Сочинение рассуждение объяснение 6 класс

Сочинение-рассуждение отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.2
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б) ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Тема Родины в древнерусской литературе

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины.

Д. С. Лихачёв

Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные-летописцы.

«Повесть временных лет» – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть» рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.

В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является «Сказание о Кожемяке».

Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.

Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.

Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Урок развития речи «Сочинение – рассуждение» (6 класс).

Урок развития речи «Сочинение – рассуждение» (6 класс).

Цель урока: подготовка учащихся к написанию собственного связного высказывания по плану рассуждения.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с типом текста – рассуждение;
  • научить различать этот тип текста среди других;
  • развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения

Ход урока

1 этап. Вызов с использованием приёма « кластер»:

В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записывается слово «рассуждение».

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на листе бумаги.

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

Например,

Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

Задание

: отметьте, что вам знакомо в этом определении?

Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

Схема полного рассуждения

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы узнали, вам уже было знакомо?
  2. Какую новую информацию вы получили?
  3. Что вызвало сомнение?
  4. Какие вопросы у вас возникли?

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются тексты.

Задание 1

. Определить тип текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Лексическая тема: «В библиотеке»

Текст 1

. Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен — книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.

Текст 2.

В читальном зале тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры,- В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать, — Фантазировать, мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса! Смотрит в книгу мальчик справа –

Путешествует в Варшаву, А девчонке у окна Вся галактика видна, Две девчонки-синеглазки Перечитывают сказки, И на розовом коне Мчат при солнце и луне. Все сидят в читальном зале, Но мечтой умчались в дали. И, конечно, тишина Здесь особенно нужна.

Текст 3

. В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется – читальный зал. Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите – почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

Задание 2.Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте.

Текст 4

Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей». В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми. Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему? Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего. Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!

Задание 3. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

Что может книга.

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них. Во-первых, книга

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге _______________________________

Я выбрал ее потому, что __________________________________________________________

Мне эта книга понравилась, так как _________________________________________________

Во-первых, _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Во-вторых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В-третьих, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Как вы оценили свою работу? (Используется лист самооценки)

Дома письменно поразмышляйте на тему: «Кого можно назвать образованным человеком?».

Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.

Всё наше достоинство заключено в мысли.( Б .Паскаль )

Мысли – это крылья души. (П. Буаст )

Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин )

Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное. Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути. Рассуждение помогает действовать правильно. Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (Иоанн Лествичник )

Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Музей
    У человека нет достойного будущего, если он не знает своего прошлого. Зная эту истину, давным-давно человек придумал музей – место, где хранятся добытые за долгую историю существования человечества знания
  • В доброй беседе всяк ума копит — сочинение рассуждение
    Для каждого важно получить полезный совет, но не всегда бывает легко разобраться в том, кому можно довериться, а кого лучше не слушать. Наше окружение имеет огромное влияние на нас
  • Маша Миронова из произведения Капитанская дочка Пушкина (Образ и характеристика)
    Мария Миронова является одной из ключевых фигур романа Александра Сергеевича. Именно в честь этой девушки был назван сей роман. Характер Марии многогранен и очень интерес. Анализируя ее характерные черты

Ольга Ушакова — Готовые сочинения по литературе. 6 класс

Ольга Ушакова

Готовые сочинения по литературе. 6 класс

Дорогие друзья!

Перед вами книга, в которой представлены сочинения по литературе для учащихся 6-го класса средней школы. Данные тексты написаны на основе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, В. Г. Распутина и других русских писателей XIX–XX веков и посвящены как прозаическим произведениям, так и поэзии. Темы сочинений соответствуют уровню знаний учащихся 6-го класса и затрагивают проблемы, обсуждаемые на уроках литературы.

Не торопитесь списывать наши тексты. Сначала прочитайте сочинение на интересующую вас тему и подумайте, что бы вы могли сказать о затронутой проблеме, согласны ли вы с мнением автора, что бы вы хотели добавить или изменить, а затем используйте предложенный текст в качестве образца для написания собственного сочинения.

Желаем успехов!

Тема Родины в древнерусской литературе

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины.

Д. С. Лихачёв

Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные-летописцы.

«Повесть временных лет» – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть» рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.

