Сочинение рассуждение на тему тарас бульба

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 224-225смотрите также:ответы на вопросы учебника к рассказу и. тургенева

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.

Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу «Муму»

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс

Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»

AVvXsEgS2XSEPjFHLifyvWNGNhd2mQmLUGeOssA6Qz49r4o3GShGqc8OYR0saZ q1BC dvR0znTeBVxpmqIv cVS3KTDO6RC6a3nFYyBlsbVmljGW9TSmfTuSTuvqhXZMg5PzvMRrIOG3F3qhDNwT6cceOhReXhWy ScM80CT8nZ5NFF5POp0tSvEdhwJP mlw=w400 h300

Сочинение “Нравственный выбор”

Нравственный выбор – это то, с чем человек сталкивается в течение всей своей жизни. Многие русские и зарубежные писатели и поэты поднимали данную тему в своих произведениях.

Введение

Рассуждение о нравственном выборе стоит начать с того, что каждый человек каждый день стоит перед каким-либо выбором. Иногда то, что приходится человеку выбирать, незначительно, однако бывают и ситуации, когда человек становится перед выбором в пользу добра или зла. Стоит отметить, что человек вправе самостоятельно решать то, каким жизненным путем он пойдет дальше. Этот нравственный выбор демонстрирует истинное лицо человека.

Первый аргумент

Проблема нравственного выбора поднимается в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед многими героями встает выбор: перейти на сторону самозванца Емельяна Пугачева или остаться верным присяге. Родители Маши Мироновой выбирают верность Родине, понимая, что на этом их жизненный путь завершится. Персонажи ценой собственной жизни остаются верными своему Отечеству. Верным Родине оказывается и Петр Гринев. Он не готов присягать на верность Емельяну Пугачеву, понимая, что для него это может обернуться казнью. Данные персонажи совершают действительно нравственный поступок. По-другому поступает Швабрин, который переходит на сторону Пугачева ради спасения своей жизни и ради собственных корыстных целей.

Второй аргумент

На тему нравственного выбора писал и В. Быков в своей повести «Сотников». В основе сюжета лежит плен двух русских солдат. Военное время показывает истинные лица персонажей. Оказавшись в плену у врага, Сотников и Рыбак ведут себя совершенно по-разному. Нравственность не позволяет Сотникову предать свою Родину, которую он любит, ценит и уважает. Герой не хочет даже думать об этом. Сотников, отказавшийся давать врагам какую-либо информацию, тем самым выбирает собственную смерть. Рыбак же выбирает спасение. И для этого ему приходится предать свое Отечество. Герой отрекается от Родины, участвует в казни товарища Сотникова. Рыбак сделал свой выбор в пользу собственного благополучия, несмотря на то что пришлось предать Родину.

Вывод

Человек, который оказывается перед нравственным выбором, показывает свое настоящее лицо, свои намерения и жизненные принципы. Если человек может отказаться от собственных целей ради чего-то большего, то его можно назвать героем. Однако бывают люди, которые переходят на «сторону зла» ради достижения своих желаний.

Сочинение на тему: «Нравственный выбор» — примеры текстов

Значение слова нравственный выбор

Для начала необходимо дать определение нравственности как философскому понятию. Под этим словом чаще всего понимают систему внутренних ценностей, установок, которыми руководствуется человек, принимая то или иное решение.

Более глубокое определение этому термину впервые попытался дать знаменитый философ Гегель. В текстах своих работ мыслитель рассматривает нравственность как нечто среднее между долгом и действительностью. Это качество в рассуждениях философа неразрывно связано с семейными ценностями, долгом перед государством и обществом.

Сочинение на тему нравственный выбор

Карл Маркс в своих работах даёт более научную характеристику слову «нравственность». Смысл его учений заключается в том, что человек в процессе жизни получает опыт, черпает из внешней среды ценности, правовые и моральные нормы. Из этого складывается нравственность индивида. Она, по мнению философа, непременно должна служить на благо общества.

Для большинства людей значение слова «нравственный» — выбор между добром и злом, долгом и собственными желаниями, ответственностью и чувствами. На основе философских трудов можно сделать вывод, что нравственным или моральным выбором называют осознанное решение человека, основанное на:

  • жизненном опыте;
  • воспитании;
  • ценностях;
  • собственном мировоззрении.

Существует множество определений этого словосочетания. Раскрыть значение термина на протяжении многих лет пытались философы, поэты и учёные.

Примеры из литературы

В произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Гюго, а также в работах других знаменитых писателей проблема морального выбора занимает центральное место. В примерах из литературы нравственный выбор героев всегда связан с конфликтом с обществом, обстоятельствами или собственными интересами.

Мораль и общество

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывал моральный облик светского человека того времени. Главный герой — типичный аристократ XVIII века, зависимый от мнения общества.

