Сочинение рассуждение на тему смелость огэ

Сочинение на тему что такое отвага? ответы: я думаю, отвага это умение, не задумываясь ни о чм, прийти на
  • Сочинение на тему “Что такое отвага?”

    Ответы:

    Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это вы­дающаяся смелость.
    Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом. Володя успел отвязать всех, и только потом поки­нул горящую конюшню сам.
    Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
    Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотвер­женных людей!
    Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.Именно её и должен показывать человек во всех самых трудных жизненных ситуациях.Отвага — качество, которое демонстрирует человек в определённых ситуациях.Например, мальчик разбил в школе окно, играя в мяч. Он понимает, что его накажут, но сознаётся о своём проступке. Это тоже можно считать некой отвагой. И так, что же такое отвага?Отвага — это смелость, при которой человек проявляет смелость и самоотверженность. Попросту говоря, отвага – это наилучшее из качеств человека, данное ему природой.

  • Вариант 1
    Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это вы­дающаяся смелость.
    Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом (предл. 34, 35). Володя успел отвязать всех, и только потом поки­нул горящую конюшню сам.
    Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
    Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотвер­женных людей!
    Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, про­явленные в опасной, критической ситуации. Отважные лю­ди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
    В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в де­ревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве по­жара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
    Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, ко­торые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно ге­роем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая че­тырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
    Отвага — это свойство людей с большой буквы, и заме­чательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
    Вариант 2
    Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные лю­ди думают не о себе, а о жизни других.
    Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рис­куя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
    Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на ук­реплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на- Амуре от наводнения, спасли его.
    Не зря говорят: где отвага, там и победа.
    Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Имен­но отважными людьми совершаются подвиги.
    Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумев­шим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные ло­шади, но в тот момент подросток был занят только од­ним — их спасением (предл. 34, 35).
    Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
    Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.
    Текст для работы
    (1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во- лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время вой­ны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре».
    (4)…Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня. (7)Конюхи приехали с поля на перерыв.
    (У ближней стены конюшни весело завизжали и заоха­ли две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (9)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (10)В школу не ходят, с куклами пока играют. (11)Вон, даже печку уст­роили…
    (12) — Эй, вы что делаете?!
    (13) Их как ветром сдуло. (14)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся с^ены конюшни…
    (15)Только что, секунду назад, всё было хорошо. (16)А теперь стремительно взметнулась беда — стеной огня, бес­цветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул. (17)А кругом было солнечно и пусто — кричи не кричи…
    (18)Пламя нарастало со свистящим шумом. (19)Ветер гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
    (20) У коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади.
    (21) Ещё немного, и огонь подойдёт к ним…. (22)Володя бро­сил сумку и, на ходу открывая перочинный ножик, бросил­ся к лошадям.
    (23)Гыедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (24)Володька ударил лезвием по ремню… (25)На ремне даже зарубки не осталось. (26)Володя повис на вожжах, начал кромсать сы­ромятную кожу и чуть не плакал от беспомощности и доса­ды: ведь вчера ещё он собирался наточить ножик, когда из стола его доставал!
    (27)Вожжи вдруг лопнули, и Володю отбросило. (28)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни. (29)Конь Герой, такой знакомый, добрый, сейчас тоже храпел и рвал упряжь.
    (ЗО)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда коня, одичавшего от ужаса. (31)И нож срывался. (32)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающей сухой травы нарастал и нарастал… (ЗЗ)Вскоре Герой ускакал вслед за Риткой, и Володя ухватился за во­жжи Вольницы…
    (34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не ду­мать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее!..
    (36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (39)Огонь был уже близко. (40)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (41)Оглянулся. (42)Лошади не убежали. (43)Они ходили неподалёку, словно не реша­лись бросить Володю одного.
    (44) На помощь Володе уже подбегали взрослые…
    (45) Вскоре с огнём справились. (46)Пожарники хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.
    (47) Кто-то из мужчин отчаянным голосом повторял:
    (48) — Я же говорил: не курить у конюшни! (49)Я же го­ворил!
    (50)— Да никто не курил. (51)Это девчонки сегодня ба­ловались, — устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом.
    (52)Все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг него…
    (53)…Уже и лето почти прошло, Володька стал забывать о пожаре. (54)И вдруг говорят: медаль. (55)Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку. (56)Не потому, что боялся, а просто — чего тут говорить? (57)И только два вихра на темени торча­ли задорно и упрямо.
    (По В. Крапивину)

