Сочинение рассуждение на тему ударение

Сочинение о значении союзов прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста и.г. милославского, который писал: союзы, будучи

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к уроку русского языка в 9 классе «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9.1». Подготовка к ОГЭ

ОГЭ по русскому языку-2021 Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему....

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ОГЭ по русскому языку-2021 Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

    Описание слайда:

    ОГЭ по русскому языку-2021
    Сочинение — рассуждение
    на лингвистическую тему.
    Задание 9.1

  • 2 слайд

    Структура текста сочинения 1. Тезис, то есть высказывание о русс

    Описание слайда:

    Структура текста сочинения

    1. Тезис, то есть высказывание о русском языке : формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).
    2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).
    3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
    1) пример №1, его роль
    2) пример №2, его роль
    Внимание:
    — если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют;
    — если в качестве примера используется предложение, его можно или процитировать, или только указать его номер.
    4. Вывод.

  • 3 слайд

    План и образец сочинения 1. Тезис, то есть высказывание о русском языке:

    Описание слайда:

    План и образец сочинения
    1. Тезис, то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).

    2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).

    3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
    1) пример №1, его роль

    2) пример №2, его роль

    4. Вывод.
    Писатель В. Г. Короленко утверждал, что «русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

    Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и уникальность нашего языка состоят не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить все, о чем мы думаем и что испытываем.

    Например, в тексте О. Павловой медсестра говорит, что у Гришки «семь пядей во лбу» (предложение 11). Это фразеологический оборот. Данное средство выразительности помогает нам, читателям, понять, что Гришка умен не по годам.

    А вот в предложении 3 автор использует слово «детишки» с уменьшительно-ласкательным суффиксом, и мы сразу понимаем, что он относится к ним с сочувствием и добротой.

    Таким образом, выразительные возможности нашего языка помогают точно передавать свои мысли и чувства.
     

  • 4 слайд

    Пошаговая инструкция по написанию сочинения Шаг 1. Знакомимся с высказыв

    Описание слайда:

    Пошаговая инструкция по написанию сочинения

    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
      Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:
    — о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    — о средствах выражения мыслей;
    — о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    — о взаимосвязи лексики и грамматики;
    — о роли синтаксиса в человеческом общении;
    — о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
     

  • 5 слайд

    Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и рассуждение ученика). Во вступ

    Описание слайда:

    Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и рассуждение ученика).
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    — автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.., останавливается на …, раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что … и т.д.

    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    — К. Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    — Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

  • 6 слайд

    Или: - Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во

    Описание слайда:

    Или:
    — Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    Или:
    — В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

     Шаг 4. Пишем основную часть.
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    — Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста).
    — Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста).
    — Докажем эту мысль на примерах из текста…
    — Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
     
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:
    — примеров должно быть 2;
    — примеры должны быть из указанного текста;
    — приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

  • 7 слайд

    Пример 1: - Важным источником обогащения речи служит синонимия. Н

    Описание слайда:

    Пример 1:
    — Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

    Пример 2:
    — Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса
    -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
     

  • 8 слайд

    Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается

    Описание слайда:

    Шаг 5. Пишем заключение.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    — Таким образом, … Итак, … Следовательно, … В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что … Мы убеждаемся в том, что … Обобщая сказанное, … Из этого следует, что … и т.д.

    Например:
    — Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

    Или:
    — Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

  • 9 слайд

    Варианты рассуждений учениковпо ряду высказываний на лингвистическую тем

    Описание слайда:

    Варианты рассуждений учеников
    по ряду высказываний на лингвистическую тему
    (примеры взяты из текста О. Павловой)
    (черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)

    1. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. В. Панов.)
     
    — Например, в предложении 52 («Смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и ошеломленную Нюшу») аллитерация помогает услышать шум сильного порыва ветра.
     
    — Невероятная новость о том, что Гришка смеется, поразила окружающих, и многозначное слово «высыпали» (51) помогает зримо представить, как в коридоре появилась толпа людей.
     

  • 10 слайд

    - Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- в слове «Гришенька» (11)

    Описание слайда:

    — Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- в слове «Гришенька» (11) и словосочетание со связью примыкание «горестно вздохнув» (10), в котором наречие подчеркивает признак действия, отражают доброе отношение старшей медсестры к мальчику и ее беспокойство о том, что Гришка не умеет радоваться и смеяться.
     
    — Восклицательные предложения в монологе Нюши (33 – 36) помогают почувствовать, как потрясена девушка разговором с Гришкой и как хочется ей отвлечь мальчика от страшных мыслей.
     

  • 11 слайд

    2. «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н.

    Описание слайда:

    2. «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор.)
     
    — Автор текста всего двумя эпитетами «худенький и бледный» (6) рисует внешность Гришки, и читатель понимает, что мальчик болен.

    — Автор дала очень емкую характеристику Нюше, сказав, что она «волонтер» (2). Это иноязычное слово заставляет испытывать к девушке еще большую симпатию: значит, Нюша бескорыстно и добровольно помогает больным детям.
     

