Сочинение рассуждение на тему согреть своим теплом что это значит 7 класс

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 223-224смотрите также:рассуждение на тему почему герасим ушл в деревню.сочинение

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

В декабре выпускникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является условием допуска к ГИА для учеников 11-х классов. Времени остается не так уж много, поэтому давайте повторим основные правила написания итогового сочинения вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО Александрой Кудряшовой.

Требования к итоговому сочинению

Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется.

В работе необходимо показать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом.

В итоговом сочинении необходимо:

  1. раскрыть тему сочинения;
  2. аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал;
  3. комментировать приведенные примеры из произведений;
  4. выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.

Выбор темы сочинения

Это важный этап в начале работы над итоговым сочинением. Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассматривайте возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: „Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь“?». Очевидно, что для ее раскрытия нужно понимать цитату в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.

Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.

Возможна и формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.

Критерии оценки сочинения

Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, если вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».

Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко сформулирован тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.

Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис.

Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода.

Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения» — оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением.

Четвертый критерий — «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики.

Пятый критерий — «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

В заключение сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:

  • Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
  • Не забывать про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.
  • Не бояться размышлять и выражать свое мнение.
  • Следовать за формулировкой темы.
  • Комментировать поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
  • Соблюдать правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
  • Уметь грамотно выражать свои мысли.
  • И важно помнить, что цитирование в сочинении необязательно: нужно передать идейное содержание произведения.

Источник: МЕЛ

Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру,
  • воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,
  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составить сочинение — рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

  • учить постановке цели работы,
  • учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, тексты для анализа.

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание ситуации общения

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас гости, они тоже учителя русского языка и они хотят увидеть, как вы умеете работать. Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо» «Вы — талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если постоянно будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..»

На уроке мы отправимся в пространство текста.

— Где мы можем встретить тексты? (В книгах, на витринах, рецепты)

— Если говорим о тексте, скажите, какую работу нам предстоит выполнить на уроке? (проанализировать текст, т.е. определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).

— Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

Итак, сегодня мы будем анализировать текст.

— Что такое текст? (Тема, основная мысль, законченность, смысловая и грамматическая связность, логическая связь частей)

2. Актуализация ранее полученных знаний

Каждый текст относится к определённому типу и стили речи. Чтобы вспомнить их мы проведем небольшую разминку.

* (Работа с интерактивной доской) (11 слайдов). Соотнесите: типы речи 1слайд 1 человек, стили речи — 1 человек.

Вывод делают дети: в русском языке 3 типа речи-повествование, описание, рассуждение; 5 стилей речи-разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Эпиграфом к нашему уроку будет выражение Юрия Гридасова.

Читает учитель

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов

— Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

— Как вы понимаете это выражение? (Пока мы чувствуем чужую боль, чужое горе, пока умеем сострадать, сочувствовать, значит мы правильно живём, не зря живём)

Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании, смысле жизни, можно ли оправдать некоторые поступки)

3. Учитель: Работать мы будем с РАССКАЗОМ Сергея Баруздина. Что вы знаете об этом авторе?

Он родился в Москве 22 июля 1926 года. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: жил в довоенной Москве, учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи. Его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Как и все мальчишки, Сергей был больше привязан к отцу, чем к матери. Он реже видел отца и до войны, и особенно — в войну, но они всегда находили друг с другом общий язык и в больших делах и в малых. Особенно Сергей гордился тем, что отец порой доверял ему такие тайны, которые не доверял даже матери. Через несколько месяцев после этого погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грез молодого поэта. Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток должен был идти на работу. Сергей размышлял: «Кем я могу быть? У меня были мечты. Но это были мечты о том, что должно быть не скоро. Когда я вырасту. Когда окончу школу, в которой мне еще трубить и трубить. Когда закончу институт. И уж конечно, в этих мечтах не было сегодняшнего — войны.»

Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы». После войны поступил в Литературный институт имени М.Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Работал в правлении Союза писателей СССР. Писатель жил и работал в то время, когда литература была под пристальным наблюдением цензуры. Все выходившие произведения должны были прославлять советскую власть. Редко кому из писателей удавалось создать произведение не политизированное, а Сергей Баруздин это делал. Все его творчество озаряет теплый свет человечности и любви к людям. Он не читал морали и проповеди, он показывал и своим творчеством, и своей жизнью, как надо жить, чтобы хорошо было не только себе любимому, а всем людям вокруг. Его называли настоящим другом детей. Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.

4. Работа над анализом текста

Я приготовила вам рассказ «Почему я боюсь ящериц».

