Сочинение рассуждение о милосердии по статье д гранина

На любом уважающем себя образовательном портале обязательно имеется собственная коллекция готовых сочинений на разные темы. наш сайт молод, однако мы


На любом уважающем себя образовательном портале обязательно имеется собственная коллекция готовых сочинений на разные темы.
Наш сайт молод, однако мы решили не отставать от других — и тоже собрать лучшие готовые сочинения школьников по русскому языку и литературе.
Пока коллекция невелика — мы берём не количеством, а качеством. Зато наши планы грандиозны…
Авторы сочинений — школьники (подчёркиваем: именно школьники, а не профессиональные филологи).
Наверно, в наших сочинениях при сильном желании можно к чему-то придраться. Но ведь придраться можно и к Толстому, и к Тургеневу, и к Чехову — опять же, при сильном желании. Если у вас возникло такое желание — придирайтесь… Только сначала задайте себе вопрос: зачем вам это нужно? Не лучше ли потратить время на более достойное занятие? Например, на написание собственного сочинения — уж оно-то будет безупречным, сомнений нет.
Каждое из наших сочинений изначально писалось обычной шариковой ручкой в обычной школьной тетради и проверялось самым обычным школьным учителем. И каждое из сочинений было оценено высшими баллами.
Итак, вот они, наши готовые сочинения:

Готовые сочинения по русскому языку

К итоговому сочинению — 2016
Сочинения-рассуждения:
Бывают ли люди, не пострадавшие от войны?
Взаимоотношения человека и природы
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ)
Какие вопросы задаёт человеку литература?
Как меняется мироощущение человека на войне?
Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
Моя малая родина
Мой аттестат на древнем носителе
Почему люди становятся бесчестными?
Почему нужно анализировать свои ошибки?
Преимущества и недостатки дистанционного образования в России
«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский)
Светлые и трагические стороны любви
Современная Россия и мой нравственный выбор
Согласны ли Вы с тем, что друг познаётся в беде?
Стоит ли быть добрым?
«У кого нет памяти, у того нет жизни» (Валентин Распутин)
Учитель и ученик
Человек и природа в русской и мировой литературе
Человек, на которого я хотел бы равняться
Чтобы преуспеть в жизни…
Что я делаю в социальной сети
Я и средства массовой информации
Я — Россиянин!
Сочинения по картинам:
Опять двойка. Сочинение по картине Ф. Решетникова
Клубника и белый кувшин. Сочинение по картине И. Машкова
Сирень. Сочинение по картине П.Кончалоского
ЕГЭ:
Проблема восприятия природы. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина
Проблема памяти. По тексту Б.Васильева
Проблема роли воспоминаний детства. По тексту Д.Гранина
Проблема сохранения леса. Сочинение по тексту Д.Гранина
Сочинение ЕГЭ по тексту Г.Троепольского
Сочинение по тексту Даниила Гранина
Сочинение по тексту К.Паустовского «Маленькая порция яда»
Сочинение по тексту А.Чехова
Сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ
ОГЭ (ГИА):
Сочинения по русскому языку в формате ГИА
Сочинения в формате ОГЭ по сборнику И. Цыбулько
Сочинение ОГЭ по тексту В.Астафьева («Белогрудка»)
Сочинения ОГЭ — 2015
Сочинения ОГЭ — 2017
Готовые сочинения по литературе
Д.И. Фонвизин:
Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Н.М. Карамзин:
Отношение автора к Эрасту в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
В.А. Жуковский:
Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое»
Символические образы в балладе В.А. Жуковского «Светлана»
А.С. Грибоедов:
Образ Молчалина в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
А.С. Пушкин: 
Гринев и Швабрин
Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной?
Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
Каким я вижу автора в стихотворении А.С.Пушкина «Деревня»?
Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»
Онегин и Печорин
Письмо Евгению Онегину
«Что за прелесть эти сказки!» (А.С.Пушкин)
М.Ю. Лермонтов:
Друзья и враги Печорина
Значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Значение новеллы «Фаталист» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема судьбы в романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
«Листок» Дениса Давыдова и Михаила Лермонтова
Н.В. Гоголь:
Есть ли в поэме «Мёртвые души» живые души?
Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Отношение Н.В.Гоголя к Акакию Акакиевичу Башмачкину
Чем интересна читателям поэма «Мертвые души»
И.А. Гончаров:
В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов»
Захар — раб или хозяин Обломова?
Какое произведение Гончарова я посоветовала бы прочитать?
Кто нужен России — созерцательный Обломов или деятельный Штольц?
А.Н. Островский:
Проблема духовной свободы личности в драме А.Н. Островского «Гроза»
Ф.М. Достоевский:
Петербург Достоевского
Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем
Проблема уничтожения личности в романе «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой
Шесть этапов жизни Андрея Болконского (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Н.Г. Чернышевский:
Почему до сих пор современен роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
А.П.Чехов:
Роль Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Основной конфликт пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишневого сада?
Л. Андреев:
Образ Иуды в повести Л.Андреева «Иуда Искариот».
И.А. Бунин:
Загадка русской души. И.А. Бунин «Деревня»
Новелла И.А. Бунина «Далёкий пожар». Рецензия
«Все проходит, да не все забывается» (по рассказу Бунина «Чистый понедельник»)
В.Я. Брюсов:
Комплексный анализ стихотворения В. Брюсова «Фонарики»
С.А. Есенин:
Анализ стихотворения С. Есенина «Пороша»
Октябрьская революция глазами Есенина и Маяковского
А.А. Блок:
Тема Родина в творчестве А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского
М.А. Булгаков:
Губительный эксперимент во имя спасения человечества. По повести М.А.Булгакова «Роковые яйца»
Образ луны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сатирические страницы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В.В. Маяковский:
Баня моет, стирая бюрократов… (по пьесе В. Маяковского «Баня»)
М.А. Шолохов:
Война проявляет лучшие качества человека или уродует его? (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Рецензия.
В.Г. Распутин:
Валентин Распутин. «Пожар»: образная система, сюжет, идейное содержание, символика
А. Дементьев:
Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Ты ищешь меня только в дни одиночества…»
Н. Рубцов:
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Душа хранит»
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Журавли»