  • 12 слайд

    3. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и

    Описание слайда:

    3. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц.)
     
    — В предложении 36 используется лексический повтор слова «пока» и многоточия после этого слова, и читателю становится понятно, как волнуется Нюша, как она искренне желает убедить Гришку в том, что «никто не исчезает насовсем», и в то же время не может найти для этого нужные слова.
     
    — Радость автора от того, что в больницу не поступают новые тяжело больные дети, можно увидеть в использовании вводного слова в предложении 4 («В ноябре больных, к счастью, не было»)
     
    — Старшая медсестра, несомненно, добрый человек, она любит Гришку, переживает за него. Поэтому ее радость от того, что мальчик наконец-то захохотал, передана фразеологизмом «залилась смехом» и эпитетом «счастливым (смехом)» (50).
     
     

  • 13 слайд

    4. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она л

    Описание слайда:

    4. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. …Грамматика… и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин.)
     
    — Однородные сказуемые (предложение 38) отражают последовательность действий Нюши, когда она старалась скрыть от больного мальчика Гриши свои слезы: «отвернулась … вытерла (слезы) и посмотрела».
     
    — Придаточные причины в сложноподчиненном предложении 7 помогают читателю понять, почему Гришка не мог играть в подвижные игры.
     
    — Автор, рассказывая о работе Нюши, в предложениях 2 и 3 использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени, которые подчеркивают постоянство, неизменность ее действий («приезжала… развлекала… играла… разучивала стихи), и нам становится понятно, что для девушки занятия с больными детьми стали частью ее жизни.
     
    — В предложении 39 с помощью междометия «ойёёй!» изумленный Гришка выражает свою радость при виде изменившегося лица Нюши. А многоточие в предложении 42 передает заминку мальчика, не сразу сообразившего, на кого же стала похожа Нюша.
     
     

  • 14 слайд

    Внимание! Не ошибитесь! Главная трудность при написании подобного

    Описание слайда:

    Внимание! Не ошибитесь!

    Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными.
    Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.
     
     
     
     
     

  • 15 слайд

    Варианты сочинений на лингвистическую тему(черным цветом выделены линг

    Описание слайда:

    Варианты сочинений на лингвистическую тему
    (черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)

    I

    «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», — утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
    Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
    Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
    Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
     

  • 16 слайд

    II В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев г

    Описание слайда:

    II
    В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.
    Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
    Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
    Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».
     
     

  • 17 слайд

    III   По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца

    Описание слайда:

    III
     
    По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.
    Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.
    И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.
    Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.

  • 18 слайд

    Обобщающая таблица«Языковые единицы в тексте О. Павловой»Языковые единицыМо

    Описание слайда:

    Обобщающая таблица
    «Языковые единицы в тексте О. Павловой»

    Языковые единицы
    Морфология (грамматика)
    — Глаголы несовершенного вида прошедшего времени
    — Глаголы совершенного вида

    — Повелительное и условное наклонения
    глагола

    — Глаголы в будущем времени

    — Роль наречий

    — Местоимения

    — Служебные слова (предлоги, частицы, союзы)
    Роль языковых единиц в тексте

    — Подчеркивают будничность, повторяемость действий, о которых повествуется в тексте
    — Помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности

    — Выражают приказ, необходимость действия или его возможность

    — Помогают рассказать о том, что произойдет после предыдущих событий

    — Конкретизация, детализация действий

    — Указывают на предметы, признаки, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.
     
    — Служат для связи слов и предложений, для выражения авторского отношения к происходящему

  • 19 слайд

    Синтаксис (грамматика) - Однородные члены предложения - Обособленные члены пр

    Описание слайда:

    Синтаксис (грамматика)
    — Однородные члены предложения
    — Обособленные члены предложения

    — Вводные слова

    — Обособленное приложение
    — Обособленное определение

    — Обособленные обстоятельства

    — Сложноподчиненные предложения
     
    — Безличные предложения
     

    — Односоставные неопределенно-личные предложения
     

    — Диалог

    — Абзац 

    — Восклицательные предложения

    — Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней

    — Оттенить авторское отношение к изображаемому

    — Усилить зримость и наглядность изображаемого
     

    — Достоверно описать состояние героев
     
    — Помогают выразить обстоятельственные значения, усилить наглядность изображаемого
    — Выражают психофизическое состояние человека, возникающее в результате действия какой-то причины
     
    — В них важен сам факт, событие или действие, а субъект действия остается необозначенным, так как указание на него несущественно

    — Помогает дать характеристику героя

    — Логические и стилистические функции 

    — Помогают передать настроение, чувства.

