Сочинение рассуждение на тему русский характер

Автор на чтение 5 мин. просмотров 1 опубликовано 15.03.2021 опубликовано вкл 16.02.2014 14:51автор: новосельцева виктория сочинение рассуждение скачать:

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Опубликовано вкл 16.02.2014 — 14:51Автор: Новосельцева Виктория

Сочинение — рассуждение

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngzachem_nuzhny_pravila_punktuatsii_i_orfografii.doc 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?

Новосельцева Виктория

В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.

Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.

  Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.

        Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.

Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.

Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал Максим Горький. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.

Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию. Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.

Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.

И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.

Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть  достойным носителем русского языка.

velikij-moguchij-russkij-jazyk.jpg

А. Усачев. Что значит выражение «Белые мухи»?

Мастер-класс «Корзиночка»

Рождественские подарки от Метелицы

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Орфография — раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические правила составляют большую часть предмета «русский язык», который изучается в школе в течение всего одиннадцатилетнего обучения.

Представьте, если бы мы писали все так, как слышим или произносим слова, какая неразбериха бы получилась! Сквозь неумело записанную транскрипцию слова очень сложно добраться до смысла высказывания. Как и в тех случаях, когда одна буква может кардинально поменять смысл слова. Компания — группа людей, а кампания — система мероприятий. Казалось бы, два одинаково звучащих слова, но на письме имеющих совершенно разное написание и в связи с этим разное значение. Можно привести еще много примеров, которые только подтверждают то, что орфографические правила нужно учить основательно, чтобы успешно применять их в жизни.

Орфография помогает нам каждый день, ведь грамотность — залог успеха. С помощью выученных наизусть правил можно грамотно строить свою речь и добиваться успехов в выбранной профессиональной деятельности.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение зачем нужны правила« Характеристика хорошего человека сочинениеОбраз любимой женщины в творчестве Есенина »Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сочинение рассуждение на тему орфография! …» по предмету ? Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по русскому языкуЯ сидел и читал. в комноте было тепло, свет лампы мягко падал на книгу, уютно тикали часы. и о том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра. у меня в комнате растет лимонное дерево. я хорошо ухаживаю за ним.Ответы (1)Прямые и переносные значения слова солнцеОтветы (1)Определите стилистическую окраску слова «шустрый» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.Ответы (2)Выписать эпитет и метафоры из текста: Сыро. Холодно. Молодой клевер, выросший после первого кокса, старается не замочить свою завитую В мелкие кудряшки розовую голову и уклоняется от крупных капель дождя.Ответы (1)Что такое словесный портрет причастия?Ответы (1)Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/02/16/zachem-nuzhny-pravila-orfografii-i-punktuatsii
  • https://schoolessay.ru/sochinenie-zachem-nuzhny-pravila/
  • https://urokam.net/russkij-jazyk/3426250.html

221309 or


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.

Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.

Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь.
(По В.А.Солоухину)*

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.

Домашнее задание

Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.

Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу «Муму»

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс

Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»

AVvXsEgS2XSEPjFHLifyvWNGNhd2mQmLUGeOssA6Qz49r4o3GShGqc8OYR0saZ q1BC dvR0znTeBVxpmqIv cVS3KTDO6RC6a3nFYyBlsbVmljGW9TSmfTuSTuvqhXZMg5PzvMRrIOG3F3qhDNwT6cceOhReXhWy ScM80CT8nZ5NFF5POp0tSvEdhwJP mlw=w400 h300

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»

Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов

___________________ А.В. Хисамова

_____________Т.Р. Фарберова

__________________И.А.Соломаха

___________________________________

Протокол №1

Протокол методического совета №1

Протокол .педагогического совета №1

«30» августа 2021г.

«30» августа 2021г.

от «31» августа 2021г.

Приказ №_837 от «30» августа 2021г.

Приказ № _851 от «31» августа 2021г.

Рабочая программа

элективного учебного предмета

«Теория и практика написания сочинения в традиционном жанре»

по учебному предмету

«Русский язык»

11АБ класс

2021-2022 учебный год

Нижневартовск 2021г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса

  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Содержание программы учебного предмета, курса

  6. Тематическое планирование

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея- тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе говорится, что часть С — небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна не только выпускникам, но и другим учащимся школы.

