Сочинение рассуждение по художественному тексту 10 класс

Исходный текст 1:1на задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. 2я первый раз в жизни здесь услышал

Исходный текст №1:

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Сочинение-рассуждение

Вступление

«Музыка — это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», — сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

Формулировка проблемы

Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.

Комментарий проблемы

На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями — в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю!

Авторская позиция

Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

Мнение читателя

Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели.

Первый аргумент

Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

Второй аргумент

В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, — заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

Олеся Ч.

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С)»

Цели урока: Обучающая: подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ);

Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое мышление;

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи..

Задачи: — систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;

— вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль, проблематику;

— характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;

— воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева; эпиграф: «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия». Андре Моруа (франц.писатель).

Ход урока:

1. Существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. И сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому дома вы и напишете сочинение-рассуждение.

2. Актуализация темы. А начнем мы урок с песни В.Высоцкого «Песня о друге»

— Ребята, о чем эта песня?

— А что такое дружба?

— Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

— Кого вы можете назвать настоящим другом?

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением автора?

— Итак, текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение, тоже будет о дружбе.

3. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним с чего мы начинаем работу над сочинением-рассуждением по исходному тексту.

1. С постановки проблемы. Что такое проблема текста?

2. Комментирование проблемы. Что такое комментарий?

3. Позиция автора.

4. Аргументация.

Тема = (Что значит тема текста?) – О чем? — Что такое тема? ( предмет речи, то, что говорится в тексте)

Идея ( основная мысль) = — Для чего? То, для чего написан текст, к чему призывает.

Проблема = вопрос, требующий исследования.

Стиль речи = художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

Тип речи = повествование, рассуждение, описание.

4. Обращаемся к тексту. Автор текста — Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, участник ВОВ. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева — прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом.

5. Работа с текстом.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы-так же неповторимы, как и всё растущиее, живущее вокруг нас.

6. Определите тему (о чём текст), чтобы правильно сформулировать тему найдите ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи, это могут быть повторяющиеся слова, однокоренные.

Ключевые слова: — настоящая дружба (2), — настоящие друзья (4), глазами друзей (7).

Итак, записываем: Тема текста – дружба.

Подумайте, какие варианты вступления можно использовать к данному тексту:

— именительной темы — Дружба…

вопросы-стимулы- Для чего человеку дается дружба? Кого можно считать настоящим другом? Каким нужно быть самому, чтобы иметь натстоящих друзей?

-цитата — Не имей 100 рублей, а..

7. Давйте определим проблемы текста. Итак, записываем: А) Что определяет характер человека? (2) Б) Что такое дружба? (во всем тексте) В) Каково соотношение добра и зла в мире? (8).

8. Выявим позицию автора по этим вопросам:

А) Характер человека складывается под влияние среды; (2)

А) много фактов влияет на характер человека, один из них – дружба;(2)

В) Дружба бывает крепче и вернее родственных связей;(3)

Г) На свете добрых людей больше, чем злых.(8)

Основной тезис «Настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная»

Аргументы:

А) «такая дружба порой крепче и вернее родственных связей»,

Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»,

В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».

9. Определите тип речи текста. Тип речи текста — рассуждение-размышление.

10. Определите стиль речи данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства стиля). Публицистический.

11. Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов, поработайте со словами «дружба», «друг». Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.

— дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

— друг — тот, кто связан с кем-нибудь дружбой = лучший друг= (толковый словарь С.И.Ожегов).

— друг- общеславянское слово, имеющее соответствие в балтийских и германских языках; первоначальное значение – «спутник, товарищ на войне».

12. Выберете из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

Самоотверже…ность и бе.корыстие, глубина и искре.ность, вр.ждебная настороже…ность, общ.?ность жизне.ных целей, к.варная лесть, пр.творное сла.коречие, высокая нравсте..ая требовательность, холодный пр.гматизм, г.рячее сердце, пр.модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

— Определите значение слова «прагматизм» — философия, которая считает не то, что соотносит объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?

13. Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:

«Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)

«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)

«НЕ так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было умереть».

«Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров).

«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (Сократ)

«В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно»

(Демокрит)

«Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем

сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо)

«Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила

победы» (М.Светлов)

«О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды,

не стоит и жалеть» (Д.Писарев)

«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого

друга, за которого можно было умереть» (Э.Бульвер)

14. Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родсвенных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтель написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».

15. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.

План урока:

Понятие сочинения

Состав сочинения-рассуждения

Характеристика видов

Задания для подготовки к ОГЭ

Понятие сочинения

Чтобы разобраться с правилами, необходимо сначала познакомиться с самим определением. Рассмотрим, какое значение лежит в этом понятии, и какие виды существуют.

Основные аспекты написания

В заданиях часто просят написать сочинение-рассуждение на тему любви, дружбы, верности и других общечеловеческих ценностях. В них затрагивают важные проблемы человечества и находят различные взгляды на многие ситуации. Но многие лингвисты по-разному давали определение этому термину. В толковом словаре Ожегова можно встретить следующее толкование:

«1. Вид письменной школьной работы, в которой изложены мысли учащегося на конкретную тему; 2. Художественное или научное произведение».

А. Ушаков дает несколько другое определение сочинению:

«1. Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему; 2. Литературное произведение или философское сочинение».

1 sochinenie rassuzhdenie

Можно сделать вывод, что данное понятие многозначное, и его можно интерпретировать с разных сторон. Но если обобщить всю теорию, то можно вывести один общий термин. Сочинение – это изложение собственных мыслей на заданную тему или ответ на поставленный вопрос с приведением дополнительных аргументов из различных источников.

Чаще всего сочинение встречается в школьной программе. В более старшем возрасте оно преобразуется в такое задание, как эссе, которое тоже подразумевает олицетворение мыслей человека на бумаге.

Виды сочинения-рассуждения. Основные функции

В русском языке различают несколько типов сочинений-рассуждений. Каждое из них имеет особое и несет определенное значение. Смысл сочинения-рассуждения лежит в полном раскрытии темы, исчерпывающем ответе на вопрос. Самое главное – оно должно быть целостным и составленным по всем правилам русского языка. Не допускается наличие грамматических, речевых и пунктуационных ошибок.

Различают следующие виды сочинений рассуждений:

  • доказательство: целью является доказать истинность или ложность тезиса;
  • объяснение: подробно объясняет содержание заданного тезиса;
  • размышление: выявляет причинно-следственные связи между аргументами и размышлениями.

Каждый тип по-своему уникален. Конкретно разберем их в следующих разделах урока и посмотрим реализацию на конкретных примерах.

Также сочинение играет очень важную роль в речи. Этот способ изложения мыслей обогащает русский язык и прокладывает дорогу для создания новых выдающихся произведений искусства.

Функции сочинения-рассуждения:

  • 1) способствует правильному построению и изложению мыслей человека;
  • 2) формирует его представление об окружающем мире через анализ всеобщих ценностей и идеалов;
  • 3) учит сопоставлять факты и проводить аналогию между предоставляемыми источниками информации;
  • 4) вносит разнообразие в русский язык и способствует распространению литературной культуры;
  • 5) формирует мысли, взгляды и точку зрения человека на вечные вопросы бытия.

Это и многое другое характеризует сочинение-рассуждение как важную часть русского языка. Без него изложение мысли было бы другим и потеряло бы всякий смысл.

Состав сочинения-рассуждения

Любое сочинение можно разделить на несколько частей. Каждая из них отвечает за особый вид информации и содержит различные средства выразительности для обогащения языка.

Содержание сочинения-рассуждения. Трудные моменты

Каждое сочинение имеет свою структуру, которой необходимо придерживаться. Вне зависимости от вида, всегда нужно писать его по определенному плану. Сочинение содержит тезис, размышления автора и цель, ради которой оно и было написано. В основном его структура предполагает наличие трех обязательных частей, поделенных между собой на отдельные абзацы.

Структура сочинения-рассуждения

2 sochinenie rassuzhdenie

Средства выразительности. Применение в сочинении

Следует отметить, что средства выразительности, используемые в сочинении-рассуждении, играют важную роль в восприятии самой информации написанного. Чем больше красивых речевых оборотов использовано в работе, тем интереснее ее читать.

Средствами выразительности в сочинении являются:

  • метафоричные высказывания и эпитеты: горькая правда, сладкая ложь;
  • сравнение с интересными объектами и явлениями: он летел, словно ветер в непогоду;
  • приведение цитат и высказываний известных людей: «Любви все возрасты покорны» – писал великий поэт А.С. Пушкин;
  • использование других средств речевой выразительности, способных обогатить рассуждения и разнообразить стилевую композицию сочинения;
  • красивая игра слов и использование причастных или деепричастных оборотов для распространения мыслей.

