Сочинение рассуждение о народном промысле 6 класс

Цель: формировать у учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь. учиться собирать материал к сочинению:


Цель:

Формировать у учащихся художественное
восприятие окружающего мира; расширять кругозор;
развивать устную и письменную речь.
Учиться собирать материал к сочинению:
правильно употреблять слова, учитывая их
лексическое значение; пополнять свою речь
словами, связанными с народно-прикладным
искусством.
Содействовать развитию эстетического вкуса,
формированию высоких нравственных и
эмоциональных качеств.

Тип урока:
урок развития связной
речи.

Оборудование:
выставка изделий
народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово,
Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова;
выставка книг, используемых при подготовке к
уроку.

Ход урока

I. Слово учителя

1. Сегодня у нас с вами два урока развития
связной речи. Уроки особенные. Я хочу вам
показать, что многие предметы, изучаемые в школе,
взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке,
помогают вам на другом. Наши уроки русского языка
связаны с уроками изобразительного искусства.
Познакомимся мы сегодня с видами
народно-прикладного искусства, попытаемся
определить особенность каждого вида. Попробуем
себя в роли искусствоведа и расскажем о
понравившемся предмете народно-прикладного
искусства. А также будем учиться собирать
материал к сочинению: правильно употреблять
слова, учитывая их лексическое значение;
пополнять свою речь словами, связанными с
народно-прикладным искусством.
2. Записываем дату, тему урока.
3. Обратите внимание на слово искусство.
Искусство существует не отдельно от жизни. Вся
наша жизнь связана с искусством, в нашей
повседневной жизни и зарождается. Как это
происходит? Любовь к природе, любовь к нашему
родному городу, любовь к людям – вот откуда
происходит искусство. Наша природа для людей из
других стран может показаться очень скромной, не
яркой, но когда мы что-то любим, то нам
открывается внутренний характер этой вещи – мы
видим её красоту. Искусство рождается и тогда,
когда человек любит делать вещи и в этих вещах
передавать свою любовь к родной природе и людям.
Человек издавна стал стремиться к творчеству, к
красоте. Ведь красота всегда приносит людям
радость. И люди начали облагораживать окружающие
их вещи, которые сопровождают их в течение всей
жизни, с детства до старости. Человек начал
украшать своё жилище, предметы быта, труда. При
этом природа была его учителем. Она предоставила
простейшие материалы для изготовления этих
вещей – глину, дерево, металл, камень, кость, лён,
шерсть. Народ веками отбирал в природе
совершенные формы, радостные сочетания цветов,
удивляя и радуя своей изобретательностью и
вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки,
деревянные хохломские изделия, гжельская
керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров,
вологодские кружева, жостовские подносы
принадлежат к лучшим образцам народного
искусства.
Какие виды искусства вы знаете? (живопись,
литература, скульптура, архитектура, искусство
танца)
Сегодня будем говорить о
народно-прикладном искусстве. А для знакомства с
несколькими видами народного искусства мы
отправимся в музей народно-прикладного
искусства. Но мы должны хорошо себе представлять,
что значит музей народно-прикладного искусства.
Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение
слова музей?
А как же в толковом словаре?
Работаем над следующим словом – народный.
Что значит народный? А как в толковом словаре?
От какого слова образовалось прилагательное
прикладное? О чём говорит этот корень? приставка?
(можно приложить, применить к данному случаю)
Поможет нам разобраться толковый
словарь.
Владимир Даль в книге “Пословицы
русского народа” приводит такие пословицы:
Где лад, там и клад.
На что клад, коли в семье лад?
Толк да лад, тут и клад.
Как вы понимаете эти пословицы?
Слово искусство. С
этого слова я начала наш урок. Говорила, как
произошло зарождение искусства. А происходит
благодаря любви – любви к природе, любви к
родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем
значение каждого слова. Так что же означает музей народно-прикладного искусства.

Вывод.
Язык и народно-прикладное
искусство – это память, это нравственность,
это богатство народа. Открывая для себя мир
народно-прикладного искусства, одновременно
открываем и мир русского языка. Почему?
На этот вопрос мы ответим в течение урока.