— Все видели ящериц? Что знаете о них?

(Ящерица — это животное, которое относится к классу пресмыкающиеся (рептилии) . Сегодня известно практически 6000 видов ящериц, которые живут на всей планете, кроме Антарктиды. Всего два вида являются ядовитыми. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Большинство ящериц имеют способность к автотомии (отбрасыванию хвоста), которую используют в экстренных случаях. Ящерица без хвоста уже не такая юркая и быстрая, она может потерять способность к размножению, плохо бегает и лазает из-за отсутствия «руля». Но главное — у многих ящериц хвост служит для накапливания жира и питательных веществ, а значит, вся энергия у них сосредоточена в хвосте. Поэтому после его отрыва животное может умереть от истощения. Поэтому часто спасенная ящерица старается отыскивает свой хвост и съесть его, чтобы восстановить утраченные силы. Основная пища ящериц — это беспозвоночные: различные насекомые (бабочки, кузнечики, саранча, слизни, улитки), а также паукообразные, черви и моллюски. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Прыткие ящерицы хорошо приживаются в неволе. Для содержания в домашнем террариуме ящериц нужно отлавливать ранней весной — именно в этот период они лучше всего переносят адаптацию на новом месте. Очень быстро они привыкают брать пищу с пинцета и переходят с живых насекомых на кусочки курицы и мясной фарш.

— Предположите по названию, о чём этот текст (Автор, рассказчик боится ящериц). Почему? (Они не очень красивы на вид, страшные, неприятные).

Я прочитаю, а вы внимательно слушайте, оправдались ли ваши предположения по поводу содержания или нет. Раздать тексты

(чтение)

Давно, когда я был мальчишкой, жила у меня ящерица. Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная.

У ящерицы был домик — я сам построил из фанеры — с маленьким стеклянным окошком. Я кормил её мучными червями, а это было непросто. За червями надо было ходить в зоомагазин на Кузнецком мосту. Это — сразу две проблемы. Деньги нужны для червей — раз. А деньги выпросил у родителей — червей нет в магазине.

Но всё было хорошо, даже слишком хорошо. Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить.

Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала. Я давал ей из рук мучного червя.

Как-то пришёл ко мне товарищ по школе. Я показал ему ящерицу.

— А ты её за хвост можешь схватить? — спросил товарищ.

— Не знаю, — сказал я, — Наверно, могу…

И, к удовольствию своего товарища, я храбро схватил ящерицу за хвост.

— Здорово! — сказал мой товарищ. И ушёл.

Когда он ушёл, я увидел страшное: хвоста у ящерицы не было. Хвост лежал… Да что там лежал?!

Хвост валялся на полу!

Я положил бесхвостую ящерицу в её фанерный домик с маленьким стеклянным окошком.

Через два дня она умерла. Она ничего не ела. Я закопал её в землю на Чистых прудах.

Много лет прошло с тех пор. Видел я всяких ящериц, и дети мои не раз просили меня: «Папа, давай купим…»

Нет! Не могу! Будто у меня вина перед той, которую я не сохранил… (Рассказ написан 1972 году)

Работа над содержанием

1. Что вы почувствовали после чтения текста? Подтвердились ваши предположения о содержании текста?

2. Как рассказчик относился к ящерице? Какие слова, выражения об этом говорят? Прочитать.

Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная. — Я сам построил домик из фанеры, Я кормил её мучными червями, за червями надо ходил в зоомагазин, выпрашивал деньги у родителей, заботливый

3. В благодарность за это как ящерица отвечала рассказчику? (прочитайте)

Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить.

Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала

4. Пришёл товарищ, подберите слову товарищ синонимы (сверстник, коллега, собеседник, сослуживец, соратник, однокашник, друг). Друг — это близкое по значению слово к слову товарищ? (Друг — это то, кто понимает, общие интересы, не предаст)

5. Что предложил, увидев ящерицу, школьный товарищ? (схватить за хвост)

6. Как к этому предложению отнёсся рассказчик? Прочитать. (Сомневался, потом согласился)

7. Почему он согласился? (показать перед товарищем, что он хозяин ящерицы, может делать с ней всё, что захочется, угодить товарищу, показать храбрость)

8. Что увидел рассказчик после ухода товарища? Прочитать. (у ящерицы оторвался хвост и валялся на полу)

9. Что можете сказать о товарище, для чего ему нужно было схватить за хвост? (товарищ суровый, жестокий, бессердечный, хотел проверить, оторвётся хвост или нет)

Жестокость — это зависть, ненависть, злоба по отношению к другим. Жестокость имеет разные формы проявления: причинение физической боли живому существу без жалости и сострадания, обидные слова. От последствий страдают люди, животные, растения, строения, памятники, транспорт и другое.

