Сочинение рассуждение песнь о вещем олеге

Контрольная работа по литературе1 по теме введение. устное народное творчество. русская литература 18 века. русская литература первой половины 19

Контрольная работа по
литературе№1

по теме « Введение. Устное
народное творчество. Русская литература 18 века.

 Русская литература первой
половины 19 века»

1 вариант

А1. Назовите особый жанр русского
фольклора, в котором поэтически сочетаются исторические события с
повествованием о героических подвигах, совершаемых храбрыми богатырями.

а) поэма; б) баллада; в) легенда; г) былина.

А2 . Выделите основную тему стихотворения Пушкина «Анчар».

а) летний отдых в пустыне;

б) выполнение приказа повелителя;

в) природное зло усиливается злом человеческим;

г) ядовитые свойства анчара.

А3. Какова основная идея «Оды на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы

Петровны, 1747 г.» М. В. Ломоносова?

а) значение поэтического творчества;

б) уверенность в великом будущем российской науки;

в) свободолюбивые идеи;

г) доблесть и слава русского оружия.

А4.Кульминацией повести Н. В. Гоголя «Шинель»

 является

а) починка шинели;

б) получение наградных;

в) вечер в честь Башмачкина;

г) кража шинели.

А5. Говорящие фамилии — известный
классицистический прием. Какую роль играют говорящие фамилии в комедии
Фонвизина «Недоросль»?

а) создают комедийный эффект;

б) являются способом деления на положительные и отрицательные
персонажи;

в) определяют характер героя.

А6. В описании подвигов, внешности,
поведения богатырей их поступки изображаются в     преувеличенном виде. Как
называется такой прием?

а) олицетворение;

 б) метафора;

в) гипербола;

г) эпитет.

А7. Какие исторические реалии введены в « Песнь о вещем Олеге»?

 а) образ кудесника;

 б) описание дружины

 в) щит на вратах Царьграда;

 г) языческий бог Перун.

г) за родину.

А8. Какие народные мотивы, сюжеты и образы
использованы в «Песне о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова?

а) гуслярный звон и напевы;

б) казнь позорная;

в) встреча с мудрой девой;

 г) поиски Жар-птицы.

А9. Какой художественный прием использует
М.Ю. Лермонтов в строках из «Песни про купца Калашникова»?

… Заря алая подымается:

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается…

а) сравнение;

 б) олицетворение;

в) гипербола;

г) эпитеты.

С1.

Прочитайте отрывок из произведения
«Полтава» А. С. Пушкина

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на
вопрос: «С какими чувствами автор описывает сражение? Какие эмоции вызвал у
вас?»

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и
из текста.

Контрольная работа №1

по теме « Введение. Устное
народное творчество. Древнерусская литература.

Русская литература 18 века.
Русская литература  первой половины 19 века»

.

2 вариант.

А1. Определите жанр произведения Гоголя «Шинель».

а) повесть;

 б) очерк;

 в) рассказ;

 г) эпиграмма.

А2. Выделите основную тему стихотворения Лермонтова «Родина»

а) крестьяне;

б) Родина;

в) любовь к Родине;

г) народные праздники.

А3. Какова основная идея «Оды на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы

Петровны, 1747 г.» М.В.Ломоносова?

а) значение поэтического творчества;

б) уверенность в великом будущем российской науки;

в) свободолюбивые идеи;

г) доблесть и слава русского оружия.

А4. С чего обычно начинается былина?

а) эпилога;

б) экспозиции;

в) зачина;

г) описание пейзажа.

А5. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

а) «Повесть временных лет»

б) «История государства Российского» Н.М.Карамзина;

в) исторические хроники

А6. Какое средство иносказательности использует М.В.Ломоносов в
строках

«Науки юношей питают,

 Отраду старым подают…»

а) аллегория;

б) иносказание;

 в) метафора;

г) гипербола.

А7. Какие законы классицизма нарушает Фонвизин в комедии
«Недоросль»?

а) строгое деление на положительных и отрицательных героев;

б) правило трех единств;

в) односторонность характеристики героев;

г) использование возвышенной лексики.

А8. О чем говорят строки из стихотворения «Горит восток зарею
новой…»?

а) начало нового дня;

б) алые отблески лучей солнца;

в) восхождение России;

г) стороны света.

А9. Какой художественный прием использует М.Ю.Лермонтов в строках
из «Песни о купце Калашникове…»?

…Ходит плавно — словно лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет…

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) гипербола;

 г) эпитеты.

С1.

Прочитайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про
царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»

              Не сияет на небе
солнце красное,

              Не любуются им тучки
синие:

              То за трапезой сидит
во златом венце,

              Сидит грозный царь
Иван Васильевич.

              Позади его стоят
стольники,

              Супротив его все
бояре да князья,

              И пирует царь во
славу божию,

              В удовольствие свое и
веселие.

              Улыбаясь, царь
повелел тогда

              Вина сладкого
заморского

              Нацедить в свой
золоченый ковш

              И поднесть его
опричникам.

              — И все пили, царя
славили.

              Лишь один из них, из
опричников,

              Удалой боец, буйный
молодец,

              в золотом ковше не
мочил усов;

              Опустил он в землю
очи темные,

              Опустил головушку на
широку грудь —

              А в груди его была
дума крепкая.