Онегин не может отменить дуэль с приятелем Ленским, так как отказ от поединка порицается обществом. Делая выбор между дружбой и формальным «кодексом чести», главный герой совершает роковую ошибку. Безответственное решение Евгения приводит к смерти Ленского.

Нравственный выбор аргументы из литературы

Вторую ошибку главный герой допускает, отвергнув чувства Татьяны. Онегин не желает связывать себя семейными узами, поэтому даёт девушке категоричный и даже жестокий ответ. Безнравственность Евгения связана не с отсутствием чувств к Татьяне, а с желанием соответствовать высшему обществу.

Татьяна в романе противопоставлена Евгению Онегину. Она выступает образцом моральной чистоты, мудрости и доброты. Встретив Евгений спустя несколько лет, девушка не поддаётся чувствам и делает сложный выбор. Семейные ценности и воспитание берут верх над эмоциями. Это характеризует Татьяну как сильную, волевую личность.

О нравственном упадке русского дворянства, неспособности нести ответственность за свою судьбу писали и другие авторы:

  1. Тургенев в романе «Ася»;
  2. Грибоедов в комедии «Горе от ума»;
  3. Толстой в произведении «Война и мир».

В аргументах из литературы нравственный выбор не всегда оказывается правильным. От поступков и решений героев будет зависеть их дальнейшая жизнь.

Война и долг

Особенно трудно соблюдать нравственные принципы в ситуации, когда жизни и здоровью грозит опасность, поэтому тема морального выбора героев на войне часто обсуждается в литературных работах. Наиболее ярко эта проблема раскрывается в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сыну главного героя Андрею приходится выбирать между долгом перед Родиной, братьями, друзьями, родителями и любимой женщиной. Он идёт на предательство и переходит на сторону врага.

«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты». Этим выражением Андрей обозначает свой нравственный выбор.

Тарас Бульба болезненно переживает предательство сына. Война с неприятелем не заканчивается, а это значит, что Андрей становится для полковника врагом. Жизненные обстоятельства сталкивают двух героев лицом к лицу. Тарас Бульба, несмотря на свои отцовские чувства, убивает предателя. Для казацкого полковника долг оказывается важнее, чем родительская любовь.

Нравственный выбор примеры из жизни

Пётр Гринев в произведении «Капитанская дочка» тоже принимает сложное волевое решение. Оказавшись в плену, он отказывается переходить на сторону бунтовщика Пугачёва. Герой выбирает смерть и только благодаря случайным обстоятельствам остаётся живым.

Швабрин, напротив, предаёт Отчизну, руководствуясь корыстными мотивами. Он с лёгкостью переходит на сторону бунтовщика и получает за это по заслугам. Роман носит поучительный характер. Эта тема также обсуждается в произведениях:

  • «Судьба человека» Шолохова; ;
  • «Жизнь и судьба» Гроссмана;
  • «Сотников» Быкова.

На войне проявляются положительные человеческие качества героев и обнажаются отрицательные черты предателей. Только люди с твёрдым характером могут принять правильное нравственное решение на поле боя.

Внутриличностный конфликт

Часто герои произведений не могут принять правильное решение из-за собственных внутренних противоречий. Человеку, не имеющему устоявшихся ценностей, крайне сложно сделать выбор. Чаще всего его конечное решение — результат случайных обстоятельств.

Классический пример из литературы — образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой не может определиться, что для него важнее, — человеческая жизнь или материальное благополучие. Внутренние противоречия не позволяют сделать Родиону правильный выбор. Знаменитая цитата персонажа о «тварях дрожащих» и «право имеющих» подчёркивает невозможность совершения осознанного выбора, основанного на внутренних ценностях.

Нравственный выбор примеры из литературы

Аргументы из жизни

В примерах из жизни нравственный выбор встречается намного чаще, чем в литературных работах. Уже в детстве ребёнку предстоит принять первые волевые решения. Например, школьник мечтал пойти после уроков на прогулку с друзьями, но ранее он уже пообещал помочь родителям с уборкой. Ребёнку нужно выбрать между развлечением и долгом.

По сравнению с другими примерами из литературы эту ситуацию нельзя считать серьёзной. Однако именно в детстве закладываются моральные ценности, которыми человек будет руководствоваться всю свою жизнь.

Подросток улыбается

Подросток сталкивается с проблемой морального выбора в классе, дворе и даже в собственной семье. Преодолеть трудности выбора помогают родители, учителя, наставники, старшие товарищи.

Во взрослой жизни люди сталкиваются с более сложным выбором. Желая добиться временного успеха на работе или в личной жизни, человек нередко руководствуется мимолётными ценностями. Приходится делать выбор между материальным достатком и совестью, чувствами и положением в обществе, безопасностью и долгом, комфортом и справедливостью.