  • 20 слайд

    Пунктуация - Восклицательный знак - Многоточие Морфемика - Уменьшительно-л

    Описание слайда:

    Пунктуация
    — Восклицательный знак

    — Многоточие

    Морфемика
    — Уменьшительно-ласкательные суффиксы
     
    — Однокоренные слова

    Лексика. Фразеология
    — Контекстные антонимы
     
    — Устная речь героя
     
    Повтор

    Средства выразительности
    — Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора, фразеологизмы
     
    — Звукопись

    — Эмоционально-экспрессивная функция

    — Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием

    — Оттенить авторское отношение к изображаемому
    — Изображают явление с различных сторон и выделяют в нем разнообразные свойства и признаки

    — Подчеркнуть контраст в изображаемом

    — Дать характеристику героя

    — Акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накале чувств героев

    — Создать художественный образ, усилить зримость, наглядность изображаемого

    — Создать звуковой образ

  • 21 слайд

    Желаю всем успешной сдачи экзамена!

    Описание слайда:

    Желаю всем успешной сдачи экзамена!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение рассуждение на тему ударение

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение рассуждение на тему ударение

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Сочинение рассуждение на тему ударение

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация к уроку «Фразеологизмы» (6 класс)

  • Презентация к уроку литературы в 5 классе . Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие по стране «Русский язык»

  • Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»

  • Разработка занятия по русскому языку для медколледжей «Словесные игры и забавы»

  • Презентация «Подготовка к выполнению части 3 (С1) задания по ЕГЭ» (русский язык)

  • Конспект урока по русскому языку 9 класс «НЕ с глаголами»

  • Конспект по русскому языку на тему «Ударение. Ударный слог.» (2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452711 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Сочинение-рассуждение «Культура речи»
    Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
    Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
    И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку». Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя. К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
    Речь  – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения –  как говорить. Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
    Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=613#ixzz4tsjqCXjn

  • Еще одно значение слова культура связано с теми ценностями, которые накоплены каким-то определенным народом за какое-то время. Это то, что отличает один народ от другого (так и говорят – одну культуру от другой). Например, древнегреческая культура явно отличается от древнеегипетской или древнерусской. Ценности, накопленные культурой, бывают материальными (постройки, бытовые вещи), а бывают духовными. К духовным ценностям относятся законы и правила поведения, знания, технологии, произведения искусства, религия.
    Речь – это такие действия, с помощью которых люди могут что-то сообщать друг другу. При этом они либо говорят что-то, либо пишут, либо передают информацию каким-то другим способом, например, завязывая на веревочках узелки или рисуя картинки. Речь – это тоже духовная ценность, создаваемая какой-то культурой. Над ее созданием трудятся многие поколения людей, живущих вместе на общей территории. В старые времена жить было трудно, людей было мало, быстрого транспорта и хороших дорог не было. Поэтому, наверно, и получились у разных народов такие разные языки – новые слова придумывали, а передать их соседям было почти невозможно. А иногда придумывали новые слова нарочно, чтобы соседи не поняли, чтобы не узнали твои секреты.
    Речь может передавать как хорошую, полезную информацию, так и плохую, которая показывает, что говорящий плохо относится к собеседнику. Если звучат злые, грубые, обидные слова, то такая речь называется некультурной. Еще некультурной может быть речь, в которой применяются слова, которые придуманы группой людей (например, преступников) специально, чтобы их не понимали обычные люди. Очень хорошо, если речь еще и правильно, грамотно построена, если она проста и понятна собеседнику. Это – высшая степень культуры, уважение к собеседнику.

  • Ответ оставил Гость
    Сочинение-рассуждение «Культура речи»
    Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
    Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
    И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку». Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя. К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
    Речь  – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения –  как говорить. Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
    Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=613#ixzz4tsjqCXjn

  • В древние века была так называемая культура души. Культура связана с теми ценностями, что ценит сама личность. Культура испокон веков является ценностями народов, предками. Культура может различать как личность, так и сам народ в целом. Ценности в каждой культуре свои. Во всех культурах есть свои предания и ценности, которые передаются испокон веков. Религия, как не как то же является культурой. Можно сделать вывод, что слово “культура” имеет множество значений, оно неординарно и многозначно для нас. Для каждого человека, это слово возможно будет означать совсем разное.
    Теперь посмотрим и разберём, что же такое речь? Во первых речь – это наш разговор. Это наше общение. С помощью речи мы общаемся, доказываем свою точку зрения, высказываем своё недовольство, передаём эмоции и, в общем и целом настроение происходящего. Речь бывает разной, агрессивной, спокойной, культурной, некультурной. Все люди разные. И все по разному владеют своей речью. Кто-то и два слова связать не может, а кто-то может без умолку разговаривать на разные темы и может поддержать грамотно любой разговор. У таких людей богатый словарный запас. Чтобы был большой словарный запас  нужно, конечно же, читать книги и развиваться каждый день.
    И так, подведём итоги, что же такое “культура речи”? Культура речи – это наш сам разговор. Наши слова и наша манера речи. Все разговаривают по разному, не правда ли? Так как у каждого разные манеры поведения, разный голос, разный словарный запас. Так что, если человек разговаривает грамотно, то можно сразу же понять культурный он или же нет. Владеет он культурой речи или же не владеет.

