Сочинение рассуждение о музыке вивальди 3 часть осень

См. также жанр концерта цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. весна вот пришла весна 3 пение птиц

См. также Жанр Концерта

Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром.

Весна

Вот пришла весна (3)

ПЕНИЕ ПТИЦ (4)

Птицы радостно приветствуют весну веселым пением, (5-6)

и обманчиво веют нежным шепотом зефиры, легко проносясь туда и сюда, (7)

а в это время мрак разливается в воздухе, и сверкают молнии, и громы предвещают, (9)

что птичкам надо умолкнуть. Приходит новое благозвучное очарование: (12)

там, на цветущем лугу, ласкающем взор, слышен нежный шепот листьев и трав. (15)

СПЯЩИЙ ПАСТУХ (15)

Спит пастух, а рядом его верный пес. (15)

Он сердито рычит — ему ведь всё время приходится громко лаять. (15)

Под звуки пастушьей волынки и под сверкающим покровом весны танцуют веселые нимфы и пастушок. (18)

ПАСТУШЕСКИЙ ТАНЕЦ (18)

Лето

ЛЕТНЯЯ ИСТОМА (31)

Пока длится это время года — пора горячего солнца, — томятся люди, изнемогают стада, горят сосны. (31)

КУКУШКА (35)

Раздается голос кукушки. (35)

ГОРЛИНКА (38)

ВОТ горлинка в саду спешит слагать свои песни. (38-39)

САД (39)

Нежно веет зефир. (40)

СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР (41)

БУРНЫЕ ВЕТРЫ (41)

Но вдруг Борей затевает спор со своим соседом. (42)

ЖАЛОБА ПОСЕЛЯНИНА (44)

Молодой пастушок оплакивает свою участь, потому что боится жестоких хищников, угрожающих стаду. (45)

Болят усталые ноги и руки, и даже отдыхая, он со страхом думает о молниях, о страшных грозах, о тучах свирепых мух и оводов! (50)

МУХИ И ОВОДЫ (50)

ГРОЗА (53)

БУРНАЯ ЛЕТНЯЯ ПОРА (53)

Не напрасно боится поселянин. Сбываются его опасения: гремит гром, сверкают молнии в небе, и вот уже градом побило колосья, полные зерен. (53)

В небе завывание и грохот. (57)

Осень

ПЛЯСКИ И ПЕСНИ ПОСЕЛЯН (72)

Праздник крестьян с плясками и песнями. (72)

Радость настала от собранного урожая. (72)

ОДИН НАПИЛСЯ (75)

В этой влаге Бахуса столько веселья! (75)

И ВСЕ ПОД ХМЕЛЬКОМ (76)

ВОТ ЭТОТ ВЫПИЛ! (80)

СПЯЩИЙ ПЬЯНЫЙ (83)

Бурное веселье кончается блаженным сном. (83)

СПЯЩИЕ ПЬЯНЫЕ (86)

Всем хочется отдохнуть от тудов, плясать, петь. Нежаркий воздух доставляет наслаждение. (86)

Это время года все больше и больше зовет наслаждаться сладким сном. (86)

ОХОТА (89)

Охотники с ранней зари несутся на охоту, с ружьями и карабинами спешат в дикие места.

Спасается всё живое, убегают звери, и охотники преследуют их. (96)

Спасается бегством хищник (96)

Его выслеживают. Вот уже ранена испуганная жертва, и ей грозит и свора лающих собак, и стрельба из ружей. (96)

СТРЕЛЬБА ИЗ РУЖЕЙ И ЛАЙ СОБАК (96)

ПЫТАЕТСЯ БЕГСТВОМ СПАСТИСЬ ДИКИЙ ЗВЕРЬ И ГИБНЕТ (101)

Он слишком слаб, чтобы убежать, и  умирает, изнемогший. (101)

Зима

Дрожит замерзший путник под холодным снегом. (106)

УЖАСНЫЙ ВЕТЕР (107)

Сурово дует страшный ветер (107)

ШУМ ВЕТРА (113)

Люди бегут, всё время топая ногами от холода, (109)

и хоть кутались в шерсть, всё равно зуб на зуб не попадает. (117)

Они стремятся к своим очагам: ведь так приятно и мирно у огня, пока ливеньо льет вовсю за стенами дома. (123)

Люди идут по льду реки. (126)

ИДУТ ОСТОРОЖНО, С ОПАСКОЙ и медленным шагом, внимательно следят, чтобы не поскользнуться и не упасть. (128)

Стоит ускорить шаг или резко повернуться, как поскользнешься и свалишься. (128-129)

ПАДЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ (129)

Но люди идут быстрее, пока лед не треснул и не открылись полыньи. (132)

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР (133)

Чувствуется, когда выходишь за дверь, как дуют Сирокко, Борей, и все ветры воюют между собой. (135)

Такова зима, но и она приносит радость. (138)

Любимым жанром Антонио Вивальди (ок. 1678–1741), которого
прозвали «рыжим священником», был концерт, со свойственной ему
праздничностью, блеском, крупным штрихом, — словом, стилем, рассчитанным
на широкую, разнообразную и жаждущую ярких впечатлений аудиторию.

12-ти лет от роду Вивальди уже заменял в лучшем городском оркестре своего отца, а в 15 лет принял монашеский сан. В 25 лет Вивальди был признан первым скрипачом своего родного города —
Венеции, ещё через десять лет стал одним из знаменитейших композиторов
Европы. Монашеский сан позволил Вивальди стать музыкальным руководителем женской консерватории Ospedalle della Pieta. Тогда в консерваториях обучались способные к музыке дети от 7 до 18 лет. Основным назначением консерваторий являлась подготовка кадров для оперного театра: певцов, певиц, оркестрантов, композиторов. Вивальди преподавал воспитанницам пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, генерал-бас и контрапункт (сочинение музыки). Однако главным в его работе оставались еженедельные концерты консерваторского оркестра, или, как тогда говорили, капеллы. В оркестре играли исключительно девочки. Под руководством Вивальди они достигли такого мастерства, что на их выступления слушатели приезжали со всех концов Европы. Сам композитор выступал с капеллой как солист-скрипач и сочинил для этого огромное число концертов, больше 450.

Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко (барокко — «странный», «причудливый» стиль). Многие концерты Антонио Вивальди имеют программу — название или даже литературное посвящение.

Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя, в 1725, в Амстердаме —  издатель Мишель Ле Цене. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма барочного художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы . Первая напрашивающаяся аллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV, король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра. 

Но Вивальди дал музыкантам и более подробную программу. В партитуре, в партиях солиста и партиях отдельных инстументов даны пояснения не только к каждой новой теме, но и к некоторым коротким музыкальным фразам: они уточняют содержание, привнося в него энергию и юмор. Четыре концерта этого цикла — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц («Весна», в первой части, «Лето», в первой части), грозу («Лето», в третьей части), дождь («Зима», во второй части), шум ветра. Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа. 

Каждый из четырех концертов состоит из 3-х частей, контрастных между собой: быстро-медленно-быстро. 

  1 Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
  2 Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
  3 Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293
  4 Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297
  

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

    Весна грядёт! И радостною песней
    Полна природа. Солнце и тепло,
    Журчат ручьи. И праздничные вести
    Зефир разносит, точно волшебство.

    Вдруг набегают бархатные тучи,
    Как благовест звучит небесный гром.
    Но быстро иссякает вихрь могучий,
    И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

    Цветов дыханье, шелест трав,
    Полна природа грёз.
    Спит пастушок, за день устав,
    И тявкает чуть слышно пёс.

    Пастушеской волынки звук
    Разносится гудящий над лугами,
    И нимф танцующих волшебный круг
    Весны расцвечен дивными лучами.

Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.

2 Adagio — Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Сонет:

    В полях лениво стадо бродит.
    От тяжкого, удушливого зноя
    Страдает, сохнет всё в природе,
    Томится жаждой всё живое.

    Кукушки голос звонко и призывно
    Доносится из леса. Нежный разговор
    Щегол и горлица ведут неторопливо,
    И тёплым ветром напоён простор.

    Вдруг налетает страстный и могучий
    Борей, взрывая тишины покой.
    Вокруг темно, злых мошек тучи.
    И плачет пастушок, застигнутый грозой.