Аргументы. Связь между примерами

В качестве аргументов можно использовать всевозможные источники. Это могут быть и произведения литературы, и научные статьи, и маленькие очерки – все зависит от вида сочинения-рассуждения и фактов, которыми должен быть подкреплен тезис.

Иногда один аргумент нужно найти в предложенном тексте, а один добавить самостоятельно. Для этого нужно обладать большим запасом знаний и читать много литературы.  А порой встречается и необходимость приведения сразу двух аргументов из текста. Очень важно указывать связь между ними, иначе можно потерять смысл всей излагаемой мысли.

Виды связи примеров:

  • 1) дополнение одного аргумента другим;
  • 2) противопоставление двух и более аргументов.

Пример дополнения:

Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, в полной мере раскрывают проблему взаимоотношений в семье.

Пример противопоставления:

Таким образом, эти примеры, построенные на противопоставлении, в полной мере раскрывают проблему безнравственного отношения к окружающим.

Характеристика видов

Рассмотрим типы сочинений-рассуждений более подробно. Каждый подвид характеризуется своими особенностями и выполняет разные роли.

Виды сочинений. Особенности каждого типа

В школе встречаются различные виды сочинений. Их нужно уметь различать между собой и знать средства выразительности, которые уместно употребить в том или ином случае.

Виды сочинений таблица

3 sochinenie rassuzhdenie

Слова из последнего столбика можно использовать в своей работе. Главное подбирать их для нужных случаев и не путаться в разновидностях сочинений-рассуждений. В основном рассуждение предстает сочинением в виде эссе, где есть тезис и необходимо самостоятельно подобрать аргументы.

Примеры сочинений. Способы их отличия друг от друга

Чтобы верно написать сочинение, нужно следовать определенным алгоритмам. Рассмотрим на конкретных примерах, как сделать это грамотно.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-доказательства:

  • выяснить предмет доказательства;
  • само тело сочинения: доказательства, тезис и несколько аргументов;
  • подведение итогов и выводы, согласие или несогласие с доказательством.

Пример задания:

«Раскольников – заложник времени или аморальная личность?»

Данный тезис необходимо раскрыть со всех сторон и доказать свою точку зрения. Нужно привести аргументы либо в сторону того, что герой – заложник времени, либо, что он аморальная личность. Доказательства в данном случае необходимо искать в самом тексте произведения или же в истории его создания.

Краткое построение сочинения:

Тезис: Раскольников – заложник времени.

Первый аргумент: произведение написано в трудный исторический период для России, в котором было много социальных проблем.

Второй аргумент: Раскольников не знал, как поступить иначе, хотя в нем был большой потенциал.

Вывод: Раскольников, действительно, заложник времени.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-объяснения

  • выявить предмет объяснения;
  • ответить на вопросы «Зачем он?» «Как появился?» «Почему это произошло?» и на многие другие, которые наводят на основные мысли в сочинении;
  • объяснить тезис и сделать вывод.

Пример задания:

«Объясните, почему предложение считают единицей языка».

Здесь необходимо на основе теоретических знаний по этой теме подкрепить аргументами данный тезис. Очень важно ссылаться на определения и общепринятые правила. Цель – доступно и развернуто объяснить предлагаемую тему.

Краткое построение сочинения:

Тезис: предложение – единица языка.

Первый аргумент: предложение является целостным и связанным по смыслу субъектом языка.

Второй аргумент: оно является частью текста, а текст – это единица языка.

Вывод: предложение действительно является единицей языка.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-размышления

  • подумать над поставленным вопросом или тезисом, понять суть проблемы;
  • подобрать аргументы из текста или из другого источника, раскрывающие проблему или отвечающие на вопрос;
  • сделать вывод с собственной оценкой.

Пример задания:

Напишите сочинение-размышление на тему «Что такое любовь?»

Здесь необходимо написать все свои мысли по данному вопросу. Сначала нужно будет раскрыть сам тезис, а уже затем подкреплять его аргументами. Доказательствами может выступать исходный текст, если он есть. В случае его отсутствия – использовать разные произведения и личный жизненный опыт. В конце необходимо высказать свое мнение относительно данного вопроса и подвести итог.

Краткое построение сочинения:

Тезис: любовь – это светлое бескорыстное чувство симпатии, которое человек испытывает к окружающим.