В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является «Сказание о Кожемяке».

Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.

Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.

Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…

А. С. Пушкин

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.

Стихотворение «Товарищам» – одно из ранних тво-рений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.

Разлука ждёт нас у порогу, Зовёт нас света дальний шум, И всякий смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум.

Кого-то ждёт карьера военного, кого-то – государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.

Иной, под кивер спрятав ум, . . . . . . . . . . . . . . Красиво мёрзнет на параде, А греться едет в караул…

Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.

Одно из самых известных произведений Пушки– на, посвящённых лучшему другу, – стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.

Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.

Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина «Узник»

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу…

А. С. Пушкин

Ещё во время учёбы в Лицее Александр Пушкин обратил на себя внимание властей своими вольнолюбивыми стихами и насмешливыми, едкими эпиграммами на царских приближённых. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодёжь наизусть их читает», – писал царь директору Лицея. Однако это не смогло помешать молодому поэту выступать против всякой тирании по отношению к свободной личности.

Главная тема стихотворения Пушкина «Узник» – переживания человека, оказавшегося в неволе. Пространство, окружающее героя, названо «темницей», в которой темно, тесно и сыро, что приносит ему дополнительные страдания.

Сижу за решёткой в темнице сырой…

В стихотворении появляется образ орла, внутренне близкий лирическому герою. Сравнивая могучую птицу и узника, автор усиливает впечатление читателя. Как дикая сильная птица не может жить в клетке, так и свободный человек не может жить в неволе. Молодой орёл назван в произведении «мой грустный товарищ». Он словно сочувствует лирическому герою.

…Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!..»

Образ далёкой свободы воплощается в воображаемом пейзаже, неведомом и прекрасном.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Неволя для Пушкина – это не просто физическое заточение. Свобода необходима для полноценного существования, для гармоничного развития человека. Её отсутствие убивает личность.

Композиция повести А. С. Пушкина «Выстрел»

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

А. С. Пушкин

«Выстрел» А. С. Пушкина – первое произведение, открывающее его знаменитый цикл «Повести Белкина». Эти первые прозаические произведения поэта написаны от лица никогда не существовавшего человека – Ивана Петровича Белкина. Загадочность и тайна отличают все повести Пушкина, входящие в этот цикл.

Сочинение 2

стали со временем популярными и знаменитыми. И практически все главные герои на своих ошибках показывают, что так делать не следует.

Одним из главных героев рассказа является мальчик. Он живет в бедной семье и не всегда удается получить все что хочется. Больше всего на свете мать старается воспитать его воспитанным и добрым человеком, который всегда и во всем будет помогать другим людям. И для того чтобы действительно из него получился человек она решила собрать все деньги, которые только имеются в доме и отправила его учиться. Школа находится в райцентре. Мальчику очень хотелось учиться, да к тому же он об этом давно мечтал. И мать помогла осуществить давнюю мечту. За всю его жизнь ему постоянно не хватало еды, и мать отдавала ему последние крошки. Кроме этого к ним приезжала тетя, которая забирала половину еды себе.

Больше всего на свете ему хотелось молока, и ради достижения своей цели он решил играть на деньги и выигрывать у других детей. Частенько ему это удавалось, и на выигранные деньги он покупал молоко. Вот только не всем ребятам хочется проигрывать деньги, да к тому же честно заработанные. И бывает, что нашему главному герою за удачу очень сильно достается. А поскольку мальчику нужно было каждый день приходить на занятия, то и учительница видела все эти синяки и ссадины и спрашивала, что с ним случилось, но вот рассказать он не мог. Но учительница обо всем догадалась и решила помочь ему.

Она стала приносить ему еду, но мальчик не стал брать ее. И тогда она предложила свою помощь по изучению французского языка, и он согласился, ведь у него действительно были проблемы. А во время передышек она кормила его разной и очень вкусной едой, которую раньше никогда не пробовал. Но и от этого парень отказался.

И тогда учительница пошла на другой рискованный шаг. Она решила играть с ним на деньги. А ведь если об этом узнает директор школы, то учительница могла потерять работу. Она поддавалась ему, и поэтому теперь каждый день он мог кушать разную и очень вкусную еду.

