Сочинение рассуждение на тему уважение к человеку по тексту нагибина

Сочинение о значении союзов прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста и.г. милославского, который писал: союзы, будучи

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

Сочинение 9.3 «Что такое ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА?»

(1)С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. (2) Красота – это глубоко человеческое, это радость нашей жизни.

(3) Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника. (4) Увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. (5) Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

(6) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи. (7) Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (8) Умей и ты слушать эту музыку. (9) Дорожи красотой, береги ее.

(10) Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (11) Но внешняя красота – это не только совершенство тела, не только здоровье. (12) Это внутренняя одухотворенность: это богатый мир мыслей и чувств, нравственное достоинство, уважение к людям и к себе, скромность. (13) Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (14) Внутренняя красота отражается на внешнем облике.

(15) Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. (16) Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. (17) Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. (18) Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. (19) При этом его внешний облик словно озарен внутренним вдохновением. (20) Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. (21) Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.

(22) Красота – спутник вдохновения. (23) У Олеся Гончара есть прекрасная новелла – «Подсолнечники». (24) В этой новелле рассказывается о скульпторе, которому поручили изваять бюст девушки – мастера высоких урожаев подсолнечника. (25) Лицо девушки поразило мастера некрасивостью, и он не почувствовал вдохновения, поэтому и отказался от работы. (26) По дороге на станцию ему пришлось ехать мимо поля цветущих подсолнечников, где он снова увидел эту девушку, которая работала, но теперь ее лицо выглядело другим. (27) Оно было воодушевлено чувством красоты труда, во внешних чертах светилась красота внутренняя. (28) «Она красива!» – воскликнул скульптор. (29) В своем воображении он уже лепил черты лица девушки.

(30) Внешняя красота, таким образом, имеет свои внутренние, нравственные истоки. (31) Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными. (32) Красоту, безусловно, создают и тревога, забота – как говорится, «муки творчества». (33) Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. (34) И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.

(35) Если внутреннее, духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губит. (36) Когда соприкасаешься со многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимание – они мелькают, но не запоминаются, ведь духовная пустота делает безликой внешность человека.

(37) Безнравственная деятельность уродует. (38) Привычка лгать, лицемерить, пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. (39) Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия не только глазам, лицу: он, дабы угадать мысли начальника, слушает не только ушами, но и всем телом – руками, ногами, даже спиной, готовой в любую минуту изогнуться то ли в покорности, то ли в извинении. (40) Зависть, эгоизм, подозрительность – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придавая ему угрюмость, нелюдимость. (41) Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты.

(42) Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. (43) Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть гармония. (44) Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека, и одно из самых благородных человеческих чувств – любовь. (45) Вершина общечеловеческой красоты будет достигнута тогда, когда каждый, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой. (46) Каждый будет, по словам Максима Горького, как звезда друг перед другом.

(47) Ты – творец собственной духовной красоты. (48) От тебя же зависит и красота людей, живущих с тобой рядом. (По В. А. Сухомлинскому*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — советский педагог-новатор, детский писатель.

Пример сочинения 9.3 «Что такое внутренняя красота?»

Внутренняя красота — это духовная красота человека, богатство его внутреннего мира, нравственное достоинство, такая красота отражается и на внешнем облике человека. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. А. Сухомлинского и своего жизненного опыта.

В предложениях 23-29 идет речь о скульпторе из новеллы О. Гончара «Подсолнечник», которому было поручено изваять бюст девушки — мастера высоких урожаев подсолнечника, но так как ее лицо показалось скульптору некрасивым, он отказался выполнить поручение. Но когда же ваятель увидел эту девушку в работе, то ее лицо было совершенно другим, «оно было воодушевлено чувством красоты труда». Во внешних чертах скульптор увидел внутреннюю красоту.

Облик может быть обманчив. Вспомните произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем главная героиня Наташа Ростова в детстве не была красивой, но благодаря своему жизнелюбию, непосредственности, эмоциональности она всегда приковывала к себе внимание окружающих. Именно внутренняя красота героини так нравилась людям.

Таким образом, внутренняя красота — это духовная красота, богатый мир чувств и мыслей, она отражается и на внешности человека.

9.3 на тему Внутренняя красота (ОГЭ по русскому)

Внутренняя красота — это набор всех духовных качеств и характеристик человека, которые указывают на воспитанность и всестороннюю развитость человека. Внутренняя красота обуславливается умением сострадать и любить. В жизни нередко случается, что человек красив внешне, но безобразен внутренне, и многие первым делом оценивают его только по внешней красоте, однако я считаю, что это неправильно, так как, чтобы судить о человеке, нужно основательно изучить его внутренний мир.

