Урок
на тему «Функционально-смысловые типы речи».
Цели: определение
роли предлога в предложении как служебной части речи; различать смысловые оттенки значений предлогов.
Задачи:
—
Систематизировать знания о функционально-смысловых
типах речи.
—
Развитие логического мышления, анализ различных типов речи.
-Воспитание
патриотизма и уважения к родной культуре и языку.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход
урока
1. Организационный
момент.
Приветствие, оформление записи числа в
тетрадях.
2.Слово учителя.
В русском языке, исходя из
наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие
типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Текст объединяет несколько предложений, связанных
темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет
речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он
хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя. Для понимания смысла
любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования
и развертывания главной мысли.
Типы речи — это функциональные разновидности текстов:
повествование, описание, рассуждение.
Повествование
В повествовании
рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до
конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен
в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Повествование как тип речи
— это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности. Этот
тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные
планы. Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? Например:
Весна в этом году была
поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много,
превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они
устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую
толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от
спячки. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой.
Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними,
затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы. Луга
превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди
(М. Алексеев).
Композиция повествования :
завязка (начало действия); развитие действия; кульминация (самый острый,
интересный момент); развязка (конец действия)
Повествование создают следующие
языковые средства: преобладают глаголы и глагольные формы; глаголы в форме
прошедшего времени совершенного вида; простые и составные глагольные сказуемые;
обстоятельства времени. Например:
Тщательно и старательно шёл
Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг в запахи трав,
цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло
какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то
неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана
Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже
не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал
точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать. Наконец запах оказался таким
сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел.
Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая
стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г.
Троепольский).
Описание
С помощью описания подробно
рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности),
указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества.
Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во
времени. В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков
предмет? каков человек? Например:
На вид моему знакомому было
пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую
косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по
краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза
картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания —
это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание
объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что
делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются
характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Описание как тип речи — это
сообщение об одновременных признаках предмета. Разновидности текста с
описанием: описание внешности человека (портрет); описание состояния человека;
описание характера человека; описание окружающей среды (природы); описание
места (города, села, местности); описание предмета и пр.
Композиция описания : общее
впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; авторская оценка
описываемого.
В описании автор использует
следующие языковые средства: преобладают имена существительные и
прилагательные; глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
составные именные сказуемые; обстоятельства места. Например:
Какой дом удивительный!
Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах —
в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные
полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А
на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь
(Г.Ветрова )
Рассуждение
Рассуждение — тип речи, в
котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки.
Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение
какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или
опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление
действительности. В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой?
Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это? Рассуждение как тип
речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий,
поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием
причинно-следственных связей. Например:
Без знаний, без широкого
кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании —
это человек гармонически развитый. Так, по пути утверждения гармонии шли
Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока
связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное. Леонардо да Винчи
боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник,
создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и
ботаники, писал басни. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский,
украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И
этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря! Наши знания имеют
свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно
углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет. Расширяйте
свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую
человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с
расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиция рассуждения:
тезис (основная мысль); аргументы (доказательства или опровержение); вывод.
Особенности в использовании
языковых средств: преобладает абстрактная лексика; имеются вводные слова;
используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия,
уступки. Например:
Всякое искусство есть
диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у
них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего
можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра
зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в
ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В.
Солоухин).
3.Оформление записей учащихся в тетради.
4.Этап
закрепления материала.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)
Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение –
доказать).
Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков — в описании;
последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная
связь – в рассуждении).
Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений –
в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в
повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).
Характерные черты типа речи:
статичность – в описании;
динамизм – в повествовании;
наличие положения, которое нуждается в доказательстве.
Языковые признаки:
глаголы в одной форме времени, определения — в описании;
глаголы разных форм времени, наклонений — в повествовании;
вводные слова, союзы, безличные глаголы — в рассуждении.
Описание – ЧТО ТАКОЕ?
Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Рассуждение – ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД
Создайте собственные
тексты:
—повествование о чём-либо
(вашем увлечении, событии в вашей жизни и т.д.)
