Сочинение рассуждение печорин герой своего времени сочинение

922 слова м. ю. лермонтов, создавая роман герой нашего времени, ставил перед собой цель описать психологический портрет поколения, отразить чувства

(922 слова) М. Ю. Лермонтов, создавая роман «Герой нашего времени», ставил перед собой цель описать психологический портрет поколения, отразить чувства и эмоции мыслящих людей начала XIX века. Он пишет не только о Григории Печорине, лишнем человеке, но и о себе, своих знакомых и многих других, кто не знал, куда приложить свой внутренний потенциал.

О прошлом Печорина известно немного, в романе «Герой нашего времени» оно практически не освещается. Однако Григорий появляется в другом произведении М. Ю. Лермонтова – «Княгиня Лиговская». Там рассказывается о ранней молодости героя: с юных лет Печорин искал свое предназначение и не мог найти – обучение в университете ему надоело, служба в гвардии — тоже, даже военные действия на Кавказе ему наскучили. Не мог найти герой счастья и в любви. Именно в повести «Княгиня Лиговская» впервые появляется Вера, которая была юношеской любовью Печорина, а потом вышла замуж за другого.

Роман «Герой нашего времени» рассказывает об отдельных эпизодах в жизни Григория. Композиция здесь не хроникальная, она направлена на постепенное раскрытие героя. В главах «Бэла» и «Максим Максимыч» персонаж раскрывается со стороны – сначала о нем говорит бывший сослуживец Максим Максимыч, потом рассказчик. В последующих главах («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист») повествование идет от лица самого Печорина, это страницы его дневника, «журнала». 

В главе «Бэла» Григорий Печорин предстает как холодный и расчетливый человек. В уме ему не отказать, но ему не хватает порядочности. Герой украл кавказскую девушку, влюбил в себя, а потом она ему попросту надоела, девушка трагически погибла, в чем была косвенная вина Печорина. Герой здесь предстает самовлюбленным человеком, который заботится лишь о себе, достижении своих целей, но не задумывается о чувствах других. 

Какой Печорин в главе «Максим Максимыч»? Негативное впечатление о нем еще усиливается, когда Печорин холодно встречается со своим бывшим сослуживцам. Добрый и простой Максим Максимыч чуть ли не бросается на шею Григорию, а тот встречает его отповедью Вероятно, Печорину неприятно вспоминать о былом (хотя виноват в произошедшем не Максим Максимыч).

Какой Печорин в «Тамани»? В главе «Тамань» читатель узнает о том, как Печорин разрушил стабильность жизни «честных контрабандистов». В одной из командировок он остановился у старухи в Тамани. Ночью он увидел, что слепой мальчик и незнакомая девушка передавали груз мужчине в лодке, все эти люди явно были контрабандистами. Наутро Григорий вновь встретил привлекательную девушку, «ундину», спросил ее об увиденном и пригрозил рассказать властям. На самом деле, таких намерений у героя не было, но неосторожные слова чуть не стоили ему жизни: «ундина» позвала Печорина на свидание и чуть не утопила в реке, боясь разоблачения. В итоге девушка и мужчина уплыли в неизвестном направлении, бросив слепого мальчика. Скучающий герой полностью переворачивает жизнь людей, чуть сам не лишается жизни в погоне за чем-то, что подарит ему хоть какие-то эмоции.

Каким представлен Печорин в главе «Княжна Мэри»? Эта глава — самая длинная, в ней больше всего героев, ситуаций, которые раскрывают личность Григория. Отношения Печорина и Вернера показывают, каков герой в дружбе. Оба мужчины самодостаточные и несколько циничные, имеют на все свое мнение, хотя Вернер более добр и сердечен (хоть этого и не демонстрирует). Отношения Печорина и Грушницкого показывают, что главный герой – враг крайне опасный. Грушницкий – самовлюбленный и высокомерный, за что Григорий захотел ему отомстить, из-за чего увел у соперника княжну Мэри и потом убил и его самого на дуэли. Нельзя сказать, что Печорин жесток, изначально он не хотел смертельного исхода, однако ему удалось раскрыть заговор против себя, героя хотели подло его убить. За это Грушницкий поплатился, Печорин не стал делать никаких скидок и уступок. Какой Печорин на дуэли? Бескомпромиссный, опасный и смелый соперник, готовый и к прощению, и к наказанию. Единственная мера этих состояний — способность других героев играть по ЕГО правилам.