Когда попадаешь в музей, вы встречаете
экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя
обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет.
Потому что все предметы без специалиста нам
ничего о себе не расскажут. В музее
народно-прикладного искусства мы посетим три
зала, где познакомимся с хохломской росписью,
дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь
в каждом зале, вы составляете рассказ по плану
(вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я
предлагаю вам не просто смотреть, но и
запоминать, делать пометки в своих тетрадях
(знакомство с планом)
План рассказа:
1. Внимательно рассмотрите предметы
народного искусства, скажите, что вас в них
привлекает, что нравится?
2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете
предметы?
3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково,
Жостово?
4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в
заглавии была выражена основная мысль.
5. Ваше отношение к предметам народного
искусства.
6. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидела…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…

Итак, первый зал – зал хохломской
росписи.
И наши экскурсоводы. Вы узнаете
много интересной информации, которая
понадобиться при дальнейшей работе.

II. Хохломская роспись

1. Разговор мы начнём, откуда же
появилось это удивительное хохломское
искусство?
2. Говорят, будто давным-давно
поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу
поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную
вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена
не забывал насыпать. Прилетела как-то к его
порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг
Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и
чаша стала золотой.
3. А вот ещё легенда. Говорят, в давние
времена в Москве жил талантливый
мастер-иконописец. Царь высоко ценил его
мастерство и щедро награждал за труды. Любил
мастер своё ремесло, но ещё больше любил он
свободу. И однажды покинул он царские палаты и
поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся
своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его
искусство стало всем родным, как простая русская
песня, и чтобы в нём отразилась красота родной
природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и
тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере
разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да
любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились
рядом. Слава о мастере дошла и до государя.
Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и
вернуть в Москву. Но народная молва летела
быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер,
собрал своих односельчан и раскрыл секреты
своего мастерства. А утром, когда царские
посланцы вошли в село, они увидели, как ярким
пламенем горела изба чудо-художника. А самого
художника как ни искали, нигде не нашли. Но
остались от художника краски, вобравшие в себя и
жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но
осталось его удивительное мастерство, в котором
отразилась и горячая любовь к людям, и жажда
красоты. Знать, кисть у художника была
необычайной – она была из солнечных лучей.
Да, это легенды. А как же на самом деле?
4. Хохлома – старинное село,
затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его
историей уходит в далёкое прошлое зарождение там
известного на весь мир искусства хохломской
росписи.
Впервые упоминание об этом селе
встречается в документах XVI века. Ещё при Иване
Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под
названием “Хохломская Ухожея”. В XVII веке ряд
селений вместе с Хохломской перешли во владение
Троице-Сергиева монастыря, расположенного
недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время
зародилось в Хохломе производство деревянной
золочёной посуды, т.к. в документах монастыря
упоминаются ковши, ложки, раскрашенные
разноцветными красками и золотом. Не было здесь
ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей
семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом.
Больше всего занимались обработкой дерева. Вся
территория края представляла собой как бы одну
разбросанную по сотням деревень мастерскую, где
жители, будто бы сговорившись, разделили между
собой все виды деятельности. Жители деревень с
одним и тем же занятием селились рядом, составляя
свой цех, свой куст. У каждой такой группы
деревень был центр – крупное село, куда
крестьяне каждую неделю приезжали на базар
сбывать выработанную продукцию. Деревянная
посуда с древних времён была в повсеместном
употреблении: деревянную ложку с миской можно
было увидеть на боярском столе и в избе
крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц,
обеденные ложки найдены в археологических
раскопках ещё X-XII веках.
Требовалась эта посуда в большом количестве:
ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVII
веке посуда выделывалась на продажу и
привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.
Заметим, что промасленные стенки
сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать
посуду олифой. Возможно, живописное искусство
Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.

Может быть, у вас есть вопросы?

Из какой древесины изготовляли хохломские
изделия?

Хохломские изделия изготовляли из
берёзы и липы.

Почему деревянные изделия называют
хохломскими?