В тексте, предложенном для анализа, Василий Александрович Сухомлинский, педагог и писатель, говорит о внутренней красоте человека, которая должна проявляться тогда, когда человек занят любимым делом, добросовестно трудится, совершает честные и добрые поступки, творит. В. А. Сухомлинский считает, что внутренняя красота воздействует и на то, как воспринимается внешность человека.

Озарённый светом творческой мысли, азартом трудовых достижений, любовью к окружающему миру человек кажется прекрасным независимо от того, какова его внешность.

Пример человека, обладающего внутренней красотой, можно привести из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина, при первом сравнении с её младшей сестрой Ольгой, кажется довольно не привлекательной внешне. Скорее всего это и является основной причиной того, что ей не везёт с женихами, в том числе сам главный герой Евгений Онегин, узнав о её чувствах, отвергает её. Однако, несмотря на это, Татьяна продолжает интересоваться им и его жизнью. Стоит отметить, что у этой девушки был незаурядный внутренний мир: становление её личности происходило на романах, она мечтала встретить своего жениха, как героя из какого-то романа, часто была задумчива и молчалива. Впоследствии, когда она переехала в Петербург, многие стали замечать её внутреннюю красоту и высоко её ценили.

Не внешняя красота составляет счастье человека, а его богатый внутренний мир. Всё внешнее изменчиво и подвержено различным неблагоприятным изменениям, а внутренняя красота — добро, сострадание, творческий огонь, трудолюбие, духовность не только украшают человека, но и делают его нужным людям независимо от возраста и происходящих в мире событий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение на тему «Что такое красота?» по тексту П.Васильева «Уродина».

Сочинение на тему «Что такое красота?»

13.03.2017 admin-ege-oge Материалы для подготовки, Подготовка к ОГЭ, Русский язык, Сочинения на тему. , Сочинения ОГЭ по русскому языку Сочинение на тему «Что такое красота?» .entry-footer —>

Пример выполнения задания 15.3 ОГЭ по русскому языку

Сочинение на тему «Что такое красота?» по тексту П.Васильева «Уродина».

Уродина

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.

(15) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (16) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (17) –Меня там ждут. (18) Я спешу! (19) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.

(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.

(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…

(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(38) – Сейчас приедет неотложка.

(40) – Как вы себя чувствуете?

(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая

мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(50) – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. (51) – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (52) Что у кинотеатра делается! (53) Психоз какой-то! (54) А ты побеседуй с этим джентльменом. (55) Приятная компания. (56) Ну, помчалась. (57) Целую!

(58) Неотложка пришла через несколько минут. (59) Возможно, девушка встретилась с врачом гденибудь у лифта. (60) Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить ее в больницу. (61) Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (62) Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (63) Наконец она ушла. (64) А на другой день я узнал, что еще в лифте Полина Ивановна умерла.

(По П.Васильеву) Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.

Пример сочинения

Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чем заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.

Таким образом, привлекательная внешность – далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться черствым, бездушным и даже жестоким.

Именно такой пример мы находим в рассказе П.Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведет себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») дает безжалостную оценку героине.

Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Матрену Григорьеву – героиню рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». На первый взгляд, это ничем не привлекательная пожилая женщина. Однако всю свою жизнь она помогала окружающим, отдавала себя другим без остатка. Не случайно писатель называет ее праведником, то есть человеком, который несет людям добро и правду. В этом ее духовная красота. Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.

Автор сочинения умело «сужает» понятие, рассуждая о подлинной красоте человека, что соответствует идее текста. Помимо определения, приведен комментарий, в котором внешняя красота противопоставлена внутренней.

Первый аргумент приведен из текста, второй – из читательского опыта. Продуманы логические переходы, связки между абзацами. В работе четко просматриваются вступление, основная часть и заключение.

Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Предмет Родная (русская) литература. 6 класс.

Линия УМК: Родная русская литература (5-9)

Автор: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

Раздел «Русские традиции»: По выбору: А.Д. Дементьев «Прощеное воскресенье» или А.П. Чехов «Блины».

Слайд 1.

Тема: Слово о поэте Андре́е Дми́триевиче Деме́нтьеве (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва). Стихотворение «Прощёное Воскресение». (1992 год) 

Слово о поэте: Андрей Дементьев принадлежит к наиболее известным отечественным поэтам, чьи стихи актуальны и востребованы в любое время. Его творческий путь начался еще в 60-е гг. прошлого века. На стихи Дементьева написано немало песен, например, «Лебединая верность» или «Баллада о матери». 

Слайд 2.

Выражением творческого кредо поэта служит стихотворение «Никогда ни о чем не жалейте». 

Задание: Прослушайте чтение стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте» и ответьте на вопрос:

— Каким человеком предстаёт перед нами Андрей Дмитриевич Дементьев на страницах данного поэтического произведения?