Отношения Печорина и княжны Мэри показывают противоречивость его натуры: сначала он выступает как опытный соблазнитель, который искушает наивную девушку, а потом и сам увлекается княжной, но понимает, что это ненадолго. В итоге Григорий делает Мэри несчастной, разбивает ее сердце. Отношения Печорина и Веры глубже, трагичнее. Они случайно встречаются на курорте после долгой разлуки (Вера именно та женщина из прошлого, которая была юношеской любовью героя). Вера, в отличие от Мэри, все прекрасно знала о Григории – она знала, что он разрушает все вокруг себя, подчас случайно. Понимала она, что он видит только себя и свои интересы во всем. Это, а также замужество Веры, привело к тому, что женщина ничего от него не ждала, по этой причине Печорин лишь ее одну ценил из всех окружающих. Когда Вера уехала, Печорин поскакал за ней и загнал коня, но догнать не смог. Потеря любимой навсегда опустошила его. Именно после этой любовной истории он сделал последнюю попытку обрести счастье с Бэлой, которая не была связана светскими условностями, замужеством, ожиданиями. Однако и этого не вышло.

Каким представлен Печорин в главе «Фаталист»? Это самая философская глава в романе, она характеризует Печорина как человека, много пережившего и уже уставшего от жизни. Его самого не радует то, что он разрушает все вокруг. И герой решает вступить в состязание со смертью. Причина та же – скука. Он проверяет теорию о том, что раньше времени человек умереть не может. Причем в этот раз под удар Печорин ставит самого себя. Все же Григорий остался жив, умер он позже, в Персии, там его душа успокоилась навсегда.

Григорий Печорин – противоречивая натура. С одной стороны, это умный, наблюдательный человек, который мог бы принести много пользы, если бы душой отдался какому-нибудь делу. С другой, из-за отсутствия этого самого дела ему невыносимо скучно, а для развлечения он играет жизнями других людей, самоутверждается за их счет. Он замечает противоречия в общественных отношениях, в службе, нравах и воззрениях дворян, и это ему претит, хотя и он сам является результатом этого мироустройства. Сам Печорин сравнивает себя с «топором судьбы». Он сам тяготится этим положением, но не может и не хочет его изменить. 

Автор: Мария Копусова

(695 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов является новатором в отечественной литературе. Ведь он создал психологический роман «Герой нашего времени», в котором перед читателем предстаёт совершенно новая композиционная структура, которую по достоинству оценили многие критики. Попробуем разобраться, почему писатель отказался от привычного расположения повестей в своём известном произведении. 

Как признавался сам Лермонтов, создавая свой роман, он задумывался о каждой строчке. Работая над произведением, автор поставил перед собой задачу — продемонстрировать читателю многогранный портрет его современника. Он хотел показать реального человека с сильными и слабыми сторонами. Главный герой, наделенный многими талантами и добродетелями, под воздействием высокомерия и себялюбия смог воплотить в жизнь лишь одни порочные мысли, а достойные помыслы. Это весьма показательный итог для «потерянного поколения» — потомков декабристов, которые так и не смогли реализовать себя в условиях тирании.

В первую очередь, Михаил Юрьевич отказался от обычного расположения повестей потому, что хотел рассказать о жизни персонажа так, чтобы читателя заинтриговала личность героя. Объяснение дурных и хороших поступков Печорина он приберег на потом, чтобы публика сначала томилась, силясь разгадать загадку характера самостоятельно. Так, в первой главе произведения говорится о том, что Печорин похитил Бэлу. Вскоре она стала любовницей героя. А затем персонаж вовсе утратил интерес к героине. Также из первой главы читатель узнает, что Бэлу случайно убил Казбич, который был в нее влюблён. Похищение и охлаждение героя к бедной девушке сразу настраивают читателя на осуждение, но в то же время интригуют его: смельчак и гордец, романтический герой, чье сердце так непостоянно — вот что цепляет публику с первых же страниц.

Вторую часть писатель назвал «Максим Максимыч». Здесь повествуется о событиях, произошедших уже спустя несколько лет после гибели Бэлы. Листая страницы, читатель узнает, что Печорин погибает по пути в Персию. Также во второй главе упоминается о дневнике главного героя. Благодаря ему, читателю открываются события, произошедшие с Печориным до того момента, как он встретил Бэлу. Именно эти главы являются самыми интересными. Зная Печорина со стороны, мы вдруг получаем доступ к его душе. И вот читатель уже не может оторваться от книги…Так, в «Тамани» главный персонаж оказался в увлекательном приключении с контрбандистами. Авантюрный сюжет не только развлекает читателя, но и заставляет задуматься: почему герой видит свое предназначение лишь в том, чтобы быть слепым орудием судьбы? Мы нападаем на след истинного недуга Печорина — хандры. Глава «Княжна Мери» — это уже исповедь больного. В городе Кисловодск Печорин встретил Мери Лиговскую и нарочно играл на ее чувствах. Там же он он вновь встретил свою большую любовь — Веру, замужнюю даму. Также рассказывается о том, что герой убил Гришницкого в результате дуэли. Описывая эти события, герой дает себе беспощадную и предельно честную оценку. Мы узнаем немного о его биографии и понимаем, что его диагноз — проблема целого поколения дворян. В финальной главе произведения «Фаталист» писатель поднимает вечные вопросы смысла жизни человека. Автор пытается выяснить, способен ли человек обмануть судьбу и сам выбрать свой жизненный путь? Здесь Печорин предстаёт в образе борца за свои права на жизнь. Однако мы знаем, что именно борьба с судьбой приведёт героя к смерти. 