Выбор данной темы связан с желанием учащихся успешно сдать обязательный письменный экзамен по русскому языку, повысить свою грамотность и лингвистическую компетенцию.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Цель курса:

— формирование устойчивых знаний и умений учащихся по созданию сочинений-рассуждений по текстам разных типов и стилей речи;

— создание условий для оценивания учащимися собственных возможностей и склонностей.

— гуманитарное развитие учащихся;

— развитие творческих способностей личности;

— овладение учащимися свободной письменной речью;

— подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Цель данного курса состоит не в «натаскивании» учащихся и не в приобщении их к шаблонным, трафаретным сочинениям. Главное, чтобы они приобрели знания и умения, помогающие конструировать свое сочинение в соответствии с поставленной проблемой, оперировать фактами из текста, использовать афоризмы и собственные мысли в соответствии с заявленной проблемой и позицией автора.

Задачи элективного курса:

Обучить осознанному чтению и восприятию текстов; помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:

— совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

— формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

— совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

— совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

— формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

— привить умение аргументировать собственные мысли и мнение автора примерами из текста, из других произведений (статей), из собственной жизни.

— обучить умениям и навыкам самостоятельного создания сочинений и самостоятельного оценивания и взаимооценивания работ.

— развивать и воспитывать мыслящую личность, умеющую отстоять свое мнение.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение элективного курса предмета «Русский язык» в 11 классе в вариантной части Учебного плана МБОУ «Лицей №2» отводится 1 час в неделю (34 часа в год)

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

— понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

— формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

— определять позицию автора;

— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

— анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

5. Содержание программы учебного предмета, курса

Теоретический аппарат курса. Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению.

«Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий. Алгоритм работы с текстом (часть С) Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.

Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?

Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление?

Комментирование проблемы. Виды комментария.

Как написать комментарий к проблеме исходного текста?

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме? Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Анализ текстов.

Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Как оформить аргументацию собственного мнения? Как собрать материал для аргументации личностной позиции? «Переходные мостики» к читательской аргументации.

Работа по систематизации читательского опыта. Финал сочинения. Виды заключений. Как написать вывод сочинения?

Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности. Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.

Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Текстовые ошибки и их классификация. Работа над ошибками.

Итоговые занятия. Защита творческих работ.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

— работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

— самостоятельная работа;

— работа в группах, парах;

— индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

6. Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Требования к уровню знаний.

Виды деятельности, формы, методы работы

Виды самостоятельной деятельности учащихся, формы контроля ЗУН.

Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению.

1

Знать основные требования к сочинению-рассуждению.

Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная работа.

«Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий.

1

Знать различие ключевых понятий: тема, проблема, авторская позиция.

Индивидуальная работа в группах. Анализ образцов, «мозговой штурм»

Алгоритм работы с текстом (часть С)

Цель: развитие умения пользоваться алгоритмом при работе с текстом.

1

Работа в парах, группах, индивидуальная работа с сильными учащимися. Беседа, работа с раздаточным материалом; частично-поисковый метод.

Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.

1

Знать: основные композиционные части сочинения.

Уметь использовать разные варианты вступления и заключения. Индивидуальная работа, в группах. Анализ

текстов, работа с образцами. Исследовательский метод.

Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.

1

Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?

1

Знать: виды проблем.

Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста.

Групповая работа, работа по вариантам. Исследовательский метод.

Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?

1

Знать: виды проблем.

Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста.

Групповая работа, работа по вариантам. Исследовательский метод.

Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление?

1

Знать: основные композиционные части сочинения.

Уметь использовать разные варианты вступления. Индивидуальная и групповая работа, достраивание таблицы, работа с образцами.

Комментирование проблемы. Виды комментария.

1

Знать: способы оформления комментария.

Уметь: правильно цитировать; самостоятельно и мотивиро-ванно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов Групповая работа, индивидуальная, фрон-тальный и выборочный опрос. Частично-поисковый, син-таксическое конструирование

Как написать комментарий к проблеме исходного текста?

1

Как написать комментарий к проблеме исходного текста?

1

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

1

Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме?

1

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Естественные и искусственные доказательства. Анализ текстов.

1

Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.

1

Как оформить аргументацию собственного мнения?

1

Как собрать материал для аргументации личностной позиции?

1

«Переходные мостики» к читательской аргументации.

Работа по систематизации читательского опыта.

1

Финал сочинения. Виды заключений.

1

Финал сочинения. Виды заключений.

1

Как написать вывод сочинения?

1

Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.