Никогда ни о чем не жалейте

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

В своём творчестве Андрей Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. 

Предметом нашего разговора станет сегодня стихотворение А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение».

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение». (Используется Раздаточный материал)

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.

Слайд 3.

Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.

Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992г.

— Какие ещё особенные черты характера поэта А.Д.Дементьева как человека помогает нам определить его стихотворение «Прощёное Воскресение»?

— Почему автор назвал своё стихотворение «Прощёное Воскресение»?

— Каково идейное содержание стихотворения «Прощёное Воскресение»?

Слайд 4.

СООБЩЕНИЕ ученика на тему «Из истории праздника «Масленица». Масленица – праздник языческий».

Слайд 5.

Первоначально празднование Масленицы на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим — «скотьего бога» Велеса.

Слайд 6.

Также празднование Масленицы было связано с уходом зимы и надеждой на скорое тепло. Гуляния всегда сопровождались огнем — горящие костры, колеса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.

Слайд 7.

После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними.

В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом.

Слайд 8.

Но сегодня — это самый веселый и сытный народный праздник. В народе Масленицу ласково называют «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честнáя», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Слайд 9.

Значение слова «ясочка» — устар. Употр. как ласковое обращение к мужчине или женщине, соответствуя по значению сл.: голубушка, душенька, милый, милая. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Слайд 10.

СООБЩЕНИЕ ученика на тему «Традиции праздника Масленица»

По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.

Слайд 11.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.

Слайд 12.

Вторник — заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.

Слайд 13.

Среда — лакомка. Про день тещиных блинов слышали? Так вот, в масленичную среду мать жены печет блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение «к теще на блины».

Слайд 14.

Четверг — разгул. В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица. И, конечно же, ни одна праздничная неделя не проходила без игр: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костер, кулачные бои, все это в сопровождении песен и плясок. Но главная традиция — взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды — пехоту и конницу — и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить.

Слайд 15.

Русский художник Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ.

Слайд 16.

Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять.

Слайд 17.

Суббота — золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.

Слайд 18.

Воскресенье — проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным.

Последний день Масленицы в народе называют Прощёным воскресением, целовальником.

Слайд 19.

Это последнее воскресенье перед Великим постом.
По давней традиции в этот день все православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой и с чистым сердцем встретить Пасху: «Прости меня» — «И ты меня прости» — «Бог простит». Всё это сопровождается поклонами и поцелуями.

Слайд 20.

Прощеное воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказал Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

А главное — простите всех сами: «Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!» Был и сейчас есть в России обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга.

Слайд 21.

— А что же такое прощение? Как Вы, ребята, понимаете, что такое прощение? Что означает в Вашем понимании слово «прощение»? (Размышления учащихся по данному вопросу).

Слайд 22.

Заглянем в «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, чтобы сопоставить наши определения значения слова «прощение»:

ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊

Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Слайд 23.

— Что значит простить? (Размышления учащихся по данному вопросу).

Слайд 24.

Как научиться прощать обиды? (Размышления учащихся по данному вопросу).

Слайд 25.

Видеоматериалы: «Как Простить и Исцелиться От Боли обид» Притча

https://www.youtube.com/watch?v=vWcXeFeHRa8

— Какие жизненные уроки Вы для себя извлекли, прослушав притчу «Как простить и исцелиться от боли обид?»

Слайд 26, 27, 28, 29. (Жизненные уроки)

Слайд 30.

РР Мастерская творческого письма: сочинение — рассуждение » Что такое прощение? Как научиться прощать обиды? «.

Слайд 31.

— Что такое рассуждение?

Слайд 32.

— Какова композиция сочинения – рассуждения?

Слайд 33.

Домашнее задание: Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться прощать обиды?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение – Что такое прощение? Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста (стихотворение «Прощёное Воскресение» А.Д.Дементьева) , а второй – из Вашего жизненного опыта.

Примечание: Используйте справочные материалы по написанию сочинения – рассуждения на тему «Что такое прощение? Как научиться прощать обиды?»

Слайд 34.

Это интересно… Слово ПРОЩАЙ при расставании людей является формой повелительного наклонения глагола прощать.

Люди, расставаясь, просят друг у друга прощения, чтобы не оставить о себе каких-либо плохих воспоминаний.

Слайд 35.

Народная мудрость – русские пословицы:

1.Повинную голову меч не сечёт.

2. Есть слёзы – есть и совесть.

3. Упавшего не считай за пропавшего.

4. Кайся, да опять за старое не принимайся.

5. Кто старое помянет, тому глаз вон.

6. Тому тяжело, кто помнит зло.

7. Была вина, да прощена.