Издавна делали и расписывали посуду в
лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино,
Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не
новопокровской, а хохломской. И вот почему.
Катят груженные подводы вдоль
извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк!
– погромыхивает деревянный товар. Везут его в
большое торговое село Хохлома сёминские и
кулигинские мастера. Оттуда разлетались
жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
Кричат зазывалы на ярмарке:
– Кому посуда для кашки – окрошки?
Чудо-блюдо да чашки – ложки?
– Откуда посуда?
– К вам приехала сама золотая Хохлома!
Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот
и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
Странное и весёлое слово Хохлома! В нём
и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох!
Слышатся.

Какие изделия у хохломских художников наиболее
распространены?

Хохломской росписью расписывали
различную домашнюю утварь: посуду, прялки,
шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими
подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали
в подарок. Хоть все они и имели одинаковые
названия, они отличались друг от друга и формой, и
росписью.
В больших количествах изготовляли
ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал
определённой величины кусок дерева – баклушу,
разрубал её на нужное количество кусков. Бить
баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа
считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том
числе и роспись, делали мастера, назывались они
ложкарями.
Красивые ложки и ковши тоже
использовались и используются и как музыкальные
инструменты.

Что писали художники на изделиях?

Художники любят рисовать на
поверхностях своих изделий земляничку, малину,
крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они
ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их
одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа,
по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В
этом проявляется богатство творческого
воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод
называется растительный орнамент. Самым любимым
и стародавним является растительный орнамент –
травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки,
написанные кустиком. Как не странно, травка
пишется красным и чёрным цветами.
Пожеланием добра, благополучия с давних пор на
Руси считались изображения цветущих кустов и
плодов.
Теперь обратимся к иллюстрациям.
5. На выставке вы видите три иллюстрации, где
наблюдается хохломская роспись.
Мастера хохломской росписи умеют,
используя лишь несколько растительных
элементов, создать впечатление пышного
декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки”
с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски,
придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно
закручивается на наших глазах, следуя форме
миски. При кажущемся обилии орнамента нет
ощущения тесноты – рисунок свободно размещается
на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств
сказывается тонкое понимание мастером законов
декоративного искусства.
Обратим внимание на следующую
иллюстрацию.
Сравнивая роспись первого поставца со
вторым, отметим, что основной растительный
орнамент у первого поставца нанесён на золотой
фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно
выделяются золотые листья и травки. И особенно
ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и
охотно обращаются к реальным растительным
мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника,
веточкам хмеля. В спокойной размеренности
чередования ягод и листьев роспись плавно
обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную
форму.
На третьей иллюстрации вы видите
декоративные изделия. Расписывали в Хохломе
тысячи изделий, каждое из которых по-своему
привлекало глаз и поражало своей
неповторимостью.
6. Правду говорят, что хохлома, как и
любой другой вид народного искусства, словно
старинная песня: слова её неизменны, однако
каждый человек и каждое новое поколение поёт
по-своему. И хочется не только есть и пить из этих
чаш и ковшей, но и поставить их на стол и
радоваться заключённому в них какому-то
совершенно особому поэтическому образу России.

III. Работа учителя по развитию речи (обобщение
по прослушанному материалу)

1. Экскурсия в зале хохломской росписи
закончена. Теперь приступаем к нашей совместной
работе. Наши экскурсоводы часто использовали
слова хохлома, хохломская роспись, хохломские
изделия. Так что же означает слово хохлома?
Составим словарную статью.
Хохлома

1. Большое старинное торговое село, где
продают хохлому.
2. Изделия, которые делают мастера.
3. Народный промысел.
Как называется такое явление в русском
языке?
Составьте предложения со словом хохлома в
разных значениях:
I вариант – село
Хохлома.
II вариант – изделия, которые
делают мастера.
III вариант – народный промысел.
Какой тип речи вы будете использовать в
сочинении о хохломе? (описание)
Что характерно для описания? (оно как бы
отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки,
отличительные черты, каково общее впечатление о
предмете)
2. Наступает время пробовать себя в роли
искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец.
А вы следите, как автор отвечает на данные
вопросы плана.