              Вот нахмурил царь
брови черные

              И навел на него очи
зоркие,

              Словно ястреб
взглянул с высоты небес

              На младого голубя
сизокрылого, —

              Да не поднял глаз
молодой боец.

              Вот об землю царь
стукнул палкою,

              и дубовый пол на
полчетверти

              Он железным пробил
оконечником —

              Да не вздрогнул и тут
молодой боец.

              Вот промолвил царь
слово грозное —

              И очнулся тогда
добрый молодец.

Напишите сочинение-рассуждение,
отвечая на вопрос: « Каким предстает царь Иван Васильевич?

Какие эмоции вы испытываете, читая
про него?»

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из
жизни и из текста.

Школа:
 

Учитель:

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
8

«Песнь
о вещем Олеге»: предсказание кудесника.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 – понимать термины: баллада, пиктограмма;

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему;

5.ПО 4 — составлять простой план;

5.ПО
6 –  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ОС 2-сравнивать художественное произведение с произведениями
других видов искусства, объясняя сходства и различия;

5.ОС 4-оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников)
с точки зрения соответствия теме;

5.АИ 1 — определять жанр и его признаки при поддержке учителя;

5.АИ  5-характеризовать героев при
поддержке учителя;

5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-составить вопросный план и оценить его по критериям.

-дать толкование значения устаревших слов;

высказать свою позицию, опираясь на
иллюстрацию;

-оживить картину известного художника;

-заполнить схему «Круги на воде», оценивая событие,
изображенное в художественном произведении.

-знать термин пиктограмма, используя предложенные
значки, создать авторский текст, стилизованный под древние летописи;

-выполнить краткосрочный проект,
доказать, что изучаемое произведение поэта – баллада.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка.

Критерии оценивания

-читают текст и критически осмысливают его;

 -отвечают на вопросы по тексту;

определяют значение устаревших слов в
тексте;

-высказывают свою позицию, опираясь на иллюстрацию;

-составляют вопросный план;

-оценивают учебную деятельность по критериям;

-выполняют творческое задание.

Языковые

цели

 Использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма  для
выражения своих идей в устной и письменной форме;

Ключевые слова и фразы:

Баллада, хазары, кудесник, жребий, чело, пращ, сеча, ретивый,
Перун

Привитие

ценностей

     Способствовать развитию культуры взаимоотношений
(уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через содержание
текстов

Межпредметные

связи

Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей»,
«Русским языком» и «Изобразительным искусством»

ИКТ

Демонстрация картины В.М.Васнецова

Предварительные

знания

     На уроке учащиеся будут продолжать  совершенствовать
навыки чтения и анализа текста, навыки говорения через диалоговую речь

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты начнешь знакомство с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге»; узнаешь значение слова «вещий»; выполнишь задания лингвистического
конструктора; проведешь исследование; заполнишь схему «круги на воде»;
научишься создавать вопросный план и оценивать его по критериям.

2. Психологический настрой

Посмотрите
на солнце. Вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Учитель
чит
ает стихотворение К. Бальмонта
«Солнце».

Запах
солнца? Что за вздор!

Нет,
не вздор!

В
солнце звуки и мечты,

Ароматы
и цветы –

Все
слились в согласный хор,

Все
сплелись в один узор.

Солнце
пахнет травами,

Свежими
купавами.

Пробужденною
весной

И
смолистою сосной.

Солнце
светит звонами,

Листьями
зелеными,

Дышит
вешним пеньем птиц,

Дышит
смехом юных лиц.

Подарим друг другу
букет солнечного аромата!!!

image001

Середина урока

3.  Изучение нового материала.

Формирование читательской грамотности

К.
Прием «Внимательный читатель»

Задание: Прочитайте начало «Песни о вещем
Олеге», ответьте на вопросы по прочитанному тексту.

-Кто
сопровождает князя?

-За
что Олег хотел отмстить хазарам?

-Где
встретились князь и кудесник?

-Что
предлагал Олег волхву за предсказание?

-Почему
недруги завидуют князю Олегу?

-Как
погибнет князь, согласно предсказанию?

Дескрипторы:

-дает
полный и краткий ответ на вопрос;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка баллады;

подтверждает собственную
позицию
цитатами из художественного
произведения.

ФО «Аплодисменты»

К. Филологический анализ текста

Расшифровка названия произведения

Почему произведение А.С. Пушкина называется «Песнь о вещем
Олеге», если предсказатель – волхв?

Лингвистический анализ

И. Игра «Лингвистическое лото»

Ребята, перед вами незнакомые слова и разные определения!

Задание: Попробуйте подобрать к каждому слову
правильное определение. Для этого вам в какой-то степени помогут знания по
морфологии русского языка, как думаете, почему? (части речи в первой колонке
можно соотнести со второй, например – «хазары» — сущ. во  мн.ч. – подходит
только «народ»)

1

2

3

4

5

6

7

8

З

Е

Г

Д

В

Б

Ж

А

Далее
учащимся класса задается вопрос: Как вы думаете, с какой целью А.С. Пушкин
использовал устаревшие слова в своем произведении?

Дескрипторы:


отвечает на вопрос о названии произведения, опираясь на подсказку в учебнике;

верно
определяет значения незнакомых слов;


аргументирует использование автором устаревших слов.

ФО «Взаимооценивание»

Теория текста

К. , Г. Прием «Вопросный план»

Знакомство с отличительными чертами вопросного плана.