Основная сложность вопроса заключается в том, что не существует однозначно правильного или неправильного нравственного выбора. Нравственность — это только внутренние установки, поэтому в первую очередь каждому человеку необходимо определиться с собственными жизненными ценностями и приоритетами.

Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.

Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на

Нравственность и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.

Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто темная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать

Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идет вместе с человеком с самого детства, во многом он получает ее от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадежных действий.

Даже детские стихи, наподобие “Что такое хорошо и что такое плохо?” с малых лет приучают человека отделять добро от зла, черное от белого.

Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.

Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.

Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор

Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.

Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.

Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу.

Так, рассказ Льва Толстого “После бала” повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.

Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.

Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.


Тест по литературе для 7класса

по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Аннотация

Данный тест может быть использован на уроке литературы в 7 классе при проверке знаний текста произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Работа рассчитана на 40 минут урока. К тесту предлагаются ответы и критерии оценивания.

Критерии оценивания

Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

Максимальное количество баллов за тест – 20 баллов.

0- 9 баллов — «2»

10 -15 баллов — «3»

16-18 баллов — «4»

19-20 баллов — «5»

Ключи к заданиям

Вариант -1.

1. — А

2. — В

3. — В

4. — Б

5. — В

6. — А

7. — Б

8. — А

9. — А

10. — В

11. — Б

12. — А

13. — А

14. — Б

15. — В

16. — А

17. — В

18. — Б

19. — А

20. — А

Вариант – 2.

1. — А

2. — В

3. — Б

4. — Б

5. — Б

6. — В

7. — Б

8. — Б

9. — Б

10. — В

11. — В

12. — А

13. — В

14. — В

15. — Б

16. — Б

17. — В

18. — Б

19. — В

20. — Б

ВАРИАНТ 1.

1. К какому эпическому жанру принадлежит произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

А) повесть

Б) рассказ

В) роман

2. Какая основная тема произведения «Тарас Бульба»?

А) Любовь сильнее всяческих преград
Б) Одиночество и равнодушие к чужим бедам
В) Борьбы за Родину и свободу

3. Где происходит действие в произведении?

А) в Польше

Б) в России

В) на Украине

4. Как Тарас Бульба встретил своих сыновей? Вспомните текст: «И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали …»

А) обниматься;

Б) садить друг другу тумаки;

В) разговаривать

5. Когда Тарас Бульба решил отправиться в Запорожскую Сечь с сыновьями?

А) сегодня

Б) через неделю

В) на завтра

6. Как старуха-мать отнеслась к предстоящему отъезду на Сечь?

А) всячески пыталась отговорить их или отстрочить поездку

Б) поддержала идею

В) она не знала о планах Тараса

7. Какое событие произвело на Андрия наибольшее впечатление во время обучения в семинарии?

А) получение аттестата

Б) встреча с красавицей-полячкой

В) наказания розгами

8. О ком идёт речь? «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».

А) об Остапе

Б) о Бовдюге

В) об Андрие

9. В Запорожской Сечи существовали суровые законы, которым должны были подчиняться все казаки. Так, поношением всему казачеству считалось …, за что провинившегося привязывали к позорному столбу, клали рядом дубину. И всякий должен был нанести ему удар, пока не забивали насмерть. В чём заключалась эта провинность?

А) воровство

Б) измена

В) убийство

10. Андрий, оказавшийся в комнате прекрасной полячки, говорит: «Отчизна есть то …»:

А) место, где мы родились

Б) где наш дом и родители

В) что милее для нас всего

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке? «Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

А) портрет

Б) пейзаж

В) интерьер

12. Кому принадлежат выражения: «Терпи казак, — атаманом будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах!»?

А) Тарасу Бульбе

Б) Остапу

В) куренному атаману

13. О ком из сыновей Тарас Бульба сказал: «Этот будет со временем добрый полковник»?

А) об Остапе;

Б) об Андрии.

В) о Кукубенко

14. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба
А) отпустил его

Б) убил его

В) проклял его

15. Укажите причину предательства Андрия
А) нежелание воевать с поляками

Б) ссора с отцом

В) любовь к красивой полячке

16. Когда Остапа подвели к последним смертным мукам, он воскликнул:

А) «Батько, слышишь ли ты?»

Б) «Пощадите меня!»

В) «Я люблю отчизну!».

17. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
А) саблю

Б) медальон

В) курительную трубку

18. Как казнили Тараса Бульбу?

А) расстреляли

Б) сожгли живого

В) забили до смерти

19. В конце произведения читаем: «Да разве найдётся на свете такая сила, которая пересилила бы…»

А) русскую силу

Б) казацкий дух

В) патриотизм казаков

20. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит

А) борьба за свободу и независимость Родины

Б) физическая сила

В) стремление к славе

ВАРИАНТ 2.