8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Притча о прощении

Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда тонувший пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:

— Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?

И друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Слайд 36.

Составить кластер на тему «Что такое прощение?

99768655 1

Слайд 37, 38, 39.

Просьба о прощении в Прощёное Воскресение.

Марк Тишман, Диана Гурцкая — «Спасибо за то, что ты есть», День судебного пристава, ТВЦ

https://www.youtube.com/watch?v=xjqC9UNEUiM

или

https://www.youtube.com/watch?v=i0b4r8iD0XQ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МАТЕРИАЛАМ К УРОКУ ПРИЛАГАЕТСЯ.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Региональная диагностическая работа (РДР 2021) по русскому языку для 9 класса задания и ответы для двух вариантов, официальная дата проведения РДР 2021 в Санкт Петербурге 78 регион: 11.03.2021 (11 марта 2021 год).

Вариант РДР 2021 по русскому языку №2103: скачать задания

Вариант РДР 2021 по русскому языку №2104: скачать задания

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Решать вариант №2103 РДР 2021 по русскому языку 9 класс онлайн:

Решать вариант №2104 РДР 2021 по русскому языку 9 класс онлайн:

Текст изложения

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Текст сжатого изложения

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят такие ценности, как жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние.

Именно эти ценности определяют, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Сложные задания и ответы для 1 варианта:

Прочитайте текст. (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4) Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

2)Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
  • 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
  • 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
  • 4) Предложение 4 простое. 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ: 345

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.

Ответ: 1356

4)Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: стена из бетона

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи. 2) ЗАМЕЧЕНА (посетителями) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. 3) НИКАКОЙ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И. 4) ЕШЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. 5) ЗАГОРЕЛЫЙ – безударную гласную в корне слова можно проверить словом горы.

Ответ: 12

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Княжин был новым учеником в школе. 2) Любимым школьным предметом Княжина было пение. 3) Княжин записался на занятия во все кружки, потому что не мог определиться с тем, что его увлекает больше всего. 4) Княжин мечтал стать космонавтом, для этого ему нужно было получить разносторонние знания. 5) Рассказчик понял, что Княжин – несерьёзный человек и поэтому бросил кружок.

Ответ: 14

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы. 2) Под рыжим чубом у него был выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные. 3) Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица. 4) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. 5) – Могу? – он ухватился за мои слова с радостью.

Ответ: 45

8)В предложениях 31–38 найдите синоним к слову «невнимательный». Выпишите этот синоним.

Ответ: рассеянным

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он был такой счастливый! А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди»».

9.3)Как Вы понимаете значение выражения ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сложные задания и ответы для 2 варианта:

Прочитайте текст. (1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
  • 2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  • 4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
  • 5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

Ответ: 124

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Водопад Серебряные струи (1) спрятавшийся среди заповедного букового леса в Большом каньоне (2) считается одной из достопримечательностей Крыма. Это (3) покрытая зелёной моховой «шапкой» (4) скала (5) по которой стекают тоненькие потоки воды (6) и падают затем с высоты 6 метров. В ясную погоду струи воды водопада переливаются на солнце (7) играя серебром (8) и становится понятно (9) откуда взялось такое живописное название.

Ответ: 125789

4)Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) СЦЕПЛЕНИЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С. 2) ВИДНЕЕТСЯ (вдали) – буква Ь не пишется в неопределённой форме глагола. 3) УСЕЯННЫЙ (ягодами) – перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени -НН- пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола. 4) НЕБЫЛИЦА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ. 5) ПЕЧЁНЫЙ (картофель) – в корне слова после шипящих под ударением пишется буква Ё.

Ответ: 34

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Собирая щавель, ребята оказались рядом с пчельником. 2) Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику. 3) Федя и Гринька позвали на помощь пчеловода. 4) Бабушка помазала Ване и Васятке пчелиные укусы специальной мазью. 5) Отец считает, что мама Вани была бы рада, что у неё отзывчивый сын.

Ответ: 125

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм 1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам. 2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. 3) Ты не бойся: поболит – перестанет! 4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. 5) Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

Ответ: 25

8)В предложениях 46–52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

Ответ: простофиля

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу: – Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай»

9.3)Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Другие тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку для 9 класса:

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами

18.05.2021 Русский язык 9 класс варианты РУ2090501 РУ2090502 ответы и задания статград ОГЭ 2021

  • Сочинение рассуждение на тему успешный телеведущий
  • Сочинение рассуждение на тему умен ли чацкий
  • Сочинение рассуждение на тему тут только он уяснил себе что в лице
  • Сочинение рассуждение на тему у нас не любят тех кто слишком 9 класс
  • Сочинение рассуждение на тему уверенность в себе