10. Виноват в случившемся товарищ? (Виноват, что дал плохой совет, не виноват, он даже не притронулся к ящерице)

11. Что сделал после случившегося рассказчик? (положил ящерицу снова в домик).

12. Что стало с ящерицей? Сожалел о случившемся автор? (Ящерица через 2 дня умерла, ничего не ела. Не сожалел, пишет закопал)

13.Что можете сказать о поступке автора? (легкомысленный человек, нет своего мнения, слушает глупые советы, жестокий)

Поступок — это сознательное действие, которое человек совершает по своей воле. Каждый поступок имеет мотив. Серёжа совершил поступок по совету, но по своей воле, хотел самоутвердиться перед товарищем

14. Почему в начале текста рассказчик называет себя мальчишкой, а не мальчиком? (мальчишка-пренебрежительное отношение, не повзрослевший, не поумневший. С самого начала рассказа видно отношение к самому себе)

О чём говорится в начале текста и в конце? (Почувствовали грусть, жалость, отвращение к товарищу героя. В начале текста говорится, что рассказчик мальчишка-легкомысленный, не думал о последствиях, в конце-взрослый, стал мудрей, переживал, жалел о произошедшем)

15. Кто виноват, что ящерица умерла? Виноват товарищ, так как дал дурной совет, виноват Серёжа-послушал его

16. Каково впечатление от текста?

17. Что в тексте Сергея Баруздина подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? (много личных местоимений)

18. Можно ли оправдать поступки героев рассказа? Дёрнуть за хвост — жалко ящерицу, не схватишь за хвост — засмеют

19. Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

20. Понаблюдайте за предложениями в начале текста и в конце. Какие это предложения? Почему? (Вначале было чем гордиться, предложения длинные, в конце автору стыдно, больно, поэтому предложения короткие, ему не хочется вспоминать и говорить)

21. Что бы вы сказали рассказчику? Школьному товарищу?

22. Что хотел сказать своей историей автор? (прежде чем что-то делать — надо думать о последствиях, надо иметь своё мнение, всем живым существам больно, завёл животное-значит ты за него в ответе, беречь природу, не поддаваться на чужие уговоры)

22. Почему автор боялся ящериц? В каких строчках он объясняет это?

23. Почему будучи взрослым, рассказчик не покупал ящериц детям? (Чтобы дети не совершили таких же ошибок, чувствовал вину перед ящерицами, не сохранил то, что любил когда-то, выполнял глупые, жестокие просьбы других)

24. Случалось когда-нибудь такое с вами? Что вы чувствовали?

25. Перескажите историю от имени школьного товарища

26. В каких произведениях встречаются случаи необдуманных действий со стороны детей? («Дети подземелья», «Юшка», «Тёплый хлеб»)

27. Какие истины взяли с урока?

5. Вывод

Чтобы, не было мучительно больно за совершённое, чтобы не сожалеть о потерянном, нужно уметь любить, сострадать, чувствовать чужую боль.

Совершение поступка несёт за собой моральные последствия. Происходят личностные изменения у человека, совершившего поступок, а также межличностные изменения.

Беседа о ситуации в реальной жизни.

Учитель: — Ребята, мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие, ответственность. Увидели вы эти качества у героев рассказа? Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома, люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

— Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество. А можем ли мы, пока ещё маленькие что-то изменить? Если можем, то как это сделать?

6. Рефлексия

Составить синквейн в тетрадях

  • 1 существительное, главная мысль, тема
  • 2 прилагательных, качества первого слова
  • 3 глагола, действия первого слова
  • 4 суждение из 4 слов, предложение связанное с первым словом
  • 5 вывод, заключение, синоним к первому слову

Заключительное слово учителя: Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела». Давайте творить только добрые дела, и тогда можем сказать, что живём не зря.

Домашнее задание: Выразите своё мнение по поводу прочитанного письменно, осуждаете поступки героев или есть смягчающие обстоятельства.

Приложение

Реальные варианты с ответами ВПР 2021 СПО на базе ООО для 1 курса по русскому языку официальная всероссийская проверочная работа 2021-2022 учебный год.