    От страха, бедный, замирает:
    Бьют молнии, грохочет гром,
    И спелые колосья вырывает
    Гроза безжалостно кругом.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Сонет:

    Шумит крестьянский праздник урожая.
    Веселье, смех, задорных песен звон!
    И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
    Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

    А остальные жаждут продолженья,
    Но петь и танцевать уже невмочь.
    И, завершая радость наслажденья,
    В крепчайший сон всех погружает ночь.

    А утром на рассвете скачут к бору
    Охотники, а с ними егеря.
    И, след найдя, спускают гончих свору,
    Азартно зверя гонят, в рог трубя.

    Испуганный ужасным гамом,
    Израненный, слабеющий беглец
    От псов терзающих бежит упрямо,
    Но чаще погибает, наконец.

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

1 Allegro non molto

2 Largo

3 Allegro

Сонет:

    Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
    И севера ветра волна накатила.
    От стужи зубами стучишь на бегу,
    Колотишь ногами, согреться не в силах

    Как сладко в уюте, тепле и тиши
    От злой непогоды укрыться зимою.
    Камина огонь, полусна миражи.
    И души замёрзшие полны покоя.

    На зимнем просторе ликует народ.
    Упал, поскользнувшись, и катится снова.
    И радостно слышать, как режется лёд
    Под острым коньком, что железом окован.

    А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
    Идёт не на шутку меж ними сраженье.
    Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
    Дарит нам зима и свои наслажденья.

Для первых частей своих концертов (быстро) Вивальди установил форму рондо. Главная тема у tutti возвращается в виде рефрена, чередуясь с сольными эпизодами разработочного типа. Тематически они связаны с рефреном, заимствуя у него материал; но здесь, в эпизодах, темы завершенного строения растворяются в секвентно-фигуративном движении.Тема рельефно оттеняется эпизодами, создающими ей текучий, подвижной фон, нередко изобразительного характера.

В истории мировой музыки известно, как минимум, четыре программных сочинения, посвященных смене времен года. Это концерты Антонио Вивальди, оратория Йозефа Гайдна, фортепьянные пьесы Петра Чайковского и балет Александра Глазунова. В этой части статьи ProstoSound познакомит читателя с произведением Антонио Вивальди (Зима, Весна, Лето, Осень), которые можно слушать каждый день.

«Времена года» Антони Вивальди — одно из самых популярных произведений мировой музыкальной сокровищницы. Вивальди написал, как называют это музыковеды, программное произведение, то есть произведение, музыка, которого подчинена какой-то единой концепции.

«Весна» (La Primavera)

Сонет, предшествующий «весеннему» концерту, в переводе Владимира Григорьева, постаравшегося максимально точно передать настроение автора:

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, 
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами, 
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами. 

Прослушивая первую часть «весеннего» концерта, вчитайтесь в первые восемь строк сонета, и вам откроется, насколько точно автор придерживается литературной основы. Третье четверостишие сопровождается второй частью, а последнее — финальной частью концерта.

Начало концерта передает радостное ожидание грядущей весны. В мотиве, исполняемом оркестром, как будто, звучат слова «Весна грядет!». Этот мотив автор использует несколько раз на протяжении всей первой части концерта. Затем, благодаря высоким скрипичным нотам, отчетливо слышно пение птиц, приветствующих приход весны. Журчание ручьев прерывается тревогой набегающих туч и громом. Но все это ненадолго, тучи разгоняет ветер, а небо снова радует своей синевой. Явления природы передаются Вивальди настолько точно, слушателю достаточно прикрыть глаза, а воображение, вдохновленное музыкой, само рисует яркие весенние картины.

Во второй части весеннего концерта тихим скрипичным соло витает «сон пастушка». Звучание оркестра напоминает шелест листвы. В альтах слышен лай собаки, охраняющей сон хозяина.

В пасторальной третьей части «Весны» звучит радостное жизнеутверждающее настроение, звуки скрипки кружат подобно хороводам нимф, описанным в финальном четверостишии сонета.

«Лето» (L’Estate)

И вновь сонет:

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор 
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает 
Гроза безжалостно кругом.

Ремарка композитора к первой части «Лета» звучит как: «Изнеможение от жары». Музыка звучит тихо, с короткими паузами, как будто бы, переводя дыхание от летнего зноя. Об этом и говорят первые строки сонета. Но вдруг неспешность летнего зноя «взрывает» щебетанием щегол. К щеглу добавляются крики кукушки, вступившей с ним в диалог. И вновь ненадолго размеренная тишина летнего знойного дня, в которую врывается порыв холодного ветра. Но пронесшись над полем, ветер вновь оставляет нам беспечность летнего дня. Вторая часть — контрасты: испуг пастушка в созерцании приближающейся летней грозы и сила надвигающейся бури с отдаленными раскатами грома. Но вдруг все затихает, а через миг тишину разрезает грохочущий гром, небо исписано стрелами молний, вода потоками льет с небес.

«Осень» (L’Autunno)

Сонет говорит следующее:

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья, 
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец 
От псов терзающих бежит упрямо, 
Но чаще погибает, наконец.

Отгремели летние грозы, пришла осень с веселым, сытным праздником урожая. «Осенний»  концерт перекликается с мелодиями «Весны», что добавляет жизнерадостных нот праздника. Вивальди мастерски использует излюбленный барочными композиторами эффект эхо. Скрипка подражает журчанию струящихся потоков вина. Захмелевшие поселяне постепенно отходят ко сну. Наступает ночь, тихая и таинственная. Любопытно, что партия звучащего в этой части «Осени» клавесина автором не выписана, что дает клависинисту свободу импровизации, возлагая на него определенную ответственность, поскольку он становится фактически соавтором мастера.

Ночь проходит, и утро оглашается звуками охоты, важно следующей по лесу. По замыслу Вивальди, музыка в середине охоты должна изображать выстрелы и лай собак.

«Зима» (L’Inverno)

Предвосхищая концерт, композитор в последнем сонете пишет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись, 
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть «Зимы» рисует скрипичными пассажами морозные узоры на окнах. В оркестровом звучании присутствует драматизм, присущий зимним картинам. Мелодика первой части действительно обдает слушателя зимней стужей. Вторая часть «Зимы» абсолютная противоположность первой. Нежный голос скрипки создает атмосферу тепла, покоя и уюта. Строки сонета «как сладко в уюте, тепле и тиши от злой непогоды укрыться зимою» буквально оживают в мелодии, слышится потрескивание дров в камине, представляются блики огня на стенах. В душе уют и умиротворенность. Третья часть как будто призывает выглянуть в окно: там, по закованной во льды реке, весело звеня, скользят катающиеся на коньках люди, царит веселье. Третья часть «Зимы» полна драматизма, но одновременно она оптимистична и в ней слышится ожидание прихода весны: теплый ветер борется с холодом и его победа – лишь дело времени. Этим и заканчивает свой цикл Вивальди: надеждой, оптимизмом, верой в новый приход весны.

В следующем материале мы будем вместе слушать представления о временах года Петра Ильича Чайковского.

