Сочинение рассуждение на тему устарела ли проблема отцов и детей сегодня

отцы и дети в романе тургенева главной проблемой в романе и.с. тургенева становится проблема отцов и детей, которая существовала всегда.

“Отцы и
дети” в романе Тургенева

Главной
проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая
существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям,
потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас – индивидуальность и каждый
имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и
родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними –
это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат
в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые
лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
Мне кажется,
что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а
причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных
идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон
Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и
полусапожкам Павла Петровича.
Принято
считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа
остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма
относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно
обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости
следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и
другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь
безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и
нерусское слово.
Кирсанов
упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ
заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего
произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во
мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее
всякого поэта».
Я считаю, что
Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но
в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о
культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с
прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение
Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов
старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает
себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу,
отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к
принципам и т.д.
Автор,
сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова
показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается
истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев
старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной
мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина
ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову
уважения к родителям.
Итак, перед
нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на
протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова
более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить
и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума,
имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
На основе вышесказанного мы убеждаемся
в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о
непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько
между аристократами и демократами.
Автор описывает
в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника
Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую
точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться
взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше,
чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание
пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и
Николай Петрович.
Скорее всего,
Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими
идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный
барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность
Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому
между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не
только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и
происходит разрыв между прошлым и настоящим.
Разница между
героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением
природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий
ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает.
Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего
отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для
Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но
такая жизнь не для него.
На мой взгляд,
не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент
встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего
напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной
стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой
стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек
связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
Критикуя
старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему
стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет
жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не
обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией,
музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел
Петрович Кирсанов.
Вопрос о том,
как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева
в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют
не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей»,
а также семейные отношения и отношения семьи общества.
Чем же все-таки
является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья
это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу
удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к
прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле
слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое
предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
Но понимание
отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют
конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем
произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным
характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден.
Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а
значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
Хотелось бы
отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с
серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию
поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина
этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта
проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому
себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть,
мы сможем решить эту проблему.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
bolshe.ru/

(615 слов) Иван Сергеевич Тургенев — один из выдающихся русских писателей девятнадцатого века. В своих произведениях Тургенев поднимал важные политические и общественные проблемы. Иван Тургенев придерживался позиции либералов. Он поддерживал тех, кто всем сердцем ненавидел крепостное право. В своих произведениях писатель всячески стремился разобраться во всех изменениях, происходящих в его родной стране, а также понять, каковы закономерности и последствия этих изменений. Так, целая историческая эпоха великой и могучей России изображена в знаменитом романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия романа, в первую очередь, указывает на вечный конфликт между поколениями. Это и есть основная проблема романа. Но она вовсе не единственная, поэтому очень интересно разобраться в многообразии вопросов, поставленных автором.

Начнем с основной проблемы — противостояния эпох. «Отцы» — это олицетворение поколения, живущего мыслями прошлого, а «дети» представляют собой демократически настроенную молодёжь, которая считает своим основным предназначением уничтожить консервативные мысли и старые устои. Таким образом, Тургенев в своём романе показал борьбу двух мировоззрений: представителей старого поколения — консервативно настроенную дворянскую интеллигенцию — и представителей нового поколения — революционно-демократическую интеллигенцию без наследных привилегий. Проблема «отцов и детей» в произведении — это не только проблема семейных отношений. В первую очередь, это разногласия новых и старых взглядов, от которых зависит дальнейшее существование страны. 

Проблема нигилизма тоже является одной из главных в книге. Писатель в романе позволяет проследить читателю, как появляется новый тип человека, чем он отличается от старого типа. Представителям нового поколения присущи прогрессивные идеи, решительные и твёрдые взгляды и убеждения. Ведь они призваны разрушить старое. Ярким представителем нового прогрессивного поколения является Евгений Базаров. Он — «нигилист», отрицающий старые порядки. Антиподом Евгения Базарова является Павел Кирсанов. Это потомственный дворянин, типичный приверженец старого уклада жизни. Свой смысл жизни этот персонаж видит в следовании патриархальным законам. Евгений Базаров, приехав погостить к приятелю в его родовое гнездо, оказывается чужим в окружающей его обстановке. Ведь в произведении он является единственным настоящим представителем «нового» поколения. Нельзя увидеть в романе героя вместе с его товарищами и единомышленниками. На протяжении всего произведения Базаров пребывает во враждебной ему обстановке. Это говорит о том, что убеждения Евгения чужды большинству и самой России. Именно это он признал сам перед смертью в прощальной исповеди Анне Одинцовой.

Одна из главных мыслей «Отцов и детей» состоит в том, что у каждого есть право выбора, что важнее: просто наблюдать за происходящим и бездействовать или всеми силами бороться за новое, прогрессивное и светлое будущее. В своём произведении Тургенев остро поставил проблему нравственного выбора. Евгений не прав, но он хотя бы стремится сделать свою страну лучше, в отличие от многих консерваторов вроде Анны, которых волнует лишь собственный комфорт.

Проблема преемственности поколений — еще один важный вопрос, поставленный писателем. По мнению Тургенева, прошлое отрицать категорически нельзя. Ведь благодаря прошлому опыту строится будущее. Автор настаивает на необходимости преемственности поколений. Автор оставляет Евгения, отрицающего эту необходимость, несчастным и одиноким, так как он отрёкся от опыта предков. В то же время Тургенев в романе призывает осознанно воспринимать все перемены и не отрекаться от будущего. Павел Кирсанов представляет собой другую крайность — человека, который не принимал изменения и противился новому. Его финал тоже незавиден: он оказывается в одиночестве и дистанцируется от семьи брата, чтобы не мешать его счастью.

Также Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» не оставил без внимания и проблему вечных человеческих ценностей. Писателя всегда интересовали и волновали такие незаменимых категории, как: дружба, любовь, отношение к природе, к стране, великое искусство. Тургенев любил в своих произведениях проверять человека великими чувствами. Однако не все его герои оказались способными пройти данную проверку.  Примером этого может служить Евгений Базаров, который сломался под натиском чувства. 

Можно утверждать, что известный роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» имеет поучительную и воспитательную цель. Но в произведении Тургенев не высказывает своего мнения, а лишь подталкивает читателя к правильному и осознанному решению. В многообразии поставленных проблем каждый из нас должен разобраться сам и найти свою сторону.