Чудо – хохлома!
Вот передо мной изделия мастеров
хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они
роскошны, наполнены каким-то радостным светом.
Глядя на эту красоту, представляешь
себе народного умельца, который зимним вечером, у
свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь,
как он улыбнулся над каким-то затейливым узором,
подивился, как озорничает завиток на чаше, как
красная клубника прямо манит его к себе.
Я думаю, что у грубого, жестокого
человека никогда бы не появилось таких
прекрасных вещей, потому что эти изделия творят
истинные мастера, знатоки своего дела.
Приятно сознавать, что хохломская
роспись по дереву – один из самых знаменитых
русских промыслов.

Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения
на вопросы, данные а плане.
Кто был внимательным слушателем, тот должен
сказать, как автор умело использует синонимы в
тексте к слову мастер?
Как ещё мы можем его назвать?
Какую работу этот мастер делает?
Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие
узоры вы видите?
Что помогает сделать этот узор прекрасным?
(листья, травка, завиток, стебель ягодки)
3. И вновь мы с вами обращаемся к плану.
Теперь вы должны сами составить текст.
Поработаем по вопросам (план!)

Составление рассказа, корректировка
устных ответов.

4. Отдохните, вытяните ноги, руки за
спину, немного потянитесь.
Вы побывали в зале хохломской росписи,
вы узнали много интересного, участвовали в
работе по собиранию материала к сочинению,
увидели как можно сделать сочинение красивым.
Теперь переходим в другой зал – зал
жостовского подноса. И также нас встречают
экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в
своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы,
опорные слова.

IV. Жостовские подносы

1. Жостовские подносы делают в деревне
Жостово, которая находится в 25 километрах от
Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году
бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись
на волю, открыли мастерские по изготовлению
расписных подносов. Теперь в деревне Жостово
работает фабрика, продукция которой известна
всему миру.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
человека своей красотой; цветы дарили в дни
радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота
недолговечна. Продлить цветение, окружить себя
цветами круглый год, создать дома мир радости и
красоты – вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов
преимущественно на чёрном фоне, который даёт
возможность по контрасту выделить яркие краски
пышных роз, пионов, георгинов и скромные и
незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите
на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них
чувствуется игра света.
Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а
почему расписывают подносы.
2. Поднос – необходимая человеку вещь,
известная с давних пор. Он удобен, когда надо
поднести к столу угощение, особенно горячие
блюда, он необходим на столе как подставка под
разные предметы его убранства и напитки. На
подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не
сервировать стол. Более широко он стал
применяться с распространением чая и кофе: на
поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На
подносы складывали свои визитные карточки
посетили особняков знати и учреждений, на них
лакеи подавали господам письма.
3. Первые известные в России подносы были либо в
виде больших расписных деревянных блюд, либо
металлических досок с бортами, главным образом,
из олова, меди и латуни. Но постепенно
выполненные из меди и ладуни предметы перестают
привлекать покупателей, и в XIX веке медные
подносы всё чаще заменяются сделанными из
железа. Железо имеет одну неприятную
особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит
из употребления. Краски росписи со временем
тускнеют, растрескиваются и стираются. Для
придания подносам прочности и привлекательности
их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым
уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но
по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья,
написанные на них художниками.
Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он
сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев
Вишняковых.
4. По своей форме жостовские подносы разные:
здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и
треугольные. Размеры подносов тоже разные – от
больших для праздничного стола до детских.
Композиция росписи разная (показать образцы):
“Букет собранный”, “Букет враскидку”,
“Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши,
они привлекают своей яркостью, декоративностью,
в чём сказывается мастерство художника, его
умение творчески следовать народной традиции.
5. Процесс изготовления подноса длительный и
непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос
проходит через ряд операций в разных цехах: из
листа железа на большом электропрессе
изготовляют поднос, который затем шлифуется,
грунтуется, просушивается, несколько раз
покрывается лаком.
И вот поднос у художника, у мастера. Мастер,
расписывающий поднос, в полном смысле творец: он
создаёт особый и неповторимый мир красоты и
дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она
требует не только тщательности, кропотливости,
но и любви, мастерства, таланта.
В каждом художественном произведении
отразилась личность мастера: его видение мира,
его чувство цвета и ритма, его понимание красоты
и согласия.