Музыка нужна всем. И это искренняя истина.
Думаю, со мной согласится большинство, если я скажу, что она помогает преодолевать повседневные трудности, она может утешить в трудную минуту и поднять настроение, когда это нужно, умеет успокаивать и утешать, как лучшая подруга или друг.
Недаром же говорят, что музыка – это общий язык, который понимают на любом континенте, в каждом уголке земли. Поэтому, это та универсальная вещь, которая всегда сплачивает и объединяет вокруг себя всех жителей этой планеты.
Не секрет, что музыкальные предпочтения могут многое сказать о человеке, о его характере и мировоззрении. Ведь каждое музыкальное направление кардинально отличается от других. Классическая музыка, например, помогает расслабиться, почувствовать себя гармоничной личностью.
Из мировой классики мне больше всего нравятся музыкальные шедевры знаменитых мастеров своего дела: Моцарта, Баха и Листа. Их произведения я люблю слушать в одиночестве, ведь именно тогда я могу сполна насладиться их непревзойденной красотой. Этническая музыка всегда создает какую-то неповторимую атмосферу.
Когда ее слушаешь, то понимаешь, какая неповторимая и самобытная культура твоей родной земли. Ты гордишься тем, что твоя страна может похвастаться таким сокровищем, таким непревзойденным достоянием. Лично я не могу определить, какое направление в музыке является моим самым любимым. Ведь я неравнодушна классики и фолка, до рока и джаза.
Эти музыкальные направления и стили сочетают все то, что является таким близким для меня. Именно в этой музыке я нахожу себя, свое собственное “я”.
Итак, роль музыки в моей жизни
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/11/muzyka-v-moey-zhizni.html

Сочинение на тему: музыка в нашей жизни

Очень часто в школе школьникам задают сочинение рассуждение на тему: роль музыки в жизни человека, значение музыки и ее влияние. По этой же тематике есть вопросы и на ЕГЭ. Давайте поработаем над нашим сочинением, поделимся своими мыслями, которые помогут раскрыть эту непростую тему: музыка в моей жизни.
В сочинении на тему: музыка в моей жизни, хочется сразу сказать о том, что музыка – это вид искусства, где имеется свой язык передачи человеку смысла и сути произведения.
И здесь мы видим, что музыка к нам обращается с помощью звуков, издаваемых разнообразными инструментами.
Эти звуки, словно волшебство из детских сказок, они способны взрослого человека вернуть в детство, помочь расслабиться или поднять настроение.
Если говорить о роли музыки в жизни человека, то она огромна, ведь музыка способна влиять на человека, и его настроение.
Уже с детства маленький ребенок вслушивается в мелодию колыбельной, засыпая под спокойные звуки и нежные слова, поэтому важно слушать хорошую музыку, которая делит с человеком радость и горе, может наполнить человека добром, став украшением его жизни.
Мы выбираем музыку себе по душе и у каждого она своя, но в целом, ни один человек не живет без музыки. Любое торжество или мероприятие сопровождается музыкальным звучанием. Без музыки не проходят спортивные соревнования, музыкой наполнены концертные залы, музыка звучит по радио, в интернете, в парках, в магазинах.
Лично в моей жизни музыка стоит не на последнем месте. Она всегда со мной. Когда мне плохо, когда грустно, когда весело или радостно. Я с удовольствием слушаю классическую музыку, которая насыщает мой духовный мир возвышенными звуками. Я пропускаю через себя каждую ноту, каждый звук, наслаждаясь ее волшебством.
Я бы могла назвать себя меломаном, так как слушаю разные направления, стили, и мне нравятся почти все исполнители. Даже скажу больше. Мне нравится и повседневная музыка. Спросите меня, что это такое? Многие ее не замечают, а я вслушиваюсь в каждый ее звук. Вот птица запела, а вот проехал автомобиль и проехал поезд, где-то залаяли собаки.
Это тоже своеобразная музыка, где звуки сливаются в единое звучание. Просто данную музыку нужно научиться слушать.
Знаете, как-то Ницше сказал: без музыки жизнь была бы ошибкой. И я согласна с каждым его словом.
сочинение на тему музыка
музыка в нашей жизни сочинение
что для меня музыка сочинение
музыка лучшее времяпровождение в жизни слчиненип
Музыка сочинение
Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-muzyka-v-nashej-zhizni.html

Сочинения на тему Музыка в моей жизни по русскому языку

В жизни каждого человека музыка играет особую роль. Она сопровождает нас от самого рождения. Чтобы наш сон был крепким мама пела нам колыбельную в детстве. Затем мы учили веселые песенки в садике.
А позже у нас начали формироваться музыкальные пристрастия. Одни без ума от аккордов тяжелого рока, другие предпочитают легкую популярную музыку. Кто-то связывает с ней свою жизнь и учится в музыкальной школе, а далее в университете.
Другие просто слушают ее в наушниках по дороге в школу, университет, на работу.
Мне кажется, что очень сложно найти человека, который равнодушен к музыке. Ведь она вдохновляет людей, напоминает о каких-то важных событиях из жизни, мотивирует, поднимает настроение. Когда мне тяжело выучить какое-то стихотворение, я всегда включаю классические произведения, и они помогают настроиться на учебу. Эта музыка по-особенному прекрасна.
Она задевает струнки нашей души и влияет на настроение и восприятие мира. Мне кажется, что классическая музыка наполнена высокими чувствами и благородными порывами. Ведь в мелодиях композиторы отражают свои переживания. Под звуки скрипки и фортепиано я всегда мечтаю, а вот сильные аккорды заставляют меня задуматься и загрустить.
Мама говорит, что классика делает нас духовно богаче.
Музыка помогает нам развить чувство прекрасного. Она сближает людей. Мы часто собираемся семьей за столом и начинаем петь разные песни. Даже когда к нам в гости приходят малознакомые люди, то они без всякого стеснения подпевают и это помогает устранить барьеры, которые мешают общению.
Мой музыкальный вкус еще не сформировался. Мне нравится подпевать популярным певцам, слушать аккорды классической музыки, а иногда хочется послушать записи знаменитых рэперов. Поэтому знакомые всегда удивляются, когда видят постеры, наклеенные на стенах моей комнаты или же мой плей-лист.
В моей жизни музыка играет очень важную роль. Когда я грущу, включаю веселую песню, подпеваю исполнителю и танцую. Таким образом мое настроение заметно улучшается.А еще у нас с подружками есть традиция. Мы собираемся раз в две недели, включаем музыку и с расческой в руках представляем себя исполнителями песен.
Каждое мое утро начинается с веселой песни. Мне кажется, что важно с утра получить порцию хорошего настроения, чтобы день прошел удачно. Приходя домой после школы, первым делом я включаю радио. Песни разных жанров помогают мне настроиться на выполнение домашнего задания и отдохнуть от уроков.
Моя жизнь не была бы такой интересной без музыки.
Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/language/view/332

Музыка в моей жизни

Спросите себя, можете ли вы прожить без музыки? Не можете, так ведь? Людей, исключивших из своей жизни музыку, практически не существует. Без ее огромного, радостного и возвышающего воздействия нельзя представить духовный мир человека.
Когда мы просыпаемся утром или ложимся спать вечером, гуляем по городу, отмечаем какой-нибудь праздник или ничего не делаем — везде нас окружает музыка: по радио, телевидению или просто в наших мыслях.
В наши дни популярность музыки приобрела невиданные масштабы: она отражает в себе все сферы жизни, все формы отношения человека с обществом, с природой и с самим собой.
Наше время, нашу жизнь отличают динамизм, сложность, стремление к совершенству, поэтому и музыка сейчас очень динамична, и каждый из нас, вслушиваясь в ее звуки, прислушивается и к самому себе.
«Музыка — величайшая сила, — утверждали древние философы. — Она может заставить человека любить и ненавидеть».
Я тоже заметила, что музыка обладает особой силой воздействия. Услышав траурный марш, я расстраиваюсь, а бодрящая, веселая музыка возвращает мне хорошее настроение.
Я не сомневаюсь, что в звуках скрыто волшебство, некое таинство, благодаря которому музыка способна управлять чувствами и действиями людей, создавать то или иное настроение.
Не случайно одним из самых любимых мной мифов древних греков является миф об Орфее, о всепобеждающей силе музыки.
Я очень люблю ритмы популярной эстрадной музыки, но и классическая мне тоже очень нравится. Причем музыку я люблю с раннего детства, и поэтому мои родители отдали меня в музыкальную школу, где я посещаю уроки игры на фортепиано и уроки пения.
Занятия музыкой дают мне бесценное преимущество: я вижу все происходящее яснее, четче, полнее. Встречи с музыкой делают меня лучше, я учусь у музыки ее мудрости, доброте, красоте. Произведения Бетховена и Моцарта пробуждают особые художественные эмоции.
Я считаю, что если кто-то не видит прекрасное в музыкальных произведениях, значит, он плохо понимает саму жизнь и может упустить что-то по-настоящему красивое и прекрасное. Есть и еще одна важная причина получать музыкальное образование.
Состоит она в том, что музыка, как и любое искусство, не открывает всей своей красоты, если человек не готов к знакомству с ней, то есть музыкально не образован, не знает самых простых ее законов, ее азбуки и грамматики.
Однако нельзя слушать подряд много музыки, и притом без разбору. Слух человека постоянно притупляется, и мы мало-помалу перестаем ощущать прелесть каждого созвучия.
В музыке композитор рассказывает о своих мыслях, переживаниях, о своей жизни. Каждый человек, прослушивая музыкальное произведение, воспринимает его в силу своей индивидуальности. Поэтому у каждого свой Чайковский, свой Высоцкий и свой Малинин.
Этим объясняется и меняющееся отношение одного и того же человека к музыкальным произведениям в разном возрасте: с годами человек больше узнает жизнь, накапливается опыт, в музыке взрослый видит и находит то, чего он не мог найти и разглядеть в детстве или в юности.
Музыка помогает мне лучше понимать моих друзей и членов моей семьи — не так уж и велика разница между общением людей друг с другом и нашим общением с музыкой. Просто в одном случае это сочувствие словам и мыслям собеседника и сопереживание им, а в другом — сопереживание настроению звуков музыки.
Например, при живом, непосредственном общении, если человек о чем-то рассказывает, перебивать его или вообще не слушать считается признаком дурного воспитания, бестактностью.
И когда звучит музыка, когда композитор и исполнитель рассказывают о своих мыслях, переживаниях, о своей жизни, слушать нужно тоже не отвлекаясь и не суетясь.
Музыка щедро раскрывает перед нами сокровища, накопленные человечеством. В своем стремлении к совершенствованию и развитию мы не раз будем обращаться к бесценному богатству красоты, опыта, мудрости музыки. Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку.
Источник: http://www.testsoch.info/muzyka-v-moej-zhizni/