  • На сегодняшний день проблема культуры речи очень актуальна и очень остро стоит перед современным обществом. Появление в русском языке множества иностранных слов, иногда не совсем приличных, «засоряет» чистоту и глубину чувств, которые можно передать с его помощью.
    С давних времен слово являлось одним из мощнейших инструментов, которым можно было и осчастливить человека, и обидеть. С помощью слов поэты разных эпох и государств делились своими мыслями, переживаниями с другими людьми. Особенно ярко это проявлялось в русском языке и литературе. Это один из самых сложных языков в мире, полностью освоить который дано далеко не каждому. На «великом и могучем» писали свои бессмертные произведения гениальные поэты девятнадцатого века – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; продолжили писатели двадцатого века – А.А.Ахматова, А.И.Солженицын и т.д. Их произведения считаются образцом и символом культуры речи, несмотря на то, что некоторые слова уже вышли из употребления.
    Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Вся царская, советская и современная Россия читала и читает их произведения с упоеньем и душевным восторгом. В девятнадцатом веке, по-моему, культура русского языка была на наиболее высоком уровне своего развития. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Поэтому эта эпоха вошла в историю как «золотой век русской литературы». Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить!
    С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Сейчас бытует мнение, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык. По-моему, это не так. Ведь любые чувства, мысли, эмоции, переживания всегда можно изложить, используя красивую, емкую и четкую речь.
    Я считаю, что культура речи – это способность человека рассказать о состоянии своей души с помощью огромного количества слов, которые есть в нашем языке.
    Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова.
    И тогда, я думаю, мы все вместе сможем возродить былое величие русского языка, избавит его от нецензурных высказываний и сделать его кристально чистым.

  • На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
    Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
    Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
    Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
    Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.
    Сочинение рассуждение Культура речи
    Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.
    В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо «музыкальная композиция», чарт (chart) – вместо «рейтинг, популярность», плэй-оф (play-off) – вместо «вне игры», баттл (battle) – вместо «борьба, конкурс» и многое другое. Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению. Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.
    Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.

  • Насколько была бы менее интересна наша жизнь, если бы мы не могли передать при помощи речи тысячи оттенков, мыслей, сотни различных интонации, вариантов высказываний.
    Я люблю тебя…
    На русском языке это высказывание имеет 12 вариантов, в то время как на английском всего один вариант. Об этом хорошо сказал писатель Сергей Кирсанов: «Слова торжественные, как пироги рождественские, слова, как медленные шаги, как лакированные сапоги – с царственными жестами, протягиваемые жезлами…
    Слова уважения, почитания, умиления, бракосочетания, благословения.
    Есть слова деловые, мастеровые, обстоятельные, самостоятельные.
    Есть слова разящие и щемящие, обрывающие и убывающие, ждущие и жгучие, пирующие и целующие, злобные и добрые., слова, как еще не открытые острова, как в пустыне приснившаяся листва…»
    Как прекрасно сказано.
    А слова известного поэта «Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки за собой повести, и беду от себя отвести» подтверждают силу и мощь нашей речи. Как же быть человеку с этим даром, который получили только потому, что родились в человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе.
    Ведь именно речь выделила человека из мира животных.
    Только человеческое дитя слышит «Родной, единственный, любимый…усни, солнышко, усни…». Мелодия материнской речи услаждает слух, рождает желание что-то сказать в ответ. Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове.
    Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа отразились в языке, в его устных и письменных формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей до произведений современной русской художественной литературы.
    Значит, культура языка предстает как связь многих и многих поколений.
    Константин Ушинский сказал: «В языке своем народ сложил свои мысли и свои чувства… Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось».
    Знать свой язык, уметь пользоваться им, его богатствами — к этому должен стремиться каждый.
    Мы сегодня много говорим о защите и охране природных богатств. Защита природы и здоровье народа — важное государственное дело. Но и наш язык тоже нуждается в таком же бережном подходе. Русский язык надо беречь от засорения вульгаризмами, жаргонизмами, сленга, от ненужных иноязычных заимствований, но еще и от многих других ошибок.
    Культура речи — это степень владения хорошим литературным языком. Культура речи сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений. Приобщение широких масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.
    Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение стилистических, грамматических, орфоэпических норм. Языковая норма — центральное понятие речевой культуры.
    Вообще культура речи состоит из трех аспектов: нормативной, коммуникативной, этической.
    Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Выбор необходимых языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
    Для каждой цели свои средства, свои слова. Этический аспект речи — это знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
    Этические нормы — это речевой этикет. Под речевым этикетом понимаем то, как люди приветствуют друг друга, провожают, какие слова при этом используют. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культуры человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого надо следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении норм слов.
    Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Русский язык под угрозой на сегодняшний день. Что делается у нас в стране? Принят закон о языке. Теперь надо выполнять его. На мой взгляд, начинать надо, в первую очередь, с телевидения, радио. Отрадно было слышать, как молодые люди в поездах санкт-петербургского метро развешивают красочные плакаты, на которых расположены слова и проставлены все ударения… на одной стороне слова с ошибками, на другой — правильный вариант. Ни на одном плакате слова не повторяются, нет одинаковых, пассажиры ходят по вагонам и читают. В Санкт-Петербурге издается серия словарей (17) под названием «Давайте говорить правильно».
    Владимир Соловьев, блестящий философ, но не менее талантливый филолог, говорил о том, что есть три стиля речи: высокий — для общения с Богом, средний — для общения с окружающими, и есть в запасе низкий стиль, который, впрочем, не должен использоваться в общении. Каждый носитель языка должен владеть тремя стилями.

