Сочинение рассуждение на тему значение языка

Конспект урока русского языка в 6 классеобучение сочинению-рассуждению на лингвистическую темуучитель байко в.в.тип урока: урок применения знаний, развитие речи.тема: жизнь

Конспект урока русского языка в 6 классе
«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Учитель Байко В.В.
Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Цели:
Образовательные:
*определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Обучающая:
* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая:
*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная:
*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
Ход урока.
I. Организационный момент.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
тезис
доказательства (аргументы)
вывод
4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
Давайте найдем тезис в тексте.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
Давайте найдем доказательство первое.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
Давайте найдем доказательство первое.
К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
Давайте найдем доказательство второе.
К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
Давайте найдем вывод.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
5.Работа над выводом
– Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
6. Итоги урока.
На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

Сочинение на лингвистическую тему : «Морфема – значимая часть слова»
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
Схема сочинения-рассуждения
1.Тезис (это мысль, которую нужно доказать): я согласен с…; я поддерживаю мнение, что…
2. Доказательства (аргументы): не менее двух
3. Вывод ( Итак, таким образом, следовательно, на мой взгляд…)
– Давайте обратимся к тексту М. В. Панова и найдем все структурные элементы текста-рассуждения.
– Найдите тезис в тексте
– Найдите первое и второе доказательство
– Найдите вывод
– Обратимся к теме нашего сочинения: «Морфема – значимая часть слова» и продумаем все элементы сочинения-рассуждения.
– Запишите план сочинения с основными критериями в тетрадь

Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
тр-и, тр-ёх, тр-емя.
У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
автор – со-автор;
бежать – при-бежать;
когда – не-когда.
С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
вернуть – вернуть-ся;
собрать – собрать-ся.
Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.

  • Орфография – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические правила составляют большую часть предмета «русский язык», который изучается в школе в течение всего одиннадцатилетнего обучения.
    С первого класса мы начали изучать самые простые правила. И чем старше становится ученик, тем сложнее правила в учебнике. Написание некоторых слов нужно просто запомнить, а безударную гласную в корне пишем только после того, как проверили ее под ударением. Если в корне чередующаяся гласная, то вспоминаем правило и пишем нужную. Правописание окончаний, суффиксов и приставок, раздельное или слитное написание слов, и еще много других правил. Зачем столько всего, порой сложного и непонятного?
    Наряду с пунктуационными, орфографические правила составляют основу учебной программы русского языка. И это не случайно. Ведь они  нужны нам всегда, независимо от того, какую профессию мы выберем. Грамотная устная и письменная речь – показатель образованности человека. А чтобы люди понимали, что написано в документе или письме, мы должны обеспечить узнаваемость слова.
    Представьте, если бы мы писали все так, как слышим или произносим слова, какая неразбериха бы получилась! Сквозь неумело записанную транскрипцию слова очень сложно добраться до смысла высказывания. Как и в тех случаях, когда одна буква может кардинально поменять смысл слова. Компания – группа людей, а кампания – система мероприятий. Казалось бы, два одинаково звучащих слова, но на письме имеющих совершенно разное написание и в связи с этим разное значение. Можно привести еще много примеров, которые только подтверждают то, что орфографические правила нужно учить основательно, чтобы успешно применять их в жизни.
    Орфография помогает нам каждый день, ведь грамотность – залог успеха.  С помощью выученных наизусть правил можно грамотно строить свою речь и добиваться успехов в выбранной профессиональной деятельности.

  • Правила правописания нужны для поддержания культурного уровня населения Российской федерации. Под этим подразумевается, что все действующие в государстве законы, изложенные в конституции и кодексах, составлены без единой грамматической или орфографической ошибки. Одним из конституционно закрепленных прав гражданина РФ является его право на образование. И обыкновенная средняя школа дает такой шанс. Начиная с первых прописей и заканчивая единым государственным экзаменом, школьная программа поэтапно дает детям возможность овладеть многими тонкостями русского языка
    Безусловно, знать правила правописания дано не каждому. Совсем не обязательно знать их дворнику, продавцу, кассиру, грузчику или представителю какой-либо другой профессии, в которой заключен весьма примитивный труд. Но если у человека есть амбиции, желание достичь каких-то карьерных вершин и желание быть образованным человеком, ему просто жизненно важно, чтобы его уровень знания русского языка был на высоте.
    Русский человек, родившийся и живущий в России, должен знать правила русского языка, правила правописания и пунктуации, ведь это знак уважения к самому себе, своей стране, культуре. Грамотное изложение своих мыслей на бумаге поможет быть понятым другими людьми. Ведь любому человеку было бы гораздо приятнее быть своим в кругу образованных людей, нежели тех, кому все равно, грамотен ли он или нет.
    Самый лучший способ подтянуть общую грамотность – это чтение. В процессе чтения любой человек будет неосознанно запоминать написание слов, принципы составления предложений и фраз. Лучше всего для этих целей подходит классика русской литературы. Книги таких авторов, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Михаил Булгаков, всегда доступны для любого человека в книжных магазинах, библиотеках и даже интернете.

  • Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?
    Новосельцева Виктория
    В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.
    Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.
    Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.
    Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.
    Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.
    Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», – сказал Максим Горький. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.
    Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию. Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.
    Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.
    И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.
    Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть  достойным носителем русского языка.

  • Орфография – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические правила составляют большую часть предмета «русский язык», который изучается в школе в течение всего одиннадцатилетнего обучения.
    С первого класса мы начали изучать самые простые правила. И чем старше становится ученик, тем сложнее правила в учебнике. Написание некоторых слов нужно просто запомнить, а безударную гласную в корне пишем только после того, как проверили ее под ударением. Если в корне чередующаяся гласная, то вспоминаем правило и пишем нужную. Правописание окончаний, суффиксов и приставок, раздельное или слитное написание слов, и еще много других правил. Зачем столько всего, порой сложного и непонятного?
    Наряду с пунктуационными, орфографические правила составляют основу учебной программы русского языка. И это не случайно. Ведь они нужны нам всегда, независимо от того, какую профессию мы выберем. Грамотная устная и письменная речь – показатель образованности человека. А чтобы люди понимали, что написано в документе или письме, мы должны обеспечить узнаваемость слова.
    Представьте, если бы мы писали все так, как слышим или произносим слова, какая неразбериха бы получилась! Сквозь неумело записанную транскрипцию слова очень сложно добраться до смысла высказывания. Как и в тех случаях, когда одна буква может кардинально поменять смысл слова. Компания – группа людей, а кампания – система мероприятий. Казалось бы, два одинаково звучащих слова, но на письме имеющих совершенно разное написание и в связи с этим разное значение. Можно привести еще много примеров, которые только подтверждают то, что орфографические правила нужно учить основательно, чтобы успешно применять их в жизни.
    Орфография помогает нам каждый день, ведь грамотность – залог успеха. С помощью выученных наизусть правил можно грамотно строить свою речь и добиваться успехов в выбранной профессиональной деятельности.

  • Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. В тексте ……….. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении …………..употребляется слово ……. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте …….таких слов встретилось несколько:…… … … В предложении …. (……………..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания. Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным. Пример сочинения-рассуждения: Нужны ли нам знания орфографических правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания делают нашу речь более грамотной, понятной, организованной. Чтобы понять, для чего нам нужна орфография, вспомним, что она изучает. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются орфограммы, то есть правила правильного написания слов. Вспомним, каковы функции орфографии. Они напрямую связны с принципами русской орфографии. Каковы эти принципы? Их три: морфологический, традиционный, фонетический. 90% слов в русском языке пишутся согласно морфологическому принципу, согласно которому необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний) , несмотря на различие в их произношении. Фонетический принцип – мечта всех школьников: как слышим, так и пишем. Так пишутся, например, приставки на з – с. Традиционный принцип написания касаются слов, которые мы называем «словарными» , их нельзя проверить правилом, слова пишутся согласно традиции. Рассмотрим принципы русской орфографии и их функции в тексте А. Алексина. В нём, как во всяком другом тексте, много слов с проверяемыми безударными гласными в корне слов: встречали, принеси, приходи и др. Это морфологический принцип орфографии. Согласно фонетическому принципу пишутся слова «вскипяченное» (предложение 26), вскочили, (№ 55). Традиционный принцип орфографии представлен словарными словами «минуту, «каникулы» . Словами с чередующимися гласными в корне «убирала» (18 предложение) , «вытираешь» (19). Иногда от одной неверно написанной буквы меняется лексическое значение слова. Например, у А. Алексина дважды встречается слово «примиряла» . Измените и на е в корне, и смысл слова станет совсем иным! Анализируя текст А Алексина, мы ещё раз убедились, что знание орфографии необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