И насчет этого парень догадался и начал все высказывать учительнице. Директор услышал шум и зашел в класс и увидел, что делает учительница с учеником. И после этого она сразу же потеряла работу. Но учительница не перестала помогать своему ученику и продолжала помогать и высылать ему посылки, в которых находилась еда и вкусные фрукты и овощи.

Другие темы: ← По повести Живи и помни↑ РаспутинУроки доброты в рассказе Уроки французского →

`

В чем разница между сочинением и сочинением-рассуждением? В чем особенность сочинения-рассуждения и как его грамотно написать? В этом и не только попробуем разобраться в статье.

Для начала разберемся, что понимают под рассуждением. Различные источники дают разные определения, поэтому я попробую их объединить в одно.

Рассуждение предполагает логичное и последовательное изложение собственных мыслей по какому-либо конкретному вопросу или проблеме. В процессе рассуждения используют доказательства и аргументы, на основе которых делают определенные выводы. Аргументы и выводы являются частью структуры рассуждения, о которой я расскажу позже.

Ваша задача — найти и описать причины различных явлений, используя тезис (какое-либо утверждение) и аргументы (почему вы так считаете или не считаете). Тезис находится в начале и именно его нужно доказать, используя аргументы.

Что интересно, ваша работа может строиться на утверждении (что представленный тезис верный) или опровержении (доказательстве, что тезис ложный). В качестве инструментов доказательства вы можете использовать прямые факты или аргументы от противного, полагаться на личный опыт или на фильмы, давать примеры из жизни или из литературы.

Перед тем как начать сочинение-рассуждение, важно подумать о том, чего хочет от вас преподаватель. А он, задавая писать сочинение, проверяет ваши умения:

  • воспринимать и понимать незнакомую информацию;
  • анализировать авторскую позицию;
  • анализировать форму текста и способ его подачи;
  • выражать собственную точку зрения;
  • использовать богатства и способности языка для формулирования своей позиции;
  • работать с орфографическими и синтаксическими нормами.

Ориентируйтесь на эти требования в процессе подготовки к сочинению-рассуждению: они помогут избежать сложностей и неожиданностей в ходе написания эссе.

Сочинение-рассуждение пишется по определенной схеме. Она состоит из:

  • вступления. Как правило, оно небольшое и служит для плавного подхода к основной проблеме сочинения (вопрос или цитата).
  • тезиса. Располагается сразу за вступлением и является исходной точкой в рассуждениях — утверждение, о которых будем рассуждать в тексте;
  • аргументов. Главное, чтобы они были доказательными и убедительными.

В качестве аргументации в сочинении-рассуждении можете использовать:

  • исторический факт;
  • данные статистики;
  • эпизоды и сюжет произведения литературы;
  • высказывания людей с авторитетом в данной области.

На аргументацию отводится больше половины всего объема сочинения. Исходя из опыта, наиболее оптимальное количество аргументов — 3;

  • вывода. Он должен следовать из тезиса, но не повторять его, а развивать. Вывод шире, чем тезис.

Условно структура делится на 3 части: вступление, основную часть и заключение.

Как я уже писал, для вступления можно использовать вопрос или цитату. Они должны плавно подводить к основной проблеме сочинения. Если подобрать подходящие цитату или вопрос сложно, пишите об актуальности темы и важности разговора о ней. Хорошо делать вступление экскурсом в историю проблемы, примерами из различных печатных и устных источников и др.

Во всем нужен и важен баланс. Там, где есть правое, обязательно должно быть и левое. Поэтому я согласен со словами одного из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова, который говорит, “что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?”. Хотя тут стоит многое пояснить…

Здесь вооружаемся аргументами и доказываем свою точку зрения: читающий должен прийти к мнению, что ваши рассуждения верны. Как этого добиться? Используйте вводные слова и словосочетания, специальные связывающие предложения конструкции и много примеров.

Объем основной части — ⅔ всего сочинения.

Во-первых, стоит вспомнить об одном из философских законов о “единстве и борьбе противоположностей”. Определения понятий “добро” и “зло” раскрывают сущность закона. Во-вторых, ничто не может трактоваться однозначно. Добро в нашем понимании не то же добро в понимании кого-то другого. Более того, в нем явно может прослеживаться зло.