·        
Записывается в форме вопросов к тексту.

·        
Каждому отрывку текста соответствует один вопрос.

·        
При составлении вопросного плана следует использовать
вопросительные слова: кто, когда, куда, почему и т. д.

Задание: составьте
вопросный план прочитанного отрывка.

Дескрипторы:

-делит текст на смысловые части;

-составляет количество вопросов соответственно количеству
частей;

-использует вопросительные слова и верную структуру вопросов.

ФО «Взаимооценивание по критериям»

К.
Прием «Литературный термин» 

Задание: Записать определение
баллады.

Баллада – стихотворение с
драматическим напряженным сюжетом, в основе которого лежит историческое
событие, легенда или даже бытовой, но обязательно мистический случай.

    Учащиеся будут отвечать на вопрос: Является  ли
произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»  балладой? Почему?

Дескрипторы:

-доказывает, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада;

-приводит аргументы, опираясь на статью  о балладе в учебнике.

ФО «Комментарии учащихся»

4. Закрепление.

К. Прием «Ожившая картина»

Задание: Рассмотри иллюстрацию
художника В. Васнецова к балладе А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
и ответь на вопросы:

-Какой эпизод изображен на иллюстрации?

-Какова роль данного эпизода в произведении?

-Каким изображен на ней князь Олег?

-Какова тема данного произведения?

-Как ты думаешь, изменится ли ее сюжет, когда кудесник озвучит
свое предсказание?

Дескрипторы:

-определяет роль эпизода в произведении;

— называет основные сюжетные линии произведения;

— формулирует тему произведения;

— предугадывает развитие сюжета картины.

 ФО
«Похвала»

https://thetomatos.com/wp-content/uploads/2016/04/clap-animation-clipart.jpg

       учебник с.59

image003

Конец урока

5.  Итог урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия

И. Прием
«незаконченного предложения»

Мне понравил(о,а)
сь ….., потому что…….

Мне не
понравил(о,а) сь ….., потому что…….

6. Домашнее задание (дифференцированное)

1.     
Выучить  определение баллады (всем)

2.     
«Круги на воде». Какой тебе видится встреча героев?
Дай оценку, заполнив схему «Круги на воде». Учитывай условия задания! (всем)

3.     
«В средневековой келье монаха». Составление зашифрованного
текста ( по выбору)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  «Руднянская СОШ»

Рассмотрено
на заседании РМО  учителей                         

                                               
Пр. №1от 28.08.2019г.

Согласовано:

Зам.директора
по УВР МКОУ «Руднянская СОШ» 29.08.2019г.

__________
/Толстых И.К./

Утверждаю:

 
Директор МКОУ «Руднянская СОШ»

Пр.
№67 от 30.08.2019г.                                                _________
/Епифанов С.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

      7 «Б» класс

Учитель ВКК

Желенок Елена Федоровна

2019
– 2020 уч. год

ПОЯСНИТЕНАЯ ЗАПИСКА

Данная
рабочая программа разработана  на основе Федерального компонента
Государственного стандарта основного общего образования, образовательного
стандарта по литературе.

       Данная
программа разработана  в соответствии с Примерной программой по литературе 7
класса,  на основе Программы общеобразовательных учреждений  по
литературе 5-11 класс, под редакцией В.Я. Коровиной, которая
  рекомендована Министерством
образования и науки РФ и на основе Рабочих программ под редакцией В.Я.
Коровиной.

Место предмета в учебном базисном
плане школы
.

Согласно
базисному плану МКОУ «Руднянская СОШ» на изучение предмета отводится 70 часов
(2 часа в неделю) в соответствие с учебным планом  на 2019 – 2020 учебный год. 

 Из них 10
ч отведено на уроки развития речи,3 ч на контрольные работы (тестирование),3 ч
на уроки внеклассного чтения,  3 ч на самостоятельную работу.

 Преподавание
ведется по учебнику Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.
/авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2017 г.

УМК под
редакцией В.Я. Коровиной полностью соответствует стандарту  основного общего
образования и обеспечивает формирование литературоведческой, коммуникативной и
культуроведческой компетенций, развивает у обучающихся универсальные учебные
умения, воспитывает отношение к русской литературе как к общенациональной
ценности. Переработан методический аппарат учебника, в его основе лежит деятельностный
подход к обучению. Особое внимание уделено различным способам организации
учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного
процесса, направленным на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по литературе. В учебнике появились новые рубрики:
«Размышляем о прочитанном», «Проверьте себя», «Обогащаем свою речь», «Будьте
внимательны к слову», «Литература и изобразительное искусство», «Литература и
другие виды искусства», «Учимся читать выразительно», «Творческое задание»,
«Опыт литературоведческого исследования». Расширены возможности участников
образовательного процесса благодаря привлечению к анализу литературного
произведения актерской исполнительской интерпретации стихотворных и
прозаических произведений. В учебнике есть блоки вопросов и заданий для работы
с фонохрестоматией. Задания этой рубрики ориентируют учащихся на совместную
организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую
деятельность.

Цели и задачи обучения литературе в 7 классе, решаемые при
реализации рабочей программы: 

— воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для их успешной социализации и самореализации;

— постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

— поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

— овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте, и создание           собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

— овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет);

— использование опыта общения с произведениями художественной
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

В плане достижения метапредметных
результатов в 7 классе учащиеся овладеют следующими УУД:

Личностные УДД

1)  умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать
пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно
выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

3) умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;

8)  смысловое чтение;

Регулятивные УУД

1. Умение
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.

2. Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.

 3. Умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

 5. Владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной.

 Познавательные
УУД

1. Умение определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач.

3. Смысловое чтение.

4. Формирование и
развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

5. Развитие мотивации
к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.

  Коммуникативные
УУД

1. Умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.

3. Формирование и
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ).  

 Предметные результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования
с учётом общих требований Стандарта
и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны
обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения
литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;

3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры
своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя
со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать
своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;

6) овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий 
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражённую в литературном произведении,  на уровне не только
эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Учащиеся должны
уметь:

— владеть техникой
грамотного и осмысленного чтения;

— владеть умениями
выразительного чтения;

— уметь видеть в
произведениях автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

— уметь выделять
эстетическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику
произведения;

— уметь определять
жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного
развития искусства слова;

—   уметь
самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их
фрагменты соответственно уровню подготовки;

— уметь давать
эстетическую оценку произведения и аргументировать ее;

— уметь грамотно
строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой
диалогической речи;

— уметь выполнять
письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

— уметь выполнять
элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять
результаты читательской деятельности.

Виды и формы контроля:

        
текущий – в
форме письменных ответов на проблемный вопрос,  сочинений-рассуждений и чтения
наизусть стихотворений или стихотворных отрывков;

        
итоговый – в
форме итогового контрольного сочинения и итогового теста., в форме проверки
техники чтения (вслух и про себя)

Учащиеся должны знать:

1.     Текст художественного
произведения.

2.     Событийную сторону (сюжет) и
героев изученных произведений.

3.     Особенности композиции изученного
произведения.

4.     Основные признаки понятий: юмор,
сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

1.     Выделять в изучаемом произведении
эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

2.     Определять в тексте
идейно-художественную роль элементов сюжета.

3.     Определять в тексте
идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

4.     Сопоставлять двух героев
изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

5.     Различать эпические и лирические
произведения.

6.     Пересказывать устно или письменно
эпическое произведение или отрывок из него.

7.     Создавать устное и письменное
сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и
характеристику.

8.     Составлять план собственного
устного или письменного высказывания.

9.     Составлять план эпического
произведения или отрывка из эпического произведения.

10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном
произведении.

                      

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№пп

Содержание

Количество часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

5

3

Из древнерусской
литературы

3

4

Из русской
литературы
VIII века 

2

5

Из русской
литературы
XIX века 

30

6

Из русской
литературы ХХ века. 

20

7

Из литературы
народов России 

1

8

Из зарубежной
литературы 

6

Итого:

70

Раздел1. Введение. Изображение
человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление
уровня литературного развития учащихся.

Раздел 2. Устное народное творчество. Предания. Пословицы и поговорки. Эпос народов мира.
Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Садко» ,«Илья Муромец и Соловей-
разбойник», «Калевала», «Песнь о Роланде» (фрагменты)

Раздел 3. Из
древнерусской литературы (3 ч.)

«Повесть временных лет» (отрывок), «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок),
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». РР Контрольная работа. Письменный ответ
на проблемный вопрос.

Раздел 4. Из русской
литературы
VIII века  (2 ч.) М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого»,  Отрывок из «Оды на день
восшествия…»,Г.Р. Державин «Река времен», «Признание» и др.

Раздел 5. Из русской литературы XIX века  (30 ч.)

А.С. Пушкин  (8 ч.)«Песнь о вещем Олеге» , Поэма
«Полтава» (отрывок), Поэма «Медный всадник» ,

«Борис Годунов»(Сцена
в Чудовом монастыре) , «Станционный смотритель».  РР Устная защита проекта.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..»,«Когда
волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»  (6 ч) Слово о писателе.
Историческая основа. Идеалы казачества

Остап и Андрий.
Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и  запорожцев в борьбе за родную
землю. Почему один брат стал предателем, а другой – героем? (Две смерти) Гибель
Тараса Бульбы. Поэтический пафос повести.

РР Сочинение –
рассуждение по проблемному  вопросу.

И.С. Тургенев (2 ч.) И.С.Тургенев «Бирюк» И.С.Тургенев
«Стихотворения в прозе»

Н.А. Некрасов  (2 ч.)Н.А.Некрасов «Русские женщины»,
«Размышления у парадного подъезда».

А.К.Толстой «Василий
Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

М.Е. Салтыков-Щедрин  (3 ч.)«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»; «Дикий помещик».

 РР
Сочинение-рассуждение по проблемному вопросу.

Л.Н Толстой  (2 ч.)«Детство» (главы)Тестирование
(Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Толстой)

А.П. Чехов  (2 ч.)  «Хамелеон», «Злоумышленник» и др.
рассказы

«Край ты мой, родимый
край…»
В.А.Жуковский
«Приход весны», И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой…»

Раздел 6. Из русской
литературы ХХ века.  (20 ч)

И.А. Бунин «Цифры», «Лапти»

М. Горький  (4 ч.)
«Детство» (главы)  М.Горький
«Легенда о Данко»

В.В. Маяковский  (3
ч.)
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»; «Хорошее отношение к лошадям»

Л.Андреев «Кусака»  ( 2 ч.)

А.П. Платонов «Юшка»  ( 2 ч.)

Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме»

На дорогах войны
(обзор)

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

Е. И.Носов «Кукла»,  «Живое пламя»

Ю.П. Казаков «Тихое утро»;

«Тихая моя Родина»
(обзор)
Стихи В.Я. Брюсова, Ф.
Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого. Песни на стихи русских
поэтов 20 века.

Раздел 7. Из
литературы народов России  (1 ч.)

Р.Гамзатов «Опять за
спиною родная земля…», «О моей родине» и др.

Раздел 8. Из
зарубежной литературы  (6 ч.)

Р.Бернс «Честная
бедность» , Дж.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь…»,Японские трехстишия (хокку)

О.Генри «Дары
волхвов» ,Л.Пиранделло «Черепаха», Д.Олдридж «Последний дюйм», Р.Д.Брэдбери
«Каникулы» и др. рассказы.

         Общая характеристика содержания предмета литературы в 7
классе. Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора
к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе
XVIП, ХIХ, ХХ
вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи
учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение
языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика
учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.
Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса
литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание,
великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в
жизни писателя и читателя). Ведущая тема при изучения литературы в 7 классе
—особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая
проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность. Изучению
произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Учитывая
рекомендации, изложенные в «Методическом письме
o преподавании учебного
предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента
государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены
часы на развитие речи (далее — РР), на уроки внеклассного чтения (далее — ВЧ),
проектную деятельность учащихся. В программу включен перечень необходимых видов
работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и
письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
a также произведения
для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.

Рабочая программа реализуется в классно-урочной системе,
используются технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве,
критического мышления, проблемного обучения, развития исследовательских
навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. Внеурочная
деятельность: проведение декады гуманитарных наук, участие в школьной олимпиаде
по литературе, участие в школьных,  городских и Всероссийских литературных
конкурсах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название
раздела и темы

Кол-во часов

Календарные сроки

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Введение

1.

Изображение
человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление
уровня литературного развития учащихся.

1

3.09

Раздел 2.
Устное народное творчество. ( 5 ч. )

 2.

3.

4.

5.

6.

Предания. Пословицы
и поговорки.

Эпос народов мира.
Былины: «Вольга и Микула Селянинович»

«Садко»

«Илья Муромец и
Соловей- разбойник»

«Калевала», «Песнь
о Роланде» (фрагменты)

1

1

1

     1

1

5.09

10.09

12.09

17.09

19.09

Раздел 3. Из древнерусской литературы (3 ч.)

 7.

8.

9.

«Повесть временных
лет» (отрывок)

«Поучение»
Владимира Мономаха (отрывок)

«Повесть о Петре и
Февронии Муромских»

РР Контрольная работа. Письменный ответ на
проблемный вопрос.

1

1

1

24.09

26.09

1.10

Раздел 4. Из русской литературы VIII
века  (2 ч.)

 10

11

М.В. Ломоносов «К
статуе Петра Великого»,  Отрывок из «Оды на день восшествия…»

Г.Р. Державин «Река
времен», «Признание» и др.

1

     1

3.10

8.10

Раздел 5. Из русской литературы XIX
века  (30 ч.)

12

13

14

15

16

17

18

19

А.С. Пушкин  (8 ч.)

«Песнь о вещем
Олеге»

Поэма «Полтава»
(отрывок)

Поэма «Медный
всадник»

«Борис
Годунов»(Сцена в Чудовом монастыре)

«Станционный
смотритель».

РР Устная защита
проекта.

1

1

2

1

     2

1

  10.10

15.10

17.10

22.10

24.10

29.10

31.10 12.11

20

21

22

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..»

«Когда волнуется
желтеющая нива», «Ангел», «Молитва»

2

1

14.11

19.11

21.11

23

24

25

    26

27

28

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»  (6 ч)

Слово о писателе.
Историческая основа. Идеалы казачества

Остап и Андрий.

Героизм и
самоотверженность Тараса Бульбы и  запорожцев в борьбе за родную землю.

Почему один брат
стал предателем, а другой – героем? (Две смерти)

Гибель Тараса
Бульбы. Поэтический пафос повести.

РР Сочинение –
рассуждение по проблемному  вопросу.

1

1

1

1

1

     1

26.11

28.11

3.12

5.12

10.12

12.12

29

30

И.С. Тургенев (2 ч.)

И.С.Тургенев
«Бирюк»

И.С.Тургенев
«Стихотворения в прозе»

1

1

17.12

19.12

31

32

Н.А. Некрасов  (2 ч.)

Н.А.Некрасов
«Русские женщины»   Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

1

1

24.12

26.12

33

«Василий Шибанов»,
«Князь Михайло Репнин»

1

14.01

34

35

36

М.Е.
Салтыков-Щедрин
  (3 ч.)

«Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик»

РР
Сочинение-рассуждение по проблемному вопросу.

1

1

1

16.01

21.01

23.01

37

38

Л.Н Толстой  (2 ч.)

«Детство» (главы)

Тестирование
(Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Толстой)

2

28.01

30.01

39

40

А.П. Чехов  (2 ч.)

А.П.Чехов
«Хамелеон»

А.П.Чехов
«Злоумышленник»

1

1

4.02

6.02

41

«Край ты мой, родимый
край…»

В.А.Жуковский
«Приход весны», И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой…»

1

11.02

Раздел 6. Из русской литературы ХХ века.  (20 ч)

42

И.А. Бунин «Цифры», «Лапти»

1

 13.02

43,44,45

46

М. Горький  (4 ч.)