Ссылка для скачивания ответов на эти варианты: скачать

Всероссийская проверочная работа по профильному учебному предмету русский язык для обучающихся первых курсов по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Варианты ВПР 2021 СПО по русскому языку для 1 курса с ответами:

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №13251 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №14443 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №21384 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №24556 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №26001 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №27299 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №34271 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №36760 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №40406 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №41967 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №44393 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №46957 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №47282 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №52050 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №59325 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №59824 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №63251 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №67090 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №69423 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №71620 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №71766 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №72270 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №74318 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №76002 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №89653 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №89976 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №93335 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №94146 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №97365 по русскому языку

  • ВПР 2021 СПО 1 курс вариант №98997 по русскому языку

Задания ВПР 2021

1)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) кинематограф возник (предложение 1) 2) он вырабатывал (предложение 2) 3) свидетельствует (предложение 3) 4) это находит подтверждение (предложение 4) 5) сценарий есть (предложение 5)

2)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

3)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень. 2) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) – правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола. 3) СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С. 4) НЕНАСТНЫЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо. 5) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно.

5)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Любочка предложила ребятам игру в Робинзона, потому что было интересно представить сцены из недавно прочитанной книги. 2) Володя согласился принять участие в игре, потому что его сумели заинтересовать. 3) Игра занимает важное место в жизни ребёнка. 4) Володя хотел продемонстрировать остальным детям, что он достаточно взрослый и ему неинтересны детские игры. 5) Володя поступал благоразумно, и все дети разделяли его убеждения

6)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть. 2) Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь. 3) А если игры не будет, что же тогда остаётся? 4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. 5) Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры.

7)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А если игры не будет, что же тогда остаётся?»

8)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А если игры не будет, что же тогда остаётся?»

9)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

10)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости города со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».

11)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «кожаная сумка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

12)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с именем прилагательным определяется словом, усиливающим отрицание. 2) ВИНЕГРЕТ – в корне слова две непроверяемые безударные гласные. 3) БРУСЬЯ – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука. 4) С ВРАЧОМ – в суффиксе имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О. 5) ЗАГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.

13)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Венька попросил маму приобрести ему пиджак для школы. 2) В пиджаке Венька чувствовал себя белой вороной среди одноклассников. 3) Все одноклассники пришли в школу в пиджаках. 4) Венька слышал от одноклассников обидные слова в адрес своей одежды. 5) Виталькин пиджак был красивый и, по мнению мамы, должен был подойти сыну по размеру

14)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. 2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. 3) «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. 4) – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз. 5) Дескать, школьная форма сейчас необязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад.

15)Лексический анализ. В предложениях 27–33 найдите слово с лексическим значением «изысканный, изящный». Выпишите это слово.

16)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».

17)Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять другого человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

18)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны…

19)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.

20)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

21)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ИЩУЩИЙ – написание гласной У в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола. 2) НЕ ПОНИМАЯ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно. 3) МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно. 4) СЕМЬДЕСЯТ – в середине числительных от 50 до 80 пишется буква Ь. 5) КРЕПКО-НАКРЕПКО – дефисное написание сложного прилагательного определяется его образованием путём сложения одной и той же основы.

22)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Война повлияла на судьбы как взрослых, так и детей. 2) Дети в силу возраста не принимали участия в войне. 3) Рассказчик не дал Якову обойму с патронами. 4) Парнишка очутился в расположении немцев, потому что был юным разведчиком. 5) Парнишка, подслушав разговор немецких командиров, не смог передать его содержание советским солдатам, потому что плохо учил немецкий язык в школе.

23)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. 2) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? 3) Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. 4) Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. 5) Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

24)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений данного текста: «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

25)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

26)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.

27)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «усердно рисовал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

28)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением. 2) ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-. 3) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь. 4) ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-. 5) ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в форме 2-го лица множественного числа настоящего времени глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

29)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Оля была прилежной ученицей и заботливой сестрой. 2) Первый в школе заводила и непоседа Саша Кочетков, перебивавшийся с двойки на тройку, к старшим классам остепенился и решил поступать в театральный институт. 3) В день рождения Лёшки Игнатьева всем раздали по конфете, которую у Оли тут же отобрали. 4) Сашка не побоялся защитить Олю от наглого и грубого мальчика, с которым никто в школе не дружил. 5) Лёшке Игнатьеву стало совестно, и он вернул Оле конфету

30)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты. 1) Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. 2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный… 3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. 4) Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. 5) Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…

31)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – На, возьми мою конфету!..»

32)Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что в жизни человека по-настоящему важно?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

33)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется.

34)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I.