Первый аргумент: в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно наблюдать историю безответной любви, но все же это чувство окрыляло и Татьяну, и Евгения.

Второй аргумент: в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита» показаны настоящие чувства, которые испытывают главные персонажи друг к другу. Они помогают им преодолевать все преграды и испытания.

Вывод: любовь – это действительно огромная сила, которая способна делать человека счастливым.

Задания для подготовки к ОГЭ

Самым последним заданием, которое предстоит выполнить учащимся на ОГЭ по русскому языку – написать сочинение-рассуждение на одну из тем. Разберем задания поподробнее

Особенности задания 9. ОГЭ 2020 по русскому языку

Есть три группы заданий, в которых требуется выбрать одно сочинение из нескольких предложенных. В первом необходимо написать сочинение-объяснение на лингвистическую тему. Второе задание – сочинение-доказательство на поиск аргументов из текста. И третье – сочинение-размышление, необходимо ответить на поставленный вопрос.

Главное выбрать тот стиль, в котором писать получается лучше всего. Нельзя допустить речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, за это снижают баллы. Так что нужно запомнить, какие слова можно использовать в качестве дополнительных в каждом стиле.

Антонов Анатолий
Викторович,

учитель русского
языка и литературы

МАОУ СОШ №36 г.
Владимира.

Написание
сочинения (часть С) – непростое задание
для школьников, т.к. за ограниченное
время им нужно проанализировать исходный
текст и создать собственное развернутое
высказывание, опираясь на авторскую
позицию и свое видение проблемы.

Сочинение
представляет собой публицистическое
или художественно-публицистическое
рассуждение на основе исходного текста.
Композиция данного сочинения такова:

1.
Вступление.

2.
Формулирование (выявление) проблемы.

3.
Комментирование проблемы.

4.
Авторская позиция.

5.
Аргументация собственной позиции:


первый аргумент;


второй аргумент.

6.
Вывод.

Вступление
сочинения-рассуждения должно быть
эмоциональным, коротким.

Вторую
часть сочинения логично начинать с
формулировки проблемы. Проблема – это
сложные вопросы, требующие исследования
и решения. Проблемы могут быть
экологические, философские, нравственные,
социальные, политические. Однако
проблему текста следует учащимся не
только выявить, но и сформулировать.
Поэтому целесообразно ребятам предложить
два наиболее простых способа формулировки
проблемы:

1)
формулировка в виде вопроса.

Что
такое счастье? Этой сложной проблеме
посвящен текст….

Прочитав
текст, я задумалась над вопросом: каким
должно быть правильное воспитание
ребенка?

Как
природа воздействует на душу современного
человека? Именно над этой проблемой
размышляет В. Солоухин.

2)
формулировка в виде суждения.

Автор
размышляет над проблемой добра и зла.

В
тексте поднимается проблема одиночества.

Текст
автора заставил меня задуматься над
проблемой сохранения культурного
наследия.

Логическим
переходом от формулировки проблемы к
изложению авторской позиции по данной
проблеме является комментарий. Он
показывает, насколько глубоко и полно
понята проблема, как учащийся сумел
увидеть ее аспекты, намеченные автором,
проследить за ходом авторской мысли.
Комментарий дается на основе исходного
текста, поэтому здесь уместны небольшие
цитаты.

Можно
выделить два типа комментария.

1.
Текстуальный.

2.
Концепционный.

Текстуальный
комментарий – это объяснение текста,
следование за автором в раскрытии
проблемы.

Концепционный
комментарий — это интерпретация проблемы
текста, ее актуальность, столкновение
различных мнений по данному вопросу.

Конкретизировать
содержание комментария можно с помощью
следующих вопросов:

На
каком материале автор раскрывает
проблему?

На
чем заостряет внимание?

Проблему…..
автор раскрывает на примере…….

Автор
привлекает в качестве аргументов….

Материалом
для наблюдений послужили автору…

Автор
приводит пример (факты, цитату, данные)……..

После
того как проблема прокомментирована,
излагается позиция автора исходного
текста по данной проблеме. Позиция
автора может быть выражена в тексте
прямо, или учащемуся следует самому
ее сформулировать. Можно использовать
следующие способы формулирования
авторской позиции:

Автор
четко выражает свою позицию

Позиция
автора передана в тексте достаточно
определенно. Он пишет…

Автор
считает, что…

Автор
с болью в сердце говорит о том, что…

Автор
убеждает нас в том, что…

Хотя
позиция автора не выражена явно, но
логика текста…. убеждает читателя в
том, что….