В заключительной части нужно подвести итоги описанного выше. При необходимости, ключевые мысли можно повторить, но добавив к ним какое-либо обобщение. Как вариант, можно поделиться своими впечатлениями об описанной проблеме.

Каждый, кто прочитает роман, сделает для себя определенные открытия. В частности, что добро всегда рядом со злом. И люди в жизни, как и герои в романе, не так просты и понятны, как нам кажется.

Обратите внимание на 4 важных условия — особенности сочинения-рассуждения — которые вы должны выполнить, чтобы его высоко оценили:

  1. Соответствие тезиса теме сочинения.
  2. Наличие весомых аргументов.
  3. Логически связанные части работы.
  4. Грамотно сформулированное заключение.

Проверяйте аргументы на логичность с помощью основных законов логики.

Чтобы вы уловили логику, я выбрал для вас по 2 примера на каждую из частей работы:

  • Многие не раз задумывались о том, что…
  • Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в…
  • В этой статье рассматриваются…
  • Автор обращает внимание на…
  • Авторская позиция выражается в…
  • В статье основной упор автор делает на…
  • Я согласен с автором в…
  • Мне не совсем понятна авторская позиция…
  • Во-первых…
  • Во-вторых…
  • Таким образом…
  • Следовательно…

Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:

  • подходите к сочинению как к творческой работе. В конечном счете вы создаете абсолютно новый продукт, хоть и на основе других продуктов (оригинального текста и других текстов);
  • обращайте внимание на тему сочинения. Особенно в тех случаях, когда вы сами ее выбираете. Тема должна быть вам понятна и задавать ход рассуждения;
  • грамотно формулируйте проблему рассуждения. Оригинальная и парадоксальная проблема — ключ к успеху;
  • уделите внимание описанию идеи. От того, насколько точно она описана, зависит качество аргументов;
  • выбирайте лучшие аргументы. Не сомневаюсь, что вам по силам найти множество аргументов, но среди них нужно выбрать самые бесспорные и сильные;
  • проработайте структуру сочинения. Правильная структура — залог высокого балла;
  • развивайте ключевые предложения и слова. Так вы сможете представить в рассуждении хорошие и обоснованные аргументы.

Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.

Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.

Цели:

  • Совершенствовать  навыки  анализа слова и
    текста.
  • Формировать  умения обосновывать свою точку
    зрения.
  • Учить писать сочинение по шаблону на основе
    текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
в парах, в группах.

Оборудование: компьютер, толковый
словарь, шаблоны, конспекты,
карточки-информаторы для учащихся 1 группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы  и формулирование целей
урока
(Приложение 1,
слайды 1-2)

3. Работа с теоретическими понятиями

1) Загадка о «языке» (Приложение
1
, 3 слайд).

2) Работа со словарём. Составление кластера.

Значения слова «язык» (Приложение
1
, 4 слайд).

3) – Вспомните, в литературе есть понятие
«эзопов язык» (Приложение 1,
5-6 слайды).

– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы?
Узнаем из сообщения учеников.

  • об Эзопе (сообщение ученика)
  • значение понятия.

4) Словарная работа: эзопов язык,
иносказание, аллегория (Приложение
1
, слайд 7).

4. Анализ текста (Приложение
1
, слайд 8)

1) Чтение текста учителем.

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному
Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них
сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у
тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на
базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что
есть на свете».
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить
желание гостей. Спустя время раб возвращается с
подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и
видят бараний язык.
– Эзоп, при чём здесь язык?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на
свете? Языком мы произносим слова верности,
нежности, любви, языком мы провозглашаем мир,
языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал
хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое
ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел
выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под
салфеткой лежит язык.
– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы
произносим слова ненависти, языком мы объявляем
войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.

– Что нового вы узнали из текста?
– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.

3) Самостоятельная работа (Приложение
1
, слайд 9).

Задание по рядам, в парах.

  • 1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые
    слова. Выделить предмет  изображения.
  • 2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты
    к слову «язык».Отметьте языковые средства и
    приёмы, помогающие автору раскрыть тему(
    аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
  • 3 ряд: На сколько частей можно разделить текст?
    Составьте его план.

4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами
учителя (Приложение 1,
слайды 10, 11, 12).

