Сочинение рассуждение на тему роль женских образов в романе гончарова обломов

Сочинение на тему роль женских образов в романе и.а.гончарова ,,обломов с эпиграфом ответы: эпиграф: в жизни, как и на прогулке,

Сочинение на тему роль женских образов в романе И.А.Гончарова ,,Обломов”
(С эпиграфом)

Ответы:

Эпиграф: В жизни, как и на прогулке, женщина должна опираться на мужчи­ну несколько выше ее. (А. Карр)
Женские образы в Романе И. А. Гончарова прямо противопоставлены друг другу.Ильинская женщина красивая, хорошо образованная, разбирающаяся в музыке и живописи. Она любила в Обломе образ, придуманный. Она решила доказать себе и окружающим, что сможет расшевелить Илью Ильича, вернуть его к жизни. В свой любви Ильинская хотела самоутвердится, переделать взрослого Обломова под объект своих мечтаний, жить с ним, так как любить дважды, по её мнению, безнравственно! И на какое-то время ей удалось разбудить Илью Ильича, он стал тщательно следить за своей одеждой, меняться с Ильинской книгами и ходить на свидания. Но испытания любовью Обломов не прошёл, После признания в любви, Илья Ильич понял, что не сможет соответствовать Ильинской, что встретив более достойного человека она разочаруется и глубоко пожалеет о связи с ним. Обломов находит в себе силы объяснится и отказаться от своей любви.
Своё спасение Обломов находит в доме на Выборгской стороне, принадлежащем Пшеницыной, которая любит его всем сердцем, за то, что “походка у него свободная” и за то, что он добр к ней. Пшеницына простая и трудолюбивая женщина, без особых претензий к жизни. Любовь Пшеницыной исходит от сердца, она добра и нетребовательна. Пшеницына следит за порядком в его комнате, готовит ему разные вкусности, заботится о его здоровье. В этом вдовьем доме Илья Илиьч находит атмосферу родной Обломовки. Такое тихое семейное счастье не пугает главного героя. И плодом этой любви является маленький Андрюша Обломов, которого воспитают Штольцы.
Действительно,”женщина должна опираться на мужчину несколько выше её”. Ильинская нашла своё счастье со Штольцем, которй полностью соответствовал её требованиям, обретя с ним покой. А Обломов был счастлив с Пшеницыной, для которой он был пределом мечтаний.

Образ Ольги Ильинской является прямой противоположностью образу Агафьи. Ее взгляд на мир походит на европейский, она стремиться изменить мир и постоянно совершенствуется в своих познаниях. Домашние дела и заботы о муже Ольга отставляет на второй план, ведь на первом месте у нее познание лучшей жизни и великого счастья в созданном ею мире. Но, несмотря на все стремление и противоборство с женскими обязанностями, в конце романа, Ольга начинает заниматься домашними делами и полностью погружается в семейную жизнь. Ее одолевает тоска и печаль от постоянства жизни со скучным супругом, но она не уходит от него.
Эти две женщины, хотя и разные по своему происхождению, характеру и жизненных целей, на самом деле прекрасно дополняют друг друга, отображая силу женской природы и красоты.

Вариант 3

Выдающийся роман «Обломов» российского классика Гончарова И.А. заслуживает внимания каждого из нас. В романе автор сочетает множество противоречивых образов. Герои его произведений совершенно разные люди, из разных слоев общества, с различными моральными и этическими ценностями. Такие противоречия позволяют читателю анализировать и принимать правильные решения относительно своей жизни тоже. Так как ситуации, с которыми сталкиваются герои, актуальны и в нынешнее время.
В романе описаны интересные и яркие женские образы. Образ женщины в романе всегда заслуживает огромного внимания, вот и это произведение не является исключением. В произведении фигурирует два основных женских образа, жизни, которых кардинально отличаются друг от друга. Однако каждая из женщин, хочет обрести истинное счастье в любви.
Особое место в романе занимает образ Ольги Ильинской. Это молодая изящная  дворянка. Несмотря на свой юный возраст, всего лишь 20 лет, девушка умна и образована, ей присущи манеры истинной леди. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, она ведется себя всегда сдержанно и спокойно. С юных лет, молодая леди занимается музыкой и обладает прекрасным голосом, за что еще сильнее располагает к себе читателя. Девушка крайне любознательна, часто проводит время за книгами, ее жизнь не стоит на месте. Утонченности образу предает ее серьезность, подтверждением чего является описание ее портрета автором.
На жизненном пути юной леди встречается главный герой произведения – Обломов. Их встреча происходит благодаря общему знакомому Андрею Штольцу. Он приводит в дом Ольги Обломова, с первой минуты главный герой не может свести глаз с молодой и грациозной девушки. Ее пение завораживает Обломова, и он почти сразу признается ей в любви. Девушка возвращает его к жизни, он забывает об унылых буднях и готов меняться. Однако его стремления к переменам исчезают при первых трудностях. Несмотря на свою любовь, девушка не готова мириться с его недостатками. Она хочет видеть рядом с собой энергичного, веселого парня, готового на подвиги ради нее. Она искренне верит, что ради любви Обломов готов к переменам, однако должных перемен не происходит.
Главный герой устает от жизни, которой живет девушка, начинает сомневаться в ее чувствах. И решает первым закончить эти отношения, несмотря на то, что рядом с ней он необычайно счастлив, лень побеждает его. Через некоторое время они вновь встречаются и чувства переполняют их.  Спустя время юная леди понимает, что даже ради любви Обломов не готов к переменам и решает закончить эти отношения.
Несмотря на то, что девушка очень сильна духом, разрыв с Обломовым сильно огорчает ее. Она тяжело переносит горесть от утраты любимого человека.
После не удавшихся отношений с Ильинской, главный герой сближается с Агафьей Пшеницыной. Агафья – полная противоположность Ольги. Это истинная домохозяйка, которая окружает Обломова заботой и вниманием. Она также как и главный персонаж живет спокойно и умеренной жизнью, воспитывает детей, делает дом уютным. Ей не важна светская жизнь, не интересна музыка и литература. Агафья в отличие от Ольги не стремиться изменить устоявшийся образ жизни Ильи Ильича, а наоборот создает вокруг него спокойную атмосферу. В скором времени Обломов женится на Агафье Пшеницыной и у них рождается сын Андрюша.
В романе сопоставлены два совершенно разных женских образа, однако каждый вызывает одобрение читателя, располагает к себе. Заставляет задуматься каждого, какой образ жизни ему предпочтительнее, какие жизненные ценности все же играют главную роль, возможно ли совместить в себе образ двух очаровательных дам?