—описание (предмета,
знакомого, интерьера комнаты );
— рассуждение (как лучше
готовиться к выступлению, почему я выбрал какой –то вид спорта, за что можно
уважать людей и т.д )
5.Домашнее задание: прочитайте в учебнике тему «Типы речи» (Русский
язык:учебник для сред.проф.образования/Антонова Е.С.,Воителева
Т.М.-М.:Академия,2014, стр.26-29); сделайте опорный конспект; выполните
упражнение № 4.
.
Сочинение рассуждение на дискуссионную тему.
Сочинение рассуждение на дискуссионную тему — это сочинение — рассуждение, с одной стороны, отвечающее правилам написания классического рассуждения (тезис — аргументы — вывод). С другой же стороны, аргументы в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему чётко структурированы, поскольку предполагается их использование в дискуссии, полемике. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, как никакой другой вид сочинений по русскому языку, требует умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. Сочинение — рассуждение на дискуссионную тему. Можно ли сказать, что курение не вредит здоровью? Курить или не курить – этот выбор рано или поздно должен сделать для себя каждый. Эта проблема важна для каждого молодого человека.
Я считаю, что если хочешь быть здоровым, не стоит пробовать сигареты и курить, потому что курение вредит здоровью. Во-первых, человек, который курит постоянно, чихает и кашляет, так как на его дыхательную систему разрушительно действует никотин. Курильщик может не только чихать, но и задыхаться. Довольно часто курильщик простужается: тот же никотин ослабляет его иммунитет.
Во-вторых, курильщику довольно сложно заниматься любыми видами спорта и даже подниматься или спускаться по лестнице, его мучает одышка – ведь никотин разрушает все органы, в том числе негативно влияет и на сердечнососудистую систему. В-третьих, курение значительно сокращает жизнь, а также увеличивает вероятность возникновения различных заболеваний, к примеру, инфаркта, рака, эмфиземы, инсульта и других. В-четвертых, курильщик плохо различает запахи и даже тонкие вкусы изысканных блюд. Кроме того, он может не различать запах близкого или любимого человека, а также любимых парфюмерных изделий.
Всё это снижает качество жизни курильщика, и он делается нервным, раздражительным. Следовательно, курить вредно. Медики установили это и говорят, что, выкуривая одну пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год одним литром никотиновой смолы.
Одна сигарета сокращает жизнь на пятнадцать минут, одна пачка сигарет на пять часов жизни; тот, кто курит год, теряет три месяца жизни, кто курит четыре года – теряет целый год жизни, кто курит двадцать лет – лишается пяти лет, жизнь курящего в течение сорока лет сокращается на десятилетие! Курение наносит огромный вред организму и окружающим людям. Курение вредит здоровью. Курить – здоровью вредить!
Сочинение рассуждение на дискуссионную тему.
Сочинение рассуждение на дискуссионную тему – это сочинение – рассуждение, с одной стороны, отвечающее правилам написания классического рассуждения (тезис – аргументы – вывод). С другой же стороны, аргументы в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему чётко структурированы, поскольку предполагается их использование в дискуссии, полемике. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, как никакой другой вид сочинений по русскому языку, требует умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему. Можно ли сказать, что курение не вредит здоровью? Курить или не курить – этот выбор рано или поздно должен сделать для себя каждый. Эта проблема важна для каждого молодого человека.
Я считаю, что если хочешь быть здоровым, не стоит пробовать сигареты и курить, потому что курение вредит здоровью. Во-первых, человек, который курит постоянно, чихает и кашляет, так как на его дыхательную систему разрушительно действует никотин. Курильщик может не только чихать, но и задыхаться. Довольно часто курильщик простужается: тот же никотин ослабляет его иммунитет.
Во-вторых, курильщику довольно сложно заниматься любыми видами спорта и даже подниматься или спускаться по лестнице, его мучает одышка – ведь никотин разрушает все органы, в том числе негативно влияет и на сердечнососудистую систему. В-третьих, курение значительно сокращает жизнь, а также увеличивает вероятность возникновения различных заболеваний, к примеру, инфаркта, рака, эмфиземы, инсульта и других. В-четвертых, курильщик плохо различает запахи и даже тонкие вкусы изысканных блюд. Кроме того, он может не различать запах близкого или любимого человека, а также любимых парфюмерных изделий.
Всё это снижает качество жизни курильщика, и он делается нервным, раздражительным. Следовательно, курить вредно. Медики установили это и говорят, что, выкуривая одну пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год одним литром никотиновой смолы.