– Какова цель автора текста? Для чего написан
этот текст?

5. Работа над
сочинением-рассуждением.

1) Актуализация знаний по развитию речи Приложение 1, слайды 13, 14, 15,
16).
– Вспомните, из каких частей состоит
сочинение-рассуждение?
– Что такое тезис?
– Что такое аргументы?

! Обращаю внимание, что в
сочинении-рассуждении на основе художественного
текста  отсутствуют  вводные слова,
указывающие на порядок мыслей говорящего.

– Каких частей может не быть в
сочинении-рассуждении?

2) Работа над сочинением по шаблону (Приложение 1, слайд 17).

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о
роли_______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________,
так и __________________________,
что есть на свете.
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно,
если________________________________________________________________________,
то________________________________________________________________________________________.
И наоборот,
если__________________________________________________________________________,
то_________________________________________________________________________________________.
Я считаю,
что_______________________________________________________________________________
____________________, и
тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для
того, чтобы____________________________
____________________________________________________________________________________________.

3) Проверка.

– Зачитайте, что у вас получилось.
– А теперь послушайте мой вариант сочинения (Приложение 1, слайд 18).

6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 19).

1 группа: доработать текст или
составить текст по шаблону:

«Зачем нужно изучать русский язык»

 Шаблон:

Русский язык_______________необходимо.
Во-первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец,
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.

2, 3 группы: написать
сочинение-рассуждение по пословице о русском 
языке: «Хорошим словом мир освещается»

– Назовите  ключевые слова в пословице.

7. Итог

Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).

8. Рефлексия

                                                       Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Михайлова Марина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 585

Санкт-Петербург

 Урок русского языка

(6 класс)

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Задачи:

1.      Закрепить знания о тексте, типах текстов.

2.      Познакомить с особенностями написания текста-рассуждения на лингвистическую тему.

3.      Работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

4.      Развивать речь, логическое мышление.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Сообщение темы урока

-Сегодня главная задача — познакомиться с особенностями написания текста-рассуждения на лингвистическую тему. (Слайд 1)

3. Повторение

— Начнём с разминки. Найдите в предложениях речевые и грамматические ошибки. Подобные ошибки встречаются  в ваших сочинениях. (Слайд 2, Приложение 1)

Молодой юноша очень прекрасный.

Сегодня на улице более теплее.

Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

Людей, занимающиеся опасными видами творчества, называют экстремалами.

Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

 Он сказал то, что не знал про этот случай.

Давайте составим план урока. (Слайд 3)

— А теперь вспомним, что такое текс.

Показываю кусочек ткани. Скажите, что общего между тканью и текстом?

— Да, слово «текст» . Заим. в ХVIII.в. из немец. Языка, где ТЕХТ/ лат. textus “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”. (Слайд 4)

-Можно ли эти предложения назвать текстом?(Слайд 2)  

-Каковы признаки текста? (Слайд 5)

·         тематическое и композиционное единство всех его частей;

·         наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

·         смысловая цельность, относительная законченность.

(Тема, идея, смысловая и грамматическая связь)Если в первом предложении высказывается какая-то мысль, то в последующих она развивается, уточняется. Для выражения смысловых связей между предложениями существуют грамматические способы связи. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

-Какие типы текста вам известны?

-Перед вами разрезные карточки – памятки «Типы текста». Работаете в парах. 1 колонка составляет памятку по тексту- описанию, 2-ая – повествованию, 3- я – рассуждению. За компьютером работает ученик, составляет памятку для текста– рассуждения (убрать лишние облачка). (Слайд 6)

Проверка.

— Определите, к какому типу текста отнесете следующие тексты. (Приложение 1)

Проверка (Слайды 7,8,9)

-Текст- рассуждение. Сколько должно быть аргументов?

4. Объяснение нового материала

— Сегодня будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Что такое лингвистика?

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. (Слайд 10)

-В сочинении-рассуждении на лингвистическую тему тезисом является высказывание учёного, писателя или другого знаменитого человека и ваш небольшой комментарий к этим словам, т.е. в одном-двух предложениях написать, как вы понимаете эти слова.

— Перед вами высказывание К.Г.Паустовского. Прочитаем его. (Слайд 11)

(«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»).