Многие произведения, написанные известными творческими людьми, всегда включали в себя несколько роковых, важных женских образов, без которых суть произведений теряла свой смысл. Одним из таких произведений является социально–психологический роман «Обломов», автором которого является И.А. Гончаров.
Главный герой Обломов всегда пытался избежать общения с женщинами и не поддаваться на их чары. Он считал это глупой тратой времени. Но, как и все мы, в какой то период своей жизни он был увлечен молодыми красавицами.
Читая роман, мы видим, как Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. И она играет немаловажную роль в его судьбе.
Гончаров описывает эту женщину достаточно умной, лаконичной, сдержанной. Женщина не играет роль кокетки, она не использует ложь, как средство достижения цели. Ольга достаточно простая женщина. И это вызывает возмущение и недоумение у окружающих. Лишь один персонаж романа – Штольц, действительно видит в ней хорошего человека. Остальные персонажи просто избегают общения с ней.
Ольга, принадлежав к дамам из высшего общества, не вписывается в их круги. Она не общается с теми особами, которые ей не интересны. Возможно, ее внутренний мир намного шире и развитей, в отличие от других героев романа. Именно этим она и привлекает внимание Обломова.
Уже после первого знакомства, Илья Ильич начинает думать об Ольге. Гончаров особым образом описывает Ольгу. Он не делает ее красавицей, не создает из нее куклу, с коралловыми губами, с жемчугами, с миниатюрными ручками. Но, он делает ее образ гармоничным и грациозным.
Она имела, аккуратное, пропорциональное телосложение. Поэтому, Обломов обращает на нее внимание и со временем понимает, что не может без Ольги. Ему очень нравится ее пение, героиня начинает приходить к Обломову в странных снах. После разговора со Штольцем, который просит «расшевелить» Илью Ильича, Ольга уделяет ему все больше внимания. Она заставляет Обломова читать книги, она хочет сделать из него нормального, активного человека, как и все вокруг. И это увлечение настолько завладевает Ольгой, что она считает его посланием свыше. Она настолько гордилась своей деятельностью, она восхищалась своими поступками.
Именно в этот момент мы и можем увидеть настоящую сущность такой робкой, милой девушки. Ольга все больше вмешивается в жизнь Обломова, она навязывает ему свои идеи, мысли, она заставляет его найти смысл в жизни. Все ее действия переходят в сарказм, насмешки над бездумно прожитыми годами главного героя. И, в конечном итоге, они доходят до деспотического отношения, навязывания воли.
Обломов же признается Ольге в своих чувствах и в своей любви. Девушка посчитала это верным знаком и правильным ходом событий. Некоторое время Илья Ильич действительно стал меняться, но, понимая, что просто выполняет все требования женщины и не может им упираться, задумывается над всеми своими поступками.
Обломов начинает думать над тем, что Ольга только лишь увлечена воспитанием главного героя и не преследует за этим никаких дальнейших целей. Такая мысль возникает и у нас, читателей. Даже если подумать о том, что женщина искренне выполняет просьбу Штольца и с хорошими намерениями помогает Обломову, мы видим, что ее поведение переходит все допустимые границы. Она просто ломает человека и делает его правильным и удобным только лишь для нее. На этой почве Обломов пишет Ольге письмо и высказывает все свои мысли, хотя вскоре раскаивается в содеяном и они снова мирятся.
В дальнейшем сюжете, Обломов даже подумывает о женитьбе, но его мысли развеиваются на фоне непонятного поведения возлюбленной. Их отношения продолжаются, но находят все большие разногласия. Обломов хочет укрыться от всего, спрятаться от чужих глаз. А Ольга желает светской жизни, хочет посещать театр, хочет показать всем свое положение невесты Обломова.
Еще один женский образ, который раскрыт в романе, принадлежит Пшеницыной Агафье Матвееве. Она влюбляется в Обломова, всегда пытается угодить ему и обеспечить его нужды. Она постоянно сравнивает его со своим бывшим мужем и восхищается непохожестью двух мужчин. Ее простора позволяет Обломову комфортно себя чувствовать. Ведь за него все делают. О нем все заботятся. У Обломова и Агафьи Матвеевны рождается сын, и они продолжают свою размеренную жизнь.
Главный герой построил свое существование наиболее благоприятным для него образом. И в последние годы он был с той женщиной, которая заботилась о нем и делала все ради комфорта и уюта любимого.


Определите плотность жидкости находящейся в сосуде если давление ровно 68 кПа а вы сота жидкости 0,5м

Мини сочинение по каз яз “плавание мой любимый вид спорта”

Прочитайте предложение послушать так оно произносится зеленая черепаха 3 класс 1 часть русский язык

Начерти замкнутую линию 6 звеньев и 6 вершин

Помогите ответить на вопросы ( это немецкий)

Составить предложение про Астану по английскому

сочинение на тему добрые люди вокруг нас

Во сколько лет умер инштейн

в одном мешке было 56 кг муки, а в другом 24 кг муки. Эту муку расфосовали в 40 пакетов поровну. Сколько потребовалось пакетов для расфасовки муки из каждого мешка.

