Автор: Ширшова Ольга Александровна
Организация: МБОУ «Пилюгинская СОШ»
Населенный пункт: Оренбургская область, Бугурусланский р-н, с. Пилюгино
Цель: Закрепление знаний обучающихся о сочинении – рассуждении 9.2
Задачи:
- Воспитывать самостоятельность
- Развивать умение работать с текстом.
- Закрепить алгоритм написания сочинения – рассуждения 9 .2
Формируемые УУД:
Предметные: Закрепление умения писать сочинение – рассуждение.
Метапредметные:
- Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; развитие логического мышления
- Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.
- Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи
Личностные: формирование навыков самоорганизации
Оборудование: ПК, проектор, экран, раздаточный материал
Технологическая карта урока.
3. Актуализация знаний.
— Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
— Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке .
Лексическая работа.
Итак, начнём мы с лексической работы. Я вам буду диктовать лексическое значение слова, а вы должны будете записать его определение.
1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту. – (комментарий)
2. Довод, доказательство – Аргумент
3. Мысль, утверждение, являющееся выводом, следствием из чего-нибудь. Заключение
4. Положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении –(Тезис)
4. Открытие нового.
— Какие слова вы записали?
— Где мы с ними встречаемся?
— Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке?
— Мы продолжим закреплять наши знания по написанию сочинение-рассуждение 9 .2.Что же проверяет задание 9.2? ( задание 9.2 проверяет умение самостоятельно раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).
– Согласна. Аналогичное сочинение – рассуждение мы пишем с вами с 7 класса. Это прообраз сочинения задания 27 ЕГЭ по русскому языку Для этого вспомним структуру, алгоритм работы над сочинением 9 .2, повторим критерии оценивания.
5. Закрепление материала через групповую, индивидуальную или самостоятельную работу.
— Что вы знаете о композиции сочинения – рассуждения 9.2?
— Какова последовательность работы над данным видом сочинения?
— Каковы критерии оценивания сочинения?
— Спасибо. А теперь давайте вспомним, как звучит задание 9.2(вывожу на слайд)
Напишите сочинение-рассуждение 9.2. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительного предложения текста: “Красота, видно, живет в сердце каждого человека, и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись”. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Работа с текстом
— Сегодня нам с вами предстоит вспомнить всё, что мы знаем о данном виде сочинении. Предлагаю вам Вдумчиво и не спеша прочитать текст Н.Морозова «Странная вещь – книга». (читают про себя, читают вслух)
(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.
(3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.
(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
— Чего не хватает в данном тексте?
— Егор, попробуйте сформулировать задание к тексту.
— Прежде чем писать сочинение, нам нужно разобрать текст, понять его
Работа в парах с таблицами.
Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах лежат таблицы. Её заполнение поможет нам в дальнейшей работе. Ваша задача определить тему текста, выделить ключевые слова и сформулировать основную мысль текста. Удачи!
Алгоритм действий | Результат работы с текстом |
| Книга |
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. | Глаголы: Имена существительные: |
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис. |
Алгоритм действий | Результат работы с текстом |
1. Определите тему (о чём?). | Книга |
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. | Глаголы: пересмотреть, перерабатываем, сопоставляем, самосовершенствуемся Имена существительные: книга, струнка, дума, опыт. |
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис. | Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше. |
Работают с таблицами.
— Какова тема текста?(книга)
— Какие ключевые слова вы записали?
— Сформулируйте основную мысль текста.( Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше.)
— У кого получилось иначе?
— Хорошо. Спасибо. А теперь всё что мы вспомнили и повторили, мы с вами закрепим на практике.
Работа в группах «Конструктор»
Предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача из предложенных заготовок собрать сочинение на максимальные 9 баллов. Если по вашему мнению чего- то не хватает, можете дописать ручкой. Приступаем к работе.(ребята собирают тексты)
— Слово предоставляется первой группе
— Слово предоставляется второй группе.
— Чья работа вам кажется более удачной?
Взаимопроверка.
_А теперь обменяйтесь работами и поработайте экспертами, оцените сочинения ваших одноклассников.(оценивают)
— Пожалуйста, как вы оценили работу?
6. Рефлексия.
— Какой урок мы извлечем из нашего занятия?
— Где вы будете использовать данный материал?
— Оцените своё эмоциональное состояние с помощью фразеологизмов.
— Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами. Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим! Удачи вам! Спасибо за занятие
Приложения:
- file0.doc.. 61,0 КБ
Опубликовано: 24.10.2019
Пояснительная записка
В настоящей работе представлена разработка урока-практикума по русскому языку в 9 классе. Тема — написание сочинения-рассуждения на основном государственном экзамене по русскому языку, связанная с анализом текста (толкование значения слова).