Как мы видим, в романе «Герой нашего времени» фабула и сюжет не совпадают. Писатель хотел добиться того, чтобы читатель, в первую очередь, обращал внимание на внутреннее состояние главного героя. И это у него получилось. Композиция «Героя нашего времени» является уникальной. Описывая жизненные испытания персонажа, Лермонтов даёт психологическую характеристику своего героя. Как считают многие критики и литераторы, необычная композиция позволяет читателю детально рассмотреть образ главного героя. 

Интересно, что писатель использует кольцевую композицию. Так, впервые персонаж предстаёт перед читателем, находясь в крепости. И в последний раз читатель наблюдает за героем, когда он находится в той же самой крепости, собираясь в Персию.

Еще одна особенность композиции — порядок рассказчиков в книге. В первой главе о Печорине читатель узнает благодаря Максиму Максимычу — человеку простодушному и невзыскательному. А вот во второй главе автор представил уже более подробную характеристику образа Печорина. Здесь рассказывается о внешности персонажа, а также о его поведении. Повествование ведётся от лица рассказчика — более искусного наблюдателя, чем капитан. В главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» главный герой описывается сам себя в своём дневнике. Можно заметить, что в этих частях внутренний психологический накал острее: мы проникаем к жерлу души героя.

Таким образом, композиция в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. С помощью нее писатель хотел детально раскрыть образ своего героя, образ поколения, а также показать неспособность человека подчинить свою судьбу. 

Автор: Виктория Комарова

В сочинении Печорин герой своего времени нужно не только раскрыть этот образ, но и разобраться, действительно ли данный персонаж является героем, высказать свое мнение по этому поводу. Помогут в этом лучшие из работ школьников.

Сочинение на тему Печорин герой своего времени

Свое сочинение на тему Печорин герой своего времени начинаю с того, что данный персонаж весьма неоднозначен. В этом образе автор собрал все те пороки, которые были характерны для молодежи того времени.

Печорин является представителем знати. Это привлекательный, довольно молодой офицер. Он в любой ситуации выглядит просто безупречно. Это получивший отличное образование человек, который привлекает внимание всех окружающих.

При этом сам же Печорин не привязан ни к кому. Дружбой он не дорожит. Молодой человек способен даже предать. Настроение у него периодически меняется. Отмечаются явные противоречия в характере. То он активный и смелый, то кроткий тихоня, погружающийся в собственные мысли.

Печорина можно назвать отличным психологом. Он понимает других людей, получает удовольствие от управления их судьбами, чувствуя явное превосходство. Он высмеивает недостатки и даже чувства других людей. Ему безразлично состояние их души.

Герой является эгоистом, который явно равнодушен к другим и склонен проявлять жестокость. Окружающим он ничего хорошего не приносил. От него были лишь беды и несчастья. Печорин разрушал чужие жизни и убивал людей. Правда, в собственном падении он обвиняет не себя самого, а близких ему людей. Мол, в детстве ему не дали ласки и тепла, он слышал лишь оскорбления. Именно поэтому и вырос равнодушным, невероятно злым, с явным чувством зависти. Не удивительно, что судьба у него оказывается столь трагической.

Герой ли своего времени Печорин?

Разбираясь герой ли своего времени Печорин, в сочинении стоит сказать, что назвать его героем по сути нельзя. Он является лишь характерным представителем того времени. Это потерянное поколение, которое не смогло применить собственные знания, таланты и энергию в тех условиях. Правда, при этом оправдывать его бездействие все равно нельзя. Ведь на судьбу человека оказывает влияние далеко не только лишь социум и окружающая обстановка. Многое зависит от него самого.

Сочинение Печорин герой своего времени

Печорин герой своего времени, вариант 2

С помощью образа Печорина автор показал, каким было общество в то время. При этом основная проблема персонажа заключалась в том, что у него не было возможности реализовать себя. Писатель показывает его нестандартной личностью. Он умен и при этом получил отличное образование. У него были деньги и связи, но даже несмотря на это, ему реализоваться попросту не представлялось возможным.

Правда, предаваться расточительству и постоянному веселью герой не стал. Он стал военным, но даже при этом ему никаких перспектив не открылось. Все что он мог, это бессмысленно проводить время на светских столичных раутах, участвовать на парадах и смотрах. Такой ход событий ему был неприемлем.

В итоге Печорин оказывается на Кавказе и принимает участие в военных действиях. Даже там проявить себя нет возможности. Ведь приходится только и делать, то отражать атаки горцев и проводить незначительные операции. Герою негде проявить храбрость. Как бы он ни хотел, сделать что-то значимое, это не представляется возможным.

Единственным развлечением при этом для него, как и для многих других представителей знати, являются женщины и дуэли. Правда, даже после угрожающей жизни встречи с Грушницким эмоции быстро подавляются. Отношения с женщинами для него сродни спорту.