Одна сигарета сокращает жизнь на пятнадцать минут, одна пачка сигарет на пять часов жизни; тот, кто курит год, теряет три месяца жизни, кто курит четыре года – теряет целый год жизни, кто курит двадцать лет – лишается пяти лет, жизнь курящего в течение сорока лет сокращается на десятилетие! Курение наносит огромный вред организму и окружающим людям. Курение вредит здоровью. Курить – здоровью вредить!
В нашей стране очень много самых разных городов — от огромных миллионеров до небольших провинциальных городков, тихих и спокойных. И живут в них самые разные люди. А задумывались ли вы когда-нибудь, чем отличается городской человек от жителя маленького поселка или деревни? И что означает фраза «городской человек»?
Мы с родителями переехали в город, когда мне было шесть лет. До этого наша семья жила в небольшом поселке с населением почти в сто раз меньше. Мне кажется, что это сразу влияет на характер человека — в маленьких городах и поселках все друг друга знают и общаются с самого детства. Там нет секретов от окружающих, и все считают соседей и знакомых чуть ли не родственниками. Поэтому деревенские люди такие простые, открытые и душевные.
Люди в городе более независимые и отстраненные. В больших городах часто люди не знают друг друга лично, даже если живут на одной лестничной клетке. Они не такие доверчивые и простодушные, как в деревне. Но городские люди более приспособлены к жизни, сообразительны и рассудительны.
Городской человек — это современный человек. Он уверен в себе, умен и имеет сильный характер с детства. Даже у детей, растущих в городе, совсем другое воспитание, по сравнению с деревенскими ребятами. Они более сдержанны и культурны, с раннего возраста рассудительны. Городской человек не лучше и не хуже, он просто другой.
Чтобы быть настоящим городским человеком, мало просто жить в большом городе. Нужно уметь взаимодействовать с ним, с его жизнью, суетой и стремительной сменой событий. Городской человек умело ориентируется в них, он всегда на волне времени. Таким людям открыта дорога в жизнь, они обязательно будут успешными.
Конечно, жизнь в большом городе сильно влияет на характер человека с самого детства. После переезда мне было сложно найти здесь друзей, местные ребята были словно из другого мира. Но постепенно мы научились понимать друг друга, и я тоже потихоньку становился городским человеком. Мне нравится жить в городе, здесь чувствуешь себя как-то иначе, свободнее и смелее. Для меня словосочетание «городской человек» означает человека с множеством возможностей, которые он получает для успеха. Тот, кто умеет их разглядеть и использовать, и считается настоящим городским человеком.
Ещё одно сочинение от ученика 8 класса по теме «Городской человек»
Город – это крупный населенный пункт, житель такой территории и является городским человеком. Свобода передвижения позволяет нам выбирать, где жить – в городе или деревне. Кто-то рождается в городе, а кто-то из-за определенных обстоятельств перебирается из села в город.
Принято считать, что городской житель – измученный шумом и уставший от урбанизма человек. Хотя многие городские жители очень довольны комфортом, работой и развлечениями, которые предлагает им город.
Городского жителя называют по-разному – горожанин, городской человек, обыватель, а ранее в литературных произведениях упоминались мещанин, градожитель и гражданин. В западной литературе появилось целое направление «городской роман» – это произведения, в которых рассказывались истории любви и карьеры городских жителей. Город повлиял и на музыку, в первой половине XIX века появился бытовой романс – разновидность русского романса. Он послужил развитию блатной песни.
В отличие от сельчанина городской житель избалован удобствами, которые предлагает нам современная жизнь. В деревне живут крестьяне, агрономы, доярки и другие жители, которые с зари до ночи заняты тяжелым трудом. Хотя и городской житель работает на заводах и фабриках, не все горожане проводят время в офисах. Именно поэтому не просто составить единый портрет городского жителя. Социальная пестрота показывает, что такой портрет получится сложным и многоцветным.
Каждое утро город просыпается, тысячи и миллионы горожан «оживляют» его. Они спешат на учёбу и работу, в школу и офисы. Старики и старушки устраиваются на лавочках, занимаются внуками. Покрытый асфальтом и стеклом город является мегаполисом, где жители забыли, как пахнет земля и растения. Их жизнь проходит в постоянной беготне, не позволяя радоваться красоте каждого времени года.