V. Работа учителя по развитию речи
(обобщение по прослушанному материалу)

Вы уже почти как настоящие искусствоведы –
сами должны составить устный рассказ.
Поработаем над языком вашего будущего
рассказа.
Что можно сказать о форме подноса?
Какова композиция росписи, т.е. как расположен
рисунок.
Какие цветы использует мастер?
Какой цвет предпочитают?
Теперь поработаем над содержанием рассказа
(составление рассказа).
Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал,
помните, что работа наша с каждым этапом всё
усложняется и становится более ответственной. Я
могу вас заверить, что вам будет очень интересно.
И по результатам этой работы, мы приступим к
описанию не только устному, но и письменному.
Прошу вас перейти в следующий зал – зал
дымковской игрушки.

VI. Дымковская игрушка

1. Глина, используемая для изготовления
керамических изделий, – это один из самых древних
и самых распространённых природных материалов,
известных человеку.
Нельзя не любоваться забавными, ярко
раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие
всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и
“петух”, и многое другое. Это – знаменитые
“вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые,
задорные игрушки. “Вятки” – потому что город
Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой.
“Дымки” – потому что первые мастерицы жили в
Зареченской Дымковской слободе.
В Дымкове и сейчас живут замечательные
мастерицы по изготовлению всемирно известных
дымковских глиняных расписных игрушек.
Творчество их уходит своими корнями в глубокую
древность. Зарождение промысла связывают с
древним народным праздником “Свистунья”, к
которому в течение всей зимы мастерицы готовили
разнообразные свистульки в виде коней,
всадников, коров, птиц. Весенний праздник
сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их
яркая, красочная роспись соответствовала общему
радостному весеннему настроению.
2. Техника изготовления дымковской
игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится
только женщинами из заранее заготовленной
красной жирной глины, в которую добавляется
небольшое количество чистого речного песка.
После длительное время сушат игрушку, потом
обжигают, а затем только раскрашивают.
Узор дымковских игрушек своеобразный
и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого
горошка, клеток, полос.
Дымковские игрушки похожи друг на
друга, но двух одинаковых фигурок не найти.
В настоящее время дымковские игрушки
изготовляют в основном в мастерских Кировского
дома художников, некоторые художницы работают у
себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям.
3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте
и клетчатой юбке с оборками идёт по улице
“девушка-водоноска”. Ступает медленно,
осторожно, боясь расплескать воду из
ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле.
Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы
девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо
посматривают по сторонам. Так когда-то в старой
Вятке ходили за водой девушки “на виданье”,
специально вырядившись в лучшее платье, чтобы
понравиться будущему жениху. Плавно перетекают
округлые формы скульптуры, взаимно
уравновешивая друг друга. Красный цвет,
повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки,
создаёт гармоничную цветовую композицию. С
большим вкусом найдены мягкие созвучия
коричневого, синего и жёлтого цветов.
За студёною водицей
Водоноска-молодица
Как Лебёдушка плывёт;
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша –
Это девица-краса:
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят.
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска – так красива.
Как Лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
На второй иллюстрации вы видите коней. В них
много забавного – как и положено игрушке.
Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало,
что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши
похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в
чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и
оранжевые.
Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая
фантазия народных мастеров превращает самых
обычных домашних птиц в сказочные существа. Из
трёх-четырёх основных цветов – красного,
жёлтого, зелёного и синего на белом фоне –
художник создаёт удивительное зрелище.
Утка – Марфутка
Бережком идёт.
Уточек – Марфуточек
Купаться ведёт.
Посмотрите на “Индюка”, веером распустил
крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А
какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной
бороды. Чувствуется какая-то смешная важность
этой птицы.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напышен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.

VII. Работа учителя по развитию речи

1. Видя такую красоту, народ и слагать
стихотворения стал.
Какие игрушки вы видите?
Какие узоры их украшают?
Какая игрушка тебе особенно понравилась?
Хотели бы вы получить такой подарок? Почему?

Вот истинное признание народного искусства.

Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый
и грубый человек?
Если вы внимательно слушали, … сказал –
мастерица; … – игрушка лепиться только женщинами?
Почему, как вы думаете?
2. Составление словосочетаний и предложений
(работа с планом).
3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими
искусствоведами. Перенесите все свои мысли,
чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий
искусствовед должен в совершенстве владеть не
только устной, но письменной речью.
Объём самостоятельных сочинений в 6 классе –
одна страница. Может кто-то из вас испытывает
трудности при написании сочинения, то эти
учащиеся могут избрать другой вариант: они могут
написать о хохломских изделиях, используя текст,
который дан для образца.

VIII. Самостоятельная работа учащихся

IX. Итоги урока

Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
Вижу, что вы представляете себя в роли
изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что
завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши
сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без
внимания подготовительную работу.
Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому,
с чего начинали, и непосредственно к теме
сегодняшнего урока.
Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым
людям на загляденье…”?
Чему научились?
Учились собирать материал к сочинению:
правильно употреблять слова, учитывая их
лексическое значение; пополняли свою речь
словами, связанными с народно-прикладным
искусством.
И ещё у нас был очень важный вопрос:
Почему, открывая мир народно-прикладного
искусства, одновременно открываем и мир русского
языка?

X. Домашнее задание.

Закончить работу, переписать в тетради по
развитию речи

Литература

Декаративно-прикладное искусство в жизни
человека: Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В.
Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
Русский язык: Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений/ М.М.
Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.

Сочинение на тему «Народные промыслы России» не должно вызвать у школьника затруднений при написании, так как простор для рассуждений здесь обширен и интересен.

Как и положено, изложение своих мыслей следует начинать с вступительной части. Без этого никак, иначе ее отсутствие будет рассмотрено преподавателем как ошибка и учтено при выставлении оценки.

Основная часть

В основной части ученику следует непосредственно перейти к главной мысли в сочинении на тему «Русские народные промыслы», аргументировано, логично и стилистически грамотно изложить имеющуюся информацию, продемонстрировав при этом полное знание материала.


Конечно, следует дать краткие сведения о каждом виде. Рекомендуется использовать нижеизложенный материал, для того чтобы качественно раскрыть тему сочинения.

Матрешка 6 класс

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика. Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий. Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели. Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни. Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров. Голубое на белом.

Русские народные промыслы: художественная роспись

Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:

  • множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
  • богатством декоративных цветочных мотивов;
  • изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.

Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.

Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.

Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

6 стр., 2767 слов

Сочинение русский мастер левша

… русского народа. Главным героем произведения является оружейных дел мастер. Писатель не дает своему герою имени, Левша – это псевдоним, основанный на … Левша → Сочинение: Как изображен Левша в рассказе Лескова? (по произведению «Левша») … чего русская армия оказалась под … тема – безразличие власти, ее равнодушие, холодность, пренебрежение по отношению к людям, гражданам страны. На родине талант Левши …

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации. Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы. И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно.

Игрушки

Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.

Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.

На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).

Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс

Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Берестяное производство

Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.

Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты.


Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

7 стр., 3292 слов

Русские народные художественные промыслы

… росписи так говорил об этом промысле: (Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси… Хохлома, … роспись), выполняющая сувениры. Жостово. Жостовская роспись. Русский народный художественный промысел; … новые возможности для развития своего искусства. В … Гжель. Гжельская керамика. Изделия керамических предприятий в районе села Гжель …

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Сочинение на тему «Народные промыслы России» не должно вызвать у школьника затруднений при написании, так как простор для рассуждений здесь обширен и интересен.

сочинение на тему народные промыслы

Как и положено, изложение своих мыслей следует начинать с вступительной части. Без этого никак, иначе ее отсутствие будет рассмотрено преподавателем как ошибка и учтено при выставлении оценки.

Вступление

С чего можно начать сочинение на тему «Народные промыслы»? Конечно, с общих сведений, дающих понятие, что такое народные промыслы, какими они бывают. Можно привести исторические факты.

Например:

Народные промыслы представляют собой форму народного творчества, зародившуюся в 18-19 веке и чаще всего начинавшуюся с бытового крестьянского искусства. Это роспись, кружево, резьба. Передаваясь из поколения к поколению, от деда внуку, от мастера мастеру, народные промыслы дошли и до наших времен.

