойного и каждодневного обмана. Этими нитками пользуется Воланд, чтобы развлечь себя и публику. Однако в его мотивах много бескорыстного желания помочь и улучшить. Обличая пороки, он дает людям возможность исправиться.

Таким образом, Воланд — это очень интересный и единственный в своем роде герой, который у каждого вызывает положительные эмоции. Его мудрые изречения помогают и нам в работе над собой.

Автор: Екатерина Иванова

  • Сочинение рассуждение по дубровскому на тему любовь
  • Сочинение рассуждение по данному началу бабушка заставляет меня по утрам есть кашу она говорит что
  • Сочинение рассуждение по имени называют по отчеству величают смысл пословицы
  • Сочинение рассуждение по драме островского гроза кратко
  • Сочинение рассуждение по высказыванию в гаврилова рубрики говорят мудрые