Большинство из городских обитателей мечтает быть ближе к земле, здесь им помогают дачи. Шесть соток нельзя сравнить с классической деревней, однако и там деревья, цветы радуют глаз городского жителя, который начинает чувствовать связь с природой.
Постоянная суета и проблемы, связанные с городской жизнью, сделали городского жителя легкоранимым. Городской человек сегодня предпочитает дождливую погоду, когда можно будет укрыться дома. Он – скрытен и подавлен. Наблюдение за жителем города является познавательным и интересным занятием.
7
Скажите: Возникают ли у вас проблемы в отношениях с родителями? Часто ли родители бывают вами недовольны? Из-за чего? На чьей стороне, по-вашему, бывает правда в таких ситуациях?
8
Посмотрите видеосюжет и прокомментируйте его.Посмотрите видеосюжет и прокомментируйте его. Комментарий к слайду (для учителя): для просмотра видеосюжета нажмите гиперссылку)
9
Выбери заголовок или придумай свой: Кто прав? Почему произошёл конфликт? Так себя вести нельзя! Делу время – потехе час. Кончил дело – гуляй смело!
10
Составь план своей работы I. II. Мальчик не прав. 1) 2) 3) III. Вывод. II. Мама не во всём права. 1) 2) 3) III. Вывод.
11
Подумайте: Что должно быть в пункте I? О чём надо рассказать во вступлении? Какой тип речи будет во вступлении? Как строится повествование?
12
Композиция повествования: 1. Начало события. 2. Развитие события. 3. Конец события. Мама пришла с работы и видит, что сын не сделал уроки, не убрал комнату, а сам играет в компьютерную игру. Мама стала ругать сына. Мама и сын поссорились.
13
Составь план своей работы. I. Вступление. Конфликт между мамой и сыном. II. Тезис. Мальчик не прав. 1) 2) 3) III. Вывод. II. Тезис. Мама не во всём права. 1) 2) 3) III. Вывод.
14
Подумайте: С какого предложения вы начнёте работу? Можно ли начать так: «Мама пришла с работы, а сын…»
15
Подсказка. Можно начать так: Родители и дети… Как часто между ними происходят конфликты! Рассмотрим такую ситуацию…
16
Повторим средства связи частей рассуждения. I.Тезис. Докажем это. Это можно доказать так. Почему? И вот почему. II. Доказательства. Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Например,… Допустим, что… III. Вывод. Обобщим всё сказанное. Таким образом,… Следовательно,…
17
О чём ещё надо помнить, чтобы сочинение получилось хорошим?
18
Памятка. Как писать сочинение-рассуждение? Тезис можно сформулировать в форме вопроса, можно повторить формулировку темы, в качестве тезиса можно взять цитату. Рассуждение пишется от 1-ого лица. В доказательство лучше ввести слова и выражения типа «я считаю», «по моему мнению», «я думаю». Тогда рассуждение из общего превратится в личное. Вводные слова «пожалуй», «наверное», «может быть» и другие сделают ваш текст «помягче», и ваше мнение не будет высказано категорично. Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Однако сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершён.
19
Этапы работы: План Черновик Редактирование Проверка Помощь (если надо) Чистовик Желаю успеха!
Здраствуйте помогите пажалуйста с этим вопросом
К какому виду относится та или иная норма, содержащаяся в приведенных статьях? Какие виды элементов имеют эти нормы?
Ст 48 ГК РФ
Ст. 3 п. 5 ГК РФ
Ст. 253 ГК РФ
Ст. 203 ГК РФ
Ст. 302 п. 1 ГК РФ
Ст. 503 п. 1 ГК РФ
Ст. 216 п.1 УК РФ
Напишите программу, которая считывает из файла строки – каждую строку в отдельную строковую переменную, затем печатает их и их количество.
Язык С++
Пожалуйста сделайте сокращено не надо целый страницу просто сжато и все.
Класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Нужна описать каждый класс вот эти отделы скелета.
1. Череп
2. Осевой скелет: позвоночник, грудная клетка
3. Конечности: пояс передних конечностей, передние конечности, пояс задних конечностей, конечности
виконати дії з іменованими числами:3м-3см=
3м-3см=
1кг-450г=
какие строения не возводили на территории Древней Руси: церкви,мечети,соборы
5 предложений неозначено особови нужно на украинском языке
Подберте к именам сущесвительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напишите словосочетания. Укажите род имен прилагательных.