  • Культура народа – это его традиции и мораль, а культура языка – его правила, причем не только грамматические. Зачем же нам беречь русский? Вот не выучу я параграф, он что от этого, исчезнет.
    Конечно же, язык останется, но для меня он будет немного беднее. А ведь русский очень богат, в нём 500 000 слов, из которых мы используем только до десяти тысяч. Хотя можно вспомнить Эллочку-Людоедку из “Двенадцати Стульев”, ей хватало и пятидесяти. Потому у неё и прозвище такое – ее словарный запас был как у африканских племён.
    Но мы не должны стать такими Людоедками. А для этого надо много читать, изучать свой язык. Не заучивать его наизусть, а исследовать и запоминать. Если встретилось неизвестное слово – искать его значение. У нас должны быть словари не только для английского, но и для русского.
    Чем больше мы читаем, тем больше новых слов узнаём. Также книги увеличивают наши знания о мире. Но словарный запас – это лишь составляющая культуры речи. Также в неё входит всё то, что украшает язык: пословицы, поговорки, крылатые фразы. С помощью них можно понять мораль любого народа, его менталитет.
    Разговорные, диалектные слова не являются некультурными. Наоборот, их тоже стоит знать – Россия большая и каждого региона свои особенности. Но употреблять редкие или профессиональные слова лучше в разговоре с теми, кто их знает. Ведь культура речи – это не только знание лексики, но и умение её подобрать.
    А этого в учебниках уже не найти, такой навык можно только выработать у себя со временем. Очень важно, чтобы наша речь была чистой – не имела слов-паразитов. Также, важно следить за тем, как мы произносим слова. В разговоре надо говорить внятно, не глотая окончания и ставя ударения правильно. Культура речи – это еще и правила этикета.
    Стоит раз и навсегда запомнить разницу между класть и ложить, одевать и надевать. Еще часто путают, оплатить или заплатить за проезд. Не следует употреблять иностранные слова там, где их можно заменить русскими.
    Всегда приятно общаться с грамотным человеком, или читать красиво написанную книгу. По этому, надо стараться и самому быть приятным собеседником.
    Русский язык для нас больше, чем язык. Это частичка нашей родины. Именно на нем мама пела колыбельные, а мы научились говорить и читать. Русский – это язык, на котором мы думаем, мечтаем, признаемся в любви. Он – наша жизнь, жизнь всего народа. А если умирает язык, с ним вымирает и нация.

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ

    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
    Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
    Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
    Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.
    Меня привлекает плавная речь. Многократные повторения слов, резкие контрасты в ритме — все это оставляет неприятное впечатление у собеседника.
    Лев Успенский заметил: «Мне на моем веку приходилось встречать субъектов из бывших — то ли офицеров, то ли адво­катов, которые владели искусством, ни на полтона не повышая голоса, не произнося ни единого «неприличного» слова, так обратиться к официанту в ресторане, к женщине, почему-то им не понравившейся, к нежелательному посетителю, что по срав­нению с этим оскорбительным лакированным хамством любой мат показался бы просто несколько провинциальной грубос­тью».
    Однако, человек может в совершенстве обладать всеми пере­численными выше качествами, но вежливым при разговоре его не назовешь.