Как на поле Куликов ом
Зори алые встают
как над полем Кубиков ом
Даже птицы не поют
с Дона весть летит стрелок
бьются русские мужи
чтоб над Русском землею
черный ворон не кружилась
рано солнышко садится
вот уж звездочки вены
долго бой кровавый длится
много силы у Орды
помоги земля родная
в тяжко битве устоять
за тебя мы все готовы свою кроватку отдать
и земля как будто слышит
стало жаркой как огонь
то подземным жаром дышит
то опутает травой
гонит матушка Россия
заметавшихся врагов
у нее довольно силы
защитить своих сынов
как над полем Кубиков ом
зори алые встают
как над полем Кубиков ом
птицы радостно поют
что Россия победила
в страшной схватке на Дону
у нее достанет силы дать всегда отпор врагу
найти эпитеты, олицетворения, сравнение.

Но как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.
Ольга — безусловно, личность совершенно незаурядная. Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей. Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней.
Такая характеристика кажется странной для молодой девушки, представительницы высшею общества. Можно сделать вывод, что она не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными. Также можно предположить, что Ольга — человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной. Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.
Вот как описывает внешность Ольги Гончаров: “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом… ”.
Ольга была излишне самоуверенна, переоценивая свое влияние на Обломова и собственную силу. Да, в течение какого-то периода Обломов действительно начал меняться. Ему нравится сама Ольга, и он рад доставить ей радость.
Но на самом деле все изменения были лишь внешними. В душе Илья Ильич остался таким же, каким был раньше. Он идет на поводу у своей строгой “наставницы” в большей мере от того, что просто не обладает силой воли и характера, чтобы противиться ей. До поры до времени все идет гладко, а потом в душе Обломова постепенно нарастает сопротивление слишком активному напору женщины. На следующее утро после своего признания в любви Илья Ильич Обломов начинает размышлять о содеянном. Его размышления вряд ли понравились бы Ольге, будь она в состоянии их услышать. Обломов начинает раздумывать о том, какое место на самом деле занимает он в душе Ольги. Не есть ли ее стремление к нему всего лишь очередной каприз вздорной барышни, стремящейся к чему-то новому? Его мучит мысль о том, что, влюбившись в другого, Ольга начнет стыдиться своей былой любви к Илье Ильичу.
Среди женских образов, представленных в романе, также можно отметить вдову Пшеницыну Агафью Матвеевну. Это простая женщина, оказавшая значительное влияние на жизнь Ильи Ильича. Агафья Матвеевна влюбляется в Обломова, переживает за него, старается обеспечить ему покой и комфорт. Пшеницына даже заставляет всех домашних ходить на цыпочках во время болезни постояльца.
Агафья Матвеевна восхищена Обломовым еще и потому, что тот совершенно не похож на ее покойного мужа.
Образ Агафьи Матвеевны свидетельствует о ее простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, вдова Пшеницына продает свои вещи, чтобы прокормить его. Агафья Матвеевна совершенно не пытается заставить Обломова действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так милы сердцу Ильи Ильича. У Обломова и Агафьи Матвеевны рождается сын, названный в честь Штольца Андреем.
Обломов прожил свою жизнь по той схеме, которая была ему наиболее приятна. И последние его годы с ним рядом была простая, немудреная женщина, которая всячески проявляла свою заботу о муже.