Сочинение по русскому языку на тему Музыка в моей жизни читать бесплатно

Музыка в моей жизни
Музыка во все века была международным языком, не знающим границ. Люди способны превратить свои эмоции в мелодию. Таким примером служат произведения великих композиторов, как отечественных, так и зарубежных.
Я больше чем уверена, что если бы каждый человек занимался музыкой, был ближе к ней, то мир вокруг нас был бы намного интереснее и многограннее.
Вот я, например, с самого детства занимаюсь музыкой по классу фортепиано. Если я чем то сильно расстроена или просто настроение «осеннее», то сажусь за инструмент, и вся моя депрессия куда то исчезает через несколько минут. Сразу же поднимается настроение не только у меня, но и у моих родителей и сестры. Они приходят в комнату и слушают мою игру все вместе.
Музыка в моей жизни играет огромную роль. Я решила и дальше заниматься, так, в прошлом году уже окончила музыкальную школу. А после окончания средней, постараюсь поступить в институт, где буду дальше усовершенствоваться в игре на инструменте. Хочется, конечно, в консерваторию попасть, но там очень большой конкурс.
Мне очень хочется стать профессиональным музыкантом, играть в каком-нибудь знаменитом оркестре. Я очень люблю слушать коллектив «Виртуозы Москвы» под руководством Спивакова. Так виртуозно играть, как играют музыканты этого коллектива, наверное,­ сложно научиться, для этого могут понадобиться долгие годы.

Цель:

Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и
живописи; гармоничное сочетание одних и тех же чувств посредством музыки и
изобразительным искусством на примере творчества А.Вивальди и С. Щедрина.

Задачи:

  • Воспитание чуткого взаимопонимания произведений великого русского
    художника Щедрина и итальянского композитора А.Вивальди
  • Формирование умений анализировать музыкальное произведение, пользоваться
    музыкальной и художественной терминологией
  • Расширение кругозора, развитие ассоциативного мышления, цветового
    восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге

Оборудование:

  1. Выставка «Музыка и живопись»
  2. Репродукция картин С.Щедрина
  3. Портрет композитора А.Вивальди.
  4. Работы учащихся
  5. Синтезатор

Музыкальный репертуар:

  1. CD запись А.Вивальди «Времена года”.
  2. Песня “Дарите музыку” муз. Е. Сокольской, ст. В. Степанова

Методы:

Беседа, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Приветствие
  3. Актуализация
  4. Объяснение материала
  5. «Физкультминутка»
  6. Анализ работ учащихся
  7. Исполнение песни
  8. Подведение итогов, выводы

Ход урока

«Музыка – сестра живописи,
Музыка ближе всего к природе»
К.Дебюсси

Учитель музыки.

Музыкальное приветствие.

Каждая эпоха оставляет свои памятники – произведения, образы, сюжеты. В них
находит воплощение то характерное, в чем с наибольшей силой проявил себя дух
времени: идеалы и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Музыка,
прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, сама научилась быть многоликой,
изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные оттенки выражений –
портретные и пейзажные характеристики, цвета и цветовые сочетания. Она проникла
в “душу даже неодушевленных предметов – деревьев и облаков, озер и рек, живых
цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших
“обитателей мира”.

Природа сама музыкальна. Она наполнена различными звуками – это шум весенней
листвы, журчание ручейка, пение птиц. Свои музыкальные мысли композиторы черпают
у природы.

Учитель ИЗО.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы,
смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему.

Многие художники именно пейзажу посвятили все свое творчество. Это пейзажисты
И.Шишкин, И.Левитан, В.Поленов, А.Саврасов и многие другие. Наблюдая за
природой, могли чудесно показать зрителю на своих картинах какого цвета каждое
время года.

Учитель музыки.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о выдающемся итальянском композиторе 18
века Антонио Вивальди, который сумел отразить своей музыкой красоту родной
природы. Итак, побываем в Италии. Закрываем глаза. Страна эта находится на юге
Европы, на двух крупных островах Сицилия и Сардиния. Здесь практически нет
снега, зима короткая, теплая весна, яркое солнечное лето, щедрая осень. В Италии
есть Средиземное море, которое играет важную роль в культурной жизни страны.

(На фоне презентации рассказ учителя ИЗО).

– Итак, ребята, Италия, страна, богатая своей культурой, древними
памятниками, красивой природой. Именно многие русские художники окончив Академию
Художеств отправлялись на стажировку в Италию. Нам известны имена русских
художников, творивших в Италии свои произведения – это Сильвестр Щедрин, Карл
Брюллов, Архип Куинджи и другие.

Представление презентации и рассказ об Антонио Вивальди учителя музыки.

Ребята, в Италии творил виртуоз 18 века А. Вивальди – скрипач и композитор.
Искусство Вивальди пронизано необычными звуками. Он использовал в оркестре
звучание различных инструментов и даже таких редких, как мандолина, которая
считалась уличным инструментом. Вивальди придумывал красивые названия своим
произведениям. К таким произведениям относятся 4 концерта знаменитого цикла
«Времена года». Концерты называются «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Они
прекрасно передают красоту природы, смену времен года.

Антонио Вивальди (1678-1741), итальянский композитор и скрипач, широкой
известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции
4 марта 1678года. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св.
Марка. В 1703году Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором
в Оспедале дела Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который славился как
лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его
обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой.
В огромном наследии Вивальди – множество опер, а также духовных сочинений.
Однако как современники, так и следующее поколение выше всего ставили
инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди
уехал из Венеции в Вену, где скончался 28 июля 1741года.

Долгое время наследие Вивальди было известно по ограниченному числу
напечатанных произведений, и только в 20 веке было предпринято издание полного
собрания его инструментальных опусов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов для
самых разнообразных составов. Иногда, особенно в скрипичных концертах, Вивальди
не может преодолеть искушение продемонстрировать растущие технические
возможности инструмента, и музыкальное содержание таких сочинений не слишком
богато. С другой стороны, присущее композитору острое инструментальное чутье
позволяет достигать звуковых эффектов необычайной красоты, как, например, в
исключительно выразительной и оригинальной медленной части концерта для четырех
скрипок си минор из опуса 3 (впоследствии И.С. Бах переложил этот концерт для
четырех клавиров). Часто начальные темы концертов Вивальди – энергичные,
моторные, но самая сильная и привлекательная сторона его дарования – лирическая.
Медленные части его сочинений, особенно скрипичных концертов, по форме подобны
небольшой трехчастной оперной арии, где материал экспозиции повторяется в
репризе.

Сегодня мы познакомимся с тремя концертами из четырех концертов под единым
названием “Времена года”. Перед прослушиванием произведения поговорим что такое
«концерт».