35)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «бури в степи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Смотрите также на нашем сайте:

Метапредмет ВПР 2021 СПО 1 курс варианты с ответами для 10 классе

ВПР СПО демоверсии по всем предметам 1 курс 2021 задания и ответы всероссийская проверочная работа

Метки: 1 курсвпр 2021задания и ответырусский языкспо

Сочинение Речевой этикет

Изо дня в день люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Казалось бы, это довольно просто, но все-таки и здесь присутствуют свои сложности. Не стоит пренебрегать силой слов. Каждый из нас желает оставить о себе только хорошее впечатление и не хочет оскорблять дорогого человека неаккуратным высказыванием. С этой целью и был придуман речевой этикет. Он устанавливает определенный порядок общения. То, что говорит собеседник, оставляет о нем то или иное впечатление. Человек, у которого развита культура речи, как правило, оставляет позитивное мнение. Во время диалога с человеком можно составить мысленный портрет его личности.

Речевой этикет должен быть привит с детства. Чтобы красиво выражать свои мысли и располагать собеседника к общению, необходимо сначала практиковаться, но любому человеку нужно знать основные принципы этикета. Любая речь должна быть доходчивой и корректной. К примеру, впервые заводя беседу с человеком, мы обращаемся к нему на «Вы». Это является долей речевого этикета. И дается не совсем легко, нужно определенное количество времени, чтобы не задумываться над каждым словом, а уверенно разговаривать. Речевой этикет рассчитан на наличие качеств: сдержанность, понимание, уважение.

В различных странах, сферах деятельности речевой этикет может быть разным. Имеет значение и социальный статус. К человеку, имеющему высокий статус в обществе, мы будем обращаться более уважительно.

Речь собеседника дает понять, каков уровень его образованности и культурности. Речевой этикет закладывают в нас еще родители с детства. Они учат, что нужно произносить «здравствуйте», « до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините».

К сожалению, есть те, которые относятся речевому этикету с пренебрежением, думают, что он каким-либо образом ограничивает их свободу. Но страшно представить, что будет, если не соблюдать эти правила. Люди будут сначала говорить, а потом думать. Эта неурядица будет способствовать конфликтам в обществе. У каждого появятся сложности с выражением собственных мыслей.

Я думаю, что речевой этикет нужен для того, чтобы избегать конфликтов в ходе разговора. Он помогает достоверно выражать собственные мысли. Правила нужны везде и в речи тоже. Не каждый из нас задумывается об этом, но постоянно им пользуется.

Умение владеть речевым этикетом необходимо всем, кто желает добиться определенных высот в жизни, иметь друзей и единомышленников.

Сочинение Что такое речевой этикет

Этикет — не обычные принципы поведения, которым необходимо придерживаться в социуме. Это один из способов самоопределения, с помощью которого создаётся образ действия, принятый обществом.

Не менее важным является речевой этикет, потому что именно речь отличает человека от животных. Слово – мощный, полезный, но и опасный инструмент воздействия на общество.

Речевой этикет поможем нам сдерживать себя, свои слова, применять определённую лексику там, где это будет уместно. Каждая сфера деятельности подразумевает использование специфических слов и выражений. В каждом случае, будь то поход на вечеринку, концерт или по делам в банк, применяется лексика, соответствующая законам и особенностям посещаемых мест. Все эти особенности и являются речевым этикетом определенной сферы деятельности человека. Несоблюдение этих норм и правил выставит нас, по меньшей мере, странными и глупыми людьми.

Первое, что необходимо усвоить всем – понимание особенностей социума, в котором мы находимся в конкретный момент. Помимо этого, важно уметь контролировать речь, учитывая особенности и правила микрообщества.

Речевой этикет регулируется рядом компонентов:

  1. Манера общения – вежливость и доброжелательность, средний темп речи, спокойный, но не отстранённый.
  2. Взгляд. Приветствуются короткие и редкие взгляды на собеседника, сопровождающиеся легкой улыбкой.
  3. Поза, жесты – прямая спина, расслабленные плечи. Открытое положение тела – залог успешного диалога.
  4. Табу. Никаких грубых и нецензурных выражений, а также замечаний и оскорблений в присутствии посторонних. Необходимо сделать замечание? Отойдите в сторону и выскажете претензию лично, тихо и спокойно.

Речевой этикет становится способом словесного выражения уважения к собеседнику, умением вести продуктивный диалог. Деловые и личностные связи человека во многом зависят от того, как он говорит.

Человечество всегда задавало правила поведения в обществе. Все эти правила со временем менялись, подвергались трансформации из-за ряда причин (исторические, культурные перевороты), но факт существования эти правил оставался неизменным.

Таким образом, бунт против этикета, а особенно речевого, вещь бессмысленная. Общество всегда будет отрицательно относиться к тем, кто не только нарушает правила, но и просто игнорирует их. Самый простой способ общения с социумом – соблюдать его законы.