  • Сочинения учащихся
    «Что значит, по-вашему, работать над языком?»
    По-моему, работать над  языком – это значит произносить правильно слова, правильно писать, читать на данном языке, изучать всё новые и новые слова.
    Человек начинает знакомиться с родным ему языком с самого детства, где старшие для него люди объясняют ему что и как называется. Ребенок не сразу всё запоминает, а постепенно.
    Даже первое слово, которое он сказал, будет являться работой над языком. Затем он начинает изучать его всё больше и больше. И уже в старшем возрасте нам многое становится известно, но не всё. Кто-то даже может изучать не только свой родной язык, но и одновременно иностранные языки. Тем самым мы пополняем свой запас слов.
    Сейчас создают много различных вещей, и каждой вещи надо придумать название. И это тоже работа над языком.
    И я думаю, что работа над языком никогда не закончится.
    (Горбова Юлия)
    Маленьких детей учат разговаривать с 2-3 лет. Учат их говорить, что-нибудь спрашивают: «Как тебя зовут? Кто это? Что это?» и т.д.
    Как говорил К.Паустовский:»Для того чтобы любить русский язык, нужно его хорошо знать. Тогда откроется до конца красота его, разящая сила, его юмор, живописность и музыкальность».
    Русский язык надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стараясь найти новые способы выражения новых мыслей».
    (Власов Дмитрий)
    Работа над языком у каждого человека начинается с самого детства.
    Когда-то мы все были маленькими малышами и не умели разговаривать, а наши родители, братья или сестры учили нас русскому языку, правильному произношению звуков. Сейчас, когда мы умеем разговаривать, нас учат грамотно писать, читать, правильно говорить. Часто в нашем словарном лексиконе появляются новые слова, которые прежде мы не слышали и не знали их значения. Работа над языком всегда нам будет нужна!
    (Орзибаева Виктория)
    Человек рождается, и окружающие его люди начинают учить языку. Ребенок реагирует на разные звуки окружающих и улыбается. Подрастает и начинает произносить свои звуки, а из звуков получаются слова.
    В детском саду его учат правильно разговаривать, проводят с ним занятия, учат стихи и песни.
    После детского сада дети уходят в школу. В школе изучают новые предметы, учатся правильно писать.
    И в течение всей жизни человек работает над пополнением своего языка.
    (Дорохова Валентина)
    Работать над языком – значит знать его не сразу, а со временем. Например, когда ты родился, ты ведь не сразу будешь говорить, а будешь с каждым днем узнавать слова всё больше и больше. Когда ты подрастешь, ты будешь думать о речи, об интонации, будешь больше узнавать на уроках слов.
    (Перевозникова Анастасия)
    По-моему, работать над языком – это учить его, хорошо знать наш родной язык. Нужно хорошо читать, запоминать, пересказывать и учить. Древние люди были в поисках языка, и по всему миру распространялись эти языки. Эти языки передавали по телевидению, по радио и другим радиоволнам
    (Чащина Анна)
    Работать над языком: хорошо говорить, знать язык. Если ты пошел в первый класс, тебя учат читать и писать по-русски. А если ты живешь в Китае, тебя уже учат по-китайски.
    (Харин Алексей)
    Работать над языком – значит учить, изучать его. Например, учитель русского языка учит нас языку, чтобы его правильно писать, произносить и знать правила. Родители учат нас языку. Они учат нас правильно произносить слова, писать предложения. Самым первым словам нас научили родители. Еще правильно произносить и писать слова могут нас научить репетиторы.
    Вот что значит работать над языком.
    (Суханова Екатерина)
    Работать над языком – значит правильно развивать свой язык, свою речь и «запасы» слов в голове.
    Издавна люди пытались развить свою речь, ездили по разным странам в поисках новых слов и выражений.
    Маленьких детей тоже учат говорить, т.е. развивать речь, ведь новорожденный ребенок не может сразу говорить, его тоже этому учат.
    Даже взрослый человек или подросток тоже развивает свою речь, узнает новые слова, например, из телевизора, из книг и газет, журналов, от друзей, родителей, по радио и т.д.
    Из этого следует вывод: развитие языка и речи у человека происходит на протяжении всей жизни, из года в год, изо дня в день.
    (Мялицына Татьяна)
    Человек рождается, и окружающие его люди начинают учить языку. Ребенок реагирует на разные звуки окружающих, подрастает и начинает произносить свои звуки.
    В детском саду его учат правильно разговаривать, проводят занятия, учат стихи и песни.
    После детского сада дети идут в школу. В школе разные предметы изучают.
    (Дорохов Михаил)