Следующая
часть сочинения — аргументация собственной
позиции. Учащемуся необходимо обосновать
свое согласие или несогласие с точкой
зрения автора.

Я
согласен с автором.

Я
не согласен с автором.

Нельзя
не согласиться с мнением автора о том,
что….

Затем
учащийся приводит два аргумента, опираясь
на жизненный или читательский опыт.

Рассмотрим
типы аргументов.

1).
Естественные доказательства.

Это
показания свидетелей, документы, данные
экспертизы и т.п. Ярким примером такой
аргументации является довод «к
очевидному». Использование этого
довода предполагает ситуацию, в которой
есть очевидец (очевидцы) какого-либо
события, факта.

А)
В качестве аргумента используем ссылку
на общезначимый опыт, который имеет
каждый человек.

Б)
Ссылки на авторитет. Учащийся может
сослаться на мнение авторитетного
общественного деятеля, ученого, упомянуть
пословицу, поговорку, апеллируя к
народной мудрости.

В)
Примеры из художественной литературы.

2.)
Логические доказательства.

А)
Рассуждение с дефиницией.

Рассуждение
начинается с вопроса о содержании
уточняемого понятия. Затем дается
неверное определение, отражающее
первоначальные, неточные представления
о предмете. Затем это определение
заменяется правильным, которое и
завершает рассуждение.

Б)
Силлогизм.

Это
дедуктивное умозаключение, в котором
из двух суждений следует третье суждение
(умозаключение).

В)
Аналогия.

Это
умозаключение, при котором свойства,
присущие одному объекту, переносятся
на другой объект того же класса.

Заключительная
часть сочинения – вывод.

Вывод должен быть:

1. Органично связан
с текстом, с его проблематикой, с
предыдущим изложением.

2. Должен быть
логическим завершением рассуждений
по поводу темы, проблем, поставленных
автором.

3. Может отражать
твое личное отношение к теме текста,
его героям, проблеме.

4.Может
представлять собой развернутую или
логически завершенную мысль, высказанную
во вступлении.

Образцы
ученических сочинений, написанных по
текстам, предложенным в пособии В.В.
Львова «Русский язык. Типовые тестовые
задания», Издательство » Экзамен»,
Москва, 2013

Сочинение
№1.

Жизнь.
Какое маленькое, но очень емкое слово.
Жизнь – это минуты радости и огорчения,
это взлеты и падения. Жизнь – это самое
лучшее, что есть на свете. Поэтому не
случайно о смысле жизни задумывалось
ни одно поколение.

В
чем смысл жизни? Как надо жить? – вот
философские вопросы, над которыми
размышляет известный публицист Н.
Михайлов.

Данную
проблему автор рассматривает на примере
трудной жизни крестьянина Григория
Журавлева, с самого рождения обреченного
на жалкое существование, так как он
появился на свет без рук и ног. Но не
смирился Григорий со своей участью. Он
стал писать иконы, да так хорошо, что
многие из них и сейчас можно увидеть в
церквях России. Мастер оставил о себе
след в жизни, в памяти ни одного поколения.

Н.
Михайлов с болью в сердце говорит о том,
что в современном обществе большинство
людей просто «прожигает свою жизнь»,
нисколько не задумываясь о том, какую
пользу они могут принести своей стране.
И это очень печально.

Я
полностью согласна с позицией автора
статьи. Каждому из нас дарована Богом
жизнь, и растрачивать ее попусту
бессмысленно. Какой будет она, что
оставит человек после своей смерти –
все это во многом зависит от него самого,
от его жизненной позиции, упорства,
настойчивости, трудолюбия, гуманности.

Примеров,
подтверждающих мою точку зрения, в
художественной литературе можно найти
немало. Вспомним хотя бы Илью Ильича
Обломова, героя романа И. Гончарова
«Обломов». Он настолько ленив, что
никакие жизненные потрясения не способны
оторвать надолго его от любимого дивана.
Илья Ильич всегда находит оправдание
в своей бездеятельности. А что в итоге?
Обломов погибает духовно, так как он
напрасно растрачивает бесценные дары,
отпущенные ему Богом.