Герою так и не удалось найти собственное жизненное предназначение. Поэтому на уровне подсознания начинает желать смерти. Он не видит перед собой целей, способных заставить его жить.

Печорин настоящий герой своего времени

При прочтении романа Печорин представляется совершенно разным. То мы видим в нем явного негодяя, то совестливую персону и даже героя, то абсолютно бесчувственную особу, склонную к интригам. Тем не менее, он ведет дневник и записывает в нем собственные мысли. Так он говорит о том, что не смог найти истинного предназначения, увлекся далекими от благородства, пустыми страстями. Это явно указывает на то, что герой понимает, что в жизни у него должно было быть высокое предназначение. Правда, ему довелось жить в то время, когда реализовать себя во благо общества было крайне проблематично.

Действительно Печорин герой своего времени, а не только лишь произведения. Правда, в сочинении стоит сказать, что его трагическая жизнь является олицетворением трагедии всего поколения. Ведь тогда было невероятно много талантливейших людей, которые попросту не смогли применить собственные способности.

Выводы

Печорин является лишним человеком, но при этом и героем того времени. В его образе автор собрал все недостатки молодежи тех времен. Если бы такого человека не было, жизнь многих людей сложилась бы гораздо лучше. Например, у Княжны Мери и Бэлы. По сути, подобные личности обществу вовсе не нужны.

Каждому произведению свойственно, что после его прочтения задаешься вопросами о смысле существования, проблемах нравственного, духовного характера и т. д. Роман М. Ю. Лермонтова о Печорине – не исключение. В нем автор останавливается на многих проблемах, когда описывает судьбу своего героя.

Печорин неординарный человек, который чувствует в себе “необъятные силы”, не находит применения своим способностям, врожденному таланту. Он скучает от жизни, которую ведет и получает удовольствие от развлечений. Григорий Александрович, как любой человек, задумывается о смысле существования:

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

— Но не находит ответа.

Его жизнь есть игра с другими судьбами. Он наблюдает свое место в этом мире, влияние на других людей, живет прихотями, ломая чужие судьбы. Увидев Бэлу, ошибочно полагает, что эта необыкновенная девушка принесет счастье, которого не хватает, чтобы сделать полной и разнообразной жизнь.

Но Бэла только на время отвлекает главного героя: ему интересно с нею до тех пор, пока добивается ее. Чтобы завладеть расположением черкешенки, пришлось прибегнуть к нечестным и бессовестным поступкам – такою дорогою невозможно никого сделать счастливым, а только погубить.

Несчастная девушка привязана к Печорину. Чтобы сделать своей, ему пришлось заключить сделку с братом Азаматом, поменяв любовь Бэлы на коня Карагеза Казбича.

Из одной манипуляции многое сделалось трагичным: Казбич потерял дорогого ему коня, самого лучшего из всех и преданного, в отместку убил отца Бэлы, которая плакала два дня… Азамат неизвестно, куда мог скрыться… Вряд ли там нашел свою радость… В итоге девушка погибает…

Максим Максимыч добр душой… Он рассуждает, что для черкешенки так было лучше: иначе однажды она бы погибла от тоски, когда однажды Печорин к ней окончательно охладеет. Черкешенка была очередной победой.

Чтобы добиться чего-то, главный герой переступает через нравственность, рушит все вокруг себя… Анализирует, сам себя судит:

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

По вине Григория Александровича контрабандистов прогнал искать удачи в других краях, а старуха и слепой ребенок оказались без средств существования, неизвестно, что станется с ними.

Любовью Мери главный герой играет, забавляясь, не скрывая от нее, что он не любит ее, в чем признается потом…

Вся жизнь Печорина – это удовлетворение его прихотей, люди для него источник радости, только сам он не способен никому дать ничего хорошего.. Никому не принес в жертву ничего … ни одна любящая его женщина не стала счастливее. Печорин полагает, что он не делает жертв, а поэтому не приносит счастья.

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

Автор ставит проблемы смысла жизни, существования, нравственности, добра и зла, любви. Главный герой убеждается, что не способен приносить пользу… Он ищет погибели. Возможно, живи он в другое время – он тогда нашел бы, к чему приложить силы, на какое благо употребить свои умения и таланты. Так Лермонтов отражает время, в котором живет, когда многие молодые люди не могли найти себя.

В наше время тоже роман актуален, извечные вопросы волнуют в современной жизни те же самые. Читая роман, отвечаешь себе на многие вопросы, глядя на основного персонажа и его недостатки.

Сочинение на тему «Решение нравственных проблем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Проблема в романе «Герой нашего времени»

Продолжаем цикл сочинений по роману «Герой нашего времени» М.Ю Лермонтова и сегодня порассуждаем над тем, каким образом и при помощи каких литературных средств автор пытался решить в романе нравственные проблемы своего времени.

Текст сочинения

Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания.

Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов.

Это и повлекло за собой появление нового «героя».

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях.

При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым.

Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.

Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен.

Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его») В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.

На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно…» Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».

Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери.

Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет.

Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно.

За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.

Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.

Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге…»).

Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой»

Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.

Сочинения на тему Какие философские проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? по литературе

“Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём  органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

    Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.     Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там,  ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии.  Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

     Неизбежная скука порождает  неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни,  не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и  с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

    В чем же причина жизненной неприкаянности  героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от  ответственности.

Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает.

Тем самым  Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

    Его жизнь – “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”.

Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, – меня никто не любил, я выучился ненавидеть”.

Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества.

   Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям.

Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.    В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания.

Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился  с читателями.

Проблематика романа «Герой нашего времени» Лермонтова – сочинение-рассуждение на тему

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова.

Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба.

Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Нравственные проблемы

Любое произведение и художественная литература в целом призваны не только доставлять эстетическое переживание, удовольствие читателю, но и поднимать вопросы, присутствующие у каждого человека, на которые у нас либо нет однозначного ответа, либо о которых мы и вовсе никогда не задумывались. М.Ю. Лермонтов – это, можно сказать, новатор своей эпохи. Он — создатель первого в русской литературе романа с глубоким философским содержанием. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» — вот основной вопрос, который задает самому себе и всем нам автор устами главного героя – Печорина. В нём слышатся не только вопросы «почему», «зачем», «для чего», но и другие проблемы. «Герой нашего времени» пытается понять, кто он сам, из чего состоит, из каких добродетелей и пороков, сможет ли спасти его от неминуемой тьмы любовь и дружба…

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого.

«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен.

Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия.

Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит.

Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно».

Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими.

И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Философские размышления

Продолжаем рассуждать на тему «Герой нашего времени». Проблемы роман поднимает на самом деле нешуточные.

Что собой представляет Печорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет от роду, офицер, аристократ, выделяющийся на фоне современников своей незаурядностью, острым умом, тонкой интуицией, смелостью, выдержкой, огромной силой воли.

Казалось бы, вот все составляющие счастливого будущего. Таких людей любят, их обожают и боготворят. Перед ними открыты все двери. Так оно и было, но не случилось. Почему?

У каждого человека есть достоинства и недостатки. В каждом идёт непримиримая борьба добра со злом. И это естественно. Это заложено природой и Богом. Но помимо всего этого, существует ещё и пустота. Она должна быть заполнена либо светом, либо тьмою – в зависимости от того, какую дорогу мы выбираем.

Или же она начинает расти и заполнять собою каждый освободившийся уголок души. Именно это и произошло с Печориным.

За что бы он ни брался, в какие бы далёкие места ни отправлялся, с кем бы его судьба ни сводила – во всем за ним по пятам следовала эта зияющая пустота, тягучая бессмысленность, тщетность и бесцельность существования.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Короленко Владимир Галактионович Короленко родился в середине 19 века, в 1853 году, и прожил часть 20 века; ушел из жизни в 1921. Его родина Украина, город Житомир. Родители представители передового дворянства
  • Сочинение Описание картины Осенние дожди Попкова для 8 класса Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта. Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского
  • Описание картины Весна. Большая вода Левитана сочинение Весна – потрясающее время года, во время которого всё то, что ушло на покой на время зимы выползает из своей спячки и начинает активно навёрстывать упущенное. Именно весной оживает вся растительность

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

  Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал.

Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед.

Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?..

Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее.

Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Тест по произведению

Фатализм — причина проблемы?

«Герой нашего времени» — это роман не только о напрямую поставленных автором вопросах смысла жизни. В последней повести – «Фаталисте» — всплывает ещё одна тема, не дающая покоя ни главному герою, ни всему человечеству.

Судьба человека предопределена, или каждый новый шаг по дороге жизни – это личный выбор? Печорин смел и предпочитает решать данный вопрос, как и другие проблемы. «Герой нашего времени», Печорин, самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И здесь неожиданно фаталист поворачивается к читателю другой стороной своей сути.

Он разоружает пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идёт на заведомый риск, но впервые не надуманно, не по «пустым страстям» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор не даёт однозначного ответа.

Он, как и его герой, полагает, что предопределение, если оно существует на самом деле, творит с человеком чудеса, оно делает его активнее, смелее. А с другой стороны, превращает человека – высшее создание, в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.

В данной статье мы рассмотрели основные проблемы. «Герой нашего времени» — это книга вне всякого времени, прочитав которую, каждый для себя обязательно найдет ответы на свои вопросы, которые, возможно, не были рассмотрены сегодня.

Сочинение на тему: Проблемы личного счастья в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Печорин. Кто он? Беспощадный циник или несчастный гуманист? Человек, который никак не мог найти своего счастья? Или, может, он знал, что поиски напрасны?

Каждый читатель может проследить, как меняется его впечатление о поступках Печорина от начала и до конца произведения.