Автор: Виктория Комарова

Êðèòåðèè îöåíèâàíèÿ èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ îðãàíèçàöèÿìè  — 2021- 22 ó÷. ã.
Òðåáîâàíèå 1. Îáúåì èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ. Ðåêîìåíäóåìîå êîëè÷åñòâî ñëî⠖ îò 350.
Ïîÿñíåíèå. Ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî ñëîâ â ñî÷èíåíèè íå óñòàíàâëèâàåòñÿ. Åñëè â ñî÷èíåíèè  ìåíåå 250 ñëîâ (â ïîäñ÷åò âêëþ÷àþòñÿ âñå ñëîâà, â òîì ÷èñëå è ñëóæåáíûå), òî  âûñòàâëÿåòñÿ «íåçà÷åò» çà íåâûïîëíåíèå òðåáîâàíèÿ ¹ 1 è «íåçà÷åò» çà ðàáîòó â öåëîì  (òàêîå ñî÷èíåíèå íå ïðîâåðÿåòñÿ ïî êðèòåðèÿì îöåíèâàíèÿ).
Òðåáîâàíèå 2.Ñàìîñòîÿòåëüíîñòü íàïèñàíèÿ èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ. Èòîãîâîå ñî÷èíåíèå âûïîëíÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Íå äîïóñêàåòñÿ ñïèñûâàíèå  ñî÷èíåíèÿ (ôðàãìåíòîâ ñî÷èíåíèÿ) èç êàêîãî-ëèáî èñòî÷íèêà èëè âîñïðîèçâåäåíèå ïî ïàìÿòè ÷óæîãî òåêñòà (ðàáîòà äðóãîãî ó÷àñòíèêà, òåêñò, îïóáëèêîâàííûé â áóìàæíîì è (èëè) ýëåêòðîííîì âèäå, è äð.).
Åñëè «íåçà÷åò» ïîñòàâëåí  ïî îäíîìó èç òðåáîâàíèé (1,2), ñî÷èíåíèå íå ïðîâåðÿåòñÿ
Ïîÿñíåíèå. Äîïóñêàåòñÿ ïðÿìîå èëè êîñâåííîå öèòèðîâàíèå ñ îáÿçàòåëüíîé ññûëêîé íà
èñòî÷íèê (ññûëêà äàåòñÿ â ñâîáîäíîé ôîðìå). Îáúåì öèòèðîâàíèÿ íå äîëæåí ïðåâûøàòü  îáúåì ñîáñòâåííîãî òåêñòà ó÷àñòíèêà.
Åñëè ñî÷èíåíèå ïðèçíàíî íåñàìîñòîÿòåëüíûì, òî âûñòàâëÿåòñÿ «íåçà÷åò» çà
íåâûïîëíåíèå òðåáîâàíèÿ ¹ 2 è «íåçà÷åò» çà ðàáîòó â öåëîì (òàêîå ñî÷èíåíèå íå  ïðîâåðÿåòñÿ ïî êðèòåðèÿì îöåíèâàíèÿ).
Êðèòåðèé 1. Ñîîòâåòñòâèå òåìå.
Ïîÿñíåíèå. Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó ñîäåðæàíèÿ ñî÷èíåíèÿ.
Ó÷àñòíèê äîëæåí ðàññóæäàòü íà ïðåäëîæåííóþ òåìó, âûáðàâ ïóòü åå ðàñêðûòèÿ (íàïðèìåð, îòâå÷àåò íà âîïðîñ, ïîñòàâëåííûé â òåìå, èëè ðàçìûøëÿåò íàä ïðåäëîæåííîé ïðîáëåìîé è ò.ï.).
«Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè ñî÷èíåíèå íå ñîîòâåòñòâóåò òåìå èëè â íåì íå ïðîñëåæèâàåòñÿ êîíêðåòíîé öåëè âûñêàçûâàíèÿ, òî åñòü êîììóíèêàòèâíîãî çàìûñëà. Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».
Êðèòåðèé 2. Àðãóìåíòàöèÿ. Ïðèâëå÷åíèå ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà.
Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó óìåíèÿ ñòðîèòü ðàññóæäåíèå, äîêàçûâàòü
ñâîþ ïîçèöèþ, ïîäêðåïëÿÿ àðãóìåíòû ïðèìåðàìè èç ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà. Ìîæíî
ïðèâëåêàòü õóäîæåñòâåííûå ïðîèçâåäåíèÿ, äíåâíèêè, ìåìóàðû, ïóáëèöèñòèêó,
ïðîèçâåäåíèÿ óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà (çà èñêëþ÷åíèåì ìàëûõ æàíðîâ), äðóãèå
èñòî÷íèêè îòå÷åñòâåííîé èëè ìèðîâîé ëèòåðàòóðû (äîñòàòî÷íî îïîðû íà îäèí òåêñò).
«Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè ñî÷èíåíèå íàïèñàíî áåç îïîðû íà
ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë, èëè â íåì ñóùåñòâåííî èñêàæåíî ñîäåðæàíèå âûáðàííîãî òåêñòà, èëè ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë ëèøü óïîìèíàåòñÿ â ðàáîòå (àðãóìåíòû ïðèìåðàìè íå ïîäêðåïëÿþòñÿ). Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».

!!! Ïðîâåðÿÿ ðàáîòû, ó÷èòûâàéòå, ÷òî ó ðåáåíêà îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü ïðîâåäåí ñîïîñòàâèòåëüíûé àíàëèç (ÊÐÈÒÅÐÈÉ 2). Äëÿ ýòîãî íàó÷èòå âûïóñêíèêîâ çàïèñàòü ñëåäóþùèå ñòðî÷êè: ÑÎÏÎÑÒÀÂËßß äàííûå (àðãóìåíòû, ïîñòóïêè ãåðîåâ, ïîçèöèþ….) è ò.ä. Íàó÷èòå èõ ñîïîñòàâëÿòü, èíà÷å îíè íå ïðîéäóò ïî êðèòåðèþ 2.