М.Горький «Детство»
(главы)

М.Горький «Легенда
о Данко»

4

 18.02

20.02

25.02

27.02

47

48

В.В. Маяковский  (3
ч.)

«Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»; «Хорошее
отношение к лошадям»

2

1

03.03

05.03

10.03

49,50

Л.Андреев «Кусака»  ( 2 ч.)

2

12.03

17.03

51,52

А.П. Платонов «Юшка»  ( 2 ч.)

2

19.03

31.03

7.04

Прочитать
произведение «Юшка» А.П. Платонова. Дать письменный ответ (70-80 слов) на
вопрос: Приходилось ли Вам сострадать незнакомому  человеку. Если да, то
опишите.

53

Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме»

1

2.04

9.04

Б.Пастернак
Наизусть «…Никого не будет в доме»

54

На дорогах войны
(обзор)

1

7.04

14.04

55

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

1

9.04

16.04

56,57

Е. И.Носов «Кукла»

Е.И.Носов «Живое
пламя»

1

1

14.04

16.04

21.0423.04

58

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

1

21.04

28.04

59

 «Тихая моя Родина»
(обзор)

Стихи В.Я.Брюсова,
Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого

1

23.04

30.04

60

Песни на стихи
русских поэтов 20 века.

1

28.04

07.05

Раздел 7. Из литературы народов России  (1 ч.)

61

Р.Гамзатов «Опять
за спиною родная земля…», «О моей родине» и др.

1

 30.04

12.05

Раздел 8. Из зарубежной литературы  (6 ч.)

 62

63

64

65

66

67

68

69

Р.Бернс «Честная
бедность»

Дж.Г.Байрон «Ты
кончил жизни путь…»

Японские трехстишия
(хокку)

О.Генри «Дары
волхвов»

Л.Пиранделло
«Черепаха»

Олдридж «Последний
дюйм»

Р.Д.Брэдбери
«Каникулы» и др. рассказы

     1

1

1

1

1

2

1

07.05

12.05

14.05

19.05

21.05

26.05

14.05

 70

Выявление уровня
литературного развития учащихся.

Что читать летом
(рекомендации)

1

28.05

На чтение 7 мин Просмотров 1.4к.
Обновлено

Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?» (направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»). Для аргументации изложенных мыслей были использованы произведения следующих авторов: М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина.

Вариант 1

Удивительно, как Федору Ивановичу Тютчеву удалось передать весь уклад русской жизни в одной фразе. Россия не похожа ни на какую другую страну. Только русский человек способен выстоять под тяжелейшими ударами судьбы и не сломаться. На судьбу нашего народа выпало немало испытаний, поэтому исторически так сложилось, что славяне – сильные и мужественные люди.

В качестве примера хотелось бы привести рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В основе сюжета произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. После окончания Великой Отечественной войны автор встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека».

Главным героем произведения является Андрей Соколов. Его судьба полна ужасных испытаний, которые способен выдержать далеко не каждый человек. До войны он жил, как все остальные люди: работал водителем, затем женился, обзавелся детьми, построил свой дом. Он жил хорошо, но война разрушила все его мечты и желания. За время войны главный герой был два раза ранен, контужен, побывал в плену. Однако стойкость характера и небывалая сила духа не давали ему умереть. Он всегда верил в победу, и оставался преданным своей Родине даже перед лицом смерти.

Самым страшным испытанием для Соколова стало известие о гибели его жены и дочек, а спустя некоторое время не стало и его сына. Но и эти лишения не ожесточили его, не заставили потерять веру. Война отняла у него все, но надежды лишить не смогла. Когда Соколов решил, что уже никогда не будет счастлив, судьба подкинула ему маленького осиротевшего мальчика, который отчаянно нуждался в чьей-то заботе. Так, главный герой вновь почувствовал радость отцовства, а Ванюшка, наконец, стал нужным кому-то. Соколов усыновил мальчишку, и таким образом наполнил свою жизнь смыслом. Теперь ему было необходимо научить маленького мальчика тому, что делает человека человеком. И автор выражает надежду на то, что у плеча такого человека вырастет тот, кто сможет все преодолеть на своем жизненном пути, и встать на защиту Родины, если она позовет.

Другим произведением, где в качестве главного героя выступает простой русский солдат – является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор уделял особое внимание русскому народу в своем творчестве. Он восхищался стойкостью своих соотечественников, их преданности и патриотизму. Твардовский считал всех советских солдат – настоящими героями, поэтому прославлял их во многих своих произведениях.

Василий Теркин – собирательный образ, вобравший в себя лучшие качества всех русских солдат. Он веселый, верный, мужественный, храбрый, решительный, готовый всегда прийти на помощь своей Родине. В мирное время он – добрый, отзывчивый друг и душа компании, а с приходом войны в нем проявляется твердость и сила духа. Людям настолько стал близким образ главного героя, что его имя стало нарицательным, а сам Твардовский говорил, что каждой роте необходимо выделить по своему Теркину. И это действительно так, ведь в самые страшные минут жизни, когда вокруг смерть и пули, человеку больше всего необходима вера в победу и надежда на лучшее, которую вселял в сердца своих товарищей по оружию бравый парень Василий Теркин.