В начале урока ребята знакомятся со стихотворением Э.Асадова «Две красоты», которое подводит к теме сочинения и создает определенный эмоциональный настрой. Затем ученики вспоминают композицию сочинения-рассуждения (4-5 абзацев). Далее ставится проблемный вопрос: «Какого человека можно назвать красивым?». Учитель читает текст П.Васильева «Уродина» и организовывает беседу по нему. Затем учащиеся анализируют 3 текста уже написанных сочинений-рассуждений по этому отрывку. Класс делится на 2(3) группы, которые оценивают написанные сочинения. По итогам урока ребята пишут синквейн.
На уроке использованы разные формы работы: групповая, индивидуальная; системно-деятельностный подход. Большое внимание уделено воспитательному аспекту: рассматриваются понятия внешней и внутренней красоты человека. Задается домашнее задание, проводится рефлексия по итогам урока.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией, а также раздаточным материалом (приложениями 1-6) Огромную благодарность хочется выразить авторам пособия «Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной. — Ростов н/Д: Легион, 2015», так как практически весь урок строится на материале данной книги.
Тип урока: урок-практикум.
Цель урока: научить создавать текст-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.
Образовательные задачи:
- развивать умение формулировать значение слова;
- научиться правильно понимать исходный текст;
- уметь отбирать материал, необходимый для написания сочинения;
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- Умение создавать внутреннюю мотивацию к учению.
- Умение использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни.
- Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме.
- Умение понимать нравственные идеи текста.
- Умение понимать значимость приобретенных знаний и умений.
- Умение воспитывать в себе целеустремленность, необходимость самовоспитания, самокритичности;
Познавательные УУД:
- Умение строить речевое высказывание.
- Умение выдвигать гипотезу (формулировка тезиса).
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.
- Умение формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.
- Умения и навыки отбирать нужный материал из текста для аргументации;
Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать других.
- Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение определять цель учебной деятельности.
- Умение развивать логику мышления, внимание к слову.
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно и в группе работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Методы и приёмы: Наблюдение, беседа, создание проблемной ситуации, сравнение учебных объектов, , постановка целей и задач, презентация, рефлексия
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научиться создавать текст-рассуждение по модели: тезис, аргументы, вывод.
- Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.
- Научиться формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.
- Научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.
Личностные:
- Научиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Научиться создавать внутреннюю мотивацию к учению
- Научиться выражать свое отношение к поставленной проблеме
- Научиться понимать нравственные идеи текста.
- Научиться осознавать необходимость самовоспитания, самокритичности.
Метапредметные:
- Понимать прочитанный текст.
- Выдвигать гипотезу, формулировать тезис.
- Аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста.
- Выстраивать логическую цепочку доказательства.
Конспект урока
1. Приветствие (слайд 1)
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на своем уроке! Сегодня предстоит серьёзная и интересная работа- работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту: учиться понимать текст, извлекать необходимую информацию, необходимую для написания сочинения-рассуждения 9.3 в рамках подготовки к ОГЭ. Кроме того, мы попробуем выработать алгоритмы работы, которые помогут вам справиться с написанием сочинения.
2. Слово учителя
— Прежде чем приступить к нашему занятию, мне бы очень хотелось познакомить вас со стихотворением Э.Асадова «Две красоты», которое будет своеобразным эпиграфом к уроку. СЛАЙД 2 (Приложение 1)
— Что вы знаете об этом поэте?
— О чем это стихотворение?
— Какую проблему ставит автор?
— Найдите авторскую позицию. Согласны ли вы с ней? Объясните почему
3. Основная часть
1. Последнее задание экзаменационной работы — самое сложное задание — подразумевает написание сочинения-рассуждения, темой которого является какое-либо слово — определение его значения. Но для того, чтобы написать сочинение — хорошее сочинение, нужно знать, как его будут оценивать эксперты. Потому что в критериях заложен алгоритм написания вашего сочинения.
— Давайте взглянем на критерии оценивания сочинения 9.3. (Приложение 2)
— Как вы думаете, сколько абзацев должно быть в такой работе? Какие именно? (5 абзацев или как минимум 4 (определение и комментарий можно объединить в 1 абзац)
— С чего же начать работу над заданием 9.3? (Читаем задание, соотносим слово и тему, данную в формулировке задания) СЛАЙД 4
— Обратите внимание, в задании 9.3 можно увидеть несколько разных формулировок. Давайте посмотрим на них1. СЛАЙД 5
______________
1 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015.- С.75.