Êðèòåðèè ¹ 1 è ¹ 2 ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè.
Äëÿ ïîëó÷åíèÿ «çà÷åòà» çà èòîãîâîå ñî÷èíåíèå íåîáõîäèìî ïîëó÷èòü «çà÷åò» ïî êðèòåðèÿì ¹ 1 è ¹ 2 (âûñòàâëåíèå «íåçà÷åòà» ïî îäíîìó èç ýòèõ êðèòåðèåâ
àâòîìàòè÷åñêè âåäåò ê «íåçà÷åòó» çà ðàáîòó â öåëîì), à òàêæå äîïîëíèòåëüíî «çà÷åò» ïî îäíîìó èç äðóãèõ êðèòåðèåâ.
Êðèòåðèé 3. Êîìïîçèöèÿ è ëîãèêà ðàññóæäåíèÿ. Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó óìåíèÿ ëîãè÷íî âûñòðàèâàòü ðàññóæäåíèå  íà ïðåäëîæåííóþ òåìó. Ó÷àñòíèê äîëæåí âûäåðæèâàòü ñîîòíîøåíèå ìåæäó òåçèñîì è äîêàçàòåëüñòâàìè. «Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè ãðóáûå ëîãè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ìåøàþò ïîíèìàíèþ ñìûñëà ñêàçàííîãî èëè îòñóòñòâóåò òåçèñíî-äîêàçàòåëüíàÿ ÷àñòü. Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».
ÎÑÍÎÂÍÛÅ ÎØÈÁÊÈ
Ñòðóêòóðíûå  ýëåìåíòû: â ñî÷èíåíèè ÷¸òêî âûäåëÿþòñÿ: âñòóïëåíèå, òåçèñíî-äîêàçàòåëüíàÿ ÷àñòü è çàêëþ÷åíèå, êîòîðûå ëîãè÷åñêè ñâÿçàíû.
  ñîäåðæàíèè âñòóïëåíèÿ íóæíî áîëåå ÷¸òêî ñôîðìóëèðîâàòü ïðîáëåìó ðàáîòû. Ïåðâûé  àáçàö ñî÷èíåíèÿ ôàêòè÷åñêè  ÿâëÿåòñÿ âñòóïëåíèåì ê ðàáîòå, â í¸ì ïåðå÷èñëÿþòñÿ  ïðîáëåìû, êîòîðûå áóäóò äîêàçûâàòüñÿ â ãëàâíîé ÷àñòè ðàáîòû.  òåçèñíî-äîêàçàòåëüíîé ÷àñòè ñî÷èíåíèÿ äîëæíî áûòü âûäåðæàíî ñîîòíîøåíèå ìåæäó òåçèñîì è äîêàçàòåëüñòâàìè è åñòü àðãóìåíòèðîâàííûå ðàññóæäåíèÿ. Åñòü êîììåíòàðèè è àðãóìåíòû, îáîñíîâàííûé ëîãè÷åñêèé ïåðåõîä ìåæäó àðãóìåíòàìè. çàêëþ÷åíèè âûâîäû, ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóþùèå ñîäåðæàíèþ ãëàâíîé ÷àñòè ðàáîòû, äîëæíû áûòü ëîãè÷íûìè.
Ïîÿñíåíèå. 1.Ñòðóêòóðíûå «ïåðåêîñû»:
-çàïîçäàëûé âûõîä íà òåìó, íåîïðàâäàííî ðàñïðîñòðàí¸ííîå âñòóïëåíèå ê ðàáîòå, ñîäåðæàùåå íåíóæíóþ äëÿ ðàñêðûòèÿ òåìû èíôîðìàöèþ;
-êîðîòêîå è íåîáîñíîâàííîå çàêëþ÷åíèå, íå ñîäåðæàùåå íåîáõîäèìûõ âûâîäîâ è îáîáùåíèé;
-ñëàáàÿ òåçèñíî-äîêàçàòåëüíàÿ áàçà â îñíîâíîé ÷àñòè ñî÷èíåíèÿ, äåôèöèò íåîáõîäèìûõ àðãóìåíòîâ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ëèòåðàòóðíûõ ïðèìåðîâ;
-íàðóøåíèå ëîãèêè ïðè ïåðåõîäå îò îäíîé ìûñëè ê äðóãîé è îòñóòñòâèå ëîãè÷åñêèõ «ìîñòèêîâ» äëÿ ñâÿçè ÷àñòåé ñî÷èíåíèÿ.
2.Íåóìåíèå ñòðîèòü ëîãè÷åñêèå ïåðåõîäû (íàáîð òåçèñîâ); íå âûäåðæèâàåòñÿ ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó òåçèñîì è äîêàçàòåëüñòâàìè; îòñóòñòâèå  ãëóáèíû  ðàññóæäåíèÿ è âîçíèêíîâåíèå  ýôôåêòà «ìîçàè÷íîñòè ìûñëè», õàîòè÷íîñòè ñóæäåíèé.
3. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå ñòðàòåãèè ïîñòðîåíèÿ âñòóïëåíèÿ è çàêëþ÷åíèÿ ïî òåìå:
-ïîâòîð òåìû èëè òðàíñôîðìàöèÿ òåìû â ñîáñòâåííóþ êîíñòðóêöèþ;
èñïîëüçîâàíèå íàçûâíûõ êîíñòðóêöèé â ñî÷åòàíèè ñ êëþ÷åâûì âîïðîñîì òåìû {«×åëîâåê. Ïðèðîäà. ×òî ñâÿçûâàåò íàñ ñ ïðèðîäîé è ÷òî ìåøàåò íàì îáðåñòè ïîäëèííóþ ãàðìîíèþ ñ íåé?»)’,
-èçëîæåíèå àâòîðèòåòíîãî ìíåíèÿ («×åëîâåê ñ ðîæäåíèÿ, êàê ÷èñòûé ëèñò áóìàãè — òàê óòâåðæäàþò ïñèõîëîãè»);
-îïðåäåëåíèå êëþ÷åâîãî ïîíÿòèÿ {«Äóøà — ýòî òî, ÷òî îòëè÷àåò ÷åëîâåêà îò äðóãèõ ñóùåñòâ íà çåìëå»)’,
-êðàòêîå ðàñêðûòèå ñóòè (ïðè÷èíû, èñòî÷íèêà) îñíîâíîé ïðîáëåìû, çàÿâëåííîé â ôîðìóëèðîâêå òåìû {« êàêîé òû åñòü, ëþáèòü, à ïîðîé çàùèòèòü îò âñåãî ìèðà â ñàìûå Ñêîëüêî ñóùåñòâóåò ÷åëîâå÷åñòâî, ñòîëüêî è âîëíóåò åãî âå÷íàÿ ïðîáëåìà „îòöîâ è äåòåé», â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò ðàçðûâ ñâÿçåé ìåæäó ðàçíûìè ïîêîëåíèÿìè»; «Ñàìîé âàæíîé öåííîñòüþ äëÿ ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ åãî ñåìüÿ. Òîëüêî ðîäíûå ìîãóò ïðèíÿòü òåáÿ òàêèì â ò¸ìíûå äëÿ òåáÿ äíè»)èñïîëüçîâàíèå ýìîöèîíàëüíî îêðàøåííûõ ôðàç, õàðàêòåðíûõ äëÿ ýññå {«Âîéíà. Ñêîëüêî áîëè è ñë¸ç â ýòîì ñëîâå…»)’,
óêàçàíèå íà àêòóàëüíîñòü òåìû {«Òåìà ãàðìîíèè ÷åëîâåêà ñ ïðèðîäîé àêòóàëüíà è ñåé÷àñ»)’,
-ïðèçíàíèå çàñëóã ïèñàòåëÿ {«Îäíèì èç âåëè÷àéøèõ ïðîèçâåäåíèé Ì. Þ. Ëåðìîíòîâà ÿâëÿåòñÿ ðîìàí „Ãåðîé íàøåãî âðåìåíè»»)’,
-ïîñòàíîâêà èñõîäíûõ âîïðîñîâ {«×òî æå òàêîå íàñòàâëåíèå? Ñ ÷åì åãî åäÿò? Ïðèíåñ¸ò ëè îíî ïîëüçó ÷åëîâåêó, êîòîðîìó îíî áûëî àäðåñîâàíî?»).  ðÿäå ñëó÷àåâ è ïðè áîëåå óäà÷íîì ðå÷åâîì è ñìûñëîâîì îôîðìëåíèè ýòîò ïðè¸ì ñðàáàòûâàåò ñ ïîëîæèòåëüíûì ðåçóëüòàòîì, íî ÷àñòî îáèëèå óñòàíîâî÷íûõ âîïðîñîâ âåä¸ò ê äåìàãîãè÷åñêèì ðàññóæäåíèÿì î òîì, «÷òî åñòü ÷òî», òîãäà êàê ñóòü ïîñòàâëåííîé ïðîáëåìû îòõîäèò íà âòîðîé ïëàí.
Êðèòåðèé 4. Êà÷åñòâî ïèñüìåííîé ðå÷è. Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó ðå÷åâîãî îôîðìëåíèÿ òåêñòà ñî÷èíåíèÿ.
Ó÷àñòíèê äîëæåí òî÷íî âûðàæàòü ìûñëè, èñïîëüçóÿ ðàçíîîáðàçíóþ ëåêñèêó è ðàçëè÷íûå ãðàììàòè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, ïðè íåîáõîäèìîñòè óìåñòíî óïîòðåáëÿòü òåðìèíû.
«Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè íèçêîå êà÷åñòâî ðå÷è (â òîì ÷èñëå ðå÷åâûå îøèáêè) ñóùåñòâåííî çàòðóäíÿåò ïîíèìàíèå ñìûñëà ñî÷èíåíèÿ. Âî âñåõ îñòàëüíûõ
ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».