В. Г. Белинский в статье “Взгляд на русскую литературу 1847 года” отмечал, что И. А. Гончаров наделен “сильным, замечательным” талантом. И к особенностям этого таланта причислял в первую очередь ” необыкновенное мастерство рисовать женские характеры “. ” Он никогда не повторяет себя, — писал критик, — ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны”.
В романе Гончарова “Обломов” выведены замечательные женские образы, и один из них — Ольга Сергеевна Ильинская. Критик Д.И. Писарев усматривал в Ольге “тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи”, которые старались в то время ввести в женское воспитание. В личности Ольги, “привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами”, он особо выделяет “два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения”. “Естественность и присутствие сознания” — вот что, по мнению Писарева, отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Отличает потому, что “эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги”, к тому же представлены в романе с такой художественной правдивостью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за “невозможный идеал”, созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Вероятно, за это последнее качество И. Анненский назвал Ольгу “одной из русских миссионерок”, девиз которых — “пострадать, послужить, пожертвовать собой”. Но Ольга — миссионерка “умеренная, уравновешенная”, так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. “Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг”, и миссия у нее “скромная” — “разбудить спящую душу” Обломова.
Для русской литературы Ольга — новый образ в самом широком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила “из идейных соображений”. С другой стороны, Ольга — самый интересный персонаж в романе “Обломов”. Она живет богатой духовной жизнью, полна сил и желания действовать. У нее сильный характер, она мечтает о герое, соединяющем в себе высокий ум и страстное чувство с энергией, волей и большой целью в жизни. Редкие появления подруги Ольги — Сонечки — очень красноречиво подчеркивают контраст между героиней и такими, как ее подруга, — пустыми и ветреными кокетками.
Подчеркивая в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а не эгоистических целей, Н. А. Добролюбов, видевший в ней передовую русскую женщину, замечает: “Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову”.
Еще один женский образ воплощен у Гончарова полнокровно и многокрасочно. Это образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, вдовы коллежского секретаря, в доме которой Обломов обрел спокойное счастье и семью.
Агафья Матвеевна — простая, заурядная, необразованная женщина из мещанской среды, которая, тем не менее, нежно полюбила Илью Ильича, трогательно заботилась о нем и очень гордилась его привязанностью. Она живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия. Но нельзя отрицать, что образ Агафьи Матвеевны достаточно поэтичен. Предоставив Обломову домашний очаг и обеспечив ему желанный покой, эта добрая и мягкая женщина нашла в своем преданном чувстве к герою смысл своей жизни. Ее любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенной. Когда Обломов был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, его спасла любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека.
Пшеницына не предъявляла к Обломову никаких требований, и он “жил как будто в золотой рамке жизни”. В доме Пшеницыной Обломов обрел то спокойное и ровное семейное счастье, о котором мечтал. Его любовь к жене была такой же спокойной и ровной, не требующей ни бессонных ночей, ни сладких и горьких слез. Добрейшая Агафья Матвеевна помогала Обломову не замечать жизни и не чувствовать ее. И Илья Ильич окончательно убедил себя, что в этой женщине воплотился “идеал того необозримого, как океан, и нерушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла в его душу в детстве, под отеческою кровлей”, то есть “…идеал его жизни осуществился”.
“После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем”. Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына.
Еще один колоритный женский образ в романе — образ жены Захара Анисьи, принадлежащей к многочисленной петербургской обслуге. Анисья — “живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками”. До замужества она занималась рынком и кухней, а после замужества быстро причислила себя к дому Обломовых, бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жизнью, домом и особой Ильи Ильича. Этот образ введен автором не случайно.
Если слуга Обломова Захар является своеобразным двойником своего барина, то Анисья олицетворяет собой тот тип слуги (служанки), который полностью приспосабливается к хозяину. Даже во внешности ее особо отмечается незаметность лица: “Лица у ней почти вовсе не было… оно так обтянулось, выцвело, что о носе ее давно уже получишь ясно понятие, а лица все не заметишь”. Зато благодаря своей ловкости и проворности она быстро, “в две недели” доказала свою незаменимость. Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, была умнее мужа. Он понимал, что благодаря всем этим качествам она очень скоро вытеснит его из жизни любимого барина, и не мог смириться, а потому стал грубым, стремился всячески обидеть и унизить Анисью. Но, несмотря на враждебное отношение Захара, именно она стала его спасительницей. При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку. Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.
Женские образы можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отданы автором женщинам обычным, традиционным, и их образы резко противопоставляются образу главной героини, тем самым подчеркивается необычность и значимость Ольги Ильинской — единственной по-настоящему положительной героини романа. Ее образ энергично движет все действие, объединяет центральные мужские фигуры (Обломова и Штольца), выявляет достоинства и недостатки обоих главных героев-антиподов. Именно в этом образе выдающийся критик Н. А. Добролюбов усмотрел “намек на новую русскую жизнь”, потому что от Ольги “…можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину”. Обломовщина “хорошо ей знакома”, и “она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…”

Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя ис­ториями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеев­ны Пшеницыной.
Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеуст­ремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших ге­роинь русской литературы. Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…”
Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «…глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей
Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентен­ции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слиш­ком мудреной и немного боялись»’.
Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свобод­ная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки. Ей нра­вилось устремлять на него любопытный взгляд, «доб­родушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью… У ней, в умненькой го­ловке, развился уже подробный план… она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги… потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, пи­сать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу…»
Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая роб­кая, молчаливая, которой до сих пор никто не слу­шался, которая еще не начала жить! Она — виновни­ца такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».
И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то кни­ги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем… Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и бле­стят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сши­том, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»
Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.
«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Воз­можно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно…» – такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смеш­ного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…»
Но Обломов, как в прежней своей службе и увлече­ниях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду за­ниматься, читать, уеду в Обломовку… один! — приба­вил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»
Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.
«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запы­ленной комнате, с опущенными шторами».
Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаим­ные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее про­тивостояние: «… она перешла к деспотическому про­явлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспре­станно вызывала наружу его ум…
И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее…
Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице…
Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельно­сти…»
Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «… это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю…» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней. Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувст­вах, и в чувствах Обломова. После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга ино­гда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холод­ное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от меч­ты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день…
Она искала, отчего происходит эта неполнота, не­удовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..
Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвеча­ет понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву…»
А что же Обломов? А он «… не учился любви, он за­сыпал в своей сладостной дремоте… По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жиз­ни, и ему опять снилась Обломовка…» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, кото­рый рисуется в его воображении: «… Кругом его само­го резвятся его малютки, лезут к нему на колени, ве­шаются на шею; за самоваром сидит… царица всего окружающего, его божество… женщина! жена!.. По­том, обняв жену за талию, углубиться с ней в беско­нечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьет­ся и замирает…» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.
Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»… нет здесь яркой страсти, кото­рой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».
Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наво­дят на него ужас. Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение. Ругая За­хара за то, что тот распространяет слухи о предстоя­щей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложно­сти, которые связаны с этим шагом и… сам ужасается!
Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и поро­ждает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался… такого существования, которое было бы исполнено со­держания, и текло бы тихо, день за днем., капля по ка­пле, в немом созерцании природы и тихих, едва пол­зущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жиз­ни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как вообра­жал ее Штольц». Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга пони­мает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни че­рез год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «… Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер… Камень бы ожил от того, что я сделала… Я узнала недавно толь­ко, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»
Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противо­положность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти со­всем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с высту­пившими наружу крупными узлами синих жил». Не­далекая, она находит счастье в хлопотах по дому, за­боте о детях и… Обломове. Она — воплощение той «об­ломовской» жены-хозяйки, одно из начал мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гла­дит, толчет, трет…» Получив в свои руки еще и хозяй­ство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла… и жизнь закипела и потекла рекой».
«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся лю­бовном чувстве к Обломову этой героини. Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце. Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ива­на Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».
Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, кото­рых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не краснова­тое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца… Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает… Он ба­рин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения… И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой… ». Теперь «все ее хо­зяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».
А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораз­до проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно дви­жущихся локтях,., во всезнании всех домашних и хо­зяйственных удобств воплощался идеал того необо­зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей». Ему нравилось шу­тить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «… у него не рождается ника­ких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозяба­ет». Именно к такой жизни всегда стремился наш ге­рой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что поду­мает о нем Агафья Матвеевна, «… что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет…»
Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настоль­ко стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она пере­живает не из-за своих детей, а о том, «… как вдруг ба­рин… станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форе­лей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки…» Автор с неприкрытой иро­нией повествует о том, как Агафья Матвеевна решает­ся поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег. Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие по­добные прихоти,… а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп… В лице Агафьи Матвеевны Об­ломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт.., он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществил­ся, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспеч­ное течение жизни…» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она по­няла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вло­жил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»
И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.