Совершено
другой герой предстает перед нами в
рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Данко пожертвовал собой ради счастья
других. Он вырвал из своей груди сердце,
чтобы осветить им путь из топких болот
и густого мрака. Поступок Данко можно
назвать подвигом, так как герой погибает,
но искры его горячего сердца освещают
путь к правде, добру, а добрые дела можно
считать смыслом жизни.

Итак,
каждый человек видит свое предназначение
по-разному, но все же не стоит забывать
о том, что жизнь быстротечна, что не
нужно тратить бесценное время на
ничтожные, бессмысленные дела.

Сочинение
№2

Современное
общество. Какое оно: духовное или
бездуховное? Вот вопрос, над которым
постоянно размышляют писатели и поэты,
публицисты и журналисты. В стороне от
этого вопроса не остался и А. Лиханов.
В прочитанной мною статье известный
писатель глубоко и всесторонне
рассматривает проблему утраты духовности
современного общества.

А.
Лиханов с болью в сердце говорит о том,
что сегодняшнее общество успешно
развивается лишь в технической сфере,
а в духовной же наблюдается упадок.
Мнимые ценности (карьера, богатство)
замещают подлинные: любовь, доброту,
сердечность.

Писатель
негативно относится к людям, духовно
не развитым, думающим только о собственном
благополучии, ведь будущее имеет лишь
то общество, в котором предпочтение
отдается подлинным ценностям.

Я
согласен с позицией автора. Действительно,
упадок духовности современного поколения
очевиден. В век технического прогресса,
в период рыночных отношений ценится
человек не столько духовный, сколько
активный, целеустремленный, имеющий
престижную профессию, а значит, высокую
зарплату и материальное благосостояние.
Конечно, плохо, что в современном обществе
преобладает материальное над духовным.
Но ведь во все времена были и будут люди
духовные и бездуховные.

Достаточно
вспомнить роман-эпопею Л.Н.Толстого
«Война и мир». В нем изображается
петербургское светское общество, в
котором признают лишь несколько
ценностей: титул, власть, деньги. За
маской добродушия скрывается лицемерие
и притворство, ставшее привычкой. Все
здесь пропитано ложью, а от дружбы и
любви осталась лишь видимость. Этому
бездушному обществу Толстой
противопоставляет Пьера Безухова,
Наташу Ростову, Андрея Болконского. Все
эти герои – люди с богатым внутренним
миром, естественные, способные к духовному
изменению и самопожертвованию.

О
людях своей эпохи писал и А.С. Пушкин.
Так, в романе «Евгений Онегин» он
показывает поместное дворянство. Это
и дядя Онегина, ничем себя не утруждающий
и не развивающийся духовно, и Гвоздин
— «владелец нищих мужиков», и уездный
франтик Петушков. Их ничто не интересует,
кроме бытовых вопросов. Этим героям
противопоставлена Татьяна Ларина,
мечтательная и романтичная, умная и
самобытная. Ей скучно в окружении
Пустяковых и Скотининых, ей не о чем с
ними говорить.

Как
видим, в любом обществе есть люди и
духовные, и бездуховные. Важно лишь то,
чтобы забота о собственном благополучии
не поглотила подлинные ценности:
сердечность, доброту, любовь,
взаимопонимание.

Список
используемой литературы:

1)
Е.С.Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ. Сочинение, М: АСт:
Астрель,2009

2)
ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский
язык».№12 – 2006

3)
Ермакова Г. А., Васильева Ф. И. Подготовка
учащихся к единому экзамену по русскому
языку. Часть С. Чебоксары,2002

4)
В.В. Львов, Ю. Н. Гостева, И.П. Васильевых,
Л. И. Пучкова, Г. Т. Егораева «Русский
язык. Типовые тестовые задания»,
«Экзамен», Москва,2013

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа № 1» Актанышского муниципального района РТ

Разработка урока

«Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля»

(Подготовка к ЕГЭ)

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

Стаж работы: 19 лет

2012 год

Цели урока:

уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

 воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
 
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;  презентация к уроку.

Ход урока

I .    Постановка цели урока.

II.   Подготовка к сочинению-рассуждению.

— Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше  сочинение?   Из каких частей оно должно состоять?
  СЛАЙД №3. (План сочинения).

  1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора.
  4. Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.
  5. Заключение.

— Прежде чем мы приступить к чтению текста, познакомимся с рекомендациями  «Как правильно понять исходный текст?»
      СЛАЙД №4.
Текст

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)                

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

— Читаем текст. (Приложение 1).  Итак, начинаем работу над текстом. 