Что касается меня, то в разделе “Бела” я увидела этого молодого человека наглым, злобным, эгоистичным. Чего только стоит похищение невинной красавицы Беллы и сговор с Карагезом! Этот поступок доказывает, что он презирает других и не ценит их свободу.

Мужчина держал молодую горянку при себе, как игрушку, а когда она ему надоела, то он совсем стал холодным к ней, чем вызвал тяжкие страдания.

Даже смерть Беллы не особенно повлияла на Печорина: он оставался таким же холодным, что расстроило Максима Максимовича.

В следующем разделе “Максим Максимович” Печорина описывает рассказчик – человек с современными взглядами на жизнь. Герой сохранил основные свои черты характера даже после стольких лет. Холодность души и нежелание заводить дружбу можно заметить в эпизоде поздравление Григория с Максимом Максимовичем. Однако такая не дружелюбность объясняется тем, что Печорин может не вернуться из своей поездки и тем, что этот факт беспокоит его.

Кроме того, рассказчик заметил в жестах нового знакомого некоторые признаки скрытности характера. Также он рассказывает, что глаза Печорина, когда он смеялся, не смеялись.

Автор отмечает такую особенность, как признак злого характера, или глубокой постоянной грусти.

По моему мнению, такое замечание заставляет читателя задуматься над тем, что же происходит в душе героя и о том, действительно ли у него лихая удача.

Раздел “Княжна Мэри” окончательно убеждает в том, что Печорин – жертва обстоятельств, а его характер – результат воспитания и влияния окружения. Несмотря на то, что вторая часть романа представлена в форме дневника, то нет сомнения, что на этих страницах мы имеем возможность видеть настоящего Печорина со всеми его недостатками и положительными качествами.

Отсюда мы узнаем, что этот человек способен любить по-настоящему. Чувство Печорина к Вере заставляют его постоянно идти на риск, чтобы хоть видеться с этой женщиной. При этом он не желает ей никакого зла и не хочет полностью завладеть ее чувствами. Также Григорий ценит дружбы, ведь его отношения с Вернером строились на взаимопонимании.

Печорин не хотел, чтобы один из них зависел от другого.

Тогда почему же такие прекрасные его черты можно найти лишь на страницах дневника? На этот вопрос нам дает ответ сам герой. Оказывается, еще в детстве Григория унижали, ему не доверяли, называли лжецом.

Поэтому парень решил, что лучше спрятать свое сердце под лед равнодушия и ненависти к людям. Вот так злой мир потерял еще одну чистую детскую душу, заставив ее закрыться от окружения. И именно поэтому Печорин никак не может стать счастливым, ведь боится этого.

Он привык носить маску циника, а открыться новым чувством для него – страшная мука.

Таким образом, в романе поднимается проблема поиска счастья и того, как становление человека зависит от его воспитания и окружения.

Игорь

Темы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Тема взаимоотношения личности и общества
  • Таким образом, в центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми.
  • Она определяет своеобразие идейно-тематического содержания романа, и с ней связаны многие другие сюжетно-тематические линии произведения.
  • Взаимоотношения личности и общества интересуют писателя как в социально-психологическом, так и в философском плане: он ставит героя перед необходимостью решения социальных проблем, и проблем универсальных, общечеловеческих.

В них органично вплетаются темы свободы и предопределения, любви и дружбы, счастья и роковой судьбы. В «Бэле» герой словно проверяет на себе, возможно ли сближение человека цивилизации и «естественного», природного человека.

Вместе с тем возникает и тема истинного и ложного романтизма, которая реализуется через столкновение Печорина — подлинного романтика — с теми героями, которые лишь обладают внешними атрибутами романтизма: горцы, контрабандисты, Грушницкий, Вернер.

Тема взаимоотношений исключительной личности и косной среды рассматривается в истории взаимоотношений Печорина и «водяного общества». А линия Печорин — Максим Максимыч вводит и тему поколений.

Тема истинной и ложной дружбы также связана с этими героями, но в большей степени она развивается в «Княжне Мери» через линию взаимоотношений Печорина и Грушницкого.

Большое место в романе занимает тема любви — она представлена почти во всех его частях. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны не только показать разные грани этого великого чувства, но и выявить отношение к нему Печорина, а вместе с тем прояснить его взгляды по важнейшим нравственно-философским проблемам.

Ситуация, в которую Печорин попадает в «Тамани», заставляет его задуматься над вопросом: отчего судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно приносит им только несчастья?

В «Княжне Мери» Печорин берется решать вопросы о внутренних противоречиях, человеческой души, противоречиях между сердце и разумом, чувством и поступком, целью и средствами.

В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни. Она тесно связана с общей нравственно-философской проблематикой романа — стремлением личности к самопознанию, поискам смысла жизни.

В рамках этой проблематики в романе рассматривается целый ряд сложнейших вопросов, не имеющих однозначных решений.