— Какие слова являются важными для понимания смысла высказывания? Подчеркнем их.

-Звуки, краски, образы, мысли. Это то, что составляет нашу жизнь. Какое местоимение можно использовать? (Всё).

-Как можно сказать по-другому? (Все в этом мире можно описать словами)

-Но что используем мы в нашей речи, чтобы описание стало точным, мы смогли не только увидеть картину, но и почувствовать запахи, услышать звуки? (Средства выразительности) Для точного выражения используются средства выразительности.

— Сформулируйте свой комментарий. Но для грамматической связи предложений используйте слова-помощники.

— Какие слова помогут соединить тезис и аргументы? (Слайд 13)

-Перейдем к доказательствам этого тезиса. Примеры для аргументов возьмем из стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром!». Мы на уроках литературы анализировали это стихотворение, поэтому  оно вам знакомо. (Слайд 12)

Чтение стихотворения.

-Какова тема?

-Какова идея произведения? (Воспевает истинную красоту русской природы)

-Чтобы вам легче было сформулировать аргумент, я буду задавать вопросы по художественному своеобразию произведения. (Слайд 14)

-Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»?

(“Льётся свет” так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно “брезжит”).

-Сформулируйте первый аргумент.

-Второй аргумент должен отразить способность языка передавать звуки этого мира.

-Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание?

Аргумент № 3

-Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы?

Аргумент № 4

-Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?

(Есенин изображает мир живой, одухотворенной, просыпающейся природы).

Вывод. (Слайд 15)

-Как правило, в выводе говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

О чём мы говорили во вступлении?
-Начать вывод можно следующими словами и фразами:Таким образом, … 

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Итак, мы убедились , что «…».

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что …

5.      Подведение итогов урока

6.      Домашнее задание

Напишите аргумент № 3,4.

Приложение 1

Найди грамматические и речевые ошибки                                           

Молодой юноша очень прекрасный.

Сегодня на улице более теплее.

Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

Людей, занимающиеся опасными видами творчества, называют экстремалами.

Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

 Он сказал то, что не знал про этот случай.

                                                                   Дождь идет.

Давно не было дождей.

Вдруг налетели тучи. Крупные капли дождя застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поля, сады.

Все покрылось зеленью.

                                               Дождь.
 Льет дождь. Из налетевшей тучи падают и падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве.

По стеклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят и пузырятся лужи.

В дождь приходится сидеть дома.

                                        Зачем нужен дождь?
Дождь очень нужен земле.

Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги.

Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы.. В засуху возникают лесные пожары.

А когда дожди бывают вовремя , созревает богатый урожай, и все люди рады.

Приложение 2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

План сочинения

Слова-помощники

1.       Тезис

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей,

 для которых не нашлось бы в нашем языке

точного выражения».

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………….

Действительно; я согласен(на) с мнением писателя и считаю, что…; не могу не согласиться с высказыванием великого русского писателя и т.д.

Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта) … (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста…


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста … 

Аргументы

Аргумент № 1

В первой строфе автор …

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………….

Аргумент № 2

В словах «………………….»,«………………………….» «………………………….»,«………………………….» повторяются звуки [    ],[     ]……………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Аргумент № 3

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

Аргумент № 4

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

3.      Вывод

Таким образом, … 

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Итак, мы убедились , что «…».

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что …

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Сергей Есенин.

                                                                   Аргумент № 1

Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»?

Аргумент № 2

Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание?

Аргумент № 3

Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы?

Аргумент № 4

Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?

  • Скачать презентацию (0.59 Мб)


  • 18 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Презентация 6 класс подготовка к сочинению — рассуждению» по русскому языку, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 0.59 Мб. Для учеников 6 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    20

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Презентация 6 класс подготовка к сочинению - рассуждению

    Слайд 1

    Презентация к уроку русского языка на тему : «Доказательства в рассуждении».(Подготовка к сочинению-рассуждению).

  • Slide2

    Слайд 2

    Цели урока:

    1.Повторить типы речи, их признаки.
    2.Показать роль доказательства в рассуждении, научить приводить убедительные доказательства.
    3.Развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
    4.Умение использовать разнообразные языковые средства.  
    5.Обогащать словарь учащихся лексикой определенной тематики.