Творческие задания и эссе

Интерпретация сказок «Золушка» и «Красная Шапочка» с точки зрения социологии
Текст из фразеологизмов
Является ли в современной России высшее образование и наличие научных знаний гарантией карьерного роста?

Сочинения по риторике

Мир управляется словом
Порицательная речь Зависти
Похвальная речь Дружбе
Речь Молотова и её анализ
Речь на митинге

Как правильно написать сочинение-рассуждение?

Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

Основная идея сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Шаг первый
Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Шаг второй
Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

План сочинения-рассуждения

Вступление

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

Основная часть: аргументы, содержание аргументов

Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

Вывод

Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Автор статьи: Шакиров Булат.
Дата добавления: 10:04:16

Она соглашается ехать с Сергеем Сергеевичем Паратовым и компанией кататься на Волге, прощается с матерью, понимая всю важность принятого решения: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».
Паратов же человек, который в жизни руководствуется только расчётом, чувства не могут заставить его отказаться от материальной выгоды. Он соблазняет Ларису, будучи помолвленным, зная, что никогда не будет рядом с ней. Ради собственной
прихоти, ради мести Карандышеву он даёт ей пустые надежды, растоптав все её ожидания. Им руководит неприглядный расчёт: «Я женюсь на девушке очень бо­гатой, беру в приданое золотые прииски». Объясняясь же с Ларисой, он называет чувство к ней «мимолётным увлечением». Потрясённая такой развязкой отноше­ний, Лариса отказывается от предложения Карандышева, принимая рассудочное решение: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Свою смерть от руки Ка­рандышева она воспринимает как благодеяние, как единственную возможность из­бежать дальнейшего падения в мире, где нет любви: «Я не виновата, я искала люб­ви и не нашла… её нет на свете… нечего и искать».
Подводя итог своим размышлениям, приходишь к грустным размышлениям о том, что трагически могут закончиться такие отношения, в которых один человек живёт настоящими чувствами, а другой лишь откликается на них, испытывая ми­молётное влечение, руководствуясь при этом в жизни только разумом, являясь че­ловеком с холодным сердцем, пленником материального мира.
«Разум и чувство»
Чем должен руководствоваться в своей жизни человек? Разумом или чувствами? А может быть, он должен стремиться к золотой середине и, размышляя при при­нятии решения, прислушиваться к своему сердцу?
Именно над чувствами людей, вступающих порой в поединок с разумом, очень много размышлял известный русский писатель А.И. Куприн.
И название его повести «Поединок»очень многозначно. Оно означает поединок главного героя с военной средой, поединок личности с обществом, поединок любви настоящей, искренней с пошлой, поединок низких и ложных устремлений с вы­сокими порывами человеческой души. Наконец, это и та самая дуэль Ромашова с мужем Шурочки Владимиром Николаевым, которая привела к гибели главного ге­роя.
Вопреки традициям русской литературы образ Шурочки поражает тем, что она живёт не чувствами, а разумом. Ею движет голый расчёт. Она заставляет учиться своего нелюбимого мужа («я его не люблю, но я на него убила часть своей души»), мечтает, чтобы он поступил в академию, потому что только это даст возможность уехать им из провинции в Петербург: «Что бы там ни было, но он поступит в академию». Она легко подавляет в себе чувства к Ромашову ради этой единственной цели и уговаривает его, боготворящего Шурочку и не понимающего её холодности и чёрствости, принять участие в поединке с мужем после случившейся их ссоры («нелепая, пьяная драка, офицерский скандал — и все кончено, все разлетелось впрах!»). «Вы непременно должны завтра стреляться», – требует от Ромашова Шурочка, потому что «в дуэли, окончившейся примирением, всегда остаётся что- то… как бы сказать?.. Ну, что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоуме­ние и разочарование… Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки» (Шурочка имела в виду репутацию мужа). Она обещает, что ни один не будет ранен. Но это было ложью. Шурочка становится виновницей смерти Рома­шова, чистого и светлого человека, благородного и мечтательного, безумно любив­шего её. А ведь он не хотел принимать участия в этой дуэли до её прихода к нему и принял очень серьёзное решение изменить свою жизнь, уйдя из армии.
А.И. Куприн считал, что в этом мире люди в основном руководствуются разумом и очень редко можно встретить большое настоящее чувство, человека, который мо­жет отдаться чувствам весь, целиком, без оглядки. Именно об этом размышляет один из героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»генерал Аносов: «… люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Любовь должна быть трагедией. Величайшей тай­ной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Именно так восемь лет любил княгиню Веру Николаевну Шеину Г.С. Желтков, наблюдая за ней издалека. Но вот на день её именин решился прислать ей подарок: золотой гранатовый браслет, который с негодованием был возвращён ему братом и мужем княгини. Они потребовали от Желткова, чтобы он оставил в покое Веру, исчез совсем из её жизни. И сама Вера высказала такое же желание в теле­фонном разговоре с Желтковым: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите её как можно скорее». Желтков, заявив: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда», – пообещал больше княгиню не трево­жить. Он ушёл из жизни, оставив для Веры письмо со своим признанием: «Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твоё“. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…»