  • Культура речи – залог профессионального успеха
    Влияние культурное речи на профессиональную деятельность каждого человека – безусловно, ключевой фактор на сегодняшний день. От того, как говорит человек, зависит его социально-профессиональный статус в обществе, а также значимость, как ценного сотрудника на рабочем месте.
    Речь каждого человека, в первую, очередь демонстрирует наглядно развитость его умственных способностей. Также именно умение правильно и лаконично говорить, позволят человеку менее проблематично находить подход к каждому человеку, особенно ценным это умение становится для тех людей, которые становятся по своей профессии представителями и лицом компании, когда необходимо непосредственно на протяжении всего рабочего процесса поддерживать контакт с другими людьми. Еще один не менее важный фактор, который «сыграет на руку» человеку, умеющему правильно строить свою речь – возможность выбиться в лидеры, а в последствие удержать свои позиции. Именно тот человек, который может словесно, избегая конфликтных ситуаций, договориться с любым человеком, может брать на себя ответственность – руководство. Ведь, безусловно, все люди разные, кто-то может быть более вспыльчивым, нежели другие люди, а значит, именно к нему нужен особый подход, дабы коллективные действия были слаженными и максимально продуктивными.
    На состояние речи влияют, в первую очередь, процесс формирования речи человека. Здесь огромную роль играет общение и речь в семье, в учебных заведениях, ведь именно социум и окружающие нас люди прививают нам определенную манеру говорить. Во-вторых, на речь человека сильно влияет степень развитости и эрудированности человека. Если он много читает, общается с другими умными людьми, делясь своими впечатлениями и мыслями, то речь человека подвергается изменениям и дальнейшему формированию.
    Основными признаками культуры речи является правильность, точность, логичность, содержательность, уместность, богатство, выразительность, чистота, разнообразие.

  •   

     

    Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):

    ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

    Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

    22.09.2021 20:40:50

    Автор: Анна Смирнова


    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает жизненный путь. В моём понимании, это определённый дорога человека, на котором он смог найти просветления, понять правильность и суть своей жизни. Каждый человек выбирает свой жизненный личный путь, по которому он будет двигаться в будущем.

    В доказательство моей точки зрения хотелось бы обратиться к произведениям художественной литературы. Яркий пример жизненного пути представлен в романе А.С.Пушкина «ÐšÐ°Ð¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ дочка». Изначально автор описывает Петрушу Гринёва, как совершенно безответственного мальчишку, который мог и проиграть в карты крупную сумму денег и нагрубить своему слуге Савельичу, всегда помогавшему ему во всём. Но Пётр взрослеет, мужает, становится честным и верным офицером. Когда его друг Швабрин, который готов пойти на всё ради достижения своих целей, переходит на сторону Емельяна Пугачёва и присягает ему на верность, Гринёв не предаёт родину и даёт отпор своему врагу. Швабрин выбрал путь эгоистичного труса, в то время, когда Пётр Гринёв показал себя с лучшей стороны, демонстрируя всю свою честь, отвагу и уверенность, что вызывает восхищение у самого Пугачёва.

    Таким образом, мы видим, какому жизненному пути придерживается Гринёв. Он, не смотря на вооружённость врага, не может предать свою страну и не переметнуться на сторону Пугачёва, что делает его верным и храбрым человеком.

    Ещё одно произведение, которое мне хочется вспомнить, будет рассказ И.А.Бунина «Ð“Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из Сан-Франциско». Для главного героя произведения материальное благосостояние является одним из самых важных целей в жизни любого человека. Всю свою жизнь он уделяет много времени работе, пытаясь получить всё больше денег. Он абсолютно убеждён, что миром правят деньги. Также он признаётся, что за всё время работы, он ни разу не испытывал удовольствия и счастья. Господин надеется, что у него наконец получится развлечься, поэтому решается поехать на отдых. Он тратит деньги на дорогие блюда, напитки, роскошный номер, но радости от этого совершенно не испытывает. Господин построил себе грандиозные планы на отдых, но их так и не удаётся реализовать, так как он внезапно умирает.

    Итак, хочется сказать, что, зарабатывая крупные суммы денег, они не всегда могут сделать человека счастливым и подарить ему радость в жизни.

    Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что каждый человек сам находит свой жизненный путь и сам решает, что ему на этом пути нужно. Каждый выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его принципам и ценностям.


    Доброго времени суток, Анна!

    Вам  ÑƒÐ´Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ в своем сочинении выполнить требование по объёму слов, написать рассуждение на предложенную тему, привлечь литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на  Ð¸ÑÐºÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ содержание выбранного текста,  Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑ€Ñ…ностный анализ, обилие речевых ошибок.

    В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1 (соответствие теме) + 1 балл.

    В сочинении прослеживается конкретная цель высказывания, дан ответ на вопрос. Тема раскрыта, но сделано это поверхностно.

    К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

    Анализ произведений, выбранных для аргументации, неглубокий.

    К3 (логика и композиция) + 1 балл

    Мысли, высказанные в сочинении,  Ð½ÐµÐ»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹.

    Начинать сочинение с вводного слова тоже не стоит

    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает жизненный путь.

    К 4 (речь)+ 0 баллов

    Анна, обратите внимание на речевое оформление. На мой взгляд, в сочинении Вы продемонстрировали низкое качество речи.

    Речевые ошибки:

    это определённый дорога человека, на котором он смог найти просветления, понять правильность и суть своей жизни.

    свой жизненный личный путь,

    Каждый человек выбирает свой жизненный личный путь, по которому он будет двигаться в будущем.

    честным и верным офицером.

    демонстрируя всю свою честь, отвагу и уверенность

    мы видим, какому жизненному пути придерживается Гринёв.