Ïðè  îöåíèâàíèè ñî÷èíåíèé ýêñïåðòû íå âñåãäà ðàçäåëÿþò ðå÷åâûå è ãðàììàòè÷åñêèå îøèáêè. Ýòà ïóòàíèöà ñóùåñòâåííà, òàê êàê çà ðå÷åâûå îøèáêè îöåíêà ñî÷èíåíèÿ ñíèæàåòñÿ ïî êðèòåðèþ ¹ 4 «Êà÷åñòâî ïèñüìåííîé ðå÷è», à çà ãðàììàòè÷åñêèå — ïî êðèòåðèþ ¹ 5 «Ãðàìîòíîñòü».
Ðå÷åâàÿ (â òîì ÷èñëå ñòèëèñòè÷åñêàÿ) îøèáêà — ýòî îøèáêà íå â ïîñòðîåíèè, íå â ñòðóêòóðå ÿçûêîâîé åäèíèöû, à â å¸ èñïîëüçîâàíèè, ÷àùå âñåãî â óïîòðåáëåíèè ñëîâà.
Ñëîâî  «îäíîèì¸ííûé» îøèáêè íå ñîäåðæèò, îíî ëèøü íåóäà÷íî óïîòðåáëåíî, íå ñî÷åòàåòñÿ ïî ñìûñëó ñî ñâîèì áëèæàéøèì êîíòåêñòîì.
Ãðàììàòè÷åñêàÿ îøèáêà — ýòî îøèáêà â ñòðóêòóðå ÿçûêîâîé åäèíèöû: â ñòðóêòóðå ñëîâà, ñëîâîñî÷åòàíèÿ èëè ïðåäëîæåíèÿ; ýòî íàðóøåíèå êàêîé-ëèáî ãðàììàòè÷åñêîé íîðìû — ñëîâîîáðàçîâàòåëüíîé, ìîðôîëîãè÷åñêîé, ñèíòàêñè÷åñêîé. Íàïðèìåð, ýòî ìîæåò áûòü îòëè÷íîå îêðóæåíèå ëþäåé, çàìå÷àòåëüíûå íàñòàâíèêè.
Ïîÿñíåíèå. Ìíîãèå  âûïóñêíèêè èñïîëüçóþò ðàçíîîáðàçíóþ ëåêñèêó, óìåþò òî÷íî âûáèðàòü ñëîâà, ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ãðàììàòè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, ñïîñîáíû ïîñòðîèòü íåøàáëîííóþ ôðàçó, âëàäåþò èçîáðàçèòåëüíî-âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè ÿçûêà è ðèòîðè÷åñêèìè ïðè¸ìàìè.
Ïðè ýòîì â çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè ñî÷èíåíèé âûÿâëåíû ñóùåñòâåííûå íåäîñòàòêè ðå÷åâîãî îôîðìëåíèÿ:
-íåêîððåêòíîå èñïîëüçîâàíèå ïîíÿòèé («Âîë÷èöà Àêáàðà îêàçûâàåòñÿ â ëàãåðå ïîëîæèòåëüíûõ ãåðîåâ»);
-íåóäà÷íàÿ ïîïûòêà ñîçäàíèÿ íåîëîãèçìà («êîëëåêòèâíî-òðóäîâîå îáùåñòâî»), âû÷óðíîñòü ñòèëÿ {«Ëþäè, íå áóäü îíè ýãîèñòàìè ïî ïðèðîäå è îò ðîæäåíèÿ, ìîãëè áû ëåãêî îáðåñòè ãàðìîíèþ ñ ïðèðîäîé, ìîãëè áû ïðèéòè ê êîíñåíñóñó è íå òðàâìèðîâàëè áû ëèê Çåìëè»). Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå îáèëèå íåäî÷¸òîâ, ñâÿçàííûõ ñ íàðóøåíèåì ñî÷åòàåìîñòè ñëîâ {«…èçáåæàòü ãóáèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ïðèðîäå»);
 -âñòðå÷àþòñÿ íåçàâåðø¸ííûå ïðåäëîæåíèÿ;
-íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå ðå÷åâûå îøèáêè:
óïîòðåáëåíèå ñëîâà â íåñâîéñòâåííîì åìó çíà÷åíèè, íåòî÷íîñòü ñëîâîóïîòðåáëåíèÿ {«êîíôëèêò — íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü ÷åëîâå÷åñêîãî ñîîáùåñòâà»; «ðîäèòåëè âñêàðìëèâàþò â ðåá¸íêå ÷åñòíîñòü è ïîðÿäî÷íîñòü»; «ó êîãî-òî ñ ïîìîùüþ õîðîøèõ ÿâëåíèé, à ó äðóãèõ âïîñëåäñòâèè ïå÷àëüíûõ ïðîèñøåñòâèé»)’,
óïîòðåáëåíèå èíîñòèëåâûõ ñëîâ è âûðàæåíèé (ðå÷åâûå øòàìïû, êàíöåëÿðèçìû) {«Â çàêëþ÷åíèè õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî ÷åëîâå÷åñòâî ñåé÷àñ èä¸ò ïî ïðàâèëüíîìó ïóòè. Ëþäè, íàêîíåö, îñîçíàëè âñþ çíà÷èòåëüíîñòü ïðèðîäû è ïûòàþòñÿ åé ïîìî÷ü â âîññòàíîâëåíèè. ß î÷åíü íàäåþñü, ÷òî ìû è äàëüøå áóäåì íàëàæèâàòü îòíîøåíèÿ ñ íàøåé ïëàíåòîé, âåäü ïðèðîäà — íàøå âñ¸»)’,
íåìîòèâèðîâàííîå ïðèìåíåíèå äèàëåêòíûõ è ïðîñòîðå÷íûõ ñëîâ è âûðàæåíèé {«Âîéíà çàêàëÿåò õàðàêòåðû ëþäåé. È âñ¸ æå ëþäè, êîòîðûå ïîáûâàëè íà âîéíå, ìåíÿëèñü ïî-ðàçíîìó. Îäíè ñëåòàëè ñ êàòóøåê, äðóãèå ñòàíîâèëèñü ñèëüíûìè, âûíîñëèâûìè è ìóæåñòâåííûìè»)’,
ñìåøåíèå ëåêñèêè ðàçíûõ êóëüòóðíûõ ýïîõ {«Ýëåí ëãàëà, ÿâëÿëàñü äîìîé ïîñëå ïûøíûõ ïðè¸ìîâ, êîãäà óæå ñâåòàëî, ÷àñòåíüêî ïðîâîäèëà âðåìÿ â êîìïàíèè ïîñòîðîííèõ ìóæ÷èí, à Ïüåð ìîë÷à âûíîñèë âñå å¸ âûõîäêè)’,
íàðóøåíèå ëåêñè÷åñêîé ñî÷åòàåìîñòè {«Ëþáÿùàÿ ñåìüÿ ñîçäàñò êðåïêèå óçû ïîääåðæêè è ïîíèìàíèÿ»; «ñ ïîìîùüþ õîðîøèõ ÿâëåíèé»)’,
— óïîòðåáëåíèå ëèøíåãî ñëîâà (ïëåîíàçì);
— ïîâòîðåíèå èëè äâîéíîå óïîòðåáëåíèå áëèçêèõ ïî ñìûñëó ñëîâ èëè ñëîâîôîðì áåç îïðàâäàííîé íåîáõîäèìîñòè (òàâòîëîãèÿ) («Âî âðåìåíà âîåííûõ âðåì¸í ëþäè ñèëüíî ãîëîäàëè…»;«Ýòîò ýïèçîä ïîêàçûâàåò, ÷òî ìîãóò ïîçâîëèòü ñåáå íåêîòîðûå òóðèñòû, ïîêàçàâ ñâî¸ ïîòðåáèòåëüñêîå îòíîøåíèå ê ïðèðîäå»)’,
íåîáîñíîâàííûé ïðîïóñê ñëîâà («Åâãåíèé Áàçàðîâ ñâîèì ïîâåäåíèåì è âûñêàçûâàíèÿìè ïîêàçûâàåò, ÷òî âðåìÿ (ïîäðàçóìåâàëîñü «âðåìÿ îòöîâ…» — Ïðèì, àâò.) íåîáðàòèìî óõîäèò â ïðîøëîå»)’,
áåäíîñòü è îäíîîáðàçèå ñèíòàêñè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé («×åëîâåê âñåãäà ñòðåìèëñÿ ê ñ÷àñòüþ. Êàæäûé ñ÷àñòëèâ ïî-ñâîåìó. ×åëîâåêó óäàâàëîñü áûòü ñ÷àñòëèâûì»)’,
-ïîðÿäîê ñëîâ, ïðèâîäÿùèé ê íåîäíîçíà÷íîìó ïîíèìàíèþ ñìûñëà âûñêàçûâàíèÿ («ßðêèé ïðèìåð èñêàæ¸ííîãî âîñïðèÿòèÿ ðîäèòåëåé ïðåäñòàâëåí â ðàññêàçå Áðåäáåðè „Âåëüäè».
Êðèòåðèé 5. Ãðàìîòíîñòü. Íà îöåíêó ñî÷èíåíèÿ ïî Êðèòåðèþ ¹ 5 ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïîëîæåíèÿ î íåãðóáûõ è îäíîòèïíûõ îøèáêàõ.
 «Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè íà 100 ñëîâ ïðèõîäèòñÿ â ñóììå áîëåå ïÿòè îøèáîê: ãðàììàòè÷åñêèõ, îðôîãðàôè÷åñêèõ, ïóíêòóàöèîííûõ.