Сочинение 3

План:

  1. Введение. Речь и её важность в жизни человека.
  2. Основная часть:
  3. история появления понятий — этикет, речевой этикет;
  4. взаимосвязь культуры и речевого этикета;
  5. речевой этикет в современном мире.
  6. Заключение: Выводы о необходимости владения речевым этикетом.

Человек существо социальное, живёт в обществе и ежедневно осуществляет с ним контакт. Самым распространённым способом общения между людьми является речь. При помощи неё мы можем поприветствовать друг друга, высказать своё мнение, попросить о чём-либо, рассказать интересный факт. Речь — очень важный инструмент нашей жизни. Для её отражения придумали определённые символы, таким образом по форме различают устную и письменную речь. В первом случае мы используем голос и звуки, а во втором – буквы. Часто, разговаривая на одном языке, люди не слышат и не могут понять друг друга. Для успешного достижения взаимопонимания необходимо соблюдать определённые правила общения, которые представляют собой речевой этикет.

С момента появления общества возникло понятие речь. Естественный процесс её изменения и совершенствования происходил вместе с развитием и повышением уровня культуры. Первое упоминание о правилах общения было замечено во времена Древнего Египта, там говорилось о порядке поведения и разговора простых людей с правителем и его свитой. Возникновение же понятия этикет относят к моменту правления Людовика XIV во Франции. Озадаченным гостям были выданы карточки-этикетки с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля. С тех пор совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям называют этикетом, а законы культурного общения – речевым этикетом.

Основной целью речи является донесение информации до собеседника, поэтому необходимо уметь грамотно, понятно и чётко выражать свои мысли. Кроме этого важно учитывать внешние факторы, при которых происходит речевое взаимодействие. Легко прослыть невоспитанным, если не обладать навыками культурного общения. В этом случае культура и речевой этикет имеют неразделимую связь. Бывают случаи, когда человек попадает под влияние общества с низким уровнем культуры. В такие моменты страдает и речевой этикет. В разговоре могут появляться нецензурные выражения, крик, неуместная жестикуляция. Такого рода общение вряд ли будет приятно и полезно.

В современном мире уделяется огромное внимание воспитанию культуры и развитию речи. С самого детства нас учат вежливым словам: спасибо, пожалуйста, извините. Эти выражения помогают настроить собеседника на доброе общение и оставить о себе приятное впечатление. С малых лет нам объясняют, что нельзя разговаривать во время еды или бега. С детьми учат скороговорки и делают логопедические упражнения, добиваясь чёткости и правильности произнесения звуков. Разучивание стихов и чтение книг – отличный способ пополнить свой словарный запас. С возрастом мы учимся правильно выбирать громкость голоса, расстояние между участниками беседы, контролировать свои эмоции. Всё это является важными составляющими частями речевого этикета.

Важно помнить, что процесс речи должен нести пользу всем его участникам. Это возможно только при соблюдении правил речевого этикета. Мы постоянно контактируем с внешним миром, читаем книги, общаемся во время учёбы или работы, беседуем с друзьями и родственниками. Чтобы достичь своей цели – быть услышанным, чтобы окружающие правильно тебя воспринимали, необходимо следить за тем, что и как говоришь. Важно помнить, что развитая, грамотная речь, интересное её содержание и культурное поведение будет притягивать к вам таких же вежливых людей и поможет выстроить и сохранить добрые и хорошие отношения с ними.

Речевой этикет

Несколько интересных сочинений

Отношения между людьми и в реальной жизни, и в произведениях литературы строятся благодаря разным понятиям: доброте, искренности, пониманию, а также взаимовыручке. Взаимная поддержка друг друга способна творить чудеса.

Листницкий Евгений – второстепенный персонаж романа «Тихий дон». Евгений произошел из семьи известных дворян-монархистов. Его отец – Николай Листницкий являлся героическим участником русско-турецкой войны

Разные люди увлекаются разным. Кто-то любит смотреть фильмы и готовить, кто-то кататься на скейте и рисовать… У них получается, что всё по контрасту. А вот у меня увлечения из одной сферы. Я люблю читать и писать!

На нашей планете живёт огромное множество людей, которые отличаются друг от друга по каким либо признакам, будь то внешние или внутренние признаки, но всё равно, данные отличия имеют место быть в социальной жизни человека

В данном тексте представлен анализ одного из самых удачных произведений Диккенса – романа, который называется, как «Домби и сын».