(694 слова) Одним из главных произведений Ивана Александровича Гончарова является социально-психологический роман «Обломов». В нем писатель рассказывает судьбу русского дворянина Ильи Обломова. Этого героя можно отнести к типу «лишних людей», ведь он не смог найти себе места в быстро меняющейся России. Особое значение в раскрытии идеи романа играет образ природы. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт пейзаж в произведении Гончарова «Обломов».

Природа тихой Обломовки, описываемая писателем сквозь сон главного персонажа, является наиболее запоминающимся пейзажем. Это место автор называет «благословенный уголок», «чудный край» и т.д. Писатель изображает тихую, беззаботную и отдалённую от города деревню, где царят спокойствие и безмятежность. Здесь нельзя встретить беспокойных морей, дремучих лесов, ветреных степей, высоких гор. Природа Обломовки является максимально простой и тихой. Это средняя полоса России, автор чаще всего описывает летнюю пору. Для Обломова в деревне было «вечное лето, вечное веселье». 

«солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».

Ленным настроением пропитаны овраги и поля. Так, веками над обрывом нависает изба, где живут крестьяне Сусловы, и никто ничего не предпринимает: жизнь течет «на авось». В Обломовке преобладает размеренное течение времени — не линейное, а циклическое, которое люди мерили только лишь сменами времён года или церковными праздниками. Дни были похожи один на другой, как и пейзажи родной деревни. Глухая деревня была изолирована от внешнего мира, поэтому могла похвастаться девственными лесами и нетронутыми полями:

«крестьяне <…> возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами <…> и более никаких сношений ни с кем не имели»

Для Обломова с раннего возраста идеальный мир состоял из красоты пейзажей родной деревни. Будучи мальчиком, главный персонаж желал поподробнее узнать всю прелесть окружающего его мира. Однако все стремления главного героя разрушились под воздействием чрезмерной опеки родителей. Впоследствии Обломов впитал в себя тот ленный и размеренный жизненный ритм, который присущ родной деревне. Повзрослев, персонаж осознал, что этот темп для него является самым комфортным. Его идеалы воплощены в описаниях досуга на природе:

Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…».

Картины природы в произведении выполняют и другие смысловые функции. Так, состояние природы олицетворяет эмоциональное состояние главного героя. Читатель видит, что хрупкая ветка сирени становится символом любви между Обломовым и Ольгой. Когда героиня даёт эту ветку герою, он заявляет в ответ, что больше предпочитает ландыши. Ольга расстраивается и роняет ветку. Однако, осознав чувства девушки, персонаж приходит на следующее свидание с той же веткой. Ветка сирени в романе символизирует весну и зарождение новой жизни, нового Обломова, готового на активные действия ради Ольги. Тихая летняя природа олицетворяет расцвет отношений двух героев.

Совсем другие картины природы вырисовываются, когда к Обломову приходят сомнения. Автор описывает дождливую погоду, серое небо, холод и сырость. Героиня видит, что сирень уже отцвела, словно завяла и их любовь. Таким образом, осенний пейзаж показывает отдаление персонажей. Облетевшие листья и кричащие вороны символизируют печальное расставание. Герои больше не в состоянии прятаться за свежей зелёной листвой. Также символом расставания становится снегопад, под который попадает главный герой. Светлое чувство, которое символизировала ветка сирени, погибает под воздействием снежного покрывала холода. Можно заметить, что любовь двух героев, которая началась весной и закончилась осенью, совпадает с естественным течением времени картин природы. Смена времени года символизирует рождение новых чувств — Ольги — к Штольцу и Обломова — к Агафье. В конце произведения читатель видит пейзаж на кладбище, где похоронен главный герой. Весьма символично то, что рядом с могилой Обломова растет сирень, будто напоминание о весне сердца, которую он пережил.

Можно утверждать, что картины природы в романе Ивана Гончарова «Обломов» выполняют важные смысловые функции. Они раскрывают характеры людей. Илья и Ольга умеют тонко чувствовать красоту природы и восхищаться ее каждым проявлением. Читатель видит, что, выйдя замуж за Штольца, Ольга теряет прекрасную способность чувствовать каждое явление природы, которая у него была в период любовных отношений с Обломовым. Кроме того, пейзаж олицетворяет внутреннее состояние главных персонажей в конкретный момент времени. Также природа родного края определяет и объясняет ментальность главного героя. Видя Обломовку, читатель понимает, почему Илья стал таким.

Автор: Виктория Комарова

(761 слово) Рассмотрим  одно из наиболее значимых творений  отечественного писателя Ивана Гончарова, знаменитый психолого-социальный роман  «Обломов», в котором автор открывает нашему взору жизнь  представителя высшего сословия Ильи Обломова. Дворянин  Обломов является «лишним человеком», поскольку ему не было  места в стране, которая стремительно менялась в то время. В повествовании Гончаров отводит особое место природе, она у него не застывший пейзаж, а с ее помощью  раскрываются темы и идеи книги.

Рассмотрим, как представлен пейзаж в романе.