Основная часть

В основной части ученику следует непосредственно перейти к главной мысли в сочинении на тему «Русские народные промыслы», аргументировано, логично и стилистически грамотно изложить имеющуюся информацию, продемонстрировав при этом полное знание материала.

сочинение на тему народные промыслы россии

Конечно, следует дать краткие сведения о каждом виде. Рекомендуется использовать нижеизложенный материал, для того чтобы качественно раскрыть тему сочинения.

Русские народные промыслы: художественная роспись

Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:

  • множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
  • богатством декоративных цветочных мотивов;
  • изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.

Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.

сочинение на тему русские народные промыслы

Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.

Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.

Игрушки

Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.

Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.

мини сочинение на тему народные промыслы

На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).

Берестяное производство

Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.

Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты.

написать сочинение на тему народные промыслы

Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.

В заключение

Подвести итог в сочинении на тему «Народные промыслы» следует логичным выводом относительно сказанного в основной части текста. Ученик может описать, насколько ценны народные умения, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся частью культурного наследия страны.

Следование традициям и ручная работа мастера делает каждое изделие узнаваемым и неповторимым. Сегодняшние художественные ремесла являются живым, развивающимся искусством и неотъемлемой частью современной культуры.

Одной из тем, предлагаемых школьнику для рассуждения, является сочинение на тему «Народные промыслы». Эта тематика интересная, потому что позволяет ребятам узнать больше о русском творчестве. Чтобы грамотно написать сочинение на тему «Народные промыслы», важно не только соблюдать его структуру, но и знать особенности основных творческих направлений.

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

сочинение на тему народные промыслы

Сказочная лазурная роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.

Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.

Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.

Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

сочинение о народном промысле гжель

Народная игрушка

Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.

Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.

сочинение о народном промысле дымковская игрушка

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.

сочинение о народном промысле хохлома

Тагильская роспись

В сочинении «Русские народные промыслы» можно рассказать и о тагильской росписи. Она знаменита благодаря своим подносам с очень красивым цветочным узором. Эта роспись является предшественницей Жостовской. Появился этот народный промысел в Нижнем Тагиле.

Возник он среди старообрядцев. Тагильское железо отличалось своей прочностью и пластичностью, а мастера обрабатывали его ковкой, что добавляло изделиям еще большую ценность. Тагильская роспись стала популярна и за пределами города, а позднее ее взяли за основу жостовские мастера. Потом Н. Н. Демидов построил школу живописи, в которой мальчиков обучали всем премудростям этого ремесла. Позднее из-за большого спроса на работу стали принимать женщин.

Тагильский поднос отличается от других изделий ровной поверхностью и детальной кропотливой прорисовкой картин. Чаще всего мастера изображают декоративные букеты. И главное, что края подноса всегда украшают ажурными узорами.

русские народные промыслы сочинение

Жостовская роспись

Это тоже один из известных народных промыслов. Появился он в деревне Жостово, основной темой росписи являются цветы. За основу мастера взяли тагильский промысел.

Жостовскую роспись отличает от других сочетание цветов с декоративными элементами, которыми раньше украшали сундуки, прялки и т. д. Чаще всего роспись выполняют на черном фоне. Подносы делят на две категории: для декоративных целей и для бытовых. Жостовская роспись — это один из известных русских самобытных промыслов.

план сочинения о народном промысле

Выводы

В конце сочинения «Русские народные промыслы» можно отметить, что Россия известна не только художественными росписями, но и кружевами, изготовлением игрушек. Можно кратко рассказать о том, как развивалось народное творчество в советскую эпоху. Затем коротко отметить, как обстоят дела с народными промыслами в современном обществе. Это нужно сделать для того, чтобы читатели понимали, что мастера продолжают совершенствовать свое искусство.

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

Русские народные промыслы: художественная роспись

Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:

  • множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
  • богатством декоративных цветочных мотивов;
  • изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.

Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.

Смотреть галерею

Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.

Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.

Сказочная лазурная роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.

Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.

Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.

Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Народная игрушка

Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.

Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.

Игрушки

Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию. Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой. На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.