Примеры сочинений на тему Зачем нужен речевой этикет

Примеры сочинений на тему Зачем нужен речевой этикет

Начнем с определения понятия, речевой этикет – это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в употреблении слов и соблюдении конкретных норм их использования.

Особенность речевого этикета в том, что в разных странах иные правила общения.

Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.

Обычно, этикетом пользуются в деловом общении, при публичных выступлениях, при написании деловых писем.Есть правила в общении с людьми. Всегда нужно обращаться к собеседнику на “вы”, несмотря на возраст. Установлена норма того, что мужчина первым называет себя. После младшие приветствуют старших.

Если женщина вошла в помещение с мужчинами, ей следует их приветствовать, а им необходимо подняться, и пойти на встречу вошедшей. Если вы знакомите людей, их нужно подвести друг к другу и представить. Когда входите в помещение, приветствуйте присутствующих. Не перебивайте собеседника, показывайте заинтересованность к тому, что говорит оппонент.

Не принято начинать говорить о себе, до тех пор, пока не спросили, но раскрывать все о себе не стоит. Интонация голоса должна быть естественной, приятной слуху. В высоком обществе позволительно обсуждать любые темы, главное правило – это не углубляться в подробности.Правил много, нужно постепенно знакомиться с ними. В жизни эти знания очень пригодятся, они будут указывать другим людям на вашу высокоразвитую культуру речи.

У каждой сферы деятельности свои стиль речи, и правила тоже свои. Например, в магазине мы используем одну манеру речи, в государственной организации манера речи меняется.

Созданы формулы речевого этикета. Разговор должен иметь структуру речи: начало диалога, главная идея, завершение беседы.

Естественно, что речевой этикет необходим в современном обществе. Это искусство, требующее кропотливого обучения. Великие ораторы прошлого и настоящего времени тренировались годами, что бы увлечь публику.

Умение говорить, побуждает слушателей, на то, чтобы следовать за оратором.

Дома мы получаем основную базу знаний о правилах общения. В школе идет развитие в изучении этикета культуры. То, что мы произносим, воспринимается собеседником, он составляет мысленно портрет нашей личности.

Итог. Прежде чем сказать что-то, нужно хорошо подумать.

Пример сочинения на тему «Зачем нужен речевой этикет» №2 (7 класс)

Каждый из нас всю свою жизнь совершенствуется в самых разных сферах. Начиная с самого детства, наши родители обучали нас определенным правилам и нормам поведения. Так зачем это?

Сегодня мы поговорим о том, что такое речевой этикет и зачем он нам нужен.

Речевым этикетом можем назвать установленные правила общения. Под этим подразумевается полный набор правил вежливости и соблюдения определенной культуры. Речевой этикет так же затрагивает нормы употребления слов и их нормы использования.

Хоть речевые нормы считаются едиными, но все же интересен тот факт, что каждая страна имеет свои особенности их использования.

С помощью культуры речи возможно узнать не только уровень образованности человека, а и род его деятельности. Ведь даже в различных структурах и организациях этикет имеет свои отличия.

Речевой этикет имеет множество правил и норм общения. Мы узнаем о них на протяжении всей жизни и важно, чтобы каждый из нас умел ими пользоваться.

В современном мире культура нашего разговора отошла на задний план, что является плохим показателем правильного развития населения. Именно поэтому нынешнее поколение стает более “свободным” от правил и норм речевого этикета.

Мы имеем возможность сравнить нынешнюю культуру общения с той настоящей, которая царила у наших бабушек и дедушек. Возьмем следующий пример… Давайте вспомним, как мы обращаемся к своим родителям? На “ты”? Конечно, сейчас уже почти не осталось семей, где выдерживаются те нормы этикета, где в обращении на “вы” к своим родителям, выражается все уважение и благодарность их детей.

Культура речи – это первое, на что обращает ваш собеседник внимание, поэтому дабы создать положительное впечатление о вашей персоне, следует думать перед тем, как что-то сказать.

Пример сочинения на тему «Зачем нужен речевой этикет» №3

Речевой этикет – важная часть человеческой культуры. Он отличает человека интеллигентного. Без речевого этикета нельзя представить общество современных, культурных и развитых людей.

Речевой этикет представляет собой свод правил и принципов в общении между людьми. С ним тесно связано понятие вежливости. Он делает коммуникацию приятной и эффективной. Этикетом предписывается приветствовать собеседника в начале разговора, прощаться с ним по окончании беседы, а также вести себя корректно и уместно, держаться вежливо и вербально не унижать собеседника, будь то умышленно или нет.