Изначально окружающая деревню Обломовку природа описывается через сон Ильи Обломова, и предстающий пейзаж кажется очень ярким.  Писатель называет сие место чудным краем и благословенным уголком. Автором показана спокойная и размеренная жизнь в деревне. Деревня безмятежна и спокойна. В ней неторопливый,  размеренный ритм;  ничего не создает треволнений для жизни в ней. Все пейзажи, окружающие деревню, источают покой, типичный для средней полосы страны, причем, в летнее время. Впрочем, для Ильи Ильича  в сельской глубинке все времена года были одинаковыми – вечное лето.

Лень чувствуется во всем пейзаже, жизнь идет своим чередом, тянется медленно – столетиями на грани обрыва стоит изба крепостных Сусловых, однако, ничего не предпринимается для исправления сего безобразия – изба нависает над обрывом, рискуя сорваться со всеми жильцами вниз. Но все оставлено на извечное русское авось.  Сама Обломовка живет не просто размерено и медленно, а циклами.  Время крестьянами измеряется лишь по сменам времен года, да по церковным праздникам. Все было похожим, следующий день был практически полностью похож на предыдущий. Эта деревня располагалась в самой глуши, ее леса были не тронуты топорами лесорубов, а степи не были распаханы на пашни земледельцами.

Крестьяне Обломовки взаимодействовали лишь с волжской пристанью, где сбывали ненужное и покупали необходимое. В другие места они не ездили.

Сам Илья Обломов с самого раннего детства привык к этому миру, ставшему для него идеалом – окружающая деревню природа, которая, как и сама деревня, были его отчим и родным краем. Он идеализировал этот мир для себя. Еще в юношеском возрасте он занимался познаванием своего края, этого мира. Но его тяготения были уничтожены родителями, которые проявляли к своему чаду излишнюю опеку, которые сами были людьми богатыми и ленивыми. По их стопам пошел и их сын, привыкший к их жизни и ставший ее продолжателем.

Как жили помещики, так жили и крестьяне – разумеется, в плане лености во всем происходящем. Поэтому, на становление Обломова влияли не только родители, но и окружающая его атмосфера. И он определился с образом жизни, уже став взрослым человеком, и свято ведет этот образ жизни. А идеальность в мире достигается досугом, проводимым на природе этого самого мира – он хотел сидеть в тени деревьев, попивая чаек да поглядывая на пруд.

Но описываемый пейзаж несет в себе и другие функции  — природа является отражением внутреннего мира главного героя. Например, ветвь сирени олицетворяет любовь Ильи и Ольги. Так, Ольга подает Илье эту веточку, на что тот отвечает, что ему больше по нраву ландыши. Девушка расстроилась и выронила веточку, но Илья, поняв, что полюбил Ольгу, пришел на другое свидание с этой самой веткой.

Эта ветка является не только символом любви между двумя людьми, но и символом весны. А, кроме того, показывает процесс зарождения иной жизни – иной жизни главного героя, который теперь другой, который теперь готов проявить активность для возлюбленной. А природа летом, которая тиха, показывает, как расцвели отношения Ильи и Ольги.

Однако абсолютно по-иному описывается природа в моменты, когда Обломов стал сомневаться – природа стала дождливой, небо посерело, стало сыро и прохладно. А Ольга видела отцветшую и теперь уже увядшую сирень, будто увяла их любовь. Пейзаж, которым показана осень, олицетворяет отчуждаемость между влюбленными, а начавшие облетать листья и появившиеся вороны символизируют собой их расставание, ведь они больше не могут прятаться за зеленью, которой уже нет.

Также расставание символизирует и метель, в которой оказался Обломов. Те чувства, о которых говорила сирень, умерли так же, как и сама она под снежным покровом.

Хорошо заметно, что отношения Ольги и Ильи пошли параллельно временам года – сначала жизнь чувств зародилась, потом расцвела летом, подобно цветку, а потом отцвела по осени.

Кроме того, со сменой времен года сменились и чувства главных героев – так  Ольга полюбила немца Штольца, а Илья влюбился в Агафью. В финальном пейзаже, на котором представлено кладбище, автор показывает сирень у могилы Обломова, которая намекает на первую и последнюю весну в его сердце.

Описание природы, которое имеет крепкую взаимосвязь с главными героями, помогает глубоко раскрыть их характеры и их самих – Ольга и Илья умели чувствовать природу и жили ею, радовались каждому ее проявлению.

А разменяв друг друга на других людей, они утратили это умение – Ольга, выйдя замуж за Штольца, ощутила недостаток романтики, хоть их союз и был крепким,  а Обломов, полюбив Агафью, и вовсе скончался.

Кроме того, описание пейзажей родных для Обломова краев показывает, почему сам Илья Обломов стал таким, каким представлен взору читателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Появившись в 1859 году в «Отечественных записках», роман Гончарова «Обломов» сразу же привлек к себе внимание читающей публики. Все признали «Обломова» выдающимся художественным явлением, однако в понимании основного пафоса романа нет единства во мнениях и по сей день.

Прочитав роман, Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечит$ываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невре$менный в настоящей публике». Другими словами, Толстой видел в романе общечеловеческий смыл.

Иной позиции придерживался Н.А. Добролюбов, считавший, что «Обломов» представляет интерес только как отражение времени и социальных коллизий, как «знамение» настоящего общественно-политического состояния России.

Тем не менее, как бы ни относилис$ь критики к роману, непреложным остается тот факт, что сюжетную основу «Обломова» составляет история судьбы главного героя, его любви к Ольге Ильинской, девушке с цельным и сильным характером.

Встает вопрос о том, почему ни дружба, ни сама любовь не$ смогли победить лень Обломова, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем». Что сыграло решающую роль в духовном «сне» Обломова: жизнь и воспитание в Обломовке или иные враждебные обстоятельства, помешавшие одухотворенной личности реализовать себя?