1. Тема повести
А) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой
Б) история семьи Тараса Бульбы
В) быт и нравы Запорожской Сечи

2. В чём смысл жизни Тараса Бульбы?

А) в семейном счастье
Б) в поиске самого смысла жизни
В) в служении родине, защите веры и своего народа

3. В каком городе учатся в Академии сыновья Тараса Бульбы?

А) Москва

Б) Киев

В) Харьков

4. Укажите правильное толкование слова «бурса» в предложении: «Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга».

А) университет

Б) духовное училище

В) общежитие

5. Кто из братьев во время обучения был организатором всевозможных предприятий и выходок?

А) Остап

Б) Андрий

В) оба брата были прилежными семинаристами

6. Почему Тарас Бульба так скоро принял решение поехать с сыновьями на Сечь?

А) Тарасу нужно было завершить личные дела, а сыновья могли ему помочь

Б) Тарас был упрям, поэтому поступил вопреки желанию жены

В) желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука

7. Перед отъездом в Сечь Тарас Бульба просит жену благословить сыновей, чтобы…

А) чтобы благополучно доехали до Сечи

Б) чтобы воевали храбро

В) их не убили поляки

8. Тарас с сыновьями был в Сечи уже через…

А) один день

Б) три дня;

В) неделю.

9. Как называется глава казацкого войска в Запорожской Сечи?

А) староста

Б) кошевой

В) председатель 

10. Что стало причиной первого военного похода в Польшу?

А) Бульба уговорил кошевого нарушить заключённое перемирие;

Б) Тарас вознамерился отомстить за погибель своих боевых товарищей;

В) польская шляхта и католические священники притесняли и угнетали обычных украинских крестьян и христиан.

11. Какой город казаки держат в осаде в повести «Тарас Бульба»?

А) Львов

Б) Ровно

В) Дубно

12. О ком идёт речь? «…был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

А) о Тарасе Бульбе

Б) о Кукубенко

В) об Остапе

13. Андрий, настигнутый во время боя Тарасом Бульбой, стоял «бледен, как полотно. Видно было, как уста его шевелились». Чьё имя произносил он?

А) имя матери

Б) имя отчизны

В) имя прекрасной полячки

14. Как Тарас отреагировал на смерть Андрия?

А) впал в отчаяние и две недели его никто не видел

Б) повёл запорожское войско мстить за гибель сына

В) Бульба сам убил Андрия и считал это правильным решением

15. Чем заканчивается жизнь Остапа?

А) его убил отец за предательство
Б) его казнили в Польше

В) Остапа замучили в польской темнице.

16. «Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему… кости…» — это
А) Тарас Бульба

Б) Остап

В) атаман Кукубенко

17. «Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью…
А) Андрия

Б) Остапа

В) Тараса

18. После казни Остапа четыре дня «боролись казаки, отбиваясь. Вдруг среди самого бегу остановился Тарас, чтобы подобрать…

А) саблю

Б) люльку с табаком

В) шапку

19. За что Бульба так и не смог простить Андрия?

А) за разгульную жизнь, которая полностью изменила Андрия
Б) за нарушение закона Сечи о воровстве
В) за измену Родине
20. Какие проблемы НЕ поднимаются в произведении?
А) проблема отношений отцов и детей
Б) проблема личности и власти
В) проблема товарищества

Сочинение рассуждение на тему тарас бульба

Итоговое сочинения является допуском выпускника к ЕГЭ. Нужно получить за него зачёт.

Уже известны направления итогового сочинения 2022. Внимательно изучим их, вспомним свою читательскую полку, чтобы начать подготовку к этому мероприятию, намеченному на 1 декабря 2021 года.

Как известно, чтобы разворачивать собственное рассуждение в соответствии с поставленной задачей (не менее 250 слов), писать грамотно, самостоятельно, экспромтом (темы заранее не известны), нужно уметь доказывать позицию, формулировать аргументы, подкреплять их примерами из опубликованных литературных произведений, логично выстраивать соотношение между тезисом и доказательствами, создавать сочинение в отведенное время (не более 4 часов).

Это задача не одного месяца подготовки. За 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) можно лишь освежить в памяти сюжеты и образы известных книг, прочитать сравнительно короткие новеллы, рассказы. Но на данный момент важно понимать, какому принципу следовать и что включить в свой круг чтения.

И ещё одно важное замечание: даны самые общие направления, конкретные темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

В направлении два ключевых слова «путешествующий», «дорога». Почему человек отправляется в путешествие? По своей воле или по необходимости? Как долго и где он странствует? Что и кого встречает на своём пути? Как меняется? Кого из литературных героев можно назвать путниками, странниками, путешественниками?