  • Смелые люди у всех вызывают заслуженное восхищение.
    Вариант 2
    В моём понимании смелость — это умение без оглядки подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость движет теми, кто спасает людей во время пожара, без опа­ски отправляется в тяжёлые экспедиции, выходит на бой с врагом. Однако и в обычной жизни много примеров смелых поступков.
    События, описанные в рассказе о спасении Романка, могли произойти весной в любом городе, где есть река. Мальчишку уносило на оторванной льдине, и неожиданно на помощь ему пришла маленькая девочка Валентинка. Она отважно бросилась в воду и вытащила мальчика.
    В народе говорят: храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Именно так и поступила Валентинка, и все смелые люди ведут себя подобным образом.
    Поэтому, я считаю, именно смелость позволяет, забыв о страхе, броситься на помощь тому, кто в ней нуждается. Ведь, как говорится в пословице, от смелого и смерть бежит!
    Вариант 3
    Я знаю, что смелость — это качество, противоположное трусости. Это мужество, уверенность в том, что нужно дей­ствовать немедленно, несмотря на опасность, забыв о себе.

  • Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
    Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотвер­женных людей!
    Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, про­явленные в опасной, критической ситуации. Отважные лю­ди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
    В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в де­ревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве по­жара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
    Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, ко­торые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно ге­роем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая че­тырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
    Отвага — это свойство людей с большой буквы, и заме­чательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
    Вариант 2
    Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные лю­ди думают не о себе, а о жизни других.
    Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рис­куя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
    Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на ук­реплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на- Амуре от наводнения, спасли его.
    Не зря говорят: где отвага, там и победа.
    Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Имен­но отважными людьми совершаются подвиги.
    Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумев­шим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные ло­шади, но в тот момент подросток был занят только од­ним — их спасением (предл. 34, 35).
    Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
    Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.

  • ОГЭ русский язык 9 класс. Задание 15.3.
    Текст для работы
    (1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во-лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время войны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре».
    (4)…Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня. (7)Конюхи приехали с поля на перерыв.
    (8)У ближней стены конюшни весело завизжали и заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (9)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (10)В школу не ходят, с куклами пока играют. (11)Вон, даже печку устроили…
    (12)—    Эй, вы что делаете?!
    (13)Их    как ветром сдуло. (14)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся CteHbl конюшни…
    (15)Только что, секунду назад, всё было хорошо. (16)А теперь стремительно взметнулась беда — стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул. (17)А кругом было солнечно и пусто — кричи не кричи…
    (18)Пламя нарастало со свистящим шумом. (19)Ветер гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
    (20)У    коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади.
    (21)Ещё    немного, и огонь подойдёт к ним…. (22)Володя бросил сумку и, на ходу открывая перочинный ножик, бросился к лошадям.
    130
    (23)Гыедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (24)Володька ударил лезвием по ремню… (25)На ремне даже зарубки не осталось. (26)Володя повис на вожжах, начал кромсать сыромятную кожу и чуть не плакал от беспомощности и досады: ведь вчера ещё он собирался наточить ножик, когда из стола его доставал!
    (27)Вожжи вдруг лопнули, и Володю отбросило. (28)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни. (29)Конь Герой, такой знакомый, добрый, сейчас тоже храпел и рвал упряжь.
    (ЗО)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда коня, одичавшего от ужаса. (31)И нож срывался. (32)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающей сухой травы нарастал и нарастал… (ЗЗ)Вскоре Герой ускакал вслед за Риткой, и Володя ухватился за вожжи Вольницы…
    (34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее!..
    (36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (39)Огонь был уже близко. (40)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (41)Оглянулся. (42)Лошади не убежали. (43)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
    (44)На    помощь Володе уже подбегали взрослые…
    (45)Вскоре    с огнём справились. (46)Пожарники хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.
    (47)Кто-то    из мужчин отчаянным голосом повторял:
    (48)—    Я же говорил: не курить у конюшни! (49)Я же говорил!
    (50)— Да никто не курил. (51)Это девчонки сегодня баловались, — устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом.
    (52)Все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг него…
    131
    (53)…Уже и лето почти прошло, Володька стал забывать о пожаре. (54)И вдруг говорят: медаль. (55)Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку. (56)Не потому, что боялся, а просто — чего тут говорить? (57)И только два вихра на темени торчали задорно и упрямо.
    (По В. Крапивину)
    15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВАГА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отвага?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Вариант 1
    Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.
    Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом (предл. 34, 35). Володя успел отвязать всех, и только потом покинул горящую конюшню сам.
    Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
    Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!
    Вариант 2
    Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, проявленные в опасной, критической ситуации. Отважные люди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
    В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в деревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве пожара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
    Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, которые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно героем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая четырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
    Отвага — это свойство людей с большой буквы, и замечательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
    Вариант 3
    Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные люди думают не о себе, а о жизни других.
    Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рискуя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
    Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на укреплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на-Амуре от наводнения, спасли его.
    Не зря говорят: где отвага, там и победа.
    Вариант 4
    Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Именно отважными людьми совершаются подвиги.
    Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумевшим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные лошади, но в тот момент подросток был занят только одним — их спасением (предл. 34, 35).
    Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
    Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.