Во-первых, объяснение характера и пристрастий Обломова заключено в его воспитании и образе жизни в его родной Обломовке. Картина детства, описанная во сне Обломова, дает исчерпывающий ответ. Сам же Гончаров писал, что «в этой первой части заключается только введение, пролог к роману…, а рома$на нет!» На самом деле, это действительно так, потому что Обломов, лежащий на диване, совсем не тот человек, которого мы видим в отношениях с Ольгой.

$Главный герой узнает Ольгу в начале второй части, следовательно, сюда перемещается композиционный центр произведения, ведь только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. В начале второй части Обломов дает объяснение своей жизненной апатии. В разговоре со Штольцем Илья Ильич жалуется на отсутствие цели в своей жизни, на мелочность и пустоту всего его окружающего. Обломов говор$ит, что в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Всю вину за свою бездеятельность Обломов перекладывает на безнравстве$нное общество.

Вдруг Обломов встречает Ольгу Ильинскую. Она завораживает его настолько, что он забывает о своей апатии, его душа наполняется глубоким и всепоглощающим чувством. Причем чувство Обломова настолько естественно и чисто, настолько правильно, что оно не противостоит практическим заботам, общественным делам, вл$ивает в них новую жизнь.

Сама Ольга очень органично врисовывается в эту жизнь. Она выросла вне каких-либо сословных рамок и запретов и сформировалась в цельную, одухотворенную личность. По мысли романиста, Ольга должна была сочетать к$онкретно-историче-

ские черты с христианским началом.

Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Обломову при их знакомстве и при развитии их дальнейших отношений. Ольга называет свою любовь к Обломову долгом, нисп$осланным ей Богом. Сама же она уподобляется «путеводной звезде», ведущей Обломова вперед к духовному возрождению. «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идет на гору, – пишет о своей героине автор. – Он за ней, но она едва касается травы и в самом деле как будто улетает».

Ольге удается на время пробудить Обломова. Она заставляет его сбросить халат. Начать активно двигаться и жить. Такие изменения в ритме жизни благотворно сказались на герое:

$«Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах бле$ск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности».

Полюбив Ольгу, Обломов начинает все очень чутко чувствовать. Илья Ильич открывает новые грани своей души, глубже понимает сущность отношений между мужчиной и женщиной, необходимым финалом которых является брак. В отношении семейного союза$ у Обломова очень рано складывается собственное мнение. Взрослея в Обломовке, герой очень быстро впитывал идиллическую картину жизни своих родителей.

Повзрослев, Илья Ильич не изменил своим предпочтениям, добавив к ним «ноты, книги, рояль». Он по-прежнему хотел жить в патриархально-идиллическом духе на лоне природы. В такой жизни не оставалось места практической стороне, потому что, по мысли Обломова, занятия хозяйством з$аставляют спускаться с заоблачных высот на «пошлую» действительность, так болезненно «трогающую» Илью Ильича.

Именно потому Гончаров замечает в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять то, от чего отст$ал давно», добавляя, что Обломов «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах… Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Постепенно$ практическая сторона жизни все же заставляет обратить на себя внимание. Постройка дома в Обломовке, нехватка денег очень тяготят Илью Ильича. Он перестает верить в свои силы, сомневается в истинности чувств Ольги, в возможность реализации своей мечты о женитьбе. В результате он оказывается на Выборгской стороне, реже посещает Ольгу, все больше нравственно погибая. Герою его новое жилье напоминает Обломовку, душевны$е порывы все больше смиряются, уступая место прежней апатии и бездеятельности. В конце концов он женится на хозяйке дома Агафье Пшеницыной.

Очень болезненным был разрыв Обломова с Ольгой. Оба героя перенесли большое душевное потрясение. Они оба пронесли через всю жизнь теплые воспоминания о своей любви. Однако такой исход был не случаен. Он был уготован са$мой жизнью, невозможностью гармоничной личности реализоваться в условиях совреме$нной действительности. Мотив суетности жизни, присутствующий в сценах посещения Обломова визитерами еще в первой части, вызывает негодование как Обломова, так и самого автора. В этой суетности, лжеактивности очень просто потерять основные человеческие качества. С другой стороны, в бездеятельности можно их «усилить». Поэтому так сложно придерживаться нормы, сохранять равновесие в такой жизни.

Понять эту мысль помогает гончаровская философия$ любви. Писатель считал, что «любовь, с силою архимедова рычага, движет миром», что это главное начало бытия. Вот почему можно сказать, что «Обломов» – роман о разнообразных видах любви. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройд$я «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, всю жизнь занимавшийся делами, получив согласие Ольги, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал – все награждено: вот оно, последнее счастье человека!»

Многие критики относились к Штольцу негативно. В не$м находили много сухости, эгоизма. Быть может, они были правы. Однако этот персонаж задумывался как идеальный, умеющий сочетать различные национальные и культурные элементы. Его отец – немец. Он привил сыну любовь к труду, рассудительность. Мать – русская дворянка – пере$дала Андрею многие духовные качества. Казалось бы, Штольц должен гармонично все это сочетать в себе.

На деле же Штольц не оправдал ожиданий писателя. Его «последнее счастье» не оказывается идеальным, хотя он прилагает массу усилий. Любовь теря$ет свой главный, по мнению Гончарова, смысл – гуманизировать, смягчать общественные «острые углы». Ольгу порой посещают грусть и неудовлетворенность. Хотя внешне их любовь может показаться и$деальной.

Штольц поселился с женой в Крыму в собственном доме. Выбор этого места не случаен: он символизирует гармонию в природе. В их доме постоянно присутствует «недремлющая мысль», его наполняют изящные вещи, дары цивилизации, а вокруг царит «вечная кр$асота» природы. Но все-таки нет гармонии этом доме, а значит, нет и идеальной любви. Это означает, что надежда Гончарова воплотить образ гармоничного человека и столь же гармоничной любви в современной ему действительности была утопией. Он писал: «Между действительностью и идеалом лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда».