Бурый медведь, … картина, … класс, … слонйе, … автомобиль, … завтрак, … Чувство, … газета, … молоко, … лестница, … одежда, … народ, … корзина
почему Ярослава Мудрого стали называть Хоромесом и Правосудом
плс
По морфеме определите часть речи и его форму -ешь, -ого,-л-
сахар в продуктах животного происхождения примеры:
Автор Любовь Фриму На чтение 7 мин Просмотров 14.9к.
Обновлено
В статье рассказывается об особенностях задания 4 и представлены примеры ответов к заданию 4 итогового собеседования (диалог) для выпускников 9 класса. Умение вести диалог является неотъемлемой частью коммуникативных навыков человека. Быть хорошим собеседником — значит уметь не только говорить, но и слушать, иметь много друзей, быть полноценным членом общества. Ведь наши далекие предки не зря придумывали способы передачи и получения информации. Без общения жизнь человека не будет полноценной.
Прочитав статью, вы сможете повторить, что такое диалог. Узнаете, какие вопросы вам могут быть заданы и как правильно на них отвечать.
Что такое диалог?
Диалог в переводе с греческого означает «речь двоих» (логос — слово, диа- два). Диалогом называют разговор двух или более лиц. В таком виде общения предусмотрено наличие слушающего и говорящего, которые периодически меняются ролями. С помощью диалога люли обмениваются друг с другом информацией.
Диалогом является беседа друзей, общение продавца и покупателя, разговор учителя и ученика на уроке во время закрепления изученного материала. Переключение ролей в диалоге происходит в том случае, когда говорящий задает слушающему вопрос. Диалог используется как в устной, так и в письменной речи. Во втором случае речь идет преимущественно о книжном стиле. На уроках литературы вы, вероятнее всего, анализировали диалоги действующих лиц и понимаете, как они строятся. Основной особенностью устной диалогической речи является спонтанность и отсутствие времени на подготовку ответа. Следовательно, готовиться к диалогу выпускники не будут. Вопросы собеседник начинает задавать сразу же после монологического высказывания.
Формулировка задания
Во время беседы учитель-собеседник будет задавать вопросы по выбранной теме, т.е. по той, по которой составлялся монолог. Тема остается неизменной, чтобы выпускников не вводить в неловкое положение и спровоцировать стресс. В выбранной теме выпускник ориентируется, значит и на вопросы должен обязательно найти ответы. При этом выпускник не получает каких-либо карточек. Карточка-помощница в этот раз оказывается в руках собеседника. На ней записаны 3 вопроса по выбранной выпускником теме, которые собеседник задает во время беседы. Если вдруг при ответе на задание 3 выпускник уже раскрыл суть написанного на карточке вопроса, собеседник должен придумать другой вопрос по этой теме. Если же выпускник дает достаточно развернутые и полные ответы на два первых вопроса, то собеседник может ими ограничиться и не задавать последний вопрос.
Критерии оценивания
Выполнение коммуникативной задачи
Выполнить коммуникативную задачу в данном случает — ответить на все вопросы собеседника. Во время ответов вы также должны продемонстрировать умение понимать вопросы, рассуждать, отвечать конкретно. На диалог по регламенту отводится 3 минуты. Собеседник может задать вам 3 вопроса. Получается, что на один ответ должно уйти не более 1 минуты. Да, ответ должен быть развернутым, но не стоит сочинять роман на заданную тему.
Если вопрос не совсем понятен, не бойтесь переспросить, уточнить. Ведь ваша задача — ответить на этот вопрос. Добивайтесь результата всеми способами. Если же вам нечего ответить собеседнику, ни в коем случае не молчите. Скажите, что затрудняетесь ответить на этот вопрос, что вопрос для вас не до конца понятен, то вы в жизни не сталкивались с таким явлением.
Также вы можете задавать встречные вопросы учителю-собеседнику, касающиеся темы. Например, если собеседник спрашивает о любимых актерах, поинтересуйтесь, кому отдает предпочтение он.