Вера Николаевна исполнила его последнюю волю, прослушав сонату D-dur, № 2, op. 2. Сквозь звуки музыки ей показалась, она услышала его слова, обращённые к ней, и получила его прощение.
Княгиня осталась в своём спокойном и привычном мире с раз и навсегда заведён­ным порядком, с разумно любящим её мужем, но жизнь её была потревожена силой необыкновенной и яркой любви, к которой стремятся все, но испытывают немно­гие. Острожные, разумные люди на всякий случай сторонятся сильных чувств, как осторожный человек из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», «боясь чего-то», наступают «на гордое сердце ногой… «И вот оно, рассыпавшись в искры», гаснет…
«Честь и бесчестие»
Честь и бесчестие… Эти понятия заставляют задуматься о многом… Именно они определяют вектор движения человеческой жизни. Честный ты человек или бес­честный? Можно на тебя положиться или ты живёшь, руководствуясь в жизни лишь собственными интересами, и мерилом истины является только понимание, выгодно тебе это или невыгодно.
В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так опре­деляет слова честь и бесчестие: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. «Бесчестье – всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поношение, поругание».
Счастлив тот человек, кому удалось на протяжении всей своей жизни сохранить внутреннее нравственное достоинство, благородство души и во всех поступках руко­водствоваться голосом совести. Именно таким человеком был Александр Сергеевич Пушкин.
Он закончил работу над романом «Капитанская дочка»19 октября 1836 года, эпиграфом к нему взяв слова из русской пословицы: «Береги честь смолоду». А через 3 месяца состоялась роковая дуэль, на которой А.С. Пушкин получил смер­тельное ранение, защищая честь своей жены, а таким образом, и своей семьи, ценой своей жизни доказав, что главным для него всегда было понятие чести.
Эпиграф его произведения обращён не только к героям романа (они все так или иначе проходят жизненные испытания на стойкость духа, доблесть, благородство души), но и ко всем читателям, он звучит как последнее напутствие великого поэ­та.
А.С. Пушкин показывает в романе высокий образец нравственного воспитания, который был присущ лучшим дворянским семьям. Высокие традиции, передавае­мые от отца к сыну, слышны в напутственных словах Андрея Петровича Гринёва. Отправляя Петра на службу в Оренбург, он говорит: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Сам же Пётр мечтал именно о службе в Петербурге, где был записан в Семёнов­ский полк: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольстви­ях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению мое­му, было верхом благополучия человеческого». Отец же решительно воспротивился такой возможной судьбе для сына: «Чему научится он, служа в Петербурге? мо­тать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
И Пётр Гринёв послужил в армии, оказавшись в гуще тяжёлых исторических со­бытий, и во всех посланных ему испытаниях оказался верным напутствию своего отца, проявляя доблесть, честность, благородство души и сохраняя чистой совесть.
Вот он вызывает на дуэль Швабрина, клеветавшего на Марью Ивановну Миро­нову: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Под угрозой смерти отказывается целовать руку Емельяну Пугачёву, захватившему Белогорскую крепость. А позже не прини­мает предложение бунтовщика служить ему: «Нет, – отвечал я с твердостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».
Пётр делает всё для спасения Марьи Ивановны, а будучи под арестом, не стал объяснять истинную причину своего общения с Пугачёвым, потому что боялся, что упоминание о всех обстоятельствах плена у Швабрина Марьи может навредить ей: «Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу». Марья отважно отправляется в Петербург, и только благодаря счастливой случай­ной встрече с царицей ей удаётся спасти от гибели Петра Гринёва.
Размышляя над перипетиями судьбы героя, мы понимаем, что А.С. Пушкин хо­тел донести до нас мысль о том, что человеку, ни в каких жизненных обстоятель­ствах не роняющему чувство чести, благоволит сама судьба, его жизнь наполнена высшим смыслом. А тот, кто бесчестен, остаётся ни с чем, хотя и постоянно ищет во всём выгоду для себя, как, например, Швабрин. Он словно человек из ниоткуда, нам ничего неизвестно о его детстве, юности, родителях. «Швабрин Алексей Ива­ныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство», – рассказала Ва­силиса Егоровна Петру, имея в виду дуэль, в которой участвовал Швабрин. После его наговора на Марью состоялся поединок с Петром, во время которого он повёл себя бесчестно, подло нанеся удар Гринёву, когда тот обернулся на крик Савельича: «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесённое. Я оглянулся, и увидел Савельи­ча, сбегающего ко мне по нагорной тропинке…………………………………. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».
Бесчестно поступает он и переметнувшись на сторону Емельяна Пугачёва: «Тог­да, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабри­на, обстриженного в кружок и в казацком кафтане», – вспоминал Гринёв. Именно Швабрин указывает на Гринёва Пугачёву во время казни в крепости, и тот отдаёт приказ: «Вешать его!» Что и было бы исполнено, если бы не Савельич.