    Работать над языком, значит учиться говорить красиво и внятно, правильно писать, пополнять свой словарный запас, избавляться от ненормативной лексики и слов-паразитов. Во всем это нам помогают не только русский язык и литература, но и такая наука, как риторика.
    Риторика (реторика) (др. греч. ???????? — «ораторское искусство» от ????? — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.
    Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Конечно, не каждому из нас пригодится в жизни ораторское искусство. Хотя, большинство молодых людей желают работать по специальности, предполагающей общение с другим человеком напрямую. Тут-то и пригодится, если не ораторское искусство, то красноречие и умение общаться с людьми – точно.  Это очень важно, умение преподать себя, произвести первое впечатление, убедить человека, расположить к себе. В некоторых профессиях эти качества – залог карьерного роста.
    Одна из важнейших частей работы над языком – это орфография. То, что русский язык – один из самых сложных языков в мире, не может служить отговоркой к незнанию правил. Мне, конечно, говорить легко – с детства я владею языковым чутьем и хорошей памятью. Но если бы у меня этого не было, я бы все равно учила правила и старалась писать грамотно. Потому что грамотное письмо – это признак образованного и уважающего себя человека.
    Даже если вы считаете, что знаете русский язык, пишите грамотно и разговаривайте культурно – это не повод остановиться в самосовершенствовании и развитии, век живи, век  учись.

    Вы когда-нибудь задумывались о том, что означает словосочетание «работать над языком»? Для каждого из нас это выражение несет в себе особую смысловую нагрузку. Попробуем более подробно разобраться в этой ситуации, опираясь на конкретные факты.
    На мой взгляд, работа над языком – это, в первую очередь, пополнение лексического запаса. Чтобы подробно и доступно выразить свои мысли и чувства, человек должен оперировать различного рода словами и выражениями. Например, представим, что вам необходимо словесно передать цветовую гамму заката. Какие прилагательные, по-вашему, можно употребить для красочного, образного описания? Красный, рыжий, оранжевый, багровый, малиновый. Именно такой спектр красок доступен человеку с богатым воображением и словесным запасом.
    Но мы с вами рассмотрели только одну точку зрения. Некоторые люди считают, что работа над языком – это изучение всевозможных правил пунктуации, синтаксиса, орфографии и орфоэпии. Знание правил русского языка и применение их на практике способствуют улучшению устной речи. Говоря правильно, без ошибок, человек располагает к себе собеседника, превозносит себя в глазах окружающих.
    Кроме того, работа над языком – это работа над правильной постановкой ударения в словах, интонацией речи, её частотой. Это важный аспект, прежде всего, для дикторов телевидения и радио. Поверьте, они прилагают большие усилия для того, чтобы их монолог был понятен слушателям и зрителям. Не каждый способен проделать такой труд над собственным произношением.
    Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работать над языком необходимо в различных направлениях. Особое внимание следует уделить произношению, словарному запасу, дикции. Все эти составляющие помогут в полной мере овладеть языком, понять его сущность. Но никогда нельзя забывать о том, что работа над языком – это очень тяжелый, трудоемкий процесс. Как и во всякой работе, овладев вышеописанными методами, вы получите изумительный результат.

    Работать над языком, значит учиться говорить красиво и внятно, правильно писать, пополнять свой словарный запас, избавляться от ненормативной лексики и слов-паразитов. Во всем это нам помогают не только русский язык и литература, но и такая наука, как риторика.
    Риторика (реторика) (др. греч. ???????? — «ораторское искусство» от ????? — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Конечно, не каждому из нас пригодится в жизни ораторское искусство. Хотя, большинство молодых людей желают работать по специальности, предполагающей общение с другим человеком напрямую. Тут-то и пригодится, если не ораторское искусство, то красноречие и умение общаться с людьми – точно.  Это очень важно, умение преподать себя, произвести первое впечатление, убедить человека, расположить к себе. В некоторых профессиях эти качества – залог карьерного роста.
    Одна из важнейших частей работы над языком – это орфография. То, что русский язык – один из самых сложных языков в мире, не может служить отговоркой к незнанию правил. Мне, конечно, говорить легко – с детства я владею языковым чутьем и хорошей памятью. Но если бы у меня этого не было, я бы все равно учила правила и старалась писать грамотно. Потому что грамотное письмо – это признак образованного и уважающего себя человека.
    Даже если вы считаете, что знаете русский язык, пишите грамотно и разговаривайте культурно – это не повод остановиться в самосовершенствовании и развитии, век живи, век  учись.