Совсем в ином свете начинает восприниматься образ Обломова. В одном из разговоров со Штольцем Обломов замечает: «Или я н$е понял этой жизни, или она никуда не годится». По-моему, Обломов действительно не понял жизни, не проявив должного упорства, без которого было невозможно добиться любви. Но и Штольцу тоже не по силам эта за$дача, хотя он неутомимо к ней шел. Поэтому это не столько вина Обломова, сколько его беда. Поэтому не так страшен выбор Ильи Ильича, сколь страшна окружающая действительность.

Выбор идилл$ического покоя на Выборгской стороне Петербурга был своего рода спасением. Эта мысль проводится через сопоставление Пшеницыной и Ольги. Агафья Матвеевна охарактеризована совершенно иным способом, чем Ольга Ильинская. В ней нет ни богатого внутреннего мира, ни постоянно работающей мысли, ни высоких порывов. Зато она прекрасно управлялась с хозяйством, четко ощутила свое назначение как женщины и жены. Она любила Обломова без всяких мыслей о целесообразности этого чувства и «перешла под это сладостное$ иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».

Любовь Пшеницыной вызывала глубокую симпатию автора. Ведь с возникновением этого чувства для Агафьи Матвеевны открылся истинно человеческий смысл и свет жизни, сменивший ее прежнее почти бездуховное существование.

Таким образом, в «Обломов$е» показана драматическая история л$юбви и нравственных терзаний Ильи Ильича. Именно любовь выявила истинную сущность характера героя, а значит, можно заключить, что любовная интрига в романе играет главную роль. Любовь делает для нас более понятным и близким и самого Обломова, и то, что его окружает, она делает роман вневременным и наполняет его общечеловеческим смыслом.

Сочинение: Отношения Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

(302 слова) Реалистический роман И.А. Гончарова «Обломов» — это и воссоздание типов и характеров русской действительности, и явление «обломовщина», и изображение героя времени («лишнего человека»). В нем затрагиваются многие нравственно-философские проблемы: о смысле жизни, счастье, и, конечно же, любви. Будучи не в силах противостоять «обломовщине», герой теряет энергичную и жизнерадостную Ольгу, после чего находит счастье с преданной и по-матерински заботливой Агафьей Пшеницыной. Почему же первой любви героя так и не суждено было состояться?

После знакомства с Ильинской, девушкой «грации и гармонии», Обломов влюбляется в нее. И пусть чувство его такое неуклюжее, детское, стыдливое, оно имеет огромную силу и возвращает его к жизни. Его душа и тело пробуждаются от долгого пребывания в просторном «халате»: чтобы угодить девушке, герой избавляется от привычки спать после обеда, всерьез берется за чтение, пересказывая ей содержание книг, проводит много времени на свежем воздухе, размышляет о будущей жизни. Однако в мечтах Ильи Ильича читатель видит всю ту же идиллическую картину: Обломовка, большой дом, где спокойно и тихо живут они вместе с женой и детьми. Именно в этом и состоит главное противоречие между ним и Ольгой, ведь она видит в будущем Обломове энергичного, деятельного человека, каким он не способен стать.

Со временем гармония между ними рушится, иссякают темы для разговоров. Затем следует предвиденный разрыв. Герои переживают сложную внутреннюю жизнь, независимо друг от друга. В последнем диалоге с Обломовым, Ильинская говорит: «Я думала, что я оживлю тебя, a ты уже давно умер». Этой фразой она подводит итог сложившейся ситуации, ставит точку в отношениях с ним. По сути, она лишь еще раз подтверждает слова Штольца о таком явлении как «обломовщина», с которым очень тяжело бороться. «Сейчас или никогда», — часто повторяет он своему другу. И герой сознательно выбирает второе.

Таким образом, любовь к Ольге для Обломова стала со временем в тягость, собственная его натура победила в нем чувства, поэтому им и не суждено было быть вместе.

Любовь в жизни Обломова

Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.

Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.

Обломов и Ольга Ильинская

Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.

Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.

Обломов и Агафья Пшеницына

Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.

Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.

Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

Заключение

Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

Литература, 10 класс

Ленивый барин Илья Обломов и молодая красавица Ольга Ильинская являются центральными персонажами романа «Обломов» Гончарова. Отношения Обломова и Ольги Ильинской — это одна из главных сюжетных линий в романе. В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. На дорожке, где они встретились, Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. А в первый раз образ сирени появляется еще во сне Обломову и тогда запах цветка кажется ему запахом счастья. Ольга вышивает узор сирени, что лучше любых слов сказало о взаимности расцветающей любви. Так с легкого аромата сирени начались их отношения. Знакомство с Ольгой Ильинской совершает настоящий переворот в жизни Обломова. С появлением Ольги Обломов становится другим человеком, живым и активным. Он рано встает, красиво одевается и т.д.: «. Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем [. ] воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает. » Иногда Обломов устает от той жизни, которую ему навязывает деятельная Ольга. Обломов старается из последних сил, чтобы угодить любимой. Постепенно любовь к Ольге кажется ему службой. Проходит время. Ольга по-прежнему подталкивает и шевелит ленивого Обломова в надежде, что тот изменится. В конце концов Ольга теряет надежду изменить любимого. Ольга отметила в разговоре с Ильей, что уж «пропали, отошли» сирени. Если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что Гончаров каждый цветок будто специально подобрал для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа. В календаре друидов сирень означает одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество. Такая необычная художественная деталь, как цветы, а именно сирень, со скрытым смыслом, ещё лучше дополняет, полнее раскрывает тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев. (329 сл.)

  • Сочинение рассуждение на тему равнодушие слово доброе или злое
  • Сочинение рассуждение на тему равнодушие паралич души
  • Сочинение рассуждение на тему родная литература как способ познания жизни 6 класс
  • Сочинение рассуждение на тему раскаяние по тексту паустовского
  • Сочинение рассуждение на тему путешествовать значит развиваться