  • Задание 15.3. на ОГЭ
    Текст В. Крапивина
    (1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во-лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время войны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре».
    (4)…Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня. (7)Конюхи приехали с поля на перерыв.
    (8)У ближней стены конюшни весело завизжали и заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (9)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (10)В школу не ходят, с куклами пока играют. (11)Вон, даже печку устроили…
    (12)—    Эй, вы что делаете?!
    (13)Их    как ветром сдуло. (14)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся CteHbl конюшни…
    (15)Только что, секунду назад, всё было хорошо. (16)А теперь стремительно взметнулась беда — стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул. (17)А кругом было солнечно и пусто — кричи не кричи…
    (18)Пламя нарастало со свистящим шумом. (19)Ветер гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
    (20)У    коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади.
    (21)Ещё    немного, и огонь подойдёт к ним…. (22)Володя бросил сумку и, на ходу открывая перочинный ножик, бросился к лошадям.
    (23)Гыедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (24)Володька ударил лезвием по ремню… (25)На ремне даже зарубки не осталось. (26)Володя повис на вожжах, начал кромсать сыромятную кожу и чуть не плакал от беспомощности и досады: ведь вчера ещё он собирался наточить ножик, когда из стола его доставал!
    (27)Вожжи вдруг лопнули, и Володю отбросило. (28)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни. (29)Конь Герой, такой знакомый, добрый, сейчас тоже храпел и рвал упряжь.
    (ЗО)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда коня, одичавшего от ужаса. (31)И нож срывался. (32)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающей сухой травы нарастал и нарастал… (ЗЗ)Вскоре Герой ускакал вслед за Риткой, и Володя ухватился за вожжи Вольницы…
    (34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее!..
    (36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (39)Огонь был уже близко. (40)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (41)Оглянулся. (42)Лошади не убежали. (43)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
    (44)На    помощь Володе уже подбегали взрослые…
    (45)Вскоре    с огнём справились. (46)Пожарники хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.
    (47)Кто-то    из мужчин отчаянным голосом повторял:
    (48)—    Я же говорил: не курить у конюшни! (49)Я же говорил!
    (50)— Да никто не курил. (51)Это девчонки сегодня баловались, — устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом.
    (52)Все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг него…
    (53)…Уже и лето почти прошло, Володька стал забывать о пожаре. (54)И вдруг говорят: медаль. (55)Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку. (56)Не потому, что боялся, а просто — чего тут говорить? (57)И только два вихра на темени торчали задорно и упрямо.
    (По В. Крапивину)
    Вариант 1
    Я думаю, отвага — это умение, не задумываясь ни о чём, прийти на помощь в трудную минуту, даже если под угрозу будет поставлена твоя собственная жизнь. Отвага — это выдающаяся смелость.
    Именно её и продемонстрировал Володя, герой рассказа В. Крапивина, который бесстрашно спас лошадей от смерти в огне. Конечно, он рисковал, но не думал об этом (предл. 34, 35). Володя успел отвязать всех, и только потом покинул горящую конюшню сам.
    Отважным можно назвать и поступок известного пловца Шаварша Карапетяна, который спас двадцать человек, упавших в Ереванское озеро в переполненном троллейбусе.
    Отвага — качество сильных, бесстрашных, самоотверженных людей!