2. Шаг 2
Читаем внимательно текст второй части. Ищем в нем героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них, для того чтобы полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его.
— Читаем текст П.Васильева «Уродина» (читает учитель)2 Приложение 3
______________
2 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015.- С.77.
— Каково ваше мнение о тексте? Заинтересовал? На какие вывел размышления?
— О чем этот текст?
— Актуальна ли тема? В чем ее актуальность?
— Какие вопросы волнуют автора?
— Имеют ли место быть эти вопросы сегодня?
— С какой целью написан автором текст?
3. — Каким будет третий шаг к написанию работы? (Формируем определение слова и комментируем его)
— Итак, вы прочитали текст «Уродина». Теперь сформулируем определение слова КРАСОТА. Многим, наверное, покажется сложным справиться с заданием. Конечно, оно не является легким, однако вам ведь и не нужно давать точное определение, как, например, в толковых словарях. Вы должны представить СВОЕ понимание этого слова.
— Сейчас мы сравним несколько определений слова красота из толкового словаря3. СЛАЙД 6
______________
3 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной. — Ростов н/Д: Легион, 2015. — С.79.
— Какое из представленных определений употреблено в нашем тексте?
— Какие самые распространенные ошибки могут встретиться в этой части работы? 4СЛАЙД 7
______________
4 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. — С.80.
— Итак, если вы даете в сочинении определение без комментария, то теряете 1 балл. Таким образом, комментируйте тезис-определение, используя текст второй части работы.
— В задании 9.3 написано, что вы должны привести два аргумента. Какие?
— В критериях оценивания сказано, что вы получаете такой же балл, если оба аргумента будут из текста. НО! Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте. Какой пример может служить аргументом из жизненного опыта? 5СЛАЙД 8
______________
5 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. — С.83.
— А теперь переходим к вопросу оценивания работ. Что же проверяет эксперт? 6 СЛАЙД 9
______________
6 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. — С.84.
— Прямо сейчас вы попробуете себя в необычной роли- в роли эксперта. Перед вами на столах тексты, попробуйте расставить баллы. (Ребята в группах оценивают работу, объясняют свое решение, сравнивают с оцениванием эксперта)
Текст 17 (приложение 4)
Текст 28(приложение 5)
Текст 39(приложение 6)
______________
7–9 Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2015. — С.84–86.
4. Рефлексия
— Сейчас каждый из вас, в качестве итога урока, напишет стихотворение-синквейн на тему «Красота».
5. Домашнее задание
Напишите сочинение по тексту П.Васильева «Уродина» (9.3)
Заключение
— Ребята, в конце нашего урока мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках. СЛАЙД 10
— Я думаю, сегодняшний урок дал вам представление о значимости жизненных ориентиров и стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. Спасибо за урок!
СЛАЙД 11
Структура сочинения
№ | Композиционные части сочинения-рассуждения | Цель |
1. | Вступление. Тезис. Формулировка тезиса о смысле фразы текста. Развертывание тезиса с помощью комментария к нему. | Тезисно объяснить смысл цитаты, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать. Желательно цитату переписать целиком. |
2. | Основная часть. Аргументация тезиса. (+ Роль примеров в тексте) | Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле цитаты. |
3. | Заключение. Вывод. | Заключение и вступление не должны превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. |
Алгоритм написания сочинения 9.2.
1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 экзаменационной работы.
2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?
3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).
4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.
5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.
6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.
7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.
Клише для сочинения 9.2.
Вступление (формулирование тезиса)
Действительно…
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…
Смысл финала текста говорит нам о том, что…
Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…
В этом отрывке автор хочет сказать нам о том…
Этим отрывком автор хочет нам показать…
Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идёт о том, что…
В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так:…
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
На мой взгляд, данный отрывок показывает/объясняет/раскрывает…
По моему мнению, в этом отрывке показано…
Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста:…
Я считаю, что…
Текст (автора) заставил меня задуматься….
Основная (аргументация)
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Докажу своё суждение примерами из текста (автора).
Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автора).
Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автора).
Примером может стать аргумент из текста, в котором…
Обратимся к тексту (фамилия автора в род.падеже) …
Предложение №… подтверждает мысль о том, что…
Автор говорит (подчеркивает, обращает/акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к….)
Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста…
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Заключение (вывод)
Таким образом, мы пришли к выводу…
Итак,
В заключение,
Как видим…
Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…
Делая выводы,…
Исходя из сказанного…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Текст (автора) помог понять…