В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? Что такое самопознание человека, какую роль играют в нем страсти, воля, рассудок? Свободен ли человек в своих поступках, несет ли он за них нравственную ответственность? Существует ли какая-то опора вне самого человека или все замыкается на его личности? А если существует, то имеет ли право человек, какой бы сильной волей он ни обладал, играть жизнью, судьбой, душой других людей? Несет ли он расплату за это?

  1. На все эти вопросы роман не дает однозначного ответа, но благодаря постановке такого рода проблем позволяет раскрыть тему личности всесторонне и многогранно.
  2. Размышления Печорина над этими философскими вопросами встречаются во всех частях романа, особенно тех, которые входят в «Журнал Печорина», но более всего философская проблематика характерна для его последней части — «Фаталиста».
  3. Это попытка дать философское истолкование характера Печорина, найти причины глубокого духовного кризиса всего поколения, представленного в его лице, и поставить проблему свободы личности и возможности ее действий.

Она приобрела особую актуальность в эпоху «бездействия», о которой Лермонтов писал в стихотворении «Дума». В романе эта проблема получает дальнейшее развитие, приобретая характер философского размышления.

На первый план, таким образом, в романе вынесена главная проблема — возможность человеческого действия, взятая в самом общем плане и в ее конкретном приложении к социальным условиям данной эпохи. Она определила своеобразие подхода к изображению центрального героя и всех остальных персонажей романа.

Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Роман “Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет “не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.
    Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания.

Это были тяжелые для России годы. Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего торжества свободы, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

    Подавляющее большинство мыслящих людей ЗО-х годов XIX века составляли как раз те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество.

Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего человека.
    Печорин всецело принадлежит именно к этому типу.

Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос: “Зачем я жил, для какой цели я родился?” Печорин — не обычный представитель светской аристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью. Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку.

Он дает четкие и меткие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери, доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой воли. Он единственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто войдет к нему. Он не обнаруживает своего волнения, когда стоит под пистолетом Грушницкого.

    Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. И когда он говорит: “Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами”, — нетрудно понять, что он имеет в виду: многие как раз делали в те годы карьеру, и “обстоятельства” отнюдь не препятствовали им в этом.
    У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения.

Бездеятельной жизни он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте. Его преследуют скука и сознание, что жить так вряд ли “стоит труда”.
    В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общественных интересов.

Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром герой часто повторяет, что “не способен к великим жертвам для блага человечества”, что он привык “сомневаться во всем”.
    Главная пружина поступков Печорина — индивидуализм.

Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь “для себя”, для собственного удовольствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни. Печорин — подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений.

Он находится в неизменном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге. “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”, — говорит Печорин.
    Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? “Из двух друзей всегда один раб другого”, — говорит он.

Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он — эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий “на страдания и радости других только в отношении к себе”. Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки “добра и зла”.
    Историей жизни Печорина Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее запросам.

    Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.

46342 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Проблематика романа «Герой нашего времени» | Какой Смысл

Герой нашего времени написан в виде альманаха историй из одного офицера, странствующего по Кавказу, – Печорина. Истории не объединены общим сюжетом, и ставят перед собой цель не собрать паззл, а узнать, каков главный герой на самом деле. Особенностью романа является то, что и сам главный герой не знает ответа на этот вопрос.

Первый рассказ называется «Бэла». Максим Максимыч, старый офицер, рассказывает историю о молодом офицере Григории Печорине, который был в его части недолгое время, но навсегда остался в его памяти. Он и Печорин быстро подружились, поэтому Максиму Максимычу было дозволено наблюдать за жизнью Григория ближе, чем это мог сделать незнакомец.

История начинается с праздника, на который их пригласил местный князь. Печорин влюбился в младшую дочь князя Бэлу. Ему не удалось привлечь ее внимания прямым путем, но для Печорина это не было трагедией. Вскоре он узнал, что ее младший брат настолько хочет заполучить коня Казбича, что в качестве цены предлагал даже свою сестру. Казбич ему отказал, но Печорин согласился на сделку.

Печорин украл коня, и совершил обмен в крепости. Для Печорина все было легко и обыденно. Здесь читатель видит первую черту Григория – беспечность.

Как и ожидал бы каждый, она не ответила ему взаимностью. Как пленница, она жила в заточении, желая вернуться в родной дом. Печорин ей был неинтересен, как бы он за ней ни ухаживал.

Но через некоторое время она влюбилась в Григория. Не имеет значения из-за чего – из-за того, что она долгое время жила с ним в одном доме, из-за его ухаживаний или потому что узнала его настоящего.

Важно то, что Печорин больше ее не любил.

Проявляется вторая черта Печорина – авантюризм. Его одолевает скука – и это самое плохое, что может с ним случиться. Не важно победит ли он или потерпит поражение, в итоге, он окажется там же где и начинал, даже если при этом окажется на другом конце света. Его завлекает сам процесс, который занимает весь его разум.