Швабрин держал в заточении Марью, Пугачёв освободил её, когда Гринёв от­крыто сказал о цели своего приезда в стан бунтовщиков: «Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней женить­ся». Наконец, находясь под арестом, Швабрин доносит на Гринёва.
История их отношений наводит на мысль о том, что для бесчестного человека человек чести является заклятым врагом, которого он стремится уничтожить всеми способами. Но, по мнению писателя, такие попытки обречены на провал. А чело­век, идущий путём предательства, измены, бесчестия плачевно заканчивает свой жизненный путь. Для бесчестного человека жизнь пуста и бессмысленна, потому что лишена духовных даров: любви к людям, Богу, стремления к добрым делам.
«Честь и бесчестие»
Что может удержать человека от предательства, лжи, подлости? Чувство чести, которому созвучен голос совести. Человек чести — это тот, кто не отступает от нрав­ственных принципов, не идёт против совести, не ищет выгоды во всём только для себя.
Любимые герои романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Андрей Бол­конский и Пьер Безухов были именно такими людьми. Андрей Болконский всег­да оставался верным высокому чувству чести, взлелеянному в нём отцом. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» – так напутствовал его генерал-аншеф князь Николай Андреевич, неслучайно прозван­ный в обществе прусским королём, он был старинного аристократического рода и смог воспитать достойного сына.
Андрей Болконский мечтал о подвиге, ставя перед собой только высокие цели, и судьба предоставила ему возможность совершить его: в битве при Аустерлице он подхватил упавшее знамя и повлёк за собой батальон, чуть не обратившийся в бег­ство: «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждени­ем слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него». Цена подвига оказалась очень высока: герой был тяжело ранен. Осуществив свою мечту, он вну­тренне изменился, открыл для себя мир неба, духовный мир, переосмыслив преж­ние ценности, но остался неизменен в одном: всегда оставался человеком чести.
Его друг Пьер Безухов был далёк от мечты о военном подвиге, он даже не умел обращаться с оружием, но тем не менее, ни минуты не задумываясь, вызвал на ду­эль Долохова, которому вначале доверял. «Пользуясь своими кутежными отноше­ниями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег». Пьер посчитал делом чести бросить вызов человеку, соблазнившему его жену, унижающему его своим дерзким поведением. Перед ду­элью он обратился к Несвицкому: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пи­столет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чём он не хотел сознаться». Неумело выстрелив, Безухов по воле случая ранил Долохова и позже мучился всем случившимся: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Размышляя над тем, как он дошёл до та­кой ситуации, он обвиняет именно себя: «Но в чём же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя, и её». Поняв сущность своей жены, «он не мог оставаться с ней под одной кровлей». Однако при расставании «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими име­ниями, что составляло большую половину его состояния». То есть поступил очень благородно, хотя и имел все основания не быть столь щедрым с женщиной, пре­давшей его. И в дальнейшем, по ходу развития сюжетной линии романа, связанной с этим героем, мы становимся свидетелями того, что во всех ситуациях Пьер Без­ухов поступает как человек чести, подавая пример высокой нравственности, любви к окружающим его людям.
Долохов же бесчестно и неблагодарно поступил не только с Пьером, узнав о том, что Соня любит Николая, и потеряв надежду на её любовь, он мстит Николаю, во­влекая его в карточную игру и бесстрастно выигрывая у него огромную сумму денег. «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил…», – не мог поверить проис­ходящему Николай. Так бесчестные поступки Долохова становятся причиной тяжё­лых событий в жизни других людей. Он признаётся Николаю: «Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге». Бретёр, дуэлянт и повеса оказался, правда, любящим сыном и братом. Но по отношению к остальному миру он был беспощаден.
Вспоминается и другой герой романа, который был способен на бесчестный посту­пок. Правда в отличие от Долохова причиной его бессчётных и жестоких поступков были отнюдь не захлёстывающие эмоции, а исключительно голый расчёт, мотивы обогащения делового человека. Карьерист Адольф Берг во время войны 1812 года, когда жители покидали Москву перед пожаром и многие, как Ростовы, освобож­дали свои повозки от имущества, чтобы отдать их для перевозки раненых, скупал мебель по дешёвым ценам, пользуясь ситуацией и радуясь такой возможности. А другие москвичи сжигали дома и имущество, чтобы они не достались врагу.
«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе» никогда не имел высоких нравственных идеалов, в обществе же был окружён флё­ром полупрезрительного и ироничного к себе отношения, контрастируя с другими героями романа благородной души и честной совести.
Размышляя о чести и бесчестии, невольно вспоминаешь строчки стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
И каждый отвечает за свой выбор, какой дорогой идти: дорогой чести или бесче­стия? Причём отвечает не только перед собой, перед детьми, родителями, но и перед всем родом, стоящим у каждого из нас за плечами.

Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2022 (с ответами) соответствует демоверсии ЕГЭ 2022 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Научные деятели редко испытывают нервные потрясения: у них нет времени на такую роскошь. (2)Почему волнения отступают, когда человек занят? (3)Психологи объясняют … действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему. 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Ученые объясняют отсутствие нервных потрясений у научных деятелей тем, что у них человеческий ум не может обдумывать более чем одну проблему в одно время, поэтому научным деятелям просто некогда волноваться. 
2) Даже самый гениальный человек не может в одно время обдумывать более чем одну проблему – это известный закон работы человеческого ума. 
3) Научным деятелям не суждено испытать нервное потрясение, поскольку, по мнению психологов, их мозг работает иначе, чем у остальных людей. 
4) У ученых нет времени на нервные потрясения, все волнения отступают, потому что у них много физической работы. 
5) У научных деятелей нет времени на нервные потрясения, они редко волнуются, так как по мнению психологов, человеческий ум не может в один промежуток времени обдумывать более чем одну проблему. 

ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение. 

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЙСТВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

ДЕЙСТВИЕ, -я, ср. 
1. Проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-либо. Машина в действии. Продлить действие договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в действие. 
2. Поступки, поведение. Самовольные действия. Противозаконные действия. 
3. События, о которых идёт речь. Действие происходит в 15 столетии. 
4. Часть драматического произведения. Комедия в трёх действиях. 
5. Основной вид математического вычисления. Четыре действия арифметики. 

ЗАДАНИЕ 4 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

слИвовый 
включИшь 
ерЕтик 
отдалА 
завИдно 

ЗАДАНИЕ 5 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Под руку попадались стеклянные банки, отбитые у какой-то скульптуры руки и ноги, ласта для подводного плавания, пара солнцезащитных очков, пустой ДИПЛОМАТ

Он весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧЕСКИЙ, строгий и всепонимающий. 

Поскольку во всех клиниках ОПЛАТА была только наличными деньгами, я решила снять некоторую сумму. 

Он не просто грамотный человек, а ИСКУСНЫЙ мастер. 

Есть лауреаты журналистских премий, которые за школьный ДИКТАНТ получили бы «двойку» за массу грамматических ошибок. 

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово. 

Мне необходимо узнать о свободных вакансиях. 

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

Доволен ПЯТИСТАМИ друзьями 
Килограмм ЯБЛОК 
Согласно УТВЕРЖДЕНИЮ писателя 
ЗАТАИ дыхание 
ВЕСЕЛЕЕ всех 

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1)Совершенно случайно, благодаря потерянному портсигару, его присутствие было обнаружено. 
2)Я подумал, что, может быть, он занимается бегом, и только что прибежал из стадиона. 
3)Все, кто бывали во Флоренции в те годы, помнят на вокзале старую Бэппу – продавщицу цветов. 
4)Только тот, кто не бывал там, мог желать туда попасть. 
5)Учитель организовал кружок пения и руководил им с большим энтузиазмом. 
6)Этот консул кратко упоминается в романе «Хранителе древностей». 
7)Приехав на конечную остановку автобуса в посёлок Восточный, ею были обнаружены две собаки. 
8)Работая в штабе, он уже знал как о замечательных проделках лётчиков, так и партизан. 
9) На экзамене достались Гурьянову «Повести Белкина».