    не смотря на вооружённость врага

    не может предать свою страну и не переметнуться на сторону Пугачёва

    Ещё одно произведение, которое мне хочется вспомнить, будет рассказ И.А.Бунина «Ð“Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из Сан-Франциско».

    материальное благосостояние является одним из самых важных целей в жизни любого человека.

    соответствует его принципам и ценностям.

    К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 9

    Орфографические ошибки:

    это определённый дорога человека, на котором он смог найти просветления, понять правильность и суть своей жизни.

    Это определенная дорога (возможно, у Вас это опечатка)

    не смотря на вооружённость врага

    несмотря на — производный предлог (пишется слитно)

    Пунктуационные ошибки:

    Изначально автор описывает Петрушу Гринёва, как совершенно безответственного мальчишку

    Запятая перед КАК не нужна

    который мог и проиграть в карты крупную сумму денег и нагрубить своему слуге Савельичу, всегда помогавшему ему во всём.

    нет запятой перед и (и нагрубить). Повторяющийся союз И…И, запятая ставится после каждого однородного члена предложения

    что у него наконец получится развлечься

    НАКОНЕЦ — вводное слово, с двух сторон выделяется запятой

    Грамматические ошибки:

    Когда его друг Швабрин, который готов пойти на всё ради достижения своих целей, переходит на сторону Емельяна Пугачёва

    Господин построил себе грандиозные планы на отдых,

    Итак, хочется сказать, что, зарабатывая крупные суммы денег, они не всегда могут сделать человека счастливым и подарить ему радость в жизни.

    Общий вывод по работе:

    Итак, Анна,  Ð’аше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над аргументацией, речевым оформлением, грамотностью.

    Удачи!

    Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 0; К5: 1;

    Итоговый балл — 4 Зачёт

    Возврат к списку

    Культура речи – это грамотная речь, которая должна быть свойственна каждому человеку. Как воспитать культуру речь? Для чего её необходимо овладеть? Рассмотрим это на примерах.

    Грамотная речь воспитывается у людей с детства, она формируется ещё в школе. Если молодой человек овладеет ею в достаточной мере, то ему будет проще в жизни. Хорошая учёба и достойная работа – эти основные требования к жизни можно осуществить, если овладеть культурной речью. Она складывается из грамотной письменной и литературной устной речи. Допуская орфографические и грамматические ошибки, мы не только искажаем свой язык. Без знания русского языка невозможно составить любой документ, который необходим на работе. Кроме того, всем окружающим понятно, что иметь дело с таким безграмотным человеком непристижно, а порою идёт во вред общему делу. То же относиться к культурной устной речи. Не зря говорят: «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь». Пословица эта гласит о том, что сказанное выражение будет известно всем. И если человек в речи допускает ошибки, то это тоже сразу станет известно. И это негативное мнение окружающих будет сопровождать его долго по жизни. Кому же хочется прослыть невежей, необразованным и невоспитанным человеком.

    К ошибкам в культуре речи относится также неверная постановка ударения, например в таких словах, как каталог, где ударная последняя гласная «о», тефтели, где наоборот ударная первая «е», жалюзи, где ударение падает на последнюю гласную в слове «и». Подобное произношение в этих и других словах определяется правилами языков, из которых они заимствованы. Так, «каталог» пришло из греческого языка, а там ударение ставится на последний слог «лог», тефтели – из английского, где ударный первый слог, жалюзи — из французского, где ударение устойчивое и падает на последний слог в слове. В русском языке ударение является подвижным, и тоже иногда меняется, особенно в глаголах прошедшего времени. Кроме того в нашем языке много слов, где произношение также отличается от написания. Таких примеров достаточно: текст, шинель, тезис, булочная, яичница. Здесь в первых трёх случаях меняется твёрдое и мягкое произношение согласных, и наоборот, а также нужно говорить [шн] вместо [чн]. Зная, как произносятся эти, и подобные им слова, ты не попадёшь в нелепое положение, не прослывёшь недостойным человеком.

    Следовательно, культура речи должна быть у всех людей в обществе, она позволяет им не только овладеть грамотным произношением и написанием, но и получить достойное место в жизни.

    Рассуждение 2

    Что же такое культура речи? Сначала нужно разбить данное словосочетание и понять, что значит каждое словом, а далее уже разбирать само словосочетание. Так всегда, чтобы разобрать маленькое словосочетание, нужно понять и разобрать отдельные слова.

    И так начну по жалуй по порядку. Со слова “культура”. Что же такое культура? Во первых стоит отметить, что данное слово имеет множество значений и понятий. И как такового термина у него нету. Культура, корень культ. Культ – это почитание, поклонение. Культура – это воспитание, развитие. Значит культура – это то, что принято считать нормами. Например, норма правила поведения. Или, например нормы морали. Так же возможно этот термин показывает, что делать можно, что нельзя. Что прилично, а что является неподобающе. Культурный человек, это человек который соблюдает все эти правила. Он ведёт себя подобающе, а так же соответственно является культурным.