Печорин начал надолго отлучаться из дома в поисках чего-нибудь интересного. Он ездил на охоту, хотя ему не нужна была добыча. Но преследование жертвы подогревало в нем интерес.

В один из таких дней Бэла пропала. Ее украл Казбич, и Печорин с Максимом Максимович, вовремя отреагировав, погнались вслед. Чтобы не быть пойманным, Казбич бросает девушку, которая погибает от падения.

Печорин никогда больше не говорил о Бэле. С его характером сложно сказать, что он стеснялся об этом говорить или чувствовал вину за ее смерть. Если бы это была просто скорбь, он бы поведал о ней своему другу. Но он молчал, а вскоре перевелся в другую часть.

Следующий рассказ, «Максим Максимыч», описывает встречу Максима Максимыча и Печорина после долгой разлуки. Печорин отказывается общаться со старым другом и забирать свой дневник, который вел в молодости.

Того времени для него больше не существует. Скорее всего, оно перестало существовать после того, как он уехал в другую часть.

Григорию не нужно его прошлое, его не особо радует его будущее, и он ищет что-то только в настоящем.

Рассказ «Тамань» ведется уже от лица Печорина, как запись в дневнике. Он повествует о том, как Печорин повстречал контрабандистов, плавающих на лодке через море. Его восхитило, как человек в лодке рискует своей жизнью.

Григорий гадает о его мотивах, но когда узнает о его настоящей деятельности, то разочаровывается.

Он знакомится с девушкой, одной из контрабандистов, которая приглашает прокатиться на лодке, а затем сталкивает его в воду, намереваясь убить.

Печорину удается выжить, но у него нет злобы на эту девушку. Он все еще находится в разочаровании. Григорий ожидал узнать то, чего он еще не знает, но увидел лишь обыденность. Авантюрист в нем только-только открыл глаза, но увидел лишь пустоту и вновь погрузился в постоянную скуку.

Рассказ «Княжна Мери» продолжает линию скуки и замещающего ее авантюризма. Печорин влюбляет в себя девушку, хотя сам к ней равнодушен, вызывает на дуэль и убивает человека, до которого ему нет дела. Но главное событие этого рассказа – появление его старой любви Веры.

Сначала он придается ностальгии по тем временам, но вскоре понимает, что эта влюбленность действительна и в данный момент. Это показывает, что Печорин не всегда был таким. Раньше у него было что-то, что не требовало завершения. Он был влюблен, и, получив ответ, оставался влюбленным. Им не удается быть вместе.

Вера сознается мужу о своей настоящей любви, и тот увозит ее в другой город. Печорина же ссылают на Кавказ за участие в дуэли.

Последний рассказ «Фаталист» собирает Печорина в цельную личность. Он перестает быть ребенком в песочнице, который строит замки и разрушает, потому что ему нечем заняться. Он следует своей судьбе. Его беспечность – это смирение. Авантюризм – предрешенные действия. Печорину ничего не нужно, потому что он знает, что ему будет дано не больше, чем ему положено.

Сочинение.
Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. М, Ю, ЛермонтовЛермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, «Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах» и прозе, добавим мы.Роман «Герой нашего времени» появился в столичных книжных магазинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз (это было в 1840 году). Читатели отнеслись к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» — плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобразил самого себя в романе.Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он написал, что «Герой нашего времени» — это портрет всего поколения молодых людей того времени.Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале «Отечественные записки», а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части. Новеллы расположены так, что они постепенно «приближают» Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча («Бэла»), затем он увиден глазами повествователя («Максим Максимыч»), наконец в «журнале» (дневнике) предлагается его «исповедь». События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного Ттсихического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев.Повесть «Княжна Мери» можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет «история души человеческой». В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги-прожитой жизни; «Зачем я жил? для какой цели я родился?… быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений-лучший цвет жизни».У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает аристократическое «водяное общество»К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или o дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печорин сам говорил, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели -все это свойственно ПечоринуВ романе последовательно анализируются его представления о любви. дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к «дикарке» («Бэла»), в любви романтической («Тамань»), в дружбе со сверстниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в «порочности» Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества. которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя, и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин.Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга».Лермонтов не ограничивается зарисовкой «водяного общества», он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное-таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет («Я говорил правду — мне не верили» — рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести «Бэла» упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что «Байрон был больше ничего, как пьяница». Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света. Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни — за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит Действительность не дала Печорнну возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность.Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях тридцатых годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в «гордом одиночестве». Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, «внутреннего человека», оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом- художником, «объективировавшим современное общество и его представителей».
.

novstudent.ru | 29.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение рассуждение по высказыванию игоря григорьевича милославского
  • Сочинение рассуждение он нес меня на себе восемь километров сочинение
  • Сочинение рассуждение останутся ли печатные книги в будущем
  • Сочинение рассуждение он плакал до тех пор пока сон не охватил его своими широкими объятиями
  • Сочинение рассуждение от нас зависит чтобы гордый наш язык на века остался великим и могучим