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
 
 1) исстари, привязаться, размешать
 2) классический, темнота, критиковать
 3) окаменеть, скрипучий, прилагать (усилия)
 4) обороняться, правительство, запотевать
 5) добежали (до финиша), редчайший, доверительно

ЗАДАНИЕ 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) пр..имущество, пр..мудрый, пр..высить (скорость) 
2) под..ячий, под..езд, четырех..язычный 
3) мирово..зрение, ра..ливать, чре..мерный 
4) пред..ставить, раз..гнаться, пр..язык 
5) и..подтишка, ни..вергать, чере..чур 

ЗАДАНИЕ 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) юнош..ство, де..тель (культуры) 
2) ветр..ный (день), вид..ть 
3) разнос..ик (газет), фонар..ик 
4) леле..ть, сегодн..шний 
5) плам..нный, труж..ница 

ЗАДАНИЕ 12 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) паш..щий, кудахч..щий 
2) размолот..шь, распева..шь 
3) преобража..мый, очаровыва..шь 
4) обеспоко..нный, почист..вший 
5) слыш..шь, запомн..вший 

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Один Торбецкий, (НЕ)ДУМАВШИЙ о присутствии в палате посторонних людей, беспокойно ворочался, ложась то на спину, то ниц, густо вздыхал и поправлял сползавшее одеяло. 

Он ничего не ел уже два дня, но ему было не привыкать к такой диете, он чувствовал себя (НЕ)ПЛОХО, прихлебывал горячую воду из чашки и возился со своими деревяшками. 

Рассказ и особенно мои догадки по поводу услышанного таковы, что я (НЕ)МОГУ ни описать его внешность, ни назвать имени или места работы. 

Если мы когда-нибудь к нему и зайдём, то только (НЕ)СЕГОДНЯ вечером. 

Он уже (НЕ)ПЕРВЫЙ раз определял координаты, и получалось, что движутся они по верху какого-то отрога почти строго на запад. 

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Через минуту выяснилось, что Николай Васильевич является доктором исторических наук, (ТО)ЕСТЬ человеком интеллигентным, и следовательно, Елена Наумовна не ошиблась, решив иметь с ним дело (НА)ПРЯМУЮ

В ТО(ЖЕ) время явственно почувствовал, что всё это очень не (ВО)ВРЕМЯ

В таком случае я должен заявить, что я снимаю с себя всякую ответственность, если (В)СЛЕДСТВИЕ незнакомства с предшествующей перепиской, а ТАК(ЖЕ) неудачного подбора личного состава произойдет катастрофа. 

Алёша ДА(ЖЕ) не всерьёз, а с трепетом человека, причастного к таинству, считал себя везучим и волновался, что везение может уйти ТАК(ЖЕ) беспричинно, как и было дадено. 

Наверно, там можно было бы укрыться, ТАК(КАК) стрелы и ядра с башни туда ВРЯД(ЛИ) залетали. 

ЗАДАНИЕ 15 

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

Небольшие песча(1)ые бугорки на дне, под грудой излома(2)ых стволов, были окаймле(3)ы светло-си(4)им полукольцом, заполне(5)ым клубами искрящегося золота и чистейшей сини. 

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
 2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника.
 3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
 4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.
 5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

ЗАДАНИЕ 17 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Девушка (1) сидевшая (2) рядом с молодым человеком (3) не глядя ни на кого вокруг(4) подала свой билет, и контролёр с ревнивой въедливостью прокусил и его. 

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Степан Митрофанович (1) вы (2) кажется (3) эти места хорошо знаете? Вот (4) там у вас в акте написано, что случилось это за девяносто вёрст от суконной фабрики, а они (5) как будто (6) служащие этой фабрики. 

ЗАДАНИЕ 19
 
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Дубков был один из тех ограниченных людей (1) которые особенно приятны именно своей ограниченностью (2) которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон (3) и (4) которые вечно увлекаются. 

ЗАДАНИЕ 20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Пока он одевался (1) радио почти не было слышно (2) но (3) когда он на секунду замер у дверей и задумался (4) всё ли он взял (5) то опять стал слышен вкрадчивый и гнусавый голос. 

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Двуглавый Эльбрус — высочайшая вершина Европы и своеобразная визитная карточка Северного Кавказа. (2)Считается, что название «Эльбрус» происходит от персидского слова «эльборос», что означает «блистающий» или «сверкающий». (3)Склоны Эльбруса — одно большое ледовое поле. (4) Вечный снег начинается с высоты около 3800 метров. (5)От фирнового покрова, покрывающего обе вершины, отходят в стороны 23 ледника, которые питают три крупные реки: Баксан, Малку и Кубань. (6)Научные исследования показали, что двуглавый исполин — спящий вулкан, последнее извержение которого, вероятно, состоялось в 50 году нашей эры. (7) О том, что в его недрах сохраняются горячие массы, говорят расположенные поблизости от его склонов термальные источники. (8) В недрах Эльбруса рождаются и знаменитые лечебные воды городов-курортов Северного Кавказа: Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска. 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27. 