Вспоминается классика:

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (семь мужиков отправились в путь, бросив свои дома и забыв о будничных заботах, в поисках сáмого счастливого.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отправилась на ярмарку невест на возках в Москву из провинции Татьяна Ларина, а Онегин отправился в путешествие, чтобы забыть о дуэли с Ленским.

Рассказчик радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» преодолевает дорогу между столицами, когда ещё не было железных дорог. Главы в этой книге соответствуют «станциям», остановкам, которые делал повествователь после дневного переезда на лошадях.

Отправляется за славой и карьерой из провинции Гасконь в Париж небогатый дворянин д’Артаньян (А. Дюма, «Три мушкетёра»).

Также едет испытать судьбу русский дворянин Пётр Гринёв (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Приезжают из-за границы Владимир Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») и Александр Андреевич Чацкий (пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Странствует по югу России и Кавказу поручик Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

А уж за поездками Чичикова Павла Ивановича к помещикам и его жизнью в городе N мы всласть наблюдаем в поэме
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

С книгой И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»» можно идти в кругосветку и оказаться в Японии.

Свой путь испытаний и выбора проходят и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вместе с путником становимся слушателями Макара Чудры, старухи Изергиль (рассказы М. Горького).

С героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», весельчаком и балагуром, проходим дорогами войны.

Вот классика, изученная на уроках литературы в школе. Но разве других книг не вспомним, кроме программных произведений? А надо бы!

Ясон с аргонавтами (Мифы Древней Греции), Одиссей (Гомер «Одиссея»), Гулливер («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), Робинзон Крузо («Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниэля Дэфо), Жак Паганель («Дети капитана Гранта» Жюля Верна), Филиас Фогг («Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна), «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, Зебулон Стамп («Всадник без головы» Майн Рида), «Следопыт» Фенимора Купера, «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара, «Остров Сокровищ» Р.-Л. Стивенсон, «Повелитель мух» У. Голдинг, «Земля Санникова» В. Обручев...

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита», «Мы» Е.И. Замятина, В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Часодеи» Натальи Щерба, Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», Ж. Верн «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984», «Скотский двор» Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери «Зелёное утро», «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту».

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

А.С. Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души», И.С. Тургенев «Муму», А.Н. Островский «Гроза», Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Ночь после выпуска» В. Тендряков, Эдгар По «Сердце-обличитель», «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, «Матео Фальконе» Проспер Мериме, «Убить пересмешника» Харпер Ли.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и учёных.

Трудно посоветовать.

Рассказы и повести: «Девочка и море» М.А. Дудина, «Школьный альбом» Ю. Нагибина, «Первокурсница» Виктория Ледерман, «Разноцветный снег» Наталии Волковой, «Первая работа» Юлии Кузнецовой, «Дарвин» Евгения Гришковца, «Три твоих имени» Дины Сабитовой.

кольный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

Школьный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.

Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор», И.А. Гончаров «Обломов», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.С. «Левша», А.П. Чехов «Человек в футляре», М.А. «Тихий Дон», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» В. Тендряков.

Образ казака Тараса объединяет лучшие черты людей того времени: героизм, преданность вере и отчизне. Этот старый казак был отважным воином. Защищая веру и отечество, он готов был на всё. Тарас не мог длительное время жить без боя. Спокойная семейная жизнь для него чужда.
Тарас гордился своими сыновьями, в особенности Остапом. Остап действительно был очень похож на своего отца. Но Тарас потерял и Остапа и Андрия. Очень тяжело он переносил гибель сыновей. Один погиб от рук врага, второго он убил сам. Отцовские чувства в тот момент у него отключились, им руководил истинный патриотизм. Тарас был очень предан вере и Родине, и не смог спокойно смотреть на то, как его сын убивает своих же соотечественников. Андрий стал предателем из-за любви к женщине. Его возлюбленная была с вражеской стороны и он перешёл на сторону врага. Для Тараса это было позором, и он не увидел другого выхода кроме как убить в бою родного сына.
Тарас Бульба показан нам как настоящий герой. Он произносит речи, вселяющие в бойцов героизм и веру в победу над врагами. Тарас не способен предать свою веру и отечество. Ведь не просто так казаки выбрали его своим атаманом. Он не только сражался, но и руководил, вселяя в людей боевой дух.
Тарас не боялся ничего. Даже стоя перед лицом мучительной смерти он не струсил. В последние минуты жизни он обратился к своим товарищам, произнося речи о смелости казацкой и о силе родной земли. Он был рад, что удалось спастись его товарищам. Они никогда не забудут своего атамана храброго, который не щадил врага и посвятил свою жизнь служению православной вере, защите родной земли, простого народа.