1. Вступление.  Вы прочитали отрывок из рассказа Воробьева «Увольнительная в город».

  — О чем же идет речь в тексте?   (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые увидевшего Москву (13-16), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу (24))

Мы определили тему данного текста.

— Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею.  С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности — гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!) )

— А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

 СЛАЙД №5. Стили речи.

— Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии).

СЛАЙД №7. Типы речи.

— К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

— Как строится текст-рассуждение?

 СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

— Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

 — Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача сформулировать одну из них и анализировать ее.

Сформулируйте проблему данного текста.  (Патриотизм телефониста, патриотизм «каждого солдата», которому «было что защищать!»

— К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально-этическому).

 СЛАЙД №9. Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная).

— Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете что-либо об авторе предложенного вам текста, начните сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (3-4 предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос, требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом – вопросительным по форме и утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и настроение).

СЛАЙД №11.  Возможные варианты вступлений: 

«Евгений Захарович Воробьёв – известный прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны. Он является автором многих книг, посвящённых военному времени. В данном тексте автор рассказывает о патриотических чувствах рядового Федосеева, впервые оказавшегося в столице, которую сам же защищал. Именно патриотизм людей в годы войны и стал предметом размышления автора».

  «В чем проявился патриотизм людей в годы войны?» или «В чем состоял подвиг, совершенный народом в годы Великой Отечественной войны? Каковы чувства людей, освобождавших оккупированные фашистами города? Именно над этими вопросами размышляет Воробьев Е. (заставляет нас задуматься Е Воробьев)».

 «Кто из нас не слушал проникновенные рассказы наших ветеранов о войне, о чувствах, пережитых ими в эти страшные годы, о гордости и радости. Когда освобождали пядь за пядью родную землю, о горечи потерь? Именно о чувствах фронтовика, юного связиста Федосеева, повествует Е. Воробьев, заставляя нас задуматься над проблемой патриотизма».

СЛАЙД №12.  Помните, что первый абзац вашего сочинения должен заканчиваться выводом: «Именно над этой проблемой заставил меня (нас) задуматься автор (обязательно назвать фамилию и инициалы автора) текста». Или: «Именно об этом задумываешься, читая текст (размышления), автора и т. п.»

Рассмотрим композицию

— Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

— Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

— Итак, как же прокомментировать этот текст?
Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

— Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

— В какой строке звучит основная мысль автора?

— Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

— Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

Если Е. Воробьев поднимает проблему патриотизма, которую мы формулируем в виде вопросов: «Каковы чувства людей, защитивших от фашистов город? А если город этот – Москва, сердце России?», — то его позиция – ответ на этот вопрос:

 «Автор убежден, что подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить ее трудом в тылу и ратным трудом».

«Автор убежден, что в годы войны патриотизм людей проявился в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства».

Отражение собственной позиции .

Определим собственную позицию, подберем 2-3 аргумента.

— Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли).

— Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

СЛАЙД №15.  Позиция  ученика. «С позицией Е. Воробьева я полностью согласна. Я тоже считаю, что в годы  Великой Отечественной войны солдаты ковали общую победу, где бы они ни защищали свое Отечество, будь то великие сражения под Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом или « бои местного значения» за высоту, дом, улицу. О таких боях я и вспомнила, когда читала о связисте Федосееве.

Аргумент 1. Главные героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» погибли, потому что вступили в неравный бой с фашистами. Думаю, что подвиг пяти девушек также значителен, как и подвиг роты кремлевских курсантов, героев повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой», погибших в ноябре 1941 года при защите рубежей Москвы.

Аргумент 2. «Бой местного значения» в Карелии способствовал общей победе народа в этой войне, и я уверена, что слова Е.Воробьёва в полной мере можно отнести к погибшим девчонкам: «Им было что защищать!» И погибшим курсантам было что защищать. Правда, в отличие от связиста Федосеева, им не довелось гордиться своим подвигом».

 Заключение.
— Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
СЛАЙД №16
. Заключение.
— Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию).

— Напишите заключение.

 III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

СЛАЙД №17. «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

  • Сочинение рассуждение по тексту корнилова
  • Сочинение рассуждение по тексту каверина что такое сила духа
  • Сочинение рассуждение по тексту лиходеева однажды архимед сел в ванну
  • Сочинение рассуждение по тексту недоросль
  • Сочинение рассуждение по тексту розова люди хотят быть счастливыми