    Вариант 2

    Я считаю, что отвага — это решимость, бесстрашие, проявленные в опасной, критической ситуации. Отважные люди появляются тогда, когда что-то угрожает жизни других.
    В рассказе о пожаре, едва не погубившем лошадей в деревенской конюшне, отвагу проявил Володя, который, не задумываясь, бросился на помощь животным. В буйстве пожара он смог отвязать всех лошадей до последней и спас их, выбежав в последнюю секунду, когда огонь был уже близко (предл. 36-39). Это, без сомнения, отважный поступок.
    Пожары, к сожалению, случаются часто и в реальной жизни. То и дело мы слышим о настоящих смельчаках, которые бросаются в огонь ради спасения других. Недавно героем новостей стал Михаил Абросимов, который, спасая четырёхлетнего сына от пожара, выпрыгнул с ним из окна седьмого этажа. К счастью, оба они остались живы.
    Отвага — это свойство людей с большой буквы, и замечательно, что по-настоящему отважные люди есть среди нас.
    Вариант 3
    Для меня отвага — это смелость и самоотверженность, вместе взятые. Это способность проявить находчивость и бесстрашие в трудную минуту. Как правило, отважные люди думают не о себе, а о жизни других.
    Отвага — качество, которое продемонстрировал герой по имени Володя из прочитанного рассказа В. Крапивина. Мальчик, не задумываясь, бросился на помощь лошадям, оказавшимся привязанными в загоревшейся конюшне. Рискуя своей жизнью, он освободил их всех (предл. 36). Володя не испугался, не убежал, когда огонь был совсем рядом.
    Мы все также помним, как во время наводнения на Дальнем Востоке спасатели, работая 15 часов подряд на укреплении дамбы, защищающей город Комсомольск-на-Амуре от наводнения, спасли его.
    Не зря говорят: где отвага, там и победа.
    Вариант 4
    Отвага — это смелость, при которой человек забывает обо всём на свете, кроме тех, кому стремится помочь. Именно отважными людьми совершаются подвиги.
    Так, в рассказе В. Крапивина желание помочь обезумевшим коням затмило страх Володи перед стихией огня (предл. 26, 27, 32). Его могли затоптать перепуганные лошади, но в тот момент подросток был занят только одним — их спасением (предл. 34, 35).
    Как настоящий герой, справившись с бедой, Володя не помышлял ни о какой награде. Мальчик её уже получил: кони остались живы.
    Отвага способна превратить даже маленького человека в исполина. Героический поступок Володи подтверждает это.

  • Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.

    Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!

    Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:

    — придумайте заголовок к тексту;

    — составьте план;

    — перескажите текст (сжато или подробно);

    — придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);

    — ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»

    — отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.

    Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.

    Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.

    Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.

    Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!

    В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.

    — Что такое успех?

    — Какую роль играет книга в жизни человека?

    — Что такое патриотизм?

    — Почему между отцами и детьми возникают конфликты?

    По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.

    Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.

    Аргументы:

    1. Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
    2. Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
    3. Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
    4. Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
    5. Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д

    Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.

    Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.

    Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)

    — Что такое добро?

    — Как вы понимаете значение слова патриотизм?

    — Как вы понимаете значение слова забота?

    — Как вы понимаете значение слова мечта?

    Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.

    Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!