Таким образом, можно прийти к выводу, что секрет силы нашего народа кроется в непостижимой русской душе, понять которую не под силу тем, кто родился за пределами нашего государства. Умом Россию не понять, в нее можно только верить. И пока наша вера крепка – нам не страшны никакие напасти.

Вариант 2

Россия всегда отличалась от других мировых государств. К ее описанию как нельзя лучше подходят строки из знаменитого стихотворения Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?». По мнению автора именно удивительный образ мышления русского народа – залог его величия. Он считал, что Россию невозможно оценить по общепринятым меркам. Это особенное место, где живут особенные люди, с особенной душой.

Многие русские писатели пытались понять самобытность русского народа, его уникальную сущность. Не исключением стал и Н.В. Гоголь. Его творческий путь – путь постижения русской жизни, судьбы всей России.

Не случайно, знаменитый литературный критик С.Т. Аксаков назвал поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» — сатирой на крепостническую Русь. Это смешное и веселое произведение, наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Смешные сцены трагедии лишь оттеняют общую трагическую картину русской действительности первой половины 19 века.

С иронией описывает Гоголь типичный губернский город. Комедийно изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем облике самого города, но и о жизни его обитателей, их нравственном и культурном уровне. Также иронично изображены портреты местных помещиков и чиновников. Слащавый взгляд Манилова автор сравнивает с сахаром, тем самым намекая о его истинной льстивой натуре, внешность Собакевича приравнивается к облику медведя, что сближает его образ с животным.

Кроме иронических характеристик в поэме происходят комические ситуации. Причем, эти ситуации связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из простого народа. К примеру, дворовая девка Пелагея, указывая кучеру Селифану дорогу, не знает, где право, а где лево. Этот эпизод говорит о крайнем невежестве народа, о его неразвитости и темноте вследствие долгого крепостнического уклада жизни. Даже грамотный крепостной Петрушка выступает в качестве пародии на образованного человека, потому что он складывает буквы в слова только ради удовольствия, совершенно не вдумываясь в их смысл.

Н.В. Гоголь в своей поэме хотел изобразить все пороки русской жизни, антинародный характер чиновничьего аппарата. Он считал, что сатира – одно из самых действенных средств преобразования общества. Писатель любил свою Родину, и мечтал о ее светлом будущем, но понимал, что при подобном государственном устройстве оно невозможно.

Другим автором, который большую часть своего творчества посвятил России, был А.С. Пушкин. Он осветил исторические события своей Родины, начиная с глубокой древности – «Песнь о Вещем Олеге», и до Петра Великого. Его интересовали трудные эпохи и государственные деятели, которые оказали влияние на будущее великой державы. Больше всего Пушкина привлекала личность Петра I – могущественного правителя, посвятившего всю свою жизнь России. Ему были посвящены две поэмы – «Полтава» и «Медный всадник».

События, описанные в поэме «Полтава», происходят в период укрепления Российского Государства. В произведении упоминаются реальные исторические деятели, живущие в то время: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Петр I противопоставляется Карлу XII. Император Всероссийский уверен в себе, уверен в предстоящей победе, в то время как король Швеции представлен нерешительным и флегматичным самодержцем. Таким образом, автор выражает гордость за свою Родину, он полон патриотического чувства и восхищается славной победой. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной дорогой, благодаря реформам Петра I вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе возможность лучшего будущего.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что строки из стихотворения Ф.И. Тютчева образно и метко характеризуют Россию. Автор уверен, что его Родина будет жить и развиваться даже в самых ужасных условиях. Он говорит о том, что Россия – крайне непредсказуемая страна, и эта черта помогает ей выстоять в те времена, когда уже нет надежды на лучшее.

Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 ч)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание

План

факт

1

2

3

4

5

Введение (1ч)

1

5.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Читать стр 3-5, вопросы стр.5

Устное народное творчество ( 7 ч)

2

6.09

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Прочитать стр.7-8, вопросы стр.8, пересказ предания (на выбор), стр. 8-10

3

12.09

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Ответ на вопрос 3, стр. 23(характеристика Вольги или Микулы)

4

13.09

Былина «Садко»

Подгот. к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

5

19.09

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Написать отзыв на одно из произведений на былинный сюжет

6

20.09

«Калевала» -карело – финский мифологический эпос

Подготовить иллюстрацию одного из эпизодов эпоса; прочитать «Песнь о Роланде»

7

26.09

«Песнь о Роланде» — вершина французского эпоса.

Подобрать по 2 – 3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл

8

27.09

Пословицы и поговорки.

Ответ на вопрос 4, стр.68; сочинение — миниатюра

Древнерусская  литература ( 2ч)

9

3.10

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

Составить небольшое поучение, выполнить творческое задание 1, стр.73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

10

4.10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Написать сочинение на одну из выбранных тем

Из русской литературы XVIII века (2ч)

11

10.10

М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Выразительное чтение отрывка оды

12

11.10

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Выразительное чтение стихотворения (на выбор); прочитать поэму Пушкина А.С. «Полтава»

Из русской литературы XIX ( 27ч)

13

 17.10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образ поэмы

Выучить наизусть отрывок из поэмы

«Полтава»

14

18.10

А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)

Выполнить задание 2, стр.101

15

24.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Наизусть отрывок из «Песни о Вещем Олеге» 1-7 строфа