Николай Васильевич Гоголь написал одно из самых великих и грандиозных произведений. «Тарас Бульба» – это сказание про запорожских казаков. Все действие происходит в 17 веке на территории Украины. Война с Польшей и оккупация принесли свои плоды. Главный герой – запорожский казак со стажем. Он уже не раз ходил и на турков, и на поляков, и на других врагов государства российского. После определенной череды событий Тарас возвращается домой, где заводит семью. У него появляется два сына, которые по достижению определенного возраста отправляются учиться в Киев.
На тот момент вся территория Украины была подчинена Речью Посполитой. Это польское государство того времени. Старший сын Остап очень любил свою родину. Но он был человеком спокойным и не бунтовал против господ. Выполняя все, чему его учил отец, Остап старался не посрамить свою честь и репутацию семьи. Второго сына звали Андрий. Он был более прогрессивных взглядов. Однажды судьба преподнесла ему очередной подарок. Он увидел девушку неописуемой красоты. Она была дочерью наместника поляков, что мешало даже их знакомству.
Через определенное время они возвращаются к отцу на хутор. Тарас Бульба в прошлом полковник казачьего войска. Не атаман, но свое слово и людей имеет. У него всегда было небольшое войско, которое подвластно только ему. Он в тот же вечер решает взять обоих сыновей на сечь. Но, после выпитого алкоголя его сердце не может выдержать тоски по завоеваниям, и он решает ехать с ними.
Запорожская сечь – это очень странное место для тех, кто не понимает культуру славян. Там не только много сложностей, но и постоянное раздолье. Чтобы проникнуться всем, что там происходит, необходимо поучаствовать не только в мирной жизни, но и походах. По приезду хитрый Тарас начинает баламутить людей на «гулянку». Так у казаков называется поход. Тем более что подрастающих сыновей, по его мнению, научит жизни только война.
Никто не знал, что она окажется роковой. Тарас Бульба потеряет не только сыновей, но и сам сложит голову. Все дело будет заключаться в том, что Андрий предаст его, а Остапа поймают поляки. Тарас, как хороший отец, сам казнит Андрия и поедет проводить Остапа тайком. Но поляки и его поймают, а поскольку они одни из самых сильных казаков, то их казнь дело времени. Повесть не просто отличная, она по-настоящему пробуждает дух патриотизма.
Читая это произведение, я понял очень многое. Насколько тяжело жить в войну, как трудно иногда сделать правильный выбор. Для меня Тарас Бульба – это настоящий герой, с которого многим стоит брать пример! Тарас прожил жизнь достойно, его достижения восхищают и одновременно пугают, ещё долго не можешь отойти от ужаса, происходившего в годы войны.

Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа за независимость своего Отечества. Главный герой произведения – старый полковник Запорожской Сечи Тарас Бульба, который готов пожертвовать даже собственной жизнью ради справедливости и веры. Тарас со всеми своими строгими наставлениями и убеждениями воспитывает своих сыновей Андрия и Остапа. Однако, несмотря на явную суровость воспитания, Тарас Бульба испытывает глубокую родительскую любовь и гордость за своих детей. Тайком отец любуется Остапом и хочет в будущем видеть его хорошим полковником. В Андрие он видит отважного воина запорожской Сечи.
Самое ценное в жизни для Тараса Бульбы – это родство «по душе, а не по крови». И своими делами он всячески доказывает это. Когда Андрий, полюбив прекрасную полячку, изменяет казакам, он убивает своего младшего сына. А вот когда приходит время смертного часа старшего сына Остапа, Тарас пробирается в Варшаву на площадь, где происходит казнь и, рискуя собственной жизнью, он откликается на немощный крик умирающего сына, стараясь поддержать его.
В жестокой битве Тарас Бульба поднимает дух казакам, выкрикивая: «Есть ли порох в пороховницах?». И, стоя лицом к лицу со смертью, в бою казаки стремятся увидеть своего старого полковника.
Умирая, Тарас совсем не задумывается об огне, «которым собираются его палить». Больше всего он думает о безопасности своих товарищей. Дав последнюю команду, он предупреждает казаков об угрозе, спасая этим им жизнь.
В своей повести Н.В.Гоголь как бы доносит до читателя информацию о том, какой мощью, духом и преданностью своим товарищам может обладать герой своего Отечества. В данном произведении это старый полковник Тарас Бульба. Эту мощь не уничтожить ни огнём, ни силой.

Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н. Гоголя. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Он мужественный и отважный воин, который прославил себя во многих боях. Главное для него – оборона веры и Отчизны. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Этому он посвятил всю жизнь.
У Тараса есть 2 сына – Остап и Андрей. Они почти ровесники, молодые, сильные ребята. Учились в Киевской академии. У Остапа характер был суров, он не прощал оскорблений. Андрей учился легко, ценил красоту, не был равнодушным к женщинам. Отчего и пострадал.
Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый 15 век. Он был отважным и все ему было по плечу – и битва и ремесла. В нем был сильный воинский дух. Он был всегда в центре битвы, ободрял и поддерживал казаков, давал им советы. Речь у Бульбы яркая, ироничная, выразительная. Он всегда говорит то, что думает.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке, прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он был беспощаден к изменникам и трусам.
Когда Тарас увидел, как его родной сын Андрей убивает казаков-запорожцев, он ощутил свою огромную вину перед ними и Родиной. И никакая сила родительской любви не помешала страшному его приговору: «Я тебя породил, я тебя и убью» .
Мы наблюдаем в произведении, что Автор симпатизирует герою. Он одобряет его поступки. Он создал образ отважного и справедливого казака, который является патриотом своей Родины.
Я считаю, что Тарас Бульба – народный герой. Смелый и бескомпромиссный, безжалостный к предателям и справедливый к своим соратникам

Урок по литературе
Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе
Цели: на примере образа Т. Бульбы показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; развивать навыки работы над планом к сочинению, умение подбирать необходимый языковой материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Задание: зачитать заключительные строчки повести («Да разве найдутся… пересилила русскую силу!»).
Так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказавший нам печальную историю жизни и борьбы (за свободу Родины, за христианскую веру, за процветание своей земли) героев-запорожцев.
В повести много героев, у каждого из них свой характер, свой душевный склад: крепок на едкое слово Демид Попович, мудр и спокоен проживший долгую жизнь Бовдюг, который отправился в поход в надежде быть «пригодным» казакам-товарищам, умный и расчетливый в бою атаман Кокубенко, Остап, унаследовавший от отца цельность характера, трезвость в бою, чуткость и живой ум, и, наконец, сам Тарас Бульба, грубоватый по натуре, упрямый, но до конца жизни верный своей Родине и товариществу.
Подумайте, почему Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя.  А  как  вы  себе  представляете  Тараса  Бульбу? (Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь были у Тараса, как у других запорожцев, да и мало внимания уделял он своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней – умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен (то есть мускулист), выражения лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары, шириною в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках – трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)
2. Коллективное обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу.
Составление пунктов плана.
– Когда  мы  впервые  знакомимся  с  героем?  Какова  его  внешность? (Старый Тарас – типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст. На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!.. Вот так колоти всякого… Никому не спускай!»)
– Сам Тарас, «коренной, старый полковник, был создан для бранной тревоги. «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» – и готов был «никому не спускать», если не уважали казацких «старшин» и стояли перед ними в шапках» сборщики налогов польские, если глумились над православием и если враги были те, кто не исповедовал христианство.
Тарас – сын боевого и трудного века, вся жизнь его – постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!»
Черты характера.
1) Гордость.
Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на Сечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам!». И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем.
Какие муки должен был испытывать старый Тарас, когда его сын стал его врагом, изменником, надругался над самым дорогим и священным – любовью к Родине. И во имя этой любви отец нашел в себе силы и мужество убить сына-изменника. Только поистине героическая натура способна на такое.
Тарас, тонкий знаток человеческой души (психолог), понимает, что для подвига во имя Отчизны необходима поддержка товарища, необходимо чувство товарищества. И в решающий момент он произносит свою речь о товариществе!)
– В чем сила человека? («Но породниться по душе, а не по крови может один только человек». В речи звучит презрение к врагам, прихвостням, которые перенимают «басурманские обычаи».)
2) Талантливый полководец.
Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения, вовремя подбодрить казаков. В разных местах слышится его голос: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Полководческий талант Тараса Бульбы проявился в предвидении опасности, тактики ведения боя, в умении подбодрить казаков в самый напряженный момент боя. Во время казни нечеловеческие муки ослабили силы и волю Остапа, и Тарас, чтобы подбодрить его, освежить его силы перед последними и самыми страшными муками, произнес одно только слово, которое могло ему стоить жизни: «Слышу!»
– Как изменился Тарас после смерти Остапа! (Смерть сына потрясла Тараса. После казни сына не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Тарас не поверил полякам, как многие его товарищи и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: « В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.
Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломать, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
Не побежденным, не сломленным остался Тарас Бульба до конца своей жизни. Огонь бушует под ним, языки пламени обдают его грудь, подбираются к усам, но он устремился туда, где бьются его товарищи, «собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы!.. У берега не было погони!»
«И  вспыхнули  радостью  очи  у  старого  атамана»,  когда  он, очнувшись  от  удара  за  совет  казакам,  увидел  как «казаки плыли на узких челнах…»)
Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести, и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом.
3. Чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса.
– Какому герою гоголевской повести принадлежит данная речь? Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя? («Хочется мне вам  сказать,  панове…»  до  слов «Нет, так любить никто не может!» С. 192 в учебнике.)
(Это речь перед запорожцами главного героя повести – Тараса Бульбы. Основная ее мысль – прославление Русской земли, товарищества, русской души. Тарас Бульба – настоящей патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.)
– Перечитайте отрывок из 1-й главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему эту характеристику? Чем она важна? («Тарас был один из числа…» до слов «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». (С. 150 в учебнике.)
Это авторская характеристика героя. Писатель выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому один из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом, судьбу Тараса автор неразрывно связывает с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом.)
4. Составление плана характеристики Тараса Бульбы (простой и цитатный), обсуждение плана, предложенного учителем.
ПЛАН
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАРАСА БУЛЬБЫ
I. Вступление.
«Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.)
II. Основная часть.
Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.
1) Тарас – коренной, старый полковник.
2) Гордость казака за своих сыновей.
3) «Нет уз святее товарищества».
4) Опытный полководец.
5) Суровый, беспощадный мститель.
6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.
III. Заключение.
Бессмертие повести и ее героев.
5. Корректирование планов, составленных учащимися.
IV. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Два великих художника прошлого: писатель Н. В. Гоголь и живописец И. Е. Репин  – посвятили свои произведения Запорожской Сечи. Знаменитая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы», повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Бирюк» (с. 214–223).