  • Slide3

    Слайд 3

    Терминологический диктант

    Запишите названия типов речи.
    1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
    2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать
    сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,
    поэтому.
    3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
    эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

  • Slide4

    Слайд 4

    Словарная работа. Запись лингвистических терминов.

    Типы речи: описание,
    рассуждение,
    повествование.
    Текст, тема текста,
    абзац.

  • Slide5

    Слайд 5

    Повторение типов речи

    Какой из текстов является
    повествованием,
    описанием,
    рассуждением?
    Докажите!

  • Slide6

    Слайд 6

    Определить тип речи

    Море может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим…  И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.

    Описание

  • Slide7

    Слайд 7

    Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.

    Повествование

     

     

  • Slide8

    Слайд 8

    Январь – самый лютый месяц зимы.
    В эту пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лёд сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. В самые сильные метели легко сбиться с пути.
    Когда же бывают самые трескучие морозы? На Крещение. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат.
    Вот почему январь называют самым лютым месяцем года.

    Рассуждение

  • Slide9

    Слайд 9

    Изучение нового материала

    1.Какую тему мы записали в тетрадях?
    2. На какие вопросы отвечают тексты-рассуждения ?
    (Почему? Что такое? Как быть? Что делать?)

  • Slide10

    Слайд 10

    Рассуждать – значит доказывать

    Схема сочинения-рассуждения

    ТЕЗИС
    Доказательства:
    аргументы
    примеры
    Почему?
    Что из этого следует?
    ВЫВОД

  • Slide11

    Слайд 11

    Средства связи частей текста

    I. Тезис.
    Докажем это.Это можно доказать так…Почему. И вот почему.Это объясняется следующим.
    II. Доказательство.
    1. Во-первых, … Например, …2. Во-вторых, … К примеру, …3. В третьих, … Допустим: …
    III. Вывод.
    Итак, …Обобщим все сказанное.Таким образом, …Следовательно, …

  • Slide12

    Слайд 12

    Зима – прекрасное время года!

  • Slide13

    Слайд 13

    Изучение нового материала

    Что из этого
    Почемутак? следует?
    потому что поэтому
    так как таким образом
    итак
    (Тезис)следовательно
    Зима – прекрасное время года.
    (Аргументы).
    Зимой чудесная природа. Зимой бывают длинные школьные каникулы. В зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года.
    (Вывод)
    Вот почему зима – чудесная пора.

    Тезис

    Аргументы,
    примеры

    Вывод

  • Slide14

    Слайд 14

    Готовое сочинение

    Зима – прекрасное время года.
    Докажем это.
    Во-первых, зимой чудесная природа. Стоят покрытые инеем деревья. Кругом лежит белый снег, который искрится на солнце. На стёклах морозные узоры.
    Во-вторых, в январе бывают длинные школьные каникулы. Можно много отдыхать, читать, играть с друзьями на улице.
    В –третьих, в зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года. Это и катание на коньках, на лыжах, на санках с горы. Зимой можно лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки.
    Вот почему зима – чудесная пора.

  • Slide15

    Слайд 15

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

  • Slide16

    Слайд 16

    Самостоятельная работа

    Разделиться на группы и выполнить задание, предложенное учителем. (Выбрать любую профессию и доказать, что она самая интересная и самая нужная.)
    Оцените, чья работа, на ваш взгляд, лучше и содержательнее.
     

  • Slide17

    Слайд 17

    Домашнее задание

    Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
    «Каждое время года прекрасно по-своему.»
    «Моя будущая профессия.»
    «Роль компьютера в жизни человека.»

  • Slide18

    Слайд 18

    Создайте синквейн

    Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

  • Slide19

    Слайд 19

    Правила написания синквейна

    Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
    1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Slide20

    Слайд 20

    Синквейн

    Урок
    полезный, содержательный
    думали,отвечали,сочиняли
    все работали очень хорошо
    Молодцы!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста вы же герои настоящие герои
  • Сочинение рассуждение образ владимира дубровского
  • Сочинение рассуждение об исконных словах в русском языке по высказыванию базылева
  • Сочинение рассуждение обломов и штольц сопоставление и противопоставление
  • Сочинение рассуждение об исконно русских словах в русском языке