16

25.10

А.С. Пушкин.  «Борис Годунов»

Сочинение по теме «Герой Пушкина, о котором хочется рассказать»

17

7.11

А.С. Пушкин.   «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

Составление рассказа «Моё отношение к Самсону Вырину»

18

8.11

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов

Прочитать «Песню…» и выделить в ней смысловые части, выразительное чтение любого отрывка

19

14.11

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой, златоглавой»

20

15.11

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»Проект

Выучить наизусть одно стихотворение; произвести анализ

21

21.11

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе

22

22.11

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Выучить наизусть одно из описаний степи; подготовить устный рассказ о Тарасе Бульбе

23

28.11

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подобрать цитатные материалы для характеристик героев; выучить речь Тараса о товариществе наизусть

24

29.11

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»

Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия

25

5.12

Р.Р  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению

Написать сочинение  по составленному плану; прочитать рассказ «Бирюк»

26

6.12

И.С. Тургенев «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным

Приготовить рассказ «Один день из жизни лесника Бирюка»

27

12.12

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

28

13.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы

Выразительное чтение диалога княгини и генерала

29

19.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: художественные особенности поэмы

Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы

30

20.12

Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения

31

26.12

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Подготовить выразительное чтение баллад; работа по вопросам стр.288

32

27.12

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества  

Прочитать сказку «Дикий помещик»; проработать вопросы и задания на стр.. 300 — 304

33

16.01

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)

Попробовать сочинить сказку на сюжет из школьной жизни

34

17.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Прочитать главу «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец

35

23.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Дочитать повесть; подготовиться к тестированию по произведениям

36

24.01

Контрольная работа. Тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого

Подготовка устного рассказа об А.П. Чехове

37

30.01

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Работа по вопросам на стр.332-333, выразительное чтение по ролям

38

31.01

А.П. Чехов.  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» ( урок внеклассного чтения)

 Написать отзыв на рассказ Чехова (по выбору) по плану

39

6.02

«Край ты мой, родимый край…»В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения

Выучить стихотворение наизусть( по выбору)

Из русской литературы XX века (22ч)

40

7.02

И.А. Бунин «Цифры»

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»

41

13.02

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения)

Написать отзыв на прочитанный рассказ писателя

42

14.02

М. Горький. «Детство» (главы) Автобиографический характер повести Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Прочитать главы повести, подробный пересказ эпизодов по выбору

43

20.02

М. Горький. «Детство»(главы) «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Ответить на вопрос: «Каким человеком представляется нам Алексей?»

44

21.02

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

Художественный пересказ фрагмента легенды

45

27.02

Л.Н. Андреев «Кусака» Гуманистический пафос рассказа

Выборочный пересказ на тему «История Кусаки»

46

28.02

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Выразительное чтение стихотворения

47

6.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Написать мини – сочинение «За что я люблю ( не люблю) стихи Маяковского»

48

7.03

А.П. Платонов. «Юшка»

Подготовить иллюстрацию к рассказу, пересказ эпизода по выбору; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»

49

13.03

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа

 Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр. 140-141)

50

14.03

Р.Р Классное контрольное сочинение на одну из тем:1) Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? 2) В чем проявляется гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений)?

Прочитать в учебнике статью о Б.Л. Пастернаке (стр.142-144)

51

20.03

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)

52

21.03

А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта «Снега потемнеют синие…», «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

53

3.04

На дорогах войны. Стихотворения о войне  А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о войне

54

4.04

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Составить план  рассказа, вопросы стр.172-173

55

10.04

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

Пересказ эпизода, вопросы на стр.182, 185

56

11.04

Ю.П. Казаков «Тихое утро» Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка

Письменная характеристика одного из героев рассказа

57

17.04

Д.С. Лихачев. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи

Работа по вопросам стр.209-210, пересказ глав из книги по выбору

58

18.04

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Подготовить чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов

59

24.04

«Тихая моя родина» Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др.

Выучить наизусть одно из стихотворений

60

25.04

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле».  Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Выучить наизусть одну из песен, стр. 231-236; подготовить ответы на вопросы, стр 237

61

2.05

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы

Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове

Из литературы народов России ( 1ч_)

62

9.05

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…»,«Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(из цикла«Восьмистишия»)«О моей Родине».

Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном», стр.240

Из зарубежной литературы (8ч)

63

15.05

Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения)

Выучить наизусть стихотворение; прочитать вступительную статью о Байроне, стр. 246

64

16.05

Дж.Г. Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Выразительное чтение стихотворения  

65

22.05

Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса

Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»

66

23.05

О. Генри «Дары волхвов»Сила любви и преданности

Сочинение — рассуждение «Во имя любви», вопросы стр.263

67

29.05

Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

Вопросы стр.276-277, пересказ эпизода по выбору

68

30.05

Детективная литература (урок внеклассного чтения)

Подготовиться к итоговому контролю

69

Урок контроля. Итоговое тестирование

Представить любимого литературного героя, для «Парада литературных героев» Сформулировать советы одноклассникам о пользе чтения

70

Урок – путешествие  «По страницам изученных произведений»

  • Сочинение рассуждение обломов прототипы нашего времени
  • Сочинение рассуждение о музыке вивальди 3 часть осень
  • Сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл предложения 53 текста и казалось напишите
  • Сочинение рассуждение отношения сша и россии сегодня
  • Сочинение рассуждение о родном крае башкортостан