Учет условий речевой ситуации
Как и в случае с монологом, во время участия в диалоге выпускник должен понимать, что перед ним находится учитель, а не близкий друг. Поэтому вести беседу нужно соответствующе. Также нужно понимать, где вы находитесь и какую цель преследуете. Если вы во время беседы будете вести себя слишком развязно, то продемонстрируете непонимание всех этих требований. Но не стоит и замыкаться. Беседа должна быть непринужденной, спокойной и живой.
Тема 1: описание фотографии
Для анализа задания обратимся к демонстрационному варианту. В теме 1 предлагается описать фотографию школьного праздника.
Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:
- Какие праздники Вы любите больше всего и почему?
Больше всего мне нравятся праздники, проходящие в тесном семейном кругу. Самым любимым является Новый год. Еще до наступления праздника в доме царит особая атмосфера. Вся семья собирается вместе. Это общий праздник, поэтому все друг друга поздравляют и дарят подарки. А еще мне нравится ждать боя курантов и смотреть на взлетающие в небо салюты.
- Когда можно сказать, что праздник удался?
Праздник можно назвать удавшимся, когда все рады и счастливы, когда каждый получил то, что хотел. И это не всегда материальное, не всегда подарки. Ведь кто-то ждет от праздника встречи с дорогим человеком, кто-то мечтает услышать греющие душу слова.
- Вы любите больше праздник или подготовку к нему?
Конечно же, праздники всегда доставляют людям удовольствие. Но не менее захватывает и увлекает подготовка к нему. Мы с мамой всегда вместе продумываем меню на праздник, отправляемся в магазин за продуктами, потом начинаем готовить. Также я люблю выбирать подарки. Это всегда интересно и любопытно.
Тема 2: повествование на основе жизненного опыта
В теме 2 предлагалось рассказать о походе или экскурсии, в которой выпускник принимал участие.
Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:
- Чем полезны походы и экскурсии?
Польза похода и экскурсии очевидна. Во-первых, совместные мероприятия сплачивают. Во-вторых, они помогают лучше узнать человека, посмотреть на него с другой стороны. В-третьих, походы и экскурсии носят воспитательный характер. Если мы отправляемся в поход, то знакомимся с миром живой природы, учимся сохранять природу, наводя после себя порядок. В походе мы приобретаем полезные навыки, вырабатываем силу воли. Если же мы участвуем в экскурсии, то узнаем что-то новое, расширяем кругозор.
- Что бы Вы рекомендовали Вашим сверстникам, решившим впервые отправиться на экскурсию или в поход?
Сначала нужно обратить внимание на технику безопасности: правильно переходить дорогу, обходить автобус и т.д. Обязательно нужно слушать взрослых. На экскурсии не нужно шуметь, перебивать других. Также не стоит брать с собой много лишних вещей. Лучше взять только самое необходимое.
- Что является самым важным в походе или на экскурсии?
В походе самым важным является выносливость. Если вы не можете преодолевать длинные расстояния, то в походе вам будет трудно. Очень важно уметь ориентироваться в незнакомой местности. Не лишним будет умение разводить костер.
На экскурсии важно, наверное, умение слушать экскурсовода. Тема экскурсии должна быть вам интересна, иначе вы не получите удовлетворения от мероприятия.
Если вы в задании 3 рассказывали о походе, то вопросы будут заданы именно про поход. Если же вы вели речь об экскурсии, то о ней будет спрашивать и собеседник.
Тема 3: рассуждение на одну из проблемных тем
В демоверсии предлагается порассуждать о моде.
Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:
- Что означает слово «модный»?
Модный — это современный, пользующийся известностью и успехом. Например, модная одежда — это та, которую носит много людей. Модная музыка — это та, которую слушает большинство. Модный дизайнер — это тот, который пользуется популярностью и востребован благодаря своим талантам.
- Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас более важны?
В основном, я самостоятельно принимаю все решения. Даже в выборе одежды полагаюсь на свой вкус. Однако иногда прислушиваюсь к советам родителей. Ведь ори заботятся о нас и никогда не посоветуют плохого. Только вот представления о моде у нас немного разные.
- Приведите пример отрицательного влияния моды.
Я считаю, что примером отрицательного влияния моды являются вредные привычки, в частности курение. В подростковой среде существует такой стереотип, что курить модно. И многие школьники в погоне за модой приобретают эту пагубную привычку. Я же отношусь к курению негативно.
Как видите, в задании 4 нет ничего сложного. Главное — побороть стеснение и дать волю мыслям. И у вас все получится, дорогие выпускники!