1

Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.

1

Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

1

Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

1

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

1

Комплексное применение знаний.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

1

Комплексное применение знаний.

Комплексное применение знаний.

Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

1

Знать основные признаки текста научно-популярного стиля.

Уметь строить монологическое высказывание по тексту научно-популярного стиля.

Групповая работа, индивидуальная, фронтальный и выборочный опрос.

Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

1

Знать основные признаки текста научно-популярного стиля.

Уметь строить монологическое высказывание по тексту научно-популярного стиля.

Групповая работа, индивидуальная, фронтальный и выборочный опрос.

Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.

1

Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.

1

Знать: основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.

Уметь: находить и исправлять в тексте основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.

Индивидуальная дифференцированная работа.

Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.

1

Знать: основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.

Уметь: находить и исправлять в тексте основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.

Индивидуальная дифференцированная работа.

Итоговые занятия. Защита творческих работ.

1

Итоговые занятия. Защита творческих работ.

1

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учащихся:

1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-

тренировочные упражнения, создание текста. — Челябинск, «Взгляд», 2004

2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. — М.: Просвещение, 2005

3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). — М.: «Экзамен», 2006.

4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011. – Р-н-Д.: «Легион», 2010

5. Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- С.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2010.

6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

Литература для учителя

1. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий./ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

2. Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов./Н.Я. Нелюбова. – В.: Учитель, 2010.

3. О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.- М.: Просвещение, 2008.

4. Т.А. Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ. Алгоритм подготовки к части С. – М.: Айрис-пресс, 2009.

5. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. – Р-н-Д.: «Легион», 2010

Дополнительная литература

1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. – М.:Астрель, 2002.

2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение , 2002.

4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. — М.: Просвещение, 1977.

5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

На чтение 5 мин Просмотров 2.3к. Опубликовано

Данная тема и текст актуальны для реального ОГЭ 2022!

ЗАДАНИЕ 9.3

Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?»

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал? 

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет… 

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, –  убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые… ледянистые…»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– Это тебе… эти ледянистые…

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

(По В.И. Одноралову*)

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

СОЧИНЕНИЕ

Нужно ли уметь просить прощения?

          Если один человек обидел другого, он просит у него прощения. Это значит, что обидчик осознал свою неправоту, раскаивается в содеянном и хочет, чтобы тот, кого он обидел, знал об этом и не держал на него зла. Поэтому прощение – это отпущение вины. Нужно ли уметь просить прощения? На мой взгляд, если люди не будут уметь просить друг у друга прощения, то им будет трудно сохранить дружеские, тёплые отношения между собой. В подтверждение своих слов приведу два примера.

          Обратимся к тексту В.И.Одноралова, герой которого — мудрый дедушка — научил своего внука Андрея просить прощения. Однажды дед узнал от ребят, что Андрейка обижает свою одноклассницу Аллу Иванову: дёргает её за волосы и обзывает. Убедившись, что это правда и на самом деле Алла нравится Андрейке, дедушка заявил, что внуку необходимо извиниться перед девочкой и в знак признания своей вины подарить ей цветы. Андрейка очень волновался во время встречи с Аллой, ведь он совсем не умел просить прощения. Однако мальчик всё же извинился перед одноклассницей и подарил ей астры. Так дедушка научил своего внука просить прощения, ведь он знал, насколько важно это умение.

          В моей жизни тоже была ситуация, когда мне пришлось просить прощения. Как-то раз я незаслуженно обидел своего лучшего друга. Он перестал со мной общаться. Я понимал, что виноват, но мне было очень трудно переступить через себя и признать свою вину. Однако через некоторое время я понял, что дружба для меня дороже собственного самолюбия. Набравшись смелости, я пришёл к другу и попросил у него прощения. Так мне удалось восстановить нашу дружбу, чему я очень рад.

          Таким образом, умение просить прощения — это очень ценное нравственное качество, поэтому мы должны развивать его в своём характере. (270 слов)

Читайте также:

Как можно прославиться?

Для чего человеку нужно воображение?

Блог в помощь!

  • Сочинение рассуждение на тему русский язык среди других языков мира 10 класс
  • Сочинение рассуждение на тему россия родина моя
  • Сочинение рассуждение на тему русский язык родной язык
  • Сочинение рассуждение на тему русский язык в современном мире
  • Сочинение рассуждение на тему русский язык хранитель духовных богатств нации