(1)Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой. 
(2)Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, так же прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – с той только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, «обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов». 
(3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. (4)Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь в виду. (5)Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя. 
(6)Трупы были на улицах, в квартирах, они стали частью блокадного пейзажа. (7)Массовость смерти, обыденность ее рождали чувство бренности человеческой жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. (8)Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим. (9)Сколько людей не выдерживали испытаний, теряли себя! 
(10)Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени. (11)Он говорил сильно и убежденно не только о себе, но и о других, потому что он употреблял местоимение «мы». (12)Он считал, что в первую очередь погибали физически слабые по здоровью, по возрасту, затем погибали честные, великодушные, не способные примениться к обстановке, где ожесточение и окаменелость души были необходимым условием выживания: «После блокады мир рисовался мне затаившимся зверем. (13)Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. (14)В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств. (15)Они навязывали свои критерии и ценности как единственно возможные. (16)Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. (17)Глядя на них, я думал: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». (18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие. (20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека. (21)Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. (22)Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась». 
По Д. Гранину 

Д. Гранин (1919 – 2017гг.) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. 

ЗАДАНИЕ 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Если у любого человека отнять хлеб, тепло, свет, он превратится в двуногого зверя. 
2) Во время блокады многие люди теряли себя, поскольку не выдерживали испытаний. 
3) Тот, кто видел блокадный город, сможет забыть об увиденном только спустя многие годы. 
4) Во время блокады лишь архитектурные памятники напоминали о мирном времени. 
5) Людям, на чью долю выпало перенести блокаду, пришлось очень тяжело и в послевоенное время. 

ЗАДАНИЕ 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) Предложение 10 содержит элементы описания. 
2) В предложениях 18-22 представлено повествование. 
3) Предложение 22 является выводом того, о чем говорится в предложении 21. 
4) В предложениях 3-5 представлено рассуждение. 
5) Предложение 14 противопоставлено по содержанию предложению 13. 

ЗАДАНИЕ 24

Из предложения 3 выпишите фразеологизм. 

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 16–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. 
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 

ЗАДАНИЕ 26

Описывая ужасы, которые перенесли люди во время блокады, Д. Гранин использует такие тропы, как (А)____( «сквернейших» в предложении 18, «смертное» в предложении 2, «надломленного» и «искушенного» в предложении 20) и (Б)_____( «окаменелость души» в предложении 12, «заводи прошлого» в предложении 3), что придает речи выразительности. 

А такие синтаксические средства, как (В)____ (в предложениях 1,2,10,16) и (Г)______ (в предложениях 11-12) помогают рассказчику наиболее точно передать свои мысли. 

Список терминов: 

1) метафора 
2) анафора 
3) фразеологизм 
4) сравнение 
5) эпитет 
6) эпифора 
7) ряды однородных членов 
8) гипербола 
9) ирония 

ЗАДАНИЕ 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  Объём сочинения – не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конспект урока по теме «Сжатое изложение по тексту
Д.А. Гранина “О милосердии”»

Цели урока:

Обучающая цель – формирование умения сжимать
текст на основе обобщения;

Развивающая цель – умение видеть в тексте
причинно-следственные связи;

Воспитывающая цель – воспитание чувства
ответственности за людей, попавших в беду; воспитание способности сопереживать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: текст Д.А. Гранина «О
милосердии», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,
доска.

Ход урока:

I.       
Организационный момент.

II.     Вступительная беседа.

(На доске заранее написано: Даниил Гранин «О милосердии»).

Даниил Александрович Гранин  — русский писатель. Родился в семье
лесника. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического
института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушёл на фронт и воевал до конца
войны в танковых войсках. Избирался народным депутатом СССР (1989—1991).

Осенью 1987 года группа молодых людей в Ленинграде борется за
возможность открыто проявлять свое милосердие. Ранее, в марте, журнал
«Литературка» публикует очерк-размышление Д. Гранина «О
милосердии». Тема подхватывается всей прессой. В январе 1988 года Д.
Гранин встречается с М.С. Горбачевым и получает «добро» на создание
Общества милосердия. При полной поддержке ленинградского обкома и горкома такое
общество создается 5 апреля 1988 года и вскоре регистрируется, получает
собственное помещение, счет, печать, выход к средствам массовой информации и
т.д.

— Ребята, а  как вы понимаете сущность «милосердия»? (ученики
отвечают
)

— А теперь откроем «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой и посмотрим определение данного слова (открывают и зачитывают).

Милосердие, милос’ердие, -я, ср. Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь 
из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Взывать к чьему-нибудь
милосердию. Общество «Милосердие». Действовать без милосердия (жестоко).
• Сестра милосердия – женщина, ухаживающая за больными, ранеными
.

III. Чтение текста.

Учитель демонстрирует текст с помощью проектора, читает. Ребята
внимательно слушают, определяют  тему,  главную мысль. Перед текстом чтения
предлагается задание: прослушать текст, определить главную мысль, тип и стиль
текста.

IV.  Беседа по содержанию (проходит при непосредственном
участии учителя).

1.     
А бываете ли вы милосердны?

2.     
Как бы вы поступили на месте прохожих?

3.     
В чем вы видите причины снижения нашей
отзывчивости?

4.     Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы
милосердие согревало»?