!!!  Ïðîøó îáðàòèòü âíèìàíèå íà íîâûå êðèòåðèè, ïðåäúÿâëÿåìûå ê èòîãîâîìó ñî÷èíåíèþ (èçëîæåíèþ) â 2019/2020 ó÷åáíîì ãîäó (Ïðèëîæåíèå 4 ê ïèñüìó  Ðîñîáðíàäçîðà îò 24.09.2019 ¹ 10-888).
Ïðîâåðÿÿ ðàáîòû, ó÷èòûâàéòå, ÷òî ó ðåáåíêà îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü ïðîâåäåí ñîïîñòàâèòåëüíûé àíàëèç (ÊÐÈÒÅÐÈÉ 2). Äëÿ ýòîãî Íàó÷èòå âûïóñêíèêîâ çàïèñàòü ñëåäóþùèå ñòðî÷êè: ÑÎÏÎÑÒÀÂËßß äàííûå (àðãóìåíòû, ïîñòóïêè ãåðîåâ, ïîçèöèþ….) è ò.ä. Íàó÷èòå èõ ñîïîñòàâëÿòü, èíà÷å îíè íå ïðîéäóò ïî êðèòåðèþ 2.
Ê2. Àðãóìåíòàöèÿ. Ïðèâëå÷åíèå ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà
Ó÷àñòíèê ïðè ðàñêðûòèè òåìû ñî÷èíåíèÿ äîêàçûâàåò ñâîþ ïîçèöèþ,  ôîðìóëèðóÿ àðãóìåíòû è ïîäêðåïëÿÿ èõ ïðèìåðàìè èç ëèòåðàòóðíîãî  ìàòåðèàëà, ïðèâëåêàÿ õóäîæåñòâåííûå ïðîèçâåäåíèÿ, äíåâíèêè, ìåìóàðû,  ïóáëèöèñòèêó, ïðîèçâåäåíèÿ óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà (çà èñêëþ÷åíèåì  ìàëûõ æàíðîâ), äðóãèå èñòî÷íèêè îòå÷åñòâåííîé èëè ìèðîâîé ëèòåðàòóðû  (äîñòàòî÷íî îïîðû íà îäèí òåêñò);
-âûáîð ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ è àñïåêòû åãî àíàëèçà ñîîòâåòñòâóþò  ôîðìóëèðîâêå òåìû, êîíöåïòóàëüíûì òåçèñàì ñî÷èíåíèÿ;
-ïðè ïðèâëå÷åíèè äâóõ è áîëåå ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé îñóùåñòâëÿåò
ñîïîñòàâëåíèå ìåæäó íèìè õîòÿ áû ïî îäíîé ïîçèöèè;
-äîïóùåíî íå áîëåå 1 ôàêòè÷åñêîé îøèáêè, ñâÿçàííîé ñî çíàíèåì  ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà (îøèáêà â íàïèñàíèè ôàìèëèè, èìåíè, îò÷åñòâà  àâòîðà è íàçâàíèÿ ïðîèçâåäåíèÿ, èìåí ïåðñîíàæåé è òîïîíèìîâ ïðîèçâåäåíèÿ,  â èçëîæåíèè ñþæåòíîé ëèíèè, ëèòåðàòóðíûõ è èñòîðè÷åñêèõ ôàêòîâ è ò.ï.)        2 áàëëà
Ó÷àñòíèê ñòðîèò ðàññóæäåíèå, äîêàçûâàåò ñâîþ ïîçèöèþ, ïîäêðåïëÿÿ  àðãóìåíòû ïðèìåðàìè èç ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà, íî îãðàíè÷èâàåòñÿ îáùèìè âûñêàçûâàíèÿìè ïî ïîâîäó ïðèâëå÷åííîãî òåêñòà (îâ), ïðè ïðèâëå÷åíèè äâóõ è  áîëåå ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé íå îñóùåñòâëÿåò ñîïîñòàâëåíèÿ ìåæäó íèìè, è/èëè ïðèâëåêàåò ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë íå âïîëíå óìåñòíî ñ òî÷êè çðåíèÿ âûáðàííîé òåìû, è/èëè îãðàíè÷èâàåòñÿ ïðîñòûì ïåðåñêàçîì ïðîèçâåäåíèÿ, è/èëè äîïóùåíû 2–4 ôàêòè÷åñêèå îøèáêè, ñâÿçàííûå ñî çíàíèåì ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà 1 áàëë
Ñî÷èíåíèå íàïèñàíî áåç îïîðû íà ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë èëè â ñî÷èíåíèè ñóùåñòâåííî èñêàæåíî ñîäåðæàíèå âûáðàííîãî òåêñòà, èëè ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë ëèøü óïîìèíàåòñÿ â ðàáîòå (àðãóìåíòû íå ïîäêðåïëÿþòñÿ ïðèìåðàìè èç òåêñòà, íå ñòàíîâÿòñÿ îïîðîé äëÿ ðàññóæäåíèÿ), è/èëè ñî÷èíåíèå ñîäåðæèò 5 è áîëåå ôàêòè÷åñêèõ îøèáîê, ñâÿçàííûõ ñî çíàíèåì ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà   0 áàëëîâ.