В своем произведение великий писатель описал главного героя как умелого воина, честного и справедливого. В нем сочетаются такие качества как мужественность, сила воли и твердость духа. А также Тарас Бульба являлся защитником своей родины и веры. Эти качества, сочетающиеся в нем, олицетворяют весь народ и всех свободных казаков.
Жизнь этого человека можно описать одним словом – борьба. Тарас не мог смириться с мыслью, что какой-то чужак будет править на его земле. Не мог смириться с тем, что его родина будет под чьим-то гнетом. И за свободу свою и своих земляков ему приходилось сражаться.
Главный герой повести имеет двух сыновей, которыми гордиться. Они молоды, и обладают такой же силой духа, как и отец. Оба также увлечены сражением за родину и защитой своего народа. Проверкой их мужественности была отправка на Сечь, где становятся настоящими воинами.
Следом за ним отправляется сам Тарас. Так как сидеть дома, в то время как на родину покушается неприятель, не представлялось возможным. Гордость за своих сыновей появляется у героя, когда в первом сражение с неприятелем сыновья сражаются отчаянно и бесстрашно. Ведь именно этому Тарас и учил своих сыновей. Это было основой их воспитания.
Но в этом произведение не обошлось без трагических событий. Случилось то, чего главный герой ни как не мог ожидать. Один из его сыновей оказался предателем. Он предал родину, друзей и самого отца. Для Тараса это был сильнейший удар.
Виной этому предательству стала женщина, из-за которой Андрий переметнулся в лагерь противника. Такой поступок не мог иметь оправдания. И наказание за него было только одно – смерть.
Отец отказывается от сына, и теперь они становятся врагами. В битве, где встречаются отец и сын уже как противники, Тарас, не раздумывая стреляет в неприятеля. Ведь для него предательство родины и веры самый страшный грех.
Однако это оказалось не единственное трагическое событие в жизни Тараса. В жестоком сражении второй его сын был захвачен в плен неприятелем. В этой битве и сам герой едва удержался за жизнь.
Он не желал смириться с таким исходом и отправился в страну неприятеля дабы спасти сына. Но слишком поздно прибыл он к месту событий. Он прибыл тогда, когда сына казнили. И спасти его уже не было возможности.
Эти трагедии разожгли в сердце героя огонь ненависти и злости. Теперь только месть двигала им. Он сражался с врагом с еще большей ненавистью и жестокостью. И так продолжалось до самой его смерти.
Погиб этот герой от рук неприятеля, и последние его слова обращались к своему народу. Он погиб героем, свободным и непокоренным. Вся его жизнь была посвящена борьбе. Он был честным до конца и с честью встретил смерть.
С помощью этого героя автору удалось показать реальные трагические события. А также то, как русские люди преданны своей земле и вере. Ведь Тарас ни на секунду не сомневался в своих действиях. И своей волей к победе вдохновлял соратников. Таким был настоящий народный герой.

  • Сочинение рассуждение на тему хорошо ли быть молодым
  • Сочинение рассуждение на тему сын земли русской александр невский 8 класс
  • Сочинение рассуждение на тему трагическое одиночество базарова
  • Сочинение рассуждение на тему тема ума в комедии горе от ума
  • Сочинение рассуждение на тему уважение к старшим