Существуют устойчивые речевые формулировки, которых желательно придерживаться, чтобы быть понятым и корректным. Они, быть может, звучат шаблонно, однако упрощают и скрашивают речевое взаимодействие между людьми. Так, при приветствии в зависимости от обстоятельств уместно использовать выражения: «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Мое почтение», «Рад вас видеть!» и прочие. Каждое из которых подходит для разных обстоятельств и позволяет передать эмоциональный настрой говорящего, его уважение к собеседнику, также выражение может подчеркивать время суток, в которое происходит разговор и другие обстоятельства.

Ряд формулировок используется при отказе, просьбе, совете и помогает смягчить свою позицию. К таким относятся: «Могу ли я Вас попросить…», «Позвольте вам дать совет», «Я вынужден отказать вам». Этого требует вежливость и деликатность, чтобы не задеть собеседника.

У каждого народа и национальности речевой этикет обладает характерными особенностями. Поэтому при изучении иностранных языков или посещении других стран необходимо ознакомляться с его местными особенностями. Однако есть и общие черты, характерные для всех народов. Так, речевой этикет любой национальности включает в себя формулы приветствия и прощания, уважительные формулировки при общении со старшими по возрасту или положению.

Подводя итог, нельзя не заметить, что без речевого этикета невозможно представить себе полноценной коммуникации, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни. Любому человеку в жизни нужно общение. И, чтобы сделать его максимально эффективным, нужен речевой этикет.

Сочинение про Речевой этикет рассуждение

Нормы речевого этикета менялись в разные времена. При увеличении грамотности появились новые слова и выражения. Основные правила хорошего тона остались.

Использование вежливых слов создаёт о человеке положительное мнение. На работе используется деловой стиль общения. Здесь важно применять уважительные слова и говорить точно, без ошибок, если что-то не знаешь, то лучше промолчать. В школе все ученики вначале урока встают, здороваются, затем садятся. Если за день в первый раз видишь человека, то нужно поприветствовать его, уходя попрощаться.

С давних времён женщин пропускают вперёд. С уважением разговаривают со старшими, родителями, знакомыми. Важно уметь слушать, не перебивать, без высокомерия высказывать своё мнение, не говорить плохо о людях (даже, если их рядом нет).

Выслушав собеседника, можно понять, чем он занимается, оценить уровень знаний, моральные качества. Главное с детского возраста закрепить правильное поведение, всегда здороваться. На разных языках это слово звучит по-разному и все понимают друг друга. Использовать разумно культурные выражения, больше читать, чтобы уметь поддержать любой разговор и быть «душой компании». Следить за интонацией, не повышать голос. Должна быть «улыбка» в голосе, разделение между предложениями, а не монотонная речь.

Я согласна с пословицей: «Все слова не птицы и если вылетели, то их не поймаешь». Очень легко словом обидеть человека, а восстанавливать отношения очень трудно. Поэтому надо взвешивать каждую фразу, не грубить, говорить учтиво. Вести себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Правильно выражать свои мысли, мнение. Любое предложение можно понять двусмысленно, поэтому необходимо точно объяснить и пояснить свою точку зрения, при этом с почтением вникать и воспринимать мнение собеседника. Также в диалоге два или (несколько человек). А иначе, получается монолог или перебивание друг друга и разговор на разные темы. В каждой беседе должно быть приветствие, содержание, окончание беседы.

Мне нравиться общаться с вежливыми и грамотными людьми. О которых можно сказать у них слова не расходятся с делом. Речь у них чистая, без «слов-паразитов». Красивая речь -признак воспитанности и грамотности. Надо стараться быть примером для подражания, чтобы людям приятно было общаться.

Речевой этикет

Популярные сочинения

Пьеса «На дне» заслуженно считается одним из самых гениальных произведений Максима Горького. Она повествует о непростой жизни жителей доходного дома, каждый имеет свой неповторимый образ и непростую судьбу

Ещё в юном возрасте Пётр понял, что такое борьба. Он мог наблюдать её на протяжении всего детства. Причиной того был двойной брак отца мальчика – Алексея Михайловича.

Что такое любовь? Хоть кто-нибудь может дать исчерпывающий ответ? Думаю, что нет. Никто не знает, откуда она появилась и что из себя представляет. Я считаю, что данное чувство имеет глубокие корни

  • Сочинение рассуждение на тему спасибо за огонек
  • Сочинение рассуждение на тему совместимы ли такие вещи как литература и интернет
  • Сочинение рассуждение на тему справедливость по тексту алексина
  • Сочинение рассуждение на тему сон обломова
  • Сочинение рассуждение на тему спешите делать добро