Ïî êðèòåðèþ 5: îáðàòèòå âíèìàíèå íà òðåáîâàíèÿ äàííîãî êðèòåðèÿ
Ê5. Îðèãèíàëüíîñòü ñî÷èíåíèÿ
Ñî÷èíåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ òâîð÷åñêèì, íåñòàíäàðòíûì ïîäõîäîì ê ðàñêðûòèþ òåìû (ïðèñóòñòâóþò ñàìîñòîÿòåëüíûå íåøàáëîííûå ìûñëè, èëè   
íåîæèäàííûå è âìåñòå ñ òåì óáåäèòåëüíûå àðãóìåíòû ñ ïðèâëå÷åíèåì
íåòðèâèàëüíîãî ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà, èëè îðèãèíàëüíûå íàáëþäåíèÿ, èëè
èíòåðåñíàÿ ëîãèêà ðàññóæäåíèÿ è ïðî÷.) èëè ÿðêîñòüþ ñòèëÿ     1 áàëë
 ñî÷èíåíèè íå ïðîäåìîíñòðèðîâàí òâîð÷åñêèé, íåñòàíäàðòíûé ïîäõîä,
îðèãèíàëüíîñòü ñòèëÿ                0 áàëëîâ

Çà÷åò ïî ÂÑÅÌ êðèòåðèÿì, êàê âèäèòå, ìîæåò íå ñîñòîÿòüñÿ.   