Учитель ИЗО.

Музыкальные звуки и краски дружат друг с другом. Великий итальянский художник
эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой» живописи. Музыка
очень хорошо может рисовать жизнь природы, человека. Природа музыкальна, она
полна звуков. Надо уметь ее слушать.

Музыка помогает нам в работе. Звуки и краски создают хорошее настроение.
Звуки высокие ассоциируются со светлыми красками – белые, желтые вызывают у нас
чувство нежности. Звуки низкие (басы ), наоборот вызывают в душе тревогу. Иногда
музыкальные звуки соединяются по-разному, образуя разные настроения, то
грустные, то нежные.

Учитель музыки.

Прикосновение музыки оживляет все, музыка сообщает предметам характер и
голос, рождая ту самую гармонию мира, которую в ее звучаниях угадывали еще люди
античности. Давайте, сейчас мы с вами попробуем прикоснуться к тому прекрасному,
что хотел показать Вивальди в своей музыке. Мы с вами послушаем первую часть
концерта для скрипки с оркестром №1 ми мажор под названием “Весна”. Прослушайте
музыку и определите, какие образы возникли у вас. После окончания звучания
произведения учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

Учитель ИЗО.

Ребята, вы прослушали фрагмент концерта » Весна «. Скажите, какие цвета
преобладают весной?

Ответы учащихся: Цвет первой зелени желто-зеленый, цветение первых цветов –
белых, розовых, голубое небо, птицы в небе.

Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет,
движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

Самостоятельная работа.

Мы разобрали фрагмент концерта » Весна «. Теперь вам предстоит при помощи
красок, используя мазки, пятна, линии, нарисововать свое понимание фрагмента.
При рисовании не забудьте о композиции, колорите произведения.

Учитель музыки.

“Музыка – не прямое изображение, не иллюстрация картин природы. Она передает
впечатление от природы в более сложных и тайных соответствиях” – считал К.
Дебюсси. Эти сложные и тайные соответствия и являются главной сущностью всего,
что есть в мире, – круговорота времени, очарования природы ее звуков, красок и
ароматов. Продолжим прослушивание концертов серии «Времена года» Вивальди.

После весны в Италию приходит солнечное лето. Сначала прослушаем музыку, и
потом вы скажете, какое лето изобразил художник в этом фрагменте – спокойную,
знойную природу или какое-то явление природы. Прослушивается фрагмент «Гроза».

– Да, жаркий душный день, где слышится гроза. Музыка различна по ритмам и
настроениям. Вначале музыка тихая, спокойная – исполнение скрипки, затем
вступают контрабасы (внезапно ) – предвещают грозу. Постепенно музыка становится
более взволнованной, усиливается шквал ветра, слышны раскаты грома, пошел дождь.
Струны передают звуки дождя.

Учитель ИЗО.

Попробуем изобразить музыку с помощью акварельных красок. Какова палитра
лета? Ответ: Летом присутствуют яркие цвета. Солнечных дней больше, распускаются
цветы, порхают бабочки. Парусник на море. Вдруг на небе появились темные тучи,
ветер надул паруса море стало не спокойным, пошел дождь.

Физкультминутка.

Учитель музыки.

Вся прелесть мира воздействует на человеческую душу, формируя ее ранние
впечатления, опыт к восхищению и поэтическому восприятию. А сейчас мы прослушаем
концерт №3 фа мажор “Осень” 1 часть

При прослушивании обратите внимание, как музыкальные инструменты рисуют
образы осенней природы.

Учитель ИЗО.

Какие образы представились в вашем воображении? Осень. Музыка немного
печальная. К струнно-смычковым инструментам добавляется клавесин и мы слышим
звук дождя. (Показ инструментов через проектор).
Приложение 4.

Осенью цвета чаще желтые, оранжевые, красные. Идущие дожди добавляют полоски,
мазки, пятна в виде капель. Темное небо. Прослушав музыку, мы невольно грустим.
Но после зимы снова придет теплая цветущая весна.

Практическая часть по фрагменту » Осень «.

Мы прослушали три времени года из серии » Времена года » А.Вивальди.
Понравилась вам эта музыка? Подведем итоги выставки рисунков.

Вывод:

Музыка помогает лучше почувствовать состояние природы. Способность гармонии
“очеловечить” художественный образ, придать ему глубину и объемность это ее
наиболее яркая выразительная сила, которая особенно очевидно проявляется в тех
произведениях, где отсутствует текст или подобная литература. Музыка и живопись
– это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.

Исполнение песни:

“Дарите музыку” муз. Е. Сокольской, стихи В. Степанова.

Спасибо, ребята, что вы хорошо сегодня работали.

Урок окончен. До свидания.

Дети выходят из класса под музыку Вивальди.
Приложениие 6
. Приложение 7.

Приложение1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 5.

Сочинение – самостоятельная письменная работа
учащихся, изложение ими собственных мыслей,
наблюдений, переживаний, суждений. Это не только
основное упражнение в построении текстов, но и
средство самовыражения личности, развитие
логического мышления и речи. В ходе подготовки к
сочинению отрабатываются следующие
коммуникативные умения:

  • умение осознавать тему, определить ее границы;
  • умение отобрать и систематизировать материал в
    соответствии с темой, планом предлагаемого
    текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
  • умение определить основную мысль, предположить
    ход ее поэтического раскрытия, составить план;
  • умение подобрать уместный языковой материал,
    соответствующий замыслу;
  • умение логично расположить материал, продумать
    переходы, варианты вступления и заключения;
  • умение записать составленный текст в
    соответствии с нормами русского литературного
    языка;
  • умение проверять и совершенствовать
    написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе
письменных проверочных работ. Школьные
сочинения классифицируются по:

  • опорному материалу (литературные сочинения по
    собственным наблюдениям; сочинения по картине);
  • типу текста (описание, повествование,
    рассуждение);
  • жанру речи (публицистические раздумья, рассказ,
    очерк и т. п. );
  • стилю (художественный, публицистический,
    научный);
  • степени самостоятельности (на заданную или
    свободную тему; с подготовкой или без; по началу,
    опорным словам, по аналогии).

Подготовка к обучающему сочинению (а в школе
все сочинения обучающие за исключением 2-3
контрольных в год) рассчитана на 1 урок. Написать
сочинение учащиеся могут дома.

В предлагаемом материале представлены уроки
развития речи по подготовке к написанию
сочинений трех видов:

  • рассказ по сюжетным картинкам (6 класс);
  • описание с элементами рассуждения (7 класс);
  • рассуждения проблемного характера (11 класс).

Сочинение по сюжетным рисункам – вид работы,
предлагаемый учащимся на начальном этапе
обучения написанию сочинения. Он позволяет
закрепить структуру повествования и описания
как типа речи, сформировать умение логически
мыслить, отбирать и систематизировать материал в
зависимости от цели высказывания, соотносить
стилистические особенности текста с типом речи.
Сочинения такого жанра развивают у учащихся
наблюдательность, фантазию, расширяют их
активный словарный запас. Такой вид работы
помогает ученикам легче освоить сочинения
других жанров на последующих этапах обучения.

Среди видов сочинений по источникам получения
материала самым распространенным и хорошо
известным является сочинение по картине. Эти
сочинения обладают своей спецификой: помимо
развития умения наблюдать, излагать материал в
строгой логической последовательности они дают
возможность овладеть навыками “чтения”
картины, формируют умение видеть и оценивать
значение деталей, красок в произведении живописи
для передачи его идейного содержания. Показывая
жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от
художника слова, пользуется рисунком и цветом.
Понять картину, а тем более написать сочинение по
картине, невозможно без умения устанавливать
взаимосвязь между частями картины в целом, без
понимания единства всех компонентов
произведения живописи. Все это требует от
пишущего не только логического анализа и
синтеза, но и творческого воображения.

Рассуждение проблемного характера –
комплексный вид работы, включающий в себя
разнообразие стилей и типов речи, способных
подчеркнуть жанровые особенности создаваемого
текста. Эта работа позволяет учащимся
реализовать знания, умения и навыки, полученные в
области русского языка, несет в себе
воспитательную, морально-нравственную функцию в
формировании личности. Дискуссионный характер
работы над сочинениями этого жанра развивает у
учащихся самостоятельное логическое мышление,
умение отстаивать свою точку зрения,
аргументировано ее обосновать, дает им
возможность продемонстрировать богатство
лексического запаса и владение разнообразными
синтаксическими конструкциями, т. е. показать
навыки, необходимые каждому грамотному человеку.