    Особенности подготовки к ОГЭ по русскому языку (написание
    сочинения-рассуждения) в учебном заведении санаторного типа

    Ростовская-на-Дону санаторная
    школа-интернат № 74 создана для реабилитации и дальнейшего обучения детей,
    инфицированных микобактериями туберкулёза, находящихся в группе риска – контакт
    с туберкулёзными больными, вираж туберкулиновой пробы, а также часто болеющих и
    соматически ослабленных. Вышеперечисленные заболевания не являются основанием
    для освобождения наших учащихся от итоговой аттестации.

    Государственная итоговая аттестация
    по русскому языку – это результат изучения данного предмета на протяжении всех
    девяти лет учёбы в основной школе.  При подготовке к ОГЭ в санаторной
    школе-интернате в первую очередь необходимо учитывать возможности учащихся и их
    психофизические особенности (быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, недостаточная
    продолжительность работоспособности и концентрации внимания), а также частую
    смену контингента учащихся.

    Начинается подготовка к ОГЭ с
    изучения КИМов ФИПИ, учащиеся знакомятся с требованиями к проведению экзамена,
    с содержанием заданий по русскому языку, уточняют изменения, анализируют
    задания. Практически сразу выясняется, что одним из заданий, вызывающих
    тревогу, является часть 3 ОГЭ по русскому языку —  сочинение-рассуждение. Как
    правило, к 9 классу учащиеся уже знают, как писать сочинение-рассуждение, но
    необходимо ещё раз напомнить структуру или алгоритм его написания:

    1.    
    Вступление – тезис.

    2.    
    Основная часть –
    доказательства (аргументы).

    3.    
    Заключение – вывод.

    Ученики должны хорошо усвоить
    последовательность написания сочинения, так как от этого зависит правильность
    выполнения задания в целом. Часть 3 ОГЭ по русскому языку даёт учащимся право
    выбора одного из трёх видов сочинения.

    9.1 – сочинение-рассуждение на
    лингвистическую тему, в котором предлагается прокомментировать слова известного
    учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача –
    раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.
    Аргументы должны быть приведены из прочитанного текста. Сочинение-рассуждение
    может быть написано в научном или публицистическом стиле. Практически все
    учащиеся, будущие выпускники нашей школы осознают, что не смогут написать
    сочинение на лингвистическую тему, поэтому им предлагается рассмотреть варианты
    9.2 и 9.3

    9.2 – сочинение-рассуждение, в
    котором проверяется умение ученика самостоятельно истолковывать, разъяснять,
    раскрывать, интерпретировать смысл ключевого фрагмента данного текста, как
    правило, это финал, и в нём заключена идея текста. Примеры, иллюстрирующие
    смысл фрагмента текста должны быть приведены из исходного текста. Это и
    является главной сложностью написания сочинения-рассуждения 9.2, так как
    ученики не всегда могут найти, вычленить два аргумента из данного текста и
    правильно их проанализировать. Очень часто ученическая аргументация сводится к
    переписыванию исходного текста, либо к его пересказу, что экспертами
    оценивается нулём баллов.

    9.3 – сочинение-рассуждение, в
    котором нужно дать толкование какому-либо нравственному понятию (о котором идёт
    речь в исходном тексте) и, используя данное понятие в качестве тезиса, написать
    сочинение. В качестве аргумента взять один пример из предложенного текста, а
    второй пример из собственного жизненного опыта. Привести один аргумент из
    данного текста нашим ученикам, в большинстве случаев,  не составляет особого
    труда, а с аргументами из жизненного опыта гораздо сложнее, так как опыта у
    девятиклассников ещё слишком мало. В этом случае очень важно объяснить, что
    «жизненный опыт» — это не лично твой, или одноклассников, или соседей, или
    знакомых. Более убедительными будут аргументы, которые являются общеизвестными,
    например:

    1) исторические факты;

    2) общественно значимые вопросы,
    обсуждаемые в обществе (в СМИ);

    3) высказывания известных философов,
    литераторов, художников и т.д.;

    4) высказывания специалистов в
    какой-либо области (психологов, социологов, педагогов и т.д.);

    5) примеры из читательского опыта;

    6) биография известного человека
    (назвать имя писателя, художника, учёного или любого другого известного лица);

    7) культурные, национальные традиции
    (народная мудрость). [1]