«Îïàñíûì» ÿâëÿåòñÿ è êðèòåðèé 4  «Êà÷åñòâî ïèñüìåííîé ðå÷è», ðå÷åâûå îøèáêè: îñîáåííî óïîòðåáëåíèå «ìàëåíüêèõ» ñëîâ — «ÂÅÄÜ», ëåêñè÷åñêèå ïîâòîðû è ïð.

Сочинение по роману Тургенева Отцы и дети 10 класс

Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной, но и серьезной, которую нужно как можно скорее решить. И ее никто не может решить, хотя многие и старались. Это были писатели и критики, журналисты и психологи, а также и художники и композиторы. Проблема звучит прямо в самом названии произведения. Больше всего на свете автору произведения хочется отыскать ответ на данный вопрос.

Оно было выпущено в свет как раз в тот момент, когда в мире назревали данные проблемы и с ними никто не мог справиться.

Здесь идет война между Кирсановым и Базаровым. Когда эти два человека встретились впервые, то ни один из них не подал другому руки. Немного позже читатели начинают различать вид каждого из героев.

По тому, как ссора между ними разрастается, и их отношение друг к другу также растет. Евгений старается всех убедить в том, что он нигилист, а вот его Аркадий во всем его поддерживает и помогает. Вот только немного позже открывается все на высшем уровне и все что они говорят не правда.

И завершить свою ссору они решают дуэлью. Кирсанов получает очень сильно ранение, а тем временем Базаров навсегда старается покинуть это место и забыть все, что здесь произошло.

Эти споры и ссоры никогда не закончатся между молодым и старым поколением. Ведь молодые уверены в том, что все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет жить. А вот старые наоборот уверены в том, что новое ни к чему новому их не приведет и все будет плохо. Именно поэтому нужно жить только по старым законам и правилам, которые уже проверило время.

Николай старается стать ближе к своим родителям и стал чаще приезжать к отцу. Кроме этого ему хочется рассказать о том, что у него уже давно появилась своя семья. Вот только об этом он рассказывать стесняется.

А вот у Евгения появилась любовь, о которой он давно мечтал. И этим ему хочется поделиться с родителями, вот только самому обо всем рассказывать не хочется и он ждет, когда спросят родители. Мать старается ничего не говорить своему сыну лишнего, хотя очень хочет узнать про личную жизнь, этого же не делает и отец. А вот когда он приезжает к ним в следующий раз, то на все смотрит совсем по-другому. Кроме этого любовь уже прошла, и рассказывать сильно не о чем.

В конце Аркадий находит свою любовь в лице Екатерины и живет с ней счастливо. А вот Павел Петрович уезжает навсегда за границу.

2 вариант

Роман указывает на общественные противоречия середины XIX века. Но главный конфликт, освещаемый в произведении, имеет если не античные истоки, то шекспировские непременно. Ситуация показательна: идейные противоречия порой важнее родственных уз.

Императорское руководство после фиаско на Черном море осознало, что состояние экономической и политической жизни совершенно разорено. Плеяда перемен, поднявших страну на дыбы, дала новый толчок общественному развитию. Скакуны перемен под императорским предводительством решительно направились в сторону реформ, которые осуществятся немного позднее написания фабулы романа.

Реформированная общественная система вызвала пробуждение революционных идей среди одной социальной страты: это молодежь из высших учебных заведений, отрицающие старые формы жизни, проповедующие просвещение . Эти люди посеяли семя, которое своими мощными корнями взрыхлит на два штыка лопаты общественную почву и призовет штыки солдатских ружей через 50 лет. Представителем этой страты был и Евгений – идейный противник консервативного семейства Кирсановых. Молодой Аркадий Кирсанов тоже изначально соглашался по многим вопросам с Базаровым. По ходу череды конфликтов студент осознал, что личное для него важнее незримого будущего. Чувство любви оказалась для него предпочтительнее, чем вечное одиночество. Этот юноша не мог быть нигилистом. Уют родового гнезда – не то, к чему стремится революционер.

Базаров до кончины остается верен себе. Он мог нежно чувствовать и быть любимым, но самое нежное чувство – ничего не значит перед борьбой с мертвым укладом бытия консерваторов, его твердолобостью. Отношения с родителями и с противоположным полом – пыль перед лицом бессмертия, которое принесет успех нигилистов и будущая социальная катастрофа сторонников царизма. Для Базарова самоцель — это ломать и крушить фундамент империализма. Не зря он выбрал стезю медика: наука любит четкие и решительные действия, а не пустословие гуманитарных «болтунов». Обыденные людские душевные проявления тоже касаются Базарова: он выказывает порой сыновье уважение к отцу с матерью, симпатизирует в суженой Анне Одинцовой, которая с ним похожа во взглядах. Но Базаров – «одинокий волк»- лучше одному, чем со «слабаками» или любовницей, которые не в состоянии идти до конца. Он подавляет себе сострадание к себе, в первую очередь.

К крестьянской массе Базаров относится снисходительно, но сельчане видят, что это «свой» парень — не барским духом от него пахнет. Мужик боится его, но принимает барина в свою стаю. Так же к нему относится и невеста отца Аркадия, которая нашла его интересным человеком.

Родственники Аркадия – противники Базарова, потому что они тоже боятся молодого медика, но не питают к нему пиетета. Презирают. Если Николай создает лишь видимость неприятия нигилизма, то Павел просто фибрами души ненавидит его. Для него барство – черта элиты, данная императором-батюшкой в стародавние времена. Он оголтелый приверженец аристократизма, эти понятия впитаны им с молоком матери. Ему даже приходиться покинуть страну, чтобы не предавать свои идеалы. Показательна сцена дуэли из-за девушки – так отношения выясняли только дворяне. Евгений иронизирует над этим фактом.

Писатель не принимает точки зрения героев однозначно: он дает право самому читателю подумать, кто прав. Но для себя он считает, безусловно: дивный новый мир будут строить Базаровы, а не Аркадии. Многие современники пытались образумить писателя, но ветер истории смел их скепсис в 1905, а затем в 1917 году.

Сочинение-рассуждение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

Вариант 4

Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.

Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.

Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.

«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.

Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.

Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.

Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.

У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.

Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.

Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.

Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.

Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.

Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.

Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника

Приход весны всегда долгожданное и радостное событие как для природы, так и для человека. К сожалению, в средней полосе России она вступает в свои права неспешно.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается классикой русской литературы. Насколько образ Печорина стал знаковым и почти именем нарицательным, так и иные цитаты из романа «пошли в народ»

В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того

В «Красной шапочке» не так много героев, зато все они давно стали популярными, а их имена известны даже тем, кто далёк от детского и народного творчества.

Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева 10 класс

Роман «Отцы и дети» был написан великим классиком русской литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, который был достаточно тяжелым годом для всей России.

В романе рассматриваются проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, которая существовала всегда. Она четко проявляется в те моменты, когда развитие общества переламывается и меняет свое направление. Тогда отцы и дети несут за собой разные идеи, будучи людьми из разных эпох. Такое время наступило в России в середине 19-го века. Именно тогда консервативное дворянство воевало с молодежью, которая была пропитана революционно-демократическими идеями. Такая тема задета в произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Роль «старого поколения» играют братья Кирсановы, а «младшего поколения» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.

Сильнее всего выделяется конфликт «старых» и «молодых» в отношениях между молодым «нигилистом» Евгением Базаровым и дворянином Павлом Петровичем – истинным представителем русской аристократии. Также Тургенев отлично сумел показать то, насколько тяжелы были взаимоотношения Базарова с его родителями. То же самое касается Кирсанова младшего и его отца. Автор ставит друг против друга два поколения как при помощи различающихся идей, так и внешним видом. Описывая Евгения Базарова, Иван Сергеевич Тургенев подчеркивает в нем его извечно печальный вид, отличный для того времени ум (Базаров учился на врача, поэтому относился к интеллигенции) и отгороженность от окружающего мира. При характеристике Павла Петровича отмечаются его чопорный внешний вид, ухоженность, красивая внешность, блестящая лаковая обувь.

В произведении образ жизни «старых» дворян противопоставляется быту «новых». Павел Петрович живет, как истинный дворянин, придерживающихся старых идей. Он празден, все себе позволяет, бездельничает. Он принимает все, что оставили предки. Ему противопоставлен Базаров – приверженец нигилистских взглядов. Молодой человек день и ночь ответственно работает, занимается медициной, старясь принести пользу обществу. Базаров-нигилист ни во что не верит, а также считает любовь обыкновенной химической реакцией в человеческом мозгу. Для него старшие не являются авторитетом.

Через противопоставление этой пары героев лучше всего раскрывается конфликт поколений, который будет существовать всегда.

Вариант 2

Произведение посвящено новым идеям, проникших в Росси девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.

События вращаются вокруг Евгения Базарова. Это образ последовательного нигилиста, отрицающего все, что дорого прежним поколениям. Человек с искренними убеждениями и твердой волей, Базаров видит критерием истины только непосредственную пользу, отвергая как искусство, так и чувства, и психологию. Естественные науки он превращает в предмет нового культа. Хотя этот персонаж сам принадлежит к дворянам, но он отвергает сословные привилегии. Задачей своей и собственного поколения нигилист видит только в разрушении. Он, конечно, не отрицает необходимость создания чего-то нового, но этот вопрос его абсолютно не занимает.

Часть героев романа (например, друг Базарова Аркадий и Николай Петрович Кирсанов) пытаются сгладить конфликт. Брат Николая Петровича Павел, наоборот, яснее чувствует опасность нигилизма, ведущего к революции и хаосу и нападает на Базарова. Дело доходит даже до дуэли, хотя поводом для нее послужили формально не идейные разногласия, но причина была во взаимной неприязни.

Однако автор показывает ограниченность и слабость Базарова. Тот боится чувства любви, которое у него пробуждается к Одинцовой. Он лишь сухой прагматик, видящий реальность очень однобоко. Кроме того, Тургенев подчеркивает, что когда этот персонаж пытается говорить с мужиками, то они не понимают друг друга. Базаров считает их глупыми, так как наполнен презрением абсолютно ко всем, а не только к представителям высших классов, не занятых непосредственно производительным трудом. Крестьяне также не воспринимают его всерьез, считая шутом гороховым. Автор романа верно показывает, что за революционерами нет реальной силы, по крайней мере, на тот момент не было.

На это же указывают и образы второстепенных героев, придерживающихся воззрений Базарова. Эмансипированная Кукшина и Ситников еще меньше, чем он подходят на роль реальной угрозы режима. Это ничтожные и пустые люди, которые, в отличие от Базарова, неспособны даже собственную жизнь строить определенным образом. Ставший подкаблучником «ниспровергатель устоев» Ситников – яркий тому пример.

В конце произведения Тургенев показывает более правильный, по его мнению, путь в лице Аркадия и его отца. Николай Петрович занимается общественной деятельностью, стремясь принести пользу, а его сын успешно управляет имением. Оба счастливы в личной жизни. Автор признает, что в этом есть что-то искусственное, но Базаров готовый хладнокровно как умереть, так и забирать чужие жизни вызывает гораздо меньше симпатий.

Тургенев не предлагает новый общественный идеал. Он лишь показал яркую и живую картину того, во что верили люди того времени и выразил свое негативное отношение к новым веяниям.

Сочинение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

По роману Отцы и дети

Несколько интересных сочинений

Человечные люди, на самом деле, есть на каждом шагу, но они совершают добрые поступки бескорыстно, не ожидая за это награды или похвалы, поэтому не все обращают на них внимание.

Произведение «Дикий помещик» говорит о том, что без труда простого народа жизнь высших чинов невозможна. Образы главных и второстепенных героев помогают раскрыть суть произведения.

Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми — это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

У каждого народа есть свои национальные, исторические герои. Со временем меняются человеческие взгляды и приоритеты, тогда появляются герои современности.

Сочинение на тему: Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети”

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого “нигилиста” Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича. Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием.

Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе.

Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует “нигилизм”, то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами.

На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать.

Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена.

Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению.

Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

  • Сочинение рассуждение на тему уроки доброты
  • Сочинение рассуждение на тему уважение к человеку по тексту нагибина
  • Сочинение рассуждение на тему успешный телеведущий
  • Сочинение рассуждение на тему умен ли чацкий
  • Сочинение рассуждение на тему тут только он уяснил себе что в лице