Особенно важна эта работа в старших классах, т.
к. сочинения-рассуждения проблемного характера
входят и в блок тем для итоговой аттестации по
литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку
за курс средней школы.

На наш взгляд, такое построение материала
позволяет проследить методику работы учителей и
преемственность знаний, умений и навыков
учащихся среднего и старшего звена
общеобразовательной школы, обучающихся по
традиционной программе.

Урок развития речи

Тема: Подготовка к сочинению-рассказу по
сюжетным рисункам (6 класс).

Учитель: Потапова Л. И.

Цель урока:

1. Повторить композицию рассказа, одного из
жанров повествования;

2. Закрепить умение создавать тексты
разговорного стиля;

3. Подготовить рабочие материалы к домашнему
сочинению по сюжетны рисункам.

Оборудование: Все ученики имеют на парте
четыре сюжетных рисунка, предварительно
раскрашенные на уроке ИЗО.

Запись на доске темы урока: Подготовка к
сочинению-рассказу по сюжетным рисункам.

Ход урока

Учитель (У): Ребята, сегодня мы подготовим
рабочие материалы к домашнему сочинению (учащиеся
в тетрадях записывают “число”, “классная
работа”, “тему урока”).

Давайте внимательно рассмотрим каждый из
четырёх рисунков <Рисунок 1>. Что изображено на
первой картинке? Расскажите подробно.

img1

Предполагаемые ответы детей (ПОД): Четыре
лыжника. Точнее три лыжника и один
“горнолыжник”. Мы видим, как три мальчика зовут
четвертого, но он не хочет идти с ними кататься на
лыжах, так как он, видите ли, горнолыжник.

У: Как он держится? Как одет? Как мальчик
улыбается?

ПОД: Ехидно, хвастливо, он доволен собой,
высокомерно посматривает по сторонам. Можно
предположить, что он зазнайка и хвастунишка.

У: Как сказать об улыбке человека, который
доволен собой?

ПОД: Самодовольная улыбка.

У: Запишем опорные слова и выражения для
описания первого рисунка (запись на доске с
помощью учащихся: Шествует важно; высоко
держит голову, задрал нос, самодовольная
улыбка; высокомерно и ехидно смотрит
по сторонам, засунул руки в карманы
куртки, под мышкой несёт лыжи и палки. “Мне,
говорит мальчик, — с вами не по пути”
).

У: Рассмотрим второй рисунок. Расскажите, что
вы видите? Высока ли горка? В какой позе стоит
знакомый нам герой?

img2

ПОД: Это не горка, а пригорочек. На ней
катаются на санках малыши. Мальчик стоит
подбоченившись, лыжи у него направлены в разные
стороны. Очевидно, он долго стоял и думал, как
съехать с горки, чтобы ребят привести в восторг
своим “классным спуском”.

У: Запишем опорные выражения к описанию
второго рисунка (Стоит подбоченившись;
хочет показать малышам мастерство в
горнолыжном спорте
).

У: И вот. . . Что же произошло дальше? (Третий
рисунок)

img3

ПОД: “Горнолыжник” лежит, уткнувшись носом в
снег, так как на его пути встретился маленький
сугроб или. . . Одна лыжа у него сломана, вторая
отлетела в сторону. Мальчик немного испуган. Ему
стыдно перед малышами, благополучно съехавшими
на санках с горки. Жалкое зрелище представляет в
этот момент наш герой.

У: Как ведут себя дети?

ПОД: Дети с удивлением смотрят на него,
посмеиваются, даже собака удивлена (запись
рабочих материалов к третьему рисунку: Упал, уткнувшись
носом в снег; удивлённо смотрят на зазнайку,
жалкое зрелище).

У: Давайте посмотрим на четвёртый рисунок.
Как сидит мальчик на санках?

img4

ПОД: Съёжился, старается быть поменьше,
прячет лицо в воротник. Он не хочет показываться
ребятам, которые звали его с собой кататься. Они
появились в тот момент, когда малыши усадили его
в санки. Ему неудобно, стыдно. Рядом бежит, задрав
хвост, собака и заливается радостным лаем,
высунув язык (запись опорных выражений к
четвёртому рисунку: Съёжился; прячет смущённое
лицо в воротник, не задирай нос – споткнёшься.
Вряд ли будет ещё зазнаваться и важничать
).

У: Итак, серия рисунков помогла нам
представить развитие действия в рассказе.
Как же называется момент, с которого начинается
история?

ПОД: Завязка

У: Через какие этапы ещё проходит действие в
рассказе?

ПОД: Кульминация и развязка.

У: Запишем на доске (учитель) и в тетради схему
построения рассказа.

img5

У: Каким этапам рассказа соответствуют эти
рисунки?

ПОД: I рис. – завязка, II рис. – развитие
действия, III рис. – кульминация, IV рис. – развязка.

У: Какие ещё части должны быть в рассказе?

ПОД: Вступление и заключение.

У: Какова роль вступления?

ПОД: Ввести в курс дела, то есть сообщить,
когда, где и с кем произошло действие.

У: Предложите варианты вступления.

ПОД: Однажды – это было зимой – собрались мы
(или ребята) на лыжную прогулку. . .

У: От какого лица будем писать?

ПОД: От третьего или от первого лица.

У: От какого лица рассказ будет выглядеть
правдоподобнее, интереснее?

ПОД: От первого.

У: Запишем опорные словосочетания для начала
рассказа (Однажды – это было зимой -. . . , Как-то в
морозный ясный день. . . , Дело было так. . . )

У: Как можно закончить сочинение?

ПОД: Сочинение можно закончить записью
короткого итогового предложения в виде
пословицы.

У: Приведите пословицы из домашнего задания,
одну из которых можно будет использовать в
качестве заключения.

ПОД:

  • Хвастовство к добру не приводит.
  • Кто хвалится, тот с горы свалится.
  • Не хвались началом – хвались концом.
  • Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.

У: Ребята, когда ещё можно использовать
пословицы?

ПОД: Пословицу можно использовать в качестве
заголовка.

У: А теперь придумайте заглавие к рассказу.
Каким должен быть заголовок?

ПОД: Заголовок должен быть интересным и
выражать главную мысль.

У: Ваши предложения.

ПОД: Предлагают и записывают варианты
заглавия:
“Горе-лыжник”; “История про
“горнолыжника” или короткой пословицей.

У: Какой тип речи будет основным в рассказе?

ПОД: Повествование. В основе рассказа лежит
какой-то случай. Чтобы рассказать нам о нём,
необходимо передать последовательно сменяющие
друг друга действия.

У: Элементы какого типа речи ещё могут быть в
рассказе?

ПОД: Описание природы и внешности человека.
Фрагменты описания должны помочь раскрыть
главную мысль в рассказе.

У: Что ещё поможет сделать работу интересней?

ПОД: Диалог.

— Какова его роль? Когда можно ввести короткий
диалог?

ПОД: В начало рассказа, только необходимо
правильно расставить знаки препинания. Например,
ребята говорят однокласснику:

— Пойдём с нами на лыжах кататься!

— Мне с вами не по пути. Я горнолыжник, — важно
отвечает мальчик.

У: Какой это стиль речи?

ПОД: Разговорный стиль речи. То, что говорят
люди и как они говорят, помогает нам их понять.

Итоговое слово учителя:

Итак, сегодня мы с вами закрепили умение
составлять тексты разговорного стиля по
сюжетным рисункам; повторили композицию
рассказа как одного из жанров повествования. А
дома вы напишете сочинение-рассказ, используя
рабочие материалы, подготовленные сегодня (Приложение 1)

Урок развития речи

Тема: Подготовки к сочинению-описанию
картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (7 класс).

Учитель: Колчина Е. И.

Эпиграф: “. . . Пышное природы увяданье. . . ”

Цели урока:

  1. Углубить представления учащихся о таком виде
    сочинения, как описание художественного
    предмета; отработать общие принципы работы над
    сочинением по картине.
  2. Способствовать расширению и углублению
    активного словаря, стимулировать творческое
    воображение.