    Сочинение о значении союзов

    Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

    Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

    Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

    Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

    Сочинение о местоимении

    (Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

    Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

    Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

    Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

    Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

    Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

    В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

    Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

    Сочинение о богатстве русского языка

    Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

    Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

    Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

    Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

    Сочинение-рассуждение

    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

    Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

    Сочинения о связи лексики и грамматики

    1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

    Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

    Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

    Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

    2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

    Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

    Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

    Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

    Автор: Татьяна Моржева

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Новокаякентская СОШ» Каякентского района

    КОНСПЕКТ

    урока русского языка в 9 классе

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»

    99771413 1

    Автор: учитель русского языка и литературы

    Саидова Г.А.

    2020г.

    Цели урока: 

    — формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);

    формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

    Задачи:

    1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

    2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

    3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

    Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.

    Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.

    Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.

    Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

    (Просмотр фрагмента фильма)

    После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .

    (Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)

    Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.

    Первый вопрос: что вы видели на экране?

    Ученики записывает ответ в течение 2 минут

    Учитель:Что вы думаете об увиденном?

    Ученики записывают ответ

    Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?

    Ученики записывают ответ

    (Фронтальный опрос)

    Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос

    (Ответы учеников )

    Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос

    Ответы учеников

    Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос

    Ответы учеников

    2. Постановка целей и задач урока.

    Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?

    Ответы учеников: Что такое сила воли?

    Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.

    3. Работа над темой урока.

    Работа в группах

    Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?

    Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

    Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.

    (Выступления учеников).

    Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.

    Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.

    Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

    (Организация опроса по ПОПС-формуле.)

    Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.

    Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.

    Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?

    Примерные ответы учеников.

    Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.

    Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.

    Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.

    Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.

    4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

    Работа над построением сочинения — рассуждения.

    Текст читает ученик.

    Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

    Аргументируя свой тезис, приведите 

    2 (два) примера-аргумента

    , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите 

    из прочитанного текста

    , а второй — 

    из Вашего жизненного опыта.

     
    Объём сочинения должен составлять 

    не менее 70 слов

    . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
    Сочинение пишите 

    аккуратно, разборчивым почерком

    .

    Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

    (Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)

    Ответы учеников:

    Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:

    -Тезис.

    -Аргументы (доказательства)

    -Вывод.

    Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.

    Работа в группах.

    Учитель дает задание каждой команде.

    Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).

    Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста

    В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?

    Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

    Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

    Ученик: Аргумент выстраиваю по такой 

    схеме:

    1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
    2. доказательства (рассказ о Суворове),
    3. микровывод (последнее предложение аргумента).

    Учитель:

    Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

    Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.

    Физминутка.

    Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.

    • Александр Невский, 

    • Дмитрий Донской, 

    • Михаил Кутузов, 

    • Василий Чапаев, 

    • Георгий Жуков, 

    • Лев Толстой, 

    • Максим Горький и другие.

    Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.

    Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)

    Затем каждая команда читает написанное.

    Примерные ответы учеников

    Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.

    Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг.  Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.

    Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.

    Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.

    Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.

      Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. 

    IV. Рефлексия. Подведение итогов.

    Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.

    Урок  заставил задуматься …,

    Навел меня на размышления …

      Что нового вы узнали на уроке?

     Что вы считаете нужным запомнить?

      Над чем ещё надо поработать?

     Своей работой на уроке я  доволен;  

    не совсем доволен;

      не доволен, потому что …

    Домашняя работа.

    1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту

    Л. Пантелеева;

    2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.

  • Сочинение рассуждение на тему дистанционное обучение это хорошо или плохо
  • Сочинение рассуждение на тему девочку звали алиса
  • Сочинение рассуждение на тему героизм по тексту гиляровского
  • Сочинение рассуждение на тему береги честь смолоду а платье снову
  • Сочинение рассуждение на тему данко нашего времени