5.     О чем это произведение? Какова главная мысль текста, его тема? (Это
произведение об отсутствии  милосердия в современном обществе, о неотзывчивости
людей на существующее рядом горе, неудачу, оплошность; о месте человека в
обществе).

6.     
Какую важную проблему затрагивает автор? (Проблему
милосердия).

7.     Почему текст так назван – «О милосердии»? (отражает тему и проблему текста).

8.     Соответствует ли главная мысль его заголовку? Докажите свою точку
зрения.

9.     Почему главный герой запомнил так много людей, повстречавших ему на
улице? (Он ждал от всех этих людей помощи и поэтому запомнил их лица).

10. К какому стилю принадлежит этот текст? К какому жанру относится? К
какому типу? Почему вы так считаете? (Это текст принадлежит публицистическому
стилю, потому что адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в
сфере науки, а широким массам, всем носителям; использован для привлечения
внимания людей к важной проблеме. Жанр – очерк, потому что излагает и
анализирует реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого
истолкования их автором. Рассуждение, так как формулирует различные
закономерности, выражает причинно-следственные и другие логические отношения
между явлениями).

11. Можно ли сказать, что автор воздействует на читателя? Докажите
примерами.

12. Какие предложения отражают позицию автора? (Значит, пройти мимо, не
ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством
привычным?; Я не знаю, что нужно сделать для
необходимого взаимопонима­ния, но я уверен, что только из общего понимания
проблемы могут возникнуть какие-нибудь конкретные выходы
)

13.  Какие существенные (т.е. важные и необходимые) мысли вы вычленили?

V.     Языковой разбор текста.

14. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Сколько частей в этом тексте вы выделили? Аргументируйте;

15.  Озаглавьте каждую часть и составьте план

Примерный план:

1.     
В прошлом году со мной приключилась беда;

2.     
Народу на улице было много;

3.     
Позже я раздумывал над этой историей;

4.     
Фронтовое время;

5.     
Из общего понимания проблемы.

16.  Какие слова и выражения помогают раскрыть главную мысль каждой части
плана? (первый пункт плана: «поскользнулся», «сломал себе нос», «рука вскочила
в плече», «в центре города», «недалеко от дома», «с большим трудом … забрел в
ближайший подъезд», «держусь в шоковом состоянии»; второй пункт: «решил
вернуться назад, домой», «с любопытством взглядывали на меня», «отворачивались»,
«я запомнил лица многих людей», «обостренным ожиданием помощи», «если лягу на
тротуар … будут перешагивать … обходить», «никто не помог»; третий пункт: «могли
принять за пьяного?», «видели, что весь в крови», «меня это не касается», «стал
вспоминать себя», «нечто подобное», «снижение нашей отзывчивости», «персонально
виноватых нет», «причин видимых нет»; четвертый пункт: «в окопной … жизни», «было
невозможно», «помогали», «о главных жизненных правилах той поры»; пятый пункт
плана: «конкретные выходы», «один человек», «что же сделать, чтобы милосердие
согревало нашу душу»).

17.  Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей
отказаться, какие факты (примеры, случаи) можно объ­единить, обобщить в
соседних частях текста? («упал хуже некуда» — да так, что; «навстречу прошли
женщина с девочкой, какая-то парочка …» — прохожие; «вроде бы нет, вряд ли я
производил такое впечатление» — думаю, не производил такого впечатления;
«почему же не помогли…» — но предпочли, по привычке, не ввязываться; «я не
собираюсь оглашать…» — я не хочу жаловаться на порчу нравов; «уровень снижения
нашей отзывчивости …» — снижение нашей отзывчивости заставило призадуматься; «в
голодной окопной нашей жизни…» — в голодной окопной нашей жизни при виде
раненого не проходили мимо, а помогали; «кое-кто, может, и нарушал этот закон
…» — закон этот нарушали только дезертиры и самострелы; «но не о них речь …» —
не о них речь, а о главных жизненных правилах той поры; «я не знаю рецептов…» —
я не знаю рецептов для проявления необходимого взаимопонимания, но уверен, что
помогут только общие усилия);

18.  Обдумайте средства связи между частями.

VI.  Устный пересказ.

Ученики
пересказывают текст товарищу. Особое внимание обращается на соответствие
пересказа плану, связь частей изложения.

VII.          
Написание первого варианта изложения в черновом
варианте
.

VIII.       
Заключительное слово учителя.

Ученики сдают
черновики с изложением учителю.

Ребята, думаю, слова Д. Гранина заставили вас задуматься над такой
проблемой современного общества, как милосердие. Дома напишите небольшое
сочинение-рассуждение на тему «Что же делать, чтобы милосердие согревало нашу
жизнь?». Спасибо за урок!

  • Сочинение рассуждение о милосердии гранин
  • Сочинение рассуждение о значении фразеологизмов
  • Сочинение рассуждение о жизни татарского народа
  • Сочинение рассуждение неясность слова есть неизменный признак неясности мысли толстой
  • Сочинение рассуждение нужен ли россии базаров