        Когда, учащиеся понимают, что
    источников для аргументов «из жизненного опыта» достаточно много, что этот
    аргумент является как бы «надпретметным», может быть приведён из любой сферы
    жизни ученика, то практически сразу выясняется, что сочинение 9.3 является
    более подходящим для учеников нашей школы. И мы целенаправленно начинаем
    заниматься подготовкой к написанию сочинения-рассуждения 9.3

        Практически сразу мы заводим
    тетрадь, в которой отражаем аргументы, раскрывающие то или иное нравственное
    понятие. Эта тетрадь носит метапредметный характер и находится в портфеле
    будущего выпускника постоянно. Она может понадобиться на классном часе в школе
    или в отряде, на уроке по любому предмету, даже дома во время просмотра
    новостной передачи. Ребята очень быстро привыкают работать с этой тетрадью и
    подбирать примеры из различных сфер жизнедеятельности человека, очень скоро в
    тетрадке накапливается достаточно аргументов и антиаргументов, которые ребята
    могут трансформировать в зависимости от предложенной темы
    сочинения-рассуждения.

    Пример записей в тетради-копилке:

    Подвиг:

    1.    
    Подвиг Александра
    Прохоренко в Сирии.

    2.    
    Подвиг Ивана Голубца в
    родном Таганроге. Улица в его честь.

    3.    
    Подвиг полицейского
    Магомеда Нурбагандова против экстремистов. Его фраза «Работайте, братья!»

    4.    
    Подвиг Александра
    Матросова.

    5.    
    Борис Полевой «Повесть о
    настоящем человеке».

    6.    
    Борис Васильев «А зори
    здесь тихие…».

    7.    
    Герои фильма
    «Сталинград», режиссёр Фёдор Бондарчук.

    8.    
    Герои фильма «Битва за
    Севастополь», режиссёр Сергей Мокрицкий.

    И исторический прототип героини фильма  — легендарная
    женщина-снайпер Людмила Павличенко.

    9.    
    Михаил Шолохов «Судьба человека».

    10.  А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

    При небольшой трансформации эти
    аргументы становятся подходящими и к раскрытию тем: «Сила духа», «Сила воли», «Смелость».

    Пример
    ученического сочинения:

    На мой взгляд, подвиг – это
    героический поступок, который человек совершает, рискуя собственной жизнью,
    ради спасения других людей.

    Примером подвига может стать
    аргумент из текста Сухачёва. Витька вместо того, чтобы пойти завтракать,
    побежал дежурить. Должна была начаться бомбёжка. Мальчик услышал сигнал тревоги
    и помчался на чердак. Вместе со своим другом Валеркой он обезвредил бомбу.
    Мальчики поступили как настоящие герои. Подтвердить данную мысль можно примером
    из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Эта повесть рассказывает о
    военном подвиге пяти девушек-зенитчиц, которые отправляются на задание. Им
    нужно перехватить немцев, тайно пробирающихся в тыл по болоту. Силы оказываются
    неравными: пять девушек и старшина против шестнадцати немецких солдат. В живых
    остался только старшина.

    Исходя из сказанного, подвиг – это
    поступок, совершить который могут только сильные духом люди.

    Если поменять тему
    сочинения-рассуждения «Подвиг» на «Силу духа» второй аргумент может звучать
    следующим образом: «Пример силы духа мы можем найти в рассказе М. Шолохова
    «Судьба человека». Андрей Соколов вынес все ужасы войны: потерял родной дом,
    пережил гибель жены и детей, героически вёл себя в немецком плену, что могло
    стоить ему жизни, но сумел выжить, завоевал победу и независимость своей
    Родины».

    Меняем тему на «Смелость» и
    трансформируем аргументы из «копилки»: «Подтвердить сказанное о смелости можно
    примером из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв отказался
    служить Пугачёву, хоть и понимал, что это стоит ему жизни. Он не побоялся смерти
    и до последнего защищал свою Родину».