Тагильская роспись

В сочинении «Русские народные промыслы» можно рассказать и о тагильской росписи. Она знаменита благодаря своим подносам с очень красивым цветочным узором. Эта роспись является предшественницей Жостовской. Появился этот народный промысел в Нижнем Тагиле.

Возник он среди старообрядцев. Тагильское железо отличалось своей прочностью и пластичностью, а мастера обрабатывали его ковкой, что добавляло изделиям еще большую ценность. Тагильская роспись стала популярна и за пределами города, а позднее ее взяли за основу жостовские мастера. Потом Н. Н. Демидов построил школу живописи, в которой мальчиков обучали всем премудростям этого ремесла. Позднее из-за большого спроса на работу стали принимать женщин.

Тагильский поднос отличается от других изделий ровной поверхностью и детальной кропотливой прорисовкой картин. Чаще всего мастера изображают декоративные букеты. И главное, что края подноса всегда украшают ажурными узорами.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации. Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы. И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно.

Жостовская роспись

Это тоже один из известных народных промыслов. Появился он в деревне Жостово, основной темой росписи являются цветы. За основу мастера взяли тагильский промысел.

Жостовскую роспись отличает от других сочетание цветов с декоративными элементами, которыми раньше украшали сундуки, прялки и т. д. Чаще всего роспись выполняют на черном фоне. Подносы делят на две категории: для декоративных целей и для бытовых. Жостовская роспись — это один из известных русских самобытных промыслов.

Выводы

В конце сочинения «Русские народные промыслы» можно отметить, что Россия известна не только художественными росписями, но и кружевами, изготовлением игрушек. Можно кратко рассказать о том, как развивалось народное творчество в советскую эпоху. Затем коротко отметить, как обстоят дела с народными промыслами в современном обществе. Это нужно сделать для того, чтобы читатели понимали, что мастера продолжают совершенствовать свое искусство.

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Сочинение-рассказ о народном промысле

Другие работы по этой теме:

  1. Народные промыслы (ЕГЭ по русскому) Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце – Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не…
  2. Сочинение на тему: Удивительное рядом. Народные приметы в городе Удивительное рядом. Народные приметы в городе Летом я прочитал книгу Константина Па­устовского о Мещёрском крае, и попалась мне в этой книге глава о народных приметах….
  3. Сочинение на тему “Народные приметы и суеверия” Когда весна сменяет зиму, а осень – лето, когда небо затягивается темными тучами, или приветливо светит солнце, мы привычно наблюдаем эти перемены, нимало не задаваясь…
  4. Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь…
  5. Cочинение на тему Народные песни Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную…
  6. Конспект урока на тему “Русские народные инструменты” Русские народные инструменты. Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Русские народные духовые инструменты . Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами, историей их…
  7. Русский фольклор (Детские народные сказки) Вот и перечислены те виды устного творчества, образцы которого представлены в этом сборнике. Все они взяты из подлинных записей. Отредактированы лишь немногие сказки, причем сделано…
  8. Народные традиции и фольклор в лирике А. С. Пушкина 1. Пушкин,- новатор литературной системы. 2. Близость Пушкина к русским народным произведением. 3. “Казак” – стихотворение, основанное на русской народной песне. 4. Органичность произведений писателя….
  9. Сочинение на тему Что такое настоящее искусство ОГЭ 9 класс 15.3 Настоящее искусство – отражение человеческой жизни, но каждый по своему дает определение этому понятию, я считаю так. Издавна во всех уголках Земли жили и творили…
  10. Сказочники (Детские народные сказки) Да, сказки, которые вы будете читать в этой книге, созданы не писателями, а народом. Однако писатели тоже сочиняют сказки; это – сказки литературные. Мы знаем…

Помогите пожалуйста написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». По этому тексту: (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио.

3)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады…(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. (По Л. Овчинниковой)** Л. Овчинникова – современная российская писательница.

Сочинение-рассказ о народном промысле

Еще полезных советов:

  • Сочинение рассуждение о родном крае 9 класс урок русского языка
  • Сочинение рассуждение о милосердии по статье д гранина
  • Сочинение рассуждение о милосердии гранин
  • Сочинение рассуждение о значении фразеологизмов
  • Сочинение рассуждение о жизни татарского народа