Задачи урока:

  1. Развитие умения наблюдать, излагать материал в
    строгой логической последовательности.
  2. Овладение навыком “чтения” картины
    (формирование умения увидеть и оценить значение
    деталей, красок в произведении живописи для
    передачи его идейного содержания).

Оборудование урока:

  1. Репродукции картины В. Д. Поленова “Золотая
    осень” (есть в учебнике литературы 7 класса — этим
    обусловлен выбор картины).
  2. Отрывки художественных произведений на тему
    “Осень” (предварительное домашнее задание).
  3. Музыкальные произведения на заданную тему.
    (предварительное домашнее задание)
  4. Карточки с дидактическим материалом
    (составляются на уроках ОИ и ВТ)
  5. Краткая биография художника (предварительное
    домашнее задание).

Ход урока

I. Оргмоменты (2мин. ).

II. Обучение общим принципам работы над
сочинением по картине (36 минут).

(1мин. ) 1. Учитель о цели и задачах урока.

(3-5 мин. ) 2. Ученик о художнике.

(10мин. ) 3. Беседа по картине:

а) картина как произведение искусства;

б) обоснование типа и стиля речи сочинения,
составление плана сочинения;

в) подбор рабочих материалов.

(10 мин. ) 4. Работа по предупреждению ошибок:

а) орфография;

б) синтаксис, пунктуация;

в) речь.

(15 мин. ) 5. Конкурс вступлений (2-3) с последующим
анализом (возможен вариант устного сочинения).

III. Подведение итогов. (2 мин. ) Рефлексия

*** Пункт II. 5. можно исключить в зависимости от
складывающегося временного хода урока, а
предполагаемое время распределить между
пунктами II. 3 и II. 4.

I. Оргмоменты.

Учитель (У): Здравствуйте! Сегодня у нас урок
развития речи. Урок трудный и интересный. Трудный
— потому что на нем вам необходимо быть особенно
внимательными и требовательными к своей речи и
речи товарищей; интересный — потому что вы
попытаетесь (уже в который раз) сегодня стать
творцами, созидателями собственного
художественного произведения: вы будете
работать над сочинением по картине. Предупреждая
извечный вопрос о необходимости этого вида
деятельности для вас, я напомню прописную истину:
“Любой человек должен быть адекватен в обществе,
т. е. понимать и быть понятым”. Каждому из нас
очень часто приходится излагать свои мысли
письменно. И если этому не научиться, всегда
будешь чувствовать недостаток в своем
образовании. А сочинения по картине помогают
развивать наблюдательность, совершенствовать
такие основные операции мыслительного процесса,
как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также
умение делать умозаключение, они дают
возможность овладеть навыком “чтения” картины.
Это всё вам в жизни пригодится.

Я верю, что вы будете внимательны, активны и
доброжелательны друг к другу. Итак, тема записана
на доске, цель ясна — написание сочинения.

II. Обучение общим принципам работы над
сочинением по картине.

У: Итак, перед вами репродукция картины В. Д.
Поленова “Золотая осень”. Обращаю ваше
внимание, что перед нами репродукция, но мы будем
употреблять в речи слово “картина”. И первым
этапом подготовки к сочинению будет рассказ о
картине и художнике, нарисовавшем её. Кто готов
нам сегодня сделать сообщение на заданную тему?
(Рассказ о художнике должен акцентировать
внимание на основных направлениях его
творчества).

Предполагаемый ответ учащихся (ПОУ):
Сообщение (домашняя подготовка) о В. Д. Поленове,
картине “Золотая осень”.

У: Для написания сочинения мы должны четко
определить для себя какой стиль и тип речи
уместны в данном случае? Что такое искусство? Его
назначение.

ПОУ: Сегодня мы воспользуемся художественным
стилем речи, т. к. во-первых, мы решаем задачу
художественную — “рисуем словами” изображенную
картину, при этом передаем свои чувства.
Во-вторых, главная особенность художественного
стиля — образность, и сегодня, как я понимаю, мы
должны “разобраться” в образе осени, который
создал художник В. Д. Поленов. А для этого нам
потребуются художественные средства языка,
характерные именно для этого стиля. В-третьих, мы
рассматриваем картину как художественное
произведение, т. е. произведение искусства, в
котором есть основная мысль, тема. И все это
характерно для художественного стиля. И,
в-четвёртых, описать картину с научной точки
зрения (научный стиль) мы не можем, т. к. мы не
профессионалы, не искусствоведы, и перед нами не
стоит такая задача (передача чисто механическим
(путем перечисления) увиденного). Тип речи —
смешанный: описание и рассуждение (какой
изображает В. Д. Поленов осень и почему именно
таким образом).

У: Итак, мы разобрались, что картина – это
произведение искусства, которое воссоздаёт
жизнь. У картины есть тема, основная мысль и
средства выражения этой мысли. среде Мы выяснили,
что сочинение по картине – это не механическое
перечисление изображенных на ней предметов, а
осмысление идейно-тематического содержания и
художественных достоинств картины. И всё это
“осмысливать” мы должны в строгой логической
последовательности, т. е. мы будем составлять
план сочинения. Это будет наш план-конспект,
будем работать так, как всегда, добавляя что-то
новое к уже известному. Кто хочет попробовать?

ПОУ: Разделим доску на 3 части:

Части сочинения Содержание Рабочие материалы
1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине  
2. Основная часть Анализ содержания картины  
3. Заключение    

Это пока всё, что мы можем записать.

У: Спасибо, обращаю ваше внимание, что это
“скелет” сочинения, каждый волен в процессе
творчества трактовать основные моменты
по-своему.

А сейчас мы приступим к подбору рабочего
материала. Во-первых, кто готов процитировать
произведения, подобранные вами дома и созвучные
нашей картине?

ПОУ: Чтение отрывков произведений.

У: И поэт, и писатель передают красоту
природы, своё отношение к увиденному при помощи
волшебных слов. Композитор — при помощи музыки.
Послушаем то, что нашли и подготовили ваши
коллеги.

ПОУ: прослушивание музыкальных отрывков
произведений П. И. Чайковского и Вивальди
“Осень”.

У: А художник выражает своё отношение
красками, он использует рисунок и цвет. Работая
над сочинением, вы должны знать особенности
живописи и умело использовать их. Поэтому
обратимся к карточке №1 (Приложение
2), выполненной вами на уроках ОИ и ВТ. Где вы
брали материал?

ПОУ: “Словарь юного художника” — учебник
“Мировая художественная культура 6-7 классов”
(читает один ученик, возможен просмотр карточки).

У: А теперь, после всего услышанного,
прочитанного, что мы можем записать в наш план?

ПОУ: заполняется графа три (основная часть)
“что вижу и при этом слышу, ощущаю, представляю”.

У: Видите, мы просто “обрастаем”
материалами. Продолжим работу. Как выглядит наша
подготовительная таблица? Напоминаю план у вас
будет индивидуальный. Какое может быть
заключение?

Части Содержание Рабочие материалы План
1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине.   1.
2. Основная часть Анализ содержания картины что вижу и при этом “слышу”, “ощущаю”,
“представляю”
2.

а)

б)

в)

3. Заключение Вывод, итог размышлений а) почему именно эта картина?

б) моё
отношение к осени В. Д. Поленова;

в) МХК и картина.

3.

III. Работа по предупреждению ошибок.

У: Теперь подберем ключевые слова и
выражения, необходимые для написания сочинения.
Возьмите карточку №2 (Приложение 2) и выполните
(на ней) задание. А. П. Чехов писал: “Какая гадость
чиновничий язык. . . Я читаю и отплевываюсь. . .
неясно, холодно и неизящно. . . ”. Как вы понимаете
эти слова?

ПОУ: Мы думаем, что в сочинении необходимо
избегать речевых штампов.

У: Сейчас я прочту вам выдержки из фельетона
“Совещание имен существительных”. Каких
речевых штампов следует избегать? Выполните
задание №3 (Приложение 2).

VI. Конкурс выступлений.

(2-3 выступления с последующим анализом).

Возможные вопросы учителя:

1. Есть ли в этом вступлении “мостик” к
основной части?