    В древние века была так называемая культура души. Культура связана с теми ценностями, что ценит сама личность. Культура испокон веков является ценностями народов, предками. Культура может различать как личность, так и сам народ в целом. Ценности в каждой культуре свои. Во всех культурах есть свои предания и ценности, которые передаются испокон веков. Религия, как не как то же является культурой. Можно сделать вывод, что слово “культура” имеет множество значений, оно неординарно и многозначно для нас. Для каждого человека, это слово возможно будет означать совсем разное.

    Теперь посмотрим и разберём, что же такое речь? Во первых речь – это наш разговор. Это наше общение. С помощью речи мы общаемся, доказываем свою точку зрения, высказываем своё недовольство, передаём эмоции и, в общем и целом настроение происходящего. Речь бывает разной, агрессивной, спокойной, культурной, некультурной. Все люди разные. И все по разному владеют своей речью. Кто-то и два слова связать не может, а кто-то может без умолку разговаривать на разные темы и может поддержать грамотно любой разговор. У таких людей богатый словарный запас. Чтобы был большой словарный запас  нужно, конечно же, читать книги и развиваться каждый день.

    И так, подведём итоги, что же такое “культура речи”? Культура речи – это наш сам разговор. Наши слова и наша манера речи. Все разговаривают по разному, не правда ли? Так как у каждого разные манеры поведения, разный голос, разный словарный запас. Так что, если человек разговаривает грамотно, то можно сразу же понять культурный он или же нет. Владеет он культурой речи или же не владеет.

    Сочинение №3

    Речь – то, чем, в отличие от животных, владеет человек. Это невероятное и мощное оружие, с помощью которого люди могут передавать друг другу информацию и общаться.

    Речью владеют все люди, живущие в обществе, и, казалось бы, здесь не может быть отличий, однако, нет, ведь существует такое понятие, как культура речи. Именно культура речи – то, чего порой не хватает многим людям. Несмотря на то, что эту культуру прививают всем со школьной скамьи, получив аттестат, или же даже раньше, просто выйдя из школы после уроков, некоторые начинают забывать о том, что же это такое, или вовсе не хотят быть «культурными, желая казаться крутыми и засоряя свою речь нецензурными выражениями и словами-паразитами.

    Тем не менее, всегда существуют и противоположности вышеописанным личностям, — это, как правило, люди развитые и интеллектуальные. Они никогда не позволят себе выражаться некультурно, они всегда соблюдают субординацию и видят рамки. Таких людей всегда очень приятно слушать, поскольку в их речи нет ничего напускного, а есть только красивые предложения и фразы, от которых собеседнику не становится дурно.

    Культура речи – очень важный элемент нашего общества. Он состоит из умения грамотно, чётко и лаконично выражать свои мысли, понимания ситуации, в которой находится говорящий, а также из постоянного анализа, ведь без него мало у кого получается говорить красиво. Всё время анализируя свою речь и работая над ошибками, можно невероятно усовершенствовать свою речь, сделать её более культурной.

    Помимо перечисленного выше, к культуре речи относится и такая вещь, как вежливость. Без неё невозможно представить культурного человека. Безусловно, можно передать любую информацию и без вежливости, но это будет сухая и даже обидная информация. Отношение к человеку невежливому мало у кого будет хорошим.

    Культура речи – навык, который можно развить, достаточно лишь немного поднапрячься, и на выходе вы получите ценность – умение доносить свои мысли так красиво и грамотно, что будете поражаться, как косноязычно и неясно делали это раньше. На мой взгляд, первое правило – всегда обдумывать то, что хочешь сказать. Не зря говорят, что молчание – золото. Иногда лучше промолчать, чем сказать что-то некультурное, если же сказать нужно, то и здесь это «золото» поможет – за это время можно сформулировать предложение, отредактировав его и сделав более культурным. Это ведь не так сложно, не правда ли?

    `

    Культура речи

    Популярные сочинения

    • Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса

      В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь

    • Сочинение Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?

      Памятники знаменитым в нашем веке? Меня удивил этот вопрос – я о таком как-то и не думал. Ну, понятно, что памятники теперь будут не совсем такими, как раньше.

    • Сочинение на тему Взаимоотношения в семье

      У каждого человека в нашем большом обществе, так или иначе, есть место, есть люди, которых мы можем назвать своей семьей, назвать своим домом. Для кого-то семья это его прямые родственники, то есть кровные родственники.

  • Сочинение рассуждение на тему хорошо ли быть молодым
  • Сочинение рассуждение на тему сын земли русской александр невский 8 класс
  • Сочинение рассуждение на тему трагическое одиночество базарова
  • Сочинение рассуждение на тему тема ума в комедии горе от ума
  • Сочинение рассуждение на тему уважение к старшим