    Таким образом, при подготовке к
    итоговой аттестации по русскому языку в учебном заведении санаторного типа
    прежде всего необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся и
    владеть методикой обучения ослабленных детей. Исходя из этого, обоснован выбор
    одного из трёх предложенных видов сочинения-рассуждения и работа по
    «оттачиванию» его написания. Эффективным методом подготовки к ОГЭ по русскому
    языку является ведение тетради-копилки с аргументами и умение учащихся
    трансформировать один аргумент, исходя из предложенной темы сочинения.
    Целенаправленная работа по подготовке учеников к итоговой аттестации с учётом
    специфики учебного заведения непременно даст положительные результаты и
    удовлетворение своей работой как для учителя, так и для будущих выпускников.

    Литература

    1.     Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2021. 30 тренировочных
    вариантов по демоверсии 2021 года. 9-й класс: учебно-методическое пособие /
    Сенина Н.А., Андреева С.В., Гармаш С.В., Гурдаева  Н.В., Кобякова Г.Н.; под
    ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2020.

    Сочинение о значении союзов

    Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

    Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

    Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

    Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

    Сочинение о местоимении

    (Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

    Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

    Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

    Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

    Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

    Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

    В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

    Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

    Сочинение о богатстве русского языка

    Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

    Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

    Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

    Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

    Сочинение-рассуждение

    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

    Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

    Сочинения о связи лексики и грамматики

    1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

    Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

    Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

    Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

    2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

    Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

    Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

    Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

    Автор: Татьяна Моржева

    На чтение 5 мин Просмотров 3.2к. Опубликовано

    Данная тема и текст актуальны для ОГЭ 2022!

    ЗАДАНИЕ 9.3

    Как Вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТНОСТЬ?

    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?»

    ПРОЧИТАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

    (1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

    (2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

    (3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.

    (10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.

    (12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

    (14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

    (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам.

    (22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:

    – Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?

    (27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.

    – (30)Достал?

    – (31)Достал, – засмеялся отец.

    (32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

    (34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».

    (36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

    (38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41) Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

    (По В.М. Пескову*)

    *Песков Василий Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.

    СОЧИНЕНИЕ

    Как характеризует человека бескорыстность?

              Бескорыстность – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя за это никакого вознаграждения. Бескорыстность характеризует человека с положительной стороны, потому что обладатель этого качества щедр, добр, внимателен к окружающим. Он готов безвозмездно совершить добрый поступок, протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. Рассмотрим данное утверждение на конкретных примерах.

              В тексте В. М. Пескова идёт речь об одном случае из детства рассказчика. Однажды в поезде совершенно случайно очень ценная для него книга упала между двойными окнами вагона. Достать её не удалось, хотя на помощь пришли все пассажиры, и герой расстроился до слёз. Чтобы как-то утешить ребёнка, неравнодушные взрослые пообещали достать книгу и вернуть по почте. На удивление рассказчика через несколько дней после происшествия почтальон стал приносить один за другим одинаковые пакеты. Оказалось, что добрые люди купили точно такую же книгу и выслали рассказчику по почте. Этот случай заставил мальчика понять, что на свете много бескорыстных людей, которые готовы помочь, не ожидая за это никакой награды.

              Вспоминается также история, описанная А. Платоновым в рассказе «Юшка». После смерти главного героя его земляки узнали, что на протяжении многих лет он бескорыстно помогал одной сироте. Сначала Юшка поместил девочку в московское семейство, а потом отдал в школу с пансионом. Каждое лето он приходил проведывать свою подопечную и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Благодаря Юшке сирота закончила университет и стала врачом. Так бескорыстный поступок героя А. Платонова показал людям, что на самом деле он был человеком добрым и щедрым, а не бесполезно проживающим жизнь, как они считали раньше.

              Таким образом, бескорыстность – это ценное нравственное качество, которое мы должны развивать в своём характере. (267 слов)

    Читаем также:

    Как завоевать авторитет?

    Как можно прославиться?

    Нужно ли уметь просить прощения?

    Для чего человеку нужно воображение?

    Блог в помощь!

  • Сочинение рассуждение на тему пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение
  • Сочинение рассуждение на тему роль языка в жизни общества
  • Сочинение рассуждение на тему прямая речь
  • Сочинение рассуждение на тему поэзия и жизнь в балладе светлана
  • Сочинение рассуждение на тему проблема патриотизма