2. Объясни, почему ты начал своё сочинение с
эпиграфа?

3. Что мы можем сказать о будущем сочинении по
этому вступлению? Как будет развиваться
сочинение?

V. Подведение итогов.

У: Итак, сегодня мы с вами поработали над
планом сочинения (дома вы его оформите согласно
своим возможностям), мы подбирали рабочие
материалы к сочинению, работали над словами,
вспомнили о том, что необходимо в сочинении и что
необходимо избегать. Мы продумали варианты
вступления. А теперь я пожелаю вам творческих
успехов: идите и творите, т. е. сочиняйте,
развивайте дар слова! И не забывайте, что
показателем высокого качества текста считают
его языковые достоинства. Текст должен быть
образцом, определённым эталоном в использовании
речевых средств.

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Рассуждение проблемного характера.

Учитель: Внукова Е. А.

Цели урока:

  1. Закрепление навыков написания
    сочинения-рассуждения.
  2. Развитие связной монологической речи учащихся,
    их логического мышления.
  3. Повторение пунктуации при вводных конструкциях
    и в сложном предложении.

Задачи урока:

  1. Способствовать нравственному развитию
    личности учащихся, определению ими истинных
    жизненных ценностей.
  2. Предупреждение всевозможных (речевых,
    стилистических, орфографических,
    пунктуационных) ошибок при написании сочинения.

План урока:

I. Вступительное слово учителя (2 мин).

II. Лексическая работа над рядом синонимичных
слов (5 минут).

III. Беседа по вопросам (20 мин; курсивом
выделены ответы учащихся).

Кто такой друг?

Дружба возникает между людьми спонтанно, или
всё-таки друзей мы выбираем?

Согласны ли Вы с мнением В. Высоцкого, что
дружбу нужно проверять экстремальными
условиями?

Можно ли научиться дружить, быть хорошим
другом, или это дар от Бога?

IV. Повторение структуры
сочинения-рассуждения и его стилистических
особенностей с параллельным предупреждением
стилистических ошибок, орфографических и
пунктуационных (10 мин).

V. Подведение итогов урока (2 мин).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы продолжаем работу над
рассуждением проблемного характера. Работу
очень трудную и важную, т. к. знаем, что такие
сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в
структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой
аттестации за курс средней школы. Т. о. наш урок –
очередной этап в подготовке к экзаменам, к
которым Вы шли долгих 10 лет. А разговор наш
сегодня пойдёт о дружбе и друзьях.

1. Задумывались ли Вы о том, как много в нашем
языке слов, называющих тех, с кем ежедневно
сталкивает нас жизнь: приятель, одноклассник,
друг, знакомый, сослуживец, товарищ?
Все они в
нашем активном лексиконе, и часто мы, не
задумываясь, легко заменяем одно из них другим.
Правомерно ли это? Давайте разберёмся.

— Определите лексическое значение этих слов.

— Можем ли мы считать их синонимами? Почему?

— Расположите эти слова в порядке градации

  • знакомый
  • одноклассник, сослуживец
  • приятель
  • товарищ
  • друг

— Почему слово друг последнее в этом ряду?

Понятие друг вмещает в себя не только оттенки
лексического значения всех предыдущих слов, но и
является самым ёмким как по эмоциональной
окраске, так и по нравственным критериям.

2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать
другом?

“Друга не нужно просить не о чём,

С ним не страшна беда.

Друг – это третье моё плечо,

Будет со мной всегда. . . ”

Может быть, эти строчки и есть тот критерий, по
которому мы можем определить, друг ли рядом с
тобой? Давайте вдумаемся в эти слова.

“Друга не нужно просить не о чём. . . ” Почему?

Потому что он сердцем, каким-то 7-ым чувством
понимает, что тебе нужна помощь. Понимает это по
твоему взгляду, настроению, может быть, даже по
интонации голоса.

“Друг это третье мое плечо. . . ”

Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда
нам трудно, он всегда готов подставить своё
плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на
себя часть твоей ноши, твоих проблем.

У Омара Хайяма, восточного поэта, философа,
мыслителя, жившего в средние века, есть
удивительные строки:

Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,

Когда беда у тебя.

А друг плохой бежит, когда готова

Еда у тебя.

3. А как Вы думаете, дружба между людьми
возникает спонтанно, неожиданно, или всё-таки
друзей мы выбираем?

Хочу предложить Вам следующий текст.

Как и с кем мы ищем дружбы?[К сожалению, чаще
всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то
ниже нас). На этом удобном принципе –
пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с
другой – самоутвердиться без особых перемен в
себе – строятся многие наши отношения.

Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?

Объясните орфографию и пунктуацию этого
предложения.

4. Звучит фонограмма. “Песня о друге”. В.
Высоцкий

Вы, конечно узнали “Песню о друге” нашего
известного барда, поэта, композитора, актёра Вл.
Высоцкого, которая прозвучала сейчас в авторском
исполнении. Согласны ли вы с его мнением, что
дружбу нужно проверять экстремальными
ситуациями?

5. Можно ли научиться дружить, быть хорошим
другом, или это дар от Бога?

Можно, но для этого нужно многое в себе
переделать: отказаться от самовлюбленности, от
своих притязаний на лидерство, от чувства
зависти и ревности. Но самое главное, как нежное
растение, выращивать в себе такие качества, как
доброта, отзывчивость, самоотверженность,
верность. Справиться с такими задачами не
каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И
ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к
настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь
настоящих друзей.

6. Теперь давайте определим, какие жанровые
формы можем использовать для написания нашего
сочинения и каковы их особенности.

— письмо к другу

Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи
будем использовать? (Разговорный)

Каковы его стилистические особенности? (Простые
предложения, обращения, глаголы первого и
второго лица, допустимы просторечные выражения
)

— статья в газету

Стиль – публицистический. Сложные
предложения, в составе которых – односоставные:
неопределенные личные, безличные. Эти
предложения будут осложнены обособленными
оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно
использование вопросительных, восклицательных
предложений, возможно риторические вопросы.
Лексика публицистическая.

— эссе

Это разновидность очерка научного или
публицистического характера. Главное в нём –
раздумья и размышления о какой-то проблеме или
факте. Образная афористичная речь, свободная
трактовка темы. Вопросно-ответная форма
изложения, ряды однородных членов, частое
использование вводных конструкций, субъективный
характер изложения

полемический диалог

заметки

7. Каких ошибок нужно постараться избежать
при написании сочинения-рассуждения?

— не должна быть нарушена структура: тезис –
аргумент – вывод. Если заявлено 2 тезиса, то оба
должны быть раскрыты.

— факты должны быть убедительны и подтверждать
именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

— между тезисом и аргументом должна быть
логическая и грамматическая связь

— стиль: если употребляем “во-первых” (или с
одной стороны) то должно быть и “во-вторых” (или
с другой стороны)

А еще в сочинении – рассуждении никак нельзя
обойтись без специальных “словесных формул”.
Каких?

— мне близка мысль о том…

— я согласен с тем, что …

— обычно говорят…

— многие думают (или уверены)…

— с уверенностью могу сказать…

— нетрудно заметить…

8. Вы ребята, наверное, обратили внимание, что в
начале нашего занятия я не конкретизировала тему
урока, а выразила её в общем виде: будем говорить
о дружбе и друзьях. Почему? Потому что тема эта
очень глубокая, личностная. Она вполне может
стать темой научного исследования философа или
социолога. Обладающего немалым жизненным опытом.
Но раскрыть вопросы, которые были в центре нашего
внимания сегодня на уроке, вам вполне по силу.

Поэтому задание на дом будет следующее:

— выбрав один, а может быть, и несколько из
прозвучавших сегодня тезисов, написать
сочинение-рассуждение, при этом четко
сформулировать тему работы.

Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию?
Тогда желаю Вам творческих успехов. Дерзайте! (Приложение 3)

  • Сочинение рассуждение о родном крае башкортостан
  • Сочинение рассуждение объяснение на тему ветер
  • Сочинение рассуждение осеннее утро
  • Сочинение рассуждение о пользе чтения книга наш друг и советчик 7 класс
  • Сочинение рассуждение неожиданное сочувствие блаженненького